Меню Рубрики

Анализ социальной защиты детей сирот

Введение 4
Глава 1 Теоретические обоснование проблемы сиротства и социальной защиты детей-сирот 7
1.1 Понятие и сущность сиротства 7
1.2 Проблемы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 12
1.3 Особенности социальной защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе 21
1.4 Меры по социальной защите прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 26
Выводы по теоретической части исследования 30
Глава II. Практическая часть исследования по теме «Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» примере Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» 32
2.1. Общая характеристика ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям» 32
2.2. Анализ основных направлений деятельности социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям» 36
Выводы по практической части исследования 41
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Актуальность темы исследования определяется значимостью защиты детей, а также проблемами, которые существуют в данной сфере, решение которых возможно только посредством совершенствования правового регулирования отношений по защите детей-сирот, организации работы органов опеки и попечительства, а также учреждений, которые осуществляют опеку над детьми-сиротами.
Защита детей-сирот является важной функцией государства и общества, так как данная категории детей наиболее уязвима. Приоритет семейного устройства, который провозглашен в нашем законодательстве, на практике не получил должной реализации. Поэтому, многие дети находятся в учреждениях социального обслуживания. Многие дети, попавшие с ложную жизненную ситуацию, являются социальными сиротами, т.е. переданы на воспитание в государственные учреждения при живых родителях. Это является социальной трагедией и показывает незрелость и проблемы нашего общества. Забота о таких детях, их развитие и последующая адаптация к жизни в обществе является важной задачей, решить которую возможно только совместными усилиями государства, общества и отдельных граждан.
Проблемы, связанные с сиротством исследуются представителями разных наук – психологами, правоведами, социологами и др. В правовой литературе устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, институту опеки, формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, уделили внимание Константинова Н.Н, Филипова А.Г. и др. Вопросам развития и современного состояния помощи детям-сиротам в России и за рубежом посвящена работа З.Я. Барановой , правовому статусу детей-сирот посвящена работа И.В. Шишениной , проблемы реализации жилищных прав рассматривала А.К. Мамаева . Признавая теоретическую значимость исследований указанных авторов, заметим, что ряд проблем правового регулирования остаются до сих пор не решенными.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, как федерального уровня, так и законодательство субъекта РФ.
Целью исследования является анализ правового регулирования социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.»
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие и сущность сиротства
— рассмотреть проблемы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
— рассмотреть особенности социальной защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе
— рассмотреть меры по социальной защите прав детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
— дать общую характеристику ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям»
— провести анализ основных направлений деятельности социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям».
Методологическую базу исследования составляют как общенаучный диалектический метод, который использовался для анализа понятия, сущности социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и специальные научные методы исторического, системно-структурного, логического и сравнительного анализа, а также методы индукции и дедукции.

Список литературы

1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
2. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге22.11.1984))
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные нормативные акты о правах человека. М., 1998.
4. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
5. Нефедова И.И. Права ребенка в международном праве (к 25-летию конвенции о правах ребенка) // Наука и практика. — Орел: Изд-во Орлов.юрид. ин-та МВД России, 2014, № 1 (58). — С. 102-105
6. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
7. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
8. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
9. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
10. Распоряжение Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 821р-П г. Петрозаводск
Литература
11. Бондаренко О.А. Права ребенка в РФ: конституционно-правовой аспект // Юристъ-Правоведъ. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.юрид. ин-та МВД России, 2010, № 1. — С. 72-76
12. Ершова Н. М. Имущественные правоотношения в семье / Н. М. Ершова – М.: Наука, 1979. – 160 c.
13. Казанцева А. Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение / А. Е. Казанцева. — Томск : Изд-во Том.унта, 1987. — 144 с.
14. Ковалева Е.С. Имплементация в российское законодательство международных стандартов и зарубежных норм, касающихся правового статуса несовершеннолетних женского пола, осужденных к наказанию в виде лишения свободы // Юристъ-Правоведъ. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.юрид. ин-та МВД России, 2013, № 2. — С. 72-74
15. Константинова Н.Н. Теоретические основы исследования системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей: монография. — СПб, Издательство СПбГУСЭ, 2008. — 10
16. Конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Бикситова Ж.А. — Волгоград, 2006. — 28 c.
17. Опека и попечительство как способ защиты прав детей, утративших родительское попечение. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Куропацкая Е.Г. — М., 2011. — 23 c.
18. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»)
19. Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации: научно-практическое пособие / Шишенина И.В. — М.: Книгодел, 2013. — 200 c.
20. Призрение детей-сирот в России и за рубежом: история и современность / Баранова З.Я. — Ижевск: Удмуртский университет, 2013. — 180 c.
21. Призрение детей-сирот в России и за рубежом: история и современность / Баранова З.Я. — Ижевск: Удмуртский университет, 2013. — 180 c. с 34
22. Рахвалова М.Н. Правовые проблемы регулирования постановки на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления им жилого помещения // Правовая система общества: преемственность и модернизация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 4-5 октября 2012 г.. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. — С. 110-112
23. Реализация жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы теории и практики. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Мамаева А.К. — Владикавказ, 2011. — 22 c.
24. Технология социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. — М.: Изд-во Юрайт, 2011. — 503 с.
25. Установление и прекращение родительских прав и обязанностей / Червяков К.К. — М.: Юрид. лит., 1975. — 104 c.
26. Филиппова А.Г. Политика государства по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект на материалах Хабаровского края. 80-90-е годы XX века: диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.02.- Комсомольск-на-Амуре, 2006.- 202 с. С 118
27. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Мурзин Р.Л. — М., 2006. — 30 c.

