Меню Рубрики

Анализ уровня развития детей раннего возраста

Контроль за развитием детей — составляющая часть системы оздоровительно — воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, правильно организовать медико-воспитательную работу, а также создать условия для эмоционального комфорта и развития детей.

В результате отслеживания нервно-психического развития можно определить первоначальные отклонения в его развитии и своевременно скорректировать воспитательную работу, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста” основывается на системе контроля за развитием ребенка, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста исходит из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).

На 2-м году жизни проводится оценка развития понимания и активной речи, сенсорного развития, моторных навыков, игры и действий с предметами, навыков самообслуживания.

На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и изобразительные умения.

Основным методом оценки развития детей является наблюдение.

При определении уровня развития используется балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании баллов получается количественная оценка, которая соответствует той или иной зоне развития.

Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития” прошла успешную апробацию в дошкольных учреждениях города Владимира, работающих по программе “Сообщество”.

1. Восприятие речи

Запас понимаемых слов довольно, широкий — 3 балла.

Запас понимаемых слов достаточный, выполняет простые словесные поручения — 2 балла.

Небольшой запас понимаемых слов — 1 балл.

2. Активная речь

Произносит 5-10 слов — 2 балл.

Пользуется отдельными облегченными словами 1

Хорошо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей 3 см — 3 балла.

Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов ( типа кубиков) — 2 балла.

Плохо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов — 1 балл.

Хорошо ходит длительно, не присаживаясь до 12 м, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится — 3 балла.

Ходит с частыми присаживаниями, меняет положение тела — 2 балла.

Плохо ходит, часто падает ( неуверенность в ходьбе), меняет положение тела — 1 балл.

Хорошо воспроизводит в игре действия с предметами (кормит куклу, собирает пирамидки из 3–5 колец) — 3 балла.

Воспроизводит в игре действия с предметами — 2 балла.

Не воспроизводит в игре действия с предметами. Манипулирует ими — 1 балл.

Самостоятельно ест густую пищу, делает попытки одеваться — 3 балла.

Ест густую пищу ложкой с небольшой помощью взрослых — 2 балла.

Не умеет есть самостоятельно — 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

6–9 баллов — Зона неполной адаптации;

1–5 баллов — Зона дезадаптации.

1. Восприятие речи

Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 3 балла.

Частично обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 2 балла.

Не умеет обобщать предметы по существенным признакам понимаемой речи — 1 балл.

2. Активная речь

Запас слов 30 – 40, некоторые слова начинают принимать обобщенный характер — 3 балла.

Запас слов 20 – 30. Много облегченных слов — 2 балла.

Произносит 10 – 15 слов; много облегченных слов — 1 балл.

Хорошо ориентируется в 4-5 контрастных формах предметов ( шар, куб, кирпичик, призма) — 3 балла.

Ориентируется в любых 2-3 контрастных формах предметов — 2 балла.

Плохо ориентируется в контрастных формах предметов — 1 балл.

Без труда входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 3 балла.

Входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 2 балла.

С трудом входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 1 балл.

Действия с предметами носят целенаправленный характер, переносит знакомые действия на новые игрушки — 3 балл.

Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия — 2 балла.

Манипулирует предметами — 1 балл.

Самостоятельно ест любую пищу, обращает внимание на грязные лицо, руки, нос, частично снимает одежду — 3 балла.

Самостоятельно ест любую пищу с небольшой помощью взрослых, пытается снимать одежду — 2 балла.

Не умеет есть жидкую пищу ложкой — 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10 – 15 баллов — Зона адаптации;

6- 9 баллов — Зона неполной адаптации;

1 – 5 баллов — Зона недоразвития.

1. Восприятие речи

Легко понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; легко понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 3 балла.

Частично понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; частично понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 2 балла.

Не понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; не понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 1 балл.

2. Активная речь

Начинает употреблять простые 3-4 словесные предложения — 3 балла.

Начинает употреблять простые 2-3 словесные предложения — 2 балла.

