Меню Рубрики

Лебедь рак и щука мораль анализ

В процессе изучения литературы детям предстоит познакомиться с самыми разнообразными жанрами. У каждого из них есть своя особенность и красота. Изучая их, ребята углубляют познания о мире, а также о развитии литературы. Один из самых интересных и необычных жанров – басня. Она помогает в особой, иносказательной, форме донести важный и глубокий смысл. На примере анализа басни «Лебедь, Щука и Рак» мы покажем, как много значит изучение данного жанра для воспитания детей.

Басня – небольшое по размерам произведение, которое имеет преимущественно стихотворную форму и носит сатирический характер. Это — иносказательный жанр, что позволяет с помощью выдуманных героев (как правило, зверей) обличать нравственные и общественные проблемы.

Свою историю басня начинает в V веке до нашей эры. В то время ее создал Эзоп. Только иносказательная форма давала возможность вкладывать в произведение даже самые смелые мысли. В честь создателя она получила название «эзопов язык».

Тогда басни существовали лишь в устной форме. Записывать их стали приблизительно во II веке до нашей эры.

Прежде чем приступить к анализу басни «Лебедь, Щука и Рак», необходимо знать, как она создавалась.

Сюжет является оригинальным и повествует о трех героях: лебеде, щуке и раке, которые совместными усилиями пытались сдвинуть воз с места. Однако их затея не увенчалась успехом.

Басня стала популярной, и ее по праву называют шедевром русской литературы. Мораль, которая заключена в произведении, раскрывала проблемы, которые остаются актуальными и в наше время.

Иван Андреевич Крылов видел, как общество, которое стремится сделать жизнь лучше, на самом деле, двигается в противоположных направлениях. А исключая возможность совместной и продуктивной работы, оно лишает себя такого желанного достижения цели. Не только эта басня, но и другие сатирические произведения автора подвергали критике царскую власть, а также поведение различных чиновников.

Чтобы подготовить анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» необходимо выделить действующих персонажей:

• Лебедь. Его стихия – воздух, потому он отчаянно стремится вверх.

• Рак – как и в природе, пятится назад.

• Щука – тянет воз в воду, но безрезультатно.

Использование животных в качестве персонажей не случайно. Как правило, их поведение продиктовано инстинктами и предсказуемо. На этом и строится сюжет басни.

На первый взгляд, проблема состоит лишь в том, что герои не могут найти общий язык. Их действия несогласованны, а потому не приносят результата. Однако все несколько сложнее.

Анализ басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак» обнаруживает и другую проблему. Все люди очень разные: их характеры, образ мыслей и действий непохожи. Автор показывает это на примере животных.

Лебедь искусно парит в небесах. Рак, напротив, двигается по суше, уверенно, но только назад. Вперед он не в силах сделать и шага. Щука и вовсе может лишь плавать.

Для успешного продвижения им необходимо не только договориться о совместной работе, но и принять, что не каждый из них должен делать то, что ему под силу.

Необходимо принимать себя таким, какой ты есть. Если лебедь способен прекрасно летать, то не стоит запрягать его в повозку, словно лошадь. Не всех можно переделать.

Согласно сюжету басни, герои действуют по-своему, но даже не пытаются договориться. Каждый стремится выбиться в лидеры, чтобы двум остальным героям пришлось последовать за ним как за более сильным. Но в результате воз не двигается с места.

Анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» показывает, что автор не говорил о таких злободневных вещах лишь с целью выразить личное недовольство. Он выражал общее настроение простого народа, который нуждался в помощи, но чиновники и царь оставались глухи к их просьбам. Обсуждая и планируя новые законы и проекты, они лишь тянули тот же народ и страну в разные стороны, не давая им развиваться в одном направлении.

Иван Андреевич считал, что чиновники обладают только положением, но нехватка образования, воспитания и культуры делает их неспособными придумать решение для проблем государства.

Краткий анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» позволит ребенку лучше понять произведение, получить ценный урок, развить воображение. Одним словом, многое понять, многое переосмыслить, сделать определенные выводы.

источник

Иван Андреевич Крылов (13.02.1769-21.11.1844) — поэт, издатель, публицист. Известен читателям как талантливый баснописец. Из-под его пера вышли 236 басни и были изданы еще при жизни автора. Многие басни были переведены им на русский язык и переделаны на собственный лад. А басни И.А.Крылова переведены на 53 языка.

Басня «Лебедь, щука и рак» написана в мае 1814 года и напечатана в сборнике «Новые басни Крылова» в 1816 году.

Герои басни: лебедь, рак и щука — три, абсолютно разных по характеру и среде обитания персонажа, хотят делать одно важное дело. Но в их действии нет слаженности. Каждый остается верен своим интересам и пристрастиям. Стихия лебедя – небо, все мысли и действия птицы направлены ввысь. Щука инстинктивно тянется в воду. А рак, в принципе, ничего не может, кроме как, пятиться назад. И как бы они не старались, сдвинуть с места телегу они не смогут.

Мораль: В командной работе, важна не только единая общая цель, но и слаженность действий всех участников мероприятия. Даже если возникают обстоятельства, которые противоречат личным жизненным идеалам, для достижения коллективной цели, иногда нужно отступить от своих принципов и пойти на уступки, на благо общего дела. Конечно же, героям надо было договориться о роли каждого из них. Проблема еще и в том, что они не способны даже осознать в чем причина их неудачи. Так и в жизни, люди живут в своем маленьком мирке, со своими примитивными способностями. Работают в коллективе и выполняют какие-то совместные проекты, но так и остаются в рамках своих ограниченных стихий, с узким кругом способностей и умений. Пересмотреть свое отношение к жизни, к своим действиям, за гранью их разума.

