Меню Рубрики

Протокол анализов проб сточных вод

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

А26-6756/2015
г. Петрозаводск
26 апреля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Александрович Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.Е.,

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон материалы дела по иску открытого акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы – Водоканал» к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Республиканская больница им. В.А. Баранова» о взыскании 481 522 руб. 82 коп.,

открытое акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы – Водоканал» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Республиканская больница им. В.А. Баранова» (далее – ответчик) о взыскании 481 522 руб. 82 коп. платы за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, за январь, февраль 2015 года.

В возражениях на отзыв ответчика и в ходе судебных заседаний представители истца указали следующее.

Порядок отбора, условия хранения по каждому ингредиенту предусмотрены в отдельном природоохранном документе и все они соблюдены, что подтверждается представленными в материалы дела протоколами отбора проб, журналами регистрации. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб несёт организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие транспортировку.

Пробы отбирались сотрудниками аттестованной испытательной лаборатории истца, их анализ проводился в аттестованной испытательной лаборатории истца, о чём свидетельствует указание в протоколах анализа сточных вод на наличие аттестата аккредитации №РОСС RU.001.514150. В аттестате аккредитации испытательной лаборатории (раздел 3 пункт 4) указано, что при отборе проб сточных вод организация руководствуется ГОСТ 51592-2000 и ПНД Ф12.15.1-08.

При отборе проб сточной воды истец отбирает одну пробу (в отдельную ёмкость), которая в дальнейшем разливается в различные ёмкости для проведения анализа по отдельным ингредиентам в соответствии с ПДН, данная проба в отдельных ёмкостях укладывается в полиэтиленовый пакет и пломбируется. Пункт 32 Правил №525 содержит указание на обязательное пломбирование пробы, а не каждой ёмкости отдельно, соответственно, опломбирование произведено в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Отбор проб производился в соответствии с ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб» (далее – ГОСТ 31861-2012) и Методическими указаниями по отбору проб для анализа сточных вод от 18.04.2008 (далее – Методические указания), которые предусматривают маркировку отбираемых проб.

Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 (далее — Правила № 525), устанавливающие требование об опломбировке проб, на ответчика до 05.01.2015 не распространялись. Соответственно, в 2014 году обязательная пломбировка проб, отбираемых у ответчика, предусмотрена не была.

В соответствии с пунктом 3.7 ГОСТ по конкретному ингредиенту применяются сроки хранения, указанные в природоохранном нормативном документе (далее — ПДН), которые соблюдаются в полном объёме.

В соответствии с ПДН при отборе проб составляется сопроводительный документ (акт отбора), в котором указывается цель анализа, предполагаемые загрязнители, место и время отбора, номер пробы, должность и фамилия отбирающего пробу, дата.

Ответчиком не представлено доказательств нарушения истцом требований ГОСТ 31861-2012 при отборе проб и их транспортировке.

Расчёт платы по каждому ингредиенту прикладывается к счёту-фактуре, расчёт содержит все показатели, по которым имелись превышения, и из расчёта по каждому показателю складывается сумма платежа.

В соответствии с пунктом 29 Правил №525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести анализ в аккредитованной лаборатории за счёт собственных средств.

Ответчик в отзыве на заявление и письменных пояснениях требования не признал, указал на то, что превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах является следствием многочисленных нарушений процедуры отбора проб и их опломбированию, установленных Правилами №525. Истцом не соблюден порядок отбора проб, установленный пунктом 32 Правил № 525, ёмкости для отбора проб не опломбированы, отсутствуют данные о маркировке ёмкостей с пробами. Не указываются обязательные сведения: координаты расположения и наименования места отбора проб, метод отбора (в актах ссылка на нормативный документ, который предусматривает различные методы отбора проб), температура воды, цель отбора проб. Истец не представил доказательств идентичности отобранных проб пробам, представленным на анализ в лабораторию, поскольку в актах отбора проб отсутствуют номера проб.

Истцом не соблюдаются сроки проведения анализа исследования проб, определенные ГОСТ в зависимости от показателя, в результате чего пробы приходят в негодность для проведения исследования. Как следует из протоколов анализа воды, истец не указывает по каждому показателю дату и время проведения исследований, а также сведения о длительности хранения пробы, что делает невозможным проведение проверки по вопросу соблюдения сроков проведения исследований по каждому показателю. Обществом не соблюдается требование ГОСТ к материалам ёмкостей, в которые отбираются пробы. Как следует из таблицы №1 пункта 5.5 ГОСТ пробы воды с таким показателем как БПК, ХПК следует отбирать в ёмкости, материалом которых является стекло, в то время как из актов отбора проб следует, что в качестве посуды, в которую отбирали пробы с общими показателями, к которым относится БПК и ХПК использована пластиковая тара; для отбора проб воды с показателями фенолы, сульфиты, ртуть следует применять ёмкости из боросиликатного стекла, а применялась посуда из обычного стекла.

На момент проведения анализа воды испытательная лаборатория качества воды ОАО «ПКС-Водоканал» не имела аккредитации. Учитывая, что отбор проб и анализ воды произведены истцом в отсутствие аттестата аккредитации, то есть документа, свидетельствующего о компетентности юридического лица в определённой области аккредитации, результаты лабораторного анализа истца являются недостоверными, и не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства превышения Учреждением нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах.

С учётом изложенного, представленные в обоснование предъявленных требований протоколы отбора проб и протоколы анализа не могут быть признаны допустимыми доказательствами.

В ранее состоявшихся до 09.02.2016 судебных заседаниях представители сторон поддерживали указанные доводы.

