Анализ работы по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Оказание государственной услуги направлено на обеспечение отдыха и оздоровления детей в соответствии с Законом Иркутской области от 02.12.2011года № 121-ОЗ «Об отдельных вопросах организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Иркутской области» в порядке, установленном:
Постановление Правительства Иркутской области от 27 марта 2012 № 95-пп «Об утверждении Положения о порядке и условиях обеспечения детей путевками в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей, и проезда к месту отдыха и обратно»;
Постановление правительства Иркутской области от 30 марта 2012 года № 114-пп «Об установлении максимального размера компенсации части стоимости путевки, в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей, и утверждение Положения о порядке предоставления компенсации части стоимости путевки в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей»;
Постановлением Правительства Иркутской области от 06 апреля 2012 года
№ 178-пп «Об утверждении Положения о порядке и условиях обеспечения детей, чьи законные представители состоят в трудовых отношениях с организациями независимо от их организационно-правовой формы собственности, путевками в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей».
Государственная услуга оказывается бесплатно.
Потребители государственной услуги
Один из родителей (законных представителей) ребенка (детей), находящихся трудной жизненной ситуации, детей одиноких родителей, детей из многодетных семей в возрасте от 4 до 18, проживающих в Иркутской области;
Один из родителей либо иной законный представитель ребенка, приобретший за счет собственных средств путевку ребенку в организацию, обеспечивающую отдых и оздоровление при условии, что среднедушевой доход семьи ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленном в целом по Иркутской области;
Один из законных представителей ребенка, которых состоит в трудовых отношениях с организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, или его представитель.
Сравнительные показатели
2013 | 2014 | 2015 | ||||||
план | факт | % | план | факт | % | план | факт | % |
163 | 165 | 101 | 143 | 186 | 130 | 145 | 222 | 153 |
Проведенный анализ организации работы по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации за 2013; 2014 и 2015 года показывает, что государственное задание за отчетное время выполнено в полном объеме.
Положительная динамика является результатом своевременного информирования населения о начале оздоровительной компании.
В 2013 году было выделено 163путевки , 85 путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что на 5 путевок меньше чем в прошлом году, поэтому мы вынуждены были с целью удовлетворения спроса населения, просить дополнительно 35 путевок в ДОЛ «Юбилейный” в других Центрах области.
С осложнением финансовой обстановки в области ежегодно уменьшаются лимиты выделенных путевок. Так в 2014 году выделено по государственному заданию уже 143 путевки. Дополнительно освоены были 43 путевки в ДОЛ «Твори добро», ДОЛ «Одигитрия» и санаторий «Усолье».
В 2015 году выделено 145 путевок, также как и прошлые годы потребность в путевках намного выше, поэтому нами были освоены также дополнительно 77 путевок в ДОЛ «Солнечный берег+», ДОЛ «Одигитрия», ДОЛ « Твори добро» ДОЛ « Юбилейный»
Показатель востребованности путевок гражданами по категориям.
Категории | 2013 | 2014 | 2015 |
Многодетные семьи | 18 | 36 | 47 |
Малообеспеченные семьи | 50 | 29 | 41 |
Одинокие родители | 18 | 20 | 30 |
Опекаемые, приемные семьи, дети, оставшиеся попечения родителей | 34 | 25 | 28 |
Дети, сироты | 1 |
Распределения путевок по оздоровительным
учреждениям Иркутской области
В последние десятилетия в силу ряда причин (экономических, социальных, социально-психологических) значительно увеличилось количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это существенно изменило жизнь детей, воспитывающихся в таких семьях. Организация бесплатного отдыха и оздоровления детей имеет множество преимуществ перед другими формами материальной поддержки семей.
Во-первых, это организованный активный отдых, направленный на укрепление здоровья.
Во-вторых, совместное проживание в группе сверстников, которое позволяет ребенку расширить круг общения, помогает развивать коммуникативные качества, проявлять свои способности, раскрывать себя как личность.
В-третьих, это не только умение адаптироваться в новой обстановке но и возможность положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
Из числа оздоровленных детей, мы можем с уверенностью сказать, что основная их часть получила заряд бодрости, укрепило свое здоровье и научилось позитивно мыслить. В этом мы видим главную цель своей работы и стремимся к ее максимальному достижению.
источник
Сафиуллина Динара Рафаэловна
Анализ организации летнего оздоровительного периода
Анализ организации летне- оздоровительного периода
Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. План летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении предусматривал организацию методической, профилактической, оздоровительной, воспитательно-образовательной работы, смотры-конкурсы и работу с родителями. Летним оздоровлением было охвачено 120 дошкольников, что составляет 100 % от общего количества воспитанников.
Организация работы с дошкольниками в летний оздоровительный период 2014 года была направлена на решение следующих задач:
создание комфортных условий для физического, психического, умственного, художественно-эстетического развития каждого ребенка;
организация здоровьесберегающего режима, предупреждение заболе-ваемости и травматизма;
обеспечение воспитательно-образовательного процесса соответствующим материалом и оборудованием.
Приоритетные направлениями работы на летний период :
физкультурно- оздоровительная работа;
-культурно- досуговая деятельность.
С целью эффективного использования организационно-правовых и нормативно-методических документов в ДОУ была сформирована папка по организации ЛОП, включающая сведения о нормативных документах, методи- ческой литературе, рекомендациях и разработках по вопросам летнего отдыха детей.
Работа проводилась в два этапа. Во время подготовительного этапа работ-никами дошкольного учреждения были изучены нормативные правовые доку-менты об охране жизни и здоровья детей, по соблюдению санэпидемрежима, по профилактике кишечных инфекций, по организации питания и выполнения питьевого режима.
На основном этапе работа по оздоровлению проводилась по следующим направлениям: организация двигательного режима, организация летнего оздоровления, лечебно-профилактическая и физкультурно-оздоровительная работа, система закаливания, работа с родителями.
Лечебно-профилактическая работа в летний период строилась на основе анализа здоровья дошкольников. Для более эффективного оздоровления детей распорядок дня на летний период был составлен с учётом максимального пребывания детей на свежем воздухе, увеличением продолжительности дневного сна. С целью профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста воспитателями групп проводилась корригирующая гимнастика.
Организация образовательного процесса проводилась в соответствии с нормативными требованиями. Режим дня дошкольников включал не только за-нятия, но и музыкальные праздники, физкультурные досуги, зрелищные меро-приятия, а также беседы по правилам безопасности.
В летний период проводились праздники и развлечения «День защиты детей», «Наша Родина — Россия», «Красный, жёлтый, зелёный», «Королевство волшебных мячей», «Мой веселый, звонкий мяч», «День Нептуна», «День Фантика-Бантика», «Светофор и все, все, все», «Овощи на грядке», «Лес чудес», «До свидания, лето», «День знаний» и т. д.
