Меню Рубрики

Анализы воды в скважинах в роспотребнадзоре

Письмо Роспотребнадзора от 23.10.2015 № 01/12950-15-32
«О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Планом основных организационных мероприятий Роспотребнадзора на 2015 год, а также по результатам коллегии о санитарно-эпидемиологическом состоянии водоснабжения в Российской Федерации по итогам реализации Федерального закона от 07.12.2011 N 416 «О водоснабжении и водоотведении» и совещания специалистов по коммунальной гигиене направляет для использования в работе информацию о порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

Программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — ППК), утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10, применяются до окончания срока их действия.

Места отбора проб воды и перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, должны соответствовать местам отбора проб воды и перечню показателей, по которым территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При оценке результатов лабораторных исследований питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, следует иметь в виду, что питьевая вода считается соответствующей установленным гигиеническим нормативам в случае, если уровни показателей не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В случае, если по результатам производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды, средние уровни показателей проб питьевой воды, горячей воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее — Территориальный отдел), обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

1. Выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании оценки результатов расширенных исследований химического состава воды централизованных источников питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды, горячей воды в системе водоснабжения.

2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с территориальным управлением (ТУ) Роспотребнадзора в два этапа.

2.1. На первом этапе организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, проводит ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения за период не менее трех последних лет по следующим материалам:

— государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории (для поверхностных источников водоснабжения);

— органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;

— данных территориального отдела по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод во втором третьем поясах ЗСО, а также по результатам исследований качества воды в местах водопользования населения;

— органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника).

На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих техногенное загрязнение воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с действующими санитарными правилами.

Перечень выбранных показателей, а также проведенный ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, оценивается территориальным отделом.

2.2. На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, организуют проведение расширенных лабораторных исследований воды перед подачей в разводящую сеть централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по составленному перечню химических веществ, характеризующих техногенное загрязнение, исходя из степени санитарно-эпидемиологической опасности:

— по показателям, превышающим 0,5 ПДК по максимальным значениям в результате проведенного ретроспективного анализа;

— по показателям, приведенным в действующих Санитарных правилах СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

2.2.1. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ количество исследуемых проб воды и их периодичность могут быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.

2.2.2. Для системы водоснабжения, использующей реагентные методы обработки воды, при проведении расширенных исследований перед подачей воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе водоподготовки согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п., на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при водоподготовке).

2.2.3. При проведении расширенных исследований рекомендуется применение современных универсальных физико-химических методов исследования водных сред, позволяющих получить максимально полную информацию о химическом составе воды.

2.2.4. Для систем горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящих рекомендаций;

— после водонагревателей и перед поступлением в сеть горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе подогрева воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при нагревании воды).

2.3. Для систем наружной разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящего Приложения;

— в точках разводящей сети: перечень показателей, установленный п. 2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.4. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения;

— в точках внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудования и реагенты, применяемые при транспортировке).

2.5. Для систем наружной разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящего Приложения, и перечень показателей, установленный после водонагревания;

— в точках разводящей сети централизованного холодного водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2, а также иные показатели, влияющие на качество горячей воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.6. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения;

— в точках внутридомовой разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.7. Кратность проведения лабораторных исследований расширенного перечня показателей составляет не менее 1 раза в месяц (для поверхностных водоисточников) и 4 раза в год (для подземных водоисточников).

2.8. Территориальные отделы проводят санитарно-эпидемиологическую оценку результатов расширенных исследований химического состава воды по каждой системе водоснабжения и с учетом оценки санитарных условий питьевого водопользования населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, иного поселения, муниципального района.

2.9. Территориальный отдел на основании проведенной оценки разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей химического состава воды, подлежащих постоянному производственному контролю и направляет их в адрес организации, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения.

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывают рабочую Программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны, может составляться одна программа.

3. Программа производственного контроля должна содержать:

— перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

— указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение абонентов;

— указание частоты отбора проб воды;

— указание, в отношении каждого показателя, методики определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения;

— порядок информирования территориального отдела о выявленных по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствиях качества воды установленным требованиям.

3.1. Территориальный отдел рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организации, осуществляющие водоснабжение.

3.2. В уведомлении территориального отдела о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям настоящих Правил.

В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).

3.3. Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

3.4. Согласованная территориальным отделом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

3.5. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с Территориальным отделом.

источник

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЧИТАТЬ СТАТЬЮ, ПРОЧТИТЕ ИНФОРМАЦИЮ НИЖЕ.

Никогда не заказывайте химический анализ воды у компаний, занимающихся водоподготовкой, т.к. Вам припишут «болезни» воды, которых у нее нет просто для того, чтобы на Вас больше заработать! Заказывайте химических анализ воды только у аккредитованных и независимых лабораторий, а лучше у СЭС. Средняя стоимость анализа составляет 2 000 руб. Срок исполнения 2-3 дня.

Каждая вода на каждом отдельно взятом участке, вроде бы и одинакова. Но на ее состав влияет масса факторов, да и со временем состав такой воды может меняться. Потому подбирать систему очищения воды всегда следует индивидуально. Свой отпечаток дают и потребление, и наибольшее количество гостей, которое будут принимать в этом доме. И чтобы все это выявить нужно, провести анализ состава.

Что наши люди знают о скважинах. У многих на языке крутится выражение артезианская. И в связи с этим многие ошибочно полагают, что артезианскую воду очищать ни от чего не нужно. Она протекает под землей, и значит многих примесей лишена. Нет мусора, разложения, контакта с воздухом. Но, если задуматься, то становится понятно, что и под землей есть чем напитаться. Вода самый лучший естественный растворитель. И потому, если по дороге к потребителю, даже под землей, ей есть, что растворить, она растворит.

