Меню Рубрики

Анализ руководства педагога игровой деятельностью детей

Автор: Тараненко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ «Детский сад № 125»
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация и руководство процессом формирования самостоятельной игры у детей дошкольного возраста в практике работы ДОО
Дата публикации: 22.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Организация и руководство процессом формирования самостоятельной игры

у детей дошкольного возраста в практике работы ДОО
Тараненко Е.В. воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк «Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых» Януш Корчак Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Игра имеет большое образовательное значение. Ее эффективность зависит от уровня развития предметной деятельности. В игре ребенок учится самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями и практическими умениями, которые формировались на предыдущем этапе. Нередко игра служит поводом для закрепления полученных навыков и умений в действиях с предметами, которые формировались в процессе развития предметной деятельности. (рисунок 1) 1
Рисунок 1 «Классификация игр детей дошкольного возраста» Быстрый темп общего развития ребенка как бы подсказывает взрослым, что необходимо обновлять методические приемы и решения постоянно возникающих новых задач воспитания. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим В процессе общения с взрослыми развивается сюжетно – отобразительная игра, в которой ребенок отражает заинтересовавшие его действия взрослых и сверстников, а также поведение животных. Малыш в игре подражает только тому, что привлекло его внимание, что, тронуло его чувства. В игровом подражании он лучше осознает заинтересовавшие его действия, познание окружающего становится более осмысленным, эмоционально окрашенным. Поэтому в игре создаются большие возможности для становления нравственно ценного или, напротив, неприемлемого в обществе поведения и проявления соответствующих чувств. (рисунок 2) Рисунок 2 «Функции игры» Например, ребенок может ласкать куклу – «дочку», а может бить ее. Ребенок, играя, «упражняется» в тех или иных чувствах и поступках и переносит их затем в реальную жизнь. Игру можно назвать школой приобретения нравственного опыта . 2
В игре как бы продолжается анализ заинтересовавшего его действия (кормит, ласкает куклу). Выполнение тех же действий с разными игрушками (кормит мишку, собачку и т.д.) – это обобщение и перенос усвоенного в другие ситуации . В сюжетно – отобразительной игре ребенок использует вместо реальных предметов игрушки и другие предметы – заместители. Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг – игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Такое замещение одного предмета другим возможно только на основе анализа, выделения, обобщения разных предметов по какому – либо признаку. Поэтому действие замещения – важный показатель умственного развития ребенка. Если ребенок играет часто, все более длительно и разнообразно, то постепенно у него формируются предпосылки творческого воображения, а значит, и предпосылки творчества – одного из ценнейших качеств личности . Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. В деятельности ребенка заложены большие возможности для его полноценного, разностороннего развития . Только в процессе формирования разных видов деятельностей (общения, ориентировочной, двигательной активности, предметной, игровой и др.) могут развиваться первые социальные потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в связи с этим осуществляться задачи всестороннего развития ребенка. Эффективность их решения зависит от того, насколько полно педагог учитывает особенности возраста и изменяет педагогические методы и приемы по мере овладения ребенком теми или иными навыками, умениями, способами действий, знаниями, постепенно усложняя их деятельное освоение. Овладение действиями с предметами влияет на освоение других видов деятельности. Предметная деятельность – основа, из которой берет начало игра, труд, изобразительная деятельность и др. Мария Монтессори (итальянский педагог и гуманист) в ходе многолетний работы с детьми установила сензитивные периоды – периоды особой восприимчивости детей к усвоению знаний и умений. Понятие сензитивные периоды у М. Монтессори является одним из ключевых для представления процесса развития ребенка. Сензитивные периоды являются универсальными, они индивидуальны, так как время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть различными у конкретных детей. Тем не менее, имеются приблизительные среднестатистические границы различных сензитивных периодов. Весь образовательный процесс в данной системе строится в соответствии с сензитивными периодами:  сензитивный период развития речи и языка (от 0 до 6 лет); 3
 сензитивный период восприятия порядка (от 0 до 3 лет);  сензитивный период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет);  сензитивный период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет);  сензитивный период интереса к маленьким предметам или развитие мелкой моторики рук (от 1,5 до 2,5 лет);  сензитивный период движений и действия с предметами (от 0 до 4 лет). Как развиваются предметные действия? Сначала это манипулятивные действия (ощупывает, похлопывает, тянет в рот, бросает, стучит и т.д.), затем результативные (переложил игрушку с места на место, передвинул). Потом появляются собственно предметные действия, которые малыш выполняет в соответствии с назначением предметов (погремушкой гремит, пирамидку собирает и т.п.). Позднее появляются орудийные действия, то есть ребенок использует предметы как орудия, с их помощью воздействует на другие предметы (ложкой берет пищу, расческой причесывает куклу и т.п.). Таким образом, уже в пределах раннего возраста действия постепенно усложняются При самостоятельном выполнении действия ребенок принимает или сам ставит цель, ориентируется в условиях, исполняет, осуществляет элементарный контроль (соотнесение с целью и условиями выполнения действия). Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно: от совместного к совместно – раздельному действию, а затем и действию по показу и т.д. Педагог при этом должен учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так, один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить его по показу, по образцу . Таким образом, при обучении детей предметным действиям взрослые должны учитывать последовательность развития действия, особенности становления его структурных компонентов на каждом этапе. Взрослый при любой степени самостоятельности ребенка находится рядом, поощряет его за успехи, поддерживает его радость при успехах и помогает при неудачах. Предметная деятельность, как и общение, не исчезает, а органически включается в другие виды деятельности. Предметные действия осваиваются ребенком при взаимодействии с взрослым, с его помощью и под его руководством. В совместной деятельности взрослый организовывает действия ребенка по образцу, поощряя и контролируя ход осуществления и формирования этих действий. Связь действия с предметами проходит три фазы развития:  ребенок выполняет с предметом все известные действия; 4
 употребляет предмет только по назначению;  производит различные действия. при твердом усвоении основной функции предмета. Таким образом, появляются зачатки игровой ситуации. Высший этап игры дошкольников – ролевая игра. Дети, общаясь, друг с другом, начинают отображать, моделировать знакомые им трудовые и общественные отношения. Наблюдения показывают, что с появлением ролевой игры предшествующие ей этапы не исчезают бесследно. Дети продолжают в самостоятельной деятельности овладевать и физическими свойствами, и назначением новых для них предметов, и др. При умелом педагогическом руководстве недавно появившиеся качества могут стать основой для новых интересных игр детей. Намеренное ускорение более сложных этапов игры в ущерб предыдущим недопустимо, так же как длительное «застревание» на одном каком-либо этапе игры. Это неблагоприятно сказывается не только на дальнейшем совершенствовании игровой деятельности, но и на общем психическом развитии ребенка. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует ее определенный этап. Развиваясь, она поднимает ребенка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений. Успешное формирование игры зависит от того, насколько педагог правильно ориентируется в психологическом содержании игры на каждом этапе ее развития. Термин «руководство игрой», обозначающий в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями, используется в единстве с термином «формирование». Основная цель педагога – последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и играющего коллектива в целом .(Приложение1) При поиске методов формирования игры важно знать специфику игрового действия: оно всегда направлено на достижение определенной цели с учетом игровых условий. По ходу игры ребенок решает ряд игровых задач, в которых он учится ставить цель, учитывать и готовить условия для ее достижения, усваивает новые, более сложные способы действия. Все это обеспечивает развитие игровой деятельности. Следовательно, само формирование игры можно рассматривать как предъявление детям усложняющихся игровых задач, подведение их к самостоятельной постановке и самостоятельному решению. Необходимо создать особую проблемную игровую ситуацию, т.е. поставить детей перед такой игровой задачей, которая им интересна, которую они захотят решать сами. 5
Достижение цели в проблемных игровых ситуациях всегда связано с затруднительными моментами, (как правило, с новыми, необычными условиями). Если эти затруднительные моменты лежат в «зоне ближайшего развития», то ребенок решает игровую задачу сам или с небольшой помощью старших.
В