Правильная организация физкультурно- оздоровительной работы имеет большое значение для укрепления здоровья детей. На протяжении летнего пе-риода утренняя гимнастика и многие физкультурные занятия проводились на свежем воздухе.
Заведующая и старшая медсестра осуществляли строгий контроль за выполнением натуральных норм питания. В рацион постоянно включены свежие овощи, фрукты, соки.
При организации оздоровительной работы с дошкольниками важным связующим звеном является организация работы с родителями. В дошкольном учреждении были подготовлены памятки и рекомендации по организации летнего оздоровления в домашних условиях.
Для родителей были подготовлены консультации:
«Как правильно одевать ребёнка в летний период»;
«Оказание первой помощи детям в летний период»;
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников».
Для реализации профилактических мероприятий, с педагогами проведены инструктажи по организации жизни и здоровья детей, собеседование по органи-зации закаливающих процедур. Медицинской сестрой были оформлены стен-ды: «Оказание первой помощи детям в летний период», «Здоровый образ жизни».
Строгое соблюдение педагогами инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников, соблюдение оптимальной двигательной активности подтверж-дает факт отсутствия случаев травматизма воспитанников в летний оздорови-тельный период.
Согласно требованиям к организации питания воспитанников и дошкольного учреждения в оздоровительный период меню разрабатывалось с учетом летнего 10 – дневного меню.
Летом природа предоставляет богатые возможности для развития познавательных способностей дошкольников. Дети соприкасаются с природой, познают мир, получают яркие впечатления. Учитывая это, педагоги ДОУ организуют и проводят работу с детьми, создавая комфортные и педагогически целесообразные условия пребывания дошкольников на свежем воздухе. Деятельность ребенка на улице дает возможность свободного выбора деятельности, чередования их видов: игры, экскурсии, развлекательно- досуговая деятельность.
Таким образом, анализ летней оздоровительной работы показал, что:
необходимо пополнить предметно-развивающую среду прогулочных участков;
необходимо максимально использовать возможности психолого — педагогической службы в ЛОП;
медсестре усилить контроль за качеством приготовления пищи и за соблюдением санитарно- эпидемиологических требований в летний период;
старшему воспитателю усилить контроль за соблюдением режима дня в группах;
подготовить для летнего оздоровления детей сборник методических разработок «Лето-2014».
Отчет о летней оздоровительной работе (01.06.2014 г. -15.08.2014 г.) Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться.
Организация летней оздоровительной работы в ДОУ Организация летне-оздоровительной работы группы «Малыши» детского сада №67 «Буратино» Задачи летне-оздоровительной работы Охрана и укрепление.
источник
Организация полноценного отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков во время летних каникул – одно из приоритетных направлений деятельности Вахтанского Детско – юношеского центра.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ВАХТАНСКИЙ ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «ДРУЖБА»
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
Отчет по организации отдыха и оздоровления детей
Организация полноценного отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков во время летних каникул – одно из приоритетных направлений деятельности Вахтанского Детско – юношеского центра.
С 1 июня 2014 года на базе МБОУ ДОД Вахтанский Детско-юношеский центр был открыт летний оздоровительно-образовательный лагерь отдыха «Дружба» с дневным пребыванием детей, который в течение 1 лагерной смены (с 01.06.2014г.-21.06.2014г.) отдохнуло 100 человек.
Деятельность летнего лагеря осуществлялась в соответствии с основными нормативными документами. Количественный и возрастной состав детей, желающих посещать лагерь, определялся на основе изучения интересов и потребностей детей и их родителей. Основной состав лагеря – дети в возрасте 6-14 лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществлялась в 4-х разновозрастных отрядах.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации летних оздоровительно-образовательных лагерей, были соблюдены все санитарно-гигиенические требования нормы. Лагерь был обеспечен игровым (настольные игры, пазлы, лото, шашки и др.), спортивным оборудованием (мячи, обручи, скакалки и др.), отряды обеспечены необходимыми материалами для работы (бумага, альбомы, цветная бумага картон, краски, клей, нитки, ленты, пластилин и др.)
В летнем лагере отдохнули дети следующих категорий:
Дети из многодетных семей
Дети из приемных семей, находящихся на патронатном воспитании
Дети из семей одиноких родителей
Штатное расписание включало в себя нач. лагеря, старшую вожатую, 7 педагогов-воспитателей, тренера по спорту, мед.работника, тех. служащих, вахтера, электрика, работников столовой( 3 человека).
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
Педагогический коллектив нашего лагеря – это опытные педагоги, обладающие психолого-педагогическими знаниями и имеющие большой педагогический опыт:
Всего педагогов, работавших в 1 смену летнего оздоровительного лагеря «Дружба»
Обучение кадров проводилось на педагогических советах, семинарах, методических днях.
Кроме работников лагеря, включенных в штатное расписание, с нами сотрудничали привлеченные специалисты: работники полиции, работник этнографического музея п. Вахтан, работники Вахтанской детской библиотеки.
Для работы лагеря были оборудованы 4 игровых помещения, Имеется спортзал (необходимое спортоборудование), спортивная площадка, актовый зал для проведения массовых мероприятий. Организовано трехразовое питание в школьной столовой на 115 посадочных мест.
Педагогический коллектив лагеря ставил следующую цель:
- Создание оптимальных условий для оздоровления, творческого развития и рационального использования каникулярного времени; способствование формированию эмоционально – ценностного отношения к миру на основе всестороннего изучения родного края.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи :
Для реализации данной цели были поставлены задачи:
- создать условия для полноценного оздоровления и отдыха детей, их социального становления, духовного, физического и нравственного развития;
- Обеспечить безопасность детей в период лагерной смены.
- развивать интерес истории родного края, прикладному творчеству;
- формировать гражданскую позицию и патриотические чувства у подрастающего поколения; ответственность за самого себя, свою семью, окружающих, общество и Отечество;
- развивать самостоятельность, инициативу, наблюдательность учащихся;
- развивать образное и логическое мышление;
- создавать благоприятные условия для развития личностных качеств ребенка, в том числе его творческих способностей.
- содействовать приобретению дополнительных практических знаний и навыков в труде, спорте, краеведении;
- формировать у учащихся устойчивый интерес к родному краю;
- формировать мировоззренческие и поведенческие навыки здорового образа жизни.
- воспитывать чувство патриотизма (любовь к Отечеству, к родному краю);
- воспитывать отзывчивость;
- воспитывать всесторонне развитую личность;
- воспитывать ответственность за сохранение окружающей среды;
- вырабатывать положительные навыки поведения в обществе;
- воспитывать у детей позитивное отношение к здоровому образу жизни.
способствовать оздоровлению и физическому развитию учащихся.
Программа включала в себя разноплановую деятельность и объединила различные формы оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего лагеря дневного пребывания.