Не зря ведь считается вода из скважины лечебной. В таких водах часто много различных солей. И в малых количествах такая артезианская вода является лечебной. Потреблять же ее постоянно запретит любой доктор. И чтобы выявить весь этот букет нужных и ненужных примесей, как раз и используют анализ воды из скважины.

Для того, чтобы на участке использовать воду надлежащего качества, согласно индивидуальным требованиям, нужно выявить, что из воды требуется устранить. Причем, даже если на территории уже есть горловина будущего источника или прорыт колодец и такую воду нужно проверить, т.к. наличие колодца не является панацеей от вредностей.

Причины полезности проведения оценки состава можно увидеть ниже.

Читайте также:  Анализы котловой воды на судах

Появляется общее понимание состава водного ресурса

Будут получены результаты для составления правильной очистной системы

После монтажа системы можно провести повторный химический анализ воды для проверки верности выбора системы

Кстати, на качества проводимой оценки очень влияет оббьем забираемой воды. То есть нужно еще набрать нужное количество воды. Но в среднем для процедуры понадобиться баклажка размером от полутора до двух литров. Для того, чтобы провести и химический, и самый нужный бактериологический анализ. Набирать нужно в обязательно чистую баклажку, можно обычную пластиковую, но главное, ее не должны до этого мыть с моющими средствами. Нельзя брать бутылки, в которых раньше был квас или кола. Никаких газированных сладких напитков. Т.к. даже малый осадок даст неправильные результаты.

Все предприятия, занимающиеся составлением качественной системы водоочистки, советуют проконсультироваться у них перед тем, как делать забор воды. А еще лучше заказать комплексное обслуживание у такой обслуживающей компании. Естественно, если потребителю это по карману.

При заборе нужно запомнить несколько простых правил, которые помогут отобрать воду более качественно:

  • Воду нужно брать из того крана, который ближе всего расположен к месту забора воды из под земли;
  • Первую потекшую воду использовать нельзя, следует подождать минут 15;
  • Прежде, чем набирать воду, бутылку следует тщательно промыть этой же водой;
  • Вода набирается тонкой струйкой;
  • Между пробкой и водой не должно быть воздушной подушки.

Воду следует набирать потихоньку, струя должна течь по стенке бутылки, не вспениваясь. Смешение воды с кислородом может исказить результаты. После этого воду заматывают в черный пакет и смотрят, чтобы по дороге пакет не оставался на солнце. Контакт с солнечными лучами нежелателен из-за перегрева и реакций.

Результатов долго ждать не придется, максимум один день. И уже с готовыми результатами можно идти в магазин умягчающего или очистного оборудования, или же заказывать разработку очистной системы у крупных обслуживающих компаний. При заборе первичной воды избежать анализа воды из скважины не получится. Без него потребитель легко может отравиться и установка очистных сооружений на глазок в данном случае недопустима. Все те же правила применимы и к колодцам.

Провести оценку состояния воды в квартире или доме не помешает еще в таких случаях, как – резкое помутнение, запах, осадок в воде. Очень часто потребитель может и не догадываться, что его вода не отличается высоким качеством. Но когда он оставит бутыль воды на сутки отстояться, то такое отстаивание легко может выявить некоторые проблемы. А именно наличие солей железа в избытке. При контакте их с кислородом происходит реакция, они переходят в более тяжелую 3-валентную форму и образуют облако взвесей. Из чего и становится понятно, что вода содержит в себе недопустимые примеси. Так, что даже самая кристальная, прозрачная и чистая на первый взгляд вода должна быть обязательно проверена, если потребитель заботится о своем здоровье.

То, что химический анализ воды из скважины крайне необходим, потребитель согласен. Теперь не помешает понять, за что ему придется отдать свои кровные две тысячи рублей. Сумма вроде и не такая большая, но все-таки копейка рубль бережет.

Главная задача выявить как бактериологический, так и химический состав водного ресурса. Если результат покажет, что с водой все в порядке, то на очистные системы тратиться не понадобится.

Всего есть три вида анализов – химический, расширенный химический и бактериологический. Расширенный включает в себя оценку минимум из 25 показателей. Необходимость в таком анализе в СЭС может возникнуть по разным причинам. Иногда необходимо провести экспертизу химического состава воды и сокращенного химического состава воды будет недостаточно. Расширенный же анализ дает больше информации, к тому же его применяют и для подбора фильтров для очистки воды из скважины. Такие же результаты нужны и после того, как система очистки воды будет запущена. Первую воду также нужно будет отследить и сверить со всеми теми показателями, что были в начале. Так же подробная оценка дает возможность точно понять, как работает оборудование. Если какой-то параметр воды резко стал выбиваться из общей картины, значит явно с данным очистным этапом что-то не так.

Пример грамотного химического анализа воды из аккредитованой лаборатории СЭС. Самые важные показатели: общая жесткость, показатель железа, цветность и мутность

И еще одна причина, по которой проводят расширенные методы химических анализов воды – это выявление и определение размера патогенных бактерий. Они крайне вредные, а выявить можно только при оценке расширенной, то есть, прибегая и к бактериальной оценке. При заказе оборудования на предприятии, предлагающем подобные услуги, очень часто подробный анализ воды проводят бесплатно. Если компания не собирается его сделать или требует за него плату, это повод потребителю задуматься о правильности выбора обслуживающей компании.

Также есть еще одна особенность, многие компании требуют проводить повторный анализ, т.к. оборудование, которое будет монтироваться полностью лежит в зоне ответственности обслуживающей компании. Если у потребителя запрос исключительно на умягчающие установки, то сделать анализ можно в домашних условиях. А вот если в планах дорогая система водоподготовки, то лучше пусть всем занимаются те, кто умеют это делать — профессионалы. Тем более, что обслуживающия контора даст гарантийный срок на свое оборудование, и всегда можно получить бесплатный ремонт.

