Меню Рубрики

Анализ результатов речевого обследования детей

Выполняя задания, каждый ребенок набрал определенное количество баллов. Результаты диагностики детей 4 года жизни по методике О.С. Ушаковой представлены в таблице №1.

Таблица №1. «Уровень развития словаря детей 4 года жизни»

Фамилия, имя Номера заданий Сумма баллов Уровни
Синякова Маша I
Щеглов Дима II
Павлов Илья II
Романюк Вика II
Тальман Кирилл II
Сахаров Никита III
Лусс Дима III
Шутилина Вика III
Заверач Катя I
Берсанова Эля II

«Уровень развития словаря детей 4 года жизни в % соотношении»

Название уровня Диагностический этап в %
Высокий 20 %
Средний 50%
Низкий 30%

Показания таблицы говорят о том, что речь детей младшего дошкольного возраста оставляет желать лучшего. По данным нашего исследования, 30 % детей показали низкий уровень,50 % детей — средний,20% детей — высокий уровень. Приступим к более подробному анализу развития речи детей младшего возраста.

Анализируя данные диагностики, можно отметить, что высокий уровень развития речи был выявлен двух детей – Маши С.и Кати З. что составило 20 %

Речь этих девочек четкая, развернутая. Они использует предложения, в которых встречаются все части речи. Безошибочно, самостоятельно употребляет имена существительные в единственном и множественном числе. Отвечают на вопросы: Кто это? Что это? Умело составляет предложения с однородными членами. Без помощи взрослого подбирают слова, обозначающие признаки предметов и их качество (прилагательные). Отвечают на вопросы, Какой? Какая?.Безошибочно подбирают слова обозначающие действия предмета (глаголы), отвечающие на вопрос Что делает? Что можно с ним сделать? При определении значения слова они ориентируются на существенные признаки и действия предмета. В соответствии с контекстом правильно употребляют слова и словосочетания, свободно пользуется словами, и связывают их по смыслу. Они без труда могут обобщать слова, называя их одним словом. Девочки заинтересованы, c удовольствием идут на контакт.

Средний уровень был выявлен у 5 детей, что составило 50%.

В речи они используют простые предложения, в которых встречаются все части речи. Допускают неточности в употреблении слов, отвечающих на вопросы: Кто? Что? (существительные)- обозначающие предмет. Признаки и качества предметов, выраженные прилагательными, обозначают с помощью взрослого. С помощью воспитателя называют и действия предметов, обозначающих глаголы, и отвечающие на вопросы: Что делает? Что может сделать?

Имеют затруднения в обобщении слов.

Общение чаще всего происходит по инициативе взрослого; при ответах детей необходимы незначительные подсказки.

3 ребенка — 30%, показали низкий уровень. Нами было отмечено, что эти дети не умеют соотносить ответы с вопросами педагога, испытывают трудности в понимании задания. Они не называют слова, обозначающие предмет ( выраженные существительными, отвечающими на вопросы : Кто? Что? Не умеют обозначать признаки и качества предметов, выраженных прилагательным, отвечающим на вопросы: Какой? Какая? Имеют затруднения в назывании действия предмета (глагола), отвечающего на вопрос: Что делает? Что мы с ним можем сделать? Не умеет употреблять обобщающие слова.

Словарь их ограничен. Не сформированность словаря, действий и грамматического строя речи. Часто пропускали предлоги, смешивали падежные формы. Наблюдались многочисленные искажения, заменяли и смешивали звуки. При общении с воспитателем они не проявляли никакой инициативы. Выполнение задания им было затруднительно.

Данные диагностики показали, что речь детей находится, не на должном уровне, и отстает от тех показателей, которые должны быть в данном возрасте. Необходимо было разработать специальную коррекционную программу, которая позволила бы всесторонне развить речь ребенка четвертого года жизни.

По нашим предположениям — использование в работе с детьми четвертого года жизни малых фольклорных произведений должно обогатить словарный запас детей. Прежде чем приступить к формирующему этапу, мы провели беседу с родителями и воспитателями исследуемой группы. Необходимо было выяснить: используются ли фольклорные произведения в работе с детьми в детском саду и дома, какие произведения и с какой целью. Опрошено было девятнадцать родителей и два педагога. Результаты беседы показали, что родители практически не используют с младшими дошкольниками малые формы фольклора. Молодые родители практически не знают ни одной колыбельной песни. Утратили свою былую значимость произведения устного народного творчества. В репертуаре родителей имеется всего несколько поговорок, считалок и загадок, а о потешках, и говорить не приходится.

Анализ работы воспитателей говорит о том, что все-таки они стараются использовать малые фольклорные жанры немного шире. Применяются различные считалки в подвижных играх. С целью поддержания интереса детей, применяются загадки на занятиях. Для развития мелкой моторики рук – пальчиковые игры и игры забавы. А использование колыбельных, потешек и прибауток, по их словам, надо использовать только в раннем возрасте. Развивая речь младших дошкольников, достаточно использовать скороговорки, считают они. Соответственно, когда мы проводили беседу с детьми о знании фольклорных произведений, мы заметили, что дети знают всего несколько колыбельных песен, потешек, сказок. Им трудно было определить, к какому жанру относится то или иное произведение.

Исходя из этого, нами были сделаны выводы, что работа по использованию малых фольклорных форм с младшими дошкольниками недостаточно организована, так как воспитатели и родители не полностью используют их развивающий потенциал для обогащения словарного запаса.

Основываясь на результатах констатирующего этапа, нами был проведен формирующий этап.

Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей младших дошкольников средствами фольклорных произведений.

Обогащение словаря ребенка – это сложный нервно-психический процесс, происходящий в результате общения ребенка с взрослыми и окружающей средой. Начиная с раннего возраста, ребенок учится говорить, строит первые предложения.

А помочь малышу в этом могут малые фольклорные произведения, которые являются прекрасным средством для обогащения словаря. Такие научные деятели, как Разенкова Ю.А и Баенская Н.Н. доказали, что дети, в семьях которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки, практически не имеют отставаний в речевом развитии. Речь таких детишек выразительная, богатая, у них хорошо развито мышление, память.[52]

Разрабатывая экспериментальную программу по обогащению словаря младшего дошкольника средствами фольклора, за основу мы брали работы Ю.Г. Илларионовой, Н.А. Дмитриевой, Усовой, О. Ушаковой.

Для решения этого вопроса, нами были поставлены цели и задачи.

-Способствовать эмоциональному и речевому развитию детей 4 года жизни, используя в работе малые фольклорные произведения.

— Сформировать у детей правильную и красивую речь через использование малых фольклорных форм.

— Стимулирование желания малыша в обогащении и расширении словаря.

-Сформировать у детей потребность в общении с взрослыми и сверстниками и желание высказывать свои суждения, представления в речи.

— Обогатить словарь детей новыми словами, выражениями, их значением. — Разучивание произведений малых фольклорных жанров: потешек, стихов, поговорок, считалок. Расширить и обогатить словарь детей за счет использования разных фольклорных жанров.

