Меню Рубрики

Анализ посещаемости детей группы риска

Каюмова Анна Михайловна
Примерный анализ работы МБДОУ по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска»

Работа по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска» осуществляется в рамках профилактической работы в ДОУ по защите прав детей и ранней профилактике правонарушений согласно планам.

Основная цель работы с семьями группы риска — это обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшению микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование ЗОЖ.

-Привлечение родителей для совместной организации образовательной деятельности детей;

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

-Способствование созданию комфортных условий в семье для развития личности ребёнка.

Основными направлениями работы являются:

работа с педагогическим коллективом;

Работа с педагогическим коллективом:

В сентябре 2016 г. были составлены социальные паспорта групп детского сада с целью: выявить семьи, относящиеся к семьям «группы риска». В рамках этого мероприятия проводился опрос родителей (заполнение таблицы, обработка и анализ полученных данных.

К «группе риска» отнесены следующие категории семей:

• Неблагополучные (или находящиеся на контроле);

• Семьи с детьми инвалидами;

Составленный на 30 сентября 20. года социальный паспорт ДОУ показал следующее наличие семей данных категорий: преобладающее большинство семей «группы риска» — это неполные семьи 54 семьи (17,2 %); многодетные – 26 семей (8,3 %); опекуны – 2 семьи (0, 6 %); семья находящаяся на контроле – 1 семья (0,3 %); инвалиды – 1 семья (0,3 %).

Исходя из выше сказанного, на начало учебного года, к «группе риска» относятся 84 семьи.

По результатам данных социальных паспортов групп также была составлена «Картотека семей «группы риска» в ДОУ»; составлены графики и акты посещений детей на дому согласно, которым были изучены бытовые условия и приёмы воспитания детей в семьях; разработаны планы индивидуально — профилактической работы с опекаемыми семьями, с семьей находящейся на контроле в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, семьей с ребёнком инвалидом.

Для педагогов была проведена консультация «Словесные способы поощрения и поддержки детей» с целью повысить обогатить и систематизировать знания педагогов о способах общения с детьми, а также составлены «Методические рекомендации по организации деятельности по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и профилактике семейного неблагополучия».

Работа с родителями ДОУ:

В рамках просветительской работы составлены и размещены на информационных стендах консультации, памятки, буклеты и рекомендации для родителей: «Правила поведения родителей в семье», «Кодекс истинного родителя», «Рекомендации по организации общения с детьми дошкольного возраста», «Консультации-шпаргалки для родителей», «Способы разрешения конфликтов между родителями и детьми», «Права детей по возрастным категориям» цель которых, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Чтобы помочь родителям найти общий язык со своими детьми, обучить их способам конструктивного общения в группах проводятся родительские собрания, спортивные праздники «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья»; выставки: «Осенние фантазии», «Мамины глаза», «Безопасность глазами детей»; конкурсы: «Елочные игрушки», «Мы кормушку смастерили», «Семейные таланты»; музыкальные праздники: «День знаний», «Здравствуй, осень», «День матери», «Новогодняя сказка» и др. ; проекты: «Неделя психологии», «Абакан — город мой».

Также в течение года педагогом-психологом были проведены индивидуальные консультации для родителей по итогам психодиагностических обследований детей (только с согласия и по запросам родителей).

Работа с воспитанниками ДОУ:

С детьми воспитатели групп регулярно в течении года проводят профилактические беседы и игровые ситуации на темы: «Право на имя»; «Что такое здоровье и как его сохранить»; «О правилах поведения среди людей»; «Право на дом, семью, на любовь и понимание»; «Право на игру и образование»; «Способы защиты от инфекций» и др.

Также организуются выставки детского творчества: «Моя семья», «Здорово быть здоровым», «Золотая осень», «Зимушка — зима» и др; кружки: «Детские фантазии» (художественно-творческая деятельность); «Светофорик» (безопасность детей на дороге); «Хрустальный колокольчик» (вокальный кружок); «Здравик» (физическое развитие) и др.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска» в МБДОУ ведется согласно планам профилактической работы по защите прав детей и ранней профилактике правонарушений.

Также необходимо отметить, что в течение всего года осуществляется взаимообмен информацией с органами опеки и попечительства (по мере необходимости).

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Современная семья и её проблемы служат объектом.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Примерный проблемно-ориентированный анализ деятельности педагога-психолога за учебный год Годовой план работы психологической службы на … учебный год составлялся с учетом основных проблем и потребностей ДОУ: 1. Исходя из наблюдений,.

Примерный тематический план взаимодействия специалистов МБДОУ в старшей группе Примерный тематический план взаимодействия специалистов МБДОУ на логопункте. Старшая группа № п/п Период Тема Логопед. Игровой самомассаж,.

Психолого-педагогическая поддержка семей в условиях консультационного центра 2 слайд Целью моего консультирования в условиях консультационного центра является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка,.

Психолого-педагогическая поддержка семей в условиях консультационного центра 2 слайд Целью моего консультирования в условиях консультационного центра является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка,.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Спортивный праздник «Мама, папа, я любим спорт не зря» для семей группы риска, СОП Цель: организация активного отдыха. Задачи: Повышать интерес к физической культуре. Развивать выдержку, внимание, память. Воспитывать.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение семей в трудной жизненной ситуации» Неблагополучных семей нет – есть семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль.

источник

В материале предоставлены результаты диагностики личности воспитанника, относящегося к «группе риска». Выявлены области дезадаптации и представлена индивидуальная стратегия педагогического сопровождения ребенка.

Катаева Галина Владимировна,

воспитатель высшей категории

ГКОУ РО для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

детского дома №3, г. Таганрога

Анализ работы с ребенком «группы риска»

Дети, склонные при определенных обстоятельствах, к неадекватному способу поведения относятся к детям «группы риска». Наша цель — проанализировать работу с таким воспитанником.

К.В. – мальчик, 12 лет, поступил в детский дом № 3 в апреле 2012 года.

До этого момента В. жил у бабушки, которая не могла справиться с его воспитанием. Мальчик систематически пропускал занятия в школе, убегал из дома, попал в асоциально ориентированную дворовую компанию.

За время пребывания в детском доме В. проявил себя как неконфликтный, общительный (легко и охотно вступает в вербальный контакт), добрый, активный ребенок.

Социальный статус в группе «принятый».