01 февраля 2016 года истцом в материалы дела представлено подписанное сторонами мировое соглашение.

Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, направили заявления об утверждении мирового соглашения в их отсутствие.

Судом вынесено определение об отказе в утверждении мирового соглашения, продолжено рассмотрение дела по существу. Отсутствие представителей сторон в порядке части 3 статьи Раздел II. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство > Глава 19. Судебное разбирательство > Статья 156. Рассмотрение дела при непредставлении отзыва на исковое заявление, дополнительных доказательств, а также в отсутствие лиц, участвующих в деле’ target=’_blank’>156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие.

Статьёй Раздел II. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство > Глава 15. Примирительные процедуры. Мировое соглашение > Статья 141. Утверждение арбитражным судом мирового соглашения’ target=’_blank’>141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право суда при наличии определённых обстоятельств отказать в утверждении мирового соглашения. Запрет на рассмотрение дела по существу в том же судебном заседании при отказе в утверждении мирового соглашения процессуально не установлен.

Согласно части 2 статьи Раздел I. Общие положения > Глава 1. Основные положения > Статья 9. Состязательность’ target=’_blank’>9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Соответственно, стороны должны осознавать возможные процессуальные последствия в случае их неявки в судебное заседание на рассмотрение мирового соглашения в виде рассмотрения судом дела по существу в их отсутствие.

При рассмотрении дела без участия представителей сторон суд учёл, что правовые позиции по существу требований и возражений изложены истцом и ответчиком в иске, отзыве на иск, письменных пояснениях, а также в ходе судебных заседаний, все необходимые доказательства по делу представлены.

Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» (далее — организация ВКХ; ОАО «ПКС») и Учреждение (абонент) 31.03.2014 заключили договор № 100-3-21-04040-01 холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого абонент обязался соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, соблюдать нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации организации ВКХ (Приложения №4, № 5 к договору).

Согласно условиям договора от 31.03.2014 абонент производит повышенную плату за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, содержащихся в стоках при сбросе в городскую систему водоотведения согласно расчётам. Качество сточных вод определяется результатами лабораторного контроля, осуществляемого организацией ВКХ (с момента настоящего лабораторного контроля до последующего).

В периоде отбора проб и проведения анализа действовал данный договор, а государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения № 100-3-21-04040-01 от 20.04.2015, на который в обоснование исковых требований сослалось Общество, в декабре 2014 года не был заключен и не распространял своё действие на этот период.

11.12.2014 ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» реорганизовано в форме выделения ОАО «Петрозаводские коммунальные системы — Водоканал» и ОАО «Петрозаводские коммунальные системы — Тепловые сети». Факт передачи имущественных и неимущественных прав и обязанностей оформлен разделительным балансом от 21.04.2014, согласно которому правопреемником реорганизованного юридического лица по водоснабжению и водоотведению выступает ОАО «ПКС-Водоканал».

В соответствии с пунктом 4 статьи Раздел I. Общие положения > Подраздел 2. Лица > Глава 4. Юридические лица > § 1. Основные положения > Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц’ target=’_blank’>58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Исходя из изложенного, к ОАО «ПКС-Водоканал», как к правопреемнику ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» по водоснабжению и водоотведению, перешли права и обязанности по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 31.03.2014.

На основании актов отбора проб сточных вод от 17.12.2014 №1, 2, 3, протоколов анализа проб сточных вод № 416к, №417к, №418к от 25.12.2014 и составленных расчетов платы за сброс сточных вод, ОАО «ПКС-Водоканал» выставило Учреждению к оплате счета №125/83, №125/84 от 16.02.2015 (за январь 2015 года), №125/117, №125/118 от 26.02.2015 (за февраль 2015 года) на общую сумму 481 522 руб. 82 коп.

Поскольку ответчик счета не оплатил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Гражданско-правовые отношения, связанные с приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно статье 14 Закона о водоснабжении и водоотведении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором.

В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

С 01.01.2014 вступил в действие раздел VII указанных Правил, которым установлен порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентом сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В силу пункта 25 Правил № 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

Согласно подпункту «и» пункта 35 Правил №644 абонент обязан соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 36 Правил №644 организации водопроводно-канализационного хозяйства предоставлено право взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее — Правила № 167).

Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод и лимиты водоотведения устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе, с учетом соблюдения им норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами.

В соответствии с пунктом 65 Правил № 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Читайте также:  Анализ на инфекции околоплодных вод

Пунктом 111 Правил №644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Пунктом 114 указанных Правил №644 установлено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением №3.

Согласно пункту 118 Правил №644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

В случае непредставления абонентом расчёта платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод (пункт 119 Правил №644).

С учетом изложенных правовых норм, истец имел право на начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ на основании результатов контрольных проб.

В силу части 1 статьи Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 65. Обязанность доказывания’ target=’_blank’>65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 68. Допустимость доказательств’ target=’_blank’>68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В соответствии со статьей Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 71. Оценка доказательств’ target=’_blank’>71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Ответчик, оспаривая исковые требования, ссылается на несоответствие процедуры отбора проб положениям Правил №525 ввиду отсутствия пломбировки отобранных проб.

Суд считает, что в отношении отобранных проб истцом не представлены доказательства их идентичности пробам, представленным на анализ в лабораторию.

В соответствии с пунктом 32 Правил №525 ёмкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку.

В силу действовавшей до 05.01.2015 редакции Правил №525, данные правила устанавливали порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод. С 05.01.2015 данные Правила стали распространяться на всех абонентов.

