Меню Рубрики

Анализ методов исследования детей дошкольного возраста

С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.

Под методами педагогического исследования понимают способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов.

В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование.

Беседа – непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.

Значительно реже используется интервьюирование — односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Анкетирование – метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Тестирование – целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

Значительное место в педагогических исследованиях отводится эксперименту – исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Цель эксперимента – установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент: констатирующий (изучение состояния педагогического явления); формирующий (апробация выдвинутой гипотезы); контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).

Метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений, конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, выявить новые факты.

На различных этапах педагогических исследований применяется метод изучения и обобщения опыта. Под педагогическим опытом понимают практику обучения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положительный эффект в обучении и воспитании и достижение результатов без больших затрат времени и сил.

Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого, различить стадии формирования внутриколлективных отношений.

В педагогических практике применяются также математические методы исследования, которые служат для обработки данных и результатов, полученных в процессе изучения, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.

Для того чтобы результаты педагогической деятельности были исчерпывающими и объективными, необходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей испытуемых.

источник

Метод — это общая стратегия, общий путь получения фактов, который определяется задачей и предметом исследования, а также теоретическими представлениями исследователя. Наблюдение — основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана действий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2-3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2-3 месяцев до 1 года — еженедельно; от 1 года до 3 лет — ежемесячно; от 3 до 6-7 лет — один раз в полгода; в младшем школьном возрасте — один раз в год и т. д.

Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.

Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.

Срезы — еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела , теста Векслера и др.

Беседа — это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.

Анкетирование — это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ продуктов деятельности — это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

источник

.Возрастные особенности детей дошкольного возраста

2.Основные принципы занятий с детьми дошкольного возраста

.Методика преподавания детям дошкольного возраста

Уже в глубокой древности понимали, что физическое и умственное развитие тесно связано с возрастом. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.

Чтобы правильного управлять процессами развития педагоги в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для знающих людей. Именно поэтому периодизация и основывается на выявлении и классификации возрастных особенностей.

Возрастные особенности- это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества личности. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

Я.А. Коменский первым настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом — своевременно и последовательно.

Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги рассчитывают время занятости детей различными видами деятельности, определяют распорядок дня наиболее благоприятный для развития, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Л.С. Выготский установил четыре основных закона — особенности детского развития:

Собственно возраст как стадия развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом.

Разные стороны личности развиваются неравномерно, непропорционально на каждом из возрастных этапов.

Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.

То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать.

В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7 -ми лет.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии, потому что наполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, рассматривающийся в педагогике и психологии как ценное явление со своими законами, переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяет ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Именно поэтому тема моей курсовой работы «Особенности преподавания детям дошкольного возраста» является актуальной.

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ методики преподавания детям дошкольного возраста.

Предмет — теория и методика преподавания детям дошкольного возраста.

Объект — процесс развития детей дошкольного возраста.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

) Проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;

) Охарактеризовать возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста;

) Выявить основные принципы занятий с детьми дошкольного возраста;

) Дать общую характеристику методике преподавания детям дошкольного возраста.

В исследовании применялась система методов :

· теоретического анализа (историографический, сравнительный);

Структура и объем работы : введение, три главы, заключение, список литературы.

1.Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Изучение возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста нужно для того, чтобы правильно построить образовательный процесс как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Младший возраст (3-4 года) — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметами.

Три года — это возраст, который можно считать рубежом развития ребенка с момента его рождения. Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании.

В этом возрасте очень ярко выражается желание делать все по-своему, против воли взрослого. Ребенку предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок пытается установить со взрослыми новые, более глубокие отношения, тем самым отделяясь от них.

Проявляется осознание ребенком себя как отдельного человека. Выражается это осознание в потребности отвергать почти все, что предлагают взрослые, и делать что-то самому, даже если это не очень хочется или пока не по силам. Ребенок отрицательно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование, просьбу взрослого. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.

Также в этом возрасте возникает острая потребность общаться не столько с мамой и членами семьи, но и с ровесниками. Игра на данном этапе должна становиться коллективной. Игра с предметами имеет сюжетное наполнение, становится образно-ролевой. Ребенок воображает себя кем и чем угодно и действует соответственно этому. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10-15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое. Ребенок должен учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться один.

Читайте также:  Соэ в анализах у детей

Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл.

Исполнилось четыре года. (4-5 лет) . Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Данный возраст характеризуется физической активностью ребенка. Заметив перевозбуждение ребенка, необходимо переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет восстановить силы и успокоиться.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Дети в этом возрасте учатся планировать свои действия. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра, также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, умение подчиняться правилам, складываются определенные навыки поведения, развивается наблюдательность, совершенствуются основные движения.

