Меню Рубрики

Анализ питания детей в семье

Когда заходит речь о правильном питании для всей семьи, многие хозяйки отмахиваются и говорят, что у них это «не получается»: ни муж, ни дети не хотят об этом слышать, а продолжают требовать кормить их жареными котлетами с картофелем, жирными соусами, сладкой сдобой, и прочими калорийными и вкусными, но совсем не полезными блюдами. Однако то, что перечислено, ещё можно назвать «меньшим из зол»: не секрет, что большинство людей сегодня питаются если не фаст-фудом, то полуфабрикатами, консервами и готовыми продуктами из магазина — это и удобно, и быстро, и все члены семьи довольны — никто не капризничает.

☀ Очень актуальной является также еще и последовательность в подходах, не только к конкретным продуктам, но и к системе правильного питания в целом. Допустим, вы считаете, что во время обеда запивать суп и второе компотом вредно. Или что желательно не есть сладкий десерт сразу же после основного приема пищи. К вечеру ваши взгляды на эту проблему не должны измениться.

☀ Постарайтесь избегать принципиальных крайностей (это, кстати, актуально не только для проблем, касающихся еды). Даже если вопросы правильного питания всегда были очень важны для вас, не стоит автоматически переносить на ребенка принципы вегетарианства, сыроедения, раздельного питания, питания по группе крови и уж, тем более, разнообразных модных диет (что греха таить, мы знаем: некоторые мамы увлекаются этим очень активно).

☀ Какой бы схемы «правильного» питания ваша семья ни придерживалась, очень важно разнообразие семейного рациона. Покупать колбасу разного сорта не нужно, речь, конечно же, не об этом. Но и «сидеть» на одном кефире или зеленых яблоках — тоже определенная крайность. Помните, что каждый фрукт, особенно выращенный на родной земле, содержит неповторимый набор витаминов и других полезных веществ, а каждый кисломолочный продукт (и ряженка, и ацидофилин, и простокваша) „отвечает» за свой участок работы по оздоровлению нашего кишечника.

Вывод: правильное питание — не самоцель, это просто способ существования. А коли вы живете в семье, то проще и лучше, когда одни правила существуют для всех: берите детей за покупками в продуктовые магазины, советуясь с ними, научите готовить салаты из свежих овощей и резать сыр, обсуждайте примерное меню на завтра.

Перевести всю семью на другое питание быстро получается только у некоторых: либо удаётся договориться, либо все члены семьи не имеют ничего против — они бы и раньше приняли изменения, если бы хозяйка дома догадалась эти изменения ввести.

Но для большинства людей быстрые изменения неприемлемы, поэтому, если вы хотите добиться позитивных результатов, придётся проявить терпение. Принять решение многим людям мешают распространённые заблуждения, или слухи о том, что правильное питание — это скучно, а натуральные продукты дорогие и невкусные. Как только речь заходит о полезности, эти люди начинают усмехаться или оправдываться, а женщины повторяют, что их дети и мужья «не будут это есть», но на самом деле они просто ничего об этом не знают, да и готовить не умеют, хотя считают себя превосходными хозяйками.

Правильное питание, прежде всего, означает, что продукты надо использовать свежие и разнообразные, и готовить блюда самостоятельно, а не покупать готовую еду в магазине — уже это позволит улучшить здоровье и самочувствие всей семьи. А если есть эти блюда в разумных количествах, и в то время, когда нужно, всё будет улучшаться ещё быстрее, однако заняться всем этим придётся хозяйке, а занять это может — в зависимости от «испорченности» всех членов семьи — не один месяц, а то и не один год.

Дорогие деликатесы не нужны: надо просто обратить внимание на те продукты, которые мы раньше не замечали, и не знали, что из них можно готовить — ведь большинство российских семей питается одинаково. Например, чечевица, спаржа, брокколи, кроличье мясо — эти продукты мы покупаем реже, чем колбасу или консервы, потому что думаем, что блюда из них будут невкусными или непривычными. Используя новые продукты, и многие из тех, что мы покупали раньше, можно научиться готовить множество блюд — экспериментировать можно, сколько угодно, и сочетать жиры, белки и углеводы с большим количеством свежих овощей, фруктов и зелени. Также в рационе всегда должны быть свежие яйца, рыба и мясо, животные жиры и растительные масла, молочные продукты, крупы, орехи и мёд.

Постепенно можно научиться готовить пищу здоровыми способами: не жарить, а запекать; не варить в кипящей воде, а готовить на пару, и вообще подвергать продукты минимальной тепловой обработке — к тому же эти способы позволяют и время экономить.

Старайтесь покупать не экзотические продукты, а местные, но не из чувства патриотизма, а просто потому, что они свежее и полезнее. А то, что они ещё и дешевле, пусть будет приятным «бонусом».

Рекомендации по чёткому соблюдению режима питания — не просто прихоть диетологов. Естественная потребность потреблять пищу регулярно обусловлена деятельностью самого человеческого организма. Все наши внутренние процессы (дыхание, сердцебиение, деление клеток, работа пищеварительной системы) носят ритмичный характер. Режим питания обеспечивает равномерную нагрузку на систему пищеварения, то есть в день должно быть не менее 4-х приёмов пищи.

Еда «по часам» полезна в любом возрасте, но особенно велико её значение для детей и подростков. Идёт активный рост организма, а нерегулярное питание — это лишние нагрузки и благоприятная почва для развития нарушений здоровья. Детей в семье нужно обязательно приучать к еде по режиму, так им не придётся тратить энергию на неоправданоо лишние жизненные процессы.

Наш организм постоянно нуждается в разнообразном энергетическом материале. Мы просто обязаны получать из пищи белки, углеводы, жиры, витамины и минеральные вещества. Каждое из перечисленных веществ имеет свои функции. Нехватка любого из компонентов приводит к возникновению сбоев в работе всего организма.

Если в семье есть дети, важно сформировать у них разнообразный вкусовой кругозор. Ребёнок должен любить разные продукты и разные блюда. Тогда во взрослой жизни ему будет легко правильно организовать своё питание. В рацион семьи необходимо включать продукты всех групп — мясные, рыбные, молочные и обязательно растительные.

Правильное питание на месяц следует запланировать при расчёте месячного бюджета семьи. Рассчитайте примерную денежную сумму, которая потребуется для закупки продуктов, и отложите её. Закупать продукты сразу на целый месяц не рекомендуется. Чтобы продукты были свежими, лучше закупать их раз в неделю. А хлеб, молочные продукты и фрукты — 3-4 раза в неделю.

Выбирая продукты на неделю, рассчитывайте, что при рациональном питании семьи дважды в неделю к столу будет подаваться мясо, дважды — рыба, дважды — мясо птицы или кролика, а один день будет вегетарианским. Крупы, овощи, фрукты и кисломолочные продукты должны иметь место в рационе практически ежедневно.

Чтобы облегчить процесс приготовления пищи в течение недели и сэкономить время, недельное меню продумайте заранее. Можно даже распланировать правильное питание на месяц. Для этого придётся потратить немного времени, зато в течение всего месяца не придётся решать проблему «что приготовить?».

