Меню Рубрики

Анализ отцы и дети диалоги

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861. Появился роман в февральской книге журнала «Русский вестник» за 1862 год. «Отцы и дети» — произведение, отразившее целый этап в историческом развитии России второй половины 19 века.

Действие романа происходит в 1859 году, а эпилог рассказывает о событиях, произошедших после отмены крепостного права. Одним из важнейших исторических явлений этой поры была борьба буржуазно-дворянского либерализма с демократами. Этот конфликт и послужил основой романа Тургенева. Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил не только сюжет, но и композицию произведения. Центральное место в романе занимает образ Евгения Базарова, представителя революционной демократии. Как и Чацкий в «Горе от ума», главный герой резко противопоставлен всем действующим лицам. Он — человек из иной среды, и это проявляется во взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, друзьями, любимой женщиной.

Эпизод «Сцена у стога» расположен приблизительно в середине романа. В этой сцене Базаров вступает в конфликт со своим другом Аркадием. Здесь раскрывается и характер Базарова, и истинные взгляды Кирсанова.

Действие происходит в имении родителей Базарова. Сцена у стога является тем моментом, с которого Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, будучи друзьями, стали отдаляться друг от друга. Между героями возникает непонимание и даже некая вражда. Если до этого Аркадий во всем соглашается с Базаровым (пусть на словах, а не в душе), то теперь он вступает с ним в спор.

Эпизод имеет свою композицию, в нем выделяются сюжетные элементы. Экспозицией выступает пейзажная зарисовка жаркого летнего полдня, вызывающего состояние дремоты и скуки. Герои отдыхают в тени стога сена. Завязкой является начало диалога молодых людей о детстве и родителях Базарова. Происходит развитие диалога, разговор заходит о любви и ненависти, о том, каким должен быть настоящий человек, по мнению Базарова. Напряжение между героями возрастает из-за несовпадения мнений. Наступает кульминационный момент, молодые люди готовы подраться — Аркадий шутя и робея, увидев серьезное и зловещее лицо Базарова, а Базаров – с полной готовностью к предстоящей драке. Развязкой действия является появление Василия Ивановича, отца Базарова, который снимает напряжение ситуации своей добродушной фразой: «А! Вот вы куда забрались!».

Этот эпизод показывает, что Аркадий и Евгений – совершенно разные люди, как в отношении к жизни, так и по социальному положению. Базаров – разночинец-демократ, а Аркадий все же примыкает к либеральному лагерю родственников- аристократов.

Герои изображаются в сравнении и в противопоставлении друг к другу — не как представители одного идеологического направления, а как носители и проповедники разных истин. Базаров не изменился со дня первого знакомства с читателем. Аркадий же, напротив, меняет свою позицию, становясь на сторону дяди и даже говоря его словами: «Послушать тебя сегодня, поневоле согласишься с теми, которые упрекают нас в отсутствии принципов».

Евгений Базаров, видя поколебавшегося Аркадия, называет его размазней, нежной душой. Он выявляет в друге робость и нерешительность, слабость и неуверенность в себе. Аркадий действительно занимает слабую позицию. Он неуверен и робок, он не может с такой же твердостью и безразличной напористостью, как Базаров, отстаивать свое мнение.

Однако автор не может принять и сторону Базарова, который грубо обходится с Аркадием, как бы вымещая на друге свою внутреннюю тревогу и боль, связанную с появлением в его жизни Анны Сергеевны Одинцовой.

«Ты нежная душа, размазня… Ты робеешь, мало на себя надеешься», — говорит Базаров Аркадию. Но у него самого эта же робость проявляется в отношении к Одинцовой. «Принципов вообще нет…, а есть ощущения», — настаивает Евгений, но и у этого героя с некоторых пор появились принципы, во имя которых он решил сладить с собою и со своим «романтизмом».

Грубость и категоричность, цинизм и агрессия Базарова раскрывается в каждой его реплике: «Сам себя не сломал, так и бабенка не сломает!», «Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть», «Какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того», «Говорить красиво – неприлично». В завершении всего герой называет Павла Петровича идиотом.

Аркадий с тревогой и возмущением слушает друга, пытается опровергнуть его мнение. Несмотря на то, что Аркадий менее уверен в себе, в данном эпизоде он справедливее и честнее Базарова. Кирсанов уже не обманывает ни самого себя, ни друга, высказывая свое несогласие с ним.

Главный художественный прием, используемый в данном эпизоде, – антитеза. Значимость эпизода заключается в том, что он показывает поколебавшиеся взгляды обоих героев: как у Аркадия, так и у Базарова. Последний, чувствуя тревогу, пробужденную вдовой Одинцовой, не сдерживается и срывается на друге. Примером тому являются его грубые и агрессивные высказывания. Этим показана злоба и трагичность героя: он одинок, у него нет ни любви, ни друзей, ни единомышленников.

В сцене у стога мы слышим наиболее резкие, парадоксальные и просто несправедливые выпады Базарова. Но не потому ли они звучат, что ему нестерпимо тяжело? Все его раздражает – и родители, и Аркадий с его красивыми словами и банальными мыслями. Может быть, в момент душевной катастрофы, когда так нужна дружеская рука и понимающий собеседник, герою особенно тяжко осознавать свое одиночество? Базаров понимает, что друга-то у него и нет, что собеседник его не понимает и понять не может, что он один во всем мире с своей болью и тоской.

Автор заканчивает эпизод словами: «Но никакая дружба долго не выдержит таких столкновений», подчеркивая тем самым, что дружба между героями с этого дня закончилась.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Сцена у стога (анализ эпизода из 21-й главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:

источник

Литературные приёмы, к которым прибегают авторы, характеризуя своего героя, совершенно различны. Пустовойт, сравнивая приёмы Гоголя, Гончарова, Достоевского и Л.Толстого, говорит о существенных различиях в способах характеристики героев. Так, Гоголь отдаёт предпочтение раскрытию характера героя через окружающую его обстановку, вещи, предметы, одежду. А романы Гончарова отличаются преобладанием портретно-бытовой характеристики персонажей. Излюбленным приёмом Достоевского является психологическая характеристика. Л. Толстой выдвигает на первый план характеристику героя в действии и диалог.

Тургенев, хотя и пользуется всеми перечисленными способами характеристики героев, предпочитает портретные детали, пейзаж и диалог-полемику. Казалось бы, автор не открыл новые приёмы. Но при углублённом рассмотрении данного вопроса становится понятно, что автор наполнил их новым смыслом. Тургенев использует эти литературные приёмы в соответсвии со своей главной целью- выявление нового героя в литературе и отражение его эволюции. Для этого Тургенев ставит героя в центр композиции и посылает ему испытание. Литературные приёмы играют настолько большую роль в романе, что нельзя воспринимать их как простой технический приём писателя.

Диалог в романе с точки зрения Пустовойта «даёт возможность развивать актуальные политические проблемы, освещая их с разных точек зрения, наконец, в диалоге раскрываются, обнаруживаются характеры героев»** П. Г. Пустовойт. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. с. 105.

