Меню Рубрики

Анализ анкетирование приобщение детей к чтению

Автор: Гарипова Зульфия Варисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №26
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект
Тема: Приобщение родителей к чтению художественной литературы детям
Дата публикации: 30.01.2016
Раздел: дошкольное образование

«Папа, мама, я — читающая семья» Мы знаем, что художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического восприятия. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Дети дошкольного возраста – это слушатели, а не читатели и поэтому на взрослых лежит большая ответственность – донести до детей каждое художественное произведение как вид искусства, раскрыть его замысел, зарядить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам; их поступкам и чувствам. Процесс чтения – это совместная работа ума и души. Но родителям, в силу своей занятости, некогда читать детям, отвечать на их вопросы. Общение с дошкольниками в семье недооценивается родителями и заменяется просмотром телепередач, прослушиванием аудиозаписей. Поэтому надо помочь родителям в литературном развитии ребёнка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как явлению культуры. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен
компьютер
. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать. Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта, для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет
семейное

чтение
. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Сегодня считается важным привлечение родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию
этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитателям необходимо проявлять инициативу и понимать, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Формы работы с родителями постоянно меняются. Наиболее интересная форма работы с родителями – это привлечение родителей к образовательному процессу через
проектную деятельность.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Поэтому мы решили создать проект «Папа, мама, я – читающая семья». Цель проекта: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития. Задачи: 1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя. 2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. 3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения. 4. Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей. 5. Воспитывать бережное отношение к книге. Проводилось анкетирование родителей. Цель: выяснение отношение родителей к с емейному ч т е н и ю . Задачи: Определить роль родителей в развитии интереса семейного чтения детей. Выявить проявляют ли интерес к художественной литературе и журналам. Воспитывать бережное отношение к книге.
Анализ анкетирования
Родители должны были ответить на 5 вопросов анкеты. В анкетировании приняло участие 23 родителя.
Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что не все родители читают детям книги. Чаще читают по инициативе ребенка.
На 1 вопрос:
«Имеется ли у вас домашняя библиотека, и как она выглядит?». Радует, то что у 11 семей (48 %) семей имеют в доме библиотеку, фильмотеку – это несколько книжных полок. 3 семьи (13 %) –имеют книжный
шкаф
. 5 семей (22 %) – имеют стеллаж с книгами. И остальные 4 семьи (17 %) имеют другую.
На 2 вопрос:
«Есть ли у Вашего ребёнка уголок с книгами?». 23 семьи (100 %) ответили, что у всех имеется уголок с книгами.
На 3 вопрос:
«Часто ли Вы читаете ребёнку книги?». Обнаружено ограниченность во времени для семейного чтения между родителем и ребёнком у 7 семей (30 %) уверяют, что чтение осуществляют перед сном, текущий факт свидетельствуют дети. Многим семьям удобно, когда дитя может самостоятельно начать
играть
на компьютере, заняться просмотром мультфильмов. Для 2 семей (9 %) родители читают каждый день. Для 11 семей (48 %) родители читают по просьбе ребёнка. И в одной семье (4 %) читают иногда, больше внимание восполняют семейное чтение, когда ребёнок болеет дома. Как видно, лишь половина уделяют этому вопросу должное внимание, не считают это важным.
На 4 вопрос:
«Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?» 18 семей (78 %) обсуждают прочитанное, стремятся пересказать прочитанное, выделить то, что им понравилось. Для 5 семей (22 %) дети делятся своими эмоциями, приобретенными от чтения. Обсуждают поступки героев и их поведение.
На 5 вопрос:
«Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?». 6 семей (26 %) ответили «нет», 17 семей (74 %) ответили «да».
Чтобы привлечь внимание родителей к семейному чтению и

дальнейшему развитию речевой активности детей, необходимо

расширить работу с родителями по данной теме.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использовала следующие формы работы: — выставки книг; — совместные праздники и развлечения; — совместная творческая деятельность родителей и детей; — полезные советы. — консультации для родителей В проект включены следующие мероприятия: — Экскурсия совместно с родителями в городскую детскую библиотеку, где всегда бывает очень интересные викторины, конкурсы, познавательные беседы. — Совместные рисунки «Любимый сказочный герой». Рисунки впечатляют творческой изобретательностью, неожиданными решениями в исполнении и, конечно, красотой и необычностью. Активными участниками
таких выставок и иллюстрировании детских произведений являются родители. — Ознакомление с художественной литературой «Путешествие в сказку» — совместно с родителями. — Прошла инсценировка русской народной сказки «Репка». — Выставка семейных фотографий: «Моя домашняя библиотека». — Конкурс чтецов, к которому готовятся дети всех групп. Это настоящий праздник книги, в котором участвуют все дети.

— Используется такая форма работы как иллюстрирование произведений детских писателей, любимых сказок. Дети «издали» книгу собственных сказок и иллюстраций к ним. Конечно, неоценимую помощь в этом оказывают родители. Как это важно, что дети видят пример собственных мам и пап, читающих и обсуждающих с детьми прочитанные произведения.

— В группе была оформлена выставка «Любимая книга». Дети приносили свои книги и увлечённо рассказывали о них. Любимых книг оказалось очень много. Это были и краеведческие книги, и энциклопедии, красочные книги о разных странах, любимые художественные произведения, сборники стихов. — Введение традиции группы: «Книга в гости» — Акция: «День без телевизора». Вопросы развития детского интереса к чтению книг обсуждались на родительском собрании «Семейное чтение как средство духовно- нравственного становления личности ребёнка» Давались консультации для родителей:

«СЕМЬЯ И КНИГА»,

«Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся», «Как организовать домашнее чтение»,

«Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса». В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:  повысился интерес детей и родителей к художественной литературе;  возродились традиции домашнего чтения;  был обобщен и распространен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;  повысилась компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя.

источник

Ольга Шабуня
Анкета для родителей «Приобщение детей к чтению»

Уважаемые родители!

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге, открытия в ребенке «таланта читателя». Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об органи-зации домашнего чтения.

Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это:

а) литература, интересующая всех членов семьи или её часть;

б) обсуждение прочитанного всей семьей или её частью;

в) чтение вслух для всех членов семьи;

г) когда все члены семьи заняты чтением;

4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитае-те?

