Меню Рубрики

Отцы и дети анализ аркадия

Аркадий Кирсанов является одним из главных персонажей произведения Ивана Сергеевича Тургенева. Аркадий Кирсанов – это молодой человек двадцати трех лет. Сын помещика, недавно закончивший школу, молодой дворянин Аркадий попадает под влияние Базарова. У молодого человека мягкий характер и, как бы он ни старался стать похожим на Базарова, по натуре он совершенно другой. Поэтому он влюбляется в молодую и красивую девушку Катю, женится на ней и прекращает свою дружбу с Евгением Базаровым.

Аркадий – совсем еще мальчик со звонким, юношеским голосом, хоть и старается казаться взрослым. Он очень веселый и жизнерадостный. Герой очень любит своего отца и дядю. В отличие от своего отца, который живет по своим правилам и принципам, Аркадий легко попадает под влияние более сильных личностей. Наверное, это происходит потому, что молодому человеку гораздо проще зависеть от кого-то, ведь это освобождает его от ответственности за принятые решения. Если решения не принимать, то и «взятки гладки». В начале произведения читатель замечает, что Аркадий восхищается Базаровым, чуть не молится на него. Он очень дорожит своей дружбой с этим молодым нигилистом и хочет быть на него похожим.

Аркадий очень мягкий, великодушный человек, и может даже заплакать от переполнявших его чувств. Герой видит в людях только хорошие качества, не любит ссор и старается первым пойти навстречу в случае возникновения разногласий. Герой очень любит природу и музыку, но плохо танцует.

Аркадий очень хозяйственный. У него не возникало отвращения при мысли о работе с землей, он мечтал об «агрономической деятельности». Когда он приезжает домой и видит разрушенные деревенские дома и оборванных мужиков, он всем сердцем хочет исправить положение и помочь, только при этом абсолютно не представляет как это можно сделать.

Аркадий в произведении выступает как связь между старым и новым, эдакое промежуточное звено. Скорее всего, он увлекся нигилизмом, потому что вступил во взрослую жизнь и сам хотел казаться взрослым, самодостаточным человеком со своими взглядами, даже если эти взгляды он перенял у Базарова.

Одно из центральных мест в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» занимает Аркадий Кирсанов. Это молодой парень, сын барина Николая Петровича Кирсанова.

Мальчик был желанным ребёнком в семье, рождённым от большой любви отца к матери. Но судьба распорядилась так, что мать рано умерла, и воспитанием ребёнка занимался отец. Он старался дать сыну всё самое лучшее, окружить его по максимуму заботой и лаской, чтобы компенсировать отсутствие материнской любви. Отец так внимательно и трепетно относился к сыну, что прожил с ним вместе три зимы, когда он учился в университете в Петербурге. И вот мы видим его вначале произведения молодым парнем, который получил звание кандидат и возвращается к отцу в деревню Марьино.

От природы Аркадий добрый, отзывчивый, общительный парень, как его ещё автор называет «ручной», но попав под влияние Евгения Базарова, пытается быть таким же нигилистом, как и он. Аркадий считает его своим наставником, ведь Базаров не такой как все, не принимает давно устоявшиеся и принятые в обществе взгляды и принципы, отрицает се идеалы.

На первых порах жизненная позиция Евгения Базарова вызывала восторг и восхищение у Аркадия. Только это длилось не долго. По своему характеру и взглядам на жизнь Аркадий эстет, он замечает красоту везде и это его восхищает. Ему нравится любоваться красотой природы в любое время года, любит искусство, литературу, музыку, особенно классическую. Важным для него является семья, отношения с родителями, уважает старшее поколение. Аркадий воспитанный и образованный парень, своего отца и дядю Павла Петровича считает достойным примером в жизни. В поступке любого человека он ищет объективную причину и никогда не осуждает никого.

Аркадий Кирсанов тоже мечтает о своей любви, семье и о будущем. Когда он встретил достойную девушку, то сделал всё возможное, чтобы её не упустить. Это говорит о том, что это парень не безвольный и поддающийся влиянию со стороны, а наоборот, имеющий своё собственное мнение и уверенно идущий к своей цели.

Вместе с любимой девушкой Катей Аркадий создаёт семью и селится в деревне в отцовском доме. Не стыдясь своих интересов и увлечений, Кирсанов младший понимает, что ему интересна сельская жизнь, агрономия, ведение сельского хозяйства. Искренне открытие и признание своих врождённых качеств характера, не стыдясь своих взглядов на жизнь, стоило Аркадию разрывом дружбы с Евгением Базаровым. Молодой Кирсанов не смог долго носить ту маску, которая была ему всегда чужой.

Он послушал своё сердце, голос своей души и стал самим собой. А это и есть важный шаг на пути к счастью.

Роман “Отцы и дети” — это переплетение, столкновение двух противоположных жизней. Два поколения становятся лицом к лицу чтобы начать беспощадную войну за собственные интересы, отстоять своё видение мира.

Вместе с резким Базаровым молодое поколение представляет Аркадий Кирсанов. Это юный человек, который изо всех сил ищет признание в окружающем мире. Именно поэтому старается придерживаться нигилистических взглядов. Но автор показывает, что Кирсанов младший все же тянется к великодушию и добру этого мира.

“Птенчик” — так нежно Тургенев характеризует Аркадия, ведь он человек без жизненного опыта и личного мнения. Отец предоставил своему сыну возможность выбрать путь в жизни, поэтому Кирсанов три зимы провёл в Петербурге, приобретая степень кандидата.

Бесспорно, уверенные речи Базарова меняют мнение юноши в некоторых вопросах. Он рьяно вступает в спор с отцом и дядей, однако их опыт и авторитет заставляет его замолчать. В остальном же, Аркадий проявляет себя как “либеральный барин”, желает продолжить дело отца в селе, но хочет облегчить непосильный сельский труд, реформировать хозяйство.

Кирсанов — тактичен и вежлив, хотя отец имеет отношения с девушкой его возраста, которая родила ему ребёнка, он не против их отношений, снисходительно к ним относится. Тонкая душа героя показывает как сильно он любит природу и отчий дом. Три года в большом городе не отбили у него хватку к прекрасным русским полям и приветливым людям. Когда он едет домой, то наслаждается каждым мгновением проведённым на природе.

Отреченные взгляды Базарова на любовь и брак не повлияли на мечтательного Аркашу. Он нашёл свою единственную — Катю, сестру Одинцовой, вмести они создали прекрасную семью, обзавелись детьми. Аркадий Кирсанов не смотря ни на что верит в святость брака, поэтому венчается в церкви. Своим решением он показывает, что перед Богом несёт ответственность за свою супругу.

Хотя Кирсанов дорожит дружбой с более опытным человеком — Базаровым, но семейные ценности, сельский быт, уют берут верх.