Итак, главным средством раскрытия характера нового героя в литературе можно считать диалог. Диалоги в романе- это прежде всего споры «отцов» и «детей», к которым автор причисляет Базарова.

Помимо оппозиционной точки зрения сама речь революционера-демократа необычна. . Он разговаривает с интонацией сурового прокурора, допуская в своей речи насмешки и сарказм. Его речь отличается меткостью, простотой и лаконизмом. Она полностью лишена пафоса, высокопарности и иностранной лексики. Остроумие, находчивость, великолепное знание народного языка и умение владеть им, афористичность и лаконизм — черты, характеризующие речь Базарова. Он говорит как коренной русский, как истинный демократ, выходец из народа. В его устах так органически, так естественно звучит просторечие (чай, «чувствует мой нос, что тут что-то не ладно», ан нет, как бишь, плюхнуть и т.д.). Он часто употребляет пословицы и поговорки («Бабушка надвое сказала», «Шила в мешке не утаишь», «Земля не клином сошлась», «Взялся за гуж — не говори, что не дюж» ).Он и сам нередко создаёт выражения, родственные пословицам(«Решился всё косить — валяй и себе по ногам», «Наша пыль тебе глаза выест»). В речах Базарова проявляется свойственный ему чисто народный склад ума — трезвого, здравого, ясного. И Павлу Петровичу с ним не справиться. Даже Фенечка заметила это. «Я и не знаю, о чём у вас спор идёт, а вижу, что вы его и так вертите, и так…» — говорит она Базарову. Это истинно народная речь, и недаром она так нравится ямщикам. Демократизм героя обнаруживается и в его происхождении. Если один его дед — «секунд — майор какой-то», то другой — «землю пахал». И этим вторым дедом со стороны отца Базаров по-настоящему гордится, потому что это прошлое «укореняет» его в народной почве. В письме к К.К. Случевскому автор оценивал Базарова : «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей». Россия знала немало таких Базаровых : ведь и Белинский, памяти которого посвящён роман, и Добролюбов, и Чернышевский прошли тяжёлую жизненную школу, с честью выдержав все испытания.

Естественно, что такого необычного героя братья Кирсановы приняли настороженно и неоднозначно. Николай Петрович «побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия», а Павел Петрович»всеми силами души своей возненавидел Базарова, он считал его гордецом, нахалом ,циником, плебеем». Схватки Базарова с дядей Аркадия были неизбежны. Споры, «сшибка» характеров, особенно ярко представленные в десятой главе, выявляют непримиримость конфликта в романе, неповторимость противников, отражают идеологические схватки эпохи, запечатлённой в произведении. В этих схватках Павел Петрович горячится ,нервничает, «наскакивает», наталкиваясь на невозмутимость, спокойствие, уверенность его оппонента. Хоть иногда в атаку и идёт «человек с душистыми усами», доминирует, лидирует в этих спорах всё-таки Базаров, критикуя консерватизм своего противника, барскую изнеженность, пустословие отечественных либералов, проявляя устремление к делу.

В сцене, где изображено особенно острое столкновение «уездного аристократа» и «нигилиста» , герои ведут себя по-разному. Мастер диалога, Тургенев с помощью удачно найденного , выразительного слова, детали передаёт душевное состояние спорящих. Павел Петрович рвётся в бой: он «весь горел нетерпением»; в особенно острый момент «Павел Петрович так и дрогнул»и, наконец, не выдержав, «возопил». Базаров, напротив, произносит свои реплики «равнодушно», он возражает Павлу Петровичу, «лениво отхлёбывая глоток чаю». Слова о том, что он всё отрицает, Базаров говорит «с невыразимым спокойствием». В его голосе звучат душевная сила, уверенность в своей правоте.

Он как истинный демократ не приемлет англоманства Павла Петровича, который постоянно употребляет выражения, подчёркивающие благовоспитанность истинного аристократа, утончённость его обращения даже с теми, кого презирает. В сцене вызова на дуэль он говорит Базарову: «чувствительно вам обязан», «честь имею кланяться». Этот изысканный язык раздражает Базарова. «Соблаговолите выбрать»,- говорит Павел Петрович. «Соблаговоляю»,- иронизирует Базаров.

Раздражает Базарова и обилие иностранных выражений, которыми злоупотребляет старший Кирсанов: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы … подумаешь, сколько иностранных…и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

Тургенев представляет читателю Базарова и как великолепного оратора, как считает Пустовойт. Так, в десятой главе Базаров выступает против пустословия либералов: «…болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме,об адвокатуре и чёрт знает о чём, когда дело идёт о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно от того, что оказывается недостаток в честных людях…»** П. Г. Пустовойт. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. с. 106.

Если рассмотреть синтаксическое построение фраз Базарова, то можно убедиться в наличии таких конструкций как «Мы догадались», «мы увидали»; союзов и союзных слов: что и когда, убеждающих читателя в ораторских способностях Базарова. Тургенев не только позволяет своему герою иронизировать над своими противниками в спорах, отпускать шутки в их адрес, но и позволяет ему высказываться «во весь голос».

В спорах нигилиста Базарова и аристократа Кирсанова затронуты едва ли не все основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: о путях дальнейшего развития России, о ниспровержении основ самодержавно- крепостнического строя, о материализме, о значении науки, искусства, о народе. Его взгляды близки к словесной просветительской деятельности «Современника», которой занимались Чернышевский и Добролюбов в конце 50-х годов.

Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является важным средством раскрытия мировоззрения героев.

источник

Изучение романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

«Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда к изучению и анализу художественных произведений без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство», — говорил С.Я.Маршак.

В старших классах изучаются, как правило, крупные прозаические произведения, написанные в жанре романа или романа-эпопеи.

Роман – самый распространенный и самый популярный вид эпических произведений. Он рисует картину жизни, широко и полно охватывает ее связи. У романа свои приемы типизации, свои особые «взаимоотношения» с читателем. Автор эпического произведения часто использует приемы описания (портрет, пейзаж, интерьер) и лирического отступления.

Понять сюжет учащиеся могут и без помощи учителя, но вот связать сюжетные линии, элементы композиции, образы, приемы изображения, которыми пользуется писатель, с вопросами и проблемами, которые волнуют автора и то, как он их разрешает, — это и есть основная задача учителя.

Литература не случайно называется «учебником жизни», так как, воздействуя на ум и чувства читателя, заставляет жить вопросами и проблемами, интересными для автора. Кроме того, в старших классах, где изучается теория и история литературы, художественное произведение важно не только само по себе: оно рассматривается и как этап в творческом пути автора, и как одно из слагаемых в сложном процессе развития русской литературы.

Проследим основные этапы анализа одного из программных романов, изучаемых в 10 классе средней школы, — романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева.

Подготовительный этап к изучению романа.