а) да, периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу (нужное под-черкнуть).

5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?

а) да, ежедневно, несколько раз в неделю, когда просит ребёнок, ко-гда есть время (подчеркните нужное, другое (что именно) ___

б) нет, не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости (подчеркните нужное, другое (что именно) ___

6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

в) другие члены семьи (указать кто) ___

7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

а) да, после каждого чтения;

8. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чте-ния? Если да, то какое последнее произведение Вы прочитали?

9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

г) энциклопедии, книги познавательного содержания;

д) нет определенных предпочтений.

10. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка:

11. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких:

12. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.

13. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? Если да, то указать в какую:

14. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

15. Вы считаете, что чтение – это:

а) хорошее средство развлечения, время препровождения;

16. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?

а) да, эта точка зрения совпадает с моим мнением;

б) нет, я считаю это преувеличение;

17. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним буду-щее;

в) нет, книгу ничто не заменит.

18. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

19. Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в группе ___

Спасибо за искренние ответы!

Консультация для воспитателей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением.

Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.

источник

Анкета преднозначена для родителей ,какую роль по мнению родителей в жизни детей играет книга

Просим Вас поделиться точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка.

1) Какое место в семейном воспитании Вашего ребенка занимает чтение книг : практически все свободное время; ежедневно; хотелось бы больше, но мало свободного времени; Ваш вариант ответа________________________________________________________________________

2) В чем Вам видится воспитательная роль книги: книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми; книга – источник познания окружающего мира; книга – источник эстетической культуры; Ваш вариант ответа_____________________________________________

3) Назовите, пожалуйста, любимые произведения вашего ребенка_________________________

4)Вы читаете ребенку книги:

по собственной инициативе

5) Какое время дня в вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг: перед сном; перед едой; на прогулке; Ваш вариант ответа______________________________________

6) Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги?________________________________________

7) Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное произведение?______________________________

8) Читаете ли Вы с ребенком произведения для длительного чтения? Какие последние произведения прочитали?_____________________________________________________________

9) Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать содержание прочитанного произведения?________________________________________________________________

10) Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в рассматривании книг: да; нет; от случая к случаю; Ваш вариант ответа_____________________________________________________

11) Чем Вы руководствуетесь при покупке детских книг: красочные иллюстрации; познавательная ценность книги; яркий литературный язык; доступная цена; выбор, сделанный самим ребенком; Ваш вариант ответа___________________________________________________

12)Есть ли у вас дома библиотека для взрослых и детей? Считаете ли Вы важным ее наличие?

13)Считаете ли Вы необходимым приобщить ребенка к посещению общественной библиотеки?__________________________________________________________________

14)Какие книги предпочитает Ваш ребенок: сказки; стихи; литературу о природе; энциклопедии; книги познавательного содержания; нет определенных предпочтений._______________________

15) Как, по Вашему мнению, нужно учить детей бережному отношению к книгам: личный пример; знакомство с правилами; постоянное напоминание; Ваш вариант

16) Рассказывает ли Ваш ребенок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?________________________________________________________________________

17)Используете ли Вы в практике воспитания Вашего ребенка примеры ситуаций или поведения литературных героев?________________________________________________________________

Анкета для родителей: «Роль книги в вашем доме»

Просим Вас поделиться своей точкой зрения о роли книги
в семейном воспитании ребенка.

1. Какое место в семейном воспитании вашего ребенка занимает чтение книг (нужное подчеркнуть):
практически все свободное время; ежедневно; хотелось бы больше, но мало свободного времени; дополните при желании

Читайте также:  Анализ заболеваний детей по возрасту

2. Вспомните, пожалуйста, возраст своего ребенка, когда вы впервые раскрыли перед ним детскую книгу (сколько месяцев, лет) _____

3. В чем Вам видится воспитательная роль книги (нужное подчеркнуть):
книга-источник окружающего мира; книга-источник жизненного опыта и отношений между людьми; книга – источник познания окружающего мира; книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми; книга – источник эстетической культуры; дополните при желании ____________________________________________________________________

4. Назовите, пожалуйста, литературные произведения, чтение которых ваш ребенок готов слушать многократно, любит рассматривать в них иллюстрации, пересказывает содержание, подражает героям в играх ____________________________________________________________________

5. Вспомните, пожалуйста, из своего детства собственные любимые книги, литературных героев ___________________________________________________

6. Какое время дня в вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг (подчеркните нужное)
перед сном, перед едой, на прогулке, редко, никогда; дополните при желании _____________________________________________________________________

7. Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги: __________________________

8. Проявляет ли ребенок самостоятельную инициативу в рассматривании книг:
а) да
б) нет
в) от случая к случаю

9. Чем вы руководствуетесь при покупке детских книг (подчеркните нужное):
красочные иллюстрации; познавательная ценность книги; яркий литературный язык; доступная цена; привлекательное оформление; выбор, сделанный самим ребенком; дополните при желании ____________________________________

10. Аккуратен ли ребенок в обращении с книгами ________________________

11. Приходится ли вам в требовательном тоне усаживать ребенка с книгой
а) нет
б) иногда
в) очень часто
г) всегда

12. Назовите, пожалуйста, любимое литературное произведение вашего ребенка
________________________________________________________________________

13. Сколько время вы уделяете в день для совместного чтения книг с вашим ребенком _______________________________________________________________

