Меню Рубрики

Анализ речи детей в старшей группе

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исследования, проведенные психологами, педагогами, лингвистами, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин).

Анализ психологической, лингвистической и педагогической литературы показывает, что не все дети одинаково успешно овладевают в раннем детстве фонетической, лексической и грамматической сторонами речи, поэтому далеко не у всех дошкольников развито умение связно выражать свои мысли.

Из сказанного следует, что проблема развития речи интересовала и интересует многих исследователей, методистов, учителей, воспитателей, которые придавали ей огромное значение. Все исследователи единодушно подчеркивают роль специального воспитания в становлении и развитии речи детей дошкольного возраста. Только специальная речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню владения речью. Углубленная, обогащенная по содержанию работа по развитию речи детей, которая начинается с младшего возраста, дает в конце воспитания и обучения в детском саду большой эффект. Таким образом, актуальность выбранной темы значима в дошкольном воспитании.

При работе над проблемой «Развитие речи детей путем формирования лексико-грамматических навыков» установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, что дети вовлекаются в активную речевую работу не только на занятиях по развитию речи, но и в игре, театральной деятельности, ознакомлению с окружающим, чтении художественной литературы. Тем самым мы даем значительное увеличение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка.

В связи с этим для решения проблемы разработали систему мероприятий, которая, на наш взгляд, способствует развитию всех компонентов устной речи, определили основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи.

Помня о том, что нам надо научить детей использовать богатство языка во всей его полноте, мы должны предъявлять высокие требования к своей речи: высокая звуковая культура речи, богатство словаря, грамматическая правильность, интонационная выразительность речи. Для совершенствования речи педагогов в детском саду работает «Школа речевых наук», в рамках которой проводится практический семинар «Профессиональная речь педагога», деловая игра «Знатоки русского языка» и «Как ваше слово отзовется», мастер-классы для педагогов ДОУ «Выразительность речи педагога», «Как скучное сделать интересным».

Таким образом, повышая профессиональную компетентность педагогов в вопросах речевого развития детей, мы способствуем формированию правильной речи у дошкольников.

Работу с детьми начали с проведения мониторинга уровня развития речи детей, используя методы наблюдения по возрастным нормативам речевого развития: уровня их словарного запаса, лексико-грамматических категорий и связной речи, с учетом индивидуальных особенностей. Уровень развития речи детей младшей группы показал: высокий уровень развития речи имеют 15% детей, средний уровень – 50% и низкий уровень – 35% детей. Это позволило определить задачи по решению данной проблемы и выстроить образовательный процесс. Средствами мониторинга мы оценили степень освоения дошкольником образовательной программы.

Для обогащения и совершенствования детской речи создали благоприятную речевую среду, где особая роль принадлежит взрослому, который во время наблюдений, игры, труда и учебных занятий пробуждает ребенка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску, развивает умение спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения. Интересная, богатая впечатлениями жизнь всегда отражается на речи ребенка, она ее обогащает и активизирует: у ребенка есть, что сказать, и ему хочется поделиться тем, что его глубоко затронуло. Известно, что в игровой форме сам процесс протекает быстрее, активнее, потому что игра – вид деятельности, присущий ребенку-дошкольнику.

Чтобы ребенок имел возможность развивать свою речь вне занятий, помогаем организовать самостоятельную детскую деятельность через сюжетно-ролевые игры, театральную деятельность. Все игры сопровождаются речью: дети договариваются между собой об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. В игре идет развитие диалогической и монологической связной речи.

Самостоятельная творческая деятельность детей дает возможность обогатить и активизировать словарь ребенка. В процессе драматизации происходит усвоение детьми всех лексико-грамматических форм, развивается связная речь.

Оформленный уголок «Умной книги» в группе направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг. Приобщая детей к книге, используем в своей работе художественное слово, знакомим детей с новыми словами, привлекаем их внимание к выразительным средствам, развиваем умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткость к поэтическому слову. Речь развивается в лучших образцах родного языка, происходит формирование способности постигать художественные образы, созданные писателями, и применять на практике.

Использование малых форм фольклора (потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички) позволило раскрыть детям метафорическое богатство русского языка. Считалки со сложным словарным составом закрепляют умения строить предложения грамматически правильно. Знакомство с небылицами помогает нам закреплять знания о синонимах и антонимах.

А сказка – это питательный хлеб для обогащения словаря ребенка, именно сказка способствовала познанию ребенком мира добра и зла, глупости и жадности.

Для формирования лексико-грамматических навыков нами был собран материал и составлено практическое пособие для педагогов «Учимся говорить правильно». Использование этого пособия помогает разнообразить занятия по развитию речи, сделать их интересными, занимательными, насыщенными. Его можно использовать во всех возрастных группах, как для коллективной, так и для индивидуальной работы.

Повышая качество речи каждого ребенка через использование физминуток, пальчиковой гимнастики, речевых подвижных игр, способствуем раскрытию творческого потенциала, умению перевоплощаться, самореализовываться, развитию памяти, воображения, выразительности речи, концентрации внимания, речевого и умственного развития.

Многофункциональные дидактические игры «Лучистое солнышко», «Муфточка ощущений», «Сундучок запахов» использовались для закрепления обобщающих понятий и прилагательных в активном словаре детей, помогали работать с глагольной лексикой. При этом у детей задействовано мышление, воображение, память, осязание, выстраивается целый ассоциативный ряд. Также мы задействуем и обоняние для определения качеств. Дети – народ любознательный, им хочется сунуть нос везде, все хочется знать. Эти игры заставляют догадываться, рассуждать, спорить, находить истину.

Образование притяжательных прилагательных мы закрепляли в игре «Кто, кто в домике живет?», предложные конструкции мы закрепляем в дидактических играх «Во саду ли, в огороде…», «Кто где спрятался?».

При использовании в работе по развитию речи дошкольников технологии и методики известных научных исследователей Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой разработано «Тематическое планирование по развитию речи с детьми 4-7 лет». Тематический принцип подбора материала обеспечивает тесную взаимосвязь в учебном процессе. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная лексическая «замкнутость» позволяет формировать у детей обобщенные понятия, детально проработать каждую тему, пополнить словарь, развить лексико-грамматические навыки.

Обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами. Вводя новые лексические единицы, учитывали индивидуальные особенности организации словаря ребенка. Используя приемы работы с новой лексикой:

— подбирали слова, обозначающие предметы, их действия и качества;

— обогащали адъективный слой лексики – понимание и употребление синонимов и антонимов;

— знакомили с промежуточным понятием «средний»;

— узнавали, что словообразовательные единицы меняют основное значение слова – медведь, медвежонок, медведюшко;

— знакомили с формами образования глаголов от звукоподражаний;

— знакомили с многозначными словами.

