Меню Рубрики

Отцы и дети 10 анализ

Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В нем раскрывается множество проблем, одна из них – это конфликт разных возрастных поколений. Появляется новый тип инакомыслящих людей, отрицающие и государственные порядки, и моральные ценности. Предлагаем краткий анализ произведения, материал которого можно использовать для работы на уроках литературы в 10 классе по плану, и при подготовке к ЕГЭ.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.

Год написания – 1860 – 1861 гг.

История создания – Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.

Тема – Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия, проблемы поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.

Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.

Жанр – Роман.

Направление – Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.

В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.

Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.

Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять ее суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.

Антитеза использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.

Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой, и ведет борьбу Базаров.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Отцов и детей».

«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.

Психологическую окраску роману придает детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю на примере чувств Аркадия Кирсанова. Он способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Все это ведет к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича определен тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

источник

Десятая глава романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» играет роль промежуточной кульминации столкновения отцов (в лице Павла Петровича Кирсанова) и детей (Евгений Базаров). На самом деле, в этом остром споре заключена завязка созревающего в душе Базарова внутреннего конфликта, который приведёт его к гибели.

Возникновение непримиримой вражды между старшим Кирсановым и учителем Аркадия – Евгением Базаровым – происходило постепенно, но зерно заложено ещё при первой встрече. В тот самый момент, когда Павел Петрович не подал свою «красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом» Базарову, рука которого была красная, по-видимому, от того, что перчаток последний не носил, и за ногтями не следил. Две недели жизни в Марьине только углубили этот едва наметившийся конфликт. Базаров с небрежностью критикует отца и дядю Аркадия, не учитывая возможных чувств у молодого человека по отношению к его родным. Про Николая Петровича он говорит, что его песенка спета, он человек отставной. А Павел Петрович, по его мнению, щеголеват, и вообще, оба брата – старенькие романтики, развившие в себе нервную систему до раздражения.

Поединок разгорелся за вечерним чаем. Столкновение происходило по нескольким направлениям. Сначала речь зашла об аристократии, сторонником которой является Павел Петрович. По его мнению, без аристократии нет никакого прочного основания общественному зданию. Он гордится тем, что находясь в глуши, уважает в себе человека. Базаров возражает вполне резонно: «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки». Он считает, что аристократизм, либерализм, прогресс, принципы – бесполезные слова. Удивительно, но предметом внезапной и страстной любви нигилиста скоро станет именно аристократка.

Далее спор переключается на русского мужика. Павел Петрович возвышенно говорит, что народ свято чтит предания, что он не может жить без веры. На этом, собственно, все взаимоотношения старшего Кирсанова с народом заканчиваются (не считая пепельницы в виде лаптя на столе в эпилоге). Базаров тоже громогласно утверждает, что его дед землю пахал, но почему-то презирает мужика, может, потому, что тот готов сам себя обокрасть, чтобы дурмана в кабаке напиться.

Волна негодования постепенно нарастает в сознании аристократа. И Павел Петрович впервые произносит не совсем уважительные слова в адрес молодёжи: «Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление». После этих слов Аркадий нахмурился и отвернулся. Базаров произносит уже слишком дерзкое: «Рафаэль гроша медного не стоит». Здесь аристократическая гордость изменила Кирсанову, и он косвенно обозвал Базарова «болваном».

На первый взгляд Базаров победил в споре с Кирсановым. Действительно, он сохранил ясность мысли, не оскорбил своего оппонента, был, кажется, убедительным. Но жизнь вскоре расставит всё по своим местам. Природа станет стимулятором того чувства, которое он испытает по отношению к Одинцовой. Звуки музыки взбудоражат его до крайней степени возбуждения. На романтические высказывания отца Евгений не сможет возразить: любовь и уважение к родному человеку станут причиной его толерантности. А перед смертью он сам превратится в романтика и разрешит матушке провести все церковные обряды, хотя не верит в Бога и считает себя атеистом. Более того, находящийся рядом с ним ученик Аркадий видит все изменения в своём учителе и постепенно осознаёт, что его друг не лишён чувств, душевных переживаний, смятений, а главное, в нём зреет отрицание собственных нравственных принципов, хотя он их, вроде бы, не имеет, потому что принципы – пустые слова! А ведь судьба подавала Базарову сигналы, но верящий исключительно в материальное, он эти символы не воспринимает. И история о любви Кирсанова, и дуэль с ним, и непонимание с мужиками, и пустота и пошлость «учеников» нигилиста – прошли мимо него. Он не извлёк из этих намёков никаких выводов. Самоломанность Евгения стала для него очевидна. Лишь в смерти раскрылся этот мужественный и достойный уважения человек.

источник

Противоположны взгляды спорящих на искусство и природу. Павел Петрович Кирсанов восхищается произведениями искусства. Он способен любоваться звездным небом, наслаждаться музыкой, поэзией, живописью. Базаров же отрицает искусство («Рафаэль гроша медного не стоит»), к природе подходит с утилитарными мерками («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Николай Петрович Кирсанов также не согласен с тем, что искусство, музыка, природа — чепуха. Выйдя на крыльцо, «. он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». И здесь мы можем почувствовать, как Тургенев через своего героя высказывает свои собственные мысли. Прекрасный вечерний пейзаж приводит Николая Петровича к «горестной и отрадной игре одиноких дум», навевает приятные воспоминания, открывает ему «волшебный мир грез». Автор показывает, что, отрицая любование природой, Базаров обедняет свою духовную жизнь.
Но основное различие между разночинцем-демократом, оказавшемся в имении потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество и народ. Кирсанов считает, что аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — «английская свобода», то есть конституционная монархия. Путь же к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс. Базаров уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.
Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без «принсипов», считает их ненужными и бессильными: «Вас всего 4-5 человека». На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Чего же хотят нигилисты? Прежде всего, революционных действий. И критерием является польза для народа.
Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Он утверждает, что «русский народ не может жить без веры». Базаров же говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, что в стране нет честных людей, что «мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Однако он считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков; он утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — это проявление именно народного духа.
Тургенев показывает, что, несмотря на умиление, Павел Петрович не умеет разговаривать с простыми людьми, «морщится и нюхает одеколон». Словом, он настоящий барин. А Базаров с гордостью заявляет: «Мой дед землю пахал». И он может расположить к себе крестьян, хотя и подтрунивает над ними. Слуги чувствуют, «что он все-таки свой брат, не барин».

Это именно оттого, что Базаров обладал умением и желанием трудиться. В Марьино, в имении Кирсановых, Евгений работал, потому что не мог сидеть без дела, в его комнате установился «какой-то медицинско-хирургический запах».

