Меню Рубрики

Психологический подход к анализу нормы

В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».

Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.

Статистические нормативы относительны, так как культурно обусловлены.

В качестве критики этого подхода можно принять следующий аргумент – статистически «нормальное» общество не будет развиваться и в итоге погибнет. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.

Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным.

При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности.

Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях.

Болезнь, психические расстройства, отклонения, боль (патос) – все это примеры адаптации.

Сиржиштева рассматривает норму и ненорму в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека.

Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.

В целом Сиржиштева говорит, что норма и ненорма – это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования).

Сиржиштева рассматривает норму как процесс достижения личностью (био-психо-социальной единицей) функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

3. Психопатологический подход

Если ничего не болит, если отсутствуют какие бы то ни было симптомы, значит, ты здоров. Но в разных культурах разные симптомы болезни, к тому же около 80 % людей имеют хотя бы один симптом.

4. Понятие «нормы» смещается до границ индивида.

Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы вовсе снимается.

5. Культурально-релятивистский подход

Нормальное – то, что соответствует представлениям данной культуры о норме.

В рамках этого подхода выделяют два вида нормы:

1. Поведенческая (она соответствует представлениям культуральной группы);

2. Ранговая (эти идеальные стандарты поведения, ожидаемые от лиц, имеющих определенный социальный статус, например, духовенство, врачи, учителя, судьи).

Но существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.

6. Гуманитарный (гуманистический) подход

Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология».

Этот подход тесно связан с теорией личности.

Норма – это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся.

А.Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

* эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;

* принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;

* непосредственность, простота, естественность;

* независимость и наличие потребности в уединении от суеты;

* автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;

* спокойное отношение к социальным поощрениям;

* свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;

* вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;

* глубокие межличностные отношения;

* разграничение целей и средств;

* философское чувство юмора;

Фромм выделяет следующие характерные черты нормы:

* продуктивная деятельность, т.е. созидание;

* связь человека с внешним миром через эмоции и переживания;

* постижение объективной реальности своим интеллектом;

* осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми;

* отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным;

* постоянное возрождение нормального человека;

* нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.

Многообразие этих характеристик ограничивает возможности их использования в диагностической практике.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:

1. У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

3. Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.

4. Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.

5. Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.

6. Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.

7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.

Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:

1. Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.

2. Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

3. Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.

4. Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.

5. Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.

С вероятностью в 92 % такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.

Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:

1. высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;

3. психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).

Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

Компенсация психических расстройств.

В болезни человек обладает огромными возможностями преодоления патоса, расстройств психики – это и есть компенсаторные возможности.

В клинической психологии показано, что существуют различные модели компенсации. Эти модели отражают формирование и активизацию некоторых стратегий поведения и способов реализации этих стратегий в целях приспособления к изменяющимся условиям бытия.

Компенсация – это деятельность субъекта (не всегда осознаваемая), направленная на поддержание равновесия в межсистемных и внутрисистемных взаимодействиях.

Эта деятельность не всегда может приводить к положительным результатам, вследствие чего могут формироваться неадекватные защитные механизмы.

Представления о болезни и душевных расстройствах со временем претерпевают большие изменения. Так, например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь.

Понятие «душевная болезнь» сближено с понятием «соматическая болезнь».

Болезненное явление в психике – нарушение неких психических функций организма.

Подобный нозологический подход (основанный на дихотомии «здоровье — болезнь») имеет определенную трудность, т.к. болезнь – это целостный процесс с определенной этиологией. Следовательно, для того, чтобы определить болезнь необходимо выяснить все аспекты патологического процесса – болезнетворных факторов, локализации и характера поражения, симптомов и последствий. Существует два разрешения этой проблемы: анатомо-физиологическое (патологии мозга) и психологическое (изменения психики и личности). Тогда появляется ещё одна трудность – каждая из выделенных нозологических единиц может наблюдаться в различной степени выраженности.

1. Границы между нормой и ненормой динамичны, поэтому вопрос о норме и ненорме должен решаться «здесь и сейчас».

2. Подходов к пониманию нормы и ненормы очень много, поэтому для решения определенных задач, психолог должен выбирать необходимый подход к норме.

источник

К исследованию личности

В современной психологии сложились устойчивые подходы к изучению личности, наиболее известные из которых: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный, экзистенциальный и трансперсональный.Последние два часто объединяются термином «гуманистический подход».

Каждое из указанных направлений содержит более или менее сложные теоретические построения, экспериментальную и опытную основу присущих им воззрений. Некоторые из подходов представляют собой весьма устойчивые концепции, т.е. системы взглядов на психологическую природу личности (психодинамический, гуманистический, деятельностный подходы). Другие представляют собой научные теории, т.е. подкрепленные экспериментальным путем гипотезы относительно научно постигаемых истин, отражающих психологическую природу личности (поведенческий и когнитивный подходы).

Кроме того, в рамках указанных подходов разработаны в развитие или в противовес им многочисленные смежные теории и методы исследования личности. Так что современная психология личности выступает в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Психодинамический подход к исследованию личности. Этот подход представляет собой первую теоретическую концепцию личности в психологии. Его автором является Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), великий австрийский психолог, основатель психоанализа. Согласно З.Фрейду, человек – существо, управляемое динамикой неосознаваемых влечений (отсюда термин – «психодинамический»), а личность – это устойчивое человеческое «Я», которое имеет следующую структуру: Id («Оно» по-латыни) – Ego (собственно «Я» по-латыни) – SuperEgo (сверх-Я). Id – вместилище инстинктивных влечений и подчиняется принципу удовольствия. Ego – центральная инстанция саморегуляции и руководствуется принципом реальности. SuperEgo – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий человека с точки зрения их социальной приемлемости. По З.Фрейду, Ego защищает себя от неприемлемых переживаний со стороны Id или SuperEgo с помощью защитных механизмов. Защитные механизмы суть психологические действия, снимающие напряжение с Ego. Их насчитывается всего около двух десятков: вытеснение, замещение, рационализация, проекция, отрицание, регрессия, компенсация, сублимация и др.[1]. Поскольку у человека имеется два основных влечения – к жизни (libido) и к смерти (mortido), именно динамика этих влечений в ходе жизни и искажение восприятия реальности под действием защитных механизмов составляют подлинную интригу существования личности (в психодинамическом подходе). Вместе с З.Фрейдом большой вклад в исследования психологии личности в рамках данного подхода внесли такие ученые как Карл Юнг, Альфред Адлер, Мелани Клайн, Хайнц Когут, Карен Хорни, Вильгельм Райх, Эрик Эриксон и др.