Употребляет в основном облегченные слова — 1 балл.

Самостоятельно умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см ( 4- 5 предметов), постепенно уменьшающихся; самостоятельно умеет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого (использует 4 основных цвета) — 3 балла.

Умеет различать предметы по величине (2-3 предмета), постепенно уменьшающихся; умет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого — 2 балла.

Только с помощью взрослого умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см, постепенно уменьшающихся; только с помощью взрослого умеет подбирать предметы по форме ( круглые, квадратные, прямоугольные) и по цвету — 1 балл.

Хорошо выполняет действия:
а) ходит по приподнятой лестнице (на 20-25 см от пола), наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см — 3 балла.

Выполняет действия при поддержке взрослого:
проходит по приподнятой (на 20-25 см от пола) наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см — 2 балла.

С трудом выполняет вышеуказанные действия — 1 балл.

Самостоятельно воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) — 3 балла.

Самостоятельно воспроизводит в игре отдельные действия, не связанные сюжетом — 2 балла.

Воспроизводит отдельные игровые действия по образцу взрослого — 1 балл.

Самостоятельно частично раздевается и одевается — 3 балла.

С помощью взрослого частично раздевается и одевается — 2 балла.

Пассивно ждет помощи взрослого при одевании и раздевании — 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов — Зона полного развития;

6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного ) развития;

1-5 баллов — Зона недоразвития.

Говорит сложные предложения, хотя и не всегда правильно грамматически. Появляются вопросы: Где? Куда? Почему? — 3 балла.

Говорит односложные предложения — 2 балла.

Говорит отдельными словами — 1 балл.

По образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 3 балла.

С помощью взрослого по образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 2 балла.

Не умеет подбирать предметы — 1 балла.

Самостоятельно влезает и слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 метра; самостоятельно бросает малые мячи в горизонтально распо ложенную цель ( диаметр 40 см), с расстояния 80 – 100 см на уровне груди — 3 балла.

Влезает и слезает с помощью взрослых приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100см на уровне груди, не точно выполняя инструкцию взрослых — 2 балла.

Не влезает и не слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; не бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100 см на уровне груди — 1 балл.

Самостоятельно в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность действий — 3 балла.

С участием взрослого в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность 2-3-х действий — 2 балла.

Не наблюдает сюжета в игре; выполняет отдельные действия — 1 балл.

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их — 3 балла.

С участием взрослого делает простые сюжетные постройки и называет их — 2 балла.

Делает отдельные постройки, не называя их (манипулирует строительным материалом) — 1 балла.

Самостоятельно правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; самостоятельно скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 3 балла.

С помощью взрослого правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; с помощью взрослого скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 2 балла.

Не умеет правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; не умеет скатывать комок глины прямыми, круговыми движениями — 1 балла.

Самостоятельно полностью одевается, но не застегивается; моет руки; ест самостоятельно и аккуратно, держит ложку в правой руке — 3 балла.

С небольшой помощью взрослого одевается; моет руки; ест самостоятельно, но не аккуратно— 2 балла.

Одевается со значительной помощью взрослого; не сформирован навык умывания, ест с помощью взрослого — 1 балл.

Примечание: схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

15-21 баллов — Зона полного развития;

8-14 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;

1-7 баллов — Зона недоразвития.

Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки; самостоятельно рассказывает о виденном 2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные предложения; большой словарный запас, в словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия — 3 балла.

Воспроизводит раннее слышанные стихи, песенки; рассказывает о виденном 1-2 предложениями с наводящими вопросами взрослого; небольшой словарный запас — 2 балла.

Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки; не рассказывает о виденном; скудный словарный запас — 1 балл.

Самостоятельно правильно использует геометрические формы по назначению; самостоятельно называет 4 основных цвета; знает черный и белый цвет; умеет самостоятельно различать местоположение предметов в пространстве — 3 балла.

