Меню Рубрики

Как делать анализ песен по литературе

В этой статье мы поговорим о том, как готовиться к уроку специальности в музыкальной школе, и о том, что ожидает от ученика преподаватель, когда задаёт в качестве домашнего задания разбор музыкального произведения.

Итак, что же значит, разобрать музыкальное произведение? Это значит начать спокойно играть его по нотам без запинок. Для этого, конечно же, недостаточно просто один раз пройти пьесу, читая с листа, придётся кое-что проработать. С чего всё начинается?

В первую очередь мы должны в общем плане познакомиться с сочинением, которые нам предстоит играть. Обычно ученики первым делом считают страницы – это забавно, но с другой стороны, это есть деловой подход к работе. Так что, если привыкли считать страницы – считайте, но этим первоначальное знакомство не ограничивается.

Пока листаете ноты, можно заодно посмотреть: есть ли в произведении повторы (нотная графика похожа на то, что в самом начале). Как правило, повторы бывают в большинстве пьес, хотя сразу не всегда заметно. Если мы знаем, что в пьесе есть повтор, то жизнь наша облегчается, а настроение заметно улучшается. Это, конечно, шутка! Настроение у вас должно быть всегда хорошим!

Дальше нужно специально обратить внимание на название, фамилию автора. И не нужно вот сейчас смеяться! К сожалению, слишком многие юные музыканты впадают в ступор, когда их просишь назвать то, что они играют. Нет, они говорят, что это вот, мол, этюд, соната или пьеса. Но ведь и сонаты, и этюды, и пьесы пишут какие-то композиторы, а ещё эти сонаты, этюды с пьесами иногда имеют заголовки.

А уж заголовок нам, как музыкантам, говорит о том, что за музыка скрывается за нотным текстом. Например, по названию мы можем определить основное настроение, его тему и образно-художественное содержание. Скажем, по названиям «Осенний дождик» и «Цветы на поляне» мы понимаем, что перед нами произведения о природе. А вот если пьеса называется «Всадник» или «Снегурочка», то тут явно какой-то музыкальный портрет.

Ещё иногда в заголовке нередко содержится указание на какой-нибудь музыкальный жанр. Про жанры более подробно вы можете почитать в статье «Основные музыкальные жанры», а сейчас ответьте-ка: солдатский марш и лирический вальс – это ведь не одинаковая музыка, правда?

Марш и вальс – это как раз и есть примеры жанров (кстати, соната и этюд – это тоже жанры) со своими особенностями. Вы наверняка себе хорошо представляете, чем музыка марша отличается от музыки вальса. Вот так, даже не сыграв ни одной ноты, лишь только прочитав как следует название, вы уже кое-что можете сказать о пьесе, которую собираетесь сыграть.

Для того чтобы точнее определиться с характером музыкального произведения и его настроением, почувствовать какие-то жанровые черты, рекомендуется разыскать запись этой музыки и послушать с нотами в руках или без них. Заодно узнаете, как должна звучать заданная пьеса.

Тут всё просто. Вот три элементарные вещи, которые нужно выполнять всегда: посмотреть ключи; определить тональность по ключевым знакам; посмотреть на указания темпа и размера.

Просто есть такие любители, причём даже среди опытных профессионалов, которые как читают с листа, так шпарят всё подряд, но видят только сами ноты, не обращая внимания ни на ключи, ни на знаки… А потом они удивляются, почему у них из-под пальцев вылезают не красивые мелодии, а какая-то сплошная какофония. Вы так не делайте, хорошо?

Кстати, определить тональность по ключевым знакам вам могут помочь, во-первых, собственные знания по теории музыки и опыт по сольфеджио, ну а, во-вторых, такие полезные шпаргалки, как кварто-квинтовый круг или градусник тональностей. Давайте двигаться дальше.

Повторю – играете, как можете, с листа всё подряд прямо двумя руками (если вы пианист). Главное – дойти до конца, ничего не пропуская. Пусть будут ошибки, паузы, повторы и прочие заминки, ваша цель – просто тупо сыграть все ноты.

Это такой магический обряд! Дело обязательно пройдёт успешно, но успех начнётся только после того, как вы сыграете всю пьесу от начала до конца, хотя бы даже и если у вас это получится безобразно. Ничего страшного – второй раз будет уже лучше!

Проиграть от начала до конца нужно обязательно, только не нужно на этом останавливаться, как делают большинство учеников. Эти «ученички» думают, что они раз пьесу прошли и всё, типа разобрали. Ничего подобного! Хотя даже от всего лишь одного терпеливого проигрывания есть толк, надо понимать, что тут-то как раз и начинается основная работа.

Фактура – это способ изложения произведения. Этот вопрос уже чисто технический. Когда мы произведение ручками пощупали, нам становится ясно, что здесь такие-то и такие-то сложности, связанные с фактурой.

Распространённые типы фактуры: полифоническая (многоголосие – жутко сложно, нужно будет играть не только отдельными руками, но ещё и разучивать каждый голос отдельно); аккордовая (аккорды тоже нужно проучивать, особенно если они идут в быстром темпе); пассажи (например, в этюде быстрые гаммы или арпеджио – тоже каждый пассаж смотрим отдельно); мелодия + аккомпанемент (само собой разумеется, мелодию разучиваем отдельно, аккомпанемент какой бы он ни был – тоже смотрим отдельно).

Никогда не пренебрегайте игрой отдельными руками. Играть отдельно правой и отдельно левой рукой (опять-таки, если вы пианист) – очень важно. Только тогда, когда мы прорабатываем детали, получается хороший результат на выходе.

Вот уж без чего никогда не обходится нормальный, «среднестатистический» разбор музыкального произведения по специальности, так это без разбора аппликатуры. Сразу ставьте верные пальцы (не поддавайтесь искушению). Правильная аппликатура помогает и наизусть текст учить быстрее, и играть с меньшим числом остановок.

Правильные пальчики мы определяем для всех сложных мест – особенно там, где идут гаммообразные и арпеджиообразные последования. Тут важно просто понять принцип – как устроен данный пассаж (по звукам какой гаммы или по звукам какого аккорда – например, по звукам трезвучия). Дальше весь пассаж нужно разделить на отрезки (каждый отрезок – до перекладывания первого пальца, если речь о фортепиано) и научиться видеть эти отрезки-позиции на клавиатуре. Кстати, так и текст легче запоминается!

Да, что это мы всё про пианистов? И другим музыкантам нужно делать нечто подобное. Например, духовики часто используют в занятиях приём имитации игры – они разучивают аппликатуру, прижимают нужные клапаны в нужно время, но при этом не вдувают воздух в мундштук своего инструмента. Это здорово помогает справиться с трудностями технического порядка. Всё-таки быструю и чистую игру нужно отрабатывать.

Ну уж в неверном ритме играть пьесу никак нельзя – всё равно педагог будет ругаться, хочешь не хочешь, а придётся учиться играть правильно. Присоветовать вам можем следующее: классика – играть со счётом вслух (как в первом классе – помогает всегда); играть с метрономом (задать себе ритмическую сетку и не отклоняться от неё); выбрать для себя какой-нибудь мелкий ритмический пульс (например, восьмыми – та-та, или шестнадцатами – та-та-та-та) и всю пьесу играть с ощущением, как этот пульс её пронизывает, как он наполняет все ноты, длительность которых больше этой выбранной единицы; играть с выделением сильной доли; играть, немного растягивая, как резинку, последнюю долю; не ленитесь высчитывать всякие триоли, пунктирные ритмы и синкопы.

