Меню Рубрики

Анализы для детей с дцп

Детский церебральный паралич – не отдельное заболевание, а множество синдромов, возникающих по разным причинам. Главной общей чертой у них является поражение мозга и, как следствие, нарушение способности двигаться. Важной особенностью ДЦП считают появление симптомов у детей первых лет жизни, когда основные функции мозга только формируются. Например, у подростка после травмы может возникнуть повреждение мозга и двигательные нарушения, но такое состояние не подойдет под критерии ДЦП.

Еще одним признаком детского церебрального паралича считают его непрогрессирование. То есть поражение мозга с течением времени не усугубляется, а дефекты движений поддаются частичной коррекции. Но этот пункт является спорным, так как при отсутствии надлежащего ухода и методических занятий у детей могут появиться тяжелые осложнения.

Двигательные расстройства возникают при поражении мозга двух видов:

  • Изменения в нервных клетках изначально нормального мозга
  • Первичное нарушение строения мозга

При воздействии повреждающего фактора на нервные клетки возникают очень разнообразные дефекты. Причиной служит особая уязвимость тех структур мозга, которые интенсивно развиваются именно в данный момент. Поэтому у одних детей с ДЦП больше нарушены движения рук, у других-ног, у третьих – координация.

Большая частота ДЦП у детей, родившихся преимущественно раньше 33 недели, объясняется незрелым мозгом и несовершенными артериями. У здоровых доношенных детей при малейшем кислородном голодании кровь распределяется так, чтобы головной мозг не пострадал. У маловесных детей, особенно находящихся на ИВЛ, такого механизма нет. Поэтому при гипоксии некоторые участки мозга отмирают, оставляя вместо себя полости.

  • По статистике большинство детей с ДЦП были рождены вовремя, в ходе нормальных родов, а нарушения произошли во время беременности.
  • Только у 10 % больных детей была отмечена асфиксия в родах или родовая травма
  • Параллельно с двигательными расстройствами дети с ДЦП часто страдают от нарушения слуха, нарушение зрения, речевых дефектов и психических нарушений.
  • Фетоплацетарная недостаточность, ведущая к хроническому кислородному голоданию плода
  • Инфекционное поражение нервной системы плода (например, вирусом краснухи)
  • Тяжелый резус-конфликт матери и плода
  • Хромосомные мутации и наследственные заболевания плода
  • Асфиксия плода (полное отсутствие кислорода при обвитии пуповиной, отслойке плаценты, длительном пережатии пуповины костями таза)
  • Травма во время родов (при стремительных родах, неправильном положении плода, узком тазе у матери)
  • Травмы головы
  • Инфекции (как передавшиеся в момент родов, так и полученные в первые дни жизни)
  • Отравление лекарственными препаратами и токсическими веществами

Из-за многообразия проявлений ДЦП существует множество различных классификаций. Главным принципом разделения симптомов служит степень поражения и количество конечностей, в которых затруднены движения:

Синдром Изменения в мозге Частые причины
Спастическая диплегия
  • Очаги отмирания
  • кисты (перивентрикулярная лейкомаляция)
  • Недоношенность и маловесность
  • Кислородное голодание (гипоксия)
  • Инфекция
  • Дисфункция щитовидной железы
Спастическая тетраплегия
  • Перивентрикулярная лейкомаляция
  • Множественные очаги отмирания
  • Пороки развития
  • Кислородное голодание
  • Инфекция
  • Дисфункция щитовидной железы
  • Нарушение развития эмбриона
Гемиплегия Чаще – кровоизлияние в мозг
  • Нарушение свертываемости крови
  • Наследственные болезни и пороки развития
  • Инфекция
Экстрапирамидная форма Поражение определенного участка мозга (базального)
  • Асфиксия
  • Поражение билирубином (при тяжелой желтухе)
  • Митохондриальные заболевания

Это двустороннее нарушение функции одноименных конечностей, чаще – ног. Руки полностью или почти полностью сохраняют свои функции. Такая форма паралича встречается чаще всего.

Хотя незначительные нарушения можно заметить уже у новорожденного, самые яркие проявления начинаются с периодом ползанья ребенка.

  • Ползая, ребенок равномерно двигает руками, но подтягивает ноги. В тяжелых случаях ползанье затруднено
  • В нижних конечностях повышен тонус, усилены сухожильные рефлексы (выявляются на приеме у невролога)
  • При поддержке под мышки возможно скрещивание конечностей
  • Начало ходьбы запаздывает, ребенок ходит на цыпочках
  • В тяжелых случаях – отставание нижних конечностей в росте

Интеллект в большинстве случаев сохранен, речь может незначительно нарушаться. Судорожный синдром возникает реже, чем при других видах ДЦП. В легких случаях дети способны обслуживать себя и осваивать новые навыки.

Это паралич четырех конечностей — самая тяжелая и плохо корректируемая форма ДЦП. Возникает она вследствие обширных повреждений мозга, часто сопровождается умственной отсталостью и эпилептическими приступами.

  • С самого рождения у детей может нарушаться глотание
  • Тонус повышен во всех четырех конечностях, часто – с одной стороны в большей степени
  • Невозможны или затруднены ползание, хождение и другие навыки
  • Часто – эпилепсия, нарушение речи, интеллекта, зрения
  • Частое сочетание с микроцефалией (уменьшенным размером головы) и другими пороками развития

Прогноз для психического развития ребенка также неблагоприятный: большинство имеют умственную отсталость средней или тяжелой степени.

Это нарушение функции одноименных руки и ноги, чаще – справа. Рука страдает в большей степени. При рождении все рефлекс сохранены, но с развитием ребенка становится заметным снижение функции руки на пораженной стороне.

  • тонус в руке высокий, она может быть согнута во всех суставах и прижата к телу
  • равновесие и позы сидя и стоя формируются почти вовремя
  • интеллект чаще всего не страдает
  • возможно возникновение судорог

Это особый вид ДЦП. Поражение происходит вследствие несовместимости крови матери и плода либо при тяжелой недоношенности.

  • тонус чаще бывает снижен
  • дети плохо держат головку
  • позже возникают эпизоды гипертонуса, насильственных движений
  • самостоятельная ходьба становится возможной после 4-6 лет
  • могут быть нарушены глотание, произношение слов и звуков
  • интеллект остается сохранным в большинстве случаев

Насильственные движения при ДЦП бывают следующих видов:

  • Хореиформные движения — резкие быстрые движения бедер и плечевых отделов
  • Атетоидные движения – червеобразные, медленные, извивающиеся движения кистей и стоп
  • Смешанная форма – атетоз и хорея одновременно

Все насильственные движения усиливаются при стрессах и эмоциональных реакциях, уменьшаются в спокойном состоянии и полностью исчезают в период сна.

