Меню Рубрики

Анализ диагностики социального развития детей

Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович

Образовательный процесс современного детского сада характеризуется обращенностью к ребенку, поиском оптимальных условий раскрытия и развития его личностного потенциала. Все это возможно только при наличии объективной обратной связи. Именно обратная связь предоставляет воспитателю информацию о реальных интересах и актуальном состоянии ребенка в момент взаимодействия. Объективная обратная связь может быть обеспечена педагогической диагностикой.

Умение осуществлять педагогическую диагностику и проектировать на ее основе задачи и содержание развития и воспитания ребенка входит в компетенцию грамотного, квалифицированного педагога. Ведь “если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях”. Использование педагогической диагностики в практике работы воспитателей, дает возможность научно обоснованно анализировать образовательный процесс, что закладывает основы качественного развития, прежде всего дошкольника.

Педагогическая диагностика призвана помочь в понимании реальной картины достижений, затруднений, перспектив развития ребенка, педагогического потенциала имеющихся условий его становления и характера требуемой помощи (содействия) педагога, которая может проявляться как:

– педагогическое руководство – помощь воспитаннику в преодолении затруднений, при которой педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении целей, отборе средств и коррекции деятельности воспитанника;

– педагогическая поддержка – совместное с воспитанником определение его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию;

– педагогическое сопровождение – создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития (воспитанником) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора

Диагностика – это деятельность по установлению диагноза или наука о способах осуществления этой деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать “вслепую”, растрачивая силы и время и не имея гарантии получения конструктивного результата.

Авторы программы “Детство” под педагогической диагностикой в дошкольном образовании – группа задач профессиональной деятельности педагога, направленных на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического процесса, а также прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса.

Диагностика личностно-социального развития дошкольников

Личностно-социальное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного дошкольного учреждения.

В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется педагогической диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-нравственного развития дошкольника. В этом аспекте педагогическая диагностика авторами программы “Детство” (Бабаева Т.Н., Крулехт М.В., Полякова М.Н.) рассматривается как комплекс специально разработанных методик, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии.

Предмет диагностики – особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического процесса в группах старшего дошкольного возраста.

1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.
2. Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
3. Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.

На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу удобно воспользоваться методом наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда воспитатель в играх, совместных делах разговорах с детьми оценивает:

  • Эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность.
  • Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявления инициативности, активности в общении, (в т.ч. и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны умения культуры общения – умения вступать в контакт, умения ориентироваться при общении на чувства и переживания др.
  • Личностные проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)

Методика Т.А. Репиной “Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников”.

Анализируя результаты, педагог может опираться на следующие рекомендации. Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.

Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых Вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально-эмоционального развития этих детей?

Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и вопросником для беседы с ребенком, представленными в параграфе по изучению особенностей семейного воспитания, методиками диагностики взаимоотношений детей со сверстниками, используйте и другие знакомые вам методы. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания могли бы помочь решить проблемы этих детей.

Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось – эти дети незаметны, “забыты” взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и преодолевать личностные проблемы.

Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит педагогу увидеть индивидуальные особенности социально-личностного развития детей группы, их сильные стороны и, и поведенческие проблемы, и учесть их в ходе дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.

Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводиться индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравственному воспитанию необходимо побеседовать с 6-8 детьми из разных по “благополучию” групп, выделенных на основе первой методики.

Для детей старшего дошкольного возраста данные диагностики дополняются результатами методики “Закончи историю” (модифицированный вариант ситуаций Р.М.Калинина)

Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств других людей.

Педагогическая технология в программе “Детство” построена на основе социально-эмоционального развития детей в трех наиболее значимых для дошкольника сферах: ребенок и взрослые; ребенок и сверстники, ребенок и он сам. Поэтому последующие этапы диагностики педагог ориентирует на изучение нравственных представлений, поведенческих и познавательных умений, чувств и отношений дошкольников по отношению к педагогу, членам семьи, сверстникам и самому себе.

Изучение особенностей отношения ребенка с педагогом может проводиться на основе таких методов как анализ рисунков детей на тему “Мой воспитатель”, методики “А это могло быть с тобой?”, беседы с ребенком о воспитателях группы.

Следует отметить, что названые методики должны проводиться психологом, методистом или педагогом другой возрастной группы для того, чтобы получить более объективные результаты об особенностях представлений ребенка о своем воспитателе и характере отношения к нему.

Методика рисования на тему “Мой воспитатель” и беседы по рисунку может стать базовой для определения благополучия взаимоотношений педагога с детьми, адекватного понимания дошкольниками чувств педагога, желания проявить сочувствие и внимание к нему. Остальные методики необходимы для проектирования педагогического взаимодействия с “проблемными” (замкнутыми, конфликтными, нерешительными, агрессивными) дошкольниками и теми детьми, с которыми у воспитателя не складывается позитивное взаимодействие.

Эта методика позволит увидеть своеобразие проявлений детей по отношению к воспитателям группы, выявить имеющиеся у них проблемы взаимоотношений, и выделить ту группу детей, преодоление трудностей в поведении которых необходимо начинать с оптимизации их взаимоотношений с педагогом.

Изучить особенности представлений дошкольников о своей семье, характер отношения к близким помогут беседа с детьми на темы “Моя семья” и “Моя семья в будущем”, анализ рисунков на тему “Моя семья”.

Данная беседа позволит педагогу увидеть особенности семейных взаимоотношений в каждой семье ребенка, поскольку дети склонны проецировать особенности родительской семьи на свою будущую семью. Особое внимание предлагаем обратить на вопросы о желании ребенка в будущем жить совместно с родителями, запретах и наказаниях, которые наиболее показательны для определения его эмоционального благополучия в семье.

Второй значимой для старших дошкольников сферой взаимоотношений являются отношения со сверстниками. Знание особенностей общения ребенка в коллективе сверстников, развитие умений взаимодействия с другими детьми важный аспект их социального развития лежащий в основе проектирования педагогического процесса по данному направлению.

Автор программы Т.Н. Бабаева. отмечает, что в качестве базовых методик могут выступать: наблюдение за общением детей в повседневной жизни, одна из социометрических методик (“Секрет”, “Подари открытку”, “Новоселье”), рисование на тему “Я в детском саду”, одна из диагностических ситуаций, выявляющие особенности взаимодействия дошкольника в совместной деятельности (“Обложка для книги”, “Рукавички”, “Сапожки в подарок”, “Сделаем вместе”).

Одной из наиболее сложных для педагогической диагностики сфер является сфера представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе. Для ее изучения могут быть использованы такие методики как: наблюдения за проявлениями детей в повседневной жизни, диагностическая ситуация (рассказ ребенка о себе), беседа с ребенком “Что ты любишь”, экспериментальная методика “Лесенка”, методика изучения образа “Я” дошкольника, диагностические ситуации “Что я лучше всего умею”, “Мои лучшие качества”.

