Меню Рубрики

Как делать анализ параграфа по истории

Анализ учебника по истории

Выполнил студент группы __302________

Специальность / направление подготовки Педагогическое образование

(шифр и наименование специальности)

Специализация / профиль История

Схема анализа учебника истории

1)Выходные данные учебника

А) Автор(ы) учебника: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт

Б) Название учебника: История России 20 – начало 21 века

В) Адресат учебника (класс, уровень образовательной программы, структура исторического образования): 9 класс, образовательные программы основного общего образования, история для учащихся 6-9 класс)

Г) место и год издания: Москва «»Просвещение» 2011 год

Д) Гриф органов управления образованием (кем рекомендован, допущен к использованию в качестве учебника): Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, учебник имеет положительные заключения Российской академии наук (№2-10106-5215/12 48 от 13.10.2006) и Российской академии образования (№ 01-280/5/7д от 23.10.2006)

2) Анализ структуры и содержания учебника

А) Хронологические рамки курса, их соответствие программам школьных курсов истории: 20-начало 21 века

Б) Характер курса (систематический)

В) Цели изучения данного исторического курса и истории в целом в понимании авторов учебника: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории; воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, формирование личностного отношения к истории своей страны, стимулировало желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины; создание у учащихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа;

развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории, при анализе и оценке современного состояния общества;

Г) Методологическая основа учебника: комплексный

Д) Структура учебника: хронологический, проблемно – тематический

Вид материала Ссылки на страницы учебника, примеры, суждения
Основной текст
Какие виды текста использованы: a) вводный; b) информационный; c) обобщающий; d) заключительный? Стр.5 Стр. 11-13, 43, 86, 164, 285 Стр.165 — итоги первых пятилеток, стр.129 – итоги НЭПа Стр.151 – победа Сталина за власть, стр.122 – Кронштадтское восстание, стр.323
Какие примеры изложения использованы: a) описание; -картинное описание -аналитическое описание b) повествование; -сюжетный рассказ -простое информативное сообщение -персонификация -драматизация -интервью -воображаемое путешествие -изложение материала в форме письма c) характеристика -описательная -сравнительная -обобщающая d) объяснение; e) рассуждение Стр.7-9, стр.168-раскулачивание Стр.35-36,стр.335-многопартийность Стр.32-33 первая революция, стр.207-Сталинградская битва Стр.224, 98-Конституция 1918 Стр.107, 148 Стр.176, стр.149-Сталин против Троцкого Стр.201, 227, Стр.252, 266-267, 294,308 Стр.302, 355 Стр.127, 112-интервенция Стр.147
Отличается ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал? научность, доступность и популярность изложения в объёмах, учитывающих возраст учащихся; основной текст обозначен черным шрифтом, дополнительный текст выделен синим цветом
Каково соотношение фактического и теоретического материла? Насколько оно соответствует возрастным и познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса ? Соотношение теоретического и фактического материала соответствуют возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике исторического курса.
Каково соотношение материала по различным аспектам исторического развития (экономика. Политика, социальные отношения, культура, ментальность) Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа, а также развитию экономики (28 параграфов посвящен политике, 15 – экономике, 7 – социальным отношениям, 6- культуре)
Какие ценности (мировоззренческие и нравственные) декларируют авторы учебника, отбирая учебный материал, комментируя и оценивая исторические события, деятельность исторических личностей? основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально — исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях, а также воспитание патриотизма и гражданственности
Насколько полно и системно основной текст учебника реализует провозглашенные авторами цели изучения истории в целом и данного исторического курса в частности? Основной текст соответствует целям изучения истории и данного курса в частности
Дополнительный текст
Какие виды текста представлены: a) познавательные, научно-популярные; b) исторические источники c) фрагменты из художественных произведений? Стр.184, 222, 243 Стр. 197, 201, 25, 33 Стр.207
Какие виды таблиц предложены: -хронологические -синхронистические -сравнительно-обобщающие -конкретизирующие -иллюстрированные
Каково соотношение основного и дополнительного текстов? Основной текст достаточно и рационально дополнен дополнительным текстом, содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками
В каком виде предлагаются документы (краткие, адаптированные тексты, выдержки, цитаты, развернутые, аутентичные тексты и т.д.)? приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержит выдержки из исторических документов. В пособии используется постраничный словарь.
Какую роль играет в учебнике дополнительный текст? развивает навыки работы с историческими письменными источниками
Пояснительный текст
Какие виды текста использованы: a) постраничный словарь; b) пояснение в скобках внутри текста; c) подписи к иллюстрациям? Стр. 42, 47,69,99, 133, 140 и т.д. Стр. 62, 72, 74, 243 Стр. 54, 63, 68, 75, 231, 235
Какая информация предлагается в пояснительном тексте к иллюстрациям: a) название изображения; b) время, место, автор изображения и его находки; c) вид изображения; d) сюжет или основная идея изображения; e) местонахождение и состояние в настоящее время (для документальных изображений)? Стр. 207 Стр.231, советские танки на улице освобожденного Минска. Июль 1944г. Фотография Генерал Г.К.Жуков
Насколько эффективно используется авторами потенциал пояснительного текста? Пояснительный текст: словарь терминов, подписи к иллюстрациям и схемам позволяют более детально, подробно разобраться учащимся в изложенном учебном материале. Таким образом, текстовый компонент достаточно подробно изложен, что делает возможным самоизучение материала и его анализ, интерпретацию
Иллюстрированные материалы
Какие виды наглядности представлены? А) изобразительная наглядность — репродукции произведений искусства -документальные изображения -учебные рисунки Б) условно – графическая наглядность -карты, картосхемы, картопланы -схемы, чертежи -графики, диаграммы -линии времени Стр. 353-355, 17 октября 1905 года. Художник И.Е. Репин Стр. 353 – 355 плакаты красных и белых времен Гражданской войны Стр.353-355, карта Россия в годы Первой Мировой войны Стр.241, 131, 92
Каково соотношение различных видов наглядности в учебнике? Насколько оно соответствует познавательным возможностям учащихся и специфике данного исторического курса Красочные иллюстрации, обилие карт, чертежей дают полное геополитическое и пространственное представление об изучаемом. А множество учебных репродукций, картин формируют общекультурное представление о истории. Внетекстовый компонент расширяет межпредметные связи с другими науками.
Каковы принципы отбора иллюстративного материала? Существует ли связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника? Каким образом и с какой целью она осуществляется? Достаточно ли иллюстративного материала учебника для освоения содержания курса? Иллюстрированный материал отобран в соответствии с важнейшими темами курса истории, учебник достаточно оснащен иллюстрациями, что соответствует возрасту учащихся
Каково полиграфическое качество иллюстрированного материала? Качество хорошее
Методический аппарат
К чему относятся вопросы и задания, как они расположены: a) в начале темы, параграфа; b) внутри основного текста; c) после параграфа; d) после темы, раздела, курса; e) к иллюстрациям; f) к документам? Стр.5, 17, 160, Стр.14,16, 39, 63,79, 95 Стр. 27, 42, 61, 70,90, 105,126 Стр.325 Стр. 123, 128, 157, 174, 184
Какие вопросы и задания использованы: a) на воспроизведения информации; b) на преобразование информации; c) на творческую реконструкцию фактов; d) на создание проблемных ситуаций? Стр. 43, 53, 91, 134, 146 Стр.105, Стр. 99, 126 Стр. 166, 181
Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью: a) опорные схемы главы, параграфа; b) планы-схемы для организации самостоятельной работы с учебником; c) памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий; d) тесты самоконтроля?
Какова роль вопросов и заданий в реализации образовательного, развивающего и воспитательного потенциала курса? комплекс вопросов и заданий способствует закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления; Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся.
Аппарат ориентировки
Где расположено оглавление? Насколько эффективно такое решение? Оглавление расположено в начале учебника, что вполне удобно
Что в оглавлении помогает учащимся ориентироваться в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначения их уровня сложности? В оглавлении номер раздела выделен жирным шрифтом
Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности? Знак ? – вопросы после параграфа Знак ! – задания повышенной сложности
Как выделяются в учебнике отдельные фрагменты текста? Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта, петита? Исторические понятия выделены цветом и взяты в рамки. Стр. 42, 60, 77 Курсивом в параграфе выделяются новые понятия, жирным шрифтом выделяются название параграфа, название пункта.
Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике: a) указатель дат; b) словарь понятий; c) словарь имен; d) глоссарий? Стр. 90, 99, 105, 126 Стр. 90, 99, 105, 126
Есть ли в учебнике колонтитулы и шмуцтитулы? Какую роль они играют? В колонтитулах обозначено номр раздела или номера страниц
Как задействованы форзац и нахзац книги? В форзаце и нахзаце учебника даны основные даты данного периода истории
Есть ли в учебнике библиография? Где она расположена? Нет