Программой предусмотрено изучать роман в течение 5-6 часов. Учащиеся должны ознакомиться с вопросами: «Отражение в романе «Отцы и дети» общественно-политической борьбы 60-х годов XIX века. Образ Базарова и отношение к нему автора. Братья Кирсановы. Художественные особенности романа, мастерство композиции, богатство языка романа. Борьба и споры вокруг романа». В центре исследования стоит проблематика романа и вопрос о соотношении мировоззрения писателя с характером изображения им героев. Борьба и споры в самом романе, острота проблем, которые ставит писатель, — все это делает роман созвучными нашему времени.

Читайте также:  Анализы на способность иметь детей

Начало работы с художественным текстом.

Прежде чем перейти к анализу произведения, нужно привлечь внимание учащихся к тексту. Организационно эта работа не затруднит учителя, так как герои романа пытаются решить для себя «вечные» проблемы, которые всегда волновали людей: любовь и дружба в жизни человека, отношение к окружающим людям и природе, место науки и искусства в жизни человека и т.д. Прежде ученикам рекомендуется прочесть роман или же, в крайнем случае, можно посмотреть кинофильм. Однако некоторые места в романе необходимо прочесть и прокомментировать на уроке. Это, прежде всего, известные споры VI и X глав.

Вспомним конец V главы. В беседе за чайным столом, пока Базарова еще нет, братья Кирсановы пытаются выяснить у Аркадия, «что такое Базаров». Важнейшим во взглядах своего друга он считает нигилизм. Это сообщение потрясает старших Кирсановых. Николай Петрович напуган, а Павел Петрович негодует. Оба Кирсановы настроены враждебно по отношению к Базарову, считая, что тот слишком дурно воспитан и отрицательно влияет на Аркадия. Сначала нет видимых причин для столкновения, но постепенно мы видим, как оно становится неизбежным. Павел Петрович начинает плоско и не совсем удачно острить (вспомним, что он спросил у Базарова о лягушках: «Вы их едите или разводите?», а затем бросает вслед раздраженно: «В принципы не верит. А в лягушек верит»); очевидно, он активно не принимает позиции Базарова и готовиться преподнести тому урок. Внимательно проследим за первым спором, чтобы оценить силы противников, вопросы, которые их волнуют.

Идейное столкновение героев представлено с особой отчетливостью в следующей главе. Павел Петрович многословен и старомодно изыскан, базаров же – немногословен и резок.

Павел Петрович горит желанием унизить и разбить своего случайного собеседника, Базаров же не имеет малейшего желания тратить силы и время на ненужный ему спор и только задетый за живое начинает вполне сознательно грубить своему оппоненту.

Примерно так же должна быть прочитана и прокомментирована и X глава романа.

Когда главы прочитаны и прокомментированы, можно приступить к проблемному анализу. Проще всего начать разговор с образа Базарова, потому что он является главным героем романа «Отцы и дети».

Главный герой произведения.

Сам урок анализа образа Базарова – это лекция с элементами беседы.

Облик Базарова (демократизм, внешность, манеры, речь).

Мировоззрение Базарова: нигилизм.

Отношение Базарова к народу, к искусству, к науке, к природе, к дружбе и любви, к дворянским предрассудкам.

Психологический облик Базарова (ум, смелость суждений, сила воли, любовь к труду).

Противоречивость облика Базарова.

Типичность образа Базарова.

Перед нами очень сложный и противоречивый характер, сложная судьба, сложное мировоззрение. Лекция необходима для того, чтобы впечатление от образа было единым, а сам образ более понятным. Лекция охватит важнейшее в образе героя и поможет достаточно подробно и убедительно ответить на вопрос о тесной связи мировоззрения человека с его поступками и моральными качествами. Начнем с описания внешности (портрета). Создав образ демократа той поры – несколько грубоватого и небрежно одетого, затем услышав голос героя, переходим к самому интересному в этом персонаже: к его мировоззрению. Выясняем, какова философская основа его мировоззрения. Ее можно назвать одним словом – материализм. Но ведь Базаров не только вульгарный материалист, он еще и нигилист. Сам Тургенев толковал это определение так: «Он называется нигилистом… надо читать: революционером». Именно вульгарный материализм определил резкость главного героя романа по отношению к искусству, любви, дружбе, природе…Нигилист и революционер Базаров отрицает все, что представляется ему достоянием дворянской культуры. Но у Базарова есть и другие, очень привлекательные стороны характера: целеустремленность, колоссальная трудоспособность, несгибаемая сила воли, бесстрашие перед лицом неминуемой смерти.

Образ главного героя противоречив; возникает вопрос о причине такого противоречия.

Ее нужно искать в сложности отношения автора к своему герою, т.е. к тому жизненному явлению, которое он изобразил. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора»,- писал И.С.Тургенев.

Но, показав в жизненном явлении – в личности Базарова – существенные черты нового, Тургенев, занимавший в общественных взглядах весьма умеренную позицию, не удержался от попытки убедить читателя в преждевременности его появления в жизни, отсюда слабые стороны изображения героя и своеобразие приемов типизации, использованных автором.

Тургенев демонстрирует нам его одиночество, несостоятельность Базарова в решении частных проблем; часто мы соглашаемся с автором романа: нас тоже привлекает и возможность любоваться красотой природы; нам нужно искусство, мы стремимся облагородить чувства любви и дружбы.

Итововая беседа по образу Базарова.

Как автор знакомит читателя с внешностью Базарова? Какие черты внешности и поведения сразу бросаются в глаза? Почему мы говорим о демократичности облика Базарова?

Как называл Аркадий своего друга за утренним чаем? Почему мы решили, что Базаров – атеист и материалист? Чем вызвано обвинение критиками Базарова в вульгарном материализме?

Как Базаров относится к народу, природе, труду, любви и дружбе? Почему некоторые его взгляды мы не разделяем?

Можно ли связать черты характера Базарова с его мировоззрением?

Почему Тургенев стремился доказать читателям свою мысль о преждевременности появления Базаровых?

Можно ли сказать, что Базаров – антипод «отцов»? Почему эта разница сознательно подчеркивается автором?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся неминуемо должны были сформировать свою позицию, присоединиться к одной из противоборствующих сторон. Дискуссионный спор о главном герое произведения – всегда самое убедительное доказательство мастерства писателя. Подчеркиваем, что мастерство автора и в композиции образа, и в создании его портрета, и в речевой характеристике, и в описании возникающих психологических коллизий.

Второстепенные герои произведения.

Разговор о второстепенных персонажах романа неизбежен в процессе анализа образа Базарова: это и старики Базаровы, и Аркадий, и Одинцова, и «последователи» Базарова – Ситников и Кукшина. Несмотря на то, что характер и взгляды Базарова выявляются прежде всего при спорах – столкновениях с Павлом Петровичем Кирсановым, в мучительных отношениях с Одинцовой, в покровительственной дружбе с Аркадием, — все же говорить о каждом из них в отдельности нет смысла. «Вся моя повесть направлена против дворянства как класса»,- утверждал Тургенев в письме к Случевскому, поэтому противопоставление Базарова выглядит естественно, если оно направлено против целого. Несмотря на большие различия в характерах, судьбах, взглядах, вкусах и т.д., и братья Кирсановы, и Аркадий, и Одинцова, и Катя – люди старого мира, которым противостоит человек мира нового – Базаров.

