Меню Рубрики

Анализ и синтез упражнения для детей

Краткое содержание: Развитие математических способностей у детей. Более двадцати упражнений для развития логико — математического мышления у ребенка. Тренировка умений сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

И родители, и педагоги знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов.

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера. Кроме того, существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.

Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).

Анализ — выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.

Например, задан признак: «Найти все кислые». Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».

Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез — через анализ).

Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка. Приведем, например, несколько таких заданий для детей двух — четырех лет.

1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: «Возьми красный мячик»; «Возьми красный, но не мячик»; «Возьми мячик, но не красный».

2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: «Выбери все мячики»; «Выбери круглые, но не мячики».

3. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: «Выбери маленький синий мячик»; «Выбери большой красный мячик». Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое.

Аналитико-синтетическая мыслительная деятельность позволяет ребенку рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения: как большой или маленький, красный или желтый, круглый или квадратный и т. д. Однако речь не идет о введении большого количества объектов, как раз наоборот, способом организации всестороннего рассмотрения является прием постановки различных заданий к одному и тому же математическому объекту.

В качестве примера организации занятий, развивающих способности ребенка к анализу и синтезу, приведем несколько упражнений для детей пяти-шести лет.

Материал: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат.

Задание: «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные — круги.)».

Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.
Задание: «Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)».

Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.
Задание: «Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)».

Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).
Задание: «Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку ,Дидактический набор». Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3). Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)».

Традиционной формой заданий на развитие визуального анализа являются задания на выбор «лишней» фигуры (предмета). Приведем несколько заданий для детей пяти-шести лет.

Материал: рисунок фигурок-рожиц.

Задание: «Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?»

Материал: рисунок фигурок-человечков.

Задание: «Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему она лишняя?»

Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие. Такие задания можно предлагать детям пяти — семи лет.

Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой.

Задание: «На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их».

Примечание. Нужно помочь ребенку правильно показать треугольники (обвести маленькой указкой или пальцем).

В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза композиций из геометрических фигур на вещественном уровне (из вещественного материала).

Материал: 4 одинаковых треугольника.

Задание: «Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем они отличаются? (Один высокий, другой — низкий; один узкий, другой — широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат? (Нет.)».

Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез, — конструированию.

Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу «делай как я». На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем — повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно восстанавливает способ построения уже готового объекта (задания вида «сделай такой же»). Четвертый этап заданий такого рода — творческий: «построй высокий дом», «построй гараж для этой машины», «сложи петуха». Задания даются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров: гараж именно для этой машины.

Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый играет роль ненавязчивого помощника, его цель — способствовать доведению работы до конца, то есть до получения задуманного или требуемого целого объекта.

Сравнение — логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди это по указанным признакам»: «Что (из этих предметов) большое желтое? (Мяч и медведь.) Что большое желтое круглое? (Мяч.)» и т. д.

Ребенок должен использовать роль ведущего так же часто, как и отвечающего, это подготовит его к следующему этапу — умению отвечать на вопрос: «Что ты можешь рассказать о нем? (Арбуз большой, круглый, зеленый. Солнце круглое, желтое, горячее.)». Или: «Кто больше расскажет об этом? (Лента длинная, синяя, блестящая, шелковая.)». Или: «Что это: белое, холодное, рассыпчатое?» и т. д.

Рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов. Маленькому ребенку легче сначала найти признаки различия объектов, затем — признаки их сходства.

Типы заданий на сравнение:

1. Задания на разделение группы объектов по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п.).

2. Все игры вида «Найди такой же». Для ребенка двух — четырех лет набор признаков, по которым ищется сходство, должен быть четко обозначен. Для более старших детей предлагаются упражнения, в которых количество и характер признаков сходства может широко варьироваться.

Приведем примеры заданий для детей пяти-шести лет, в которых от ребенка требуется сравнение одних и тех же предметов по различным признакам.

Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

Задание: «Найди среди своих фигур похожую на яблоко». Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. «Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)».

Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.
Задание: «Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный — их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата — разбираются все варианты.)». Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. «Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)».

Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.

Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.

Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения).

Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.

Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:

— по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
— по размеру (в одну группу большие мячи, в другую — маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую — короткие и т. д.);
— по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту — зеленые);
— по форме (в эту коробку квадраты, а в эту — кружки; в эту коробку — кубики, в эту — кирпичики и т. д.);
— по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.

Читайте также:  Гормон роста анализ для детей

Все перечисленные выше примеры — это классификации по заданному основанию: взрослый сообщает его ребенку, а ребенок выполняет разделение. В другом случае классификация выполняется по основанию, определенному ребенком самостоятельно Здесь взрослый задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов (объектов), а ребенок самостоятельно ищет соответствующее основание. При этом такое основание может быть определено не единственным образом.

Например, задания для детей пяти — семи лет.

Материал: несколько кругов одинакового размера, но разного цвета (два цвета).
Задание: «Раздели круги на две группы. По какому признаку это можно сделать? (По цвету.)».

Материал: к предыдущему набору добавляются несколько квадратов тех же цветов (два цвета). Фигуры перемешиваются.
Задание: «Попробуй снова разделить фигуры на две группы». Возможны два варианта разделения: по форме и по цвету. Взрослый помогает ребенку уточнить формулировки. Ребенок говорит обычно: «Эти — круги, эти — квадраты». Взрослый обобщает: «Значит, разделили по форме».