Пунктами 7.1 и 7.2 договора от 31.03.2014 (том 1 лист 98), который действовал в спорный период, стороны определили, что контроль состава и свойств сточных вод, отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод в отношении абонента (независимо от того, установлены для его объектов нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, или не установлены) осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойства сточных вод, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации №525 от 21.06.2013.

Содержание представленного истцом в обоснование исковых требований государственного контракта от 20.04.2015 холодного водоснабжения и водоотведения судом не учитывается, поскольку он заключен после выполнения анализа и не распространяет своё действие на период отбора проб и проведение лабораторных исследований.

Отобранные у ответчика пробы в нарушение требований Правил №525 истцом не опломбировывались, о чём свидетельствует содержание актов отбора проб от 17.12.2014 (соответствующие отметки о пломбировке отсутствуют), на опломбировку проб истец не ссылается, а указывает лишь на их маркировку. По указанной причине отбор проб произведён истцом с нарушением Правил №525 и условий договора, в связи с чем полученный по его итогам результат не может быть признан надлежащим доказательством.

Правила №525 кроме условия об обязательной опломбировке проб в целях исключения возможности вмешательства извне в сосуд с пробой после его отбора и до поступления в лабораторию, указывают на необходимость маркировки проб в целях их дальнейшей идентификации.

Пунктом 6.1 ГОСТ 31861-2012 предусмотрена кодировка информации о месте и условиях отбора проб при помощи нанесения на саму ёмкость хранения пробы шифра, основное требование шифрования – несмываемость и возможность идентификации конкретной пробы. В пункте 8 Методических указаний посуда для хранения и транспортировки пломб должна быть промаркирована способом, исключающим нарушение маркировки.

Таким образом, Правила №525, ГОСТ 31861-2012 и Методические указания предусматривают необходимость маркировки проб в целях их идентификации после отбора и транспортировки при передаче в лабораторию.

Из содержания представленных в материалы дела актов отбора проб, протоколов анализа воды и журнала регистрации поступающих проб невозможно установить, каким образом истец идентифицировал пробы ответчика.

Данные обстоятельства лишают возможности идентифицировать пробы, в отношении которых проводился лабораторный анализ и составлены протоколы от 25.12.2014, как проб, отобранных у ответчика по актам от 17.12.2014. С учётом изложенного невозможно сделать вывод о сохранности в неизменном виде отобранных проб и исследовании после транспортировки именно этих проб и проведении их анализа.

Таким образом, представленные истцом исследования сточной воды нельзя признать достоверным доказательством наличия оснований для начисления ответчику платы за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения

В пункте 6 акта забора проб не указан метод отбора пробы, имеется лишь ссылка на ГОСТ 31861-2012. Вместе с тем, метод отбора влияет на качество проводимого анализа.

Истец в нарушение статьи Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 65. Обязанность доказывания’ target=’_blank’>65 АПК РФ не представил суду доказательства того, что использованное им при отборе проб устройство соответствует требованиям технического регулирования, и по своему составу не могло исказить полученный результат лабораторных исследований. По этой причине суд признаёт, что произведённый истцом расчёт платы нельзя считать обоснованным.

Довод истца о том, что ответчик подписал акты без соответствующего возражения, чем признал правомерность отбора проб, и в ходе рассмотрения дела не доказал, что истцом при отборе проб были нарушены какие-либо требования, судом отклоняется.

Факт подписания акта не свидетельствует о согласии абонента со всеми изложенными в акте обстоятельствами. Именно истец обязан доказать, что произведённый им расчёт платы за превышение допустимых концентраций основан на достоверных данных.

Ответчик полагает, что результаты анализа сточных вод (протоколы от 25.12.2014) не могут быть положены в основу расчёта, поскольку они получены в лаборатории, не имеющей аккредитации в установленном законом порядке.

Представители истца указывали на то, что Общество является правопреемником ОАО «ПКС» в спорных правоотношениях, к нему перешли персонал, помещения и лаборатория ОАО «ПКС», в связи с чем лаборатория, имеющая аттестат аккредитации, является его лабораторией; получение аккредитации лаборатории на имя ОАО «ПКС-Водоканал» формальная процедура, поскольку лаборатория не прекращала свою деятельность; по указанной причине отбор проб и проведение анализа правомерно осуществлялся аккредитованной лабораторией ОАО «ПКС-Водоканал». ОАО «ПКС-Водоканал», которое проинформировало письмом от 29.12.2014 Федеральную службу по аккредитации о переходе персонала, помещений и лабораторий истцу в связи с произошедшей реорганизацией. Реорганизация ОАО «ПКС» и связанные с этим временные задержки при передаче истцу полномочий по контролю за качеством сточных вод не влекут недействительность протоколов анализа воды.

Суд не может согласиться с доводами истца по данному вопросу в связи со следующим.

Правоотношения в сфере аккредитации регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Закон об аккредитации).

Согласно статье 4 данного закона документом, выдаваемым национальным органом по аккредитации и удостоверяющим аккредитацию в определенной области аккредитации, является аттестат аккредитации; аккредитованным лицом является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Закона об аккредитации аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.

В силу пункта 6 части 1 статьи 21 Закона об аккредитации внесение изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, осуществляется в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения в соответствии с частью 2 данной статьи.

Правопреемник аккредитованного лица в случае реорганизации аккредитованного лица в форме преобразования, слияния или присоединения обращается в национальный орган по аккредитации с заявлением о внесении изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц (часть 2 статьи 21 Закона об аккредитации).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 Закона об аккредитации в случае реорганизации юридического лица в форме выделения действие аккредитации прекращается.

