Меню Рубрики

Анализ летнего отдыха детей группы риска

1. Пояснительная записка.

Программа (проект) по организации летнего оздоровительного лагеря для учащихся группы риска составлена на основе положения Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодёжи о Республиканском конкурсе вариативных программ (проектов) в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи на летний период 2007 года. Программу составила зам. директора по ВР МОУ СОШ №5 Лебедева Елена Викторовна 13. 02. 2007 года.

При составлении программы были учтены

Федеральный закон № 170 от 21 декабря 2004 года “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации”,

Федеральный закон № 120 от 13 января 2001 года “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”,

Программа МОУ СОШ №5 “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 1.09.2005 года,

Программа МОУ СОШ №5 “Гражданско-патриотическое воспитание”, составленная к 450-летию вступления Удмуртии в состав России.

Актуальность проблемы занятости подростков всегда очень тяжело решалась. Анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающий уровень неблагополучия в сфере детства, ухудшения здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании.

Летом не все дети имеют возможность поехать в оздоровительные лагеря. В школе систематически организуют площадки для 1-4 классов. Особого внимания требует та часть школьников, которая относится к группе риска. Такие дети имеют психологические и педагогические проблемы. Некоторые из них состоят на учёте в школе и Отделе по делам несовершеннолетних. Число таких подростков растёт. В 2005- 2006 учебном году в школе №5 13 детей состоят на учёте, в том числе 4 человека в ОДН.

Трудным подросткам требуется особое внимание оздоровительного и социального характера.

2. Адресаты программы (проекта).

Программа составлена для учащихся группы риска 5-8 классов, мальчиков и девочек из неблагополучных семей, 1995-1991 года рождения.

3. Цель программы (проекта).

Сохранение психологического и физического здоровья учащихся.

4. Задачи программы (проекта).

Предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий учащимися школы.

Повышение уровня информированности учащихся о причинах правонарушений, использования алкоголя и токсических веществ учащимися, о негативных последствиях употребления наркотиков.

Обеспечение психологического сопровождения учащихся с целью укрепления их психологического здоровья.

Пропаганда здорового образа жизни, формирование потребности у учащихся в здоровом образе жизни.

5. Содержание программы (проекта).

Предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий учащимися школы.

— Уроки профилактики правонарушений с инспектором ОДН.

— Походы в кинотеатры, театр, цирк.

— Экскурсии в центры дополнительного образования с целью увлечения подростков занятиями по интересам.

— Благоустройство детских площадок в микрорайоне школы (покраска качелей, скамеек, горок по заявке домоуправления).

Повышение уровня информированности учащихся о причинах правонарушений, использования алкоголя и токсических веществ учащимися, о негативных последствиях употребления наркотиков.

— Занятия по программе “Полезные навыки”.

— Встречи со специалистами подросткового наркологического кабинета.

— Выставка проектов “Мой выбор”, “Поколение HEXT выбирает”.

Обеспечение психологического сопровождения учащихся с целью укрепления их психологического здоровья.

— Психологические тренинги с психологом школы по формированию толерантности, психической устойчивости, положительной жизненной позиции.

— Поездки по городам Удмуртии.

Пропаганда здорового образа жизни, формирование потребности у учащихся в здоровом образе жизни.

— Спортивные занятия по интересам.

— Военно-спортивная игра на базе оздоровительного лагеря “Берёзка”.

— Спортивные соревнования с учащимися других школ.

6. Структура организации деятельности.

Основными руководителями программы являются:

  • директор школы №5,
  • заместитель директора по воспитательной работе,
  • социальный педагог школы,
  • учителя,
  • психолог.

Второстепенными руководителями являются:

  • домоуправление №12,
  • инспектор ОДН.

7. Кадры программы (проекта).

Администрация школы, высшая категория.

Социальный педагог, учитель высшей категории.

Учителя- предметники, классные руководители первой и высшей . категории.

8. Материально-техническое обеспечение программы (проекта).

Наличие в школе спортивного зала, актового зала, спортивного инвентаря (мячей, столов для тенниса, волейбольной сетки).

Компьютеры (2 кабинета по 15 компьютеров).

Учебная литература по программе “Полезные навыки”.

9. Предполагаемые результаты данной программы (проекта), социальный эффект.

Уменьшение случаев правонарушений несовершеннолетними.

Повышение уровня правовой информированности учащихся.

Повышение уровня культуры учащихся.

Сохранение здоровья учащихся.

10. Смета программы (проекта).

Расходы Расчёт
руб.*чел.* сут.
Сумма Источник финансирования
1. Расходы на программу (проект)
1.1 Проживание 20 1020 Республиканский бюджет
1.2 Питание бюджет 70 35700 Республиканский
1.3 Транспортные расходы 100 3000
1.4 Экскурсионные расходы 100 3000
1.5 Страховка 20 600
2. Общие расходы на программу (проект)
2.1 Заработная плата 4000
2.2 Начисления на заработную плату 4520
2.3 Аренда оборудования
2.4 Хозяйственные расходы и коммунальные 1000
2.5 Расходные материалы 1000
2.6 Фото- и видеосъёмка 1000
2.7 Услуги связи
2.8 Призовой фонд 1000
Итого на человека в день 310
Итого на человека за смену 5270
Итого на всю программу 55840

Сумма, запрашиваемая от Госкомитета УР по делам молодёжи 55840

Пятьдесят пять тысяч восемьсот сорок рублей.

источник

Поскольку речь идет об организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в число работников лагеря должны в обязательном порядке входить психолог, социальный педагог или специалист по социальной работе, так как большинство таких детей требуют усиленного внимания. Основная деятельность привлеченных специалистов – профилактика девиантного поведения, повышение самооценки ребенка, привитие ребенку социально значимых понятий, таких как семья, родина, ответственность.

Особенностью работы лагеря отдыха и оздоровления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, также должна быть трудовая реабилитация детей, направленная на воспитание трудолюбия, потребности в труде. Это может быть общественно-полезный труд на сельскохозяйственных участках, в теплицах, благоустройство территории лагеря, обслуживание пожилых людей и т.д.

Содержание деятельности организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Принципиальное значение в организации воспитательной работы и разработке содержания деятельности с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, имеет наличие концепции этой деятельности. С учетом категории детей, на которых направлено воспитательное воздействие, такая концепция эффективна в рамках гуманистических идей и личностно-ориентированного подхода в образовании.

