Меню Рубрики

Анализ пословиц о воспитании детей

Народное педагогическое наследие — пословицы и поговорки о воспитании детей. Они несут в себе огромный опыт, передаваемый из уст в уста. Безусловно, нам, современным родителям, чрезвычайно полезно знакомство с мудростью предков. Это поможет избежать ошибок и воспитать детей в соответствии с культурными традициями русского народа. Подборка самых интересных русских пословиц о воспитании для размышления:

Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.

И к худу и к добру приучаются смолоду.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Выкормил змейку на свою шейку.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Как постелешь — так и поспишь.

Что посеешь — то и пожнешь.

Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.

Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Наказывать легче, воспитывать труднее.

Хороший пример – наилучшая проповедь.

Верная указка — не кулак, а ласка.

Водила за ручку — получила белоручку.

Не корми калачом, да не бей кирпичом.

Немой упрёк тяжелее сказанного.

Неразумная опека хуже беспризорности.

У семи нянек дитя без глаза.

Без строгости и щенка не вырастишь.

Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.

Что у взрослого на уме, то у малого на языке.

Добрый пример лучше ста слов.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Где в семье лад, там ребят хорошо растят.

Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.

Хорошая порка еще никому не помешала.

Как постелешь — так и поспишь.

Что посеешь — то и пожнешь.

Каков привет — таков ответ.

Немой упрёк тяжелее сказанного.

Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.

Добрый пример лучше ста слов.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Современные пословицы и поговорки о воспитании

Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.

Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.

Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.

На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.

Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.

Родился сам — помоги другому.

Счастливые родители — выспавшиеся родители.

Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!

Хорошо воспитанные дети — это не клад, а клад из кладов.

Хорошо еще, когда на детях природа отдохнула, хуже, когда посмеялась.

Пословицы и поговорки о воспитании, семье, детях есть у каждого народа. Во всем мире их огромное количество!

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

источник

Наша редакция составила подборку пословиц и поговорок на тему воспитания. Если вы знаете поговорки, присказки, пословицы, которые не вошли в список, обязательно поделитесь ими в комментариях.

  1. Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.
  2. Живое слово дороже мертвой буквы.
  3. Хорошему надо учиться три года, а дурному — одного часа достаточно.
  4. Воспитать ребенка — не выпустить цыпленка.
  5. Голодное брюхо к ученью глухо.
  6. Выкормил змейку на свою шейку.
  7. Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
  8. Побои мучат, а не учат.
  9. Смолоду прореха — под старость дыра.
  10. Из одной хворостины трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.
  11. Человек без воспитания — тело без души.
  12. Ученье в детстве так же прочно, как гравировка на камне.
  13. Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.
  14. К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
  15. Что вспоено, что вскормлено, то и выросло.
  16. Человек без воспитания — что тело без души.
  17. Вещи моют водой, человека воспитывают поучением.
  18. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
  19. Что посеешь, то и пожнешь.
  20. Наказывать легче, чем воспитывать.
  21. Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
  22. Дурака учить — решетом воду носить.
  23. Сумел родить, сумей и воспитать.
  24. Повторенье — мать ученья.
  25. Идти в науку — терпеть муку. Без муки нет и науки.
  26. Спасибо тому, кто на ноги поставил; да спасибо и тому, кто на ум наставил.
  27. Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло.
  28. Наказывать легче, воспитывать труднее.
  29. Понукание — не воспитание.
  30. Не штука проучить, а штука научить.
  31. Не нужен ученый, а нужен смышленый.
  32. Воспитывай лаской, а не таской.
  33. Не всё таской, нужно и лаской.
  34. Не хлебом единым сыт человек.
  35. Ум и воспитание — братья-близнецы.
  36. Паси, чтобы вскормить; не паси, чтобы озолотить.
  37. Учение образует ум, воспитание — нравы.
  38. Кто от кого, тот и в того.
  39. Не выучит школа, выучит охота.
  40. Верная указка — не кулак, а ласка.
  41. Воспитай старшего, а младший сам научится.
  42. Доброму одно слово пуще дубины.
  43. Человек не для себя родился.
  44. Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.
  45. Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
  46. Капризен в детстве — уродлив в старости.
  47. Беда вымучит, беда и выучит. Что вымучит, то и выучит.
  48. Сын хорошим не родится, а воспитывается.
  49. У семи нянек дитя без глазу.
  50. Красна птица перьем, а человек ученьем.
  51. Послушному сыну отцов приказ не в тягость.
  52. Написано пером — не вырубишь топором.
  53. Человек неученый — что топор неточеный.
  54. Глядя на людей хоть и не растешь, а тянешься.
  55. Детушек воспитать — не курочек перещипать.
  56. Не тот родитель, кто родил, а тот, кто выкормил.
  57. Диплом имеет, а дела не разумеет.
  58. Не гонкой волка бьют, а уловкой.
  59. Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
  60. Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать и подавно.
  61. Учи других и сам научишься.
  62. У доброго батюшки добры и детки.
  63. Учиться никогда не рано и никогда не поздно.
  64. Один добрый пример лучше ста слов.
  65. Не выучит школа — выучит охота.
  66. Не тот отец, что вспоил, вскормил, а тот, что уму-разуму научил.
  67. Чему научился в молодости, то пригодится в старости.
  68. Верная указка — не кулак, а ласка.
  69. Не силою дерутся, а умением.
  70. Детушек воспитать — не курочек пересчитать.
  71. По ученику и об учителе судят.
  72. Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.
  73. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
  74. Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.
  75. Красен обед пирогами, река берегами, а сходка головами.
  76. Кто много знает, с того много и спрашивается.
  77. Не та мать хорошая, которая родила, а та, которая воспитала.
  78. Сытое брюхо к ученью глухо.
  79. И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
  80. Кто не закалит своего сердца, не воспитает ребенка.
  81. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  82. От умного научишься, от глупого разучишься.
  83. Воспитывай детей с детства.
  84. Неразумная опека хуже беспризорности.
  85. Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
  86. Кто не мог взять лаской, не возьмет и строгостью.
  87. Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.
  88. И к худу и к добру приучаются смолоду.
  89. Пока сын мал, будь ему воспитателем; когда вырастет — братом.
  90. Ум не имеет цены, а воспитание — предела.
  91. Умел дитя родить — умей и научить.
  92. Сперва аз да буки, а потом науки.
  93. Не учась и лаптя не сплетешь.
  94. Водила за ручку — получила белоручку.
  95. Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел.
  96. Недалеко от дерева яблочко падает.
  97. Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
  98. Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
  99. К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
  100. Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
  101. Как постелешь — так и поспишь.
  102. Что посеешь — то и пожнешь.
  103. Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
  104. Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.
  105. Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
  106. Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
  107. Хороший пример – наилучшая проповедь.
  108. Не корми калачом, да не бей кирпичом.
  109. Немой упрёк тяжелее сказанного.
  110. У семи нянек дитя без глаза.
  111. Без строгости и щенка не вырастишь.
  112. Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
  113. Что у взрослого на уме, то у малого на языке.
  114. Добрый пример лучше ста слов.
  115. Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
  116. Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
  117. Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.
  118. Хорошая порка еще никому не помешала.
  119. Каков привет — таков ответ.
  120. Умному слово пуще дубины.
  121. Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.
  122. Добро добро покрывает.
  123. На хотенье есть терпенье.
  124. Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
  125. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
  126. Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
  127. Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.
  128. Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.
  129. На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.
  130. Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.
  131. Родился сам — помоги другому.
  132. Счастливые родители — выспавшиеся родители.
  133. Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!
  134. Хорошо воспитанные дети — это не клад, а клад из кладов.

  1. Следя за чужими манерами, исправляй свои. (японская пословица)
  2. Есть вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие, которые надо сделать, чтобы выучиться. (армянская поговорка)
  3. Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, — он постоянно расширяется. (арабская поговорка)
  4. Сильный победит одного, знающий — тысячу. (башкирская пословица)
  5. Ум не имеет цены, а воспитание предела. (адыгейская)
  6. О кнуте думай, когда лошадь будет. (бенгальская пословица)
  7. Хорошее воспитание — лучшее наследство. (татарская)
  8. Нет хуже плода, который никогда не зреет. (итальянская пословица)
  9. Стремись завоевать не мир, а его знание. (туркменская пословица)
  10. Деньги отдай — уменьшатся, знания отдай — прибавятся. (таджикская пословица)
  11. Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (таджикская пословица)
  12. Знание — сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (китайская пословица)
  13. Глухой знает, что услыхал, слепой — что поймал. (туркменская пословица)
  14. Знание — венец на голове. (персидская пословица)
  15. Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (персидская пословица)
  16. Ученый без трудов подобен облаку без дождя. (арабская пословица)
  17. Что в детстве приобретешь, на то и в старости обопрешься. (армянская)
  18. Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого. (восточная поговорка)
  19. Не удерживай других от того, чему сам следуешь. (арабская пословица)
  20. Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать — и подавно. (лезгинская)
  21. Самое прекрасное — это учение и воспитание. (татарская)
  22. Через людей в люди выходят. (уйгурская пословица)
  23. Мудрец известен знаниями, а не происхождением. (ассирийская пословица)
  24. Посеянное вовремя жемчугом взойдет. (азербайджанская)
  25. Воспитанный отцом будет делать стрелы, воспитанный матерью — будет кроить халаты. (казахская)
  26. Нет ничего опасней неполного знания. (английская пословица)
  27. Короли властвуют над людьми, а ученые — над королями. (арабская пословица)
  28. Сын будет таким, каким воспитаешь. (адыгейская)
  29. Пока в воду не попадешь, плавать не научишься. (армянская пословица)
  30. В науку нет коротких путей. (японская пословица)
  31. Одна речь — еще не ученость, одна буря — еще не сезон дождей. (бенгальская пословица)
  32. Ум и воспитание — братья-близнецы. (узбекская)
  33. Спросить — минутный стыд, не спросить — стыд на всю жизнь. (японская пословица)
  34. Истинное знание не бросается в глаза. (японская пословица)
  35. С человека надо требовать — тогда он будет человеком. (немецкая пословица)
  36. Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят. (монгольская пословица)
  37. Не срывай незрелых плодов: поспеют — сами упадут. (грузинская пословица)
  38. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. (французская пословица)
  39. Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица)
  40. Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. (казахская пословица)
  41. Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. (вьетнамская пословица)
  42. Чем поучать, лучше самому показать. (индийская пословица)

А какие поговори о воспитании знаете вы?

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

источник

• Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает. (русская пословица)

• Сперва аз да буки, а потом науки. (русская пословица)

• Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят. (монгольская пословица)

• Диплом имеет, а дела не разумеет. (русская пословица)

• По ученику и об учителе судят. (русская пословица)

• В науку нет коротких путей. (японская пословица)

• Стремись завоевать не мир, а его знание. (туркменская пословица)

• Дурака учить — решетом воду носить. (русская пословица)

• Одна речь — еще не ученость, одна буря — еще не сезон дождей. (бенгальская пословица)

• Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается. (русская пословица)

• Истинное знание не бросается в глаза. (японская пословица)

• Красна птица перьями, а человек ученьем. (русская пословица)

• Деньги отдай — уменьшатся, знания отдай — прибавятся. (таджикская пословица)

• Живое слово дороже мертвой буквы. (русская пословица)

• Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. (вьетнамская пословица)

• Пока в воду не попадешь, плавать не научишься. (армянская пословица)

• Не учась и лаптя не сплетешь. (русская пословица)

• Короли властвуют над людьми, а ученые — над королями. (арабская пословица)

• Кто много знает, с того много и спрашивается. (русская пословица)

• Сильный победит одного, знающий — тысячу. (башкирская пословица)

• От умного научишься, от глупого разучишься. (русская пословица)

• Знание — венец на голове. (персидская пословица)

• Кто учится смолоду, не знает на старости голоду. (русская пословица)

• Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (таджикская пословица)

• Чему научился в молодости, то пригодится в старости. (русская пословица)

• Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, — он постоянно расширяется. (арабская пословица)

• Учи других и сам научишься. (русская пословица)

• Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. (русская пословица)

• Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. (казахская пословица)

• Человек неученый — что топор неточёный. (русская пословица)

• Повторенье — мать ученья. (русская пословица)

• Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого. (восточная пословица)

• Не выучит школа, выучит охота. (русская пословица

• Сытое брюхо к ученью глухо. (русская пословица)

• Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (персидская пословица)

• Голодное брюхо к ученью глухо. (русская пословица)

• Красен обед пирогами, река берегами, а сходка головами. (русская пословица)

• Мудрец известен знаниями, а не происхождением. (ассирийская пословица)

• Кто хочет много знать, тому надо мало спать. (русская пословица)

• Спросить — минутный стыд, не спросить — стыд на всю жизнь. (японская пословица)

• Не гонкой волка бьют, а уловкой. (русская пословица)

• Есть вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие, которые надо сделать, чтобы выучиться. (армянская пословица)

• Беда вымучит, беда и выучит. Что вымучит, то и выучит. (русская пословица)

Читайте также:  Железодефицитная анемия у детей анализ

• Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. (французская пословица)

• Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. (русская пословица)

• Знание — сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (китайская пословица)

• Не выучит школа — выучит охота (русская пословица)

. • С человека надо требовать — тогда он будет человеком. (немецкая пословица)

• Верная указка — не кулак, а ласка. (русская пословица)

• Нет ничего опасней неполного знания. (английская пословица)

• Учись доброму, так худое на ум не пойдет. (русская пословица)

• Идти в науку — терпеть муку. Без муки нет и науки. (русская пословица)

• Глухой знает, что услыхал, слепой — что поймал. (туркменская пословица)

• Не нужен ученый, а нужен смышленый. (русская пословица)

• Учиться никогда не рано и никогда не поздно. (русская пословица)

• Не силою дерутся, а умением. (русская пословица)

• Не срывай незрелых плодов: поспеют — сами упадут. (грузинская пословица)

• Что посеешь, то и пожнешь. (русская пословица)

• Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица)

• Смолоду прореха — под старость дыра. (русская пословица)

• Нет хуже плода, который никогда не зреет. (итальянская пословица)

• Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло. (русская пословица)

• Через людей в люди выходят. (уйгурская пословица)

• И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит. (русская пословица)

• Не удерживай других от того, чему сам следуешь. (арабская пословица)

• О кнуте думай, когда лошадь будет. (бенгальская пословица)

• Неразумная опека хуже беспризорности. (русская пословица)

• Следя за чужими манерами, исправляй свои. (японская пословица)

• Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит. (русская пословица)

• Стены возводят по фундаменту. (лакская пословица)

• Написано пером — не вырубишь топором. (русская пословица)

• Чем поучать, лучше самому показать. (индийская пословица)

• Не хлебом единым сыт человек. (русская пословица)

источник

1. Схематично представить источники педагогической науки.

педагогический воспитание обучение наследственность

2. Подберите пословицы разных народов о воспитании детей, проанализируйте их, выявите сходство и различие в подходах к воспитанию.

Анализируя русские пословицы, можно отметить следующее:

— большая роль наследственности в воспитании

· Отец рыбак, и дети в воду смотрят.

· От бобра — бобренок, от свиньи — поросенок.

· Яблоко от яблони недалеко падает.

· Щенок у матери лаять учится.

· Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

· Каков род, таков и приплод.

· Каков отец, таков и молодец.

· Дурной рыбак — дурные сети, дурная мать — дурные дети.

· Какова матка, таковы и детки.

· Какова хата, таков и тын, каков отец, таков и сын.

-материнская любовь как фактор воспитания

· Дитя хоть и криво, а отцу с матерью диво.

· Ребенок без матери — что стол без скатерти.

· Материнская ласка конца не знает.

· Дитя плачет, у матери сердце болит.

· Добрая наседка одним глазом зерно видит другим — коршуна.

· За кровь свою — и курица лютый зверь.

· У матери на всё слёз хватит.

· Родную мать никем не заменишь.

-значение воспитания в становлении личности человека

· Дети, что цветы: уход любят.

· Умей дитя родить, умей и научить.

· Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

· Детей учить — не лясы точить.

· Где нянек много, там дитя безного.

· Трех лет Ивана по отчеству звать рано.

· Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.

· Без строгости и щенка не вырастишь.

· Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

· Учи сына, когда поперек лавки лежит, а когда вдоль вытянется — трудно будет.

· Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

· Яйца курицу не учат (вариант: Учило яйцо курицу, да болтуном и осталось).

Таким образом, русский народ считает, что родители играют главную роль в воспитании своих детей. Особенно это касается наследственности как важного фактора, определяющего личность ребенка. Много в пословицах говорится о методах воспитания, о том, чему надо учить детей, что будет, если ребенка вовремя не воспитывать. Прослеживается стремление воспитать трудолюбивого человека, который уважает старших, любит своих детей.

Анализируя пословицы других народов, можно отметить следующее:

— большая роль наследственности в воспитании

· От плохого семени плохой плод (таджикская)

— значение ремесла и труда в воспитании человека

· Научи ребенка какому-нибудь ремеслу, иначе он будет несчастным (грузинская).

— воспитание уважения к старым людям, родителям

· Кто свою мать уважает, чужую не обругает (азербайджанская).

— учение играет в жизни большую роль

· Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят (монгольская пословица)

· Стремись завоевать не мир, а его знание (туркменская пословица)

· Деньги отдай — уменьшатся, знания отдай — прибавятся (таджикская пословица)

· Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь (вьетнамская пословица)

· Короли властвуют над людьми, а ученые — над королями. (арабская пословица)

· Сильный победит одного, знающий — тысячу (башкирская пословица)

· Не говори, чему учился, а говори, что узнал (таджикская пословица)

· Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, — он постоянно расширяется (арабская пословица)

· Спросить — минутный стыд, не спросить — стыд на всю жизнь (японская пословица)

· Есть вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие, которые надо сделать, чтобы выучиться (армянская пословица)

· Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем (французская пословица)

· Знание — сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает (китайская пословица)

· С ребенка надо требовать — тогда он будет человеком (немецкая пословица)

· Не срывай незрелых плодов: поспеют — сами упадут(грузинская пословица)

· Этикет надо соблюдать даже в дружбе (японская пословица)

· Нет хуже плода, который никогда не зреет (итальянская пословица)

· Через людей в люди выходят (уйгурская пословица)

· Следя за чужими манерами, исправляй свои (японская пословица)

· Стены возводят по фундаменту (лакская пословица)

· Чем поучать, лучше самому показать (индийская пословица)

· Если не согнулся, когда был прутиком, не согнется, когда станет палкой (татарская).

· Пока в воду не попадешь, плавать не научишься (армянская пословица)

· Родители трудятся, дети наслаждаются жизнью, внуки — нищенствуют (японская).

Пословицы разных народов тоже призывают воспитывать своих детей во время, приучать к труду и ремеслу, уважать старших, стремиться к знаниям. Однако, восточные народы с большим почтением относятся к старикам, чем другие. Европейские народы больше стремятся обучить своих детей, чтобы они в старости не знали бедности. Немцы считают, что требовательность к детям — главный фактор воспитания. Хорошим манерам стремятся научить своих детей японцы, для них это самое главное. Методы воспитания у всех примерно одинаковые: личный пример, практическая деятельность, требовательность и «стыд» (Детей наказывай стыдом, а не кнутом).

3. Изучите «Концепцию дошкольного воспитания», выпишите цели и принципы гуманизации педагогической работы с детьми, дайте сравнительную характеристику учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной модели построения образовательного процесса.

В Концепции дошкольного образования авторы указывают, что:

Гуманизация образования — это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности. Ведущим направлением гуманизации образования считается «самоопределение личности в культуре», ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. Демократизация образования. Важное место в решении этих задач занимает глубокая демократизация управления дошкольным учреждением. Демократизация управления дошкольным учреждением предполагает:

* педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в детском саду;

* компетентность всех участников в вопросах управления;

* новое управленческое мышление (иной взгляд на воспитателя и ребенка);

* педагогическое сотрудничество с родителями и школой;

* создание коллектива единомышленников (воспитателей, родителей, учителей);

* заинтересованность родителей и общественности в совместной деятельности по воспитанию детей и ее результатах;

* обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы);

* перераспределение ответственности в коллективе.

источник

Краткий экскурс в историю пословиц и поговорок. Роль произведений русского устного народного творчества в духовно-эмоциональном воспитании детей дошкольного возраста. Пословицы и поговорки как народные педагогические миниатюры. Фольклор в жизни малышей.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

по дисциплине: Педагогика НХТ

Тема: Пословица и её роль в воспитании и развитии детей

1. Сущность пословиц и поговорок

1.1 Краткий экскурс в историю пословиц и поговорок

1.2 Определение понятий «пословица» и «поговорка»

1.3 Содержание и структура пословиц

1.4 Роль пословиц и поговорок, отражающих совместную деятельность людей

2. Роль произведений русского устного народного творчества в духовно-эмоциональном воспитании детей дошкольного возраста.

2.1 Фольклор в жизни малышей.

2.2 Пословицы и поговорки — народные педагогические миниатюры

Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.

Сравнение пословиц и поговорок разных народов показывает, как много общего имеют эти народы, что, в свою очередь, способствует их лучшему взаимопониманию и сближению. В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.

В работу включены пословицы и поговорки, которые широко употребляются в современной речи. Употребляя ту или иную пословицу в конкретной ситуации, говорящий стремиться подтвердить и подчеркнуть суть сказанного.

Необходимо отметить, что многие русские пословицы и поговорки многозначны, что делает их трудными для толкования и сравнения. Тем не менее, важно помнить, что они складывались в различных исторических условиях.

Следует отметить, что в каждом языке существуют фразы и выражения, которые нельзя понимать буквально, даже если известно значение каждого слова и ясна грамматическая конструкция. Смысл такой фразы остается непонятным и странным.

Пословицы и поговорки — широко распространенный жанр устного народного творчества. Они сопровождают людей с давних времен. Такие выразительные средства, как точная рифма, простая форма, краткость, сделали пословицы и поговорки стойкими, запоминаемыми и необходимыми в речи.

Пословицы и поговорки — древний жанр народного творчества. Они возникли в далекое время, и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому вопрос о первоисточниках стоит еще открытым. Пословицы следует отличать от поговорок. Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера.

Цель: заключается в том, чтобы выявить педагогическое влияние пословиц в воспитании детей.

Задачи: показать на сколько народное художественное творчество (пословицы) влияют на воспитание и развитие детей.

Метод: Анализ научно-публицистической литературы.

1. Сущность пословиц и поговорок

1.1 Краткий экскурс в историю пословиц и поговорок

Одним из разделов фразеологии является паремиология, которая изучает структурно-семантический тип устойчивых сочетаний слов, называемых пословицами и поговорками.

Очень трудно определить, с каких времен среди народа начали ходить пословицы — устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок — метких речений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений, но, по мнению исследователя, неоспоримо одно: пословицы и поговорки возникли в отдельной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Особые свойства сделали и пословицы, и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи.

Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключается народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни, мыслями множества людей — такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. За каждой пословицей стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают — они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное — твердая истина .

Одним из источников появления пословиц и поговорок является устное народное творчество — песни, сказки, былины, загадки. В качестве доказательства он приводит следующий пример: пословица «От радости кудри вьются, от печали секутся» возникла из песни. Из народных сказок произошли такие пословицы: «Сам на лавочку, а хвостик под лавочку», «Лисий хвост, да волчий рот», «Целовал ворон курочку до последнего перышка» и другие.

Часть пословиц и поговорок вошла в народную речь из произведений классической литературы. Пословицы твердо ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Люди, создавшие пословицы не знали грамоты, и не было у народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения. Однако автор отмечает, что нельзя понять пословицу, не принимая во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода, без причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. пословица поговорка педагогический фольклор

Пословицы редко бывают спокойными. Они, как люди, их создавшие, гневаются, печалятся, смеются, плачут, веселятся, охают, стонут, кричат, пугают, предостерегают, учат, негодуют — словом, в них столько же чувств, сколько их в народе — творце пословиц .

Таким образом, происхождение пословиц и поговорок, несомненно, очень древнее. Необходимой предпосылкой появления паремий был определенный уровень развития языка, способность человека пользоваться им. Большинство лингвистов сходятся во мнении, что пословицы и поговорки порождаются устным народным творчеством или заимствуются из определенных литературных источников, теряя связь с ними, но, тем не менее, в любом случае они обобщают опыт народа, выведенный из его общественной практики.

1.2 Определение понятий «пословица» и «поговорка»

Прежде чем перейти к рассмотрению содержания и структуры пословиц и поговорок, необходимо остановиться на рассмотрении самих терминов «пословица» и «поговорка».

Пословица — это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности В словаре русских пословиц и поговорок краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный план или только переносный план и составляющие в грамматическом отношении законченные предложения. Под вторыми понимаются краткие народные изречения, имеющие только буквальный план и в грамматическом отношении представляющие собой законченные предложения .

Пословица в обобщенном виде констатирует свойства людей и явлений (`вот как бывает’), даёт им оценку (`то хорошо, а это плохо’) или предписывает образ действий (`следует или не следует поступать так-то’). Обязательное наличие обобщения и весьма частое оценочно-предписывающее содержание образуют характерный для пословиц назидательный смысл.

Во французско-русском фразеологическом словаре дается следующее определение пословицы: пословица — устойчивое в языке и воспроизводимое в речи анонимное обобщающее изречение, хотя бы часть элементов которого наделена переносным значением и которое пригодно к использованию в дидактических целях. Переносный смысл, то есть коннотативный характер пословиц, наряду с денотативным, присущ как образным, так и необразным пословицам.

Пословицы как краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме.

Пословицы и поговорки короткие фольклорные тексты, состоящие из одного высказывания, имеющие структуру простого или сложного предложения. По замечанию исследователя, пословицы и поговорки обладают устойчивостью словарного состава и грамматической структуры; становясь частью контекста, они полностью сохраняются как устойчивые образования, занимающие грамматически независимое положение во фразе.

Пословицы советуют, рекомендуют, высказывают опасения, предостерегают, предупреждают, успокаивают, высмеивают и т.д. Существуют такие ситуации, когда с пословицами советуются, как советуются с мудрыми людьми. Пословицы выносят положительную или отрицательную оценку поведения, поступка, ситуации. В аргументативном дискурсе они могут служить весомыми аргументами (контраргументами), своей выразительностью оказывая мощное воздействие на коммуниканта, другими словами, пословицами можно проиллюстрировать свою мысль и обобщить ее в краткой форме.

Читайте также:  Художественный анализ романа отцы и дети

Поговорки, — это литературно-разговорные, обиходно — разговорные и просторечные всесторонне устойчивые фразы, способные выражать только частный смысл. Следовательно, они не содержат обобщений о закономерных связях действительности, как пословицы, и применимы лишь к единичным, конкретным ситуациям. Правда, ситуации эти столь типичны, что каждая поговорка может без изменений использоваться множеством людей в сходных случаях бесчисленное количество раз.

К пословицам относятся устойчивые народные изречения, имеющие переносный смысл, а к поговоркам — народные изречения, не имеющие переносного смысла.

Таким образом, не существует единого мнения на определение терминов «пословица» и «поговорка». Каждый автор по-своему интерпретирует данные дефиниции, но большинство лингвистов рассматривают пословицы и поговорки как устойчивые словосочетания поучительного характера, отражающие особенности языковой картины мира того или иного народа.

1.3 Содержание и структура пословиц

По своему содержанию и функциям пословицы близки к лирической поэзии. Их назначение в том, чтобы в кратких афористических формулах выражать отношение народа к различным жизненным явлениям.

Все вместе взятые они отражают жизнь полнее, чем какой-либо другой жанр фольклора. Тематика произведений других жанров (сказок, былин, исторических песен) в той или иной степени ограничена, а тематика пословиц буквально безгранична. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем многообразии, они передают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические, эстетические народные взгляды .

Анализируя глубинные структуры пословиц, их автосемантичность, однозначность, говорит о наличии зафиксированных в содержании пословиц культурных концептов, ценностных измерений, позволяющих выделить рамки их употребления Характер употребления пословиц, распространенность в разных слоях общества дают возможность применять также социолингвистически релевантные принципы их рассмотрения, выделять социальную и даже личностную маркированность пословиц.

Многоаспектная природа пословиц, пишет автор, была бы неполной без акцента на их поведении в динамике речи, без акцента на актуализации семантики пословиц в тексте и изменении их формальных характеристик.

В своей узуальной форме или в одном из ее вариантов пословица реализует в контексте присущие ей языковые аспекты значения. В таких контекстах, как правило, устанавливается референционная отнесенность пословиц.

Но многие пословицы французского языка и их варианты (некоторые пословицы имеют весьма развитую систему вариантов) используются творчески. Они легко преобразуются благодаря их разнооформленности.

При творческом преобразовании пословиц прибегают к замене компонентов, номинализации, т.е. употреблению пословиц в качестве члена переменного предложения, контаминации и др. В результате этого процесса широкое распространение в языке (гораздо более широкое, чем пословицы в их полной форме) получили дериваты-фразеологизмы, генетически связанные с пословицей, но на современном этапе развития языка имеющие самостоятельное употребление. При окказиональном употреблении пословица может приобретать нетрадиционное созначение, и перлокутивный эффект ее использования будет сильным, но отличным от эффекта, производимого узуальной формой .

Языковая форма пословиц в значительной степени определяется их основными чертами: обобщающим характером содержания, фольклорным происхождением, а также преимущественно обиходно-разговорной сферой употребления.

Так, грамматическая форма пословиц соответствует характеру их содержания. Именно поэтому французские пословицы — это в основном повествовательные, а отчасти и побудительные предложения. Вопросительные и восклицательные конструкции для них не характерны. По той же причине множество пословиц построено как неопределённо-личные предложения. пословица поговорка педагогический фольклор

Таким образом, структура пословиц предопределяет их содержание, поэтому неслучайно они чаще всего выражены повествовательными и побудительными предложениями, так как именно эти два вида синтаксических единиц способствуют отражению морали заключенной в пословицах, а также имеют более прагматическое выражение, чем вопросительные, например, или восклицательные предложения, то есть говорящий, чтобы как-то повлиять на своего собеседника, использует высказывания, которые представляют собой повествовательные или побудительные предложения.

1.4 Роль пословиц и поговорок, отражающих совместную деятельность людей

Целенаправленная человеческая деятельность невозможна без коммуникации. Человек, являясь по своей природе существом социальным, вступает в особый ряд отношений, называемых коммуникативными. Отношения, устанавливающиеся между людьми в процессе их совместной практической и духовной деятельности определяются как общественные отношения. Это достаточно широкая категория, включающая производственные, политические, нравственные, психологические отношения, которые могут быть официальными (санкционированы обществом и закреплены документально) и неофициальными (не регулируются документально), деловыми (связанными с учебной и трудовой совместной деятельностью) и личными (межличностными). Последние могут быть оценочными (восхищение и популярность) и действенными (связанные с взаимодействием). В структуре общения людей, их взаимодействия ученый выделяет поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты. Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомимику и, наконец, речь, т.е. все то, в чем проявляется личность человека и может наблюдаться другими людьми. Эмоциональный компонент включает, прежде всего, положительные и отрицательные эмоциональные состояния, эмоциональную чувствительность, удовлетворенность собой, работой, партнером по коммуникации. Когнитивный компонент личности взаимодействующего человека включает все психические процессе, связанные с познанием окружения и самого себя. Это — ощущение, представление, память, воображение, мышление. Кроме этого, данный компонент характеризуется всеми особенностями взаимопонимания партнеров, в том числе адекватностью и идентификацией.

Межличностные отношения возникают и развиваются в процессе общения. Общение и отношение неразрывно связаны друг с другом. Только при общении, как высшей форме взаимодействия, возможен взаимный обмен знаниями, умениями, интересами, ценностными ориентациями. Этот обмен оказывается особенно плодотворным, если между людьми устанавливаются межличностные отношения с учетом таких компонентов, как: восприятие и понимание людьми друг друга, межличностная привлекательность, взаимовлияние и поведение. Интересной моделью для изучения межличностного общения является производственные коллективы и социально — психологический климат в них, а также семья. Готовность субъектов к взаимодействию есть межличностное отношение определенного типа: приятельское, товарищеское, дружеское, супружеское. Так, при возникновении приятельских отношений мотивом включения в контакт является потребность в общении при возможности осуществить его с привлекательным человеком. Возникновение и последующее развитие товарищеских межличностных отношений определяются мотивами сотрудничества.

Товарищеские межличностные отношения формируются уже в группе (учебной, производственной, спортивной и т.д.) типа ассоциации и кооперации. Мотивационная структура этого типа отношений определяется личностно значимым для каждого участника взаимодействия содержанием совместной деятельности. Дружеские и супружеские межличностные отношения возникают как и приятельские, но в последующем их развитии характеризуются переходом от привлекательности к взаимной привязанности.

Не секрет, что важнейшим средством любого типа общения является язык. Уже поэтому наиболее важным является речевое общение (коммуникация). Целью коммуникативного акта является управление поведением партнера по общению, поэтому информация, получаемая собеседником, должна воздействовать на него рационально и эмоционально. Для достижения такого эффекта теория речевой коммуникации должна ориентироваться не только на психологию личности, но и на социальную психологию.

В межгрупповых отношениях речь используется как орудие идентификации группы или индивида и как орудие социального обособления и противопоставления. Как способ идентификации могут выступать языковые приметы, для обозначения которых целесообразно использовать общеизвестное слово или фразу-пароль, употребляя которую член группы заявляет о своей принадлежности к данной группе.

Таким образом, из вышесказанного следует, что в пословицах и поговорках наиболее ярко отражаются межличностные отношения, поскольку последние представляют собой «зеркало» культуры, в котором сложно и многократно отражается самосознание народа их менталитет и видение мира, это порождение живой речи, предмет культурного творчества народа, назначение которого выходит за рамки высказывания поучительного свойства. В пословице заключен практический, философский и творческий взгляд на мир, что и делает ее ценным орудием познания. Если культура — среда обитания человеческого разума, то пословица — это следствие глубокого самосознания культуры, созданное двойником человеческой сущности — языком.

2. Роль произведений русского устного народного творчества в духовно-эмоциональном воспитании детей дошкольного возраста

2.1 Фольклор в жизни малышей

Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится буквально с колыбели,- это произведение фольклора. Что обеспечивает этим, внешне не замысловатым, элементарным произведениям надёжное много вековое существование в народной поэзии, педагогики? Народные песенки, прибаутки, словесные игры радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием близким быту и интересом ребенка. Важнейшая общая характерная черта разнообразных форм детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла, не даром этим произведения устного народного творчества называются материнскими песенками. Просто прочитанные по книге, они в значительной степени утрачивают свое воздействие, так как рассчитаны на общение людей, объединенных эмоциональным сопереживанием. Этой задаче общения подчинена и соответствующая ей форма, гармонически сочетающая в себе слово, мелодию , действие. Важно подчеркнуть и то, что, будучи веселыми, смешными, занимательными, игровыми произведения «материнского» фольклора не заметных для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности- любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие. Малые формы фольклора должны войти в быт ребёнка и сопровождать все моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру. Не случайно жанр малого фольклора- пестушка , потешка, прибаутка — уже в самих названиях своих отмечают эту функцию — воспитывать развлекая .

Содержание и форма потешек, прибауток, с очевидностью свидетельствуют о том, что самими создателями они предназначены детям, и притом самым маленьким. Едва ли можно предположить, что, скажем потешки «Ладушки», «Идет коза рогатая» создавались не для малышей. В раннем возрасте у детей наблюдается стремление к игровым действиям, движениям. Во многих потешках, прибаутках наличествует игровое начало; «Сорока, сорока» , «Пальчик-пальчик», и ряд других составлены так, что подсказывают игровые действия взрослого с пальчиками или ручками ребёнка. Есть потешки, например «Катя, Катя меленька» , составленные для детей, которые только начинают ходить. Произнося эту потешку, взрослый побуждает ребёнка походить, потопать. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное обращение к нему обличено в художественную форму и поэтому вызывает у малыша радость, удовольствие. Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым содержанием, но и наличием повторяющихся сочетанием разных звуков « Чики, чики, чикалочки», «Ай тюшки, тюшки». Повторение в различных комбинациях звуков ч, к, ш предает тексту, когда он произноситься в слух взрослым, звонкость, музыкальность, которые легко улавливаются детьми. Возникает привлекающие внимание детей игра со звуками, полезная для развития слухового внимания. Действенность- одно из необходимых условий, приближающих произведения исскуства к пониманию меленького ребенка, так как он воспринимает мир прежде всего в движении, в действии. Содержание потешек, песенок ограничивается большей частью рассказом о вещах и явлениях, которые ребенку знакомы. В потешке « Баю- баю баиньки, купим сыну валенки» радующая ребенка обновка (валенки) представлена перед ним не в описательной, а в действенной форме: валенки надевают на ноженьки , которые бегут по дороженьке.

Детскую активность вызывает потешки, составленные в диалогической форме. Например, «Ваня, Ванечка куда ходил? В лесочек. Что видел? Пенечек» и так далее. При слушании у детей возникает желание самим включиться в разговор в той мере, в какой им это доступно. Содержанию лучших народных потешек, песенок, прибауток соответствует их форма, что свидетельствует о подлинной художественности этих произведений. Они отличаются благозвучностью- отсутствием трудно произносимых слов и звукосочетаний; отсюда их музыкальность, напевность.

Как и всякая поэтическая речь, народные песенки, потешки ритмичны, причем ритм определяется их содержанием. В колыбельных песенках, предназначенных для того, чтобы успокоить ребенка, ритм медленный, плавный- « Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай» ; слова здесь звучат напевно, так как в них неоднократно повторяется звук «а».для передаче движения, быстроты действия применяется иной ритм, короткий, отрывистый- «Побегу по бору, тебе ягод наберу». Рифмы в потешках, прибаутках чаще всего расположены в ближайшем соседстве, то есть рифмуются последние слова стоящих рядом строчек- « Петушок, петушок золотой гребешок. Масляна головушка, шёлкова бородушка» и так далее. Такая организация слов в стихотворных народных текстах не случайна. Она говорит о том , что творцы малых форм фольклора внимательно наблюдали маленького ребенка, знали его потребности и вкусы. Смежная рифма легко улавливается детьми, и это содействует лучшему пониманию и запоминанию текста.

2.2 Пословицы и поговорки — народные педагогические миниатюры

На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей.

Народ высоко ценит пословицы и поговорки потому что «в полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи». В понимании народов поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.

Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

Прежде всего пословицы предельно сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, легко запоминаются и служат молодежи девизом в жизни. Весьма характерны, например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. «Будешь трудится — поешь», — говорят казахи. «Потрудишься — добро получишь», — советуют киргизы.

Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил. И народ позаботился об этом: «Конец терпения — золото», «Доброе слово слаще меда».

Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании, формировании личности человека. Педагогический гений народа продуманно, сознательно создал не только однострочные, но и двух строчные, в ряде случаев многострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные поэтическими рифмами.

Большинство миниатюр народ слагал однострочными: «Без еды не будет беседы», «В торговле дружбы нет», «Беда голова от уст».

В двух строчных афоризмах вторая половина обычно путём сопоставления усиливает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы. Например : «Ворона называет своих птенцов беленькими, еж называет своих детей нежненькими», «Не бойся темной тучи и говорливого, а бойся белой тучи и молчаливого». Здесь народ излагает уже более подробно свои мысли, где-то осуждает, где-то советует, а где-то предостерегает.

Ступенчатые многострочные афоризмы путём повторения сосредоточивает внимание слушателя на главной идее пословицы : «где много зелёной травы, там быки жирны, где много тяжб — судьи жирны, где много покойников — муллы жирны» или другая — «Если женятся двое хороших — будет счастье, если женятся хороший и дурной — будет беда, если женятся двое дурных — будет война». В этих пословицах народ путём повторения и сопоставления стремился укрепить в сознании слушателей чувство меры, справедливости, умение верно оценить людей и.т. д.

Всё это свидетельствует о том, что народ свои педагогические рекомендации сложил и выразил руководствуясь потребностями жизни, реагируя на разнообразные проявления условий материальной жизни общества. Эту мысль очень хорошо выразил П. Лафарг : « Обиходные выражения и пословицы показывают, быть может, ещё яснее, чем отдельные слова, те нити, которые связывают язык с явлениями окружающей жизни.

Таким образом, в самом композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоении истин, но и на то, чтобы они стали не писаными законами жизни, оказывали прямое воздействие на воспитание и формирование личности.

В целях усиления воспитательного воздействия педагогических миниатюр народ также проявил заботу также о том, чтобы художественно оформить своё творение, используя для этого разнообразные средства поэтической образности, словесной ритмики, добиваясь таким образом яркого интонационного — смыслового звучания афоризмов.

Анализ народных афоризмов показывает, что в них находит своё выражение смысловой параллелизм а противопоставление, когда мысль, выраженная в одной части пословицы, усиливается путём противопоставления в другой её части. Имеют место примеры смешанного параллелизма, когда в общих чертах сопоставляются разные предметы, явления и понятия. Эмоциональность народной поэтической речи усиливается и намеренно подчеркивается также постановкой риторических вопросов. Подчеркивая дидактическое значение практики, казахи задают риторический вопрос : « Разве слышанное сравнить с виденным ? ». Изречение зовёт к тому, чтобы человек слышанное закреплял виденным, т.е. практикой.

Пословицы и поговорки с риторическими вопросами сосредоточивают внимание человека на главной, смысловой стороне изречения, побуждают его задуматься над поставленным вопросом, попытаться ответить на него, тем самым достигается более эффективное эмоциональное воздействие афоризмов на сознание и поведение молодого человека. Таким путём народная мудрость эффективно выполняет свою воспитательную функцию.

Риторические восклицания имеют определённую дидактическую задачу. Одним из признанных методов воспитания в народной педагогике является намёк. К примеру, желая безобидно воздействовать на нового человека в семье, говорят : «Тебе говорю очка, а ты слушай невестка !».

Читайте также:  Я люблю когда умирают дети анализ

В целях эмоционального воздействия на молодое поколение народ разумно пользовался и богатствами звуковой формы, обращал внимание на музыкальность и мелодичность афоризмов, используя для этого сравнения, антитезы, гиперболы, метафоры, иронию, аллегорию и. т. д. Особенно часто народ прибегает к иронии, поскольку она даёт возможность в мягкой форме осмеять негативные явления, повторно облекая мысль в иносказательную форму, когда комическое и смешное намеренно подаются с серьёзным видом.

Тонкая ирония и мягкий юмор содержатся в афоризмах, в которых народ высмеивает отцов, которые не радуются рождению ребёнка, видя в этом обузу для себя : Ослу принесли добрую весть : «У тебя родился сынок !» Осёл ответил : «Значит корма у меня поубавилось, а груза прибавилось ! » .

Таким образом, используя иронию в афоризмах, народ, соблюдая определённый педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки.

Воспитательный потенциал афоризмов народ стремился повысить путем применения гипербол, намеренно увеличивая и подчеркивая особенное значение тех или иных жизненных ситуаций: «Каков в девять лет, таков и в девяносто» (о значении воспитания в детстве). Используя гиперболы, народ намеренно обращает внимание на важность таких качеств, как воспитанность трудолюбие, стремление к знанию, верность в любви и. т. д.

Метафора как форма иносказательной образности, основанной на сходстве двух явлений, также встречается в структуре народной мудрости: «Яблоко от яблони далеко на падает», «Любовь сильнее смерти», «Муж и жена — птицы из одного гнезда».

Педагогический анализ показывает, что в целях усиления эмоционального воспитательного воздействия афоризмов на человека народ стремился поэтическую речь сделать мелодичной, музыкальной, используя для этого ритмические звуковые формы, повторы, тавтологии, олицетворения и.т.д.

Все это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло свое выражение народное представление о дидактических принципах воспитания и обучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для осуществления принципа доступности, обилие элементов ритмики и поэтической речи придает афоризмам образность, тем самым составляет основу наглядности; композиционное строение афоризмов, применение повторов, риторических вопросов и восклицаний способствуют реализации принципа прочности, систематичности и последовательности.

И наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной жизни общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью.

Главное в народной педагогике — это процесс воспитания и обучения молодого поколения. Большой научно — педагогический интерес представляют вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приёмами и методами пользуется в процессе воспитания , каково представление народа о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят : «Воспитание — бесценное богатство».

Трудное дело — воспитать человека, оно требует заботливого и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним выводом : «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка».

В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникает вместе с появлением человека. Воспитание — вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная. Недаром в народе говорится : «Даже полководцы не могут справиться с сыновьями и внуками , которые ведут разгульный образ жизни. »

Самовоспитание в народном представлении имеет большое значение в жизни человека. Народный афоризм прямо нацеливает юношей и девушек : «Родители дали тебе жизнь — волю воспитай сам». Метко сказано !. Народ выдвинул своеобразную программу самовоспитания молодого человека: «Захочешь узнать себя — спроси мнение людей », «Вежливости учись у невежи» и. т.д. В этом выражается уверенность что молодые люди путём самовоспитания могут выработать в себе лучшие человеческие качества : благородство, вежливость, трудолюбие, скромность, справедливость, беспредельную честность и правдивость.

Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль воспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, — ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё что усваивается человеком в последствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы ». Народ в течении веков эмпирическим путём накопил определённые знания и психологических и возрастных особенностях детей. Особое внимание обращалось на воспитание в раннем детстве. Об этом свидетельствуют такие выражения : «Ребёнку у которого прорезались зубы разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».

Результаты воспитания в раннем детстве дают о себе знать в последующие годы, а отсюда предсказание : « Привычки трёхлетнего сохраняются до восьмидесяти лет ». и. др.

Житейский опыт воспитания детей в семье, естественно не обходится без ошибок с педагогической точки зрения. Здесь часто опрометчивые поступки и педагогические ошибки родителей имеют общий корень. Очень интересны в этом отношении приводимые в учебно-методических разработках примеры о характере педагогических ошибок родителей. При опросе родителей (отца и матери) отмечено более 50 видов ошибок, встречающихся в практике семейного воспитания. В частности, мало внимания уделяли воспитанию в первые годы жизни ребенка; не было единых требований и воспитательного воздействия на ребенка в семье; много недоразумений вызывала слепая, неразумная любовь к детям вообще, к единственному ребенку в частности. Родители признавались, что создали из ребенка кумира в семье, избаловали лаской, вниманием, старались меньше загружать трудом, нередко больше заботились о материальном обеспечении детей, меньше думали о воспитании детей. Подчас чрезмерная строгость чередовалась с нетребовательностью, наконец, не имели должного контакта с учителями, часто защищали детей, разделяли их недовольство требованиями учителя и школы. Около 60% родителей признаются, что в практике семейного воспитания допускали именно такие ошибки.

К этим ошибкам следует добавить еще и то обстоятельство, что во многих семьях нет распределения обязанностей по воспитанию детей. В одном исследование на вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?» — группа родителей ответила: на матери — 50%, на отце -7%, на матери и отце в равной степени — 42%, на других членах семьи -1%

Следовательно, в половине из числа опрошенных семей основную нагрузку по воспитанию детей несут матери, что вызывает много нареканий в семье и, естественно, снижает общий воспитательный потенциал семей. Эти вопросы должны привлечь внимание всей родительской общественности.

Рассмотрим теперь методы воспитания народной педагогики. Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей.

В житейской практике бытуют также методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д.

Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда ( обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли — полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом : «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда.

Назидание — наиболее распространенный приём в семейной педагогике. В памятниках старой педагогики встречается кодекс назиданий старшего — младшему, учителя — ученику, народного мудреца — молодёжи, отца — сыну.

Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории : наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом «если». Казахи считают «Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний». Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют : «Если посеял просо, не жди пшеницы».

Распространённым методом народной педагогики является приучение. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», — говорит народ. Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения : сказать «спасибо» за услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.

Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.

Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей — это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Родители обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами «молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом народ педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители скажут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда понимают, как оценена их деятельность.

Учитывая воспитательную силу и эффективность намёка, народ создал свои поучительные сказки . Как верно замечает Г.Н. Волков, «педагогическая ценность намёка в том, что о недостатках поведения того или иного мальчика они позволяют говорить в безобидном тоне». Можно смело сказать, что в намёке выразился педагогический такт народа, его интуиция.

Личный пример (особенно родителей) — это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству — всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример : «Если у тебя взрослый сын — веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь — веди дружбу с мастерицей»

Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было родительское благославление. «Пусть будет благословлен твой дом, живи до свадьбы детей своих », — скажет народ человеку, создающему молодую семью. Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер предупреждения.

Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как «бесценное богатство » человека. Народ имеет определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.

Народ эмпирическим путём определял причины детской лени и капризов, с пониманием относился к трудностям воспитания в переходном возрасте, особое внимание придавал воспитанию девочки — подростка. Эмпирически определив, практически проверив, народ широко применял в условиях семейного воспитания самые разнообразные приёмы и методы воспитания : приучение, показ, поощрение, порицание, личный пример, благославление и другие, не противоречащие, а совпадающие с принципами научной педагогики.

Опираясь на народные методы воспитания педагоги — теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.

Исследования проблем народной педагогики позволяют утверждать что концепция народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, гениально воплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества.

Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.

1. А.Э Измайлов. Народная педагогика. Москва. «Педагогика» 1991г.

2. Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание.

3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск ,1926 г.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика, Чебоксары, 1956 г.

5. Лазутин С.Г. О морфологическом аспекте в изучении языка народной поэзии // Русская литература, 1956 г. №3

6. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа, Москва, 1969 г.

7. Макаренко А.С. О воспитании в семье. Москва, 1955 г. с 124

8. Толстой А.Н. Полное собрание сочинений. Т.41 М. 1928, с. 179

Понятие развития словаря детей и его значение. Развитие речевой культуры в дошкольном детстве. Понятие пословиц и поговорок, их фонетические особенности, виды и структура. Использование пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста.

курсовая работа [66,8 K], добавлен 16.04.2014

Пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества. Организация работы по развитию речи учащихся младших классов на материале пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и русского языка; методы, направления и условия развития речи.

курсовая работа [105,8 K], добавлен 31.07.2012

Использование русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой Родине детей старшего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания детей, определение уровня сформированности знаний о социальной действительности.

курсовая работа [209,9 K], добавлен 16.11.2009

Изучение содержания, средств и методов формирования нравственных качеств у дошкольников. Исследование воспитательной ценности устного народного творчества в нравственном воспитании. Анализ восприятия малышами идеи, морали, общей задачи произведения.

курсовая работа [68,1 K], добавлен 28.04.2015

Загадка как средство обучения и воспитания детей. Возможности ее применения в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Роль загадки в развитии поэтического слуха у малышей, выработки отношения к родному краю, ее диагностическая функция.

реферат [24,6 K], добавлен 10.02.2011

Характеристика фольклора как средства развития фонематического слуха. Роль колыбельных песен, потешек, скороговорок, пословиц и поговорок в формировании звуковой культуры речи ребенка. Разработка перспективного плана работы с детьми по развитию речи.

презентация [11,4 M], добавлен 20.04.2012

Пословица как средство народной педагогики. Устное народное творчество (пословицы), особенности его применения на уроках чтения, русского языка и других предметах для развития речи учащихся. Примеры применения различных пословиц на разных этапах урока.

реферат [18,5 K], добавлен 23.04.2010

Содержание коррекционно-развивающих логопедических занятий по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Диагностика речи детей старшего дошкольного возраста, эффективность использования средств устного народного творчества.

дипломная работа [254,4 K], добавлен 13.05.2015

Речевое развитие детей младшего школьного возраста. Психофизиологические основы развития речи. Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников. Анализ учебников «Русский язык» Рамзаевой Т., система «Классическая начальная школа».

курсовая работа [101,1 K], добавлен 27.10.2010

Этапы формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. Характеристика детей с отклонениями в эмоциональном развитии, особенности коррекционной работы с ними.

дипломная работа [115,0 K], добавлен 21.10.2013

источник