-индивидуальный подход к каждому ребенку,

-проведение работы с учетом возрастных особенностей детей,

-работа должна проводиться в системе,

— необходимо привлекать к активности всех детей,

-всестороннее развитие детей.[53]

Работа по формированию речевых навыков средствами фольклорных произведений велась не только на занятиях, а так же и в режимных процессах. Уточнялся и расширялся словарный запас, активизировалась речь детей, обобщался и систематизировался речевой материал. В своей работе мы использовали различные средства, такие как: игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подключая к ним малые фольклорные жанры. Дети активно отгадывали загадки, хором произносили стихи, рифмы, потешки, чистоговорки и скороговорки.

Проводя работу по развитию артикуляционного аппарата, речевого слуха, дыхания, использовались различные игры на звукоподражание — «Кто как кричит», «Кто позвал» и др. Имитация шума ветра, жужжания пчелы, рокот самолета и т.д. Дети активно включались в работу.

Фольклорные произведения использовались и повседневной жизни:

Например, используя стихотворение, хвалили ребенка:

Малыши очень любят, когда в стихотворениях встречаются их имена, они с удовольствием подключались к чтению, тем самым знакомясь с широтой устного народного творчества:

Фольклорные произведения позволяют воспитывать у детей не только любовь и заботу к животным, а так же знакомят с их повадками, предназначением, образом жизни, местом обитания, внешним видом.

четыре лапки, пятый хвостик.

Во время прогулки также использовали фольклорные жанры, что позволяло ярче раскрыть детям знания о природных явлениях, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарный запас детей.

Незаменимы были пословицы и поговорки в режимных моментах, относящихся к приему пищи:

Кашка масленая, ложка крашенная,

Мы ребяток никогда не упрашиваем.

Отход детей ко сну сопровождался следующими пословицами:

Пора спать, коли некого ждать.

Всем известно, что игра – это основной вид деятельности ребенка. Именно поэтому мы использовали игру в интересах обогащения словаря детей. Нами были подобраны игры, которые имеют литературный текст, в котором прописано то или иное игровое действие: «Лохматый пес», «Два мороза», «Зайка серый умывается» и т.д. Начиная игру, воспитатель знакомила детей со стихотворным текстом. При неоднократном прочтении его, дети быстро запоминали, а затем сами играли в игру, используя содержание текста.[56]

Никому не секрет, что дети очень любят праздники. Учитывая это, с малышами проводились различные мероприятия использованием фольклорных произведений: развлечения («Как у нашего кота», «В гостях у бабушки Варварушки»); утренники («Весняночка», «8 Марта»); праздники («Осенины», «Веселые посиделки») и т.д

Работа проводилась не только с детьми, но и с родителями. С каждым из родителей в течение года были проведены индивидуальные встречи беседы, где они получали необходимую методическую консультацию о том, какую работу необходимо вести для успешного обогащения и развития словаря ребенка. Родителям предлагался перечень тех фольклорных произведений, которые соответствуют данному возрасту детей. На родительском собрании были подведены итоги совместной работы по данному вопросу, где малыши с большим удовольствием продемонстрировали знания малых форм фольклора, выступив перед родителями с целой концертной программой.

Педагогами были оформлены папки — передвижки — «Говорят дети», «Роль фольклорных произведений в развитии речи малыша». Родители совместно со своими детьми изготавливали коллажи на тему — «Мои любимые потешки», из которых была сделана выставка в комнате «Творчества».

На семинарах педагоги знакомили родителей с теми играми, в которые можно поиграть с детьми дома: это и пальчиковые игры, и различные игры со сказкой. В дальнейшем родители с удовольствием делились своим, уже накопленным опытом.

Активно привлекали родителей и в речевых традициях группы. Примером тому служит «Копилка нежных слов», работа которой направлена на обогащение и активизацию словаря детей. Дети вместе с родителями подбирали дома для именинника добрые и ласковые слова.[57]

Проанализировав проделанную нами работу совместно с родителями, было замечено, что в детях произошли определенные изменения, результаты которых отражены в диагностики.

источник

Анализ экспериментальных данных и направления ФОРМИРОВАНИя СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Ответы детей и их поведение по время выполнения задания 1 фиксировались в протоколе обследования, представленном в приложении 4. Ответы детей и их поведение по время выполнения задания 2 фиксировались в протоколе обследования, представленном в приложении 5.

Результаты исследования связной речи детей дошкольного возраста с общим нарушением речи представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Результаты исследования связной речи экспериментальной группы по методике В.П. Глухова

Уровень развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи

Составление рассказа по сюжетным картинкам

Пересказ прослушанного текста

Анализ полученных результатов показал, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам 54% детей экспериментальной группы находятся на низком уровне успешности (8 детей), на недостаточном уровне — 33% (5 детей), на удовлетворительном уровне — 13% (2 ребенка).

При пересказе текста 60% детей экспериментальной группы находятся на низком уровне успешности (9 детей), на недостаточном уровне — 40% (6 детей). С удовлетворительным уровнем успешности детей обнаружено не было.

Результаты исследования связной речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Результаты исследования связной речи контрольной группы по методике В.П. Глухова

Уровень развития связной речи детей с нормальным речевым развитием

Составление рассказа по сюжетным картинкам

Пересказ прослушанного текста

Анализ полученных результатов показал, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам 20% детей (3 ребенка) контрольной группы находятся на удовлетворительном уровне успешности, 80% (12 детей) — на хорошем уровне. С низким уровнем успешности детей обнаружено не было.

При пересказе текста 27% детей экспериментальной группы находятся на удовлетворительном уровне успешности (4 ребенка), на хорошем уровне — 73% (11 детей). С низким уровнем успешности детей обнаружено не было.

Во время исследования осуществлялось наблюдение за детьми, которое фиксировалось в протоколах исследования.

Дети с общим нарушением речи в большинстве были замкнуты, некоторые шли на контакт, однако большинство не проявляло интерес к заданиям, не многие были ориентированы на совместную деятельность и проявляли активность во время выполнений заданий. Дети с нормальным речевым развитием охотно шли на контакт, общительны, проявляли интерес к выполнению заданий, были ориентированы на самостоятельную деятельность и проявляли активность.

Так, при составлении рассказа по сюжетным картинкам дети контрольной группы продемонстрировали высокий и средний уровни развития связной речи в отличие от экспериментальной группы, в которой показатели развития связной речи значительно ниже. Так и при пересказе текста в контрольной группе больше всего детей находится на высоком уровне, остальные — на среднем; низкие показатели отсутствуют. В экспериментальной же группе больше детей с низким и средним уровнем связной речи; высокие показатели отсутствуют.

Далее на основании результатов двух заданий мы определили уровень развития связной монологической речи дошкольников с общим нарушением речи и дошкольников с нормальным речевым развитием. Полученные данные представлены в приложении 6. Результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Сравнительные результаты исследования уровня развития связной речи у детей экспериментальной и контрольной групп

Уровень развития связной речи

Анализ полученных данных показал, что для детей из экспериментальной группы характерен низкий или недостаточный уровень (60%) сформированности связной речи, а также присутствуют дети с удовлетворительным уровнем развития связной речи (40%). Детей с хорошим уровнем в данной группе не обнаружено.

Для детей контрольной группы характерен хороший уровень (67%) сформированности связной речи, а также удовлетворительный уровень (33%). Детей с низким или недостаточным уровнем в развития связной речи не обнаружено.

Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 — Анализ уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп

Таким образом, результаты показывают, что для детей старшего дошкольного возраста с ОНР характерен низкий и недостаточный уровни развития связной речи. Для детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием характерен преимущественно хороший, а также удовлетворительный уровень развития связной речи.