ситуациях
дети ставятся перед необходимостью отображать и комбинировать в игре новые знания о мире.
В других – решать игровые задачи более сложными способами
.
В третьих – учатся ставить игровые цели
, планировать пути к их достижению.
В четвертых – овладевают умениями

самостоятельно
готовить или преобразовывать условия для игры. Таким образом, если игровые проблемные ситуации постепенно усложняются в разных направлениях, игра всегда интересна детям, они с удовольствием решают игровые задачи, проявляя максимум самостоятельности, активности . Для развития игры как самостоятельной детской деятельности, начиная с первых этапов ее развития, важно формировать умение принимать от взрослого игровые задачи, затем ставить и самому решать их поэтапно усложняющимися способами и средствами. Для формирования игры на каждом этапе необходимы не только особые приемы, но и единый комплекс обязательных педагогических мероприятий, вытекающих из природы игры. Компоненты комплексного метода следующие:  планомерное обогащение жизненного опыта детей;  совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;  своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;  активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни. Если жизненный опыт детей постоянно расширяется за счет более глубокого понимания интересных, новых явлений, конкретного назначения предметов, сущности взаимоотношений людей, это постепенно обогащает содержание игры. Передача игрового опыта может быть организована двумя формами:
1) специальные обучающие игры;

2) игра воспитателя с детьми
, когда участие педагога может быть длительным или фрагментарным. 6
Потребность в игре является жизненно важной для ребенка наряду с базовыми потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Играя, ребенок укрепляет чувство собственного достоинства и своей идентичности, приносит позитивные эмоции, переживание своих достижений и уверенности в себе; .
Литература
1. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. – 2 – е изд. – Мн.: Университет, 1999. 2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб, 1997. 3. Голубева Л.Г.и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г.Голубева, М.В.Лещенко, К.Л.Печора; Под ред. В.А.Доскина, С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 4. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. Ч. 1- 2 / Под ред. Н.В.Серебряковой, СПб., 1998. 5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Е.В.Зворыгина, Н.С.Карпинская, И.М.Кононова и др.; Под ред. С.Л.Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. 6. Короткова Н.А., П.Г.Нежнов. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду. — 2005. — №4. 7. Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. — 1997. — №3. 8. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 9. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996. 11. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., Воронеж, 1995. 12. Яковлева Ф.Д. Учимся играть. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 7

Читайте также:  Анализ на иммунитет у детей

ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1 8

Анализ руководства педагога игровой деятельностью детей
Ф.И.О. воспитателя__________________________________________ Группа_________________________ Кол-во детей_________________ Начало режимного момента__ч___мин, окончание__ч___мин Дата______ __________ __________ Примечания: Критерии: полное выполнение требований, да – 3 балла; частичное – 2; невыполнение требований, нет – 1 баллов. Баллы 1. Выполнение санитарно-гигиенических требований. 2. Создание условий для игровой деятельности детей:  наличие оборудования, игрушек, игр, необходимых атрибутов;  эстетическое состояние оборудования, игрушек и т.д.;  соблюдение игрового режима;  организация начала игры, побуждение детей к игре. 3. Готовность педагога к руководству игрой, используемые приёмы руководства, педагогический такт, эмоциональный фактор, стиль общения с детьми. 4. Приёмы воздействия воспитателя на игровую деятельность детей: полное управление, занятие позиции «играющего партнёра», умение во время включиться в игру и взять инициативу на себя или незаметно выйти, передав инициативу детям. 5. Соблюдение методики проведения игры:  ознакомление детей с условиями, правилами игры или обсуждение сюжета; постановка задач, ц е л е й ; проектирование развития игры;  использование различных приёмов, направленных на повышение целеуст ремлённо сти, а к т и в н о с т и , самостоятель-ности и т.п. детей (использование заместителей, чёткое распределение обязанностей и т.д.);  Доиграли ли до конца  подведение итогов, обсуждение с детьми прошедшей игры 6. Взаимосвязь игры с другими видами деятельности. 7. Наблюдение игры воспитателем, анализ, оценка уровня развития игровой деятельности детей. Итого: Средний балл: Вывод:________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ Предложения и замечания: ______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ Подпись проверяющего______________________ Подпись проверяемого_________________________________ 9