В ходе наблюдения за общением и деятельностью детей педагог отмечает:

  • Проявления самостоятельности и уверенности ребенка в деятельности: умения самостоятельно выдвинуть идею, действовать в соответствии с планом, оценивать свою деятельность, отношения к советам и замечаниям взрослых, сверстников
  • Позиция, которую ребенок занимает в общении – лидер, партнер, подчиненный, уверенность в общении
  • Проявление интереса к своему прошлому и будущему, умение устанавливать связь между прошлым и настоящим, настоящим и будущим.

Для изучения особенностей представлений дошкольников о себе предлагается:

Во-первых, воспитателю важно выделить особенности социально-нравственного развития всех детей группы – освоения ими представлений о правилах и нормах поведения, умения следовать им в повседневной жизни, понимания ими чувств и переживаний окружающих, умения ориентироваться на них в своем поведении, характер детских взаимоотношений в коллективе сверстников, проявления детьми интереса к другим людям, их внутреннему миру, инициативность и самостоятельность дошкольников.

Постепенно в течение года воспитатель собирает информацию о социально-личностном развитии ребенка по следующей схеме:

  • Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада, преобладающее настроение, активность в общении со взрослыми и сверстниками.
  • Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает), умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам.
  • Основные черты общения и взаимодействия со взрослыми – активность, инициативность в общении, умение понять эмоциональные и физические состояния взрослого и проявить сочувствие, внимание, умения культуры общения (какими не владеет).
  • Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе, типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный), проблемы взаимоотношений со сверстниками (если есть).
  • Знание ребенком своих индивидуальных особенностей, умение выражать свои чувства, желания, потребности, интерес к своему прошлому, настоящему и будущему. Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки.
  • Наиболее яркие личностные качества и черты поведения.
  • Основные проблемы поведения и общения (если есть), их предполагаемые причины.

источник

Справка по итогам тематической проверки «Изучение системы работы по социально-коммуникативному развитию в старшей группе»

Алла Коновалова
Справка по итогам тематической проверки «Изучение системы работы по социально-коммуникативному развитию в старшей группе»

Определить эффективность воспитательно-образовательной работы по социально-коммуникативному развитию в старших группах; выявить уровень сформированности у детей социальных навыков, проявляющихся в игровом взаимодействии, коллективном труде, совместной деятельности на занятиях; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по социально-коммуникативному развитию детей в ДОУ.

Сроки проведения: с 21 по 30 ноября 2015 года.

• Коновалова А. В., старший воспитатель,

• Наринян Э. С., педагог-психолог

наблюдение за педагогическим процессом;

анкетирование, собеседование с педагогами;

тестирование, беседы с детьми;

изучение документации педагогов;

анализ наглядной информации для родителей.

Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми по социально-коммуникативному развитию показал, что педагоги ведут достаточно компетентную работу с воспитанниками. Целенаправленное обучение предусматривает непосредственно образовательную деятельность, игры, индивидуальное общение.

Результаты обследования показали, что в группе достаточный уровень социального развития детей; развития коммуникативных навыков; развития эмоциональной сферы. Дети умеют общаться со взрослыми на любые темы, умеют налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстниками в играх; используют в общении и совместной деятельности вербальные и невербальные средства для выражения своего состояния.

Дети знают и используют вежливые формы общения со сверстниками и взрослыми, умеют установить контакт с малознакомыми людьми (сотрудниками ДОУ, зашедшими к ним в группу). Большинство детей умеют тактично, с уважением обращаться с просьбами, вопросами; умеют попросить о помощи и оказать ее; умеют в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, заметить изменения настроения, эмоционального состояния близкого взрослого; понимать и различать радостное, печальное, спокойное эмоциональное состояние; проявляют желание посочувствовать, утешить, стремятся к сопереживанию.

Необходимо отметить умение дошкольников трудиться в коллективе. Объем работы, предлагаемый воспитателями, соответствует возрасту детей. Дети, объединяясь в отдельные подгруппы, легко и с удовольствием справляются с предложенной работой. У детей достаточно развиты трудовые умения и навыки. Они умеют сотрудничать (планировать, договариваться, действовать сообща, у них проявляются такие нравственные качества, как дружелюбие, любовь к живому, бережное отношение к вещам, предметам. Но не всегда проявляют самостоятельность (поиск рационального приема работы, принятие собственного решения). Не умеют оценивать общий труд, свою долю участия в нем с позиций общего результата.

Дети стремятся к дружбе с окружающими сверстниками и взрослыми. Их игры дружелюбные, без агрессии. Используют в речи вежливые слова и речевые обороты, умеют вежливо обратиться с просьбой. Знают большое разнообразие «волшебных слов» и ту реакцию, которую они должны производить. Иногда дети разумно этим пользуются.

Дети с огромным интересом участвуют в коллективных играх, проявляя свои творческие способности.

Анализ профессионального мастерства воспитателей показал, что оба воспитателя умеют устанавливать контакт с детьми с помощью вербальных и невербальных средств общения, умеют организовывать детей, как с помощью игры, так и без неё. Воспитатели умеют создать проблемную ситуацию и подвести детей к правильному её решению, умело поддерживают их интерес к совместной деятельности, применяют дифференцированный подход к детям. Воспитатели способствуют развитию гибкого социального поведения; работают при необходимости малыми подгруппами; дают задания, требующие совместных усилий нескольких детей. На занятиях допускают свободное деловое общение детей, умело сочетают образовательную и игровую деятельность, логично переходят от одного вида деятельности к другим видам деятельности. Педагоги умело оказывает моральную поддержку замкнутым, застенчивым детям, показывают их социальную значимость перед другими детьми, поручая ответственную роль, давая важные поручения.

Результаты обследования профессионального мастерства воспитателей показали, что педагоги группы поддерживают и поощряют инициативы детей в эмоциональном общении. Помогают детям наладить положительные контакты со сверстниками. Стремятся установить с детьми доверительные отношения, проявляют внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам. Поощряют самостоятельность детей в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности.

Педагоги собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают детей к эмоциональным состояниям друг друга, побуждают детей к проявлениям сочувствия, жалости, учат радоваться успехам друзей. При организации совместных эмоциональных и других игр помогают детям координировать свои действия, учитывать желания друг друга.

Педагоги группы способствуют усвоению детьми общественных норм и правил поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, живое существо, за начатое дело, за данное слово. Развивают уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека (учат не обижать, не унижать другого, не ущемлять его интересов, в том числе использовать игры и проблемные ситуации).

Воспитатели видят эмоциональное состояние ребенка, стараются понять его причины; строят эмоционально насыщенное содержательное общение с детьми в любых видах деятельности. В игровой деятельности у воспитателей получается занять позицию «играющего партнера», вовремя включиться в игру и взять на себя инициативу. Воспитатели владеют умением передавать детям новые способы построения игры (игра-придумывание, в которой используется творческое комбинирование разнообразных событий; умением свободно развертывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей.

Читайте также:  Сывороточное железо анализ у детей

Совершенствованию профессионального мастерства воспитателей способствуют активное участие и посещение педагогических советов, семинаров-практикумов, консультаций, открытых мероприятий, посещение методических объединений.

Анализ просмотренной непрерывной образовательной деятельности показал, что воспитатели достаточно хорошо владеют разнообразными современными методами обучения и воспитания детей. Педагоги всегда готовы к занятиям, которые проводят в игровой и занимательной форме.