В упражнении 11 классификация была однозначно задана соответствующим набором фигур только по одному признаку, а в упражнении 12 — дополнение набора фигур намеренно было произведено таким образом, чтобы стала возможной классификация по двум разным основаниям.

Обобщение — это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.

Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все — большие, эти все — маленькие; эти все — красные, эти все — синие; эти все — летают, эти все — бегают и др.

Все приведенные выше примеры сравнений и классификаций завершались обобщениями. Для дошкольников возможны эмпирические виды обобщения, то есть обобщения результатов своей деятельности. Для подведения детей к такого рода обобщениям взрослый соответствующим образом организует работу над заданием: подбирает объекты деятельности, задает вопросы в специально разработанной последовательности, чтобы подвести ребенка к нужному обобщению. При формулировке обобщения следует помогать ребенку правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты.

Приведем примеры заданий на обобщение для детей пяти — семи лет.

Материал: набор из шести фигур разной формы.

Задание: «Одна из этих фигур лишняя. Найди ее. (Фигура 4.)». Детям этого возраста незнакомо понятие выпуклости, но они обычно всегда указывают на эту фигуру. Объяснять они могут так: «У нее угол ушел внутрь». Такое объяснение вполне подходит. «Чем похожи все остальные фигуры? (У них 4 угла, это четырехугольники.)».

При подборе материала для задания взрослый должен следить за тем, чтобы не получился набор, ориентирующий ребенка на несущественные признаки объектов, что будет подталкивать к неверным обобщениям. Следует помнить, что при эмпирических обобщениях ребенок опирается на внешние видимые признаки объектов, что не всегда помогает правильно раскрыть их сущность и определить понятие.

Например, в упражнении 14 фигура 4, в общем, тоже является четырехугольником, но невыпуклым. С фигурами такого рода ребенок познакомится только в девятом классе средней школы, где в учебнике геометрии формулируется определение понятия «выпуклая плоская фигура». В данном случае первая часть задания была ориентирована на операцию сравнения и выделения фигуры, отличающейся по внешней форме от других фигур данной группы. Но обобщение сделано по группе фигур с характерными признаками, часто встречающихся четырехугольников. Если у ребенка возникает интерес к фигуре 4, взрослый может отметить, что это тоже четырехугольник, но необычной формы. Формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения.

Далее приведем пример нескольких взаимосвязанных упражнений (заданий) логико-конструктивного характера по формированию представления о треугольнике для детей пяти лет. Для моделирующей конструктивной деятельности ребенок используют счетные палочки, рамку-трафарет с прорезями в форме геометрических фигур, бумагу, цветные карандаши. Взрослый также использует палочки и фигуры.

Цель упражнения — подготовить ребенка к последующей моделирующей деятельности посредством простых конструктивных действий, актуализировать счетные умения, организовать внимание.

Материал: счетные палочки двух цветов.
Задание: «Возьми из коробки столько палочек, сколько у меня (две). Положи перед собой так же (вертикально рядом). Сколько палочек? (Две.) Какого цвета у тебя палочки (палочки в коробке двух цветов: красные и зеленые)? Сделай так, чтобы они были разного цвета. Какого цвета у тебя палочки? (Одна — красная, одна — зеленая.) Один да один. Сколько вместе? (Две.)».

Цель упражнения — организация конструктивной деятельности по образцу. Упражнения в счете, развитие воображения, речевой деятельности.

Материал: счетные палочки двух цветов.
Задание: «Возьми еще одну палочку и положи ее сверху. Сколько стало палочек? Сосчитаем. (Три.) На что похожа фигура? (На ворота, на букву «П».) Какие слова начинаются на «П»?»

Цель упражнения — развитие наблюдательности, воображения и речевой деятельности. Формирование умения оценивать количественную характеристику видоизменяющейся конструкции (без изменения количества элементов).

Материал: счетные палочки двух цветов.
Примечание: первое задание упражнения является также подготовительным к правильному восприятию смысла арифметических действий. Задание: «Верхнюю палочку переложи так (взрослый сдвигает палочку вниз, чтобы она оказалась посередине вертикально лежащих палочек). Изменилось ли количество палочек? Почему не изменилось? (Палочку переставили, но не убрали и не добавили.) На что теперь похожа фигура? (На букву «Н».) Назови слова, начинающиеся на «Н»».

Цель упражнения — формирование конструкторских умений, воображения, памяти и внимания.

Материал: счетные палочки двух цветов.
Задание: «Что еще можно сложить из трех палочек? (Ребенок складывает фигурки и буквы. Называет их, придумывает слова.)».

Цель упражнения — формирование образа треугольника, первичное обследование модели треугольника.

Материал: счетные палочки двух цветов, нарисованный взрослым треугольник.

Задание: «Сложи из палочек фигуру». Если ребенок сам не сложил треугольник, взрослый помогает ему. «Сколько палочек понадобилось для этой фигуры? (Три.) Что это за фигура? (Треугольник.) Почему он так называется? (Три угла.)». Если ребенок не может назвать фигуру, взрослый подсказывает ее название и просит ребенка объяснить, как он его понимает. Далее взрослый просит обвести фигуру пальцем, сосчитать углы (вершины), касаясь их пальцем.