Химический анализь воды бывает и на 12 показателей. Это простой химанализ и его стоимость в СПБ 1 500 руб., а в Москве 2 000 руб . Его проводят для проверки работы уже смонтированных фильтрующих установок. На 24 показателя как уже было показано, проводится анализ перед разработкой системы водоочистки. Его стоимость составляет уже 2 500 руб. в СПБ, а в Москве 3 000 руб. После проверки лаборатория СЭС выдает потребителю на руки заключение. В России для проверки воды есть свои ГОСТы и СанПины. По ним определяется запах, его определяют при разных температурах, когда вода горячая и когда еле теплая. Так же определяют цвет, мутность, запах сероводорода, осадок. Выявляют привкусы, окисляемость содержание нитратов и нитритов и т.п. Все, что связано с кислотно-щелочным балансом, щелочностью, солями металлов – все это выявляется при химическом анализе воды из скважины и не только.

Второй вид оценки воды – бактериологический. В этом случае проверяют всего три показателя и стоимость такого анализа воды ниже — всего 700 руб. в СПБ и 900 руб. в Москве . Выявляется общее число микроорганизмов, потом общее число бактерий в дециметре воды и выявляют патогенные организмы. Если для химического анализа потребитель может сделать забор воды самостоятельно, то для бактериологического анализа так не получится. Здесь пробы берет только профессионал. Теперь немного о том, где сделать анализ воды из скважины. Для этого есть специальные лаборатории, где цена еще ниже, т.к. их немного.

Прежде всего, в воде проверяют общее число бактерий и бактерии кишечной палочки. Про кишечную палочку слышали многие, тем более, что пляжи на курортах часто закрывают из-за появления кишечной палочки в воде. Бактериальная оценка поможет понять, не приведет ли потребление такой воды к тифу, дизентерии или к холере. Результат определяется довольно сложными манипуляциями. Но зато после его проведения понятно, можно ли пить такую воду и не отравится ли потребитель. Проводить анализ воды из скважины без другого не имеет смысла. Разве только у вас конкретная цель — очистить воду от железа из скважины или колодца. Но и это не гарантия ведь сломаться мог любой фильтр. Можно попробовать сделать и домашний анализ, но за его качество и правильность мы уже не отвечаем!

источник

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. (в редакции от 03.07.2016 г.) ст. 18. определены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, используемым в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее водные объекты). Водные объекты не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека, то есть концентрации (содержание) в воде водного объекта химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона должны соответствовать критериям безопасности и безвредности (гигиеническим нормативам). Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Получению санитарно-эпидемиологического заключения на водный объект предшествует процедура проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы водного объекта.

Санитарно-эпидемиологические экспертизы проводятся экспертными аккредитованными учреждениями и организациями на возмездной основе , к которым относится и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» (Аттестат аккредитации № ..710004 от 08.04.2015г.

В данной статье из опыта работы специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» представлен порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы таких водных объектов , как источник водоснабжения – артезианская скважина и водоем для целей рекреации (купания).

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза водного объекта, используемого в рекреационных целях , в том числе водного объекта, расположенного в границах населенного пункта , включает в себя следующие этапы:

1. оценка представляемых заказчиком (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем , физическим лицом) для проведения экспертизы картографических материалов: ситуационный план или карта-схема района размещения водного объекта с нанесением на него потенциальных источников загрязнения воды водоема (предприятия, выпуски стоков, населенные пункты и т.д.) ; кадастровый план земельного участка эксплуатируемого водного объекта, схема благоустройства зоны рекреации;

2. проведение санитарно-эпидемиологического обследования , которое включает в себя описание местоположения по отношению к окружающей территории, наличию подходов и подъездных путей; информацию о наличии данных о рельефе дна, данных о гидравлическом режиме; оборудование зоны рекреации, наличие обозначения зоны купания, зонирование территории пляжа, наличие кабин для переодевания, обеспечение питьевой водой, устройство туалетов (наличие канализации или водонепроницаемого выгреба); наличие контейнеров для сбора мусора , урн и их размещение, организация вывоза отходов потребления, наличие договоров на водоснабжение, вывоз отходов и мусора, медицинское обслуживание; наличие медицинского пункта, спасательной станции, размещение автостоянок, наличие программы производственного контроля за качеством воды водоема и песка пляжа, наличие протоколов лабораторных исследований воды водоема и песка пляжа , организацию мероприятий по санитарной охране зоны рекреации от загрязнения водоплавающей птицей, проведению дезинсекционных и дератизационных мероприятий.

3.при необходимости (отсутствии программы производственного контроля, лабораторных исследований качества воды водоема в необходимом объеме, лабораторных исследований песка с пляжей) — проведение отбора проб воды и песка для лабораторных исследований на микробиологические, санитарно-химические, паразитологические показатели, а также показатели радиационной безопасности ;

4.оценка наличия правоустанавливающих документов на водный объект и организацию , в ведение которой находится водный объект (зона рекреации): ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельства о праве собственности, договора оперативного управления и др.;

4. заключительный этап – оценка экспертом соответствия или несоответствия водного объекта гигиеническим требованиям к расположению, к зоне рекреации, к качеству воды водоема, качеству песка пляжа, полноте организации производственного контроля, организации водоснабжения, канализованию пляжной зоны, сбору и вывозу отходов потребления, медицинского обслуживания.

Результатом санитарно-эпидемиологической экспертизы является экспертное заключение о соответствии или несоответствии водного объекта требованиям следующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов:

1.СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

2.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

3.СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

4. ГН 2.1.51315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями и дополнениями).

5. ГН 2.1.5.2307-07 «Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями и дополнениями).

6. ГОСТ 17.1.5.02-80 (межгосударственный стандарт) «Гигиенические требования к зонам рекреации».

7.ГН 2.1.7.2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве»,

8. ГН 2.1.7.2511-09 «Ориентировочные допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве».

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза водного объекта, используемого в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения .

К водным объектам относятся источники водоснабжения – артезианские скважины, водозаборы, колодцы, родники. В данной статье представлен порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы артезианской скважины, включающий в себя следующие этапы:

1. оценка представляемых заказчиком (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем , физическим лицом) для проведения экспертизы картографических материалов: ситуационный план или карта-схема района размещения водного объекта с нанесением на него потенциальных источников загрязнения воды подземных вод; кадастровый план земельного участка артезианской скважины, план — схема зоны санитарной охраны с обозначением границ 1-го, 2-го, 3-го поясов;

2. проведение санитарно-эпидемиологического обследования , которое включает в себя описание местоположения артезианской скважины по отношению к окружающей территории, описание наземных сооружений для добычи воды, описание сооружений для доочистки воды при их наличии, оборудование скважины, включая кран для отбора проб воды, информацию об организации зоны санитарной охраны – наличию проекта зоны санитарной охраны с размерами зоны строгого режима, расчетами размеров 2-го и 3-го поясов зоны; соблюдение зоны строгого режима (ограждение, планировка территории, озеленение и др.), соблюдение режима в зоне санитарной охраны, информацию о наличии программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, наличие план-графика организации производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды (его полнота по показателям, срокам контроля), наличие протоколов лабораторных исследований; при наличии системы водоподготовки подземных вод — данные о системе водоподготовки , протоколы лабораторных исследований после водоподготовки; наличие личных медицинских книжек у сотрудников , занятых на работах по обслуживанию водозаборных сооружений, своевременность и полнота прохождения медицинских осмотров; при отсутствии собственной аккредитованной лаборатории наличие договора на проведение исследований воды с аккредитованными в этой области организациями;

Читайте также:  Анализы для определения качества воды

3.при необходимости (отсутствии программы производственного контроля, лабораторных исследований воды в необходимом объеме) — проведение отбора проб воды для лабораторных и инструментальных исследований на микробиологические, санитарно-химические показатели, включая органолептические и показатели радиационной безопасности ;

4.оценка наличия правоустанавливающих документов на водный объект и организацию , в ведение которой находится водный объект (зона рекреации): ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельства о праве собственности, договора аренды, субаренды и др.; и прочих документов — наличие санитарно-эпидемиологического заключения и экспертного заключения на проект организации зоны санитарной охраны, балансовая таблица водопотребления и водоотведения, акты тампонажа бездействующих скважин при наличии проведенных работ;

4. заключительный этап – оценка экспертом соответствия или несоответствия водного объекта ( артезианской скважины) гигиеническим требованиям к расположению, к организации и режиму зоны санитарной охраны (размеры и режимы зоны санитарной охраны 1-го, 2-го и 3-го поясов , наличие проекта ), к качеству воды подземной и воды после водоподготовки (при наличии), полноте организации производственного контроля за качеством воды, своевременности и полноте медицинского обследования сотрудников , занятых на работах по обслуживанию водозаборных сооружений.

Результатом санитарно-эпидемиологической экспертизы является экспертное заключение о соответствии или несоответствии водного объекта — источника водоснабжения (артезианской скважины) требованиям следующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов:

1.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

2. СП 2.1.5. 1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».

3.СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

4. ГН 2.1.51315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями и дополнениями).

5. ГН 2.1.5.2307-07 «Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями и дополнениями).

6. СанПиН 2.1.4. 2652-10 «Гигиенические требования безопасности материалов, реагентов, оборудования, используемых для водоочистки и водоподготовки».

По вопросам проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз водных объектов обращаться по тел. 8 8342 471720.

источник

Лаборатории СЭС, центры гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где можно сдать воду на анализ:

№ п/п
Лаборатории анализа воды в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Адрес
Тел.
1
Лаборатория СЭС: ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе С-Петербург»
С-Петербург, Волковский пр., д.77
(812) 490-5066
2
Лаборатория СЭС: Филиал № 1 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе С-Петербург» в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах и г. Павловске
С-Петербург, г.Колпино, ул. Веры Слуцкой, д.36
(812) 469-3732
3
Лаборатория СЭС: Филиал № 2 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе С-Петербург» в Выборгском и Калининском районах
С-Петербург, ул. Карпинского, д.27
(812) 533-0219,
298-0000
4
Лаборатория СЭС: Филиал № 3 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе С-Петербург» в Невском и Красногвард. районах
С-Петербург, ул. Молдогулова, д.5
(812) 222-3518
5
Лаборатория СЭС: Филиал № 4 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе С-Петербург» в Центральном, Адмиралтейск. и Василеостровск. районах
С-Петербург, ул. Моховая, д.11, лит.А
(812) 275-8388
6
Лаборатория СЭС: Филиал № 5 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе С-Петербург» в Приморском, Петроградском, Курортном и Кронштадтском районах
С-Петербург, Серебристый бульвар, д.18, корп.3, лит.А
(812) 349-3645
7
Лаборатория СЭС: Филиал № 6 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе С-Петербург» в Кировском, Красносельск., Петродворц. районах и городе Ломоносове
С-Петербург, ул. Отважных, д.6
(812) 735-5943
8
Лаборатория Октябрьского Территор. отдела Управления Роспотребнадзор по ЖД Транспорту
С-Петербург, Митрофан. ш., д.7
(812) 436-3397
9
Испытательная лаборатория ФБУ «Тест – С.-Петербург»
С-Петербург, ул. Курляндская, д.1
(812) 244-1251
10
Лаборатория «Петербург-Экспертиза» («ПЕТЭКС»)
С-Петербург, Комендантск. пр., д.26
(812) 342-8778
11
Лаборатория СЭС: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Лен. обл.»
С-Петербург, ул. Ольминского, д.27
(812) 448-0521
12
Лаборатория СЭС: Филиал Центра гигиены и эпидемиологии в Лен. обл. в г. Выборг
Лен. область, г. Выборг, ул. Некрасова, д.12
(81378) 255-68,
229-38
13
Лаборатория СЭС: Филиал Центра гигиены и эпидемиологии в Лен. обл. в г. Гатчина
Лен. обл., г. Гатчина, Госпитальный пер., д.15
(81371) 201-29
14
Лаборатория СЭС: Филиал Центра гигиены и эпидемиологии в Лен. обл. в г. Всеволожске
Лен. обл., г. Всеволожск, ул. Дорога Жизни, д.13
(81370) 464-94
15
Лаборатория СЭС: Филиал Центра гигиены и эпидемиологии в Лен. обл. в г.Ломоносов
Лен. обл., г. Ломоносов, Александровс. ул., д.23
(812) 423-3354,
423-0602
16
Лаборатория Центра Сан-эпидем заключений
С-Петербург, Митрофан. ш., д.2, БЦ “Адмирал”, оф.346
(812) 441-3768
17
Лаборатория Центра исследования и контроля воды
С-Петербург, ул. Комсомола, д.9, лит.К
(812) 703-0059,
542-6775
18
Лаборатория ОАО «Выборгский Водоканал»
Лен. область, г.Выборг ул.Куйбышева, д.13
(81378) 813-78
19
Лаборатория Медицинского центра «ЭкоМед»
С-Петербург, Витебский пр., д.41, корп.1, (только для юр. лиц)
(812) 378-0353