Поведенческий подход. В отличии от психодинамического, в котором главное внимание уделяется истории развития личности и ее внутренним переживаниям, поведенческий подход сосредоточен на трактовке личности как набора поведенческих стереотипов, обусловленных сочетанием обучения и реакций на стимулы. Основатели поведенческого подхода американец Джон Уотсон (1878 – 1958), русский физиолог И.П. Павлов (1868 – 1936), американец Бэррес Скиннер (1904 – 1988) и др. Особенно радикальными вкладами на психологическую природу личности отличался Б. Скинннер. Понятие личности Б. Скипнер относил к группе надуманных наряду с понятиями воли, творчества, свободы, достоинства. Согласно Б.Скиннеру, «личность – это поведенческий репертуар, соответствующий определенному набору обстоятельств». А человеческое поведение есть лишь функция, производное от социальных условий. В поведенческом подходе личность, таким образом, трактуется не как универсальное качество человека, а как продукт обстоятельств. Качества же самой личности (честность, самоконтроль, общительность и т.п.) суть продукты социального подкрепления в конкретных обстоятельствах.

Деятельностный подход. Разработанный в 30-е годы советскими учеными Л.С. Выготским (1896 – 1938), С.Л. Рубинштейном (1880 – 1959) и А.Н. Леонтьевым (1903 – 1979), деятельностный подход отличается от поведенческого в трактовке личности несколькими принципиальными моментами. Во-первых, деятельностный подход во главу угла полагает систему мотивов человека, иерархия которых определяет направленность личности. Во-вторых, трактует личность как иерархию деятельностей, выводя ценность личности из социальной и духовной значимости ее деятельности и средств, которыми она пользуется. В-третьих, деятельностный подход придавал и придает большое значение именно способностям как средству формирования функциональных органов (см.20.2) и создающих, собственно говоря личность в процессе персонализации индивида т.е. выделяя его из изначально полной и безраздельной социальной зависимости (младенец) в полноправного деятеля. Масштабность деятельности индивида, ее социальная и духовная ценность для живущих и будущих поколений выступает в деятельностном подходе мерилом личности. Личностная структура здесь включает в себя: биологический компонент личности (темперамент, характер, задатки-способности), компонент опыта (приобретенные и наработанные знания, умения и навыки) и компонент направленности (система мотивов, убеждений, ценностных смыслов).

Когнитивный подход. Представленный в психологии теорией личностных конструктов Джорджа Келли (1905 – 1965), факторной теорией черт личности Раймонда Кэттелла (1905 – 1994), факторной теорией личностных типов Ганса Айзенка (1916 – 1997) и рядом других, когнитивный подход использует способность логического размышления человека при создании (конструировании) картины мира, а также различные процедуры измерения психических черт личности.

Так, американский психолог Дж. Келли в своей теории личностных конструктов исходил из того, что личность не является некой фиксированной сущностью. Наоборот: что человек делает, как делает, определяет собой его личность. В теории Дж. Келли три основных момента являются базисными для понимания личности: роль, конструкт и конструирование. Личность, таким образом, в теории Дж. Келли представляет собой набор ролей (отец, сын, учитель и т.д.), набор конструктов (значимых утверждений, касающихся оснований классификации жизненно важных отношений) и преобладающие способы создания конструктов. Чтобы понять сущность этой теории, достаточно взять несколько маленьких листочков бумаги (3 см х 4 см) и написать на каждом из них «роль» наиболее значимых для вас людей: отец, мать, друг, учитель, брат и т.д. Затем следует брать в любом сочетании по три таких листочка и отвечать всякий раз на один вопрос: чем двое из этих людей похожи и чем отличны от третьего? По существу, всякий раз, вы или испытуемый следуете логическому правилу исключения третьего, формулируя конструкт, т.е. базисное правило в собственной интерпретации мира. Количество и разнообразие конструктов – это и есть важнейший критерий в трактовке личности.

Американец Р. Кэттел полагал, что личность – это то, что позволяет предсказать, как человек себя поведет в той или иной ситуации, т.е. совокупность правил, которым подчиняется поведение человека во всех видах ситуаций. Р. Кэттелл путем математических измерений выделил общие, уникальные, основныеи поверхностные черты личности. Затем он классифицировал их на темпераментальные, мотивационные и способностные. В итоге, в его структуре личность включает следующие компоненты: 35 личностных черт первого порядка (23 нормальных и 12 патологических), 8 второго порядка, 10 основных мотивационных побуждений (голод, гнев, любопытство и т.п.) и два типа интеллекта – подвижный и кристаллизировавшийся (результат обучения). Обобщенная в наиболее распространенной 16-ти факторной схеме личностных черт (свойств), данная теория получила широкое практическое распространение благодаря одноименному личностному тесту Р. Кэттела.

Британский психолог Г. Айзенк, как и Р. Кэттел, опираясь на математические методы анализа, выделил в структуре личности несколько десятков черт, однако, в отличии от Р. Кэттела, установил их зависимость от высших уровней организации поведения личности – личностных типов. Последних он выделил три: экстраверсивный, невротический и психотический. Иерархичность личностной структуры является отличительной стороной теории Г. Айзенка. Психотический тип личности характеризуется такими чертами как: агрессивность, эгоцентричность, импульсивность и др. Экстраверсивный – общительностью, активностью, смелостью, беззаботностью и т.п. Невротический – тревожностью, подавленностью, низкой самооценкой, застенчивостью и т.п. По мнению Г. Айзенка, генетические факторы являются определяющими для поведения личности.