В отличие от него представители старшего поколения не отличались способностью к труду. Так, Николай Петрович старается хозяйничать по-новому, но у него ничего не получается. О себе он говорит: «Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши». Но, по Тургеневу, это не может служить оправданием. Если не можешь работать — не берись. А самое большое, что делал Павел Петрович, — помогал своему брату деньгами, не решаясь давать советы, и «не шутя воображал себя дельным человеком».

Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них — испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.

напрасно он позволит:питья мутить ему никак я не могу»

Напишите, пожалуйста, развернутый ответ на вопрос:
О каких острейших проблемах современности заставляет задумать роман «Преступление и наказание»

источник

Противоположны взгляды спорящих на искусство и природу. Павел Петрович Кирсанов восхищается произведениями искусства. Он способен любоваться звездным небом, наслаждаться музыкой, поэзией, живописью. Базаров же отрицает искусство («Рафаэль гроша медного не стоит»), к природе подходит с утилитарными мерками («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Николай Петрович Кирсанов также не согласен с тем, что искусство, музыка, природа — чепуха. Выйдя на крыльцо, «. он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе» . И здесь мы можем почувствовать, как Тургенев через своего героя высказывает свои собственные мысли. Прекрасный вечерний пейзаж приводит Николая Петровича к «горестной и отрадной игре одиноких дум» , навевает приятные воспоминания, открывает ему «волшебный мир грез» . Автор показывает, что, отрицая любование природой, Базаров обедняет свою духовную жизнь.
Но основное различие между разночинцем-демократом, оказавшемся в имении потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество и народ. Кирсанов считает, что аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — «английская свобода» , то есть конституционная монархия. Путь же к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс. Базаров уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.
Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без «принсипов», считает их ненужными и бессильными: «Вас всего 4-5 человека». На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Чего же хотят нигилисты? Прежде всего, революционных действий. И критерием является польза для народа.
Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Он утверждает, что «русский народ не может жить без веры» . Базаров же говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, что в стране нет честных людей, что «мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке» . Однако он считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков; он утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — это проявление именно народного духа.
Тургенев показывает, что, несмотря на умиление, Павел Петрович не умеет разговаривать с простыми людьми, «морщится и нюхает одеколон» . Словом, он настоящий барин. А Базаров с гордостью заявляет: «Мой дед землю пахал» . И он может расположить к себе крестьян, хотя и подтрунивает над ними. Слуги чувствуют, «что он все-таки свой брат, не барин» .

Это именно оттого, что Базаров обладал умением и желанием трудиться. В Марьино, в имении Кирсановых, Евгений работал, потому что не мог сидеть без дела, в его комнате установился «какой-то медицинско-хирургический запах» .

В отличие от него представители старшего поколения не отличались способностью к труду. Так, Николай Петрович старается хозяйничать по-новому, но у него ничего не получается. О себе он говорит: «Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши» . Но, по Тургеневу, это не может служить оправданием. Если не можешь работать — не берись. А самое большое, что делал Павел Петрович, — помогал своему брату деньгами, не решаясь давать советы, и «не шутя воображал себя дельным человеком» .

Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них — испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.

Читайте также:  Анализ на пролактин у детей

источник

Урок литературы в технологии «критического мышления».

«Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Взаимоотношения Е.Базарова и П.П.Кирсанова».

Общедидактические цели: Создать условия для осознания и осмысления содержания романа Тургенева «Отцы и дети», способствовать осмыслению связи нового материала с жизненным опытом учащихся.

Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания — урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология: «критическое мышление».

Триединая дидактическая цель:

  • Образовательный аспект: создать условия для выявления основных «точек» идеологического спора между героями романа.
  • Развивающий аспект: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения.
  • Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

Урок в технологии критического мышления состоит из трех этапов:

  1. Вызов (инсерт). На этом этапе происходит актуализация предыдущего опыта и обозначается проблема.
  2. Осмысление. На этом этапе происходит контакт с новой информацией, её сопоставление с имеющимся опытом. Акцентируется внимание на поисках ответов к возникшим ранее вопросам. Обращается внимание на неясности, которые возникают в процессе работы над материалом.
  3. Рефлексия. На этом этапе происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, возможна его повторная проблематизация.

Прогнозируемый результат.

Учащиеся самостоятельно выявят основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей». На основе полученных знаний выведут основную проблему в романе.

Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: заслушивание, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, раздаточный материал (таблицы, схемы).

  1. Вызов (слайд 1 ) Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомство с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети». Анализируя первые главы романа вы пришли к выводу, что произведение построено на конфликте.

Давайте подберем синонимы к этому слову. (Поединок, дуэль, столкновение) (слайд 2) Проблема противоречий, конфликтов между поколениями и различными социальными группами общества была, есть и будет актуальна во все времена. В середине 19 века, в канун отмены крепостного права в России, резко обострились идеологические споры между либералами и революционными демократами, аристократами и разночинцами. Об этом и рассказывает Тургенев в своем романе.

Фронтальный опрос

— Так кто же из героев романа противостоит друг другу? (Базаров и П.П.Кирсанов)

— Как называют таких людей? (антиподы)

— Дайте определение этому термину.

Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,с.26)

— Назовите самых известных антиподов в русской литературе (Чацкий и Молчалин из комедии Грибоедова «Горе от ума», Гринев и Швабрин из романа Пушкина «Капитанская дочка», Обломов и Штольц из романа Гончарова «Обломов»)

Учитель: Чаще всего, познавая типологию таких людей, мы проводим сравнительный анализ их образов, т.е. даем им сравнительную характеристику. Давайте вспомним, по какой схеме строится сравнительная характеристика.

Слайд №4 (схема сравнительной характеристики)

Проверка домашнего задания

Учитель: Дома вы уже начали сравнивать двух оппонентов в романе – Е.Базарова и П.Кирсанова, работая в четырех группах и заполняя предложенную таблицу.

Сравнительная характеристика героев романа

1. Происхождение, социальная принадлежность

источник

Изучение романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

«Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда к изучению и анализу художественных произведений без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство», — говорил С.Я.Маршак.

В старших классах изучаются, как правило, крупные прозаические произведения, написанные в жанре романа или романа-эпопеи.

Роман – самый распространенный и самый популярный вид эпических произведений. Он рисует картину жизни, широко и полно охватывает ее связи. У романа свои приемы типизации, свои особые «взаимоотношения» с читателем. Автор эпического произведения часто использует приемы описания (портрет, пейзаж, интерьер) и лирического отступления.

Понять сюжет учащиеся могут и без помощи учителя, но вот связать сюжетные линии, элементы композиции, образы, приемы изображения, которыми пользуется писатель, с вопросами и проблемами, которые волнуют автора и то, как он их разрешает, — это и есть основная задача учителя.

Литература не случайно называется «учебником жизни», так как, воздействуя на ум и чувства читателя, заставляет жить вопросами и проблемами, интересными для автора. Кроме того, в старших классах, где изучается теория и история литературы, художественное произведение важно не только само по себе: оно рассматривается и как этап в творческом пути автора, и как одно из слагаемых в сложном процессе развития русской литературы.