Соотечественники Крылова считали, что прототипами героев произведения стали члены общественного совета. Видимо сказалась очевидность схожести ситуации с неподвижным возом и не слаженной работы.

Крылов вырос среди простого народа, и не понаслышке знал обо всех трудностях жизни обычного человека. Иван Андреевич, отличался умением увидеть суть проблемы. Прекрасно знал народную речь, поговорки и пословицы, и уместно применял их в обычном разговоре. Подмечая суть проблемы, мастерски излагал в её тексте. Поэтому его произведения не только приятны на слух, но и наполнены глубоким смыслом. Темы басен актуальны во все времена. Фразы из басен Крылова стали крылатыми выражениями и не потеряли своей актуальности и в современном мире.

Эту басню написал Иван Андреевич Крылов, на его счету много произведений, в которых он высмеивает трусость жадность, глупость и другие пороки человека с помощью аллегорического приема.

Басня — это небольшое произведение написанное в стихотворной форме. С ее помощью обличают различные проблемы. В иносказательной форме можно выражать мысли и не бояться наказания. Хотя все понимают о ком или о чем идет речь, прямых доказательств нет, этим и удобна басня.

В нашем произведении пойдет речь о трех героях, которые решили объединить усилия, чтобы сдвинуть с места воз. Договориться, как это сделать, у товарищей не получилось. Каждый думал, что делает правильно, поэтому так у них ничего не получилось. На примере басни становится видно, что каждый должен заниматься своим делом которое он знает и может сделать лучше чем другой. Допустим лебедь прекрасно летает поэтому он даже если захочет то не сможет быть таким же искусным извозчиком как лошадь. Так же как щука, которая плавает и ее стихия вода, ей тоже не под силу тащить воз. Писатель на рассказывая про животных птиц и рыб показывает как не надо поступать. И что же все таки надо сделать чтобы дело стало спориться? Прежде всего должна быть договоренность между товарищами в какой последовательности и как делать. Только тогда можно в короткий срок добиться успеха.

Часто так бывает и в наше время в государственных структурах, каждое ведомство требует свое. Получается одно требование противоречит другому, но никто это не хочет замечать и только руками разводят почему же ничего не получается. От такого непонимания и не желания прислушаться к здравому смыслу страдает общее дело. Иногда это делается специально, что бы спасти свою репутацию.

При помощи басни поэт нам указывает на промахи и недостатки других и показывает как сделать чтобы исправить положение. В нашей басне автор подытоживает деятельность друзей и сетует на то, что если нет согласья между ними, то и дела не будет.

В кабинете у судебного следователя стоит худощавый и мелкий мужичок, в пестрядинной рубашке и портах. Лицо его испещрено волосяным покровом, вдобавок имело щербины и небольшие углубления. На вид суровый, своенравный и угрюмый.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала», даже будучи небольшим по содержанию, затрагивает глубокие философские вопросы, касающиеся гуманизма и нравственности.

Перед каждым человеком открыты любые двери. Он может стать писателем, художником, юристом и так далее. Главное, чтобы для достижения цели человек предпринимал активные действия, а не просто лежал на диване.

У каждого наверняка был в школе такой день, который можно смело назвать лучшим! У одних это день, когда в дневнике стояли одни пятерки, у других – день, когда в столовой давали шикарные булочки

Известный на весь мир художник Илья Репин первые шаги по творческому пути уже начал в 13 лет. После оттачивал своё мастерство в академии художеств, которая возродила в душе Репина героизм революционного движения

источник

Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений

Басня «Лебедь, Щук и Рак».
Художник В. Еромлаева

Басня «Лебедь, Щука и Рак» Крылова была написана до 12 мая 1814 г. и впервые опубликована в сборнике «Новые басни» в 1816 г. (ч. IV, № 6).

В этой статье представлены материалы о морали басни «Лебедь, Щука и Рак» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Лебедь, Щука и Рак» заключается в том, что никакое дело не может иметь успеха, если все участники двигаются в разных направлениях, действуют несогласованно и т.д.

Нередко люди, взявшись за общее дело, тянут «воз» каждый в свою сторону, например, из тщеславия, гордости или жадности. В конце концов такой «воз» действительно обречен стоять на месте.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых трех строках:

И выйдет из него не дело, только мука.»

«Под возом разумеется какое ни на есть дело, а под лебедем, щукой и раком разумеются товарищи по какому-нибудь делу, меж которыми нет, да и быть не может согласия, иногда по разности нрава, иногда и потому, что не одинаково дело разумеют, а иногда и потому, что одним другого надуть хочет.

Так вот у таких товарищей дело. не пойдет, как не пошел воз, в который впряглись было лебедь, щука и рак. Но случается при этом иногда еще и так, что всем придется с капитальцем проститься, а как кто рискинул последним, так и иди с сумой по миру.»

(Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа. «, ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

«Лучше людям жить в согласии и дружбе — в этом их взаимная польза. На своекорыстии и расчете дружба основываться не может: своекорыстный друг один только раз обманет и изменит, а там ему и веры больше нет, тогда и дружбе конец — ко взаимной невыгоде обеих сторон. На взаимности чувства и услуг основывается дружба; на согласии, единодушии и уступчивости созидается на пользу всех общее дело. («Лебедь, Щука и Рак», «Раздел»).»

(Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

«Дружбе, товариществу и согласию он [Крылов] посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. Что в товариществе также должно быть согласие, иначе дело будет терпеть неудачу, показано в баснях «Лебедь, Щука и Рак» и «Раздел».»

(«Иван Андреевич Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

«Правду сказать — и судить тут нечего, все виноваты: всякий, видимо, о себе, а не об общем деле думает. Оттого и «воз ни с места!».» («Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

«Эту басню. так часто применяли к различным коллективным учреждениям и преимущественно к Государственному совету, что наконец утвердилось мнение, будто она была вызвана несогласиями членов этого совета. «

(Кеневич В. Ф., Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»)

Такова мораль басни «Лебедь, Щука и Рак» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

источник

вопрос опубликован 15.01.2017 19:15:52

1.Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мораль басни? В чём смысл морали?

Главные герои басни — Ворона и Лисица.

Мораль басни заключена в первых 3-х строчках:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Смысл морали в том, чтоб дать урок нравственности: льстить плохо, вредоносно, но люди обожают лесть. Но лесть никогда не употребляют люди с незапятнанным сердечком.

2.Какая ситуация подтверждает эту мораль? Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он называет Лисицу? Какие хитрости пускает в ход Лисица, чтобы отобрать у Вороны сыр? Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает? Могло ли что-то подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации?

Ситуация, когда Лисица околпачивает Ворону, подтверждает эту мораль. Создатель относится к Вороне с издевкой и легким сочувствием, а к Лисице с осуждением.

Крылов именует Лисицу «плутовкой». Чтоб отобрать у Вороны сыр, Лисица пускается на хитрости: она льстит Вороне, хвалит ее надуманную красоту, глас и провоцирует ее на то, чтоб она зрела.

Читайте также:  10 1 при анализе на рак

У Вороны, услышавшей похвалы Лисицы, кружится голова от счастья, «От радости в зобу дыханье сперло», другими словами Ворона надулась от значимости.

Крылов осуждает Лисицу и высмеивает глуповатую Ворону. Подобные ситуации нередко происходят с людьми.

3.Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басен, подготовьте вопросы для викторины, например:
а)Из какой басни взяты слова?
А ларчик просто открывался.
б)Из каких басен извлечена мораль?
—Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
—Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.

«Квартет».
Мораль (выражена в словах Соловья):
«. А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Аллегорический смысл этой басни в том, что никакие внеш-ние изменения не помогут человеку, если у него нет способно-стей, таланта и умения.
«Лебедь, Щука и Рак».
Мораль:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Аллегорический смысл: общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия.
«Две бочки».
Мораль:
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку;
Кто дёлов истинно, — тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу Без шуму.

Аллегорический смысл басни в том, чтобы показать различие между трудолюбивым человеком, который молча делает свое дело, и пустым, бесполезным человеком, который громко шумит о . своих якобы делах.

б) Избави бог и нас от таких арбитров.

в) «. Слона-то я и не приметил».

г) «. Посильнее кошки зверька нет!»

И труд и мудрость созидать там,

Где стоит только додуматься,

б) Примолвить к речи тут годится,

Но ничьего не трогая лица,

в) Свет полон дружбою такою.

Про сегодняшних друзей льзя молвить, не греша,

Что в дружбе они все чуть ль не одиноки:

Слушать — кажется, одна у их душа, —

А только кинь им кость, так что твои собаки!

источник

Анализ басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука» для учителей начальной школы.

Сдесь представлено:

«Лебедь, Рак и Щука» 2 класс

Иван Андреевич Крылов — великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.

Ба́сня — это короткое, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

  • Лебедь -рвётся в облака
  • Рак — пятится назад
  • Щука –тянет в воду

Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.

Когда в товарищах согласья нет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Дружно негрузно, а врозь хоть брось.

Сравни басню и сказку о животных

  • Сказка
  • Герои :животные
  • События : помогают друг другу
  • Вывод : добро побеждает зло
  • Басня
  • Герои : животные, птицы, деревья
  • События :выступают в роли человека, показывают его недостатки
  • Вывод : понять недостаток и исправить его

С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.

В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.

источник

Выбранный для просмотра документ Мой открытый урок.docx

Урок по литературному чтению в 3 классе по программе «Планета знаний»

Тема: И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

Цель: познакомить учащихся с произведениями И.А.Крылова; научить определять

басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении;

Понимать нравственный смысл басни;

Развивать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

Ориентироваться в нравственном содержании.

Организовывать своё рабочее место;

Принимать и сохранять учебную задачу;

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

Адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников.

Формулировать собственное мнение;

Выделять существенную информацию;

Строить понятные для партнёра высказывания.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Соблюдать правила работы в парах, в группах.

Оборудование: учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение», печатная тетрадь к учебнику. Портрет И.А.Крылова, выставка книг. Карточки для работы в парах и группах. Карточки для словарной работы. Мультфильм с басней, презентация, ноутбук, проектор.

Прозвенел звонок, начинается урок!

— Сегодня на уроке мы продолжаем работу над баснями, особенностями их языка, выразительностью, познакомимся с новым произведением. А его название вы узнаете, если отгадаете загадки.