В выходные дни с помощью домочадцев приготовьте некоторые полуфабрикаты, например, сделайте рыбные и мясные котлеты и уберите их в морозилку. В преддверии самых напряжённых рабочих дней можно сварить большую кастрюлю борща — его можно есть в течение двух дней, и вкус его станет только богаче.

При организации нормального питания семьи отлично могут выручить мультиварки и пароварки. Готовить пищу с их помощью любят даже подростки и мужчины. В мультиварках получаются замечательные каши. А в пароварке — очень вкусная и полезная рыба.

  • Капуста белокочанная — 2 кг
  • Капуста цветная — 400 г (можно использовать замороженную)
  • Капуста брокколи — 400 г (можно использовать замороженную)
  • Шпинат — 500 г
  • Лук — 6 средних шт. (примерно 450 г)
  • Морковь -7 средних (примерно 600 г)
  • Чеснок — 2 головки
  • Кабачок — 3 шт.
  • Баклажан — 2 шт.
  • Картофель — 2 кг.
  • Помидоры — 1 шт. ( примерно 100 гр.)
  • Зелень (укроп, петрушка) — 2 средних пучка (или 6-9 замороженных кубиков зелени).
  • Базилик — 1 пуч.
  • Тыква замороженная — 80 гр. (как приготовить такие кубики из тыквы можно посмотреть тут, можно заменить на тыквенное пюре из детского питания)
  • Корень сельдерея — 1 шт.
  • Свежие огурцы 3 шт.
  • Редис — 200 г
  • Стебель сельдерея — 3 шт.
  • Апельсины — 3 шт.
  • Яблоки 6 г
  • Банан — 1 шт.
  • Изюм — 200 гр. (можно заменить на другие сухофрукты, цукаты или орехи)
  • Куриный бульон — 3, 5 литра
  • Куриный или индюшиный фарш — 500 г
  • Курица — 1 птица на 1 кг и 1 часть курицы средних размеров ( спинка или окорочок)
  • Яйца- 20 шт.
  • Свинина — 1,5 кг (рулька, окорок, вырезка — главное, чтобы это была мясная часть)
  • Фарш мясной — 800 г (смесь свинины и говядины в равных пропорциях)
  • Сельдь соленая — 1 шт. (или готовое филе сельди 250 г)
  • Филе красной рыбы — 400 г.
  • Семга — 400 г (филе)
  • Филе белой рыбы — 400 г
  • Молоко — 1, 5 литра
  • Масло сливочное — 530 г
  • Сыр — 180 г (твердых сортов)
  • Сливки 10%-ные — 500 мл (при отсутствии сливок можно использовать сметану)
  • Сливки 20-30% — 250 мл
  • Сметана (жирность 20%)- 250 г
  • Творог (жирность от 5 до 10%) — 1 кг
  • Творог(жирность 15%) — 300 г
  • Пшено — 1 стакан (200 г)
  • Гречка — 1 стакан (210 г)
  • Спагетти — 150 г
  • Макароны -200 г (любого размера, по желанию)
  • Макароны мелкие — 150 г
  • Овсяные хлопья — 100 г (это один стакан с четвертью)
  • Перловка — 80 г
  • Сахар — 300 г
  • Мука пшеничная — 2 ст. л. (30 г)
  • Растительное масло — 160 г
  • Манная крупа — 100 г
  • Томатная паста -80 г
  • Ячневая крупа — 1,2 стакана (80 г)
  • Хлебные крошки — 100 г
  • Печенье песочное — 400 г
  • Желатин — 30 г
  • Кусочек шоколада — 10 г
  • Корица — ½ ч.л.
  • Ванилин — по вкусу
  • Лавровый лист — по вкусу
  • Уксус 9% — 1 ст.л.
  • Приправа для мясных блюд — 1 пакетик (по желанию)
  • Соль, перец

1. Овощной суп. В куриный бульон добавляются резаные овощи — брокколи, сельдерей, петрушка, базилик, морковь, цуккини. Все отваривается 15 минут и подается к столу.

2. Мусака. Слоями укладываются следующие продукты: лук, обжаренные без масла баклажаны, немного обжаренный без масла мясной фарш, резаные помидоры без шкурки, болгарский перец; заливается все сверху соусом бешамель или просто взбитым сыром с яйцами и ставится на 30 минут в разогретую духовку.

3. Салат из курицы с овощами. Кубиками нарезается вареная куриная грудка, помидоры, сыр сулугуни или фета, болгарские перцы, пекинская капуста, пополам режутся оливки, все перемешивается и заправляется оливковым маслом и соком одного лимона.

4. Рыба в микроволновке. В жаропрочную кастрюлю укладываем слоями: репчатый измельченный лук, тертую морковь, кусочки нежирной рыбы, нарезанные помидоры и заливаем все соусом из взбитых яиц, сыра, сметаны и зелени. 35 минут в микроволновке — и рыба готова.

5. Горошница. На ночь замачиваем стакан гороха, а затем варим его до готовности. Можно подавать как с мясом, так и с грибами, овощами или самостоятельно.

Это лишь малая часть рецептов блюд правильного питания семьи, которые наверняка полюбятся вашим домочадцам.

1. Если в семье не любят соленое, то проще пищу досаливать по вкусу каждому в своей тарелке. Это же относится и к специям.

2. Если у кого-то есть определенные предпочтения — уважайте их. Если Ваш супруг вегетарианец, готовьте ему растительную пищу. Но это не лишает Вас права есть любимые продукты, мясо и рыбу в том числе.

3. Не навязывайте своих любимых, и возможно очень полезных и здоровых блюд. Предлагайте, но не настаивайте. Любой человек, ребенок или взрослый, имеет право на выбор.

4. Согласовывайте меню. Расширяйте пищевой кругозор — покупайте кулинарные книги и журналы, смотрите передачи о кулинарии. Готовьте новые блюда.

А что вы думаете, дамы и господа? Как по-вашему: Какое место в семейной, да и в любой жизни, должно быть отведено питанию?

источник

Дата публикации: 19.11.2015 2015-11-19

Статья просмотрена: 634 раза

Дедкова Л. С. Анализ питания детей школьного возраста, проживающих на территории Ненецкого автономного округа // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 336-341. — URL https://moluch.ru/archive/103/23591/ (дата обращения: 03.06.2019).

Питание — один из важнейших факторов, определяющих развитие и состояние здоровья детей, а также адаптационные возможности организма. Для детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, организация правильного питания приобретает особое значение в связи со специфическими климатогеографическими условиями проживания в северных районах, которые обусловливают необходимость увеличения норм потребления некоторых пищевых веществ и энергии. На Крайнем Севере, по сравнению со средней полосой страны, отмечается более высокий риск развития алиментарно-дефицитных состояний. С другой стороны, повышенные нормы потребления северных районов страны в ряде случаев могут оказаться избыточными, в особенности для детей с невысоким темпом роста, способствуя развитию ожирения, хотя и в этом случае дети не гарантированы от недостатка в питании некоторых витаминов и минеральных солей.

Особую проблему представляет собой питание школьников, проживающих на Крайнем Севере, поскольку в школьном возрасте организм ребенка активно формируется, а физические, психоэмоциональные и умственные нагрузки постоянно возрастают.