Читайте также:  Не могу зачать анализы в норме

Теории личности Р. Кэттела и Г. Айзенка называют еще теориями личностных черт.

Экзистенционально – трансперсональный(гуманистический подход). Данный подход к анализу и пониманию личности исходит из того, что в каждом человеке заложена потребность в личностном развитии, т.е. в раскрытии потенциала всех своих способностей в стремлении к некоему идеалу. Основателем гуманистического подхода к личности является американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Одно из главных понятий для характеристики личности, по А. Маслоу, – понятие «самоактуализация», т.е. всемерное раскрытие и применение своих талантов. Согласно А. Маслоу, самоактуализировавшаяся личность отличается следующими чертами: принятием себя и других; непосредственностью (естественностью), потребностью в уединении; независимостью, демократичностью, свежестью восприятия, доброжелательностью, креативностью, способностью к интенсивным (пиковым) переживаниям.

Позже идеи А Маслоу получили развитие в работах Карла Роджерса, Станислава Грофа. А собственно экзистенциальный взгляд на проблемы личности разрабатывался в трудах американского психолога Ролло Мея (1909 –1994), который, опираясь на труды европейских философов, разработал концепцию личности, в которой ключевые понятия – тревога, вина, свобода, миф, судьба, интенциональность (способность к активному действию) составили каркас личностной структуры.

Все вышеуказанные подходы показывают, что личность человека – это сложное образование, включающее в себя комплексы устойчивых и изменчивых признаков, определяющиеся как генетическими, так и социокультурными факторами, среди которых ведущее место принадлежит процессам, позволяющим человеку воспроизводить человеческий тип жизни. При этом можно по-разному трактовать природу и свойства личности. Но на самом деле реальные перспективы для становления и расцвета личности человека определяются усилиями людей по созданию истинно справедливого и гуманного человеческого общества.

Становление личности

Становление личности представляет собой единство процессов ее формирования и развития. С каждым типом концепций и теорий, рассмотренных в предыдущем параграфе, связано и особое представление о развитии личности. Психоаналитическая концепция понимает развитие как адаптацию биологической по природе сущности человека к нормам и требованиям социума, выработку у человека компенсаторных способов действий, примиряющих его с запретами и нормами общества. Поведенческая концепция исходит из того, что главное для развития личности – это организация таких стимулов, которые бы модифицировали поведение человека в сторону приобретения социально желательных стереотипов. Когнитивные теории (в том числе теории черт личности) основывают свои гипотезы о развитии личности на том, что часть черт личности является генетически детерминированными и врожденными, а другие формируются прижизненно путем определенного межличностного взаимодействия. При этом и поведенческая, и когнитивная концепции объединяются в понятии «социализация», подчеркивая основополагающее значение общественных институтов в их влиянии на становление и формирование личности. Гуманистический подход трактует процесс становления личности как реализацию собственных потенций, способностей. Вместе с тем нельзя не заметить, что большинство этих концепций и теорий абстрагируются от реальных процессов в социуме, от реального места конкретного человека в общественной жизни, в производственных отношениях, отношениях собственности. Они абстрагируются от фактической беззащитности человека перед чудовищной мощностью современных индустриально – бюрократических корпораций, систем. Не рассматривают реальных зависимостей человека и возможностей его развития с учетом конкретных социальных условий, в которых он находится. Поэтому, скорее всего, именно деятельностный подход, во главу угла ставящий человека как деятеля, а систему производства как воплощение реальных властных и собственнических отношений, способен объективно и непредвзято анализировать и разрабатывать теорию и практику полноценного личностного развития. Ведь совершенно ясно, что если в обществе не будут решаться вопросы справедливого распределения отношений собственности, предоставления всем детям возможности учиться по их способностям, а не по финансовым ресурсам родителей, бессмысленно говорить о личностном развитии как о перспективе для всех. Лишь приобщение всех членов общества, с раннего детства к высокой человеческой культуре, подлинной науке и разнообразным видам социально значимой деятельности может выступить залогом полноценного личностного развития каждого нового человека, рождающегося беспомощным младенцем и могущего персонализироваться во всесторонне развитую личность. Личность, двигающую вперед, к новым идеалам истины, добра и красоты все человечество.

источник

РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

В ПСИХИЧЕСКОМ И ЛИЧНОСТНОМ

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ

• Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка

• Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении

• Причины и условия деформации личностного развития ребенка

1. ПОНЯТИЯ «НОРМА» И «АНОМАЛИЯ»

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов — одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина «норма» (от лат. norma) — установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня «работающими» являются понятияпредметная норма — знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования);социально-возрастная норма — показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;индивидуальная норма — проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А. К. Маркова). Категориянормы психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.

Проблемапсихологической нормы — междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология развития (детская), педагогическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд, позициям, представленным в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.

Современная отечественная нейропсихология, созданная трудами выдающегося отечественного нейропсихологаА.Р.Лурия и его учеников, опирается на одно из центральных положений теории мозговой ориентации высших психических функций о том, что мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган. Иначе говоря, при осуществлении любой психической функции «задействованы» оба полушария головного мозга, но каждое играет свою роль. Мозг функционирует как единая ин-тегративная система, субстрат психических процессов. А межполу-шарная асимметрия обусловливает особенности протекания различных психических процессов.

В психологии в большинстве случаев используется понятиелево-правополушарность, рассматриваемое каклево-праворукость, т. е. предпочтение правой, левой руки или их равенство в различных актах. Многочисленными зарубежными и отечественными исследованиями получены факты, свидетельствующие о связи полушарности (рукости) с эмоционально-личностными и познавательными особенностями человека. Так, отмечена связь между рукостью и уровнем невротизации. Мужчины-правши имеют более низкие показатели нейротизма, чем левши и амбидекстры (равенство рук). Леворукие мужчины отличаются большей эмоциональностью, но имеют более низкие показатели социальной адаптированности и уровня самоконтроля по сравнению с праворукими.