Испытательная лаборатория качества воды ОАО «ПКС» была аккредитована сроком с 27.04.2012 по 27.04.2017 (аттестат аккредитации №РОСС RU. 0001.514150).

11.12.2014 ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» реорганизовано в форме выделения ОАО «Петрозаводские коммунальные системы — Водоканал» и ОАО «Петрозаводские коммунальные системы — Тепловые сети». Согласно разделительному балансу от 21.04.2014 правопреемником реорганизованного юридического лица в части оказания услуг по водоснабжению и водоотведению выступает ОАО «ПКС-Водоканал».

Отбор проб и анализ сточных вод производился сотрудниками ОАО «ПКС-Водоканал», о чём свидетельствуют представленные в материалы дела копии трудовых книжек.

Аттестат аккредитации испытательной лаборатории контроля качества воды (центра) ОАО «ПКС-Водоканал» выдан только 16.09.2015 (RA.RU.21BO02), соответствующие сведения об истце внесены в реестр аккредитованных лиц 17.08.2015.

Таким образом, с учётом приведённых выше положений Закона об аккредитации действие аккредитации лаборатории ОАО «ПКС» прекратилось 11.12.2014, анализ проб сточных вод 25 декабря 2014 года ОАО «ПКС-Водоканал» проведён сотрудниками ОАО «ПКС-Водоканал» вне аккредитованной лаборатории.

Сложность процесса реорганизации, на которую ссылается истец, не может освобождать его от исполнения обязанности соблюдения закона при отборе проб и проведении анализа сточных вод для расчёта взыскиваемой платы, и придать легитимность представленным в дело протоколам анализа воды.

Истец не был лишён возможности провести анализ сточных вод в аккредитованной лаборатории иного лица.

Довод истца о том, что условие об аккредитации собственной лаборатории организации ВКХ, на которой проводится анализ сточных вод, законодательно не установлено, противоречит действующему законодательству.

В пункте 29 Правил №525 указано, что при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

Согласно пункту 67 Правил №167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 №1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» предусмотрено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов установлен постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 08.10.1996 №897 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».

В пункте 29 указанного Постановления предусмотрено, что фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов определяются путем выполнения аналитических измерений состава сточных вод по аттестованным методикам. Выполнение измерений производится силами собственных аттестованных (аккредитованных) лабораторий организаций ВКХ или сторонних аккредитованных лабораторий в пробах сточных вод, отбираемых организацией ВКХ в контрольных колодцах абонентов на выпусках в системы канализации.

Таким образом, требование об аттестации (аккредитации) лаборатории, на которой производится анализ сточных вод, предъявляется как организациям ВКХ, производящим контроль качества сточных вод, так и к сторонним организациям, выполняющим анализ сточных вод параллельных проб или по договору с организацией ВКХ.

При таких обстоятельствах суд признаёт протоколы анализа воды №416к и №418к от 25.12.2014 недопустимыми доказательствами по причине проведения исследований неаккредитованной лабораторией.

С учётом изложенного выше, истец не доказал допущения ответчиком негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ, а соответственно, не подтвердил правомерность предъявления платы в заявленном размере, в связи с чем в иске надлежит отказать.

При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат как не подтверждённые ни по праву, ни по размеру.

В соответствии со статьёй Раздел I. Общие положения > Глава 9. Судебные расходы > Статья 110. Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле’ target=’_blank’>110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.

1. В удовлетворении иска открытого акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы — Водоканал» (ОГРН: 1141001014330, ИНН: 1001291146) отказать.

Читайте также:  Анализ на качество воды инвитро

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

источник

Как читать акт анализа воды? Какая форма акта (описание, протокол) используется в нашей стране. Описание процесса проведения анализа, какие показатели исследуются. Регламентирующие документы на разные виды воды. Разновидности анализов воды и предельно-допустимые концентрации веществ. Чтобы правильно причитать акт анализа воды, нужно знать предельно-допустимые концентрации искомых веществ. Форма акта, описание и протокол также будут рассматриваться в нашей статье.

Поскольку в результатах проведённого анализа воды указывается найденное количество вещества, данный показатель необходимо сравнить с предельно-допустимой концентрацией (ПДК) этого вещества по нормативным документам. Для разных видов воды используются разные регламентирующие документы:

  • ГОСТ 6709-72 нужен для проверки качества дистиллированной воды;
  • ГОСТ 2874-82 отвечает за питьевую воду;
  • ГОСТ Р 52962-2008 регламентирует показатели деионизированной воды;
  • ГОСТ Р 54316-2011 нужен для оценки качества минеральной бутилированной воды;
  • СанПиН 2.1.4.1116-02 отвечает за питьевую воду из бутылок;
  • СанПиН 2.1.4.1074-01 регламентирует показатели питьевой воды.

Обычно в данных документах указывает ПДК искомого вещества. То есть речь идёт о максимально разрешённой концентрации компонента в воде, при которой человеческому организму не может быть причинён вред. При этом подразумевается, что человек будет пить такую воду на протяжении всей жизни. Также данные вещества в допустимой концентрации не должны ухудшать гигиеническую ситуацию водопотребления.

Кроме концентрации того или иного вещества в акте анализа воды указывается класс опасности. Вещества первого класса относятся к чрезвычайно опасным компонентам. Вещества второго класса называются высоко опасными. Элементы 3 класса относят к категории опасных, а элементы 4 класса называются компонентами умеренной опасности.