Изучение пейзажа в романе.

Несмотря на нехватку времени, необходимо один из уроков посвятить анализу в романе пейзажа, так как Тургенев считается признанным мастером русского пейзажа. Пейзажи у Тургенева всегда лаконичны, но это нисколько не снижает их художественной ценности.

В романе «Отцы и дети» природа – своеобразный союзник героев, а часто и прямой участник событий. Базаров мало чувствует природу, зато хорошо ее знает. Кирсановы то и дело восхищаются природой, зато лишены возможности что-нибудь сказать о ней, кроме: «Как хорошо, боже мой!» Автор романа не только восторгался природой, как художник, но и прекрасно понимал ее, как ученый и философ. Можно предложить учащимся задание – проанализировать пейзажное описание конца III главы. Пусть учащиеся выяснят, сколько же описаний перед нашими глазами? Кажется, что картин две, но постепенно мы убеждаемся, что перед нами не два пейзажа, а один, но дважды показанный читателю – один раз в сухом географическом варианте, в другой – в нежном, свежем, зеленом весеннем цвете. Интересно, что же увидел Аркадий и его спутники? А что увидел автор?

Жалкую картину убогих мест увидел аркадий, зато Тургенев увидел и показал нам сначала грустную до драматизма картину природы, а после – дал еще одно прекрасное пейзажное описание, полное талантливой влюбленности в природу родной страны!

Изучение композиции романа.

Как строит сюжет и композицию романа Тургенев? Эпически спокойно, неторопливо, стремясь обстоятельно познакомить читателя со своими героями, обстановкой, складывающимися отношениями, развертывает автор экспозицию романа. Сведения до предела точны: мы знаем даже день, когда начинается действие романа — 20 мая 1859 года.

И все-таки «толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать своих господ…» Это уже точность воспроизведения исторической обстановки: реформы еще не было, а отношения крестьян и помещиков накалены до предела. Постепенно мы узнаем историю семьи Кирсановых, знакомимся с окрестностями села Марьина, представляем себе внешность героев, влияние Базарова на Аркадия, позицию будущих антагонистов. Читателю ясен бытовой, пейзажный, психологический фон будущих событий, ясен антагонизм Базарова, случайность и недолговечность преданности Аркадия Базарову. Эту ясность создает экспозиция, занимающая пять глав романа. Завязка романа наступает в шестой главе. И тут автор предельно точен: все это произошло на другой день утром – 21 мая 1859 года. За утренним чаем сталкиваются откровенно и сразу определившиеся противники – Павел Петрович Кирсанов и Базаров. «Схватка» определила противоречия героев во взглядах на науку и искусство. Затем две недели прошли относительно мирно: наши противники старались избегать друг друга. Базаров напряженно работает, часами не отрываясь от микроскопа. За это время автор познакомил нас с историей жизни Павла Петровича, с историей Фенечки и Николая Петровича, с тем, как вечерами продолжал главный герой заведомо бесполезное дело перевоспитания Аркадия. За это время и добрейший Николай Петрович обижен Базаровым, случайно услышав его оценку своей особы. За вечерним чаем 13 июня 1859 года противоречия обострились до предела: нигилизм, судьбы русского народа, принципы, аристократизм – вот вопросы коренного несогласия героев.

XII – XIY главы – экспозиция новой сюжетной линии. Эти главы знакомят нас с губернским городом, сановником Калязиным и двумя «последователями» Базарова – Ситниковым и Кукшиной. Но важнее всего – знакомство с Одинцовой. Встреча с ней – завязка новой сюжетной линии, новых, драматичных для Базарова отношений. Далее события развиваются стремительно. Именно здесь впервые потерпит «новый человек» большое поражение. Высмеивая высокие чувства любви, Базаров сам становится их пленником, начинает презирать себя и все же не может избавиться от нахлынувшего чувства. Базаров и Одинцова познакомились 19 июня, а уже 10 июля состоялось решительное объяснение. Это неудавшееся объяснение – самый взлет сюжета, самая яркая страница в известной биографии Базарова. Особенно те минуты, когда он еще чего-то ждал, еще на что-то надеялся.

Прошло три дня после объяснения. Базаров и Аркадий в гостях у родителей главного героя. Драма в душе главного героя развивается. Он уже надломлен и теряет веру в себя и в свое дело. Тем сильнее его враждебность к «отцам». В следующий приезд в Марьино эта враждебность заканчивается нелепой «мелодрамой» — дуэлью, которая происходит рано утром 30 июля. Это кульминационная точка в столкновении с чуждым миром. Хотя она и закончилась для главного героя вроде бы победоносно, ему пришлось покинуть Кирсановых навсегда. Он «плюхнулся в родную стихию», но и это не спасает героя от противоречий. Он вновь увлечен работой, которая вдруг сменяется острым приступом тоски и скуки. Наконец все разрешается трагической нелепостью – случайным заражением крови и смертью героя. Это трагическое событие происходит в первых числах августа 1859 года. Эпилог романа рисует судьбы героев в следующем, 1860 году. Все они нашли свое тихое счастье, кроме одинокого Павла Петровича и верных памяти сына стариков Базаровых.

Итак, сюжет предельно прост. Недаром П.Мериме писал о Тургеневе: « В его романах мало событий. Их фабула весьма проста, в них нет ничего, что отличалось бы от обычной жизни».

Знакомство с языком писателя начинается с первого урока, когда мы знакомимся с его творческим путем. Затем при чтении текста, анализе отдельных глав учащиеся работают над составлением речевых характеристик героев, знакомятся с пейзажем. Таким образом, учащиеся получают представление о речевой характеристике, внутреннем монологе, авторском рассуждении, знакомятся с особенностями авторского стиля писателя.

Мастерство писателя. Значение творчества Тургенева.

Вопрос о мастерстве писателя обязательно включается в пределы анализа конкретного программного произведения. Какие же специфические именно для Тургенева достоинства можно извлечь из только что изученного текста? Первое положение, — это быстрота писательского отклика на события современности. Творчество Тургенева – блестящий образец необычайной чуткости писателя к «злобе дня»: всего два года отделяют события , описанные в романе, от времени его создания ( события происходят весной-летом 1859 года, а роман завершен уже в 1861 году, опубликован в марте1862). Второе положение – полемически острое и при этом честное отражение нового в жизни. Свидетельство тому – решение проблемы, определившей название романа. Тургенев – мастер и в большом и в малом: ив умении найти нужную форму для выражения своего замысла, и в сцеплении образов, и в развитии сюжета, и в законченности и убедительности характеров, и в мастерстве изображения природы, и в великолепном — легком и выразительном языке.