источник

Анализ социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и зарубежный странах

В стране нет государственной политики экономической поддержки семьи. По мнению представителей всех ведомств, самая главная причина, которая порождает сиротство, – экономическая? Она должна стать фронтальной задачей государства, так как имеет самое трудное решение. Некоторые формы экономической и социальной поддержки семьи имеются, многие прописаны только в законах, но они не работают на практике [59].

Кризис семьи – распад семьи, рост внебрачной рождаемости, постоянный рост семейного алкоголизма, наркомании среди родителей, токсикомании, рост правонарушений родителями (отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и т.д., а дети находятся в детских домах), ранняя рождаемость детей вне брака.

Педагогическая несостоятельность семьи – утрата традиций семьи, отсутствие связи поколений, безнадзорность, отсутствие ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования. Снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребёнку [59].

Накоплен большой фактический и научный материал, свидетельствующий об исключительном значении социально-психологических моментов в формировании отказного материнского поведения. Так, например, установлено, что большинство матерей, отказавшихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях, с детства имели негативный опыт межличностных отношений. «Личность многих женщин, не готовых к материнству, формировалась в своеобразной субкультуре, часть из них в детстве страдали от уни­жающего достоинство ребенка угнетения и холодного отношения со стороны родителей», – подчеркивал В. Брутман [13]. Иначе говоря, насилие и издевательства над девочкой формируют у будущей матери искаженный образ материнского поведения.

Социальная среда не только искажает, но и служит катализатором девиантного материнского поведения. По мнению ученых, такие негативные социальные факты, как низкий уровень образованности, бедность, безработица способствуют росту агрессивности у женщин по отношению к детям. Исследования обнаружили, что большинство «отказниц» имеет низкое общее и профессиональное образование, низкий социальный статус.

Кроме названных причин отмечаются и такие индивидуальные, особенности женщин, отказавшихся от ребенка: возраст матери, личностная незрелость, аморальный образ жизни (алкоголизм, наркомания, проституция).

Так, по данным Минздрава России, более половины «отказниц», –женщины в возрасте до 25 лет и после 35 лет. Физиологическая и психологическая незрелость, крайне низкие доходы в таких семьях, отсутствие нормальных жилищных условий становятся еще одной причиной отказа от воспитания собственных детей.

Довольно частой причиной аномального родительского поведения выступает алкоголизм и наркомания. Прежде всего, это касается матери ребенка. Об этом свидетельствуют данные ряда исследований – как у нас, так и за рубежом [29].

Дети – это наше будущее, именно им через несколько лет предстоит играть существенную роль в решении внутренних и внешних проблем государства. С этой точки зрения, широкое распространение сиротства как социального явления нельзя оценить иначе, как угрозу будущему нашего общества. Общепризнано, что современное сиротство имеет социальные корни, к которым относятся:

– общая деморализация общества в условиях быстрых социально-культурных перемен;

– резкий рост имущественного неравенства, связанный с появлением достаточно большой группы малоимущих;

– общая политическая и экономическая нестабильность, приводящая к широкому распространению чувства неуверенности в завтрашнем дне, как в России, так и в зарубежных странах.