Целью исследования был анализ организации питания детей младшего школьного возраста в Ненецкого автономного округа.

С целью оценки питания детей школьного возраста, был проведен анкетный опрос 55 человек. В результате анализа полученных данных было установлено, что всегда завтракают дома менее половины детей — 40,00 % (22). В то же время никогда не завтракал дома лишь 1 ребенок (1,82 %). Большинство же опрошенных не всегда завтракают дома перед посещением школы — на это указало 32 (58,18 %) школьников.

Этот неблагоприятный факт усугубляется тем, что в большинстве случаев дети не получают дома горячий завтрак. Как показывают данные анкетного опроса, лишь 38,18 % детей употребляют на завтрак кашу и примерно пятая часть (21,82 %) — мясо, либо рыбу с гарниром. В остальных случаях школьники ограничиваются бутербродом, либо просто булкой с чаем (или иным напитком). Реже всего школьники употребляют на завтрак овощи и фрукты (табл. 1).

Читайте также:  Анализы на кальций у детей

Частота употребления отдельных блюд и продуктов питания школьниками на завтрак (в домашних условиях)

Наименование блюда/продукта

Кол-во школьников

Бутерброд с колбасой или сыром

Молоко, какао, кофе с молоком, МКН

Примечание: МКН — молочно-кислый напиток

Был проведен анализ фактического питания школьников в школах в течение недели. В результате было выявлено, что в группе младших школьников достоверно преобладали дети, получающие школьный завтрак ежедневно, и отсутствовали лица, не получающие завтрак в школе, либо завтракающие изредка. В то же время, обращает на себя внимание, что ежедневно получали питание в школе чуть более половины опрошенных (рис. 1).

Рис. 1. Распределение школьников в соответствии с частотой получения школьных завтраков

Вызывает интерес причина, по которой дети пропускают завтрак в школе. Анализ ответов на этот вопрос анкеты позволил установить, что в большинстве случаев дети считают школьный завтрак невкусным (17 чел. — 30,91 %), либо на завтрак преимущественно подаются нелюбимые ими блюда (16 чел. — 29,09 %). В числе остальных причин называлась необходимость соблюдать определенную диету (а школьные завтраки ей не соответствовали), отсутствие аппетита в утреннее время, а также отсутствие привычки завтракать. Однако, все эти причины назывались в единичных случаях.

Поскольку многие школьники в качестве причины отказа от школьных завтраков указали, что в их состав входят нелюбимые ими блюда, были проанализированы их пищевые предпочтения и семейные традиции питания. В результате было выявлено, что дома школьники любят есть преимущественно жареные мясо (26 чел. — 47,27 %) и картошку (21 чел. — 38,18 %), пирожки (28 чел. — 50,91 %). Интересно отметить, что дети в своих ответах практически не упоминали блюда из рыбы, овощей, молочных продуктов, злаков, фруктов и т. д. Что касается традиционных в семье блюд, то таковые имелись в большинстве случаев — у 80,00 % (44) школьников. При анализе названных блюд стало очевидным, что они сводятся к той же комбинации мяса и картофеля (либо приготовленного разными способами мяса), а также различной выпечке. Иными словами, школьники дома предпочитают употреблять пищу, не соответствующую рекомендациям по питанию детей школьного возраста, в том числе и в связи с семейными традициями.

Не соответствовало гигиеническим рекомендациям и количество приемов пищи в день (вместе с школьным питанием), о чем свидетельствуют результаты опроса, представленные на рисунке 2. Количество приемов пищи варьировало от 3 до 6 раз в день и более, однако, подавляющее большинство школьников (43,64 % — 24 чел.) принимали пищу 4 раза в день. Разумеется, подобный режим питания не соответствует гигиеническим нормативам. При этом 5 раз в день питалось лишь 17 (30,91 %) школьников из числа опрошенных.

Рис. 2. Распределение опрошенных школьников в зависимости от количества приемов пищи в день (вместе с школьным питанием)

При анализе данных диаграммы обращает на себя внимание, что в группе младших школьников регистрировались лица, принимающие пищу лишь 3 раза в день.

Редкие приемы пищи многие школьники, как показывают данные проведенного опроса, компенсируют употреблением снэков, энергетических и газированных напитков (табл. 2).

Частота покупки снэков младшими школьниками

Наименование блюда/продукта

источник

Было проведено исследование в виде анкетирования о питании детей раннего возраста на базе ДОУ.

В исследовании принимали участие 22 родителя: 5 мужчин и 17 женщин в возрасте от 20 — 40лет.

Вопрос 1: Знаете ли Вы, каковы принципы правильного питания детей раннего возраста?

Точное определение понятию «Правильное питание детей раннего возраста» дали — 68% опрашиваемых, 32% — были близки к правильному ответу, но ответили недостаточно полно.

Рис.1. Определение принципов правильного питания

Большинство опрошенных пациентов знают, что такое правильное питание, но часто теоретические знания не претворяются в жизнь, по мнению родителей, по причине недостатка времени. Кроме того, были ответы о том, что трудно сориентироваться в большом количестве разнообразных систем питания, модных взглядов на проблемы питания и тому подобное.

Вопрос 2: Как Вы считаете, необходимы ли каждому родителю знания о роли питания в формировании и развитии здорового ребенка?

Рис.2. Знания о роли питания в формировании и развитии здорового ребенка

Из рисунка 2 видно, что большая часть родителей (65 %) знают о роли питания в формировании и развитии здорового ребенка, и только 35% родителей не знают, вернее, не интересуются ею, поскольку считают, что организацией питания должны заниматься специалисты, или обращаются к личному опыту, говоря о том, что и при недостаточном или нерациональном питании может вырасти здоровый человек.

Вопрос 3: Где Вы получаете информацию о правильном питании?

рациональное питание грудное вскармливание

Рис.3. Информация о правильном питании ребенка

Из рисунка видно, что родители получают информацию о правильном питании ребенка из телепередачи о здоровом питании 42%, из книг и журналов 33%, от знакомых 23%, из интернета 13%.

Вопрос 4: Разнообразно ли, по Вашему мнению, питание в детском саду?

Рис.4. Разнообразно ли питание в детском саду

Из рисунка 4 видно, что родители считают, что питание в детском саду разнообразно — 68%, питание не разнообразно — 20%, и 12% не знают, что подтверждает тезис о том, что родители не хотят вникать в процессы организации питания в детском учреждении, где их ребенок находится болшую часть дня.

Вопрос 5: Устраивает ли Вашего ребенка качество питания в ДОУ?

Рис.5. Устраивает ли ребенка качество питания в ДОУ

Из рисунка 5 видно, что питание ребенка в ДОУ устраивает 45% родителей, 40% не устраивает и 20% не знают, что говорит об отсутствии заинтересованности части родителей мнением их ребенка.

Вопрос 6: Получаете ли Вы информацию о питании детей?

Рис.6. Информация о питании от детей

Из рисунка 6 видно, что родители получают информацию о питании от детей 75%, не знают — 20%, и не получают — 5%.

Вопрос 7: Если «Да», то укажите источник информации.