Для разработки индивидуальной стратегии педагогического сопровождения ребенка была проведена диагностика дезадаптированности по методике Молодцовой Т.Д., которая выявила 2-ой уровень социально-психологической дезадаптации, степень — поверхностная, расширенная, временная. Область наиболее выраженной дезадаптации — отношения в семье. Достаточно высок уровень дезадаптации в учебной деятельности, отношениях с товарищами, участии в общественно-полезной деятельности, отношении к самому себе, в связи с миром.

Исходя из выявленных областей дезадаптации были определены основные направления коррекционной работы с ребенком:

  1. Формирование положительной школьной мотивации:

С целью изменения отношения к учебе была проведена работа по выявлению пробелов в знаниях, диагностика совместно с психологом типа памяти, темперамента, особенностей характера, интеллекта, познавательных интересов, мотивов учения.

Исходя из результатов диагностики были определены методы педагогической поддержки ребенка в обучении:

  1. Ориентация учебно-познавательной деятельности так чтобы:

-выработать умение правильно организовать свой труд (планировать работу);

-распределять время (индивидуальные режимы, устное планирование распорядка дня вместе с воспитателем);

— создавать ситуацию успеха.

  1. Консультативная помощь при выполнении домашних заданий;
  2. Контроль за выполнением домашних заданий. На данном этапе необходимо постепенно переходить от сплошного контроля по всем предметам к выборочному контролю по результатам успеваемости по предметам;
  3. Дополнительные занятия для ликвидации пробелов в знаниях;
  4. Анализ результатов учебы на групповых собраниях и в индивидуальных беседах: «Что было в школе?», «Что мне мешает учиться?» В ходе этих бесед происходит самоанализ ребенком своих достижений и неудач. Задача воспитателя в ходе беседы отмечать все удачи ребенка, его положительные оценки, помогая ему разобраться в том, что послужило причиной успеха.

Результаты проводимой работы можно оценить как положительные, а именно отношение к учебе у В. стало более позитивным, значительно уменьшилось количество « двоек», если он их получает, то сразу же старается исправить сам или просит помощи у воспитателя или детей.

  1. Формирование волевых качеств личности

Согласно проведенной диагностики волевые качества у мальчика развиты слабо, он легко поддается чужому влиянию, идет «наповоду», не умеет и не хочет прилагать усилия для достижения желаемого.

Для коррекции волевой сферы были определены следующие методы и мероприятия:

  1. Создание ситуации, когда необходимо принимать самостоятельное решение;
  2. Создание ситуации, когда надо выполнить задание без четких указаний и инструкций;
  3. Беседа «Сила воли-это важно»;
  4. Упражнение «Мои качества»;
  5. Упражнение «Ассоциации»
  6. Групповой тренинг «Одни в лесу»

Работа по формированию волевых качеств продолжается.

  1. Коррекция и контроль эмоционального состояния

Согласно диагностики по Люшеру для В. характерны тревога, беспокойная неудовлетворенность окружающим, несбывшиеся эмоциональные надежды.. Причиной этого он считает полное отсутствие понимания со стороны окружающих.

С целью коррекции эмоционального состояния целесообразно использовать метод реконструкции характера подростка, который включает в себя:

  1. Выявление положительных качеств личности;
  2. Восстановление качеств, здоровых привычек и потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами жизни;
  3. Использование созидающих приемов, способствующих улучшению взаимоотношений между воспитателей и воспитанником, между детьми в группе, устанавливающих душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания, заботы: просьба, поощрение, прощение, проявление огорчения);
  4. Использование упражнений, тренингов:

-аутогенная тренировка С.М.Любинской;

-упражнение «Я интересен тем, что…»;

-упражнение «Подарочек самому себе»;

-упражнение «Послушаем тишину».

  1. Вовлечение в коллективные дела и досуговую деятельность.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в группе, которая необходима для коррекции эмоционального состояния детей.

В настоящее время в эмоциональном состоянии В. наблюдается положительная динамика. Его настроение ровное, редко бывает подавленным.

  1. Повышение социального статуса, формирование активной жизненной позиции, жизненных ценностей.

Для повышения социального статуса в группе важна активная позиция, участие в делах группы, успешность в учебе, желание и умение помочь другим.

Для достижения этих целей В. включается в коллективные творческие дела, такие как оформление группы и спален, уборку территории, подготовка к праздникам, изготовление подарков шефам.

Кроме того в работе с ребенком используются:

  1. Упражнение « Какой я бываю?»
  2. Упражнение «Комплимент»
  3. Беседа « Каким нужно быть чтобы тебя уважали».

Следствием проводимой работы является то, что у В. нет случаев нарушения дисциплины в школе и детском доме. Его эмоциональное состояние стабильно. Положительная динамика наблюдается в формировании волевых качеств личности и положительной школьной мотивации.

источник

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Алексеевка

муниципального района Алексеевский Самарской области

Окружной конкурс профилактических программ, проектов и методических материалов образовательных учреждений

Номинация: Программы коррекционной работы с детьми группы риска (психолого – педагогической поддержки)

Срок реализации программы: 4 года

Автор программы: Головачева Галина Викторовна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Алексеевка «Образовательный центр»

Направленность программы: Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет (начальная школа).

Программа «Дети «группы риска» направлена на создание условий для развития личности, профилактики правонарушений среди детей, оказание индивидуальной помощи ребенку, семье которые попали в трудную жизненную ситуацию.

Те проблемы, которые волнуют нашу страну, коснулись и системы образования России. Следствием этого явилось обесценивание духовных и нравственных идеалов, рост детской беспризорности, увеличение числа неблагополучных семей, отдаление родителей от процесса воспитания своих детей. Взрослым катастрофически не хватает милосердия и гуманности, что приводит к их дефициту в общении с детьми, им меньше уделяют внимания и в семье, зачастую и образовательных учреждениях.

В этих условиях возрастает потребность работы с детьми «группы риска», это, как правило, дети из неблагополучных семей, дети с плохой успеваемостью по учебным предметам, дети с девиантным поведением. В настоящее время внимание к таким детям возросло: психологическая и социальная служба в школе, дополнительная работа классного руководителя. Все подобные мероприятия направлены на восполнение недостатков воспитания, преодоление педагогической и социальной запущенности.

В последние несколько лет в школе возросло число детей из неполных и неблагополучных семей. Кроме того, произошло ослабление института семьи, ее воздействия на детей.

Особенности работы с обучающимися и семьями «группы риска»

Издавна главным институтом воспитания человека (ребенка) является семья. Приобретенное маленьким ребенком в семье, сохраняется им в течение всей его жизни. Важность семьи как института воспитания обусловливается тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не сравнится с семьей. Именно в семье происходит закладывание основ личности ребенка.