Рассмотрим качественные характеристики связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей с нормальным речевым развитием. Анализ трудностей связной речи детей осуществлялся по таким критериям как смысловая целостность, лексико-грамматическое оформление высказывания, самостоятельность выполнения задания.

Дети с нормальным речевым развитием строили свои высказывания более логично, последовательно. У детей с ОНР отмечаются частые повторы, паузы, нелогичные высказывания. Возникли трудности в точной передаче наглядного сюжета, отставало смысловое обобщение сюжетной ситуации. Некоторые дети неправильно раскладывали картинки, однако при этом логично строили сюжет рассказа.

У детей с ОНР также отмечается бедный словарь, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, словарь которых соответствует их возрастной группе.

Читайте также:  Психолого педагогический анализ деятельности детей

Наблюдалась значительная разница в объеме высказываний детей в экспериментальной и контрольной группах. Так, у детей с нормальным речевым развитием объем рассказов значительно больше, чем у детей с ОНР.

В отличие от детей с нормальным речевым развитием, дети с ОНР в своих рассказах ограничивались лишь перечислением действий, которые были изображены на картинках.

При составлении рассказа и по сюжетным картинкам, и при пересказе дети с нормальным речевым развитием самостоятельно выполняли задания, а дети с ОНР нуждались в помощи в виде наводящих вопросов.

В пересказах многих детей с ОНР наблюдались нарушения связности изложения, а именно пропуски глаголов и местоимений, неоднократные повторы фраз, а также искажение смысловой и синтаксической связи между предложениями. Отмечались трудности в составлении пересказа, которые носили резко выраженный характер: пропуски фрагментов текста, смысловые пропуски, нарушения связности предложений. У детей отмечались трудности в воспроизведении рассказа, потому им была оказана помощь с помощью наводящих вопросов. В тексте рассказов детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдались аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов.

При составлении рассказа по сюжетной серии картинок у многих детей с ОНР неправильное воспроизведение причинно-следственных связей.

Анализ результатов исследования показал следующее:

  • 1. В результате исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР было выявлено, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам 54% детей с ОНР находятся на низком уровне успешности, на недостаточном уровне — 33%, на удовлетворительном уровне — 13%. При пересказе текста 60% детей находятся на низком и недостаточном уровне успешности, на удовлетворительном уровне — 40%. С хорошим уровнем успешности детей обнаружено не было.
  • 2. Анализ исследования связной речи детей с нормальным речевым развитием показал, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам 20% детей находятся на удовлетворительном уровне успешности, 80% — на хорошем уровне. С низким и недостаточным уровнем успешности детей обнаружено не было. При пересказе текста 27% детей находятся на удовлетворительном уровне успешности, на хорошем уровне — 73%. С низким и недостаточным уровнем успешности детей обнаружено не было.
  • 3. Во время исследования осуществлялось наблюдение за детьми. Дети с ОНР в большинстве были замкнуты, некоторые шли на контакт, однако большинство не проявляло интерес к заданиям, не многие были ориентированы на совместную деятельность и проявляли активность во время выполнений заданий. Дети с нормальным речевым развитием охотно шли на контакт, общительны, проявляли интерес к выполнению заданий, были ориентированы на самостоятельную деятельность и проявляли активность.
  • 4. Сравнительные результаты исследования уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР и детей с нормальным речевым развитием показывают, что по уровню развития связной речи дети старшего дошкольного возраста с ОНР значительно отстают от детей с нормальным речевым развитием.
  • 5. Для детей с ОНР характерен низкий и недостаточный уровни (60%) сформированности связной речи, а также присутствуют дети с удовлетворительным уровнем развития связной речи (40%). Детей с хорошим уровнем в данной группе не обнаружено. Для детей с нормальным речевым развитием характерен хороший уровень (67%) сформированности связной речи, а также удовлетворительный уровень (33%). Детей с низким и недостаточным уровнями развития связной речи не обнаружено.
  • 6. Для детей с ОНР характерны такие трудности связной речи как нарушение связности и последовательности изложения; низкая информативность; стереотипность лексико-грамматических средств языка; ошибки и пропуски смысловых цепочек, повторы слов, длительные паузы, незавершенность смыслового выражения мысли; трудности в языковом выражении замысла; бедный словарь, необходимость в стимулирующей помощи.

Так, гипотеза исследования подтвердилась: процесс развития связных высказываний у старших дошкольников с ОНР характеризуется общими и специфическими особенностями, как внутреннего программирования, так и внешнего оформления связных высказываний.

Выявленные трудности требуют длительной систематической коррекционной работы по развитию связной речи с детьми с ОНР. Связную монологическую речь детей дошкольного возраста 5-6 лет с ОНР мы предлагаем формировать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, а поскольку мы обследование проводили по заданиям лексической темы «Животные», мы предлагаем и коррекционную работу построить в том же направлении.

источник

Этот материал полезен как родителям, так и специалистам, а также студентам логопедических, дефектологических и психологических факультетов. Здесь представлена таблица, где мною были рассмотрены разные методики обследования, которые помогают определить уровень сформированности разных компонентов речи с рождения и до семи лет. Кратно приведены особенности методик, оценки результатов обследования, описаны используемые методы обследования и на какой возраст рассчитана та или иная методика.

Анализ методик обследования речи детей с рождения до 7 лет

Подготовила учитель-логопед Зиновьева Елена Владиславовна

На какой возраст рассчитан

Исследуемые компоненты речи

Какие методы используются

Опросник Громовой О.Е. (зайка)

Понимание речи, исследование невербальных средств общения (действия, жесты)

Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка

Опросник лучше отражает реальное развитие:

— маленьких детей (примерно до 1,5 лет)

— детей с более равномерным речевым развитием

— поздноговорящих детей экспрессивного речевого стиля

— детей с задержкой речевого развития

— у референциальных детей различия возникают между уровнем 50 до 100 слов (момента лексического скачка) и увеличиваются после лексического взрыва

Опросник Громовой О.Е. (мишка)

Лексика, в конце раздела определяется уровень развития вербального мышления, в разделе грамматика исследуются синтаксические навыки

Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка, лексикон исследуется с учетом количественного и качественного аспекта

Это методика (опросник «зайка» и «мишка») была создана в США в 1993 году, в России адаптирована кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена 2002. Опросник составлен специально для родителей, с рекомендациями по заполнению, исследуется импрессивная и экспрессивная речь. Перед заполнением опросника, уточняются данные о ребенке и о заполняющем.

Громова О.Е. Соломатина Г.Н. «Логопедического обследование детей 2-4 лет»

Звукопроизношение, слоговая структура слова, обследование лексико-грамматического строя речи

При наличии таблиц нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков можно сразу выявить нарушения. Нарушения слоговой структуры речи выявляются в процентном соотношении.

Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита. Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.

Логопедическое обследование ребенка второго года жизни Разенковой Ю.А.

Артикуляционный аппарат, активная речь, сформированность лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи, сформированности слухового внимания и фонематического слуха, а также мелкая моторика рук

Беседа, активное наблюдение, изучение медицинской документации

— нормальное развитие ребенка

— развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой

— развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более)

Данная методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (1979).

Громова О.Е. Опросник «Первые слова».