источник

Последние десятилетия в России ознаменовались тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Современные дети и подростки читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Книги побуждают читателей задуматься о том, где правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают понять себя. Целью анкетирования, проведенного детской библиотекой им.А.Л.Барто было выявить, что и почему читают школьники среднего возраста, попытаться составить читательский портрет современного подростка, определить мотивы посещения библиотеки, выявить роль периодических изданий в жизни школьников.
Исследованием были охвачены 44 респондента, преимущественно учащиеся 5 и 7 классов.
При ответе на 1-й вопрос анкеты «Что Вам больше всего нравится делать в свободное время?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. По результатам анализа анкет выяснилось, что в свободное время на первом месте у детей и подростков стоит общение с друзьями 26 человек (59%), на втором — прослушивание музыкальных записей 11 (25%), компьютерные игры на третьем месте — 9 (20%), чтение книг — оказалось на четвёртом месте 7 (15,90%), 6 человек (13,63%) проводят своё свободное время у экранов телевизоров.
Вызывает тревогу тот факт, что 26 человек (59%) респондентов посещают библиотеку только тогда, когда «что-то нужно». 12 человек (27%) приходят в библиотеку один раз в неделю, а 3 человека (6,81%) — один раз в месяц.
При ответе на 3-й вопрос анкеты «Чьи рекомендации при выборе книг для Вас наиболее авторитетны?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. При выборе книг 23 (52%) читателей полагаются на свой вкус. Для 9 (20%) ребят компетентны рекомендации библиотекаря при выборе книг. К мнению друзей прислушиваются 8 (18%) респондентов. Прислушиваются к советам родителей – 6 человек (13%), к рекомендации учителей – 6 (13%).
Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. То, что читают современные дети и подростки сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества. Интересен следующий блок вопросов анкеты, касающийся предпочтений в чтении. При ответе на 4-й вопрос анкеты, «Какие книги вы любите читать?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. Мальчики и девочки предпочитают развлекательное чтение – произведения в жанре фэнтези предпочитают 24 человека (54%); смешные, развлекательные книги 7 (15,90 %). Познавательное чтение, книги о природе, животных выбрали 10 человек (22,7%), классике отдали свои интересы 3 человека (6,81%). И завершающее место в чтении детей и подростков занимают книги о взаимоотношениях сверстников друг с другом и поэзия.
При ответе на вопрос анкеты «Чтение для Вас – это…» для 25 (56%) школьников чтение — это помощь в учёбе. 17 читателей (38,63%) считают, что чтение — это познание нового, а для 9 читателей (20%) чтение — это ещё и отдых.
На 6-й вопрос «Самая любимая книга» ребята ответили следующим образом: наиболее часто называют в анкетах ребята книги М. Твена, Дж.Ролинг, Ж.Уилсон. В числе любимых книг также «Сказки» А. С. Пушкина, «Кавказский пленник» Л. Н.Толстого, «Муму» И.С.Тургенева. Любимыми литературными героями для девчонок и мальчишек стали Том Сойер, Дубровский, Геракл, хоббит Бильбо, барон Мюнхаузен и др.
Знание интересов и потребностей читателей, мотивов их обращения к периодике очень важно для библиотеки. Нас, библиотекарей, заставляют задуматься ответы детей на 8-й вопрос анкеты «Читаете ли Вы журналы и газеты?». Утвердительно ответили человек 25 (56,81%) ребят. Но 19 человек (43%) ответили, что не читают периодику. Отрицательные ответы детей, к сожалению, показывают, что библиотеки сейчас, к сожалению, не могут максимально полно комплектовать свои фонды журналами и газетами, удовлетворяя все интересы наших читателей. Для нас, библиотекарей, отрадно, что 26 подростков (59%) написали в своих анкетах о том, что компьютер не заменил им книгу.
Анкетирование показало, что, несмотря на наметившуюся общую тенденцию снижения интереса к чтению, школьники осознают важность и нужность чтения. Интенсивно идёт процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются репертуар, мотивы чтения, предпочитаемые произведения.
Основная задача детской библиотеки – продолжать делать всё возможное для развития читательского вкуса у юных читателей, оказывать помощь в формировании интереса к книге, чтению применяя различные формы библиотечной работы.

источник

Анкета преднозначена для родителей ,какую роль по мнению родителей в жизни детей играет книга

Просим Вас поделиться точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка.

1) Какое место в семейном воспитании Вашего ребенка занимает чтение книг : практически все свободное время; ежедневно; хотелось бы больше, но мало свободного времени; Ваш вариант ответа________________________________________________________________________

2) В чем Вам видится воспитательная роль книги: книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми; книга – источник познания окружающего мира; книга – источник эстетической культуры; Ваш вариант ответа_____________________________________________

3) Назовите, пожалуйста, любимые произведения вашего ребенка_________________________

4)Вы читаете ребенку книги:

по собственной инициативе

5) Какое время дня в вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг: перед сном; перед едой; на прогулке; Ваш вариант ответа______________________________________

6) Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги?________________________________________

7) Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное произведение?______________________________

8) Читаете ли Вы с ребенком произведения для длительного чтения? Какие последние произведения прочитали?_____________________________________________________________

9) Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать содержание прочитанного произведения?________________________________________________________________

10) Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в рассматривании книг: да; нет; от случая к случаю; Ваш вариант ответа_____________________________________________________

11) Чем Вы руководствуетесь при покупке детских книг: красочные иллюстрации; познавательная ценность книги; яркий литературный язык; доступная цена; выбор, сделанный самим ребенком; Ваш вариант ответа___________________________________________________

12)Есть ли у вас дома библиотека для взрослых и детей? Считаете ли Вы важным ее наличие?

13)Считаете ли Вы необходимым приобщить ребенка к посещению общественной библиотеки?__________________________________________________________________

14)Какие книги предпочитает Ваш ребенок: сказки; стихи; литературу о природе; энциклопедии; книги познавательного содержания; нет определенных предпочтений._______________________

15) Как, по Вашему мнению, нужно учить детей бережному отношению к книгам: личный пример; знакомство с правилами; постоянное напоминание; Ваш вариант

16) Рассказывает ли Ваш ребенок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?________________________________________________________________________

17)Используете ли Вы в практике воспитания Вашего ребенка примеры ситуаций или поведения литературных героев?________________________________________________________________

Анкета для родителей: «Роль книги в вашем доме»

Просим Вас поделиться своей точкой зрения о роли книги
в семейном воспитании ребенка.