Аркадий представитель нового поколения, но уважение к своим родным не позволяет ему перечить установленным традициям, а лишь найти для себя что-то своё и жить счастливо.

Роман “Отцы и дети” показывает глубочайшую разницу в мировоззрении поколений, однако поддерживает мысль, что будущие поколения не должны отрываться от своих корней, а искать связывающую нить. Этой нитью является покладистый, умиротворенный юноша — Аркадий Кирсанов.

На протяжении своей творческой деятельности Александр Куприн поднимал глобальную проблему: проблему равнодушия и отзывчивости в окружающем мире. Наяву подобное раскрывается в произведении писателя «Чудесный доктор»

Одним из второстепенных персонажей произведения является Петр Иванович Адуев, представленный писателем в образе дядюшки Александра Адуева.

Игорь – великий князь, обладающий большой властью над людьми и землями. В слове он представлен как храбрый, смелый, амбициозный, но гордый и опрометчивый человек

Больше всего мне нравится биология. В первую очередь из-за нашего учителя. Сначала он вёл окружающий мир, тогда мне нравился тот предмет, но после учителя заменили, так урок мне сразу разонравился. И я очень рада, что теперь он ведёт биологию.

Мрія – це те, що завжди важко виконати. Але саме це почуття підтримує в нас життя, прагнення до неї, прагнення до якоїсь мети, і це дуже важливо. Адже коли у людини немає ніякої особливої мети, йому важко живеться

источник

В своем романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев хотел передать ограниченность и несостоятельность дворянского класса. И выбранные им образы Аркадия Кирсанова, Павла Петровича и Николая Петровича тому подтверждение.

Аркадий Кирсанов – это юноша двадцати трех лет, дворянин, сын помещика. Он только окончил школу, но уже хочет казаться взрослым. Аркадий легко поддается влиянию более сильных личностей, думая, что поможет ему избежать ответственности и принятия важных решений. Именно поэтому он начинает общаться с Евгением Базаровым и хочет быть на него похожим.

Аркадий Кирсанов по своей натуре добрый и мягкий человек. Он переживает за бедняков, за свой родной край, хочет сотворить много хороших дел, хочет что-то изменить в лучшую сторону, но как воплотить все это в жизнь он не представляет.

Аркадий, как и его отец, которого он очень любит, старается видеть в людях только хорошие черты. Он жалеет нищих, сопереживает родителям Базарова, хотя сам Базаров считает Кирсанова за это слабаком, говорит, что у того слишком нежная душа, называет его размазней. Из-за этого Аркадий почти всегда проигрывал споры с Базаровым, хоть и говорил больше него. Аркадий очень любит много и красиво говорить. Именно он определяет Базарова как нигилиста, человека, не принимающего принципы и авторитеты. Евгений же, прекрасно видя натуру Аркадия, считает его речи неприличными.

Базаров пытался перевоспитать Аркадия под себя, но понял, что у него это не получится. Он не понимает, что мягкий характер Аркадия – это заслуга его мечтательной натуры, любящей искусство и всё прекрасное.

Поначалу Аркадий попадает под влияние Базарова и пребывает в полном восторге от своего друга, старается во всем на него походить, даже сам называется нигилистом. Однако, со временем, он начинает от него отдаляться, не сумев справиться со взятой на себя ролью, и становится более самостоятельным. Базаров, прощаясь с Аркадием, говорит, что тот не создан для горькой обыденной жизни, что в нем нет злости, а имеющийся молодой задор в их деле не сгодится. Аркадий и сам понимает, что дружба с Базаровым – это порыв молодости и что он никогда не смог бы стать лидером. Прощаясь с Базаровым, Аркадий забывает всё плохое, что тот сделал за время их дружбы и не может сдержать слез, однако, вечером того же дня он уже не вспоминает о своем наставнике. Не смотря на то, что Аркадий был его учеником, Базаров не смог оставить после себя следа в жизни молодого человека.

Взрослея, Аркадий начинает всё лучше понимать своего отца и сближается с ним. Он так же видит свое предназначение, и так же хочет творить добрые дела, только вот свои идеалы он видит гораздо ближе, чем ему казалось раньше.

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», который до сих пор считается шедевром русской классической литературы, автор рисует немало занимательных образов. Через это произведение писателю хотелось передать несостоятельность дворянства, как класса. И у него это получилось. Доказательством служит характеристика одного из центральных героев романа Аркадия Кирсанова.

Аркадий – молодой мечтательный юноша. Он совсем недавно окончил учебу, но уже желает выглядеть взрослым, самостоятельным и самодостаточным человеком. Будучи личностью не шибко сильной, он легко поддается влиянию других людей, в особенности, если они заслуживают какого-то одобрения со стороны. Потому младший Кирсанов связывает свою судьбу с нигилистом Евгением Базаровым, стараясь унаследовать его принципы и идеи.

По натуре Аркадий Кирсанов человек очень мягкий, умеющий сострадать, чувствовать прекрасное, любить и творить. По мнению Базарова же такие качества доказывают слабость личности, а потому он высмеивает светлые порывы своего приятеля. По нежности и мягкости своей души Аркадий часто проигрывает споры со своим другом, несмотря на красивые речи и изъяснения.

Аркадий пытается быть похожим на Базарова, прививая себе идеи нигилизма. В свою очередь Базаров хочет воспитать Аркадия под себя. Но это сделать не удается. Поначалу младший Кирсанов действительно пытается следовать принципам Базарова, отрицая нерушимые идеалы человечества, называя даже себя нигилистом. Однако такая роль не по душе мягкому и нежному юноше. Аркадий все более отдаляется от приятеля, взрослея, принимая свои собственные нерушимые идеалы. Его мечтательная душа не создана для нигилизма и впоследствии это уже всем героем становится ясно. Несмотря на то, как сильно был привязан юноша к Базарову, последний не смог оставить значительного следа в жизни молодого Кирсанова.

Чем взрослее становится Аркадий, тем более он начинает походить на своего отца. Он видит свое предназначение в том же, в чем видел свое старший Кирсанов.

В произведении Тургенева «Отцы и дети» рассказывается про дворян и как они живут в таких непростых ситуациях и как им удается выживать в них. И при помощи своих главных героев он это отлично показывает. Одним из главных героев является Кирсанов, о нем-то и пойдет речь. Недавно ему исполнилось двадцать три года. Больше всего на свете ему хочется поскорее повзрослеть, но пока это не удается. Родители очень хотели этого ребенка и всегда старались ухаживать за ним и заботиться о нем. Вот только матери не довелось посмотреть, как вырос ее сын, а все, потому что она очень сильно заболела, а вылечить ее никто не мог и спустя некоторое время умерла. Его отец является помещиком. Он всегда учил своего сына, чтобы у него имелось свое мнение, а также он умел добиваться цели, вот только парень жил по правилам, которые устанавливали другие люди. У него имеются сильные стороны и при помощи них он хочет подчеркнуть то, что он умеет и может принимать решение, а также пытается разными способами избежать ответственности в принятии того или иного решения. Раньше у него был друг Базаров, с которым он дружил и даже был на него похожим.