Место и роль Тургенева в истории русской литературы своеобразны. Решив завершить изучение произведения, желательно посвятить его освещению следующих вопросов:

Реализм в творчестве Тургенева – этап в становлении критического реализма (особенно в области создания русского реалистического романа).

Развитие и обогащение Тургеневым русского литературного языка.

Урок, посвященный вопросу мастерства писателя, желательно сделать итоговым.

Изучение романа «Отцы и дети» методом комментированного чтения и «целостного анализа».

Экспозиция романа (первые пять глав) – выборочное чтение с комментариями.

Базаров в селе Кирсановых ( беседа и комментированное чтение).

Столкновение Базарова с П.П.Кирсановым (комментированное чтение 10 главы).

Изображение либерального дворянства в романе (беседа по 11,12,13,14 главам).

Испытание любовью. Базаров и Одинцова (беседа по 15-19 главам).

Урок-дискуссия на тему: «Можно ли назвать Базарова положительным героем?

Практика чтения с комментированием при анализе произведений, как правило, практикуется в вечерних школах. Такой метод гарантирует знакомство с художественным текстом, предполагает самостоятельную работу учащихся. Такая система работы предъявляет к учителю повышенные требования при анализе произведения. Недостаток: целостное восприятие текста подменяется «целостным восприятием» отдельных фрагментов текста.

источник

Диалоги-споры занимают важное место в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и понятиям, человек открывает себя, свою сущность, порой даже невольно. Диалогов-споров в романа достаточно много, но мы обратимся к самым важным, раскрывающим личность главного героя — Базарова.
С Базаровым мы встречаемся с первых же глав романа. Он приезжает со своим другом Аркадием Кирсановым в имение его родителей. И сразу становится заметно, как он непохож на остальных героев романа. Недаром Павел Петрович Кирсанов, дядя Аркадия, сразу почувствовал к нему неприязнь, которая позднее переросла в ненависть.
Образ Базарова — один из самых интересных, противоречивых образов в русской классической литературе. Уже описание героя говорит о демократичности его манер, свободе поведения. Пожалуй, главное в портрете Базарова — это его руки, руки труженика. Перед нами человек труда; служение науке, людям для него — цель жизни. Базаров ничего не принимает на веру. Главный источник знаний для него — его опыт. Его не устраивают плоды чужих размышлений, он должен познать все самостоятельно. Базаров-нигилист. Он отрицает всё: природу, искусство, любовь, даже науку, которой собирается посвятить жизнь. Главный противник Базарова в спорах — Павел Петрович Кирсанов. Это аристократ, представитель либерального дворянства. Он убежден в том, что вся его жизнь может служить другим примером для подражания. Но появляется Базаров, который вдруг обнажает всю пустоту и бессмысленность той жизни, которую ведет Павел Петрович -жизни только одними воспоминаниями о прошлой любви, жизни без настоящего дела. Павел Петрович совершенно не принимает позиции Базарова и , уверенный в своей победе, ищет только повода, слова, за которое можно было бы зацепиться, чтобы вступить с ним в словесную «схватку».
Павел Петрович весь горит нетерпением, и его желания наконец сбываются: как-то за вечерним чаем Базаров нелестно отозвался об одном из соседних помещиков: «Дрянь, аристократишко». Возмущению Павла Петровича не было пределов. Для него, как для истинного дворянина, аристократия — это свято… Он возражает Базарову, пытается вывести его из себя, но сохраняет правила приличия, а стиль его речи подчеркнуто высокопарен. Базаров же остается хладнокровным, он равнодушно отвечает своему оппоненту, «лениво отхлёбывая чай» и как бы не видя желания Павла
Петровича вступить в схватку, тем самым все больше выводя его из себя. Разговор продолжается, и речь заходит о принципах. Базаров «с невыразимым спокойствием» заявляет, что «отрицает всё», и торжествует, видя, как бледнеет от ужаса и негодования Кирсанов.
В спорах с Павлом Петровичем Базаров старается избегать вопросов политики, но постепенно высказывает свои мысли. Когда ими был затронут вопрос о русском народе, о его традициях, Павел Петрович с упоением говорит о терпении, покорности народа. Базаров гордится тем, что сам он — выходец из народа. «Мой дед землю пахал», — «с надменной гордостью» говорит он и в то же время презрительно отзывается о народе: «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы напиться дурману в кабаке». В вопросе об искусстве мнения старого дворянина и революционера-разночинца оказываются также противоположными, и это естественно, ведь Павел Петрович и Базаров — люди разных поколений, разных сословий и главное — разных мировоззрений. Кто же побеждает в этой схватке? Тургенев не дает прямого ответа на этот вопрос. Павел Петрович чувствует себя побежденным, Базаров — победителем, а как на самом деле — покажет время. И сейчас, по прошествии многих лет, когда будущее, которое предсказывал Тургенев, для нас — прошлое, мы можем сказать, что такие, как Базаров, победили.
Один из самых главных диалогов в романе «Отцы и дети» — это разговор Аркадия Кирсанова и Базарова под стогом. Сцена начинается описанием природы. Этим Тургенев как бы настраивает читателя на то, что предстоит что-то значительное. Разговор начинает Базаров. Простая осина напомнила ему детство, и он предается воспоминаниям. Базаров романтичен И это то самый Базаров, который н азывал романтику вздором и пустяками! Значит, остались еще в нем человеческие чувства. Но вот кульминация диалога — Базаров рассуждает о своем месте в жизни: «…Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня нет и не будет…» Базаров с болью осознает человеческую ничтожность перед лицом вечности и пространства и злится, так как не может ничего изменить. Его состояние, ощущение себя «ничем» в сравнении с огромным миром настигает, казалось бы, в высшей степени уверенного в себе человека.
Заканчивается разговор ссорой друзей из-за оскорбления Базаровым Павла Петровича. Молодые люди чуть было не подрались, но вовремя пришел отец Базарова, и бурная сцена прекратилась. «Диалог под стогом» мне кажется очень важным. В нем Базаров задумывается о своем месте в жизни и многое понимает, и далее он не сопротивляется, не пытается остановить свою смерть, ощущая, что все равно ему нечего делать в этом мире, который он, как ни желает, не может кардинально изменить. Мне кажется, что центральный диалог романа — разговор Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, объяснение в любви. По своим принципам Базаров отрицает любовь и, казалось бы, неспособен на глубокое чувство, но его подлинная способность любить заставляет думать о нем иначе. Базаров страстно любит Анну Сергеевну, но для неё он лишь «таинственный предмет», который она хочет «разгадать». Именно с этой целью она начинает разговор, пытается вызвать на откровенность, и ей это удается. Базаров признается: «Знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились…» Ему тяжело произносить эти слова, ему враждебно само это чувство, ведь оно противоречит его принципам. Но даже во имя любви к Одинцовой Базаров не может пожертвовать своими убеждениями. С сердцем, полным трагической и искренней любви, он вынужден уехать от Одинцовой. Базаров вступает в конфликт со всеми окружающими людьми. Он встречает человека более высокого общественного слоя, и дало доходит до дуэли, он влюбляется, и любовь ломает его душу и жизнь. Даже Аркадий, который, казалось бы, благоговел перед своим учителем, в конце восстает против него. И все значительные сцены, когда Базаров постепенно остается один и осознает свою, как ему кажется, ничтожность, написаны Тургеневым в виде диалогов. В этом вся их важность и ценность, потому что нигде лучше человек не выскажет свои мысли и не раскроет душу, чем в искреннем диалоге.