Дети в этом возрасте приобретают умения исследовать предметы, выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между этими частями. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение обобщать свойства предметов, связывать соотношения между ними и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к опытам, которые направлены на выяснение неизвестного и непонятного.

На пятом году жизни дети активно владеют связной речью, могут пересказывать небольшие рассказы, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из жизни.

Переход в старшую группу (дети 5-6 лет) связан с изменением психологической позиции детей: они начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей. Это такие качества, как расширение знаний о предметах и явлениях, которые ребенок непосредственно не наблюдал . Детей начинают интересовать связи, которые существуют между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом может определить его развитие.

Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей и навыков со стороны взрослых, воспитатель старается обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, которые побуждают детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними более сложные задачи, поддерживает желание детей преодолевать трудности, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно в этом возрасте предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной ситуации, поддерживать детскую инициативу и творчество, демонстрировать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, с историей страны. Ребенок этого возраста способен удерживать в памяти большой объем информации. Практика «анализа» текстов, работа с иллюстрациями способствует углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Самой высокой формой самостоятельности детей этого периода является творчество. Задача воспитателя состоит в том, чтобы пробудить интерес ребенка к любому виду творчества. Этому может способствовать создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу творческой деятельности по интересам ребят. дошкольный занятие обучение возрастной

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников.

Воспитатель обращает внимание дошкольников на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на эксперимент, рассуждение, предположение.

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, новому этапу в его жизни — обучению в школе.

В возрасте 6-7 лет Дети этого возраста становятся выносливее, сильнее, более активнее, но возникает эмоциональное перенапряжение и повышенная утомляемость. Противоречивость развития ребенка 6-ти лет можно сравнивать с возникающими противоречиями и сложностями в подростковом возрасте.

Старший дошкольный возраст благополучен для формирования самооценки ребенка. Это способствует улучшению умений сравнивать себя со сверстниками. Ребенок этого возраста рассматривает оценку взрослого как оценку себя в целом, поэтому использовать замечания и наказания в процессе обучения детей 6-7 лет можно очень редко. В противном случае у детей формируется заниженная самооценка, неуверенность в себе.

Часто ребенок в этом возрасте готов и хочет пойти в школу, так как смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он очень стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также способностью сосредотачиваться на 35-40 минут, выполняя какой-либо ряд задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам жизни ребенка.

Дети этого возраста могут давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек — это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и тонко их различать, например, очень хорошо различают отрицательную окрашенность слова «экономный» и «жадный». Также могут совершать нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно отказаться от приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции у детей данного возраста становятся достаточно устойчивыми.

В этом возрасте у детей происходит расширение и углубление представлений о величине предметов, форме, цвете. Дошкольник может различать не только основные цвета, но и их оттенки.

То же происходит и с восприятием формы — ребенок успешно различает основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника.

К концу дошкольного детства ребенок становится самостоятельным читателем. Его интерес к чтению становится все более и более устойчивым. В возрасте 6-7 лет ребенок воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире.

Дети данного возрастного периода проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, но помощь воспитателя им все еще нужна.

Все выше разобранные особенности можно систематизировать в таблицу :

Показатели3-44-55-66-7Мышление Наглядно-образноеНаглядно-образноеНаглядно-образное, начало формирования образно-схематическогоЭлементы логического, развиваются на основе наглядно-образногоРечь Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательныеЗавершение стадии формирования активной речи, учится излагать мыслиФормирование планирующей функции речиРазвитие внутренней речиПроизвольность познавательных процессов Внимание и память непроизвольныеВнимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное внимание в игреРазвитие целенаправленного запоминанияНачало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоенияФизиологическая чувствительность Высокая чувствительность к физическому дискомфортуУменьшение чувствительности к дискомфортуУменьшение чувствительности к дискомфортуИндивидуально, у большинства низкаяОбъект познания Непосредствен -но окружающие предметы, их свойства и назначенияПредметы и явления, непосредственно не воспринимаемыеПредметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормыПричинно-следственные связи между предметами и явлениямиСпособ познания Экспериментирование, конструированиеРассказы взрослого, конструированиеобщение со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментированиеСамостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстникомУсловия успешности Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослымиКругозор взрослого и хорошо развитая речьСобственный широкий кругозор, хорошо развитая речьСобственный широкий кругозор, умелость в каком-либо делеФормы общения Ситуативно-деловоеВнеситуативно-деловоеВнеситуативно-деловое + внеситуативно-личностноеВнеситуативно-личностноеОтношения со сверстником Мало интересенИнтересен как партнер по сюжетной игреУглубление интереса как к партнеру по играм, так и предпочтение в общенииСобеседник, партнер деятельностиОтношения со взрослым Источник способов деятельности, партнер по игре и творчествуИсточник информацииИсточник информации, собеседникИсточник эмоциональной поддержкиНаличие конфликтов со взрослыми Со взрослыми как продолжение («Я-сам»)ОтсутствуетОтсутствуетК 7 годам — кризис, смена социальной ролиЭмоции Сильной модальности, резкие переключенияБолее ровные, старается контролироватьПреобладание оптимистического настроенияРазвитие высших чувствИгровая деятельность Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действиеКоллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуацияУсложнение игровых замыслов; длительные игровые объединенияДлительные игровые объединения; умения согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

2. Основные принципы занятий с детьми дошкольного возраста

Педагогика выдвигает следующие дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста.

Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие задачи, оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л.С. Выготским. Ее суть заключается в том, что обучение не должно быть ориентировано на уже достигнутый уровень, а всегда немного опережать его, забегая вперед, чтобы ученику нужно было приложить небольшие усилия для овладения новым материалом. В связи с этим Л.С. Выготский определил два уровня умственного развития:

первый — это наличный уровень подготовленности, который характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнять самостоятельно;

второй — «зона ближайшего развития» — то, с чем ребенок справляется с небольшой помощью взрослого. Воспитатель, руководствуясь принципом развивающего обучения, дает детям достаточно трудные задания, чтобы выполнение их требовало некоторого усилия, активной умственной деятельности.

Принцип воспитывающего обучения. Задача данного обучения — не просто дать знания, но и сформировать через них правильное отношение к жизни, к окружающей действительности, к труду, к людям. Обучение и воспитание — процессы неразрывные.

Определяя содержание занятия, воспитатель намечает и воспитательные задачи, которые должны быть решены. Вместе с воспитателем дети составляют письмо больному товарищу, отбирают для него самые красивые рисунки, проявляя таким образом заботу и внимание.

Малыши наблюдают труд няни, узнают, в чем заключается ее работа, как много сил она им отдает; воспитатель стремится вызвать у детей желание помочь няне, бережно относиться к ее труду, т. е. одновременно решаются образовательные и воспитательные задачи .

Принцип доступности обучения. Обучение только тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям. Доступным должно быть и содержание обучения, и его методы. Впервые принцип доступности был сформулирован Яном Амосом Коменским так: «от близкого к далекому, от простого к сложному, от знакомого к незнакомому». Этот принцип лежит в основе составления учебных программ. Программа предусматривает прежде всего изучение тех предметов и явлений, которые непосредственно окружают ребенка, ознакомление с ними идет от близкого к далекому. Так, вначале дети знакомятся с тем, что находится непосредственно в групповой комнате, затем — в детском саду, в его окрестностях, в родном городе, селе и лишь потом с понятиями «наша Родина». Принцип доступности предполагает соблюдение меры трудности в содержании нового материала, правильное соотношение трудного и легкого. Доступность обучения обеспечивается благодаря опоре на имеющиеся у детей знания, конкретности изложения материала.

Принцип систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные. Этот принцип должен соблюдаться и в практической организации обучения. Воспитатель распределяет изучение программного материала на занятиях так, чтобы обеспечивалось последовательное усложнение его от занятия к занятию, связь последующего материала с предшествующим, что способствует уточнению и улучшению знаний. Например, рисованию на тему «Осень в саду» предшествуют наблюдения осенней природы на участке детского сада и в парке, беседы об осени, чтение стихотворений.

На основе последовательного накопления знаний об окружающих явлениях воспитатель формирует у детей обобщенные понятия. Так, в течение осени дети ежедневно наблюдают вместе с воспитателем изменения в природе. В обобщающей беседе, которая проводится в конце сезона, воспитатель подводит детей к выводу о характерных особенностях осени, ее отличии от других времен года.

Чтобы подготовить детей к пониманию общественной значимости труда, воспитатель начиная с младшей группы последовательно знакомит с доступными их пониманию видами трудовой деятельности взрослых, каждый раз подчеркивая, как важен для людей труд повара, почтальона, строителя, учителя и т. д. На основании накопленных детьми знаний педагог формирует обобщенное представление о значении труда человека для общества.

Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний . Знания прочны тогда, когда они осознаны, осмыслены. Осознание их происходит тем лучше и результативнее, чем активнее ребенок ими пользуется; овладение знаниями происходит успешнее, если перед детьми ставятся умственные задачи.

При исследовании вопросов обучения был проведен такой эксперимент. Детям давались два типа инструкций — указаний, как они должны действовать. Первый тип условно назывался диктантным: дошкольникам как бы диктовалась последовательность действий. Каждое новое действие называлось после того, как было выполнено предыдущее. Второй тип инструкции условно назывался целостным: задача ставилась перед детьми сразу, целиком. Практика показала, что при целостной инструкции дети действуют самостоятельнее, увереннее, хотя и забывают иногда последовательность операций. Дробление же процесса на мелкие операции в случае диктантной инструкции вызывает чисто механическое выполнение действий; дети при этом могут совершать довольно сложную работу, но не развиваются умственно. Целостная инструкция дает ребенку большую свободу действий, предлагает более трудную в умственном отношении задачу. Это способствует развитию активности ребенка, его большей самостоятельности .