Мелодию нужно играть выразительно. Если мелодия вам кажется странноватой (в произведениях некоторых композиторов XX века) – ничего страшного, вы должны её полюбить и сделать из нёё конфетку. Она красивая – просто необычная.

Вам важно играть мелодию не как набор звуков, а как мелодию, то есть как последовательность осмысленных фраз. Посмотрите, есть ли в тексте фразировочные лиги – по ним мы часто можем обнаружить начало и конец фразы, хотя если у вас со слухом всё в порядке, вы их и на свой слух легко определите.

Тут можно было бы ещё много чего сказать, но вы и сами прекрасно знаете, что фразы в музыке – это как разговор людей. Вопрос и ответ, вопрос и повторение вопроса, вопрос без ответа, рассказ одного человека, увещевания и оправдания, короткое «нет» и многословное «да» – всё это есть и во многих музыкальных произведениях (если в них есть мелодия). Ваша задача – разгадать то, что композитор вложил в нотный текст своего произведения.

Что-то слишком много шагов и много задач получилось. На самом деле и, конечно, вы об этом знаете, что предела совершенствованию нет… Но в какой-то момент нужно поставить точку. Если вы хоть немного поработали над пьесой прежде чем принести её в класс, это уже хорошо.

Главная задача разбора музыкального произведения – научиться играть его подряд, поэтому конечный ваш шаг всегда – это собирание пьесы, проигрывание её от начала до конца.

Поэтому! Ещё несколько раз проигрываем всё произведение от начала до конца! Заметили, что играть теперь заметно легче? Значит, цель ваша достигнута. Можно нести в класс!

Два варианта высшего пилотажа для этого задания: первый – выучить текст наизусть (не нужно думать, что это не реально, потому что это реально) – и второй – определить форму произведения. Форма – это устройство произведения. Основным формам у нас посвящена отдельная статья – «Самые распространённые формы музыкальных произведений».

Особенно полезно поработать именно над формой, если вы играете сонату. Почему? Потому что в сонатной форме есть главная и побочная партия – две образные сферы в одном произведении. Вы их должны научиться находить, определять их начала и концы и соотносить проведение каждой из них в экспозиции и в репризе.

Ещё всегда полезно разделить на части разработку или среднюю часть какой-нибудь пьесы. Скажем, она может состоять из двух-трёх разделов, построенных по разным принципам – в одном может быть новая мелодия, в другом – развитие уже прозвучавших мелодий, в третьем – сплошь состоять из гамм и арпеджио и т.д.

Итак, мы с вами рассматривали такую проблему, как разбор музыкального произведения в исполнительском плане. Для удобства мы представили себе весь процесс как 10 шагов к цели. В следующей статье тоже будет затронута тема разбора музыкальных произведений, но уже в другом ключе – при подготовке к уроку по музыкальной литературе.

источник

Какого-то универсального ответа тут быть не может: в конце концов, все мы страшно непохожие друг на друга читатели — со своими вкусами и жанровыми предпочтениями. При этом определенно есть смысл периодически сверяться с лучшими отечественными филологами — в особенности с теми, кто сам очень хорошо пишет и говорит.

Все книги, которые я рекомендую, можно читать на Букмейте бесплатно — перейдите по этой ссылке и активируйте промокод для пользователей TheQuestion.

«Работы о теории. Статьи» Сергея Зенкина.Набор необходимых текстов для понимания того, что происходило с мировой литературой в XX веке — и почему она сейчас так выглядит. А еще — хороший гид по гуманитарной мысли того же периода: будете твердо знать, про что там писали Барт, Рикер, Шкловский, Беньямин и другие мудрецы прошлого столетия.

«Теория литературы. Введение» Терри Иглтона.Курс марксистского литературоведения — но не того его противного извода, что царил в Советском Союзе, а франко-британской выучки. Плюс — завоевания русского формализма, одной из самых влиятельных филологических школ своего времени. Для первого знакомства с предметом, пожалуй, не подойдет, но для стереоскопического представления о темах и контекстах мирового литературоведения — самое то.

«Проза. Поэзия. Поэтика» Юрия Щеглова.Автор комментария к «Двенадцати стульям» и «Золотому теленку», близкий друг Александра Жолковского и просто великий русский ученый — на любимые темы. Чем «Доктор Живаго» похож на книги Диккенса? Как Булгаков описывал Сталина? Что такое «административный роман»? Под тысячу страниц чисто читательского — не говоря уже про академическое — удовольствия.

«Серебряный век» Олега Лекманова. Курс лекций специалиста по творчеству Есенина и Мандельштама об эпохе, которая их породила, — и ее главных героях. Узнаете, почему вся русская проза XX века выросла из «Мелкого беса», поймете, как устроена пьеса «На дне», и научитесь различать символизм, акмеизм и футуризм.

«Писатель как сотоварищ по выживанию» Олега Юрьева.Тайная история русской литературы — где главными героями становятся не классики из школьного кабинета, а маргиналы, отщепенцы и непризнанные гении. Важная книга для того, чтобы навсегда запомнить: парадными именами наша словесность не исчерпывается, и за каждым Николаем Гумилевым стоит свой Тихон Чурилин.

Самое главное, что вы должны понять и вынести для себя — это то, ради чего было создано произведение, т.е. его идея и глубинный смысл. Что хотел сказать автор своим произведением? Каково решение затронутой в произведении проблемы или указание пути, которым она может решаться?

Литератор раскрывает самые важные идеи через своих героев. Достаточно понаблюдать за их поведением, взаимоотношениями с другими персонажами, и многое становится понятным. Приближайте образы героев к себе — и вы начнёте постигать их сущность. Оценивайте их по монологам и диалогам, привычкам, поступкам и действиям, и наконец — по общей ситуации, в которой они находятся.

Чтобы лучше понять текст, нужно выделять в нём ключевые моменты, вокруг которых концентрируется остальная информация.

А теперь общая схема анализа произведения, которая поможет лучше понять его суть, чтобы впоследствии можно было свободно дискутировать о нём:

1. Нужно знать историю создания произведения:

• события, происходившие в этот период времени.

• основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

3. Смысл названия произведения.

4. От какого лица ведётся повествование?

5. Тема и идея произведения, его проблематика.

• персонажи (главные/второстепенные, положительные/отрицательные).

• особенности имён и фамилий персонажей.

• детали, которые характеризуют персонажа.

• отношение к герою других персонажей.

• отношение автора к персонажам и как он его выражает.

8. Как выражена авторская позиция? Какая общественная проблема привела автора к созданию произведения?

По настоящему качественное литературное произведение, как и любое другое произведение искусства, это целостный комплекс, единство философских, этических, социальных, исторических, эстетических и пр. пр. вопросов (и очень редко — ответов), которые автор сформулировал на своём языке. Как только Вы начинаете раздёргивать это сплетение на отдельные части, оно рушится и перестаёт быть фактом искусства. Помните, пушкинские строчки — признание Сальери: «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию. « Поэтому, такой вандализм, как «анализ«, по своей инициативе лучше не совершать. А вот уметь вдумываться в текст, адекватно отрефлексировать его — абсолютно необходимо.

Читайте также:  Витамин д как сдать анализ

А если всё же от Вас это потребуют обстоятельства, то готовиться надо долго. Начиная с первого класса. Но в начальной школе Вас знакомят с текстами дидактическими, воспитывающими. Например: «Что такое хорошо и что такое плохо» Владимира Владимировича Маяковского.

