Меню Рубрики

Анализ анкетирования детей в библиотеке

«Значение книги в жизни современного школьника».

С целью изучения отношения ребят к чтению художественной литературы я предложила учащимся ответить на вопросы анкетирования. В опросе приняли участие 205 учащихся. Возраст участников эксперимента от 7 до17 лет. Я проанализировала ответы по трем возрастным группам: начальная школа, среднее звено, старшеклассники.

Опрос включал следующие вопросы:

2. Какой источник информации Вы предпочитаете?

2.3. Энциклопедии, словари, справочники

2.4. Электронные издания Интернета

3. Что для Вас предпочтительнее?

3.2. Считывание с компьютера

4. Сколько времени в день Вы читаете?

5. Назовите своего любимого писателя, поэта и любимое произведение

7. Какого жанра произведения Вы любите читать?

8. Как Вы считаете: для чего нужны книги?

На вопрос, «Любите ли вы читать?», ответили все участники опроса, «да» — 176 гимназистов, остальные учащиеся выбрали вариант ответа «смотря что» (29 ребят).

На вопрос, «Какой источник информации Вы предпочитаете?», проведённый анализ чтения показал, что учащиеся начальных классов проявляют примерно одинаковый интерес, как к периодическим изданиям, так и к познавательным книгам. Учащиеся среднего звена больше интересуются периодикой. Старшеклассники отдают предпочтение программной литературе.

За справочной литературой учащиеся обращаются ежедневно и часто. В читальном зале изучают словари: орфографические, толковые, словообразовательные и многие другие, а также обращаются к предметным энциклопедиям и справочникам.

Большинство опрошенных старшеклассников предпочитают в качестве источника информации Интернет. Учащиеся начальной и средней школы на первое место ставят книгу.

Анализ ответа на вопрос «Что для Вас предпочтительнее?» говорит нам о том, что только учащимся начальной школы радость приносит общение с книгой (64 уч). В то же время большинство ребят среднего и старшего звена (82уч.) предпочитают воспринимать новую информацию с экранов мониторов. В век компьютеризации дети не хотят читать книгу, держать ее в руках и ощущать запах типографской краски. Большинство ребят уверены в абсолютной универсальности Интернета, считают, что в нем можно найти информацию на любую тему. Достоинствами Интернета ребята считают то, что в нем они могут легко найти интересующую их информацию, что Интернет экономит их время на подготовку к занятиям, что Интернет делает их школьные занятия гораздо более интересными, чем раньше. Однако 59 ребят выбрали книгу, объясняя это тем, что чтение книги – это средство получения новых знаний, чтение расширяет кругозор, улучшает память и т. д.

Согласно нашим данным, преобладающая часть детей и подростков на досуге читает. Лишь пятая часть опрошенных (41уч.) на чтение тратит до 30 мин. в день. Треть опрошенных детей и подростков (68 уч.) читают от получаса до часа. Остальные — более одного часа в день. Таким образом, большая часть гимназистов – это читающие на досуге дети и подростки.

Любят читать в свободное время преимущественно дети младшего школьного возраста. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать.

Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует как о позитивном отношении у школьников к чтению, так и о том, что учебные нагрузки, вместе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.

В среднем же около трети опрошенных отмечали, что «любят читать, но не хватает времени». Результаты нашего исследования говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего кроме книг, необходимых для выполнения уроков.

назван любимым писателем 167 гимназистами. Многие учащиеся называют произведения поэта и писателя (Сказки, «Дубровский», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Я помню чудное мгновенье», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин» и многие другие) своими любимыми. Сергей Есенин и Марина Цветаева на 2 и 3 месте. Многие учащиеся не только любят их стихи, но и знают произведения наизусть.

Гимназисты достаточно хорошо знакомы с произведениями классиков, изучаемыми по школьной программе.

Для учащихся начальной школы наиболее интересна тема природы, о животных, на втором месте тема дружбы. Малыши отдают предпочтение таким жанрам, как сказка, любят читать стихи. Фантастика особенно интересна учащимся среднего звена (5-8 класс). 38 ребят утверждают, что любят читать о магии, космических путешествиях и перемещениях во времени. Тема природы интересна и подросткам (21 человек указывают данную тему). О дружбе и любви с удовольствием читают 40 респондентов. Многие участники опроса считают важной тему Родины. Многим старшеклассникам интересна тема любви и дружбы. Стоит заметить, что у молодежи большой интерес вызывают книги в жанре «фэнтези». На третьем месте – детективы. Роман – любимый жанр учащихся старшей школы. Очевидно, сказывается влияние школьной программы.

На вопрос, для чего нужны книги, ответили почти все участники анкетирования. Размышления детей отличаются полнотой ответа, самостоятельностью суждений, пониманием проблемы. Приведу примеры некоторых высказываний: Книга – моя маленькая дверь в большой мир; Я читаю, чтобы развивать свое мировоззрение; Книга – спутник жизни; Чтение – свет в конце тоннеля; Настоящая книга, кроме того, что она учит, радует, открывает человеку красоту мира, еще исцеляет душу и тело; Читайте добрые книги, они помогут вам развить самые высокие душевные качества; Для меня книга – средство отдыха души и советчик одновременно; Встреча с книгой – это всегда новые открытия; Чтение — только начало. Творчество жизни – вот цель.

В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало сугубо «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Этой тенденцией обеспокоены педагоги, психологи, библиотекари, родители.

В каком возрасте книга перестает приносить радость современному ребенку? Ответить на этот вопрос можно так: при переходе из начальной в основную школу.

С каким удовольствием учащиеся начальной школы прибегают в библиотеку, роются в книгах, берут книги по рекомендации учителя, родителей, одноклассников. Процесс чтения у маленьких читателей проходит под контролем учителей на уроках внеклассного чтения, личных бесед с ребятами, родителями. Школьные библиотекари проводят экскурсии в библиотеку, конкурсы, викторины. Это все поддерживает у ребят интерес к книге.

И вот, они приходят в основную школу. В библиотеку они теперь больше прибегают за книгами, которые заданы. Их круг чтения сужается, а свободное чтение теперь больше формируется под влиянием рекламных акций, общения друг с другом. Этому же начинают следовать и родители, покупая ребенку книги, которые необходимы только для учебы и те, которые «читают все»: детские детективы, ужастики и прочее «массовое чтиво». Самостоятельное чтение в этот период постепенно становится полярным: учебное (деловое) и развлекательное (легкое). Сужается не только круг чтения, но круг общения о прочитанном. Взрослые постепенно самоустраняются от процесса развития детей интереса к книге, как раз в тот период, когда это наиболее необходимо взрослеющему подростку. Так стоит ли винить детей в том, что источник духовного роста постепенно исчезает из их сферы интересов?