Однажды он увидел одну очень красивую девушку. Ее зовут Катя и он решил сделать все для того чтобы она обратила на него внимание и была только с ним. Ему все удалось сделать. И когда они скрепили свои отношения росписью, то решил больше не общаться с Базаровым. У них появилась прекрасная семья, и он с удовольствием стал заниматься домашними делами и ковыряться в земле. Если раньше его интересовало мнение других людей, то постепенно ему стало все равно, что думают, о нем другие люди, и он стал жить, так как угодно и хорошо ему и его семье.

Читайте также:  Анализ здоровья детей за год

Кроме этого больше всего на свете ему нравится слушать музыку, а также танцевать, хотя многие уверяют его в том, что танцевать он совершенно не умеет. И когда у него появляется свободная минутка, он отправляется на природу и может пробыть там очень долго. Там он не только думает, но и размышляет о том, как жить дальше.

Также ему нравится ковыряться в земле и свою жизнь в будущем он хочет посвятить агрономии. Когда проезжает по своей стране и видит разрушенные дома и заброшенные земли, то очень расстраивается поэтому поводу. Больше всего на свете ему хочется все это изменить, исправить и помочь нуждающимся людям, вот только что нужно сделать для этого он даже не понимает и не знает.

Наступила первая послевоенная весна. Рассказчик истории направляется в станицу Буковскую, едет он на лошадях по бездорожью, на его пути оказывается река Еланка

Анна Марковна, пожилая женщина которой 60 лет, сейчас содержит публичный дом. Ранее сама работала дамой легкого поведения, она не имеет образования. Но всем ее достижениям в жизни помогла интуиция и хваткая натура

В 1976 году был написан знаменитый рассказ Виктора Астафьева – «Царь-рыба». Данное произведение раскрывает проблему взаимоотношений человека и природы, охватывает такие темы

Проблема отцов и детей, это проблема, которая была и будет актуальны всегда. Суть данной проблемы заключается в их непонимании. От этого никак не уйти, ведь менталитет и культура одного поколения

О. Латунский – один из антигероев романа «Мастер и Маргарита», второстепенный персонаж, не получивший подробного портрета внешности или внутренних качеств. При этом Латунский сыграл важную роль в жизни

источник

И.В. Тургенев работал над своим знаменитым романом «Отца и дети» с 1818 года по 1883 год. Произведение открывает главную проблему всех времён – проблему отцов и детей, то есть проблему поколений.

Главным героем романа является Евгений Базаров, образ которого для молодёжи своего времени стал примером для подражания. В произведении он считает себя нигилистом. У Базарова есть друг, который также является ключевой фигурой в романе, — Аркадий Кирсанов, молодой человек двадцати трёх лет. Под влиянием Евгения Базарова он тоже принимает его взгляды, то есть становится нигилистом, однако вскоре, понимая, что эти взгляды ему чужды, отказывается от нигилизма, и общение с Базаровым на этом прекращается.

Аркадий Кирсанов – молодой дворянин, который по окончании университета возвращается к себе на родину – дом в Марьине. В начале романа Аркадий представляется молодым человеком, который стал похож на своего приятеля Базарова. Однако можно заметить, как Аркадий борется с самим же собой: если Базаров действительно придерживается нигилистских взглядов, то Кирсанов только подражает, он пытается быть похожим на товарища.

Это можно заметить по тому, что Аркадий не старается как-то углубиться в нигилизм, а только поверхностно относится к этому. Ему нравится чувство свободы и независимость от авторитетов.

Эти изменения в характеры не смогли уйти от взгляда его отца – Николая Петровича Кирсанова. Из-за того, что Аркадий стал придерживаться новых взглядов, в нём пробуждаются новые качества, например, он стал дерзить, чувствовать самоуверенность. Однако Кирсанов на самом деле не является таким, в нём присутствуют такие качества, как доброта, отсутствие хитрости, простота, уважение к дворянству. Но, находясь под огромным влиянием Евгения Базарова, Аркадий старательно прячет свои настоящие качества. Поэтому данному персонажу можно приписать ещё такие качества, как впечатлительность и легковнушаемость. Аркадий настолько «проникся» нигилизмом, что даже обидел собственного отца.

Но на протяжении романа его нигилистские качества растворяются. Он со временем становится похож уже не на своего товарища по университету, а на отца. От «отрицания всего» он приходит на «компромиссы с жизнью». И это так называемое смирение автор показывает, когда герой влюбляется в Одинцову, тем самым находя своё новое чувство безысходным.

Однако своё счастье он находит с сестрой Одинцовой – Катей.

Таким образом, можно сделать вывод, что в силу своего возраста Аркадий легко проникается новыми взглядами, которых придерживался его кумир Базаров, так называемый юношеский максимализм. Можно сказать, что нигилизм не слишком приходится по душе Аркадию, поскольку он не старается углубиться в данное воззрение, а только старается казаться тем, кем, по сути, не является. Однако на протяжении романа его сущность, добрая и простота, преобладает над персонажем. В конце концов, он обретает самого себя, смиряется с собственным воззрением и находит счастье.

(Эдуард Марцевич в роли Аркадия Кирсанова на сцене Малого театра)

Аркадий Кирсанов предстаёт перед читателями загорелым, с приятным юношеским баритоном молодым человеком. На самом деле, Тургенев не дал внешней характеристики данному персонажу. Скорее всего, автор хотел показать, что внешность данного героя не столько важна, сколько его внутренний мир и внутреннее противоречие в начале романа. Аркадий, как бы он ни выглядел, остаётся сыном своего отца и повторяет частично его участь.

Аркадий является некой противоположностью Евгения Базарова, хотя он пытается быть его копией. Тургенев показывает, что ничто не может сломить отцовского воспитание, никакое влияние других людей. Аркадий остаётся похожим на отца. Где-то он пытается казаться другим, но что было заложено в детстве и юношестве, то и остаётся с ним до конца жизни. Ко всему прочему, в Аркадии играют дворянские корни. Это говорит о том, что дворянские взгляды, которые со временем устоялись в обществе, практически невозможно устранить.

Через образы Аркадия, Павла и Николая Кирсановых Тургенев хотел показать несостоятельность дворянства, их слабость, вялость и ограниченность. Они не терпят изменений, они плывут по течению жизни. В их образах прослеживается олицетворение русского либерального дворянства.