Выводы: Для учащихся 9-х классов учебник составлен удачно, в основном направлен на знакомство детей с главными датами и историческими лицами данного периода; понятийный аппарат разнообразен и отражает основные исторические реалии рассматриваемого периода. Глубина освещения материала соответствует уровню обучения на базе неполного среднего образования. В изложенном материале четко отслеживается объективная авторская позиция на исторические явления и факты. доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности.
Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке.
Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, разнообразны, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогает отслеживать результаты обучения и развития учащихся.

Учебник имеют четкую структуру, логично произведена разбивка на главы и разделы, удачно выбраны заголовки и подзаголовки. Учебник соответствуют принципам дидактики: научность, доступность, системность. Язык и стиль изложения соответствует возрастному уровню учащихся. В учебнике представлены документы, фрагменты из художественных произведений; вопросы и задания расположены внутри основного текста, после параграфа, к документам. Представлены карты, документальные изображения, схемы, диаграммы, репродуктивные произведения искусства. В учебнике применяются указатель дат, словарь новых слов, понятий.

Однако в учебнике отсутствуют итоговые вопросы и задания к разделам и ко всему курсу. Мало вопросов на создание проблемных ситуаций, на творческую реконструкцию фактов. Отсутствуют тесты для самоконтроля.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 264 | Нарушение авторских прав

источник

Статья по теме:
Анализ учебника истории Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века 6 класс

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №132»

МО учителей истории и обществознания

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века

преподаватель МП истории ОмГПУ

Тип образовательного учреждения:

Год прохождения экспертизы: 2006

Завершенность предметной линии: завершена

  1. Программы. История. Обществознание. 5-11 кл.
  2. Данилов А.А. Программы. История 6-11 кл.\
  3. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Рабочие тетради. 6,7,8,9 (ч.1,2 ) кл.
  4. Данилов А. А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России» 6,7,8 кл.
  5. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России Методические рекомендации. 9 кл.
  6. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Хрестоматия по истории России XX в.
  1. Выстраивается цельная картина своеобразного развития России с древнейших времен до конца XVI века. ( §1, §25)
  2. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа рассматривая развитее страны (25% от всего объёма информации). §7-8, §16, §26-28.

Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного

При изложении материала используются различные приемы: описание, повествование, объяснение. Пособие написано живым языком, доступным для восприятия учащихся.

«…Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заострёнными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники-сошники. А затем почву выравнивали бороной – боронили…!

3. Информационная избыточность

(открытое и многоуровневое пространство различных текстов, составляющих содержание учебной книги и предрасположенных к вариативному использованию в процессе обучения истории)

1. научность, доступновсть и популярность изложения в объёмах, учитывающих возраст учащихся;
2. содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками;
3. продумана работа с основными историческими понятиями и терминами, а также датами изученного периода истории Отечества;
4. большое количество ярких иллюстраций, репродукций исторических картин, архитектурных памятников эпохи, дающих образное представление о культуре и быте.