Но, семья может выступать как в роли положительного двигателя, так и в роли отрицательного. Положительное влияние: близкие ему люди любят его, окружают заботой, нежностью, вниманием, лаской. Отрицательного же такого урона, как семья, тоже никакой из ныне существующих институтов нанести не может.

Семья — это особого склада коллектив, он играет в воспитании существенную, долговременную и очень важную роль. Именно здесь, в своей семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, он делает и первые открытия, и самые первые наблюдения в отношении того, как себя вести в различных ситуациях. Важную роль играет то, чтобы все, чему мы учим ребенка, постоянно подкреплялось нашими конкретными примерами, чтобы он воочию видел, что у всех взрослых слова никогда не расходятся с делом.

В настоящее время ситуация в семье осложнилась резким снижением качества жизни, деформацией ее социально-экономической и психологической функции. Существует тенденция снижения роли семьи в воспитании и образовании детей, в обеспечении их физического и нравственного здоровья. Положение семьи усложняется распространением алкоголизма, преступности, наркомании, бродяжничества, сиротства при наличии одного из родителей (или даже полной семьи). Социальная безграмотность многих семей объясняется причинами объективного характера, именно по этой причине они, эти семьи, нуждаются в особой поддержке. Работа классного руководителя в первую очередь направлена на оказание помощи семьям «группы риска».

Читайте также:  Анализ воспитателем о адаптации детей

Дети – это зеркало образа жизни своих родителей.

Причины, по которым появляются дети «группы риска»:

Нет целенаправленной воспитательной работы с детьми с раннего детского возраста.

Окружающие не знают их потребностей детей, их круга интересов.

Неблагополучные отношения в семье.

Нет надлежащего контроля за поведением детей.

Попустительство, или в противовес – жестокость наказания внутри семьи.

Занятость родителей и, как следствие, потеря эмоционального контакта с детьми.

Увеличение количества разводов.

Работа с детьми «группы риска» должна начинаться с коррекции отношений внутри семьи. Кто, как ни классный руководитель, может найти индивидуальный подход для каждой семьи? Цель его работы: увеличение положительного потенциала роли семьи.

Актуальность проблемы: В настоящее время существует серьезная проблема педагогического персонала образовательного учреждения в работе с детьми, которые относятся к «группе риска». Огромное количество причин, приводящих обучающихся порою к самым крайним мерам. В связи с этим, актуальность лежит на поверхности данной ситуации: с одной стороны – возрастание количества детей, относящихся к «группе риска», с которыми необходимо проводить воспитательную работу; с другой – недостаточная грамотность педагога в этом вопросе, которая происходит от того, что проблема сложная и многогранная, учитель в одиночку, самостоятельно не всегда может решить вопрос, оказать моральную помощь и психологическую защиту ребенку, ведь именно дети этой категории больше, чем все остальные нуждаются в нашем внимании и заботе, именно они, эти дети, больше всего подвержены негативным воздействиям извне.

Формировать культуру здорового образа жизни и общую культуру детей начальной школы.

Воспитать гражданственность, толерантность, уважения к правам и свободам человека.

Создать и развивать правовые и социальные условия для реализации личности, духовного и нравственного воспитания детей.

Формировать мотивы положительной адаптации и социализации личности, повышение самооценки обучающегося младшего школьного возраста, адаптации в окружающем социуме.

совершенствовать образовательной и воспитательную систему класса в интересах развития каждого ребенка;

организовать социальную, педагогическую и психологическую помощь и поддержку детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

обеспечить реальные меры по защите прав и законных интересов детей.

Возраст детей, на которых рассчитана данная программа 7 – 10 лет. В настоящее время данная программа в процессе разработки. Для ее апробации будут выбраны обучающиеся начальной школы.

Сроки реализации Программы: Программа будет выполняться в течение четырех лет (2013-2017 г.) поэтапно:

I этап (2013-2014 учебный год) – организационно – диагностический.

Создание банка данных класса о различных категориях учащихся школы.

Организация работы родительского лектория.

Развитие форм ученического самоуправления.

Организация занятости и досуга детей.

II этап (2017-2017 учебный год) – деятельностный.

С оздание в классе условий и системы квалифицированной и грамотной дифференцированной помощи семьям и детям, которые нуждаются в социальной поддержке.

П одключение родительской общественности для своевременного устранения проблем детей.

Регулярная диагностика детей «группы риска». Анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение возможных нужных корректировок.

С оздание в классном коллективе эффективной системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей младшего школьного возраста.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

родительский всеобуч («Школа позитивного родительства»);

работа узких специалистов с детьми и родителями.

отслеживание основных причин появления детей данной группы;

снижение количества обращений в КДН, ПДН;

развитие патриотического воспитания;

улучшение физического, психологического и духовного здоровья обучающихся начальной школы;

повышение социальной активности детей «группы риска» и их родителей;

повышение уровня воспитанности и культуры поведения детей «группы риска»;

формирование у обучающихся культуры поведения и сосуществования в социуме;

увеличение количества родителей, заинтересованных в положительных изменениях своего ребенка.

Способы проверки ожидаемых результатов:

Формы проведения итогов реализации программы:

круглые столы «У меня получилось, подскажу тебе».

1. Работа с детьми «группы риска» (классный руководитель).

Работа в этом разделе мною строится по нескольким основным направлениям:

индивидуальные беседы с детьми «группы риска», цель которых заключается в помощи детям совершать осмысленные поступки, преодолении страха и неуверенности перед другими людьми (одноклассниками, сверстниками, взрослыми, знакомыми и чужими).

Проведение коррекции положительного воздействия различных методов воспитания.

Организация свободного и досугового времени обучающихся.

Изучение интересов детей «группы риска» с целью обучения рациональному использованию свободного времени детей.

Привлечение детей «группы риска» в кружки и секции, общественную деятельность.

Поощрение творчества обучающихся и участие их в общешкольных и классных внеучебных мероприятиях.

2. Работа с родителями (классный руководитель).

В работе с семьей я максимально стараюсь увеличить хорошее и свести к минимуму плохое влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные и псих o -физические конфликты, имеющие огромное воспитательное значение:

принимать самое активное участие в жизни семьи;

находить достаточное количество время, для беседы со своим ребенком;

постоянно интересоваться проблемами детей;

ни в коем случае никогда не оказывать на ребенка никакого нажима, тем самым давая ему возможность самостоятельно принимать те или иные решения;

беспрекословно уважать право ребенка на собственное мнение;

с уважением относится к интересам всех членов семьи.