— Кто, написал это произведение? ( Иван Андреевич Крылов)

— Итак, сегодня мы познакомимся с этим произведением, и должны будем доказать, что оно относится к литературному жанру – «басня».

– Давайте вспомним, что же такое «басня». Из предложенных определений, выберите то, которое раскрывает этот литературный жанр.

Повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Небольшое поэтическое произведение.

Словесное изложение каких-нибудь событий.

Краткое иносказательное нравоучительное произведение, которое имеет скрытый смысл.

— Кто, чаще всего является героями «басни»? (животные, предметы)

— А кто подразумеваются под ними? (люди)

— Каковы же особенности «басни»? ( Басня всегда поучает, осуждает, высмеивает. Она содержит мораль — нравоучение, поучение, вывод).

— Кто был родоначальником басен? (древнегреческий баснописец Эзоп)

— С какими баснями мы с вами уже познакомились? (Эзоп «Мухи» и «Кошка и мышка», Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»)

4. Проверка домашнего задания.

Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру?

Рассказ об И.А.Крылове (заранее подготовленные учащиеся)

1. Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома. А позже (семья Крыловых жила тогда в Твери) довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным предметам: русскому и французскому языкам, арифметике. И Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с итальянцем – синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте.

2. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была не богата, а теперь лишилась последних средств к существованию. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.

3. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он баснями. Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, образными. «Кукушка хвалит петуха…», «А Васька слушает да ест», – говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои басен Крылова. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов». Умер Крылов в 1844 году. Во многих городах установлены памятники И.А.Крылову и его литературным героям.

(Выставка книг с баснями И.А.Крылова.)

— Действительно И.А.Крылов написал очень много басен. Может кто-то из вас знает произведения этого писателя? («Ворона и лисица», «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Слон и Моська», «Чиж и голубь», «Мартышка и очки» и другие).

— В нашей школьной библиотеке есть много книг с баснями И.А.Крылова. Вы можете взять и почитать их.

— Познакомимся с басней Крылова «Лебедь, рак и щука»

-Посмотрите видеофильм, послушайте мастера художественного слова.

— Сейчас сравним текст с учебником.

Открываем учебники стр. 71.

— Прочитайте произведение самостоятельно. Отметьте для себя глазками те слова, которые не понятны.

Лад – согласие, мир, порядок

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. (положить – класть).

Воз – колёсная повозка или сани с грузом, багажом.

Впряглись – сами запряглись в повозку для перевозки груза

Ныне – в настоящее время, теперь.

Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

Пятится – медленно идти, двигаться назад, задом.

Рвется – стремится куда-нибудь.

Тянет – тащить, направляя куда-нибудь

— Объясните смысл выражений:

« А воз и ныне там» – значит, работа не двигается с места. (дело стоит на месте)

«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.

Работа над содержанием басни.

— О каком же событии рассказал Крылов? (“Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись”)

— Старались ли герои сдвинуть воз с места? (да)

— Найдите и прочитайте строки, которые доказывают это. ( «Из кожи лезут вон

— Получилось ли у них сдвинуть воз с места?

— Найдите и прочитайте строки, которые доказывают это. (А воз и ныне там)

— Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы сдвинуть с места и везти? (товарищи. Поклажа для них легка)

— А как вы понимаете значение слова «товарищи»? Какой синоним можно подобрать? (друзья)

— Итак, героями басни являются лебедь, рак и щука. Что у них общее? (их жизнь связана с водой)

— Случайно ли Крылов подобрал этих героев? (нет, они все живут в воде и могли бы воз сдвинуть с места)

Прочитайте предложение, которое помогает увидеть образ лебедя в басне. (Лебедь рвется в облака)

— Назовите главное слово (рвется) (Он стремительный, упрямый)

— А образ Рака? (Рак пятится назад) (Он неторопливый, видит только свою дорогу)

— Найдите и прочитайте образ Щуки? (Щука тянет в воду) (Она тоже делает своё дело)

— Чего же им не хватило? (Согласия)

— Укажите стрелкой на подходящую концовку предложения.

Щука – воплощение: несогласованности

— Мы с вами в начале урока говорили, что басня всегда поучает, осуждает, высмеивает. Она содержит мораль — нравоучение, поучение, вывод.

— Какие же недостатки героев высмеивал Крылов? (непонимание, несогласованность в действиях, в товарищах).

— Найдите и прочитайте мораль этой басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело, только мука.)

Самостоятельная работа. Работа в тетрадях стр.25 №2

— Итак, мы с вами сказали, что мука – это сильное физическое или нравственное страдание.

Ответьте на вопрос и запишите самостоятельно. Самопроверка. (зачитать несколько ответов)

5. Закрепление материала урока.

— А бывали у вас в жизни такие ситуации, когда не шло дело на лад из-за несогласия между вами и друзьями, родителями? Приведите примеры из жизни.

— Возьмите карточки с пословицами, подумайте, какие пословицы подойдут к данной басне.

Много захочешь последнее потеряешь.

В одиночку не одолеешь и кочку.

Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

В согласном стаде и волк не страшен.

Много захочешь последнее потеряешь.

Где смелость, там и победа.

На родной стороне и камешек знаком.

Согласие крепче каменных стен.

Где смелость, там и победа.

Лад и согласие — в любом деле счастье.

Много захочешь последнее потеряешь.

Где смелость, там и победа.