Установлена связь ручной доминантности с познавательными процессами. Есть данные о том, что лица с доминированием левой руки чаще обнаруживают художественный тип мышления по сравнению с праворукими. Они решают одни и те же задачи (интеллектуальные и др.) различными способами. Причем лица с доминирующим левым полушарием более успешно решают вербально-логические задачи, а правым — наглядно-образные познавательные задачи (Е.Д.Хомская). Многообразие и неоднозначность экспериментальных данных свидетельствуют о сложности проблемы, но вместе с тем за многочисленными фактами, связанными с правшеством-левшеством, стоит сложная психологическая реальность, имеющая немаловажное практическое значение.

Связь типа межполушарной организации мозга с индивидуальными особенностями психических процессов и состояний человека в течение длительного времени исследовалась группой ученых МГУ под руководством профессора Е.Д.Хомской. Установлена закономерная связь типа доминирования не только с особенностями протекания того или иного психического процесса или состояния, но и с целым комплексом психических функций и эмоционально-личностных качеств. Каждое полушарие имеет свою стратегию, свой способ переработки информации и регуляции психических процессов. Стратегия переработки информации левым полушарием характеризуется как вербально-логическая, абстрактно-схематическая, аналитическая, сознательная. Способы же регуляции психических процессов и состояний характеризуются произвольностью и вербальностью. Правому полушарию свойственны наглядно-образная, непосредственно-конкретная, протекающая, скорее, на бессознательном уровне (интуитивная) стратегия переработки информации и непроизвольный, образный способ регуляции психических процессов. Ученые говорят об относительности в преобладании того или иного «набора» стратегий, поскольку правое и левое полушария функционируют всегда совместно. Но вместе с тем люди с различным типом доминирования различаются по ряду психологических показателей. Это особенности регуляции познавательных, эмоциональных и двигательных процессов. Так, у «чистых» правшей в эмоционально-личностной сфере положительные эмоциональные системы преобладают над отрицательными, что проявляется и в эмоциональной реактивности, и в самооценке своего эмоционального состояния.

У леворуких и левшей двигательные, познавательные и эмоциональные процессы протекают более замедленно, механизмы произвольного контроля психических процессов менее успешны. В эмоционально-личностной сфере преобладают функции отрицательной эмоциональной системы над положительной. Они остро реагируют на отрицательные факторы. В их эмоциональном фоне преобладают негативные состояния, они склонны к отрицательным эмоциям при описании своего эмоционального статуса, недостаточно адекватно оценивают свое состояние здоровья, переоценивают или недооценивают его (Е. Д. Хомская).

Нейропсихологический подход к решению проблемы индивидуальных различий дает возможность, по мнению авторов, классифицировать индивидуальные различия одновременно многих психических процессов и свойств.

Сложной педагогической проблемой является проблема леворукости. (Однозначного ответа на вопросы, что является причиной леворукости и чем леворукий отличается от праворукого, нет.) Но леворукость, по мнению специалистов, не является патологией. Нельзя связывать низкие умственные способности с леворукостью, хотя и существуют данные о большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения чтению и письму. В этом случае леворукость может быть результатом патологии, как и умственная отсталость и различные трудности в обучении, а не причиной этих нарушений. У здорового левши могут быть блестящие способности.

По мнению ряда специалистов, при обучении леворуких детей необходимо учитывать их индивидуальные особенности, что должно найти отражение в методике их обучения. Для учителя важно определить ведущую руку ребенка, что может быть осложнено рядом причин, одна из которых — переучивание в дошкольном возрасте. У переученного в дошкольном возрасте левши могут возникнуть трудности в обучении, причины которых учителю непонятны. В определении ведущей руки не так все просто. Есть дети, которые одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой. Таких людей называютамбидекстрами. Случается и так, что бытовые действия ребенок выполняет левой рукой (причесывается и пр.) -«бытовое функциональное превосходство», а пишет, рисует правой — «графическое функциональное превосходство». В связи с этим могут быть различные варианты левшества — правшества.

Поскольку леворукость ребенка не является отклонением от нормы, а есть проявление индивидуальности в пределах нормы, то насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения детей в школе (обучение письму, рисованию, выполнению сложных бытовых действий правой рукой), вместе с другими отрицательными воздействиями может быть причиной тяжелых психических заболеваний ребенка. Категорически противопоказано «двойное» переучивание после первой четверти I класса, когда ребенка-левшу, научившегося писать правой рукой, при столкновении его с трудностями обучения курсивному письму вновь переучивают, принуждают сменить руку. Подобная тактика, отмечают специалисты, может вызвать тяжелое нервное заболевание —писчий спазм. «Портрет» школьника, предрасположенного к писчему спазму, приводит детский психиатр М. И. Буянов.

Это человек очень исполнительный и очень педантичный, порой даже болезненно аккуратный. Он очень внимателен к письму, выводит каждую букву, пишет очень медленно. Когда его заставляют писать быстрее, либо когда во время письма приходится нервничать, то в правой руке появляется вначале легкая дрожь, затем она усиливается, и вскоре школьник уже не может вывести ни одной буквы. Дрожь возникает не только от скорости письма, к которой человек не привык, но и от ссор, конфликтов, непонимания, раздражения, от обид, унижения, чувства досады.

Писчий спазм — это невроз. Встречается он чаще всего начиная с IV-V класса. В начальных классах чаще всего диагностируется особое расстройство, называемоебиографией, при которой нарушается способность к пространственному синтезу. Ребенок с трудом учится писать, во всем остальном он, как правило, здоров.

Переучивание, смена руки могут быть одной из причин подобных расстройств. Но у леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, встречаются трудности в обучении письму. Эти трудности достаточно подробно описаны в литературе. Например, у леворуких детей чаще, чем у праворуких, отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), у них медленнее скорость и хуже связность письма. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в инвертированном положении и согнута в виде крючка. Однозначного объяснения причин такого явления в науке нет. Но, по наблюдениям специалистов, инвертированное положение ручки очень часто встречается как у леворуких, так и у праворуких детей. Такое положение ручки необходимо исправлять, поскольку оно вызывает у ребенка очень сильное мышечное напряжение. Однако не стоит настаивать на исправлении положения ручки у леворукого ребенка. Следует также быть более снисходительным к качеству его письма.