Читайте также:  Анализы на тиреотоксикоз у детей

А. Гудинова, 10 класс, гимназия №228 Санкт-Петербурга

источник

Прежде всего, роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» — это конфликт. Речь идет о борьбе между радикалами и либералами, между демократией и аристократией, между старыми и новыми понятиями. Автор столкнул два поколения, чтобы обратить наше внимание на их особенности, различия и недостатки.

Тургенев много внимания уделил не своим размышлениям, а диалогам.

Через общение героев он передал нам всю суть произведения. Только так можно было добиться нужной динамики. Я считаю, что такой стилистический прием очень удачный. Во-первых, страницы романа оживают. Реплики героев читаются намного быстрее. Это дает возможность нам быть свидетелями самых ярких сцен.

Второй момент заключается в составлении образов. Обычно, о характерах мы узнаем от самих авторов. Но здесь большая часть информации выдается во время разговоров. И в-третьих, размышление над диалогами учит нас анализировать людей, учитывая их внутренний мир и внешний облик. Наиболее яркими оппонентами в романе были Кирсанов и Базаров. Поэтому мы рассмотрим их детально.

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Павел Петрович Кирсанов – это настоящий аристократ, который во время диалогов всегда использует массу устарелых слов и предложений. К тому же, он разбавляет их вставками из литературных произведений. Публика не всегда готова слушать его длинные речи. Обычное для всех слово «этот», звучало «эфто», а «принцип» превращался в «принсип».

Снова и снова Кирсанов напоминает о своих корнях. Это говорит о том, насколько он горд быть аристократом.

Мне нравится в нем уверенность и спокойствие. Конечно, он часто проигрывал из-за этих качеств, но их никак нельзя назвать отрицательными. Также стоит отметить, что Павел Петрович умеет использовать свой язык правильно. Он часто старался вывести Базарова из себя простыми и лаконичными предложениями.

Совершенно другим кажется Базаров. Именно этим предложением и можно охарактеризовать речь этого героя. Его слова максимально простые и резкие. Он умеет думать и анализировать. Его реплики всегда несут смысл. Базаров не любит говорить лишнего. Он очень кратко высказывает свое мнение. Эти качества интересные. Но не все так просто в этом человеке. Вместе с положительными чертами в нем есть много негативных моментов.

Во-первых, он считает, что имеет право судить людей и их мнение. И он делает это так же резко и уверенно. Во-вторых, он дает всем прозвища собственного произведения.

Смысл многих заключается в том, чтобы узнать людей ближе. Читая реплику за репликой, мы начинаем анализировать персонажа. Некоторые моменты нас увлекают, некоторые, наоборот, расстраивают. Но удивительно то, что нет итоговой точки.

Большое значение диалогов и в том, чтобы разобраться с проблемами общества. Во время споров мы выделяем плюсы и минусы разных общественных мнений. За выдвижением позиций следуют аргументы. Это помогает нам вникнуть в особенности того времени.

Но самая главная роль диалогов – это решение конфликта, ведь все мы знаем, что в споре люди начинают мыслить.

В романе Тургенев сумел применить психологические приемы. И диалоги здесь были ключевым моментом. Как часто люди стараются скрыть свои истинные мотивы, но не могут сдержаться во время ярого спора. Так и здесь многие герои открывают себя с другой стороны в общении.

Так и Тургенев направляет персонажей друг на друга, чтобы до конца раскрыть их образы. Обычное повествование не смогло бы передать все настолько живо. А важность этих выводов сложно переоценить. Так как автор не просто рассказывает историю. Он открывает масштабный конфликт и хочет показать людям, как выйти из него.

Произведение Тургенева «Отцы и дети» — это серьезный труд, где художественное решение идеально связано с психологическими приемами. Автор сумел по-новому подойти к конфликтам. Он не просто наблюдал за ними. Он их использовал в своих целях. А это определенно новое направление в литературе. До Тургенева никто ничего подобного не делал. Да и после него тоже.

Я считаю, что одной из главных задач писателя было натолкнуть нас на важность разговоров. Именно разговор приводит к компромиссам и решениям. Мы должны снова и снова вникать в этот роман, так как его актуальность не будет потеряна еще многие годы.

источник

“Отцы и дети” Тургенева — это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя — разночинца Базарова и остальных персонажей. В столкновениях между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды. Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу после того, как Базаров приезжает в дом Кирсановых. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет, рассчитанный, главным образом, на зрительское впечатление. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа. Перед нами — человек “высокого роста в длинном балахоне с кистями”, лицо его “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета. оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Базаров не считается с условиями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, раскованно и так, как ему удобнее. Портрет Павла Петровича говорит о его аристократизме: “Весь облик Аркадьева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов”. Характеризуя манеры Павла Петровича, автор раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием, Павел Петрович, “совершив предварительное европейское “snake hands”. три раза по-русски поцеловался с ним”. В данном случае автор подчеркивает англиканство Павла Петровича и вместе с тем его приверженность дворянским взглядам.

Для характеристики своих героев Тургенев использует различные виды портрета. Так, для раскрытия образов Кукшиной и Ситникова автор прибегает к приему сатирического портрета. “Тревожное и тупое выражение, —’ пишет Тургенев о Ситникове, — сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом”.