Причина сложившейся ситуации – в том, что с переходом в основную школу книге, как в семье, так и в учебно-воспитательном процессе, уделяется значительно меньше внимания, чем на начальном этапе обучения. Это постепенно происходит не только с художественной, но научно-популярной литературой. Самостоятельный процесс чтения литературы вызывает у ребенка серьезные трудности в восприятии и понимании текста, особенно что, касается научно-познавательных книг. Тексты усложняются, а навыки работы с ними не приобретаются. Постепенно возникает психологический барьер, который ребенок самостоятельно не может преодолеть, и он заменяет книгу другим источником информации, более доступным для восприятия, таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребенка. Можно предположить, что интерес книге в учебном процессе целенаправленно не формируется, и учащиеся недостаточно владеют навыками самостоятельной читательской деятельности.

Увлечь ребенка чтением – задача не из простых. Здесь мало одних вразумляющих бесед и самых страстных призывов. Важно учитывать детскую психологию, склонность мальчишек и девчонок к играм, любовь к праздникам, желание проявить себя.

Принцип в массовой работе с детьми – обязательное их участие в подготовке и проведению чего бы то ни было: библиотечного урока, праздника и даже обзора литературы. Таким образом, включается мощнейший стимул – личная заинтересованность ребенка.

Формирование устойчивого читательского интереса – долгая, кропотливая работа, требующая от библиотекаря творчества и глубокого понимания психологии ребенка.

Что же происходит? Почему наши дети перестают читать? Виновата ли в этом «экспансия экрана», так агрессивно и стремительно ворвавшаяся в нашу жизнь и фактически подавившая и оттеснившая книгу в даль далекую? Может быть, ребенок, находящийся с младенчества рядом с телевизором и компьютером действительно все меньше и меньше нуждается в художественном слове и в самом образе, рожденном этим словом? Телевизионный и компьютерный герой представляется ему более ярким и привлекательным, чем какая-то словесно обрисованная Красная шапочка.

Итак, одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Первая книжка в руках мамы, бабушки, дедушки – с этого начинается детское чтение и именно с этого начинается читатель.

Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогают малышу лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном обращении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще.

Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения школьников в библиотеки.

Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, начиная с 5 класса, используются различные формы такие как, например:

· Мероприятия в игровой форме;

Новые информационные технологии сегодня проникают во все сферы нашей жизни; компьютерная грамотность становится атрибутом современного человека. В последние десятилетия возникают опасения по поводу того, что дети читают меньше, им «некогда», но для компьютера и телевизора время у такого ребенка всегда находится. Да, сегодня подростки находятся в море визуальной информации: видео, интерактивное мультимедиа позволяют учиться или получать информацию более комфортно и увлекательно. Вот почему для приобщения детей и подростков к чтению необходимы аудиовизуальные и мультимедийные материалы. В настоящее время современные библиотеки используют новые средства, методы и формы работы с читателями, компьютерные и Интернет — технологии, формируют культуру работы с информацией.

Дети, безусловно, читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и, особенно, их дедушек и бабушек.

Проводя библиотечное исследование библиотека МОУ гимназии №2 г. Сургута выявила, какое место занимает книга и библиотека в жизни школьника. А также анкетирование позволило выявить пробелы в работе школьной библиотеки. По итогам исследования школьная библиотека МОУ гимназии №2 г. Сургута наметила ряд мероприятий в поддержку чтения современных школьников, появилась необходимость подготовить и провести ряд мероприятий в школьной библиотеке. Цель мероприятий библиотеки будет направлена на улучшение работы школьной библиотеки с учетом результатов библиотечных исследований. Мероприятия школьной библиотекой помогут в решении главной задачи — вернуть интерес детей и подростков к чтению, желанию общаться о прочитанном на красивом звучном русском языке, развивать культурную компетентность, что в дальнейшем даст положительные результаты в адаптации к «взрослой» жизни. Результаты библиотечного исследования необходимо представить и обсудить на педагогическом совете школы. Работникам школьной библиотеки принять самое активное участие в работе этого педсовета. Изучить опыт других школьных библиотек из других регионов по поддержке чтения школьников. Подготовить рекомендательный библиографический указатель «Проблемы чтения российских школьников», который будет рекомендован учителям, родителям, работникам библиотек, педагогам дополнительного образования в поддержку чтения школьников. Совместно с методическим объединением учителей русского языка и литературы гимназии №2 составить план работы школьной библиотеки по совместному проведению уроков литературы в библиотеке, используя информационные технологии по привлечению к чтению учебной программной литературы. Совместное проведение уроков литературы поможет не только привлечь к чтению, но и привлечь школьников к частому посещению самой библиотеки. Рекомендовать в виде информационного бюллетеня преподавателям русского языка и литературы больше применять медиаресурсы школьной медиатеки для проведения уроков в виде информационного бюллетеня. Совместно с учителями предметниками и классными руководителями составить план мероприятий по привлечению молодежи к чтению с применением различных форм и методов работы библиотеки. Такие как круглый стол, диспут, конференция, книжная выставка «Молодые в поисках себя», «Книги помогающие жить». Организовать электронную выставку «Книга мой лучший друг» в библиотеке. Подготовить презентацию «17 причин, почему нужно читать книги».

Чтобы в библиотеке школьников привлекла сама атмосфера, необходимо пересмотреть дизайн библиотеки. Создать особую атмосферу поможет книжная выставка, которую необходимо сделать красочной, яркой, используя природный материал с учетом назначения выставки. Создать благоприятные места для тихого чтения, «углы для чтения» — тихие, удобные комфортные, светлые. Учитывая, что в читальном зале школьной библиотеки имеется компьютерная зона, необходимо дать возможность школьникам создать свой банк данных по творчеству разных писателей или по различным жанрам литературы, интересам или особым темам, который будет использован в качестве рекомендательного чтения школьников. Это привлечет школьников к посещению читального зала школьной библиотеки МОУ гимназии №2 г. Сургута и чтению книг, которые им просто интересны. В план мероприятий работы библиотеки необходимо включить интеллектуальные игры, например «Откуда берутся зубры» как способ привлечения школьников к чтению научно-познавательных журналов. А также включить в программу библиотечных уроков как можно больше проведение бинарных уроков.

Читайте также:  Иван тургенев отцы и дети анализ

Значимым пунктом в план мероприятий библиотеки необходимо включить работу по семейному чтению. Необходимо выступить на родительском собрании с темой «Роль чтения в формировании личности ребенка» Подготовить родителям буклет «Как вашему ребенку стать читателем». Провести беседу с родителями «Имеешь детей — читай с ними». Подготовить рекомендательный методический список литературы, который позволит правильно решить проблему семейного чтения и привлечь ребенка к чтению. Провести обзор литературы для родителей «Секреты для взрослых». Совместно с педагогами дополнительного образования школы и школьной библиотеки в целях семейного чтения провести конкурс «Самая читающая семья». Провести день открытых дверей для родителей и школьников «Всей семьей в библиотеку» в рамках которого необходимо оформить книжную выставку «Читаем вместе — взрослые и дети». Такие мероприятия заставят не только читать детей, но и родителей читать книги детям вслух и обсуждать прочитанные книги в семье вместе с детьми.