От 1 до 3 лет рекомендуется заполнять маме ребенка 1 года, 1г 3мес., 1г 6мес., 1г 9 мес., 2 лет

Исследуется понимание обращенной речи, пассивный и активный словарь

— подсчет процентов от общего числа ответов

— количественный и качественный подсчет без учета оценки результатов

— при подсчете одинаковые слова из разных категорий считаются за одно

— при оценке результатов сравнивают соотношение активного и пассивного словаря

Диагностика строится на информации, предоставленной родителями, поэтому специалисту может понадобиться выборочная перепроверка, например, понимания инструкций. Если диагностика проводилась на разных возрастных этапах, это позволяет отследить динамику.

Ю.Ф. Гаркуша (Методика логопедического обследования детей раннего возраста с ЗРР в условиях диагностических групп)

Обследование импрессивной и экспрессивной стороны речи, изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата

Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение анамнестических данных

Качественная оценка. Логопедом делается заключение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процессе обследования. Может быть сделан предварительный прогноз относительно дальнейшего хода развития его речи.

Исследования фиксируются в протоколах, магнитофонах и видеозаписях.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (под ред. Стребелевой Е.А.)

Изучается уровень познавательной деятельности, по необходимости проводится обследования слуха и в заключении проводится обследование речи

Беседа, активное наблюдение

— способы выполнения задания

— обучаемость в процессе обследования

— отношение к результату своей деятельности

Количественная оценка производится в баллах

Первая группа (10-12 баллов) – тяжелая умственная отсталость

Вторая группа (13-23 балла) – легкая и умеренная УО

Третья группа (23 – 33 балла) – группы риска

Четвертая группа (34-40 баллов) — норма

Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей. Первое издание вышло в 1998г без приложения

Е.В. Шереметьева «Педагогические подходы к выявлению задержки речевого развития в раннем возрасте»

— субъекта речевой деятельности

— социальные условия развития, эмоциональная сфера

— моторное развитие, артикуляционная моторика, просодика

— импрессивная или, если есть, экспрессивная речь.

Анкетирование, наблюдение, беседа, опрос

Количественно-качественная оценка. Сумма баллов всех обследованных детей делится на количество детей, это является суммарным коэффициентом эмоционального развития и мотивационной составляющей речевой деятельности

Составлен для родителей и педагогов, определяет дизонтогенетические маркеры возможных речевых нарушений, а также организует формы и методы выявления этих маркеров у детей третьего года жизни с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития.

Комплексная диагностика детей раннего возраста (Приходько О.Г.)

Всего изучается 29 компонентов по основным линиям развития:

Динамика разития предпосылок речи, понимание обращенной речи, экспрессивная речь.

Активное наблюдение, беседа, изучение медицинской документации.

Количественно-качественная оценка. 4х бальная система оценок для каждого диагностического блока.

Составлена схема комплексного логопедического обследования детей раннего возраста, отражающая сформированность всех компонентов. В результате обследования логопедом делается заключение о состоянии социального, познавательного, речевого и двигательного развития.

Обследование речевого развития детей раннего возраста по Г.В. Чиркиной

Доречевое развитие младенцев: от 0 до 12 мес

Обследование речи преддошкольного возраста от 1 г до 3 лет

-Крик, дыхание, кормление, глотательные и сосательные движения

— характер реакций на голод, охлаждение, перегрев

— появление первых мимических гримас

— начальное зрительное и слуховое сосредоточение

— фиксацию взгляда на лице говорящего взрослого

— наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого

— характер преобладающих реакций на раздражители

— характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери

— проявление положительных эмоций в комфортных условиях

Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:

— начальное гуление – гуканье

— первые реакции на интонацию взрослого

выразительность, напевность гуления.

-характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят

— особенности интонационной окрашенности голосовых реакций

— переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности

-изменение поведения в ответ на слуховые раздражители

-наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре

— особенности визуального контакта с близкими людьми

-неполноценность комплекса оживления

— особенности формирования лепета

— особенности формирования понмания обращенной речи

— развитие паралингвистических форм коммуникации

— развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи

— характер взаимодействия с матерью

— первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации

— хорошее понимание обращенной речи

— завершение лепетной стадии

— появление первых слов и переход к речевой коммуникации

— условия наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка

— сформированности базовых навыков глотания и жевания

Обследование детей преддошкольного возраста включает в себя диагностические блоки:

  1. Исследование неречевых процессов (психолог)
  2. Исследование речи логопедом:

-исследование фонетической и фонематической стороны речи

Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение медицинской документации, ознакомление с пед. характеристикой, если ребенок посещает детский сад, собственно логопедическое обследование ребенка.

Количесвенно-качественная оценка, используются центильные таблицы

Логопедическое заключение о речи ребенка, оставшегося без попечения родителей, дается после сопоставления его речевого развития со схемой системного развития нормальной детской речи и с опорой на показатели нервно-психического развития детей первых трех лет жизни, разработанные Э. Л. Фрухт, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной под руководством Н. М. Аксариной (1996).

При проведении обследования ребенка, воспитывающегося в семье основной целью логопеда является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи.

источник

Сводная таблица речевой готовности дошкольников на 200…- 200… уч. год.

Фамилия , имя Модаль-ность Возр к школе Балл Предрасполож. к дисграфии Предрасполож. к дислексии Логоп. диагноз Рекомендация
Фонем. литерал. Фонем вербал. Оптич литерал. Моторн. Фонем. вербал.
1. ……. Сл-зр 7,0 3,5 РО
2……… Слух. 7,5 РО
17……. Сл. 6,11 9,5 + Ротац РО
57……. Зр.-дв. 7,6 17,5 + + ЛГНР Тр
78……. Дв. 7,9 23,5 + + + + ФФНР дизарт Тр (Лог.гр.)

Эта же таблица служит основой для определения количественных данных, предоставляемых Комитету образования в виде «Сводной таблицы готовности дошкольников к обучению — по результатам психологического и логопедического обследования». (Приложение 1) Эта таблица представляет собой данные по каждому первому классу школы, с указанием количества учащихся и программы, по которой проходит обучение в данном классе. Здесь же отражается мотивация учеников (учебная, предучебная, игровая), уровни психологической и речевой готовности в натуральном виде и в процентах, и состояние эмоционально-волевой сферы на момент обследования (тревожность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, медлительность).

Эти данные помогут спрогнозировать предположительный конечный результат обучения к концу первого класса, и будут являться базовыми для выявления динамики психофизиологического развития учащихся 1 класса.

(аналитическая справка)

Все полученные результаты должны быть подвергнуты количественному и качественному анализу и обобщены в аналитическом заключении (справке).

Количественный анализ — это метод исследования, использующий количественные (статистические) данные, полученные в результате обследования (диагностики).

Качественный анализ – метод исследования, не использующий количественных показателей, но делающий выводы лишь на базе логических рассуждений над полученными фактами (Словарь психолога-практика. Минск-Москва. Харвест АСТ. 2001.)

Аналитическая справка пишется в официально-деловом стиле и должна отражать следующие параметры (Приложение к Положению о психологической службе в общеобразовательном учреждении № 636):

  1. Причину исследования (запрос от родителей, классных руководителей, учителей, детей, администрации и др.) Наше логопедическое исследование проводится по запросу администрации школы, поэтому в ней должны быть представлены данные, интересующие именно администрацию школы.
  2. Цель исследования формулируется в зависимости от запроса. Например: запрос администрации звучит так: «Выясните готовность дошкольников к обучению в школе и порекомендуйте, кого, в какой класс определить?»