Рис.7. Источник информации о питании детей в ДОУ

Из рисунка 7 видно, что источником информации о питании детей для родителей является главным образом, воспитатель 38%, затем — другие родители 30%, меню — 22% и ребенок — 10%.

Вопрос 8: От каких продуктов питания отказывается Ваш ребенок?

Рис.8. Продукты, от которых отказываются дети в ДОУ

Из рисунка 8 видно, что дети из отказываются от молочного, каш, какао, кофе, творога, овощей и щей 25%, от молочного, кофе, творога и овощей 23%; от молочных продуктов, лука, овощей, супов и рыбы 15%, от пюре картофельного, молочных продуктов 15%, предпочитая домашнюю еду или сладости.

Вопрос 9: Ваши предложения по улучшению организации питания детей в ДОУ?

Рис.9. Предложения по улучшению организации питания детей в ДОУ

Из рисунка 9 видно, что родители высказали мнение по улучшению организации питания детей и предложили увеличить количество фруктов — 30%, больше готовить на пару — 30%, посчитали, что все хорошо 30%, и 10% предложили меню повесить в раздевалке.

На втором этапе нами были проведены беседы о правильном питании, в процессе которых родители задавали и уточняющие вопросы, были достаточно активны. Родители с интересом воспринимали информацию, размещенную на стендах. Каждый родитель получил индивидуальные практические рекомендации.

При повторном анализе результатов анкетирования были получены результаты, показавшие, что все родители знают, что такое правильное питание 100%. О питании детей проинформировано 100% респондентов. Владеют информацией, чем опасно неправильное питание детей раннего возраста 100% опрашиваемых.100% родителей знают виды и способы исправления нерационального питания, и применяют рекомендации к их использованию.

На основании сформулированных критериев и показателей эффективности реализации бесед о способах правильного питания детей раннего возраста, нужно отметить их выполнение в исследовании, в ходе анализа повторного анкетирования пациентов.

Направленная работа с родителями о правильном питании детей раннего возраста повысила уровень их информированности и поможет объединить усилия в формировании рационального питания детей.

Рис.13. Анализ сравнительной динамики информированности

Таким образом, на этапе анкетирования 68 % родителей знали о том, что такое правильное питание детей раннего возраста, на втором этапе 100%, следовательно уровень информированности увеличился на 32 %. Полученные результаты наглядно показали необходимость пересмотра и систематизирования взглядов родителей на правильное питание детей раннего возраста.

источник

«Анализ характера питания семей города Боброва»

Авторы исследовательской работы:

ученицы 5 «В» класса МКОУ БСОШ №1

То, что человек пьет и ест, — это его пищевой рацион. Он должен быть разнообразным, потому что разные продукты содержат различные вещества, необходимые организму. Углеводы, белки и жиры жизненно важны для активности и роста. Они называются питательными веществами . Витамины, минералы и воды ( дополнительные питательные вещества ) помогают организму работать правильно.

УГЛЕВОД — это пища, дающая энергию. Существует два типа углеводов: сахара и крахмал.

Сахара сладкие и легко растворяются в воде. Например: фрукты, шоколад и т.д.

Крахмал несладкий и не растворяется в воде. Например: хлеб, макароны, картофель, рис и т.д.

БЕЛКИ – жизненно необходимы для роста, восстановления тканей организма и вообще для здоровой жизни человека. В продуктах они содержатся преимущественно в нежирном мясе, рыбе, орехах, молоке и бобах.

ЖИРЫ – нужны организму для образования энергии и тепла. Неиспользованные жиры откладываются в различных частях тела, например под кожей.

Нас данная тема очень заинтересовала, мы решили провести небольшое исследование, связанное с характером питания современной семьи. Для этой работы была составлена анкета, с помощью которой мы провели статистическое исследование, задействовали все семьи учащихся 5-х классов нашей школы.

Изучить особенности питания современной среднестатистической семьи.

Характер питания современной семьи не соответствует рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения

АНКЕТА
Анализ характера питания

1. Структура семьи. (количество членов семьи)

— Диетические привычки и пристрастия.

3. Опишите примерное меню семьи на 1 день.

4. При покупке продуктов, что Вы изучаете? (нужное подчеркнуть)

5. Употребляет ли Ваша семья продукты, содержащие генетически модифицированные организмы?

1) ДА, 2) НЕТ, 3) НЕ ЗНАЮ, 4) А ЧТО ЭТО? (нужное подчеркнуть).

6. Знаете ли Вы, какие пищевые добавки (Например, Е- 621) содержатся в продуктах употребляемых вашей семьей ежедневно? 1) ДА, 2) НЕТ (нужное подчеркнуть).

7. Есть ли у Вас в семье заболевания, связанные с пищеварительной системой?

По исследуемым результатам видно, что 37% семей состоит из 4 человек, 35% семей состоит из 3 человек, 14.5% семей состоит из 5 человек и 13.5% из 2. Таким образом, среднестатистическая семья состоит из 4 человек.

По исследуемым результатам видно, что 94.3% семей не используют диетическое питание, а 5.7% семей используют. Таким образом, большинство семей не придерживаются диетического питания.

покупая продукты?

По исследуемым результатам видно, что при покупке продуктов люди чаще всего изучают срок годности (95%), далее по популярности идет цена на продукт (60%), затем состав продукта (43%) и на последнем месте наименование фирмы — производителя(25%). Получается, при покупке продуктов приоритет отдается сроку годности.

— Бутерброд (с сыром или колбасой)

— Картофель, хлеб, полуфабрикаты

— Макаронные изделия, полуфабрикаты

Отвечая на вопрос анкеты «о примерном меню семьи на 1 день», было выведено следующее:

— во-первых, не всегда удается поесть вовремя,

— во-вторых, очень скудный рацион питания, в котором чаще всего преобладают жиры и углеводы,

— в-третьих, составлено меню, приведенное выше.

Употребляет ли Ваша семья Генетически – модифицированные продукты?

По исследуемым результатам данной диаграммы видно, что 51% семей употребляют ГМО, 28.3% не употребляют, 13.2% не знают о наличии ГМО в продуктах, а 7.5% просто не представляют о чем идет речь.

Знаете ли вы, какие пищевые

В данной диаграмме видно, что 77% опрошенных не имеют представления о содержании пищевых добавок в продуктах, 23% обладают такой информацией.

Пищевые добавки – вещества, добавляемые в продукты питания для придания им желаемых свойств (аромата, цвета, вкуса, длительности хранения и др.)

Ракообразующий, запрещен в мире

Кишечные расстройства, запрещен в России

Расстройство желудка, запрещен в мире

Нарушение кровяного давления, запрещен в мире

Нарушение ЖКТ, опасен, запрещен в мире

Нарушение ЖКТ, опасен, запрещен в мире

источник

От чего на 99% зависит здоровье вашей семьи?

Ответ прост и даже, можно сказать, банален.

Здоровье зависит от того, что и как семья есть. То есть от вида и формы питания. Правильное питание является одним из основополагающих факторов здорового и полноценного развития человека. Что и как мы едим в очень большой степени влияет на всю нашу жизнь.

Сегодня мы поговорим о правильном питании в семье.

Правильное питание: каким оно должно быть?