Лишь c 9-го класс начинают учить читать литературные тексты по-настоящему. А Вам надо приступить к такому чтению намного раньше. Хотя бы с «Капитанской дочки«, «Дубровского«, «Тараса Бульбы«. Многим девочкам нравится Маша Троекурова. Но почему-то редкая девочка задумывается над тем: а почему Маша в финале сама отказывается от своего спасителя? А если бы задумались, то им намного понятнее стали бы и Татьяна Ларина, и Анна Каренина, и Катюша Маслова — весь тот нескончаемый ряд замечательных русских женщин с нелёгкой судьбой, о которых рассказывает классическая русская литература.

Конечно. начинать надо с понимания цели такого анализа. Если это экзаменационное сочинение, а скорее всего об этом и спрашивают, то нужно и работу свою подогнать под стандарты этого жанра. Но при этом нужно знать, что настоящая литература, а в школе изучаются именно такие книги, никак не не ограничивается такими понятиями как «тема» и «идея«. Великие авторы не ставят себе цель «раскрыть глаза» своему читателю. Они, всматриваясь и вслушиваясь в жизнь, видят проблему и пытаются донести это видение до читателя. Именно об этом пишет М.Ю.Лермонтов во вступлении к «Герою нашего времени«. Они сами не знают ответа или решения, но призывают и нас задуматься над тем или иным феноменом. Чаще всего именно в этом и состоит т.н. «авторская позиция«. По крайней мере, в русской классической литературе XIX века. И если при своём анализе, помимо идейно-тематического и литературного содержания (композиция, язык, образная система и пр.) Вы сумеете показать свою, пусть ещё наивную, подростковую, но именно свою, рефлексию, то такая работа будет оценена достаточно высоко.

А в других ситуациях анализом лучше не увлекаться. Конечно, если Вы не литературовед. Но у литературоведов можно многому научиться. Почитайте, к примеру, книжку Бориса Михайловича Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» Гоголя» — это прекрасный пример профессионального прочтения художественного текста. Логику и алгоритмику его вполне можно использовать и в своих работах.

источник

Какого-то универсального ответа тут быть не может: в конце концов, все мы страшно непохожие друг на друга читатели — со своими вкусами и жанровыми предпочтениями. При этом определенно есть смысл периодически сверяться с лучшими отечественными филологами — в особенности с теми, кто сам очень хорошо пишет и говорит.

Все книги, которые я рекомендую, можно читать на Букмейте бесплатно — перейдите по этой ссылке и активируйте промокод для пользователей TheQuestion.

«Работы о теории. Статьи» Сергея Зенкина.Набор необходимых текстов для понимания того, что происходило с мировой литературой в XX веке — и почему она сейчас так выглядит. А еще — хороший гид по гуманитарной мысли того же периода: будете твердо знать, про что там писали Барт, Рикер, Шкловский, Беньямин и другие мудрецы прошлого столетия.

«Теория литературы. Введение» Терри Иглтона.Курс марксистского литературоведения — но не того его противного извода, что царил в Советском Союзе, а франко-британской выучки. Плюс — завоевания русского формализма, одной из самых влиятельных филологических школ своего времени. Для первого знакомства с предметом, пожалуй, не подойдет, но для стереоскопического представления о темах и контекстах мирового литературоведения — самое то.

«Проза. Поэзия. Поэтика» Юрия Щеглова.Автор комментария к «Двенадцати стульям» и «Золотому теленку», близкий друг Александра Жолковского и просто великий русский ученый — на любимые темы. Чем «Доктор Живаго» похож на книги Диккенса? Как Булгаков описывал Сталина? Что такое «административный роман»? Под тысячу страниц чисто читательского — не говоря уже про академическое — удовольствия.

«Серебряный век» Олега Лекманова. Курс лекций специалиста по творчеству Есенина и Мандельштама об эпохе, которая их породила, — и ее главных героях. Узнаете, почему вся русская проза XX века выросла из «Мелкого беса», поймете, как устроена пьеса «На дне», и научитесь различать символизм, акмеизм и футуризм.

«Писатель как сотоварищ по выживанию» Олега Юрьева.Тайная история русской литературы — где главными героями становятся не классики из школьного кабинета, а маргиналы, отщепенцы и непризнанные гении. Важная книга для того, чтобы навсегда запомнить: парадными именами наша словесность не исчерпывается, и за каждым Николаем Гумилевым стоит свой Тихон Чурилин.

Самое главное, что вы должны понять и вынести для себя — это то, ради чего было создано произведение, т.е. его идея и глубинный смысл. Что хотел сказать автор своим произведением? Каково решение затронутой в произведении проблемы или указание пути, которым она может решаться?

Литератор раскрывает самые важные идеи через своих героев. Достаточно понаблюдать за их поведением, взаимоотношениями с другими персонажами, и многое становится понятным. Приближайте образы героев к себе — и вы начнёте постигать их сущность. Оценивайте их по монологам и диалогам, привычкам, поступкам и действиям, и наконец — по общей ситуации, в которой они находятся.

Чтобы лучше понять текст, нужно выделять в нём ключевые моменты, вокруг которых концентрируется остальная информация.

А теперь общая схема анализа произведения, которая поможет лучше понять его суть, чтобы впоследствии можно было свободно дискутировать о нём:

1. Нужно знать историю создания произведения:

• события, происходившие в этот период времени.

• основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

3. Смысл названия произведения.

4. От какого лица ведётся повествование?

5. Тема и идея произведения, его проблематика.

• персонажи (главные/второстепенные, положительные/отрицательные).

• особенности имён и фамилий персонажей.

• детали, которые характеризуют персонажа.

• отношение к герою других персонажей.

• отношение автора к персонажам и как он его выражает.

8. Как выражена авторская позиция? Какая общественная проблема привела автора к созданию произведения?

По настоящему качественное литературное произведение, как и любое другое произведение искусства, это целостный комплекс, единство философских, этических, социальных, исторических, эстетических и пр. пр. вопросов (и очень редко — ответов), которые автор сформулировал на своём языке. Как только Вы начинаете раздёргивать это сплетение на отдельные части, оно рушится и перестаёт быть фактом искусства. Помните, пушкинские строчки — признание Сальери: «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию. « Поэтому, такой вандализм, как «анализ«, по своей инициативе лучше не совершать. А вот уметь вдумываться в текст, адекватно отрефлексировать его — абсолютно необходимо.

А если всё же от Вас это потребуют обстоятельства, то готовиться надо долго. Начиная с первого класса. Но в начальной школе Вас знакомят с текстами дидактическими, воспитывающими. Например: «Что такое хорошо и что такое плохо» Владимира Владимировича Маяковского.

Лишь c 9-го класс начинают учить читать литературные тексты по-настоящему. А Вам надо приступить к такому чтению намного раньше. Хотя бы с «Капитанской дочки«, «Дубровского«, «Тараса Бульбы«. Многим девочкам нравится Маша Троекурова. Но почему-то редкая девочка задумывается над тем: а почему Маша в финале сама отказывается от своего спасителя? А если бы задумались, то им намного понятнее стали бы и Татьяна Ларина, и Анна Каренина, и Катюша Маслова — весь тот нескончаемый ряд замечательных русских женщин с нелёгкой судьбой, о которых рассказывает классическая русская литература.

Конечно. начинать надо с понимания цели такого анализа. Если это экзаменационное сочинение, а скорее всего об этом и спрашивают, то нужно и работу свою подогнать под стандарты этого жанра. Но при этом нужно знать, что настоящая литература, а в школе изучаются именно такие книги, никак не не ограничивается такими понятиями как «тема» и «идея«. Великие авторы не ставят себе цель «раскрыть глаза» своему читателю. Они, всматриваясь и вслушиваясь в жизнь, видят проблему и пытаются донести это видение до читателя. Именно об этом пишет М.Ю.Лермонтов во вступлении к «Герою нашего времени«. Они сами не знают ответа или решения, но призывают и нас задуматься над тем или иным феноменом. Чаще всего именно в этом и состоит т.н. «авторская позиция«. По крайней мере, в русской классической литературе XIX века. И если при своём анализе, помимо идейно-тематического и литературного содержания (композиция, язык, образная система и пр.) Вы сумеете показать свою, пусть ещё наивную, подростковую, но именно свою, рефлексию, то такая работа будет оценена достаточно высоко.