Цель упражнения — закрепление образа треугольника на кинестетическом (тактильные ощущения) и визуальном уровне. Распознавание треугольников среди других фигур (объем и устойчивость восприятия). Обводка и штриховка треугольников (развитие мелких мышц руки).

Примечание: задание является проблемным, поскольку на используемой рамке есть несколько треугольников и фигур, похожих на них острыми углами (ромб, трапеция).

Материал: рамка-трафарет с фигурами разной формы.
Задание: «Найди на рамке треугольник. Обведи его. Закрась треугольник по рамке». Штриховка производится внутри рамки, кисть движется свободно, карандаш «стучит» по рамке.

Цель упражнения — закрепление визуального образа треугольника. Распознавание нужных треугольников среди других треугольников (точность восприятия). Развитие воображения и внимания. Развитие мелкой моторики.

Задание: «Посмотри на этот рисунок: вот кошка-мама, кот-папа и котенок. Из каких фигур они составлены? (Круги и треугольники.) Какой треугольник нужен для котенка? Для кошки-мамы? Для кота-папы? Нарисуй своего кота». Затем ребенок дорисовывает остальных кошек, ориентируясь на образец, но самостоятельно. Взрослый обращает внимание на то, что кот-папа самый высокий. «Правильно поставь рамку, чтобы кот-папа получился самый высокий».

Примечание: данное упражнение не только способствует накоплению у ребенка запасов образов геометрических фигур, но и развивает пространственное мышление, поскольку фигуры на рамке-трафарете расположены в различных положениях, и чтобы найти нужную, необходимо узнать ее в другой позиции, а затем повернуть рамку для ее рисования в такой позиции, которую требует рисунок.

Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребенка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д.

Каждое из приведенных упражнений направлено на формирование логических мыслительных приемов. Например, упражнение 15 учит ребенка сравнивать; упражнение 16 — сравнивать и обобщать, а также анализировать; упражнение 17 учит анализу и сравнению; упражнение 18 — синтезу; упражнение 19 — анализу, синтезу и обобщению; упражнение 20 — фактическая классификация по признаку; упражнение 21 учит сравнению, синтезу и элементарной сериации.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Легко убедиться, что при выполнении всех приведенных выше примеров заданий и систем заданий ребенок упражняется в этих умениях, поскольку в их основе также лежат умственные действия: анализ, синтез, обобщение и др.

Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ваш ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

Автор: Белошистая Анна Витальевна, доктор педагогических наук, профессор

источник

Задачи: закреплять умение правильно делить на слоги слова разной слоговой структуры, самостоятельно составлять схему слова, развивать самоконтроль.

Ход упражнения

Детям раздаются перфокарты. Нужно разделить слово на слоги (части) и в окошке записать схему слова. После того, как карты будут заполнены, учитель-дефектолог просит детей еще раз самостоятельно проверить правильность выполнения задания. Ведя указкой по схеме, ребенок «читает» слово и соотносит произносимую часть с «написанной». Затем учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Задачи: закреплять умение определять наличие заданного звука в слове, его позицию; соотносить звук с буквой; самостоятельно записывать схему слова; определять гласные в слове; формировать навык последовательного выполнения действий по инструкции.

Ход упражнения

Детям раздаются перфокарты. Нужно найти слова, в которых «спрятан» звук «О», определить его место в слове и изобразить это на схеме в окошке справа. Оставшееся слово разделить на части и определить в нем гласные звуки. В окошке записать схему. Учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Задачи: закреплять навык дифференциации парных согласных по звонкости, глухости, образования сущ. множественного числа, определения последнего слога в слове и соотнесения его с написанием.

Ход упражнения

1 вариант. Детям раздаются предметные картинки содержащие парные согласные в конце слова. На наборное полотно выставляются слоги. Учитель-дефектолог просит прочитать слоги. «У каждого из вас один предмет. Вам нужно изменить слово так, чтобы получилось множество таких предметов, и услышать какой в новом слове последний слог». Дети изменяют слова, определяют последний слог и выставляют картинку под соответствующим слогом на наборном полотне.

2 вариант. Детям раздаются карточки с написанными слогами. Учитель-дефектолог читает слова, не произнося в них последний слог. Дети добавляют подходящий слог и показывают соответствующую карточку. В зависимости от подготовленности детей, можно только показывать соответствующую карточку, не произнося добавленный слог.

Например. Покажи ВЫ или ФЫ Шка… сли… тык… штра… кана… голь… гра… жира… бук… шар… заба… ми… тари… взры.. припе… ри.. уда… тра…

Задачи: закреплять умение определять наличие заданных звуков в слове, их позицию; соотносить звук с буквой; самостоятельно записывать схему слова; определять твердость, мягкость согласного; формировать навык последовательного выполнения действий по инструкции.

Ход упражнения

Детям раздаются перфокарты. Нужно найти слова, в которых «спрятаны» звуки «М», «Мь», определить их место в слове и изобразить это на схеме в окошке справа. Затем обвести букву на схеме зеленым карандашом, если звук мягкий и синим, если звук твердый. Учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Задачи: развивать фонематический слух, упражнять в определении наличия звука в слоге, слове, развивать произвольное и слуховое внимание.

Необходимо соединить точки последовательно как указано на образце. Соединять их можно тогда, когда услышишь кодовый (заданный) звук (слово).

Задачи: учить выделять гласные звуки из слова, определять их последовательность. Соотносить звук с буквой.