Анализ условий, созданных в группе для игровой деятельности детей
Ф.И.О. воспитателя______________________________________ __________________________________________________ Группа________________ Кол-во детей_____________________ Дата______ __________ __________ Примечания: Критерии: полное выполнение требований, да – 3 балла; частичное – 2; невыполнение требований, нет – 1 балл. Баллы 1. Соблюдение игрового режима. 2. Оборудование игровых зон:  для сюжетно-ролевых игр;  для интеллектуально-познавательных игр;  для подвижных игр.  для строительно-конструктивных игр 3. Эстетическое состояние оборудования, игрушек и т.д.; 4. Расположение и хранение игрушек (порядок, доступен ли игровой материал для использования его детьми) 5. Соблюдение правил пользования игрушками. 6. Взаимосвязь игры с другими видами деятельности детей. 7. Развитие чувства ответственности у детей за сохранение игрушек и умение приводить их в порядок. 8. Использование моделей, условных обозначений для самостоятельной игровой деятельности детей. 9. Роль родителей в изготовлении атрибутов для игровой деятельности Итого: Средний балл: Вывод:_____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Предложения и замечания: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Подпись проверяющего____________________ Подпись проверяемого_________________________________ 10

Выявление уровня игровых ЗУН у детей
Ф.И.О.воспитателя____________________________________________ ______ Группа___________________________________кол-во детей_______________ Начало режимного момента___ч____мин, окончание___ч____мин Дата Примечания: Критерии: полное выполнение требований, да – 3 балла; частичное – 2; невыполнение требований, нет – 1 балл. Баллы 1. Организация детьми игры: сговор на игру, планирование сюжета, обозначение и создание игрового пространства. 2. Умеет ли пользоваться моделями, схемами, чертежами? 3. Умеет ли отражать реальные факты или события, знания о профессиях взрослых и т.д.? 4. Умеют ли дети распределять роли? 5. Проявляет ли творчество, фантазию в создании игры, выборе тем и т.п., изменяет ли предметно-игровую среду с учётом практического и игрового опыта (игрушки- заместители, игровой материал)? 6. Умеет ли ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности? 7. Есть ли у ребёнка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли, формируются ли способности управлять своим поведением? 8. Выполняет ли этические нормы поведения во время игры: доброжелательность, умение договариваться, взаимопомощь, справедливость и т.п.? 9. Соблюдает ли правила пользования игрушками? 10 Имеет ли навыки по самообслуживанию: умение самостоятельно прибирать используемые атрибуты, оборудование, игрушки после завершения игры? 11 Умение детей завершать игру. Итого: Средний балл: Вывод:________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ Предложения и замечания: ______________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Подпись проверяющего______________________ Подпись проверяемого______________________ 11

Анализ театрализованной игры
Ф.И.О. воспитателя__________________________________________ Группа_________________________ Кол-во детей_________________ Начало режимного момента__ч___мин, окончание__ч___мин Название игры____________________________________________ Дата_____ ____________ Примечания: Критерии: полное выполнение требований – 3 балла; частичное – 2; невыполнение требований– 1 балл. Баллы 1. Выполнение санитарно-гигиенических требований. 2. Кто является инициатором игры 3. Наличие атрибутики 4. 5. 6. Как осуществлялось распределение ролей Взаимоотношения детей в игре -Доброжелательность -Умение договариваться -Сопереживание -Чуткость -Справедливость -Взаимопомощь -Отзывчивость (нужное подчеркнуть) Отрицательные проявления во взаимоотношениях -Конфликт и его разрешение -Агрессивность -Споры -Желание всегда быть первым -Грубость в обращении (нужное подчеркнуть) Творческие проявления детей: В выборе темы игры, распределения ролей, движениях, создания и использовании условий и атрибутов, придумывании вариантов знакомых литературных произведений 7. Самостоятельность и выразительность в передаче образов 8. Роль воспитателя: -Предлагает тему для игры -Помогает распределить роли -Вносит интересные предложения по организации игры -Играет вместе с детьми -Наблюдает за играми детей, их поведением -Помогает советами -Оказывает помощь в реализации знаний, развития сюжета (нужное подчеркнуть) 9. Окончание игры, подведение итогов 10 Длительность игры Итого: Средний балл: Вывод:____________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Предложения и замечания: __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Подпись проверяющего ______________________ Подпись проверяемого _______________________ 12
13

источник

Морозова Наталья
Аналитическая справка по результатам предварительного контроля «Организация игровой деятельности»

В соответствии с годовым планом работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167» на 2018-2019 учебный год, с 15 октября по 19 октября 2018 года, был проведен предварительный контроль «Организация игровой деятельности (использование игровых приемов и методов».

Цель контроля: изучить условия, созданные в группах для развития игровой деятельности, реализации интересов детей в разных формах игры, организации игровой деятельности, соблюдения структуры игры, умение педагогов руководить игрой дошкольников.

Вопросы для анализа:

1. Выполнение санитарно-гигиенических требований;

2. Создание условий для игровой деятельности детей;

3. Готовность педагога к руководству игрой;

4. Приемы воздействия педагога на игровую деятельность детей;

5. Соблюдение методики проведения игры;

6. Взаимосвязь игры с другими видами деятельности;

7. Наблюдение игры воспитателем, анализ, оценка уровня развития игровой деятельности детей.