В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно – ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере дети становятся участниками увлекательной, полной приключений жизни в «Веселой деревеньке» Каждый день ребят ждут увлекательные приключения и открытия на тропинках родного края. Тематика маршрутов очень разнообразная и соответствует индивидуальным интересам и запросам участников смены.
В процессе этих «путешествий» мы старались сформировать, систематизировать и расширить представления об истории и природе родного края, обычаях народных праздников, об окружающем мире, природных явлениях; развивать интерес к самопознанию и расширению своей интеллектуальной сферы; воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим людям.
Для быстрейшего внедрения детей в активную деятельность использовались интересные, нестандартные формы работы через коллективно — творческую деятельность, используя стиль и лексику тематической смены.
Конечно, интересно и с пользой организовать свободное время ребят – проблема не из простых. Искать и находить приемлемые решения, наилучшие формы организации свободного времени – сегодня одна из актуальных задач педагогов.
Каждая минута свободного времени в лагере была проведена с пользой для себя и окружающих. Этому способствовал рационально спланированный режим дня. Четкое соблюдение режима и гигиены было подчинено заботе об укреплении здоровья детей. Совместно с мед.работником, входившим в штат лагеря, была разработана программа «Как стать Неболейкой». Программа предусматривала комплекс закаливающих и профилактических мероприятий, ежедневный мед.осмотр, с-витаминизацию, гигиенические мероприятия, контроль за организацией питания и соблюдением режима дня.
Для пропаганды здорового образа жизни на информационном стенде был оформлен Уголок здоровья, где помещены статьи из средств массовой информации ( «Клещевой энцифалит», «О вреде курения», «О вреде наркомании»). Также на информационном стенде представлены ежедневное меню, режим дня лагеря, в который включены кружковые занятия, отдых и различные мероприятия. Эта информация периодически менялась. Дети с интересом знакомились с содержанием стенда.
Уделяя большое внимание требованиям физической безопасности, мы не забыли и о психологической безопасности. Многие дети, посещающие лагерь, находятся дома в некомфортной обстановке, где родители злоупотребляют спиртными напитками, курят, используют нецензурные выражения. В таких семьях часто случаются скандалы, родители угрожают своим детям. Задачей педагогического коллектива было создание в лагере благоприятной комфортной обстановке, где каждый ребенок чувствовал заботу и любовь со стороны взрослых. С детьми были проведены занятия для сплочения детского коллектива, развития группового взаимодействия и создание атмосферы комфортности. Для профилактики конфликтных ситуаций с детьми проводились ролевые игры. Положительным моментом этих занятий стало меньшее количество конфликтов или их доля была совсем незначительной, а примирение наступало очень быстро.
Большое внимание уделялось оздоровлению и физическому развитию воспитанников. В штат лагеря входит тренер по спорту, имеющий высшую квалификационную категорию, большой стаж работы. Тренер по спорту совместно с педагогами и мед.работником разработали план спортивных мероприятий. Организационными формами работы по физической культуре в лагере являются: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, спортивные мероприятия, активный отдых ( самостоятельная двигательная деятельность детей) Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 – 15 минут: ( В этом году хорошая погода позволила проводить зарядку на свежем воздухе. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания,- создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. Подвижные игры включали все основные физические элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствовали созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а так же еще и воспитанию дружбы.
Педиатрической службой Вахтанской больницы все ребята были допущены к занятиям спортом. Работа по физическому воспитанию планировалась и проводилась с учетом возрастных особенностей и возможностей детей под контролем мед.работника.
Реализация программы осуществлялась по следующим направлениям:
источник
Аналитическая справка об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Жарковского района в 2010 году
об организации отдыха, оздоровления и
занятости детей и подростков Жарковского района в 2010 году
Летние каникулы – самое яркое по эмоциональной окраске время. Это, в своём роде, клапан для спуска излишков детской энергии, накопленной в течение учебного года, дни разрядки. И вместе с тем, каникулы – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретением новых сил, продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в школе, богатейшее время воспитания и самовоспитания.
Забота о занятости детей в летний период — это однозначно важная проблема для родителей по обеспечению безопасности ребенка, организации полноценного отдыха. В связи с этим отдел образования поставил определенные цели и задачи для обеспечения полноценного отдыха учащихся. Особое внимание уделялось следующим вопросам:
— вопросу обеспечения безопасности детей, находящихся в оздоровительных лагерях дневного пребывания,
— вопросам нравственного воспитания подрастающего поколения,
— пропаганде здорового образа жизни.
Особое значение в организации летнего отдыха детей приобретают оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений, позволяющие без продолжительного отрыва ребёнка от родителей обеспечить необходимую систему мероприятий, направленную на охрану и укрепление его физических и психических ресурсов, профилактику заболеваний.
Таким образом, на период летнего оздоровительного отдыха детей перед педагогическим коллективом образовательных учреждений района были поставлены следующие задачи:
1. Охватить как можно больший процент детей организованными формами отдыха, оздоровления и занятости в течение всего каникулярного времени.
2. Повысить качество услуг при организации отдыха и оздоровления детей, способствующих укреплению здоровья детей, улучшению их физического и нравственного благополучия, развитию творческих способностей.
3. Внедрять и развивать эффективные формы организации занятости, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время.
Подготовка к оздоровительной работе в период летних каникул началась задолго до прихода теплых дней. В соответствии со ст. 12 ФЗ от 01.01.2001 (ред. от 01.01.2001) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации проведены следующие ключевые мероприятия:
Совещание директоров ОУ с участием руководителей заинтересованных ведомств при Главе района по вопросу организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков летом 2010 года ; Совещание с начальниками летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием; Обучение начальников лагерей, воспитателей, обслуживающего персонала санминимуму; Организован семинар для педагогических работников ЛОЛ по вопросу организации деятельности; Опубликована информация о ходе летней кампании – 2010 в районной газете «Жарковский вестник».
В соответствии и во исполнение:
Постановления Администрации Тверской области от 01.01.2001 «Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Тверской области в 2010 году» были подготовлены следующие документы:
1. Постановление администрации Жарковского района от 01.01.2001 г. «Об организации и обеспечении отдыха и занятости детей и подростков Жарковского района в 2010 году».
2. Приказ отдела образования администрации Жарковского района от 01.01.2001 года № 61 «Об организации отдыха детей и подростков в летний период 2010 года».
3. План мероприятий по организации летней кампании – 2010
4. Приказ отдела образования администрации Жарковского района от 01.01.2001 года № 93 «О безопасном пребывании детей в образовательных учреждениях Жарковского района, в лагерях с дневным пребыванием детей, палаточных лагерях».
5. Положение о лагере с дневным пребыванием детей на базе образовательного учреждения.