1. Какое место в семейном воспитании вашего ребенка занимает чтение книг (нужное подчеркнуть):
практически все свободное время; ежедневно; хотелось бы больше, но мало свободного времени; дополните при желании

2. Вспомните, пожалуйста, возраст своего ребенка, когда вы впервые раскрыли перед ним детскую книгу (сколько месяцев, лет) _____

3. В чем Вам видится воспитательная роль книги (нужное подчеркнуть):
книга-источник окружающего мира; книга-источник жизненного опыта и отношений между людьми; книга – источник познания окружающего мира; книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми; книга – источник эстетической культуры; дополните при желании ____________________________________________________________________

4. Назовите, пожалуйста, литературные произведения, чтение которых ваш ребенок готов слушать многократно, любит рассматривать в них иллюстрации, пересказывает содержание, подражает героям в играх ____________________________________________________________________

5. Вспомните, пожалуйста, из своего детства собственные любимые книги, литературных героев ___________________________________________________

6. Какое время дня в вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг (подчеркните нужное)
перед сном, перед едой, на прогулке, редко, никогда; дополните при желании _____________________________________________________________________

7. Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги: __________________________

8. Проявляет ли ребенок самостоятельную инициативу в рассматривании книг:
а) да
б) нет
в) от случая к случаю

9. Чем вы руководствуетесь при покупке детских книг (подчеркните нужное):
красочные иллюстрации; познавательная ценность книги; яркий литературный язык; доступная цена; привлекательное оформление; выбор, сделанный самим ребенком; дополните при желании ____________________________________

10. Аккуратен ли ребенок в обращении с книгами ________________________

11. Приходится ли вам в требовательном тоне усаживать ребенка с книгой
а) нет
б) иногда
в) очень часто
г) всегда

12. Назовите, пожалуйста, любимое литературное произведение вашего ребенка
________________________________________________________________________

13. Сколько время вы уделяете в день для совместного чтения книг с вашим ребенком _______________________________________________________________

источник

1 Социологическое исследование «Детское чтение глазами родителей» Проблемная ситуация. Многочисленные возможности, которые даёт современное информационное пространство, в особенности виртуальное, вносят существенные коррективы в детский досуг, который прежде казался незыблемым (прогулки, игры на воздухе, а главным образом чтение). Современные дети стали по-другому использовать своё свободное время, находить новые способы развлечь себя после занятий в школе. Чтение в этом списке уже несколько лет далеко не на первом месте, исходя из множества самых различных социологических исследований. На чтение нужно больше времени, но главное сама социальная среда зачастую не располагает к тому, чтобы ребёнок просто взял книгу и стал читать: вокруг много отвлекающих и сдерживающих факторов. Слишком много соблазнов, слишком мало времени для познавательной деятельности. Дети, используя готовые шаблоны, стали реже обращаться к книге. В этом отношении представляется важным изучить роль родителей в процессе формирования у детей любви или хотя бы интереса к чтению. Насколько сильно родители обращают внимание на эту проблему, считают ли чтение важным в развитии ребёнка, дают ли советы при выборе книг, водят ли ребёнка в библиотеку. Круг этих вопросов представляется нам очень важным и актуальным. С целью изучения современных процессов детского и семейного чтения мы разработали программу и инструментарий для социологического исследования. Нам было важно узнать, как происходит формирование читательского интереса у ребенка, что и как родители читают своим детям, какие детские книги считают необходимыми для своих детей. Цель исследования: выяснить роль родителей в формировании читательского интереса у детей. Задачи исследования: оценить, насколько значима для родителей ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности; определить интерес детей к книгам и чтению; установить эмоциональные и поведенческие особенности детей в процессе прослушивания детских произведений; определить динамику семейного чтения; выяснить различные составляющие семейного чтения: какие детские книги родители считают необходимыми для своих детей, что и как читают своим детям. Объект исследования: родители. Предмет исследования: значимость детского чтения для родителей. Критерии оценки развития читательского интереса у детей: 1 блок: осознание родителями важности чтения в развитии ребенка и формирование интереса к чтению; 2 блок: интерес к чтению у ребенка; 3 блок: книги, которые ребёнок любит читать, характер чтения.

2 Программные вопросы: — читают ли родители своему ребёнку книги? — какие книги любит читать ребенок: бумажные, электронные? — как ребёнок реагирует на прочитанное? — делится ли он впечатлениями о прочитанном? — существует ли традиция семейного чтения? Предполагаемые результаты: данное исследование может дать важную информацию о характере понимания родителями ценности чтения в жизни детей, и, следовательно, послужить основой при планировании мероприятий, организации работы с детьми и родителями, внесении корректировок в текущие программы и мероприятия.

3 Всего в исследовании приняли участие 152 человека. Это родители, являющие читателями библиотеки. В семьях опрошенных, конечно, растут дети разного пола: 64% девочек и 36% мальчиков. Их средний возраст 8 лет. Средний возраст самих родителей 37 лет. Среди опрошенных 96% женщин и лишь 4% мужчин. Среди опрошенных нами родителей много тех, кто сам регулярно читает. 42% читают почти каждый день, ещё 39% читают не так часто. Гораздо меньше тех, кто читает редко. И лишь несколько человек сказали, что не читают книг. Часто ли Вы читаете книги вне работы? да, почти каждый день 42% читаю, но не так часто 39% читаю редко 17% совсем не читаю 2% Почти всем опрошенным родителям хочется, чтобы их дети читали книги, любили чтение, заполняли свободное время полезным делом. Так считает абсолютное большинство 98%. Один человек затруднился ответить на этот вопрос. Хочется ли Вам, чтобы Ваш ребёнок любил читать книги? да 98% нет затрудняюсь ответить 2% В целом, родители уделяют повышенное внимание воспитанию у детей любви к чтению, о чём, безусловно, свидетельствует и совместное посещение библиотеки. 56% опрошенных родителей считают чтение одним из главных методов воспитания. 44% согласны, что чтение важно в развитии ребенка, но оставляют выбор за ребёнком. Как Вы оцениваете свои способности в руководстве чтением Вашего ребенка? чтение ребёнка для меня один из главных методов его воспитания, я уделяю этому большое внимание 56% я считаю, что чтение важно в развитии ребенка, но пусть читает по своему усмотрению 44% иногда я читаю своему ребенку, но считаю, что это обязанность детского сада и школы. Абсолютное большинство родителей (98%) покупают своим детям книги, и считают это важным. Несколько человек пояснили, что в их семье нет необходимости покупать книги они их берут исключительно в библиотеке. Покупаете ли Вы своему ребенку книги?