А в других ситуациях анализом лучше не увлекаться. Конечно, если Вы не литературовед. Но у литературоведов можно многому научиться. Почитайте, к примеру, книжку Бориса Михайловича Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» Гоголя» — это прекрасный пример профессионального прочтения художественного текста. Логику и алгоритмику его вполне можно использовать и в своих работах.

источник

Программа по музыке – единственная из всех школьных программ, имеющая эпиграф: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» (В.А.Сухомлинский).
Как организовать процесс познания музыки, чтобы, изучая закономерности музыкального искусства, развивая музыкальное творчество ребят, эффективно воздействовать на воспитание личности, ее нравственных качеств.
При работе над музыкальным произведением в процессе всех форм общения с музыкой (будь то слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах и т.д.) целостный анализ музыкального произведения (раздел музыкальной педагогики) является самым уязвимым и сложным.
Восприятие музыкального произведения в классе – это процесс духовного сопереживания, основанного на особом состоянии души и настроении. Поэтому от того, как проходит анализ произведения, во многом зависит и то, оставит ли след в душе ребенка прозвучавшая музыка, появится ли у него желание вновь обратиться к ней или услышать новую.
Упрощенный подход к анализу музыки (2-3 вопроса: О чем произведение? Каков характер мелодии? Кто написал его?) создает формальное отношение к изучаемому произведению, которое впоследствии формируется у учащихся.
Сложность проведения целостного анализа музыкального произведения заключается в том, что в процессе его проведения должна формироваться активная жизненная позиция ребят, способность вместе с учителем проследить то, как искусство своими специфическими средствами раскрывает жизнь и ее явления. Целостный анализ должен стать средством развития музыкальности, эстетической и этической сторон личности.

Во-первых, необходимо четко определить для себя, что это такое.
Целостный анализ произведения помогает определить связи между образным смыслом произведения и его структурой и средствами. Здесь происходит поиск особых черт выразительности произведения.
Анализ включает:
— выяснение содержания, идеи – концепции произведения, его воспитательной роли, способствует чувственному познанию художественной картины мира;
определение выразительных средств музыкального языка, которые способствуют формированию смыслового содержания произведения, его интонационной, композиторской и тематической специфики.

Во- вторых, анализ происходит в процессе диалога учителя с учащимися при помощи ряда наводящих вопросов. Разговор о прослушанном произведении пойдет по верному руслу лишь тогда, когда учитель сам четко представляет особенности содержания и формы произведения, а также объем информации, которую необходимо сообщить учащимся.

В-третьих, особенность анализа заключается в том, что он должен чередоваться со звучанием музыки. Каждая грань его должна подтверждаться звучанием музыки в исполнении учителя или фонограммой. Огромную роль здесь играет сравнение разбираемого произведения с другими – сходными и отличными. Пользуясь методами сравнения, сопоставления или разрушения, способствующими более тонкому восприятию различных нюансов, смысловых оттенков музыки, учитель уточняет или подтверждает ответы учащихся. Здесь возможны сопоставления разных видов искусства.

В-четвертых, в содержании анализа должны быть учтены музыкальные интересы ребят, уровень их подготовленности к восприятию произведения, степень их эмоциональной отзывчивости.

Иными словами, задаваемые в ходе работы вопросы должны быть доступными, конкретными, соответствовать знаниям и возрасту учеников, логически последовательными и соответствовать теме урока.
Нельзя недооценивать и поведение учителя как в момент восприятия музыки, так и во время ее обсуждения: мимика, выражение лица, незначительные движения – это тоже своеобразный способ анализа музыки, который поможет глубже почувствовать музыкальный образ.
Вот примерные вопросы к целостному анализу произведения:
-О чем это произведение?
-Как бы вы его назвали и почему?
-Сколько в нем героев?
-Как они действуют?
-Какими показаны герои?
-Чему они нас учат?
-Почему музыка звучит взволнованно?

Или:
-Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом уроке?
-Что важнее в песне – мелодия или слова?
— А в человеке что важнее – ум или сердце?
— Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать?
— Что переживал композитор, когда писал эту музыку?
— Какие чувства он хотел передать?
— Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?
— Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)?
-Каков жанр («кит»)?
-Почему так решили?
-Каков характер музыки?
-Композиторская или народная?
-Почему?
-Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент?
-Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.