Читайте также:  Как сдается анализ на асат

стр.123 Характер Литовско-Русского государства

Стр.125 Значение присоединения русских земель к Литве

4. Оценка вопросов к тексту

  1. комплекс вопросов и заданий способствует закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления;
  2. Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся. В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Но нет заданий на хронологию. Большим упущением является отсутствие творческих заданий.

1)Найдите на карте города-центры полян, северян, кривичей…Покажите торговый путь «из варяг в греки».

2)Какую роль в появлении двух государственных центров восточных славян сыграли варяги?

3)Как управлялось Древнерусское государство?

приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. В пособии используется постраничный словарь.

Стр.13 Византийский писатель Прокопий Кесарийский о Восточных славянах

Стр.83 «Повесть временных лет. О Любечском съезде князей»

— учебные рисунки
— репродукции произведений искусства
— документальные изображения (фотографии, карикатуры, плакаты и т.д.)

— карты, картосхемы, планы — схемы, чертежи — линии времени

Приведены иллюстрации различного типа от фото (стр.211 Псковский кремль), до рисунков (стр.20 Торговый ладьи), репродукций картин (стр.151 Дмитрий получает благословение у Сергия Радонежского) и карт (стр.159 Русь в XIV – первой половине XVвв), схем сражений (стр.110 Невская битва).

Аппарат ориентировки представлен введением, информацией параграфов и заключением. Заголовки и подзаголовки соответствуют основным этапам истории и содержанию. Оглавление расположено на стр3, что вполне удобно. Данный исторический период «Россия с древнейших времен до конца XVI века» разбит на 3 главы и 28 параграфов.

Исторические понятия выделены цветом и взяты в рамки.

2. Рубрикации и тематические символы

3. Выделения в тексту курсивом и жирным шрифтом

4. Словари, указатели, справочники:

Выводы: проведя анализ учебника Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. С древнейших времён до конца XVI века» 6 класс мы видим, что в учебнике представлены новые подходы к историческому образованию. А значит мы можем отнести его к учебникам нового поколения. В учебниках по истории для 6-го класса развиваются основные принципы, заложенные в курс 5-го класса: ориентировка текста, методического аппарата и иллюстративного ряда на развивающее проблемное обучение, создание возможностей для разноуровневой работы и т.д. Кроме того, учебники по отечественной истории созданы в едином методическом, методологическом и психологическом ключе.

  1. Отличительные особенности учебников для 6-го класса:
    В учебнике по российской истории предпринята попытка переосмыслить предмет изучения. Авторский коллектив склонен считать, что российская история — история особого культурного пространства, в рамках которого существовали разные народы и разные государства. В связи с этим, кроме обычных традиционных тем, посвященных истории восточного славянства, здесь представлены события, происходящие на всем евразийском пространстве в период Средних веков (расселение тюркоязычных племен, образование, расцвет и распад Золотой Орды, судьба западно-русских земель в XIII-XV века).

Учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века» доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности.
Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке.
Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, разнообразны, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогает отслеживать результаты обучения и развития учащихся. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа. Учебник насыщен красочными иллюстрациями, картами. К каждому параграфу даются разнообразные вопросы и задания, отрывки из исторических документов и словарь новых терминов. В учебнике легко ориентироваться как учителю, так и учащемуся. Положительным моментом является то, что помимо учебника в комплект входят рабочие тетради, с помощью которых у учащихся формируется самостоятельный поиск информации в учебнике и расширение знаний по истории своей Родины. Качество издания на хорошем уровне полиграфического исполнения и художественного оформлении.Для проведения комплексного анализа данного учебника, необходимо рассмотреть текстовый и внетекстовый компонент учебника. Учебник – это книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; это важнейшее средство обучения, источник знания для детей. В связи с этим необходимо подробно рассмотреть структуру учебника.

Основной текст представлен введением, информацией параграфов и заключением. Во введении раскрываются задачи, цели и источники исторического образования, своеобразие развития России с древнейших времен до конца XVI века. Информация параграфов строго логически, последовательно выстроена в соответствии с концентрической системой обучения истории. «От истории народов и государства в древности до формирования и укрепления централизованного Российского государства». Выделяется 3 главы и 28 параграфов. В заключении представлен общий вывод по изученным эпохам. А при помощи национально-регионального материала складывается возможность представить историю России как полиэтническую, а не чисто политическую. Разнообразен и дополнительный текст: выдержки из художественной литературы, документов и первоисточников – позволяющие разнообразить деятельность на уроке, внедрить более самостоятельные задания для учащихся (анализ, коллоквиум, рецензия). Пояснительный текст: словарь терминов, подписи к иллюстрациям и схемам позволяют более детально, подробно разобраться учащимся в изложенном учебном материале. Таким образом, текстовый компонент достаточно подробно изложен, что делает возможным самоизучение материала и его анализ, интерпретацию.

Внетекстовый компонент данного учебника нового поколения, конечно, отличен на порядок, скажем от его аналога 90х годов. Красочные иллюстрации, обилие карт, чертежей дают полное геополитическое и пространственное представление об изучаемом. А множество учебных репродукций, картин формируют общекультурное представление о истории. Внетекстовый компонент расширяет межпредметные связи с другими науками.

Методический аппарат: это прежде всего вопросы и задания после параграфа и разделов. Но, как ни печально введения или вводного слова к параграфам нет. Но общий вывод по изученной теме представлен в конце каждого параграфа и главы. Оглавление, форзац и эрзац (оформленные датами и событиями) – всё это облегчает деятельность учащихся, способствует более продуктивному обучению. Желательно наличие в учебниках схем по системам государственной власти и управления на разных этапах становления государства, лестниц иерархии, социальной структуры общества.