6. Правила внутреннего трудового распорядка для работников летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
7. Должностная инструкция начальника лагеря с дневным пребыванием детей.
8. Программа развития муниципальной системы образования Жарковского района Тверской области на годы (разделы программы: индикаторы и показатели; организация отдыха детей в каникулярное время).
9. Результаты осуществления муниципального контроля за деятельностью лагерей с дневным пребыванием
10. Отчет по организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период 2010 года в Жарковском районе.
Одним из приоритетных направлений отдыха, оздоровления и занятости школьников в летний период стала организация лагерей с дневным пребыванием детей на базах общеобразовательных учреждений района. В июне 2010 года организовано 5 лагерей (на базе МОУ: Жарковская СОШ №1, Зеленьковская ООШ, Новоселковская ООШ, Щучейская ООШ, Королевщинская СОШ) с дневным пребыванием детей с охватом детей –305 человека (из них 75 человек в ТЖС), в июле 1 лагерь на базе МОУ ДОД «Жарковский Дом детского творчества» с охватом 62 ребенка ( в ТЖС – 16 детей), в августе – 3 лагеря (На базе МОУ : Жарковский ДДТ, Щучейская ООШ, Новоселковская ООШ) с охватом – 65 детей (в ТЖС – 15) .Итоги трех летних смен показали, что общий охват детей превысил плановую цифру на 80 %.
Открытие летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей при МОУ в Жарковском районе состоялось 1 июня 2010 года. Продолжительность работы лагерных смен соблюдалась в соответствии с требованиями санитарных норм и правил – 18 дней. В ЛОЛ с дневным пребыванием было организовано 2-х разовое питание детей. Стоимость питания на одного ребенка составила 75 рублей. Во всех лагерях имелись 10 дневные меню, согласованные с Роспотребнадзором. Обеспечивалось бесперебойное снабжение лагерей продуктами питания в необходимом ассортименте. Для контроля за качеством поступающей продукции велся бракеражный журнал
Приемка лагерей с дневным пребыванием детей осуществлялась межведомственной комиссией, в состав которой входили представители отдела образования, Роспотребнадзора, Жарковскому району, органов противопожарной безопасности. Правила приемки лагеря определялись действующими санитарными правилами устройства, содержания и организации режима лагеря с дневным пребыванием детей. Во время процедуры приемной комиссией оформлены акты о приемке лагерей с дневным пребыванием детей.
Главная идея ЛДП – предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие и организаторские способности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками, а так же воспитывать интерес и уважение к общественно-полезному труду для благоустройства ОУ. План работы лагеря сочетал в себе как трудовые, так и интеллектуальные и спортивно-массовые мероприятия.
Целями проведения оздоровительных смен являлось:
— укрепление и сохранение здоровья;
— помощь в раскрытии талантов;
— развитие интереса к спорту;
— воспитание чувства единства и др.
С ребятами проведено множество мероприятий, направленных на реализацию поставленных целей: «Молодецкие забавы», «В гостях у доктора Неболита», «В гостях у Василисы Премудрой», «Знатоки природы», звездный час «Культура общения» и др.; соревнования по русской лапте, футболу, веселые старты. Помимо спортивных и развлекательных игр устраивались различные конкурсы. Особое место в программе лагеря уделялось обучающим играм: познавательно-игровая программа «Поле чудес», интеллектуальная игра по ПДД «Весёлый поезд», «Не пора ли отдохнуть?» творческие – «Юный художник – рисуем лето», «Юный художник – мой город», «Юный художник – любимый мультяшный герой», Конкурс рисунков на асфальте, посвящённый Дню защиты детей и др.
В лагере имелась документация, регламентирующая деятельность лагеря:
1. Приказ «О назначении начальника летнего пришкольного лагеря»
2. Приказ «О зачислении учащихся и детей сотрудников в летний пришкольный оздоровительный лагерь»
3. Список сотрудников лагеря
4. Акт приемки детского оздоровительного лагеря санитарно-эпидемиологической службой
6. Приказ «О назначении педагогического состава и режиме работы сотрудников лагеря»
9. Журнал инструктажей работников лагеря по Правилам техники безопасности, безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, соблюдению санитарно-гигиенического режима
10. Журнал учета посещаемости воспитанников
11. Выписка из перечня продуктов питания, запрещенных к реализации и употреблению в учреждениях образования
13. Меню на оздоровительную смену и на текущий день
14. Мероприятия по организации летнего оздоровления учащихся в 2010 году
Во всех ОУ имелись инструкции по технике безопасности, разработанные согласно требованиям СанПиНа. В «Журнале проведения инструктажей» проставлялись даты проведения инструктажа, ФИО лица ответственного за проведение инструктажа, росписи слушателей. Во всех учреждениях имелись приказы об ответственности за жизнь и здоровье детей во время проведения мероприятий, организации спортивных мероприятий, экскурсий, походов, поездок.
Во всех лагерях с дневным пребыванием детей разработаны и реализованы программы летнего отдыха. Программа каждого лагеря содержала свои цели и задачи, соответствующие возрастным категориям посещающих их детей. Приоритетным направлением работы в летний период являлась оздоровительная деятельность, которая понимается как комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья детей, восстановления их физических и психических сил, профилактику заболеваний. А так же – создание условий для реализации разносторонних интересов и потребностей детей в различных видах деятельности: познавательная, трудовая, игровая, изобразительная.
Ещё одной формой летнего отдыха детей являются загородные оздоровительные лагеря.
В загородные оздоровительные лагеря (ЗОЛ «Ромашка» г. Тверь) в 2 смену (с 23.06.2010 по 13.07.2010) приобретены путевки для 10 человек, в третью смену (с 15.07.2010 по 06.08.2010) – для 10 человек за счет средств ТО социальной защиты населения.
Наиболее эффективным видом отдыха, несомненно, являются загородные стационарные учреждения, расположенные в зеленой зоне, и, особенно санаторные учреждения. 25 человек отдохнули в санаториях области («Горняк» с 22.06.2010 по 12.07.2010 – 19 чел.; «Митино» с 25.06.2010 по 15.07.2010 – 3 чел.; «Кашин» с 30.06.2010 по 20.07.2010 – 3 чел.).
Одно из приоритетных направлений летней кампании–2010 – организация занятости детей и подростков. Летом 2010 года ребята не только интересно отдыхали, но и плодотворно трудились. Наряду с традиционными формами летнего досуга и трудовых дел популярной стала временная занятость школьников с оплатой труда. Многие подростки стремились совместить отдых с работой. В июне, июле 2010 года на территории Жарковского района через «Центр занятости Западнодвинского района» трудились 73 школьника. Школьники участвовали в подготовке классных комнат к новому учебному году, были заняты на пришкольных участках, укладке дров, уборке пришкольной территории, работали вожатыми в ЛДП. В ремонтных бригадах в июле-августе 2010 года трудились 44 человека (ТЖС – 21 чел.), в августе (план) – 22 человека (ТЖС – 8 чел.).