Ход упражнения

На игровом столе предметные картинки, названия которых содержат гласные звуки. Произношение гласных звуков совпадает с написанием. Разрезная или магнитная азбука. Нужно определить какие гласные звуки спрятались в словеи соотнести их с буквами. Затем, произнося слово, голосом выделяя гласные доказать правильность своего выбора. Проверяющие все игроки. Они согласны или не согласны с доказательством.

Задачи: формировать представление о слоге, как части целого (слова); учить детей соотносить произношение слогов с одновременным выполнением механического действия (вести указкой); закреплять понятия начало, середина, конец слова; учить находить заданный слог в слове.

Ход упражнения

Детям раздаются веревочки. Сообщаем детям о том, что веревочка – это слово. «По сколько слов у каждого из вас?» — «По одному». «Покажите где у слова начало, конец, середина. Сегодня мы будем делить слово-веревочку на части. Сколько сейчас вы видите частей?» — «Одну». « Сколько частей в слове ЛУК?» — «Одна». «Прочитайте слово ЛУК, ведя указкой от начала к концу слова. Сейчас завяжите узелок на веревочке. На сколько частей он разделил наше слово?» — «На две». «Сколько частей в слове ЛИСА?»- «Две». «Прочитайте» слово. До узелка ЛИ, а затем СА. Покажите, где «живет» часть ЛИ, где «живет» часть СА. Сколько частей в слове КУБИКИ?» — «Три». «Поделите слово-веревочку на три части. Прочитайте слово. Покажите, где живет часть БИ, КУ, КИ». Далее детям раздаются предметные картинки с различным количеством слогов (от 1-го до 4-х), состоящие из открытых слогов и предлагается выполнить задание самостоятельно. Учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Читайте также:  Глубокий анализ отцы и дети

Цель: формирование представления о правиле слогового деления (в слове столько слогов, сколько гласных звуков).

Задачи: формировать представление о правиле слогового деления; закреплять умение делить слова на слоги; выделять гласные из слога, слова; соотносить звук с буквой.

Ход упражнения

Данное упражнение выполняется после того, как у детей сформировано умение выделять гласные звуки из слога, слова. Детям раздаются веревочки и слова с изученными гласными звуками. Предлагается разделить слово-веревочку на части. «Читая» слово по частям, определить, какие гласные звуки спрятались в каждой части. Соотнести звук с буквой и выложить ее на веревочку. Учитель-дефектолог обращает внимание детей на то, что в слове столько гласных, сколько слогов и наоборот.

Задачи: закреплять умение определять начальный звук в слове, соотносить его с буквой; учить читать слова разного слогового состава.

Ход упражнения

Детям говориться о том, что на карточках зашифрованы слова. Чтобы их разгадать, нужно определить какой первый звук в слове и записать или выложить соответствующую букву. Затем прочитать слово.

Задачи: закреплять кинестетические образы гласных звуков; учить определять последовательность звуков; развивать слуховое внимание, память.

Ход упражнения

1 вариант. Учитель-дефектолог беззвучно артикулирует ряд гласных звуков, состоящий из3-4-х звуков. Ребенок должен произнести эти звуки в той же последовательности. Затем, по заданию определить и назвать 1-4-й звук.

2 вариант. Повторить за учителем-дефектологом 3, 4 слова отличающихся гласными звуками. Затем назвать слово с заданным звуком. Например:

Лук лак люк бак бок бык ток так тик

Рык рак рок мыл мал мол мок Мук мак

Сам сом семь назови слово со звуком «А»

Бал бил бас ныл нос Нил кит кот кат

Рис рос рысь мил мул мал пол пил пел

вол вал вил назови слово со звуком «И».

источник

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста

Развитие фонетико-фонематических представлений у детей младшего школьного возраста включает следующие разделы:

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.
  2. Развитие фонематического восприятия.

Предлагаем рассмотреть все разделы обучения подробнее.

Развитие звукового анализа и синтеза ведётся в следующих направлениях:

  • Развитие анализа структуры предложения.
  • Развитие слогового анализ и синтеза.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие анализа структуры предложения.

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:

  1. придумать предложения с определённым количеством слов. Для этого детям предлагаются сюжетные картинки. Затем количество слов увеличивается.
  2. составить графические схемы данного предложения; здесь проговариваются правила записи предложений:
    предложение начинается с заглавной буквы;
    слова в предложении пишутся отдельно;
    в конце предложения ставится точка;
  3. определить место слова в предложении. Например, составить предложение по картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения, а затем называют предложение, в которых данное слово находится на 1,2,3 месте.
  4. поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
  5. составить предложение из слов, данных в беспорядке.
  6. выделение предложения из текста. Задание: найти границы предложения:
    Наступила осень земля стала белой морозы украсили окна узорами Зоя и Зина гуляют в парке они задумали лепить снежную бабу.

Развитие слогового анализ и синтеза.

Закрепления действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

  1. Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
  2. Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3. в первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем из трёх слогов.
  3. Дидактическая игра «Слоговой дождь» (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.

Капают капли дождя,
В ладошку поймаю их я.
Какие из них попросить
Помочь слова оживить?

Вот так горе! Вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трёх слогов
Кто помочь словам готов?

/БА КА ЛО РАН СО МО РЁ КО КА ЗА БА/ — БЕРЁЗА, КАРАНДАШ, МОЛОКО, СОБАКА.