В ходе контроля выявлено:

Во всех возрастных группах при организации игровой деятельности санитарно-гигиенические требования выполнены в соответствии с требованиями СанПиН.

Воспитатели и специалисты в достаточной мере владеют особенностями организации игровой деятельностью в каждой возрастной группе. Объясняется это тем, что все воспитатели имеют педагогическое образование. Тому способствовали и консультации, открытые занятия, семинарские занятия по данной теме. Но не все применяют на практике полученные знания. Условия для игр созданы во всех группах. Имеются игровые зоны, такие уголки как парикмахерская, магазин, больница, атрибуты имеются, но в недостаточном количестве.

Во всех возрастных группах игры планируются систематично. Рекомендации по планированию необходимого количества игр, тематическом разнообразии, соответствии целей к играм относительно возрастных особенностей учитываются и выполняются педагогами.

Педагоги во всех возрастных группах помогают детям распределить роли, избегая конфликта. В процессе игры педагогами решаются задачи социально-коммуникативного развития: осуществляется усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения к семье, чувство ответственности, эмпатии и отзывчивости; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитатели, задавая вопросы, побуждают детей развивать сюжет, инициируют у них творческие действия. Не хватало ориентации детей друг на друга, на взаимодействие между собой.

Взаимосвязь с другими видами деятельности осуществлялась.

Было отмечено, что распределением ролей владеют не все дети – просто вклиниваются в игру и, если играющие не возражают, играют согласованно с ними или параллельно. Активно используются предметы-заместители. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы. Дети испытывают чувство ответственности за выполнение порученных ролей. Но без подсказок педагога сюжет игры развивается не всегда, дети увлекаются одним игровым действие, представляющим для них интерес. В основном воспитатели и специалисты ведут наблюдение за игрой, анализируют, оценивают уровень развития игровой деятельности.

Рекомендации и предложения:

1. Педагогам всех возрастных групп и специалистам придерживаться структуры игры, активно использовать мотивацию детей, создавать условия для проявления инициативы, детского замысла, творческой выдумки, больше ориентировать детей на взаимодействие друг с другом, при распределении ролей обращать внимание на личностные особенности, стимулировать собственно-речевые умения детей.

2. Воспитателю младшей группы «Акварелька») проводить итог в конце игры, поощрять детей за активность, целеустремленность.

3. Воспитателю старшей группы «Василек») не отвечать и не выполнять задания за детей, побуждать их к самостоятельному развертыванию сюжета, распределению ролей.

Составила и проверила старший воспитатель Н. А. Морозова

Аналитическая справка по результатам обследования образовательной деятельности МБДОУ Аналитическая справка по результатам обследования образовательной деятельности МБДОУ д/с № 10 «Мишутка» г. Карачева за 2016-2017 у/г. На.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Аналитческая записка по результатам анкетирования родителей аттестация Ильиной Натальи Николаевны-результаты анкетирования родителей «Оценка.

Аналитическая справка по результатам контроля «Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада» На основании Приказа заведующего № 68 от 06.10.2017 года и в соответствии с Годовым планом работы на 2015-2016 учебный год старшим воспитателем.

Аналитическая справка по результатам мониторинга Мониторинг проводился с подгруппой детей с нарушениями речи с 10.05.17 по 31.05.17 г. по следующим направлениям: -развитие словаря; -состояние.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Выстраивание индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка (ИОТР).

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» (театральная.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста в интеграции.

источник

по теме: «Организация игровой деятельности в режиме дня»

В соответствии с годовым планом работы МБДОУ д/с «Колосок» ст. Красноярской на 2017-2018 уч. год был проведен контроль.

Форма контроля: оперативный контроль

Цель проверки: изучение состояния воспитательно-образовательной работы воспитателя с детьми в процессе совместной игровой деятельности в разных возрастных группах.

Срок проведения: с 08.11.2017г. по 09.11.2017г.

Объект контроля : воспитательно-образовательная работа с детьми в процессе проведения игр в разных возрастных группах.

В МБДОУ д/с «Колосок» ст. Красноярской 4 дошкольные группы:

Младшая группа — воспитатели Харитонова Е.А., Соловьева В.В.

Средняя группа – воспитатели Аверьянова Т.В., Туманян О.А.

Старшая группа — воспитатели Рязанцева Н.В., Сидорова Е.Ф.,

Подготовительная группа — воспитатели Рогова Г.А., Шкода С.Н.,

Разновозрастная группа кратковременного пребывания.

Проверку проводил: старший воспитатель Маленькая Н.А.

1. Изучение предметно-развивающей среды показало, что во всех группах детского сада созданы определенные условия для организации игровой деятельности детей. В частности, предметно-развивающая среда отвечает эстетическим, гигиеническим требованиям, требованиям техники безопасности. Во всех группах достаточно места отведено для игр детей. В игровой зоне оформлены и выделены различные тематические уголки. Имеется разнообразная атрибутика для сюжетных игр, игр-драматизаций. Все группы ДОО обеспечены игрушками и материалами для сюжетных игр. Имеются игрушки для режиссерской игры: маленькие куклы, одежда и предметы для оперирования с ними.

Читайте также:  Анализ на иммунитет для детей

Уголки для игр детей зонированы, в атрибутике для каждого вида игр имеется необходимый набор игрового оборудования, как купленного в магазине, так и изготовленного руками педагогов. Имеются уголки ряжений, большие коробки с предметами – заместителями. Игрушки находятся в свободном доступе для детей и соответствуют возрасту детей. Игровое оборудование тщательно подобрано по тематике, соблюдаются правила пользования детьми игрушками, после игр они убираются на свое место.

Все воспитатели ДОО, по возможности, стараются обновлять предметно-развивающую среду и пополнять её новыми игрушками и пособиями. Однако при этом наблюдается недостаточное проявление инициативы и творческого поиска педагогов, отсутствие нестандартного мышления по обновлению предметно — развивающей среды.