Углубленная словарная работа, в частности над смысловой стороной слова, привела к существенным сдвигам в развитии связной речи. Умение оперировать словами, сопоставлять их, оценивать и отбирать повысило уровень произвольности устной речи. В процессе формирования активного словаря дошкольника добились таких качеств речи, как точность, правильность, выразительность. Используя в своей работе дидактические игры «Контрасты», «Один-много назови», «Собери цветок», «Кто что умеет делать?» и другие.

Словарная работа была направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, активному поиску правильной формы речи, т.е. грамматическому строю речи.

Грамматическое значение в слове существует вместе с его лексическим значением, в предложении – вместе с семантической структурой. Мы учим детей согласовывать слова в роде, числе, падеже, учим строить как простые предложения, так и сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные. Ребенок слышит грамматически правильную речь воспитателя, воспитатель исправляет ошибки в речи детей, чтобы дети усвоили правильные грамматические формы русского языка.

При обучении детей составлению рассказов мы используем тематические схемы-описания, которые помогают активизировать употребление в речи детей сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, что способствовало развитию связной речи. Нами использовался прием составления «коллективного письма» в ситуации «письменной речи», где рассказ ребенка записывался. Применяя этот прием, достигли значительных результатов в развитии связной устной речи ребенка, поскольку речь строилась на уровне развернутости и произвольности. После проведения таких занятий, оформлялись газеты «По секрету всему свету я о маме расскажу», «Ласковые бабушкины руки», выпускались сборники рассказов «Творческие рассказы детей».

Для формирования у дошкольников интерес к развитию речи применяли разнообразные формы занятий: занятия-тренинги «Что случилось со словами», занятия-интервью «Интервью у Весеннего леса», занятие-путешествие «Страна Вымышляндия», «Сочиняйка», занятие-игра «Удивительное дело», «В гостях у бабушки Забавушки», игры-импровизации «Где это видано, где это слыхано?», «По дороге со словами». Применение в работе разных форм занятий позволило сформировать у детей стойкий интерес к обогащению и развитию связной речи.

Использование в работе разнообразных методов и приемов, средств обучения показало положительную динамику развития речи у выпускников. Уровень речевых умений у дошкольников повысился и показал результат: высокий – 50%, средний – 40% и низкий – 10%.

С целью повышения эффективности вся наша работа проходила в тесном контакте с родителями воспитанников. Формируя у родителей дошкольников компетентное представление о способах и приемах развития речевых навыков, на родительских собраниях специально заострялось внимание на необходимости специальных занятий по развитию речи и на роли этих занятий в умственном развитии ребенка. Многих родителей пришлось в этом убеждать, их волновали только недостатки звукопроизношения и отсутствие коммуникативных навыков. Приглашали родителей на открытые занятия по развитию речи, где родители еще раз убеждались в необходимости занятий с детьми.

Наши беседы, консультации помогли им понять, насколько речевое развитие ребенка зависит от общения с родителями, их интереса к совместной с детьми деятельности. Проведенное анкетирование родителей позволило скорректировать индивидуальную работу с каждым ребенком.

У каждого ребенка в группе была аудиокассета, где мы записывали речь детей, собирали стихи, рассказы, давали прослушать «произведения детей» родителям и они убеждались в том, что речь ребенка необходимо развивать, а на выпускном вечере мы подарили аудиокассеты как результат совместной работы детей, родителей и воспитателей.

Создавая в группе «Познавательно-игровой мини-центр», мы приглашали родителей поиграть в группе в любимые игры своего ребенка, тем самым родители еще больше вовлекались в образовательный процесс.

Мы рекомендовали родителям заучивать с детьми стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, скороговорки, советовали, какую художественную литературу прочитать детям.

Провели практикум «Игры для развития лексико-грамматических категорий», «Формируем активный словарь ребенка», «Игры, способствующие развитию связной речи дошкольников». В процессе практикумов для родителей составили каталог «Упражнения для развития речи», многие родители сделали его своей настольной книгой. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых нами в работе по развитию связной речи, несомненно помогает им в организации речевых занятий дома.

Большинство родителей стали нашими помощниками, постоянно возрастало их желание узнать о речевых достижениях и недостатках ребенка. Активное участие принимают родители в изготовлении дидактических и настольных игр, театров, принимают участие в праздниках: «Новоселье», «Мамин праздник», «В гости пап мы пригласили», «Бабушкины сказки». Совместно с родителями и детьми к праздникам выпускаем газеты с рассказами детей и фотографиями об интересных событиях в жизни детей.

Мы шли за своими малышами: учились они – учились и мы. С их помощью открыли удивительный и волшебный мир слова, научились красиво и правильно говорить, удивляться и радоваться новым словам, речевым оборотам. Ребенку так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи, а счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.

Можно сделать вывод, что в результате целенаправленной и систематической работы по формированию у детей лексико-грамматических навыков, расширился словарный запас детей, обогатилась речь, появилось умение грамматически верно строить предложения, связная речь стала более правильной.

У детей сформирована высокая культура речи и тенденция ее саморазвития, она стала более точной и выразительной. Дети чувствуют красоту русского языка, могут выражаться образно, используя в своей речи литературные тексты.

Автор: Третьякова Юлия Андреевна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Детский сад №3»
Месторасположение: Кемеровская область, г. Полысаево

источник

Наблюдение занятия по развитию речи в средней, старшей или подготовительной групп. Конспекты наблюдаемых занятий и их анализ.

Знакомство с дошкольным образовательным учреждением, системой организации образовательного процесса.

В ходе беседы с воспитателем ГКПД (группа кратковременного пребывания детей), выяснила следующие сведения о дошкольном учреждении: данное учреждение является бюджетным дошкольным образовательным учреждением расположенное на базе БОУ «Сараевская основная общеобразовательная школа»;

Читайте также:  Анализ на мононуклеоз у детей

1) Охранять и укреплять жизнь и здоровье детей.

2) Внедрение в работу ДОУ Федеральных Государственных общеобразовательных стандартов и Основной Общеобразовательной программы ДОУ.

Режим работы ДОУ с 8:30 до 14:30.( исключается сон)

«От рождения до школы» М.А. Васильевой,

«Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Дополнительные платные образовательные услуги- не осуществляются .

Педагогические работники по штатному расписанию.

Старший воспитатель 1 (1 ставка)

Изучение планирования непосредственной образовательной деятельности (НОД) в ДОУ.

«Центр гигиены и эпидемиологии» Н.М.Патраков

В Вологодской области в г.Великий Устюг

Бюджетное образовательное учреждение Сараевская основная общеобразовательная школа.

Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, с. Сараево

План учебных занятий на 2013 – 2014 г.г.