Сформулируйте самостоятельно цель обследования.

Целью логопедического обследования является:

· определение уровня речевой и функциональной готовности к обучению письму и чтению;

· выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии;

· рекомендация администрации школы по выбору образовательного маршрута для каждого первоклассника.

  1. Обоснование выбора методики диагностического исследования. Так как данная методика составлена из тестов разных авторов, то указывается составитель. Инструментарий:Логопедическое обследование (составитель – Оксимец О.А., по заказу Комитета образования г. Нефтеюганска) включает в себя следующие шкалы: (Запишите самостоятельно)
  • Фонематический анализ;
  • Звукопроизношение;
  • Аналитико-синтетическая деятельность;
  • Изобразительно-графические способности;
  • Развитие функционального базиса;
  • Словарный запас;
  • Связная речь;
  • Чтение.
  1. Диагност (исполнитель) (Ф.И.О., должность).
  2. Сроки проведения исследования.
  3. Количество респондентов.
  4. Критерии оценки речевой готовности (запишите самостоятельно)
    1. 0 — 10,5 б. — выше среднего;
    2. 11 – 20,5 б. — средний;
    3. 21 – 30,5 б. — ниже среднего;
    4. 31 б. и выше — низкий.
Читайте также:  Рак у детей симптомы анализы

8. Терминология:(запишите самостоятельно)

ФНРфонетическое недоразвитие речи;

ФФНР –фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

ФМНР – фонематическое недоразвитие речи;

ЛГНР — лексико-грамматическое недоразвитие речи;

ОНР – общее недоразвитие речи;

Дисграфия (нарушения письма): оптическая литеральная, фонематическая литеральная и вербальная;

Дислексия (нарушения чтения): моторная, фонематическая.

9. Результаты исследования:

· количественные данные представлены в таблицах – общей и на каждый класс;

· обобщенная интерпретация данных (качественные анализ) – аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;

· рекомендации по результатам исследования.

Подробнее остановимся на количественном, качественном анализе, выводах и рекомендациях.

Когда мы подсчитываем в процентах количество детей разных уровней готовности к обучению, количество детей с одинаковым речевым дефектом, количество детей предрасположенных к дисграфии и дислексии, количество детей с нормой и т.д., то мы производим количественный анализ.

Качественный анализ осуществляется тогда, когда мы ищем причины, делаем выводы для себя и даем рекомендации тому, чей запрос мы выполняем, например:

  • много детей с предрасположенностью к вербальной фонематической дисграфии.;

Знаем, что в основе такой формы дисграфии лежит недоразвитие лексико-грамматической структуры речи. Почему в школу пришло много детей с таким дефектом? Это либо недоработка какого-то определенного детского сада, либо педзапущенность детей, не посещавших детский сад, либо это дети-билингвисты.

Определив причину, можно наметить пути коррекции:

— Провести консультацию по развитию связной речи с родителям детей, не посещавших детский сад;

— Сформировать группу детей для профилактики вербальной фонематической дисграфии;

и отразить это в рекомендациях:

— Провести встречу с руководством детского сада и обсудить ситуацию;

— Организовать специальные занятия для изучения русской лексики с детьми-билингвистами.

  • много детей с низкой речевой готовностью к обучению;

Знаем, что если дети получают более 31 балла, то дефект не только речевой. Причина в функциональной неготовности к обучению письму и чтению. Почему? Может быть, просто биологическая незрелость детей, а может быть психофизический инфантилизм детей или другая причина. Но дети уже приняты в школу. Значит, для себя делаем вывод:

— Сформировать группу детей для развития функционального базиса и профилактики дисграфии и дислексии;

пишем рекомендацию администрации:

— организовать повторное обследование в декабре, обсудить результаты на ПМПк;

  • много детей с предрасположенностью к моторной дислексии;

Проработайте самостоятельно этот вариант – запишите выводы и рекомендации.

Причина – несформированность оптико-артикуляторной связи : графема-фонема.

— организовать индивидуальную работу по профилактике моторной дислексии;

— провести консультации с родителями и учителями по выработке единых подходов и требований в обучении чтению детей с данным видом дефекта;

Рекомендации для администрации:

— разрешить проводить индивидуальную работу с ….учениками по профилактике моторной дислексии во время урока чтения (10-15 минут, 2 раза в неделю).

Качественный анализ логопедического обследования можно отобразить и в виде таблице:

Факты Причины Выводы логопеда Рекомендации для администрации

Таким образом, аналитическая справка является основой для планирования дальнейшей коррекционно-развивающей, методической работы с детьми, учителями, родителями, администрацией.

Аналитическая справка вместе с таблицами сдается администрации школы. Один экземпляр остается у логопеда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8104 — | 7776 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Галина Касимовна Утемишева
Аналитическая справка по итогам диагностики уровня развития речи детей

Анализ диагностики детей в группе на февраль 2015 года определил 3 уровня развития речи. По итогам диагностики детей ДОУ в логопедическую группу были зачислены дети старшей группы и дети, оставшиеся на второй год обучения. Всего 14 человек: 12 детей с ОНР и 2 ребёнка с ФФНр.

Анализируя данные речевого развития детей, выявлены 2 ребёнка со 2 уровнем развития речи — Загаидзе Артём, Украинцев Владислав. Артём стал проявлять речевую активность, легче стал входить в контакт со сверстниками и взрослыми. В течение учебного года с ним проводилась регулярная логопедическая работа. Подбор материала осуществлялся с учётом индивидуальных речевых нарушений и особенностей ребёнка.

Ко второй группе относятся Осокина Катя, Сапрычев Максим, Степанов Максим, Денщиков Владислав. Эти дети стали отчётливее произносить нарушенные звуки, могут составлять различные типы предложений, активно общаются со сверстниками. Затруднения ещё вызывают слова сложного состава. Не всегда правильно используются предлоги. Запланирована работа по взаимодействию с воспитателями группы. Родителям этих детей предложена консультативная работа.

С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики продолжала работу по активизации артикуляционного аппарата детей и формирование правильного произношения нарушенных звуков;

— в игровой форме проводилось формирование правильного физиологического и речевого дыхания; — дети научились употреблять в речи глаголы в разных временных формах;

— использование на занятиях потешек, стихотворений способствовало развитию реакции детей на интонацию и мимику, развивалась память, мышление и внимание;

— продолжала привлекать детей к активному участию в драматизации сказок, игровых сюжетах;

развитию фонематического слуха способствовали упражнения на различение неречевых звуков (использовались дид. игры, прослушивались диски с аудиозаписями);

— продолжала отрабатывать правильную артикуляцию звуков и чёткое произнесения текста во время проведения пальчиковых игр, ритмичное выполнение движений «ладонь-кулак-ребро», закрепили умение соединять поочерёдно пальцы на руках, дети умеют проводить самомассаж пальцев рук.

Работа над общей и мелкой моторикой проводилась в тесном сотрудничестве с воспитателями и родителями (игры с бусами, мозаика, обводки по контуру и шаблону, печатание в тетрадях, штриховки);

— использововала в индивидуальной работе тетради на графику, способствуюих развитию у детей умения пользоваться шаблоном, качественному навыку удерживать правильно карандаш и графически правильно выполнять задания;

— продолжала освоение детьми различных способов словообразования и словоизменения.