С 5 по 14 июля 2010 года для 20 обучающихся из малообеспеченных семей по разрешению ТО Управления Роспотребнадзора Тверской области в г. Нелидово, Нелидовском, Бельском, Жарковском, Западнодвинском, Торопецком районах был открыт спортивный палаточный лагерь при МУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» на озере Селигер в местечке Никола Рожок. За время пребывания в лагере отдыхающие посетили исток реки Волги, Нилову пустынь и ряд других достопримечательностей Осташковского района Тверской области.
Летом 2010 года школы района использовали в работе малозатратные формы отдыха. За два месяца (июнь, июль) в походах побывали 51 человек (1 смена – 11, из них в ТЖС – 8 чел.; 2 смена – 40, из них в ТЖС – 40 чел.): экскурсии на реку, озеро, по местам боевой славы Жарковского района, экскурсия в г. Смоленск, Великие Луки, Ржев.
Таким образом, доля детей, охваченных организованными формами отдыха в каникулярное время с учетом плановых показателей 3-х смен, составит в Жарковском районе более 100%, доля детей, находящихся в ТЖС – 100%.
Систематическая работа администраций школ, проводимая по охране труда и здоровья учащихся, позволила снизить до минимума количество несчастных случаев с детьми во время учебного процесса и каникулярного отдыха учащихся За 3 смены летнего оздоровительного периода аварийных ситуаций и детского травматизма в ЛОЛ не отмечалось.
Все дети охвачены первичным и вторичным медицинским обследованием, проведены антропометрические исследования в начале и конце лагерной смены, которые показали положительную динамику в физическом развитии детей.
Оценка эффективности оздоровления детей и подростков, отдыхавших в ЛДП за 3 смены 2010 года
источник
Дипломная работа: Особенности организации деятельности детей и подростков в детских оздоровительных лагерях (на примере Центра социального обслуживания населения и Дома детского творчества)
Название: Особенности организации деятельности детей и подростков в детских оздоровительных лагерях (на примере Центра социального обслуживания населения и Дома детского творчества) Раздел: Рефераты по социологии Тип: дипломная работа Добавлен 23:58:18 28 октября 2010 Похожие работы Просмотров: 29285 Комментариев: 10 Оценило: 5 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | |
директор ДДТ | |
старший воспитатель | методист ДДТ |
воспитатели на отрядах | педагоги дополнительного образования ДДТ |
вожатые на отрядах | из числа привлеченных работников |
руководители творческих мастерских | педагоги дополнительного образования |
Для определения уровня реализации культурно-досуговой программы в течение лагерной смены с детьми проведено анкетирование.
Анализ анкеты «Ожидание детей от пребывания в лагере» [приложение № 12], которая была проведена в начале смены, показал, что большинство детей приходят в лагерь, чтобы найти новых друзей, интересно провести время.
Большинство детей активно участвуют в мероприятиях лагеря, предпочитая праздники и экскурсии. При лагере действуют различные кружки, творческие мастерские, наиболее популярными из которых являются кружок бисероплетения, вязания крючком, туристический кружок. Что говорит о том, что основная функция лагеря это отдых детей, создание условий для общения и взаимодействия детей в каникулярное время.
Таковы данные анкетирования детей, проведенного в начале смены. Для сопоставления в конце смены также было проведено анкетирование «Подведение итогов работы смены» [приложение № 13], которое показало, что ожидания большинства детей от пребывания в лагере полностью оправдались.
Из всех мероприятий, проведенных в рамках программы «Город мастеров, приоритеты были расставлены детьми следующим образом: наивысшую оценку получили экскурсии — 64%, кружки – 54%, конкурсы – 46%, праздники – 44% и спортивные мероприятия – 36% [приложение № 14].
Большинство мероприятий, проводимых с детьми, получили высокие оценки [приложение № 15]:
Данные показатели, говорят о том, что большинство мероприятий, проводимых работниками лагеря, интересны детям.
Также нами было проведено анкетирование работников лагеря на базе дома детского творчества с целью определения отношения к работе [приложение № 16]. Анализ показал, что почти все работники (87%) имеют большой опыт работы с детьми, довольны выбранной профессией 64%, материально-техническое оснащение лагеря устраивает большинство работников 78%, учитывают в своей работе особенности детей 82%, по мнению 48 % лагерь на баз дома детского творчества отличается от лагеря на базе центра социального обслуживания населения тем, что дети пребывают в лагере на платной основе и проводятся занятия педагогической направленности, остальные затрудняются выделить отличительные особенности. Все работники применяют такие формы как: конкурсы, игры, занятия в творческих мастерских, экскурсии, викторины, выставки детских работ, концертно-развлекательные программы.
Анализируя программу «В городе наших мастеров» можем сделать следующий вывод: программа имеет педагогическую направленность, т.е. включает в себя нравственно-эстетическое и трудовое воспитание и обучение, спортивную и творческую деятельность. От ребят были получены положительные отзывы о проведенной смене. В ходе смены дети принимали участие в экскурсиях, различных конкурсах, мероприятиях, праздничных концертах, играх.
Для сравнения мы разработали программу социальной профилактики детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря [приложение № 11]. Данная программа была реализована в лагере «Сказка» в период летней смены с 02.07.2007 г. по 25.07.2007 г.
Так как деятельность лагеря направлена на оказание помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, то соответственно категории детей посещающих лагерь чаще всего из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Дети второй смены из следующих категорий семей:
Эти данные говорят о том, что в семьях детей неблагополучное социальное положение. Чаще всего в одной семье кроме низкого достатка наблюдается алкоголизм родителей, либо это одинокая мать, зачастую безработная. Семьи с низким материальным достатком посещают лагерь бесплатно. Несомненно, это большая помощь таким семьям, ведь помимо интересного, активного отдыха для детей организовано полноценное трехразовое питание.
Квалификация и опыт сотрудников имеют важное значение для успешной деятельности лагеря. Чтобы выявить отношение специалистов к своей профессии мы составили и провели анкету [приложение № 17]. Выборка маленькая, т.к. всего работников ДОЛ 5 чел.
Анализ анкетирования показал, что 60% имеют большой опыт работы с детьми (в прошлом педагоги), довольны выбранной профессией 80%, материально-техническое оснащение лагеря устраивает 60%, учитывают в своей работе особенности детей 100%, по мнению 80 % лагерь на базе ЦСОН отличается от лагеря на базе ДДТ тем, что дети комплекс мероприятий, направленный на реабилитацию детей, профилактику отклоняющегося поведения, с детьми проводится индивидуальная работа, как психолога, так и других специалистов; детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию оказывается поддержка; виды услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-экономические и др.); дети пребывают в лагере почти все на бесплатной основе и в своей работе применяют различные формы и методы социальной работы, виды терапии, такие например как трудотерапия, сказкотерапия, туротерапия, музыкотерапия и др.