В этих условиях усилия всего общества должны быть направлены на решение двух взаимосвязанных задач. Первая задача состоит в том, чтобы преодолеть социальное сиротство как массовое явление, угрожающее стабильности общества. Вторая задача заключается в минимизации негативных социальных последствий массового сиротства путем успешной интеграции детей, уже оставшихся без попечения родителей, в общество в качестве его полноценных членов.

Для профилактики сиротства необходима разработка межведомственной программы подготовки к семейной жизни – образование, здравоохранение в образовательных учреждениях, профилактическая работа специалистов всех ведомств по месту жительства или приближенных к месту жительства. Нужно создание центров помощи молодым матерям, одиноким молодым матерям, несовершеннолетним матерям с возможностью проживания в этих центрах, создание на региональном уровне условий для комплексной поддержки семьи, направленных на преодоление социального сиротства.

К сожалению, социальный потенциал детей-сирот в нашей стране, в отличие от зарубежных стран, в настоящее время используется плохо. В итоге большую часть сирот можно считать носителями анемичной субкультуры.

Решение социальных проблем детей-сирот невозможно без создания необходимой эффективной и реально действующей правовой базы. Но и уповать на одни законы нельзя. Мало провозглашать права и свободы человека и закреплять их в законах, нужно добиться материального обеспечения этих прав и свобод, гарантировать неукоснительное выполнение законов всеми членами общества.

Читайте также:  Анализ антитела к тпо у детей

Кроме того, чрезвычайно актуальной становится проблема подготовки самих специалистов по социальной работе, которые могли бы на высокопрофессиональном уровне решать вопросы, связанные с социальной защитой детей-сирот, в том числе через образование и профессию.

Главный вывод, который можно сделать на основе нашего исследования, заключается в том, что система социальной защиты не должна замыкаться на вопросах опеки детей. Такой патерналистский подход в современных условиях уже не работает. Социальная защита ребенка – не только опека, забота о нем, но и совокупность мероприятий, помогающих ему стать уверенным в своих силах, побуждающих активность. Именно адаптационный подход должен лечь в основу разработки целостной системы социальной политики государства в области детства, исходящей из оценки реального положения детей в современном обществе.

Конвенция о правах ребенка ООН // Документы ООН о детях, женщинах и образовании. – М.: Народное образование, 1995.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). -М.: Гарант, 2007.

Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей) // Собрание законодательства РФ. – М., 1995.

Постановление Государственной Думы Российской Федерации «О критической ситуации с детской безнадзорностью» // Собрание законодательства РФ. – М., 1998.

Постановление Государственной Думы Российской Федерации «Об экстренных мерах по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей и без надзора» // Собрание законодательства РФ. – М, 1998.

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) – М.: Гарант, 2007.

Федеральный Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социаль ной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21.12.1996 г.

Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» // Собрание законодатель ства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 150.

Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях нрав ребенка в РФ» // Собрание законодательства РФ. — М., 1998. — Ст. 3602

Дети из сундука»: цикл статей о постинтернатной адаптации детей-сирот и детей с недостатками в развитии // Соц. защита. – 2001. – № 3. – С. 14-19.

Аргемчук А. Юные изгои: социальные сироты // Труд. – 1997.

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Баразгова E. С. Американская социология (курс лекций). – Екатеринбург, 1997

Баркер Р. Словарь социальной работы. – М., 1994.

Барсукова Е.С. Детская Деревня (педагогическая модель сирот) // Первое сентября. – 1996. – 30 ноября.

Беспалов Ю. Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. – Владимир, 2003.

Байбородова Л.В. и др. Концепция организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами. Яр.: МАПН, 2003. 29 с.

Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России: Истор. очерк.. М.,1993.

Брутман В. Социальное сиротство: по пути отчаяния // Народное образование, № 9-10. – 1999.

Бузжалов Ф.Э. Современная социальная политика. – М., 1996.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 440 с

Вестник образования (положение детей-сирот). – 2000. – Август.

Волкова Н. Усыновление или торговля живым товаром? // Правда. – 2000. – 1 июня.

Где тонко, там и рвется (Сиротство приобрело в России характер национальной катастрофы) // Социальная зашита. – 2000. – № 2. — С. 2-8.

Григорьева И.А. Социальная политика в 90-х годах: модели и приоритеты. – СПб., 1997.

Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социс. – 1997. – №1. – С. 72-79.

Двойменный И.А, Лемков В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. – 1993. – 10. – С. 54-60.

Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб: Издательство «Речь», 2003. 144 с.

Дзенушкайте С. А. Наш дом: Из опыта работы. – М., 2000.

Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи //Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982.

Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – М.: Мысль, 1994. – С. 228.

Егошина В.Е., Ефимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 2005.

Иванова Н. П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. – М.: Дом, 2003.

Камина И. Работа органов социальной защиты по защите прав ребёнка // Социальное обеспечение. – 2000. – №11. – С. 8-22.

Качан Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007.

Коряков Г.А. Психолого-педагогическая коррекция профессиональных намерений у воспитанников детского дома // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. – М., 1987.

Лебедева Л.Ф. Основы и приоритеты социальной защиты: проблемы России и опыт США // США: Экономика, политика, идеология. — 1995.

Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте // Лишённые родительского попечительства: хрестоматия / Ред. Сост. В. С. Мухина. – М., 1991.

Лианов А. А. Дети без родителей: Кн. для учителя. – М., 2000.

Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. В. С. Мухина. – М., 2003.

Малярова Н.В., Несмеянова М.И. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. – 1991. — № 4.

Манцурова Л. Г. Разработка социальной защиты населения. // Всероссийское совещание-семинар региональных органов социальной зашиты населения. – Сочи, 1995.

Маханько А.М., Иванюк Н.А. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений. Пособие. – Мн.: РУМЦ ФВН, 2004.

Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практическое пособие. – М., 1996.

Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. – 1992. – № 3.

Назарова И. Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социс. – 2001. – № 4. – С. 71-74.

Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: (История и современность). М., 2004.

Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). – М., 2000.

Одинцова Л. Шамахова Н. Детский дом, организованный по семейному принципу. // Воспитание школьников. – № 2. – 2004. – С. 25-31

Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, И.Ф.Дементьева. М: Издательский центр «Академия», 2006.

Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения /»Под ред. М. Н. Лазутовой. М., 2001.

Озеров В.А. Детская беспризорность и безнадзорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России // Право и образование. 2002. – № 1.

Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи. – http://www.tula.net/tgpu/ Bschool/Problems/problems2.htm

Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997.

Политологический словарь: Учебное пособие / Р.Г. Григорян, Л.В. Гришин, Г.И. Дёмин и др. – М., 1995.

Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: Законодательные акты // Российское образование. – 1991. – №5-6. – С. 19-22.

Приоритетные задачи усиления социальной политики // Российский экономический журнал. – 1997. – № 7. – С. 40-46.

Проблемы социального сиротства. Смагина Л.И., Воднева А.К., Глухова Н.М. и др.; под общей редакцией Л.И. Смагиной. Мн., ГДП «Спектр-диалог», 2004. 104 с.

Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие (медико-социально- психологические проблемы). – М., 2003.

Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. – М., 1998.

Рыбинский Е. М. Сиротливое детство России. Что делать? – М., 2003.

Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Хлюстовой. — М.: Юрист, 1997.

Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 416 с.

Социально-правовые гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Экономика и жизнь. — 1996. — Май (№21). — С. 24-25.

источник

Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеристика причин социального сиротства и формы социального устройства. Права и органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ СПО НСО «Колыванский сельскохозяйственный техникум»

по ПМ. 01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»

МДК. 01.01. Право социального обеспечения

Тема: «Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

По специальности «Право и организация социального обеспечения»

Бондаренко Яна Александровна

ГЛАВА 1. Социальная защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа : проблемы и пути их решений

1.1 Законодательство о социальной защите прав и интересов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.2 Причины социального сиротства и формы социального устройства детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей

1.3 Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ГЛАВА 2. Органы, содействующие защите прав и интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения

Список использованных источников и литературы

Количество детей, оставшихся без попечения родителей в стране — один из показателей ее благополучия и стабильности.

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В связи с этим рассмотрение проблем социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей особенно актуально.

В нашей стране развивается семейное воспитание детей-сирот, подробно об этом рассказала в своей работе А.И. Догавлевская «Семейное воспитание приемных детей».

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха — эпоха гласности, демократии — создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн. детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего — в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

ГЛАВА 1. Социальная защита прав и интересов детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа: проблемы и пути их решений

1.1 Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке ].

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3 % детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60 % родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60 % матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30 % детей поступают в дома ребенка от родителей — алкоголиков.