Основная деятельность лагеря для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках предлагаемой концепции предполагают продуктивное развитие ребенка, повышение возможностей формирования личности, ее адаптации в современном динамичном обществе. В концептуальном плане в профилактических технологиях важен, прежде всего, информационный подход, основанный на информировании подростков об их правах и обязанностях, а также требованиях, предъявляемых государством к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные проявления. Сущностью этого подхода является система социально-психологических, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся специалистами для коррекции поведения детей и подростков в трудной жизненной ситуации, их реабилитации, устранения причин отклонений в поведении, в результате которых проводится восстановление или коррекция качеств личности подростка, его нравственных и волевых качеств.

Предложенная схема организации социализации и реабилитации подростка в трудной жизненной ситуации может включать в себя в качестве первоочередных следующие меры:

создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих процесс социализации и реабилитации подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации (социальные педагоги, психологи, медицинские работники, педагоги);

формирование воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы, работы;

создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательной профилактической работой;

организация детского досуга;

Опыт показывает, что дети и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, характеризуются тем, что:

часто бывают невыдержанными;

постоянно спорят со взрослыми;

отказываются выполнять общественную работу (уборка, субботники);

делают то, что, как правило, раздражает других;

часто обвиняют других в своих ошибках;

часто сердятся на окружающих, возмущаются;

недоброжелательны и мстительны;

сквернословят и говорят непристойности;

жестоки по отношению к младшим и животным и др.

Устойчивое негативное поведение в отличие от временных вспышек негативизма, создает трудности, как для окружающих, так и для собственного развития такого ребенка. Педагогу очень важно понять, что стоит за негативистским поведением. Это может быть:

способ самоутверждения, защита от беспомощности, тревоги, потеря самоуважения;

стереотипы поведения, ориентация на «лидеров»;

устойчивый комплекс ценностных норм.

Часто характеристиками поведения детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, выступают жестокость и агрессивность. Поэтому одним из важнейших условий оптимизации развития личности такого подростка является умение педагогом реализовать личностно-ориентированный подход в работе с каждым ребенком и подростком, находящимся в трудной жизненной ситуации, который отличается не только содержанием используемого материала, но и разнообразием методик.

Образовательные программы должны быть разработаны с учетом возраста и специфических особенностей детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, и предусматривать ряд целевых направлений, например, «Социально-психологическая детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации», «Профилактика стресса и тревожности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации», «Пропаганда здорового образа жизни», «Профилактика потребления психоактивных веществ и правонарушений среди детей и подростков», «Индивидуально-психологическая работа с подростками» и др.

Для преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков, необходимо целенаправленно использовать следующие методы:

организация личностно-значимой общественно ценной деятельности и приобретения положительного опыта жизнедеятельности;

насыщение детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации полезной информацией и поэтапной замены ложных ценностей;

обращение к позитивным сторонам характера и поведения подростка;

контроль и самовоспитание.

Среди специфических проблем, подлежащих коррекции, выделяются:

неадекватные реакции, формы поведения, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

тревожность, повышенная эмоциональная напряженность, агрессия, враждебность к окружающим;

неуверенность в возможностях своего личностного роста;

нарушение адаптации ребенка к существующим условиям и др.

С точки зрения психологии для урегулирования эмоциональных проблем учащихся необходимо применять следующие рекомендации:

не стоит торопиться с выводами по поводу причин неадекватного поведения и неадаптивности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;

важно замечать и фиксировать крайности в их поведении;

необходимо поощрять их к откровенной беседе и быть внимательным к их рассказам;

надо анализировать и фиксировать информацию о развитии детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, беседуя с психологом, специалистами;

нельзя в случаях эмоциональной нестабильности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, самим руководствоваться эмоциями, следует быть объективными;

необходимо выявить и попытаться при помощи специалистов устранить причину имеющейся или вновь возникшей проблемы у детей и подростков;

важно не забывать, что в основе причин эмоциональной нестабильности личности такого ребенка могут быть более глубокие мотивы, которые нелегко обнаружить;

необходимо быть терпеливыми, внимательными по отношению к детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, руководствоваться принципом “не навреди!”.

Если организаторы отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, хотя бы частично владеют приемами и тактиками организации конструктивного общения, взаимодействия, это позволит обеспечить эффективную реализацию поставленных перед ними задач. Поскольку общение подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, часто сопровождаются агрессией, рекомендуется использовать следующие правила:

1. Старайтесь во всех ситуациях ко всем людям относиться с уважением, цените по достоинству их желание сотрудничать с Вами. Помните! Все люди хорошие, лишь поступки у них бывают разные — хорошие и плохие. Давайте оценку поступкам, а не людям!

2. Смотрите на собеседника и старайтесь в его внешности, поведении выделить что-то приятное, позитивное. Знайте! 40 % людей — застенчивы, они не всегда выносят прямой взгляд — а значит, могут испытывать чувство агрессивности по отношению к Вам.

3. Не доминируйте во время разговора ни позой, ни словами, ни тоном — это заставит Вашего собеседника «закрыться», что может вызвать обоюдную агрессивность.

4. Не давайте волю эмоциям. Если они возьмут верх над разумом, то Вы не сможете справиться с агрессией.

5. Не спешите возражать. Сначала все взвесьте.

Большую роль в появлении негативных черт поведения подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации, играют вредные привычки. Подавляющее большинство детей впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах. Движет ими, прежде всего, любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), некоторые дети к табаку больше не тянутся. В более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Это подражание более старшим, особенно тем, на кого хотелось бы походить, желание казаться взрослым, независимым, желание «быть как все». Весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации.

Употребление школьниками спиртных напитков – вещь, к сожалению, также очень распространенная. Основная задача антиалкогольной и анти наркотической работы — воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала.

Первый прием наркотиков приходится примерно на 12 лет. Ежегодно в России заболевания, связанные с наркозависимостью, составляют 20% всех госпитализаций и 10% всех смертей. 60 % детей и подростков не представляют, куда им обращаться за помощью при наркотических проблемах. Профилактика наркомании будет более эффективной, если:

Читайте также:  Анализы для детей и взрослых

детям будет предоставлена объективная информация о наркотиках, их воздействии на человека и последствиях применения;

поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

осознание сущности наркомании будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умения общаться с другими, правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами.