источник

Тема ВКР: «взаимоотношения рабочих и предпринимателей на бумагопрядильной и ткацкой фабриках Ю.С. Нечаева-Мальцова». Согласно современной концепции образования, данная тема изучается в школьном курсе в 9 классе. На изучение курса истории России в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Курс охватывает период XIX-начале XX века.

В изучение данного курса рассматриваются темы: Россия конце XIX в. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в. Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в. Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг. Россия в начале ХХ в. Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте. Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество. Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы. Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг. Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (МИНОБЛНАУКИ России) №253 от 31.03.2014г. утвержден следующий федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ образования:

Порядковый номер учебника Автор/авторский коллектив Наименование учебника Класс Наименование издателя учебника
Соловьев К.А., Шевырев А.П. /Под редакц. Петрова Ю.А. История России. 1801-1914 гг. Русское слово
Л.М.Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В.Симонова История России XIX-начало XX века ДРОФА
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./ ред.Торкунова А.В. История России.9 класс. В 2-х частях Просвещение

1. Учебник : Соловьев К.А., Шевырев А.П./Под редакц. Петрова Ю.А. «История России. 1801-1914 гг.».

— Текст учебника носит объяснительный характер;

— Принцип изложения материала – хронологический;

— Текст учебника соответствует возможностям учащихся 9 классов, материал изложен доступным языком, основные понятия и даты вынесены в конце учебника;

— Материал излагается дедуктивным способом, т.е. от общего к частному;

— Качество метадического материала хорошее. Домашнее задание находится в конце параграфа. После каждой изученной темы, в конце параграфа имеются вопросы для самоконтроля.В начале каждой новой темы перед учащимися ставится проблемный вопрос, наводящий учеников на размышление о событиях, которые будут описаны в тексте учебника.

— Шрифт. Заголовки пунктов параграфа, основные понятия выделены жирным шрифтом;

— Наличие хронологических и статистических таблиц, иллюстраций и исторических карт. Изображения синхронны с излагаемым текстом;

— Материал учебника, касающейся моей темы ВКР изложен не достаточно подробно, скорее носит поверхностно-ознакомительный характер. В то же время выделены основные причиныначала рабочего движения в России и результаты.

2. Учебник:Л.М.Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В.Симонова «История России XIX-начало XX века».

— Текст учебника носит описательный характер;

— Принцип изложения материала – хронологический;

— Текст учебника соответствует возможностям учащихся 9 классов, материал изложен доступным языком, кратко, выделены основные события;

— Материал излагается дедуктивным способом, т.е. от общего к частному;

— Качество метадического материала хорошее. Домашнее задание находится в конце параграфа. После каждой изученной темы, в конце параграфа имеются вопросы для самоконтроля. В начале каждой новой темы перед учащимися ставится проблемный вопрос, наводящий учеников на размышление о событиях, которые будут описаны в тексте учебника.

— Шрифт. Заголовки пунктов параграфа, основные понятия и события выделены жирным шрифтом;

— Наличие хронологических и статистических таблиц, иллюстраций и исторических карт. Изображения синхронны с излагаемым текстом;

— Материал учебника, касающейся моей темы ВКР изложен не достаточно подробно, материал нуждается в дополнительных пояснениях учителя. В то же время выделены основные причиныначала рабочего движения в России и результаты.

3. Учебник:Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./ ред.Торкунова А.В. «История России.9 класс. В 2-х частях».

— Текст учебника носит объяснительный характер;

— Принцип изложения материала – хронологический;

— Текст учебника соответствует возможностям учащихся 9 классов, материал изложен доступным языком, основные понятия и даты вынесены в конце учебника;

— Материал излагается дедуктивным способом, т.е. от общего к частному;

— Качество метадического материала хорошее. Домашнее задание находится в конце параграфа. После каждой изученной темы, в конце параграфа имеются вопросы для самоконтроля.В начале каждой новой темы перед учащимися ставится проблемный вопрос, наводящий учеников на размышление о событиях, которые будут описаны в тексте учебника.

— Шрифт. Заголовки пунктов параграфа, основные понятия выделены жирным шрифтом;

— Наличие хронологических и статистических таблиц, иллюстраций и исторических карт. Изображения синхронны с излагаемым текстом;

— Материал учебника, касающейся моей темы ВКР изложен не достаточно подробно, скорее носит поверхностно-ознакомительный характер. В то же время выделены основные причиныначала рабочего движения в России и результаты.

Читайте также:  Как делают анализ на норовирус

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 1231 | Нарушение авторских прав

источник

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Конец XVI — XVIII век

по направлению «Педагогическое образование»

Название учебника: История России

Список авторов: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина

Статус: рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Системно-деятельностный подход, способствующий формированию у школьников навыков анализа, синтеза, отбора информации и систематизации материала, умения самостоятельно работать с информацией и использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

    Выстраивается цельная картина своеобразного развития России XVI- XVIII вв.

    Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа, рассматривая развитее страны (10 % от всего объёма информации). §10, §11, §18-19, 30-32.

    Раздел «Учимся быть историками» в каждом параграфе учебника.

    Проблемные вопросы в параграфах, требующие осмысления, высказывания собственной позиции учащегося.

    Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного.

    При изложении материала используются различные приемы: описание, повествование, объяснение. Пособие написано живым языком, доступным для восприятия учащихся.

научность, доступность и популярность изложения в объёмах, учитывающих возраст учащихся;

содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками;

продумана работа с основными историческими понятиями и терминами, а также датами изученного периода истории Отечества;

большое количество ярких иллюстраций, репродукций исторических картин, архитектурных памятников эпохи, дающих образное представление о культуре и быте.

Стр. 23 -26, 34-35, 44, 59-60, 100 -101 и т.д.

Даты и понятийный аппарат представлены в конце каждого параграфа.

комплекс вопросов и заданий способствует закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления;

Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся.

В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи.