Диагностика проблем семьи.

Содействие в получении социальной помощи.

Диагностика результатов работы.

Основные направления работы с семьей:

возрождение внутрисемейных традиций, изучение обычаев и быта своей семьи;

формирование семейных ценностей у детей «группы риска»;

организация выставок семейного творчества;

организация работы родительского лектория — всеобуча, «Школы родительского позитива» на интересующие темы.

3. Психологическая консультация и помощь (психолог).

Существуют проблемы, решение которых назрело давно, среди них приоритетной является насилие в семье. Кроме этого, к ним присоединились проблемы детей – жертв вооруженных конфликтов.

Теперь на школу возложена еще большая миссия психолого – педагогической службы, призванной помочь детям и их родителям укрепить психологическое здоровье и развития обучающихся.

В состав психологического раздела входят следующие компоненты:

скрининг – непрерывное наблюдение за психологическим развитием учащихся при помощи экспресс — диагностических методов;

диагностика – углубленный анализ детей «группы риска» при помощи специальных расширенных психодиагностических методов;

коррекция – применение психологических, терапевтических и тренинговых процедур, предназначенных для коррекции нарушения психологического здоровья, а также нежелательных отклонений от оптимального психического развития учащихся.

4. Помощь в социальной адаптации детей «группы риска» и их родителей (социальный педагог).

банк «Сир o ты и опекаемые»

банк «Дети – прав o нарушители»

дети с проблемами в развитии;

дети, оставшиеся без п o печения родителей;

дети из неблагополучных, асоциальных семей;

дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической п o м o щи и поддержке;

дети с проявлениями социальной и психологической дезадаптации.

5. Информационная и просветительская работа с «детьми группы риска» и их родителями.

Тематика родительского правового всеобуча.

Индивидуально — тематические консультации для родителей и беседы с ними:

профилактика вредных привычек у детей «группы риска».

Как возникает интерес к пагубным привычкам.

Необходимость внимания к индивидуальной личности ребенка, его психическому, физическому, психологическому и духовному развитию.

Главная роль семьи в физическом, психическом, психологическом здоровья детей.

Влияние на психическое и физическое здоровье ребенка негативных СМИ.

Адекватность самооценки у детей «группы риска», ее последствия и способы повышения/понижения (как правило, повышения).

создание благоприятных условий для развития личности детей «группы риска».

Осуществление системы внеурочных дополнительных занятий, помощи, консультирования обучающихся «группы риска».

Снятие «синдрома неудачного ребенка».

Забота об укреплении позиции детей «группы риска» в классном коллективе, оказание помощи в выполнении общественно значимых поручений.

Формирование положительной Я — концепции.

Постоянное поощрение положительных изменений у детей «группы риска».

Оказание педагогической и психологической помощи родителям ребенка «группы риска».

Предупреждение вредных, пагубных привычек к курению.

Организация психологической помощи детям «группы риска» направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

I ЭТАП (2013-2014 учебный год) – организационно – диагностический.

Количество часов (частота занятий)

Выявить педагогически запущенных детей из неблагополучных семей.

Провести обследование жилищных условий обучающися, из семей «группы риска»

Классный руководитель, родительский комитет

Определить категории детей, прибывших в класс на основе:

— индивидуальной анкеты обучающихся .

Изучить причины социально-педагогической запущенности ребенка

Классный руководитель, психолог, социальный педагог

Провести ряд консультативных занятий «Начало нашего пути ». Познакомиться с обучающимися, установить с ними контакт и их родителями.

Исследовать уровень адаптации детей «группы риска» к школе

Классный руководитель, психолог

Творческая мастерская «Вот теперь я ученик».

Провести мониторинг здоровья детей «группы риска» при помощи анкеты.

Классный руководитель, учитель физической культуры

Провести учебный семинар – практикум «Учимся общаться и дружить»

Организовать и провести диагностики «Социометрия», анализ ее результатов.

Классный руководитель, психолог

Организовать и проведения классные часы на тему толерантности, доброты, вежливого и уважительного отношения друг к другу.

Провести тренировочные занятия: «Навыки общения в социуме».

Разработать и раздать памятки поведения в семье среди детей «группы риска» и их родителей

Организовать и провести рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей

Классный руководитель, социальный педагог, родительский комитет

Изучать положение ребенка в классном коллективе

Организовать и провести консультации для детей «группы риска» и их родителей

Классный руководитель, психолог

Организовать и провести беседы с педагогически запущенными детьми и их родителями по профилактике правонарушений

Классный руководитель, представитель полиции

Организовать и провести лекции — семинары для родителей и педагогически запущенных детей

Классный руководитель, психолог

День профилактики правонарушений

Классный руководитель, учитель физической культуры, родительский комитет, представитель службы «Семьи, материнства и детства»

Классный руководитель, учитель физической культуры, родительский комитет

Организовать раб o ту, направленную на вовлечение детей «группы риска» в кружковую, внеурочную, внеклассную работу, в секции по разным интересам.

Организовать и проводить индивидуальную работу с детьми «группы риска», направленную на коррекцию проблем.

Классный руководитель, психолог

Организовать и проводить с детьми обучающие игры «Социум, общение и мы»

Формировать положительную мотивацию к посещению и обучению в школе.

Организовать и проводить занятия — практикумы «Играя, учимся общаться»

Организация, проведение и анализ диагностики «Социометрия»

Классный руководитель, психолог

Организовать и провести классные часы на темы поведения человека (ребенка) в социуме.

Тренинг: «Сформированы ли навыки моего общения?».

Организовать занятость и досуг детей «группы риска»

II ЭТАП (2014-2017 учебный год) – деятельностный

Количество часов (частота занятий)

Диагностировать учащихся для того, чтобы проследить динамику в отношении учебы и жизни, выявление проблем внутри классных коллективов. На основе полученных результатов своевременная разработка стратегии работы (психолого-социальные, педагогические, воспитательные мероприятия)

Составить и систематически пополнять, обновлять полные педагогические и психологические рекомендации и характеристики на каждого обучающегося класса из «группы риска»

Классный руководитель, психолог, социальный педагог

Организовать коррекционные группы по результатам проведенных диагностических мероприятий

Классный руководитель, психолог

Организовать и проводить практические семинары-тренинги для родителей с целью формирования и развития практических навыков, необходимых для работы с детьми категории «группы риска»

Классный руководитель, социальный педагог

Организовать и проводить консультации и методическую помощь нуждающимся родителям детей «группы риска»

Классный руководитель, психолог

Активно привлекать всех детей «группы риска» к постоянному участию в общественной жизни класса и школы

Активно сотрудничать с родителями и по максимуму привлекать их к процессу обучения и воспитания собственного ребенка.

