Меню Рубрики

Анализ трудовой деятельности детей подготовительной группы

При организации коллективного труда я руководствуюсь «Программой воспитания в детском саду». Разные способы организации труда (поручения, дежурства и коллективный труд детей) позволяют обеспечить систематичность включения детей в труд.

Поручения я использую с младшей группы. Начинала с индивидуальных поручений, которые ребенок выполнял вместе со мной, а со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, я использовала групповые поручения. Основной формой объединения детей в труде этого возраста являлся «Труд рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает передо мной. При таком способе организации ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

Дежурство: сложная форма организации труда и требует от ребенка большей самостоятельности. В нашей группе есть всегда дежурные по столовой, и я отмечаю, что не все дети охотно трудятся ради других. Приходится немало приложить усилий, чтобы дети поняли условия обязательности выполнения дела, проявить заботливое отношение к своим товарищам.

Начиная со старшей группы, стала систематически организовывать общую трудовую деятельность. Коллективный труд является наиболее сложной формой организации труда. В старшей группе я использовала такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение уделила способу организации совместного труда. При таком способе дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает мне возможность воспитывать положительные формы общения между детьми:

умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу. Организуя коллективный труд детей, я использую разные методы: наблюдение трудового процесса, анализ планирования, беседы с детьми.

В группе создала условия для трудовой деятельности: подобрала инвентарь и материалы для всех видов труда, соответствующие возрасту детей. Все материалы для труда безопасны для детей. Инвентарь хранится рационально: дети самостоятельно им пользуются.

Педагогическое руководство коллективным трудом

При организации коллективного труда я осуществляю руководство детьми во время распределения ими работы между собой. В первую очередь я решаю задачу формирования начал коллективизма.

В процессе распределения общего дела я решаю несколько задач: учитываю трудоемкость разных работ, с тем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем работ, чтобы все дети закончили в одно и то же время свои задания.

Организую труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой. Продумываю расстановку детей так, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный. Учитываю задачи воспитания, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяю его с внимательным, спокойным сверстником.

Объединять всю группу детей стала уже в конце года, после того как дети приобрели опыт работы рядом, в небольшом коллективе.

Организуя коллективный труд, делю детей на несколько бригад. Помогаю распределить обязанности между бригадами и внутри бригады. Определяя содержание общей работы, включаю в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, для того чтобы задействовать всех детей.

Наблюдая труд детей, тоже выполняю какую-либо работу, даю указания и советы, как нужно выполнить то, или иное действие.

Особое значение приобретает оценки деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей. Моя задача направить детей, прежде всего, на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись. Делаю это в мягкой, доброжелательной форме, чтобы дети поняли ошибки, приобрели уверенность.

Руководя коллективным трудом, я решаю две основные задачи: направляю усилия каждого ребенка на достижение общей цели, формирую положительные взаимоотношения между детьми, организую взаимопомощь.

Руководя коллективным трудом, выделяю три последовательных этапа:

1. распределение работы между участниками;

2. процесс выполнения задания;

3. обсуждение результатов трудовой деятельности.

По окончании работы обсуждаю итог, задача которого состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать значимость, преимущество коллективного труда.