источник

Место в сюжете. А.Н. Кирсанов – ообразованный дворянин. Ему около 23 лет. Он только что окончил университет. Аркадий — сын помещика Николая Кирсанова и племянник Павла Петровича Кирсанова. Молодой и наивный Аркадий попадает под влияние нигилиста Евгения Базарова. Аркадий тоже «старается» быть нигилистом. Но на самом деле в душе он — мягкий, сентиментальный и великодушный человек. Со временем Аркадий понимает, что он не создан быть нигилистом. Тогда его дружба с Базаровым заканчивается. Романтичный и сентиментальный Аркадий влюбляется в юную красавицу Катю. Они женятся и заводят детей.

Возраст –23 года: «. недаром же мне и минул двадцать третий год. «

Потомственный дворянин: «. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. «

Внешность: «. к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата. » «. раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели. » «. Он сбросил с себя шинель. «

Еще мальчик, «птенец»: «. А главное, он молод, молод… не то, что мы с вами, Евгений Васильич. » «. так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца. » «. Что значит молодость! – произнес спокойно Базаров. » «. Ах да! птенец этот. » «. В тебе есть молодая смелость да молодой задор. «

Голос: «. говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий. «

Образование: окончил Университет в Петербурге: «. В 55-м году он повез сына в университет; прожил с ним три зимы в Петербурге. » «. сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата. «(кандидат – лицо, сдавшее специальный «кандидатский экзамен», первая ученая степень)

Взгляды на общество: «. либеральный барич. «

Состояние: «я и не богат», «партия во всех отношениях хорошая; состояние у Кирсанова изрядное. «

Веселый: «. весело отвечая на отцовские ласки. » «. так весело посмотрел на отца. «

Жизнерадостный: «. промолвил Аркадий, – но что за чудный день сегодня. » «. Аркадий, которому, несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшую. «

Любит своего отца и дядю: «. Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает: во всяком случае, «. Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку. «

Дорожит дружбой Базарова (в начале романа): «. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой. «

Отношение к Базарову (в начале романа): «. Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся. » «. Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.). «

Старается казаться взрослым: «. он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком . Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы. «

Старается казаться развязным: «. Я нахожу, что Аркадий s’est degourdi. » (стал развязнее). «. с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил все вино. «

Называет себя нигилистом: «. Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, – вмешался Аркадий. » Только делает вид, что — нигилист. В душе он далек от нигилизма: «. Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист. » «. Аркадий ее любил [природу], хоть и не смел признаться в этом. «

Ничем не занимается (в отличие от Базарова): «. Меня зовут Аркадий Николаич Кирсанов, – проговорил Аркадий, – и я ничем не занимаюсь. » «. Аркадий сибаритствовал, Базаров работал. «

Умный человек: «. убедилась, что он умен. «

Великодушный: «. я сам пойду к ней, – воскликнул Аркадий с новым приливом великодушных чувств. » «. Эге-ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные. «

Справедливый: «. Надо быть справедливым, Евгений. » «. Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, – возразил запальчиво Аркадий. «

Робкий: «. Ты робеешь, мало на себя надеешься. » «. Аркадий ощущал на сердце некоторую робость. » «. он робел и терялся, когда оставался с ней наедине; и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод. » «. он почувствовал невольную робость. » «. робость овладевала им. «

Невинный, целомудренный: «. Вот еще! Какой невинный. » «. Господа, уж это что-то на Бедлам похоже стало, – заметил он вслух. «

Скромный: «. Помилуйте,… какой же я великий мира сего? И к роскоши я не привык. «

Ласковый: «. – Полно, папаша, полно, сделай одолжение! – Аркадий ласково улыбнулся. » «. Мы познакомились, отец! – воскликнул он с выражением какого-то ласкового и доброго торжества на лице. «

Нециничный: «. Аркадия покоробило от цинизма Базарова. «

Нежная душа: «. Ну, не сердись, неженка. » «. Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть. «

Эмоциональный: «. Он схватил ее большие прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя…». «

Способен плакать, когда его переполняют чувства: «. Он чувствовал, что слезы приступали к его главам. » «..«Жаль и Кати!» – шепнул Аркадий в подушку, на которую уже капнула слеза. » «. Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз. «

Мягкий человек: «. Ты славный малый; но ты все-таки мякенький. «

Любит природу: «. Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет. » «. Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом. «

Любит музыку: «. вы, мсьё Кирсанов, кажется, любите музыку. » «. сыграй что-нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку. » «. Аркадий, хотя точно любил музыку, неохотно пошел за ней. » «. – Вы какую музыку больше любите? – Классическую Моцарта люблю. «

Плохо танцует: «. Танцую, только плохо. » «. Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал. «

Любит красиво говорить: «. О друг мой, Аркадий Николаич! – воскликнул Базаров, – об одном прошу тебя: не говори красиво. » «. Вот эта не упрекает меня за то, что я красиво выражаюсь. «

Миролюбивый, не любит ссориться: «. Ну, полно, – шепнул Аркадий и пожал украдкой своему другу руку. – Но никакая дружба долго не выдержит таких столкновений. » «. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами. «

Хозяйственный помещик. Он занимается своим имением: «. небогатый край этот . нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы. » «. Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности. «

Хочет быть полезным для общества: «. я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе. «

Верит в брак: «. Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал. «

В конце романа Аркадий женится на Кате, сестре Анны Одинцовой: «. Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой. «

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8445 — | 7003 — или читать все.

Читайте также:  Анализ знаний детей в детском саду

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера в цитатах

Меню статьи:

Образ Аркадия Кирсанова неотъемлемо воспринимается читателями в сравнении с образом Евгения Базарова. Противоположность героев позволяет ярче воспринять сильные и слабые стороны этого персонажа, узнать о привязанностях Аркадия и путях их формирования.

Аркадий Кирсанов принадлежит к дворянскому сословию. Его мать умерла рано, и воспитанием сына занимался отец – Николай Петрович, который старался не просто быть родителем, но и стать другом своему сыну. Повзрослев, Аркадий приступает к обучению в университете. Сначала отец его проживал в городе вместе с сыном (три зимы) – глубокая привязанность к своему чаду не позволила ему легко расстаться с единственным ребенком. Затем Кирсанов-старший вернулся в родовое имение. Аркадий же успешно продолжил свое обучение. В это время он познакомился с Евгением Базаровым – студентом-медиком, сыном военного врача и дворянки.

Дорогие читатели! В этой публикации вы можете узнать о значении собаки Му-му в жизни Герасима. Грустную повесть “Му-му”, обличающую человеческую жестокость, написал Иван Тургенев.

Нигилистическая позиция своего нового друга становится важным элементом в жизни Аркадия, а привязанность и восхищение Евгением неустанно возрастает. Аркадий приезжает в свое родовое имение вместе с Евгением. Николай Петрович и его родной брат Павел Петрович радушно принимают приезжих, хотя Базаров у стариков и не вызывает такого восхищения как у Аркадия.