Главное при составлении вопросов к целостному анализу произведения – обратить внимание на воспитательно-педагогическую основу произведения, выяснение музыкального образа, а затем – на средства музыкальной выразительности, с помощью которых они воплощены.
Следует помнить, что вопросы анализа для учащихся младшего и среднего школьного возраста отличаются, так как уровень их знаний и психологопедагогическая характеристика имеют существенную разницу.
Младший школьный возраст – это этап накопления эмпирического опыта, эмоционально-чувственного отношения к внешнему миру. Специфические задачи эстетического воспитания – развитие способности целостного, гармонического восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы; обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету обучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации.
Важнейшей психолого-педагогической характеристикой среднего школьного возраста является яркое проявление предметно-образной интерпретации, которая начинает превалировать над эмоциональностью восприятия, интенсивное нравственное формирование личности. Внимание подростков начинает привлекать внутренний мир человека.
Рассмотрим конкретные примеры вариантов проведения музыкально-педагогического анализа изучаемых произведений.
«Сурок» Л.Бетховена (2класс, 2четверть).
-Какое настроение вы почувствовали в этой музыке?
-Почему песня звучит так грустно, о ком она?
-Какой «кит»?
-Почему вы так думаете?
-Какая мелодия?
-Как она движется?
-Кто исполняет песню?
Обогатит восприятие и осознание музыки Л.Бетховена рассматривание картины «Савояр» В.Перова.
-Представьте, что вы художники. Какую картину вы бы нарисовали, слушая музыку «Сурок»?(. )
«Ночь» из балета «Конек-горбунок» Р.Щедрина (3класс).
Ребятам накануне можно дать домашнее задание: нарисовать картину ночи из сказки П.Ершова «Конек-горбунок», выучить и прочитать фрагмент описания ночи. После проверки задания на уроке беседуем по следующим вопросам:
-Как должна звучать музыка, чтобы передать ночь из сказки «Конек-горбунок»? А сейчас послушайте и скажите, такая ли ночь? (Прослушивание записи в исполнении оркестра).
-Какой из наших музыкальных инструментов подойдет для сопровождения этой музыки? (Ученики выбирают из предложенных инструментов тот, который больше подходит).
-Слушаем его звучание и думаем, почему его тембр созвучен музыке. (Исполнение в ансамбле с учителем. Определяем характер произведения. Убеждаемся, что музыка плавная, певучая).
-А плавная, певучая музыка какому жанру соответствует?
-Можно ли назвать эту пьесу – «песня»?
-Пьеса «Ночь» похожа на песню, она плавная, певучая, песенная.
-А музыка, пронизанная певучестью, мелодичностью, но необязательно предназначенная для пения, называется песенной.
«Котенок и щенок» Т.Попатенко (3класс).
-Понравилась ли песня?
-Как бы вы назвали ее?
-Сколько здесь героев?
-Кто усатенький, а кто мохнатенький, почему так решили?
-Как вы думаете, почему песню назвали не «Кот и собака»?
-Что случилось с нашими героями и почему, как вы думаете?
-Ребята всерьез «нахлопали» и «нашлепали» наших героев или слегка?
-Почему?
-Чему нас учит история, случившаяся с котенком и щенком?
-Правы ли ребята, когда все же пригласили зверят на праздник?
-Как бы вы поступили на месте ребят?
-Каков характер музыки?
-Какая часть произведения ярче характеризует героев – вступление или сама песня, почему?
-Какими изображает мелодия котенка и щенка, как?
-Если бы вы умели сочинять музыку, то произведение какого характера сочинили бы на эти стихи?
Следующий этап работы над произведением – покуплетное сопоставление исполнительского плана развития музыки, причем средства музыкальной выразительности (темп, динамика, характер движения мелодии) помогут найти настроение, образно-эмоциональное содержание каждого куплета.
«Вальс – шутка» Д.Шостаковича (2класс).
-Послушайте произведение и подумайте, для кого оно предназначено. (…Для детей и игрушек: бабочек, мышат и др.).
-А что они могут делать под такую музыку? (Танцевать, кружиться, порхать…).
-Молодцы, все услышали, что танец предназначен для маленьких сказочных героев. Какой же танец они танцуют? (Вальс).
-Теперь представьте, что мы с вами попали в сказочный цветочный город из сказки о Незнайке. Кто бы мог там так танцевать вальс? (Девочки-колокольчики, в голубых и розовых юбочках и др.).
-Заметили ли вы, кто появился на нашем цветочном балу, кроме девочек-колокольчиков? (Конечно! Это большой жук или гусеница во фраке.)
-А я думаю, что это Незнайка с большой трубой. Как он танцует – так же легко, как девочки-колокольчики? (Нет, он страшно неуклюж, наступает на ноги.)
-Музыка здесь какая? (Смешная, неуклюжая).
-А как относится композитор к нашему Незнайке? (Смеется над ним).
-Танец у композитора получился серьезный? (Нет, шуточный, смешной).
-Как бы вы назвали его? (Забавный вальс, танец колокольчиков, шуточный танец).
-Молодцы, вы услышали самое главное и догадались, что хотел сказать нам композитор. Он так и назвал этот танец – «Вальс – шутка».
Конечно же, вопросы анализа будут чередоваться и варьироваться, сопровождаясь звучанием музыки.
Итак, от урока к уроку, от четверти к четверти систематически собирается и закрепляется материал по анализу произведений.
Остановимся на некоторых произведениях и темах из программы 5 класса.
«Колыбельная Волховы» из оперы Н.Римского-Корсакова «Садко».
До того, как ребята познакомятся с музыкой «Колыбельной», можно обратиться к истории создания и содержанию оперы.
-Я расскажу вам Новгородскую былину…(содержание оперы).
В эту былину был влюблен замечательный музыкант-сказочник Н.А.Римский-Корсаков. Он воплотил предания о Садко и Волхове в своей опере-былине «Садко», создал либретто на основе сказок и былин о талантливом гусляре и выразил свое восхищение национальным народным искусством, его красотою, благородством.

Читайте также:  Вилочковая железа какие анализы сдавать

Либретто – это краткое литературное содержание музыкального спектакля, словесный текст оперы, оперетты. Слово «либретто» итальянского происхождения и буквально означает «книжечка». Композитор может написать либретто сам, а может воспользоваться трудом литератора – либреттиста.

Разговор о «Колыбельной» можно начать о размышлении о роли Волховы в раскрытии главного замысла оперы.
-Красота людской песни пленила волшебницу, разбудила в ее сердечке любовь. И согретое лаской сердце помогло Волхове сложить свою песню, похожую на ту, что поют люди. Волхова не только красавица, но и волшебница. Прощаясь со спящим Садко, она запевает одну из самых ласковых людских песен – «Колыбельную».
После прослушивания «Колыбельной» спрашиваю ребят:
-Какие черты характера Волховы раскрывает эта простая, бесхитростная мелодия?
-Близка ли она народной песне по мелодии, тексту?
-Музыку какого народа она напоминает?
-Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать этот музыкальный образ? (Охарактеризовать тему, форму, интонацию произведения. Обратить внимание на интонацию припева.)
При повторном прослушивании этой музыки обратить внимание на тембр голоса – колоратурное сопрано.
По ходу беседы можно сравнить два различных музыкальных портрета двух персонажей: Садко («Песня Садко») и Волховы («Колыбельная Волховы»).
Для воссоздания художественно-эмоционального фона рассмотреть с ребятами картину И.Репина «Садко». На следующем уроке можно использовать материалы, касающиеся творческих направлений композитора, интересную информацию из истории создания конкретного произведения. Все это – необходимый фон для глубокого вживания в интонационный строй музыки.
Симфония Си – минор №2 «Богатырская» А.Бородина.
Слушаем музыку. Вопросы:
-Каков характер произведения?
-Каких героев вы «видели» в музыке?
-С помощью каких средств музыка смогла создать богатырский характер? (Идет разговор о средствах выразительности музыки: определение регистра, лада, анализ ритма, интонаций и т.д.)
-В чем отличие и сходство 1-й и 2-й тем?
Демонстрирую иллюстрации картины «Три богатыря» В.Васнецова.
-Чем похожи музыка и картина? (Характером, содержанием).
-С помощью чего в картине выражен богатырский характер? (Композиция, цвет).
-Можно ли в картине услышать музыку «Богатырской»?

Можно сделать на доске перечень выразительных средств музыки и картины:

Музыка:
1.Интонации, регистр, ритм —
мощные, уверенные, величавые.
2.Лад: минорный. Суровость,
сдержанность.
Картина:
Композиция – мощная, крепкая,
устойчивая.
Краски: близкие цвета, мало
контрастов. Характер: суровый,
могучий.

-Нужны ли в наше время в жизни богатыри? Какими вы их себе представляете?
Попробуем проследить за движением мысли учителя, наблюдая процесс поиска им и его учениками истины.