Во время проверки Воспитатель Гаркун М. В. показала открытое занятие на тему «Моя малая Родина».

Дети продемонстрировали умения слышать воспитателя, слушать и слышать друг друга. Они хорошо знают понятия «большая и малая» Родина, знают и узнают достопримечательности поселка, умеют о них рассказать. Единственным недостатком является то, что при анализе занятий воспитатели не всегда дают объективную оценку деятельности детей, которая должна подчеркивать достижения каждого конкретного ребенка.

В ходе НОД воспитатели использовали разнообразные приёмы: заинтересовывающие моменты, художественное слово, вопросы к детям, игру (например, «Собери флаг из разрезных частей, рассматривание, рассказывание. Дети проявили активность, самостоятельность, эстетическое удовольствие.

А также педагоги достаточно хорошо владеют методикой диагностики социального развития детей своей возрастной группы.

Воспитателями старшей «А» группы созданы достаточно хорошие условия для социального развития детей, воспитания их в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, этики. В группе имеются дидактические и настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по изученным темам, с помощью которых можно работать над партнёрскими взаимоотношениями детей. Много в группе картинок для составления рассказов на социально-нравственную тематику, набор фотографий «Мой поселок», наборы символик государственных и Майкопского района, портрет президента страны, тематические папки с иллюстрациями «Великая Отечественная война». Педагоги объявили конкурс среди семей воспитанников на создание герба семьи, провели консультацию по составлению «Генеалогического древа».

В группе имеется книжный уголок. Созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы – строители».

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так, большое место в жизни старших дошкольников занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, выполняет одну или несколько ролей, моделирует социальные отношения в игровой форме. Для решения данных задач воспитатели изготовили различные театры, подобрали наборы резиновых игрушек.

Воспитателями обеспечено рациональное размещение атрибутов и свободный доступ к ним детей; имеются предметы-заместители, различные конструкторы, строительный и бросовый материал. Достаточно оборудования для трудовой деятельности: для коллективного труда детей в группе, для работы в уголке природы по уходу за растениями и животными, для дежурства по столовой. Но недостаточно выносного материала для труда на участке и в цветнике, прилегающем к участку.

В группе имеется методическая литература по социальному развитию детей, вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.

В ходе проверки были проанализированы перспективные и календарные планы воспитательно-образовательной работы с детьми. Анализ планирования показал, что педагоги группы в своей работе по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников опираются на программу «От ноля до школы» под редакцией Вераксы. Все требования программы с учётом возрастных особенностей и системности изучаемого материала соблюдаются.

Непрерывная образовательная деятельность ведется в соответствии с планированием, утвержденным методическим советом, в котором предусмотрены занятия на социально-нравственную тематику. Воспитатели планируют проблемные ситуации «Как бы вы поступили…», «Если я дома один…» и другие, беседы с детьми, чтение и обсуждение произведений известных детских писателей Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Осеевой, заучивают с детьми стихи из книги «Правила поведения для воспитанных детей». Планируют и проводят разнообразные игры и игровые упражнения, экскурсии.

Но вместе с тем, в календарном планировании педагогов не достаточно отражена индивидуальная работа по социально-коммуникативному направлению. Воспитатели не указывают конкретно детей, с кем проводится индивидуальная работа по развитию навыков социального поведения. Необходимо уделять больше внимания планированию досугов, развлечений по социально-нравственному направлению.

Планирование занятий не всегда соответствует предъявляемым требованиям: не прописываются методы активизации детей, редко – материалы и оборудование, словарная работа, план занятия, вопросы к детям. Воспитателями не планируются методы коррекции и уточнения детских представлений, ЗУН.

Целевые прогулки в планах не отражены.

Анализ работы с родителями по социально-нравственному воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия.

В группе имеется родительский уголок, в котором достаточно интересной и нужной информации. Предлагаемый материал доступен, краток, эстетично оформлен.

Регулярно проводятся разные тематические выставки, в которых родители с детьми принимают активное участие: «Генеалогическое древо», «Герб моей семьи», «Дом, в котором ты живёшь», поделки из бумаги «Оригами», «Новогодняя композиция» и др.

Оформлены консультации для родителей: «Учите детей общаться», «Воспитание культурно-гигиенических навыков», «Почему ребенок не слушается?», «Как найти подход к «протестующему ребёнку» и др.

Проведены родительские собрания.

Проводятся совместные мероприятия: экскурсии и праздники.

Проводить беседы с родителями, объясняя важность социально-нравственного развития детей.

Целевые прогулки проводить каждую неделю и отражать это в планах. Больше внимания уделять театрализованным играм, кукольному и настольному театру.

Обратить внимание на приемы, влияющие на содержание самостоятельной сюжетной игры (показ способов действия, обыгрывание, наблюдение, обучение, беседы.)

Пополнить предметно-развивающую среду недостающим оборудованием к сюжетно-ролевым играм и выносным материалом для труда на участке. Привести в соответствие с предъявляемыми требованиями планирование в срок до 1 января 2016 года.

Аналитическая справка по итогам тематической недели «Осень» Аналитическая справка «Осень» В соответствии с годовым учебным графиком и планом на 201. – 201. года проводилась неделя «Дары.».

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Давайте жить дружно» Конспект НОД по социально — коммуникативному развитию в старшей группе по теме «Давайте жить дружно» Цель: обобщить и расширить знания детей.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «День рождения черепахи» Цель. Обобщить знания детей о правилах поведения в обществе. Способствовать развитию нравственных направлений. Развивать умение рассуждать,.

Перспективный план по социально-коммуникативному развитию в старшей группе МАРТ-понедельник Д/И «Этикет- школа изящных манер» Цель: научить ребенка правилам поведения за столом. Трудовое поручение: «Снимем грязные.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Час добра» Тема: «ЧАС ДОБРА» «Что такое доброта? Это мира пестрота, Это мамина улыбка, Это песенка кота. Что такое доброта? Это солнца теплота,.

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Путешествие в страну Вежливости» Цель: Учить детей оценивать поступки с позиции нравственных представлений. Задачи: Уточнить, конкретизировать, дополнить представления.

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию в средней группе Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования выделяет 5 образовательных областей: 1. Социально-коммуникативное.

Опыт работы по теме «Взаимодействие ДОУ с родителями при организации работы по социально-коммуникативному развитию» В ФГОС ДО социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» Задачи именно этой области.

Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию- «социализация» в старшей группе. МАДОУ №223, г. Ульяновск, воспитатель.

Перспективный план работы по социально-коммуникативному развитию «Социализация» в подготовительной группе месяц 1 неделя (семья) 2 неделя (эмоции) 3 неделя (культура взаимоотн.) 4 неделя (общение со взросл. и сверст. СЕНТЯБРЬ ПН: Беседа: «Я и.

источник

Изменяется место ребенка в системе отношений (он уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, появляется интерес к телесной конструкции человека.

Особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.

Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.


Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте определяется активизацией общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение со взрослыми разворачивается на основе значительной самостоятельности дошкольника, расширения его познания окружающей действительности. Благодаря использованию ведущего средства общения — языка и постановке вопросов дети мощно пополняют свои представления о мире.

Дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, почему солнце светит, откуда берутся дети, куда исчезает ночь, из чего сделаны звезды и многое другое. Находясь в роли слушателя, ученика, малыш требует отношение взрослого к нему как к партнеру, товарища.

Такое сотрудничество ребенка со взрослым называется познавательное общение. В дошкольном возрасте возникает и сопутствующая форма общения — личностная, которая характеризуется тем, что ребенок пытается обсуждать с взрослыми поведение и поступки других людей.

Формы общения дошкольников со взрослыми:

— Познавательная — постановка ребенком вопросв относительно окружающей действительности.
— Личная — обсуждение поведения и поступков людей.

Взаимоотношения дошкольника со взрослым приобретают познавательно-подражательного содержания — малыш в играх копирует деятельность значимого взрослого и задает ему многочисленные вопросы. Однако подражание ребенком взрослого становится сознательным и выборочным. Также родители остаются организаторами и регуляторами жизни ребенка, влияют на формирование его личности.

Для многих детей этого возраста характерно приобретение нового социального статуса — воспитанника детского сада. В основном привлечение ребенка к этому социальному институту имеет значительное положительное влияние, однако посещение детского сада может повлечь и некоторые негативные психологические последствия.

Психологические последствия посещения дошкольником детского сада:

Позитивные последствия:
— Интеллектуальное и моральное развитие;
— Обогащение коммуникативным опытом;
— Рост волевой регуляции за счет соблюдения режима.

Негативные последствия:
— Формирование стеснительности в следствии негативного опыта общения;
— Эмоциональная травма через резкое снижение общения с родителями;
— Заимствование у сверстников плохих привычек.

Особую привлекательность и значимость приобретают взаимоотношения дошкольника с ровесниками. Стойкий интерес к взаимодействию с другими детьми возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации дошкольника.

Общаясь со сверстниками, ребенок строит взаимоотношения не на основе подчинения, как со взрослыми, а с позиций равенства. Для развертывания системы общения дошкольника с ровесниками характерна следующая динамика, которую выделила психолог М. Партените:

Уровень социального взаимодействия дошкольников по Партените:

1. Параллельная игра (3 года)
— Параллельное выполнение игровых действий с одинаковыми игрушками;
— Способы взаимодействия еще отсутствуют.
2. Ассоциативная игра (3,5 — 4,5 года)
— Частичное взаимодействие с распределением игрушек;
— Координация игровых действий еще отсутствует.
3. Совместная игра(с 4,5 лет)
— Подчинение единому сюжету и правилам игры;
— Постоянное взаимодействие и согласованность на протяжении игры.

Социальная изоляция ребенка в среде сверстников имеет склонность усиливаться с возрастом.

Вследствие длительного взаимодействия дошкольников в детской среде появляются первые неустойчивые, преимущественно однополые группировки. Имеют место и проявления дифференцированных, но неустойчивых отношений к ровесникам на основе симпатии. Среди дошкольников выделяются более популярные дети, претендующие на роль лидеров, и малыши, которых избегают ровесники.

Статус ребенка в среде сверстников существенно зависит от характера семейного взаимодействия. Так, авторитарная стратегия родителей дошкольника проецируется на попытки им угнетать и притеснять ровесников. Наличие, заботливых отношений ребенка с родителями, братьями или сестрами предопределяет успешность его адаптации в общении с другими детьми.

Общение дошкольника со сверстниками приводит к ряду психологических последствий:

· формирование навыков социального взаимодействия,

· совершенствование способности поддерживать разговор и делиться информацией,

· выработка коммуникативной гибкости через подчинение и доминирование в ходе игры,

· становления самооценки путем сравнения себя с другими детьми,

· развитие эмпатии, способности к заботе.

Для дошкольного возраста характерны следующие противоречия, стимулирующие психическое развитие ребенка:

Базовые психические противоречия дошкольного периода

— Cтремление к схожести со взрослыми отсутствие возможности
— Новые познавательные потребности старые способы их удовлетворения

Данные противоречия обусловливают появление и закрепление в дошкольном возрасте новой ведущей деятельности -игровой, зарождение которой наблюдалось еще в предыдущем возрастном периоде.

Показатели благополучного социального развития ребенка:

— эмоционально откликается на переживания другого;

— воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные состояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);

— проявляет эмпатию;

— обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации;

— эмоционально благополучен;

— обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение;

— проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен (адекватно индивидуально-типологическим особенностям);

— считает себя любимым родителями, принятым ими;

— владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

— главным образом положительно оценивает и принимает других;

— принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;

— владеет способами социокультурного поведения и общения;

— достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

— имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень) социальный интеллект;

— социально готов к школе к 6- 7 годам.

1).Беседа «Расскажи о себе» (А.М.Щетинина)

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 1938 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Приложение 2

Вопросы для собеседования

(тест разработан С.А.Банковым)

1.Назови свою фамилию, имя, отчество.

2.Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3.Ты девочка или мальчик? Кем ты станешь, когда вырастешь: — тетей или дядей?

4.У тебя есть брат (сестра), кто из вас старше?

5.Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два?

6.Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7.Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше — обед или ужин? День или ночь?

8.Где живешь? Назови домашний адрес.

9.Кем работает твой отец (мама)?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11.Какое сейчас время года — зима, весна, лето, осень? Почему
ты так думаешь

12. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

12.Почему снег бывает зимой, а не летом?

13.Что делает почтальон (врач, учитель)?

14.Зачем нужны в школе звонок, парта?

15.Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

16.Покажи у себя правый глаз, левое ухо. Для чего нужны гла­за, уши?

17.Каких животных ты знаешь?

19.Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше ног: у собаки или петуха?

20.Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

21.Что ты скажешь, как поступишь, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

1.За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок может получить 1 балл (за исключением контрольных).

2.Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но непол­ные ответы на дополнительные вопросы пункта.

3.Правильными считаются ответы типа: «Папа работает ин­женером на заводе», «У собаки ног больше, чем у петуха, у собаки их четыре, у петуха — две». Неверными считаются ответы типа: «Мама-Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во временах года, в признаках «больше-меньше».

4.К контрольным вопросам относятся 5, 8, 15, 22. Ответы на них оцениваются так:

5-й: если ребенок может вычислить сколько ему будет лет — 1 балл, если называет года с учетом месяцев — 3 балла.

8-й: за полный домашний адрес с названием своего города — 2 балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 призна­ков) — 2 балла, менее 3 признаков — 1 балл;

15-й: за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики — 1 балл;

22-й: за правильный ответ — 2 балла.

5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не менее 4).

Оценка результатов беседы

Вполне зрелыми для школы считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов, менее подготовленными — получившие 20-24 балла, не подготовленными — получившие 15-20 баллов.

Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой ла­бораторный метод изучения ребенка, — вспомогательный метод. Психолого-педагогическое заключение можно дать только на осно­ве анализа всех данных комплексного исследования.