Правильное питание – это питание, организованное в соответствии с потребностями организма человека, способствующее тем самым сохранению и укреплению его здоровья.
В основе правильного питания лежат 5 принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность, удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания в семье заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы.

Рассмотрим подробно каждый из принципов.

I принцип — регулярность.

Рекомендации соблюдать режим питания – не прихоть гигиенистов и диетологов, потребность в регулярном приеме пищи обусловлена законами деятельности нашего организма.

Все процессы, протекающие внутри нас (дыхание, биение сердца, деление клеток, сокращение сосудов, в том числе и работа пищеварительной системы), носят ритмичный характер, и регулярность – непременное условие эффективного функционирования сложной биологической системы.

Режим питания призван обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему должно быть как минимум 4 приема пищи. В младшем школьном возрасте должно быть – 4-5 приемов через каждые 3-4 часа (именно столько времени требуется на то, чтобы пища переварилась). Именно такая система питания позволяет организму наиболее оптимально усваивать полезные вещества и витамины.

Дневная норма еды должна распределяться таким образом: легкий завтрак, равный примерно трети всей дневной нормы, плотный обед, полдник и ужин, составляющий четверть дневной нормы.

Распределение продуктов по часам приема очень сильно зависит от их состава и энергетического потенциала. Например: продукты с высоким содержанием белка – мясо, рыба, бобовые стоит употреблять на завтрак или обед. Такие продукты повышают активность центральной нервной системы. Перед сном стоит кушать кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Они не нагружают пищеварительные органы.

Не стоит употреблять на ночь чай, кофе, острые приправы, и уж, тем более давать всё выше перечисленное ребёнку. Так вы можете активизировать нервную систему и нарушить сон.

Читайте также:  Анализы на иммунный статус у детей

Прием еды лучше всего начинать с салатов или овощей. Так вы активизируете деятельность желудка и увеличите выделение желудочного сока. При этом блюда стоит подавать не горячее 50-ти градусов и не холоднее 10-ти градусов.

Определенное значение имеет продолжительность отдельных приемов пищи. Считается, что для завтрака и ужина достаточно уделять 15 – 20 мин., для обеда – 20 – 25 мин.
Полезно заканчивать любой прием пищи не сладким десертом, а сырыми твердыми овощами или фруктами. Они усиливают слюноотделение, зубы частично очищаются от налета и остатков пищи. Для хорошей усвояемости пищи, ее необходимо тщательно пережевывать.

Еда «по часам» важна в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей и подростков, когда происходит активный рост и созревание организма. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение в этом процессе, и благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического. Исследования ученых показали, что у детей, имеющих «вольный график» приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками и педагогами, им сложнее учиться. Но согласитесь, мало, кто из взрослых, столкнувшись с подобного рода проблемами у собственного ребенка, задумается – а не режим ли питания (или, вернее, его отсутствие) тому причиной?

Привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее – организация питания в семье, позволяющая сформировать «рефлекс на время». Цель – появление у ребенка желания есть в «нужные» часы.

А что надо знать и уметь самому ребенку?

Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда – это обязательно завтрак, обед, полдник, ужин. В 7-8 лет ребенка нужно научить самостоятельно определять по часам время основных приемов пищи. Кроме того в младшем школьном возрасте ребенок может принимать посильное участие в организации своего режима питания. Если в детском саду и дома ответственность за это полностью лежит на плечах родителей или воспитателей, то школьная жизнь предполагает большую самостоятельность. Поэтому хорошо, если ребенок привыкнет брать с собой в школу бутерброд или яблоко, будет знать, когда, на какой перемене его съесть, а, придя, домой, сумеет организовать себе обед, не дожидаясь родителей.

II принцип — разнообразие.

Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества — все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции: например белки – основной строительный материал, из которого формируется и «ремонтируется» (в случае возникающих неполадок) тело, углеводы и жиры участвуют в энергообеспечении систем и органов, витамины — важнейший регулятор биологических процессов, протекающих в организме и т.д. Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма.

Вот почему так важно формировать у ребёнка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Широта вкусовых пристрастий – залог того, что во взрослой жизни человек сумеет правильно организовать свое питание.

В рацион ребенка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные. Одно и то же блюдо не следует давать ребенку в течение дня несколько раз, а в течение недели чаще 2 раз.

Нередко взрослые сталкиваются с проблемой необъяснимого на первый взгляд консерватизма ребенка в отношении еды. Ребёнок готов целый день питаться одной картошкой или макаронами, или, не прекращая, есть сосиски. Идти у них на поводу ни в коем случае не стоит (несмотря на то, что приверженность одному и тому же блюду в значительной степени облегчает жизнь маме), ведь такое питание никак нельзя назвать полноценным. Но вряд ли удастся решить проблему с помощью «диктаторских» мер, заставляя, ребёнка есть то, «что положено» (отмечу, что насилие в деле питания – прием запрещенный). Попытайтесь помочь ребенку «распробовать» вкус разных блюд. Как этого добиться?

Один из рецептов – предоставить ему возможность экспериментировать и самостоятельно создавать вкус и внешний вид блюда. Так, к примеру, в кашу (очень полезную, но не очень популярную у детей) можно добавлять варенье, сок (изменится цвет), сухофрукты, орехи, семечки… Картофельное пюре может быть выложено на тарелку скучной горкой, а может – в форме мишки. Такие эксперименты очень занимательны для ребенка, а практика показывает, что интерес эстетический в скором времени превращается в интерес гастрономический.

Рассмотрим подробно рацион питания ребёнка 6-11 лет (младший школьный возраст):

Рацион питания младшего школьника должен включать, как было отмечено ранее, все основные группы продуктов, а именно – мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия.

Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир и другие кисломолочные продукты, сыр, творог являются основными источниками высококачественных животных белков, способствующих нормальному росту и развитию детей, их устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных внешних воздействий. Количество белка животного происхождения в рационе детей младшего школьного возраста должно составлять 60% от общего количества белка.

Для обеспечения белковой полноценности питания следует ежедневно включать в рацион младшего школьника:

  • молока 500 г,
  • творога 40-50 г,
  • сыра 10-15 г,
  • рыбы 40-60 г,
  • мяса -140 г,
  • одно яйцо.

Этим набором продуктов можно полностью удовлетворить потребность растущего организма в белках при условии поступления достаточного количества белков растительного происхождения (их содержат фасоль, орехи, зерновые культуры и некоторые овощи).

В питании детей младшего школьного возраста следует использовать нежирную говядину или телятину, крольчатину, нежирную свинину, курицу, индейку.

Из субпродуктов – печень, сердце, почки, мозги, язык. Субпродукты являются источником полноценных белков, фосфора, железа, меди, витаминов группы В. Блюда из субпродуктов нужно вводить в рацион младших школьников не менее 2 раз в неделю.

Мясные блюда следует сочетать с овощными гарнирами.

Рекомендуемые виды рыбы – треска, минтай, хек, навага, судак.

Рыбные деликатесы (икра, соленая рыба, консервы) по своей пищевой ценности не имеют преимуществ перед свежей рыбой, но содержат значительное количество соли и оказывают раздражающее действие на недостаточно зрелую слизистую желудка и кишечника детей младшего школьного возраста. Поэтому их рекомендуется включать в рацион питания детей этого возраста лишь изредка и в небольших количествах.