Одна рука в ладоши не бьёт.

Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

Работу делают умением – трудность преодолевают согласием.

Много захочешь последнее потеряешь.

Всякое дело мастера боится.

Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит.

Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

Всякое дело мастера боится.

— Что можно посоветовать людям, у которых не ладится дело от того, что каждый преследует свою цель?

Итак, мы сегодня познакомились ещё с одной басней.

Вывод: смог бы наш класс вытащить воз? Почему?

А теперь, давайте составим цветок «Дружбы», чтобы не попасть в ситуацию, в которую попали герои басни. Дети выбирают лепестки цветка, которые соответствуют дружбе и вывешивают на доске.

Лепестки: помощь, доброта, внимательность, отзывчивость, доверие, честность, радость, злость, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть, эгоизм, умение договориться, умение выслушать, умение поддержать,

Много захочешь последнее потеряешь.

В одиночку не одолеешь и кочку.

Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.

В согласном стаде и волк не страшен.

Много захочешь последнее потеряешь.

Где смелость, там и победа.

На родной стороне и камешек знаком.

Согласие крепче каменных стен.

Где смелость, там и победа.

Лад и согласие — в любом деле счастье.

Много захочешь последнее потеряешь.

Где смелость, там и победа.

Читайте также:  Аденома простаты анализы показывают онкологию

Одна рука в ладоши не бьёт.

Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

Работу делают умением – трудность преодолевают согласием.

Много захочешь последнее потеряешь.

Всякое дело мастера боится.

Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит.

Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

источник

1.Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мораль басни? В чём смысл морали? Главные герои басни — Ворона и Лисица. Мораль басни заключена в первых 3-х строчках: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Смысл морали в том, чтоб дать урок нравственности: льстить плохо, вредоносно, но люди обожают лесть. Но лесть никогда не употребляют люди с незапятнанным сердечком. 2.Какая ситуация подтверждает эту мораль? Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он называет Лисицу? Какие хитрости пускает в ход Лисица, чтобы отобрать у Вороны сыр? Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает? Могло ли что-то подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации? Ситуация, когда Лисица околпачивает Ворону, подтверждает эту мораль. Создатель относится к Вороне с издевкой и легким сочувствием, а к Лисице с осуждением. Крылов именует Лисицу «плутовкой». Чтоб отобрать у Вороны сыр, Лисица пускается на хитрости: она льстит Вороне, хвалит ее надуманную красоту, глас и провоцирует ее на то, чтоб она зрела. У Вороны, услышавшей похвалы Лисицы, кружится голова от счастья, «От радости в зобу дыханье сперло», другими словами Ворона надулась от значимости. Крылов осуждает Лисицу и высмеивает глуповатую Ворону. Подобные ситуации нередко происходят с людьми. 3.Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басен, подготовьте вопросы для викторины, например: а)Из какой басни взяты слова? А ларчик просто открывался. б)Из каких басен извлечена мораль? —Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. —Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. «Квартет». Мораль (выражена в словах Соловья): «. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь». Аллегорический смысл этой басни в том, что никакие внеш-ние изменения не помогут человеку, если у него нет способно-стей, таланта и умения. «Лебедь, Щука и Рак». Мораль: Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Аллегорический смысл: общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия. «Две бочки». Мораль: Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку; Кто дёлов истинно, — тих часто на словах. Великий человек лишь громок на делах, И думает свою он крепко думу Без шуму. Аллегорический смысл басни в том, чтобы показать различие между трудолюбивым человеком, который молча делает свое дело, и пустым, бесполезным человеком, который громко шумит о . своих якобы делах. Вопросы для викторины. 1) Из каких басен слова? а) «. Так поди же, попляши!» б) Избави бог и нас от таких арбитров. в) «. Слона-то я и не приметил». г) «. Посильнее кошки зверька нет!» 2) Из каких басен мораль? а) Случается часто нам И труд и мудрость созидать там, Где стоит только додуматься, За дело просто взяться. б) Примолвить к речи тут годится, Но ничьего не трогая лица, Что делом, не сведя конца, Не нужно хвалиться. в) Свет полон дружбою такою. Про сегодняшних друзей льзя молвить, не греша, Что в дружбе они все чуть ль не одиноки: Слушать — кажется, одна у их душа, — А только кинь им кость, так что твои собаки! г) Невежи судят точно так: В чем толку не усвоют, то все у их пустяк. 3) Из каких басен эти герои? а) Слон, овцы, волки. б) Крестьянин, Дерево, Змея. в) Мужчина, гуси, прохожий. г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

источник

В процессе изучения литературы детям предстоит познакомиться с самыми разнообразными жанрами. У каждого из них есть своя особенность и красота. Изучая их, ребята углубляют познания о мире, а также о развитии литературы. Один из самых интересных и необычных жанров – басня. Она помогает в особой, иносказательной, форме донести важный и глубокий смысл. На примере анализа басни «Лебедь, Щука и Рак» мы покажем, как много значит изучение данного жанра для воспитания детей.

Басня – небольшое по размерам произведение, которое имеет преимущественно стихотворную форму и носит сатирический характер. Это — иносказательный жанр, что позволяет с помощью выдуманных героев (как правило, зверей) обличать нравственные и общественные проблемы.

Свою историю басня начинает в V веке до нашей эры. В то время ее создал Эзоп. Только иносказательная форма давала возможность вкладывать в произведение даже самые смелые мысли. В честь создателя она получила название «эзопов язык».