2. Наблюдение за игровой деятельностью воспитанников разных возрастных групп:

При организации игровой деятельности в младшей группе воспитателем Харитоновой Е.А. было организовано несколько игр, которые гармонично сменяли друг друга. Педагог осуществляет руководство игровой деятельностью, в самостоятельной строительной деятельности поддерживает инициативу детей, если нужно корректирует их действия. В соблюдении структуры игры были недочеты: педагог упустил такие моменты, как мотивация и анализ результатов. Инструкции и объяснение правил игры были четкие, доступные и контролировались на протяжении всей игры. Материал для игр был заранее подготовлен.

Рекомендации: придерживаться структуры игры.

Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе осуществлялась педагогом Туманян О.А. в групповой форме. Педагог организовал игру «Поездка в цветочный магазин», в ходе которой решались следующие социально-коммуникативные задачи: умение уступать друг другу, общаться со сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда. Педагог был участником и партнером в игре, осуществлял соответствующий подбор игровых ролей, предложил тему для игры. Структура игры была соблюдена, однако мотивация детей больше напоминала целеполагание. Педагог недостаточно ориентировал детей друг на друга, больше использовал ориентировку на действия и правила. Не было создано условий для проявления детьми инициативы.

Рекомендации: активно использовать мотивацию детей; создавать условия для проявления инициативы, детского замысла, творческой выдумки; больше ориентировать детей на взаимодействие друг с другом.

В старшей группе воспитателем Сидоровой Е.Ф. была организована сюжетно-ролевая игра «Семья» с использованием строительного материала и игрушек. Педагог помог детям распределить роли, избегая конфликта, был участником и активным партнером в игре. В процессе игры педагогом были решены задачи социально-коммуникативного развития: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения к семье, чувство ответственности, эмпатии и отзывчивости; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитатель, задавая вопросы, побуждает детей развивать сюжет, инициирует у них творческие действия. Не хватало ориентации детей друг на друга, на взаимодействие между собой. Дети больше были ориентированы на взаимодействие с педагогом, обращались к ней, перебивали друг друга. Некоторые дети были заняты в основном действиями с игрушками.

Рекомендации: ориентировать детей на взаимодействие друг с другом; стимулировать собственно-речевые умения детей.

Воспитатель подготовительной к школе группы Рогова Г.А. Организовала сюжетно-ролевую игру «Космонавты» в групповой форме. Качество организации и проведения игры было на высоком уровне: полностью была соблюдена структура игры, дети были замотивированы, воспитателем был внесен элемент неожиданности (письмо, пришедшее от Инопланетян), что всегда очень привлекает детей. В игре педагог выполнял наблюдательную и направляющую функцию, что стимулировало у детей самостоятельность, саморегуляцию поведения и, что самое важное необходимость общаться друг с другом и самостоятельно планировать свою деятельность, решать проблемные ситуации. Воспитатель переводит внимание ребенка с игрушек на взаимодействие с партнером, ориентирует детей друг на друга, стимулирует детей вносить интересные предложения, вовремя замечает назревающие конфликты, помогает детям решить их. На протяжении всей игры осуществляет обучение детей собственно-речевым умениям, технике безопасности, правилам поведения.

Анализ показал, что в каждой возрастной группе созданы условия для проведения дидактических игр. Просмотр дидактических игр показал, что воспитателями был подготовлен необходимый материал к запланированным играм, продумано размещение детей. Предложенные детям игры содержали основные структурные компоненты: дидактическую задачу, состоящую из игровой и обучающей; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов.

Всеми педагогами ДОО ведется постоянная и целенаправленная работа по обучению детей различным видам игр.

Вместе с тем, следует больше внимания уделять индивидуальной работе с воспитанниками при обучении их играм и проведении игр. Редко проводятся музыкально-дидактические игры. Не используется полностью время, отведённое на игровую деятельность.

3. Анализ планов воспитательно — образовательной работы педагогов на 2017 – 2018 учебный год показал, что игровая деятельность воспитанников в режиме дня планируется целенаправленно, систематически. Педагоги осуществляют работу по развитию сюжетно – ролевой игры в соответствии с ООП МБДОУ д/с «Колосок» ст.Красноярской, разработанной на основании программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, с использованием технологии игровой деятельности Н. Михайленко. Различные виды игр планируются на неделю в календарных (ежедневных) планах педагогов. В каждой группе имеются перспективные планы сюжетно-ролевых игр. Документация по календарным планам воспитателей ведется аккуратно.

Анализ планирования игровой деятельности во всех группах показал, что не всегда при планировании учитывается предшествующая и последующая деятельность детей, которая должна быть представлена в виде чтения художественной литературы, рассматривания картин, картинок, иллюстраций в книгах, на занятиях познавательного цикла, различных беседах, ситуациях, при ознакомлении с профессиями взрослых. А данные виды деятельности обогащают познавательный опыт детей, увеличивают их словарный запас. Игры-фантазии планируются в перспективном плане, а в календарном не отражаются. В задачах отсутствует обучение детей игровым действиям, что сказывается на содержании самой игры. Недостаточно уделяется внимание планированию индивидуальной, предшествующей работы с детьми, не раскрываются четко методические приемы организации игр. Кроме этого, не прослеживается взаимосвязь деятельности педагога и самостоятельной деятельности детей в процессе организации игр во вторую половину дня. Мало планируется музыкальных игр. Воспитатели почти не планируют организацию театрализованной игры.

4. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам организации игровой деятельности детей осуществляется в соответствии с годовым планом ДОО и планом воспитательно-образовательной работы воспитателей групп. В родительских уголках имеется информация о значении игры в жизни ребенка (папки-передвижки, буклеты). Однако, в планах воспитательно — образовательной работы воспитателей групп недостаточно освещена работа с родителями по обучению детей различным играм, и игровой деятельности в целом.

На основании проведенного контроля можно сделать следующие выводы:

1. В группах созданы необходимые условия для развития игровой деятельности детей, но не всегда соблюдаются основные требования к организации предметной среды.