Разновозрастная группа (старшая, подготовительная)

Вид занятий старшая подготовительная
Количество занятий в неделю Количество занятий в год Количество занятий в неделю Количество занятий в год
Ознакомление с окружающим миром и природой
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Ознакомление с художественной литературой
Развитие элементарных математических представлений
Изобразительная деятельность: рисование лепка аппликация Через неделю Через неделю
Конструирование, ручной труд
Музыкальные
Физкультурные
Театрализованная деятельность
Итого

Методы и приемы, использующиеся в работе по развитию речи детей:

· Консультации для родителей о речевом развитии детей дошкольного возраста.

· Словесные дидактические игры на развитие всех компонентов развития речи

· Оформление альбома «Пальчиковая гимнастика2 на различные звуки.

· Использование речевого материала (загадки, скороговорки, чистоговорки)

· НОД в области речевого развития.( количество занятий указано в таблице)

Наблюдение занятия по развитию речи в средней, старшей или подготовительной групп. Конспекты наблюдаемых занятий и их анализ.

Программное содержание:

1. Задачи на развитие познавательных способностей:

— закрепить правила поведения детей в лесу;-

— уточнить знания детей о жизни диких животных в лесу;

2. Задачи на развитие связной речи:

— совершенствовать диалогическую и монологическую речь, последовательно рассказывать, составлять короткий рассказ по картине;

— развивать фонематический слух;

— определять место звука в слове;

— учить составлять предложения;

— образовывать однокоренные слова.

3. Развивать творчество у детей, создавать доброжелательность при обращении друг с другом.

Предварительная работа:

— чтение рассказов и стихов о птицах, о диких животных;

Ход занятия.

— Ребята, мы отправимся сегодня на экскурсию, а куда, вы догадайтесь сами, если внимательно послушаете музыку, то поймете. .

— Правильно в лес. Идем на лесную поляну, садитесь на пенечки, закройте глаза и послушайте, как поют птицы, как звенят комарики и перелетают бабочки с цветка на цветок.

1. – Скажите, ребята, как надо вести себя в лесу?

— Тихо, чтобы не спугнуть птиц и услышать их пение.

— А чего нельзя делать в лесу? Что запрещается там делать?

А) – Нельзя рвать большие букеты цветов, обычно подснежников и ландышей, их становится все меньше.

Б) – Нельзя ломать ветки деревьев, молодые деревья, они будут засыхать.

В) – Нельзя разорять птичьи гнезда.

Г) – Нельзя жечь костры в лесу.

2. – Правильно, ребята, но мы сегодня пришли не просто в лес, а на лесную полянку, где находится лесная школа для зверей, здесь умный ежик придумывает различные задания для зверей, обучает их грамоте.

— Но сегодня у зверей переменка, они разбежались по своим норкам, чтобы покушать.

— Давайте посмотрим, какое задание они выполняли, о чем они говорили, мы узнаем, если разгадаем кроссворд.

А) Кроссворд «Весна» — читают дети.

— Молодцы! Птицы поют о весне, звери говорят о весне.

— Скажите, какое настроение появляется у вас в весеннем лесу?

(веселое, радостное, праздничное )

Б) Чтение стихов о весне »В апрельском лесу», «Весенняя песенка».

— Назовите первый и последний звук в слове.

— Сколько слогов в слове «Весна»?

— Дидактическая игра «Добавь слово».

(Весной появляются листочки).

— Образуйте родственные слова от слова «весна».

(весенний, веснянка, веснушки)

— Образуйте родственные слова от слова «лес».

4. Птицы зимующие и перелетные.

— Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

— А которые улетают на юг? Чем питаются перелетные птицы?

— Поставьте на верхнюю полочку – зимующих птиц, а на нижнюю – перелетных птиц и расскажите, как нужно заботиться о птицах.

С одной сорокой – одна морока,

А сорок сорок – сорок морок.

— Подул ветер, закачались деревья:

— Расскажите, как ведут себя птицы, после того, как вернутся в родные места?

— А теперь давайте тихонечко прогуляемся по лесу: на поляне растет много цветов, можно сорвать только по одному цветочку, но, чтобы они не завяли, нужно поставить их в вазы, мы будем составлять букеты их цветов разного цвета. В вазе, на которой нарисован ландыш, должны быть цветки такого цвета, в названии которого есть звук «л». В вазе, на которой нарисована ромашка, должны быть цветы такого цвета и оттенков, в названии которых есть звук «р».

— Идем дальше, висит картина.

  • Как вы думаете, ребята, кто живет в этом уголке леса? (хозяин леса)
  • А что вы знаете о жизни медведей в лесу?
  • Как медведи готовятся к зиме?
  • Когда у медведиц родятся маленькие медвежата?
  • Как ведут себя медведи и маленькие медвежата, когда просыпаются и выходят из своей берлоги?
  • Чем питаются медведи в лесу?
  • Как учит медведица своих медвежат добывать корм?

— А теперь давайте вернемся на лесную полянку, в лесную школу.

— Часто к зверятам в гости приходят веселые человечки, они помогают ежику составлять кроссворды, читают им свою любимую книгу. А как она называется, нам помогут угадать картинки «АЗБУКА».

(дети называют первый звук в слове и выкладывают слово. )

Правильно – азбука. Звери очень любят слушать рассказы из книги, но когда начинается дождь, они разбегаются по своим норкам, а Веселым Человечкам прятаться негде, давайте им построим дом.

— Как можно его назвать по другому, чтобы в слове был звук «р».

— Стены, окна уже готовы, надо только дорисовать части дома, в названии которых есть звук «р».

— Какие части дома имеют в своем названии звук «р»?

(крыша, порог, труба, дверь, дверная ручка, крыльцо, чердак, чердачное окно)

— Из какого материала будет построен наш дом?

— В какой цвет покрасим дом?

(серый, красный, розовый, коричневый, оранжевый)

— Какая мебель и другие предметы необходимы для жизни Веселых Человечков могли бы находиться внутри дома?

(сервант, кровать, кресло, телевизор, радиоприемник, картина, торшер)

— Какие деревья мы нарисуем около дома?

(рябина, береза. орешник, смородина, крыжовник)

— Какие цветы мы посадим возле дома?

(розы, ромашки, астры, настурцию)

5. А теперь давайте поможем Веселым Человечкам расселиться в доме:

В комнате на первом этаже будут жить Веселые Человечки, чьи имена состоят из 3-х частей, в комнате на 2-м этаже будут жить те, в чьих именах 4 слога.

— А теперь нам пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с Веселыми Человечками и с весенним лесом.

Анализ наблюдаемого занятия.