Тогда басни существовали лишь в устной форме. Записывать их стали приблизительно во II веке до нашей эры.

Прежде чем приступить к анализу басни «Лебедь, Щука и Рак», необходимо знать, как она создавалась.

Сюжет является оригинальным и повествует о трех героях: лебеде, щуке и раке, которые совместными усилиями пытались сдвинуть воз с места. Однако их затея не увенчалась успехом.

Басня стала популярной, и ее по праву называют шедевром русской литературы. Мораль, которая заключена в произведении, раскрывала проблемы, которые остаются актуальными и в наше время.

Иван Андреевич Крылов видел, как общество, которое стремится сделать жизнь лучше, на самом деле, двигается в противоположных направлениях. А исключая возможность совместной и продуктивной работы, оно лишает себя такого желанного достижения цели. Не только эта басня, но и другие сатирические произведения автора подвергали критике царскую власть, а также поведение различных чиновников.

Чтобы подготовить анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» необходимо выделить действующих персонажей:

• Лебедь. Его стихия – воздух, потому он отчаянно стремится вверх.

• Рак – как и в природе, пятится назад.

• Щука – тянет воз в воду, но безрезультатно.

Использование животных в качестве персонажей не случайно. Как правило, их поведение продиктовано инстинктами и предсказуемо. На этом и строится сюжет басни.

На первый взгляд, проблема состоит лишь в том, что герои не могут найти общий язык. Их действия несогласованны, а потому не приносят результата. Однако все несколько сложнее.

Анализ басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак» обнаруживает и другую проблему. Все люди очень разные: их характеры, образ мыслей и действий непохожи. Автор показывает это на примере животных.

Лебедь искусно парит в небесах. Рак, напротив, двигается по суше, уверенно, но только назад. Вперед он не в силах сделать и шага. Щука и вовсе может лишь плавать.

Для успешного продвижения им необходимо не только договориться о совместной работе, но и принять, что не каждый из них должен делать то, что ему под силу.

Необходимо принимать себя таким, какой ты есть. Если лебедь способен прекрасно летать, то не стоит запрягать его в повозку, словно лошадь. Не всех можно переделать.

Согласно сюжету басни, герои действуют по-своему, но даже не пытаются договориться. Каждый стремится выбиться в лидеры, чтобы двум остальным героям пришлось последовать за ним как за более сильным. Но в результате воз не двигается с места.

Анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» показывает, что автор не говорил о таких злободневных вещах лишь с целью выразить личное недовольство. Он выражал общее настроение простого народа, который нуждался в помощи, но чиновники и царь оставались глухи к их просьбам. Обсуждая и планируя новые законы и проекты, они лишь тянули тот же народ и страну в разные стороны, не давая им развиваться в одном направлении.

Иван Андреевич считал, что чиновники обладают только положением, но нехватка образования, воспитания и культуры делает их неспособными придумать решение для проблем государства.

Краткий анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» позволит ребенку лучше понять произведение, получить ценный урок, развить воображение. Одним словом, многое понять, многое переосмыслить, сделать определенные выводы.

источник

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.
Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне “Квартет” поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).
Проказница-мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка ;
Затеяли сыграть квартет”
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:
Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
И споры
Кому и как сидеть.
Но мудрый Соловей – народ – понимает необходимое условие слаженной игры квартета – работы Государственного совета – профессионализм:
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней”,
Им отвечает Соловей.
И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:
“А вы, друзья, как ни садитесь.
Все в музыканты не годитесь”.
Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей… говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.
Эту же тему Крылов продолжает в басне “Лебедь, Рак и Щука”. По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.
Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.
Крылов – подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.
В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством – в этом секрет их долголетия.

Мастерство Крылова-баснописцаБасни Ивана Андреевича Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные идеалы нашею.

Особенности изображения русского национального характера в баснях КрыловаМне кажется, что такой литературный жанр как басни находится в самой непосредственной близости к фольклору – устному народному творчеству. У истоков русского басенного жанра стоит.

Значение басен КрыловаЗабавой он людей исправил. Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не. забудут этой были. Пока по-русски.

Обличительная мораль и жизнеутверждающая традиция басен Ивана КрыловаЗнаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети XIX явилось басенное творчество И. А. Крылова, одного из крупнейших и самобытнейших писателей своего времени. Его творчество.

“Иду на грозу” Гранина в кратком содержанииСпокойное течение рабочего утра в лаборатории № 2 нарушил внезапный приход шефа члена-корреспондента А. Н. Голицына. Он сделал разносы сотрудникам, а затем ворчливым голосом велел.

Краткое содержание Иду на грозу ГранинД. А. Гранин Иду на грозу Спокойное течение рабочего утра в лаборатории № 2 нарушил внезапный приход шефа члена-корреспондента А. Н. Голицына. Он сделал разносы.

Стихи Пушкина на немецком языке с переводомЕсли жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все.

Эзопов язык в баснях КыловаКогда перенимать с умом, тогда не чудо И пользу от того сыскать; А без ума перенимать – И боже сохрани как худо! И. Крылов Иван.

Басни Ивана Крылова – сокровищница народной мудростиИван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве и происходил из ” обер-офицерских детей”, отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского.

Русские народные волшебные сказки в кратком содержанииМорозко У мачехи живут родная дочка и падчерица. Старуха решает согнать падчерицу со двора и приказывает своему мужу везти девушку “во чисто поле на трескун-мороз”.