Читайте также:  Синдром ретта у детей анализ

Беседа может проходить и по более широкой программе. Ответы детей позволяют составить представление об их нравственных занятиях, ценностных ориентациях, умении выйти из проблемной ситуации, руководствуясь личным опытом.

Вопросы для собеседования

1.Назови, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество.

2.Как фамилия, имя, отчество твоих родителей?

3.Где и кем работают твои отец и мать? Хочешь ли ты быть похожим на них? Почему?

4.Какую работу выполняет учитель, врач, портниха, продавец, милиционер?

6.У тебя есть сестра или брат (родные или двоюродные)? Ты любишь его (ее, их)? Кто из вас старше, кто моложе? Почему ты так думаешь?

7.Какие правила поведения ты знаешь? Их надо выполнять всегда или нет?

8.Ты сам(а) себе нравишься? За что тебя любят дома и в дет­ском саду?

9.У тебя есть недостатки? Какие? Ты хочешь их исправить?

10.Чем занимаются дети в школе?

11.Ты хочешь пойти в школу? А почему? Зачем надо уметь чи­тать, писать, считать?

12.Если щенок оставил грязные следы на полу, что ты будешь делать?

13.Кем ты станешь, когда вырастешь?

15.Алеся — украинка, Чубо — молдаванин (предъявляется цветная картинка с изображением детей в национальных костюмах), а ты кто? Почему ты так думаешь?

16.Представь себе, что ты отправился путешествовать по родной стране, но вскоре соскучился по маме и решил написать ей письмо. Какой адрес ты укажешь на конверте?

17.Как называется твоя Родина? Ты любишь ее? За что ты ее любишь?

18.Как называется страна, в которой ты живешь?

19.Что надо делать, чтобы люди нашей страны жили счастливо?

20.Что больше: Москва или Россия? Почему ты так думаешь?

21.Какие есть страны кроме России?

22.В какой стране ты хотел бы жить? Почему именно в ней?

23.Хотел бы ты жить там, где мир, или там, где война? Почему?

24. У тебя есть друг? Как бы ты поступил, если бы:

а) во время урока он не смог ответить на вопрос учителя;

б) обидел кого-нибудь из ребят;

в) его кто-нибудь захотел обидеть;

25.Представь, что в комнате два стола. На каждом из них дети строят улицы большого города. За одним столом играют Таня, Алеша, Наташа, Варя и Андрей, за другим — Адия, Сара, Моника, Марат и Хорст. За каким столом ты стал бы играть? Почему именно за этим? Что для тебя важно?

26.Как бы ты поступил, если бы нечаянно порвал чужую кни­гу, но никто этого не видел?

27.Представь себе, что ты с мамой едешь в автобусе, немного устал, в руках у мамы тяжелые сумки с продуктами. Вдруг осво­бождается место у окна. Как бы ты поступил?

Ответы оформляются в виде протокола на каждого ребенка.

Методика 3. Игра «Не намочи ног!»

Цель эксперимента: выяснить в процессе деятельности наличие у детей дружеского поведения и умения ориентироваться в непри­вычных условиях; соотнести детские представления, суждения о дружбу с их реальными поступками.

Дети сидят на стульчиках или скамье с одной стороны комна­ты, участка. На полу (земле) отделяется чертой «болото» шириной примерно 6 м. Задание для детей содержит элемент соревнования: «Кто быстрее переберется через болото, не намочив ног?» Каж­дому участнику даются три доски (40 х 25 см), по которым напе­регонки нужно перейти на другую сторону. Учитель объясняет и показывает, как выполнить действие: кладет доску на землю, ос­торожно переступает по ней, а другую держит в руке. Затем кла­дет другую в направлении движения, идет дальше и т.д. Третья доска остается, как правило, ненужной, но ребенок в течение игры должен иметь ее при себе.

В первый раз этот вариант проигрывается всеми детьми полно­стью, в соответствии с заданием; при повторном — играет пара де­тей (остальные свободны). Причем на этот раз у одного из участников ломаются две досочки и «уплывают» (педагог палочкой подтягивает их к краю «болота»).

Задача экспериментатора — посмотреть и зафиксировать, как поведет себя второй играющий, у которого сохранились все три доски: обратит ли он внимание на беду товарища или, увлечен­ный лишь одной целью — быстрее добраться до берега, забудет о нем. Возможно, дойдя до потерпевшего, он передаст ему третью досочку, и они вместе продолжат путь, честно соревнуясь.

Проводя эксперимент, надо помнить, что в роли ребенка, у ко­торого есть все три доски, должен побывать каждый испытуемый. Наивысшей оценки (3 балла) заслуживает тот, кто передал третью доску товарищу и вместе с ним (имея каждый по две дос­ки) добрался наперегонки до противоположного берега. Менее вы­сокая оценка (2 балла) ставится тому, кто, перебравшись на другой берег и продолжая путь, не забыл подбодрить товарища, оставше­гося на «болоте», подтолкнуть ему досочку. Средней оценки (1 балл) удостаивается тот, кто на какое-то время прерывает движе­ние, чувствуя неловкость, смущенно улыбается, понимая, что надо что-то предпринять, но продолжает путь к берегу. Низкой оценкой (0 баллов) отмечается тот, кто, держа доску в сумке на груди, в лю­бом случае спешил выиграть, не замечая затруднений товарища.

На основании анализа записей беседы и эксперимента результаты обследования детей заносятся в таблицу.

№ п/п Нравственные знания (представления), ценностные ориентации, нравственное поведение Ответы на вопросы (№) по сово­купности Оценка в баллах результатов обследования детей
Ф.и. о. РЕБЕНКА
Представление о себе, отношение к самому себе 1,5,6,8,9, 15
Представления о родных, отношение к ним 2,3,6
Отношение к дру­гим людям, в т.ч. представителям иных националь­ностей 15,19,24,25
Представления о школе, желание учиться в ней 10, 11
Осознание важно­сти и необходимо­сти учения (мотивация)
Представления о своей Родине, отношение к ней 17, 18,22
Представления о труде окружаю­щих людей, отно­шение к нему 4, 12
Представления о ближайшем окру­жении и о мире (городах, странах) 16,18,20,21
Отношение к явле­ниям обществен­ной жизни на ос­нове нравственных представлений 19, 22, 23
Ценностные ориентации 14, 22, 23, 25
Умение рассуж­дать, отстаивать свою точку зрения на основе нравст­венных представ­лений 6,7, 11, 15, 19,20,22, 23, 25
Умение ставить близкую цель
Умение ставить отдаленную цель 13, 14
Интерес к обсуж­даемым вопросам; наличие положи­тельных эмоций Все вопросы
Осознание необ­ходимости орга­низованного по­ведения
Проецирование поведения на ос­нове нравствен­ных представле­ний о дружбе, че­стности, культуре поведения 24, 25, 26, 27
Соответствие по­ведения нравст­венным знаниям (представлениям) 24, 25, экс­перимент «Не намо­чи ног!»

Ответы ребенка обобщаются и оцениваются в соответствии с вышеназванными пунктами (см. 1-ю графу таблицы). Ниже при­водятся лишь их порядковые номера.