источник

УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 71 г. ЧЕЛЯБИНСКА

в летний период 2014 года

Программа по организации работы с учащимися группы социального риска в летний период 2014 года (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом – ФЗ «Об основах

Системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», распоряжением Главы администрации города Челябинска от 01.01.2001 г. № 000 «О проведении межведомственной профилактиче6ской акции «Подросток», приказом Управления образования Металлургического района от г. «О подготовке к летней оздоровительной кампании 2014 года».

Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с учащимися группы социального риска, организацию их занятости и оздоровления в летний период через отработанные педагогические технологии, привлечения МБОУ СОШ № 71 и различных внешкольных организаций.

Общие сведения о МБОУ СОШ №71

Адрес: 454025 г. Челябинск, , а,

телефон ,тел.\ , , e — mail : mboy _71 @ mail . ru

персональный сайт школы: www.71schule. ucoz .ru

Перечень объектов, расположенных в микрорайоне:

— жилой сектор поселка Першино (одно-, двух, пяти и выше);

— объекты социального и культурно-массового назначения: спортивно-оздоровительный комплекс «Метар-Спорт», бассейн «Строитель», досуговый центр «Импульс»;

Актуальность и концептуальные идеи программы:

Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. Организация оздоровительного отдыха и занятости учащихся группы социального риска становиться одним из важных компонентов всего процесса профилактической работы. Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия педагогов, социального педагога, родителей (законных представителей), учреждений дополнительного образования, работников ОДН ОП №2, УСЗН, КЦСОН и др.

Организация отдыха, оздоровления, занятости учащихся группы социального риска в летний период — самая актуальная тема в воспитательной деятельности МБОУ СОШ №71.

При разработке Программы по оздоровлению и занятости детей на лето 2014 года, прежде всего, учитывается контингент учащихся в МБОУ СОШ

В МБОУ СОШ № 71 обучаются 545 учащихся. При составлении и обновлении социального паспорта МБОУ СОШ № 71 в банк данных учащихся группы социального риска вошли следующие категории семей:

-малообеспеченные семьи -28,

— многодетные семьи — 35, в них детей – 62,

— семьи и учащиеся, находящиеся в СОП: семей — 5, в них детей — 6,

— детей, находящихся под опекой — 9,

— детей, состоящих на педагогическом учете -7,

— детей, состоящих на учете в ОДН ОП№2 – 6,

-дети из семей – участников военных и боевых конфликтов-13.

При анализе летней оздоровительной кампании 2013 года и изучении потребностей учащихся и их родителей (законных представителей) в организации отдыха и занятости учащихся группы социального риска в летний период, данных о состоянии здоровья учащихся, были выявлены проблемы:

— невозможность родителей (законных представителей) обеспечить отдых и занятость учащихся группы социального риска в летний период из-за низкого материального положения;

— нежелание родителей (законных представителей) обеспечить детей в летний период путевками в ГОЛ МБОУ СОШ № 71, ЗОЛ;

— ухудшение социального положения семей учащихся МБОУ СОШ № 71;

— малое количество семей, занимающихся проблемами воспитания и развития детей.

— низкий уровень общей культуры учащихся группы социального риска;

— развитие комплекса эффективных мер по созданию условий для оздоровления, отдыха и занятости учащихся группы социального риска, сохранение и укрепление их здоровья, формирование у них навыков организации здорового образа жизни;

— социальная защита прав учащихся МБОУ СОШ № 71 при создании благоприятных условий для оздоровления, отдыха и занятости в летний период, соблюдение их прав, оказание своевременной и квалифицированной помощи учащимся группы социального риска.

— организовать взаимодействие социально-педагогических и прочих структур в решении проблем несовершеннолетних учащихся;

— определить уровень психологической и социальной готовности учащихся МБОУ СОШ № 71 к летнему отдыху;

— организовать социально-значимую деятельность для учащихся, направленную на улучшение окружающей среды, воспитание трудовой культуры;

— организовать максимальный охват всех категорий учащихся, нуждающихся в поддержке государства;

— организовать социальный патронаж учащихся МБОУ СОШ № 71 и (или) их семей;

— обеспечить целенаправленное педагогическое, психологическое, правовое влияние на поведение и деятельность учащихся группы социального риска МБОУ СОШ № 71;

— организовать совместную деятельность со службами Металлургического района по профилактике безнадзорности и роста преступности среди учащихся группы социального риска;

— сформировать у учащихся МБОУ СОШ № 71 позитивные установки на здоровый образ жизни;

— продолжить развитие комплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся МБОУ СОШ № 71;

1 этап: организационно-диагностический

— подготовка рабочей группы, состоящей из педагогов и администрации МБОУ СОШ №71 для работы в летний период 2014 года, которые обеспечат реализацию Программы;

— подготовка документов для реализации Программы по организации работы с учащимися группы социального риска на время летних каникул 2014 года;

— сбор информации по летней занятости учащихся группы социального риска;

— оформление информационного стенда «Лето-2014»;

— оформление информационной страницы на Сайте МБОУ СОШ №71;

— утверждение списков учащихся и формирование городского оздоровительного лагеря МБОУ СОШ №71, трудовые объединения МБОУ СОШ №71.

2 этап: практический (июнь-август)

— открытие и функционирование городского школьного оздоровительного лагеря (ГОШЛ);

-открытие и функционирование трудовых объединений (ТО);

— осуществление запланированных мероприятий;

— разработка системы контроля над их реализацией;

— работа по социальной поддержке учащихся группы социального риска.

3 этап аналитический (июнь, июль, август)

— анализ и подведение итогов работы с учащимися группы социального риска;

— дальнейшее планирование деятельности с учетом анализа;

— информация в Управление образования Металлургического района, ОДН ОП №2, КДН и ЗП;

— обобщение результатов, оценка деятельности.

Исполнители основных мероприятий программы:

педагогический коллектив МБОУ СОШ №71

— УСЗН Металлургического района г. Челябинска;

— МБУ «КЦСОН» по Металлургическому району г. Челябинска.

— ОО и П Металлургического района г. Челябинска;

— Управлением образования Металлургического района Администрации г. Челябинска;

— КДН и ЗП Металлургического района г. Челябинска;

— спортивно-оздоровительным комплексом «Метар-Спорт»;

источник

Программа « Крепкий орешек» по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей группы социального риска.