Также акт анализа воды может содержать следующие сокращения:

  • с-т – это сокращение говорит о том, что показатель относится к группе санитарно-токсикологических признаков;
  • зап – указывает на способность компонента менять запах жидкости;
  • окр – говорит о возможном изменении цветности воды;
  • пен – способность вещества вызывать повышенное пенообразование;
  • привк – говорит о том, что данный компонент изменяет вкусовые качества жидкости;
  • оп – указывает на элементы, вызывающие опалесценцию;
  • КОЕ – колониеобразующие единицы. Этот показатель используется при подсчёте количества единичных бактерий и микроорганизмов, которые в благоприятной среде могут создавать целые колонии.

Форма акта анализов воды зависит и от того какой вид анализа проводился:

  1. Расширенный анализ жидкости с рассмотрением 25 показателей.
  2. Сокращённый анализ, который подразумевает изучение 12 показателей водной среды.

Обычно полный анализ воды содержит показатели по многим составляющим. Чтобы вы могли сделать выводы о качестве воды, нужно сравнить их с предельно-допустимыми показателями из нормативных документов. Таблицу с нормируемыми показателями мы приводим ниже:

Показатель Предельно-допустимая норма Величина измерения
Вкус не больше 2 балл
Оценка запаха при t=60°С не больше 2 балл
Оценка запаха при t=20°С не больше 2 балл
Цветовые качества не более 20 градус
Мутность не более 1,5 мг/дм³
Наличие осадка не нормируется см. описание
рН водной среды 6,5-8,5 рН
Хлор мг/дм³
Способность окисляться не больше 5 мгО₂/дм³
Наличие аммиака не больше 0,5 мг/дм³
Частицы нитрата не более 0,5 мг/дм³
Частицы нитрита не больше 50 мг/дм³
Соли кальция и магния не более 7 мг-экв/дм³
Количество минералов 1000 мг/дм³
Хлориды не более 250 мг/дм³
Сульфаты не более 250 мг/дм³
Остаток железа не больше 0,2 мг/дм³
Содержание цинка не более 1,0 мг/дм³
Частицы марганца не больше 1,0 мг/дм³
Медь не нормируется мг/дм³
Щёлочность не нормируется мг/дм³
Содержание магния не нормируется мг/дм³
Наличие кальция не нормируется мг/дм³
Соли калия и натрия не нормируется мг/дм³

Проток анализа воды составляется в том случае, если по каким-то параметрам найдено превышение предельно-допустимых концентраций данного вещества. В данном документе помимо найденных элементов и их концентрации также будут указываться предельно-допустимые значения по данному показателю.

Образец оформления протокола анализов воды вы можете найти по ссылке: http://obrazec.org/50/protokol_issledovanija_obrazcov_prob_vody.htm

Если вы хотите заказать анализ воды, вы можете обратиться в нашу лабораторию. У нас есть всё необходимое оборудование для проведения анализа. Все результаты проведённых анализов будут занесены в соответствующие документы. Стоимость проводимых анализов зависит от искомых показателей для проверки. Цена услуг уточняется при заказе анализа у нашего менеджера. Для этого вам необходимо связаться с нами по одному из указанных телефонов.

источник

№ исследования: 2.1.12
Срок выполнения: 7 рабочих дней
Тип исследования: Химический комплексный
Исследуемый материал: Вода

Испытательная лаборатория Лаб24 проводит исследования сточной воды на максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных общесплавных и бытовых систем водоотведения, а также централизованных комбинированных систем водоотведения (применительно к сбросу в общесплавные и бытовые системы водоотведения) и состоит из 31 показателя, так же Вы можете дополнить данный комплекс любым показателем из Прайс-листа лаборатории, либо выбрать необходимые из списка.

Испытательная лаборатория ЛАБ 24 выполняет исследования сточной воды, в соответствии с ГОСТ и СанПиН, на современном аналитическом оборудовании, результатом является Протокол исследований, внесенный в Реестр протоколов испытаний ФГИС Росаккредитации. Протокол анализа имеет юридическую силу для предоставления в государственные органы и истребования доказательств в Суде .

11 вода приобретает характерную мылкость, неприятный запах, способна вызывать раздражение глаз и кожи. Низкий pH»>Водородный показатель (pН) в воде

Стоимость исследования не включает выезд специалиста и отбор проб.

Состав воды, наполняющей питьевой водопровод, и ее безопасность для здоровья, во многом зависит от качества стоков. Ведь они попадают на очистные сооружения, где важно правильно выбрать реактивы, эффективные для борьбы с именно теми веществами, концентрация которых превышает допустимые нормы. Анализ проб сточных вод, выполнить который можно в исследовательском центре «Лаб24», помогает успешно решать подобные проблемы.

Периодичность, с которой производятся анализы сточных вод, устанавливает принимающий их водоканал. Эта организация определяет и перечень показателей, на которые должна быть исследована проба. А вот ее отбор проводит уже предприятие, осуществляющее сбросы. Оно же заказывает анализ сточных вод в аккредитованной на это лаборатории.

Химический анализ сточных вод представляет собой комплекс испытаний предъявленных заказчиком образцов отбора по следующим показателям:

  • Концентрации неорганических веществ в свободной форме или соединениях
  • Уровню химического и биохимического потребления кислорода
  • Содержанию взвесей
  • Загрязненностью нефтепродуктами и жирами
  • Температуре

Сделать анализ сточных вод на современном оборудовании, гарантирующем минимальный уровень погрешности исследований, предлагает «Лаб24». Его стоимость можно уточнить на сайте. После проведения испытаний станет абсолютно ясен химический состав стоков в образце. Результаты анализа будут отражены в итоговом заключении, принимаемом государственными разрешительными органами.