1.Знание своей фамилии, имени, отчества, возраста, умение правильно объяснить, почему он считает себя старше или моложе сестры (брата), верно определить национальную принадлежность («Я русский, потому что дома и в детском саду говорю по- русски»), видит свои достоинства и недостатки (способность к са­моанализу) — 3 балла; полный, правильный ответ с незначительными ошибками — 2 балла; неполный ответ, наличие в нем наряду с правильными представлениями достаточного количества оши­бочных («Я наш», «Я человек», «Я россиянин», «Я Вика Смирнова»), выраженная способность к самооценке — 1 балл; неполный ответ с преобладанием неверных представлений, отсутствие само­оценки — 0 баллов.

2.Знание фамилии, имени, отчества обоих родителей, пра­вильное представление об их профессии и месте работы, желание быть похожим на них мотивирует развернуто — 3 балла; полный, правильный ответ с незначительными ошибками («Забыл, как ра­бота называется»), желание быть похожим (или не похожим) мо­тивирует — 2 балла; неполный ответ («Забыл мамину фамилию»), наличие в нем неточных представлений («Папа Вася работает
главным», «Мама Катя работает по телефону»), желание быть (или не быть) похожим на родителей не мотивирует — 1 балл; не­полный ответ, преобладают ошибочные представления или «не знаю» — 0 баллов.

3. Доброжелательное отношение к сверстникам, знакомым и не­знакомым людям (с интересом рассматривает их на иллюстрациях), всказывает желание помочь людям, сделать их счастливыми, име­ет друга, согласен играть с любыми детьми, лишь бы были хоро­шими, — 3 балла; доброжелательное отношение к людям, пытается найти способ, как сделать их жизнь лучше, имеет друга, но часто с ним ссорится, к сверстникам с незнакомыми именами относится не­сколько настороженно — 2 балла; отношение их учителей, идти в школу не хочек людям доброе, но не может найти способ, как сделать их жизнь лучше; друга не имеет, но хочет, чтобы появился; предпочитает играть за первым столом -1 балл; отношение к людям безразличное, друга нет, и это его не беспокоит, предпочитает играть только со знакомыми ребятами, которые угощают его конфетами, приглашают в гости, — 0 баллов.

4.Представления о школе правильные, хочет учиться в школе, ему это интересно — 3 балла; представления о школе неполные, хо­чет идти в школу, потому что этого хотят его родители, — 2 балла; представления о школе неполные и поверхностные («там можно не спать»), привлекает лишь школьная атрибутика (портфель, ранец), особого желания учиться нет — 1 балл; представления неверные, бо­ится строгт — 0 баллов.

5.Осознает важность и необходимость учения; цели учения при­обретают для него самостоятельную привлекательность; интересует только внешняя сторона — посещение школы (возможность ходить с другими в школу, иметь тетрадки) — 1 балл; цели учения не осознает, привлекательного в школе не видит — 0 баллов.

6.Имеет правильное представление о своей Родине (России), понимает, что Родина — это страна, в которой он родился и живет; любит ее, может объяснить свое чувство: «здесь красивая приро­да», «здесь папа и мама, здесь много друзей», привязан к Родине: «я здесь привык», «мне здесь нравится» — 3 балла; имеет правиль­ ное представление о своей малой Родине (крае, районе, селе, го­роде), испытывает осознанное чувство к ней, но для постоянного места жительства выбирает другую страну — 2 балла; представле­ние о Родине смутное, еще не решил, любит ее или нет, в какой стране хотел бы прожить всю свою жизнь, — 1 балл.

7.Представления о труде людей правильное; инициативен, самостоятельно «включается в работу» — 3 балла; представления о труде правильные, хочет трудиться, но не уверен, что у него это получится, надеется на взрослых — 2 балла; представления о труде неточные, особого желания трудиться не проявляет, хотя и не отказывается — 1 балл; представления о труде в основном не­верные, трудиться не хочет — 0 баллов.

8.Точно знает свой почтовый домашний адрес, путает города со странами («Есть Англия, Франция, Магадан, Европа») — 2 бал­ла; неполно (неточно) знает свой адрес (забыл название города), имеет ошибочные представления (вместо родной страны называет свой адрес) — 1 балл.

9.Положительно относится к людям разных национальностей, имеет правильное представление о войне и мире — 3 балла; ин­дифферентно относится к людям других национальностей, имеет некоторые представления о войне и мире — 1 балл; недоброжела­тельно относится к людям других национальностей, хочет жить в стране, где идет война, — 0 баллов.

10.Ценностные ориентации основаны на нравственных пред­ставлениях — 2 балла; не связаны с нравственными представле­ниями — 0 баллов.

11.Умеет рассуждать, отстаивать свою точку зрения на основе нравственных представлений — 2 балла; не умеет рассуждать и от­стаивать свои позиции — 0 баллов.

12.Умеет ставить близкую цель — 1 балл; не умеет — 0 баллов.

13.Умеет ставить отдаленную цель на основе нравственных представлений — 2 балла; ставит цель независимо от нравственных знаний — 1 балл; не умеет ставить отдаленную цель — 0 баллов.

14.Проявляет интерес к обсуждаемым вопросам, имеет по­ложительные эмоции, желание продолжить беседу — 2 балла; проявляет незначительный интерес, положительные эмоции от­сутствуют; стремится быстрее закончить беседу — 1 балл; интере­са к беседе и положительных эмоций нет; отказывается продол­жить беседу после перерыва — 0 баллов.

15.Знает правила поведения, осознает необходимость их вы­полнения — 2 балла; знает правила, не всегда считает обязатель­ным их выполнять — 1 балл; отказывается выполнять правила по­ведения — 0 баллов.

16.Решает проблемные ситуации на основе правильного по­нимания дружеских отношений. Считает нужным:

а) поддержать друга, ободрить, проявить внимание, предложив вместе готовиться к уроку;

б) сказать другу, что он не прав, заступиться за обиженного;

в) заступиться за друга; высказывает желание играть за любым столом, лишь бы ребята были хорошие, дружные, умели строить; считает необходимым признаться в проступке (например, порвал книгу), согласен исправить случившееся — 5 баллов; решает про­блемные ситуации на основе правильного понимания дружеских взаимоотношений. Хочет играть за первым столом: «Я тех ребят не знаю». Считает нужным починить книгу, признаваться — не обязательно — 4 балла. Решает проблемные ситуации, неверно по­нимая суть дружеских отношений: а) подсказал бы другу; б) тоже стал бы драться; в) стукнул бы обидчика — 0 баллов; отказывается играть за вторым столом, смеется над незнакомыми именами; считает возможным положить порванную книгу на прежнее ме­сто, не признаться — 0 баллов.

17. Имеет правильные представления о дружбе и вместе с това­рищем «перешел болото», помог ему — 6 баллов; имеет правиль­ное представление о дружбе, помог товарищу «перейти болото» не сразу — 5 баллов; имеет правильное представление о дружбе, понимает неловкость положения, но товарищу не помогает — 4 балла; имеет неверное представление о дружбе, помощь товарищу не оказывает — 0 баллов.

Высокий уровень социального развития — 49-39 баллов. Средний уровень социального развития — 38-28 баллов. Низкий уровень социального развития — 27-17 баллов.