При проведении различных мероприятий библиотеки необходимо использовать все информационные технологии. Опыт показывает о необходимости хорошего оформления книжной выставки библиотеки при проведении мероприятия, что заинтересует ребенка к чтению книги. Мероприятие должно проходить в интересной, доступной форме для школьника (устный журнал, конференция, урок-рассуждение). Наиболее лучшей пропагандой книги является театр. В план мероприятий по пропаганде и поддержке чтения детей необходимо включить театрализованную группу «Маска» существующую в МОУ гимназии №2 для совместного проведения мероприятий, как одну из интересных форм привлечения детей к чтению, знакомя их при помощи артистов-школьников с золотым фондом детской литературы. А библиотека в этом случае приобретет новых читателей.

Для наиболее эффективного использования библиотечного фонда школьной библиотеки, необходимо в план мероприятий включить комплектование фонда с учетом выявленных при библиотечном исследовании читательских интересов, а также с учетом программной школьной литературы, которой катастрофически недостаточно.
Выполнив вышеперечисленный план мероприятий школьная библиотека МОУ гимназии №2 г. Сургута решит обозначенные проблемы, выявленные при библиотечном исследовании и поддержит детское чтение.

Многое изменилось в деятельности школьных библиотек в условиях модернизации российского образования. С внедрением новых информационных технологий в образовательном процессе стали активно использоваться электронные учебники и пособия, что способствует повышению качества обучения. Формируется новая информационная культура.

Теперь школьные библитеки преобразуются в новую предметно-информационную среду, позволяющую работать с любого вида информацией – аудио-, видео-, электронной, мультимедийными программами на лазерных дисках. Ведь основная роль школьной библиотеки – обеспечение информацией учебного процесса.

Школьной библиотеке нужно соответствовать современному уровню информатизации общества, превращаться в медиацентры, становиться базой для критического мышления и формирования информационной культуры

Работа над выпускной квалификационной работой показала, как разнообразна работа школьной библиотеки. Работа библиотекаря общеобразовательного учреждения, как считают многие, заключается не только в приеме и выдаче книг и учебников учащимся. Необходимы мероприятия, выставки, беседы в развитии школьников.

Школьная библиотека занимает особое место в библиотечном пространстве. Прежде всего, она является, конечно, учебной библиотекой, поскольку информационно обеспечивает образовательный процесс. Обслуживая педагогический коллектив (преподавателей, администрацию школы), она во многих случаях выступает в качестве специальной библиотеки. При этом в отличие от специальной, школьная библиотека не самостоятельна, она является подразделением школы. Особая острота сегодняшней ситуации определяется сложным финансовым положением школы в целом и школьной библиотеки в частности. Структура работы школьного библиотекаря никогда не становилась отдельным предметом социологического (впрочем, как и педагогического) исследования, когда одной из важнейших задач становится его информатизация и «интеллектуализация», роль библиотеки как информационного ресурса школы, ее социальный статус – должны быть рассмотрены особо пристально.

Модернизация образования влечет за собой расширение услуг. Функции библиотек меняются, меняется и миссия школьной библиотеки.

Основными задачами в работе школьных библиотек является обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, учителей; формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользования: обучение пользованию книгой и другими носителями информации.

А основными функциями остаются – образовательная, информационная и культурная.

Одной из сложных проблем, которую приходится сегодня решать библиотекам – комплектование фондов в условиях рыночных отношений, когда утрачены гарантии, предоставляемые государством, т. е. финансирование и централизованное книгообеспечение.

Надо уже сейчас, может быть методом проб и ошибок, делать нужное для школы дело: приобретать компьютерную технику, заводить электронные каталоги, подключаться к Интернету, участвовать в образовательных Интернет-проектах, иметь возможность предложить учителю электронный учебник, создать медиатеки. Задача библиотекарей научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.

Документные фонды школьных библиотек, включающие учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, периодические издания, дополняются учебными видеофильмами, мультимедийными учебниками и учебными пособиями, справочниками и энциклопедиями, обучающими программами и т. п. В школах активно используются образовательные Интернет-ресурсы.

Однако к настоящему времени накопилось множество проблем, связанных с комплектованием библиотек общеобразовательных учреждений. Ресурсная база школьных библиотек заметно отстает от возможностей книжного и информационного рынков, что связано с недостаточным финансированием.

Развитие библиотеки предполагает целенаправленную деятельность по качественному изменению библиотечных услуг и продуктов, формированию новых условий и расширению возможностей доступа к информации для пользователей.

Детское чтение сегодня – область, где уже существует и продолжает накапливаться множество проблем. Осознание обществом того, что в этой области назревает острое неблагополучие, отражается средствами массовой информации, высказывания которых о детском чтении можно квалифицировать как «моральные паники».

Результаты социологических исследований последних лет не радуют. Книга для современных детей престала быть источником духовного роста. Чтение детей стало деловым, книга стала для них источником информации, который вытеснят компьютер.

Увлечь ребенка чтением – задача не из простых. Здесь важно учитывать детскую психологию. Как можно чаще проводить всевозможные мероприятия по приобщению детей к чтению: литературные викторины, громкие чтения, диспуты, обсуждения, выставки т. д. Главным условием здесь остается участие детей. Так же необходимо привлекать родителей к приобщению детей к чтению, проводить родительские собрания, оказывать помощь родителям восполнить у них недостаток информации об изданиях. Одним из самых важных факторов, влияющих на детское чтение, являются доступ к книге или литературные ресурсы среды, что бы интерес к чтению не угас процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.

Ситуация приобщения подростка к книжной культуре, в наши дни, по-видимому, радикально меняется. В процессе социализации личности подростка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная», «видеокультура», «электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. Поэтому в работе школьных библиотек необходимо включать и электронные издания, и мультимедийные программы для детей, которые могут использоваться в работе библиотеки многоаспектно.

Проблем у школьной библиотеки очень много. Центральная проблема школьной библиотеки – финансовая. Прежде всего, это сказывается на комплектовании фонда. Фонд школьных библиотек стремительно ветшает и не отвечает требованиям современного образования. Однако нищета библиотек школ связана не только с недостаточным финансирование, но и с тем как относится администрация к библиотеке. Проблемой так же является повсеместная компьютеризация школьных библиотек. Увеличение количества школьных библиотек, имеющих компьютеры, убеждает, что это станет реальностью в не столь отдаленном будущем для всех библиотек.