Проследим основные этапы анализа одного из программных романов, изучаемых в 10 классе средней школы, — романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева.

Подготовительный этап к изучению романа.

Программой предусмотрено изучать роман в течение 5-6 часов. Учащиеся должны ознакомиться с вопросами: «Отражение в романе «Отцы и дети» общественно-политической борьбы 60-х годов XIX века. Образ Базарова и отношение к нему автора. Братья Кирсановы. Художественные особенности романа, мастерство композиции, богатство языка романа. Борьба и споры вокруг романа». В центре исследования стоит проблематика романа и вопрос о соотношении мировоззрения писателя с характером изображения им героев. Борьба и споры в самом романе, острота проблем, которые ставит писатель, — все это делает роман созвучными нашему времени.

Начало работы с художественным текстом.

Прежде чем перейти к анализу произведения, нужно привлечь внимание учащихся к тексту. Организационно эта работа не затруднит учителя, так как герои романа пытаются решить для себя «вечные» проблемы, которые всегда волновали людей: любовь и дружба в жизни человека, отношение к окружающим людям и природе, место науки и искусства в жизни человека и т.д. Прежде ученикам рекомендуется прочесть роман или же, в крайнем случае, можно посмотреть кинофильм. Однако некоторые места в романе необходимо прочесть и прокомментировать на уроке. Это, прежде всего, известные споры VI и X глав.

Вспомним конец V главы. В беседе за чайным столом, пока Базарова еще нет, братья Кирсановы пытаются выяснить у Аркадия, «что такое Базаров». Важнейшим во взглядах своего друга он считает нигилизм. Это сообщение потрясает старших Кирсановых. Николай Петрович напуган, а Павел Петрович негодует. Оба Кирсановы настроены враждебно по отношению к Базарову, считая, что тот слишком дурно воспитан и отрицательно влияет на Аркадия. Сначала нет видимых причин для столкновения, но постепенно мы видим, как оно становится неизбежным. Павел Петрович начинает плоско и не совсем удачно острить (вспомним, что он спросил у Базарова о лягушках: «Вы их едите или разводите?», а затем бросает вслед раздраженно: «В принципы не верит. А в лягушек верит»); очевидно, он активно не принимает позиции Базарова и готовиться преподнести тому урок. Внимательно проследим за первым спором, чтобы оценить силы противников, вопросы, которые их волнуют.

Идейное столкновение героев представлено с особой отчетливостью в следующей главе. Павел Петрович многословен и старомодно изыскан, базаров же – немногословен и резок.

Павел Петрович горит желанием унизить и разбить своего случайного собеседника, Базаров же не имеет малейшего желания тратить силы и время на ненужный ему спор и только задетый за живое начинает вполне сознательно грубить своему оппоненту.

Примерно так же должна быть прочитана и прокомментирована и X глава романа.

Когда главы прочитаны и прокомментированы, можно приступить к проблемному анализу. Проще всего начать разговор с образа Базарова, потому что он является главным героем романа «Отцы и дети».

Главный герой произведения.

Сам урок анализа образа Базарова – это лекция с элементами беседы.

Облик Базарова (демократизм, внешность, манеры, речь).

Мировоззрение Базарова: нигилизм.

Отношение Базарова к народу, к искусству, к науке, к природе, к дружбе и любви, к дворянским предрассудкам.

Психологический облик Базарова (ум, смелость суждений, сила воли, любовь к труду).

Противоречивость облика Базарова.

Типичность образа Базарова.

Перед нами очень сложный и противоречивый характер, сложная судьба, сложное мировоззрение. Лекция необходима для того, чтобы впечатление от образа было единым, а сам образ более понятным. Лекция охватит важнейшее в образе героя и поможет достаточно подробно и убедительно ответить на вопрос о тесной связи мировоззрения человека с его поступками и моральными качествами. Начнем с описания внешности (портрета). Создав образ демократа той поры – несколько грубоватого и небрежно одетого, затем услышав голос героя, переходим к самому интересному в этом персонаже: к его мировоззрению. Выясняем, какова философская основа его мировоззрения. Ее можно назвать одним словом – материализм. Но ведь Базаров не только вульгарный материалист, он еще и нигилист. Сам Тургенев толковал это определение так: «Он называется нигилистом… надо читать: революционером». Именно вульгарный материализм определил резкость главного героя романа по отношению к искусству, любви, дружбе, природе…Нигилист и революционер Базаров отрицает все, что представляется ему достоянием дворянской культуры. Но у Базарова есть и другие, очень привлекательные стороны характера: целеустремленность, колоссальная трудоспособность, несгибаемая сила воли, бесстрашие перед лицом неминуемой смерти.

Образ главного героя противоречив; возникает вопрос о причине такого противоречия.

Ее нужно искать в сложности отношения автора к своему герою, т.е. к тому жизненному явлению, которое он изобразил. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора»,- писал И.С.Тургенев.

Но, показав в жизненном явлении – в личности Базарова – существенные черты нового, Тургенев, занимавший в общественных взглядах весьма умеренную позицию, не удержался от попытки убедить читателя в преждевременности его появления в жизни, отсюда слабые стороны изображения героя и своеобразие приемов типизации, использованных автором.

Тургенев демонстрирует нам его одиночество, несостоятельность Базарова в решении частных проблем; часто мы соглашаемся с автором романа: нас тоже привлекает и возможность любоваться красотой природы; нам нужно искусство, мы стремимся облагородить чувства любви и дружбы.

Итововая беседа по образу Базарова.

Как автор знакомит читателя с внешностью Базарова? Какие черты внешности и поведения сразу бросаются в глаза? Почему мы говорим о демократичности облика Базарова?

Как называл Аркадий своего друга за утренним чаем? Почему мы решили, что Базаров – атеист и материалист? Чем вызвано обвинение критиками Базарова в вульгарном материализме?

Как Базаров относится к народу, природе, труду, любви и дружбе? Почему некоторые его взгляды мы не разделяем?

Можно ли связать черты характера Базарова с его мировоззрением?

Почему Тургенев стремился доказать читателям свою мысль о преждевременности появления Базаровых?

Можно ли сказать, что Базаров – антипод «отцов»? Почему эта разница сознательно подчеркивается автором?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся неминуемо должны были сформировать свою позицию, присоединиться к одной из противоборствующих сторон. Дискуссионный спор о главном герое произведения – всегда самое убедительное доказательство мастерства писателя. Подчеркиваем, что мастерство автора и в композиции образа, и в создании его портрета, и в речевой характеристике, и в описании возникающих психологических коллизий.

Второстепенные герои произведения.