Краткая инструкция — как правильно сделать отбор пробы воды и проанализировать ее:

Отбор пробы воды для физико-химического исследования производят в чистую посуду, например в пластиковую бутылку из-под питьевой или минеральной воды объемом не менее 1,5 л. Желательно привезти 2 бутылки: одна передается в лабораторию, вторая используется только при необходимости проведения дополнительных исследований воды. Недопустимо использовать бутылки из-под лимонада, сока, кваса, пива и других напитков.
Если у вас уже смонтирована система подачи воды в дом и вы постоянно пользуетесь природной водой из вашего источника, то перед тем как делать отбор воды, надо слить застоявшуюся в трубопроводе, насосе и коммуникациях воду. Если у Вас водопровод, которым вы постоянно пользуетесь, то достаточно открыть кран на 5..10 минут. А чтобы отобрать образец воды из колодца или скважины, то надо дождаться, пока сольется вода из гидроаккумулятора и включится насос. После этого надо «прокачать» воду насосом примерно 20..30 минут. Можно, и даже лучше, сделать отбор воды до гидроаккумулятора, например, из поливочного крана. На это уйдет гораздо меньше времени — достаточно будет открыть кран на 5..10 минут.
А вот если же у вас только что вырыт колодец или пробурена скважина, то перед тем как отобрать пробу для экспертизы, надо тщательно прокачать источник воды, чтобы получить воду со сформированного прокачкой подземного русла. Ориентировочно рекомендуемое количество откачанной воды составляет 10..15 объемов колодца, и 40..60 объемов скважины. Например, если в колодце 2 кольца воды, то надо прокачать 2*0,75*(10..15) = 15..22 м3, для скважины глубиной 20 м: 20*0,02*(40..60) = 16..24 м3 воды. Следует учесть, что прокачивание источника воды делают малым расходом, который был рекомендован компанией, осуществившей бурение или выкопавшей колодец. Это очень важно, так как только медленная прокачка позволяет сформировать фильтрующий слой вокруг скважины или колодца.
После этого надо 2..3 раза ополоснуть бутылку и набрать воду «под горлышко», чтобы в бутылке не осталось воздуха.
Желательно как можно быстрее сдать отобранный образец воды из колодца или из скважины на экспертизу в ближайшую лабораторию Петербурга или пригорода. Если нет возможности привезти пробу воды в лабораторию тот же день, бутылку с водой следует хранить в холодильнике, при температуре 4..6оС, не замораживая, но не более 2..3-х дней.
Для выбора фильтров обычно достаточно провести химический анализ по 12..15 основным показателям качества воды. Обратите внимание, что обязательно должен быть сделан анализ воды и по следующим трем очень важным показателям: водородный показатель — рН, перманганатный индекс (перманганатная окисляемость) и марганец.
Анализ пробы воды лучше всего проводить весной после таяния снегов или осенью в сезон дождей, когда вода имеет самое плохое качество. Ведь необходимо так подобрать систему очистки, чтобы смонтированные фильтры в процессе круглогодичной эксплуатации безупречно очищали воду даже самого плохого качества.
Экспертиза проб питьевой воды или технической в лабораториях Санкт-Петербурга выполняется в среднем в течение 5 рабочих дней, летом может быть несколько дольше. Стоимость экспертизы воды по 15-ти основным показателям составляет 2500 руб. Цена анализа проб воды в других аналитических центрах и лабораториях СПб может составлять от 2000 до 4500 рублей.

источник

КОЛИЧЕСТВО ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТОИМОСТЬ (рублей)
Микробиологический (3 показателя) 6000
Химический (15 показателей) 8000
Химический + микробиологический (18 показателей) 10000
Расширенный химический (33 показателя) 16000
Расширенный химический + микробиологический (36 показателей) 18000

В природные водные ресурсы и связанные с ними водохранилища регулярно поступают неочищенные стоки воды от промышленных предприятий, сельского хозяйства, различные хозяйственные и бытовые загрязнения. Кроме того, для определенных регионов характерна высокая концентрация патогенных микроорганизмов в источниках воды, почве, воздухе, все это также влияет на воду.

  • Очистные системы городского водоснабжения справляются со всем потоком загрязнений далеко не на сто процентов, особенно в крупном мегаполисе. Только экспертиза может дать точный ответ по поводу состояния питьевой воды
  • Вода из природных источников без анализа, также не может считаться кристально чистой и полезной только потому, что она избежала предварительной обработки и не прошла по сотням километров ржавых труб.