Все вышеперечисленные симптомы ДЦП могут проявляться в разной степени. Тяжесть чаще всего зависит от размера поражения мозга. Большое влияние играет время начала занятий лечебной физкультурой и коррекцией речи.

  • Легкая степень. Ребенок может без посторонней помощи двигаться, выполнять задания по дому, посещать обычную школу и осваивать большинство профессий.
  • Средняя степень. Ребенку необходима помощь посторонних, но социализация возможна.
  • Тяжелая степень . Ребенок абсолютно зависим от окружающих, не способен обслуживать себя.

Для прогноза заболевания важен принцип: чем раньше поставлен диагноз, тем эффективнее будет лечение. Поэтому очень важно обследование ребенка еще в родильном доме. Особенно тщательно нужно наблюдать детей из групп риска:

  • недоношенные дети
  • маловесные
  • с врожденными пороками развития (даже незначительными)
  • заразившиеся инфекционным заболеванием от матери во время беременности
  • дети, чье появление на свет сопровождалось применением акушерских щипцов, вакуум-экстрактора и других приспособлений
  • находящиеся по тем или иным причинам на искусственной вентиляции легких
  • дети, получившие низкую оценку по шкале Апгар (от 0 до 5 баллов)
  • дети с тяжелой желтухой новорожденных

Врач, обследуя новорожденного, проверяет все рефлексы и тонус мышц. При подозрении на поражение мозга требуются специальные методы:

  • УЗИ головного мозга (имеет диагностическую ценность только в сочетании с жалобами и симптомами у ребенка)
  • ЭЭГ (электроэнцефалография) – при возникновении судорог
  • КТ и МРТ при необходимости. Этими методами можно обнаружить гидроцефалию, кисты, очаги кровоизлияний или опухоли в головном мозге.

В результате врач может поставить диагноз: энцефалопатия, то есть патология мозга. Именно она является предпосылкой для развития ДЦП. Но, к сожалению, термин энцефалопатия очень часто применяется необоснованно. Нельзя забывать, что у детей первых 6 месяцев жизни возможна повышенная возбудимость, легкий тремор подбородка и ручек, повышенный тонус конечностей. Все это является индивидуальной особенностью, не требует лечения и проходит с появлением у малыша ползанья и ходьбы. Поэтому важно найти квалифицированного педиатра, способного отличить физиологический тонус мышц от первых признаков детского церебрального паралича.

Течение беременности и родов Состояние новорожденного Первые месяцы жизни Диагностика
ДЦП
  • Осложненная беременность
  • Стремительные или затяжные роды
  • Слабость родовой деятельности
  • Маловесность
  • Недоношенность
  • Необходимость ИВЛ
  • Желтуха новорожденных
  • Низкие баллы по шкале Апгар
  • Часто – повышенная возбудимость или заторможенность.
  • Высокий тонус мышц, длительно существующие «детские» рефлексы.
  • Иногда – гидроцефалия, судороги
Осмотр неврологом. УЗИ, ЭЭГ, КТ, МРТ.
Фенилкетонурия и другие болезни обмена аминокислот Часто – без особенностей Часто – без особенностей. Иногда – сходные с ДЦП симптомы Часто – без особенностей. Иногда – сходные с ДЦП симптомы Биохимические анализы
Мукополисахаридоз Часто – без особенностей Характерные черты: крупный череп, нависающий лоб, запавшая переносица, большой язык, деформация грудной клетки и позвоночника. Короткие пальцы, большой живот Сниженный тонус мышц Специальный анализ мочи и крови на ферменты
Нейрофиброматоз Часто – без особенностей Часто – без особенностей Сниженный тонус мышц. Характерные внешние признаки
Спинальная амиотрофия Верднига-Гоффманна Часто – без особенностей Выраженный гипотонус с характерной расслабленной позой при врожденной форме. Без особенностей – при ранней форме Выраженный гипотонус мышц при врожденной форме. Электромиография
Гипотиреоз (снижение функции щитовидной железы) Часто – нарушение функции щитовидной железы у матери Большая масса тела, отеки голеней, выраженный гипотонус Сонливость, склонность к запорам, вялость Исследование гормонального статуса

продолжение таблицы — ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Двигательные расстройства Интеллект, речь Дополнительные синдромы Возможность приобретения новых навыков
ДЦП
  • При спастических формах: высокий тонус, патологические мышечные рефлексы.
  • При гипотонических формах: снижение и неравномерность мышечного тонуса, насильственные движения
Снижение интеллекта различной степени или норма. Речь часто затруднена или невозможна.
  • Гидроцефалия
  • Микроцефалия
  • Судороги
Во многих случаях навыки формируются, хотя и с большим отставанием.
Фенилкетонурия и другие болезни обмена аминокислот Повышение сухожильных рефлексов. Появление к концу первого года жизни. Заторможенность. Расстройство речи.
  • Появление косоглазия, дрожания глазных яблок
  • Судороги
  • Гидроцефалия
  • Микроцефалия
Нарастание дефицита всех функций, утрата приобретенных навыков
Мукополисахаридоз Гипотонус мышц. Снижение интеллекта различной степени.
  • Поражение сердца, глаз
  • Низкий рост
Резко снижена
Нейрофиброматоз Гипотонус мышц. Замедление психомоторного развития. Интеллект часто не страдает. Опухолевидные образования на коже, в спинном и головном мозге. Пятна цвета кофе с молоком на коже. Сохранена
Спинальная амиотрофия Верднига-Гоффманна
  • При врожденной форме состояние постепенно ухудшается, присоединяется пневмония, смерть наступает от остановки дыхания.
  • При ранней форме после года – гипотонус мышц.
При ранней форме – не страдает или незначительно снижен. Чаще всего – ухудшение состояния и потеря навыков вплоть до обездвиженности.
Гипотиреоз (снижение функции щитовидной железы) Гипотонус мышц Без лечения интеллект у детей снижен в разной степени. Характерный вид ребенка:
маленький рост,
большой живот,
тусклые волосы,
широкая переносица,
узкие глаза,
полуоткрытый рот,
сухая кожа.
Сохраняется при вовремя начатом лечении

Хотя уже с первых дней часто присутствует ДЦП, у новорожденных симптомы болезни заметить бывает трудно. Движения ребенка ограничены, а большую часть суток он проводит во сне. Только самые тяжелые формы болезни можно определить на столь раннем этапе.

В возрасте 3-4 месяцев у здоровых детей пропадают некоторые детские рефлексы, что дает им возможность развиваться и обретать новые навыки. У детей с ДЦП эти рефлексы сохраняются, препятствую дальнейшему двигательному развитию. На этом этапе можно предположить риск развития болезни с большей вероятностью.

  • Ребенок чаще вялый, не глотает, не сосёт, нет спонтанных движений
  • в 3-4 месяца у здоровых детей исчезают рефлексы:
    • Моро — раскидывание ручек при поднятии и резком опускании туловища вниз
    • Ползанья — ребенок пытается ползти при подпирании пяточек рукой
    • Рефлекторной ходьбы — при поддержке ребёнка в вертикальном чуть наклонном положении он перебирает ножками.