Цели и задачи данного занятия соответствуют программному содержанию. Наполняемость занятия соответствует возрасту детей и индивидуальным особенностям группы (смешанная группа). В ходе занятия педагог использовала различные приемы: музыкальное оформление, беседа, скороговорки,кроссоворд,вопросы. Была проведена предварительная работа. Дети на занятии были активны, с удовольствием отвечали на вопросы, дополняли педагога в начале занятия по теме «Правила поведения в лесу», ранее усвоенный материал.

Педагог давала четкие целевые установки, использовала дифференцированный поход в введении данного НОД. Так же на протяжении всего занятия педагог опиралась на уже полученные ранее знания детей, на их опыт. Тема занятия подобрана с учетом времени года. Занятие прошло успешно, дети на протяжении НОД были активны, доброжелательны. Цели и задачи педагог выполнила.

Конспект комбинированного занятия по математике и развитию речи в старшей и подготовительной группе «Путешествие по сказкам»

Цель:Счёт в пределах 10. Знакомство с порядковыми числительными»первый», «последний».Учить детей ориентироваться в пространстве по схеме. Выяснить, как дети помнят сказки-названия героев. Совершенствовать выразительность речи детей:развивать память, творческое воображение.

— Ребята, входите в таинственный лес, он полон сказок и чудес. (дети рассаживаются на пенёчки, ( на стульчики прикреплены картинки пенечков) заранее.)

-Сегодня к нам в гости придут ваши любимые сказки.

-Дети, как про песню говорят? (Песня ладная.)

-А как про сказку говорят (Сказка складная.)

-А как говорят (называют) про того, кто сказки рассказывает? (Сказочник.)

-Сегодня мы будем говорить о сказках, а я буду у вас сказочницей.

-Дети посмотрите на картину (на мольберте, кто узнал эту сказку? (Сказка»Репка».)

-Кто вытаскивает репку? Сколько их всего? (Ответы детей.)

-Если кошка убежит за мышкой, кто останется? Сколько их? (Ответы детей.)

-Если Жучка побежит за кошкой, кто будет тянуть репку? Сколько их?

-Дед-первый, мышка-последняя. Если дед уйдёт, мышка убежит, кто будет первый (Бабка.) Кто будет последний? (Кошка.)

-Если кошка побежит за мышкой, а Жучка-за кошкой, кто будет последним? (Внучка.) Сколько всего останется? (Трое.)

-Кто самый высокий? (Дед.) Кто самый низкий? (Мышка.)

-А что на рисунке жёлтого цвета? (Репка.)

-Молодцы! Посмотрите, кто к нам в гости пришёл? (На мольберте заяц, сложенный из геометрических фигур.) А из какой сказки он? (Ответы детей.)

-Скажите, каким был заяц из сказки»Заяц хваста. «(Хвастун.) Давайте вспомним как он хвастался? (У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Я никого не боюсь)

-Посмотрите на зайца и скажите из каких геометрических фигур туловище (Овал.) Голова (круг.) Ноги зайца (треугольники.)

-Зайчик-это домашнее животное или дикий зверь (Ответы детей.)

-Давайте покажем, как зайчик скачет (Легко, на носочках-не слышно.)

-Ребята пока вы скакали, зайчик наш спрятался в лесу. Он нарисовал дорожки-тропинки, только одна из них приведёт вас к зайчику. (Раздать детям картинки с лесом и запутавшимися тропинками.)

-Ребята, посмотрите, а здесь у нас поросята? Сколько их (Трое.) Из какой они сказки? (Три поросёнка.) Как их зовут? (Наф-наф, Нуф-нуф, Ниф-ниф.)

-Где жили поросята? (Ответы детей.) А из чего построили свои домики поросята? (Ответы детей.)

-Прослышал волк, что в этом лесу живут поросята. И решил их съесть. -Саша, возьми указку и покажи по какой дорожке пошёл серый волк? К какому домику он пришёл? Кто здесь живёт (Ниф-ниф. Он испугался и побежал к своему брату Нуф-нуфу. Волк разломал домик Ниф-нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошёл по дороге к Нуф-нуфу.)

-Даша, покажи, по какой дороге пошёл волк? К какому домику он попал? Кто здесь живёт? (Ответы детей.)

-А в это время Ниф-ниф и Нуф-нуф побежали к Наф-нафу и спрятались в кирпичном доме. Волк разломал домик Нуф-нуфа, увидел, что там ничего нет кроме двух палок, рассердился ещё больше, взял эти палки и пошёл к домику Наф-нафа.

-Коля, покажи, по какой дорожке пошёл волк? К какому домику он попал? Из чего домик построен (Ответы детей.)

-Когда волк увидел, что домик Наф-нафа ему не сломать, то волк заплакал от обиды. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял её и голодный ушёл из леса.

-Сколько палок унёс с собой волк (Ответы детей.)

-Молодцы, внимательно слушали.

-А теперь давайте поиграем в сказку»Теремок». Кто первым нашёл теремок? Кто последний поселился в теремке? Кто был третьим? Сколько всего зверей проживало в теремке (Ответы детей.)

-А теперь давайте покажем как звери разбежались из теремка. (Надеть детям шапочки-маски зверей. Каждый зверь бежит по своему:мышка семенит лапками, лягушка прыгает, зайчик скачет и т. д.)

-Дети, а как вы думаете, кто для нас сочиняет сказки? А как по-вашему, легко сказку сочинить или нет (Ответы детей.)

-Скажите, как начинаются все сказки? (Жили-были.)

-Давайте попробуем придумаем сказки. (Дети рассказывают свои сказки. Похвалить. Сказки были записаны воспитателем и вывешены на доске для родителей.)

-А теперь сказки кончились. Давайте скажем концовку многих сказок:»Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Анализ занятия.

Занятие соответствует возрасту детей, индивидуальным особенностям группы( смешанная группа). Педагог использовала комбинированный вид занятия для детей, этим была показана активизация математических знаний у подготовительной группы, а так же формирование и активизация словаря у детей обеих возрастов. Педагог использовала различные методы и приемы: опиралась в ходе занятия на уже полученные знания детей, их опыт, наглядный материал присутствовал( картинки из сказок), геометрические фигуры. По ходу занятия дети были все вовлечены в процесс. Использовался дифференцированный подход. На протяжении всего занятия дети были активны. Цели и задачи были педагогом выполнены. Занятие прошло эффективно.

Планирование, организация и проведение занятия по развитию речи в средней, в старшей и подготовительной группах. Проведение диагностики речевого развития во всех группах. Самоанализ проведения занятия в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями группы.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

на тему: «Продукты питания»

Программное содержание. Дать знания о продуктах питания: о салатах, о первых блюдах, вторых блюдах, напитках, столовых приборах.

Читайте также:  Анализ на мононуклеоз у детей расшифровка

Активизировать словарь словами: щи, борщ, уха, гарнир, овощное рагу, коктейль, шинковать, рубить.