Список заболеваний, развитие которых провоцирует некачественная и загрязненная вода очень широк. Перечислим некоторые из них:

  • Примеси тяжелых металлов в воде снижают иммунитет, оказывают мутагенное и канцерогенное воздействие;
  • Присутствие соединений ртути в воде вызывает врожденные пороки развития, дефекты зрения и слуха;
  • Дисбаланс микроэлементов в питьевой воде поражает печень и почки, вызывает сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания, злокачественные опухоли и т.д.;
  • Наличие бактерий, микробов и паразитов в воде может стать причиной холеры, вирусных инфекций, дизентерии;
  • Вторичные загрязнения в виде минеральных и органических веществ (к ним относится и избыточное хлорирование воды) вызывают онкологические заболевания, болезнь Альцгеймера;
  • Присутствие в составе питьевой воды нефтепродуктов и других синтетических органических веществ провоцирует онкологические заболевания, отравления и поражения внутренних органов.

Профессиональное лабораторное исследование, проверка и экспертиза питьевой воды, выполненное нашими специалистами, поможет вам иметь точное представление о качестве и безопасности воды, которую вы ежедневно потребляете.

Компания «Санитарная Эпидемиологическая Служба» специализируется на выполнении всех типов лабораторных анализов. Специалисты выполняют различные анализы, исследования, проверки, в том числе и микробиологический, химический анализ воды.

Для жителей такого экологически неблагополучного города как Москва, анализ питьевой воды – необходимость, а не роскошь. На территории мегаполиса работает много промышленных предприятий, городской ландшафт «украшают» громадные свалки. Не удивительно, что в большинстве округов города качество питьевой воды очень далеко от нормативов.

Современные системы очистки и фильтрации воды зарубежного и российского производства могут помочь значительно улучшить ситуацию. Однако прежде чем необдуманно тратить большие деньги на систему фильтрации, необходимо выполнить анализ воды химический и микробиологический. И уже на основании экспертного заключения приобретать систему очистки, которая будет бороться с обнаруженными загрязнениями.

Если же результаты экспертизы и исследования подтвердят безопасность воды, вы сможете с уверенность использовать ее и дальше не только в хозяйственных и бытовых целях, но и пить, использовать ее для приготовления пищи.

Наши специалисты выполнят профессиональный анализ воды в Москве, цена услуги соответствует ее качеству и выгодно отличается от предложений конкурентов. Уточнить стоимость по вашему случаю можно у наших операторов.

Лаборатория СЭС оснащена передовыми системами исследования, позволяющими довольно быстро получить квалифицированное экспертное заключение, после экспертизы, о качестве воды, поэтому мы готовы предложить вам экспресс-анализ воды.

Мы готовы выполнить анализ и исследование воды из любого источника:

  • Вода из природных водоемов (рек, прудов, озер и т.п.);
  • Вода из искусственных сооружений для получения воды (скважин, колодцев);
  • Вода из канализационных систем и производственных стоков.

Кроме того, мы проводим исследование и бутилированной воды. Как показывает опыт, не всегда качество воды соответствует тому, которое указано на этикетке. Поэтому прежде чем выбирать производителя бутилированной воды, которому вы собираетесь доверить здоровье своих близких и сотрудников, мы рекомендуем проверить ее состав. Стоимость такого анализа совсем не высока, точную цену можно узнать у наших операторов.

  • Проверка воды на микробиологические показатели;
  • Проверка воды на химические показатели;
  • Проверка воды на паразитологию.

Лабораторная проверка питьевой воды позволяет установить присутствие следующих примесей:

  • Тяжелых металлов (хрома, свинца, кадмия, серебра, никеля) в воде;
  • Соединений ртути в воде;
  • Избыток или недостаток микроэлементов (фтора, кальция, йода, мышьяка, цинка, меди) в воде;
  • Содержание нитратов в воде;
  • Микробов и бактерий в воде;
  • Паразитов и других патогенных микроорганизмов в воде;
  • Вторичных загрязнений в воде;
  • Синтетических веществ органического происхождения (нефтепродуктов) в воде.
Читайте также:  Анализы на микробиологические показатели воды

Таким образом, в результатах экспертизе исследования воды полно и точно будет отражен ее состав. Получив экспертное заключение, анализ — вы сможете рационально повлиять на ситуацию.

Воспользоваться нашим предложением и выполнить проверку воды могут как юридические, так и физические лица.

Причины, по которым стоит выполнить анализ и исследование качества и безопасности воды физическим лицам:

  • Постоянные недомогания и некоторые заболевания (особенно желудочно-кишечные расстройства, аллергические реакции, камни в почках);
  • Желание сэкономить на покупке бутилированной воды;
  • Забота о здоровье и безопасности своей семьи.

Юридическим лицам исследование воды на производстве или в офисе может быть интересно по следующим причинам:

  • Создать комфортные и безопасные условия труда для своих сотрудников, соответствующие установленным санитарным требованиям.
  • Получить достоверную информацию о том, можно ли использовать воду из источника в производственных целях.
  • Аналитически проверить и получить экспертное заключение о том, что ваше предприятие не оказывает негативного воздействия на экологию района, в котором оно находится.

Со своей стороны, мы гарантируем, что результаты экспертизы и проверок качества воды будут проведены независимой лабораторией.

Преимущества проведения анализа воды в «Санитарной Эпидемиологической Службе»:

  • Высокая точность лабораторных исследований воды;
  • Оперативное выполнение всех видов анализов;
  • Предоставление рекомендаций по улучшению качества воды.

источник

Как проводится анализ воды. Проверка качества питьевой воды в РосПотребНадзор. Особенности организации, её функции и структура. Полномочия РосПотребНадзора. Порядок проведения плановых и внеплановых проверок, отличия между ними. Сроки проверки. Что может проверять данная организация. Дальнейшие действия после проведения проверки. РосПотребНадзор – это организация, занимающаяся надзором в области защиты прав и благополучия граждан Российской Федерации. Ранее эта организация называлась санэпиднадзор.