Современные политические, социально-экономические изменения, происходящие в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в ОУ. В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающи­мися в педагогическом контроле. Она особенно необходима в период летних каникул. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровитель­ных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и вос­питания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономичес­ких и социальных условиях. Реаль­ность такова, что система образования по-прежнему остается глав­ным организатором отдыха и оздо­ровления детей. Кроме того, лаге­ря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня — это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что соз­дает условия для социализации мо­лодого человека с учетом реалий современной жизни. В рамках профилактической работы в школе организован Совет профилактики, цели и задачи которого заключаются, выявление учащихся, входящих в «группу риска», индивидуальная работа с ними, вовлечение детей из «группы риска» в кружковую деятельность. Данная профилактическая работа особенно актуальна в летний период, это связано с тем, что именно летом значительно ослабевает, либо прекращается вовсе воспитательное влияние на ребенка образовательных учреждений. Систематическая работа администрации школы, проводимая по охране труда и здоровья учащихся, позволит снизить до минимума количество несчастных случаев с детьми во время учебного процесса и каникулярного отдыха учащихся.

Программа « Крепкий орешек» позволяет продолжить работу школьного Совета профилактики. Большое количество школьников МОУ СОШ № 2 в летний период остаются неорганизованными, безнадзорными, что, в основном, связано с изменившимися социально-экономическими условиями в стране, и низком социальном статусом большого количества семей учащихся нашей школы сегодня в обществе, к сожалению, привычными стали понятия «дезадаптированные дети», «дети с аффективным, девиантным и делинквентным поведением», «несовершеннолетние правонарушители». Анализ причин асоциального поведения показал, что большинство детей проживает в семьях, где родители не выполняют надлежащим образом своих обязанностей; дети состоят на учете психиатра; склонны к бродяжничеству; систематически пропускают занятия без уважительной причины.

Основная цель образовательных учреждений при работе с этой группой детей — вовлечение в образовательный процесс, обеспечение их прав на образование, рост занятости во внеурочное время, т.е. организация пространства социализации ребенка.

Социализация личности — развитие человека на протяжении жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения им социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит.

Еще А.С.Макаренко, к педагогическому наследию которого сегодня вновь обращаемся, говорил о воспитании ребенка на каждом «квадратном метре его жизненного пространства». Поэтому целесообразно и эффективно проводить непрерывную работу с детьми, нуждающимися в педагогическом контроле и поддержке, особенно в период летних каникул.

Летний период позволяет создать условия для возвращения ребенка в «нормальные» социальные границы, перестройки сознания, создание мотивации нацеленной на приобщение ребенка к здоровому образу жизни.

В ходе работы планируется организация анализа социального развития подростков, выявление проблемных зон, снятие психоэмоционального напряжения и повышение социальной компетенции через занятия курсов «Воспитание законопослушного гражданина» и «Помоги себе сам».

Обучение подростков способам регуляции поведения, восстановление связей с ближайшим окружением — основные цели программы. Ее реализация позволит повысить уровень социальной компетенции подростков, мобилизовать собственные ресурсы ребенка для решения проблем, разработать стратегию и тактику преодоления проблем, организовать отдых и оздоровление детей, снизить численность детей имеющих проблемы поведения.

Цель: Оказание социально-педагогической помощи подросткам и их семьям по решению конкретных проблем. Задачи:

Выявить проблемные зоны подростков относимых к «группе риска»;

Сформировать мотивацию самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

Актуализация потребности активного участия в общественной жизни;

Консультирование родителей по поиску путей решения проблем детей.

Выполнение программы позволит:

повысить уровень социальной компетенции подростков;

достичь позитивных изменений и разработать (совместно с родителями) стратегию и тактику преодоления проблем;

обучить необходимым способам поведения, позволяющих успешно интегрироваться в существующую социальную систему.

Возникает необходимость составления такой программы работы пришкольного лагеря, которая не только позволила бы организовать летнюю занятость школьников, но и была бы неразрывно связана с основными направлениями работы воспитательной системы школы.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Необходимо, чтобы деятельность детей была организованной и плодотворной, чтобы они не были длительное время предоставлены сами себе, не прерывался бы воспитательный процесс. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях поселка; модернизацией старых форм работы и введением новых.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Концепция программы Организация летнего отдыха и оздоровление учащихся является одним из приоритетных направлений в воспитательной системе школы.

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

Доказано, что если ребёнок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Читайте также:  Анализы для детей левый берег

Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство воспитанников лагеря живут в неполных , малообеспеченных семьях Даже в половине неполных семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.

Также особенно актуальной для нашей школы является работа, направленная на предупреждение правонарушений и преступлений, и профилактику вредных привычек, которая является приоритетной в течение года и не должна прерываться в летний период.

Больное внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию школьников, воспитанию любви и уважения к своему поселку, краю, своей истории.

Чтобы учесть все направления деятельности, актуальные для ребенка в лагере, можно опираться на характеристики его благополучия или развития.

Направления деятельности летнего лагеря:

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены. Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря

Состав лагеря — это учащиеся МОУ СОШ № 2 в возрасте 7-14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям семей, состоящих на различных учётах, и а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям «группы риска

Конвенция ООН о правах ребенка;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения: педагог-психолог, социальный педагог, учитель физической культуры , инспектор ГДН.

источник

Методические рекомендации по организации летнего отдыха с детьми группы-риска «Летний лагерь территория здоровья»

Название Методические рекомендации по организации летнего отдыха с детьми группы-риска «Летний лагерь территория здоровья»
страница 1/10
Дата публикации 17.01.2015
Размер 1.27 Mb.
Тип Методические рекомендации

top-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации

Областное государственное учреждение

«Центр профилактики наркомании»

Методические рекомендации по организации

летнего отдыха с детьми группы-риска
«Летний лагерь – территория здоровья»

Глава I. Реализация программ профилактики для детей «группы риска» в период летней
оздоровительной кампании

1.1. Социально-психологические особенности детей «группы риска»

1.2. Методологическое содержание программ профилактики для детей «группы риска» в период летней
оздоровительной кампании

Глава II. Организация досуга для детей «группы риска» в период летней оздоровительной
кампании

2.1. Особенности формирования детского коллектива в период летней оздоровительной кампании

  1. Определение детского коллектива
  2. Признаки детского коллектива
  3. Этапы формирования детского коллектива
  4. Групповая динамика в детском коллективе