    Все эти рефлексы детские. в более старшем возрасте они мешают получению новых навыков, что и происходит при ДЦП.

Родителей должно насторожить, если после 4-6 месяцев малыш очень возбудим или вял, не укладывается по срокам приобретения навыков, сидит и стоит несимметрично, щадя половину тела или ноги. В возрасте от года родители могут заметить непроизвольные движения у ребёнка.

Более подробно о том, какие навыки должны появляться у малыша в каждом месяце и соответствует ли развитие ребенка нормам, можно узнать из «Дневника развития ребенка от рождения до трех лет», А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина, 2001 год. Это очень понятный и подробный список навыков в определённом возрасте, в нем указаны самые поздние сроки их появления, если навыки запаздывают — это может быть признаком отставания в развитии, в том числе и признаками ДЦП.

Читайте также:  Анализ на астму у детей

При ДЦП симптомы до года дают о себе знать почти в 100% случаев. К этому возрасту могут присоединиться и спутники детского церебрального паралича.

Специальный поддерживающий костюм СПИРАЛЬ

Несмотря на то, что очаги поражения в мозге с возрастом не разрастаются, состояние больного ребенка может ухудшаться из-за формирования неправильных поз и способов передвижения. Отсутствие общения со сверстниками и педагогическая запущенность могут привести к усугублению речевых и эмоциональных расстройств:

  • нарушение двигательного аппарата
    • Контрактуры (устойчивые сгибания рук и ног из-за длительного высокого тонуса).
    • Контрактуры могут быть настолько сильными, что приводят к вывихам суставов
    • Деформация по типу «конской стопы», когда ребенок ходит исключительно на носочках
    • Искривление позвоночника, грудной клетки, перекос таза из-за длительной неправильной позы при ходьбе и сидении
  • нарушение речи
  • психологические проблемы из-за общественной изоляции

Вылечить детский церебральный паралич полностью не представляется возможным. Но при своевременных мерах, правильном отношении родителей и педагогов ребенок способен достигать больших успехов в самообслуживании и приобретении навыков.

  • Стимулировать ребенка к появлению навыков самообслуживания, передвижения и правильных движений всего тела.
  • Не допустить появление неправильных поз, контрактур и искривления позвоночника.
  • Создать условия для полноценного развития речи и формирования психоэмоциональной деятельности.

Лечение детей с ДЦП определяет специалист, так как нужно учесть многие факторы: форму церебрального паралича, его тяжесть, сохранность других навыков, уровень интеллектуального развития, возраст ребенка и сопутствующие заболевания.

Главными препаратами при ДЦП являются:

  • противосудорожные лекарства (при судорогах), назначаемые врачом-эпилептологом под строгим контролем дозировки.
  • при выраженных болезненных спазмах мышц – расслабляющие препараты: диазепам, баклофен (также назначаются по строгим показаниям)

Из всех остальных медикаментов, назначаемых при ДЦП, большинство является пустышками. Важно помнить, что отмершие очаги в мозге уже ничем не восстановишь. Поэтому принимать ноотропы, кучу витаминов и препараты, якобы улучшающие кровоснабжение мозга, не следует. Препараты с недоказанной эффективностью и безопасностью:

  • якобы «сосудистые» лекарства (кавинтон, циннаризин)
  • актовегин, кортексин, церебролизин (назначаемые повально, не только детям с ДЦП)
  • «ноотропные» препараты (пирацетам, пантогам, фенибут)
  • гомеопатические средства

Очень важный этап лечения, проводимый на протяжении всей жизни ребенка. Если здоровому малышу нужен только нежный массаж руками мамы, то при ДЦП в первое время необходима помощь специалиста. Он поможет подобрать упражнения и массаж для нужных групп мышц. Неправильный массаж и занятия могут усугубить состояние ребенка.

У детей с церебральным параличом из-за несбалансированного тонуса мышц могут появиться патологические позы. В будущем это затормозит их развитие и приведет к контрактурам и необратимым последствиям. Коррекцию таких поз осуществляют с помощью специальных приспособлений: лонгет, шин, валиков, щитов, бандажей, вертикализаторов.

  • Физиотерапия, направленная на снятие болезненных спазмов мышц
  • Коррекция нарушений речи (индивидуальные и групповые занятия с логопедом)
  • Снятие социальной изоляции – крайне важный пункт, без которого успехи в лечении не могут быть высокими.
  • Иппо- и дельфинотерапия. Общение с животными позволяет детям улучшить речь, координацию и адаптировать к жизни в обществе (см. иппотерапия).

Родители особых малышей с церебральным параличом должны понимать главный принцип: занятия и лечение будут пожизненными. ДЦП – мультисимптомная болезнь. Поэтому участие в лечении принимают невролог, физиотерапевт, врач лечебной физкультуры, хирург, логопед и психолог. В большинстве крупных городов страны есть центры лечения ДЦП, где присутствует все необходимое для успешной реабилитации. Благодаря специалистам и семье больной ребенок может приобрести много навыков, обрести профессию, социализироваться и чувствовать себя равноправным членом общества. Клиники и санатории принимают больных как общих, так и на коммерческих условиях.

Рождение детей с ДЦП – всегда большой шок для родителей. Чтобы научиться жить с этим и любить своего малыша несмотря ни на что, порой требуется время. Поэтому рекомендуется воспользоваться помощью психолога для решения внутрисемейных проблем, принятия ситуации и обретения гармонии с собой и малышом.

Название Адрес, телефон
Польша «Евромед» http://www.euromed-rehabilitacja.pl/
г. Электросталь Реабилитационный центр «Огонек» г. Электросталь, ул. Тевосяна, д.27 тел.+7 (496) 573-54-44
г. Самара Самарский терапевтический комплекс «Реацентра» (846) 205-03-43 Ново-Вокзальный тупик 21″А»
г. Воронеж Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды» г. Воронеж, ул. Плехановская, 10-а тел. 255-48-38 факс: 255-38-70
г. Тула Тульский областной реабилитационный центр г. Тула
г. Вологда Вологодский областной центр
г. Санкт-Петербург Институт «Турнера» — ФГБУ «НИДОИ им. Г.И. ТУРНЕРА» г. Санкт-Петербург, Пушкин, Парковая ул. дом 64-68
г. Белгород Областной реабилитационный центр в Белгороде, руководитель Свергузов
г. Москва НПЦ на Лодочной г. Москва ул. Лодочная, д. 15, к. 2
г. Москва НПЦ в Солнцево г. Москва Солнцево ул Авиаторов, д.38
г. Москва Центр лечебной педагогики г. Москва Строителей, 17б
г. Москва В СОЛНЦЕВО ул Авиаторов, д.38 Центр патологии речи г. Москва В СОЛНЦЕВО ул Авиаторов, д.38Николоямская, 20

О реабилитационных центрах рассказывает Татьяна Нечай — член наблюдательного Совета Благотворительного фонда помощи детям-инвалидам с ДЦП «Адели»:

«Поскольку родители у нас со всех регионов России, мы перепробовали очень много центров. Клубная система фонда позволяет не только знать результаты, но и видеть их. Несмотря на то, что большинство центров оборудованы по самому высокому классу, результаты лечения разные и часто желают лучшего. Самым хорошим центром по лечению ДЦП, судя по результатам у детей, является ЭЛЕКТРОСТАЛЬСКИЙ ЦЕНТР «ОГОНЕК». Даже в поздней возрастной стадии, результаты там очень высокие.