Со временем молодые люди знакомятся с Анной Одинцовой и оба влюбляются в эту женщину. Анна же оказывает знаки внимания Евгению, игнорируя Аркадия, к которому относится как к брату, чем вызывает его ревность и обиду на друга. Дальнейшее развитие отношений позволяет Аркадию осознать свою романтическую суть и абсурдность нигилизма.

Евгений же, пребывая в доме Кирсановых, оказывает знаки внимания гражданской жене Николая Кирсанова, Фене, чем вызывает приступ ярости со стороны Павла Петровича – дело заканчивается дуэлью, на которой Павел Петрович был ранен. Об этом событии Аркадий узнает из уст самого Евгения в Никольском, куда поехал, чтобы повидать Катю. После этого случая происходит окончательное разногласие между Евгением и Аркадием – дружба молодых людей сходит на «нет».

Аркадий не особо огорчается этим событием – он влюблен в сестру Анны – Катю и намерен жениться на девушке. Впоследствии у них рождается первенец – сын Николай.

Аркадий Кирсанов обладает веселым, «детским» нравом. Он жизнерадостен и воспринимает жизнь как полную ярких красок. Как и большинство молодых людей, Аркадий хочет казаться взрослым. Время от времени он испытывает неловкость из-за того, что еще не обрел «навыков взрослой жизни». Аркадий осознает, что он уже вышел из детского возраста и не может вести себя подобно ребенку, но в то же время испытывает дискомфорт. Так, например, Аркадий «без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы».

В начале романа читатель встречается с бездеятельным Аркадием – Кирсанов ничем не занимается и, если хорошо разобраться, бесцельно проводит свое время. Однако ситуация после размолвки с Базаровым и женитьбы на Кате существенно меняется – он начинает активно вникать в дела родового поместья и обучаться основам ведения хозяйства. «Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности».

Аркадию нравится музыка, особенно классическая, например, Моцарт. Кирсанов питает слабость к красноречию, чем особенно огорчает своего друга Евгения, который считает умение говорить красиво больше недостатком, чем достоянием.

Особую прелесть Аркадий находит в лицезрении природы. Аркадий способен замечать малейшие ее изменения, восхищаться ею.

Аркадий обладает миролюбивым характером, он полон нежности и чувствительности. Он может легко растрогаться и даже прослезиться. Кирсанов старается скрыть от окружающих такую свою суть, так как боится осуждения. Однако создать иллюзию до конца у него не получается. Базаров замечает проявления эмоциональности со стороны Аркадия, и в ссоре упрекает Кирсанова в этом: «Ты нежная душа, размазня».

Аркадий не способен на ненависть или злость по отношению к другим, он с готовностью прощает окружающим любые обиды, что, по мнению Евгения, плохо, ведь именно злость и ненависть является сильными чувствами, в то время как нежность и ласка относятся к слабым.

Аркадий – робкий, не циничный и не жестокий человек. Однако нельзя утверждать, что Аркадий мягкотелый, беспринципный человек. У него хорошо развито чувство справедливости. Ради отстаивания справедливости, Аркадий готов преступить через свою робость и стеснительность. В ссорах с Евгением он не может дать ему жесткий отпор, хотя все же пытается противостоять своему «другу».

Долгое время Евгений Базаров был кумиром молодого аристократа. Сложно сказать, как именно удалось Евгению расположить к себе Кирсанова и добиться, хоть и не преднамеренно, такой привязанности. Вполне вероятно, что виной этому было исключительное любопытство, образованность и нестандартность Евгения.

Базаров был очень не похож на других людей – он удачно балансировал между аристократизмом и невежеством, чем привлекал всеобщее внимание.

Общение Аркадия с Евгением перерастает в дружбу, по крайней мере со стороны Аркадия. Кирсанов старается подражать своему «учителю», копировать его развязность и жизненную позицию. Однако на самом деле, Аркадий не ощущает душевного родства с идеями нигилизма – для Кирсанова это всего лишь увлечение: «Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!»

Евгений же вряд ли столь искренне дорожит дружбой с Кирсановым – в целом он человек, который легко прощается с людьми, поэтому говорить об истинной дружбе в этом случае крайне сложно.

Исходя из того, что Кирсанов не был «настоящим» нигилистом, дружеские отношения его с Базаровым были обречены и ограничивались лишь временными рамками. Случая для размолвки долго ждать не пришлось. Небольшая тень сомнения на предмет своей отличности от Евгения у Аркадия закрадывается еще в самом начале их пребывания в родовом поместье Кирсановых – Базаров порой слишком резко критикует Николая и Павла Кирсановых, чем неприятно поражает своего друга, ведь Аркадий питает глубокое уважение и привязанность к своему отцу и дяде. В дальнейшем к этому присоединяются ухаживания за Анной Одинцовой. Благодаря вынужденному сближению с Катей Локтевой (сестрой Анны) Аркадий осознает свою романтическую привязанность и отказывается от общения с Евгением. «Я по прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе» – говорит он. Таким образом, дружба Евгения и Аркадия изживает себя.

На балу Аркадий Кирсанов знакомится с Анной Одинцовой и влюбляется в эту женщину с первого взгляда. На фоне всех присутствующих она выглядит очень необычной и в некой мере таинственной.

Аркадий вместе с Евгением наносят женщине визит в гостинице, где получают приглашение в поместье Одинцовой. Аркадий не упускает возможности посетить Никольское, к тому же Евгений подстрекает Аркадия для совершения этого поступка, ведь он сам влюбляется в Анну.

В Никольском обстоятельства оборачиваются так, что Анну больше интересует Евгений, а Аркадий, несмотря ни на что, остается не у дел. Ему не остается больше ничего как общаться с младшей сестрой Одинцовой – Катей Локтевой. Поначалу, это общение тяготит Аркадия – он все еще влюблен в Анну и ему кажется такое пренебрежение несправедливостью. Однако со временем Аркадий все больше и больше увлекается Катей. Он осознает, что это человек, который приятен ему не только внешне, но и духовно.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой отца Базарова в произведении И. Тургенева “Отцы и дети”.

В дальнейшем симпатия Аркадия перерастает в пылкое чувство любви – Кирсанов делает Кате предложение и получает согласие.

Аркадий и Катя обвенчались в церкви в тот же день, что и Феня с Николаем Петровичем. Обе свадьбы проходили без особых пиршеств и празднований – это было совсем не важно для любящих людей: «Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой». В результате у Аркадия и Кати рождается сын, которого назвали Николаем.

В большинстве случаев между родителями и детьми происходит коммуникативный конфликт, который значительно усложняет процесс взаимодействия представителей различных поколений. Однако в отношениях Аркадия Кирсанова и Николая Кирсанова этого не происходит.