Одна из самых важных коллизий романа развивается в X главе. Автор назвал диалог, содержащийся в этой главе, “схваткой” между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, Павел Петрович же ведет себя как человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции. Кульминация взаимоотношений Павла Петровича и Базарова происходит в XXIV главе, во время дуэли, из которой Базаров выходит победителем. Сам автор писал, что “дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически”. Несмотря на то что главное место в произведении занимают общественные коллизии, в нем присутствует и любовная интрига, но, сжатая политическими спорами, она укладывается в пяти главах. Стесненность любовной интриги коллизиями отразилась и на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией, а кульминации с развязкой. Кульминация любовной интриги показана в XIII главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которого автор разъединяет их до конца романа. Однако, несмотря на компактность любовной интриги, она сыграет важную роль для характеристики героя. Уже в том, что Тургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви, есть намерение писателя развенчать Базарова. Герой начинает высказывать пессимистические мысли, теряет самоуверенность, меняются даже его привычки и манеры: “. лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась”. Автор как бы ведет героя по нисходящей линии, постепенно лишая его уверенности в себе, в необходимости своей деятельности. Герой как бы угасает, его убеждения тают. В сцене смерти Базарова возникает образ угасающей лампады, которая выступает как аллегория судьбы героя. В эпилоге романа автор помещает пейзаж, напоминающий, по словам Герцена, реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы: “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной. ” Таким образом, пейзаж в романе является важным средством отражения авторской позиции. С помощью пейзажа Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова, что природа не храм, а мастерская, противопоставляя ему поэтичную картину летнего вечера. Надо отметить, что в романе “Отцы и дети” гораздо меньше описаний природы и лирических отступлений, чем в других произведениях Тургенева. Это объясняется самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредством диалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является и важным средством характеристики главного героя. В диалогах с Павлом Петровичем, Аркадием, Одинцовой раскрываются взгляды героя, его характер. Автор использует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии героя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, например: “На своем молоке обжегся, на чужую воду дует”, “Русский мужик Бога слопает”. Речь Базарова, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Не менее важна речевая характеристика и для раскрытия образа Павла Петровича Кирсанова. В речи Павла Петровича много специфических слов и выражений, характерных для сословно-помещичьего лексикона XIX века. Автор сам объясняет особенности его речи: “В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни — эфто, другие — эхто: мы, мои, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами. ” Речевая характеристика Павла Петровича говорит о том, что это человек “старого века”.

Читайте также:  Анализы на стафилококк у детей симптомы

Таким образом, все художественные средства романа подчинены его жанровому своеобразию, направлены на раскрытие его идейного содержания.

источник

В шестидесятые годы 19-го столетия в свет вышел роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Эта книга стала знаковой для своего времени. Образ Базарова – главного героя – молодёжь восприняла как пример для подражания. Прошло более 150 лет с момента первой публикации. Роман Тургенева всё так же популярен. Какова главная идея книги? Почему она актуальна даже сегодня, в 21-м столетии ? Подробный анализ произведения «Отцы и дети» поможет найти ответы на эти и другие вопросы.

События, о которых поведал читателям Тургенев, происходят в июне 1859 года. Совсем скоро в России отменят крепостное право. Произойдет событие, которое кардинально изменит российское общество. Это свершится в 1861 году. Однако особое настроение, жажда перемен уже витают в воздухе. Прежде всего ему подвержены просвещенные молодые люди. Старым помещикам подобные настроения чужды. При анализе произведения «Отцы и дети» Тургенева непременно нужно сделать небольшое историческое отступление.

Главный герой романа – Евгений Базаров. К своему приятелю – Аркадию Кирсанову – он относится с некоторым пренебрежением. Впрочем, при прочтении романа Тургенева создается впечатление, что главный герой на более глубокие чувства и не способен. Однако это обманчивое впечатление.

Анализ произведения «Отцы и дети» начинают обычно с расшифровки названия. Книга русского классика о столкновении двух поколений. Отцы не понимают сыновей. Дети уверены в отсталости, неактуальности родительских взглядов. Так было, есть и будет. Но не в этом основная идея произведения «Отцы и дети». Анализ романа Ивана Тургенева позволяет почувствовать, понять глубину душевных терзаний главного героя.

Базаров проводит несколько недель в родовом имении своего друга. Здесь происходит столкновение главного героя с одним из Кирсановых – Павлом Петровичем. Евгений – нигилист, то есть человек, не имеющий авторитетов. Он не принимает ни одного принципа, и ему совершенно безразлично, каким уважением этот принцип окружён. Такая точка зрения шокирует представителей старшего поколения.

Базаров презирает искусство, музыку, поэзию. А всё это он называет презрительно «романтизмом». Базаров изучает естественные науки. Уверен в том, что заниматься следует лишь тем, что принесёт пользу. Он сын лекаря и сам планирует лечить мужиков. Однажды с гордостью говорит: «Мой дед землю пахал». В действительности, этот человек очень честолюбив. И вряд ли его удовлетворил бы скромный труд сельского лекаря.

Базаров убеждён, что никогда не воспылает страстью к женщине. Ведь это слабость, которая может сбить с истинного пути. Но однажды он знакомится с Анной Одинцовой и понимает, как сильно заблуждался. Вдова-аристократка не отвечает ему взаимностью. И тогда поселяется в душе главного героя страшная, всепоглощающая пустота. Неизвестно, к чему бы привели подобные переживания, если б не внезапная смерть.

Однажды, проводя опыты, главный герой получает заражение. Вскоре понимает, что дни его сочтены. Базаров умирает. О нем уже спустя полгода забывают. Правда, на сельское кладбище, к скромной могиле, очень часто приходят старики, которые безумно любили и гордились своим сыном. Это родители Евгения Базарова.

При анализе произведения «Отцы и дети» непременно нужно сказать хотя бы несколько слов о том, как создавался этот нетленный роман. Идея книги пришла в голову писателю в 1960 году. В это время он находился в Англии.

Конечно, автор в своей книге в первую очередь хотел поднять вопрос отмены крепостного права. Российское помещичье общество довольно жалко смотрелось на фоне прогрессивного европейского.

Незадолго до начала работы над романом Тургенев прекратил сотрудничество с журналом «Современник». Один из молодых критиков отозвался о произведении «Накануне» весьма нелестно. Тургенев впервые задумался об огромной пропасти между поколениями.

Многие в России не понимали разночинцев, этих странных молодых людей, твердящих о горькой участи русского мужика, о равноправии, о свободе . Даже при кратком анализе произведения «Отцы и дети» стоит подчеркнуть: писатель посвятил свою книгу не только проблемам непонимания отцов и детей. Тургенев затронул вопрос о конфликте новых взглядов с консерватизмом.

Возникает логичный вопрос. Крепостное право отменили в 1861 году, а книгу Тургенева и сегодня читают. Почему? Дело в том, что, помимо вышеназванной проблемы, Тургенев затронул тему любви, дружбы, одиночества. Вопросы, которые всегда будут актуальны, поднял писатель в этом произведении. Анализ романа «Отцы и дети» – задание сложное, но интересное. Ведь в книге говорится не так о политике, как о простых человеческих чувствах.

Это еще один важный вопрос, на который стоит ответить при кратком анализе произведения Тургенева «Отцы и дети». Базаров отрицает красоту природы, любовь, музыку, поэзию. Он не признаёт также философское мышление. Искусство для него всего лишь «чепуха». Кирсановых-старших называет «старичками», «людьми отставными». Трагедия главного героя обусловлена его нигилистическими взглядами. Он убеждён, что все старое следует уничтожить, дабы на его месте построить новое. К тому, что подлежит уничтожению, Евгений Базаров относит даже любовь – чувство, без которого человек не может существовать.

Трагедия Базарова, конечно, и в нереализованности. Перед смертью вдруг его посетили сомнения. Нужен ли он России? Базаров не находит ответа на этот вопрос. Отношение Тургенева к своему герою противоречиво. С одной стороны, он не разделяет взглядов Базарова. С другой – испытывает к нему симпатию и жалость, что особенно читается в последних строках романа.