Осуществлять своевременный и постоянный мониторинг особенностей личностной динамики детей «группы риска» и особенностей протекания групповых процессов в классном коллективе начальной школы

Родительский университет (лекторий + консультации специалистов).

Классный руководитель, психолог

Проведение классных родительских собраний (по запросам родителей, или по разработанным темам).

Своевременное и постоянное осуществление социального патронажа семей, в которых воспитываются дети «группы риска»

Классный руководитель, социальный педагог.

Организовать и проводить интеллектуально-познавательные игры «Мир вокруг меня и я в нем»

Организовать и провести заседания круглого стола на темы «До преступления всего один шаг», «Я и мои права»

Организовать и систематически проводить «Дни здоровья». Привлекать детей «группы риска»

Классный руководитель, учитель физической культуры

Организовать и проводить профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина

Классный руководитель, медики

Организовать и провести классные часы и беседы с родителями на тему «Проблемы и вопросы сохранения здоровья»

Организовать и провести учебные занятия — тренинги «Маленькое приведение» (обучение выплескивания своего гнева в приемлемой для этого форме) выплёскивать свой гнев в приемлемой форме

Классный руководитель, психолог

Организовать и систематически проводить игровые занятия на тему «Мой мир: он для меня, он мне, он ради меня. Умей его понять» (познаем себя, учимся контролировать свои эмоции)

Систематически проводить семейные праздники, сделав их традиционными мероприятиями классного коллектива: «Вот они: наши семейные традиции. Смотрите!»

Классный руководитель, родители

Организовать систематические доверительные беседы для детей «группы риска» и их родителей «Я вижу в этом мире. » (установить отношения доверия и взаимопонимания между взрослым и ребёнком)

Классный руководитель, психолог

Организовать и систематически проводить Акции Здоровья

Классный руководитель, учитель физической культуры

Организовать и проводить систематические тренинги для родителей и детей «группы риска» «Убудем учиться понимать друг друга»

Организовать и систематически проводить родительские университеты на темы: «Уют и комфорт в вашем доме и семье», «Учим ли мы наших детей любить? Умеем ли любить мы сами?», «Нравственные законы современной жизни», «Взаимодействие людей друг с другом: модели поведения: взрослый – ребенок, ребенок — ребенок», «Мальчики и девочки. Почему же они разные?»

Классный руководитель, психолог, социальный педагог, специалисты центра «Семья, материнство и детство»

Организовать и проводить игры «Добрым буду я»

Организовать и систематически проводить социально значимые акции с привлечением детей «группы риска»

Организовать и проводить информационно-просветительскую работу с детьми «группы риска» цель которой: профилактика

Осуществлять комплексную коррекционную работу с детьми «группы риска»

Классный руководитель, психолог

Проведение бесед по факту

Организовать и проводить систематические лкции со специалистами необходимых структур и ведомств, классные часы

Организовать ндивидуальную работу с детьми из неблагополучных семей

Организовать летний отдых детей

Организовать и осуществлять постоянный контроль и проверку занятости детей «группы риска» во внеурочное и вечернее время

Организовать и проводить коррекционные и индивидуальные занятия, консультации

Разработать программу коррекционно-воспитательной работы с детьми «группы риска»

В настоящее время можно подвести итоги первого этапы работы по данной Программе с детьми группы риска.

Первый этап был организационно – диагностический, он проходил когда дети пришли ко мне в 1 класс (2013 – 2014 учебный год).

На данном этапе было поставлено несколько целей:

1. Создание банка данных класса о различных категориях учащихся школы.

2. Организация работы родительского лектория.

3. Развитие форм ученического самоуправления.

Читайте также:  Анализ воспитания детей в приемных семьях

4. Организация занятости и досуга детей.

1. Создание банка данных класса о различных категориях учащихся школы.

На первом этапе реализации Программы был создан Банк данных детей моего класса. В него вошли не только дети «группы риска», но и все категории обучающихся.

Вывод: Созданный мною банк данных помог грамотно выстроить работу с детьми из семей «группы риска».

источник

Выявление учащихся «группы риска».

Выявление учащихся «группы риска».

Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

— взаимоотношения со сверстниками;

— взаимоотношения со взрослыми;

— проведение свободного времени;

— отношение к труду и профессиональная ориентация;

Способы получения необходимой информации:

— опрос мнения учителей о школьнике;

— анализ учета посещаемости занятий;

— анализ зафиксированных нарушений дисциплины;

— беседы с родителями школьника;

— запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, и учебно-

производственных комбинатов (УПК);

— запрос информации из психолго-педагогических центров, если школьнику оказывали

— запрос информации из подразделения по делам несовершеннолетних;

— запрос информации с последующего места учебы школьника;

Схема проведения опроса «трудного» подростка психологом или социальным педагогом:

— любимые и нелюбимые предметы;

— причины школьных успехов и неудач;

— участие в общешкольной работе;

— случаи нарушения дисциплины.

2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

3. Отношения со сверстниками:

— предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;

— положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой»,

«независимый одиночка» и т.п.);

— критерии выбора приятелей (по определению личным качествам, по общности

увлечений, для проведения досуга, увеселений и т.п.);

4. Увлечения в настоящем и прошлом:

— под чьим влиянием был сделан выбор увлечения;

-каковы достигнутые результаты;

— почему те или иные увлечения заброшены и т.д.

5. Отношения с родителями: внутрисемейные отношения, состав семьи:

— кто занимался его воспитанием;

— наиболее близкий член семьи;

— с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членными семьи, отношение к ним подростка.

В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу родителей; поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи.

Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).

6. Отклонения в поведении (прошлые):

-знакомство с различными дурманящими средствами;

— был ли когда-либо задержан или взят на учет милицией (если был, то когда и за что).

7. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.

8. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.

9. Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):

а) первая влюбленность и связанные с этим психологические травмы;

б) оценка привлекательности;

в) начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.

Для ранней диагностики отклоняющегося поведения нами разработана карта наблюдения, которая заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом. Данная карта наблюдений поможет определить сферы и степень неблагополучия ребенка, стать основой для разработки коррекционной программы и определения степени ее эффективности.

Ф.И. учащегося _______________________ Класс

-затруднения в освоении учебных программ;

— систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам

Взаимоотношения со сверстниками.