Широко используется прием сравнения . В процессе наблюдения педагог учит детей выделять характерные особенности внешнего вида предметов, живых объектов, находить сходство и отличие между ними. Вначале такое сравнение возможно только при одновременном рассматривании двух предметов или живых объектов, а позднее дошкольники могут находить сходство или отличие при рассматривании только одного предмета на основе представления о сравниваемом с ним. Сравнительные наблюдения позволяют сделать заключение не только о внешнем сходстве или различии, но и установить закономерности, вытекающие из них. Например, при сравнении стрекозы и бабочки дети устанавливают, что их внешний вид зависит от способов питания: «У бабочки есть хоботок, а у стрекозы нет, потому что бабочка пьет сок, а стрекоза ловит на лету мух».

Для активизации детей в процессе обучения могут быть рекомендованы разные приемы.

Прежде всего надо предоставлять возможность быть активными в ходе занятий именно тем дошкольникам, которые мало проявляют себя. Так, в рассказах по картинке, по плану, по образцу, в решении задач надо, чтобы сначала высказались эти дети. Вызов для ответа не должен превращаться в общение воспитателя только с одним ребенком. Следует, давая задачу одному из детей, заинтересовать ею всю группу; в процессе рассказа, наблюдения надо отмечать то, что важно для всех малышей. Тогда дети будут относиться к тому, что делает или говорит каждый из них, как к своему делу. Поэтому нужно также уметь обратить их внимание на то, что говорит или делает другой ребенок.

Читайте также:  Состояние здоровья детей доу анализ

Постепенно все дети становятся активными, но для этого необходимо педагогически целесообразно организовать их жизнь в коллективе, руководить ею.

Принцип наглядности имеет особенно важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Выдвинутый еще Коменским, этот принцип был сформулирован так: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами».

Принцип индивидуального подхода к детям. Дети различаются разным уровнем мыслительной деятельности — одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать, чтобы прийти к правильному заключению; разным темпом усвоения знаний — один быстро схватывает и запоминает, другим нужна длительная работа и повторения, чтобы усвоить новый материал. В разном темпе формируются и навыки: один ребенок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным.

Воспитатель должен организовывать работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей. Если бы он занимался со всеми дошкольниками одинаково, то одни успешно справлялись бы с материалом, а другие постепенно все более и более отставали. Не успевая мыслью за активными детьми, они постепенно отстают в развитии и усвоении знаний. Дифференцированный подход в обучении требует от воспитателя определенной гибкости: дать более сложное задание сильному ребенку, поставить перед ним более трудный вопрос, поручить больший объем работы — это будет поддерживать его интерес к занятиям; в то же время добиваться, чтобы все дети выполнили поставленные перед ними задачи, спросить и тех, кто не поднимает руку; оказывать своевременную помощь более слабым, подбирать им индивидуальные задания в пределах их индивидуальной «зоны ближайшего развития», задавать им доступные вопросы, дать почувствовать, что они тоже способны усвоить материал .

3. Методика преподавания детям дошкольного возраста

Каковы же особенности процесса обучения для детей дошкольного возраста и какие средства обучения могут пригодиться педагогу?

Учитывая определенные возрастные особенности, психолого-педагогические требования проведения занятий с детьми дошкольного возраста, длительность урока не должна превышать получаса вследствие быстрой утомляемости детей.

Преподавание теоретической части не должно превышать 10 минут (исходя из тех же возрастных возможностей детей сосредотачивать свое внимание на предмете и сохранять более или менее относительную неподвижность).

В дошкольной педагогике долгие годы широко используются методы обучения по источнику получения знаний, которые делятся на

.Наглядные методы включают в себя:

ü — наблюдение; По мнению Рубенштейна наблюдение это результат осознанного восприятия в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребёнка. Для реализации наблюдения как метода необходимы следующие условия: наличие объектов для наблюдения; определение содержания наблюдения; правильная организация наблюдения. В наст время в практику вошли циклические наблюдения. Циклические наблюдения — это наблюдения состоящие из отдельно взятых циклов, каждое из которых имеет свою цель, своё содержание, но логически они взаимосвязаны.

ü рассматривание картин, иллюстраций, игрушек и предметов;

ü — просмотр видео, кинофильмов, слайдов, мультимедиа и т.д.

.Словестные методы. К ним относятся: беседа, рассказ, чтение худ. произведений.

.Практические методы: упражнение, моделирование, опыты, эксперименты.

Упражнение — многократное повторение ребёнком умственных или практических действий заданного содержания.