2.2. Этапы организации досуга детей в период летней оздоровительной кампании

Глава III. Технологии социально-психологической работы с детьми «группы риска»

в период летней оздоровительной кампании

3.1. Профилактические тренинги для детей и родителей в период летней оздоровительной кампании

  1. Тренинг по профилактике пивного алкоголизма
  2. Тренинг по профилактике наркомании
  3. Тренинг по профилактике курения
  4. Тренинг по профилактике компьютерной зависимости
  5. Тренинг: «Осторожно, СПИД!»
  6. Тренинг по профилактике конфликтного поведения
  7. Тренинг семейных отношений: «Родителевидение»

3.2. Технологии нейтрализации конфликтных ситуаций в детском коллективе

  1. Конфликт
  2. Способы воздействия детей в конфликтной ситуации
  3. Неконструктивные способы реагирования взрослого на конфликт между детьми
  4. Алгоритм работы взрослого в ситуации конфликта между детьми
  5. Правила разрешения конфликта в детском коллективе
  6. Формы обучения детей конструктивному разрешению конфликтной ситуации

3.3. Диагностика личности ребенка в период летней оздоровительной кампании

  1. Принципы проведения диагностики личности ребенка
  2. Тест на определение уровня самооценки (для детей 7-11 лет]
  3. Тест на определение уровня самооценки (у подростков 12-17лет)
  4. Тест на определение уровня тревожности (у подростков 12-17 лет)
  5. Тест: «Умеешь ли ты общаться с людьми?»
  6. Тест на предрасположенность к курению
  7. Тест на оценку степени риска у подростка (для педагогов)

Приложение 1

Введение
Актуальной проблемой современного общества является быстрое распространение различных форм девиантного (отклоняющегося от норм) поведения среди детей и подростков «группы риска». Одной из причин возрастания подростковой девиантности являются проблемы психологического взросления. Подростковая девиантность корректируется посредством формирования у подростков социально-ориентированных ком­пенсаторных механизмов: навыков совладания со стрессом, навыков саморегуляции, навыков активного поиска поддержки в окружающей социальной среде, направленных на актуализацию личностнозначимых ресурсов и творческой деятельности.

Профилактика асоциального поведения в детской и подростковой среде осуществляется с помощью комплексных социальных, психолого-педагогических и образовательных программ, ориентирующих под­ростка на основные вопросы его личностного и социального развития.

Актуальность профилактической деятельности особенно возрастает в летний период; это связано с тем, что именно в этот период значительно ослабевает воспитательное влияние на подростка образовательных учреждений. В Иркутской области осу­ществляется комплексный подход в организации летнего отдыха для детей и подростков «группы риска», имеющий профилактическую направленность.

Потенциал организованного отдыха очень высок, ведь он занимает свободное время интересной, раз­нообразной и привлекательной деятельностью. При этом укрепляются связи между разновозрастными группами детей, прививаются навыки работы с природными объектами, формируются ценности здорового образа жизни у детей и подростков. Организованный летний отдых — это не только защита от негативного воздействия социальной среды, но и возможность для духовного, интеллектуального и творческого раз­вития подростка.

Организация досуговой и трудовой занятости в летний период предоставляет подростку идеальные условия для поиска себя и проб всевозможных поведенческих и социальных ролей, что является важней­шим психолого-педагогическим посылом для организации эффективной первичной профилактической работы с подростками. Профилактическая составляющая летних программ для детей и подростков «груп­пы риска» независимо от приоритетного направления (спортивное, патриотическое, экологическое и др.), позволяет эффективно решать основную задачу первичной профилактики формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения.

Одним из актуальных вопросов организации работы с детьми и подростками «группы риска» в летний период является кадровое обеспечение программ летнего отдыха. Специалистам, организующим летнюю занятость детей и подростков, необходимы знания и умения, связанные с пониманием динамики детского коллектива; наличие опыта работы с данной категорией детей, наличие организаторского опыта и инфор­мированность в вопросах профилактики зависимого поведения.

Для специалистов, реализующих программы летнего детского отдыха, подготовле­ны методические материалы о социально-психологических особенностях детей «группы риска», а также разработаны сценарии профилактических тренингов для подростков и родителей. Информационно-профилактические материалы, представленные в пособии, направлены на обеспечение эффективности профилактической деятельности в летний оздоровительный период.

Глава I. Реализация программ профилактики для детей

«группы риска» в период летней оздоровительной кампании
1.1. Социально-психологические особенности детей «группы риска»

1.1.1. Определение подросткового возраста

Подростковый возраст — период конфликтов с самим собой и другими, когда частыми спутниками ребёнка становятся смена настроений и непонимание себя.

1.1.2. Психологические особенности подросткового периода

Психологическое состояние подростков характеризуется:

  • неустойчивостью [противоречивостью]: настойчивость может смениться апатией, отсутствием желаний что-либо делать; повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется
    ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; романтические настроения нередко граничат с
    цинизмом, расчетливостью; нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  • осознанием собственной индивидуальности: появление интереса к своему внутреннему миру, формирование самооценки;
  • приоритетом в общении со сверстниками, потребностью в близких отношениях и признании окружаю­щих: особое значение для подростка приобретает причисление себя к референтной [значимой] группе;
  • «чувством взрослости»: демонстрация взрослости, независимости, желание разрыва семейных
    связей и сопротивление родителям;
  • любознательностью, пытливостью ума, стремлением к познанию и информации: подросток стремится
    овладеть как можно большим количеством знаний; постепенно развивается критическое мышление;
  • интересом к лицам противоположного пола: именно в это время вспыхивают искры первой романтической влюбленности. Именно в это время человек начинает учиться любить и строить близкие отношения.

1.1.3. Кризис подросткового возраста

Кризис [противоречие] подросткового возраста заключается в том, что подросток стремится получить статус взрослого и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.

1.1.4. Типы кризисов подросткового возраста

В подростковом возрасте можно выделить основные типы кризисов:

  • «Кризис независимости» характеризуется негативизмом, упрямством, грубостью, бунтарством под­
    ростка по отношению к социальному окружению.
  • «Кризис зависимости» характеризуется чрезмерным послушанием, возвратом к детским интересам
    и формам поведения, зависимостью от взрослых, несамостоятельностью, инфантильностью в суждениях
    и поступках, подчинением мнению большинства, стремлением быть «как все».