В последние годы исследователи, разрабатывающие проблемы диагностики, в частности А.К.Маркова в книге А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.Л.Яковлевой «Диагностика и коррекция умствен­ного развития в школьном и дошкольном возрасте» (Петроза­водск, 1982) большое внимание уделяет изучению таких показате­лей развития личности, как воспитанность, воспитуемость, само-воспитуемость. Известны трактовки этих понятий:

воспитанность — определенный уровень личностного развития, несомненно связанного с умственным, ребенка в данное время;

воспитуемость — откликаемость ребенка на воспитательные воз­действия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности;

самовоспитуемость — способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию.

Названный автор следующим образом определяет полярные уровни воспитанности и воспитуемости.

Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравствен­ных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому челове­ку, к себе). Синтез нравственных представлений как целостное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с лич­ными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным аспектом поведения, единство слова и дела. Раз­вернутые познавательные и социальные мотивы в учении, инте­рес к различным способам работы. «Сильное» целеполагание -удержание целей в ситуации затруднений, ошибок, помех, дове­дение работы до конца. Преобладание положительных конст­руктивных эмоций.

Воспитанность (низкий уровень): слабые, разрозненные пред­ставления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоен­ные нравственные знания не всегда становятся основой личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование между нравст­венными знаниями, убеждениями, поступками человека. Моти­вы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на ре­зультаты работы при отсутствии интересов к способам ее вы­полнения. Цели негибкие и нереалистичные, ситуативные и не­перспективные, не выдерживающие препятствий. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе.

Воспитуемость (высокий уровень): живая реакция на помощь другого человека, следование его советам. Легкость использова­ния и преобразования усвоенных способов своего поведения. Ориентировка в новых социальных условиях.

Воспитуемость (низкий уровень): закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам окружающих. Затрудненная ориентировка в новых условиях.

Трудновоспитуемое — психологические барьеры, конфлик­ты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со сто­роны другого человека. На основе информации, накопленной педагогами, можно про­вести экспресс-диагностику воспитанности и воспитуемости ре­бенка. Ниже представлены графические шкалы для диагностики этих качеств. В них между полярными суждениями проводятся длинные горизонтальные линии, на которых оценивающий делает пометку (точкой или крестиком) тем ближе к нравственному при­знаку, чем ярче признак выражен. Карта удобна для быстрого за­полнения воспитателем, учителем, для столь же быстрого «считы­вания» другим педагогом при массовой экспресс-диагностике, на­пример, при переходе детей из подготовительной группы в I класс школы или из начальной школы в среднюю.

источник

Характеристика методик, позволяющих воспитателю в повседневной деятельности дошкольного учреждения диагностировать реальные особенности социально-личностного развития ребенка, находить пути помощи ему во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Диагностика социально-нравственного развития дошкольников в педагогическом процессе детского сада

Социально-личностное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного дошкольного учреждения.

Читайте также:  Сформированность у детей анализа речи

В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется педагогической диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-нравственного развития дошкольника. В этом аспекте педагогическая диагностика рассматривается, как комплекс специально разработанных методик, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (Бабаева Т.И., Крулехт М.В., Полякова М.Н.).

Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и отношений в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личностного развития дошкольников и его результаты: социальная компетентность, социально-личностная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для педагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.

Не претендуя на создание комплексной методики диагностики социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста, в данной статье мы постараемся обозначить ту систему диагностических методов, которые позволят воспитателю проектировать задачи педагогического процесса группы детского сада по данному направлению.

Предмет диагностики особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического процесса в группах старшего дошкольного возраста.

1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.

2. Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.

3. Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.

Особенности диагностики социально-личностного развития дошкольника связана с многообразием его проявлений в различных видах детской деятельности и общения. Это определяет комплексный характер диагностики, в которой наблюдение будет являться одним из ведущих методов, позволяющих определить характер социально-нравственной воспитанности ребенка.

Представленная система диагностики отличается определенной вариативностью, в ней нет строго (жестко) определенных методов, через которые должен пройти каждый ребенок. На основании данных наблюдений, бесед воспитатель сам определяет какие диагностические методики включить дополнительно в обследование каждого ребенка, чтобы на основании их результатов лучше понять ребенка, увидеть его достижения и проблемы, помочь, каждому ребенку реализовать себя в деятельности, общении со взрослыми и сверстниками. методика личностное развитие дошкольное

В нашей работе на этапе первичной диагностики мы представили методики наблюдения и беседы для всех возрастных групп, на последующих этапах — диагностические методики для детей старшего дошкольного возраста. Это связано как с объемом представляемого материала, так и с большей разработанностью диагностических методов, ориентированных на детей 5-7 лет. На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу удобно воспользоваться методом наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда воспитатель в играх, совместных делах разговорах с детьми оценивает:

— Эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность.

— Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми:

· Проявления инициативности, активности в общении, (в т. ч. и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны.

· Умения взаимодействия со сверстниками — умения разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

· Умения культуры общения — вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых

· Умения ориентироваться при общении на чувства и переживания других,

— Проявления познавательного интереса к людям, их внутреннему миру.

— Проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)

Свои наблюдения за детьми группы обобщает в таблице, составленной на основе модификации методики Т.А. Репиной «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников«.

Выделите среди детей группы:

1. Самых общительных со взрослыми. Самых необщительных замкнутых детей.

2. Самых общительных с детьми, самых нерешительных, замкнутых

3 .Вожаков, организаторов в группе, выполняющих, в основном, ведущие роли в играх: не проявляющих организаторских способностей детей, склонных к подчинению:

4. Самых доброжелательных, спокойных детейсамых недружелюбных, часто ссорящихся, дерущихся.

5. Самых добрых (делятся игрушками, гостинцами с детьми, угощают воспитателя) неохотно делящихся гостинцами и игрушками с другими

6. Самых отзывчивых (стараются помочь другому, утешить) равнодушных к огорчению и неудаче другого.

7. Самых честных, правдолюбивых детей, детей, которые часто говорят неправду, поступают нечестно детей, которые могут сказать неправду, не отличаются честностью

8. Самых вежливых детей невежливых детей, редко употребляющих «волшебные слова»

9. Самых послушных, покладистых детей непослушных, упрямых детей

10. Самых самостоятельных детей, несамостоятельных, часто обращающихся за помощью.

11. Настойчивых, организованных детейДетей, не умеющих довести ни одного дела до конца

12. Уверенных в себе детей неуверенных, робких детей.

13. Самых трудолюбивых, охотно выполняющих трудовые поручения взрослых ленивых детей, которые не любят трудиться.

14. Самых веселых, жизнерадостных детей детей грустных, угрюмых, плаксивых.

Анализируя результаты таблицы, педагог может опираться на следующие рекомендации.

Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.

Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее — всегда ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально- эмоционального развития этих детей?

Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и вопросником для беседы с ребенком, представленными в статье по изучению особенностей семейного воспитания (статья Березиной Т.А., Ворониной О.И.), методиками диагностики взаимоотношений детей со сверстниками (статья Бабаевой Т.И.), используйте и другие знакомые вам методы. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания могли бы помочь решить проблемы этих детей.

Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось — эти дети незаметны, «забыты» взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и преодолевать личностные проблемы.

Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит педагогу увидеть индивидуальные особенности социально-личностного развития детей группы, их сильные стороны и поведенческие проблемы, а также учесть их в ходе дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.

Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводиться индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравственному воспитанию необходимо побеседовать с 6_8 детьми из разных по «благополучию» групп, выделенных на основе первой методики. Для этого используются две методики — «Сюжетные картинки» и «Закончи историю» (для детей старшего дошкольного возраста).

В картинках для детей младшей группы представлены следующие полярные по своим характеристикам нравственные нормы:

I доброта-жадность (Содержание картинок: 1) мальчик угощает всех конфетами из коробки, улыбается, 2) девочка закрывает руками все игрушки от окруживших ее детей),

II отзывчивость-равнодушие (Содержание картинок: 1) маленькая девочка плачет, другая — ее утешает, выражение лица второй девочки сочувствствующее, 2) один мальчик плачет над сломанной машинкой, другой показывая на него пальцем смеется),

III. дружелюбие-конфликтность (Содержание картинок: 1) дети вместе дружно играют на ковре, 2) два ребенка отбирают друг у друга игрушечную лошадку),

IV. аккуратностьнеаккуратность (Содержание картинок: 1) девочка причесывается перед зеркалом, 2) девочка в грязном платье, непричесанная вырывает листы из книги).

Предъявление задания для детей младшей группы:

Инструкция воспитателя: «Я буду показывать тебе разные картинки про детей. Выбери картинки, на которых дети ведут себя хорошо, и на которых плохо». Картинки предъявляются детям попарно. После того, как ребенок разложил картинки, воспитатель снова раскладывает их все перед ним и просит показать, кто на картинках радуется, а кто грустит.

Стимульный материал для детей средней и старшей группы:

К 4 парам картинок, используемым для диагностики детей младшей группы, добавляется пятая пара — вежливость-невнимание к взрослым (Содержание картинок: 1) ребенок предлагает женщине стул, она улыбается, 2) бабушка сидит грустная, держится за голову; мальчик играет на барабане, смеется). После предъявления каждой пары картинок детям старшего дошкольного возраста задается вопрос «Почему ты так думаешь?»

После выполнения первого задания пред ребенком поочередно по одной раскладывают картинки II, III, V пар и предлагают вопросы «Какое настроение у людей на этой картинке? Как ты думаешь, что они чувствуют? Почему?»

0 баллов Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. В старшем дошкольном возрасте ребенок или неправильно называет чувства других людей или отказывается от ответа на этот вопрос.

1балл — Ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия, эмоциональные проявления не выражены при оценке поступков. Старший дошкольник не может соотнести настроение людей на картинках с конкретной ситуацией, объяснить их.

2 балла — Правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Ребенок правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить их причину.

3 балла — Ребенок правильно отбирает поступки детей, обосновывает свой выбор. В старшем дошкольном возрасте — называет моральную норму, эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, ярки.

Для детей старшего дошкольного возраста данные диагностики дополняются результатами методики «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калинина).

Цель изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, внимание к людям — равнодушие).

Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

Предъявление задания: В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил, …Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила. Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил. Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

баллов Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.

1 балл — Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет.

2 балла Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил, по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.

Для выявления особенностей понимания дошкольниками различных эмоциональных состояний и их причин, умений ориентироваться на чувства и переживания других в повседневной жизни данные методики могут быть дополнены диагностиками, представленными в статьях Бабаевой Т.И., Гайворонской Т., В.А. Деркунской и А.Н. Рындиной данной монографии.

Педагогическая технология по программе «Детство» построена на основе социально-эмоционального развития детей в трех наиболее значимых для дошкольника сферах — ребенок и взрослые; ребенок и сверстники, ребенок и он сам. Поэтому последующие этапы диагностики педагог ориентирует на изучение нравственных представлений, поведенческих и познавательных умений, чувств и отношений дошкольников по отношению к педагогу, членам семьи, сверстникам и самому себе.

Изучение особенностей отношения ребенка с педагогом может проводиться на основе таких методик анализ рисунков детей на тему «Мой воспитатель», методика «А это могло быть с тобой?», беседа с ребенком о воспитателях группы.

Следует отметить, что названые методики должны проводиться психологом, методистом или педагогом другой возрастной группы с тем, чтобы получить более объективные результаты об особенностях представлений ребенка о своем воспитателе и характере отношения к нему.

По нашему мнению, методика рисования на тему «Мой воспитатель» и беседы по рисунку может стать базовой для определения благополучия взаимоотношений педагога с детьми, адекватного понимания дошкольниками чувств педагога, желания проявить сочувствие и внимание к нему. Остальные методики необходимы для проектирования педагогического взаимодействия с «проблемными» (замкнутыми, конфликтными, нерешительными, агрессивными) дошкольниками и теми детьми, с которыми у воспитателя не складывается позитивное взаимодействие. Эти методики могут дополняться диагностическими методиками, представленными в статье В.А. Деркунской, А.Н. Рындиной данной монографии.

Методика проведения. Детям предлагается задание: «Нарисуйте своего воспитателя группы, рисовать вы можете то, что вам больше всего хочется». Для чистоты экспериментальных данных, предварительная беседа на данную тему не проводится.

Анализ детских работ проводятся по следующим критериям:

1. Старательность или небрежность рисунков, удовольствие или нежелание рисовать, использование красок, место расположения воспитателя и ребенка в общей композиции, степень приближенности или отдаленности от детей, тщательность прорисовки украшений, деталей одежды, лица воспитателя. Данная группа критериев свидетельствует о проявлении отношения каждого ребенка к воспитателю.

2. Восприятие детьми разных сторон деятельности воспитателя: сюжеты и содержание рисунков, какие виды деятельности воспитателя дети изобразили. Эта группа критериев показывает, какие особенности деятельности воспитателя наиболее значимы для каждого ребенка.

Цель изучить благополучие взаимоотношений старших дошкольников с педагогом группы, понимание дошкольником справедливости оценок его проявлений воспитателем.

Методика проведения. Беседа с детьми проводится индивидуально, после рассказывания ситуации ребенку предлагают ее продолжать и ответить на вопросы.

1 ситуация — «Скоро праздник. В группе будет концерт. Дети украшают зал и готовят номера. Как ты думаешь, воспитатель даст тебе роль ведущего? А кому из детей он предложит эту роль?»

2 ситуация — «Представь себе: воспитатель входит в группу и держит в руке карнавальную маску зайчика. Как ты думаешь, отдал бы он ее тебе или кому-нибудь другому? Кому?»

3 ситуация — «Начинается занятие, а дети оставили на ковре разбросанные игрушки. Воспитатель рассердился на детей, он недоволен ими. Как ты думаешь, на тебя бы за это воспитатель рассердился? А на кого из детей группы мог бы рассердиться?».

При необходимости ситуации могут быть дополнены исходя из предполагаемых проблем взаимоотношений дошкольников с педагогом группы. По итогам беседы ответы детей заносят в следующую таблицу.

источник