Разговор о второстепенных персонажах романа неизбежен в процессе анализа образа Базарова: это и старики Базаровы, и Аркадий, и Одинцова, и «последователи» Базарова – Ситников и Кукшина. Несмотря на то, что характер и взгляды Базарова выявляются прежде всего при спорах – столкновениях с Павлом Петровичем Кирсановым, в мучительных отношениях с Одинцовой, в покровительственной дружбе с Аркадием, — все же говорить о каждом из них в отдельности нет смысла. «Вся моя повесть направлена против дворянства как класса»,- утверждал Тургенев в письме к Случевскому, поэтому противопоставление Базарова выглядит естественно, если оно направлено против целого. Несмотря на большие различия в характерах, судьбах, взглядах, вкусах и т.д., и братья Кирсановы, и Аркадий, и Одинцова, и Катя – люди старого мира, которым противостоит человек мира нового – Базаров.

Изучение пейзажа в романе.

Несмотря на нехватку времени, необходимо один из уроков посвятить анализу в романе пейзажа, так как Тургенев считается признанным мастером русского пейзажа. Пейзажи у Тургенева всегда лаконичны, но это нисколько не снижает их художественной ценности.

В романе «Отцы и дети» природа – своеобразный союзник героев, а часто и прямой участник событий. Базаров мало чувствует природу, зато хорошо ее знает. Кирсановы то и дело восхищаются природой, зато лишены возможности что-нибудь сказать о ней, кроме: «Как хорошо, боже мой!» Автор романа не только восторгался природой, как художник, но и прекрасно понимал ее, как ученый и философ. Можно предложить учащимся задание – проанализировать пейзажное описание конца III главы. Пусть учащиеся выяснят, сколько же описаний перед нашими глазами? Кажется, что картин две, но постепенно мы убеждаемся, что перед нами не два пейзажа, а один, но дважды показанный читателю – один раз в сухом географическом варианте, в другой – в нежном, свежем, зеленом весеннем цвете. Интересно, что же увидел Аркадий и его спутники? А что увидел автор?

Жалкую картину убогих мест увидел аркадий, зато Тургенев увидел и показал нам сначала грустную до драматизма картину природы, а после – дал еще одно прекрасное пейзажное описание, полное талантливой влюбленности в природу родной страны!

Изучение композиции романа.

Как строит сюжет и композицию романа Тургенев? Эпически спокойно, неторопливо, стремясь обстоятельно познакомить читателя со своими героями, обстановкой, складывающимися отношениями, развертывает автор экспозицию романа. Сведения до предела точны: мы знаем даже день, когда начинается действие романа — 20 мая 1859 года.

И все-таки «толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать своих господ…» Это уже точность воспроизведения исторической обстановки: реформы еще не было, а отношения крестьян и помещиков накалены до предела. Постепенно мы узнаем историю семьи Кирсановых, знакомимся с окрестностями села Марьина, представляем себе внешность героев, влияние Базарова на Аркадия, позицию будущих антагонистов. Читателю ясен бытовой, пейзажный, психологический фон будущих событий, ясен антагонизм Базарова, случайность и недолговечность преданности Аркадия Базарову. Эту ясность создает экспозиция, занимающая пять глав романа. Завязка романа наступает в шестой главе. И тут автор предельно точен: все это произошло на другой день утром – 21 мая 1859 года. За утренним чаем сталкиваются откровенно и сразу определившиеся противники – Павел Петрович Кирсанов и Базаров. «Схватка» определила противоречия героев во взглядах на науку и искусство. Затем две недели прошли относительно мирно: наши противники старались избегать друг друга. Базаров напряженно работает, часами не отрываясь от микроскопа. За это время автор познакомил нас с историей жизни Павла Петровича, с историей Фенечки и Николая Петровича, с тем, как вечерами продолжал главный герой заведомо бесполезное дело перевоспитания Аркадия. За это время и добрейший Николай Петрович обижен Базаровым, случайно услышав его оценку своей особы. За вечерним чаем 13 июня 1859 года противоречия обострились до предела: нигилизм, судьбы русского народа, принципы, аристократизм – вот вопросы коренного несогласия героев.

XII – XIY главы – экспозиция новой сюжетной линии. Эти главы знакомят нас с губернским городом, сановником Калязиным и двумя «последователями» Базарова – Ситниковым и Кукшиной. Но важнее всего – знакомство с Одинцовой. Встреча с ней – завязка новой сюжетной линии, новых, драматичных для Базарова отношений. Далее события развиваются стремительно. Именно здесь впервые потерпит «новый человек» большое поражение. Высмеивая высокие чувства любви, Базаров сам становится их пленником, начинает презирать себя и все же не может избавиться от нахлынувшего чувства. Базаров и Одинцова познакомились 19 июня, а уже 10 июля состоялось решительное объяснение. Это неудавшееся объяснение – самый взлет сюжета, самая яркая страница в известной биографии Базарова. Особенно те минуты, когда он еще чего-то ждал, еще на что-то надеялся.

Прошло три дня после объяснения. Базаров и Аркадий в гостях у родителей главного героя. Драма в душе главного героя развивается. Он уже надломлен и теряет веру в себя и в свое дело. Тем сильнее его враждебность к «отцам». В следующий приезд в Марьино эта враждебность заканчивается нелепой «мелодрамой» — дуэлью, которая происходит рано утром 30 июля. Это кульминационная точка в столкновении с чуждым миром. Хотя она и закончилась для главного героя вроде бы победоносно, ему пришлось покинуть Кирсановых навсегда. Он «плюхнулся в родную стихию», но и это не спасает героя от противоречий. Он вновь увлечен работой, которая вдруг сменяется острым приступом тоски и скуки. Наконец все разрешается трагической нелепостью – случайным заражением крови и смертью героя. Это трагическое событие происходит в первых числах августа 1859 года. Эпилог романа рисует судьбы героев в следующем, 1860 году. Все они нашли свое тихое счастье, кроме одинокого Павла Петровича и верных памяти сына стариков Базаровых.

Итак, сюжет предельно прост. Недаром П.Мериме писал о Тургеневе: « В его романах мало событий. Их фабула весьма проста, в них нет ничего, что отличалось бы от обычной жизни».

Читайте также:  Анализ на пневмококк у детей

Знакомство с языком писателя начинается с первого урока, когда мы знакомимся с его творческим путем. Затем при чтении текста, анализе отдельных глав учащиеся работают над составлением речевых характеристик героев, знакомятся с пейзажем. Таким образом, учащиеся получают представление о речевой характеристике, внутреннем монологе, авторском рассуждении, знакомятся с особенностями авторского стиля писателя.

Мастерство писателя. Значение творчества Тургенева.