Читайте также:  Анализ асло у детей до года

Сейчас в России около 600 000детей — сирот (из них 95 % социальные сироты, т.е. родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо — это матери — подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот. социальный сирота попечение законодательство

Такие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

Сегодня государство практически не стимулирует передачу детей, оставшихся без попечения родителей в другую семью, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Но и их не хватает. За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям [3]. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15 % . Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21 % приютских детей, причем только 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 — 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев и даже лет.

Выталкивает на улицу не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8 летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа 14 — 15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профтехучилища (отчего ежегодно до 1 млн. подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14 — 18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут, и т.п. В результате, по данным с мест, среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, 22 % нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают 2 млн. несовершеннолетних в возрасте 14 — 15 лет.

На усыновление, как наиболее предпочтительную форму семейного устройства в 2008 году передано 13173 ребенка и здесь можно выделить две основные тенденции. Первая — рост национального усыновления и сокращение иностранного в последние два года. Вторая тенденция в развитии института усыновления — это усиление мер материальной поддержки усыновителей, российских граждан, за счет средств регионов и публичное признание социальной значимости усыновления.

В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001 г. № 374. Указанным документом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа . Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

1.2 Причины социального сиротства и формы социального устройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, не являющимися родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление производится по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора [16].

Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, т.к. суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.

Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Усыновление является добровольным актом и может быть произведено только по просьбе (волеизъявлению) лица, желающего усыновить ребенка. Следовательно, никто не может принудить к усыновлению вопреки воле. Данное волеизъявление должно быть выражено в письменном заявлении об установлении усыновления ребенка, которое подается в районный суд, находящийся по месту проживания (нахождения) ребенка.

Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Лица, имеющие право быть усыновителями [17]:

Совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

-лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

-супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

-лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

-лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

-бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

-лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, согласно Постановления правительства РФ № 542 от 01.05.1996. (см. приложение);

-лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

-лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

-лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленного преступление против жизни или здоровья граждан.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Законом Российской Федерации не устанавливается предельный возраст усыновителей (усыновителя), несмотря на неоднократные попытки ввести поправки по данному вопросу.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка.

Опека (попечительство) — устанавливается над детьми, оставшимися [18] без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство — в возрасте от 14 до 18 лет.

Одной из основных задач опеки и попечительства является воспитание и образование детей, оставшихся, по каким бы то ни было причинам, без родительской опеки.

В ст. 146 Семейного кодекса предусматривается, что опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица [19]. При назначении опеки обязательно учитываются нравственные, личностные качества опекуна и его способность к выполнению обязанностей опекуна

Назначая ребенку опекуна, специалисты органов опеки и попечительства обязательно должны учитывать, какие отношения складываются или уже сложились между опекуном и ребенком. Если опекун живет не один, то следует учесть, как относятся к ребенку члена семьи опекуна, хотя их мнение не является решающим, поскольку опекаемый может не проживать в семье опекуна, а жить на своей жилплощади. Если это возможно, то спрашивается желание самого ребенка, и оно учитывается при назначении опеки. Органы опеки назначают ребенку опекуна или попечителя ребенку в течение месяца со дня, когда стал известен факт о необходимости установления опеки над ребенком.

Не назначаются опекунами лица:

-лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах,

-отстраненные от выполнения обязанностей опекунов,

-бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине,

-лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией,

-лица, которые по состоянию здоровья не могут выполнять обязанности опекунов/попечителей, согласно Постановления правительства РФ № 542 от 01.05.1996

1.3 Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно законодательству в стационарных учреждениях социального обслуживания (интернатных учреждениях) необходимо обеспечить условия для обучения, проживания, воспитания, реабилитации и организации досуговой деятельности детей-инвалидов, предоставлять полный перечень гарантированных государством социальных услуг, а также полное государственное обеспечение в отношении детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, в отношении данной категории граждан, следует оказывать содействие в получении субсидий различного характера, приобретении жилых помещений, имущества.

Питание и обеспечение мягким инвентарем должно производиться в соответствии с нормами, утвержденными действующим законодательством.

Интернаты обязаны проводить работу по соблюдению прав и защите интересов воспитанников, розыску родителей, которые отказались от своих детей в родильных домах, заключению с ними договоров о содержании и стационарном социальном обслуживании, восстановлению утраченных семейных связей.

В отношении детей с неустановленным социальным статусом осуществляется работа по розыску их родителей через органы ЗАГС и ОВД. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, проводится работа по взысканию алиментов, восстанавливаются права воспитанников на жилье.