1.1.5. Категории детей «группы риска»

К категории детей «группы риска» относятся дети:

  • состоящие на внутришкольном учете;
  • имеющие стойкую недисциплинированность;
  • замеченные в употреблении токсических, алкогольных веществ;
  • склонные к прогулам школы, конфликтам с учителями, родителями, ребятами и т.д.

1.1.6. Особенности семей, в которых воспитываются дети «группы риска»

Чаще всего дети «группы риска» воспитываются в:

  • семьях, в которых родители ведут асоциальный образ жизни (злоупотребляют спиртными напитками, не работают, привлекались к судимости, жестоко обращаются с детьми);
  • семьях, находящихся в социально уязвимом положении (неполные семьи, многодетные семьи, опе­кунские семьи, малообеспеченные семьи и т.д.);
  • семьях, в которых родители занимаются своими делами, часто самоустраняются от воспитания детей.

^ 1.2. Методологическое содержание программ профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании

1.3.1. Алгоритм создания программ профилактики для детей «группы риска» в период летней
оздоровительной кампании

Алгоритм создания программы профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании состоит из следующих этапов:

Первый этап работы — исследование существующих факторов, способствующих формированию у детей и подростков девиантного поведения.

Второй этап — анализ объективной информации о целевой группе от различных организаций и учреждений; на основе этого определяются потребности в профилактической деятельности с этими детьми; выявляются ресурсы, существующие на данной территории и способные реализовать профилактическую программу.

Третий этап работы — разработка программ профилактики для детей «группы риска» с учетом выявленной специфики территории и привлечением всех заинтересованных сторон;

Четвёртый этап — информационная работа со специалистами (проведение обучающих семинаров, конференций, мастер-классов, предоставление информации из информационно-аналитических баз данных, ознакомление специалистов с методическими разработками);

Пятый этап — внедрение разработанных программ профилактики для работы с детьми «группы риска» с последующим исследованием ситуации для определения эффекта работы и разработки корректив, вносимых в программы профилактики.

Шестой этап — анализ проделанной работы, оценка результатов деятельности профилактической программы.

1.3.2. Задачи программ профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании

Задачами программ профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании являются:

  • формирование многообразного, полноценного, успешного социального опыта и социальной активности;
  • профилактика употребления ПАВ, формирование основ ЗОЖ;
  • развитие положительного потенциала и способностей личности;
  • коррекция девиантного поведения;
  • снижение уровня напряжения несовершеннолетнего, обучение основам саморегуляции деструктивных состояний;
  • формирование эффективной модели конструктивной социальной адаптации и самореализации.

1.3.3. Принципы реализации программ профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании

К принципам реализации программ относятся:

  1. Принципы самореализации детей и подростков «группы риска» предусматривает: осознание ими
    целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей и подростков
    в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха,
    поощрение достигнутого.
  2. Принцип включённости детей и подростков «группы риска» в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание
    возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках работы по программе; предоставление возможности и права отстаивать своё мнение.
  3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и элементов детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих
    принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои
    поступки и действия.

4. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой (экологической, патриотической) деятельностью детей и подростков «группы риска» предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического направления деятельности.

1.3.4. Основные направления реализации программ профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании

Рис. 1 Военно-спортивные мероприятия Рис. 2 Психологические тренинги Рис. 3 Показательные выступления

Направление Цель направления ^ Задачи направления
Профориентационное, трудовое Содействие в профессиональной ориентации и самоопределении подростков «группы риска» 1. развивать способности к самоорганизации, планированию и реализации целей, оценке результатов деятельности, рефлексивному ее анализу; обеспечение социальной защиты участников программ через обучение профессиям;

2. предоставлять возможности профессионального выбора: знакомство с миром профессий, получение теоретических и практических навыков в выбранной профессии, получение психологических и технологических основ, подготавливающих человека к выживанию в условиях конкуренции на рынке труда;

3. осуществлять диагностику склонностей, психологических особенностей, интересов и потенциальных возможностей участников программ.

Эколого-туристическое Создание условий для профилактических и коррекционных мероприятий туризма и экологического воспитания (также краеведения), улучшающих психологический статус подростков с девиантным поведением и их физическое состояние 1. улучшить физическое состояние детей и подростков «группы риска», их социально-психологические характеристики;

2. снизить показатели девиантного поведения в подростковой среде;

3. организовать реальную практику эколого-туристической деятельности; 4. развитие и пропаганда подростками защиты природы, ее красоты и восстановления нанесенного ей ущерба в местных условиях;

5. включение подростков «группы риска» в обществен­но полезную и трудовую деятельность.

Профилактическое Повышение устойчивости у подростков «группы риска» к негативным социальным влияниям, в том числе к употреблению ПАВ 1. способствовать осознанию и усвоению подростками «группы риска» основных человеческих ценностей;

2. обучить подростков «группы риска» методам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;

3. формировать у подростков «группы риска» психосоциальные и психогигиенические навыки эффективного общения, сопротивления негативному влиянию сверстников, управления эмоциями, в том числе в состояниях стресса;

4. довести до сознания подростков «группы риска» преимущества отказа от употребления ПАВ;

5. сформировать у них установку на ведение здорового образа жизни;

6. повысить самооценку у подростков «группы ри­ска»;

7. определение ими значимых личностных ценно­стей;

8. развитие у детей и подростков «группы риска» на­выков распознавания и выражения эмоций;

9. развитие навыков обдуманного принятия реше­ний;

10. формирование способностей справляться со стрессом.

Социально-правовое Повышение уровня правовой культуры подростков «группы риска» и их родителей. 1. способствовать получению знаний подростками «группы риска» о героических страницах истории и богатейших культурных традициях России;

2. формировать у подростков «группы риска» патриотических чувства — любовь к Родине, гордость за ее ду­ховную культуру и историческое прошлое;

3. формировать у подростков «группы риска» общественно ориентированные формы поведения, установки, готовность ориентироваться на интересы общества и государства, отстаивать и защищать их как свои соб­ственные.

Коммуникативное Формирование и развитие навыков конструктивного общения, разрешения конфликтов у детей и подростков «группы риска» 1. информировать подростков «группы риска» и их родителей о правовых знаниях;

2. формировать правовое самосознание у детей и подростков «группы риска»;

3. формировать активную жизненную позицию у детей и подростков «группы риска».