Читайте также:  Не могу похудеть анализы в норме

Должны быть соблюдены и некоторые организационные требования, важные для леворукого ребенка в школе и дома. Так, при письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Расположение столов и классной доски не позволяет посадить леворукого ребенка лицом к классу, поэтому целесообразно посадить его у окна слева. Там лучше освещенность, к тому же он не будет мешать соседу.

На уроках труда также необходимо подумать, где посадить такого ребенка, чтобы он не толкал соседа, как расположить инструменты и как их заточить. На уроках физической культуры в поле зрения учителя должно быть развитие координации как левой (рабочей), так и правой руки (М.М. Безруких, 1991).

Психологический аспект проблемы «норма — аномалия»

Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Остановимся на проблеме возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития. Предлагаемая психологами периодизация имеет свою интерпретацию фактов, т. е. объясняет, почему что-то происходит, случается или не случается, а это может служить основанием для выбора конкретных способов воздействия на индивидуальную судьбу человека.

Над периодизацией психического развития работалЛ.С.Выготский. Психическое развитие он понимал как процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых. Он разработал периодизацию психического развития в детском возрасте, в которой в качестве основного выступает понятие критический возраст. Выготский выделял несколько критических, поворотных пунктов психического развития ребенка, полагая, что кризисы — это необходимые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее протекает кризис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л.С.Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, личность ребенка изменяется как целое, и законы изменения этого целого определяют изменение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что и обусловливает особую роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие.

В работах отечественных психологов — А. В. Запорожца, А. Р. Лу-рия, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, — принадлежащих к школе Выготского, дано теоретическое и экспериментальное обоснование параметров нормального психического и личностного развития ребенка.

Значительный вклад в решение данной проблемы внес талантливый отечественный ученый-психолог Д. Б. Эльконин (1904-1984). Он разработал оригинальную концепцию возрастной периодизации психического развития ребенка, положив в ее основу закономерности развития деятельности растущего человека, т. е.ведущую деятельность.

Исследуя механизмы психического развития, Д. Б. Эльконин обращается к анализу системы отношений человека. Существует две системы отношений: система человек—предмет и система человек-человек. Применительно к развитию эти системы выступают как система ребенок-общественный предмет и система ребенок-общественный взрослый. Взрослый человек выступает для ребенка носителем новых и все более сложных способов действий с предметами, а также норм, эталонов и мер, выработанных обществом и необходимых для ориентации в окружающей действительности. Формирование личности ребенка осуществляется через деятельность внутри систем ребенок — общественный предмет и ребенок — общественный взрослый.

Детское развитие, согласно гипотезе Д. Б. Эльконина, периодично. В ходе развития ребенка последовательно сменяются периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и развитие на этой основе мотивационно-потребностной сферы; и периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных способностей детей, их операционно-технических возможностей. Содержание освоения в каждый период своеобразно.

В психическом развитии детей Д.Б.Эльконин выделяет два резких перехода — переход от раннего детства к дошкольному возрасту, известный в литературе как кризис трех лет, и переход от младшего школьного возраста к подростковому, который принято называть кризисом полового созревания. Эти переходы имеют большое сходство. В обоих переходах усиливается тенденция к самостоятельности, а также ряд негативных проявлений, связанных с отношениями со взрослыми. Общим их признаком является нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, свидетельствующее о том, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем критические периоды протекают индивидуально-вариативно. Кризисы детского развития описаны Л.С.Выготским, Д. Б. Элькониным, А. Н. Леонтьевым, Л. И. Божович и др.

Кризис трех лет научно описал Л. С. Выготский, который выделил как отрицательные, так и положительные его стороны. Первый симптом, свидетельствующий о кризисе, — негативизм ребенка, т. е. отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом — это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Следующим симптомом является строптивость, которая в отличие от упрямства носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом — своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам. Ряд других симптомов Выготский называет второстепенными. Это протест-бунт, когда поведение ребенка начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания, когда дети начинают употреблять неприличные слова, называть ругательными словами своих любимых мам, пап, бабушек. Выделяется и симптом, который в семьях с одним ребенком может выражаться в форме деспотизма, а в семье с несколькими детьми проявляется в виде ревности по отношению к другим детям. Но за всеми этими симптомами Л.С.Выготский видит и позитивные черты. Это отделение от взрослого, появление психологического новообразования Я — сам, проявление самостоятельности.

Кризис трех лет, по убеждению исследователей, — это кризис социальных отношений ребенка со взрослыми, свидетельство того, что ребенка уже не устраивают те формы опеки и контроля, которые взрослые использовали до сих пор, и он нуждается в изменении отношений к нему. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений проходят (Д.Б.Эльконин).

Дошкольный возраст — важный период становления личности. Академик А.Н.Леонтьев, предпринявший попытку построить теорию развития ребенка в детском возрасте, пришел к заключению, что именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. Важнейшими новообразованиями дошкольного возраста он называет возникновение иерархии, соподчиненности мотивов. Это более высокие по своему типу соотношения мотивов, которые устанавливаются «на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие». Деятельность дошкольника побуждается и направляется не отдельными, не связанными между собой мотивами, которые сменяются, подкрепляют друг друга или вступают в конфликт, а системой взаимно соподчиненных мотивов.

С этим центральным психическим образованием А. Н. Леонтьев связывает все другие конкретно-психологические изменения. Среди них особо выделяется развитие произвольности некоторых психических процессов. В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Это значит, что к концу дошкольного возраста ребенок умеет удерживать возникшую цель и действовать по правилам, может планировать предстоящую деятельность в знакомой для него ситуации и добиваться ее результата.