  1. Буре, Р.С. Учите детей трудиться [Текст]: учебное пособие / Р.С. Буре. — М. Просвещение, 1987. — 58 с.
  2. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др. — М. Просвещение, 1983. — 207 с.
  3. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. — М. Мозаика-Синтез, 2007. — 80 с.
  4. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. — М. Просвещение, 1991. -112с.
  5. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / В.Г. Нечаева. — М. Просвещение, 1974. — С. 40 — 44.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы в детском саду по игровой деятельности
Наблюдение и анализ игровой деятельности дошкольников в течение дня
Анализ наличия игрового материала в группе
Анализ хозяйственно-бытового труда дошкольников (возрастная группа по выбору студента)
Анализ проведения различных видов трудовой деятельности дошкольников в природе в разных возрастных группах
Анализ организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в разных возрастных группах, для проведения трудовой деятельности
Анализ планирования различных видов трудовой деятельности (возрастная группа по выбору студента)
Наблюдение и анализ игровой деятельности детей на разных возрастных этапах (старший дошкольный возраст)
Изготовление атрибутов к играм (творческим)
Планирование различных видов трудовой деятельности дошкольников (возрастная группа по выбору студента)
Анализ трудовой деятельности и уровня сформированности трудовых ЗУНов дошкольников
Диагностика трудолюбия в разных видах дежурств
Организация и проведение различных видов трудовой деятельности дошкольников
Разработка предложений по коррекции организации трудовой деятельности
Планирование и составление конспектов проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками
Планирование и составление конспектов проведения строительных игр с дошкольниками
Организация и проведение строительных игр с дошкольниками
Организация и проведение театрализованных игр с дошкольниками
Организация и проведение дидактических игр с дошкольниками
Наблюдение за формированием игровых умений детей разных возрастных групп
Диагностика уровня развития игровой деятельности младших дошкольников
Диагностика уровня развития игровой деятельности старших дошкольников
Анализ трудовой деятельности детей (возрастная группа по выбору студента)
Подготовка беседы для родителей на тему «Содержание и методы трудового воспитания старших дошкольников в семье»
Составление конспекта беседы о труде взрослых с детьми старшей группы
Составление таблицы по возрастным группам «Виды самообслуживания, методы и приемы организации самообслуживания»
Разработка содержания хозяйственно-бытового труда для детей подготовительной к школе группы с выделением воспитательной задачи
Составление сценария праздника труда для конкретной возрастной группы
Составление конспектов проведения труда детей в природе
Составление картотеки художественных произведений для детей, в которых знакомят с трудом взрослых
Организации и проведение различных видов трудовой деятельности дошкольников
Анализ сформированности трудовых ЗУНов дошкольников разных возрастных групп
Анализ проведения музыкально-дидактических игр с дошкольниками
Анализ предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию детей
Анализ музыкального развлечения, праздника для дошкольников
Самостоятельное проведение коммуникативных игр с дошкольниками
Анализ самостоятельной продуктивной деятельности детей
Анализ занятий по рисованию, аппликации/лепке (устный и письменный)
Анализ предметно-развивающей среды по художественному воспитанию детей, оформления центра продуктивной деятельности в разных возрастных группах
Анализ психологических особенностей общения детей раннего и дошкольного возраста
Анализ планов воспитателей по развитию у детей различных видов деятельности в течении дня
Анализ планов воспитателей по развитию у детей навыков общения в процессе проведения коммуникативных игр и развлечений
Оформление подборки материалов по развитию коммуникативных навыков дошкольников в педагогической копилке к производственной практике
Самостоятельное проведение музыкально-дидактических игр с дошкольниками
Планирование и проведение работы по углублению музыкальных впечатлений ребенка в процессе слушания музыки
Планирование и проведение музыкальных минуток для детей раннего возраста с элементарным музицированием на ДМИ
Планирование и проведение музыкально – ритмических минуток с детьми раннего возраста с использованием игровых технологий
Планирование и проведение музыкального развлечения, праздника для детей
Планирование занятий по рисованию, аппликации/лепке, составление конспекта, подбор материала для проведения занятия
Проведение занятий по рисованию, анализ детских работ
Проведение занятий по аппликации, анализ детских работ
Проведение занятий по лепке, анализ детских работ
Самоанализ проведенных занятий по изобразительной деятельности (устный и письменный)
Оформление выставки детских работ, использование детских работ в интерьере
Подбор диагностических методик на определение уровня развития навыков общения у детей дошкольного возраста
Разработка конспекта занятия по проведению одного из методов активного социально-психологического обучения общению детей дошкольного возраста
Организация общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности
Составление картотеки упражнений и игр для развития навыков общения дошкольников и их апробация в своей возрастной группе
Самостоятельное проведение коммуникативных игр с дошкольниками
Планирование различных видов общения в подготовительной группе с целью с целью формирования коммуникативных навыков дошкольников

источник

Екатерина Купрейчик
Анализ трудовой деятельности

Анализ трудовой деятельности.

Дата проведения: 08.11.2018г.

Материал, наглядное пособие, оборудование для трудовой деятельности было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям.

Цель: систематизировать знания детей о приемах и последовательности ухода за растениями.

Вводной части решалась задача:

-Воспитывать у детей интерес к растениям.

В основной части решались задачи:

— Уточнять и закрепить знания детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы.

-Упражнять детей в умении определять растения нуждающиеся в уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий.

Воспитывать у детей интерес к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.

Закреплять умение планировать свою деятельность и распределять обязанности между участниками.

— Закреплять знания о действиях с инвентарем.

Развивать культуру трудовой деятельности, любознательность.

-Развивать диалогическую речь.

В заключительной части решалась задача:

— Развивать диалогическую речь.

Цель, задачи трудовой деятельности соответствует программным требованиям возрастной группы.

Вводной части трудовой деятельности педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью звонком от Карлсона.

В основной части для создания положительной мотивации использовала приёмы – беседа, показ способов действия, использование образцов, объяснение.

В заключительной части — анализ детских работ проходил с помощью рассматривания, вопросов.

Все части были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам. Правильно организованная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность детей.

— словесный (для вопросов детям, поощрения);

— практический (в выполнении задания);

— метод контроля анализе выполненных работ – одобрение и похвалы).

Все методы и приемы обучения соответствовали программному содержанию и возрастным особенностям детей.

Речь была выразительная, спокойная, рассудительная.

Использовала здоровье сберегающие компоненты: смена поз детей; чтобы поддерживать интерес детей.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании, в трудовой деятельности в природе. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.