В разделе «Учимся быть историками» представлены задания творческого плана.

    Рассмотрите карту с.27. Все ли события Смутного времени в ней отражены. Подумайте, что вы добавили бы на карту?

    приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. В пособии используется постраничный словарь.

Стр. 13 — «Указ о пятилетнем сыске беглых крестьян»,

Стр. 34, русский историк В.О. Ключевский о земском соборе 1613года.

Стр. стр. 62-63, биография Никона.

Стр.70 биография С.Т. Разина

    — учебные рисунки
    — репродукции произведений искусства
    — документальные изображения (фотографии, карикатуры, плакаты и т.д.)

      — карты, картосхемы, планы — схемы, чертежи — линии времени

      Аппарат ориентировки представлен введением, информацией параграфов и заключением.

      Заголовки и подзаголовки соответствуют основным этапам истории и содержанию.

      Оглавление расположено на стр3, что вполне удобно.

      Данный исторический период «Россия XVI-XVIIIвв. » разбит на 5 глав и 33 параграфа.

    Исторические понятия выделены цветом и взяты в рамки.

    Выводы: проведя анализ учебника Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. Конец XVI-XVIII вв.» 7 класс мы видим, что в учебнике представлены новые подходы к историческому образованию. А значит мы можем отнести его к учебникам нового поколения. В учебниках по истории для 7-го класса развиваются основные принципы, заложенные в курсе 5-го класса: ориентировка текста, методического аппарата и иллюстративного ряда на развивающее проблемное обучение, создание возможностей для разноуровневой работы и т.д. Кроме того, учебники по отечественной истории созданы в едином методическом, методологическом и психологическом ключе.

    Учебник доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности.
    Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке.
    Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, разнообразны, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогает отслеживать результаты обучения и развития учащихся. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа. Учебник насыщен красочными иллюстрациями, картами. К каждому параграфу даются разнообразные вопросы и задания, отрывки из исторических документов и словарь новых терминов. В учебнике легко ориентироваться как учителю, так и учащемуся. Положительным моментом является то, что помимо учебника в комплект входят рабочие тетради, с помощью которых у учащихся формируется самостоятельный поиск информации в учебнике и расширение знаний по истории своей Родины. Качество издания на хорошем уровне полиграфического исполнения и художественного оформления.

    источник

    Учитель истории и обществознания:

    Анализ линии учебников по истории России ,

    История России. С древнейших времён до к.16 века. 6 класс.

    История России. Конец 16-18 век. 7 класс.

    Учебники данной линии освещают все предусмотренные стандартом образования для учащихся 6-9 классов вопросы истории России с древнейших времен до начала 21 века.

    Методический аппарат учебников позволяет организовать эффективную работу на уроках и дома. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделяют проблемам развития культуры и духовной жизни народов. Различные виды иллюстраций соответствуют возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике исторического курса. Учебники имеют четкую структуру, логично произведена разбивка на главы и разделы, удачно выбраны заголовки и подзаголовки. Учебники соответствуют принципам дидактики: научность, доступность, системность. Язык и стиль изложения соответствует возрастному уровню учащихся. В учебниках представлены документы, фрагменты из художественных произведений; вопросы и задания расположены внутри основного текста, после параграфа, к документам. Представлены карты, документальные изображения, схемы, диаграммы, репродуктивные произведения искусства. В учебниках применяются указатель дат, словарь новых слов, понятий.

    Однако в учебниках отсутствуют итоговые вопросы и задания к разделам и ко всему курсу. Также необходимо иметь в учебнике список общей литературы, книг для чтения, исторических романов и научно-познавательных книг по истории России. Мало вопросов на создание проблемных ситуаций, на творческую реконструкцию фактов. Отсутствуют тесты для самоконтроля. +

    Учебник История России. С древнейших времён до к.16 века является первой частью единого комплекта учебников А. А Данилова и по отечественной истории для 6-9 классов. В учебнике есть Введение, где история нашей Родины представлена как часть истории человечества. В заключении говорится о том, что Российская история похожа на историю других стран и народов, но есть у неё и свои особенности. В конце каждого параграфа есть обобщающий текст. Использованы такие виды изложения нового материала как описание, повествование, объяснение. Иногда текст отличается информационной избыточностью, например параграф Соседи восточных славян или Русь и Литва. В учебнике хороший подбор документов и фрагментов из художественных произведений. Пояснительный текст используется в виде пояснения в скобках внутри текста или подписи к иллюстрациям. Вопросы и задания расположены после параграфа и к документам, но отсутствуют вопросы и задания после темы, раздела, курса. В основном вопросы и задания использованы на воспроизведение информации и на преобразование информации, мало заданий на создание проблемных ситуаций. Почти нет таблиц кроме хронологической. Отсутствуют тесты самоконтроля. Богат учебник иллюстративными материалами: репродуктивными произведениями искусства, учебными рисунками. Применяются в учебнике указатели дат, словарь понятий, нет династии Рюриковичей. В приложении нет списка общей литературы, книг для чтения, исторических романов, научно-познавательных книг для самостоятельного изучения. Учебник имеет чёткую структуру, которой удобно пользоваться, логично произведена разбивка книги на 3 главы: Русь древняя, Политическая раздробленность, Русь Московская.

    Удачно выбраны заголовки и подзаголовки параграфов. В книге есть хорошие хронологические таблицы, эффективный справочный аппарат. Подписи к иллюстрациям отвечают на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Объём учебного материала включает обязательный минимум содержания образования. Содержание и методический аппарат учебника способствует развитию образованной творческой личности.

    Схема анализа учебника истории и обществознания

    Проанализируйте один из школьных учебников истории и обществознания по традиционной схеме.

    Автор(ы) учебника _________________________________________________

    Название учебника _________________________________________________

    Учебное пособие для ____ класса, по линейной / концентрической структуре обучения.