Читайте также:  Анализ заболеваемости детей за 2013 год

4 да 98% нет 2% На то, чтобы читать ребенку книги, необходимо время, которого у взрослых, обычно занятых работой и домашними заботами, не всегда хватает. И с этим согласны 54% респондентов. Тем не менее, 42% родителей отмечают, что на чтение детям книг не жалко времени, и даже в плотном графике они способны отыскать несколько минут. Есть ли у Вас время, чтобы читать своему ребенку книги? да, на это не жалко времени 42% не всегда есть время 54% нет, с этим возникают трудности 4% Примерно равное количество опрошенных родителей читают детям по просьбе ребенка (44%) и по необходимости (46%). Ещё 9% читают детям книги по необходимости. Вы читаете детям книги: по просьбе ребёнка 44% по своей инициативе 46% по необходимости 9% Родители читают детям книги в разной интенсивности: одни делают это чаще, другие реже. Около трети опрошенных читают своим детям 3-5 раз в неделю (27%), 23% родителей каждый день, ещё 19% читают детям 1-2 раза в неделю. Таким образом, можно говорить об определенной систематичности в чтении опрошенных нами родителей и их детей. Несколько родителей уже не читают своим детям, поскольку те научились читать сами. Как часто Вы читаете своему ребёнку? каждый день 23% 3-5 раз в неделю 27% 1-2 раза в неделю 19% читаю изредка 17% когда попросит 10% не читаю 4% Чаще всего родители читают детям сказки (60%), реже обращаются к энциклопедиям (44%) и классике детской литературы (42%). Менее популярна зарубежная детская литература (21%). Также 13% опрошенных сказали, что у ребёнка нет определённых предпочтений в литературе, а 8% читают что придётся. Что именно Вы читаете своему ребенку? (по рангу) сказки 60%

5 энциклопедии, книги познавательного содержания 44% классику детской литературы 42% зарубежную детскую литературу 21% нет определённых предпочтений 13% что придётся 8% Один из характерных моментов в привитии любви к чтению семейная традиция чтения перед сном. Она присутствует почти у половины опрошенных (48%). Ещё четверть родителей стараются постепенно прививать эту традицию в своих семьях (25%). Есть ли у Вас семейная традиция чтения перед сном? да, конечно 48% мы постепенно прививаем эту традицию в семье 25% сильно устаём после работы, нет времени 6% нет, у нас это не принято 8% эта традиция была жива, пока ребёнок был совсем маленький 13% Важный показатель интерес ребенка к чтению, в т.ч. во время совместного чтения. Большинство респондентов (60%) говорят о том, что ребёнок иногда просит почитать ему книгу. Треть опрошенных (30%) утверждают, что чтение стало любимым занятием их ребёнка. По мнению 8% родителей, их детей мало интересует чтение, они редко просят, чтобы им почитали книги. Постарайтесь определить интерес Вашего ребёнка к прослушиванию детских произведений: это стало его любимым занятием 30% иногда он просит почитать ему книгу 60% чтение его мало интересует, он редко просит, чтобы ему почитали 8% приходится заставлять его слушать 2% Как утверждает 44% опрошенных родителей, при совместном чтении их дети тихо и внимательно слушают читающего взрослого. 42% сказали, что ребёнок пытается вникнуть в прочитанное, показывает на картинки, фантазирует дальнейшее развитие событий. Лишь несколько родителей отметили, что их дети плохо слушают читающего, или вырывают книгу из рук взрослого, желая посмотреть картинки. Еще несколько человек выбрали вариант «другое», отметив, что их дети слушают и переспрашивают о прочитанном, задают вопросы. Как ведет себя ребёнок, когда Вы читаете ему книгу? тихо, внимательно меня слушает 44% пытается вникнуть в прочитанное, показывает на картинки, фантазирует дальнейшее развитие событий 42% плохо слушает 4% вырывает у меня книгу и хочет просто посмотреть картинки 4%

6 другое 4% — слушает и переспрашивает о прочитанном — задаёт вопросы Нередко после чтения книги взрослые беседуют с ребенком о прочитанном. 46% считают это занятие очень важным и ценным. 52% респондентов отметили, что всё зависит от конкретной книги. Считаете ли Вы важным беседовать с ребёнком о прочитанных книгах? да, это очень важно 46% всё зависит от конкретной книги 52% не считаю это важным 2% При совместном чтении с ребенком, самым главным, по мнению родителей, является усвоение содержания прочитанной книги (35%), а также осознание причин и последствий поступков героев книги (32%). Последнее вызывает осторожный оптимизм, поскольку этот, безусловно, важный пункт в прошлых опросах родители считали не самым приоритетным. 13% высказали мнение, что важным является объяснение главной идеи автора книги. По 10% респондентов отметили, что важным для них является анализ внутреннего мира героев книги и оценка роли каждого героя в описанных событиях. Пожалуйста, продолжите фразу: «Когда мы с ребёнком читаем книгу, самое главное, чтобы он» усвоил содержание прочитанного текста 35% осознал причины и последствия поступков героев книги 32% попытался объяснить главную идею автора книги 13% по-возможности проанализировал внутренний мир героев книги 10% оценил роль каждого героя в описываемых событиях 10% 42% родителей отмечают, что их дети читают быстро, увлечённо. Такое же количество опрошенных сказали, что их дети читают медленно, но с видимым интересом. Еще 14% отмечают, что их ребёнок при чтении часто прерывается. Как обычно ведёт себя Ваш ребёнок, когда сам читает книги? читает быстро, увлечённо 42% читает медленно, но с видимым интересом 42% читает нехотя, часто прерывается 14% читать не хочет, приходится заставлять Более половины опрошенных родителей (54%) утверждают, что их ребенок способен переживать по поводу прочитанного, эмоционально реагирует на прочитанное, бывает радостным или грустным. Примерно треть опрошенных (29%) говорят, что чтение вдохновляет их ребенка и стимулирует его на дальнейшую познавательную деятельность, познание чего-то нового. 11%