Анализируя, проведённую деятельность, можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены.

Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей. Их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всей деятельности.

«Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности». УХАЖИВАЕМ ЗА ЦВЕТОЧКАМИ. ПОЛИВАЕМ РАСТЕНИЯ. Трудовое воспитание детей раннего возраста-это деятельность,направленная на развитие.

Развитие речи во время трудовой деятельности В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью решаются коррекционные задачи: развиваются и совершенствуются.

Фотоотчет о трудовой деятельности на участке Ни для кого не секрет, что труд — важнейшее средство воспитания, начиная с раннего возраста. В процессе труда формируется личность ребенка,.

Итоговое занятие по трудовой деятельности «Черенкование растений» Закрепляется представление о том, что растение можно вырастить из черенка, дается представление о способах ухода за черенками. Решаются.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант» Задачи:обучать навыкам трудовой деятельности (уметь поливать, рыхлить землю);воспитывать ценностное отношение к труду:формировать бережное.

Контрольная работа по трудовой деятельности Министерство образования Саратовской области ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» по предмету: МДК02.02. Теоретические.

Материалы и оборудование для трудовой деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 3 г. ЛИПЕЦКА МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

источник

2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

В ходе наблюдения за организацией и содержанием труда детей в старшей группе даны ответы по следующим вопросам:

1) Какая трудовая деятельность имела место в группах (старшей, подготовительной). Дежурства:

а) по столовой (накрывают столы, разносят вторые и третьи блюда, собирают посуду со стола после еды);

б) по подготовке к занятиям (разносят и убирают пособия, материалы, моют кисточки, посуду из-под клея, красок, стирают тряпочки, вытирают столы после работы, сметают обрезки бумаги);

в) по уголку природы (готовят и дают корм и воду животным, моют их посуду, вместе со взрослыми моют или чистят клетки, вольеры. Ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут календарь погоды).

2) Какая работа выполняется детьми помимо дежурств:

а) хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты: вытирают подоконники, мебель, строительный материал, моют игрушки, стирают и гладят кукольную одежду, белье);

б) уборка участка (осенью сгребают листья, зимой убирают снег на дорожках, площадке, сооружают горку и другие постройки из снега, изготавливают цветные льдинки и т.д., летом поливают цветы, песок, вытирают скамейки после игр с песком);

Осенью убирают урожай в огороде, в саду, собирают семена, участвуют в пересадке растений в грунт, в перекопке грядок, клумб, пополняют уголок природы обитателями водоемов, заготавливают корм для зимующих птиц, начинают их подкормку.

Читайте также:  Рассказ ушинского дети в роще анализ

Зимой сажают корнеплоды — свеклу, морковь, сеют овес, т.е. выращивают зеленый корм для животных уголка природы, подкармливают зимующих птиц.

Весной поливают всходы, высаживают рассаду в огороде и цветнике.

Летом продолжают уход за растениями огорода, цветника, сада: поливают, рыхлят, окучивают, прореживают, подвязывают);

Работа с бумагой, картоном, изготовление различных поделок для игр и подарков, ремонт книг, пособий, коробок.

Работа с тканью: шитье кукольной одежды, мешочков для семян, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, пришивание пуговиц, вешалки. Работа с деревом: сколачивание, распиловка, окраска при изготовлении игрушек и т.п.

Работа с природным материалом: мочалой, травой, корой, листьями, шишками, поделка разных сувениров, игрушек).

3) Определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.

4) Охарактеризованы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).

Диагностика проводится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду трудовых навыков и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста по следующим разделам:

— трудолюбие в процессе дежурств;

— представления о труде взрослых.

Диагностика проведена с детьми старшей группы, в составе из 6 человек.

2.1 Диагностика трудовых умений и навыков Труд в природе.

1) Ребёнку предлагается потрудиться — полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

— ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

— ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

— ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

— самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

— предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

— не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

— ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

— результат труда определяет при помощи взрослого;

— не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

— ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

— раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

— не может спланировать последовательность трудовых действий.

5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

— самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

— с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

— не может выполнить задания.

6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

— все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

— отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

— качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты сведены в таблицу 1.

Таблица 1 — Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

отобрать необходимое оборудование

Фамилия, имя ребёнка 1. Умение принять цель труда 2. Умение выделить предмет труда 3. Умение предвидеть результат труда 4. Умение спланировать трудовой процесс 6. Освоение трудовых навыков и умений
Воробьева Валерия В Б Б Б Б Б
Горлинская Софья Б Б А А Б Б
Ильченко Денис Б В Б В В В
Ионова Вера В В В Б В В
Шилин Иван В В Б Б Б Б
Шпак Сергей Б В А Б Б Б

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А — результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ Б — труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В — ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Таблица 2 — Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями

отобрать необходимое оборудование

Уровень 1. Умение принять цель труда 2. Умение выделить предмет труда 3. Умение предвидеть результат труда 4. Умение спланировать трудовой процесс 6. Освоение трудовых навыков и умений
Высокий 3 4 1 1 2 2
Средний 3 2 3 4 4 4
Низкий 2 1

Хозяйственно-бытовой труд.

1. Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

2. Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Результаты сведены в таблицу 3.

Таблица 3 — Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Фамилия, имя ребёнка 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Воробьева Валерия В Б
Горлинская Софья Б Б
Ильченко Денис Б Б
Ионова Вера В В
Шилин Иван Б Б
Шпак Сергей Б Б

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ Б — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В — ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Таблица 4 — Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому труду

Уровень 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Высокий 2 1
Средний 4 5
Низкий

Ручной труд. 1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов. Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок. При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности. 2) Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Результаты сведены в таблицу 5.

Таблица 5 — Диагностика сформированности ручного труда

Фамилия, имя ребёнка 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел
Воробьева Валерия Б Б
Горлинская Софья Б Б
Ильченко Денис Б Б
Ионова Вера В Б
Шилин Иван Б Б
Шпак Сергей Б Б

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А — беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества. СРЕДНИЙ Б — высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично. ВЫСОКИЙ В — развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Таблица 6 — Уровень сформированности отношения детей к ручному труду

Уровень 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел
Высокий 1
Средний 5 6
Низкий

Таблица 7 — Сводная таблица сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста

Ф.И. ребенка Ознакомление с трудом взрослых Навыки самообслуживания Трудовые умения
Воробьева Валерия 2 2 6 4 3 5 22
Горлинская Софья 4 2 5 4 1 3 19
Ильченко Денис 3 2 7 6 3 4 28
Ионова Вера 3 2 10 6 3 6 30
Шилин Иван 2 2 7 5 2 4 22
Шпак Сергей 3 2 6 4 1 3 19

Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста (Приложение).

Низкий уровень (до 10 баллов) Средний уровень (от 11 до 27 баллов) Высокий уровень (от 28 до 37 баллов)
4 2

1. У детей неплохо сформированы трудовые навыки и умения. Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей дежурных.

2. В старшей группе у детей формируются навыки разнообразных видов ручного труда: вышивка, шитьё, бисероплетение, работа с природным и бросовым материалом и т.д.

2.2 Диагностика трудолюбия в разных видах дежурств

За детьми проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку.

В ходе этого исследования мы определяли:

— хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;

— каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;

— хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей;

— хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;

— хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.

Полученные данные зафиксировали в виде таблицы 9.

Таблица 9 — Диагностика трудолюбия в процессе дежурств

Дежурство в игровом уголке Дежурство в уголке природы Воробьева Валерия Б Б А Горлинская Софья А Б А Ильченко Денис В Б Б Ионова Вера В В В Шилин Иван Б Б Б Шпак Сергей Б А А

Анализируя отношение детей к дежурству, определим, к какой группе относится ребенок:

Группа А (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.

Группа Б (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

Группа В (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

Группа Г (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

Группа Д (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

Таблица 10 — Уровень сформированности отношения детей к дежурству

Уровень отношения Дежурство
по столовой в игровом уголке в уголке природы
Высокий
Выше среднего
Средний 2 1 1
Ниже среднего 3 4 2
Низкий 1 1 3

Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке.

Таким образом, видно, что у детей трудолюбие сформировано так: дети трудятся без контроля, но только во время дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б) В этой группе большинство детей относится к группе Б – 3 ребенка, но также есть дети которые относятся к группе А и В. Эти дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль (группа А) – 2 ребенка.

Другие дети трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется внутреннее побуждение к трудовой деятельности (группа В) – 1 ребенок.

Вывод: анализируя результаты этого исследования видим, что у детей этой группы трудолюбие проявляется на среднем уровне.

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

ЧОУ СПО «Армавирский колледж управления и социально-информационных технологий»

Трудовая деятельность дошкольников: особенности труда, анализ и диагностика

Методические рекомендации по производственной практике по специальности

44.01.02 – Дошкольное образование

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Общие выводы и рекомендации

Список используемой литературы

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

Читайте также:  Рассказ отцы и дети анализ

Базой для проведения практики стал детский сад №__ г. Зеленогорска. Детский сад работает над проблемой создания условий для социально-личностного развития дошкольников.

Основой для планирования раздела «Трудовое воспитание» является комплексная образовательная программа «Детство».

Организация процесса по созданию условий для трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами: Уставом ДОУ, Должностными инструкциями воспитателей и специалистов, Договором с родителями, Приказами по основной деятельности.

В ходе практики поставлены основные вопросы для наблюдения и анализа трудовой деятельности детей:

1. Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, ремонту и подклейке книг, коробок для игр, уходу за посевами и посадками на огороде и цветнике и т. д. в старшей группе.