Дидактическая игра «Шифровка».задание: из каждого слова взять толькотпервый слог и составить новое слово, которое нужно записать в тетрадь.

машина, лисица, народ – МАЛИНА.
ветер, семя, лопата – ВЕСЕЛО
колос, рота, ваза – КОРОВА

  • Дидактическая игра «Большие и маленькие слова». на сюжетной картине найти большие и маленькие слова, разделить их на слоги, подсчитать количество слогов.
    На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
  • Рекомендуются следующие задания:

    1. Придумай слово с двумя, тремя слогами.
    2. Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом,
      МА – МАЛИНА, МАЛЫШ, МАМА.
    3. Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например,
      КА – КОШКА. МОШКА, МУЗЫКА, МОРКОВКА.
    4. Графический диктант. Вместо слов записывается цифра, соответствующая количеству слогов в слове:

    Шуршат сухие листья 2,3,2
    Пастушок потушил костёр 3,3,2
    Шумят вершины сосен 2,3,2

  • Дидактические игра «Угадай, что мы задумали». Водящий выходит за дверь, остальные играющие задумывают один слог и составляют с ним разные слова, водящий входит в класс, дети говорят ему свои слова (или пишут на доске), а он должен определить какой слог есть в каждом слове, и назвать его. Игру можно проводить таким образом, чтобы анализ слов проводился на основе слухопроизносительных представлений. В этом случае каждый участник игры выбирает из имеющихся у него картинок ту, в названии которой есть заданный логопедом слог. Картинки выставляются детьми на наборном полотне. Водящий входит в класс и отгадывает, какой слог есть в названии каждой картинки картинок, названия в слух не произносятся.
  • Дидактическая игра «Внимание и счёт». Игра проводится письменно, от учеников требуется внимательность и умение быстро читать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и записывают все слова, состоящие из трёх слогов.
    Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает.
    Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение:
    ОКОЛО НАШЕГО ДОМИКА СТОЯЛА БЕЛАЯ БЕРЁЗА.
  • Дидактическое упражнение «Переставь слоги». В слове поменять слоги местами так, чтобы получилось новое слово: КАРЕ, НОК БЕРЁ, БИРЯНА, РЁЗАБЕ, РЕТЕМОК, РЕВОДЕ, РЯКИМО, КАДИСРЕ.
  • Дидактическая игра «Поле чудес». Найти слово, состоящее из 1,2,3,4 слогов
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

    Предлагаются следующие задания:

    1. Покажи букву, если в слове есть соответствующий звук.
    2. Разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, с другой сделать прочерк. Логопед читает слова. если в слове имеется заданный звук, ребёнок ставит крестик под буквой, если нет звука – крестик под прочерком. Это задание можно проводить с помощью выкладывания фишек. Показывается картинка, если в слове есть заданный звук, выкладывается фишка.
    3. Д/и «Поле чудес». Необходимо подобрать слова на определённый звук.
    4. Д/и «Паровоз». Рассадить зверей по вагонам: 1 – в названии которых есть звук Л, во 2 – со звуком Ш, в 3 – со звуком С,
    5. Д/у «Сочиним сказку». Дети сочиняют сказку с подбором слов на определённый звук. Например, со звуком А.

    На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (А). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц). У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (А) Как вы думаете, что это были за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки). Осень он собрал урожай и позвал на обед своих друзей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамида). Зайчата были рады.

    Д/у «Звук заблудился».

    Мы собрали васильки
    На головах у нас щенки (венки).
    Тает снег, течет речей.
    На ветвях полно врачей (грачей).

  • При разборе предложения составляется схема предложения и выделяется слово с заданным звуком. Например, предложение: ГОСТЬ ПРОЖИВАЕТ В ГОСТИНИЦЕ. Схема будет выглядеть так:
    Г_________ _________ __ Г_______ .
    • Выделение первого и последнего звука в слове.

    Сначала задания даются на определение первого гласного звука, а затем переходят на вычленение первого согласного звука:

    1. Логопед показывает картинки, а дети выделяют первый звук.
    2. Д/И «Любопытный». Логопед задаёт вопрос, а дети придумывают ответы, так чтобы они начинались с определённого звука, например, со звука – Г.

    — Где ты живёшь? (в городе)
    — Где твоя машина? (в гараже)
    — На чём ты любишь играть? (на гитаре)
    — Где остановились гости? (в гостинице)
    — Где напечатана статья? ( в газете)
    — В какую страну ты хотел бы поехать? (в Грецию)

    Зазвенела птичья трель
    Закружилась карусель
    Михаил залез на дуб,
    Чтобы врач не вырвал.. (зуб).
    Бил Андрей ногою в дверь,
    А Сергей ревел, как…. (зверь).
    Наказанья срок всё длился
    Клим в углу стоял и….( злился).