— противопоставление себя коллективу;

— положение вожака микрогруппы, состоящей из «трудных» учащихся.

Взаимоотношения со сверстниками:

— жестокое обращение со слабыми и младшими;

— пренебрежительное отношение к сверстникам;

— принадлежность к той или иной .молодежной группе

Взаимоотношения со взрослыми

— конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

Проведение свободного времени:

— бросил заниматься в кружке, секции, студии;

— в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);

— употребляет спиртные напитки;

— зарабатывает себе на жизнь

Отношение к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников):

— незнание своих возможностей и способностей;

— неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.

— отрицательное отношение к работе;

— невыполнение трудовых обязанностей в школе;

— неисполнение трудовых обязанностей дома;

-недобросовестное отношение к труду

— нарушение школьной дисциплины;

-порча школьного имущества;

— невыполнение домашних обязанностей;

— нанесение телесных повреждений (в результате драки)

Учет школьников группы «риска»

Для комплексного контроля детей группы «риска» и неблагополучных семей заместителям директоров школ по воспитательной работе и социальным педагогам предлагаем следующие формы учета:

Список «трудных» учащихся школы.

Причина постановки на учет

Охват учащихся школы внеурочной досуговой деятельностью.

Название кружка, клуба, секции. Их местонахождение

Деятельность по дням недели

Неуспевающие учащиеся за ____ четверть.

Контроль посещаемости уроков учащимися, склонными к прогулам.

Количество пропущенных уроков

Статистические данные о «трудных» подростках за учебный год.

в) за пределы города (района)

Оставлено на повторное обучение

Дневник посещений учащихся на дому.

План работы школы с детьми группы «риска».

Составление социального паспорта класса

Составление характеристик на детей группы «риска»

Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы «риска»

Организация досуга и кружковой деятельности

Составление административных писем, ходатайств и др. документов; направление документации в КДН, ОППН и др. службы

Осуществление связи с КДН, ППДН и соц. службами

Организация работы и отдыха школьников в летний период

Контроль посещаемости занятий

Контроль текущей успеваемости

Вовлечение учащихся в кружки и секции

Проведение профилактических бесед

Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися

Направление на консультацию к психологу или к врачам

Содействие в трудоустройстве

Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута

Разбор конфликтных ситуаций

Работа с родителями школьников

Посещение семей группы «риска»

Проведение консультаций для родителей

Приглашение родителей и детей группы «риска» на советы профилактики

Выступление на родительских собраниях

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания

Работа с педагогическим коллективом

Организация обмена необходимой информацией между учителями-предметниками

Консультации по результатам психодиагностики

Выработка рекомендаций по работе с детьми группы «риска»

Выступления с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях

Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы «риска»

Выявление и учет школьников «группы риска» ведется регулярно и систематически в течение всего учебного года. Постановка на учет не самоцель, а основа для дальнейшей профилактической и коррекционной работы. Для учета школьников группы «риска» и неблагополучных семей классные руководители и социальные педагоги могут использовать карты, а также дневник посещения учащихся на дому.

Карта неблагополучной семьи

  1. ФИО ребенка, проживающего в неблагополучной семье, дата его рождения__________
  2. Адрес проживания семьи, телефон _____________________________________________
  3. Мать (ФИО, дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты,
  1. Отец (ФИО, дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты,
  1. Дети (ФИО, дата рождения, что посещают, где учатся) ___________________________
  1. Сведения о других членах семьи _____________________________________________
  1. Условия проживания (краткая характеристика жилья, условий, созданных для

несовершеннолетних, наличие необходимой по сезону одежды, продуктов питания) ___________________________________________________________________________

  1. Дата обследования семьи _____________________________________________________
  2. Необходимая помощь (ремонт ЖЭУ), материальная (органы социальной защиты, благотворительные организации), медицинская, психологическая)
  3. Формы работы с семьей (посещения, беседы, приглашение на совет профилактики, КДН, привлечение к работе в классе, в школе и др.) ______________________________

Карта неблагополучного школьника

  1. ФИО ___________________________________________________________________
  2. Дата рождения ___________________________________________________________
  3. Адрес, телефон ___________________________________________________________
  4. Мать (ФИО, дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон) ________________________________________________
  5. Отец (ФИО, дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон) ________________________________________________
  6. Медицинские показатели (группа здоровья, наличие хронических заболеваний) ____
  1. Педагогические показатели (отметить, по каким предметам отстает; какие предметы

даются лучше всего) ______________________________________________________

  1. Психологические показатели (особенности характера, склонности, способности) ___

— положительные черты характера;

— вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркомания, склонность к азартным играм);

— отклонения в социальном поведении (грубость, драки, прогулы, избиения слабых, вымогательство, жестокое обращение с животными, воровство, немотивированные поступки и др.);

— социальный статус («лидер», «приветствуемый», «отверженный», «принятый без определенных условий»);

— социальная ситуация развития (неблагоприятная объективно, неблагоприятная субъективно, благоприятные факторы);

— учет в подразделениях по делам несовершеннолетних (ППДН).

Определение причин отклоняющегося поведения.

Деятельность психолога по выявлению причин отклоняющегося поведения.

В определении причин отклоняющегося поведения большую помощь может оказать школьный психолог, который может использовать с этой целью методы психодиагностики.

Для выявления особенностей семейного воспитания целесообразно использовать:

— опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ)

Для выявления особенностей межличностного взаимодействия в классе используются:

— методика диагностики предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса;

— методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга.

Для выявления психических состояний и свойств личности применяются:

— методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса;

— проективная методика НАND –тест;

— методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки;

-методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела;

— методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда.

Каждый психолог имеет свои диагностические комплексы, поэтому данный список может быть продолжен или видеоизменен.

Кроме психодиагностических методов для выявления причин отклоняющегося поведения педагоги и психологи могут использовать опрос «трудного» подростка.

Индивидуальный план педагогической профилактики.

Индивидуальный план педагогической профилактики дает ответ на три вопроса:

  • что нужно устранить (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно-группового общения, негативные особенности личности);
  • как устранить (проанализировать учебу школьника и оказать необходимую помощь в ликвидации пробелов, помочь изменить характер отношений со значимыми людьми, вовлечь в практическую деятельность и т.д.);
  • кому и что надо сделать распределение обязанностей, установление сроков, меры контроля за эффективностью работы).

Изменение характера личных отношений воспитанников со взрослыми.