    Выходные данные __________________________________________________

    Ссылки на страницы учебника, примеры

    источник

    Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век

    Рассматриваемый мной учебник издан в 2006 году, издательством «Просвещение». Учебник освещает предусмотренные школьной программой для 7 класса вопросы истории России с конца XVI – XVIII века. Составлен для изучения в общеобразовательных учреждениях всех типов.

    Для анализа учебника, я рассмотрела III главу учебника: Россия при Петре I.

    Глава эта состоит из восьми параграфов. Автор разделил их таким образом:

    1. Предпосылки петровских преобразований
    2. Петр I. Россия на рубеже веков
    3. Северная война
    4. Реформы Петра I
    5. Экономика России в первой четверти XVIII века
    6. Народные движения в первой четверти XVIII века
    7. Культура и быт в первой четверти XVIII века (изложено в двух параграфах)

    Изучив их, я пришла к помощи еще двух книг, в которых рассказывается об этом же периоде. Это История России М.Н.Зуева и Петр Великий А.Г.Гуськов.

    К какому же выводу я пришла? Итак, авторы учебника раскрывают этот период в том же порядке как и М.Н.Зуев. Отличие в том, конечно, что Зуев в каждой теме углубляется в изложении событий и данных, а авторы учебника выделяют лишь главное на их взгляд. Зуев дает конкретные цифры, обращаясь к статистике, по развитию страны в целом, по расширению армии и флота, предприятий. Упоминает об успехах в образовании, расширении территории и составе населения. Эти данные очень важны и любопытны, но пригодятся больше при углубленном изучении. Читая книгу А.Г.Гуськова «История Петра Великого», я была еще более увлечена. Так как в ней изложена подробная жизнь от детства до смерти, от правды до мифов о его личности. После этой книги исторические факты изложенные в учебнике кажутся незначительными и вялыми. Сразу хочется дополнить каждый параграф. Но возвращаясь к мысли о том, что я анализирую всего лишь учебник как часть учебной программы, тем более для 7 класс, где идет еще первичное ознакомление с историческими данными, снова возвращаюсь к тому мнению, что в учебнике материала достаточно для того чтобы представить ход событий того времени. Ведь для заинтересовавшихся есть масса монографий и исторических трудов об эпохе Петра Великого.

    Нужно добавить, что Данилов и Косулина наряду с политической и экономической историей большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа рассматривая развитее страны, но менее углубляясь в социальную среду того времени.

    В своем тексте авторы останавливают внимание на отдельных персоналиях, про которых вкратце рассказывают: о царях, дворянах, князьях, монахах, полководцах. Не упускают из вида и восстания, как то, казачьи, крестьянские, рабочие. В этих пунктах они описывают основные действия, подкрепляя текст изображениями, документами, картами.

    Хочется отметить насыщенность визуальных источников. Просмотрев учебник, я отметила, что преобладают портреты знаменитых людей и картины с изображениями дворцов, памятных мест или событий. Иногда просматриваются гравюры и фотографии.

    Все представленные визуальные источники лишь иллюстрации к тексту. Но и это очень помогает восприятию. И формирует общекультурное представление о истории.

    К некоторым пунктам, описывающим военные действия, приложены карты или схемы действий, что так же помогает зрительно представить развитие событий.

    В каждом параграфе приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержатся выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. Но есть и вопросы, ответы на которые можно легко найти в тексте, стоит лишь прочитать. Такие задания лишь на закрепление изученного материала.

    Так же после каждого параграфа имеются вопросы к тексту и представленные несколько определений к новым понятиям. Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся. В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи. Но нет заданий на хронологию. Большим упущением является отсутствие творческих заданий.

    Текст учебника изложен довольно доступно. Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного. При изложении материала используются различные приемы: описание, повествование, объяснение. Пособие написано живым языком, доступным для восприятия учащихся. Авторы используют причастные обороты, прилагательные в описание событий и характеров людей. В рассказах о военных действиях и бунтах. Текст получается насыщенным и красочным в меру.

    Итак, учебник «История России. Конец XVI – XVIII век» доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности.

    Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке. В учебнике легко ориентироваться как учителю, так и учащемуся.

      1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. Учеб. для 7 класса. «Просвещение».2006
      2. М.Н.Зуев. История России . «Оникс 21 век». 2005
      3. А.Г.Гуськов. Петр Великий . РООССА. 2009
      Читайте также:  Какие анализы для обследования печени

      источник

      Первичные умения работать с учебником. Первое знакомство с учебником следует начать с его оглавления, пояснения, что дети будут изучать, каковы хронологические рамки учебника. Зачем учитель знакомит школьников со структурой учебника, особенностями его построения, различными видами текста, вопросами и заданиями, а также с иллюстрациями и картами. В последующей работе с учебником учитель объясняет новые виды текста, иллюст­рации, заданий.

      На первых уроках может применяться знакомый ученикам по начальной школе прием объяснительного чтения. Он складывается из органически связанных между собой элементов чтения, разъяснения и дополнения прочитанного, разбора иллюстраций, беседы. Объясни­тельное чтение способствует осознанному усвоению и закреплению в памяти учащихся про­читанного. Когда только начинается освоение этого приема, беседа предшествует чтению, и лишь в дальнейшей работе чтение предшествует беседе.

      При объяснительном чтении выделяются абзацы и отдельные предложения, их со­ставляющее, определяется главная мысль, выявляются смысловые связи, а также связи тек­ста и иллюстраций. В ходе беседы систематизируются знания, полученные учениками из разных источников.

      Задания по учебнику постепенно усложняются. Дети учатся находить фактический материал, выписывать его; письменно отвечать на вопросы и зачитывать их; формировать ответы самостоятельно.

      Учебник может пригодиться ученикам и при проверке домашнего задания. В ходе оп­роса они обращаются к книге за справкой, уточняют ответы своих товарищей. Сам отвечаю­щий также может исправить свой ответ, прочитав нужное место из учебника.