Между отцом и сыном сохраняются доверительные, дружеские отношения. Николай Петрович, будучи человеком романтическим и в некоторой мере сентиментальным испытывает по отношению к сыну не просто чувство долга, но и глубокую привязанность. Для него приезд сына – значительное событие.

Николай Петрович в нетерпении проводит время, ожидая сына на станции, а при встрече долго обнимается с ним. Такое проявление нежности хоть немного и смутило Аркадия (скорее всего потому, что свидетелем этой нежности был Евгений, который считал нежность и любовь – в любом ее понимании – вздором), но все же не было ему неприятно. Такое восприятие может свидетельствовать о том, что подобные отношения между сыном и отцом не были новшеством.

Со своим дядей Аркадий ведет немного сдержаннее, хотя тоже не стесняется проявлять эмоции. Отношения Аркадия с отцом и дядей построены на взаимопонимании и уважении, в них отсутствует страх и авторитарность, которые порой возникают между родителями и детьми.

Аркадий с радостью принимает известие о наличии у него маленького братика и хорошо принимает его мать – Феню, невзирая на то, что она не аристократка по происхождению.

Аркадий придает существенно значение браку и семье. Он, вместе с дядей, убеждает отца в необходимости сыграть свадьбу с Феней.

Таким образом, Аркадий Кирсанов является милым и добрым молодым человеком. Он дружелюбен по своей натуре и в первую очередь пытается найти в человеке положительные качества. Его робость, стеснительность и неуверенность в себе играет молодому человеку плохую службу. Однако в критических ситуациях Кирсанов находит в себе силы, чтобы преодолеть эти свои недостатки, что делает этот образ еще более симпатичным.

источник

Иван Сергеевич Тургенев, написавший роман «Отцы и дети», создал весомое произведение для своей эпохи. Он освещал противостояние двух поколений, сравнивая представителей двух семей и их образ жизни. Тургенев сопоставляет нигилизм и привычные для российского дворянства жизненные принципы. Образ Аркадия Кирсанова помогает ярче продемонстрировать разницу в стремлениях главных героев повествования.

Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году и оказался крайне актуальным для современников Тургенева. Он победил царящие в обществе предрассудки и произвел взрывной эффект среди критиков. Описывая взгляды на жизнь молодых и взрослых героев, писатель показывал тонкую грань между двумя поколениями и проблемы взаимопонимания, возникающие между «отцами» и «детьми».

Иван Тургенев

Для Тургенева нет отрицательных и положительных героев. Отношение автора к взглядам персонажей читается поверх описываемых событий. Его больше волнует моральная подоплека конфликта и анализ того, каким образом действующие лица демонстрируют свою точку зрения. Политическая позиция Базарова и Кирсановых – основополагающая категория для сравнения в романе. Дворянство, к которому принадлежат Аркадий Кирсанов, его отец и дядя, не принимает революционных идей, символизирующих начало новой эпохи.

Аркадий Кирсанов – персонаж, благодаря которому действие обретает динамику. Сюжет романа выстраивается вокруг него, он олицетворяет дух противоречия.

Недавний выпускник петербургского университета, дворянин, чей возраст едва превышает 23 года, Аркадий Кирсанов возвращается в родные пенаты. Там его ждут отец, Николай Петрович Кирсанов – весельчак и добродушный помещик, лояльный к новомодным веяниям среди молодежи, и дядя Павел Петрович Кирсанов – либерал и франт, чья история жизни весьма непроста.

Аркадий в представлении автора – светлая душа, не испорченная обществом. Он скромен и сентиментален, жизнерадостностью пошел в отца, располагает хорошим воспитанием и образованием. Эмоциональный и сентиментальный молодой человек принимает происходящие события близко к сердцу. Как и отец, любит заниматься делами имения и не благоволит конфликтам. Его тонкая душевная организация проявляется в любви к музыке и природе.

Павел Кирсанов и Николай Кирсанов

Для Аркадия Кирсанова семья имеет большое значение. Базарова, который принадлежал к сословию разночинцев, юный помещик воспринимал как ее часть. Приятель, чье происхождение не было проблемой для Кирсанова, стал его гостем. Нигилист и революционер активно пропагандировал свои идеи, пытаясь заразить друга энтузиазмом. Аркадий становится последователем Базарова, хотя позиция старшего товарища не всегда близка молодому человеку.

Видя, как резко высказывается друг в присутствие его родственников, Кирсанов-младший перестает поддерживать недавнего наставника. Политика не обсуждается в доме Кирсановых, и регулярно поднимающий эту тему Базаров становится раздражителем в условиях привычных устоев поместья.

Счастье для Аркадия Кирсанова заключается не в противостоянии политическому режиму ради воцарения новых лидеров и законов, а в простом семейном счастье. Он находит свою тихую гавань в союзе с сестрой Анны Одинцовой, в которую был влюблен Базаров. Дальнейшая судьба Кирсанова предрешена: уютный домашний очаг, любимый сын и отцовское поместье были предметом его интереса.

Анна Одинцова

Поначалу кажущийся идеальным соратником для нигилиста, Аркадий оказывается мнимым последователем, для которого теория Базарова – увлечение юности. Судьба уготовила герою более скромное предназначение, с которым он готов смириться ради собственного спокойствия и удовлетворения. С возрастом он становится все ближе к отцу, и полезный Базарову юнец-помощник превращается в провинциального помещика с простым и предсказуемым кругом интересов.

Концепция героя в лице Кирсанова-младшего интересна: Тургенев описывает Аркадия как промежуточный персонаж между радикально настроенным Базаровым и приверженцем консервативных взглядов Павлом Кирсановым. Эпоха, сформировавшая его личность, совместила интересы двух поколений. Герой не противостоит основам своего воспитания в угоду нигилизму. В силу юного возраста ему кажутся интересными романтические революционные идеи, что характерно для представителей каждого нового поколения.

Евгений Базаров

Читайте также:  Анализ здоровья детей в старшей группе

Базаров стремился перевоспитать друга, чья характеристика казалась ему чересчур положительной для нигилизма. Привлекательная внешность персонажа соседствует с массой позитивных черт характера, делающих его «мягкотелым» в глазах наставника. Мягкосердечие Аркадия чуждо Базарову. Поэтический духовный склад приятеля, его мечтательность и чуткость вызывают у нигилиста порицание.

Под влиянием Базарова Кирсанов пытается отказаться от собственных идеалов, но его натура оказывается сильнее предлагаемых ориентиров. Аркадий, казавшийся тенью своего «учителя», отправляется в самостоятельное плавание. Обаяние нигилиста становится слабее, а навязываемые идеи уже не кажутся столь реальными, потому что юноша понимает, что слишком слаб для участия в деятельности во имя революции. Он просто не в состоянии играть принятую роль.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов

Приверженец семейных традиций, Кирсанов полностью противопоставлен Базарову в зрелом возрасте. История героя, считающего себя «бобылем» и готового положить собственную жизнь на алтарь общественных убеждений, не связана с тем, кто объективно оценивает перспективы деятельности в масштабах провинциальной жизни. Мягкий и ведомый Кирсанов в состоянии вводить изменения в жизнь простого люда, будучи близким к нему, а не вещая с баррикад, подобно другу.