Развитие взрослости происходит в условиях сотрудничества взрослого с ребенком в разных видах деятельности. При этом ребенку необычайно трудно поделиться со взрослыми своими настоящими проблемами, приоткрыть внутренний мир. Поэтому школьник часто пользуется «суперкодированием», в результате чего общение с ним становится сходным с разгадыванием шарад.

Рассмотрим ситуацию, возникшую на уроке.

— Ольга Ивановна, посмотрите, я правильно решаю? (Ученик третий раз за 10 минут подходит к столу учителя.)

— Ты ведь сам знаешь, Максим, что правильно. Сядь сейчас же на место и, прежде чем спросить, поднимай руку.

Учитель расценил неуверенность Максима и его потребность в одобрении как нарушение дисциплины, заставил подчиниться требованиям и проигнорировал его чувства.

Психологи предлагают в таких ситуациях использовать эмпатическое слушание. Рассмотрим эту же ситуацию в случае применения учителем эмпатического слушания.

— Ольга Ивановна, посмотрите, я правильно решаю?

— У тебя есть сомнения в том, что ты делаешь?
-Угу.

— Расскажи, как ты решал. Как можно проверить, правильно ли ты решил?

Ученик рассказывает, каким способом он решал задачу, как делал проверку.

— Теперь ты убедился, что все делаешь правильно?
Может быть, подобное реагирование покажется учителю непривычным и даже неестественным, ведь время урока не резиновое — некогда вести душевные разговоры. Гораздо привычнее сделать замечание.

Однако при этом ученик останется наедине со своим переживанием, а материал урока все равно будет для него безразличен. В итоге у школьника постепенно усилится нежелание учиться.

Правила эмпатического слушания

1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений против этого ученика. Только в этом случае вы можете почувствовать то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоцию.

2. Своей реакцией на слова школьника вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.

3. Нужно держать паузу. После вашего ответа ученику необходимо помолчать. Помните, что это время при надлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своих переживаниях.

4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание —не интерпретация скрытых от собеседника мотивов его поведения. Надо только отразить чувство ребенка, но не объяснять причину возникновения -у него этого чувства. Замечания типа «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» не могут вызвать ничего, кроме отторжения и защиты, особенно, если они произносятся в начале беседы, когда доверительная атмосфера еще не возникла.

5. В тех случаях, когда школьник, возбужден, когда беседа складывается таким образом, что, переполненный чувствами, он говорит не закрывая рта или же ему просто свойственно так отговаривать, а ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе необязательно отвечать развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать ребенка междометиями, короткими стразами типа «Да-да», «Угу», кивать головой или же повторять его последние слова («эхо-реакция»).

6. Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда ребенок сам хочет поделиться какими-то переживаниями. Когда же он задает обычные вопросы, например спрашивает: «Вы не знаете, что означает то-то или то-то?» — или просто не хочет говорите с вами, применение эмпатического слушания невозможно.

Ситуации, в которых ученики мешают педагогу вести урок

В течение урока возникает масса Ситуаций, когда ученики своим поведением мешаю учителю вести урок. Чаще всего учитель использует следующие виды реагирования.

1. Приказы, команды, указания:

— Выплюнь сейчас же резинку!

— Еще раз придешь без сменной обуви, будешь мыть пол в классе.

— Ты бы лучше учился, а не за девочками подглядывал!

— Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования.

— Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене.

Подавляющие замечания
1. Обвинение. Осуждение

— Когда в школе драка, я всегда знаю — это Павлов!

2. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.

— Вы скачете, как стадо диких обезьян!

3. Интерпретация. Анализирование.

— Ты написала это, чтобы показать свои недюжинные способности. Хорошо бы они распространялись и на орфографию.

Читайте также:  Анализ воспитания детей в условиях семьи

4. Поощрение. Авансирование.

— У тебя достаточно ума, чтобы стать отличником.

— Кто сделал дырку в глобусе, немедленно отвечайте!

Косвенные замечания, включающие в себя насмешку, сарказм, поддразнивание

Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление.

Все описанные выше реакции распространенные, но они редко бывают конструктивными. Ответственность за переживания учителя перекладывается на школьника, а существующая в этой связи собственная проблема не осознается. Более конструктивными в данной ситуации являются «Я-высказывания». Они помогают ученикам понять, что их поведение составляет проблему для учителя, и принять ответственность за разрешение проблемной ситуации.

«Я-высказывание» состоит из четырех частей.

1. Безоценочное (неосуждающее) описание ситуации, неприемлемой для педагога:

— Когда меня перебивают во время объяснения, я.

2. Значимый эффект (проблема):

Когда меня перебивают во время объяснения (безоценочное описание ситуации), я могу потерять мысль (значимый эффект).

3. Точное описание своего чувства в этой ситуации:

— Когда меня перебивают во время объяснения (безоценочное описание ситуации), я могу потерять мысль высказывания (значимый эффект), поэтому чувствую раздражение.

— Когда меня перебивают во время объяснения (безоценочное описание ситуации), я могу потерять мысль высказывания (значимый эффект), поэтому чувствую раздражение (точное описание своего чувства) и хотела бы, чтобы вы высказывались после того, как я закончу свою мысль.

Искреннее, свободное описание того, что происходит с учителем, не может никого обидеть или вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает. «Я-высказывание» может и не дать мгновенного эффекта, но сохранит у ребенка ощущение, что к нему относятся как к равному и надеются на его ответственность. Эмпатическое слушание и «Я-высказывания» могут также успешно использовать и родители в общении с собственными детьми.

Вовлечение учащихся в различные виды положительной деятельности

Как показывают исследования, атмосфера школьной жизни, нормы и правила, отношений с учителями существенным образом влияют на поведение учащихся. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, расширяют безопасное для ребенка пространство, в котором ему хорошо и интересно.

Школьное самоуправление способствует расширению числа строго не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Важно, чтобы равноправие учителей и учеников осуществлялось не только при подготовке к каким-то мероприятиям. Например, помимо работы Совета старшеклассников как органа самоуправления, учащиеся

могут собрать классное собрание и высказать свое мнение, свои пожелания классному руководителю и учителям-предметникам относительно работы с классом.

Формы школьного самоуправления многообразны и не нуждаются в жесткой внешней регламентации: молодежный парламент, совет старшеклассников, школьный ученический совет, школьный парламент, районный совет старшеклассников и т.п. Основное в школьном самоуправлении — поддержание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможность оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность школьника к формированию уклада школьной жизни. Это означает, что школьное пространство становится для него «своим» и не отторгается, не провоцирует отклонение в поведении от норм, принятых в школьном сообществе.