Школьная библиотека востребована всеми участниками образовательного процесса, в том числе педагогами и родителями на все 100%. Это то место, где информацию можно не только потреблять но и производить, учитывая затраты и отдачу. Именно в школьной библиотеке закладываются основные знания. Библиотека в школе — это информационный ресурс школы, а не «вспомогательная структура».
Современная школьная библиотека — единственный доступный источник для ребенка в получении информации. Задачу, которую выдвигает на первый план школьная библиотека, выполняет. Школьная библиотека — это не только собрание книг, но и место социальных коммуникаций, где встречаются дети и подростки. Библиотеке в школе принадлежит особое место в библиотечном пространстве. Школьная библиотека — это школьный учебный центр, информационный, культурный, воспитательный. Именно школьная библиотека имеет многие преимущества в библиотечном пространстве, которая выполняет сразу несколько функций, а также важнейшие задачи такие как:
1. Обеспечение участникам образовательного процесса — доступ к знаниям, информации, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов образовательного учреждения на различных носителях: (книжный фонд, фонд периодических изданий); (фонд ауди — и видеокассет);

2.Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
3.Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации.
4.Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

Задачи, которые выполняет современная школьная библиотека на современном этапе, являются огромным потенциалом для всесторонне развитой личности и гражданина нашего общества в целом. Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном обществе, где знания играют важнейшую роль. Современная школьная библиотека — это залог успеха выполнения на высоком, современном уровне образовательной, воспитательной функции.

Считаю, что задачи и цели, которые были поставлены в работе по теме «Школьная библиотека как информационный ресурс образования» выполнены.

источник

Опрос-анкетирование «Библиотека глазами читателей»

14-18лет, 18-25 лет, 25-40 лет, 40 лет и старше

1.3. Место жительства_________________________

1.4. Образование (подчеркнуть)

Высшее. Нез. Высшее. Ср. специальное.

Среднее общее. Неполное среднее.

— учёба в среднем образовательном учреждении;

— учёба в высшем образовательном учреждении;

— работа в бюджетном учреждении;

— государственная (муниципальная) служба;

— работа в коммерческой структуре;

Иной род занятий (указать)________________

2. Являетесь ли Вы постоянным читателем библиотек? (подчеркнуть)

а) да, являюсь читателем одной библиотеки;

б) да, являюсь читателем двух и более библиотек;

в) читателем библиотек не являюсь.

3. Удовлетворены ли Вы организацией библиотечного дела (подчеркнуть)

4.Отдаете ли вы предпочтение нашей библиотеке перед другими библиотеками и если да, то почему? _____________________

5. В нашей библиотеке Вас привлекает… _____________________

6.Назовите, пожалуйста, какую-либо одну характеристику услуг и условий работы, которая вам нравится больше всего? _____________________

7.Какую оценку вы бы дали персоналу библиотеки? _____________________

8.Какую оценку вы бы дали условиям работы и качеству услуг, которыми вы

воспользовались сегодня? _____________________

9. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для дальнейшего улучшения библиотечного дела?_____________________

В библиотеках Майкопского района с целью изучения мнения читателей для улучшения качества обслуживания, создания положительного имиджа библиотеки был проведен опрос-анкетирование «Библиотека глазами читателей». В опросе приняли участие 300 читателей.

По социально-демографическим показателям 30 % респондентов – в возрасте 14-18 лет, 15 %– в возрасте 18-25 лет,20%– в возрасте 25-40 лет, 35% – в возрасте за 40 лет и старше. По образовательному уровню 20% имеют высшее образование, 20% – среднее специальное и 30%– среднее, 30 % являются людьми пенсионного возраста.

Большинство опрошенных – пенсионеры и учащиеся средних образовательных заведений.

В результате опроса выяснилось, что читателями одной библиотеки являются пенсионеры и работающие жители. Читателями одновременно двух и более библиотек являются учащиеся школ и студенты.

На вопрос анкеты «Отдаете ли вы предпочтение нашей библиотеке перед другими библиотеками и если да, то почему?» 90% ответили да, 10 % – нет. Варианты ответов: нравится, близко находится, отличное обслуживание, знающие библиотекари, уютно в библиотеке и др.

На вопрос «В нашей библиотеке Вас привлекает…» читателей больше всего привлекает: книжный фонд, квалифицированные и доброжелательные библиотекари, возможность общения, удобство расположения и приятная атмосфера в библиотеке, точная информация об услугах.

На вопрос «Какая услуга вам нравится больше всего?» большинство ответили: Интернет, компьютерные услуги, прекрасный персонал, отзывчивость, доброжелательность, компетентность библиотекарей.

На вопрос «Какую оценку вы бы дали персоналу библиотеки?» все ответили, что отлично.

На вопрос «Какую оценку вы бы дали условиям работы и качеству услуг, которыми вы воспользовались сегодня?» все респонденты ответили, что отлично.

На вопрос «Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для дальнейшего улучшения библиотечного дела?» большинство ответили, что применение компьютерных технологий. Также пожелали больше новой литературы.

Проведя опрос-анкетирование, мы можем сделать вывод, что библиотека движется в правильном направлении, уделяя в обслуживании читателей главное внимание качественному профессиональному обслуживанию с применением современных методов работы, новейших информационно-компьютерных технологий. Не устраивает в работе библиотеки некоторых читателей техническое оснащение, недостаточное финансирование на новую литературу и журналы.