2. Организация труда с небольшими группами детей: уборка помещения, игровых уголков, стирка и глажение кукольного белья; ремонт игрушек и книг, изготовление игрового оборудования, поделок из природного материала; работа с тканью в старшей и подготовительной к школе группах; работа в природе, организация посевов и посадок, уход за растениями; работа в огороде и цветнике; уход за животными и др.

3. Организация трудовых поручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощи и оценка результата.

4. Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей: трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

5. Наблюдение за выполнением трудовых обязанностей или поручений некоторыми детьми, анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду.

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

Организуя трудовую деятельность воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

подчеркивают общественную значимость труда;

следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

постепенно расширяют самостоятельность детей;

создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать и мыть некоторые игрушки; протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых); стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки), салфетки для хлебницы и т. п.; накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки; подметать пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую; проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда.

Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

источник

Содержание работы воспитателя по трудовому воспитанию старших дошкольников в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед нами встала необходимость в разработке методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Содержание образовательной области «Труд» в подготовительной группе направлено на реализацию цели формирования готовности детей к обучению в школе в процессе обогащения опыта трудовой деятельности, воспитания у детей разумных потребностей, основ культуры потребления и бережного, ценностного отношения к труду. Основной путь приобщения детей седьмого года жизни к труду состоит в создании педагогически целесообразных условий для соответствующей возрасту социализации, развития у детей чувства сопричастности миру взрослых через формирование представления о труде как социальном явлении и дальнейшее расширение диапазона включения ребенка в реальные трудовые связи в условиях детского сада и семьи.

Для приобщения детей к труду необходимо создать педагогически целесообразные условия для развития познавательного интереса к миру взрослых, желания войти в реальные трудовые связи через оказание действенной помощи, соответствующей детскому возрасту. Позиция воспитателя должна быть направлена на взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое ориентировано на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде.

Проектируя образовательный процесс, воспитатель должен поддерживать характерное для детей этого возраста стремление к взрослению, потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Чутко реагируя на эти стремления, педагог должен постоянно расширяет спектр посильных трудовых обязанностей, и поощрять желание ребенка починить разорванную книгу, пришить пуговицу, проявить внимание, заботу, помочь.

Методика обучения детей целостным трудовым процессам предполагает формирование умений ставить и мотивировать цель труда, планировать работу, самостоятельно отбирать материалы и предметы труда, организовывать рабочее место, а также формирование рационального способа осуществления трудовых действий и способов оценки качества результата труда, уборки рабочего места, включающей простейшие способы утилизации отходов. При этом обучение новым трудовым процессам базируется на предварительном ознакомлении с соответствующими трудовыми процессами взрослых. Так, например, обучение старших дошкольников приготовлению пищи неразрывно связано с экскурсиями на кухню. Наиболее эффективна такая последовательность обучения: приготовление бутербродов из нарезанных взрослыми продуктов, винегрета (салата) из отваренных овощей, варка яиц, приготовление сока с помощью соковыжималки.

Более высокие требования предъявляет педагог к качеству выполнения работы детьми. Не следует чрезмерно опекать детей, необходимо предоставлять им возможность проявлять смекалку, трудовые и волевые усилия, стимулировать проявления трудолюбия, хозяйственности, самостоятельности, ответственности, добросовестности, заботы. Старшие дошкольники дорожат мнением взрослого, поэтому справедливая оценка, похвала, выражение уверенности, что все получится, стимулируют детей к выполнению следующего задания с большим старанием. В этом плане особо значимы постоянные трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

1.В подготовительной группе реализация содержания образовательной области «Труд» должна быть подчинена перспективе поступления детей в школу, вхождению в мир социальных отношений через познание своеобразия трудовой деятельности взрослых и осознание детьми роста самостоятельности, своих успехов и достижений, что постоянно подчеркивается взрослыми при организации вариативных видов детской трудовой деятельности.

2.Основными методами ориентации и формирования опыта детей в образовательной области являются: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых, рассматривание иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях; дидактические игры, детские проекты, сюжетно-ролевые игры по методу «игра-труд», дежурства, трудовые поручения, продуктивные виды досуга.

3.Содержание образовательной области «Труд» интегрируется со всеми подразделами программы для формирования у будущего первоклассника реальной картины современного мира и способности выстраивать отношения с людьми на основе осознания осваиваемых представлений о труде как социальном явлении и приобретаемого в самостоятельной трудовой деятельности жизненного опыта.

4.Повседневная жизнь в группах старшего дошкольного возраста должна быть разумно насыщена разнообразной трудовой деятельностью: трудовые поручения, дежурства по столовой, занятиям, уголку природы, коллективный труд в групповой комнате и на участке, продуктивные виды детского досуга.