.Игровые методы: Игровые обучающие ситуации. В результате исследований Комаровой и Николаевой были предложены следующие виды ИОС. — ИОС с игрушками-аналогами;

ИОС с литературными персонажами

Преподаваемый материал должен сопровождаться богатым иллюстративным рядом. С данной задачей учителю легко справиться, имея в своем арсенале современные достижения цифровых технологий, а именно: ноутбук, проектор, экран. Еще лучше — интерактивную доску.

Преподавателю полезно иметь под рукой всевозможные «минутные задания»:

· обвести рисунок по контуру;

Этот вид работ позволяет ощутимо разнообразить процесс обучения и одновременно помогает развивать детскую моторику. Нельзя при этом забывать об основных требованиях к правильной осанке обучаемого во время письма.

Дети 6-7-летнего возраста с большим увлечением разгадывают кроссворды — не забывайте и об этой форме проверки и актуализации пройденного материала.

Особенностями преподавания детям дошкольного возраста являются учитывание возрастных особенностей детей, таких как — память, мышление, развитие речи, развитие тех или иных видов деятельности. Важно учитывать индивидуальные особенности дошкольника в формировании процесса обучения. В данной работе мной были рассмотрены, проанализированы и систематизированы возрастные особенности детей четырех дошкольных возрастов.

Преподавание детям дошкольного возраста должно опираться на следующие принципы обучения:

Также в моей работе представлена небольшая методика преподавания детям дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самое ценное явление со своими законами, переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Именно поэтому внимание и обращается на особенности преподавания детям этого возраста.

1.Айдашева Г.А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2004.

2.Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997.

.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

.Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Союз, 1999

.Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978.

.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. М.: Гном и Д, 1999

.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика (Учебное пособие) М.: 2009, С.416.

.Колесникова Л. Учение без утомления // Дошкольное образование. — 2008 — №5. С.56-60.

.Павлова Л.. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. // Дошкольное воспитание. — 2002 — №4. С.87-90.

. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. М.:2009

.Тимофеева Н.В., Зотова Ю.В. — Занятие в детском саду: современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 131 с.

.Честнова Н.Ю. Настольная книга воспитателя детского сада. Изд.:Феникс, 2005

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

источник

Дошкольная педагогика – это сфера возрастной педагогики, изучающая закономерности элементарных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте. Основное направление дошкольной педагогики — изучение процесса обучения и воспитания, его цели и задачи, содержание, формы и методы организации, средства и приемы осуществления, влияние данного процесса на формирование и развитие личности ребенка.

Педагогические исследования проводятся с целью выявления закономерностей развития ребенка, поиска оптимальных методов, средств, форм обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

Методы педагогического исследования представляют собой способы изучения педагогических процессов и явлений, получения о них научной информации с целью установления закономерных связей и построения научных теорий.

Основные методы исследования в дошкольной педагогике:

Наблюдение. Метод целенаправленного исследования педагогического явления или процесса. Исследователь наблюдает отдельные стороны явления, или оценивает его в целом. Основная задача исследования — накопление и фиксация фактов, их существенных сторон. Наблюдение может быть открытым, опосредованным (через других лиц), скрытым, прерывным или непрерывным, монографическим, узкоспециальным. Требования к проведению наблюдения: цель, задачи, плановость, систематичность, программы, точная запись, методики и техники наблюдения. Наблюдение требует точной и объективной фиксации фактов (киносъемка, фотографирование, записи в дневнике, протоколы и т. д.) и обработки результатов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эксперимент. Исследование процессов и явлений с целью обоснования и проверки научной гипотезы. Может быть естественным, констатирующим (изучение состояния педагогического процесса или явления), лабораторным (специально созданные контролируемые условия), контрольным (обоснование полученных результатов и выводов) и формирующим (апробация выдвинутой гипотезы). Эксперимент требует организацию поведения исследователя, техническую подготовку, учет инструкций и условий, влияющих на результат, запись результатов. Цель эксперимента – определить закономерности и связи между отдельными педагогическими процессами, явлениями и их результатами в поисках наилучшего способа управления педагогическим процессом.

Опросные методы. Включают интервьюирование, беседу, тестирование, анкетирование.

Социометрия. Отображает взаимоотношения в коллективе, межличностные отношения, основываясь на методах наблюдения или опроса за устоявшим поведением детей. Метод позволяет определить роль, место, статус испытуемого, определить стадии формирования отношений внутри коллектива.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Изучение педагогической документации и продуктов детской деятельности (протокол, отчеты, конспекты занятий, планы, продукты ручного труда и изобразительной деятельности дошкольников). Метод позволяет получить разностороннюю информацию об исследуемом объекте, выявить новые факты и установить взаимосвязи между изучаемыми процессами и явлениями.