  • По сюжетной картине назвать слова, которые начинаются с данного звука.
  • Д/у «Измени звук». Логопед читает слово, дети определяют первый звук. Предлагается заменить первых звук слова на другой звук. Например, в слове КОСТЬ заменить звук К на звук Г, в слове ПАРТА – звук П на звук К, в слове МОЛЬ – звук М на звук Б.
  • Д/и «Какой первый звук».детям предлагаются карточки на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.
  • Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке: В воде купался, а сух остался (гусь).
  • Д/и «Цепочка слов». Детям раздаются предметные картинки, предлагается выложить цепочку из предметов, каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. например, СОБАКА – АВТОБУС – САНКИ – ИГЛА – АПЕЛЬСИН – НОЖНИЦЫ.
    • Работа по определению места звука в слове (начала, середина, конец) проводится с помощью следующих упражнений:
    1. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: первый ряд картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд – картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий ряд – картинки на слова, в которых звук находится в конце слова. Примерные картинки: ЛАМПА, ЛЫЖИ, ПОЛ, СТУЛ, ЛУКОВИЦА, ПОЛКА, ПАЛКА, ГОЛУБЬ.
    2. Подбор слов, в котором звук Л в начале слова, в середине слова, в конце слова.
    3. По сюжетной картине подобрать слова, которые начинаются и оканчиваются на звук Л.
    4. Д/и «Светофор». Используется бумажная полоска, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина слова, зелёная правая – конец слова. логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на красную, жёлтую, зелёную часть полоски.
    5. Д/и «Составь слово». Предлагается набор предметных картинок, например, МАТРЁШКА, АИСТ, КОТ, дети должны назвать звуки в каждом из этих слов (М,А,К) и догадаться какое слово можно составить из этих звуков (МАК). Для усложнения выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово. Аналогичная работа проводится и по составлению слов при вычленении последнего звука КОМ (замок, ведро, сом), КОТ (молоток, кресло, самолёт).
    6. Д/и «Превращение слов». Необходимо превратить КОШКУ в МЫШКУ. Задание – заменить одну букву: КОШКА – МОШКА –МЫШКА.
    7. Д/и «Пирамида». Подбери слова к схеме: (как, клок, кулик, кролик, кошелёк).

      Логопедическая работа по формированию сложный форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением письма на основе современного понимания процесса овладения этим навыком. В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализ как умственного действия.

      1 — этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

      Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка –слово название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определённого количества клеток, по числу звуков в слове.

      По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками. Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое ученик осуществляет, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Первоначально для анализа даются односложные слова типа МАК, КОТ, ДОМ, ЛУК, СОМ. Предлагается картинка, на которой нарисован ЛУК, под ней схема из трёх клеток. Логопед спрашивает: «Какой первый звук в слове?» дети отвечаю и закрывают первую клеточку. Затем определяют второй и третий звук. Затем по схеме повторяют последовательно все звуки.

      Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, т.к. она напоминает ребёнку, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания.

      2- этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Функция анализа переводится в речевой план – сначала с использованием картинки, затем без неё.
      Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

      3 – этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слово. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

      Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

      1. Слова из двух гласных: АУ, УА.
      2. Односложные слова. состоящие из обратного (УМ,ОХ,УС), прямого открытого (НА,МУ, ДА0, закрытого слога (ДОМ, МАК, НОС, ЛУК
      3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: МАМА, РАМА, ЛАПА, ЛУНА, КОЗЫ.
      4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: ДИВАН, САХАР, ГАМАК, ЛУЖОК, ДУБОК.
      5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: ЛАМПА.
      6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: ГРАЧ.
      7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: ВОЛК.
      8. Двусложные слова со стечение согласных в начале слова: ТРАВА.
      9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: КЛУМБА, КРЫШКА, КРОШКА.
      10. Трёхсложные слова: ПАРОВОЗ, КАНАВА, БАБУШКА.

      В процессе коррекции нарушения письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбука, письменные упражнения.

      Рекомендуем использовать следующие задания:

      1. Вставить пропущенные буквы: ВИЛ_А, КРЫ_А, КОШ_А, НО_НИ_Ы.
      2. Составить слова различной звуко – слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: ДОМ, МАК, ЛАПЫ, БАНКА, КАПУСТА.
      3. Выбрать из предложения слова с определённым звуком, устно. Назвать слова и записать их.
      4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:
      ПА— ПАР
      ПА— ПАРЫ
      ПА— ПАРАД
      ПА— ПАРУСА
      КО—КОТ
      КО—КОЗЫ
      КО—КОШКА
      КО—КОРОВА

    8. Подобрать слова /выбрать картинки/ с определённым количеством звуков.
    9. Какие слова можно составить из букв следующих слов: СТВОЛ (СТОЛ, ВОЛ), КРАПИВА (ИВА, ПАРК, РАК, ИРА).
    10. Слово – загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки по количеству букв: М….. (молоко).
    11. «Игра в кубик». Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
    12. Подобрать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Например: НОС – СОН, КОТ – ТОК, ЛЕС – СЕЛ, ДАР – РАД.
    13. Определить количество звуков в названии каждой картинки и положить под ними соответствующие цифры.
    14. Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок. Например, детям предлагаются картинки: полка, лодка, вилка. Дети называют картинки. Затем логопед даёт задание: назвать слово. В котором после звука Л слышится К и т.д.
    • Развитие фонематического восприятия
    Читайте также:  График анализов детей до года

    Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый этап – предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй – этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

    На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

    Работа проводится по плану:

    • Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
    • Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ, СЫ, ЛУ, СО). Дети должны поднять букву, если в слоге есть звук С.
    • Формирование умения определять наличие звука в слое.
    • Определение звука в слове.
    • Выделение слова с данным звуком из предложения.

    По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

    На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, сто и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа – различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками (см. приложение 1.)