Несмотря на достаточно высокую стоимость, анализ сточной воды является одной из самых востребованных услуг, предоставляемых нашим центром. При необходимости, за дополнительную плату, мы можем произвести и отбор проб с выездом на место.

Результаты исследований можно получить одним из представленных ниже вариантов:

  • в «личном кабинете» на сайте www.lab-24.ru;
  • по электронной почте, указанной в заявке при сдаче проб в лабораторию;
  • в офисе лаборатории;
  • доставка курьером (дополнительная оплата);
  • доставка курьерской службой (дополнительная оплата);
  • получить результат можно на английском языке (перевод оплачивается дополнительно).

Результаты анализов доступны для получения любым указанным способом только с момента полной готовности всех заказанных лабораторных исследований

Компания «Лаб24», аккредитованная в Федеральной службе по аккредитации «Росаккредитация» имеет широкую область компетенций, что позволяет комплексно решать задачи, связанные с оценкой и анализом исследуемых объектов. Современное оборудование, а так же использование передовых методик, способные обеспечивать низкие пределы обнаружения, выдающееся качество данных и беспрецедентное обслуживание клиентов, является основополагающими принципами работы нашей компании. Наша миссия — предоставить аналитические услуги высшего качества, чтобы удовлетворить потребностям наших клиентов. Наша работа направлена на улучшение экологии, здоровья человека и принятие точных решений.

источник

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от «___» _______ 2012 года N ___

Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (Собрание законодательства Российской Федерации: 2011, N 50, ст.7358), Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от «__»___________ 2012 года N____

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения (далее — контроль состава и свойств сточных вод), регулируют отношения между абонентами и организациями, осуществляющими водоотведение, организациями, осуществляющими транспортировку сточных вод, возникающие при проведении контроля состава и свойств сточных вод, и устанавливают обязательные требования для абонентов и организаций, осуществляющих водоотведение, организаций, осуществляющих транспортировку сточных вод, при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод.

2. В настоящих Правилах применяются понятия, используемые в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении», иных нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

3. Целью контроля состава и свойств сточных вод является оценка соответствия состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, установленным нормативам допустимых сбросов, лимитам на сброс сточных вод, декларации о составе и свойствах сточных вод, а также оценка соблюдения абонентами требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее — установленные требования).

4. Контроль состава и свойств сточных вод абонента производится организацией, осуществляющей водоотведение, или иным лицом по поручению организации, осуществляющей водоотведение, в том числе организациями, осуществляющими транспортировку сточных вод (далее — представитель организации, осуществляющей водоотведение).

5. Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя:

2) анализ отобранных проб сточных вод;

3) оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченные органы государственной власти.

6. Контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, разрабатываемой организацией, осуществляющей водоотведение, и утверждаемой территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего экологический надзор (далее — территориальный орган, осуществляющий экологический надзор), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также путем внепланового контроля состава и свойств сточных вод, осуществляемого в порядке, определенном настоящими Правилами. После определения гарантирующей организации программа контроля состава и свойств сточных вод утверждается исключительно в отношении гарантирующей организации.

7. Программа контроля состава и свойств сточных вод организации, осуществляющей водоотведение, утверждается на период действия тарифов на водоотведение, но не менее, чем на 3 года. Расходы на осуществление контроля состава и свойств сточных вод учитываются при формировании тарифов на водоотведение в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

8. Положения настоящих правил, применяемые в отношении абонентов, в равной степени распространяются на организации, осуществляющие транспортировку сточных вод.

II. Программа контроля состава и свойств сточных вод и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод

9. Программа контроля состава и свойств сточных вод включает в себя следующие разделы:

1) перечень абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов с указанием таких нормативов, а также лимитов на сброс сточных вод абонента, в случае если такие лимиты установлены;

2) программу контроля состава и свойств сточных вод абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, с указанием адреса объекта, периодичности осуществления контроля, места отбора проб, типов проб и методов отбора проб, перечня контролируемых показателей и методов подготовки проб к хранению;

3) программу контроля состава и свойств сточных вод абонентов, в отношении которых не установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, категории абонентов, общего количества проб для такой категории абонентов, типов проб и методов отбора проб, перечня контролируемых показателей и методов подготовки проб к хранению.

10. При осуществлении контроля состав и свойств сточных вод абонентов, в отношении которых не установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, категории абонентов определяются путем группировки абонентов по типу негативного воздействия сточных вод на окружающую среду и работу централизованных систем водоотведения.

11. Периодичность планового отбора проб на объекте абонента, в отношении которого установлены нормативы допустимых сбросов абонента, не может превышать 1 раз в квартал, за исключением случаев, когда за последние два года при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод абонента были выявлены случаи сбросов, осуществляемых сверх установленных нормативов и лимитов, с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод и с нарушением Правил холодного водоснабжения и водоотведения. Периодичность планового отбора проб на объекте абонента в отношении которого установлены нормативы допустимых сбросов абонента, не может быть реже 1 раза в год.

12. Перечень показателей, по которым осуществляется контроль состава и свойств сточных вод, в каждом конкретном случае определяется исходя из вида деятельности, осуществляемого абонентом, а также исходя из результатов анализа состава и свойств сточных вод абонента за предшествующие годы.