Вопрос о мастерстве писателя обязательно включается в пределы анализа конкретного программного произведения. Какие же специфические именно для Тургенева достоинства можно извлечь из только что изученного текста? Первое положение, — это быстрота писательского отклика на события современности. Творчество Тургенева – блестящий образец необычайной чуткости писателя к «злобе дня»: всего два года отделяют события , описанные в романе, от времени его создания ( события происходят весной-летом 1859 года, а роман завершен уже в 1861 году, опубликован в марте1862). Второе положение – полемически острое и при этом честное отражение нового в жизни. Свидетельство тому – решение проблемы, определившей название романа. Тургенев – мастер и в большом и в малом: ив умении найти нужную форму для выражения своего замысла, и в сцеплении образов, и в развитии сюжета, и в законченности и убедительности характеров, и в мастерстве изображения природы, и в великолепном — легком и выразительном языке.

Место и роль Тургенева в истории русской литературы своеобразны. Решив завершить изучение произведения, желательно посвятить его освещению следующих вопросов:

Реализм в творчестве Тургенева – этап в становлении критического реализма (особенно в области создания русского реалистического романа).

Развитие и обогащение Тургеневым русского литературного языка.

Урок, посвященный вопросу мастерства писателя, желательно сделать итоговым.

Изучение романа «Отцы и дети» методом комментированного чтения и «целостного анализа».

Экспозиция романа (первые пять глав) – выборочное чтение с комментариями.

Базаров в селе Кирсановых ( беседа и комментированное чтение).

Столкновение Базарова с П.П.Кирсановым (комментированное чтение 10 главы).

Изображение либерального дворянства в романе (беседа по 11,12,13,14 главам).

Испытание любовью. Базаров и Одинцова (беседа по 15-19 главам).

Урок-дискуссия на тему: «Можно ли назвать Базарова положительным героем?

Практика чтения с комментированием при анализе произведений, как правило, практикуется в вечерних школах. Такой метод гарантирует знакомство с художественным текстом, предполагает самостоятельную работу учащихся. Такая система работы предъявляет к учителю повышенные требования при анализе произведения. Недостаток: целостное восприятие текста подменяется «целостным восприятием» отдельных фрагментов текста.

источник

В разделе Домашние задания на вопрос Анализ 10-ой главы романа «Отцы и дети». Что предшествовало спору? О чем был спор? заданный автором Вадим Вадимов лучший ответ это Противоположны взгляды спорящих на искусство и природу. Павел Петрович Кирсанов восхищается произведениями искусства. Он способен любоваться звездным небом, наслаждаться музыкой, поэзией, живописью. Базаров же отрицает искусство («Рафаэль гроша медного не стоит»), к природе подходит с утилитарными мерками («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Николай Петрович Кирсанов также не согласен с тем, что искусство, музыка, природа — чепуха. Выйдя на крыльцо, «. он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». И здесь мы можем почувствовать, как Тургенев через своего героя высказывает свои собственные мысли. Прекрасный вечерний пейзаж приводит Николая Петровича к «горестной и отрадной игре одиноких дум» , навевает приятные воспоминания, открывает ему «волшебный мир грез». Автор показывает, что, отрицая любование природой, Базаров обедняет свою духовную жизнь.
Но основное различие между разночинцем-демократом, оказавшемся в имении потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество и народ. Кирсанов считает, что аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — «английская свобода» , то есть конституционная монархия. Путь же к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс. Базаров уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.
Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без «принсипов», считает их ненужными и бессильными: «Вас всего 4-5 человека». На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Чего же хотят нигилисты? Прежде всего, революционных действий. И критерием является польза для народа.
Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Он утверждает, что «русский народ не может жить без веры». Базаров же говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, что в стране нет честных людей, что «мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Однако он считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков; он утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — это проявление именно народного духа.
Тургенев показывает, что, несмотря на умиление, Павел Петрович не умеет разговаривать с простыми людьми, «морщится и нюхает одеколон». Словом, он настоящий барин. А Базаров с гордостью заявляет: «Мой дед землю пахал». И он может расположить к себе крестьян, хотя и подтрунивает над ними. Слуги чувствуют, «что он все-таки свой брат, не барин» .
Это именно оттого, что Базаров обладал умением и желанием трудиться. В Марьино, в имении Кирсановых, Евгений работал, потому что не мог сидеть без дела, в его комнате установился «какой-то медицинско-хирургический запах» .
В отличие от него представители старшего поколения не отличались способностью к труду. Так, Николай Петрович старается хозяйничать по-новому, но у него ничего не получается. О себе он говорит: «Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши». Но, по Тургеневу, это не может служить оправданием. Если не можешь работать — не берись. А самое большое, что делал Павел Петрович, — помогал своему брату деньгами, не решаясь давать советы, и «не шутя воображал себя дельным человеком» .
Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них — испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.

источник

Анализ 10-ой главы романа «Отцы и дети». Что предшествовало спору? О чем был спор?

Но основное различие между разночинцем-демократом, оказавшемся в имении потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество и народ. Кирсанов считает, что аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — «английская свобода» , то есть конституционная монархия. Путь же к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс. Базаров уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без «принсипов», считает их ненужными и бессильными: «Вас всего 4-5 человека». На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Чего же хотят нигилисты? Прежде всего, революционных действий. И критерием является польза для народа.

Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Он утверждает, что «русский народ не может жить без веры» . Базаров же говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, что в стране нет честных людей, что «мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке» . Однако он считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков; он утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — это проявление именно народного духа.

Тургенев показывает, что, несмотря на умиление, Павел Петрович не умеет разговаривать с простыми людьми, «морщится и нюхает одеколон» . Словом, он настоящий барин. А Базаров с гордостью заявляет: «Мой дед землю пахал» . И он может расположить к себе крестьян, хотя и подтрунивает над ними. Слуги чувствуют, «что он все-таки свой брат, не барин» .

Источник:
Анализ 10-ой главы романа Отцы и дети
Пользователь Вадим Вадимов задал вопрос в категории Домашние задания и получил на него 2 ответа
http://otvet.mail.ru/question/49469290

Споры между отцами и детьми (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

Свой замечательный роман «Отцы и дети» Тургенев написал в 1861 году. Но это произведение не теряет актуальности и по сей день. Само название уже обозначает главный конфликт романа: споры поколений. Прошлому, уходящему поколению, обычно кажется, что они были лучше, добрее, умнее, что их смена – люди совсем другие, не имеющие в этой жизни таких четких нравственных идеалов. Поколению новому все прежние устои кажутся устаревшими, изжившими себя. Так было всегда.

В шестидесятые годы 19 века этот конфликт был особенно ярок. К спору поколений примешивался еще и конфликт уходящего старого дворянства и молодой революционно-демократической интеллигенции. В романе – это конфликт между братьями Кирсановыми и Евгением Базаровым. Но я считаю ошибочным сводить весь спор отцов и детей к столкновению только лишь этих героев. Он гораздо глубже. Ведь это и конфликт между Аркадием и отцом. Конечно, этот спор не так явен, но очень болезнен. Проблема отцов и детей скрывается также в той пропасти, которая легла между Базаровым и его родителями. От этого роман обретает особую остроту, пронзительность.

Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым. Павел Петрович сразу начинает испытывать враждебные чувства к другу своего племянника. Да и сам Базаров считает Кирсанова чудаком. Один его внешний вид вызывает в молодом человеке отвращение: «Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!», «Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаич, ведь это смешно…».

Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова – лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Вся его прошлая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения. Первая трудность (неразделенная любовь) сделала Павла Петровича ни на что не способным. У него нет своих убеждений. Павел Петрович и внешне, и внутренне напоминает куклу. Базарову, человеку стремительному, деятельному, претит все, из чего «состоит» Кирсанов.

Самым тяжелым конфликтом, на мой взгляд, является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов». Дело в том, что это презрение не наигранное, как у Аркадия, а настоящее. Отец и мать Евгения безумно любят его. Они пытаются ничем не вызвать раздражения сына, стараются во всем ему угодить.

Как бы Базаров не отрицал образ жизни своих родителей, именно его семья помогла Евгению найти себя в области науки, медицины. Только он, как всегда и бывает, в своем развитии пошел дальше своих родителей. Из-за этого Базаров отдалился от них, утратил способность понимать их, принимать такими, как есть, прощать. Евгений не хочет идти на встречу родителям, он считает это шагом назад. Я считаю, что в этом и заключается главная трагедия Базарова. Он нетерпим к людям, отвергает их, если они целиком и полностью не соответствуют его понятиям о жизни. Так он обедняет себя. Сколько любви к сыну мы видим в душе Василия Ивановича и Арины Власьевны! Эти герои особенно дороги автору. Возможно, если бы Базаров смог сблизиться со своими родителями, он остался бы жив…

Я считаю, что спор «отцов» и «детей» вечен. Но так важно всегда относиться друг к другу с пониманием, терпением! Прокладывая дорогу в будущее никогда нельзя забывать опыта прошлых поколений.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

источник

План

  1. История создания романа. СМЫСЛ ЕГО НАЗВАНИЯ.
  2. ЭПОХА И ХАРАКТЕРЫ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”.
  3. Образ главного героя романа.
  4. Критика о романе.

Литература:

  1. Бялый Г.А. Роман Тургенева «Отцы и дети». — М.-Л., 1963.
  2. Бытюто А. Тургенев-романист. — Л., 1972.
  3. Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста. — Тула, 1972.
  4. Маркович В. М. Человек в романах И.С. Тургенева. — Л., 1975.
  5. Маркович В.М. И.С..Тургенев и русский реалистический роман XIX века. — Л., 1982.
  6. Лебедев Ю. В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. – М., 1977.
  7. Лебедев Ю.В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». — М., 1982.
  8. Шаталов С.Е. Художественный мир Тургенева. — М., 1979.
  9. Манн Ю.В. Базаров и другие //Диалектика художественного образа. — М., 1987.
  10. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. — М., 1991.

В феврале 1862 года был опубликован четвертый роман Тур­генева “Отцы и дети”, в котором наиболее полно отразились общественно-политические взгляды писателя того времени, от­разилось его отношение ко всему происходящему в России.

Тема двух поколений, предопределившая сюжет романа “Отцы и дети”, была подсказана Тургеневу ожесточенной идеологи­ческой борьбой между либералами и демократами, которая раз­вернулась в период подготовки крестьянской реформы.

Работая над романом, Тургенев учел и отразил не только нашумевший спор о двух поколениях – в романе получили свое отражение многие другие важнейшие события общественно-поли­тической жизни того времени: полемика по вопросам искусства и литературы, споры по вопросам философии, истории и др.

Название романа “Отцы и дети” часто понимается весьма упрощенно: смена общественной идеологии поколений, конфликт аристократов и разночинцев. Но роман Тургенева не исчерпыва­ется одной лишь социальной сферой, он имеет и психологи­ческое звучание. И сводить весь смысл произведения исключи­тельно к идеологии — значит понимать его “по-базаровски”. Ведь и сам Базаров считает, что суть нового времени в необ­ходимости смести с лица земли все, сделанное “отцами”, дис­кредитировать их, с их “принципами” и моралью, во имя туман­ного “светлого будущего”. Такое вульгарное упрощение смысла эпохи и романа, эту эпоху воссоздающего и исследующего, непростительно.

Проблема отцовства — одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание чело­веком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений — процесс всегда непростой и небезболезненный. “Дети” принимают в наследство от “отцов” весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать “отцов”, необходимо творческое переосмыс­ление их жизненного credo — но переосмысление на основе уваже­ния к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо бо­лее жестко и жестоко, чем это необходимо. И результаты всег­да бывают трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы восполнять.

В России ХIХ века сильнейшим социальным потрясением ока­залось восстание декабристов. Поколение, для которого период становления прошел в эпоху николаевской реакции, не смогло воспринять высокий кодекс чести своих отцов, “Потерянным по­колением” станет оно в русской истории. “Толпой угрюмою и скоро позабытой” назовет его один из лучших сынов этого по­коления М.Ю. Лермонтов, постигший всю трагичность для духов­ной жизни общества событий 14 декабря. Произошел разрыв в цепи поколений, одно звено — выпало:

^ И прах наш с строгостью судьи и гражданина

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Введенное Лермонтовым понятие “герой времени” означает человека, наиболее типичного для данной эпохи, характер и судьба которого сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения.

Разумеется, поколение не может состоять из одних “героев времени”. Основную массу людей эпоха как бы “задевает краем”, они к любой эпохе умеют приспособиться. И это заме­чательно — представьте себе поколение из одних Печориных или Базаровых! Невозможно: жизнь бы остановилась.

Тургеневым создано огромное число характеров. Проза его отличается большой “населенностью”. В его художественном ми­ре оказались представленными практически все основные типы русской жизни, хотя и не в том соотношении, какое они имели в действительности.

Какою видел Тургенев дореформенную русскую действитель­ность, и какою она предстала в его художественном мире? Пер­сонажи Тургенева представляют главным образом дворянство и крестьянство – два основных сословия, на которых держалось самодержавно-крепостническое государство. Другие воссозданы в художественном мире Тургенева весьма избирательно.

В русском народе Тургенев прежде всего нашел бескорыст­ных, душевно чистых, не умеющих “промышлять” романтиков и рационалистов-практиков, думающих во всероссийском масштабе, иронически настроенных.

Полон интересных образов и роман “Отцы и дети”.

Как известно, работу над новым произведением Тургенев обычно начинал с так называемых подготовительных материалов, и прежде всего – с составления “Формулярного списка дей­ствующих лиц”, где указывались реальные прототипы будущих героев, детально прорабатывались их характеры и биографии.

Читайте также:  Анализ на печень у детей

Роман Тургенева построен так, что в нем отражены вечные типы: “герои времени” и обычные люди. Братья Кирсановы как раз составляет такую психологическую пару.