7 респондентов сказали, что ребёнок реагирует на прочитанное сдержанно, спокойно. Как Вы оцените настроение ребёнка после чтения? чтение его всегда вдохновляет и стимулирует на дальнейшее познание 29% эмоционально реагирует на прочитанное, бывает радостным или грустным 54% никак не реагирует, оценивает прочитанное спокойно 11% другое 6% — радостное настроение от того, что он сам прочитал несколько страниц Большинство родителей (92%) заявили о том, что дети делятся с ними впечатлениями о прочитанном. Но есть и та категория детей, которые не готовы посвящать родителей в свои читательские переживания и делиться со взрослыми мнением о прочитанных книгах. Делится ли с Вами ребёнок впечатлениями о прочитанном? да 92% нет 8% Среди наиболее популярных и любимых книг среди детей чаще других родителями называются сказки, а также энциклопедии и познавательные книги, рост числа которых в настоящее время особенно заметен. Также несколько раз названы книги о природе и животных, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Денискины рассказы» В. Драгунского, а также «Приключения Буратино» А.Н. Толстого. Остальные произведения названы по одному разу. Назовите, пожалуйста, любимые книги Вашего ребенка: Сказки 17% Энциклопедии, познавательные книги 15% А. Волков «Волшебник Изумрудного города» 8% Книги о природе и животных 6% В. Драгунский «Денискины рассказы», «Витя Малеев» 4% А.Н. Толстой «Приключения Буратино» 6% Ш. Перро «Спящая красавица», «Золушка» Р. Киплинг «Маугли» Ж. Верн «Дети капитана Гранта» А. Усачев «Школа снеговиков» Книги о динозаврах Джулия Дональдсон «Груффало» И. и Л. Тюхтяевы «Зоки и Бада» Свен Нурдквист «Петсон и Финдус» «Энциклопедия животного мира» Г. Граубин «Незнакомые друзья» К. Гребан «Сюзетта ищет маму» Сказки про принцесс Стихи А. Барто и С. Маршака К. Льюис «Хроники Нарнии» Н. Носов «Незнайка»

8 А. Усачев «Чудеса в Дедморозовке» Н. Носов «Мишкина каша» Э. Успенский «Гарантийные человечки» А. Линдгрен «Пеппи длинный чулок» книги Б. Заходера Несмотря на серьезное увлечение многими детьми планшетами и ридерами, среди посетителей библиотеки таких немного, что отмечает большинство родителей. Многие родители сказали, что их ребёнок предпочитает читать именно бумажные книги. И это выгодно библиотеке, комплектующейся в основном бумажными носителями. В то же время, около 20% детей используют как бумажные, так и электронные книги. Какие книги предпочитает читать Ваш ребёнок? бумажные 81% электронные использует и те, и другие 19% По словам родителей, электронная книга для чтения текстов (ридер) есть лишь у 21% опрошенных, у 79% ридера нет, либо он есть только у взрослых. Есть ли у Вашего ребёнка ридер (электронная книга)? да 21% нет 79% Большинство детей находят время для чтения вечером (34%), либо перед сном (29%). Некоторые это делают сразу после уроков (13%). Также некоторые родители заметили, что их дети читают тогда, когда есть свободное время, когда ребёнок захочет, либо в выходной день. Когда Ваш ребёнок находит время для чтения? сразу после уроков 13% вечером 34% перед сном 29% читает утром, до школы 4% другое: — когда есть свободное время 9% — читает, когда захочет 6% — в выходной день 4% Собирание книг дома давно стало хорошей семейной традицией, закладывающей основы воспитания и привития любви к книгам и чтению. Не утратила свою силу эта традиция и сегодня, несмотря на дороговизну книг, наличие электронных устройств и другие причины. О том, что в их семье есть домашняя библиотека, сказало большинство опрошенных родителей 94%.

9 Есть ли у Вас домашняя библиотека? да 94% нет 6% В тех семьях, где есть домашняя библиотека, чаще всего она представляет собой книжный шкаф (47%), или же несколько книжных полок (39%). Реже в домах встречаются стеллажи с книгами (14%). Если «да», что она собой представляет? несколько книжных полок 39% книжный шкаф 47% стеллажи с книгами 14% Если в семье растёт ребенок, то обычно в домашней библиотеке для детских книг выделяется отдельная полка. О том, что в их доме она есть, заявили 95% опрошенных родителей. У 6% такой книжной полки не выделено. Есть ли у Вашего ребёнка своя книжная полка или уголок с книгами? да 94% нет 6% Немаловажным фактором приобщения детей к чтению является посещение (поначалу, возможно, совместное с родителями или близкими) библиотеки, в особенности детской, где присутствуют в основном только детские книги. Большинство опрошенных, конечно, посещают с ребёнком библиотеку на регулярной основе 96%. И лишь некоторые не делают этого по причине того, что ребёнок ещё слишком мал (или наоборот), или по другим соображениям. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? да 96% нет 4% Абсолютно все родители, принявшие участие в исследовании, утверждают, что интересуются тем, какие книги их ребёнок берёт в библиотеке и читает. Это оказалось значимым для всех родителей-участников исследования. Интересуетесь ли Вы тем, какие книги Ваш ребёнок берёт в библиотеке? да 100% нет В чтении детей случаются не только интересные сюжеты и истории, но и затруднения. Среди таких проблем, по мнению родителей, чаще других возникает проблема техники чтения (33%), а также поверхностное чтение и невозможность

10 пересказать прочитанное (17%). Также среди других проблем называется непонимание прочитанного текста и др. Какие проблемы в чтении Вашего ребёнка Вас беспокоят? техника чтения 33% поверхностное чтение 19% не может пересказать прочитанное 17% непонимание текста 8% другое: — еще не знаю, пока только начали читать — может начать, но не закончить прочтение книги — неусидчивость — отсутствие желания читать — пока нет навыка чтения, мы дошколята — быстро забывает текст По мнению родителей, самым действенным способом разбудить и поддержать интерес ребёнка к чтению является пример родителей (20%). Этот фактор называется чаще других. Также в числе других ответов указаны различные варианты: выбор интересных книг, посещение библиотеки, покупка ярких, красочных книг и др. Как Вы считаете, что может помочь разбудить интерес к чтению у детей? пример родителей 20% интересное содержание книги 11% визит в библиотеку 8% современные и хорошо иллюстрированные книги 10% читать каждый день понемногу и рассказывать истории из книг 6% чтение вслух в семье 4% желание самостоятельно познавать ранее неизвестное 4% усилия родителей 4% Названы по одному разу: хорошее издание книги заинтересованность окружающих чтение родителями с раннего возраста правильно подбирать книги для чтения всё зависит только от ребёнка, если ему не нравится, то интерес не разбудить пользование Интернет-поисковиком и чтение ответа необходимость реклама чтения