Упражнять в образовании притяжательных существительных, прилагательных. Учить образовывать родительный падеж множественного числа. Активизировать глагольную лексику. Упражнять в подборе синонимов к слову: рубим (режем).

Учить составлять рассказ по схеме. Развить логическое мышление, эстетические чувства.

Воспитательная задача. Умение работать в коллективе, пробудить интерес к изготовлению пищи. Закрепить навыки правильно сервировать стол.

Методы и приёмы. Объяснение, вопросы, поощрение, указания, дополнения, совместные действия, дидактические игры, рассматривание.

Материал. Овощи, карточки «Овощи», столовые приборы и посуда, нарисованные супницы, муляжи фруктов, вафельные коржи, сгущенное молоко.

Ход занятия.

— Сегодня мы с вами побудем в роли повара. И для этого нам необходимо привести себя в порядок. Нужно засучить рукава. Для чего мы это делаем? (чтобы не испачкать одежду, чтобы рукава не мешали при работе). Теперь одеваем фартуки. Кто скажет, для чего? (чтобы не испачкать одежду) А ещё на голову нужно надеть косынку или колпак. Как вы думаете, зачем мы надеваем головной убор? (чтобы не мешали волосы, чтобы волосы не попали в еду).

Мы одеты, давайте пройдём и сядем на свои места.

— Однажды хозяйка с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

— Как вы думаете, что собиралась она готовить из этих овощей? А мы приготовим салат.

— Из капусты какой салат получится? (капустный), из моркови? Из свеклы?

— А какой любимый салат у Саши? (спросить у нескольких детей). Какие ещё салаты вы знаете?

— Мы с вами приготовим капустный салат (готовим салат из заранее порубленных овощей: капусты, моркови, лука, зелени, заправить маслом, посолить).

Берём капусту, что с ней нужно сделать? (нарезать, нарубить), морковь….(натереть на тёрке), лук…(нарезать, нашинковать), нарезать зелени, взять соли и …(солим), налить подсолнечное масло, перемешать.

В обед мы обязательно попробуем его.

— Что относится к первым блюдам? (суп)

А какой любимый суп у Даши? (спросить 2-3 ребёнка).

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (морковь)

Захрустела на зубах. (капуста)

Все наплакаться успели. (лук)

Сверху зелено, внизу красно.

— Мы сварим с вами борщ (картинки складывают в кастрюлю или выкладывают на стол).

Заливаем в кастрюлю воду, моем и рубим мясо, капусту – (шинкуем), свёклу, морковь – трём на тёрке, картофель – чистим и режем. Солим, пробуем, мешаем и долго варим (сопровождается движениями рук).

А сейчас давайте займёмся сервировкой стола к обеду. Ульяна, поставь тарелку на салфетку (на другом столе много разных столовых приборов, посуды. Ребёнок должен выбрать нужную). Какую тарелку поставила Ульяна? (глубокую).

Чем разливают суп? (половником). Чем едят суп? (большой ложкой). (отвечают полным предложением).

Костя положи ложку на стол. Почему ты положил справа?

Валя, скажи в какую посуду разливают и чем едят суп? (суп едят большой ложкой из глубокой тарелки).

— Поговорим о вторых блюдах. Вторые блюда бывают мясные и рыбные, подаются с гарниром. Гарнир – это добавка к мясным блюдам, готовится из крупы, макарон, овощей.

Какие мясные блюда вы знаете? (гуляш, котлеты, курица, сардельки)

Рыбные блюда? (тушёная и жареная рыба, рыбные суфле и котлеты)

У вас на столах лежат крупы. Какую кашу приготовит Дарина? (гороховую)

Что у тебя, Артем? (рис) А как ты узнал? (белый, овальной формы). Поднимите рисовую крупу. Какую кашу готовят из неё? (рисовую, а ещё из риса можно приготовить плов).

Что у Васи? Как ты узнала? Покажите. Какую кашу готовят из неё? и т.д.

— Осталось поговорить о напитках. Какие напитки вы знаете? Что вам дают в детском саду?

Из чего варят компот или кисель? (фрукты, ягоды).

источник

Выполняя задания, каждый ребенок набрал определенное количество баллов. Результаты диагностики детей 4 года жизни по методике О.С. Ушаковой представлены в таблице №1.

Таблица №1. «Уровень развития словаря детей 4 года жизни»

Фамилия, имя Номера заданий Сумма баллов Уровни
Синякова Маша I
Щеглов Дима II
Павлов Илья II
Романюк Вика II
Тальман Кирилл II
Сахаров Никита III
Лусс Дима III
Шутилина Вика III
Заверач Катя I
Берсанова Эля II

«Уровень развития словаря детей 4 года жизни в % соотношении»

Название уровня Диагностический этап в %
Высокий 20 %
Средний 50%
Низкий 30%

Показания таблицы говорят о том, что речь детей младшего дошкольного возраста оставляет желать лучшего. По данным нашего исследования, 30 % детей показали низкий уровень,50 % детей — средний,20% детей — высокий уровень. Приступим к более подробному анализу развития речи детей младшего возраста.

Анализируя данные диагностики, можно отметить, что высокий уровень развития речи был выявлен двух детей – Маши С.и Кати З. что составило 20 %

Речь этих девочек четкая, развернутая. Они использует предложения, в которых встречаются все части речи. Безошибочно, самостоятельно употребляет имена существительные в единственном и множественном числе. Отвечают на вопросы: Кто это? Что это? Умело составляет предложения с однородными членами. Без помощи взрослого подбирают слова, обозначающие признаки предметов и их качество (прилагательные). Отвечают на вопросы, Какой? Какая?.Безошибочно подбирают слова обозначающие действия предмета (глаголы), отвечающие на вопрос Что делает? Что можно с ним сделать? При определении значения слова они ориентируются на существенные признаки и действия предмета. В соответствии с контекстом правильно употребляют слова и словосочетания, свободно пользуется словами, и связывают их по смыслу. Они без труда могут обобщать слова, называя их одним словом. Девочки заинтересованы, c удовольствием идут на контакт.

Средний уровень был выявлен у 5 детей, что составило 50%.

В речи они используют простые предложения, в которых встречаются все части речи. Допускают неточности в употреблении слов, отвечающих на вопросы: Кто? Что? (существительные)- обозначающие предмет. Признаки и качества предметов, выраженные прилагательными, обозначают с помощью взрослого. С помощью воспитателя называют и действия предметов, обозначающих глаголы, и отвечающие на вопросы: Что делает? Что может сделать?

Имеют затруднения в обобщении слов.

Общение чаще всего происходит по инициативе взрослого; при ответах детей необходимы незначительные подсказки.