Культурно-досуговое, творческое Коррекция процесса социализации подростков «группы риска» через их духовное, творческое развитие, формирование целостной личности 1. формировать и развивать коммуникативную компетентность у детей и подростков «группы риска»;

2. развивать навыки конструктивного взаимодействия с людьми;

3. развивать у детей и подростков «группы риска» умения и навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации.

Гражданско-патриотическое Организация системы целенаправленного воздействия на личность подростка «группы риска» по формированию патриотизма как свойства личности, элемента национального самосознания 1. вовлечь детей и подростков «группы риска» в различные формы досуговой деятельности;

2. создать условия для их самовыражения, саморазвития;

источник

Управлением образования создана и работает модель профилактики правонарушений несовершеннолетних, основанная на создании единого воспитательного пространства в городе, консолидации усилий различных ведомств и организаций города в целях формирования у подрастающего поколения законопослушного поведения, усиления гражданской ответственности взрослых людей за воспитание подрастающих поколений.

На сегодняшний день модель профилактики правонарушений несовершеннолетних, реализуемая в г.Соликамске включает следующие элементы:

  1. выявление и учёт несовершеннолетних «группы риска»
  2. работа с несовершеннолетними «группы риска» с использованием технологий, направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетних:
  • индивидуальные планы сопровождения
  • восстановительные технологии (ШСП, МСП)
  • технологии «второго расписания» (дополнительное образование, досуговая занятость)
  • организация индивидуальной и групповой деятельности
  • организация летней занятости
  • индивидуальное трудоустройство.

Особенностью модели является особое понимание и использование технологии «второго расписания» для детей учётных категорий, которое рассматривается как предоставление альтернативной деятельности несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Особое значение приобретают насыщение и структурирование досуговой сферы.

1. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В Соликамске работает 10 учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению образования:

Количество детей, занятых в учреждениях дополнительного образования

Доля детей «группы риска», занятых в системе дополнительного образования

(от регистра)

По данным мониторинга на 01.01.2012 г. данный показатель составляет 78% (плановый краевой показатель превышен на 8%).

Анализ посещаемости кружков в учреждениях дополнительного образования детьми «группы риска» и СОП в 2011г.:

Переменный контингент ГР и СОП

Дети учетных категорий посещают объединения таких направленностей, как:

  • Социально-педагогическая — 93
  • Физкультурно-спортивная — 89
  • Художественная — 65
  • Туристско-краеведческая — 16
  • Эколого-биологическая — 16
  • Спортивно-техническая — 7
  • Военно-патриотическая — 6
  • Научно-техническая — 5
  • Естественнонаучная — 2
  • Культурологическая – 2
  • Переменный контингент — 86 детей (не посещают объединения, а лишь принимают участие в мероприятиях, конкурсах).

Таким образом, из 636 несовершеннолетних учётных категорий только в УДОД занято 387 человек (61%) (без учёта кружков, секций, объединений в школах).

Ежегодно определяются показатели муниципального задания для образовательных учреждений.

Для учреждений дополнительного образования учтены направления деятельности МОУ ДОД, специфика направленностей программ, выполнение которых должно способствовать развитию муниципальной системы образования и социальному запросу, в том числе показатель «Доля детей, состоящих на учете в «группе риска», СОП, СС» (доля детей не менее 6% в каждом учреждении дополнительного образования детей).

Благодаря этому управленческому механизму, доля детей учётных категорий, занятых в УДОД растёт.

Специально для детей учётных категорий разработаны комплексные краткосрочные программы дополнительного образования детей (например, в рамках проекта «Адресная программа»: комплексная краткосрочная адресная программа МОУ ДОД «ЦРТДиЮ№1» «Абонемент», где детям, родителям и педагогам предлагается услуга дополнительного образования и организуется краткосрочный курс занятий по скалолазанию, брейк-дансу, игре на гитаре, техническому или прикладному творчеству).

Приоритетным является и спортивно-оздоровительное направление.

Следуя современной образовательной политике в области организации массового спорта МОУ ДОД «ДЮСШ «СТАРТ» вовлекает переменный контингент детей в городскую спартакиаду учащихся, организует президентские состязания, для детей учётных категорий реализует специальную спортивную программу «Альтернатива – негативу!»

С целью усиления воспитывающей функции учреждений дополнительного образования детей, интеграции общего и дополнительного образования детей и сближения процессов воспитания, обучения и развития, усиления воспитательной доминанты дополнительного образования учреждениями дополнительного образования традиционно реализуются следующие воспитательные проекты для детей учётных категорий:

  • проект «Я гражданин России» (месячник оборонно-массовой работы, соревнования «Сила и мужество», соревнования «Призывник», малая регата «Вёсла — на воду!», соревнования по подледному лову рыбы, краевой слет юных моряков) МОУ ДОД «Речник»
  • проект «Безопасные дороги» (конкурс рисунков по безопасности дорожного движения, конкурс «У светофора каникул нет», слет юных инспекторов движения, месячник безопасности) МОУ ДОД «Вираж»
  • проект «Маршрут здоровья», МОУ ДОД «Сильвинит»
  • городская спартакиада школьников, Президентские состязания, МОУ ДОД «Старт»
  • проект «Мир в моих руках» (выставки творческих работ декоративно-прикладного творчества, технического творчества, изобразительного искусства), МОУ ДОД «ЦРТДиЮ№1»
  • проект «Досуг» (конкурс видеотворчества «Золотая белка», конкурс бардовской песни «»Серебряная струна», неделя Здоровья), МАОУ ДОД «Лесная сказка».
  • По поручению главы города Соликамска Сергея Валентиновича Девяткова управлением образования была разработана ведомственная целевая программа «Развитие технического творчества детей и молодежи г. Соликамска на 2012 – 2014 гг». Постановлением администрации города 5 сентября 2011 года программа была утверждена. Цель программы: создание условий для восстановления и развития системы детского и юношеского технического творчества. Полагаем, что реализация мероприятий данной программы также будет способствовать вовлечению детей «группы риска» в учреждения дополнительного образования.

Участниками такого организованного досуга стали 71% детей от 6 до 17 лет, из них 63% — дети учётных категорий.

2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛАХ

2.1.Дополнительное образование в школах

всего детей в ОУ «группы риска»

чел./%

занято в ДО школы занято в ДО города,% группы СОП

чел./%

занято в ДО
СОШ №1
Занятость детей «группы риска» 328 (73%)
Занятость детей, состоящих на учёте в СОП 129 (73,7%)
Занятость детей учётных категорий на 24.02.2012г. 73,4%
Читайте также:  Анализы для детей на аллергию

Таким образом, на 24.02.2012г. занятость детей учётных категорий (школьников) дополнительным образованием на 24.02.2012г. 73,4%.