18,481 просмотров всего, 25 просмотров сегодня

Читайте также:  Инвитро таблица анализов для детей

источник

Последние десятилетия в России ознаменовались тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Современные дети и подростки читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Книги побуждают читателей задуматься о том, где правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают понять себя. Целью анкетирования, проведенного детской библиотекой им.А.Л.Барто было выявить, что и почему читают школьники среднего возраста, попытаться составить читательский портрет современного подростка, определить мотивы посещения библиотеки, выявить роль периодических изданий в жизни школьников.
Исследованием были охвачены 44 респондента, преимущественно учащиеся 5 и 7 классов.
При ответе на 1-й вопрос анкеты «Что Вам больше всего нравится делать в свободное время?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. По результатам анализа анкет выяснилось, что в свободное время на первом месте у детей и подростков стоит общение с друзьями 26 человек (59%), на втором — прослушивание музыкальных записей 11 (25%), компьютерные игры на третьем месте — 9 (20%), чтение книг — оказалось на четвёртом месте 7 (15,90%), 6 человек (13,63%) проводят своё свободное время у экранов телевизоров.
Вызывает тревогу тот факт, что 26 человек (59%) респондентов посещают библиотеку только тогда, когда «что-то нужно». 12 человек (27%) приходят в библиотеку один раз в неделю, а 3 человека (6,81%) — один раз в месяц.
При ответе на 3-й вопрос анкеты «Чьи рекомендации при выборе книг для Вас наиболее авторитетны?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. При выборе книг 23 (52%) читателей полагаются на свой вкус. Для 9 (20%) ребят компетентны рекомендации библиотекаря при выборе книг. К мнению друзей прислушиваются 8 (18%) респондентов. Прислушиваются к советам родителей – 6 человек (13%), к рекомендации учителей – 6 (13%).
Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. То, что читают современные дети и подростки сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества. Интересен следующий блок вопросов анкеты, касающийся предпочтений в чтении. При ответе на 4-й вопрос анкеты, «Какие книги вы любите читать?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. Мальчики и девочки предпочитают развлекательное чтение – произведения в жанре фэнтези предпочитают 24 человека (54%); смешные, развлекательные книги 7 (15,90 %). Познавательное чтение, книги о природе, животных выбрали 10 человек (22,7%), классике отдали свои интересы 3 человека (6,81%). И завершающее место в чтении детей и подростков занимают книги о взаимоотношениях сверстников друг с другом и поэзия.
При ответе на вопрос анкеты «Чтение для Вас – это…» для 25 (56%) школьников чтение — это помощь в учёбе. 17 читателей (38,63%) считают, что чтение — это познание нового, а для 9 читателей (20%) чтение — это ещё и отдых.
На 6-й вопрос «Самая любимая книга» ребята ответили следующим образом: наиболее часто называют в анкетах ребята книги М. Твена, Дж.Ролинг, Ж.Уилсон. В числе любимых книг также «Сказки» А. С. Пушкина, «Кавказский пленник» Л. Н.Толстого, «Муму» И.С.Тургенева. Любимыми литературными героями для девчонок и мальчишек стали Том Сойер, Дубровский, Геракл, хоббит Бильбо, барон Мюнхаузен и др.
Знание интересов и потребностей читателей, мотивов их обращения к периодике очень важно для библиотеки. Нас, библиотекарей, заставляют задуматься ответы детей на 8-й вопрос анкеты «Читаете ли Вы журналы и газеты?». Утвердительно ответили человек 25 (56,81%) ребят. Но 19 человек (43%) ответили, что не читают периодику. Отрицательные ответы детей, к сожалению, показывают, что библиотеки сейчас, к сожалению, не могут максимально полно комплектовать свои фонды журналами и газетами, удовлетворяя все интересы наших читателей. Для нас, библиотекарей, отрадно, что 26 подростков (59%) написали в своих анкетах о том, что компьютер не заменил им книгу.
Анкетирование показало, что, несмотря на наметившуюся общую тенденцию снижения интереса к чтению, школьники осознают важность и нужность чтения. Интенсивно идёт процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются репертуар, мотивы чтения, предпочитаемые произведения.
Основная задача детской библиотеки – продолжать делать всё возможное для развития читательского вкуса у юных читателей, оказывать помощь в формировании интереса к книге, чтению применяя различные формы библиотечной работы.

источник

Блог методиста отдела библиотечного маркетинга Борисовской центральной районной библиотеки им. И. Х. Колодеева

1. Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?

1. Читать книги 122 – 54 %
2. Проводить время с друзьями 127 – 57 %
3. Слушать музыку 63 – 28 %
4. Смотреть телевизор 34 – 15 %
5. Играть в компьютерные игры 52 – 23 %

2. Как часто ты приходишь в библиотеку?

1. Каждый день 25 – 11 %
2. Один раз в неделю 61 – 27%
3. Один раз в месяц 45 – 20 %
4. Один раз в год 8 – 4 %
5. Когда «что-то нужно» 94 – 42%

3. Чьи рекомендации при выборе книг для тебя наиболее авторитетны?

1. Библиотекаря 89 – 40 %
2. Родителей 40 – 18 %
3. Друзей 32 – 14%
4. Учителей 43 – 19%
5. Полагаюсь на свой вкус 125 – 56%

4. Какие книги ты любишь читать?

1. Фантастику и фэнтези 97 – 43 %
2. Детские детективы 31 – 14 %
3. Книги о путешествиях 76 – 34%
4. Книги о сверстниках 28 – 12,5 %
5. Книги о природе, животных 46 – 20,5%
6. Книги о любви 44 – 20 %
7. Юмор и «весёлые» книги 72 – 32 %
8. Сказки 37 – 16,5 %
9. Ужастики 61 – 27 %
10. Поэзию 10 – 4,5 %
11. Классику 38 – 17 %

1. Отдых, развлечение 90 – 40%
2. Познание нового 122 – 54%
3. Помощь в учёбе 79 – 35%

6. Самая любимая книга, которой ты присудил бы первый приз (автор, название)?

Читатели в возрасте от 6 до 11 лет первый приз присудили бы следующим книгам: Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома, «Приключения Незнайки», С. Лагерлёф «Приключение Нильса с дикими гусями», В. Драгунский «Денискины рассказы», А. Волков «Волшебник изумрудного города», В. Постников «Приключения Карандаша и Самоделкина», К. Матюшкина «Лапы врозь», Клайв С. Льюис «Хроники Нарнии», А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», К. Чуковский «Сказки», С. Пушкин «Сказки», Д. Емец «Маг полуночи», Т. Леванова «Ледяной рыцарь».
Читатели в возрасте от 12 до 18 лет: С. Брюссало «Пегги Сью и Призраки», «День синей собаки», «Бабочка из бездны», Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. де С.-Экзюпери «Маленький принц», Н. Щербо «Часодеи. Часовой ключ», У. Шекспир «Ромео и Джульетта», И. Щеглова «Танец солнечных фей», С. Майер «Сумерки», М. Твен «Принц и нищий», «Приключения Тома Сойера», П. Коэльо «Одиннадцать минут», Джон Р. Р. Толкиен «Властелин колец», В. Осеева «Динка».

7. Твой любимый литературный герой?

Читатели в возрасте от 6 до 11 лет назвали в качестве любимого литературного героя Элли, Мойдодыра, Карлсона, Незнайку, Карандаша и Самоделкина, Алису Селезнёву, Чиполлино, Дядю Фёдора, Витю Малеева, Буратино, Золушку, Кота Матроскина.
Читатели в возрасте от 12 до 17 лет назвали Гарри Поттера, Воланда («Мастер и Маргарита»), Робин Гуда, Нильса, Поллианну, Принца Эдуарда («Принц и нищий»), Льва Николаевича Мышкина («Человек в футляре»), Кристиана Грея, Джульетту, Гермиону, Фродо, Капитана Немо, Старика Луку («На дне»), Наталью Ростову, Динку.

8. Читаешь ли ты газеты и журналы?

1. Да 128 – 57 %
2. Нет 96 – 43%
Читатели в возрасте от 6 до 11 лет предпочтение отдают следующим журналам и газетам: «Рюкзачок», «Миша», «Незнайка», «Вясёлка», «Клёпа», «Буся», «Играем с Барби», «Познайка», «Весёлый зоопарк», «Зорька».
Читатели в возрасте от 12 до 17 лет читают: «Лесавік», «Родная прырода», «Переходный возраст», «Вокруг света», «Юный натуралист», «Планета», «Хозяин», «Девчонки», «Качели», «Вокруг света», «Бярозка», «Юный спасатель», «Адзінства».