Мы ведем статистику не только по родительским отзывам, но и по дальнейшему заключению специалистов, которые наблюдают ребенка с раннего возраста. Фиксируем фото-видео документы, участвуем в конференциях, в том числе международных.

Мы направляли на лечение детей в зарубежные центры. Пришли к выводу, что не все иностранные клиники так уж хороши. Например, об израильской медицине в области лечения ДЦП вообще говорить не стоит. ДЦП они лечить не умеют.

Однако, польский реабилитационный центр «Евромед», в котором лечение проводится по российской методике «Адели», автором которой является известный ученый, врач, профессор РАМН Ксения Александровна Семенова, является лучшим в мире по лечению ДЦП. Обучали польских специалистов российские врачи.

О чем это говорит? О том, что в России гениальные ученые! Их научные труды, методики и разработки высоко ценятся на мировом уровне.

Реабилитационный центр «Огонек» также работает по методикам Ксении Александровны Семеновой, имеет свой научно-практический центр, свои разработки в области лечения ДЦП, костюм-следующее поколение костюма «Адели», аппарат и методику лечения спинального дизрафизма (Спина Бифида).

Деятельность центра разрушают властные структуры, вместо того, чтобы помогать развивать. Амбулаторное отделение на ул. Ротерта отобрали и передали Морозовской детской больнице, которая не занимается лечением ДЦП, поэтому реабилитацию теперь можно пройти только в г. Электросталь Московской области. Помещение Научно-производственного и исследовательского центра «Огонек» по адресу Отрадный проезд дом 3-«Б», тоже отобрали, и разместили там ФГУП «Охрана». Теперь в этом помещении склад оружия и охранники.

Руководитель компании находится в недоумении от всего произошедшего и на фоне пережитого стресса, планирует перенести работу научно-практического и реабилитационного центра в Европу. А это значит, что нашим российским пациентам скоро придется ездить уже не в Электросталь, а, допустим, в Германию или в Швейцарию, за иностранную валюту- за российскими методиками и оборудованием.

Нашим врачам, которые работают в государственной системе здравоохранения, тоже не позавидуешь. Конечно, страдают от системы не все. Кому как повезет.

Давайте возьмем пример польского центра. С одним ребенком, только ЛФК, занимаются 2 терапевта в течение 2-х часов по комплексной программе. У этих специалистов всего три пациента в день. Соответственно, весь курс реабилитации они работают только с 3 пациентами. У них очень хорошие зарплаты, потому что курс реабилитации одного ребенка стоит 8000 Евро за 28 дней реабилитации. У пациентов отличная динамика результатов, которые видны уже через две недели занятий.

Теперь давайте возьмем пример в России : В феврале 2015 года Филиал №1 Морозовской больницы пригласил наших подопечных фонда мам и детей с ДЦП (москвичей) пройти курс реабилитации за бюджетное финансирование. В среднем получается 9000 рублей мама+ребенок. За 21 день стоимость лечения составляет 189 000.

Причем, реабилитацию должны были проходить и мамы, и дети. Радости не было предела.

С 12 по 14 февраля заехали 6 детей с родителями.

А теперь представьте картину: клиника филиала рассчитана на 160 мест. Массажистов там всего три, такое же количество терапевтов ЛФК. Могут ли три терапевта и три массажиста обслужить даже половину всего количества пациентов? Сколько по времени они могут заниматься с каждым ребенком, не говоря уже о родителях? О каких результатах можно говорить? Соответственно 9 детей и 9 родителей, которые должны были заехать туда 16 февраля, напрочь отказались от такой реабилитации, не взирая на то, что она бесплатная.

А медицинский персонал там замечательный. Врачи — профессионалы. И они не виноваты в том, что физически не могут объять необъятное. И получают зарплату эти люди в три раза меньше, чем специалист со средним медицинским образованием в Польше, который занимается только с тремя детьми и то, в паре с помощником.

Делаем вывод: Даже 20 реабилитаций в Российской государственной клинике с подобной системой реабилитации нельзя сравнить по динамике результатов с одной реабилитацией в Польше.

В реабилитационном центре «Огонек в Электростали, 26-ти-дневный курс стоит в два с половиной раза дешевле, чем в Польше 275 000 рублей или 3600 Евро. Там занятия проводятся также индивидуально. Единственный минус, в стационарном отделении всего 27 мест, а в амбулаторном на Ротерта, пока не отобрали, принимали порядка 50 пациентов в месяц. Поэтому, тем, кому не повезло — едут заграницу.

Сейчас в Китай многие рвутся, хотя в России рефлексотерапевтов много. Но там есть результаты.

А вот знаменитый профессор Козявкин, который успешно лечил в Трускавце всех пациентов 18-й детской клинической больницы г. Москвы и многих регионов России, вынуждено открыл клинику на Кипре и центр не оправдал надежд российских пациентов. Киприоты, по уверениям родителей, работают отвратительно.

Рассуждать можно сколько угодно, и также иметь свое мнение по поводу того, где лучше лечат и как. У нас есть государство, чиновники, Минздрав, которые обязаны выстроить систему так, чтобы люди не желали никуда ехать, а лечились в большей степени в России.

У нас центров, практикующих лечение пациентов с ДЦП много. Могу отметить Тульский областной реабилитационный центр. И оборудование, и специалисты, и результаты там хорошие.

В Москве есть центры, куда родители везут своих детей с радостью. Это НПЦ в Солнцево, Центр лечебной педагогики, Центр патологии речи, НПЦ на Лодочной (см. таблицу).

Есть центры в Вологде, в Воронеже в Белгороде, в Самаре и в других регионах.

Надеюсь, что когда-то в нашей стране будет все хорошо. Всем хорошо: и врачам, и пациентам!

И государству… если система здравоохранения будет работать, как положено!»

источник

Проблема изучения неречевых и речевых нарушений при детском церебральном параличе многопланова и многоаспектна. Сложная структура дефекта, многообразие форм, вариативность нарушений обусловливают дисгармоничное развитие ребенка с церебральным параличом, диктуют необходимость проведения дифференциального диагностического исследования.