Дошкольник усваивает этические нормы. У него формируются моральные оценки и представления, активное отношение к событиям жизни, сочувствие, заботливость.

Усвоение норм и правил, умение соотносить свои поступки с этими нормами являются первым задатком произвольного поведения.

В дошкольном возрасте возникают элементы самосознания, элементы самооценки и оценки. У ребенка, как замечает Л. И. Божович, появляется потребность в реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тенденция в желании быть школьником.

Кризис семи лет называют кризисом непосредственности (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин). При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, он начинает «манерничать» и «паясничать». Происходит утрата непосредственности ребенка, и он может прибегать к манерничанию как средству защиты. Самой существенной чертой кризиса семи лет Л. С. Выготский называет «начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка». Ребенок начинает понимать сам себя, ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредственности, у ребенка возникают новые отношения к самому себе. Позитивная сторона кризиса семи лет, по мысли Л.С.Выготского, состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка, возникающие в обобщенном виде именно в этот период.

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 1357 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

100 р бонус за первый заказ

Норма — это термин, в который может вкладываться два основных содержания. Первое — статистическое содержание нормы:это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением.

Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Например, большинство людей не боятся оказаться в замкнутом пространстве и вступают в гетеросексуальные контакты, следовательно, отсутствие такого страха и отсутствие гомосексуальных контактов — это статистически нормально.
Второе — оценочное содержание нормы:нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. У такого образца всегда есть философское и мировоззренческое обоснование как состояния «совершенства», к которому должны в той или иной мере стремиться все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы — субъективного, произвольно устанавливаемого норматива,который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми: например, специалистов, лидеров группы или общества и т. п. Таким образом, в понятие нормы может быть включен оценочный, предписывающий компонент: человек должен быть таким, а не иным. Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным.


В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.

Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).
Социальные нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу.
Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.

Любое отклонение от установленной нормы может характеризоваться как патология. В медицинском лексиконе под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом уровне функционирования организма. Однако в клинической психологии в содержание понятия «патология» также включаются и такие отклонения от нормы, в которых нет никаких биологических компонентов (отсюда вполне возможно и правомерно употребление терминов «патологическая личность» или «патологическое развитие личности»). Употребление слова «патология» акцентирует внимание на том, что нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (т. е. на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных и иных биологических механизмов регуляции поведения).

В отношении биологической нормы можно установить более или менее четкие объективные границы допустимого разброса уровней функционирования человека, при котором организму не угрожает гибель от структурных и функциональных изменений. В отношении же определения психической нормы никаких четких объективных границ установить нельзя, поскольку здесь доминирует произвольный оценочный, нормативный подход. Установление пределов, характеризующих норму, оказывается тесно связано с теоретическими представлениями о природе личности, в которых моделируется некоторое идеальное представление о человеке как социальном существе. Например, в классическом психоанализе гомосексуальность трактуется как патология, тогда как в современных психологических теориях, ориентированных на понятие индивидуальной нормы — как норма.

В науке существует два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный.
Негативное определение здоровья рассматривает последнее как простое отсутствие патологии и соответствие норме. Здесь норма рассматривается как синоним здоровья, а патология — болезни. Однако понятия нормы и патологии более широкие, чем понятия здоровья и болезни. Норма и патология всегда охватывают целое множество взаимопереходящих состояний. Здоровье и болезнь выступают как дискретные, четко очерченные в своих границах состояния. Они связаны не с объективно регистрируемым отклонением от нормы, а с субъективным состоянием хорошего или плохого самочувствия, оказывающего влияние на выполнение нами повседневных функций в деятельности, общении и поведении.

Характеристика общего самочувствия оказывается центральным звеном разграничения здоровья и болезни. Здоровый человек — это тот, кто благополучно себя чувствует и поэтому может выполнять повседневные социальные функции.

Больной человек — это тот, кто имеет плохое самочувствие и поэтому не может выполнять повседневные социальные функции. При этом действительное наличие или отсутствие различных отклонений от нормы на биологическом уровне существования зачастую не является определяющим для отнесения себя к здоровым или больным. Например, люди, употребившие алкоголь на вечеринке, имеют отклонения от «нормальных» параметров психического функционирования (находятся в так называемом «измененном состоянии сознания»), однако, они не являются больными до тех пор, пока у них не нарушается выполнение социальных функций. Получается, что понятие здоровья шире, чем понятие нормы, а понятие болезни по содержанию отличается от понятия патологии. Это обстоятельство привело исследователей к поиску позитивных концепций здоровья.
Позитивное определение здоровья не сводит последнее к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание.

источник

Статья базируется на учениях и теориях: Ю.Б. Гиппенрейтер, Б.С. Братусь, З.Фрейд, А.Маслоу, Э.Фромм.

Как и в случае с общепринятым определением личности, в настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме в психологии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма — патология».

“Пусть «нормальными» будут считаться такие степени отклонения какого-нибудь свойства от математического среднего, которыми обладает половина популяции; тогда по ¼
популяции разместится на обоих полюсах «оси» этого свойства в зонах «отклонения» от нормы. Если мы теперь возьмем не одно, а два независимых свойства, то при тех же условиях в «нормальной» зоне окажутся уже ¼ часть всей популяции, а остальные ¾ попадут в зоны «отклонения». Короче говоря, при подсчете пяти независимых свойств остается всего один «нормальный» на 32 человека, а при учете 10 свойств – один «нормальный» на 1024 человека! Так, где в таком случае норма – 1024 или 1?” (Ю.Б.Гиппенрейтер)

Читайте также:  Нет овуляции анализы в норме

«Понятие «нормальный» до такой степени емкое, что впору счесть его совершенно бессмысленным. Мне кажется, настало время определиться с тем, что же все-таки подразумевает психология и психиатрия, говоря о «норме», и найти для этого более подходящие термины»…. (А. Маслоу)
Причина такой ситуации кроется, безусловно, в сложности и многогранности данного понятия. Но, несмотря на всю сложность и многогранность данного вопроса, ученые и выдающие деятели в области психологии пытаются создавать и создают теории определяющие норму в психологии.