9. Заменил ли тебе компьютер книгу?
1. Да 50 – 22 %
2. Нет 174 – 78 %

Укажи некоторые сведения о себе:

1. Женский 144 – 64 %
2. Мужской 80 – 36 %

источник

«Любят ли читать современные школьники начальной школы»

С целью изучения отношения ребят к чтению художественной литературы на базе МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ было проведено анкетирование среди учащихся, родителей и учителей начальной школы.

Дата проведения – октябрь 2017 года.

Анкетирование проводила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ Созонова Елена Васильевна.

В опросе приняли участие учащиеся 3-4-х классов, возраст участников от 10 до 11 лет.

3 класс – 18 учащихся из 21 учащегося, 85,71% от общего количества;

4 класс – 26 человек из 31 учащегося, 83,87 % от общего количества.

3 класс – 13 родителей, 61,9% от общего количества;

4 класс – 20 родителей, 64,51 % от общего количества.

В опросе участвовало 2 учителя начальной школы.

Опрос включал анкеты для учащихся, родителей и учителей анонимного характера.

Анкета для учащихся включала следующие вопросы (№5, №6 содержат варианты ответов)

2 . В каком классе ты учишься?

3 . Честно признайся, любишь ли ты читать?

4 . Назови пять (или меньше) самых твоих любимых книг (автор и название), если такие есть.

5 . Как эти книги попали к тебе в руки?

а) по совету друга (подруги);

д) эту книгу изучали в школе по программе;

6. С кем ты чаще всего обсуждаешь прочитанные книги?

в) с учителем литературы на уроке;

7. Интересно ли тебе обсудить свои любимые книги на уроке литературы?

8. Нравятся ли тебе в основном произведения, которые вы проходите в школе по программе?

9. Какие произведения нужно, по твоему мнению, убрать из школьной программы, а какие, наоборот, добавить (если затрудняешься, то не отвечай)?

10 . Если ты не любишь читать, то почему, как ты считаешь?

Результаты анкетирования следующие.

На вопрос №3 «Любишь ли ты читать?» большинство школьников ответили «Да» (46,6%).

К сожалению, тенденция «Я не люблю читать, мне не нравится» достигла и современных детей начальной школы. Книги им заменяют смартфоны, ноутбуки, телевизор.

На вопрос № 4 «Назови пять (или меньше) самых твоих любимых книг (автор и название), если такие есть» были получены следующие ответы: из 44 человек (прописываю так, как написали дети без авторов)

— Сказки А.С.Пушкина — 10 человек (22,72%);

— «Муха-Цокотуха» — 7 человек (15,90%);

— Русские народные сказки – 6 человек (13,63%);

— Книги про животных — 6 человек (13,63%);

— «Алиса в стране чудес» — 5 человек (11,36%);

— «Конёк-Горбунок» — 5 человек (11,36%);

— «Приключение Буратино», «Приключения Незнайки» и «Доктор Айболит» — по 4 человека (по 9,09%);

— Были названы следующие произведения: сказки «Красная шапочка», «12 месяцев», «Цветик — семицветик», «Огниво», «Маленький мук», «Чипполино», «Белоснежка и семь гномов», «Город в табакерке». Это произведения из школьной программы, которые изучали на уроках литературного чтения в школе (внеклассное чтение). Следует отметить, что учащиеся 3-4- классов читают мало, у многих нет интереса к чтению, нет любимых книг.

На вопрос № 5 «Как эти книги попали к тебе в руки?» были получены следующие ответы: из 44 человек

Отвечая на вопрос, многие выбрали несколько вариантов ответа.

На вопрос № 6 «С кем ты чаще всего обсуждаешь прочитанные книги? были получены следующие ответы: из 44 человек

Ребята также выбирали несколько вариантов ответа. Обсуждать прочитанные книги большинство учащихся предпочитают либо с родителями, либо ни с кем. Следует отметить, что есть и такой ребёнок, который готов обсуждать прочитанные книги с учителем. К радости, родители и семья сегодня являются фактором, стимулирующим чтение. В современном обществе есть ещё семьи, где присутствует домашняя книжная среда.

Обсуждать свои любимые книги на уроке литературы многим школьникам не интересно.

На вопрос № 7 «Интересно ли тебе обсудить свои любимые книги на уроке литературы?»

были получены следующие ответы: из 44 человек. Очень отрадно, что учащиеся 4-го класса готовы к сотрудничеству с учителем.

На вопрос № 8 «Нравятся ли тебе в основном произведения, которые вы проходите в школе по программе?» были получены следующие ответы:

На вопрос № 9 «Какие произведения нужно, по твоему мнению, убрать из школьной программы, а какие, наоборот, добавить (если затрудняешься, то не отвечай)? были получены следующие ответы:

На вопрос № 10 «Если ты не любишь читать, то почему, как ты считаешь?» были получены следующие единичные ответы:

Большинство учащихся не ответили на этот вопрос.

Анкета для родителей включала следующие вопросы :

Как Вы считаете, ученики действительно читают всё меньше (или это миф)?

Какие меры, по Вашему мнению, помогут увеличить интерес детей к чтению?

Как Вы считаете, не стоит ли добавить в школьную программу по литературе произведения о подростках, зарубежную литературу, современную литературу и уменьшить изучение русской классики 19 века?

4.Как, с Вашей точки зрения, стоит изменить программу по литературе?

На вопрос № 1 « Как Вы считаете, ученики действительно читают всё меньше (или это миф)? » были получены следующие ответы:

На вопрос № 2 « Какие меры, по Вашему мнению, помогут увеличить интерес детей к чтению? » были получены следующие ответы:

Читайте также:  Изучение особенностей восприятия детей анализ методик

Родители учащихся 3-его класса предлагают следующие меры:

— Добавить иллюстраций в произведения – 3 человека;

— Увеличить чтение русских народных сказки;

— Часто бывать в библиотеке;

— Отключать телевизор, интернет, телефоны – 2 человека;

— Договариваться с ребёнком;

— Увеличить объём приключенческой познавательной литературы – 2 человека;

— Личный пример и ненавязчивость – 2 человека;

— Уменьшить объём письменных заданий;

Родители учащихся 4-ого класса предлагают следующие меры:

— Читать, ходить в библиотеки вместе с семьёй – 4 человека;

— Отключать телевизор, интернет, телефоны – 2 человека;

— Больше конкурсов по чтению – 3 человека;

— Добавить иллюстраций в произведения – 3 человека;

-Сначала вместе в школе или дома читать одно произведение, а затем обсуждать в школе;

— Добавить количество часов по литературному чтению;

— Внеклассные мероприятия, связанные с книгами – 2 человека;

— Больше домашних заданий, где ответы на вопросы надо искать в книге;

— Детская литература не должна быть дорогой;

На вопрос № 3 « Как Вы считаете, не стоит ли добавить в школьную программу по литературе произведения о подростках, зарубежную литературу, современную литературу и уменьшить изучение русской классики 19 века? » были получены следующие ответы:

Стоит добавить произведения о подростках, современную литературу, русскую классику не уменьшать – «это основа основ» — 7 человек (35%)

На вопрос № 4 « Как, с Вашей точки зрения, стоит изменить программу по литературе? » были получены следующие ответы:

Сложно ответить на этот вопрос – 4(30,76%)

Вернуться в СССР, не должно быть разрыва между прошлым и настоящим, более интересной программы не было – 6 человек ( 30%)

Участники анкетирования (родители) считают, что школьную программу следует разнообразить фантастикой, детективами, книгами о животных, о путешествиях, о современной жизни, о подростках, статьями по достижению высоких результатов.