11 Итоги исследования Родители играют первостепенную роль в приобщении детей к чтению. Именно родители читают ребёнку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают вместе с ребёнком его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Именно родители выбирают и покупают детские книжки, формируя домашнюю библиотеку, позже советуют ребёнку, какую книгу прочитать, взять в детской библиотеке. Таким образом, именно родители оказывают наибольшее влияние на формирование круга чтения, читательских вкусов и предпочтений детей на ранних этапах читательского развития. Родители остаются важнейшим и главным звеном в приобщении детей к чтению, но это происходит теперь не в каждой семье, а в тех семьях, в которых родители считают это важным для своего ребёнка. Среди родителей, посещающих Ставропольскую краевую детскую библиотеку, таких большинство. Они уделяют пристальное внимание чтению своих детей, стараются сами читать своему ребёнку, следят за репертуаром книг, обеспечивают набор книг в домашней библиотеке, следят за тем, какие книги берут дети в библиотеке, когда они обращаются туда самостоятельно. Полученные исследовательские данные имеют большое значение, поскольку, как показало исследование, у библиотеки есть серьёзный родительский актив, остро нуждающийся в качественной детской литературе. Большинство родителей осознаёт важность детского чтения и стремится приобщить к чтению детей, в том числе благодаря посещению библиотеки и совместному выбору интересных книг.

12 Анкета «Детское чтение глазами родителей» Уважаемые родители! Ставропольская краевая детская библиотека им. А.Е. Екимцева занимается изучением детского чтения и роли родителей в этом вопросе. Просим Вас принять участие в исследовании и ответить на несколько вопросов. 1. Часто ли Вы читаете книги вне работы?, почти каждый день б) читаю, но не так часто в) читаю редко г) совсем не читаю 2. Хочется ли Вам, чтобы Ваш ребёнок любил читать книги? б) нет в) затрудняюсь ответить 3. Как Вы оцениваете свои способности в руководстве чтением Вашего ребенка? а) чтение ребёнка для меня один из главных методов его воспитания, я уделяю этому большое внимание б) я считаю, что чтение важно в развитии ребенка, но пусть читает по своему усмотрению в) иногда я читаю своему ребенку, но считаю, что это обязанность детского сада и школы. 4. Покупаете ли Вы своему ребенку книги? б) нет 5. Есть ли у Вас время, чтобы читать своему ребенку книги?, на это не жалко времени б) не всегда есть время в) нет, с этим возникают трудности 6. Вы читаете детям книги: а) по просьбе ребёнка б) по своей инициативе в) по необходимости

Читайте также:  Анализ заболеваемости посещаемости детей доу

13 7. Как часто Вы читаете своему ребёнку? а) каждый день б) 3-5 раз в неделю в) 1-2 раза в неделю г) читаю изредка д) когда попросит е) не читаю 8. Что именно Вы читаете своему ребенку? (возможно несколько вариантов ответа) а) классику детской литературы б) сказки в) энциклопедии, книги познавательного содержания г) зарубежную детскую литературу д) нет определённых предпочтений е) что придётся 9. Есть ли у Вас семейная традиция чтения перед сном?, конечно б) мы постепенно прививаем эту традицию в семье в) сильно устаём после работы, нет времени г) нет, у нас это не принято д) эта традиция была жива, пока ребёнок был совсем маленький 10. Постарайтесь определить интерес Вашего ребёнка к прослушиванию детских произведений: а) это стало его любимым занятием б) иногда он просит почитать ему книгу в) чтение его мало интересует, он редко просит, чтобы ему почитали г) приходится заставлять его слушать 11. Как ведет себя ребёнок, когда Вы читаете ему книгу? а) тихо, внимательно меня слушает б) пытается вникнуть в прочитанное, показывает на картинки, фантазирует дальнейшее развитие событий в) плохо слушает г) вырывает у меня книгу и хочет просто посмотреть картинки д) другое 12. Считаете ли Вы важным беседовать с ребёнком о прочитанных книгах?, это очень важно б) всё зависит от конкретной книги в) не считаю это важным

14 13. Пожалуйста, продолжите фразу: «Когда мы с ребёнком читаем книгу, самое главное, чтобы он» а) усвоил содержание прочитанного текста б) осознал причины и последствия поступков героев книги в) попытался объяснить главную идею автора книги г) по-возможности проанализировал внутренний мир героев книги д) оценил роль каждого героя в описываемых событиях 14. Как обычно ведёт себя Ваш ребёнок, когда сам читает книги? а) читает быстро, увлечённо б) читает медленно, но с видимым интересом в) читает нехотя, часто прерывается г) читать не хочет, приходится заставлять 15. Как Вы оцените настроение ребёнка после чтения? а) чтение его всегда вдохновляет и стимулирует на дальнейшее познание б) эмоционально реагирует на прочитанное, бывает радостным или грустным в) никак не реагирует, оценивает прочитанное спокойно г) другое 16. Делится ли с Вами ребёнок впечатлениями о прочитанном? б) нет 17. Назовите, пожалуйста, любимые книги Вашего ребенка: 18. Какие книги предпочитает читать Ваш ребёнок? а) бумажные б) электронные в) использует и те, и другие 19. Есть ли у Вашего ребёнка ридер (электронная книга)? б) нет 20. Когда Ваш ребёнок находит время для чтения? а) сразу после уроков б) вечером в) перед сном г) читает утром, до школы д) другое 21. Есть ли у Вас домашняя библиотека? б) нет (переход к вопросу 23)