2.2. Досуговая занятость несовершеннолетних, обеспечение индивидуальной занятости, летней занятости

Использование альтернативной значимой деятельности способствует не только сокращению правонарушений среди несовершеннолетних, а также сокращению распространения зависимости несовершеннолетних от наркотиков и алкоголя.
Сегодня уместно говорить об апробированном опыте работы образовательных учреждений и в этом направлении профилактической деятельности.
В соответствии с моделью профилактики разработаны и действуют в Соликамске новые технологии профилактики:

  • Правовая приёмная в отдаленных микрорайонах, где организуются встречи, консультации, праздники двора и др. мероприятия.
  • Применение восстановительных технологий

С февраля 2010г. работает муниципальная служба примирения, способствующая внедрению восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Доля образовательных учреждений, имеющих школьную службу примирения, представлена в таблице:

С целью создания условий для позитивной адаптации ребенка в социуме, выработке зрелой гражданской позиции подростков разработан проект «Добровольческое движение», реализующий различные направления волонтерской деятельности.

В основе концепции обучения жизненно важным навыкам лежит идея формирования у детей и подростков навыков, способствующих развитию у них ответственного отношения к выбору способов поведения, в том числе к сохранению своего здоровья.
Считаем интересным опыт работы со взрослым населением Соликамска как альтернативный родительским собраниям, лекториям – это организация «Маршрута здоровья».

В ходе реализации данного проекта среди жителей города (несовершеннолетних и их родителей) в рейсовом автобусе проводилась активная пропаганда здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом, велся разговор об опасности для жизни и здоровья курения, употребления алкоголя и наркотиков. Общая численность пассажиров, ставших участниками проекта, составила более 500 человек.
В ходе реализации проекта пассажирам было выдано 400 брошюр по пропаганде здорового образа жизни, сделанных детьми, родителями и педагогами разных образовательных учреждений, проведено 26 акций и конкурсов «Меняю сигарету на конфету», «Создай древо жизни», «Буду я всегда здоров!» и др.

Еще одна интересная акция была организована Управлением образования совместно с Центром медицинской профилактики и Спасо-Преображенским приходом. Она была проведена в форме кинофестиваля «Я хочу жить!» В мероприятии было занято 320 подростков учётных категорий.

Дети учётных категорий также были заняты в рамках проведения летней оздоровительной кампании в различных формах:

  • детские оздоровительные лагеря,
  • индивидуальная занятость,
  • трудовая занятость в ремонтных бригадах, лагерях труда и отдыха, походах.

Согласно Соглашению между Министерством образования и управлением образования в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием оздоровлено 150 человек (плановый показатель выполнен), в летних трудовых лагерях – 78 человек (плановый показатель выполнен), индивидуальным трудоустройством охвачено 66 подростков из группы риска и СОП.

Ежегодно определяются показатели муниципального задания для учреждений общего образования, учитывается доля несовершеннолетних, совершивших противоправные действия; доля детей «группы риска» и доля детей «группы норма», совершивших правонарушение; доля детей учётных категорий, занятых «вторым расписанием».

В 2011г., 2012г. управлением образования

  • инициирован и реализуется межведомственный план воспитания детей города Соликамска на 2011-2012 учебный год;
  • инициирован межведомственный план профилактики правонарушений несовершеннолетних, который обсужден с субъектами профилактики: специалистами управления культуры, ОУУПиДН МО МВД РФ, управления здравоохранения. На данном этапе план реализации проекта на согласовании. План состоит из системы мероприятий по реализации следующих программ и проектов:
    • краевой проект «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» (2010-2013 годы)
    • краевая целевая программа «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае»
    • краевая целевая программа «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае»
    • краевой проект «Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства»
    • краевой проект «Внедрение восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних»
    • ведомственная целевая программа «Развитие технического творчества детей и молодёжи г.Соликамска на 2012-2014г.г»
    • Обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период

Пользуясь случаем, хотим презентовать инновационную идею:

Создание молодежного волонтерского отряда правоохранительной направленности
Презентация молодежного волонтерского отряда правоохранительной направленности
Создание правовых клубов в образовательных учреждениях
Конкурс правовых клубов
Разработка перечня тем для проведения профилактических бесед с несовершеннолетними, и с родителями. Издание каталога «Школы правового просвещения»
Реализация проекта «Правовой маршрут»
Организация деятельности дискуссионного клуба для старшеклассников «Дебаты»
Организация и проведение массовых межведомственных мероприятий с несовершеннолетними учётных категорий:

— Профилактика употребления ПАВ

(с просмотром фильма в киновидеоцентре «Русь»)

— Обеспечение содержательного досуга и внеурочной занятости несовершеннолетних (Ярмарка культурно-досуговых программ «Скоро лето!», с возможностью участия в массовых конкурсных мероприятиях)

— игра «Законопослушный гражданин» (массовое спортивное мероприятие «Спортивный праздник двора»)

— Правовая школа (городской праздник вручения паспортов)

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву
Деятельность городских методических формирований педагогов по истории, обществознанию, праву, музейной педагогике
Проведение факультативных и элективных сетевых курсов для старшеклассников «Государственное право», «Ответственность несовершеннолетних за преступление»
Проведение тематических долговременных игр, акций, культурно-досуговых мероприятий для детей учётных категорий

Опыт работы управления образования администрации г.Соликамска по данному вопросу обобщен и представлен в сборниках «Методические материалы по организации профилактической работы с несовершеннолетними по формированию законопослушного поведения», «Применение восстановительных технологий в профилактике противоправного поведения несовершеннолетних»; опубликован в краевом информационно-аналитическом журнале «Сфера детства», на краевом семинаре «Реализация проекта «Ранняя профилактика СОП и СС».

Опыт работы во время плановой проверки Министерства образования Пермского края одобрен как «положительный, творческий и заслуживающий трансляции», размещен в конкурсных материалах г.Соликамска по реализации проекта «Ранняя профилактика СОП и СС» (Соликамск – 1 место в крае); представлен в краевом конкурсе по организации оздоровления, отдыха и занятости несовершеннолетних (Соликамск – 2 место в крае).

источник