Согласно законодательству, информация обо всех детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, должна находиться в банке данных для усыновления. Для оказания услуг в учреждениях должны быть оборудованные физиотерапевтический и стоматологический кабинеты, тренажерные залы для ЛФК, учебные классы, швейные и столярные мастерские, актовый и спортивный залы.

Предусмотрен ежеквартальный профилактический осмотр детей врачами-специалистами: педиатром, психиатром, а также ежегодный углубленный медицинский осмотр детей врачами-специалистами: отоларингологом, хирургом, окулистом, стоматологом, невропатологом, дерматологом, психиатром и гинекологом.

Учреждения должны быть обеспечены необходимыми лекарственными средствами.

Реабилитация воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей осуществляется в соответствии с программами, разработанными для умственно отсталых детей.

Согласно современным методикам, организация реабилитационного процесса подразделяется на 3 этапа: коррекционно-адаптационный; профессиональный образовательный и социализационный. На всех этапах реабилитационного процесса обеспечивается социальное, психолого-педагогическое сопровождение, социокультурная реабилитация каждого воспитанника, проходящего курс реабилитации, должна быть заведена «Индивидуальная динамическая карта реабилитации», в которой отражаются результаты реабилитационных мероприятий.

Необходимо, чтобы учреждения активно взаимодействовали с общественными организациями. В них созданы и работают Попечительские советы, благодаря которым оказывается всесторонняя помощь в укреплении материально технической базы, в обеспечении различным инвентарем, игрушками и прочими необходимыми предметами.

Социальная поддержка детей, находящихся в социально опасном положении

Профилактика безнадзорности среди детей и подростков проблема безнадзорности детей и подростков, ее предотвращение остается в числе приоритетных задач деятельности органов власти всех уровней, общественности.

Детям, которые находятся на полном государственном попечении и воспитываются в специализированных учреждениях (детских домах, домах ребенка, домах-интернатах и т.п.), опекуны не назначаются. Эти обязанности возлагаются на администрации этих учреждений.

Дети, находящихся под опекой/попечительством имеют следующие права:

-воспитание в семье опекуна, совместное с ним проживание,

-обеспечение для него условий содержания, воспитания, образования,

-получение причитающихся алиментов, пенсий, пособий,

-сохранение за ним права собственности на жилое помещение, а при его отсутствии — на получение жилья,

-защита от злоупотребления опекуна.

Опекун, в свою очередь, также имеет права и обязанности:

-воспитания ребенка, заботы о здоровье, физическом, психическом и духовном развитии ребенка,

-на самостоятельное определении способов воспитания ребенка,

-на выбор образовательного учреждения для ребенка,

-опекун не вправе препятствовать общению ребенка с его кровными родителями и другими родственниками, если эти отношения не наносят вред ребенку.

Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осуществляется органами опеки и попечительства. Формы такого контроля законом прямо не определены.

Читайте также:  Анализ ат к тпо у детей

Защита прав выпускников воспитательных учреждений возлагается на органы опеки и попечительства.

В целях последующего жизнеустройства при выпуске воспитаннику обязательно должны быть выданы следующие документы: свидетельство о рождении (паспорт), документы о состоянии здоровья, документ об образовании, сведения о родителях или близких родственниках, документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь.

Факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей.

На детей, находящихся под опекой или попечительством, должны выплачиваться государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей. Опекун (попечитель) выполняет свои обязанности безвозмездно, на содержание ребенка ему ежемесячно выплачиваются денежные средства в размере, установленном Правительством РФ

ГЛАВА 2. Органы, содействующие защите прав и интересов детей сирот и детей, оставшихся без попечения

В целях эффективной реализации Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 2009 году комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав принимались меры, направленные на развитие комплексной системы профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

Одним из приоритетных направлений в деятельности комиссий является работа с неблагополучными семьями, которые состоят у них на учете.

Комиссиями ведется работа с неблагополучными родителями и работа по обновлению межведомственной базы данных на неблагополучные семьи и число детей, воспитывающихся в них.

Анализ работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав показывает, что приоритетным направлением их деятельности является улучшение положения детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение их прав и законных интересов, профилактика преступлений в отношении несовершеннолетних.