Образы животных в баснях Ивана КрыловаБасня – это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория – воплощение отвлеченной идеи в.

Читайте также:  Анализы алт и аст онкология

Басенное творчество И. А. КрыловаНо как же быть? Теперь я старе становлюсь: Погода к осени дождливей, А люди к старости болтливей. И. Крылов Басни Ивана Андреевича Крылова (1768-1844) принадлежат.

Жизнь и творчествоУ всякого талант есть свой. И. Крылов Иван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях* ставших неотъемлемой частью классической.

Осуждение человеческих пороков в баснях КрыловаБасни Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая.

“Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет”Имя великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова известно всему миру. Басни И. А. Крылова, по словам Н. В. Гоголя, – “подлинная книга народной мудрости”. В.

источник

Какая мораль в басне Крылова Лебедь, щука и рак?

Далеко не все знают басню Крылова quot;Лебедь, щука и ракquot;. В этой истории каждый тянул обоз в свое русло, в свою сферу существования. Они хотели сделать общее дело, а вот как — не сообразили, не стали действовать сообща, вот ничего у них и не получалось, а воз и ныне там.

Мораль той басни такова — если за что-то собираетесь взяться, то вначале обсудите как это собираетесь делать. Ведь только сообща ваш коэффициент полезного действия преумножается в разы!

А мораль сей басни такова: если хотите сделать дело качественно, то соберите команду готовую идти на компромиссы и двигаться в одном направлении. А если каждый будет тянуть одеяло на себя, то ни к чему толковому это не приведет!

Здесь действительно все более, чем просто. Если команда делает одно дело, то они обязательно должны скоординировать все свои действие. Если это не произойдет, результат будет точно такой же как в басне. Для этого и существуют руководители, это их задача устранить ненужные личные мотивы и направить трудовую деятельность в нужное русло для достижения цели.

Если перевести на современный лад, то речь идет о том, что в рабочем коллективе нужно помогать друг-другу, а самому по-себе будет нелегко. И всегда должна быть дружба и взаимопонимание в рабочем коллективе. Примерно так.

Урок, который должен был вынести каждый, кто басню прочитал, звучит так. Разрозненность действий не принесет успеха никому, победа не достанется никому, поражение потерпит каждый. Даже враги объединяют свои силы, чтобы выиграть, а уж друзьям или соратникам подавно надо бы объединится и уступить пальму лидера наиболее сильному. В данном случае можно было выбрать Лебедя, он высоко летает и никакие речные обитатели его бы не достали, в то время как рак и щука могли бы поругаться. Сделали бы дело, каждый бы выиграл чуточку и разошлись бы с частицей победы, а так ничего и ни у кого.

Басни Крылова весьма поучительны, а животный мир похож на человеческий.

По моему, в той басне мораль довольно проста: quot;Когда в друзьях согласья нет. quot;. Суть басни в том, что для решения какого-либо сложного дела силами небольшого коллектива нужно скоординированное действие в одном направление всех участников такого коллектива, иначе получится полный раздрай.

Эта басня говорит о дружности и собранности компании/коллектива, о том что в коллективе нужно думать и других а не только о себе, а не так как в басне: лебедь, щука и рак взялись делать одно дело но не получилось так как действовали они так как им удобно.

Басня эта очень поучительна и актуальна. По сюжету лебедь, рак и щука тянули воз каждый в своем направлении и понятное дело, воз с места не сдвинулся. То есть налицо несогласованность действий по достижению какой-либо цели. Если бы хотя бы два персонажа этой басни объединили бы свои усилия, воз медленно, со скрипом, преодолевая сопротивления третьего участника, тормоза, сдвинулся бы в выбранном направлении. Объедини они все свои силы, возок пошел бы как по маслу. Отсюда вывод, или мораль, в большом коллективе должен быть четко определен план действий и все усилия скоординированы. Для этого лучше всего иметь начальника, которой и задаст нудное направление. А если все будут считать себя главными, ничего хорошего не получится.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдт. Другими словами можно сказать, что любое дело будет спориться, если все действия хорошо скоординированы между всеми участниками. Именно в этом, кроется успех любого дела.

Мораль такая собрались вместе сделать одно дело, так делайте, а не каждый сам по себе, quot;сам по себеquot; для общего успеха не подходит. Надо вместе действовать в одном направлении, тогда придт успех и дело сделается.

источник

«Ле́бедь, Щу́ка и Рак» — басня Ивана Андреевича Крылова, написанная в 1814 году и опубликованная в сборнике «Новые басни» (1816, ч. 4). Сюжет содержит намек на события того времени: недовольство русского общества действиями политических союзников императора Александра [1] (война Шестой коалиции против Наполеона); по другой версии, современники связывали сюжет басни с разногласиями между членами Государственного Совета. [2]

Басня состоит из двух частей, отделённых друг от друга графически, — из короткого назидания в начале

и иллюстрирующего мораль басни сюжета. Басня написана басенным вольным ямбом, количество стоп колеблется от 4 («Везти | с покла | жей воз | взялись») до 6 («Кто ви | новат | из них, | кто прав | — судить | не нам»). [3] В первых шести стихах и двух последних рифмовка парная («согласья нет» — «не пойдет», «мука» — «щука»), в стихах 7—9 — опоясывающая.