Мясо и рыба могут использоваться в виде самых разнообразных блюд – котлет, тефтелей, фрикаделек, гуляша, антрекотов – в зависимости от индивидуальных вкусов детей.

В рационе младших школьников рекомендуется использовать морепродукты – кальмары, креветки, крабы и прочие. Они также являются источником полноценных белков, а по наличию микроэлементов намного превосходят мясо животных.

Для удовлетворения потребностей растущего детского организма в незаменимых аминокислотах целесообразно применять комбинации пищевых продуктов. Например, молочный белок наилучшим образом сочетается с белком зерновых, хлебных продуктов. Поэтому большое значение имеет введение в рацион младших школьников молочных каш, в которых белок молока, богатый лизином, восполняет природный недостаток этой незаменимой аминокислоты в зерновых продуктах.

Наибольшую биологическую ценность в питании детей имеют молочные белки. Поэтому молоко является обязательным, не подлежащим замене продуктом питания. Молочный жир включает биологически ценные ненасыщенные жирные кислоты, а также жирорастворимые витамины.

Кроме того молоко – источник минеральных солей, в том числе легкоусвояемых кальция и фосфора. Оно содержит микроэлементы: кобальт, медь, цинк, йод, алюминий

В питании младших школьников следует широко применять различные продукты, получение которых основано на молочнокислом брожении – творог, сметану, сыры, кефир, простоквашу, йогурт и др. В результате жизнедеятельности молочнокислых бактерий в молоке образуются витамины В1, В2 и ферменты. Микроорганизмы, содержащиеся в молочнокислых продуктах, создают в кишечнике кислую среду и подавляют жизнедеятельность гнилостных и патогенных бактерий. Кроме того молочнокислые продукты являются хорошим возбудителем пищеварительной секреции, способствуют регулярному опорожнению кишечника.

Большое значение в питании младших школьников имеет творог, который богат кальцием и фосфором, содержит незаменимые аминокислоты.

Важную роль в питании детей и взрослых играют сложные белки – фосфопротеиды, источником которых являются яйца, точнее желтки. Фосфопротеиды необходимы для нормального формирования и функционирования центральной нервной системы человека. Поэтому в рацион питания нужно ежедневно включать одно яйцо.

Значение жиров в питании младших школьников многообразно: они используются для пластических целей, особенно для построения нервной ткани, являются растворителями витаминов А, Д, Е, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Кроме того, некоторые жиры сами служат источником этих витаминов, а также необходимых в детском возрасте полиненасыщенных жирных кислот. Наиболее ценные жиры – молочный жир, который входит в состав молока и молочных продуктов (сливочного масла, сливок, сметаны), а также жир, входящий в состав яичного желтка. Эти жиры хорошо усваиваются и содержат витамины А и Д, весьма важные для ребенка. Растительное масло, хотя практически и не содержит витаминов, также хорошо усваивается организмом ребенка.

Количество углеводов в питании младших школьников должно быть примерно в 4 раза больше, чем белков и жиров, т.е. 280 – 400 г. в сутки.

Рекомендуется использовать легко усвояемые углеводы (сахар, мед, варенье, кондитерские изделия, овощи и фрукты). Рекомендуемое количество сладостей следует давать после еды. Они являются специфическим пищевым раздражителем, нормализующим тонус нервной системы.

Основная потребность в углеводах покрывается за счет крахмала, содержащегося в хлебе, крупах, картофеле. Поэтому в питании младших школьников следует использовать большое количество хлебобулочных изделий (300 – 400 г) и круп (до 35 г) в день. Хлеб используется ржаной и пшеничный.

Крупы, особенно гречневая и овсяная, наряду с углеводами, обеспечивает детей растительными жирами, растительными волокнами, витаминами В1, В2, магнием.
Вместе с тем, преимущественно углеводное питание приводит к существенным нарушениям обмена веществ и снижению иммунитета. Наблюдается отставание в росте и общем развитии детей, ожирение, склонность к гнойничковым заболеваниям, развитие кариеса.

Младшие школьники должны получать ежедневно 250 – 300 г. картофеля и 300 – 400 г. овощей в виде салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запеканок и др.; 200 -300 г фруктов и ягод в виде свежих плодов и различные плодоовощные соки – особенно с мякотью (яблочный, сливовый, абрикосовый, персиковый, томатный и др.).

Плоды и овощи, особенно свежие, являются важнейшим источником аскорбиновой кислоты, витамина Р, бета-каротина. Аскорбиновой кислотой особенно богаты черная смородина, зеленый перец, шиповник. Высоко ее содержание в цитрусовых, зеленом луке, цветной капусте. Витамин Р усиливает действие витамина С в организме. Удачное сочетание этих витаминов имеется в апельсинах, лимонах, мандаринах, черноплодной рябине. Этими витаминами, а также витамином Е и рядом других полезных витаминоподобных соединений богата облепиха. Бета-каротином, который в организме превращается в витамин А, особенно богата морковь. Немало его и в томатах, абрикосах, зеленом луке, сладком перце, облепихе, зелени.

Вода, не являясь продуктом питания, тем не менее составляет до 60% от общей массы человеческого организма и жизненно необходима, т.к. служит для растворения и доставки питательных веществ к активно функционирующим органам и тканям. Вода сохраняет необходимый объем крови и регулирует температуру тела. Вода поступает в организм с пищей и при употреблении напитков. Около 0,5 л воды в день образуется в организме за счет реакций обмена веществ.

Младшему школьнику ежедневно нужно потреблять до 1,5 — 2,0 л воды для возмещения ее потерь. При этом надо учитывать, что потребность в воде увеличивается с увеличением потребления углеводов с пищей.

Следует также отметить, что весной и летом необходимо увеличивать количество растительной пищи. Зимой, напротив целесообразно добавлять в рацион питания продукты, богатые белками и жирами.

III принцип — адекватность.

Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. А они немалые – ведь ребенок растет, в нем происходят сложнейшие функциональные перестройки. Но в каждом конкретном случае цифра эта может меняться в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Так, очевидно, что рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни – от питания в обычное время. Летний стол – от зимнего стола и т.д.

В деле контроля адекватности питания ребёнка основная ответственность – на взрослых. Но не стоит здесь лишать самостоятельности и ребенка. Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, какое количество пищи для него недостаточно, достаточно и избыточно. Важно, чтобы ребёнок понимал, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, например, излишнее увлечение сладким. Ему можно предложить самостоятельно контролировать количество сладостей, которое он съедает в течение дня. При этом любимые лакомства не ставятся вне закона, их не относят к вредным продуктам, но их количество должно быть строго ограничено.

Однако любой взрослый знает, как нелегко остановить сладкоежку. В этом случае рекомендуется переложить контролирующие функции на самого ребенка (задача взрослого – придумать для этого занимательную и интересную форму самоконтроля). Практика показывает, что ребенок в роли контролера самого себя очень успешно справляется с поставленной перед ним задачей.

IV принцип — безопасность.

Безопасность питания обеспечивают три условия – соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.