С помощью взрослого правильно использует геометрические формы по назначению; с помощью взрослого называет 4 основных цвета; по словесному указанию умеет различать местоположение предметов в пространстве — 2 балла.

Не умеет использовать геометрические формы по назначению, даже с помощью взрослого; знает; основных цвета, но не называет их; не умеет различать местоположение предметов в пространстве — 1 балл.

Самостоятельно бросает малые мячи в вертикально расположенную цель, находящуюся на расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100 см и ловит его — 3 балла.

Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его — 2 балла.

Хаотичное бросание малых и больших мячей — 1 балл.

Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно пользуется игрушками; используются элементы ролевой игры — 3 балла.

Играет рядом с детьми, не умеет совместно пользоваться игрушками — 2 балла.

Играет один, выполняет 2-3 последовательных эпизода — 1 балл.

Самостоятельно выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 3 балла.

С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 2 балла.

Делает простые сюжетные постройки, называет их — 1 балла.

Самостоятельно делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 3 балла.

С помощью взрослого делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 2 балла.

Не умеет выполнять рисунок по заранее задуманному плану, рисует каракули; не умеет соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушки); называет их — 1 балл.

Самостоятельно раздевается и одевается; всегда просится на горшок; аккуратно кушает, держа правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо, пользуется носовым платком — 3 балла.

С небольшой помощью взрослого раздевается и одевается; пользуется горшком при напоминании взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно; моет руки и лицо, пользуется носовым платком по указанию — 2 балла.

С помощью взрослого выполняет следующие действия: раздевается и одевается; пользуется горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо; пользуется носовым платком — 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов — Зона полного развития;

6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;

1-5 баллов — Зона недоразвития.

источник

статья Особенности умственного и психомоторного развития детей раннего возраста, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения

Особенности развития детей, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения. Психологические портреты детей раннего возраста, рожденных разными способами родоразрешения. Анализ уровня развития речи и характер игры у детей раннего возраста.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Основные стили педагогического мышления. Психолого-педагогическая характеристика речевого развития детей. Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста.

дипломная работа [774,7 K], добавлен 13.09.2010

Актуальность проблемы адаптации и ее виды у детей раннего возраста. Особенности развития детей раннего возраста (нервно-психического и физического, познания и общения). Организация условий в ДДУ для адаптации детей раннего возраста, ее формы и способы.

курсовая работа [61,2 K], добавлен 13.08.2010

Виды и основные функции речи. Психологические особенности развития детей раннего возраста в условиях социальной депривации. Задержка психического развития, причины, классификация основных видов. Основные параметры внеситуативного познавательного общения.

дипломная работа [908,8 K], добавлен 24.08.2016

Развитие речи у детей раннего возраста. Влияние психомоторного развития на этот процесс. Отечественные и зарубежные методики психофизического развития дошкольников. Организация и методы экспериментального исследования речи в детском дошкольном учреждении.

курсовая работа [48,5 K], добавлен 09.09.2015

Характеристика раннего детского возраста, его основные стабильные периоды и отличительные признаки, качественные преобразования. Развитие мышления в раннем детстве. Оценка роли и значения предметных игр в процессе развития детей раннего возраста.

контрольная работа [19,8 K], добавлен 17.01.2010

Развитие речи у детей раннего возраста с нарушенной слуховой функцией, особенности развития слухового восприятия. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с нарушенной слуховой функцией, формы коррекционно-педагогической помощи.

курсовая работа [37,5 K], добавлен 31.08.2011

Развитие речи у дошкольников, его связь с предметной деятельностью ребенка. Этапы развития речи детей раннего возраста. Усвоение языка и индивидуальное развитие с точки зрения психологических механизмов. Возрастание понимания речи по объему и качеству.

презентация [162,8 K], добавлен 23.02.2012

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Условия адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, методические рекомендации.

дипломная работа [100,4 K], добавлен 02.10.2011

Характеристика психологического развития детей раннего возраста. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка раннего возраста, влияние братьев и сестёр на развитие эмоциональной сферы. Исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.