Федеральная служба состоит из различных подразделений и структур, выполняющих разные функции. Так, в структуре данного учреждения есть Центр гигиены России, а также институт эпидемиологии в отдельных субъектах Российской Федерации. Все они обеспечивают эффективную и бесперебойную работу учреждения в области контроля защиты прав и благополучия жителей России. Помимо этого в структуре организации есть много различных научно-исследовательских институтов, антипаразитарных станций, ведомств по обеспечению и проверке санитарно-эпидемиологического состояния регионов.

РосПотребНадзор является частью исполнительной власти. В его функции входит:

  • Контроль за обеспечением благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе.
  • Защита прав потребителей в сфере потребительских интересов.
  • Организации отдана часть функций органов здравоохранения, торговли и экономического развития, а также антимонопольного кабинета.

РосПотребНадзор может проводить два вида проверок:

  • Плановые проверки
  • Внеплановые проверки

Первый вид проверок проходит один раз в три года. Он обычно внесён в соответствующий график. А вот внеплановые проверки могут проводиться в любой момент по требованию граждан, недовольных качеством обслуживания в различных организациях или купивших продукцию, несоответствующую определённым требованиям. Таким образом, РосПотребНадзор может проводить анализ воды по желанию граждан.

Сотрудники данной организации могут:

  • Требовать на проверку трудовые соглашения и медицинские книжки.
  • Проверять правильность и законность составления различных документов. Требовать лицензии и т.п.
  • Выполнять контрольную закупку.
  • Проверять исправность касс и правильность их использования.
  • Исследовать журнал по проведению мер для улучшения качества обслуживания населения.
  • Орган может налагать штрафы и составлять акты по устранению недостатков в работе той или иной организации.
  • РосПотребНадзор может проверять качество воды для питья.

Любой контроль, будь то проверка воды или качества обслуживания, проводится работниками РосПотребНадзор в одинаковом порядке. Для этого сотрудники данного учреждения должны выехать на место с такими документами:

  • удостоверение, подтверждающее, что человек является представителем этой организации;
  • документ, подтверждающий необходимость проверки с подписью и печатью руководящего лица.

При этом очень важно, чтобы проверку проводил именно тот человек, который указан в сопроводительном документе с печатью. Сроки проведения проверки не могут быть больше одного месяца. Однако при наличии веских оснований у данной организации срок проверки может быть продлён ещё на один месяц.

Разницы между сроками и регламентом проведения плановых и внеплановых проверок нет. Однако есть некоторые нюансы, отличающие эти два вида проверок. Так, основаниями для внеплановых проверок может быть следующий перечень причин:

  1. Это обращения граждан с жалобами на некачественное обслуживание либо товар низкого сорта. Жалобы от других организаций и учреждений при нарушении их прав и интересов, осуществляемом исследуемой организацией. Органом Росконтроль также может проводиться проверка воды.
  2. Основание для проверки могут стать сведения из средств массовой информации о том, что та или иная организация нарушает права потребителей.
  3. Данные о нарушении технологического процесса на предприятии, которые могут привести к сложной экологической ситуации, серьёзно навредить здоровью граждан или испортить памятники культурного и исторического прошлого.

РосПотребНадзор может прибегать к помощи других организации при выполнении своей работы, объединяя усилия с министерством внутренних дел и другим ведомствами.

Не важно, что проверяет РосПотребНадзор, качество питьевой воды или пищевую продукцию, перечень документов, запрашиваемых ведомством одинаковый:

  • Присутствие вывески организации.
  • Обязательно должен быть уголок потребителя.
  • Наличие ценников.
  • Соответствие продукции или воды требованиям ГОСТа и СанПиНа.
  • Сведения о поставщиках.
  • Также потребуется представить документы, подтверждающие право на землю либо недвижимость (акт либо договор аренды).
  • Медкнижки всех работников.
  • Данные об организациях, где выполняется чистка спецодежды работников.
  • Документы по выполнению дезинфекции.
  • Данные о санитарно-эпидемиологических проверках.
  • Лицензия.
  • Журнал со сведениями о проверках и многое др.

Также работники данной организации имеют право осматривать территорию предприятия, а именно:

  • Оценивать габариты помещений и измерять расстояние между технологическим оборудованием, чтобы проверить их соответствие нормам.
  • Оценивать условия труда сотрудников и правильность организации рабочих мест.
  • Проверять все помещения на предмет соблюдения норм чистоты и комфорта.
  • Оценивать освещённость рабочих мест на их соответствие нормируемым показателям.

По завершении проверки работниками РосПотребНадзора в обязательном порядке должен быть составлен акт, куда должны быть занесены все результаты проверки. При обнаружении нарушений к составленному акту добавляется протокол проверки. На основании этого документа работников проверяемой фирмы можно привлечь к ответственности.

Данные проверок могут быть переданы в другие организации либо опубликованы в средствах массовой информации. Проверяемая организация должна устранить найденные нарушения и заплатить штраф, если таковой предполагается.

источник

Выполняя свои функции по санитарно-эпидемиологическому надзору в соответствии с требованиями Федерального законодательства, данная структура при выдаче разрешений на использование водозаборных скважин руководствуется четырьмя нормативными документами, которые можно объединить в две группы:

— Первая группа (ГОСТ 2761-84, СанПиН 2.1.4.1074-01), регламентирует требования к качеству питьевой воды;
— Вторая группа (СанПиН 2.1.4.1110-02, СП 2.1.5.1059-01), определяет требования к охране подземных вод от загрязнения при осуществлении хозяйственной деятельности.

Каждая из групп содержит исчерпывающий перечень требований, при выполнении которых с одной стороны снимаются все вопросы со стороны органов Роспотребнадзора, а с другой стороны удается сохранить качество подземных вод для будущих поколений.

Первая группа (ГОСТ 2761-84, СанПиН 2.1.4.1074-01), как мы уже определили, регламентирует требования к качеству воды, при удовлетворении которым, она может считаться пригодной для питьевого и хозяйственно-бытового использования.
В частности, какой минимальный перечень показателей, а также каково минимальное количество проб воды, которые должны быть отобраны в течение календарного года и проанализированы в аккредитованной лаборатории, необходим для того, чтобы были выполнены требования существующего законодательства.