Обзор литературных источников позволяет раскрыть теоретическое обоснование основных концептуальных подходов к обучению и воспитанию дошкольников с церебральным параличом, проанализировать методики диагностических исследований. Анализируя авторские методики, мы сохранили терминологию первоисточников, определяющую направленность и содержание различных направлений в обучении и воспитании ребенка с церебральным параличом (ДЦП).

Читайте также:  Анализ на атипичные инфекции у детей

Первые попытки дифференциальной диагностики речевых нарушений при детском церебральном параличе от сходных состояний, в частности, дизартрии от дислалии, принадлежат Ф.А. Pay, M.E. Хватцеву, Ю.А. Флоренской, З.И. Тельновой, И.Л. Плотниковой, Р.Е. Левиной и P.M. Боксис. О.В. Правдина составила развернутую характеристику нарушений речевого развития детей с псевдобульбарными дизартриями в соответствии с периодами их развития. Обобщив свой опыт, она систематизировала различия в картине речевых нарушений при механической дислалии, псевдобульбарной дизартрии, моторных афазии и алалии, сенсорной афазии и алалии. М.Б. Эйдинова и Е.Н. Винарская большое значение придавали неврологическому обследованию и динамическому наблюдению, создающему предпосылки успешного лечения и обучения.

И.И. Панченко выделяет два основных направления в обследовании речи детей с церебральным параличом: фонетико-неврологическое и психолого-лингвистическое. Первое включает анализ состояния подвижности речевых мышц, возможности выполнения артикуляционных укладов, состояния ритмико-мелодических свойств речи, особенностей звукопроизношения. Кроме того, определяется форма клинического речедвигательного синдрома и локализация поражения центральной нервной системы. В ходе психолого-лингвистического обследования изучаются особенности фонематического восприятия, речевого слуха, особенности речевой коммуникации: мотивация к общению, использование и понимание лексических и грамматических средств языка, речевой контроль.

Методика исследования, разработанная А.Р. Лурия и его коллегами, помогает установить взаимосвязь двигательных, речевых, гностико-праксических расстройств в соотношении с возрастом ребенка, состоянием его сенсорных и интеллектуальных функций. Адекватность используемых приемов и методов коррекции оценивается в ходе динамического наблюдения за ребенком.

Е.Н. Винарская использует фонетический метод в качестве адекватного инструмента для описания физических особенностей речи ребенка с дизартрией — ее темпа, ритма, мелодики, громкости, тональных и шумовых признаков речевых звуков (используется нейролингвистический подход).

Л.А Данилова с соавторами указывает на важнейший раздел логопедического обследования, направленный на выявление состояния функций, связанных с произношением: орального мышечного тонуса, наличия или отсутствия рефлексов орального автоматизма, ответной реакции при стимуляции области рта и вокруг него при помощи пальца логопеда. В ходе обследования устанавливает взаимоотношение между моторным контролем, который используется во время еды и во время фонации, еды и звукопроизношения, активность этого контроля, объем движения, наличие стереотипных движений.

Проведение комплексных диагностических исследований позволяет выделить особенности течения каждой стадии заболевания, установить единство патогенеза двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений, особенности их проявления, определить условия и направления комплексной коррекционной работы.

Указывая на комплексный характер обучения, т.е. включение в работу целого комплекса мероприятий ЛФК, массажа, медикаментозного лечения, логопедической и психологической помощи и т.д., при условии тесного контакта специалистов, авторы предлагают различные подходы к его содержанию.

Е.Ф. Архипова предусматривает участие родителей ребенка и всего медицинского персонала в исполнении логопедического плана. М.Б. Эйдинова и Е.Н. Винарская раскрывают содержание совместной работы невропатолога и логопеда, заключающейся в обмене информацией о ходе и результатах динамического наблюдения и логопедических занятий, составлении целенаправленного совместного комплекса кинезитерапии. Авторы подчеркивают эффективность и динамичность логопедической работы, проводимой на фоне лечения. Эту точку зрения разделяют К. А. Семенова, получившая высокие результаты активизации речевой и интеллектуальной деятельности при использовании импульсного тока на дистальные отделы конечностей; Н.Я. Анашкин, который выявил высокую эффективность точечного массажа мышц речевого аппарата после применения грязевых аппликаций и амплипульстерапии на круговую мышцу и подчелюстную область; Л.А. Данилова с соавторами, получившие высокие показатели логопедической работы в сочетании с медикаментозным лечением и др..

Исследования в области специальной психологии позволяют наиболее полно раскрыть содержательную основу этого принципа. Рассматривая организацию помощи детям с проблемами развития, О.Н. Усанова утверждает, что ее успешная реализация требует взаимодействия специалистов разного профиля и учреждений. Она предлагает создать единую систему «организационно и содержательно-деятельностно объединенных» научно-практических служб: педагогическую, психологическую и медицинскую. Идея комплексности является ведущим принципом разработанной ею концепции. Использование этого принципа предполагает принятие коллегиальных решений в отношении каждого ребенка на основе данных комплексной диагностики и учет ее результатов всеми субъектами учебно-воспитательного и коррекционного процесса. Основным условием успешного сотрудничества специалистов на междисциплинарной основе является «овладение знаниями в области смежных наук и технологией межпрофессионального взаимодействия, приводящее к умению интегрировать результаты совместных действий». Целью сотрудничества является «выработка целостного комплексного мышления субъектов в условиях преобладания специализации и разграничения функций». Направления совместной многоаспектной деятельности специалистов определяются автором как «модули комплекса параллельных служб».

Многочисленные исследования, направленные на поиск адекватных условий развития и обучения ребенка с церебральным параличом, опирались на учение Л.С. Выготского «О дефекте и сверхкомпенсации». Одним из важнейших условий успешной компенсации, по Л.С. Выготскому, является системный подход к осуществлению коррекционного обучения, так как дефект не ограничен нарушением или выпадением отдельной функции, а влечет за собой перестройку всех сфер личности. А.А. Леонтьев использовал его как основной методологический принцип при моделировании речевой деятельности как целого. М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова выделяют принцип систематичности как основополагающий в организации коррекционной логопедической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. Существующие методики, направленные на преодоление двигательных, речевых, интеллектуальных нарушении, психологическую и социальную адаптацию ребенка с церебральным параличом, позволяют наметить основные направления в создании целостной системы компенсаторного воздействия при реализации принципа системного подхода.