В детском оздоровительном лагере при центре социального обслуживания населения с детьми и подростками работает следующий кадровый состав из числа работников отделения дневного пребывания детей и подростков:
начальник лагеря | заведующий отделением |
старший воспитатель | специалист по социальной работе |
вожатые | социальные педагоги |
психолог | Психолог |
медсестра | Медсестра |
Специалистов отличает высокий уровень профессионализма и конечно любовь к детям.
Для реализации программы в первый день смены мы провели анкетирование «Ожидание детей от пребывания в лагере» [приложение № 18], которое показало: в ожидании детей можно проследить желание провести время с пользой для себя: на первом месте стремление интересно провести время (63%), затем – найти новых друзей (36%) и показать свои способности или как-то занять свободное время (1%).
Изъявили желание заниматься в кружках 40% детей. Интерес в организации досуга для детей представляли следующие мероприятия: интересовали конкурсы, ждали праздников, хотели бы побывать на экскурсиях, проведение спортивных мероприятий.
Для сопоставления в конце смены также мы провели анкетирование «Подведение итогов работы смены», которое показало, что ожидания детей оправдались у 96% детей и только у 4% ожидания оправдались частично.
Дети из неблагополучных семей требуют к себе особого внимания и часто индивидуальной работы, поэтому каждый из специалистов имеет и психолого-педагогические знания. Особенно такие знания необходимы при работе с детьми, имеющими склонность к девиантному поведению. С детьми была проведена диагностика склонности к отклоняющемуся поведению [приложение № 19]. Результаты следующие:
Именно категорией детей обусловлена работа лагеря по программе социальной профилактики детей и подростков. В программе помимо традиционных спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности большое внимание уделяется психолого-педагогической коррекции, социально-педагогической профилактике отклоняющегося поведения.
Специалистами используются различные формы и методы работы с детьми: это и спортивные игры, викторины, конкурсы, коллективно-творческие дела, экскурсии, походы. Но, также, учитывая специфику детей для реализации социально-профилактического блока, используются различные виды терапии (музыкотерапия, изотерапия, трудотерапия, сказкотерапия и т.д.), также одной из форм работы являются социально-педагогические тренинги, которые направлены на сплочение коллектива, создание доброжелательного микроклимата в лагере. Положительно влияют на восстановление личности детей физкультурно-оздоровительные мероприятия, пробуждающие активность, дух соперничества. В целях развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня организуются посещение библиотеки, поездки-экскурсии в музеи, к памятным местам.
Во время работы лагеря вожатые «отслеживали» настроение детей. Дети сравнивали свое внутреннее самочувствие с одним из предложенных цветов [приложение № 20].
На особом контроле мы держали детей из неблагополучных семей.
В начале смены большое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми. Ребята, которые знали друг друга, сразу же создавали маленькие группы, не желая вливаться в жизнь коллектива. Но к концу первой недели большая часть детского коллектива уже принимала активное участие в мероприятиях лагеря.
Примечательно, что наравне со спортивно-оздоровительным блоком популярностью у детей пользовались мероприятия социально-профилактической направленности. Чаще всего эти занятия выходили за рамки выбранной темы и отведенного времени. Очень заинтересовали ребят проблемы одиночества не только подростков, но и людей старшего поколения. Они сами рассказывали истории о своих друзьях и знакомых столкнувшихся с этой проблемой, предлагали пути решения.
Большой интерес вызвало занятие по теме «Защита против жестокого обращения». К сожалению после занятия дети подходили и делились своими личными примерами жестокого обращения.
Активно дети обсуждали тему «Мы и наркотики» и влияние вредных привычек на здоровье человека. Дети делились знаниями по данным темам, а некоторые даже подготовили целое выступление о вреде курения и алкоголизма. Очень часто ребят (особенно старшего возраста) интересовали вопросы выбора друзей, и даже кто такой преступник и в каких случаях человек может оказаться таким.
Во время работы лагеря мы выделили группу детей из пяти человек, которым было рекомендовано отделением по работе с семьей и детьми посетить ДОЛ «Сказка» при ЦСОН. Семьи этих детей уже длительное время находятся в социально — опасном положении и состоят на учете в этом отделении.
Три семьи: неполные, малообеспеченные, матерям из-за большой занятости на работе сложно уделять своим детям достаточно внимания. Дети часто живут у знакомых и родственников. Наблюдались случаи ухода из дома. Один из мальчиков был замечен в воровстве. Сами матери не злоупотребляют алкоголем, но и воспитанием детей не занимаются. Двое из них живут совместно с сожителем, которые зачастую выпивают и внимания ребенку не оказывают. Мальчики К., С., учатся в пятом классе, а девочка М. в седьмом классе.
Две семьи: полные, родители официально нигде не работают, на учете в Центре занятости не состоят.
В семье Ф. отец работает на пилораме, но большую часть заработанного пропивают вместе с женой. В доме постоянно пьяные посторонние люди, наблюдаются случаи жестокого обращения отца по отношению к дочери В. Девочка живет с бабушкой, которая часто болеет, поэтому ребенок вынужден ночевать у знакомых или родственников, часто не доедая. В. слабо учится в шестом классе.
В семье Ш. трое детей. Старший сын служит в армии, младший посещает детский сад и проживает у бабушки, а средний сын А. учиться в шестом классе. А. прогуливает уроки, не справляется с домашним заданием.
Родители ведут асоциальный образ жизни, воспитанием детей не занимаются. Мальчик часто бродяжничает, попрошайничает, состоит на учете в детской комнате милиции.
Для определения психологических особенностей и склонностей было проведено диагностирование: 1) «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» [приложение № 19], 2) тест «Я в круге» [приложение № 21], 3) рисуночный тест «Несуществующее животное» [приложение № 22].