Монографическое изучение детей (в группе, отдельного ребенка).

Метод изучения и обобщения опыта. Педагогический опыт – это практика обучения и воспитания, которая отражает уровень развития педагогической науки.

Математический метод. Заключается в математической обработке данных и результатов, которые были получены в процессе изучения и отображены в диаграммах, графиках, таблицах.

Беседа представляет собой непосредственное общение с ребенком или детьми при помощи заранее продуманных вопросов. Предполагает установление двустороннего контакта, в процессе которого выявляются представления и интересы детей, их чувства, отношения, позиции и оценки. Требования к методу: наличие плана (постановка вопроса, опросы полные, массовость, педагогический такт), программы, целенаправленность.

Анкетирование. Может проводится в виде интервью (открытое) или закрытое (анонимное). Требования к анкетированию – учет и систематизация.

Интервьюирование в дошкольной педагогике используется реже остальных методов. Метод представляет собой одностороннюю беседу, во время которой инициатор задает вопросы, а интервьюируемый отвечает. Метод требует тщательную разработку структуры анкеты и создание условий, которые располагают к искренности детей.

Тестирование – метод целенаправленного обследования, которое проводится по отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющий объективно выявлять индивидуальные различия детей.

Методы педагогического исследования необходимо использовать в совокупности с учетом возрастных особенностей дошкольников.

При проведении педагогических исследований в дошкольном учреждении используют методы, связанные с изучением и обобщением педагогического опыта, продуктов деятельности ребенка и различной педагогической документации.

К методам изучения и обобщения педагогического опыта относятся:

  1. Метод изучения продуктов деятельности. Метод, позволяющий изучать сформированность знаний, умений и навыков, интересов и способностей ребенка, развитие у него разных психологических свойств и качеств личности, основываясь на анализе продуктов его деятельности. В качестве объекта изучения рассматривают продукты детской деятельности (рисунки, поделки и т.д.), соотнесение его с условиями этой деятельности, мотивами, с поведением ребенка и группы.
  2. Метод изучения педагогической документации (нормативной, отчетно-учетной и др.). В процессе исследования изучаются разные документы: медицинские карты, личные дела, распоряжения и приказы руководства дошкольных учреждений, протоколов заседаний и собраний и т.д. Анализ данных документов помогает сопоставить официальные мнения, выявить динамику развития ребенка, получить объективные данные, характеризующие практику организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
  3. Метод контент-анализа. Метод выявления и оценки определенных характеристик текстов и иных носителей информации (интервью, видеозаписей, ответов на вопросы анкеты и т. д.). Использование данного метода на больших массивах информации в соответствии с целями и задачами исследования помогает выделить конкретные смысловые единицы содержания и формы информации (виды взаимодействия людей, отдельные психологические характеристики и т. д.).

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Юлия Вовк
Детское исследование как метод обучения старших дошкольников

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нем властелинами». Ш. А. Амонашвили.

Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом, передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Основной ожидаемый результат исследовательского обучения

заключается в развитии творческих способностей, приобретений ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.

Уровни практической реализации исследовательского обучения

В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической реализации:

• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся;

• педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

• на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск мг годов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви а др.).

Быть способным видеть «удивительное в обыденном»

Уметь находить и ставить реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме

Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске.

Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления

Уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение.

Предлагать свою помощь только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадежность своего поиска

Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме.

Уметь закончить проведение исследований до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.

Быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным детям продолжать работать над проблемой на добровольных началах.

Учет возрастных особенностей. Так как речь идет о старшем дошкольном возрасте, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Исследовательские умения должны осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Читайте также:  Скорая помощь для детей с анализами

Учебное исследование дошкольника включает следующие элементы:

• выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• анализ и обобщение полученных данных;

• подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, док лад, макет и др.).

Фантастические — темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений. Например, ребенок делает проект космического корабля. Это может быть рисунок или макет, склеенный из бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов питания и косметики. А может быть даже «сконструировано» несуществующее животное с какими-то новыми, необычными возможностями.

Эмпирические — темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растении, животные, явления неживой природы (вода, камни, небесные светила). Например, вместе с детьми проводим экспериментирование с волнистыми попугайчиками — проверяем, как попугаи реагируют на свет, боятся ли громких звуков, резких движений, любят ли музыку и др. Можно провести эксперименты с растениями и их цветами, семенами, с явлениями неживой природы.

Теоретические — темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Сейчас издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований. Например, вместе с детьми собираем из разных источников информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей или истории музыкальных инструментов. I)Ги. 1ЧНО темы теоретические могут разрабатывать дошкольники, входящие в категорию одаренных детей.

1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулируя вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.)

4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда, и старшей групп не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Программа учебно-исследовательской деятельности детей в образовательном учреждении должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:

Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.