3 ребенка — 30%, показали низкий уровень. Нами было отмечено, что эти дети не умеют соотносить ответы с вопросами педагога, испытывают трудности в понимании задания. Они не называют слова, обозначающие предмет ( выраженные существительными, отвечающими на вопросы : Кто? Что? Не умеют обозначать признаки и качества предметов, выраженных прилагательным, отвечающим на вопросы: Какой? Какая? Имеют затруднения в назывании действия предмета (глагола), отвечающего на вопрос: Что делает? Что мы с ним можем сделать? Не умеет употреблять обобщающие слова.

Словарь их ограничен. Не сформированность словаря, действий и грамматического строя речи. Часто пропускали предлоги, смешивали падежные формы. Наблюдались многочисленные искажения, заменяли и смешивали звуки. При общении с воспитателем они не проявляли никакой инициативы. Выполнение задания им было затруднительно.

Данные диагностики показали, что речь детей находится, не на должном уровне, и отстает от тех показателей, которые должны быть в данном возрасте. Необходимо было разработать специальную коррекционную программу, которая позволила бы всесторонне развить речь ребенка четвертого года жизни.

По нашим предположениям — использование в работе с детьми четвертого года жизни малых фольклорных произведений должно обогатить словарный запас детей. Прежде чем приступить к формирующему этапу, мы провели беседу с родителями и воспитателями исследуемой группы. Необходимо было выяснить: используются ли фольклорные произведения в работе с детьми в детском саду и дома, какие произведения и с какой целью. Опрошено было девятнадцать родителей и два педагога. Результаты беседы показали, что родители практически не используют с младшими дошкольниками малые формы фольклора. Молодые родители практически не знают ни одной колыбельной песни. Утратили свою былую значимость произведения устного народного творчества. В репертуаре родителей имеется всего несколько поговорок, считалок и загадок, а о потешках, и говорить не приходится.

Анализ работы воспитателей говорит о том, что все-таки они стараются использовать малые фольклорные жанры немного шире. Применяются различные считалки в подвижных играх. С целью поддержания интереса детей, применяются загадки на занятиях. Для развития мелкой моторики рук – пальчиковые игры и игры забавы. А использование колыбельных, потешек и прибауток, по их словам, надо использовать только в раннем возрасте. Развивая речь младших дошкольников, достаточно использовать скороговорки, считают они. Соответственно, когда мы проводили беседу с детьми о знании фольклорных произведений, мы заметили, что дети знают всего несколько колыбельных песен, потешек, сказок. Им трудно было определить, к какому жанру относится то или иное произведение.

Исходя из этого, нами были сделаны выводы, что работа по использованию малых фольклорных форм с младшими дошкольниками недостаточно организована, так как воспитатели и родители не полностью используют их развивающий потенциал для обогащения словарного запаса.

Основываясь на результатах констатирующего этапа, нами был проведен формирующий этап.

Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей младших дошкольников средствами фольклорных произведений.

Обогащение словаря ребенка – это сложный нервно-психический процесс, происходящий в результате общения ребенка с взрослыми и окружающей средой. Начиная с раннего возраста, ребенок учится говорить, строит первые предложения.

А помочь малышу в этом могут малые фольклорные произведения, которые являются прекрасным средством для обогащения словаря. Такие научные деятели, как Разенкова Ю.А и Баенская Н.Н. доказали, что дети, в семьях которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки, практически не имеют отставаний в речевом развитии. Речь таких детишек выразительная, богатая, у них хорошо развито мышление, память.[52]

Разрабатывая экспериментальную программу по обогащению словаря младшего дошкольника средствами фольклора, за основу мы брали работы Ю.Г. Илларионовой, Н.А. Дмитриевой, Усовой, О. Ушаковой.

Для решения этого вопроса, нами были поставлены цели и задачи.

-Способствовать эмоциональному и речевому развитию детей 4 года жизни, используя в работе малые фольклорные произведения.

— Сформировать у детей правильную и красивую речь через использование малых фольклорных форм.

— Стимулирование желания малыша в обогащении и расширении словаря.

-Сформировать у детей потребность в общении с взрослыми и сверстниками и желание высказывать свои суждения, представления в речи.

— Обогатить словарь детей новыми словами, выражениями, их значением. — Разучивание произведений малых фольклорных жанров: потешек, стихов, поговорок, считалок. Расширить и обогатить словарь детей за счет использования разных фольклорных жанров.

-индивидуальный подход к каждому ребенку,

-проведение работы с учетом возрастных особенностей детей,

-работа должна проводиться в системе,

— необходимо привлекать к активности всех детей,

-всестороннее развитие детей.[53]

Работа по формированию речевых навыков средствами фольклорных произведений велась не только на занятиях, а так же и в режимных процессах. Уточнялся и расширялся словарный запас, активизировалась речь детей, обобщался и систематизировался речевой материал. В своей работе мы использовали различные средства, такие как: игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подключая к ним малые фольклорные жанры. Дети активно отгадывали загадки, хором произносили стихи, рифмы, потешки, чистоговорки и скороговорки.

Проводя работу по развитию артикуляционного аппарата, речевого слуха, дыхания, использовались различные игры на звукоподражание — «Кто как кричит», «Кто позвал» и др. Имитация шума ветра, жужжания пчелы, рокот самолета и т.д. Дети активно включались в работу.

Фольклорные произведения использовались и повседневной жизни:

Например, используя стихотворение, хвалили ребенка:

Малыши очень любят, когда в стихотворениях встречаются их имена, они с удовольствием подключались к чтению, тем самым знакомясь с широтой устного народного творчества:

Фольклорные произведения позволяют воспитывать у детей не только любовь и заботу к животным, а так же знакомят с их повадками, предназначением, образом жизни, местом обитания, внешним видом.

четыре лапки, пятый хвостик.

Во время прогулки также использовали фольклорные жанры, что позволяло ярче раскрыть детям знания о природных явлениях, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарный запас детей.

Незаменимы были пословицы и поговорки в режимных моментах, относящихся к приему пищи:

Кашка масленая, ложка крашенная,

Мы ребяток никогда не упрашиваем.

Отход детей ко сну сопровождался следующими пословицами:

Пора спать, коли некого ждать.