Перевоспитание юноши не представляется возможным, и влияние Базарова ослабевает. Расставаясь с приятелем, Аркадий прощает ему резкие слова и упреки. В финале повествования оказывается, что Базаров не изменил в жизни Кирсанова ничего и не сумел повлиять на мировоззрение помещика.

Роман «Отцы и дети» был экранизирован пять раз. Первый фильм по произведению Ивана Сергеевича Тургенева вышел на экраны в 1915 году в постановке Вячеслава Висковского. Ф. Морской впервые воплотил образ Аркадия Кирсанова на киноэкране.

Эдуард Марцевич в роли Аркадия Кирсанова

В 1958 году в ленте Адольфа Бергункера и Натальи Рашевской в этой роли испытал себя Эдуард Марцевич.

Телеспектакль 1974 года, сыгранный артистами Государственного академического Малого театра СССР, до сих пор транслируют по телевидению, знакомя публику с режиссерской работой Алексея Симонова и Алины Казьминой. На роль Аркадия Кирсанова в постановке был назначен Юрий Васильев.

Актер Александр Ратников

Вячеслав Никифоров, постановщик кинокартины «Отцы и дети» 1983 года, пригласил юного Владимира Конкина для работы над образом Кирсанова.

Современный фильм 2008 года Авдотьи Смирновой познакомил публику с интерпретацией образа Александром Ратниковым.

источник

НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ И АРКАДИЙ

Во многом отличается от Павла Петровича его Петрович брат Николай Петрович.

Он скромен и застенчив, слабохарактерен и чувствителен. Николай Петрович несколько заискивающе любезен с Базаровым, побаивается брата, конфузится перед сыном. В нём много того, что так ненавистно Базарову: мечтательности, «романтизма». Поэзия, музыка, красота природы покоряют его.

Но в образ Николая Петровича Тургенев вкладывает и другие черты. «Совсем седой, пухленький и немного сгорбленный», Николай Петрович, смущаясь своей «отсталостью» и живущими в нём «следами барства», хлопочет о том, чтобы «стать в уровень с современными требованиями». Он хозяин и агроном. Он гордится тем, что «крестьян устроил, ферму завёл», что его «в губернии красным величают». С хозяйством у него, правда, не всё ладится. Безотрадные и бестолковые хлопоты по имению доводят его иногда до отчаяния («Сил моих нет! — не раз с отчаянием восклицал Николай Петрович.-Самому драться невозможно, посылать за становым — не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь!»).

Не ладится у него и с общественной деятельностью. Он, иронически замечает писатель, «трудится изо всех сил. произносит длинные речи» (он придерживается того мнения, что мужичков надо «вразумлять», частым повторением одних и тех же слов «доводить их до истомы»).

В идейном плане романа лицо Николая Петровича хорошо определяется его размышлением после «схватки» с «нигилистом» за вечерним чаем: «Мне кажется, что они дальше ог истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами.

Молодость? Нет: не одна только молодость. Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?» Неуверенно-вопросительный тон этого размышления, слова: кажется, чувствую, что-то, какое-то — типичны для Николая Петровича, натуры дряблой, «слабой», более эмоциональной, чем волевой.

Сочувствие Тургенева к этому простому и доброму русскому барину, «лучшему» представителю среднедворянской поместно-усадебной среды, несомненно. Тургенев не отказывался видеть в Николае Петровиче многое, близкое ему самому.

Проторенной дорогой, по стопам отца, суждено, видимо, идти молодому Аркадию Кирсанову. Ба-заровское влияние исчезло быстро — как только Аркадий окунулся в «свою» среду. «Погодите, мы вас переделаем»,- угрожала ему Катя. Аркадия, собственно, и «переделывать» нечего. Он — «ручной», по определению Базарова,- «птенец», «нежная душа, размазня». Он очень скоро оказался у «прелестных ножек» Кати, перестал искать свои идеалы там, «где искал их прежде», перестал быть «заносчивым мальчиком». Базаров прав, предрекая, что энергичная Катя, став женой Аркадия, заберёт его в руки. В эпилоге романа о нём сказано: «Аркадий сделался рьяным хозяином», и «ферма уже приносит значительный доход».

Старики Базаровы

С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев стариков Базаровых — людей простых, наивно-старомодных, доживающих свой век в «стареньком и тёпленьком» домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына, которому — по их убеждению-суждена великая будущность. В нём вся их жизнь, вся их гордость. Но Базаров не любит «нежностей», и они стыдливо прячут перед ним свои чувства, свою трепетную заботливость о нём.

Как живой встает перед нами Василий Иванович Базаров, «высокий, худощавый человек с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом», с трубкой в зубах, «отставной ветеран» (как он себя именует). Он прожил долгую кочевую жизнь военного лекаря, «в каких только обществах не бывал,, с кем не важивался!» Не без гордости бережёт он воспоминание из далёких лет своей походной жизни: «Я у князя Витгенштейна и у Жуковского «пульс щупал». Живёт в нём и другое, утаённое воспоминание — о декабристах: «Тех-то, в южной армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечёт».

Он старается «не отстать от века», быть тем «мыслящим человеком», для которого «нет захолустья». Ему не хочется перед такими передовыми людьми, как Базаров и Аркадий, ударить лицом в грязь, и он пытается блеснуть перед ними своим интересом к науке, заводит речь «о тяжёлых опасениях, внушаемых ему наполеоновской политикой и запутанностью итальянского вопроса». Выражается он витиевато («пора путешественникам в объятия к Морфею»; «все в натуре вещей»; «не угодно ли вдохнуть перед чаем утреннюю свежесть»; «и великие мира сего не гнушаются провести короткое время под кровом хижины»), вставляет в свою речь то французские (анаматёр, оммфе, во-лату), то, чаще, латинские слова; щеголяет начитанностью, называет Руссо, Цинцинната, Горация, Парацельсия, «гуморали-ста» Гоффмана, Броуна «с его витализмом» . Простой и взволнованной, уже без всяких прикрас, становится его речь, когда безутешное горе (болезнь и смерть сына) рушится на его голову.