— дети стали понимать изменение значения слов, улучшилась слоговая структура;

— во время диалога или беседы дети стали правильно отвечать на вопросы, изменять силу голоса, выбирать правильный темп речи.

Никита выучил алфавит и может читать по слогам.

К середине года их фразовая речь стала более развёрнутой, и дети свободно общаются с окружающими. Изолированные звуки в самостоятельной речи стали произноситься более чётко. Произношение звуков улучшено. Словарь детей заметно пополнился обобщающими понятиями, но не все дети понимают значения сложных слов. Использование игровых моментов, разнообразных упражнений на развитие памяти, мышления, внимания способствовало развитию познавательной деятельности. У детей выработалось умение сравнивать, обобщать. Лучше стали они ориентироваться на листе бумаги, активизировалась мелкая моторика рук.

В своей работе я стала использовать тестопластику, песок. Заметно улучшилась подвижность речевого аппарата. Исправлены недостатки в произношении звуков и грубые нарушения в слоговой структуре речи.

В середине года эти дети показали средний уровень развития речи. Ребята стали чаще правильно использовать предлоги. Им стало легче составлять различные типы предложений и определять количество слов в предложении. Ещё возникают трудности у детей при образовании относительных прилагательных с различными значениями. Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти способствует обеспечению полноценной готовности детей к обучению в школе.

• Учить детей использовать не только предметный словарь, но и словарь действий и признаков.

• Продолжать формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, закрепление правильного произношения, развитие фонематического восприятия, слоговой структуры речи).

• Продолжать обогащение пассивного словаря, закрепить представления по лексическим темам.

• Закрепить навык свободного пользования поставленных звуков.

• Обучать практическим навыкам словообразования и словоизменения.

• Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже.

• Продолжать учить составлять предложения по вопросам, рассказы по картинке.

• Индивидуальная работа над развитием мелкой моторики рук в тетрадях (выполнение заданий на занятии и дома).

• Регулярный контроль со стороны воспитателей за чётким звукопроизношением ребёнка на занятиях и в свободной деятельности.

• Побуждать детей подготовительной группы послоговому чтению. Познакомить детей с понятием буква и символ. Использовать в работе звуковую азбуку.

• Воспитателям групп расширить картотеку игр по развитию мелкой моторики.

• На основе полученных данных, рекомендовать активизировать работу с детьми, требующими индивидуальный подход: Загаидзе А, Сапрычев М, Осокина К.

Аналитическая справка по итогам диагностики готовности воспитанников подготовительной к школе группы Аналитическая справка по итогам диагностики готовности воспитанников подготовительной к школе группы МБДОУ детского сада «Улыбка». 20 апреля.

Аналитическая справка по результатам диагностики детей Я, Кашапова Гулия Халитовна, работаю в МДОУ детсад № 1 «Улыбка» с. Камышла воспитателем. Результаты своей работы я отслеживаю путем мониторинга.

источник

« Современные методы обследования речевого развития ребенка»

« Современные методы обследования речевого развития ребенка»

В нашей стране в последние десятилетия изучением речи ребенка плодотворно занимаются Е.. Исенина, Е.С. Кубрякова, Е.Ю.Протасова, В.К.Харченко, С.Н.Цейтлин, А.М.Шахнарович. Большой вклад в изучение речи ребенка внесли И.Н.Горелов и Н.И.Лепская. Работы Л.С.Выготского, А.Н.Гвоздева, А.Р.Лурии, Е.М.Хватцева, Н.Х.Швачкина и др. Для обследования речевого развития ребенка появляются приоритетные качественно- количественные методики, надежный способ фиксации речевой продукции с помощью цифрового диктофона, акустической системы, персонального компьютера. Электронная речевая карта воспитанника с прикрепленными звуковыми файлами с доказательными объективными примерами первичного обследования состояния речи, контрольно-проверочными занятиями помогает логопедическому воздействию.
Для этого необходимы заренее подготовленные образцы речевой продукции (стихи, рассказы, сказки), записи сопровождения и комментирования, спонтанные высказывания, неповторимые продукты как индивидуального, так и коллективного самостоятельного детского творчества, фиксация на диктофон результатов систематизированной методики исследования навыков чтения, теста оперативных единиц чтения, проективной методики «Незаконченные предложения» и просто образцов детского чтения и декламации.

На лекции «Коммуникационные нарушения голоса и инновационные технологии их преодоления» профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой логопедии МГГУ им. М.А.Шолохова, главный научный сотрудник ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» (Москва) О.С.Орлова высказала недоумение по поводу того, что логопеды редко используют в своей работе это техническое устройство. Такая поддержка окрылила, вдохновила и убедила в необходимости использования Информационно- коммуникационных технологии.
Все это записывается на цифровой диктофон, затем запись целостно или же фрагментарно переводится в личный звуковой файл ребенка. Затем эти записи легко продемонстрировать родителям, членам психолого- педагогического консилиума образовательного учреждения.

В ходе обследования поэтапно проверяется произношение:
Гласных звуков (а,о,у,и)
Согласных звуков раннего генеза (п,к,х,м,н,ф,в) в твердом и мягком звучании и твердого варианта согласного звука (т).
Звуков (ль), ( j ) и йотированных гласных ( j а), ( j о), ( j э), ( j у), гласного звука (ы).
Свистящих звуков (с), (сь), (з), (зь), аффрикаты ц(тс) и мягкого варианта согласного звука (ть).
Слов со звонкими согласными звуками раннего генеза (б), (бь), (д), (дь), (г), (гь)
шипящих звуков (ш), (ж)
сонорных звуков (л), (р)
мягкого шипящего звука (щ) и аффрикаты ч (тщ).

Для обследования произношения различных групп звуков подбираются картинки, где нужный звук есть в начале, середине и конце слова.Обязательна и позиция в стечении других согласных.
Обследование звукопроизношения должно всегда носить игровой, диалогоческий характер.Напрмер: “Один-много” (синяя сумка-синие сумки), “Большой-маленький” (кувшин-кувшинчик), “Он –она” (Женя упал- Женя упала).

Качественно передает диктофонные записи совокупность высоты, силы и тембра, определяющая индивидуальность голоса каждого человека. В процессе записи ребенку предлагается варьировать высоту голоса: повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому и наоборот. При изменении силы голоса, произнесение звуков записывается в определенной громкости: громко-нормально-тихо. При прослушивании звукового файла выявляется тембр (качественная окраска) голоса: звонкий, тусклый, дрожащий, глухой.
Возникающие при обследовании и идентификации сложного комплекса составляющие включают несколько средств звучащей речи является интонация.
Мелодика речи — совокупность тональных средств, характерных для данного языка, изменение частоты основного тона при произнесении фразы, придающее речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность. Именно это свойство позволяет избежать монотонности. Временные характеристики речи (темп, паузы, смысловое продление) и ее интенсивность образуют интонацию речи. Различается мелодика слога, слова и фразы. Мелодика речи выполняет эмоциональную и грамматическую функции. С помощью специальных средств мелодика членит речь на отдельные фразы и синтагмы, кроме того она показывает такие типы высказывания в большинстве языков, как утвердительные, вопросительные, восклицательные, незавершенные и др.