2. Подпрограмма «Детская исследовательская практика».

Проведение самостоятельных исследований и выполнение

3. Подпрограмма «Мониторинг».

Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения: защита исследовательских работ и творческих проект детей, фестивали детских работ и др.

Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у детей следующие навыки и умения:

* Давать определение понятиям.

* Классифицировать и наблюдать;

* Делать умозаключения и выводы;

* Готовить свои мини – доклады;

1. На картинке нарисована коробка, установленная на столе н странном положении. Педагог предлагает детям посмотреть ми картинку и сказать, есть ли в ней что-то, что их удивляет.

Дети должны «увидеть» проблему: коробка в таком положении не может удержаться на столе. Тем не менее она стоит так, как стоит. За счет чего? Дети должны высказать предположения, а потом провести подтверждающие их эксперименты — установить коробку так, как показано на картинке.

Опыт: бумага держит линейку. Провести по

бумаге влажной тряпкой, чтобы между столом

и листом не осталось воздуха. Бумага не

позволит линейке упасть. Почему?

воздух оказывает на бумагу давление и она не

Наблюдение как способ выявления проблем

Умение видеть проблемы тесно связано с умением наблюдать. Специфику наблюдения несложно понять, рассмотрев близкие термины. Так, например, мы смотрим глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим уже умом.

Д. и. «Рассмотри и опиши», «Нарисуй предмет по памяти»

Цель. Развитие внимания и наблюдательности.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

Д. и. «Назови как можно больше возможных признаков этого предмета». Цель. Умение ставить проблему

Д. и. «Почему светит солнце?» Цель. Наблюдение как способ выявления проблемы.

Что нужно растениям для роста и развития

Дидактическая игра «Интервью».

Цель. Выявить умение задавать вопросы

Цель. Выявить умение получать информацию из разных источников

1. Возможно использование упражнений, связанных с описанием предметов. Здесь необходимо напомнить ребенку, что описать кого-то или что-то — значит ответить на вопросы:

Чем оно отличается от других или от другого?

Чем похоже на других или другое?

Что или кого описывать, может предлагать педагог, а можно предоставить выбор объекта ребенку.

Слайд 17 Учимся выдвигать гипотезы

Легче всего ребенок учится выдвигать гипотезы, если сначала предложить ему объяснять явления не только реальными, но и фантастическими причинами.

• Упражнения «Почему дует ветер? Почему ребёнок плачет? Почему весною тает снег?»

Дети осваивают «словарь гипотез»: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».

Полезно уметь выдвигать гипотезы, предполагающие обратное действие. Например, детям показывают какие-то знакомые предметы и спрашивают: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»

1. Представь, что воробьи стали размером с больших орлов. («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше, чем сейчас» и др.) Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

Слайд 19 Предварительная оценка гипотез

Невозможно проверить все гипотезы. Нужно выработать критерии и составить таблицу.

ПРИМЕР. Дети нашли черепаху на улице и решают, что с ней делать.

Классифицировать и давать понятия

Упражнение. Понаблюдать за воробьём, а затем описать его.

Цель. Развитие способности делать описание животного (предмета, чётко формулировать определение понятия

Д. И. Раздели животных на больших, маленьких, рыжих, черных, белых, умеющих плавать, спящих дома, живущих в детском саду…

Цель. Выявить умение детей классифицировать по определённому признаку

Коллекционирование (классификация) – освоение родовидовых отношений. Представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.

Эксперимент на предпочтение «Кто тебе больше нравится?»

Примерные темы экспериментов: «Какая игрушка является самой предпочитаемой», «Какое занятие (блюдо) больше нравится» Нужно составить таблицу. Чем меньше нравилась картинка, тем больше у нее номер места.

ПОДПРОГРАММА «ДЕТСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ПРАКТИКА»: ХАРАКТЕРИСТИКА, УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Основное содержание работы в рамках действия этой подпрограммы — проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастает.

Опыты с водой «Как исчезает вода».

Материал: губка, ткань, полиэтилен, металлическая пластина, кусок дерева, фарфоровое блюдце. Делается вывод: вода испарилась, улетела в воздух в виде маленьких частиц, вода впиталась в ….

Цель. Выявить умение проводить эксперимент

Опыт: пламя свечи сжигает кислород.

Без кислорода огонь гореть не может. Пламя свечи погаснет, когда будет израсходован весь кислород в банке.

Опыт: электричество и волосы

Ты можешь получить статическое электричество с помощью своих волос. КАК? Потри один шарик о волосы. Что произойдёт? Сначала шарики начнут притягиваться, а потом отталкиваться друг от друга. Почему? Наэлектризованный шарик притягивает к себе второй шарик, которому передается часть заряда. Это и отталкивает их друг от друга.

Опыт: может ли стакан быть пустым.