2. У воспитанников ДОО обнаруживаются достаточные знания и навыки для организации игровой деятельности в соответствии с возрастом детей. Однако уровень развития игровой деятельности детей в старшей группе не соответствует возрастным особенностям и требованиями ООП.

3. Имеются определенные недостатки в руководстве педагогами самостоятельной игровой деятельностью детей во второй половине дня.

4. Планирование осуществляется целенаправленно, систематически, в соответствии с требованиями реализуемой программы и с учётом возрастных особенностей детей. Недостаточно уделяется внимание планированию предшествующей и индивидуальной работы с детьми в ходе совместной игровой деятельности.

5. Мало планируется музыкальных дидактических игр. Воспитатели почти не планируют организацию театрализованной игры.

6. При организации работы с родителями по данной проблеме обращается мало внимания проведению совместных встреч по обмену опытом среди родителей.

По результатам контроля и сделанным выводам рекомендовано:

1. Работу по развитию игровой деятельности дошкольников:

— планировать в соответствии с программными требованиями, возрастными особенностями детей;

придерживаться структуры игры;

активно использовать мотивацию детей;

создавать условия для проявления инициативы, детского замысла, творческой выдумки;

больше ориентировать детей на взаимодействие друг с другом;

при распределении ролей обращать внимание на личностные особенности;

стимулировать собственно-речевые умения детей.

2. Продолжить работу по наполнению игровых зон бросовым материалом, предметами-заместителями. Срок – до 31.12.2017г.

3. Работу по развитию игровой деятельности дошкольников планировать в соответствии с программными требованиями, возрастными особенностями детей. Срок – постоянно.

4. Особое внимание уделять предшествующей и индивидуальной работе с детьми в процессе игровой деятельности: проводить предварительную работу перед обучением игровым действиям: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, беседы о труде взрослых, о взаимоотношениях людей в быту и на работе. Срок – постоянно.

5. Рекомендовать воспитателям старшей группы для индивидуального изучения методическое пособие: «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я. Михайленко. Срок – до 31.12.2017г.

6. Со старшими дошкольниками планировать обязательное изготовление и ремонт игровых атрибутов.

7. Работу с родителями проводить в тесном сотрудничестве. Использовать современные формы взаимодействия (встречи за круглым столом, просмотр видео, наглядные «журналы» и пр.). Срок – постоянно.

источник

Материал на тему:
Тематический контроль «Педагогическое руководство сюжетно — ролевой игры с целью овладения детьми конструктивными способами взаимодействия»

Тематический контроль «Педагогическое руководство сюжетно — ролевой игры с целью овладения детьми конструктивными способами взаимодействия»

Вложение Размер
plan_tematicheskogo_kontrolya.docx 18.02 КБ
spravka_po_rezultatam_tematicheskogo_kontrolya_po_igre.docx 27.84 КБ
primernyy_nabor_igrovykh_materialov_dlya_vtoroy_mladshey_gruppy.docx 203.55 КБ
primernyy_nabor_igrovykh_materialov_dlya_sredney_gruppy.docx 211.82 КБ
primernyy_nabor_igrovykh_materialov_dlya_starshey_i_podgotovitelnoy_grupp.docx 220.69 КБ
analiz_rukovodstva_pedagoga_syuzhetno-rolevoy_deyatelnostyu_detey.docx 15.5 КБ
analiz_usloviy_sozdannykh_v_gruppe.docx 14.84 КБ
anketa_dlya_pedagogov.docx 12.19 КБ
anketa_dlya_roditeley.docx 12.53 КБ
voprosy_dlya_rebenka.docx 12.26 КБ
vyyavlenie_urovnya_razvitiya_igrovykh_navykov_u_detey.docx 13.87 КБ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида №994

План проведения тематического контроля

«Педагогическое руководство сюжетно — ролевой игры

с целью овладения детьми конструктивными способами взаимодействия»

Цель: анализ работы педагогического коллектива и определение эффективности воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении по организации сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста, как одного из видов конструктивного способа взаимодействия дошкольников.

1. Изучить документацию педагогических работников по планированию и руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

2. Дать оценку работе педагогического коллектива по организации руководства сюжетно-ролевыми играми детей в разных возрастных группах, способам взаимодействия детей в игровой деятельности.

3. Обобщить систему работы и определить перспективы деятельности педагогического коллектива по организации сюжетно-ролевой игры.

Отбор содержания контроля:

  • Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры.
  • Анализ игровых умений детей.
  • Анализ самостоятельной игровой деятельности детей.
  • Самоанализ воспитателя.
  • Планирование сюжетно-ролевых игр в каждой возрастной группе.
  • Анализ состояния игровой предметно-развивающей среды.
  • Информирование родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка.

Сроки контроля : с 24.02.2014 по 14.03.2014

старший воспитатель О.В.Кляпка

Методы: анализ, наблюдение, самоанализ педагогов, выводы.

1. Диагностика ИК «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

1. Наблюдение и анализ сюжетно – ролевых игр.

1.Соответствие навыков игровой деятельности и возрасту детей, наличие замысла, развитие сюжета игры.

2.Поведение детей во время игры, взаимоотношения друг с другом, речевой этикет.

3.Наличие у детей знаний об окружающем и отражение их в играх.

Заведующий Л.А.Куклева, ст.воспитатель

2. Система планирования работы с детьми

Анализ плана работы с детьми.

Наличие в планировании системы работы по формированию игровых умений и навыков, обогащению сюжете ролевых игр, работа с родителями

Заведующий Л.А.Куклева, ст.воспитатель

Изучение предметно – развивающей среды.

1.Наличие оборудования и материалов для изготовления предметов – заместителей.

2.Целесообразность их размещения.

3.Соответствие содержания игровой предметно-развивающей среды возрасту детей.