В теории Л.С. Выготского о первичном и вторичных дефектах дано обоснование ранних сроков начала компенсации. Необходимость раннего начала логопедической работы, которая обеспечивала бы, по выражению М.В. Ипполитовой, полноценное возрастное развитие дошкольников с церебральным параличом, отражена в трудах клиницистов и логопедов. Обоснование этого принципа дали Э.С. Калижнюк, Е.В. Сапунова, приводя в качестве аргумента возможность предупреждения вторичной задержки различных функций и педагогической запущенности. И.И. Панченко считает особо важным совпадение времени начала коррекционного логопедического воздействия с естественной в онтогенезе физиологической активностью речевой функциональной системы. По мнению М.Б. Эйдиновой и Е.Н. Винарской, раннее начало лечебно-компенсаторной работы обеспечивается рядом преимуществ: «интенсивностью процессов роста и развития, высокой пластичностью нервной ткани, отсутствием или малой выраженностью вторичных изменений двигательной сферы — контрактур, патологических стереотипных синергии и своеобразных гиперкинезов».

А. Петё создал специальную систему практической помощи детям с церебральным параличом, получившую название «кондуктивная педагогика». Она построена на принципах тесного сотрудничества матери и ребенка и направлена на изменение личности малыша в процессе научения. Ее теоретическое обоснование принадлежит М. Хари и супругам Акош. Авторы указывают на две основные причины столь раннего обращения к работе по системе Пете:

– доминирующую роль матери в развитии личности малыша первых трех лет жизни. Позже ее влияние заметно снижается, возрастает роль личных контактов со сверстниками;

– зависимость прогнозов развития ребенка от времени начала работы.

Наиболее удачными аспектами кондуктивной педагогики являются:

– поэтапность формирования движений от непроизвольных, физиологических к совмещенным и далее к произвольным самостоятельным;

– превращение «случайных движений в комплексные и разнообразные благодаря реафферентации, когда в функционировании мозга образуется система контроля прогрессивной обратной связи» (или принципа обратной афферентации, по П.К. Анохину);

– ведущая роль мотивации, с помощью которой происходит «научение действиям, ведущим к достижению цели. в ходе диалога матери и ребенка»;

– соединение ритма движения с речевым ритмом, причем, песни, ритмические стишки всегда соотносятся с одним и тем же движением.

Методика рассчитана на детей с сохранным интеллектом. Задержка умственного развития рассматривается ее авторами как результат недостаточного опыта и ограничения деятельности ребенка, а также неправильного взаимодействия с ним. В нашей стране эта венгерская методика используется многими центрами реабилитации и интеграции детей с тяжелыми формами церебрального паралича.

З.П. Манухина, Э.Г. Крутикова, Е.В. Зеленина разработали программу поэтапной реабилитации, основанную на раннем выявлении патологии (в родильном доме).

Е.Ф. Архипова, исследуя особенности доречевого развития детей с церебральным параличом, выявила прогностически значимые критерии в доречевом развитии для последующего речевого этапа, впервые указала на особенности формирования лепета: отсутствие в их развитии спонтанности, аутоэхолалии и физиологических эхолалий. В настоящее время психолингвисты выделяют этот же факт как диагностический, независимо от вида речевого нарушения и его причины.

Е.Ф. Архипова разработала систему поэтапной комплексной коррекционно-логопедической работы, направленной на создание сенсомоторной базы для развития речевой, психической и интеллектуальной деятельности, всестороннего развития ребенка, его личности в целом. Система включает последовательность работы по развитию сенсорных функций, стимуляции гуления и лепета, формирование зрительно-моторной координации, модификацию методики артикуляционного массажа и гимнастики, а также метод тормозного точечного массажа, направленного на уменьшение патологической активности оральной зоны применительно к детям первых недель и месяцев жизни.

Особую значимость для развития сенсорных функций и моторики артикуляционного аппарата приобретает реализация принципа двигательно-кинестетической стимуляции. Впервые этот принцип был сформулирован Е.М. Мастюковой, которая установила корреляционную зависимость между динамикой развития речи и моторикой детей с церебральной патологией всех возрастных уровней. Значение кинестетического фактора в развитии различных систем являлось предметом изучения для многих авторов. В работах, посвященных изучению невербальных компонентов коммуникации, указывалось на контролирующую и организующую роль кинестезии в процессе речи. Исследования Л.А. Чистович, А.П. Беликова экспериментально подтверждали наличие функциональной связи речевой просодии с кинестетической организацией жеста. И.Н. Горелов считал, что неречевой компонент, жестикуляция тесно связаны с процедурой смыслового конструирования высказывания. М.Б. Эйдинова и Е.Н. Правдина-Винарекая особое значение придавали восстановлению нарушенных двигательных и речедвигательных функций путем активизации кинестетических зон коры головного мозга.

Исследования К.А. Семеновой были посвящены изучению зависимости между становлением кинестетического анализатора и гностическими функциями — стереогнозом, праксисом, оптико-пространственным гнозисом. Она подчеркивала важность воспитания, систематической длительной тренировки, восстановительной терапии, направленной на компенсирующие дефектную моторику зрительную, кинестетическую, вестибулярную системы и, соответственно, всю афферентацию, поступающую в систему двигательного анализатора. В исследовании И.А. Смирновой указано на развитие двигательной сферы как важного раздела работы по формированию словаря, т.к. при этом «обеспечивается более полное восприятие окружающего мира и совершенствование различных видов деятельности».

Г.В. Бабина, Р.Е. Идес, изучая лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией, рассматривали процессы ритмизации и интонирования речевого потока в качестве средств оптимизации коррекционного обучения.

Комплексы упражнений с использованием предметного и двигательного моделирования, основной целью которых являлось усвоение музыкально-ритмических отношений, были разработаны Е.Ю. Румянцевой. По мнению автора, реализация основного принципа логоритмики — синтеза музыки, речи и движения — позволит осуществить преемственную связь между всеми звеньями лечебно-педагогического воздействия. Е.Ю. Румянцева выделяет три основных этапа в формировании ритмического чувства. Первый этап посвящен восприятию и воспроизведению темпа. На втором этапе решаются задачи воспитания чувства метра, выделения акцентированной доли. Задачей третьего этапа является формирование ритмического рисунка. Логопедическая ритмика, являющаяся частью кинезитерапии, должна стать, по утверждению Е.Ю. Румянцевой, органичным элементом логопедической работы при устранении дизартрии у детей с церебральным параличом.

Значимость игровой формы коррекционно-воспитательной работы подчеркивалась многими исследователями. Н.В. Симонова (1988) отмечает, что «в предметно-игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоционального контакта, речи как средства общения и как средства сопровождения и регуляции действий». Э.С. Калижнюк, Е.В. Сапунова предлагают активно использовать игру, так как через игровые действия с предметами познаются их свойства, скрытые от непосредственного восприятия ребенка, раскрываются отношения между предметами и людьми, причинно-следственные связи. В игре дети учатся учитывать пространственные и учатся учитывать пространственные и временные отношения и отображать их в самостоятельных действиях. Рассматривая игру как основную форму деятельности дошкольника, авторы предъявляют определенные требования к ее организации. Знание структурных нарушений познавательной деятельности и опора на сохранные функции обеспечивают, по их мнению, оптимальный выбор игры и организацию игровых занятий.