5.Важным условием реализации программного содержания подготовительной группы является создание модульной организации развивающей среды.

6.Формирование основ культуры потребления как многокомпонентного личностного образования становится возможным при последовательной реализации поэтапной педагогической технологии, обеспечивающей нарастание самостоятельности и творческой инициативы детей.

«Коммуникация» — развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.

«Познание» — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей.

«Безопасность» — формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

«Социализация» — формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых.

«Физическая культура» — развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда.

«Чтение художественной литературы» — использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей.

«Музыка», «Художественное творчество» — использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд».

Методические рекомендации по формированию трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

Осуществление обозначенных выше цели и задач в образовательной области «Труд», реализуемых в деятельности дошкольников, возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей.

Важной задачей является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. Дежурства – сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Она требует от ребенка большей самостоятельности. Привлекая ребенка к выполнению поручения, воспитатель мог дробить процесс какого-либо дела на ряд последовательных заданий, дежурные же приучаются выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знании, последовательности работы, представлений о её полном объеме, о требованиях, предъявляемых к результату. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другим, более интересным для него занятием или отвлечься от дела, переключаясь на игру, которую затевают сверстники.

Дежурства как вид повседневного труда детей вводятся после того, как дети освоили соответствующие трудовые процессы и их поведение достигло определенного уровня произвольности.

Читайте также:  Рассказ тургенева отцы и дети анализ

Во время дежурств совершенствуется самостоятельная трудовая деятельность детей, формируются ее общественная направленность и мотивация, так как работа дежурных направлена на удовлетворение потребностей детей группы, помощь взрослому. Общественная направленность труда дежурных отчетливо видна всем детям: дежурные накрыли столы к обеду для всех детей, помогли няне; детям удобно и приятно сесть за красиво накрытые столы. Установление связей между целью, результатом и его значением для детей и взрослых вносит в трудовую деятельность детей планомерность и целеустремленность.

В процессе дежурств формируются социально ценные качества личности — ответственность перед коллективом за порученное дело, заботливость по отношению к детям и взрослым, привычка к выполнению трудовых обязанностей и др.
Содержание и последовательность введения дежурств определены в «Программе воспитания в детском саду».

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами).

В старшей группе дежурные по столовой самостоятельно накрывают столы, учатся делить процесс труда и договариваться о распределении обязанностей. В подготовительной к школе группе усложняются требования к дежурным: дежурные должны быстро, самостоятельно и организованно выполнять свои обязанности. Более широк и круг их обязанностей: дежурные по столовой убирают посуду, подметают пол у столов, принимают участие в мытье посуды после полдника.

Дежурства по занятиям включают не только раскладывание подготовленных воспитателем пособий и уборку их после занятия, но и подготовку пособий и материалов к занятию (проверка комплектов карандашей, отбор тех, которые нужно очинить, раскладывание клея по розеткам и т. п.).

Вводятся дежурства в уголке природы: дежурные поливают растения, обрызгивают или обтирают листья в зависимости от условий, рыхлят почву, кормят животных, чистят клетки и т. д.

Методика руководства работой дежурных направлена на формирование у детей необходимых знаний, трудовых умений и навыков, на формирование организационных умений, на развитие взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. Только под руководством воспитателя ребенок осмысливает значение своих действий, их направленность, требования к их выполнению. Дежурствам предшествуют наблюдения труда взрослых и трудовые занятия. В процессе работы воспитатель контролирует деятельность дежурных, так как ребенок поначалу не видит своих ошибок и не может их исправить самостоятельно. Важно добиться, чтобы ребенок все выполнил аккуратно: тарелки на столе расставил против стульчиков, на которых будут сидеть дети, ложки положил справа от тарелки ровно, черенком к себе и выпуклой стороной вниз, тарелку с хлебом поставил на середину стола и т. д. Контроль воспитателя, показ, как исправить ошибку, способствуют закреплению у дежурных трудовых умений.

В оценке работы дежурных подчеркивается, что дети сделали верно. Это вселяет в них уверенность, вызывает стремление к самостоятельности. Организация деятельности дежурных осуществляется сначала по типу труда рядом. Воспитатель назначает дежурных, подбирая детей с учетом их умений, инициативности и т. п. Он распределяет обязанности, указывая, кто какой стол должен накрыть; напоминает последовательность трудовых действий: сначала расставить тарелки с хлебом, затем тарелки и чашки, а потом разложить ложки. По мере освоения детьми трудового процесса воспитатель ограничивается советом, напоминанием. Контроль постепенно перемещается с процесса работы на результат и связывается с оценкой. Воспитатель направляет внимание ребенка на результат, на соответствие его требованиям, не торопится указать на ошибку, побуждая найти ее самостоятельно (проверь, правильно ли разложены вилки, на всех ли столах расставлены краски и т. п.).