Урок в 6 классе, 1 четверть.
При входе в класс звучит в записи «Вальс» Ж.Бреля.
— Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что сегодняшний урок мы с вами начинаем с хорошего настроения. Радостное настроение – почему? Разумом не поняли, а заулыбались! Музыка?! А что можно сказать о ней, что она радостная? (Вальсовая, танцевальная, быстрая, поднимает настроение, мотив такой – в нем радость.)
-Да, это вальс. А что такое вальс? (Это радостная песня, чуть смешная, чтобы танцевать вдвоем).
— А вы умеете танцевать вальс? Это современный танец? Я вам сейчас покажу фотографии, а вы постарайтесь найти ту, на которой танцуют вальс. (Дети ищут фотографию. В этот момент учитель начинает наигрывать и напевать песню «Вальс о вальсе» Э.Колмановского, как бы для себя. Ребята находят фотографии, объясняя выбор тем, что изображенные на них люди танцуют, кружась. Учитель прикрепляет эти фото на доску и рядом – репродукцию с картины, на которой изображена Наташа Ростова на своем первом балу:
-Так танцевали вальс в 19 веке. «Вальс» в переводе с немецкого – вращать. Вы совершенно правильно выбрали фотографии. (Звучит 1 куплет песни «Вальс о вальсе» в исполнении Г. Отса).
-Прекрасная песня! Ребята, вы согласны с автором строк:
-Вальс устарел , — говорит кое-кто, смеясь,
Век усмотрел в нем отсталость и старость.
Робок, несмел, наплывает мой первый вальс.
Почему не могу я забыть этот вальс?
-Поэт говорит только о себе? (Мы согласны с поэтом, вальс не только для старых людей, поэт говорит обо всех!)
-У каждого человека есть свой первый вальс! (Звучит песня «Школьные годы»)
-Да, этот вальс звучит 1 сентября, и на празднике последнего звонка.
-«Но затаен, он всегда и везде со мной…» — Вальс – это что-то особенное. (Просто вальс ждет своего времени, когда он будет нужен!)
-Значит, это живет в душе каждого человека? (Конечно. Молодые могут тоже увлекаться вальсом.)
-Почему «затаен», а не исчез совсем? (Не всегда будешь танцевать!)
-Что ж, пусть вальс ждет!
Разучиваем 1 куплет песни «Вальс о вальсе».
-Многие композиторы писали вальсы, но только одного из них назвали королем вальса.(появляется портрет И.Штрауса). А один вальс этого композитора был исполнен на «бис». 19 раз. Представляете, какая это была музыка! Сейчас я хочу показать вам музыку Штрауса, только наиграть, так как сыграть, исполнить ее должен симфонический оркестр. Давайте попробуем разгадать загадку Штрауса. (Учитель играет начало вальса «Голубой Дунай», несколько тактов.)
-Вступление к вальсу – это какой-то большой секрет, необыкновенное ожидание, которое приносит всегда больше радости, чем даже само какое-то радостное событие… Было ли у вас ощущение, что за время этого вступления вальс мог начаться много раз? Ожидание радости! (Да, много раз!)
-Подумайте, ребята, откуда Штраус брал свои мелодии? (Звучит вступление в развитии). Мне иногда кажется, когда я слушаю вальс Штрауса, что открывается красивая шкатулка и в ней находится что-то необыкновенное, а вступление ее только приоткрывает. Кажется, что вот – уже, но опять звучит новая мелодия, новый вальс! Это и есть настоящий венский вальс! Это цепь вальсов, ожерелье из вальсов!
-Это салонный танец? Где его танцуют? (Наверное, везде: на улице, на природе, просто нельзя удержаться.)
-Совершенно верно. А какие названия: «На прекрасном голубом Дунае», «Венские голоса», «Сказки венского леса», «Весенние голоса». Штраус написал 16 оперетт, и сейчас вы услышите вальс из оперетты «Летучая мышь». А я прошу вас ответить одним словом, что же такое вальс. Только не говорите мне, что это танец. (Звучит вальс).
-Что же такое вальс? (Радость, чудо, сказка, душа, загадка, прелесть, счастье, красота, мечта, бодрость, задумчивость, ласка, нежность).
-А разве можно без этого всего, что вы назвали, жить? (Конечно, нельзя!)
-Без этого не могут жить только взрослые? (Ребята смеются, кивают головой).
-Я почему-то была уверена, что после прослушивания музыки вы мне именно так и ответите.
-Послушайте, как поэт Л.Озеров пишет о вальсе Шопена в стихотворении «Вальс»:

-Еще звучит в моих ушах седьмого вальса легкий шаг
Как вешний ветерок, как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл в сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне, как облако в голубизне,
Как родничок в траве, как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу с природою в родстве.

Урок в 6 классе, 3 четверть.
Дети входят в класс под «Весеннюю» Моцарта.
-Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы находились в концертном зале. Кстати, какова программа сегодняшнего концерта, кто знает? При входе в любой концертный зал мы видим афишу с программой. Наш концерт не является исключением, и при входе вас тоже встретила афиша. Кто обратил на нее внимание? (…) Ну ладно, не огорчайтесь, вы, вероятно, спешили, а я прочитала ее очень внимательно и даже запомнила все, что на ней было написано. Сделать это было несложно, так как на афише всего три слова. Я сейчас напишу их на доске, и вам все станет ясно . (Пишу: «Звучит»).
Ребята, я подумала, что остальные два слова я допишу позже с вашей помощью, а пока пусть звучит музыка.
Исполняется «Маленькая ночная серенада» Моцарта.
Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Что вы можете о ней сказать? (Светлая, радостная, счастливая, танцевальная, величественная, звучит на балу.)
-Мы попали на концерт современной танцевальной музыки? (Нет, эта музыка старинная, возможно, 17 века. Кажется, что танцуют на балу).
-В какое время суток устраивались балы? (Вечером и ночью).
Эта музыка так и называется: «Маленькая ночная серенада».
-Как вы почувствовали, эта музыка русская или нет? (Нет, не русская).
Кто из композиторов прошлого мог бы быть автором этой музыки? (Моцарт, Бетховен, Бах).
-Вы назвали Баха, вероятно, вспомнив «Шутку». (Наигрываю мелодии «Шутки» и «Маленькой ночной серенады»).
-Очень похожи. Но для того, чтобы утверждать, что автор этой музыки Бах, надо услышать в ней иной склад, как правило, полифонию. (Наигрываю мелодию и аккомпанемент «Маленькой ночной серенады». Учащиеся убеждаются, что музыка гомофонного склада – голос и сопровождение.)
-А что вы думаете по поводу авторства Бетховена? (Музыка Бетховена сильная, мощная).
Учитель подтверждает слова детей звучанием главной интонации 5 симфонии.
-А с музыкой Моцарта приходилось вам раньше встречаться?
-Можете назвать известные вам произведения? (Симфония №40, «Весенняя песня», «Маленькая ночная серенада»).

Учитель наигрывает темы…
-Сравните! (Свет, радость, распахнутость, воздушность).
Это действительно музыка Моцарта. (На доске к слову «Звучит» добавляю: «Моцарт!»)
Теперь, вспомнив музыку Моцарта, найдите наиболее точное определение стиля композитора, особенностей его творчества. (-Его музыка нежная, хрупкая, прозрачная, светлая, веселая…- Я не согласен, что она веселая, она – радостная, это совсем другое чувство, более глубокое. Всю жизнь веселым прожить нельзя, а чувство радости может жить в человеке всегда… -Радостная, светлая, солнечная, счастливая.)
-А русский композитор А.Рубинштейн говорил: «Вечный солнечный свет в музыке. Имя тебе – Моцарт!»
-Попробуйте напеть мелодию «Маленькой ночной серенады» в характере, в стиле Моцарта.(…)
-А сейчас напойте «Весеннюю», но тоже в моцартовском стиле. Ведь от того, как почувствуют и передадут стиль композитора, содержание музыки исполнители, в роли которых вы сейчас выступите, зависит, как слушатели поймут музыкальное произведение, а через него и композитора. (Исполняется «Весенняя» Моцарта).
-Как вы оцениваете свое исполнение? (Мы очень старались).
-Многим музыка Моцарта очень дорога. Первый советский нарком иностранных дел Чичерин говорил: «В моей жизни были революция и Моцарт! Революция – это настоящее, а Моцарт – это будущее!» Революционер 20 века называет композитора 18 века будущим. Почему? И согласны ли вы с этим? (Музыка Моцарта радостная, счастливая, а человек всегда мечтает о радости и счастье.)
-(Обращаясь к доске) На нашей воображаемой афише не хватает одного слова. Оно характеризует Моцарта через его музыку. Найдите это слово. (Вечный, сегодняшний).
-Почему? (Музыка Моцарта нужна людям сегодня и будет нужна всегда. Соприкасаясь с такой красивой музыкой, человек сам будет красивей, и красивей будет его жизнь).
-Вы не будете против, если я напишу это слово так – «нестареющий»? (Согласны).
На доске написано: «Звучит нестареющий Моцарт!»
Учитель играет начальные интонации «Лакримозы».
Можно ли об этой музыке сказать, что это солнечный свет? (Нет, это мрак, скорбь, будто цветок увял.)
-В каком смысле? (Как будто ушло из жизни что-то красивое.)
-Мог бы автором этой музыки быть Моцарт? (Нет. А возможно и мог бы. Ведь музыка очень нежная, прозрачная).
-Эта музыка Моцарта. Произведение необычное, как необычна и история его создания. Моцарт был тяжело болен. Однажды к Моцарту пришел человек и, не назвавшись, заказал «Реквием» — произведение, которое исполняли в церкви в память по-умершему человеку. Моцарт с большим вдохновением принялся за работу, не пытаясь даже узнать имя своего странного гостя, в совершенной уверенности, что это был никто иной, как предвестник его смерти и что «Реквием» он пишет для самого себя. Моцарт задумал в «Реквиеме» 12 частей, но, не закончив седьмую часть, «Лакримоза» («Слезная»), он умер. Было Моцарту всего 35 лет. Ранняя кончина его до сих пор остается загадкой. Существует несколько версий о причине смерти Моцарта. По самой распространенной версии, Моцарт был отравлен придворным композитором Сальери, который якобы ему очень завидовал. Этой версии верили многие. А.Пушкин посвятил этой истории одну из своих маленьких трагедий, которая так и называется «Моцарт и Сальери». Послушайте одну из сцен этой трагедии. (Читаю сцену со слов «Слушай же, Сальери, мой «Реквием. »…Звучит «Лакримоза»).
Трудно говорить после такой музыки, да, наверное, и не надо. (Показ на запись на доске).
А это, ребята, не просто 3 слова на доске, это строка из стихотворения советского поэта Виктора Набокова, начинается оно со слова «Счастье!»