Анкета для учителей включала следующие вопросы:

В опросе участвовало 2 учителя начальной школы.

1. Как Вы считаете, ученики действительно читают всё меньше (или это миф)?

2. Какие меры, по Вашему мнению, помогут увеличить интерес детей к чтению?

3. Как Вы считаете, не стоит ли добавить в школьную программу по литературе произведения о подростках, зарубежную литературу, современную литературу и уменьшить изучение русской классики 19 века?

Как, с Вашей точки зрения, стоит изменить программу по литературе?

Учителя считают, что современные ученики действительно читают все меньше и меньше. Книгу заменили компьютер, планшет, телефон и телевизор.

Интерес детей к чтению можно воспитать только с раннего возраста в семье, уроки литературного чтения увеличить (количество часов). Читать необходимо всей семьёй.

Учителя считают, что стоит добавить произведения о детях, их приключениях; фантастические рассказы, юмористические произведения. Включить в школьную программу просмотр художественных, мультипликационных, научно-познавательных фильмов. Убрать или уменьшить количество стихотворений русских классиков 19 века так, как они трудно воспринимаются и анализируются детьми начальной школы.

Увлечь ребенка чтением – одна из трудных задач на сегодняшний день. Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы и формы привлечения школьников в детскую, а впоследствии и во взрослую библиотеки. Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, надо начинать с семьи, личный пример каждого взрослого для ребёнка очень важен. А в школе можно использовать такие формы как, например, выставка новых книг в фойе школы, где увидят её не только дети, учителя, но и родители, сопровождающие детей в школу. Еженедельные библиотечные уроки, внеклассные мероприятия в игровой форме по произведениям детских писателей. Для приобщения школьников к чтению большую роль на уроке играют мультимедийные материалы.

Современные дети читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и, особенно, их дедушек и бабушек.

источник

Профессиональные качества библиотекаря

Отношение работников библиотеки к читателям

Состав книжного фонда, обеспеченность журналами и газетами

Техническое оснащение библиотеки

Возможность выхода в Интернет

Большинство респондентов отметило, что не стало неожиданностью, неудовлетворенность книжным фондом – «много устаревшей литературы», «не хватает современной художественной литературы, отраслевой литературы, справочных и энциклопедических изданий»; репертуаром периодических изданий, технической оснащенностью библиотек. Читатель сельской библиотеки в сердцах написал, что «сельская библиотека без компьютера – изба-читальня, а не библиотека», «его просто нет в сельской библиотеке».

И как выявил опрос, практически каждого второго респондента не устраивают платные услуги. Много претензий к платному фонду, т.е. к выдаче книг за плату.

Каждый пятый респондент отметил, что его «не устраивает информация о библиотечных услугах» — хотят более широкой рекламы мероприятий; «разнообразие форм работы»- читатели сетуют на то, что «мало проводится читательских конференций», что «хотели бы принимать участие в «круглых столах», где можно было бы обсуждать новинки литературы, встречаться с интересными людьми» и т.п.

Очень высоко оценили читатели профессиональные качества библиотекаря, отношение работников библиотек к читателям, оперативность обслуживания.

В целом результаты анализа демонстрируют сложную ситуацию с комплектованием фондов и технической оснащенностью библиотек области, особенно сельских.

Муниципальные библиотеки, работая как информационные центры, стараются формировать у читателей и творческие, интеллектуальные способности, обеспечивать духовные потребности.

Культурно — досуговая деятельность играет важную роль в работе библиотек, поэтому не случайно 66,4 % респондентов на вопрос «Хотели бы Вы посещать массовые мероприятия?» ответили утвердительно.

Таким образом, результаты исследования подтверждают необходимость проведения в библиотеках области разнообразной и активной досуговой деятельности, выбирая наиболее актуальные и интересные темы, используя нестандартные формы работы, чтобы привлечь и те 27% читателей, которые ответили отрицательно на этот вопрос.

Самое частое объяснение — «нет времени», «не получается». Возможно, и этих читателей можно «зазвать» на мероприятия с помощью более широкой рекламы того, что может предложить библиотека всем читателям. Потому что даже те респонденты, которые отвечали, что не хотели бы посещать массовые мероприятия, активно отмечали в анкете интересные для них темы мероприятий.

Выяснилось, что интересны респондентам творчество писателей и поэтов – 27,9%; народные праздники -25,2%; краеведение -25%; история Отечества- 22,4%; искусство- 19,3%; экология -14,2 %

Кроме названных в анкете, читатели предлагали свои темы массовых мероприятий: встречи с интересными людьми, обзоры книжных новинок, психология, философия и религия, домоводство, цветоводство, пропаганда здорового образа жизни, музыка и др.

На вопрос анкеты «Знаете ли Вы, какие клубы по интересам работают в библиотеке?» 39,3 % респондентов ответили отрицательно. Вероятно, пользователи недостаточно информированы о деятельности клубов и любительских объединений.

Особый интерес для исследователей представляли ответы респондентов, раскрывающие отношение к проблемам библиотек.

Отвечая на вопрос «Что, по вашему мнению, необходимо изменить в работе библиотеки?», более половины опрошенных сошлись во мнении, что главное – это «улучшить материально- техническую базу», «решить проблему комплектования книжных фондов и подписки на периодические издания» «обновить фонды», «сделать ремонт», «увеличить площади библиотеки».

Читатели внесли и много интересных предложений: «завести книгу отзывов и предложений», «больше прислушиваться к мнению читателей», «пересмотреть летнее расписание», «иметь транспорт в библиотеке», «доставлять книги на дом», «отменить платные услуги», «ежемесячно информировать читателей о новых поступлениях через СМИ», «улучшить справочный аппарат».

И если улучшение материально- технической базы, обновление фондов, ремонт и т.д. зависят не только от библиотеки, то предложения по улучшению деятельности, высказанные респондентами, библиотека вполне может решить.