Под стать ему Арина Власьевна, «кругленькая, низенькая старушка» с «пухлыми ручками». Её набожность и чувствительность, вера в приметы, гадания, заговоры, сны, домовых, леших, в дурные встречи, в скорый конец света; её боязнь «мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и чёрных кошек»; её любовь покушать и поспать; её доброта, мнительность и слезливость — рисуют её образ: «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести, в старомосковские времена». Приезд сына переполнил всё её существо слезами радости, вздохами, заботами об «Еню-шечке», которого она «любит и боится несказанно». Образная народно-русская речь живёт в устах Арины Власьевны. Утешая мужа после отъезда Базарова и Аркадия, она говорит ему: «Что делать, Вася! Сын — отрезанный ломоть. Он, что сокол: захотел- прилетел, захотел — улетел; а мы с тобой, как опёнки на дупле, сидим рядком, и ни с места».

Волату (франц. voila tout) — вот и всё; оммфе (франц. homme fait) — настоящий мужчина; анаматёр (франц. en amateur)-даром, любительски. оффман — немецкий врач Броун — английский врач. Парацельсий (1493- 1541) — немецко-швейиарский врач Гораций (В5-08 гг. дон. э.)-римский поэт. Цинциннат (V век до н. э.) — римский государственный деятель, добровольно удалившийся в деревню, где занимался сельским хозяйством. Руссо Жан-Жак (1712-1778) — передовой французский мыслитель и писатель.

источник

Знакомство с героем. Основные мотивы романа: В начале «Отцов и детей» перед нами зрелище крестьянской нищеты. Крепостные не могут изменить заведенный порядок. Они и не хотят трудиться при существующем положении, не верят своим хозяевам. «Отцы и дети» показывают, что к концу пятидесятых годов перемены, собственно говоря, уже начались. Новое все активнее пробивает себе дорогу. Автором намечен острый конфликт нового и вечного. Читать далее.

Образ Базарова. Характеристика главного героя: Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Его отличает некая грубость поведения, нежелание следовать правилам хорошего тона и даже элементарным нормам приличия. Его поведение контрастно искренней в своей приветливости манере добродушного Николая Петровича, изысканной холодноватой любезности его брата или восторженному многословию Аркадия. Читать далее.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Противоречия социальные и идеологические: Перед нами предстают герои-антагонисты, чье мировоззрение определяется непримиримыми принципиальными противоречиями. Столкновение между ними предрешено и неизбежно. Между Павлом Петровичем и Базаровым то и дело вспыхивают споры. При этом внутренние и личные побуждения становятся отражением грандиозных общественных перемен. Читать далее.

Сюжет и композиция романа: Сюжет романа насыщен событиями. В большинстве это ситуации «бытового масштаба», естественные и непритязательные, как завязка произведения. Сюжет тургеневского романа предвосхищает заветы А.П. Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни.» Читать далее.

Проблема отцов и детей. Родители: Сцена приезда Базарова под отчий кров своей трогательностью напоминает встречу отца и сына Кирсановых, и даже превосходит ее. Родители Базарова, которых автор с оттенком трогательной нежности называет «старичками», с нетерпением ждут на каникулы сына, но встреча не принесла старикам полного, чаемого счастья. Уже к вечеру «…глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть , виднелся какой-то смиренный укор». Читать далее.

Анна Сергеевна Одинцова и Базаров: Анна Сергеевна настолько тонка и проницательна, что без труда угадывает за внешне вызывающим поведением героя попытки скрыть робость. Именно ей Базаров решается поведать свои взгляды, заветные убеждения. «Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой , небольшие видоизменения ничего не значат». Одинцова мгновенно проникла в уязвимую сторону базаровских рассуждений: всеобщая усредненность как гарантия прекрасного будущего. Категоричному в своих воззрениях Базарову пришлось убедиться, что аристократизм тоже бывает разный. Между аристократизмом Анны Сергеевны и ее надменной тетки лежит пропасть. Читать далее.

Приезд Базарова к родителям — кульминационный момент романа: Приезд Базарова к родителям начинает процесс переосмысления многих прежних постулатов. Он так глубоко загнал свою внутреннюю жизнь, что теперь трудно понять, «что в тебе происходит». Впервые при виде родного дома героя охватывает чувство ностальгии, впервые в голову приходит сознание неповторимости и ценности своей личности, впервые Базаров осознал, что, поставив себя над всеми, он обрек себя на одиночество. Читать далее.

Анализ дуэли Базарова и Павла Петровича: потерпев поражение с аристократкой Одинцовой, Базаров хочет проверить, не легче ли завоевать чувства бедной простодушной Фенечки. Павел Петрович потребовал поединка. Он захватил даже палку, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова старший Кирсанов отошел уже от своих аристократических «принсипов»: настоящему аристократу не следовало снисходить до простолюдина. Читать далее.

Анализ смерти Базарова: смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства. Читать далее.

Герои второго плана: Николай Петрович – первый, с кем мы знакомимся на страницах романа. Автор представляет его человеком «седым, пухленьким и немного сгорбленным». Множеством внешне мимолетных черт автор стремится подчеркнуть невиданный для своего времени демократизм Николая Петровича. Об Аркадии говорит само его имя (счастливый). Аркадий действительно имеет талант быть счастливым настоящим. Подобно отцу, он от природы деликатен. Из уст Аркадия мы узнаем многое о Базарове; не менее важна его роль в композиционном сцеплении произведения: при внешней мягкости, незаметности, его роль своеобразного оруженосца при друге очень важна для понимания главного героя. Читать далее.

Сатира в романе: Нам более известен Тургенев-лирик. Но не меньшую силу имел талант Тургенева-сатирика. В этом романе он проявился в парных комических фигурах – Ситникова и Кукшиной — рядом с Базаровым Тургенев изобразил карикатурных нигилистов. Но в отличие от Базарова, Кукшиной и Ситникову неведомо самопожертвование, способность «наступать на горло собственной песне». Читать далее.

Цвета, краски и звуки в романе. Живые и мертвые персонажи: Нигде в романе писатель прямо не говорит о том, что гордый Павел Петрович увлечен простодушной Фенечкой. Достаточно косвенных приемов. Контраст красных туфель и светлого листа газеты в руках Кирсанова находит продолжение в противопоставлении белого платка и темных волос молодой женщины. Кроме того, Тургенева издавна интересовало не только, что говорят его персонажи, но и как именно произносят те или иные слова. В романе некоторые слова автор выделяет курсивом, призывая читателя обратить на них особое внимание. Читать далее.

Анализ эпилога романа: Звучание финала литературовед А.М. Гаркави определил как «элегию, переходящую в реквием». Элегические ноты начинают звучать уже в описании природы. С тех пор, как уходит из жизни Базаров, накал страстей в романе падает, знойное лето сменяется студеным зимним пейзажем. Читать далее.

Пушкинское начало: Пушкинское начало романа определяется полюсами «Онегина» (цитирование которого герой грубо прерывает) и «Цыган» – поэмы, которую Аркадий с ведома Базарова отбирает у отца. Читать далее.

Читайте также анализ других произведений И.C. Тургенева:

источник