В 2009 году управлениями внутренних дел осуществлен ряд организационных и практических мер, направленных на выполнение требований Федерального Закона №120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», региональных законов, ведомственных приказов и указаний по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В частности, в ряде регионов проведен ряд оперативно-профилактических операций и комплексных мероприятий: «Подросток-Алкоголь», «Группа», 3 этапа операции «Подросток» «Здоровье», «Месячник права», «Повтор», комплексные мероприятия по предупреждению преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в вечернее и ночное время. В них принимали участие сотрудники структурных подразделений органов внутренних дел, члены комиссий по делам несовершеннолетних, представители органов и учреждений образования, социальной защиты, здравоохранения, иных общественных организаций и учреждений. В ходе мероприятий сотрудниками органов внутренних дел проверялись дискотеки, клубы, бары, игорные заведения, иные места концентрации подростков и молодежи.

Данная работа способствует уменьшению числа общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности.

Активизирована работа по выявлению и привлечению к уголовной ответственности родителей (законных представителей), не выполняющих обязанности по воспитанию детей.

Особое внимание уделяется профилактической работе в образовательных учреждениях.

Анализ эффективности принимаемых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних свидетельствует, что, количество таких преступлений имеет тенденцию к снижению.

Предупреждение преступности и правонарушений несовершеннолетних

Проблема преступности среди несовершеннолетних в Российской Федерации остается актуальной. Согласно данным МВД России в первом полугодии 2009 года подростками было совершено около 49 тыс. преступлений или 5,4% от общего количества регистрируемых в стране преступлений. В результате усилий всех субъектов, участвующих в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, по итогам шести месяцев

2010 года произошло снижение преступлений допущенных подростками,

Приемная семья — довольно новая для России форма семейного воспитания. Узаконена она была в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса. Специальная глава 21 СК посвящена правовым вопросам организации приемной семьи, а затем появилось Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ № 829 от 17 июля 1996 г. Прообразом этой формы семейного воспитания явились детские дома семейного типа, возникшие в 1988 году .

Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами).

Договор о передаче ребенка заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Он должен предусматривать все возможные условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности как ребенка, так и его приемных родителей, а также основания для прекращения действия данного договора.

Договор о передаче ребенка на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителям по месту жительства (нахождения) ребенка.

Размер оплаты труда приемных родителей устанавливается каждым субъектом РФ. Так, в Москве, заработная плата приемных родителей, имеющих на воспитании трех и более приемных детей, устанавливается в размере ставки одиннадцатого разряда Единой тарифной сетки для педагогических работников учреждений образования.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются в органы опеки и попечительства ежегодно. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

В таком же порядке приемными семьям могут предоставляться льготы различного характера. Субъектам РФ рекомендовано установить основные виды льгот социального и жилищного характера:

-скидки в размере 50 % за квартплату, плату за коммунальные услуги и телефон;

-выделение земельного участка с освобождением от уплаты земельного налога;

-преимущественное право на получение санаторно-курортных путевок, в том числе, бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения;

-предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительности — от 42 до 56 дней;

-сохранение непрерывного стажа за приемными родителями на весь период действия трудового договора о передаче ребенка;

-право на получение беспроцентных ссуд на строительство жилья, дач, создание собственного предприятия .

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

-лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

-лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в судом в родительских правах;

-отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

-бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

-лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

Заключение органа опеки и попечительства о возможности лиц быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей, в том числе находящийся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении.

Предварительный выбор ребенка осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органами опеки и попечительства. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

Передача ребенка в семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший 10-летнего возраста, может быть передан в приемную семью только с его согласия.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на все причитающиеся ему алименты, пенсию и другие пособия, а также на жилое помещение, при отсутствии такового, имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, подводя итоги параграфа, можно сделать вывод, что основными законодательными актами, регулирующими положение детей сирот в России регулируются Конвенцией о правах ребенка и Семейным кодексом РФ.

Вывод по главе: в Российской Федерации проводиться активная работа по устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются законодательными актами.

С целью оптимизации педагогического процесса в приюте, продолжается работа по усовершенствованию рабочих планов воспитателей в индивидуальной и групповой работе с детьми. Ежемесячно на стенд крепится перспективный план воспитательной, психологической работы на месяц.

В ходе групповой и индивидуальной коррекционной работы, профилактических и индивидуальных мероприятий отмечаются позитивные изменения в личностном развитии детей, и развитие всех психических процессов, таких как улучшение речи, памяти, внимания, мышления, воображения, овладение навыков написания цифр и букв. Детям прививаются навыки личной гигиены — заправка кроватей, умывание, мытье рук и ног, чистка зубов.