В своей книге «Аномалии личности», в первой ее части «Основные подходы к дихотомии «норма – патология» Б.С. Братусь выделяет и анализирует несколько подходов к пониманию нормы.

Сайт — Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.

1.Статистически-адаптационный подход: понимание нормы как что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы. Наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде.
2.Подход с позиции культурного релятивизма , который является, по сути, вариацией статистического адаптационного подхода.
3.Гуманистический, описательный . Здесь наиболее часто отмечаются такие черты как интерес к внешнему миру, наличие «жизненной философии», которая упорядочивает, систематизирует опыт, способность юмористически окрашивать действительность, способность к установлению душевных контактов с окружающими, целостность личности и ряд других.
4.Прослеживается описание и Психопатологического подхода . Если ничего не болит, если отсутствуют, какие бы то ни было симптомы, значит, ты здоров.
5.А так же говорится о подходах, где понятие «нормы» смещается до границ индивида. Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким стал. Таким образом, проблема нормы вовсе снимается.

Далее поговорим о подходах и попытаемся определить к какому из описанных в книге Б.С.Братусь, относятся понимания нормы, следующие теории личности: А. Маслоу, Э.Фромма, З. Фрейда.

На мой взгляд, теории личности Э. Фромма и А. Маслоу относятся к гуманистическому (описательному подходу), поскольку в их теориях явно присутствует описание характерных черт нормы, где наиболее существенное место отдается позитивным критериям:

Фромм выделяет следующие характерные черты нормы:
•продуктивная деятельность, т.е. созидание;
•связь человека с внешним миром через эмоции и переживания;
•постижение объективной реальности своим интеллектом;
•осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми;
•отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным;
•постоянное возрождение нормального человека;
•нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.

Маслоу предлагает следующие характеристики нормы личности:
•эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;
•принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;
•непосредственность, простота, естественность;
•центрированность на цели;
•независимость и наличие потребности в уединении от суеты;
•автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;
•спокойное отношение к социальным поощрениям;
•свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;
•вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;
•глубокие межличностные отношения;
•разграничение целей и средств;
•философское чувство юмора;
•сопротивление окультуриванию.

Данный подход, а именно многообразие данных характеристик, ограничивает возможности их использования в диагностической практике. По мнению Б.С. Братусь, в данном подходе большинство описаний не соотнесено с психологическим, категориальным аппаратом и потому не может быть непосредственно использовано научной психологии.

Что касается З. Фрейда,
То по мнению Б.С. Братусь, его теория относительно нормы человеческой психики, вообще не ставила такого вопроса. Поскольку не усматривалось отличие невротической личности от нормальной и свойства мотивации «невротика» распространялись на здорового индивида.

источник

Оговорюсь сразу, что однозначной позиции к понятию «норма» нет и быть не может.

К объяснению понятия «норма» имеется несколько подходов:

I — Cтатистичесеский подход. В этом подходе «норма» понимается как некоторая средняя величина.
Данный подход базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям. Величины измеренных признаков всегда будут находиться в неком числовом пространстве. Распределение признаков подчиняется так называемому нормальному распределению. В рамках этого подхода нормальным считается такое явление, которое находится в границах средней величины.
Статистическая норма имеет ситуативный характер, она дает представление о признаке «здесь и сейчас», но не позволяет перенести признак в другое время. Статистический подход не обеспечивает содержательного объяснения понятия «норма». В данном подходе необходима репрезентативность выборки.

II — Адаптационный подход. Человек нормален, если хорошо приспособлен.
Если не нарушается благополучие личности и благополучие ее окружающих, то это можно назвать адаптацией личности, если же нарушается — дезадаптацией.
Функциональная норма. Здесь под нормой понимается интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которой сохраняется оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма.
В психологии — это гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями с одной стороны, и требованиями социума, с другой стороны.
Достоинства этого подхода — попытка содержательного толкования понятия нормы
Недостатки: чрезмерная приспособляемость может свидетельствовать о патологии (чрезмерная гибкость); этот подход чреват утратой индивидуальности (быть как все).

III — Социокультурный подход. Нормально то, что некоторая культура «договорилась» считать нормой.
В каждой культуре, в каждом обществе существуют свои социальные требования, стереотипы, нормы. Понимается, что соотнесение с этими правилами соответствует социальным требованиям Аномальным считает то поведение, которое не соответствует этим правилам. Можно сказать, что человек «нормален», если следует всем социальным стереотипам. Данный подход сильнее проявляется в обществах с более жесткой культурой.
Недостатки подхода:
— не дает содержательного толкования того, что такое норма;
— утрата индивидуальности;
— невозможно однозначно определить норму и аномалию, как минимум потому, что нормы меняются со временем, и норма абсолютно разная в рамках разных групп общества.

IV — Медицинский подход. В этом подходе норма определяется как отсутствие патологии.
Этот подход считается негативным, потому что норма определяется через «не».
Достоинства подхода. Очерчиваются границы круга, в котором следует искать норму.
Недостатки.
— не дает содержательного описания;
— данный подход содержит в себе логическую ошибку — из того, что наличие какой-то патологии является не-нормой, то ее отсутствие еще не будет свидетельствовать о норме;
— различие в этом подходе не качественные, а количественные.

V — Идеальная норма. Норма как совершенство
Норма рассматривается как свойство выдающихся представителей человечества. Непонятно, что такое оптимальная норма и все ли могут ее достичь.
Гордон Олпорт полагал, что у здоровой продуктивной личности существует функциональная автономия мотивов, и что личностью управляет сознательное Я.
Признаки идеальной нормы:
— активная позиция к жизни;
— тяга к познанию;
— самоанализ;
— устойчивость к фрустрации.

То же самое делае и А. Маслоу вводя понятие самоактуализации. Согласно Маслоу, самоактуализирующаяся личность = здоровая личность.

Существуют и другие подходы к определению нормы. Например: субъективный, феноменологический, антипсихиатрический, подход Братуся.