Темп — ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания, образование пауз между речевыми отрезками.
Ритм речи — упорядоченность звукового, слогового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием, равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги.
Ударение — выделение теми ил иными фонетическими средствами (усиление голоса0 повышение тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости) одного из слогов в составе или целого словосочетания.
Фразовое ударение — выделение группы слов в зависимости от смысла высказывания паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения.
Логическое ударение -выделение паузами, повышением голоса , большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказываний.
Работа по обследованию рассмотренных характеристик ведется в дошкольном возрасте путем подражания. Вслед за взрослым ребенок выделяет интонационно нужное слово или группу.

Завершающий этап обследования- выявление особенностей строения и подвижности органов артикуляции с помощью Web камеры, встроенной в ноутбук. Такое видеоустройство помогают запечатлеть положение языка, степень его подъема, состояние подъязычной связки и другие важные особенности в строении артикуляционного аппарата. Появляется возможность показать ребенку перед Web -камерой, что и как получается (или не получается) именного у него, увеличить изображение, просмотреть его несколько раз, скорректировать позу, амплитуду движения.
Таким образом, для достижения хорошей результативности логопедические занятия периода обследования в детском саду и школе должны быть эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывать у ребенка живейший интерес и желание приходить в кабинет логопеда, работать над речью дома.В новейших условиях решение задач гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития необходимо создание современной предметно-развивающей среды.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

“Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
“Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
Диагностика (около 1 часа)
Консультация родителей
Оформление логопедического заключения
Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
Логопедическая диагностика
Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
произносительная сторона
фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
словарь
грамматический строй речи
связная речь
артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
мелкая моторика рук
Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

Читайте также:  Рак легких у детей симптомы анализ

Составляется Речевая карта, которая включает следующие пункты:
Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
Строение органов артикуляции, подвижность их.
Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
Состояние вербального интеллекта.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:
на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)
При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:
понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
какими речевыми средствами пользуется он в общении;
подражает ли речи взрослого;
как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
использует ли мимику, жесты.

ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ
Предметный словарь:
покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
Предикативный словарь:
покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
Классификация предметов:
назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
Есть ли у тебя брат, сестра?
Кто старше (младше)?
Кто еще с тобой живет?
Какая твоя любимая игрушка?
С кем ты подружился в детском саду?
Составление предложений по картинкам.
Составление предложений по опорным словам .
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.
СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.
По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ .

Тщательное обследование детей с различными нарушениями проводится в детских городских поликлиниках как медицинскими работниками, так и педагогами. В некоторых медицинских учреждениях в штат сотрудников входят психологи, логопеды и дефектологи.
В настоящее время нет единой нормы развития детей. В поликлинике пользуются методическими разработками ГУЗ Мосгорисполкома центра формирования здорового образа жизни матери и ребенка Московского государственного цента здоровья. Пользуются нормативами, изложенными в «Программе воспитания и обучения в детском саду», разработанной специалистами НИИ дошкольного воспитания.
Обследование проводилось в форме трехэтапного индивидуального консультирования в присутствии родителей:
1) налаживание положительного эмоционального контакта между специалистом, проводящим исследование, ребенком и его родителями.
2) определение возрастных, личностных психологических особенностей ребенка, его умения и навыки, уровень развития, во время беседы фиксировались история развития ребенка и проблемы, возникающие у родителей.
3) получение рекомендации родителями по дальнейшему развитию ребенка.
Продолжительность обследования составляла 20-30 мин+консультация родителей. Во время обследования чередуются виды деятельности, внимание ребенка привлекалось яркими интересными игрушками.

Логопедическое обследование дошкольников в условиях поликлиники


Рекомендации по обследованию речи детей
В сложном строении речевой деятельности различают проявления, составляющие звуковую, т. е. произносительную форму речи, фонематические процессы, лексику и грамматический строй. Нарушения речи могут затрагивать каждый из этих компонентов или их систему. Так, одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушениях внятности речи без каких-либо других сопутствующих проявлений; другие в недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет в дальнейшем нарушения чтения и письма. Вместе с тем, существует группа нарушений, охватывающая как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую на фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в систему, которая выражаются в общем недоразвитии всех сторон речи.
Применение принципа системного анализа речевых нарушений позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи.
Раннее распознавание возможных отклонений как в устной, так и в дальнейшем письменной речи позволяет исправлять их с помощью педагогических (логопедических) приемов.
При диспансеризации логопеду вначале следует разделить детей на несколько подгрупп, состоящих из 3—5 человек, и провести с ними беседу на свободную тему, в процессе которой выявляется, как дети понимают вопросы и задания логопеда, как отвечают на эти вопросы. У детей, в речи которых проявились те или иные отклонения, логопед, используя методические пособия, проверяет состояние звукопроизношения, словарного запаса, грамматического оформления речи, а также ее ритм и темп.
При профосмотре логопед должен иметь необходимый картинный материал, соответствующий задачам краткого обследования.

На первичном приеме исследуется не только тот компонент речи, на который обратили внимание родители, но и состояние речи ребенка в целом. Чаще всего родители слышат неправильное произношение отдельных звуков и не обращают внимание на понимание ребенком обращенной речи, умение пользоваться грамматическими категориями и формами, строить контекстную речь. Для полноценной диагностики речевой патологии и оказания оптимальной помощи необходимо детально исследовать речевую функцию ребенка.
Исследование понимания обращенной речи и уровня сформированности собственной речи состоит из нескольких этапов.
1. Понимание логико-грамматических связей в контекстной речи
Следует прочитать или рассказать ребенку текст, используя сюжетную картинку или серии последовательных картинок, а затем задать вопросы, требующие устного ответа (для говорящих детей) или показа ответа по картинке (для неговорящих детей). Тексты или картинки должны быть подобраны с учетом возрастных требований.
2. Понимание вопросных форм
Используя картинки с действиями, выявить понимание простейших вопросов (кто это? или что делает?) и вопросные формы косвенных падежей (кого? кому? что? кем или чем? О чем?).
3. Понимание предлогов
Для определения умения пользоваться предлогами в собственной речи задается вопрос, где лежит тот или иной предмет. Используя картинки либо имеющиеся под рукой предметы, логопед дает задание: «Положи карандаши на тетрадь, в тетрадь, под тетрадь, около тетради». Для определения понимания предлогов используется просьба: «Покажи карандаш, который лежит на книге, под книгой, перед книгой».

При нарушениях ритма и темпа речи


Поскольку заикание — одна из сложнейших форм речевой патологии, при которой возможны различные изменения в деятельности ЦНС и специфические особенности общего и речевого поведения, а также своеобразие в формировании личности, то в обследовании заикающегося ребенка необходимо участие не только логопеда, но и психолога, врача-невролога или психиатра. Условия современной детской поликлиники в большинстве случаев позволяют провести такое комплексное обследование.
Логопед при обследовании речи ребенка должен определить:
— сформированность всех компонентов речи, ее соответствие возрастным требованиям;
— особенности поведения ребенка (речевой контакт, особенности вступления в речь, выделение наиболее трудной речевой ситуации, желание исправить дефект);
— черты общего поведения (контактность, активность, возбудимость).
Предлагается следующая схема обследования логопедом заикающегося ребенка в условиях поликлиники.
1. Фамилия, имя.
2. Дата рождения.
3. Посещаемое детское учреждение.
4. Анамнестические сведения:
— когда появились первые слова;
— когда появилась фразовая речь;
— время возникновения заикания;
— как проявилось заикание в момент возникновения: резко или постепенно;
— проводилось ли медикаментозное лечение и с каким эффектом;
— получал ли ребенок ранее логопедическую помощь и с каким эффектом.
5. Особенности речевого общения:
— испытывает ли трудности при вступлении в речь в новой для себя обстановке;
— степень свободы речевого общения;
— вариабельность проявления заикания в различных формах речи;
— выделение наиболее легкой и наиболее трудной речевой ситуации.
6. Характеристика заикания:
— степень выраженности (легкая, средней степени выраженности, тяжелая);
— место возникновения речевой судороги (в дыхательном аппарате, артикуляционном аппарате);
— особенности дыхания (короткое, поверхностное, достаточной длительности, речь на вдохе);
— сопутствующие движения (произвольные и непроизвольные);
— наличие речевых эмболов.

При дефектах артикуляционного аппарата


Нарушение в анатомо-физиологических механизмах речи приводит к различной степени тяжести нарушениям звуковой стороны речи. В то же время при задержке формирования фонетической стороны речи в большинстве случаев возникают трудности становления фонематического слуха, грамматического оформления и овладения связной контекстной речью.
В связи с этим, помимо исследования строения артикуляционного аппарата, следует выявить уровень понимания обращенной речи и сформированность всех компонентов собственной речи (см. «Методические рекомендации по обследованию речи детей на первичном приеме в поликлинике»).
Следует помнить, что одна из форм ринолалии — функциональная, при которой какие-либо анатомические дефекты артикуляционного аппарата отсутствуют. Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При произношении согласных нёбно-глоточное смыкание хорошее.
Особенностью обследования речи детей с нарушениями строения артикуляционного аппарата является исследование и описание характера этих нарушений:
— обследование мягкого нёба (сформировано ли оно, фонирует ли при произнесении гласного звука [а], имеются ли следы перенесенной уранопластики);
— состояние твердого нёба (имеются ли видимая расщелина, следы перенесенной уранопластики, нет ли видимой подслизистой расщелины);
— состояние верхней губы, наличие следов перенесенной хейлопластики, подвижность губы.
Нарушения могут быть приобретенными и врожденными.
Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого нёба.
Наиболее частая причина открытой ринолалии — врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

При нарушениях чтения и письма


Развитие устной и письменной речи — тесно связанные стороны единого процесса речевого развития. При обследовании ребенка, страдающего нарушениями чтения (дислексия), необходимо в первую очередь исследовать состояние его устной речи.
При выявлении нарушения чтения логопед может использовать классификацию дислексии О. А. Токаревой, а также любую другую принятую в настоящее время классификацию:
— акустическую, при которой отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие слухового анализа;
— оптическую, при которой отмечается неустойчивость зрительного восприятия или представлений, плохо усваиваются отдельные буквы, нет четкого зрительного образа буквы, наблюдается смешение букв, сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении;
— моторную, при которой отмечаются затруднения в движении глаз при чтении, сужение зрительного поля, частые потери строки или отдельных слов в строке, нарушается речедвигательное воспроизведение.
Дисграфия — частичное специфическое нарушение процессов письма, представляющего собой сложную форму речевой деятельности, в которой принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный анализаторы.
Для детального исследования письма логопед должен внимательно изучить школьные тетради ребенка с самостоятельными работами по русскому языку , продиктовать специальные тексты, направленные на выявление той или иной формы дисграфии.
При обследовании письменной речи и определении характера ее нарушения не следует забывать, что не всякое ошибочное письмо есть проявление дисграфии. Часты случаи, когда ребенок плохо овладевает чтением и письмом не из-за речевых нарушений, а из-за того, что по своим интеллектуальным возможностям не может усваивать предлагаемую ему программу или форма обучения письму не соответствует его психологическому состоянию.
Все результаты обследования речи записываются в амбулаторную карту ребенка (в краткой форме) или в индивидуальную карту в случае приема его на занятия в поликлинику (подробно). Описание речи при первичном обследовании делается при направлении ребенка на медико-педагогические комиссии.

Логопедическое обследование дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

С учетом возрастных особенностей детей обследование проводится с использованием разнообразных игровых приемов. Логопедическая карта, рис. см. ниже, позволяет наиболее эффективно выявлять ФФНР у детей, ускоряет процесс обследования речи и помогает наметить пути преодоления данного речевого нарушения.

Речевая карта для обследования детей с ФФНР

ФИО ребенка___________________________________________________
Дата рождения, возраст___________________________________________
ФИО родителей, телефон__________________________________________
Анамнез (какая беременность по счету, как протекали беременность и роды)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата
Губы________________________________________________________________
Язык, подъязычная уздечка________________________________________________
Подвижность, переключаемость____________________________________________
Тонус___________________________________________________________________
Саливация_______________________________________________________________
Нёбо____________________________________________________________________
Прикус, челюсти__________________________________________________________
Состояние мелкой моторики рук_____________________________________________

Состояние звукопроизношения (изолированно, слоги, слова, фразы)

Состояние фонематического восприятия


Дифференциация звуков на уровне слога
ба-па-ба _________ са-ша-са________
да-та-да__________ са-ца-са________
га-ка-га ________ ча-тя-ча________
за-са-за ________ ща-ча-ща ________
жа-ша-жа ________ ла-ра-ла ________

Дифференциация звуков на уровне слова
кот-год коза-коза
дом-том мишка-миска
лак-рак почка-бочка

Дифференциация звуков на уровне фразы
с- c ’- У Симы самолет ________
з-з’- У Зины зонт ________
с-з- У Сани замок ________
с-ц- В саду около крыльца курица с цыплятами ________

Состояние звукового анализа

Выделение начального ударного гласного в слове

Выделение гласного в конце слова

кошка ведро
грибы кенгуру

Выделение гласного в середине слова

Выделение конечного согласного в слове

Выделение начального согласного в слове

Обследование слоговой структуры слова
дверь
сковорода
скатерть
троллейбус
снеговик
велосипедист
Водопроводчик чинит водопровод
Гимнасты выступают под куполом
Мотоциклисты едут на мотоцикле
Аквалангист плавает с аквалангом
Регулировщик регулирует движение машин

Логопедическое заключение ________ ________ ________ ________ ________ ________ ________ ________ ________ ________ ________ ________ ________

Дата обследования ребенка ________ ________ ________
Подпись родителей ________ ________ ________ ________
Подпись учителя-логопеда ________ ________ ________

1. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М. :Академия, 2003, — 320 с.

2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : СОЮЗ, 1997, — 224 с.

3. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М. : Просвещение, 1987, — 159 с.

4. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний дошкольный возраст) : Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М. : ВЛАДОС, 1997, — 304 с

5. Жукова, Н. С., Мастюкова, С. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М. : Медицина, 1993, — 112 с.

6. Чиркина, Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. М. : Полиграфсервис, 1998, — 148 с.

7. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. : Медецина, 1992, — 240 с.

8. Пантюхина, Г. В., Печора, К. Л., Фрухт, Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М. : ВУНМЦ, 1996, — 76 с.

источник