В ходе диагностирования мы выявили:
Диагностика отклоняющегося поведения | Имеет склонность к саморазрушающему поведению. |
Тест «Я в круге» | Отметил себя на границе круга, т.е. практически не ассоциировал себя с отрядом, держался в стороне от всех детей. |
Тест «Несуществующее животное» | У мальчика заниженная самооценка, пессимизм, подавленность, наблюдается устойчивая тенденция к деятельности, ярко выражена вербальная агрессия. основанность, обдуманность действий при принятии решений, тщательно следит за своими рассуждениями, и в тоже время недовольство собой, сомнения по поводу собственных выводов и поведения. Ребенок ищет защиту у вышестоящих лиц, имеющих возможность наложить запреты ограничения. Ярко выражена тревожность. |
Диагностика отклоняющегося поведения | Имеет склонность к агрессии. И в действительности в начале смены девочка вела себя грубо по отношению, как к детям, так и к вожатым. |
Тест «Я в круге» | Ярко ассоциирует себя с детским коллективом, наблюдаются явные лидерские качества. С первых дней проявляла себя как хороший организатор и творческая личность. Но грубость и зачастую насильственные действия по отношению к младшим детям мешали ей проявить себя. |
Тест «Несуществующее животное» | У девочки адекватная самооценка, выражен эгоцентризм, рациональность мысли и действия. Ярко выражена агрессия и желание защититься, присутствует вербальная агрессия. Обоснованность, обдуманность при принятии решений. Характер линий говорит о скрытых страхах и тревожности. |
Диагностика отклоняющегося поведения | Не имеет склонности к девиантному поведению. |
Тест «Я в круге» | В круге отметил себя близко к границе, что говорит о том, что ребенок ассоциирует себя с коллективом, но полностью не принимает его правила. |
Тест «Несуществующее животное» | Самооценка адекватная, выражен эгоцентризм, ценность рационального начала. Имеет заинтересованность в информации о себе. Наблюдается вербальная агрессия, рациональность действий при принятии решений, опора на факты и значимую информацию, комфортность суждений и установок в принятии решений их стандартность, банальность. Присутствует уверенность, рефлексия действий по отношению к своему поведению, слабо выражены страхи и тревога. Готовность к самозащите от вышестоящих лиц, (родителей, педагогов) способных запретить что-либо, защита от насилия, осуждений. Наблюдается тенденция к скрытности, замкнутости. Ребенок хоть и принимал участие в мероприятиях коллектива, но старался играть в стороне от остальных детей. |
Диагностика отклоняющегося поведения | Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. |
Тест «Я в круге» | Отнесла себя за границу круга, что говорит о том, что девочка совершенно не может находиться в детском коллективе. И на самом деле сторонилась детей, уходила подальше, часто разговаривала сама с собой и пела. |
Тест «Несуществующее животное» | Показал, что у В. завышенная самооценка, ярко выражен эгоцентризм, девочка заинтересована в информации о себе, ярко выражены страхи, обоснованность действий при принятии решений, слабый контроль за своими рассуждениями, недовольство собой, сомнения по поводу собственных выводов и поведения. Ярко выражена тревожность. Чтобы утвердиться, девочка прыгала с высоты, перебегала дорогу, не реагировала на замечания. |
Диагностика отклоняющегося поведения | Имеет склонность к аддиктивному поведению (потреблению алкоголя). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тест «Я в круге» | Мальчик поставил себя на границе отряда, т.е. практически не ассоциирует себя с детским коллективом. Ребенок нервный, не сразу реагирует на обратившегося к нему человека, иногда бывает груб, но чаще просто уходит, не желая разговаривать с кем-либо. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тест «Несуществующее животное» |
I | в центре круга | 10% детей |
близко к границе | 72% детей | |
на границе | 8% детей | |
за кругом | 4% детей. | |
II | в центре круга | 34% детей |
близко к границе | 50% детей | |
на границе | 12% детей | |
за кругом | 4% детей. | |
III | в центре круга | 48% детей |
близко к границе | 40% детей | |
на границе | 12% детей | |
за кругом | — |
Конечно, за одну смену результат социально-профилактической программы наблюдать невозможно. Но мероприятия в данном направлении проводятся регулярно как вовремя лагерных смен, так и во время работы групп дневного пребывания детей и подростков, специалисты не теряют связь с детьми после окончания лагеря. Работа лагеря является частью одного из основных направлений работы с семьей и детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию: реабилитация, социально-педагогическая коррекция поведения, социализация детей из семей группы социального риска.
Подводя итоги работы этой смены можно с уверенностью говорить о том, что программы ДОЛ социально-профилактической направленности имеют большое значение в становлении и развитии социально здоровой личности.
Таким образом, мы определили следующие особенности работы детского оздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживания населения:
-следует отметить, что основная цель деятельности ДОЛ – социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация;
-специфика лагеря проявляется в категориях детей, приходящих в лагерь. Это дети из малообеспеченных, неполных, многодетных и других социально уязвимых категорий семей;
-в лагере на базе ЦСОН работают не только вожатые и воспитатели, но и социальные педагоги, психологи, медработники, специалисты по социальной работе и работе с семьей и детьми;
-лагерь осуществляет свою деятельность в соответствии с программой, которая разрабатываются с учетом категорий семей, акцент делается на социально-профилактическое направление;
-работа детского оздоровительного лагеря при ЦСОН является частью работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении.
2.3 Сравнительная характеристика воспитательно-оздоровительного процесса детей на базе дома детского творчества и на базе центра социального обслуживания населения
Говоря о воспитательно-оздоровительном процессе в детском оздоровительном лагере, мы в первую очередь имеем ввиду оздоровление и отдых детей во время каникул. Естественно, лагерь играет большую роль в летней жизни ребенка: это и отдых, новые знакомства, новые люди, новая обстановка. Важно отметить, что, приходя в лагерь, ребенок рассчитывает в первую очередь отдохнуть. Именно в этом заключается главная функция любого лагеря. Основное отличие лагеря при доме детского творчества от лагеря при центре социального обслуживания населения в первую очередь направления работы. Если главной задачей лагеря при ДДТ является организация досуга ребенка, то задачей лагеря при ЦСОН является профилактика отклоняющегося поведения ребенка, социальная защита и поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Так же можно выделить несколько основных особенностей, которые отличают один лагерь от другого:
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков на базе центра социального обслуживания населения | Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков на базе дома детского творчества |
различия | |
социальная направленность: социальная профилактика, коррекция поведения, реабилитация, оказание помощи в адаптации | педагогическая направленность, включает в себя нравственно-эстетическое и трудовое воспитание и обучение, спортивную и творческую деятельность |
условия оплаты в зависимости от категории детей: полная, частичная, бесплатно | дети пребывают в лагере на платной основе |
дети 6-15 лет из группы риска | 7-14 лет из благополучных семей |
для более эффективной организации смен детского оздоровительного лагеря возрастной состав группы подбирается примерно одинаковый. В одну смену один отряд, который состоит из 25 человек. | в одну смену несколько отрядов (может быть 50-75 человек), в которых детей распределяют по возрастным группам |
особенности подготовки специалистов: социально-профилактические и реабилитационные методы и формы | особенности подготовки специалистов: педагогические, развитие творческих способностей |
кадровый состав: в состав лагеря при ЦСОН входят специалисты Центра – социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог | кадровый состав: работники с педагогическим образованием, педагоги дополнительного образования |
смена лагеря может проходить как часть целой системы работы с неблагополучными семьями и семьями группы риска | смена лагеря проходит как отдельный процесс работы с детьми |
категории детей посещающих лагерь – это в основном дети из семей группы риска | дети различных категорий, чаще всего из благополучных семей |
одним из наиболее важных направлений является профилактика и коррекция отклоняющего поведения, формирование навыков здорового образа жизни, формирование у ребенка устойчивой самооценки, социальная реабилитация | главной целью является отдых, разнообразная досуговая деятельность, воспитание чувства патриотизма, эстетической культуры ребенка |
Сходство | |
в основе работы лагерей лежит одна цель – оздоровление и отдых детей | |
в лагерях организовано питание детей | |
в основном используются одни формы проведения досуговых мероприятий: игры, конкурсы, экскурсии, праздники, эстафеты, детские дискотеки |
Таким образом, можно сказать, что основным отличием детского оздоровительного лагеря при центре социального обслуживания населения и лагеря при доме детского творчества – это социальная направленность деятельности лагеря при ЦСОН. Ведь в основе работы обоих лагерей лежат одинаковые принципы, и главным является создать благоприятные условия для отдыха детей. Существенным отличием является также то, что при работе лагеря при ЦСОН специалисты взаимодействуют с другими структурными подразделениями, главным образом, с отделением по работе с семьей и детьми, отделением срочного социального обслуживания. Поэтому работа лагеря в данном случае может выступать как часть целого комплекса мер, направленных на социальную профилактику, коррекцию и реабилитацию. Немаловажно так же то, что работу можно проводить не только с ребенком, но и с семьей в целом. Поэтому такое воздействие является наиболее полным.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Поэтому лето для них – это разрядка накопившейся за год напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в лично значимых сферах деятельности, развлечений, свободы выбора занятий.