-Счастье!
Звучит нестареющий Моцарт!
Музыкой я несказанно обласкан.
Сердце в порыве высоких эмоций
Каждому хочет добра и согласья.

Урок в 7 классе, 1 четверть.
В центре урока баллада Шуберта «Лесной царь».
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке новая музыка. Это – песня. Прежде чем она прозвучит вся, послушайте тему вступления. (Играю).
-Какое чувство вызывает эта тема? Какой образ создает? (Тревоги, страха, ожидания чего-то жуткого, непредвиденного).
Учитель играет снова, делая акцент на 3-х звуках: ре – си-бемоль — соль, играя эти звуки плавно, связно. (Все сразу изменилось, исчезли настороженность и ожидание).
-Хорошо, а теперь я сыграю все вступление. Появится ли что-то новое в ожидании образа? (Усиливается тревога, напряжение, наверное, здесь рассказывается о чем-то страшном, а повторяющиеся звуки в правой руке – это как бы изображение погони.)
Учитель обращает внимание ребят на записанное на доске имя композитора – Ф. Шуберт. О названии произведения не говорит, хотя песня звучит на немецком языке. (Звучит фонограмма).
-Песня построена на развитии образа вступления, уже знакомого нам? (Нет, разные интонации).
Звучит второе обращение ребенка к отцу (интонации просьбы, жалобы).
Дети: — Светлый образ, спокойный, убаюкивающий.
— А что объединяет эти интонации? (Пульсация, которая пришла из вступления, как бы рассказ о чем-то.)
А как вы думаете, чем заканчивается рассказ? (Произошло что-то страшное, быть может, даже смерть, как оборвалось что-то.)
-Сколько было исполнителей? (2 – певец и пианист).
-Кто ведущий в этом дуэте? (Нет главных и второстепенных, они одинаково важны).
-Сколько певцов? (В музыке мы слышим несколько действующих лиц, но певец один).
Однажды друзья застали Шуберта читающим «Лесного царя» Гете…(Произнесено название и учитель читает текст баллады. Затем, уже без пояснений, «Лесной царь» звучит в классе 2-ой раз. Во время слушания учитель жестами, мимикой как бы следует за перевоплощением исполнителя, обращая внимание ребят на интонации, их образность. Затем учитель обращает внимание на доску, на которой 3 пейзажа: Н.Бурачик «Ревет и стонет Днепр широкий», В.Поленов «Стынет. Осень на Оке, близ Тарусы», Ф.Васильев «Мокрый луг»).
-Как вы думаете, на фоне какого из предлагаемого вам пейзажей могло проходить действие баллады? (На фоне 1-й картины).
-А теперь найдите пейзаж, на котором изображена спокойная ночь, белеющий над водой туман и тихий, проснувшийся ветерок. (Выбирают Поленова, Васильева, но никто не выбирает картину Бурачика. Учитель читает описание пейзажа из баллады Гете: «Все спокойно в ночной тишине, то ветлы седые стоят в стороне»).
Произведение захватило нас целиком. Ведь и в жизни мы все воспринимаем через свои ощущения: хорошо нам и все вокруг хорошо, и наоборот. И картину мы выбрали ту, которая по своему образу наиболее близка музыке. Хотя эта трагедия могла разыграться и в ясный день. А послушайте, как почувствовал эту музыку поэт Осип Мандельштам:

-Старинной песни мир, коричневый, зеленый,
Но только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.

Целостный анализ произведений на уроках музыки нужен; важна эта работа в накоплении знаний о музыке, в формировании эстетического музыкального вкуса. Нужно больше обращать внимание на систематичность и преемственность в анализе музыкального произведения с 1-го по 8-й классы.

Читайте также:  Вебер политика как призвание анализ

Выдержки из сочинений учащихся:

«…Очень интересно слушать музыку, не видя оркестра. Мне нравится, слушая, угадывать, какой оркестр, какие инструменты играют. А интереснее всего как бы вживаться в произведение… Часто бывает и так: человек вроде бы не любит музыку, не слушает ее, а потом вдруг услышит и полюбит ее; и, может, на всю жизнь».

«…Сказка «Петя и волк». В этой сказке Петя веселый, жизнерадостный мальчик. Он не слушает деда, весело болтает со знакомой птичкой. Дед хмурый, все время ворчит на Петю, но он любит его. Утка веселая, любит поболтать. Она очень толстая, идет, переваливаясь с ноги на ногу. Птичку можно сравнить с девочкой лет 7-9-ти.
Она любит попрыгать, все время смеется. Волк – злодей страшный. Спасая свою шкуру, он может съесть человека. Эти сравнения ясно слышны в музыке С.Прокофьева. Не знаю, как слушают другие, а я слушаю так».

«…Недавно я пришла домой, по телевизору передавали концерт, а я включила радио и услышала «Лунную» сонату. Я просто не могла разговаривать, села и слушала… А ведь раньше я не могла слушать серьезную музыку и говорила; -О, боже, кто ее только выдумал! Сейчас мне без нее как-то скучно!»

«…Когда я слушаю музыку, то думаю всегда о том, о чем рассказывает эта музыка. Сложная она или легкая, легко ее играть или трудно. У меня есть одна любимая музыка – музыка вальса. Она очень мелодичная, мягкая….»

«…Я хочу написать, что в музыке есть своя красота, а в искусстве – своя. Картину художник напишет, она высохнет. А музыка никогда не высохнет!»

  • Музыка – детям. Выпуск 4. Ленинград, «Музыка», 1981, 135с.
  • А.П.Маслова, Педагогика искусства. Новосибирск, 1997, 135с.
  • Музыкальное воспитание в школе. Кемерово, 1996, 76с.
  • Ж/л «Музыка в школе» №4, 1990, 80с.

источник

Когда в парке звучит песня «Сон», прилетает ласковый ветер.

Медленно шаги тают, оставаясь позади.

Зелёные кроны деревьев открывают небо, в котором звёзды в строгом хороводе смотрят вниз.