Павел Петрович неслучайно назван Писаревым “маленьким Печориным”. Он действительно не только принадлежит к тому же поколению, но и являет собой “печоринский” тип. “Заметим, что Павел Петрович вообще не отец, а для произведения с та­ким названием это далеко не безразлично. Павел Петрович — холостая душа, ничего от него “родиться”, произойти не мо­жет; именно в этом и заключается все назначение его суще­ствования в тургеневском романе”, — комментирует А. Жук.

Композиционно роман Тургенева построен на соединении прямого, последовательного повествования и биографий основ­ных героев. Эти истории прерывают течение романа, уводят нас в иные эпохи, обращают к истокам происходящего в современ­ности. Жизнеописание Павла Петровича Кирсанова подчеркну­то “выпадает” из общего хода повествования, оно даже стилисти­чески чужеродно роману. И, хотя читатель узнает об истории Павла Петровича из рассказа Аркадия, обращенного к Базарову, язык этого рассказа ничем не напоминает стиль общения моло­дых нигилистов.

Тургенев максимально приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов ХIХ века, воссоздает особый стиль романтического повествования. В нем все уводит от ре­альной, приземленной повседневности. Мы так и не узнаем на­стоящего имени загадочной возлюбленной Павла Петровича: она фигурирует под условно-литературным именем Нелли, или под таинственным “княгиня Р”. Не узнаем, что томило ее, что за­ставляло метаться по всей Европе, переходить от слез к смеху и от беспечности к унынию. Многое в ней не будет разгадано читателем. Да это и неважно. Главное понять, что в ней так привлекло Павла Кирсанова, на чем зиждется его неземная страсть? А вот это как раз довольно ясно: самая загадочность Нелли, многозначительная ее пустота, ее одержимость “ей са­мой неведомыми силами”, ее непредсказуемость и непоследо­вательность и составляют ее очарование для Кирсанова.

Любовь и дружба присутствуют и в жизни Базарова.

Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба — неотъемлемое понятие для счастливого суще­ствования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, “белибердой, непростительной дурью”; в дружбе ищут единомышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей мало, и к таким людям относится Евгений Васильевич Базаров.

Его единственный друг — Аркадий — наивный, несформиро­вавшийся юнец. Он привязался к Базарову всей душой и серд­цем, обожествляет его, любит каждое слово. Базаров чувствует это и хочет воспитать из Аркадия человека, подобного себе, отрицающего современный общественный строй, приносящего практическую пользу России. Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и некоторые, так на­зываемые, “дворяне-прогрессисты”. Например, Ситников и Кук­шина. Они считают себя современными молодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм — веяние моды, то они принимают его; но принимают частично и, надо сказать, самые неприглядные его стороны: неряшливость в одежде и разговоре, отрицание того, о чем не имеют ни малейшего представления. И Базаров прекрасно понимает, что это люди неумные и непосто­янные — он не принимает их дружбы, он все надежды возлагает на молодого Аркадия. Он видит в нем своего последователя, единомышленника. Базаров с Аркадием часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, разделяет все его взгляды. Однако, все чаще между ними стали возникать разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может от­рицать природу и искусство. Базаров считает, что “природа — это не храм, а мастерская, и человек в ней — работник”. Ар­кадий считает, что природой надо наслаждаться, и из этого наслаждения черпать силы для работы.

Базаров смеется над “стареньким романтиком” Николаем Павловичем, когда тот игра­ет на виолончели; Аркадий даже не улыбается его шутке, но, несмотря на возникшие разногласия, продолжает любить и ува­жать своего “учителя”. Базаров не замечает измену в Аркадии, и поэтому его женитьба совершенно выводит Евгения из равно­весия. И Евгений решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Аркадий не оправдал его надежд, он подвел его. Ба­зарову горько это осознавать и трудно отречься от друга, но он решается на это. И уезжает с такими словами: “. ты по­ступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не соз­дан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая сме­лость, да молодой задор, для нашего дела это не годится. Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный бо­рич”. Аркадий не хочет расставаться с Базаровым, он пытается остановить друга, но тот не покалебим в своем жестоком реше­нии.

Итак, первая потеря — потеря друга, а, следовательно, и разрушение психологической пары.

Любовь — чувство романтическое, а так как нигилизм от­вергает все, что не приносит практической пользы, то отвер­гает и любовь. Базаров принимает любовь только с физиологи­ческой стороны отношений между мужчиной и женщиной: “Нравит­ся тебе женщина — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась”.

Любовь к А.С Одинцовой врывается в его сердце внезапно, не спрашивая его согласия и не радуя его своим появлением.

Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова: “-Это что за фигура? На остальных особ не похожа”. Анна Сергеевна показалась ему очень красивой молодой женщиной. Он с любо­пытством принимает ее приглашение погостить в ее имении Ни­кольском. Там он открывает для себя очень умную, хитрую, ви­давшую виды дворянку. Одинцова, в свою очередь, познакоми­лась с человеком неординарным; и красивой, самолюбивой женщине захотелось околдовать его своими чарами. Базаров и Одинцова проводят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, словом, познают друг друга. И в обоих происходит перемена. Базаров поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она о нем много думала, ей было интересно в его обществе. “Она как будто хотела и его испытать, и себя изве­дать”.

А что происходило в Базарове! Он окончательно влюбился! Это же настоящая трагедия! Рушатся все его теории и доводы. И он старается оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, “с негодованием сознает романтика в самом себе”. А, между тем, Анна Сергеевна продолжает кокетничать перед База­ровым: она приглашает его на уединенные прогулки в саду, вы­зывает на откровенный разговор. Она добивается его признания в любви. Это было ее целью — целью холодной расчетливой ко­кетки. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и в порыве страсти он бросается к ней. Он забывает все на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда не расставаться с ней. Но “Одинцовой стало страшно и жалко его”. “Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”.

Итак, он отвергнут. Это вторая потеря — потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает этот удар. Он уез­жает домой, лихорадочно ищет себе занятие и, наконец, успо­каивается своей привычной работой. Но Базарову с Одинцовой суждено было еще встретиться — в последний раз.

Внезапно Базаров заболевает и посылает нарочного к Один­цовой: “Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно”. Но это он только говорит, что “больше ничего не нужно”, на самом деле он робко, но надеется увидеть любимый образ, услышать нежный голос, взглянуть в прекрасные глаза. И мечта Базарова сбывается: Анна Сергеевна приезжает и даже привозит с собой доктора. Но приезжает она не из любви к Базарову, она считает своим долгом благовоспитанной женщины отдать последний долг умирающему. При виде его, она не бросилась со слезами к его ногам, как бросаются к любимому человеку, “она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом”. Базаров понял ее: “Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих”. Он дождался ее, и на любимых руках умирает Евгений Васильевич Базаров. Умирает сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся в жизни, но одиноким и отвергнутым.