Психологом приюта проводится:

-психодиагностическое обследование детей приюта — 31,

-проведено диагностик с детьми — 59,

-контроль за эмоционально-психическим состоянием-45;

-психокоррекционная работа: задействовано детей — 56, взрослых — 13;

-проведено занятий с детьми — 21 групповых и 115 индивидуальных, с взрослыми — 27индивидуальных;

-консультативная работа: сотрудники приюта — 32; родители — 1; дети приюта — 5, граждане, обратившиеся со стороны — 3.

Медицинскими работниками приюта проводится диагностика здоровья индивидуально каждого ребенка. Продолжается совершенствоваться система оздоровления детей через учреждения здравоохранения и специалистов Центра: медики Центра проводят санитарно-просветительную работу, которая позволяет формировать у ребенка представление о вредных привычках и их последствиях, навыков самообслуживания. Ведется работа по проведению диспансеризации

Медицинскими работниками приюта оказывается своевременная медицинская и профилактическая помощь:

-экстренная и своевременная госпитализация в стационар;

-профилактика и охрана зрения;

-оздоровительный массаж по показаниям специалистов;

-занятия лечебной физкультурой;

-посещение физиокабинета по показаниям специалистов;

-медицинское обследование (при поступлении в приют; при оформлении в школу и училище; при оформлении в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Основными формами работы медиков являются:

лечебная работа ( по назначению врачей).

Продолжается взаимодействие с поликлиниками, школами по вопросам медицинского обслуживания, обследования, оформления медицинских документов, иммунизации, туберкулинодиагностики и другим вопросам.

Список использованных источников и литературы

1.Конституция Российской Федерации

2.Гражданский кодекс Российской Федерации

3.Семейный кодекс Российской Федерации

4. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

5. Закон Новосибирской области от 15.12.2007 № 175-ОЗ «Об опеке и попечительстве в Новосибирской области»

6.Жилищный кодекс Российской Федерации

7.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»

8.Инструкция о порядке обмена жилых помещений утверждённая приказом министерства коммунального хозяйства РСФСР от 09.01.1967 №12

9.Федеральный закон от 16.04.2001 №44-ФЗ « О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

10.Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 № 829 «О приемной семье»

11.Закон Новосибирской области от 17.11.2006 № 53-ОЗ « О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

12. Закон Новосибирской области от 06.12.2001 № 200-ОЗ «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» в редакции Закона Новосибирской области от 12.07.2004 № 203-ОЗ

Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основные направления его реформирования. Органы по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, их обязанности.

дипломная работа [61,4 K], добавлен 08.06.2010

Стратегические проблемы борьбы с сиротством. Законодательство в сфере социальной защиты прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства. Основные социального причины сиротства в Российской Федерации.

курсовая работа [74,4 K], добавлен 17.12.2013

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как особая социальная категория граждан. Защита прав и приоритетные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нормативно-правовая база их социальной поддержки.

курсовая работа [63,2 K], добавлен 11.01.2011

Основные законодательно установленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство о гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство как форма воспитания детей.

контрольная работа [26,8 K], добавлен 01.12.2010

Общие положения об опеке и попечительстве. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без защиты личных и имущественных прав и интересов. Приоритетность семейных форм устройства детей-сирот.

курсовая работа [37,5 K], добавлен 26.11.2011

Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок и принципы усыновления детей иностранными гражданами, нормативно-законодательные основы. Обоснование изменений в законодательстве по усыновлению иностранными гражданами.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 06.11.2015

Место и роль института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном российском обществе. Проблемы, связанные с вопросами образования детей-сирот, медицинского обслуживания, прав на имущество, прав на жилье.

курсовая работа [54,3 K], добавлен 24.05.2013

Исторический аспект устройства детей в семьи. Сравнительная характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые последствия усыновления и контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей в России.

курсовая работа [61,4 K], добавлен 20.09.2015

Социально-юридический анализ института устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Опека (попечительство) как форма семейного устройства. Приемная и патронатная семьи, их правовое регулирование. Устройство детей в организации для детей-сирот.

дипломная работа [125,2 K], добавлен 13.08.2017

Правовые аспекты социального сиротства. Обобщение основных форм социальной защиты детей, которые остались без родительского попечения. Усыновление (удочерение). Опека (попечительство) над несовершеннолетними. Приемная семья. Патронат, патронатная семья.

курсовая работа [52,2 K], добавлен 07.05.2016

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник