Меню Рубрики

Анализ программ для детей с зпр

Обучение и развитие ребенка с ЗПР в обычном классе общеобразовательной школы по адаптированной программе

Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивное образование — это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия критериям школьной системы. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы.

Принципы инклюзивного образования

Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.

Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.

Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием.

Самым главным направлением в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка.

В моем классе учится ребенок с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя игры со строгими правилами детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации целенаправленной деятельности.

Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития
Адаптированная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 53 (далее – АОП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации, планируемым результатам освоения АОП НОО обучающихся с ЗПР и с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПООП НОО обучающихся с ЗПР).

Адаптированная образовательная программа начального общего образования (вариант 7.1.) определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования обучающимися с задержкой психического развития, примерные условия образовательной деятельности.

Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее — АОП НОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Вариант 7.1. предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).

Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Данный вариант характеризуется

  • усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций;
  • коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на следующем уровне основного общего образования.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.

Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
При организации процесса обучения следует помнить, что дети с задержкой психического развития многие практические и интеллектуальные задачи решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие.

Следуя рекомендациям, данным в этой программе совместно с педагогом – психологом школы разработан «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося» (Приложение 1). План реализации маршрута (Приложение 2).

Коротко об основных направлениях работы педагога по этому маршруту.

Педагогическая диагностика детей с ЗПР

Для обеспечения эффективности педагогической деятельности необходима максимально полная информация об особенностях и возможностях каждого ребенка. Одной из важных составляющих при получении такой информации является педагогическая диагностика. Она представляет собой способы изучения характера усвоения программных знаний и навыков, особенностей сформированности важнейших для развития ребенка видов деятельностей, индивидуально – личностных особенностей.

Для диагностики сформированности учебных знаний могут быть использованы методы наблюдения за поведением ученика на уроке, анализа контрольных и самостоятельных письменных работ, устных ответов, беседы по изученному материалу. Для того, чтобы в дальнейшем диагностические данные можно было использовать при отборе дифференцированных приемов педагогического воздействия, необходимо тщательно продумать критерии оценки материалов диагностики.

Результаты изучения особенностей усвоения учебных знаний и навыков я заношу в «Дневник педагогических наблюдений за поведением и учебной деятельностью учащегося».

В результате педагогической диагностики возможно выявить, какие именно темы и разделы учебной программы и в какой степени усвоены каждым ребенком, проанализировать, что является основной причиной затруднений при усвоении, разработать на основе этих сведений индивидуальную коррекционную программу для ребенка, включающую в себя цели и задачи, этапы, оптимальные приемы организации коррекционно – развивающей работы как на уроке, так и во вне урочное время.

Так, высокий уровень овладения программными сведениями предполагает предоставление ребенку максимальной самостоятельности, индивидуальное усложнение заданий, побуждающее к оказанию объясняющей помощи другим детям.

Овладение программой в степени выше среднего ведет за собой анализ причин, не позволяющих справиться с учебными требованиями на более высоком уровне. В случае, если затруднения ребенка обусловлены сенсомоторными (1 группа причин) или познавательными (2 группа причин) нарушениями, психолого – педагогическая его поддержка должна быть направлена на создание специальной коррекционной среды, подбор таких дидактических игр и упражнений, которые на коррекционных занятиях и в свободное время позволяли бы ребенку преодолевать эти нарушения.

Образовательная деятельность.

Особые образовательные потребности

  • Организация в образовательном учреждении системы психолого-педагогического сопровождения;
  • Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития;
  • Проведение индивидуальных коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности;
  • Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным повышением уровня сложности заданий
  • Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития.

Организация деятельности на уроке.

  • Важны внешние мотивирующие подкрепления.
  • Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно.
  • Создание ситуации успеха на занятии.
  • Благоприятный климат на уроке.
  • Опора на эмоциональное восприятие.
  • Введение физминуток через 15-20 минут.
  • Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
  • Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
  • Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью.остоянное управление вниманием.
  • При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ.

Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:

  • Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
  • Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.
  • Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
  • Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
  • Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.

Вариативные приемы обучения.

  • Повтор инструкции.
  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
  • Речевой образец или начало фразы.
  • Демонстрация действий.
  • Подбор по аналогии, по противопоставлению.
  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
  • Совместные или имитационные действия.

На уроках и во внеурочной деятельности я активно использую методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения:

— умение действовать по плану;

— преодоление импульсивности, непроизвольности;

— умение оценивать правильность выполненного действия;

— учение вносить коррективы в результат.

Обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.

Обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя.

Обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, овладение техникой речи. Кружок «Занимательная грамматика и развитие речи».

В системе обучения использую различные виды помощи:

  • учебные;
  • стимулирующие;
  • направляющие;
  • обучающие и др.

Чувствительность ребенка к помощи, способность усваивать ее, переносить усвоенный с помощью способ деятельности на решение аналогичных учебных задач – надежный способ определения уровня развития ребенка, его обучаемости.

Учебная помощь. Осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий.

Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.

Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании – в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы или уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В этом случае педагог косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.

Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.

Развитие мелкой моторики кисти рук, навыков каллиграфии.

Использование игр и упражнения, направленных на развитие мелкой моторики и графических навыков.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития, развитие артикуляционной моторики.

Учеными разных стран с незапамятных времен доказано, что руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом: известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки — видимой частью полушарий головного мозга. Кисть руки человека считается источником информации о внешнем мире. Именно через развитие моторики ребенка происходит компенсация невостребованных качеств организма и социальная адаптация детей с ЗПР и нарушением интеллекта.

Читайте также:  Анализ творческих работ детей возрастной группы

Использую на уроках для всех детей (оказываю индивидуальную помощь ребенку с ЗПР) пластилинографию, оригами, работу с конструктором, работу с мятой бумагой, ватопись.

Очень нравятся детям занятия логоритмикой и кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Истоки этой науки можно проследить в Древней Греции, в индийской йоге, в фольклорных пальчиковых играх в Древней Руси. Все эти системы основаны на основах кинезиологии: специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга, с изнашивания которого начинаются отклонения во всех видах здоровья. Результаты научных исследований показали, что трудности первоклассников в усвоении чтения и письма обусловлены недостаточным по возрасту уровнем развития левого полушария, а гиперфункция правого полушария препятствует развитию логико — аналитических способностей левого.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы.

Далее приведены кинезиологические программы, направленные на:

  • Развитие межполушарных связей
  • Синхронизации работы полушарий
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие способностей
  • Развитие памяти, внимания
  • Развитие речи, мышления

Продолжительность занятий зависит от возраста (от 5-10 до 20-35 минут в день). Заниматься необходимо ежедневно, длительность занятий по одному комплексу упражнений 45-60 дней. Занятия ведутся по схеме:

  • Комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 дней);
  • Перерыв 2 недели;
  • Комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель);
  • Перерыв 2 недели;
  • Комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель).

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

«Уши». Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх — наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.

«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, — ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

«Лезгинка». Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).

«Лягушка». Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.

«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

«Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

Также немаловажную роль в развитии личности играют коммуникативные универсальные учебные действия. К ним относится умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Вовлекаю ученицу в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых она учится изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

В процессе такой работы дети научатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений с одноклассниками. Внеурочная деятельность соответствующей направленности «Психология общения».

Ориентируюсь на организацию успеха ребёнка в учебной деятельности, путем опоры на его положительные, сильные качества.
Задействую ее в мероприятиях, например, инсценировках, танцах, художественном творчестве.

Создаю благоприятный психологический микроклимат в классе.

Провожу тематические беседы, классные часы, совместные поездки, экскурсии.

Веду работу по развитию познавательных (познавательные УУД) и творческих способностей у ребенка, а также по формированию адекватной самооценки и учебной мотивации, используя упражнения развивающего характера, а также развивающие игры и задания. Кружки «Шахматная азбука», «Занимательная математика», «РОСТ» (Развитие. Общение. Самооценка. Творчество)

Формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья. Дни здоровья. Занятия на свежем воздухе.

Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.

Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

источник

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.

Конституционального и соматогенного происхождения — ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

Психогенного происхождения — обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.

Церебрально-органического происхождения — самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.

Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.

Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР .

Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

Структура коррекционной программы

Цель программы — установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.

— снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

— развивать познавательную активность;

— развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.

— развивать общую и мелкую моторику рук;

— развивать навыки эмоциональной саморегуляции.

Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.

Упражнения на развитие моторики.

Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.

Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий — 2 раза в неделю.

Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.

Критерий эффективности программы

Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно — развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.

Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.

источник

Рассматривая проблему социального развития детей с задержкой психического развития необходимо особое внимание акцентировать на анализе специальных программ в данной области. Однако, несмотря на неподдельную актуальность поднятых вопросов, программы, способствующие социальному становление ребенка с ЗПР, имеются лишь в единичных вариантах. Все это еще раз подчеркивает истинную значимость изысканий в этой сфере. Следует помнить, что особую важность несет не только наличие теоретической основы работы (в виде программы), но и ее практичная реализация.

Программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой; «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР» Боряковой Н.Ю., Касицыной М.А.; программа под названием «Навыки общения» Шипицыной Л.М. и типовая программа коррекционного обучения детей с ЗПР в подготовительной группе детского сада под редакцией Е.А. Стребелевой. Аспектный анализ перечисленных программ и будет произведен. Аспектный, т.к. в центре внимания будет преимущественно «социальный» аспект коррекционной работы.

Итак, первая программа под авторством Екжановой Е.А. и Стребелевой Е.А. представляет собой полноценный теоретический труд всестороннего развития ребенка с проблемами в развитии. В целом программа не имеет принципиальных отличий от ряда аналогичных, за исключением такой характерной составляющей как раздел «Социальное развитие», под которым понимается не только социально-трудовая реабилитация, но и учитывается психологическая составляющая процесса вхождения ребенка в общество. Содержание раздела отличается достаточной выверенностью и логичностью построения основных блоков психолого-педагогической работы с детьми: о формировании у ребенка представлений о самом себе до развития сотрудничества с другими людьми и адекватного восприятия окружающего мира. Материал располагается по годам обучения и планомерно выделяются основные показатели развития и концу каждого года обучения, что является несомненным плюсом программы, т.к. очень часто за звучными целями и задачами работы не стоят определенные конкретные достижения ребенка.

Программа Боряковой Н.Ю. и Косицыной М.А. также имеет своей целью способствование, насколько это возможно, становлению гармоничной личности ребенка. В работе выделены приоритетные направления воздействия, оформившиеся в основные блоки: диагностико-консультативный; физкультурно-оздоровительный; коррекционно-развивающий и социально-педагогический. Заслуга авторов состоит в систематизации многообразной информации из абсолютно различных сфер и определении этапности работы. Подобная четкая структурированность — является залогом успешности и достижения поставленных целей. Характерной особенностью данной программы, является включение в социально-педагогическую работу, взаимодействие с родителями и ближайшим окружением ребенка.

Взаимодействие с семьей определяется как первооснова социального развития ребенка, что бесспорно верно и выгодно отличает эту программу от других. Более того, придерживаясь принципа максимальной структурированности работы, означены и основные формы взаимодействия с семьей, в результате чего на смену привычной иллюзорности процесса приходит ощущение твердости, конкретности целей, а соответственно, и средств их достижения.

Программа Л.М. Шипициной “Навыки общения” сразу обращает на себя внимание своей прицельностью — целью является повышение самостоятельности и расширение возможностей общения ребенка в обществе, т.е. по сути, способствование социальной адаптации. Большее внимание в работе уделяется важности психологического комфорта ребенка, наличию у него чувства защищенности и доверия, чувства и эмоции, эмоционально-личностное выходит здесь на первый план. Разделы программы ориентированы на формирование продуктивных, адекватных способов взаимодействия с окружающими, т.е. на формирование навыков в общении в различных сферах жизнедеятельности, которые определяются соответствующими разделами: общение с высшим миром, мои чувства и желания; образ жизни; общение с друзьями; общение с взрослыми; культура общения. Подобная разносторонность и в тоже время, одно направленность определяет эффективность применения программы.

Читайте также:  Анализ творческих работ детей дошкольного возраста

Типовая программа коррекционного обучения детей с ЗПР в подготовительной группе детского сада под редакцией Е.А. Стребелевой также представляет интерес для анализа. Программа отличается четкой структурированностью и полнотой раскрытия специфики педагогической работы при дизонтогении указанного типа. Определяются основные блоки задач, благодаря решению которых и достигается положительный эффект коррекционного воздействия: воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные. Программа ориентированна на гармоничное, всестороннее развитие дошкольника с ЗПР, в том числе и социальное, которое, однако, не определяется как приоритетное направление работы.

Анализ всех вышеперечисленных программ позволяет сделать выводы о предшествовании их появлению долгой, кропотливой, теоретической и практической работы, все они целостны и структурированы, все по своему призваны способствовать социальному становлению ребенка с проблемами в развитии. Однако все они не учитывают один и тот же нюанс: судьбу личности, в конечном счете, решает не дефект сам по себе, а его социальная реализация. Социальная реализация в свою очередь, предполагает не только вхождение индивида со своими особенностями в общество, но и ответную реакцию этого самого общества на внедрение в его структуру чего- то нетипичного, инородного и значимость этой ответной реакции, ее последствия может превзойти все ожидания, подавив позитивную динамику развития проблемного ребенка. Учет данной особенности, как одного из основных факторов, определяющих успешность или неуспешность социальной адаптации и составление в этом контексте коррекционной программы социального развития детей с проблемами в развитии, может привести к преодолению массы имеющихся трудностей, разрешению актуальных проблем и вопросов, оставшихся без ответа, а значит и повышению качества социализации.

источник

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Статья просмотрена: 4744 раза

Кузьмина Е. А., Токарев А. А. Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2018. — С. 49-57. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13636/ (дата обращения: 03.06.2019).

Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа (далее АОП) для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) является программным документом для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), посещающих ДГ ГБОУ «Школа № 1387», которым в установленном порядке по заключению ЦПМПК рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе для детей с ЗПР.

Программа включает в себя разработки по следующим образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, эмоционально-волевое.

Содержание образования и условия обучения воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Группа детей с задержкой психического развития состоит из детей младшего и среднего дошкольного возраста, направленных центральной медико-психолого-педагогической комиссией.

Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности

Дети испытывают трудности в произвольной регуляции деятельности. Как правило познавательный интерес снижен. Необходима коррекция пространственных представлений. Создание алгоритмов продуктивной деятельности. Так же необходимо осуществлять работу со взаимодействием со взрослыми и детьми развитие игровой деятельности. Коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие памяти, внимания, восприятия, зрительных, слуховых, моторных функции и мышления. Отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;

неравномерная работоспособность; нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.

снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям; могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

‒ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

‒ Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;

‒ «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049–13;

‒ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

‒ Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС); Методические рекомендации по составлению образовательной программы ДОУ N 655 от 23 ноября 2009г.

Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с ЗПР.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3–5 лет с задержкой психического развития, принятых в ДОО. Программа рассчитана год, материал может быть адаптирован под нужды конкретного ребенка с учетом его психофизиологических особенностей.

1.2 Цель изадачи психолого-педагогического сопровождения

‒ Ввести детей с ЗПР в сложный мир человеческих взаимоотношений

‒ Создать зону ближайшего развития для преодоления недостатков эмоционального развития.

‒ Подготовить детей, имеющих ЗПР, к обучению в школе.

‒ Научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию.

‒ Прививать навыки социального поведения

‒ Развитие психических процессов.

Методологическая основа программы

Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и коррекционно-развивающий подход к отбору содержания образования.

Системно-деятельностный подход — методологическая основа ФГОС.

Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В настоящее время образовательный процесс требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности обучающихся и педагогов. Деятельностный подход к обучению предполагает:

формирование у обучающихся умения контролировать свои действия — как после их завершения, так и по ходу;

формирование у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;

освоение воспитанниками способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

В результате коррекционной работы ребенок 3–4 лет:

Проявляет интерес к различным видам игр, к совместным играм;

В результате коррекционной работы ребенок 3–4 лет:

Проявляет интерес к различным видам игр, к совместным играм;

Интересуется собой и предметами ближайшего окружения, воспринимает себя в качестве самостоятельного субъекта;

Откликается на эмоции близких людей и сверстников, на доступные для восприятия художественные и музыкальные произведения;

Умеет выполнять последовательную цепочку игровых действий;

Использует речь как средство взаимодействия со взрослыми и сверстниками в быту и в игре;

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения;

Эмоционально откликается, понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические качества, эстетические характеристики;

Решает спорные вопросы с помощью речи;

Объединяется с детьми для совместных игр и распределяет роли в игре, планировать свое действие.

Целевые ориентиры

‒ Ввести детей с ЗПР в сложный мир человеческих взаимоотношений

‒ Создать зону ближайшего развития для преодоления недостатков эмоционального развития.

Целевые ориентиры. Образовательная область «Речевое развитие».

Возможные достижения ребенка:

‒ способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

‒ проявляет речевую активность, способность взаимодействовать окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;

‒ понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;

‒ — понимает и выполняет элементарные словесные инструкции.

‒ различает лексические значения слов и грамматических форм слова;

‒ называет действия, предметы, изображенные на картинке, участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые слов, которые могут добавляться жестами;

‒ произносит простые по артикуляции звуки;

‒ воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Возможные достижения ребенка:

‒ выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

‒ пытается соблюдать в игре элементарные правила;

‒ проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

‒ ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т. п.);

‒ замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

‒ может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти-десяти минут;

‒ обладает элементарными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);

‒ выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

‒ выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания.

Возможные достижения ребенка:

‒ составляет схематическое изображение из двух-трех частей;

‒ создает предметные конструкции из двух-четырех деталей;

‒ показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

‒ выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

‒ выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;

‒ обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;

‒ воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;

‒ использует в игре предметы-заместители по подражанию;

‒ усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах;

‒ обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);

‒ обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

‒ считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;

‒ знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

‒ обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.

Возможные достижения ребенка:

‒ раскладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу;

‒ создает предметный схематический рисунок по образцу;

‒ проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

‒ проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

‒ эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;

‒ знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойства;

‒ владеет некоторыми операционально-техническими сторонами

‒ в изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами,

‒ кистью, мелом, мелками; рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; сочетает прямые и наклонные линии; рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы; использует приемы примакивания и касания кончиком кисти;

‒ прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;

‒ с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

Возможные достижения ребенка:

‒ проходит по гимнастической скамейке;

‒ ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками;

‒ обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание, перелезание и пр.);

‒ обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);

‒ реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;

‒ выполняет по образцу взрослого простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);

‒ стремится принимать активное участие в подвижных играх;

‒ использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с помощью взрослого;

‒ с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.

Читайте также:  Анализ творчества михалкова для детей

2. Содержание программы

2.1. Планирование психолого-педагогического сопровождения

АОП обеспечивает системное сопровождение детей с ЗПР в образовательном процессе всеми специалистами:

воспитатель по физической культуре;

инструктор по физической культуре (плавание);

Комплексный и разносторонний подход всех специалистов в диагностической и коррекционно-развивающей деятельности позволяет наиболее эффективно строить работу с ребёнком с ЗПР. Все педагоги, участвующие в образовательном процессе ребёнка с ЗПР, ведут работу по следующим направлениям:

выявление особых образовательных потребностей ребёнка с ЗПР;

проведение комплексной диагностики нарушений в психическом и физическом развитии ребёнка с ЗПР;

определение уровня актуального развития ребенка с ЗПР, зоны его ближайшего развития, выявление резервных возможностей;

контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ЗПР (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).

анализ и синтез полученных диагностических данных всех специалистов;

составление индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) психического и физического развития ребёнка с ЗПР.

реализацию ИОМ в условиях образовательного учреждения;

выбор коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания;

организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;

помощь семье в вопросах воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ЗПР;

помощь педагогам в выборе методов и приёмов работы с ребёнком с ЗПР.

лекции, беседы, информационные стенды, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса особенностей сопровождения детей с ЗПР;

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуальных особенностей детей с ЗПР.

2.2. Реализация психолого-педагогического сопровождения

Реализация психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ЗПР осуществляется в соответствии с листами сопровождения, разработанными педагогами и специалистами образовательного учреждения.

2.2.1. Лист сопровождения ребёнка с ЗПР педагогом-психологом

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Направления работы

Формы организации ОД

Методики ипособия

1) Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. — М. 1982

2) Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. С50 Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

3) Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей 3–7 лет М. И. Лисиной

1) Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. — Санкт-Петербург: Речь, 2003

2) Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ/Авт.-сост.: И. Н. Наревская, Н. Г. Сабтрова, Н.А. куранова, Н. С. Нурмухаметова.-2-е изд., АРКТИ, 2010

3) Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возраст/ А. Арушанова // Дошкол. воспитание. -1998. -N 6.

4) Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада: [В рамках программы » Развитие речи «]/ О. Гаврилушкина // Ребенок в дет. саду. -2003. Методика. -N 2.

5) Майер И. П. Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. -2000. -N 1.

6)Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Автор: Шипицына Л.М,Защиринская О.В,Воронова А.П,Нилова Т.А Издательство: Детство пресс Год: 2010

Индивидуально, подгруппа, микро-группа.

1)Вайнер М. Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М. Э. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. — 2008. — № 4

2) Громова Т. В. Страна Эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка / Т. В. Громова. — М.: УЦ «Перспектива», 2002.

3)ШалимоваГ. А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Г. А. Шалимова. — М.: АРКТИ, 2006. — 232 с

4) Методика «Контурный САТ-Н

(Детский апперцептивный тест

Индивидуально, подгруппа, микро-группа

1) Павлей Т. Н. «Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития». Дефектология. 2000. № 4

2) Данилина Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина.- М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006.

3) Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры.-М.: Эксмо, 2010, 240с.