    Список литературы:

    1. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М.,2000.
    2. Волина В.В. игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 1996.
    3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001.
    4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием.- М., 2004.
    5. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
    6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2004

    источник

    Формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть каждому школьнику. Для детей с нормальным речевым развитием этот этап не представляет особых трудностей. Для первоклассников же с речевыми недостатками – это сложное испытание, которое им порой не по силам без специальной коррекционной помощи. Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ и соревновательных моментов.

    Достаточный уровень сформированности звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – профилактика нарушений письма и чтения, которые могут проявляться заменами, перестановками пропусками букв и слогов.

    На логопедических занятиях я использую различные многофункциональные игровые методы и приёмы, способствующие не только формированию навыков звукослогового анализа и синтеза, но и развивающие познавательную деятельность учащихся (внимание, память, мыслительные операции, навыки самоконтроля, зрительно-моторные координации), а также стимулирующие познавательный интерес и повышающие речевую активность детей. Дидактические игры и игровые упражнения объединяю общей лексической темой занятия (комплексно-игровой метод), использую с системе, что необходимо для закрепления полученных навыков у детей с речевыми проблемами.

    Следует отметить, что представленные мною игровые приёмы, наглядный дидактический материал могут с успехом использоваться учителями начальных классов на уроках чтения и письма в качестве средств формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

    I. Игры и игровые упражнения, способствующие формированию навыков

    Звукобуквенного анализа и синтеза, чтения слогового и целыми словами.

    1. Цель игры «Слова – матрешки»

    расширение поля зрительного

    восприятия, развитие внимания,

    формирование навыка чтения,

    активизация и обогащение словаря.

    Детям предлагается прочитать слова

    и найти другие слова, которые

    «прячутся» в них. Простой вариант –

    с картинками-подсказками, более

    сложный – без них. Следующий этап –

    найти слова в сплошном наборе букв,

    прочитать в нём короткие предложения.

    Можно предложить учащимся

    определить, являются ли слова-

    матрёшки родственными в каждом

    случае и почему. Например, метель,

    2. Вставка букв в слова – известный вид заданий, позволяющий решать целый ряд

    коррекционно-развивающих задач:

    ü формирование навыка чтения

    ü развитие звукового анализа

    ü формирование понятия о смыслораз-

    личительной роли буквы (стол – стул —

    вставляя разные буквы, получаем разные

    Задания на вставку букв я предлагаю

    детям, группируя слова по темам,

    что, с одной стороны является

    подсказкой, а с другой способствует

    употреблению в активной речи слов-

    обобщений. Дидактический материал

    помещаю в файлы для многократного

    использования. Вставка букв через

    файл фломастером помогает

    ребёнку избежать страха сделать

    ошибку: её в любой момент можно

    исправить и повторить игру.

    Варианты этого вида заданий могут быть следующими:

    ¨ Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись: Л__ПА, Л__ПА, Л__ПА.

    ¨ Вставить разные согласные, чтобы слова не повторялись: __ОДА, __ОДА, __ОДА.

    ¨ Добавить букву, чтобы получилось новое слово: кот(р) – крот, стол(в) – ствол.

    ¨ Заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: лист (лифт), корона (ворона), город (горох) и др.

    ¨ Найти в предложении слова, различающиеся одной буквой: «Ваня не скрыл, что вскрыл письмо», «Осы не любят росы». Подчеркнуть эту букву.

    ¨ Прочитать 4 слова (столбик). Назвать буквы, которые пропущены в каждом из них.

    _руг д_озд _венит _стреча _троительство

    д_уг др_зд з_енит вс_реча ст_оительство

    др_г дро_д звен_т вст_еча строит_льство

    дру_ дроз_ звени_ встр_ча строительс_во

    ¨ Найти ошибку в слове (место пропуска буквы не обозначено): помидр, красый, пгода. Записать без ошибки. В случае затруднения либо называется пропущенная буква, либо произносится слово.

    ¨ Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст, грз, грд, брбн.

    ¨ Найти ошибки (пропуски букв) в словосочетании, предложении, тексте. В случае затруднения необходимо указать число ошибок или ограничить поле восприятия, указав предложение (строчку) с ошибкой. Поиск ошибок в предложениях и текстах способствует формированию навыков самоконтроля на любом занятии. Задание усложняется путем увеличения числа ошибок и добавления их новых видов.

    3. Составление слов из букв

    задание, развивающее навыки

    звукобуквенного синтеза. Может

    предлагаться учащимся как со

    зрительными опорами, так и без них.

    Использование кроссвордов или

    Их элементов позволит ребёнку

    проверить: не пропустил ли он

    букву (в этом случае останется

    Можно выполнить, подобное задание

    отгадав загадку. Слово-отгадка

    составляется из букв. Например,

    4. Шифровки (Д/И «Разведчики») – задания, которые позволяют упражнять

    не только в звукобуквенном анализе, но и развивать целенаправленное внимание.

    Инструкция: послушайте слово, определите, есть ли в нем звуки С, Ш; запишите буквы, обозначающие эти звуки по порядку, укажите их место в слове. При выполнении задания слова приобретают следующий вид: Саша – С1ш3, шестой – ш1с3 и т. д.