Полный анализ произведения «Отцы и дети» включает характеристику каждого персонажа. Особое внимание стоит уделить, пожалуй, Николаю Петровичу – отцу Аркадия Кирсанова. Ведь этот герой противопоставлен Базарову.

Николай Петрович не придерживается строгих политических и общественных взглядов. Он отнюдь не честолюбив. Кирсанов не читает немецких философов, но читает Пушкина, чем вызывает у Базарова явное неодобрение. Кроме того, помещик либеральных взглядов любит музыку и даже играет изредка на виолончели.

Главное различие между ним и одиноким нигилистом, конечно, не в книжных пристрастиях. Николай Петрович умеет любить. А потом в конце этой истории он один из немногих, кто обретает счастье.

В романе несколько женских образов. Но самый интересный из них, бесспорно, образ Анны Одинцовой . Богатую вдову заинтересовал молодой человек, произносящий довольно странные, но интересные речи. Но не более.

Разделить чувства Евгения Анна не смогла. Она, так же как и он, отвергает любовь. Но если Базаров ранее был убеждён, что любовь помешает ему достигнуть цели, которая, к слову, оказалась довольно туманной, то Одинцова отказывается от любви лишь ради спокойствия. Этой холодной женщине нравится ее размеренная, спокойная жизнь без чувств и треволнений.

источник

Знакомство с героем. Основные мотивы романа: В начале «Отцов и детей» перед нами зрелище крестьянской нищеты. Крепостные не могут изменить заведенный порядок. Они и не хотят трудиться при существующем положении, не верят своим хозяевам. «Отцы и дети» показывают, что к концу пятидесятых годов перемены, собственно говоря, уже начались. Новое все активнее пробивает себе дорогу. Автором намечен острый конфликт нового и вечного. Читать далее.

Образ Базарова. Характеристика главного героя: Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Его отличает некая грубость поведения, нежелание следовать правилам хорошего тона и даже элементарным нормам приличия. Его поведение контрастно искренней в своей приветливости манере добродушного Николая Петровича, изысканной холодноватой любезности его брата или восторженному многословию Аркадия. Читать далее.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Противоречия социальные и идеологические: Перед нами предстают герои-антагонисты, чье мировоззрение определяется непримиримыми принципиальными противоречиями. Столкновение между ними предрешено и неизбежно. Между Павлом Петровичем и Базаровым то и дело вспыхивают споры. При этом внутренние и личные побуждения становятся отражением грандиозных общественных перемен. Читать далее.

Сюжет и композиция романа: Сюжет романа насыщен событиями. В большинстве это ситуации «бытового масштаба», естественные и непритязательные, как завязка произведения. Сюжет тургеневского романа предвосхищает заветы А.П. Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни.» Читать далее.

Проблема отцов и детей. Родители: Сцена приезда Базарова под отчий кров своей трогательностью напоминает встречу отца и сына Кирсановых, и даже превосходит ее. Родители Базарова, которых автор с оттенком трогательной нежности называет «старичками», с нетерпением ждут на каникулы сына, но встреча не принесла старикам полного, чаемого счастья. Уже к вечеру «…глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть , виднелся какой-то смиренный укор». Читать далее.

Анна Сергеевна Одинцова и Базаров: Анна Сергеевна настолько тонка и проницательна, что без труда угадывает за внешне вызывающим поведением героя попытки скрыть робость. Именно ей Базаров решается поведать свои взгляды, заветные убеждения. «Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой , небольшие видоизменения ничего не значат». Одинцова мгновенно проникла в уязвимую сторону базаровских рассуждений: всеобщая усредненность как гарантия прекрасного будущего. Категоричному в своих воззрениях Базарову пришлось убедиться, что аристократизм тоже бывает разный. Между аристократизмом Анны Сергеевны и ее надменной тетки лежит пропасть. Читать далее.

Приезд Базарова к родителям — кульминационный момент романа: Приезд Базарова к родителям начинает процесс переосмысления многих прежних постулатов. Он так глубоко загнал свою внутреннюю жизнь, что теперь трудно понять, «что в тебе происходит». Впервые при виде родного дома героя охватывает чувство ностальгии, впервые в голову приходит сознание неповторимости и ценности своей личности, впервые Базаров осознал, что, поставив себя над всеми, он обрек себя на одиночество. Читать далее.

Анализ дуэли Базарова и Павла Петровича: потерпев поражение с аристократкой Одинцовой, Базаров хочет проверить, не легче ли завоевать чувства бедной простодушной Фенечки. Павел Петрович потребовал поединка. Он захватил даже палку, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова старший Кирсанов отошел уже от своих аристократических «принсипов»: настоящему аристократу не следовало снисходить до простолюдина. Читать далее.

Анализ смерти Базарова: смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства. Читать далее.

Герои второго плана: Николай Петрович – первый, с кем мы знакомимся на страницах романа. Автор представляет его человеком «седым, пухленьким и немного сгорбленным». Множеством внешне мимолетных черт автор стремится подчеркнуть невиданный для своего времени демократизм Николая Петровича. Об Аркадии говорит само его имя (счастливый). Аркадий действительно имеет талант быть счастливым настоящим. Подобно отцу, он от природы деликатен. Из уст Аркадия мы узнаем многое о Базарове; не менее важна его роль в композиционном сцеплении произведения: при внешней мягкости, незаметности, его роль своеобразного оруженосца при друге очень важна для понимания главного героя. Читать далее.

Сатира в романе: Нам более известен Тургенев-лирик. Но не меньшую силу имел талант Тургенева-сатирика. В этом романе он проявился в парных комических фигурах – Ситникова и Кукшиной — рядом с Базаровым Тургенев изобразил карикатурных нигилистов. Но в отличие от Базарова, Кукшиной и Ситникову неведомо самопожертвование, способность «наступать на горло собственной песне». Читать далее.

Цвета, краски и звуки в романе. Живые и мертвые персонажи: Нигде в романе писатель прямо не говорит о том, что гордый Павел Петрович увлечен простодушной Фенечкой. Достаточно косвенных приемов. Контраст красных туфель и светлого листа газеты в руках Кирсанова находит продолжение в противопоставлении белого платка и темных волос молодой женщины. Кроме того, Тургенева издавна интересовало не только, что говорят его персонажи, но и как именно произносят те или иные слова. В романе некоторые слова автор выделяет курсивом, призывая читателя обратить на них особое внимание. Читать далее.

Анализ эпилога романа: Звучание финала литературовед А.М. Гаркави определил как «элегию, переходящую в реквием». Элегические ноты начинают звучать уже в описании природы. С тех пор, как уходит из жизни Базаров, накал страстей в романе падает, знойное лето сменяется студеным зимним пейзажем. Читать далее.

Пушкинское начало: Пушкинское начало романа определяется полюсами «Онегина» (цитирование которого герой грубо прерывает) и «Цыган» – поэмы, которую Аркадий с ведома Базарова отбирает у отца. Читать далее.

Читайте также анализ других произведений И.C. Тургенева:

источник