Всем известно, что игра – это основной вид деятельности ребенка. Именно поэтому мы использовали игру в интересах обогащения словаря детей. Нами были подобраны игры, которые имеют литературный текст, в котором прописано то или иное игровое действие: «Лохматый пес», «Два мороза», «Зайка серый умывается» и т.д. Начиная игру, воспитатель знакомила детей со стихотворным текстом. При неоднократном прочтении его, дети быстро запоминали, а затем сами играли в игру, используя содержание текста.[56]

Никому не секрет, что дети очень любят праздники. Учитывая это, с малышами проводились различные мероприятия использованием фольклорных произведений: развлечения («Как у нашего кота», «В гостях у бабушки Варварушки»); утренники («Весняночка», «8 Марта»); праздники («Осенины», «Веселые посиделки») и т.д

Работа проводилась не только с детьми, но и с родителями. С каждым из родителей в течение года были проведены индивидуальные встречи беседы, где они получали необходимую методическую консультацию о том, какую работу необходимо вести для успешного обогащения и развития словаря ребенка. Родителям предлагался перечень тех фольклорных произведений, которые соответствуют данному возрасту детей. На родительском собрании были подведены итоги совместной работы по данному вопросу, где малыши с большим удовольствием продемонстрировали знания малых форм фольклора, выступив перед родителями с целой концертной программой.

Читайте также:  Анализ на непереносимость лактозы грудных детей

Педагогами были оформлены папки — передвижки — «Говорят дети», «Роль фольклорных произведений в развитии речи малыша». Родители совместно со своими детьми изготавливали коллажи на тему — «Мои любимые потешки», из которых была сделана выставка в комнате «Творчества».

На семинарах педагоги знакомили родителей с теми играми, в которые можно поиграть с детьми дома: это и пальчиковые игры, и различные игры со сказкой. В дальнейшем родители с удовольствием делились своим, уже накопленным опытом.

Активно привлекали родителей и в речевых традициях группы. Примером тому служит «Копилка нежных слов», работа которой направлена на обогащение и активизацию словаря детей. Дети вместе с родителями подбирали дома для именинника добрые и ласковые слова.[57]

Проанализировав проделанную нами работу совместно с родителями, было замечено, что в детях произошли определенные изменения, результаты которых отражены в диагностики.

источник

Цель исследования — изучение лексической стороны речи детей дошкольного возраста 5 лет.

— обследование состояния пассивного и активного словаря;

— исследование умения правильно согласовывать части речи.

Объект исследования — воспитанники д/с № 9 «Лесовичок» ОАО «Мозырьдрев» в возрасте пяти лет.

Группа состоит из 20 человек, из них 11 мальчиков и 9 девочек. Обучение в этой группе осуществляется по программе «Пралеска» с использованием элементов методик по экологическому образованию. Дети в группе коммуникабельные, с интересом и большим желанием отнеслись к просьбе помочь нам. Дети рассказали нам о своей группе, о комнатных растениях, за которыми они ухаживают, о том, чем занимаются они в группе. При обследовании речи этих детей мы применяли следующие методики: «Назови слова» и «Расскажи по картинке». Суть методики «Назови слова» заключается в следующем: мы называли ребёнку некоторое слово из соответствующей группы и просили его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 секунд, а в целом на выполнение всего задания — 160 секунд.

13. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

15. Способы выполнения человеком действий.

16. Качество выполняемых человеком действий.

Если ребёнок сам затруднялся начать перечисление нужных слов, то мы помогали ему, называя первое слово из данной группы, и просили ребёнка продолжить перечисление.

По первой группе слов (животные) из 20 опрошенных детей 17 (85%) назвали медведя, 16 (80%) лису, 13 (65%) — волка, кота, 12 (60%) — собаку, 8 (40%) — белку, 11 (55%) — зайчика, 5 (25%) — свинку, 3 (15%) — оленя, козу, петуха, льва, коня, зубра. Крот, тигр — 2 (10%). Остальные животные (мышка, носорог, слон, ёжик, лось, рыба, черепаха, овца, дятел, крокодил) — всего 5%. Это объясняется следующим: уже в группе «Малыши» (3-4 года) дети знакомятся с животными ближайшего окружения: домашние (кот, корова, собака) и дикими (лиса, медведь, волк, зайчик, белка). В группе «Почемучки» (4-5 год жизни) расширяются знания детей о природных сообществах (лес, луг, водоём) (дети должны знать 3-4-х типичных обитателей). Дети уточняют и обогащают свои представления о том, кто живёт в холодных и жарких краях. Вот почему в речи детей по данной группе (животные) есть слова: слон, носорог, обезьяна, тигр, лев, крокодил, черепаха, змея, зубр). Педагог помогает обогатить знания детей о том, кто живёт в лесах, лугах, водоёмах Беларуси, используя для этого «Зоологическое лото», кубики «Животный мир Земли».

В понятие «Растения» (вторая группа) дети включали следующие подгруппы: деревья, кустарники, травы; цветы; овощи, фрукты, ягоды. В этой группе дети чаще всего называли берёзу — 10 (50%), сливу — 10 (50%), яблоню грушу вишню — по 7 (35%); среди цветов: розу — 8 (40%), ромашку — 7 (35%), одуванчик — 6 (30%); банан апельсин — 2 (10%), колокольчик, астру, клубнику — 1 (5%).

По третьей группе (цвета предметов) дети в основном называли основные цвета: красный — 19 человек (95%), жёлтый — 18 (90%), синий, зелёный — 15 (75%); контрастные цвета: белый — 15 человек (75%), чёрный — 13 (65%). Называли дети близкие по тональности цвета: голубой — 10 человек (15%), оранжевый — 11 человек (55%). Называли дети образные названия цветов: вишнёвый — 1 (5%), салатовый — 1 (5%), розовый — 4 (20%), сиреневый — 1 (5%), бордовый — 3 (15%).

По четвёртой группе (формы предметов) все дети назвали плоскостные геометрические фигуры: круг — 20 человек (100%), прямоугольник — 18 человек (90%), овал — 17 (85%), треугольник — 16 (80%), квадрат — 14 (70%), ромб — 2 (10%). Два человека назвали обобщённые понятия: многоугольник, четырёхугольник.

По пятой группе (другие признаки предметов, кроме формы и цвета) дети в активном словаре чаще всего использовали следующие признаки предметов: величину, размер (низкий — 8 человек (40%), высокий — 7 (35%), широкий — 8 (40%), узкий — 8 (40%)); материал: деревянный — 5 человек (25%), резиновый — 4 (20%). Реже используются детьми другие признаки предметов: мягкий, твёрдый — 1 человек (5%), прочный — 1 (5%). Однако в пассивном словаре при рассмотрении книжки «Свойства предметов» дети называли следующие свойства: хрупкий — прочный, мягкий — жёсткий, полный — худой, жарко — холодно, громко — тихо и т.д.

По шестой группе (действия человека) дети называли самые распространённые действия, производимые ими и людьми их ближайшего окружения (родителями, воспитателями): спит — 12 человек (60%), сидит — 11 (55%), гуляет — 10 (50%), смотрит (телевизор) — 10 (50%), бежит — 6 (30%), работает, кричит, варит — 4 (20%), лежит — 8 (40%), кушает — 7 (35%), читает — 5 (25%). Появляются у детей наиболее отвлечённые понятия: заниматься — 3 (15%), дышать — 1 (5%), отдыхает — 1 (5%), считать — 1 (5%), смеётся — 1 (5%).