4) Уханова А. В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А. В. Уханова // Вестник практической психологии образования. — 2009. — № 2

5) Полянская, Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников / Т. Б. Полянская. — М.: Детство-Пресс, 2011

6) Чистякова М. И. Психогимнастика/ Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

Взаимодействие педагога-психолога сдругими участниками образовательного процесса ис администрацией ОО

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
  2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе в процессе тренинговой работы и индивидуальных консультаций
  4. Проводит индивидуальное психологическое консультирование участниками образовательного процесса, родителями и с администрацией ОУ.
  5. Взаимодействует Ппк
  6. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.
  7. Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).
  8. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
  9. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
  10. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  11. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  12. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
  13. Оказывает помощь детям в развитии их само регуляции и самоконтроля на занятиях специалистов
  14. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогами.

Взаимодействие педагога-психолога с родителями

‒ консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;

создания оптимальной развивающей среды дома;

создания оптимальной психологического климата дома;

психологической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития детей;

модели поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;

предпосылок для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

желания использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских отношений;

развития личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно другими специалистами);

создания условий для успешной социализации детей;

обучения игровому взаимодействию с детьми.

2.2.2. Лист сопровождения ребёнка сЗПР учителем-логопедом

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда

Образовательная область «Речевое развитие»

Направления работы

Формы организации ОД

Методики ипособия

Обогащение лексического строя речи

  1. Безрукова О. А., Каленкова О. Н., Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко.

Индивидуально, в подгруппах и микро-группах

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. и др., Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
  2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Лопатиной Л. В.)
  3. Нищева Н. И., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
  4. Теремкова Н. Э., Логопедические домашние задания для детей 5–7 лет с ОНР.
  5. Бардышева Т. Ю., Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР.
  6. Федорова Л. И., Учимся общаться.
  7. Нищева Н. И., Занимаемся вместе.

Совершенствование грамматического строя речи

  1. Безрукова О. А., Каленкова О. Н., Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. Шевченко С. Г.

Индивидуально, в подгруппах и микро-группах

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Туманова Т. В. и др., Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
  2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Лопатиной Л. В.)
  3. Нищева Н. И., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
  4. Теремкова Н. Э., Логопедические домашние задания для детей 5–7 лет с ОНР.
  5. Бардышева Т. Ю., Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР.
  6. Федорова Л. И., Учимся общаться.
  7. Нищева Н. И., Занимаемся вместе.

Фонетико-фонематическая система языка, навыки звукового анализа исинтеза.

  1. Безрукова О. А., Каленкова О. Н., Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. Шевченко С. Г.
  3. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда.

Индивидуально, в подгруппах и микро-группах

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Туманова Т. В. и др., Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
  2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Л. В. Лопатиной).
  3. Нищева Н. И., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
  4. Агранович З. Е., Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей.
  5. Бардышева Т. Ю., Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР.
  6. Азова Е. А., Чернова О. О., Учим звуки.
  7. Комарова Л. А., Автоматизация звуков в игровых упражнениях.
  8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Автоматизация звуков у детей.

Обучение элементам грамоты

  1. Безрукова О. А., Каленкова О. Н., Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. Шевченко С. Г.
  3. Иншакова О. Б., Альбом для логопеда.

Индивидуально, в подгруппах и микро-группах

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Туманова Т. В. и др., Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
  2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Лопатиной Л. В.).
  3. Нищева Н. И., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
  4. Бардышева Т. Ю., Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР.

Развитие связной речи иречевого общения

  1. Безрукова О. А., Каленкова О. Н., Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. Шевченко С. Г.
  3. Иншакова О. Б., Альбом для логопеда.

Индивидуально, в подгруппах и микро-группах

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Туманова Т. В. и др., Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
  2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Лопатиной Л. В.).
  3. Нищева Н. И., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

Бардышева Т. Ю., Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР.

  1. https://multiurok.ru/files/comments/adaptirovannaia-obrazovatiel-naia-proghramma-dli-1/
  2. http://открытыйурок.рф/статьи/664319/
  3. http://открытыйурок.рф/статьи/666731/article.doc

адаптированная образовательная программаобразовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития.

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, программа, творческая группа, дошкольный возраст, образовательная деятельность.

4. Лопатина Л. В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с. Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, ведущая деятельность.

Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования детей с задержкой психического развития разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта.

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.

Воспитание и образование детей строится в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного учреждения, а

Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения

Задачи программы: развитие психических функций детей в процессе совместной деятельности; развитие мыслительных операций: умение выделять

Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2013.

Это образовательная программа, разрабатываемая на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями.

источник