Маленький зайчик говорит неслышно.

Лёгкая песня окружает всё вокруг.

Здравствуй, я долго здесь!
Хочешь, тебя коснусь?
Если ты просто сон,
Значит я лишь проснусь.

Lana Del Rey с самого начала творческой карьеры несёт образ утонченной и даже воздушной девушки. Её песни – это образы из подсознания. Тексты Ланы нельзя трактовать однобоко – они, словно картины сюрреалистов: каждый видит в них что-то своё. Но всей линии её творчества присущи некоторые одинаковые особенности – это проникновенная грусть, осеннее настроение и стиль. Причём стиль в самом широком смысле этого слова. Сама певица больше тяготеет во времена 50-ых и 60-ых годов с платьями пин-ап и ретро-гламуром.

Голос Magic гармонирует с музыкой и передаваемыми образами. Это ещё одно прекрасное видео на YouTube, которое создано для YouTube.

Мокрый асфальт, не от дождя —
От моих слёз. Вот так!

Увези меня подальше,
Я не хочу быть рядом.
Я теперь. Тебе не надо, тебе не надо.
Увези меня подальше,
Я не хочу быть рядом.
Я теперь. Тебе не надо, тебе не надо.

Образец удачного использования музыкальных навыков в лирико-психологической драме.

Жанр популярной музыки объединяет.

В этой песне звучит приятный аккомпанемент — сопровождение голоса певца.

Звуки скрипки и ксилофона создают атмосферу ностальгии и отрешённости. Ритмичные ударные, слегка приглушённые, мягкие, подсказывают доброжелательный поэтический мотив.

Короткие партии в несколько нот уносят мысли, призывают отпустить ум и расслабиться.

Непринуждённо, органично звучат первые слова. Особенности лексики изящно сочетаются с музыкальной формой.

В репертуаре Светы есть одна прекрасная песня под названием «Лети за облака».

Ценность этой популярной песни — игра воображения. Некрепкая связь в бушующем океане грёз изображена в лирическом послании.

Утренний аэропорт,
Словно среди корт
Играем в печаль.
Трудно думать иногда:
Игра всегда права.

Песня «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…» многими воспринимается как народная из-за использованных в ней фольклорных образов, хотя на самом деле слова принадлежат Ивану Захаровичу Сурикову. Он был крестьянином-поэтом, но при жизни не получил признания. Все его стихотворения отличаются глубокой трагичностью и народными мотивами. После смерти поэта, многие из песен вошли в народ и стали использоваться как фольклорные тексты.

Творение лидера группы «Жуки» Василия Жукова было написано в теперь далёком 1998 году. Но из-за финансовых проблем, приключившихся тогда со звукозаписывающими лейблами, выход одноимённой пластинки был отложен почти на полтора года. Тем не менее, настоящим народным хитам нипочём любые испытания. Хорошая песня всегда найдёт дорогу к слушателю.

Песню «Плачь и смотри» исполняет группа «Непара». Автор музыки: А. Романоф — автор слов: О. Некрасов и А. Папазян. Текст песни и видео.

Дуэтное исполнение подчеркивает, что в песне раскрываются непростые взаимоотношения мужчины и женщины. Перед слушателями – типичная жизненная ситуация, когда есть любовь, рождается ребенок, но по каким-то причинам невозможно быть вместе.

Песня Аллы Пугачёвой «А я в воду войду» была написана бас-гитаристом Анатолием Куликовым. Музыкант решил внести в репертуар Примадонны динамичную и драйвовую композицию. Клип и текст песни.

Трек вошёл в альбом «Да!», который вышел в 1998 году. Тогда был самый расцвет западной танцевальной музыки. Стили европоп и евродэнс создавали атмосферу дискотек 90-х.

Песня «Если в сердце живет любовь…» в исполнении Юлии Савичевой является саундтреком к сериалу «Не родись красивой». Текст песни и видео.

Автором суперхита является Анастасия Максимова, оперная певица, продюсер и талантливый композитор. Сотрудничество с известным продюсером Максимом Фадеевым способствовало появлению альбомов Юлии Савичевой «Магнит» и «Оригами», которые разошлись огромными тиражами и принесли славу выпускнице «Фабрики звезд». А.Максимова работала также с Еленой Терлеевой, Лерой Массква и группой «Непара».

«Sugar Boy» — дебютная песня Анны Фадеевой. Слова песни. Песня очень привлекательная, в ней — красивое воплощение одной творческой натуры. Девочка с привлекательным голосом уводит слушателя в яркий мир своих иллюзий.

Я проснулась сегодня сутра.
Меня разбудил шум дождя из окна.
Танцевала всю ночь я сама
До утра!
Нет силы.
Я просила,
Но дождь танцует без меня.
Но услышал тёплый ветер,
Позвал он тебя.

Le désir de jouer avec quelqu’un est une caractéristique principale des créatives personnes. Il semble il y a un façon de trouver un autre partenaire.

Une belle chanson française «Âme Mélodique» nous encourage à se sentir mieux. Anna Chedid nous invite à regarder vers l’intérieur de nous-même. Qu’est-ce qui est là?

Entends tu cette musique au fond de toi?
Ferme les yeux c’est magique, elle te voit.
Et ton coeur mécanique se déploie.

Свобода и релаксация создают мотив этой прекрасной песни.

Современная певица Ализе откровенно признаётся в своих желаниях. Её слова не содержат амбиций. Это не фантазия, которая вдохновляет и побуждает громко кричать. Напротив, здесь начинается дискуссия различных мировоззрений.

La liberté et la relaxation sont les air de cette belle chanson.

La chanteuse contemporaine Alizée admet franchement ses désirs. Ses mots ne contiennent pas des ambitions. Ce n’est pas une fantaisie qui inspire et encourage criant haut et fort. Au contraire, ici commence une discussion des différentes visions du monde.

В песне «Знаки» современная исполнительница Маша Вебер рассказывает о себе и о своих чувствах. Слушателю предстаёт романтическая история о любви, в которой есть место тайне.

Признание в любви героини песни звучит робко, неуверенно. Что-то останавливает молодую девушку говорить откровенно. Слова о любви скрыты за тайным посланием. Но это послание звучит очень энергично и содержит уникальный сюжет.

Человек — это то, во что он верит.

Музыкальный проект «Диана» Вячеслава Тюрина и Ирины Нельсон жил в 90-е годы 20-го века.

Incomprehensible line comes through your heart. The very exotic road to any place you never found. Come back you see an interpretation of past, look around, everything becomes alive. Moving forward you are playing as if the million strings touch all around getting back to you.

Madonna sings:
«Happiness lies in your own hand
It took me much too long to understand
How it could be
Until you shared your secret with me».

Слушатели испытывают родственные чувства к певцу, чей голос такой родной.

Волшебство этой песни — в любовных переживаниях исполнителя. Народный артист России Николай Басков с душой признаётся в любви даме сердца. Искренние понятные каждому слова звучат очень мелодично.

Кружится земля, и ночь сменяет день,
Только для меня часы стоят,
Потому что я счастливей всех людей:
Мне Бог с небес послал тебя.

Группа Гости из будущего исполняла песни в стиле поп в начале 21 века. Текст песни «Осень-осень» — тут. Это удивительная лиричная композиция, внутри которой можно найти одну прекрасную сцену осени, глубокий смысл, красивые аккорды и добрые слова. Песня «Осень-осень» — о расставании, но она совершенно не скучная, этим она привлекает и завораживает.

Для песни главное — первые строки и нескучное начало. Но как это сделать, когда песня о расставании? Автор слов обращается к природным явлениям, рисует чувства, возбуждаемые осенью.

источник