Не менее важными условиями компенсации, по Л.С. Выготскому, являются ситуация коллективного обучения, стимулирующая развитие психики, и дифференцированный подход внутри одной возрастной группы, учитывающий богатство или бедность компенсаторного фонда ребенка.

Реализация этих условий в качестве принципов работы была использована З.И. Тельновой и Ю.А. Флоренской, О.В. Правдиной, М.Б. Эйдиновой и Е.Н. Правдиной-Винарской, И.И. Панченко и др. З.И. Тельнова и Ю.А. Флоренская использовали коллективные формы занятий на всех этапах логопедической работы, в том числе и ранних. О.В. Правдина предлагает реализацию этого принципа на более поздней ступени обучения ребенка с псевдо-бульбарным параличом. Она делит всю работу при дизартрии на три периода, выделяя для каждого из них основную задачу. Для первого периода — это освобождение речи и психики ребенка от вторичных и менее стойких явлений, которые мешают начать планомерную систематическую работу над речью. Для второго периода характерным является преодоление основного нарушения — фонетической неполноценности речи. В третьем периоде, когда речь делается понятной для окружающих, ребенка включают в детский коллектив.

Читайте также:  Анализ на антитела у детей

М.Б. Эйдинова и Е.Н. Правдина-Винарская придерживаются мнения о необходимости строгой индивидуализации в проведении любого комплекса лечебно-компенсаторной работы, составление индивидуальных микропрограмм для каждого ребенка.

И.И. Панченко отмечает эффективность коллективных форм работы в реализации задач по изучению произношения на этапе перевода знаний и умений, получаемых детьми на индивидуальных занятиях, в навыки речи. При всех типах речевых расстройств она выделяет предварительный и основной этапы. На предварительном этапе выявляются потенциальные возможности произношения ребенка, что позволяет ориентировочно прогнозировать ближайшие перспективы логотерапевтического эффекта. Основной этап логопедической работы включает следующие разделы: формирование психической активности; формирование фонетической системы речи, некоторых фонематических дифференцировок звуков; нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи, нормализация просодической системы речи у детей с дизартриями. И.И. Панченко сформулировала основную цель работы по преодолению нарушений просодики — формирование автоматизма в работе гортани в дыхательной и оральной системах. Выделила этапы формирования голоса — первичного вызывания сильного, звонкого, продолжительного голоса.

Е.М. Мастюкова выделяет главный принцип речевой терапии при дизартриях, который заключается в тесном единстве речевой терапии с мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Автор отмечает, что в период формирования речевой функции при отсутствии или недостаточности логопедических занятий дизартрия может приводить к сложной речевой дезинтеграции, когда выявляется недостаточность смысловой речевой системы (фонематические и семантические нарушения, патология письменной речи и чтения). Этот факт определяет необходимость в работе по развитию слуховой функциональной системы, воспитанию фонематического слуха, развитию понимания речи, внутренней речи и интеллекта.

Определяя подходы к проблеме развития познавательной деятельности при церебральном параличе, специалисты уделяли большое внимание разработке принципов коррекционно-педагогической работы: учета общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сенситивных периодов в развитии психических процессов, реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению и др.

Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Н.В. Симонова; И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова прослеживают зависимость эффективности коррекционной работы, направленной на компенсацию задержки психического развития от структуры дефекта, учитывающей тяжесть и форму двигательных и речевых нарушений, уровень недоразвития познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы, и от длительности педагогического воздействия. В основу ряда работ положен принцип последовательного развития различных форм познавательной деятельности в онтогенезе, опора на сохранную или восстановленную функцию.

Одновременно с коррекционно-педагогической работой ученые предлагают осуществлять психолого-педагогическую коррекцию основными направлениями которой являются: воздействие на систему отношений личности ребенка с целью формирования адекватного отношения к окружающим, к себе; воздействие на мотивационную сферу личности с целью повышения ее подвижности и пластичности, переориентация личностных установок на достижение доступных целей, закрепление общепринятых норм поведения в социальной среде. Для достижения этих целей используются методы индивидуальной и групповой психокоррекции: психорасслабляющая гимнастика, музыкотерапия, аутогенная тренировка.

Таким образом, в результате многочисленных исследований создана методологическая основа обучения и воспитания дошкольников с церебральным параличом, выделены основные подходы к организации логопедической работы, в т.ч. комплексного подхода в работе различных специалистов; системного подхода, учитывающего сложную структуру дефекта при данной патологии. Разработаны направления коррекционной работы по формированию сенсомоторного механизма речи.

Несмотря на определенные успехи в методологическом и методическом плане, проблема обучения и воспитания дошкольников с ДЦП находится на этапе поиска оптимальных путей и приемов создания целостной системы педагогической коррекции. Отсутствуют программы, обеспечивающие преемственность в работе с детьми разных возрастных групп. Существует необходимость создания комплексной программы, направленной на реализацию принципа двигательно-кинестетической стимуляции.

источник

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание тяжелое и коварное, поскольку врачи не сразу могут его выявить. Трудности с диагностикой возникают из-за того, что на первом году жизни двигательную активность маленьких пациентов не всегда можно адекватно оценить. Кроме того, для таких деток характерны переходящие нарушения мышечного тонуса и переходящие неврологические расстройства.

Очень важно, чтобы все груднички регулярно осматривались невропатологом и педиатром, особенно если у них в анамнезе есть факторы, способные спровоцировать ДЦП. На осмотры к специалистам желательно ходить ежемесячно. Родители также должны следить за здоровьем ребенка. Любые изменения в состоянии малыша необходимо озвучивать врачу на очередном приеме.

В развитии болезни выделяют три стадии:

  • Раннюю, которая длится около 5 месяцев. На этой стадии у деток появляются различные патологические симптомы, указывающие на то, что не все в порядке с нервной системой, но каких-то серьезных двигательных нарушений еще нет.
  • Начальную резидуальную. Для нее характерно формирование патологических двигательных стереотипов. Длится эта стадия приблизительно до трехлетнего возраста.
  • Позднюю резидуальную. Она сопровождается фиксацией патологических изменений, развитием контрактур и деформаций скелета.

Чтобы добиться хороших результатов в лечении ДЦП, патологию необходимо выявлять на ранней или начальной резидуальной стадии развития.

В сторону неврологических нарушений и ДЦП могут указывать следующие симптомы:

  • Задержка появления у ребенка основных двигательных навыков (умения держать головку, сидеть и садиться, вставать на ножки и т.д.).
  • Выраженное косоглазие.
  • Проблемы с сосанием груди.
  • Нарушение глотания (постоянное поперхивание).
  • Отсутствие гуления.
  • Отсутствие реакции на громкие звуки, мамин голос у деток старше 5-6 месяцев.
  • Появление непроизвольных движений, например, кивков головы.
  • Эпизоды длительного замирания.
  • Судороги.