Отвечая на вопрос анкеты «Что положительного Вы можете отметить в работе библиотеки?», большинство респондентов отметили, что это «доброжелательная атмосфера в библиотеке», «уют, комфорт, чистота», «оперативное, качественное и четкое обслуживание благодаря компьютерным технологиям», «добросовестное отношение персонала к своим обязанностям», «профессионализм», «внедрение новых информационных технологий», «постоянный поиск новых форм работы», «стало больше разнообразных мероприятий», «ведется интересная работа по патриотическому воспитанию подростков», отмечали «хорошую работу МБА». Библиотеку назвали центром культуры города.

Следующий вопрос анкеты предлагал респондентам ответить, «Какие проблемы, на Ваш взгляд, необходимо решить библиотеке для улучшения ее деятельности».

Каждый четвертый респондент затруднился с ответом: «не знаю», «с проблемами библиотек не знаком».

Но более половины опрошенных, которые интересуются проблемами библиотеки, знают их, высказали свои предложения и пожелания: «улучшить финансирование», «наладить связь с администрацией», «активно искать спонсоров для улучшения материальной базы», «привлекать внебюджетные источники финансирования», «наладить связь с другими очагами культуры в городе», «увеличить репертуар подписных изданий», «увеличить заработную плату библиотекарям», «перевести сельские библиотеки на полную рабочую неделю», «создавать новые клубы», «улучшить рекламу ресурсов и услуг библиотеки», «увеличить количество компьютеров», «должен быть скоростной Интернет», «организовать компьютерные курсы для пенсионеров» и даже «пересмотреть отношение государства к культуре».

Как видим, есть проблемы, которые в состоянии решать только органы местного самоуправления, поэтому многие районные библиотеки доведут результаты анкетирования до Администрации районов, чтобы была возможность скорректировать бюджеты муниципальных образований на 2008 год. Но многие предложения читателей, которые не требуют материальных затрат, а касаются качества обслуживания, можно взять на вооружение.

Интересно было узнать мнение респондентов о том, какой они хотели бы видеть свою библиотеку. «Твоя библиотека в будущем. В ней обязательно будет…»

Большая часть респондентов за светлые, большие, комфортные, современно оформленные библиотеки и против тесных помещений, давно не видевших ремонта, с устаревшим оборудованием и ветхой мебелью. Библиотека будущего в представлении читателей – это «удобное, красивое здание», «оснащенное компьютерной техникой», «с квалифицированными работниками, владеющими этой техникой», «с залом электронных каталогов», «кинозалом с прокатом и просмотром фильмов», «с богатым книжным фондом и умными компетентными библиотекарями», «количество читателей увеличится», «будут работать разнообразные клубы по интересам», «все услуги будут бесплатными». Читатели мечтают, что в библиотеке обязательно будет Интернет-кафе, мини-типография, зимний сад, конференц-зал, литературное кафе.

В результате проведенного анкетирования были выявлены проблемы, волнующие читателей, их интересы, информационные потребности. Предложения заслуживают внимания, многое из того, что предлагают респонденты, несомненно, будет способствовать улучшению деятельности библиотек.

Вот выводы, которые сделали в районных библиотеках по итогам анкетирования:

Псковская районная библиотека.

  • Провести аналогичное исследование, но более широкое по охвату читателей и библиотек;
  • Довести результаты анкетирования до руководства МУ «Псковский районный Центр культуры» и руководства района;
  • Опираясь на результаты исследования, внести вопросы финансирования библиотек, особенно комплектования и технического оснащения, в разрабатываемую программу по совершенствованию культурного обслуживания населения района;
  • Устранить недостатки, не требующие серьезных капиталовложений.

Локнянская центральная районная библиотека:

«Библиотеке необходимо заострить свое внимание на решении следующих проблем:

  • Обновление книжного фонда и увеличение периодики.
  • Увеличение финансирования для решения комплексных проблем и задач.
  • Обновление интерьера и оборудования, улучшение материально- технической базы;
  • Обратить внимание на более широкую и качественную рекламу работы клубов, массовых мероприятий, СБА.»

Усвятская центральная районная библиотека:

«С анализом результатов анкетирования выступим на занятии библиотечной секции непрерывного образования сельских работников культуры с рекомендацией проведения аналогичного анкетирования в сельских библиотеках. При проведении производственного совещания при директоре ЦБС наметим план для улучшения содержания работы библиотеки. Информация с результатами исследования будет предоставлена в Администрацию района при принятии бюджета на 2008 год».

Пустошкинская центральная районная библиотека

«Проанализировав ответы наших читателей, библиотека ставит перед собой задачи: активнее пополнять фонд, приобретать справочную литературу. Развивать техническое оснащение библиотеки. Информировать и полнее предоставлять сведения об услугах, предлагаемых библиотекой».

ЦГБ им. М.И. Семевского г. В. Луки.

« Результаты анкетирования показали, что читатели в основной массе считают библиотеку важным учреждением, выполняющим и способным выполнять в будущем самые разнообразные функции. Общая компьютеризация и Интернет гармонично вписались и стали одной из составляющих работы библиотеки. Работа сотрудников оценивается положительно. Отрицательные моменты связаны с объективными недостатками в состоянии материально-технической базы и недостаточностью финансирования».

Дедовичская центральная районная библиотека.

«Данные проведенного исследования станут важнейшей составляющей будущих программ работы библиотеки. Они будут приняты во внимание также и при распределении средств во время обсуждения очередных бюджетных планов».

Итоги исследования.

Подводя общий итог исследования «Твоя библиотека», следует констатировать следующее.

У населения области сложился положительный образ библиотек, читатели неравнодушны к проблемам библиотеки, для большинства респондентов библиотеки играют важную роль и как источник информации, и как центр общения. Читатели, отмечая недостатки в работе, все-таки с теплым чувством отзываются об атмосфере, царящей в библиотеке, о доброжелательном отношении библиотекарей к читателям, о профессионализме библиотекарей.

Исследование показало, что без использования в библиотеке новых технологий не может идти речь об оперативном, полном и качественном удовлетворении информационных потребностей населения. Библиотека должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Пользователю нужны современные технически оснащенные библиотеки.

Полученные данные об ожиданиях пользователей помогут библиотекам гораздо продуктивнее выстраивать взаимоотношения с читателями, определить, куда двигаться дальше на пути внедрения новых информационных технологий и услуг.

Итоги исследования подтверждают, что библиотекам области необходимо заострить внимание на решении следующих задач:

  • необходимость создания в ЦБС перспективной программы развития библиотек, где будут учтены и предложения респондентов;
  • комплектование фондов; обновление книжного фонда и периодики;
  • улучшение материально-технической базы библиотек;
  • обновление интерьера и оборудования; создание современного дизайна;
  • внедрение новых технологий во все сферы деятельности;
  • обратить внимание на более широкую качественную рекламу библиотечных услуг, работы клубов, массовых мероприятий, справочного аппарата библиотек.

источник