Жаль, что жизнь такого человека оборвалась так рано. С его желанием и волей он бы добился своего, принес бы практи­ческую пользу России, а может, и не только России.

Главная психологическая пара романа – это Базаров и Па­вел Петрович Кирсанов. Взгляды нигилиста Базарова и Кирсано­ва были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: “Этот волосатый?”. А Базаров вечером заметил Аркадию: “А чудаковат у тебя дядя”. Между ними всегда возникали противоречия. “У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую”, — говорит Кир­санов. И она произошла. Нигилист не обоснованно доказывал необходимость отрицания как образа жизни и, естественно, в силу своей низкой философской культуры, наталкивался на ло­гически верные заключения противника. Это и являлось основой неприязни героев. Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой. “Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и стро­ить”, — говорит Евгению Кирсанов. “Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить”, — отвечает Базаров. Или на вопрос “что же вы отрицаете?”, последовал краткий ответ: “Все”. Они спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мысля­ми об отрицании личности, всего духовного. Но, все-таки, как бы правильно не мыслил Павел Петрович, в какой-то степени его представления устарели. Тем более, его противник имеет преимущества: новизна мыслей, народу он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди. Безусловно, принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Евгения. “Дуэль, писал Тургенев, — введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим”. Но с мыслями нигилиста тоже согласиться нельзя. Поэтому, Базаров умирает. Интересную мысль высказал великий художник Илья Репин: “Из литературы два героя — как образчики для подражания — преобладали в студенчестве. Базаров и Рахметов. По-моему, не всякий захотел бы взять себе в образец такого человека, как Базаров. Роман раскрывает жестокий и сложный процесс ломки прежних социальных отношений”. Этот процесс предстал в романе, как разрушительная стихия, меняющая привычное течение жизни.

Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его.

Базарову же эти качества ненавистны: “Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?”. Одно и то же яв­ление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: “Он (народ) не может жить без веры”. Базаров: “Грубейшее суеверие его душит”. Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в от­ношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, “чи­тать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждатьтся природою – нелепо”. Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это “романтизм”, “чепуха”. Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, “грубейшими суевериями”, казалось кощунственным “толковать” об искусстве, “бессознательном творчестве”, когда “дело идет о хлебе насущном”.

В романе Тургенева “Отцы и дети” столкнулись два силь­ных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель “сковывающей, леденящей силы прошедшего”, а Евгений Базаров — как часть “разрушительной, освобождающей силы настоящего”.

Тургенев так строит роман, что нигилист Базаров и Павел Кирсанов все время находятся в центре внимания.

Ценность такой концепции – концепции “психологической пары” – в романе Тургенева на наш взгляд в том, что она по­зволяет не просто наблюдать за героями и быть пассивными зрителями, а помогает сравнивать, сопоставлять героев, под­талкивает читателя к нужным выводам. Герои Тургенева живут во взаимоотношениях друг с другом.

В 1969 году, касаясь истории создания “Отцов и детей”, Тургенев писал: “. в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, едва бродившее начало, которое потом получило название нигилизма” (Соч., XIV, 97).

В этой же статье Тургенев признается в том, что он, ри­суя Базарова, “исключил из круга его симпатий все художе­ственное” и “придал ему резкость и бесцеремонность тона”.

Для Тургенева Базаров – еще один отрицатель, отрицатель, названный в романе нигилистом, то есть человеком, который, как разъяснил Тургенев, “ко всему относится с критической точки зрения, который не склоняется ни перед какими автори­тетами, который не принимает ни одного принципа на веру, ка­ким бы уважением ни был окружен этот принцип”.

Задумав воплотить в образе мыслей Базарова типичные чер­ты мировоззрения “новых людей” 60-х годов, Тургенев в основу его высказываний по философии и общественно-политическим во­просам положил мысли, развивавшиеся в ряде статей Добролюбо­ва и Чернышевского, а по вопросам научно-естественным – в статьях Писарева.

Базаров, нигилист, представляет “новых людей”. Базаров — внук дьячка, сын уездного лекаря. Материалист, нигилист. Го­ворит он “ленивым, но мужественным голосом”, походка “твер­дая и стремительно смелая”. Говорит ясно и просто. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и мате­риализм. Он “владел особенным умением возбуждать к себе до­верие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обхо­дился с ними небрежно”.

Базаров отрицает не во имя одного отрицания, он отрицает во имя торжества положительного идеала. Базаров жаждет по­лезного дела и способен отдаться ему без остатка. А так как сейчас строить новое мешает старое, он уверен в необходимос­ти его разрушения.

Многие из черт Базаров унаследовал от Инсарова, только на этот раз черты эти выписаны Тургеневым ярче.

Любопытно, что писатель внес в Базарова черты духовной раздвоенности, которая возникла, по мысли Тургенева, вследствие неизбежного в условиях того времени даже для ре­волюционеров колебания между верой и неверием в активность народных масс.

Очень сложным и противоречивым было отношение Базарова к крестьянам. Он искал, но не находил общего с ними языка. В то же время Базаров даже не скрывал, что презирает мужика, “коли он заслуживает презрения” “в теперешнем своем положе­нии”.

Отметим, что последние слова Базарова писатель, очевид­но, по цензурным соображениям, не оставил в окончательном тексте романа, но в нем все же сохранилось достаточно наме­ков на то, что именно крепостное право настолько подавило русского крестьянина, что он теперь “сам себя не понимает” и крайне пассивен. А как раз за эту непонятливость и пассив­ность и осуждал его Базаров.

При этом взгляды самого Базарова, его жизненная позиция были предопределены, как это подчеркнуто в романе, также со­временным положением крепостных крестьян в России. В споре с П.П. Кирсановым Базаров говорит ему: “Вы порицаете мое на­правление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?”.

Столь же сложными изобразил Тургенев и отношения кре­стьян к Базарову. Он для них не был барином и поэтому быстро заслуживал их расположение и доверие. И все же крестьяне часто чуждались Базарова, сойтись с ним по-настоящему не могли — они не понимали его, а порой он казался им и смеш­ным, даже “чем-то вроде шута горохового”.

И вот это-то последнее обстоятельство, быть может, и должно было, по мысли Тургенева, еще более сближая Базарова с Дон-Кихотом, помогать верить в то, что и для “нигилистов” настанет момент, когда “масса людей … беззаветно веруя”, пойдет за ними.

Базаров изображен в романе человеком одиноким, не имею­щим достойных единомышленников. Трагедия его в том, что он “рано родился”. Сам он готов к драке, но, понимая, что народ к драке еще не готов, говорит Аркадию о будущем поколении: “Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой”.

Базаров наделен не только волей, но и умом, не только энтузиазмом, но и знанием. А поэтому он близок не только Дон-Кихоту, но и Гамлету.

источник