4. Информационный уголок для родителей

Л.А.Куклева, О.В.Кляпка – группа №7

4. Педагогическое мастерство воспитателей

Наблюдение педагогического процесса. Беседа

1.Знание методов руководства игровой деятельностью детей, перспектив развития сюжета игр.

2.Методика руководства играми детей.

3.Нетрадиционные методы и приёмы, используемые в работе.

Заведующий Л.А.Куклева, ст.воспитатель

Взаимодействие в работе с семьёй по данной теме, формы работы:

— Анкетирование родителей «Выявление игровых интересов и предпочтений ребёнка».

-Анализ отзывов (анкет) родителей.

— Работа с родителями на сайте ГБОУ

Заведующий Л.А.Куклева, ст.воспитатель

Основные формы и методы контроля.

1. Наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса (Общение, самоанализ педагога).

2. Проверка документации. Анализ календарных планов воспитателей. Система планирования.

3. Анализ предметно-развивающей среды.

4. Изучение материалов по работе с родителями (отзывы родителей, результаты анкетирования).

Читайте также:  Анализ на иммунный статус для детей

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы детский сад № 994

Справка по результатам тематического контроля.

Тема: « Педагогическое руководство сюжетно — ролевой игры

с целью овладения детьми конструктивными способами взаимодействия ».

Цель: анализ работы педагогического коллектива и определение эффективности воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении по организации сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста, как одного из видов конструктивного способа взаимодействия дошкольников

Отбор содержания контроля:

  • Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры.
  • Анализ игровых умений детей.
  • Анализ самостоятельной игровой деятельности детей.
  • Самоанализ воспитателя.
  • Планирование сюжетно-ролевых игр в каждой возрастной группе.
  • Анализ состояния игровой предметно-развивающей среды.
  • Информирование родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка.

Сроки контроля : с 24.02.2014 по 14.03.2014

Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2013 – 2014 у/год.

Методы: анализ, наблюдение, самоанализ педагогов, выводы.

Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ГБОУ с целью использования воспитателями новых подходов к организации сюжетно-ролевой игры. Деятельность педагогов была основана на рекомендациях комплексной программы «От рождения до школы».

В ходе контроля были выявлены следующие результаты.

Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.

В ходе наблюдения за сюжетной игрой была отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. При этом и воспитатель меняет свое положение в игре: выполняет сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателем детской игры, в любое время способным прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету. Дети успешно играют в сюжетно-ролевые игры самостоятельно, используя атрибуты, предметы-заместители и игрушки.

Наблюдая за игрой в средней группе №6, необходимо отметить усложнение поставленных целей, ролевых взаимоотношений между партнёрами, включение большего

количества ролей в игре. Воспитатель О.Н.Голубева поставила цель перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре «Экскурсия в музей». Предложив одну из основных ролей ребёнку, воспитатель приняла и обозначила для детей свою дополнительную роль. Демонстрировала примеры ролевых диалогов и ролевых взаимодействий в игре, вовлекала детей в игру. Постепенно развернулась большая игра, в которой участвовали все дети. Воспитатель при этом также продолжала изменять свою игровую роль и обозначать новую для партнёров по игре, показывая детям примеры различного ролевого поведения в соответствии с разными ролями.

В старшей и подготовительной к школе группе педагоги стремиться научить детей комбинировать в игре разнообразные события, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы. Так, воспитатель подготовительной группы С.В.Швецова и воспитатель разновозрастной группы З.Д.Ловнуженкова, предложили детям отправиться на прием в поликлинику. В игре были объединены события, происходящие в поликлинике у разных докторов. Воспитатель обозначила свою роль, как второстепенную (пациента, проходящего диспансеризацию). Разворачиваются разные ролевые диалоги. Такие диалоги развивают речь детей, стимулируют к деятельности, помогают осуществлять ролевые взаимодействия. Игра продолжалась длительное время.

Воспитатели вместе с детьми овладевают новым способом построения игры – совместным сюжетосложением. При этом используют приём «расшатывания» уже известных сюжетов, постепенно переводя детей к преобразованию знакомых сюжетов. В процессе придумывания новых сюжетов, воспитатели развивали у детей умение слушать друг друга, ориентировали на продолжение рассказа партнёра.

Необходимо отметить заинтересованность каждого воспитателя, его стремление научить играть детей и самому научиться использовать новые подходы к организации сюжетно-ролевой игры.

Однако, есть и педагоги, которые подменяют понятие игровой деятельности, понятием занятие. При просмотре сюжетно –ролевой игры в группе №2, воспитатель И.Ю.Дрожжина , процесс совместной деятельности больше напоминал проведение непосредственной образовательной деятельности.

Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы в отдельном блоке на месяц. Тематика игр разнообразная, при планировании учитывается интерес детей и появление в окружающей жизни новых понятий: супермаркет, президент и т.д.

При анализе планов работы была отмечена система планирования, постепенное усложнение задач, использование методов и приёмов и планирование необходимых для игры атрибутов. Отмечено также не соответствие поставленных задач возрасту детей в некоторых группах.

источник

Докажите, что анализ (самоанализ) педагогического руководства игровой деятельностью способствует повышению мастерства воспитателя и уровня развития игры детей

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом для самосовершенствования. Поэтому развитие способности педагога к самоанализу деятельности является основным условием для выявления профессиональных затруднений и образовательных потребностей.

Можно выделить пять групп педагогов с различным соотношением мотивационных доминант и проследить их зависимость от принадлежности педагога к определенной стажевой группе:

1​ группа — педагоги с доминирующей внутренней мотивационной доминантой, для которых характерно стремление к творческому росту, активность в инновационной деятельности, желание иметь интересную работу. Чаще всего педагоги с этой мотивационной доми​нантой встречаются в группе педагогов, имеющих педагогический стаж от 2 до 10 лет, а также после 15 лет.