      Первоочередная задача учителя — приучить учеников выделять непонятные места учебника, неизвестные им термины.

      Для организации честной работы с параграфом учебника ученики могут воспользо­ваться специальной памяткой.

      При объяснении нового, учитель предлагает ученикам прочитать тему, параграф его подзаголовки. Так ученики знакомятся с планом изучения нового материала.

      В рассказе учителя может быть прямое указание на текст учебника для подтвержде­ния сказанного

      Давать содержательные и конкретные ответы при работе с учебником помогают спе­циальные задания: найти в материале темы ответ на вопрос и процитировать его, переска­зать своими словами, подобрать материал для ответа на несколько вопросов и процитиро­вать его, пересказать своими словами, подобрать материал для ответа на несколько вопросов.

      Учебник помогает развивать внимание учащихся. Вот один из приемов. После объяс­нения нового учитель предлагает ученикам прочитать параграф в учебнике и ответить, о чем он не рассказал и какие привел дополнительные сведения по сравнению с учебником.

      К учебнику учитель прибегает и тогда, когда учит школьников делать выводы. Пер­воначально сообщает, что под выводами подразумевают самое главное, сходное, общее или различное, содержащееся в изучаемых фактах. Под руководством учителя ученики выводят новое суждение на базе одного или нескольких прежних. Затем свои выводы они сравнивают с выводами учебника. В дальнейшем они делают выводы по одному-двум параграфам, по теме в целом.

      Ученики могут подбирать по учебнику доказательства к сформированному учителем выводу или к какому-либо утверждению. В старших классах прием доказательства ис­пользуется, когда по содержанию текста учебника анализируют существующие в науке вер­сии и гипотезы, альтернативные точки зрения на важнейшие исторические проблемы.

      Важно также самостоятельное изучение учениками темы без предварительного изло­жения ее учителем. Учитель предлагает план изучения нового материала, вопросы и задания, кратко рассказывает основные положения, которые ученики должны уяснить после изучения темы.

      На уроках постоянно используются карты из учебника. Показ по настенной карте со­провождается нахождением объектов в карте учебника.

      Работа с иллюстрациями. В младшем и среднем звене учащихся значительное место занимает пересказ текста учебника. Он должен быть связным и последовательным. При пе­ресказе привлекаются иллюстрации книги.

      Учащимся предлагается прочитать подписи к иллюстрациям, определить характер изображения, сравнить реконструкции с документами описанием. При этом могут привле­каться настенные картины, кинофрагменты, план анализа рисунка: 1) Прочитайте объясне­ние к рисунку; найдите на рисунке составляющие его сцены, разбив их на части, подберите к ним названия. 2) Разберите каждую из них. 3) Составьте рассказ, объединяющий содержание рисунка в целом, привлекая объяснительный текст.

      Существует большое количество заданий для работы с иллюстрациями из учебника, составить рассказ по иллюстрациям, объяснить факты, составляющие сюжет, перерисовать несложные рисунки, воспроизвести диаграммы и картограммы, сопоставить иллюстрации орудий труда, вооружения у разных народов в разные эпохи.

      Заранее следует продумывать, какие иллюстрации будут использоваться в классе, а какие дома. Вопросы к иллюстрациям помогут организовать их продуманный разбор, свя­зать с учебным текстом.

      При работе с учебником у учащихся должны быть следующие итоговые умения: 5 класс — выделять главное в отрывке текста, для организации в учебнике использовать его ог­лавление, пересказывать текст, привлекая иллюстрации; составлять простой план рассказа; 6 класс — выделять главное в параграфе; использовать в пересказе несколько источников знаний; рассматривать вопрос в развитии. 7 класс — излагать материал нескольких параграфов; составлять сложный план; применять разные виды наглядности. 8-9 классы — подбирать до­казательства к сформулированному учителем выводу; составлять планы тем; работать над формулировками к терминам, понятиям; сопоставлять тексты двух учебников. 10-11 клас­сы — излагать материал по сквозным проблемам из нескольких тем, составлять план — кон­спект, по нескольким темам, писать рефераты с привлечением учебников прошлых лет, со­поставлять факты учебника с первоисточником, развивать и углублять содержания учебника сведения из дополнительной литературы.

      Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

      Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8686 — | 7109 — или читать все.

      источник

      Оценка соответствия учебника «История России IX-XVI века» государственному образовательному стандарту, возрасту учащихся и концептуальным подходам к изучению предмета. Анализ возможности создания общего представления об эпохе по материалам книги.

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Размещено на http://www.allbest.ru/

      Анализ школьного учебника Т.В. Черникова «История России IX-XVI века«

      I. Соответствие учебника государственному образовательному стандарту, программе

      Учебник Т.В. Черниковой — история России IX-XVI века. рекомендована Министерством образования и науки РФ и включена в Федеральный перечень. Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом. В основе создания учебника лежит современная концепция исторического образования в школе. Задача учебника не просто познакомить учеников с фактами и мнениями исследователей, а заставить задуматься и выработать свой собственный взгляд на прошлое. Вобрав в себя последние достижения современной исторической науки, он дает школьникам возможность на доступном им уровне увидеть историю с ее частностями и мелкими подробностями, неопределенностями и альтернативами.

      II. Наличие в учебнике аппарата ориентировки. Внешние характеристики

      Объем учебника 240 страниц , из них 16 листов приходятся на цветные карты и иллюстрации.

      Оглавление разбито на четыре крупных главы:

      — Древнерусские княжества в XII-начале XIII веков.

      -Московское государство в XV — XVI веках.

      Такое оглавление соответствует исторической логике. Параграфы примерно одинаковые по объему содержания. Названия параграфов сформулированы предельно ясно, и дают понять о чем будет идти речь в нем. Каждый параграф разделен на подпункты, логически верно.

      Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал) и дополнительный (документы, отрывки, информация о каких-либо малоизвестных фактах, жизни исторических деятелей и интересные, но важные детали их биографии, историографические справки, цитаты и пр.)

      Хронологическая таблица вынесена в конец учебника, и на полях учебника в роли рубрикаторов располагаются опорные даты, так же вынесены на поля и основные понятия учебника. Здесь же, на полях наглядно-схематично представлены понятия, и различные важные исторические аспекты(как например предметы экспорта и импорта , система обложения данью, система севооборота.

      Словарь терминов отсутствует, их раскрытие происходит по мере изложения текста учебника.

      Также отсутствует список литературы для дополнительного изучения, но это может быть легко компенсировано педагогом.

      В учебнике представлен аппарат контроля, после каждого параграфа дан обширный список вопросов и заданий.

      III. Соответствие отбора материал возрасту учащихся

      Так как учебник предназначен на для изучения младшими школьника, то текст не перегружен понятийным материалом, но в то же время содержит достаточное количество фактов, в частности в текст периодически включены различные частные факты, для создания интереса, хотя в общем текст несколько сух для данного возраста.

      Развито образное представление путем многочисленных иллюстраций и схем.

      IV. Реализация в учебнике основных компонентов содержания школьного образования

      А-формирование исторических представлений.

      Для создания представлений об эпохе в учебнике, в основном в качестве рубрикаторов широко представлены портреты исторических деятелей, миниатюры из летописей, изображения строений и типичных форм одежд различных социальных групп.

      Для создания временных представлений в изложение ведется в хронологической последовательности, с указанием достаточного количества дат, а основные из них вынесены на поля, и в хронологическую таблицу.

      Для создания пространственных представлений в тесте даны качественные территориальные описания, а также несколько цветных карт, охватывающие в общей сложности весь период, приведенный в учебнике.

      Б- формирование исторических понятий.

      понятия вводятся по ходу изложения материала, по мере возникновения надобности в них, как до объяснения сути термина, так и после. Некоторые термины, изложены схематично на полях, как например трехполье.

      В-формирование понимания закономерностей исторического процесса.

      Понимание закономерностей исторического процесса происходит по мере изучения курса, для осмысленного понимания в учебнике приводятся вопросы, после текста каждого параграфа ,например — в чем заключались причины раздробленности Руси, каковы были положительные и отрицательные черты раздробленности ?

      Формирование умений происходит на основе вопросов, данных после параграфов.

      Д-формирование ценностных отношений

      В учебнике проводится формирование эмоционально отношения к ценности, путем эмоционально окрашенного изложения трагических и героических событий истории, а так же путем вопрос направленных на осмысление этих событий.

      V. Наличие обобщающего материала по разделам

      Обобщение материала происходит посредством вывода в конце каждого параграфа, а так же вопросов и заданий.

      VI. Соответствие учебника концептуальным подходам к преподаванию истории

      В целом учебник соответствует основным критериям преподавания истории, таким как

      — Овладение знаниями по истории России

      — развитие способности осмысливать события и явления

      — формирование ценностных ориентиров

      учебник государственный образовательный стандарт

      Учебник как основное средство обучения в школе. Современные требования к структуре и содержанию школьного учебника на примере учебников по истории Отечества. Модернизация школьного образования. Основные критерии оценки качества школьного учебника.

      курсовая работа [46,9 K], добавлен 20.10.2012

      Электронная форма учебника как одна из инноваций современного образования. Формы электронных учебных изданий. Достоинства и недостатки электронного учебника «Математика 5 класс». Разработка урока по математике на основе электронной формы учебника.

      курсовая работа [601,2 K], добавлен 22.03.2018

      Особенности изучения математики в начальной школе согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Содержание курса. Анализ основных математических понятий. Сущность индивидуального подхода в дидактике.

      курсовая работа [50,5 K], добавлен 29.09.2016

      Российский и зарубежный опыт создания школьных учебников по истории. Положительные и отрицательные стороны школьного учебника истории, возможности использования элементов этого опыта для совершенствования российских учебников, их методический аппарат.

      дипломная работа [117,3 K], добавлен 10.07.2014

      Трактовка определения функционально-целевой направленности учебника Н. Талызиной. Определение дидактических функций учебника. Функции закрепления, самоконтроля и самообразования. Интегрирующая, координирующая и развивающе-воспитательная функции учебника.

      курсовая работа [37,5 K], добавлен 16.10.2010

      Основные мыслительные умения учащихся. Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках. Работа учеников с атласом, картой и с иллюстрациями и текстами учебника. Творческие виды познавательной деятельности учащихся, написание сочинений и рефератов.

      курсовая работа [37,4 K], добавлен 17.09.2013

      Появление рисования в России как общеобразовательного предмета. Особенности обучения по системе Прейслера. Издание А.П. Сапожниковым учебника «Курс рисование». Вклад Гиппиуса Г.А., Зорянко Н.К. и Чистякова П.П. в развитие изобразительного искусства.

      реферат [30,8 K], добавлен 15.11.2009

      Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями. Основные методы подготовки домашнего задания по работе с материалом учебника по истории России: чтение, пересказ, составление хронологической таблицы, ответ на предложенные вопросы.

      курсовая работа [75,6 K], добавлен 11.09.2012

      Характеристика структуры, принципов, особенностей построения учебно-методической литературы, наглядных и иных средств обучения истории. Роль школьного учебника в педагогическом процессе, требования к его планированию, анализ блочно-тематического принципа.

      курсовая работа [88,2 K], добавлен 18.01.2010

      Развитие школ и становление школьной системы в России. Педагогическая мысль в России начала XIX века и ее представление в трудах отечественных педагогов. Система воспитания и обучения в дворянской среде. Домашнее обучение и воспитание в начале XIX века.

      курсовая работа [64,7 K], добавлен 07.08.2011

      источник