Во время осмотра маленького ребенка врач невропатолог всегда проверяет наличие у него рефлексов. У деток с ДЦП сохраняются рефлексы новорожденных, которые в норме исчезают после двухмесячного возраста.

Чем больной ребенок становится старше, тем более выраженными становятся у него неврологические и двигательные нарушения, поэтому после года с постановкой правильного диагноза и установлением формы ДЦП у врачей проблем, как правило, не возникает.

ДЦП – это заболевание не прогрессирующее. Хотя родителям и кажется, что состояние их больного малыша ухудшается с каждым месяцем, патологические изменения в структурах ЦНС (центральной нервной системы) не усугубляются. Возникновение же новых проблем со здоровьем обусловлено ростом ребенка, деформацией нефункционирующих суставов, гипотрофией неработающих мышц и прочими факторами.

То, какой долгой и полноценной будет жизнь больных ДЦП, зависит от формы недуга и атмосферы, в которой дети растут и развиваются. Если за ребенком правильно ухаживают, занимаются с ним, регулярно проводят курсы восстанавливающей терапии, шанс на улучшение самочувствия, положительную динамику и долгую жизнь очень большой. Больные с нетяжелыми формами ДЦП при правильной реабилитации могут окончить школу, ВУЗ, освоить какую-то профессию и работать по ней.

Инвалидность деткам с ДЦП дают не по факту наличия заболевания, а на основании того, как оно влияет на жизнедеятельность человека. Медицинские комиссии принимают во внимание, может ли больной самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, каков уровень его умственного развития и обучаемости.

При постановке диагноза врач-невропатолог опирается на данные анамнеза (были ли у пациента родовые травмы, внутриутробная или родовая гипоксия и т.д.), общего и неврологического осмотра, а также на результаты инструментальных исследований:

  • нейросонографии (ультразвукового сканирования головного мозга);
  • электроэнцефалографии;
  • компьютерной томографии.

Эти диагностические методы позволяют врачам детально изучить структуру, функционирование головного мозга, выявить патологические изменения. Специфических же инструментальных исследований или анализов, подтверждающих ДЦП, не существует.

Помимо указанных диагностических мероприятий, пациентам с подозрением на ДЦП следует пройти консультацию окулиста, ЛОРа, детского психиатра (для деток постарше). Это необходимо для выявления нарушений слуха, зрения и умственных отклонений.

Если ребенок маленький, не всегда за 1-2 приема невропатолог может поставить точный диагноз. Поэтому при ДЦП очень важное динамическое наблюдение за больным. Оно позволяет определить форму заболевания и подобрать наиболее подходящее лечение.

Лечение деток с ДЦП обычно включает:

  • медикаментозную терапию;
  • лечебную физкультуру (ЛФК);
  • физиотерапию;
  • массаж;
  • занятия с логопедом и психологом;
  • различные реабилитационные мероприятия.

В самых тяжелых случаях врачи прибегают даже к хирургическому лечению, с помощью которого удается уменьшить выраженность контрактур и скелетных деформаций.

Медикаментозная терапия при ДЦП носит сугубо симптоматический характер, поскольку повлиять на уже произошедшие изменения в ЦНС невозможно. Больным назначают препараты, уменьшающие спастику (спазмолитики и миорелаксанты), противосудорожные и психотропные средства, витамины и препараты, улучшающие метаболические процессы и кровообращение в головном мозге.

Хорошие результаты при ДЦП дает лечебная физкультура. Для больных деток разрабатывают индивидуальные комплексы упражнений на специальных тренажерах, позволяющих малышам расширить диапазон движений и освоить новые навыки. Занятия ЛФК очень необходимы для предупреждения развития контрактур. С взрослением ребенок должен продолжать улучшать свое физическое развитие, поскольку только упорные тренировки могут научить головной мозг и мышечный аппарат работать правильно.

Из физиотерапевтических процедур при ДЦП предпочтение отдают расслабляющим ваннам, грязям, гидромассажу. Вообще занятия в воде больным ДЦП очень полезны, поскольку в водной среде они могут выполнять те движения, которые не поддаются им на суше.

Хотя ДЦП и является заболеванием неизлечимым, ни в коем случае нельзя ставить крест на своем ребенке. Современная медицина и родительская любовь может творить чудеса. Головной мозг у деток первых лет жизни очень пластичен: функцию поврежденных нервных клеток на себя могут брать другие нейроны, могут восстанавливаться связи между различными структурами ЦНС. Главное вовремя начать работу для стимулирования этих компенсаторных механизмов.

Папы и мамы больных ДЦП малышей всегда могут обратиться в специализированные реабилитационные центры, где их поддержат психологически, дадут ответы на вопросы, помогут советами относительно правил ухода за особенным ребенком, а также научат заниматься с ним в домашних условиях.

Отчаявшиеся родители должны помнить, что ни один даже самый лучший интернат не заменит больным деткам родной дом. В таких учреждениях содержат инвалидов, а не детей. К ребенку же с ДЦП нельзя относиться, как к инвалиду, иначе он им и останется на всю жизнь.

Профилактические меры, предупреждающие развитие ДЦП, условно можно поделить на четыре группы:

  • те, что проводятся до беременности;
  • антенатальные (дородовые);
  • перинатальные (осуществляемые в родах);
  • постнатальные (проводимые после родов).

На этапе планирования беременности женщине необходимо обследоваться на инфекции, которые могут вызвать патологию у будущего ребенка. При желании и наличии показаний можно сделать вакцинацию от краснухи – заболевания, несущего большую угрозу для плода. Помимо этого, супругам стоит проверить свое здоровье в целом, чтобы в случае обнаружения каких-либо заболеваний пролечить их еще до зачатия. Также очень важно заранее отказаться от вредных привычек.

После наступления беременности будущая мама должна соблюдать рекомендации своего врача, своевременно проходить все необходимые исследования, по возможности избегать контактов с инфекционными больными, полноценно питаться и отдыхать, не принимать лекарств без назначения, остерегаться опасных химических веществ и радиации.

Профилактика ДЦП в родах – это уже задача врачей, поэтому если они решат, что необходимо делать кесарево сечение, беременная не должна упираться. Проведение операции может предотвратить массу осложнений, если ребенок неправильно расположен в матке, если у него острая гипоксия и т.д.

После рождения малыша неонатологи должны своевременно выявить и пролечить гемолитическую болезнь и другие состояния, несущие серьезную угрозу для ЦНС. В последующем уже родителям необходимо заботиться о том, чтобы новорожденный не травмировался и не подвергался риску заражения инфекционными заболеваниями.

Зубкова Ольга Сергеевна, медицинский обозреватель, врач-эпидемиолог

9,370 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

источник