    5. Игра «Пишущая машинка» развивает навыки звукового анализа, помогает

    концентрировать и переключать внимание. Каждому участнику присваивается

    название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из 2-3 слов. По

    сигналу дети начинают «печатать»: первая «буква» в слове хлопает в ладоши, затем

    вторая и т. д. Когда все слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

    6. Изографы – многофункциональные игровые пособия, направленные на

    формирование целостности зрительного восприятие, звукобуквенного анализа

    и синтеза, обобщённого образа буквы. Изографы представляют собой предметы,

    изображения которых состоят из видоизменённых букв, расположенных в

    пространстве особым образом. Дети должны узнать этот предмет, назвать его,

    правильно определить звуковой состав слова – названия и найти все буквы этого

    слова, т. е. прочитать его. Работу с изографами можно использовать для закрепления

    написания словарных слов и как сюрпризный момент урока, повышающий

    активность учащихся и способствующий поддержанию их внимания.

    7. Составление слов и предложений

    по первым зву кам слов-названий

    картинок часто использую как

    организационный момент начала

    занятия или его этапа (узнать тему,

    прочитать имя героя-помощника и др.)

    Такие задания включают в себя

    операции звукобуквенного анализа,

    синтеза, а также развивают слуховую

    II. Игры и игровые упражнения, способствующие формированию навыков слогового анализа и синтеза, слогового чтения.

    1. Работа по слоговым таблицам (варианты представлены в приложении) способствует формированию навыка слогового чтения, развивает зрительную память, расширяет поле зрительного восприятия. Ребёнок учится читать слог целиком, составлять слова из слогов по схемам. Такую работу я провожу в игровой форме: дети делятся на команды и соревнуются в составлении слов на время.

    2. Составление слов из слогов с использованием занимательного дидактического

    материала позволяет отрабатывать навык многократно, поддерживая

    внимание и интерес учащихся.

    В данном варианте игры учащимся

    Предлагается найти и соединить

    Рыбок так, чтобы получились

    слова. Дополнительные задания:

    v Сколько рыбок плывут влево? Сколько вправо?

    v Назовите орфографические правила, которые встречаются в словах.

    v Каких рыбок можно поменять местами? (чай-ка, ка-чай).

    3. Подбор слов на заданный слог

    (или с данным слогом) задание на

    активизицию словаря и развитие навыка

    слогового анализа. Очень нравится детям

    в форме соревнования (кто больше?)

    Более сложный вариант задания:

    придумать слово на данный слог, в

    котором уже определено число слогов.

    Например, за…(2) – замок, забор;

    ку… (3) — кукушка, курица, купался.

    4. Цель игры «Путаница» — составление слова из слогов, предъявляемых на слух. Для

    этого необходимо удержать в памяти слоги, поменяв их местами, например,

    ки, ру (руки), вы, сли (сливы), неть, чер (чернеть). Игру можно проводить

    Другой вариант игры требует удержания в памяти уже большего числа слогов и

    элементарных навыков слогового анализа. Инструкция: послушайте стихи, выделяя

    последний слог последнего слова каждой строчки (будет сделана пауза); если вы

    соедините все слоги, получится ответ на вопрос:

    Эй, держи, хватай! В лесу ловят рыжую лису.

    Шум и гам. Народу тьма. Громче всех кричит Фома.

    Он без куртки, без пальто. Вместо шапки решето.

    Из оврага, где ольха, слышны крики петуха.

    Изловить лису неплохо, да мешает …(суматоха).

    5. В последнее время появилось много готовых дидактических игр на формирование

    навыка слогового анализа и синтеза, которые я использую на занятиях. Это серия

    настольных развивающих игр «Я читаю по слогам» .

    q «Слоговое домино» — дидактическая игра на составление слов из слогов, рассчитанная на разный уровень подготовленности учащихся. Игра представляет собой несколько комплектов карточек, разрезанных так, что на каждой карточке находится последний слог одного слова и начальный другого. Правильно разложив карточки по принципу домино, получаем цепочку слов. Облегчённый вариант: кроме слогов на карточках присутствуют картинки, так же, как и слова разрезанные пополам. Усложнённый вариант: без картинок, слова составляются только правильным подбором слогов.

    q «Слоговые кубики» — кубики, на гранях которых половинки картинок и слоги, из которых складываются названия картинок. При правильном составлении слов получаются цельные изображения предметов, которые подобраны по тематическим группам (животные, овощи и фрукты, игрушки, мебель, инструменты, посуда)

    q «Слоговое лото» – дидактическая игра, включающая 3 варианта

    1) Составление трёхсложных слов по первым слогам слов-названий картинок

    2) Составление трёхсложных слов по последним слогам слов-названий картинок

    3) Составление трёхсложных слов по средним слогам слов-названий картинок

    Задача игроков: правильно закрыть картинки на индивидуальных карточках соответствующими слогами на маленьких карточках и прочитать полученные слова.

    Игра носит познавательный характер, расширяет представления детей об окружающем мире, обогащает словарь.

    q «Составление предложений» игра, основанная на принципах предыдущей: из начальных или последних слогов слов составляются слова и прочитываются предложения.

    Таким образом, используя игровой метод для формирования навыков звукослогового анализа и синтеза, можно предупредить специфические ошибки письма и чтения младших школьников, развить их познавательные способности, создать положительную мотивацию учения, что является залогом успешного освоения программного материала и позволяет ребёнку ярко и интересно прожить каждый урок.

    источник