Важно отметить, что на основании требований п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в обязательном порядке, должно разработать программу производственного контроля. Данная программа представляет собой руководство к действию по организации контроля качества воды на водозаборе, а также принятию незамедлительных мер, в случае его ухудшения.

Зачастую территориальные отделения Роспотребнадзора дают устные рекомендации по тому, какой перечень компонентов является необходимым и достаточным для соблюдения требований законодательства.
Не являясь ни в коем случае сторонником бюрократии в ее существующем виде, хочу отметить, что руководствуясь такими устными рекомендациями и не разрабатывая программы производственного контроля, в случае возникновения непредвиденной ситуации и ухудшения качества воды владелец водозаборной скважины автоматически становится виновным, т.к. не выполнил требования действующих нормативных правовых актов.

С учетом существующей тенденции к повсеместному ухудшению качества воды, в ближайшее время, наличие данных программ будет предметом проверок Роспотребнадзора и это станет одним из пунктов изменения действующей практики легализации водозаборных скважин.

Теперь давайте перейдем к следующей, ничуть не менее важной, группе нормативных документов, СанПиН 2.1.4.1110-02, СП 2.1.5.1059-01, регламентирующей перечень мероприятий, обязательных для выполнения с целью охраны подземных вод от загрязнения.

К таким мероприятиям в первую очередь относится разработка проекта зон санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения.

В проекте предусматривается создание вокруг скважины трех поясов ЗСО:

первый пояс требуется для исключения возможности случайной или умышленной порчи самого водозабора или сооружений, непосредственно к нему относящихся, он назначается нормативно радиусом 30 м для защищенных подземных вод или 50 м для недостаточно защищенных подземных вод. Территория в его пределах должна иметь ограждение и ограничение доступа посторонних лиц. При условии согласования с органами санитарно-эпидемиологического надзора, радиус первого пояса ЗСО может быть сокращен;

второй пояс служит для защиты водозабора от микробиологического загрязнения. В большинстве случаев, он определяется аналитическим расчетом, при этом главной задачей является доказательство того, что время движения подземных вод к водозабору от источника микробиологического загрязнения больше, чем время выживаемости болезнетворных микроорганизмов;

третий пояс также определяется на основании аналитического расчета, для доказательства того, что химическое загрязнение не достигнет скважины в течение всего срока ее эксплуатации.

Важно понимать какие исходные данные необходимо иметь на руках до начала разработки проекта ЗСО. К ним относятся:

— минимум годовой цикл результатов анализов качества воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01.
скважины должны быть оборудованы аппаратурой для измерения объемов потребляемой воды, а также необходимо наличие возможности замера уровня воды в скважине. Оптимальным вариантом является установка в скважине пьезометрической трубки, которая позволяет безопасно проводить замеры уровня, исключая возможность зацепов дорогостоящего оборудования за технологическую оснастку скважины, как то фланцы, обвязка насосного оборудования и т.п.;

— едва ли не самым важным пунктом является наличие на момент начала разработки проекта документов, подтверждающих право пользования землей в пределах первого пояса ЗСО

В завершение части доклада, касающейся позиции Роспотребнадзора при согласовании водозаборных скважин, необходимо обратить внимание еще на один важный момент.
По сути, задача разработки мероприятий по защите подземных вод от загрязнения является чисто инженерной, а если точнее, то гидрогеологической. В органах Роспотребнадзора специалистов-гидрогеологов, на сегодняшний день, не имеется и в большинстве случаев, ими, в конечном итоге согласуется практический любой проект.

Результатом согласований с данной структурой проекта ЗСО является санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектной документации требованиям законодательства. Но это не является конечной целью разработки данного проекта в целом.
Конечная цель разработки проекта – защита водозабора от загрязнения. Она достигается за счет ограничения определенных видов хозяйственной деятельности в пределах поясов ЗСО. Данные пояса, после того, как мероприятия в их пределах будут согласованы с заинтересованными лицами, а именно владельцами земельных участков, на территорию которых они попадают, должны быть нанесены на генеральные планы органов местного самоуправления, после чего мероприятия, предусмотренные в проекте, вступают в законную силу.

Для этого проект ЗСО должен быть утвержден органом местной исполнительной власти, в составе которого специалисты-гидрогеологи, на примере Ленинградской области, присутствуют. И если на стадии разработки и согласования в Роспотребнадзоре недоработки в проекте не были вскрыты, то тут их, скорее всего, заметят и не согласуют проект до тех пор, пока он не будет приведен в соответствие с представлениями о защите источников водоснабжения с позиций гидрогеологии. Таким образом, может возникнуть необходимость в разработке нового проекта ЗСО, а как мы с вами понимаем это нецелесообразно. Поэтому обращайте внимание на то, чтобы разработкой проекта для вас занимались именно квалифицированные специалисты-гидрогеологи.

Кроме этого, если объем водопотребления составляет более 100 м 3 в сутки, часть проекта, в которой ведется расчет 2 и 3 поясов ЗСО, проходит обязательную государственную экспертизу. В процессе ее прохождения недоработки в проекте ЗСО обязательно будут вскрыты, что приведет к невозможности получения лицензии на добычу подземных вод.

Сам автор данной статьи уже не единожды получал обращения с просьбой прояснить ситуацию, в которых различные организации сообщали, что проект ЗСО для них разработали, в Роспотребнадзоре согласовали, а вот Комитет по природопользованию его утверждать не хочет и лицензию не выдает. Что делать и как с этим бороться?
К сожалению, на подобные обращения, в большинстве случаев, можно только посочувствовать и порекомендовать, впредь, обращаться к специалистам соответствующего профиля образования, а также ответственности и уровня подготовки. В ситуации, когда вопросы касаются подземных вод – это должны быть только специалисты-гидрогеологи.

источник