Закрепление трудовых умений обеспечивается и постепенным увеличением срока дежурства до двух-трех дней. Последовательно выполняя трудовые процессы под наблюдением воспитателя, ребенок осваивает их, и трудовые умения становятся прочными. Усвоение трудовых умений и понимание направленности труда меняет отношение ребенка к себе и товарищам: дети становятся более самостоятельными; появляется осознанный интерес к труду и стремление к выполнению обязанностей дежурного.

Основное внимание воспитателя направляется на решение комплекса воспитательных задач: с одной стороны, на формирование отношений между дежурными, отношений между дежурными и детьми всей группы; с другой стороны, на формирование навыков организации труда, его подготовки, рационального планирования, на воспитание ответственности, трудолюбия и других качеств личности ребенка.

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. От эмоционального настроя ребенка, развития его социальных чувств во многом зависит устойчивость привычки трудиться формирование мотива – интереса к данному виду деятельности. Тогда любое действие, даже требующее сравнительно большого напряжения, связанное с преодолением трудностей, будет им охотно выполнятся; важно также, чтобы сам процесс труда и его результаты сопровождались положительными эмоциями. Для этого педагог ведет большую работу по воспитанию уважения к дежурным и их труду, к требованиям дежурных. Хорошую эмоциональную атмосферу создают обсуждение результатов дежурства. В итоге дежурных характеризуется детьми с позиции общественно полезного труда. Положительный эмоциональный настрой ребенка поддерживается тем, что взрослые привлекают его внимание к «промежуточным» результатам выполняемой работы, стараются пробудить у ребенка любознательность и самостоятельность. Привлечение ребенка к работе только ради развития трудовых навыков не позволит воспитать в нем трудолюбия, без которого труд теряет свое воспитательное, а в дальнейшем и общественное значение.

Условием, позволяющим формировать самостоятельность дежурных, является учет индивидуальных особенностей детей. Тонкость воспитательных воздействий заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых ребёнок хочет работать и делает это хорошо. В практике бывает так, что один ребенок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных умений, забывания последовательность операций, трудоемкости работы, отвлечений. Не исключено, что отставание отдельных детей вызывается из нежеланием трудиться, невнимательным отношением к делу. Определяющая позиция педагога при этом – помочь ребенку в активном и самостоятельном приобретении опыта, развить желание и потребность ребенка в получении определенных трудовых умений (доступных возрасту ребенка).

Нужно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок выполняя обязанности дежурного. В дежурстве ребенок сталкивается с нагрузкой, так как труд как деятельность всегда сопряжен с приложением с приложением усилий, и формирование самостоятельности возможно только при условии развития волевые качеств, т.е если предлагаемая детям работа будет связана с преодолением усилий. Вместе с тем нельзя допускать и слишком большой нагрузки, так как это не только вызывает у детей быстрое утомление, в связи с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, но и вредит здоровью детей. Следовательно, нагрузка непосредственно связанна с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать такое распределение обязанностей по дежурству, с которым бы дети справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись.

Важным условием организации дежурства является развитие адекватных взаимоотношений детей в данной деятельности. В своевременном, правильном выполнении задания проявляется самостоятельность ребенка, однако в старшей группе недостаточно заботиться о развитии и упрочении самостоятельности как процесса овладения каким-либо способами действий. Развитие взаимоотношений детей, большая осознанность детских контактов создает предпосылки и возможность развития нравственной направленности самостоятельности, которая проявляется в готовности и желании детей вступать в контакты со сверстниками, самим выбирать работу, быть постоянно занятыми, уметь поделить работу, завершить общее дело. Заботой воспитателя должно быть воспитание общественной направленности, что во многом определяет и обусловливает формирование организаторских умений детей.

Немаловажное значение имеет и наличие удобного оборудования для труда, соответствующего задачам дежурства и возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребёнку выполнить задание аккуратно, достичь результата, располагает его к деятельности, вызывает желание трудится. Так, раскладывая ложки, кисточки, карандаши, дети часто роняют из на пол, если воспитатель не приобретёт для них подносы, стаканчики, не научит ими пользоваться. Нужно проявить заботу и о размещении оборудования. Надо расположить его так, чтобы детям было удобно его взять, использовать и положить на место. Важно, чтобы дети знали, где что лежит.

Необходимо иметь в группе уголок дежурных, оформленный самыми разнообразными способами: с помощью фотографий, символов, знаков и др. Уголок дежурных не является средством украшения интерьера, а применяется по назначению, удобна для использования взрослыми и детьми, нужно что бы дети могли сами разобраться в информации на ней.

Особое значение дежурства имеют для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с накрывание на стол , помогая готовить всё необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

Своеобразно осуществляется у детей и процесс планирования трудовой деятельности. Планирование – важный компонент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнения, контроль и оценку, как отдельных этапов, так и результат в целом.

В старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда, и намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения. Не предусматриваются контроль и оценка работы. Словесное планирование отстает от практического – ребенок не может составить план работы, но действует последовательно.

Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению формируется способность действовать экономно и рационально, умение предвидеть результат. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

При самостоятельном планировании трудовой деятельности, воспитатель должен развивать:

  • умение подобрать необходимые инструменты и материалы для работы;
  • умение подготовить удобное рабочее место;
  • умение наметить логическую последовательность действий и способы их осуществления, приводящие к лучшему результату;
  • умение выразить намеченное в слове;
  • умение анализировать, оперировать понятиями, высказывать суждения, делать выводы и т.п., чтобы предвидеть процесс выполнения задания;
  • умение действовать по примеру воспитателя. Образец плана, который он дает, должен включать все этапы работы;
      • умение планировать с помощью вопросов. Важно что бы их система последовательности, заставляла детей продумывать все этапы плана;
  • умение планировать по более сложному способу плану-рассказу. Получив задание, ребенок по просьбе воспитателя подробно описывает, что и как будет делать;
  • умение планировать с использованием разнообразных картинок;
  • умение организовывать свою деятельность, соблюдая правила: сначала внимательно выслушать задание, а потом начинай его выполнять, приготовь все, что нужно для работы; если работа закончена, скажи об этом взрослому;
  • умение организовывать свою деятельность, соблюдая правила: нельзя отвлекаться (убегать, играть, заниматься посторонним, когда трудишься); любое задание старайся выполнять хорошо аккуратно; наливай в лейку воды только до черты; вытирай пыль влажной тряпочкой, при загрязнении прополаскивай её;
  • умение распределять работу между собой. Вначале воспитатель распределяет обязанности, мотивируя свои решения. Педагог разъясняет, что, когда работают вместе, всегда заранее договариваются, кто какое дело будет выполнять; распределяют работу справедливо, поровну; уступают друг другу что бы самое интересное выполнять по очереди, тогда никому не будет обидно.

Следовательно, планирование способствует развитию логического мышления и речи. Чем выше умение детей планировать свою работу, тем осознаннее, целенаправленнее, рациональнее, точнее и результативнее они действуют, тем больше возможностей для проявления творчества и инициативы. При отсутствии планирования ребенок становится на путь проб и ошибок, бесцельно затрачивает силы, полученный результат его часто не удовлетворяет. Чем выше уровень планирования ,тем успешнее решаются разнообразные воспитательные задачи.

Наиболее высокой степенью самостоятельности характеризуется деятельность по собственной инициативе. Дети сами ставят цель, планируют организацию и исполнение работы, достигают результата, оценивают его качества и значимость, а также поведение товарища и свое собственное в трудовом процессе (отношение к труду и к сверстникам).

Трудовая деятельность по собственной инициативе возникает при определенных условиях, только тогда, когда:

Дети знают основные компоненты труда. Для этого их знакомят с трудом взрослых. Ребята наблюдают за изготовлением различных предметов, их преобразованием.

Дети знают структуру трудового процесса (цель, выбор материала, инструментов, трудовые действия, запланированный результат). Цель и результат труда для осознания их детьми мотивируются практическими потребностями детей или взрослых;

Дети знают правила организации трудового процесса (отбор нужного материала, его удобное расположение, уборка рабочего места по окончании труда).

Дети знают, как выбрать материал с определенными свойствами назначениями результата труда;

Дети знают, как предварительно подготовить инструменты, оборудования, выбрать набор орудий с учетом цели труда и особенностей конкретного материала;

Трудовой процесс демонстрируется детям поэтапно. Воспитатель обращает их внимание на полученный промежуточный результат, подчеркивая его отличие от конечного. Тем самым достигается расчлененное восприятие трудового процесса.

Полученный результат используется только по назначению. Устанавливается связь между результатом, целью и трудовыми действиями работавшего человека.

Дошкольник должен овладеть трудовыми навыками, научиться ставить цель, мотивировать, планировать работу, контролировать ее ход и результат, оценивать его.

Необходимо целенаправленно включать каждого ребенка сначала в простые, а затем в более сложные формы организации труда, так как каждая форма (совместная деятельность со взрослыми, поручение, обязанность) предъявляет всё большие и большие требования к самостоятельной организации и осуществлению трудового процесса.

Таким образом, в процессе организации трудовой деятельности под руководством воспитателя старшие дошкольники овладевают рядом трудовых умений. Организация трудовой деятельности детей не только имеет воспитательное значение для формирования личности ребенка, но и дает определенные навыки подготовки к школе. У детей формируется любознательность, самостоятельность и наблюдательность, понимание причинно-следственных связей, способность самостоятельно мыслить. В трудовой деятельности даже самые неуверенные дети становятся целеустремленными и активными.

Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознавать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. Для поддерживания интереса у трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности.

источник