Хоть мы и говорим «пустой», но в нём на самом деле кое – что находится. Докажем опытным путём. КАК? Погрузи вертикально стакан, вверх дном. Так же вертикально вынь его.

Что произойдет? Внутренние стенки стакана останутся сухими. Почему? В стакане находится воздух, не позволяющий воде проникнуть в стакан.

ОПЫТ «Бумага держит линейку»

Цель. Выявить умение проводить эксперимент

Опыт: Увеличь воздушный шарик, не добавляя в него воздух

Шарик будет увеличиваться, пока не лопнет.

Под влиянием тепла молекулы воздуха в шарике будут двигаться всё быстрее, ударяясь о стенки шарика и расширяя его до тех пор, пока шарик не лопнет.

Внимание: следи, чтобы шарик не соприкоснулся со свечой.

Опыт: плавает ли пластилин

Древесина, пенопласт и лёд плавают на поверхности воды независимо от их формы и размера. Пластилин или железо могут плавать, а могут и тонуть. Их способность плавать зависит от той формы, которую они принимают.

Когда из пластилина делается лодка, он наполняется воздухом. Вместе пластилин и воздух не такие плотные и тяжелые, именно поэтому наша «лодка» держится на воде.

Игра «Волшебные превращения»

На основе этой игры можно провести мысленный эксперимент.

Мы изучаем то, как, например, стихия огня воздействует на изменения физических свойств воды. Педагог предлагает детям выбрать кого-либо, кто возьмет себе роль Огня. Остальные дети становятся Капельками воды, которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и пре вращаются в ледяные шарики или снежинки, когда Огонь далеко. Когда Огонь рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают)

Опыт: сахар и мыло передвигают предметы

Сахар притянет кусочки спичек к центру миски. Мыло заставит спички расположиться по её периметру.

Почему? Кубик сахара имеет внутри свободное пространство, куда устремляется вода, вместе с ней и кусочки спичек. Мыло, растворяясь, оставляет маслянистый след, который легче воды, а потом образует плёнку на её поверхности. Эта плёнка и отталкивает щепки от центра к краям миски.

Как? Обмакнуть конец зубочистку в уксус или лимонный сок, написать письмо.

Дать высохнуть. Поднести горящую свечу к листу бумаги с письмом. Слова проявятся. Почему? При нагревании сок начинает действовать с кислородом и темнеет. Теперь письмо можно прочитать.

Постепенно каждый ребенок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы, слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. Каждое детское исследование должно завершаться мини-докладом. Не всегда удается сделать его публичным, но хотя бы один слушатель — педагог — должен принять участие в обсуждении.

Один из главных критериев — степень самостоятельности. Участие взрослого должно быть строго дозированным. Важные критерии: познавательная ценность темы, исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками) и логичность изложения и умение отвечать на вопросы.

Диагностика детского экспериментирования

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

• выдвигать гипотезу (как, с помощью чего, что получается);

• проверять предположения (отбор нужных средств, реализация в действии);

• видеть и выделять проблему; определять цель;

• решать проблему, то есть анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

•Осуществлять эксперимент, делать выводы;

• графически фиксировать этапы действий и результаты.

При оценке сформированности этих умений педагогов интересуют не количественные, а качественные показатели, их устойчивое позитивное развитие.

Наиболее важные показатели и оценочные параметры:

• Степень проявления интереса, активность участия в обсуждении и процессе деятельности.

• Важен не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; оценивается как ребёнок думает, рассуждает, и выделяются такие показатели, как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации, рефлексивные навыки (умение формулировать выводы, аргументировать свои суждения).

Долгое время нас пытались приучить к тому, что обучение ребенка должно строиться на послушании, повторении и подражании. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка, к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании.

Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю. Конфуций

Игра, как ведущий метод обучения дошкольников иностранному языку «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет» К. Д. Ушинский Возможности.

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания (этапы работы над проектом) Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод,.

Консультация «Аппликация, как активный метод обучения» уть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач,.

Беседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.

Интерактивная игра как активный метод обучения Интерактивная игра для детей – активный метод обучения, который основывается на применении опыта, полученного в ходе специально организованного.

Мастер-класс для педагогов по арт-терапии «Рисование на песке, как метод развития и обучения дошкольников» Мастер класс для педагогов: Арт-терапия «Рисование на песке, как метод развития и обучения дошкольников» Фролова Мария Александровна Педагог-психолог.

Песочный стол как активный метод обучения дошкольников ПЕСОЧНЫЙ СТОЛ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Е. А. Наумова, МКДОУ Д/С №4 «Теремок» общеразвивающего вида городского поселения г.

Семинар на тему «Игра как ведущий метод обучения иностранному языку старших дошкольников» Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли.

Детское экспериментирование как метод обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников Эксперименты с детьми. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

источник