источник

Проблема нормы и патологии является одной из самых спорных для наук, объектом изучения которых являются процессы, связанные с развитием человека. Некоторые ученые считают ее бессмысленной и неуместной, поскольку сомневаются в самом существовании нормы.

Однако для таких наук как психология, судебная медицина, дефектология, специальная, коррекционная педагогика является необходимым изучение данного понятия и создание некоторых границ в определении данного понятия. Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня «рабочими» являются вышеуказанные понятия нормы.

  • Статистическая норма – среднестатистический показатель какой-либо величины. Люди отличаются друг от друга рядом свойств и качеств. Большинство показателей тяготеют к среднестатистической норме, но не совпадают с ней. Например, можно измерить любой показатель (рост, вес, цвет глаз и др.) у каждого присутствующего в этой аудитории, найти средний показатель, сложив все значения — это и будет статистическая норма (хотя может оказаться, что человека именно с такими параметрами среди нас не будет).
  • Функциональная норма (индивидуальная) – в концепции этой нормы нормальным считается то, что хорошо или соответственно хорошо приспособлено и обеспечивает как субъективное удовлетворение, так и адекватную самореализацию при адекватной перцепции и «ассимиляции реальности» (О. Кондаш, 1977). В этом смысле человек является нормальным тогда, когда он такой, каким он должен быть со своей собственной точки зрения, когда он проявляется так, как ему свойственно, когда он находит удовлетворение в том, что считает правильным и красивым. Однако этот вид нормы следует принимать с оглядкой, в сочетании с другими видами норм.
  • Идеальная норма – её можно охарактеризовать как оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Эти нормы выдвигают такие нормативные науки как педагогика, политика, правовые науки и др. По отношению к детям понятия нормы несколько видоизменяются. Например, “ модели выпускников “ разных учебных заведений (список черт и качеств, умений и навыков, которыми они должны обладать).

    По отношению к детям понятие нормы несколько видоизменяется. Кроме ранее перечисленных появляются еще некоторые показатели.

  • Предметная норма – знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражаются в стандартах образования).
  • Социально-возрастная – показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа.
  • Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Здесь необходимо вспомнить о выделении нескольких возрастных периодизаций, в контексте которых рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.М. Прихожан и др.)

    Большинство исследователей признают, что норму следует рассматривать, по крайней мере, в 3 значениях: статистическая, функциональная и идеальная норма.

    В практике принята и наиболее часто используется статистическая процедура оценки нормальности ребенка. Сравнивается, соответствует ли ребенок данного возраста уровню развития, характерному для большинства детей его возраста, как в отдельных составляющих, так и в целом.

    Ребенок считается нормальным, если:

  • уровень его развития соответствует уровню развития большинства детей его возраста;
  • когда развиваются индивидуальные свойства и способности ребенка, преодолевая возможное негативное влияние со стороны собственного организма и средового окружения;
  • когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества;

    Другие проявления ребенка относят к аномальности (абнормальности) и это становится основанием для проведения коррекционной работы.

    Коррекционная работа, цели и принципы организации коррекционной работы в школе.

    Одним из самых сложных вопросов проведения коррекционной работы является вопрос о том, кто должен принимать решение о необходимости и целесообразности проведения коррекционной работы — родители, ребенок, психолог, общество, общеобразовательные учреждения, представители власти. На практике эта проблема решается довольно сложно вплоть до достижения ребенком подросткового возраста и начала его самостоятельности. Например, любая диагностика ребенка может проводиться только с письменного согласия его родителей и нет инструкций о тех случаях, когда родители хотят провести обследование ребенка, а он категорически против, или когда категорически против родители, а педагогический коллектив решительно настаивает. А если в процессе обучения ребенок не достиг желаемых результатов, то решение может быть принято только по такой схеме: учитель — психолог — обследование ребенка — собеседование с родителями — коллегиальное согласие — направление ребенка на ПМПК.

    Цели коррекционной работы определяются с учетом закономерностей психического развития и сензитивных периодов ребенка, динамики его роста. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.В. Бурменская, И.В. Дубровина и другие) выделяют три основных направления в области постановки коррекционных целей:

  • оптимизация социальной ситуации развития;
  • развитие видов деятельности ребенка;
  • формирование возрастно-психологических новообразований.

    При конкретизации целей необходимо руководствоваться некоторыми правилами:

  • Формулировка цели коррекции должна быть в позитивной форме, т.е. включать описание тех форм поведения, деятельности и личностных особенностей, которые должны быть сформированы у ребенка, определять “точки роста” индивида.
  • Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями ребенка к переносу новообразований, появившихся в результате коррекционной работы в реальную практику жизненных отношений.
  • Необходимо определение дальних и ближайших перспектив развития, а также конкретные показатели личностного и интеллектуального роста ребенка.
  • планирование целей и задач на основе проведенной психолого-педагогической диагностики;
  • разработка программы и содержания коррекционных занятий, методик и техник работы. Планирование форм участия родителей в коррекционной работе;
  • организация условий осуществления коррекционной программы предполагает: — консультирование родителей; — подбор детей в группы; — информирование и обсуждение коррекционных программ с педагогами, администрацией;
  • реализация коррекционной программы. Проведение коррекционной работы с детьми и консультирование родителей и педагогов;
  • оценка эффективности коррекционной работы с точки зрения достижения планируемых целей и задач; разработка последующего плана в случае необходимости.

    Принципы построения коррекционных программ.

    Ведущими принципами построения коррекционных программ (по работам Л.С. Выготского, Г.В. Бурменской, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгер) являются:

  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Системность отражает возможную неравномерность развития ребенка и определяет коррекционную задачу (исправление нарушений развития), задачу профилактики (предупреждение отклонений и трудностей развития), развивающую задачу (оптимизация и стимулирование условий развития).
  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип приоритетности коррекции каузального типа.
  • Деятельностный принцип коррекции.
  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип комплексности методов психологического воздействия.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

    источник