15 22. Если «да», что она собой представляет? а) несколько книжных полок б) книжный шкаф в) стеллажи с книгами г) другое 23. Есть ли у Вашего ребёнка своя книжная полка или уголок с книгами? б) нет 24. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? б) нет 25. Интересуетесь ли Вы, какие книги Ваш ребёнок берёт в библиотеке? б) нет 26. Какие проблемы в чтении Вашего ребёнка Вас беспокоят? а) техника чтения б) поверхностное чтение в) непонимание текста г) не может пересказать прочитанное д) другое 27. Как Вы считаете, что может помочь разбудить интерес к чтению у детей? 28. Укажите, пожалуйста, пол и возраст Вашего ребёнка: 29. Укажите, пожалуйста, Ваш пол и возраст: Благодарим за участие! Уважаемые родители! Обращаем Ваше внимание, что краевая детская библиотека им. А.Е.Екимцева предлагает Вам богатый выбор книг для детей, а также различные развивающие программы и творческие кружки. Для Вас и Ваших детей библиотека приготовила много интересных занятий. Мы будем благодарны, если в своём плотном графике Вы найдете немного времени и зайдете в детскую библиотеку по адресу: ул. Мира, 382. Подарите своему ребенку радость общения с книгами! Читайте вместе!

источник

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Предлагаем методическую разработку педагогического совета по теме “Ребенок и книга”. В приложении представлен план тематической проверки “Ознакомление дошкольников с художественной литературой”, анкета для родителей, кроссворд для педагогов.

Подготовка к педагогическому совету:

  • Консультации для педагогов “Уголок книги в детском саду”, “Организация чтения художественной литературы”.
  • Тематическая проверка “Ознакомление дошкольников с художественной литературой”. (Приложение 1)
  • Консультация для родителей “Литературное воспитание ребенка в семье”.
  • Анкетирование родителей “Воспитание интереса и любви к книге”. (Приложение 2)
  • Открытый просмотр занятия по ознакомлению с художественной литературой в выпускной группе “Цыплята” по теме “Путешествие по страницам книги”.
  • Подбор вопросов и составление кроссворда для деловой игры.
  • Оформление мультимедийной презентации к педсовету.
  • “Домашнее задание” (педагогам для самостоятельного изучения).
  • — изучить раздел “Художественная литература” в Методических рекомендациях к программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой;

    — подобрать высказывания великих людей (педагогов, писателей, ученых) о значении книги в развитии и воспитании человека;

    — изучить вопросы: “Круг детского чтения. Принципы его формирования”, “Анализ художественного текста”, “Как сформировать книжный уголок”, “Как рассказать детям биографию автора”.

    Вступительное слово заведующего детским садом.

    Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

    Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

    Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

    Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

    В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

    Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

    Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

    Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

    Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

    Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

    Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

    Об итогах тематической проверки “Ознакомление дошкольников с художественной литературой” рассказывает старший воспитатель. План тематической проверки представлен в (приложении 1).

    Дискуссия по результатам анкетирования родителей “Воспитание интереса и любви к книге”. Воспитатели каждой возрастной группы делятся впечатлениями о результатах анкетирования родителей “Воспитание интереса и любви к книге” (приложение 2).

    Участникам педсовета предлагается познакомиться с ответами родителей каждой возрастной группы.

    (Проводится деловая игра с педагогами “Эрудит”. Педагоги делятся на две команды, каждая из которых расположена за своим игровым столом.)

    I. Представление команд: название, девиз, эмблема.

    “Кто больше”. Команды поочередно называют высказывания выдающихся людей о книге. Определяется команда, подобравшая больше количество высказываний.

    Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности. (Е.А.Флерина)

    Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В.А. Сухомлинский)

    Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаков, нар. худож. России)

    Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В.Г.Белинский)

    IV. Задание: прочтите программные задачи, определите возрастную группу. (Задание составлено на основе “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

    Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Рачевым, Е.Чарушиным. (Средняя группа)

    Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. (1 младшая группа)

    Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие отрывки из народных сказок. (2 младшая группа)

    Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. (Подготовительная группа)

    Учить определять жанр произведений. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. (Старшая группа)

    Команды выполняют задание поочередно. Представители первой команды выстраиваются в шеренгу, им предлагается ответить на вопрос “Книжный уголок в детском саду”. Все члены команды по цепочке раскрывают заданную тему.

    Вторая команда отвечает на вопрос “Как рассказать детям биографию автора”

    VI. Задание на выразительное чтение произведения. Капитанам команды предлагается прочитать выразительно литературный текст.

    И вот один раз тушили пожарные дом. Жильцы выбежали на улицу.

    — А ну, посчитайте, все ли? Одного жильца не хватало.

    — Петька-то наш в комнате остался!

    Старший пожарный послал человека в маске найти Петьку. Человек вошел в комнату.

    В комнате огня еще не было, но было полно дыму.

    Человек в маске обшарил всю комнату, все стены и кричал со всей силы через маску:

    — Петька, Петька! Выходи, сгоришь! Подай голос. Но никто не отвечал.

    Человек услышал, что валится крыша, испугался и ушел. Тогда старший пожарный рассердился:

    — Я все стены обшарил,— сказал человек.

    — Давай маску! — крикнул старший.

    Человек начал снимать маску. Старший видит — потолок уже горит. Ждать некогда.

    VI. Задание: разгадать литературный кроссворд. (Приложение 3)

    VII. Задание: расставить ударения в словах.

      Поднялся ветер
    • Много хлопот
    • Говорят о туфлях
    • Шел по лесу
    • Кладовая природы
    • Был виден издали
    • Провести досуг
    • В воротах
    • Лиса была голодна

    VIII. Задание: составить вопросы для беседы по литературному произведению.

    Проект решения:

      Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки “Ознакомление с художественной литературой”.
    • Спланировать и провести ряд мероприятий (праздники, литературные вечера) посвященные творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов.
    • Провести мини-семинар для молодых педагогов “Анализ художественного текста”.
    • Провести с детьми “Книжкину неделю”.
    • Провести родительские собрания во всех возрастных группах по теме “Ребенок и книга”.

    Рекомендуемая литература:

  • Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.
  • Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
  • Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. — 2007. №6. – С 35-40.
  • Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. — С.119-128
  • Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.
  • Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. — С.33-41.
  • В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С.62-69.
  • источник