О том, что нужно мыть руки перед едой, известно даже самым маленьким. Но, к сожалению, знать не значит всегда выполнять. Желудочно-кишечные расстройства – одно из самых распространенных заболеваний в детском возрасте, основная причина – несоблюдение элементарных гигиенических правил. Вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков. Причем, подчеркну, именно навыков, а не знаний о том, как это важно и полезно.

К 7-8 годам ребёнок получает некоторую самостоятельность в отношении собственного питания – может самостоятельно достать из холодильника и съесть йогурт, взять из вазочки печенье, яблоко и т.д. А значит, уже к этому возрасту у него должно быть сформировано представление о признаках, свидетельствующих о несвежести продукта (изменение запаха, цвета). Важно, чтобы ребенок знал: если есть даже небольшие сомнения в свежести продукта, есть его нельзя.

Читайте также:  Анализы на иппп у детей

Такое же осторожное отношение должно быть сформировано и к незнакомым продуктам. Сегодня, когда в магазинах очень широкий ассортимент продуктов, порой трудно удержаться от соблазна попробовать что-то новенькое. В самом по себе желании нет ничего плохого. Но дело в том, что новые, нетрадиционные для нашей культуры питания продукты могут содержать незнакомые для нашего организма вещества, которые могут стать для ребёнка аллергенами. Поэтому важно, чтобы он запомнил, что знакомство с новым продуктом или блюдом должно происходить только в присутствии взрослого.

И ещё несколько советов, обеспечивающих безопасность питания:

  1. Не следует сильно обжаривать пищу, лучше использовать отваривание и тушение, т.к. возникающие при обжаривании продукты окисления жиров раздражают слизистую желудка и кишечника, могут вызвать изжогу, боли в животе не только у ребёнка, но и у взрослого.
  2. Как можно реже используйте в рационе питания семьи, и особенно детей, различные виды колбас, сардельки, сосиски — помимо того, что в них очень много жира, обычно эти продукты, часто производятся из мяса «второй свежести» или субпродуктов и содержат большое количество консервантов.
  3. Для питания семьи выбирайте сыры светло-жёлтого цвета, ярко-жёлтые сыры очень жирные.
  4. Как можно реже используйте плавленые сыры и сырки — они содержат не только много жира, но и всевозможных красителей, плавителей, загустителей и прочих пищевых добавок. Постарайтесь не очень часто использовать продукты, в которых сочетаются жиры и «быстрые углеводы» — сдобную выпечку, пирожные, торты, шоколад, мороженое. Это сочетание приводит к полноте.
  5. Серьёзный вред здоровью наносят сладкие газированные напитки.

V принцип — удовольствие.

Почему-то, когда говорят о роли и значении питания, часто забывают о весьма важной функции еды – доставлять удовольствие. А ведь приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют и глубокий физиологический смысл, являясь показателем безопасности продукта (неприятный вкус воспринимается нашим организмом как сигнал тревоги – это есть нельзя!). Поэтому чем выше уровень развития вкусовой чувствительности человека, тем выше уровень защиты его организма.

Призыв к получению удовольствия от еды – это не призыв к перееданию. Ведь удовольствие возникает не от количества съеденного (скорее, здесь обратная зависимость – переедание «убивает» приятные ощущения), а от умения различать, дифференцировать вкусы и запахи, оценивать гармоничность их сочетания, внешний вид блюда и т.д.

Сформированность таких умений зависит от того, насколько разнообразна пища, которую ест ребенок и насколько вкусно она приготовлена. Важно, научить ребёнка описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно-невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом взрослые вместе с ним обсуждали достоинства блюда. Ведь только так ребенок сможет понять, какой вкус называют «мягким», «кисло-сладким», «горько-сладким» и т.д.

Удовольствие от еды также напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время приёма пищи должно быть наложено табу на ссоры, выяснения отношений и воспитательные беседы! Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление – семейный стол — это место, где всем уютно, тепло, и, конечно, вкусно!
Соблюдение перечисленных принципов и правил питания является залогом здоровья и нормального развития ваших детей, а также их хорошей учебной работоспособности.

Как же организовать процесс формирования навыков правильного питания у вашего ребёнка?

Как вы уже знаете, правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие. Но как убедить ребенка в важности и необходимости соблюдения этих принципов?

Традиционный воспитательный прием взрослых, стремящихся сформировать у ребенка те или иные полезные привычки – объяснение их пользы для здоровья. «Будешь есть кашу – вырастешь и станешь сильным и крепким» или, наоборот, «Не будешь есть фрукты (заниматься физкультурой, закаляться и т.п.) – заболеешь…». Но является ли этот довод убедительным для ребенка? Нет! Ведь ему сейчас, в данный момент нужно отказаться от того, что приятно и вкусно, для того, чтобы когда-то в будущем получить «награду» (силу, рост, красоту). Как правило, здоровье для ребенка – это то, что дано ему от рождения, ему сложно осознать, почему нужно заботиться и укреплять его, если оно и так есть. Что же делать?

Рекомендуется организовать этот процесс в виде игры, т.к. игра – эта наиболее действенный для младших школьников способ познания и взаимодействия с окружающим миром. Но пусть правила в этой игре будут особенные, связанные с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания. Вариантов тут множество – вести дневник, где ставить себе «улыбки» каждый раз, когда без напоминаний вымыл руки; организовать конкурс на самую необычную кашу; провести соревнование знатоков фруктов и овощей и т. д. Здесь можно использовать разные виды игр.

Так сюжетно-ролевая игра, основанная на каких-то знакомых ребенку эпизодах из жизни, может быть связана с отработкой навыков поведения за столом (Например, к хозяевам пришли гости, нужно накрыть стол и занять гостей).

Игра с правилами предполагает соревновательный характер взаимодействия ее участников: кто быстрее соберет овощи для салата, выберет блюдо для завтрака и т.д.
Эффект таких нехитрых с точки зрения взрослого, приемов оказывается очень высок, то что, не удавалось добиться за счет бесконечных напоминаний и нотаций, легко достигается в игре.

Формирование основ культуры питания предполагает и знакомство ребенка с народными традициями и обычаями, народной кухней. И это не просто дань уважения истории.

Традиции, прошедшие многовековую проверку временем, всегда выполняли функцию социокультурных регуляторов питания с позиции его рациональности и целесообразности.

Блюда народной кухни обычно оптимально соответствуют условиям жизни народа и структуре пищевых ресурсов территории, на которой он проживает. На протяжении столетий у различных народностей вырабатывалась определенная адаптация к конкретным продуктам и способам их приготовления.

Конечно, сегодня наш стол становится все более и более универсальным. Чизбургеры и гамбургеры, чипсы, суши, пицца – все это постепенно теряет статус иностранного блюда.

Вряд ли можно и стоит препятствовать процессу взаимопроникновения различных кулинарных традиций. Однако при этом глупо и неразумно забывать о собственной национальной кухне.

Вот почему так важно, чтобы у ребенка было сформировано представление о традиционной кулинарии, ее роли и значении для сохранения здоровья.