2 группа — педагоги, для которых ведущими являются внутренняя и внешняя положительные мотивационные доминанты. Для дан​ной категории педагогов характерны как стремление к достижению различных успехов в своей профессиональной деятельности, же​лание добиться признания, так и ориентация на саморазвитие. Эта группа педагогов является самой многочисленной, ее представители в значительном количестве представлены в различных стажевых группах.

3 группа — педагоги с доминирующей внешней положительной мотивационной доминантой. Эти педагоги ориентируются на внешние оценки своей деятельности, они весьма чувствительны к материальным стимулам. Именно такие педагоги наиболее подвержены воздействию разнообразных стимулов, что позволяет руководителям даже при ограниченном количестве организационных, включая финансовые, ресурсов эффективно влиять на их труд. Наибольшее количе​ство педагогов с доминирующими внешними положительными мотивами встречается среди педагогов со стажем работы менее 5 лет и со стажем от 10 до 20 лет.

4 группа — педагоги с доминирующими внешними как положитель​ными, так и отрицательными мотивами. Так же как педагоги предыдущей группы они ориентируются на внешние оценки своей работы, но при этом для них в большей степени актуальны потребности в гарантиях и безопасности, поскольку педагоги данной категории стремятся избегать дисциплинарных взысканий и критики. Чаще всего данный тип педагогов встречается в стажевой группе педаго​гов, имеющих стаж работы свыше 20 лет.

5 группа — педагоги с доминирующими внешними отрицательными мотивами. Данный тип педагогов отрицательно относится к различ​ным организационным изменениям и новациям в педагогической деятельности, при выборе места работы уделяет повышенное внима​ние условиям труда в образовательном учреждении. Ведущими по​требностями таких педагогов являются низшие потребности: физио​логические и безопасности. Поскольку удовлетворить их можно бла​годаря приобретению определенного статуса, то потребность в признании также является одной из наиболее актуальных для дан​ной категории работников. Следует отметить, что чаще всего педагоги с доминирующими отрицательными мотивами встречаются среди персонала, имеющего педагогический стаж более 20 лет и даже на​ходящегося на пенсии, но продолжающего трудиться.

Очень важно научить педагогов развивать свой творческий потенциал, анализировать свою деятельность. Поэтому так актуальна и значима сегодня, педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика — это система методов и средств изучения профессионального мастерства педагога, она создает основу для выявления затруднений в работе, позволяет определить сильные или слабые стороны его педагогической деятельности, наметить оптимальные пути дальнейшего развития и способы преодоления трудностей.

При проведении диагностических мероприятий педагог получает сведения о себе как о личности, о требованиях к своему труду, о способах оценки, тем самым, овладевая умением самостоятельно производить диагностику педагогической деятельности (самоанализ: «само..»- означает направленность чего-либо на себя, анализ /в переводе с греческого — разложение, расчленение /- метод научного исследования, состоящий в разложении целого на составные части).

План проведения тематического контроля

Цель: анализ работы педагогического коллектива и определение эффективности воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении по организации сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста, как одного из видов конструктивного способа взаимодействия дошкольников.

Методы: анализ, наблюдение, самоанализ педагогов, выводы.

Разделы плана Содержание Методика Ответственные
1. Диагностика ИК «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» 1. Наблюдение и анализ сюжетно – ролевых игр. 2. Беседы с детьми. 1.Соответствие навыков игровой деятельности и возрасту детей, наличие замысла, развитие сюжета игры. 2.Поведение детей во время игры, взаимоотношения друг с другом, речевой этикет. 3.Наличие у детей знаний об окружающем и отражение их в играх.
2. Система планирования работы с детьми Анализ плана работы с детьми. Наличие в планировании системы работы по формированию игровых умений и навыков, обогащению сюжете ролевых игр, работа с родителями
3. Создание условий Изучение предметно – развивающей среды. 1.Наличие оборудования и материалов для изготовления предметов – заместителей. 2.Целесообразность их размещения. 3.Соответствие содержания игровой предметно-развивающей среды возрасту детей. 4. Информационный уголок для родителей
4. Педагогическое мастерство воспитателей Наблюдение педагогического процесса. Беседа 1.Знание методов руководства игровой деятельностью детей, перспектив развития сюжета игр. 2.Методика руководства играми детей. 3.Нетрадиционные методы и приёмы, используемые в работе.
5. Работа с родителями Анализ документации Взаимодействие в работе с семьёй по данной теме, формы работы: — Анкетирование родителей «Выявление игровых интересов и предпочтений ребёнка». -Анализ отзывов (анкет) родителей. — Работа с родителями на сайте ГБОУ

Основные формы и методы контроля.

1. Наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса (Общение, самоанализ педагога).

2. Проверка документации. Анализ календарных планов воспитателей. Система планирования.

3. Анализ предметно-развивающей среды.

4. Изучение материалов по работе с родителями (отзывы родителей, результаты анкетирования).

Спланируйте первый компонент (обогащение реального опыта) комплексного метода руководства сюжетно-ролевой игрой (сюжет игры, возрастная группа по выбору студента)

Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты: — планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

— совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; — своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

— активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

При комплексном руководстве успешно формируется сюжетно-ролевая игра детей. Возрастает самостоятельность детей в постановке игровых задач, которые решаются постепенно усложняющимися способами и с помощью более обобщенных средств. В игре используются развернутые и обобщенные игровые действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами, у детей повышается интерес к роли, они используют разнообразные средства ее выразительности. Зарождается ролевое общение друг с другом. Положительное эмоциональное общение между детьми легко возникает, если взрослые, организуя игровую деятельность в группе, поддерживают у детей хорошее настроение, проявляя изобретательность, выдумку.

Приемы косвенного руководства.

Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

— внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений

— экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми

— создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

— чтение художественных произведений, драматизация сказок

— наблюдение за играми других детей

-напоминания об интересных фактах из жизни.

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

— ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

— создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

источник