Герои произведения, как и в большинстве басен, животные. Образ действия животных, в отличие от человека, однообразен, подчинён инстинктам и определённым законам. Щука может только плавать, лебедь — летать, а рак — пятиться назад. Мораль басни строится на основе этой заложенной природой в животных модели поведения. [4]

Однако, по наблюдению Л. С. Выготского, изложенному в труде «Психология искусства» (1922), описание действий персонажей расходится с заявленной в начале басни моралью. В главе «Анализ басни» Выготский, приведя мнение А. Е. Измайлова о том, что если бы поклажа была легка, то лебедь мог поднять на воздух воз, щуку и рака, подчеркивал это противоречие, составляющее, по его мнению, «психологическую основу всякой поэтической басни»:

Дело не в конечном соображении нашего критика, но в его основной мысли, что соединение этих трех героев за общим делом есть противоестественное, следовательно, самый рассказ иллюстрирует не то, что в товарищах согласия нет, напротив, мы в басне не находим и намека на то, чтобы между животными существовало какое‑нибудь несогласие, напротив того, мы видим, что все они стараются чрезмерно, «из кожи лезут вон», и даже невозможно указать, кто из них виноват, кто прав. Таким образом, ясно, что басня совершенно не осуществляет Лессингова рецепта — в частном случае показать верность общего нравственного утверждения, но идет с ним прямо вразрез, показывая, согласно определению Квинтилиана, нечто совершенно противоположное своими словами и своим смыслом. Мы увидим ниже, что самый этот момент невозможности, противоречия есть необходимое условие при построении басни, и если бы при иллюстрации общего правила нам потребовалась хорошая басня, мы могли бы её составить чрезвычайно просто, придумавши какой‑нибудь случай, где двое или несколько товарищей, ссорясь между собой, не могли довести какого‑нибудь дела до конца. Поэт поступает совершенно иначе: он, с одной стороны, напрягает до крайности струну полного согласия, он развивает до гиперболизма мотив необычайно твердого намерения — «из кожи лезут вон»; нарочно отбрасывает все внешние мотивы, которые могли бы помешать, — «поклажа бы для них казалась и легка», и параллельно с этим и в той же мере он до крайности натягивает другую струну, противоположную струну разброда и разнонаправленности действий своих героев. [5]

И тем не менее, это противоречие заявленной морали и «противоположной струны» якобы существующего согласия — кажущееся. Движения компаньонов по общей работе, подверженное действию инстинктов, как это подчеркнуто на примере животных с противоположными инстинктами, и является основным противоречием слов, заявленных намерений в противоположность намерениям истинным, пусть и не осознаваемым самими персонажами. Очевидно, бессознательные намерения людей, недоговорившихся об общем деле, а возможно и не прочувствовавших свои истинные намерения до конца и послужила основной вдохновляющей идеей для Крылова.

Басня неоднократно издавалась с иллюстрациями, выполненными в разных техниках, таких известных художников, как Г. А. Ечеистов (1897—1946), А. М. Лаптев (1905—1965), Е. М. Рачёв (1906—1997), и многих других.

Уже при жизни автора басня стала весьма популярна, по сей день постоянно переиздаётся, переведена на другие языки. Аллюзия на «Лебедя, Рака и Щуку» часто встречается в выступлениях политиков [6] , заголовках статей СМИ [7] , пародиях, карикатурах [8] . Фраза «воз и ныне там» устойчиво вошла крылатой фразой в русский язык как символ разобщённости.

  1. ↑Большой Энциклопедический словарь, изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1890—1907 гг URL at 8/27/2008
  2. ↑ Примечания // Русская басня XVIII—XIX веков / Составление, подготовка текста и примечания В. П. Степанова и Н. Л. Степанова. — Второе издание. — Ленинград: Советский писатель, 1977. — С. 583. — 656 с. — (Библиотека поэта. Большая серия). — 48 000 экз.
  3. ↑ Примечания // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха / Составитель, автор статей и примечаний В. Е. Холшевников. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1983. — С. 163. — 448 с. — 200 000 экз. .
  4. ↑В. Нестеренко Произведение морали (анализ басни) Вопросы литературы, 1998, № 2 URL at 8/27/2008
  5. Выготский, Л. С.Психология искусства. Проверено 2 октября 2008.
  6. ↑Путин призвал власть избавиться от комплекса «лебедя, рака и щуки»
  7. ↑«Лебедь, рак и щука». Киви Берд, журнал «Компьютерра» № 34 от 07 сентября 2001 года URL at 8/27/2008
  8. ↑Владимир Романов шарж «Лебедь, Рак и Щука» URL at 8/27/2008

Мартышка и очки • Обоз • Муравей • Ворона и Лисица • Лебедь, Щука и Рак • Обезьяна • Слон и Моська • Стрекоза и муравей • Тришкин кафтан • Трудолюбивый Медведь

источник

Иван Андреевич Крылов — великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.

Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне “Квартет” поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Осел, Козел Да косолапый Мишка;

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы

Но мудрый Соловей — народ — понимает необходимое условие слаженной игры квартета — работы Государственного совета — профессионализм:

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:

“А вы, друзья, как ни садитесь.

Все в музыканты не годитесь”.

Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей… говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.

Эту же тему Крылов продолжает в басне “Лебедь, Рак и Щука”. По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка,

Да Лебедь рвется в облака,

Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.

Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.

Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.

В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством — в этом секрет их долголетия.

источник