13. В программе контроля состава и свойств сточных вод должны быть определены минимальное и максимальное количество проб, отбираемых в рамках планового контроля состава и свойств сточных вод. Количество отбираемых проб должно быть достаточным для проведения отбора проб у каждого абонента не менее, чем один раз в 5 лет.

14. Внеплановый контроль состава и свойств сточных вод абонентов осуществляется в случаях:

1) возникновения аварийных ситуаций и нарушений в работе централизованных систем водоотведения;

2) обнаружения несоответствия показателей состава сточных вод в централизованной системе водоотведения показателям, определенным исходя из деклараций абонентов о составе и свойствах сточных вод;

3) осуществления абонентами сбросов сточных вод без применения систем локальной очистки сточных вод либо в случае работы таких систем с нарушениями условий их эксплуатации;

Читайте также:  Анализ на гепатит в воду выпила

4) предписаний органов, осуществляющих экологический надзор;

5) ухудшения качества воды водного объекта, в который осуществляется сброс сточных вод (в том числе, по показателям, не указанным в программе контроля состава и свойств сточных вод);

6) при заключении новых договоров водоотведения с абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов.

15. Программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается по форме согласно Приложению N 1 к настоящим Правилам и представляется организацией, осуществляющей водоотведение, в территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, в срок до 1 сентября очередного года.

16. Территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, рассматривает программу контроля состава и свойств сточных вод в течение 15 рабочих дней с даты ее представления организацией, осуществляющей водоотведение, принимает решение о её согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет организацию о принятом решении любым способом, позволяющим получить подтверждение получения организацией этой информации. В случае если организация в установленный срок не уведомлена об отказе в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод, такая программа считается согласованной.

17. Территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, принимает решение об отказе в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод в случаях:

1) в программе контроля состава и свойств сточных вод отсутствует хотя бы один из разделов, указанных в пункте 9 настоящих Правил;

2) не соблюдена форма представления программы контроля состава и свойств сточных вод, указанная в пункте 15 настоящих Правил;

3) периодичность отбора проб не соответствует требованиям пункта 11 настоящих Правил;

4) перечень анализируемых показателей не соответствует требованиям пункта 12 настоящих Правил;

5) количество проб сточных вод не отвечает требованиям пункта 13 настоящих Правил.

18. Территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, в случае принятия решения об отказе в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод, указывает основания на которых принято такое решение с указанием конкретных данных, разделов, содержащихся в программе контроля, не соответствующих требованиям настоящих Правил.

19. При получении отказа в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, дорабатывает программу контроля состава и свойств сточных вод и не позднее чем через 15 рабочих дней представляет доработанную программу на повторное согласование.

20. Повторное рассмотрение и согласование доработанной программы контроля состава и свойств сточных вод осуществляется территориальным органом, осуществляющим экологический надзор, в порядке и в сроки, предусмотренные пунктами 16-18 настоящих Правил.

21. При согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод территориальным органом, осуществляющим экологический надзор, такая программа утверждается руководителем организации, осуществляющей водоотведение, или иным уполномоченным лицом такой организации в срок не позднее 5 рабочих дней с даты получения уведомления о согласовании программы.

22. Организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет корректировку программы контроля состава и свойств сточных вод, в частности, при изменении перечня организаций, в отношении которых применяются нормативы допустимых сбросов абонентов, а также на основании обращения территориального органа, осуществляющего экологический надзор. Указанные изменения направляются на рассмотрение в территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, и рассматриваются им в течение 15 рабочих дней в порядке, предусмотренном пунктами 16-18 настоящих Правил. В случае, если этот орган в течение указанного срока не представил организации замечания к предлагаемым корректировкам, такие корректировки считаются согласованными.

23. Отбор и анализ проб сточных вод осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере технического регулирования в части, не противоречащей настоящим Правилам.

24. Отбор проб сточных вод осуществляется представителем организации, осуществляющей водоотведение. Отбор проб может производиться автоматическими пробоотборниками в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области технического регулирования и технической документацией на используемый пробоотборник.

25. Абоненты обязаны обеспечить представителям организации, осуществляющей водоотведение, возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток, в том числе обязаны:

1) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ и отбор проб сточных вод;

2) обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод в порядке, установленном в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правительством Российской Федерации;

3) обеспечить присутствие представителя абонента для участия в проведении отбора проб сточных вод, в сроки, указанные в уведомлении об отборе проб;

4) предоставлять необходимые для проведения отбора проб сточных вод технический персонал, устройства и приспособления;

5) обеспечивать идентификацию мест обора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющие определить их на местности).

26. Представитель организации, осуществляющей водоотведение, обязан уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб. Указанное уведомление передается абоненту в письменном виде, направляется факсом, телефонограммой или иным способом. При отсутствии подтверждения представителем абонента получения уведомления, абонент информируется о проведении отбора проб сточных вод по телефонной связи с использованием контактов, указанных в договоре водоотведения или транспортировки сточных вод, с обязательным ведением аудиозаписи разговора. В случае, если абонент не ответил на 3 вызова продолжительностью не менее 20 секунд каждый, процедура уведомления абонента об отборе проб сточных вод считается завершенной.

27. В случае неявки представителя абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о предстоящем отборе проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без представителей абонента.

28. Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или в договоре водоотведения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре транспортировки сточных вод.

29. Отбор проб сточных вод, при наличии такой возможности, осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения, из лотка канализационного колодца или падающей струи. При отсутствии такой возможности отбор пробы сточных вод производится в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.

30. В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязательств, указанных в пункте 25 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.