В связи с изменениями социально-экономических условий жизни возросла проблема беспризорности детей и подростков. Многие семьи не только не выполняют свои функции, но и стали фактором, деформирующем социальное и индивидуальное развитие детей. Пренебрежение интересами и потребностями детей они создают реальную угрозу их психофизическому здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию. Предоставленные сами себе они отдают все время уличным компаниям, бесцельному время провождению, приобретают опыт правонарушений. И мы выяснили, что одним из приоритетных направлений деятельности центра социального обслуживания населения является организация оздоровительных кампаний в каникулярный период для детей и подростков группы социального риска. Они относятся к самым незащищенным слоям населения, т.к. деятельность всех обычных лагерей направлена на организацию оздоровительных кампаний, в основном охватывающих детей из благополучных семей.
Таким образом, исходя из проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки из семей социального риска, на базе ЦСОН создается детский лагерь, целью которого является укрепление их здоровья, организация активного отдыха, трудовой реабилитации, реализации программ, обеспечивающих социальную защиту детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, их нравственное воспитание, развитие разносторонних способностей и интересов в различных видах деятельности.
Следовательно, можно сказать, что такая эффективная форма работы, как детские оздоровительные лагеря на базе ЦСОН будут продолжать развиваться, это позволит соединять принципы оздоровления с методами социальной реабилитации и адаптации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В данной работе мы предприняли попытку показать специфику организации работы детского оздоровительного лагеря на базе ЦСОН.
Изучая материал по данной теме, мы отметили, что в литературе этот вопрос все же рассматривается не достаточно широко.
Поэтому мы провели исследование на базе дома детского творчества и центра социального обслуживания населения с.им. Бабушкина. Для проведения исследования нами были разработаны и реализованы две программы работы лагеря. Программа «В городе наших мастеров», целью которой являлась создание условий для разнообразного познавательного отдыха детей, которая была реализована на базе дома детского творчества. Программа социальной профилактики детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря была реализована на базе центра социального обслуживания населения.
Мы пришли к выводу, что цель нашей работы достигнута, нами выделены основные особенности детского оздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживания населения в сравнении с лагерем при доме детского творчества. Гипотезу можно считать доказанной, если учитывать условия реализации программ. За короткий промежуток времени, т.е. за период одной лагерной смены 21 день не возможно выявить яркую динамику в поведении ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность детского оздоровительного лагеря в центре социального обслуживания населения и доме детского творчества имеют различия в организации воспитательно-оздоровительного процесса.
1.Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160 с.
2.Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005 – 160 с.
3.В помощь организатору детского оздоровительного лагеря/Под ред. М.Е. Сысоевой. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2000. – 120 с.
4.Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004 – 80 с.
5.Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М.: Педагогическое общество России, 202. – 238 с.
6.Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166 с.
7.Кипарис – 7. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.
8.Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. – М.: НИИ семьи, 1998. – 136 с.
9.Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристический клуб школьников: Пособие для руководителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с. – (Библиотека вожатого).
10.Малафий Л.Н., Зимнухова А.В., Васенева Л.П. Организация деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков на базе учреждения социального обслуживания семьи и детей. Журнал «Беспризорник». № 3, — М.: 2007.
11.Машокова Г.В. Нормативно-методические материалы по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Вологда, 2006 – 47 с.
12.Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный Закон от 3 июля 1998 года//Народное образование. – 2006.- №3 – с.245-251.
13.Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712 .
14.Организация летнего отдыха и занятости детей/ Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с. (Административное управление образованием).
15.Организация детского отдыха: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с. (Серия «Правовая библиотека образования»).
16.Организация летнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений (Методические рекомендации)/Под ред. В.И.Бондаря. – М., 1997. – 149 с.
17.Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М., 2000. – 368 с.
18.Семейный кодекс РФ: Полный сборник кодексов РФ. ООО «Дом Славянской книги», 2006. – 864 с.
19.Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. Е.И. Холостовой – М.: Изд. Юрист, 2002 – 472 с.
20.Социальная работа: теория и практика: Уч. пособие/Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001.
21.Технологии социальной работы: Учебник/Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М., 2004. – 400 с. – (Высшее образование).
22.Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. И.Г.Зайнышева. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. -240с.
23.Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. -438с.
24.Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье/Л.С.Алексеева, Е.В.Бурмистрова, Н.Н.Чупракова, Л.А.Косолапова. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. – 192 с.
25.Фришман И.Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции//Народное образование.-2003.-N3.-С.33-41
26.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. – (Педагогика. Управление).
27.Целищева Н.У семи нянек. дети под присмотром//Народное образование.-2003.-N3.-С.43-49.
28.Центр социальной помощи семье и детям. Организация работы с семьей в трудной жизненной ситуации/Центр социальной помощи семье и детям/Под редакцией Н.Н. Воронцовой. – Калининград, 2004. – 152 с.
29. Энциклопедия социальной работы. ВЗТ/ пер. с англ. — М., 1993-1994.
30.Юзафавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис – 9. Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.
31.Янкова З.А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей: Метод. пособие в помощь организаторам лет. отдыха детей/З. А. Янкова, И. А. Чаброва; Науч.-исслед. ин-т семьи. — М.: НИИ семьи, 1998. — 124 с.
источник