При этом, кстати, решаются воспитательные задачи, непосредственно не связанные с формированием основ правильного питания. Знакомство с традициями и обычаями расширяет представления ребёнка о культуре и истории народа вообще, а значит, может рассматриваться как элемент патриотического воспитания. А обсуждение кулинарных традиций разных народов – прекрасный вариант организации интернационального воспитания.

Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности. А именно, все сведения, сообщаемые ребенку и формируемые навыки поведения, должны быть полезны ему в повседневной жизни. Конечно, информация о группах витаминов и их значении для тех или иных физиологических функций организма важна, но вряд ли необходима для 7-11 летнего ребёнка. А вот представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, безусловно, полезно, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д.

Нужно ли рассказывать младшему школьнику о технологии приготовления борща, если понятно, что пока ему рано вставать у плиты? Пока он может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе, и, значит, освоение правил сервировки будет иметь реальное практическое значение.

Излишнее наукообразие, необоснованно большой объем сведений, связанный с воспитанием здорового образа жизни, не только бесполезны, но и зачастую приводят к тому, что у ребёнка снижается интерес к данному воспитательному процессу. Формирование основ правильного питания у ребенка – это, прежде всего, овладение полезными навыками, а степень их освоения напрямую зависит от того, востребованы ли они в повседневной жизни. Вот почему, при выборе содержания обучения правильному питанию, родителю следует задуматься – насколько необходимо то, чему он собирается учить, его ребёнку.

Традиционно основы культуры питания закладывались в семье. Именно здесь ребенок знакомился с традициями питания, здесь происходило формирование его вкусовых пристрастий, осваивались правила поведения за столом и т. д. К сожалению, сегодня роль семьи в этой сфере воспитании снижается. Из нашей жизни постепенно уходят традиции семейных застолий (ужин, когда вся семья собирается за столом, воскресные завтраки), нередко получается, что 5 раз в неделю ребенок завтракает, обедает, а то и ужинает вне дома. Таким образом, семейное воспитание существенно дополняется и корректируется воспитанием в школьном коллективе. Но обойтись без поддержки родителей в этой сфере воспитания школа, безусловно, не может. Поэтому формирование культуры питания ребёнка – это всегда сотрудничество родителей и педагога.
Поэтому мы, педагоги, надеемся на плодотворное сотрудничество с вами, родителями, и надеемся, что подобные встречи станут регулярными.

Подготовила Маркевич Елена Ивановна,
учитель начальных классов МКОУ «СОШ №3» г. Козельск

источник

Светлана Цедрик
Организация питания детей в ДОУ и семье

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действия других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

Одной из главных задач детского сада – обеспечить конституционное право каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно сохранить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.

Питание ребенка в дошкольном учреждении и в семье должно сочетаться. Для обеспечения правильного питания необходимы три условия:

— наличие в пище всех необходимых ингредиентов;

— правильная технология приготовления пищи и рациональный режим питания;

— здоровый пищеварительный тракт, наличие в нем всех ферментов для правильной переработки пищевых веществ.

Режим питания – одно из основных условий, обеспечивающих рациональное питание.

Культура здоровья детей включает в себя не только знание об основных режимных моментах, необходимости чередования физических нагрузок и отдыха, но и знание элементарных правил здорового питания и культурно-гигиенических навыков детей.

Правильно организованный режим питания включает:

— соблюдение времени приема пищи и интервалом между ними;

— рациональную в физиологическом отношении кратность приемов пищи;

— правильное распределение калорийности по отдельным приемам пищи на протяжении дня.

Здоровье ребенка зависит от уровня осведомленности родителей в вопросах здорового питания в семье. Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры, укрепление взаимодействия детского сада и семьи, усиление ее воспитательного потенциала в вопросах рационального питания. Особое внимание при организации питания в дошкольном учреждении и семье следует уделять разнообразию и витаминизации блюд. Применение нетрадиционных подходов к взаимодействию с родителями по вопросам питания, позволяющих дать установки на правильную организацию питания в домашних условиях, способствует повышению грамотности родителей и укреплению здоровья их детей.

Дети, привыкшие жить по режиму в детском саду, охотно выполняют его и дома. Но как показывает практика, режим дня в большинстве семей не выполняется. Это большое упущение родителей, поскольку такое положение опасно не только для здоровья ребенка, но и для воспитания. Пренебрежительное отношение родителей к режиму может привести к негативным последствиям. Родители должны соблюдать ряд правил. Основными из них являются:

— Родители должны знать и соблюдать режим питания, принятый в детском саду, как по кратности приемов пищи, так и по длительности интервалов между ними.

— Не следует давать детям бутерброды, сладости между приемами пищи.

— Важно, чтобы родители знали, какие продукты более полезны в детском возрасте.

— Родители должны знать, какие продукты следует в обязательном порядке использовать в питании детей каждый день.

— Важно соблюдение суточной нормы употребления молока, мяса, широкое использование овощей, фруктов, сливочного и растительного масла.

— Сладости можно давать в небольшом количестве после основного приема пищи.

В дошкольных образовательных учреждениях режим дня осуществляется полностью. Но и здесь можно отметить недостатки, связанные с отсутствием гибкости в организации жизни детей. Соблюдение основных принципов организации питания в дошкольном учреждении должно быть непоколебимым:

Питание должно быть полноценным и сбалансированным.

— Энергетическая ценность должна соответствовать энергозатратам детей.

— Чем разнообразнее набор продуктов, тем полноценнее удовлетворяется потребность в еде.

— Следует ограничивать потребность продуктов и блюд с повышенным содержанием соли, сахара и специй.

— Объем рациона и режим должны соответствовать возрастным потребностям организма детей.

— Необходимо обеспечивать правильный питьевой режим ребенка.

— Должно присутствовать индивидуальное питание.

— Условия для организации питания детей должны соответствовать требованиям.

-Необходимо соблюдение гигиенических требований.

— Рациональное питание должно подкрепляться тщательно составленным меню.

Обязателен постоянный контроль за правильной организацией питания.

В последнее время наблюдается ухудшение качества питания детей, что приводит к увеличению числа детей с низким уровнем физического развития, так как неполноценная пища, недостаток в ней витаминов и микроэлементов отрицательно сказывается на работе мышц. Но, несмотря на трудности, ухудшающие качество питания в детских садах и в семье недопустимо.

Жизнь доказывает, когда есть родительская любовь, уход и правильное сбалансированное питание, ребенок растет здоровым и счастливым.

1 Научно-практический журнал «Медработник ДОУ» № 4 (24)/2011.

2 Научно-практический журнал «Медработник ДОУ» № 3 (39)/2013.

3 Дронова, Т. Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и дет. сада: пособие для работников дошк. образоват. Учреждений/ [Т. Н. Дронова, А. Е. Жичкина, Л. Г. Голубева и др. ]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. -143 с.

4 Майер, А. А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада/ А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина. – М.: ТЦ Сфера,2011-128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

Развитие интереса к правовой культуре дошкольников через различные виды деятельности Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье детей, осуществляется развитие личности.

Патриотическое воспитание детей. Тема: «Моя малая Родина». В нашем детском саду был проведён конкурс «Моя Россия» и «Моя малая родина». В групповых комнатах были созданы уголки «Моя страна Россия»,.

источник