31. Объем пробы сточных вод определяется исходя из количества исследуемых показателей и объемов, необходимых для проведения исследований в соответствии с нормативной и технической документацией для избранных методов измерения конкретных показателей.

32. При отборе проб сточных вод, представители абонента и организации, осуществляющей водоотведение, вправе осуществлять фото- и видеофиксацию процедуры отбора проб сточных вод.

33. По результатам отбора проб на месте составляется акт отбора проб сточных вод в двух экземплярах по примерной форме согласно Приложению N 2 к настоящим Правилам. Указанный акт подписывается представителем абонента и представителем организации, осуществляющей водоотведение.

34. При несогласии представителя абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод, представитель абонента обязан подписать такой акт с указанием в нём своих возражений. В случае отказа представителя абонента от подписания акта отбора проб сточных вод такой акт подписывается представителем организации, осуществляющей водоотведение, с отметкой «представитель абонента от подписи отказался». В случае неявки представителя абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается представителем организации, осуществляющей водоотведение, с отметкой «ответственный представитель абонента на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». Один экземпляр акта отбора проб сточных вод направляется абоненту любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения акта абонентом.

35. В случае выявления при визуальном наблюдении сброса загрязняющих веществ, материалов запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, организацией, осуществляющей водоотведение, составляется протокол нарушений по примерной форме в соответствии с Приложением N 3 к настоящим Правилам.

36. Протокол нарушений составляется в двух экземплярах и подписывается в порядке, действующем в отношении акта отбора проб сточных вод. Один экземпляр указанного протокола направляется абоненту любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения протокола абонентом.

37. При отборе проб сточных вод представителем организации, осуществляющей водоотведение, представитель абонента вправе одновременно в присутствии представителя указанной организации, произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. Ответственность за соблюдение установленных условий транспортировки проб в лаборатории несет каждая из сторон.

38. При параллельном отборе проб сточных вод помимо проб, отбираемых представителями организации, осуществляющей водоотведение, и абонента, организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы.

40. Разделение составной пробы на параллельные и резервную проводится на месте отбора в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области технического регулирования. Все емкости с параллельными и резервной пробами должны быть промаркированы. Параллельные и резервная пробы должны быть опломбированы одноразовыми пломбами.

41. Последовательный отбор проб сточных вод не допускается.

42. Параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которое изменяется при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а также не смешивающихся с водой веществ (в частности, нефтепродукты, жиры, масла).

43. Резервная проба предназначена для хранения в организации, осуществляющей водоотведение, для разрешения возможных разногласий.

44. По результатам отбора параллельных и резервной проб сточных вод составляется акт в 3 экземплярах, которые подписываются представителями абонента и организации, осуществляющей водоотведение. Третий экземпляр такого акта хранится вместе с резервной пробой. При несогласии представителя абонента с содержанием акта отбора пробы сточных вод он обязан подписать его с изложением особого мнения.

45. Анализ отобранных проб сточных вод осуществляется лабораториями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также устройствами, осуществляющими анализ сточных вод по отдельным показателям в автоматическом режиме.

46. Пробы сточных вод, поступающие в лабораторию для исследований, должны быть зарегистрированы с указанием числа емкостей для каждой пробы.

47. Протоколы результатов анализов параллельной пробы в течение 24 часов с момента получения результатов анализов направляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются более чем на погрешность метода измерения по более чем 90% измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб двух лабораторий.

48. В случае, если результаты не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности, анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы.

49. Анализ резервной пробы проводится при условии, что не истек срок хранения резервной пробы, определенный с учетом нормативной документации для применяемого метода измерений.

50. Результаты анализов сточных вод заносятся организацией в журнал контроля состава и свойств сточных вод, который ведется по форме, указанной в Приложении N 4 к настоящим Правилам, в электронном или бумажном виде или с использованием специализированной базы данных в формате, согласованном с территориальным органом, осуществляющим экологический надзор. Ведение журнала контроля состава и свойств сточных вод в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек (с 1 января 2015 года — с численностью более 10 тыс. человек).

51. Оформленные в установленном порядке результаты анализа сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом установленных требований.

52. Организация, осуществляющая водоотведение, в течение 3 рабочих дней с даты получения анализов сточных вод, в случае нарушения установленных требований направляет абоненту выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения выписки адресатом.

53. Организация, осуществляющая водоотведение, уведомляет территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, о каждом анализе сточных вод, по результатам которого выявлено несоответствие состава и свойств сточных вод установленным требованиям, в течение 24 часов с момента получения результатов анализов сточных вод в порядке, согласованном с этим органом. Такая информация является основанием для доначисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за вред, причиненный водному объекту, платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также для корректировки размера платы за негативное воздействие на окружающую среду организации, осуществляющей водоотведение, платы за вред, причиненный водному объекту, с учетом исключения из расчета объемов и масс загрязняющих веществ, поступивших от абонента. Такая информация также является основанием для проведения внеплановой проверки абонента органами, исполнительной власти, осуществляющими экологический надзор.

54. Организация, осуществляющая водоотведение, обеспечивает свободный и беспрепятственный доступ к журналу контроля состава и свойств сточных вод. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет органам исполнительной власти, осуществляющим экологический надзор, органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод в течение 2 рабочих дней после представления соответствующего запроса. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод иным лицам, направившим в организацию соответствующий запрос с указанием объекта абонента с которого осуществляется сброс сточных вод, в течение 5 рабочих дней после получения запроса.

Приложение N 1
к Правилам осуществления контроля
состава и свойств сточных вод

источник