Школа гражданской грамотности

Гражданская грамотность — совокупность способностей, дающих возможность строить взаимоотношения в демократическом сообществе: критически мыслить; действовать обдуманно в условиях плюрализма; эмпатия, позволяющая слышать и тем самым помогать другим. Формирование гражданской грамотности может рассматриваться как инновационный способ развития, в процессе которого учащимся предлагается выполнять проекты для различных гражданских и общественных служб и организаций. В современной школе осуществляется поиск образовательных технологий, соответствующих задаче формирования гражданской грамотности. Во многих школах в этой связи стала использоваться программа «Мой выбор». Программа формирует гражданскую позицию, учит смотреть на жизненные ситуации и явления с разных точек зрения, подвергать сомнению факты и идеи, выбирать аргументацию и убеждать, а также грамотно общаться.

Школа выбора в сфере дополнительного образования детей

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастных групп школьников, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования детей, культурно-образовательных центров для всего микрорайона, реализация досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений — все это является ресурсом профилактики отклоняющегося поведения. В последние годы в школах появилась новая форма работы с подростками — детские проекты, направленные на включение школьников в процесс улучшения социальной среды, использование их инициативы и активности в социально ориентированном в качестве с учетом гражданской ответственности за результаты проекта.

Изменение условий семейного воспитания

Большинство родителей являются союзниками школы в вопросах воспитания, но в неблагополучных семьях родители крайне редко идут за помощью к учителям, относятся к школе либо безразлично, либо враждебно. Поиск конструктивного взаимодействия с ними, путей и средств оздоровления обстановки в семьях — залог изменений отношения к детям и методам воспитания.

Педагогам необходимо помнить, что негативные поступки детей огорчают любого отца и мать, хотя нередко именно родители своими ошибочными действиями провоцируют такие поступки. Часто родители из неблагополучных семей— это отчаявшиеся, растерянные люди, поэтому, если предъявлять им претензии, пропасть между семьей и школой только углубится. Учителю даже в неблагополучных родителях (Нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Главное — тактичность, доброжелательность и терпение.

Двигаясь по неправильному пути, не видя результатов своих усилий, родители винят в происходящем себя и ребенка, получают стрессы и нервные расстройства, считая, что нет выхода из сложившейся ситуации. Между тем реальная возможность помочь ребенку все же имеется. Психологи называют ее ««дорогой в четырнадцать шагов».

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство

Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком на ребенка, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации

Даже то, что ребенок совершив правонарушение и вам это известно, отнюдь не означает, что он- закоренелый преступник.»Не спешите с категоричными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли вы сами справиться с ситуацией или же вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.

Поговорите со своим ребенком на равных, Отсутствие общения приводит к нарастанию непониманий, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет/вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в таком разговоре удастся выя вить общность ваших прошлых и стоящих сегодня
перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что про исходит с вашим ребенком

Совершив противоправные действия, ребенок склонен обвинять в случившемся других, хитрить и. изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились, не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что вы в курсе событий.

Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку

Случившееся должно заставить вас понять, что ваш ребенок— уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать

Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, попытки вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он вам небезразличен. А вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете в его интересах.

Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки

Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает нужных выводов, становится безответственным.

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте

Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, практически не слыша ни единого вашего слова. Такое отношение формируется у ребенка потому, что вы не выполняете ни одного из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать будет все, что угодно, т.к. не собирается ничего выполнять, давно перестав верить в реальность угроз. Ребенок считает вас своей собственностью, поэтому не ждет от вас никаких конкретных действий. Однако, когда вы выполняете свои обещания, он становится гораздо более управляемым и послушным.

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком

Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив в том, что эта помощь необходима и вам и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с вашим ребенком.

Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно

Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить ошибки самостоятельно. Это трудно, но возможно. Поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек

Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.

Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку

В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, т.к. навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.

Шаг 13. Установите разумные границы контроля

Конечно, вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте

страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом — это не поможет, а только будет травмировать его.

Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему

Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с подростком. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит. Всестороннее изучение проблем помогает понять», как именно работать с данной семьей. Необходимо выявлять положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, чтобы определить реальные пути их оздоровления. В этом может по мочь школьный психолог, используя тесты диагностики особенностей семейного воспитания. Информацию подобного рода получают классные руководители и социальные педагоги при посещении семей в беседах с родителями и детьми. Многое можно узнать из сочинений учеников на такие темы, как «Моя семья», «Как я провожу свое свободное время».

Обращение в органы исполнительной власти и правоохранительные органы с просьбой о применении мер, предусмотренных законодательством в отношении лиц, злостно уклоняющихся от исполнения своих родительских обязанностей, целесообразно применять только в тех случаях, когда исчерпаны все меры педагогического воздействия.

Работу по развитию партнерских отношений с родителями можно выстроить по следующим направлениям:

— повышение педагогической культуры родителей через родительский всеобуч («Университет педагогических знаний», «Педагогический клуб для родителей»;

— работа психологической службы школьные консультации, беседы, организация семинара-тренинга «Компетентный родитель»;

— привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в школе.

Тематика родительского всеобуча

В письме Министерства образования Российской Федерации от 22 мая 2002 г

№ 30-51-547/16 предлагается перечень актуальных тем для организации родительского всеобуче в общеобразовательных учреждениях.

I. Приоритет семьи в воспитании ребенка
1. Семья и ее роль в воспитании детей

  • Воспитательный потенциал семьи.
  • Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
  • Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях
  • Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
  • Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства
  • Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
  • Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
  • Диалог в семейном общении.
  • Принципы творческой педагогики в семье.
  • Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.
  • Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
  • Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.
  • Место традиций в современном семейном укладе.
  • Этика и эстетика семейного быта.
  • Возможности воспитания трудом в современной семье.
  • Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.
  • Искусство создания детского праздника.
  • Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
  • О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
  • Традиция семейного чтения.

II.Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка

  • Школа как открытая социально-педагогическая система.
  • Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
  • Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
  • Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
  • Модель работы социального педагога с семьей
  • Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.

III. Здоровый ребенок— здоровое общество

  • Понятие о физическом, психическом и духовном здоровье.
  • Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
  • Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
  • Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
  • Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
  • Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.

IV.Особенности детской и подростковой психологии

  • Что такое личность?
  • Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
  • О развитии самосознания у детей и подростков.
  • Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
  • Психология потребностей: разумные потребности псевдопотребности.
  • Нравственный облик и поведение человека.
  • Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
  • Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
  • Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей

  • Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования
  • Правовая и экономическая защита личности ребенка.

Проблема воспитания правовой культуры у детей.

источник