По седьмой группе (способы выполнения человеком действий) дети называли следующие способы выполнения человеком действий: быстро — 10 человек (50%), медленно — 8 человек (40%). Другими, более отвлечёнными понятиями дети не оперировали.

По восьмой группе (качество выполнения действий) детьми были названы следующие качества: аккуратно — 10 человек (50%), хорошо, красиво, чисто — по 2 человека (10%), грязно, плохо — 1 человек (5%).

В результате исследования, проведённого нами, было установлено, что дети хорошо ориентируются в понятиях животные, растения, цвета, формы предметов, действия человека. Затруднения у детей вызвало названия таких групп слов как: другие признаки предметов, кроме формы и цвета, способы выполнения человеком действий, качество выполняемых человеком действий. Это объясняется наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением дошкольников. Поэтому дети дошкольного возраста овладевают названиями наглядно-представленных или доступных явлений, качеств, свойств и отношений. По этой же причине в словаре дошкольника отсутствуют абстрактные понятия.

Очень высокий и высокий уровни развития речи у детей получаются в результате большого объёма знаний по группам животные, растения, цвета и формы предметов, действия человека.

В результате проведённого исследования мы получили следующие результаты, представленные в диаграмме №1.

Диаграмма №1. Процентное соотношение уровня развития речи детей пятилетнего возраста.

Рассмотрев приведенную выше диаграмму можно сделать вывод, что 50% детей группы имеют высокий и очень высокий уровни развития по данной методике. Из 35% детей среднего уровня развития 2 человека (10%) приближаются к высокому уровню развития. С детьми очень низкого и низкого уровня развития проводится индивидуально коррекционная работа, которая отражается в перспективных планах воспитательно-образовательной работы и тетради учёта данных.

Суть методики «Расскажи по картинке» заключается в следующем: мы предлагали ребёнку рассмотреть серию картинок, представленных на рис. 29. Далее ребёнку давали 2 мин. для того, чтобы он внимательно рассмотрел эту картинку.После того, как ребёнок рассмотрел картинку, предлагали рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по картинке отводилось ещё по 2 мин.

Вопрос «О чём эта картинка?» наталкивало ребёнка на необходимость давать истолкование сюжета. Дети устанавливали связь между картинками, объясняли содержание картинки.

Ниже приведём несколько примеров составленных детьми рассказов.

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования.

источник

Словарь. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500—3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (экскаватор).

Воспитатель вводит в речь детей новые слова, углубляет понимание ребенком смысла слов, уже имеющихся в его активном словаре, учит пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.

Грамматический строй. У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Звукопроизношение. На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л или й; л заменяется л’. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Перед воспитателем стоит задача научить детей правильно произносить все звуки родного языка и вводить их в речь.

У детей старшей группы словарь и фразовая речь уже достаточно развиты. Нарушения в словаре (перестановки, пропуск звуков, слогов) или во фразовой речи (несогласование членов предложения) бывают редко и сразу обращают на себя внимание при проведении занятий и бесед. В таком случае ребенка необходимо направить к логопеду и психоневрологу для оказания специальной помощи.

Обследование звукопроизношения детей проводится по картинкам, подобранным на следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’).

Добавляются картинки для обследования произношения йотированных гласных: я(jа), е(iэ), е(jо), ю(jу).

Проверяя произношение звуков каждым ребенком, воспитатель подробно записывает неправильно произнесенные слова в тетрадь, а по окончании индивидуального обследования составляет таблицу состояния речи детей, где отмечает основные группы звуков: свистящие, шипящие, сонорные, йотованные гласные, а в графе «другие звуки» — недостатки произношения различных звуков (к, г, х и др.). Все остальные недостатки и особенности речи, встречающиеся у детей, а также улучшения во фразовой речи в течение года отмечаются в графе «Примечание».

В старшей группе продолжается работа по совершенствованию произносительной стороны речи, воспитанию речевого слуха, речевого дыхания, звукопроизношения.

Специальные игры для развития речевого дыхания и речевого слуха с детьми пяти-шести лет уже не проводят. Все большее внимание произносительной стороне речи уделяется не только на специальных занятиях по звуковой культуре речи, но и на всех занятиях по родному языку. Обучая пересказу, разучивая с детьми стихотворения, воспитатель обращает внимание на слитную, плавную речь ребенка, которая невозможна без хорошо развитого речевого дыхания; на выразительность речи, которая достигается с помощью интонационных средств: повышения и понижения голоса во фразе, изменения темпа речи, пауз между речевыми отрезками, изменения звуковой окраски голоса, вследствие чего речь приобретает различные эмоционально-экспрессивные оттенки (грустный, веселый и др.). Все эти требования к речи детей можно предъявлять в том случае, если в результате работы, которая проводилась в предыдущих группах, у ребенка достаточно развиты речевой слух, речевое дыхание, умение пользоваться голосом. На данном этапе продолжается работа и по развитию фонематического слуха: дети учатся различать звонкие и глухие звуки (ш — ж), твердые и мягкие (л — л’ р — р’). Обычно уже к пяти годам многие правильно произносят все звуки родного языка. Однако работа по усвоению фонематической системы русского языка продолжается. Отрабатываются следующие звуки: j, ш, ж, ч, щ, л, л’ р, р’ — и йотированные гласные (т. е. гласные, имеющие перед собой звук j: jа, jэ, jо, jу.

В первой и второй младших группах, а также в средней проводилась большая работа по развитию движений органов артикуляционного аппарата, поэтому в старшей группе при работе над вышеперечисленными звуками мы опускаем I этап работы, цель которого — уточнить движения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения данного звука. Работа над всеми звуками в старшей группе начинается со II этапа — уточнения правильного произнесения данного звука. Но на разные звуки в зависимости от сложности их усвоения, подготовленности детей работу проводят по-разному. Так, на йотированные гласные я, ю, е проводят 2 этапа работы — II и III:

— уточнение произношения гласного;

— закрепление произношения гласного.

На j и ё проводится только один этап работы, на котором одновременно идет и уточнение произношения, и закрепление.

На звуки ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’ проводятся II, III и IV этапы работы:

— вызывание и уточнение произношения данногозвука;

— закрепление произношения звука в словах;

— закрепление произношения звука во фразовой речи.

Чтобы помочь ребенку закрепить звук в словах и во фразовой речи, воспитатель использует специально подобранные стихотворения, загадки, скороговорки.

Каждый этап работы проводят один раз в неделю в течение всего года.

источник