курсовая работа [63,4 K], добавлен 22.07.2011

Изучение неречевых средств коммуникации и начальных языковых средств общения. Психические, моторные и речевые возможности детей раннего возраста. Особенности моторики, психики детей с задержкой речевого развития. Рекомендации специалистам и родителям.

Читайте также:  Сдача анализов детей в больницы

дипломная работа [1,7 M], добавлен 13.10.2017

источник

Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования общего уровня развития детей раннего возраста. Данные контрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике в экспериментальной и контрольной группах испытуемых приведены в таблице 3. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития детей.

Таблица 3. Показатели уровня развития детей раннего возраста в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента

Уровень развития детей раннего возраста Количество наблюдений %
Высокий
Средний
Низкий

Таблица 4. Показатели уровня развития детей раннего возраста в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента

Уровень развития детей раннего возраста Количество наблюдений %
Высокий
Средний
Низкий

Оценка динамики изменения уровня развития детей раннего возраста в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлена в таблице 5.

Таблица 5. Показатели уровня развития детей раннего возраста в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровень развития детей раннего возраста Констатирующий этап (%) Контрольный этап (%)
Высокий
Средний
Низкий

Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе показывает, что количество детей с низким уровнем развития детей раннего возраста уменьшилось до 0, на 10% увеличилось количество детей, имевших средний уровень развития детей раннего возраста. За счет уменьшения количества низкого уровня развития детей раннего возраста на 10% увеличилось количество детей, показавших высокий уровень развития детей раннего возраста. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными повышения уровня развития детей раннего возраста.

Незначительные изменения уровня развития детей раннего возраста контрольной группы, выявленные на контрольном этапе: уменьшение на 10% детей с низким и увеличение на 10% с высоким уровнем развития детей раннего возраста, средний уровень развития детей раннего возраста без изменений подтверждает предположения, что без специально организованных занятий достижение существенного изменения уровня развития детей раннего возраста весьма затруднительно.

Сравнительный анализ уровня развития детей раннего возраста экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента представлен в таблице 6.

Таблица 6. Показатели уровня развития детей раннего возраста экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента

Уровень развития детей раннего возраста Экспериментальная группа (%) Контрольная группа (%)
Высокий
Средний
Низкий

Контрольный этап эксперимента позволил прийти к выводу о том, что для повышения общего уровня развития детей раннего возраста необходимо проводить специально организованные занятия.

Наиболее значительными достижениями можно считать сокращение числа детей, которые в начале опытно-экспериментальной работы были отнесены к группе с низким и средним уровнем развития, как речевого, так и сенсорного.

Таким образом, занятия, которые мы проводили в ходе нашего экспериментального исследования, помогли нам значительно повысить уровень развития детей раннего возраста.

Ранний возраст — особый период развития ребенка. В это время необходимо правильно создать для него развивающую среду. Особое внимание необходимо обратить на развитие речи. Для того, чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно постоянно общаться, начиная с самого раннего возраста, когда, казалось бы, ребенок еще ничего не понимает. В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда ребенок подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.

Сенсорное развитие детей — основа познания мира. Для его развития крайне необходимы:

игрушки для нанизывания предметов различных форм (разнообразные пирамидки);

игрушки для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;

игрушки, которые можно катать;

образные игрушки с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнуровками, кнопками, липучками, молнией);

игрушки разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур. Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, яйца, бочонки и др.).

Кроме того, необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.).

Глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур — лучшие игрушки для сенсорного развития ребенка. Эти материалы имеют одну общую характеристику — они не имеют определенной формы или назначения. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда сенсорика развивается быстрее всего. Он может делать с этими материалами все, что ему заблагорассудится.

Ловкость рук и самовыражение — первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Итак, основы воспитания всесторонне развитой личности закладываются с детства. Конкретные задачи, содержание и методы воспитания детей на каждом возрастном этапе определяются особенностями их развития. Все стороны воспитания — физическое, умственное, нравственное, эстетическое осуществляются воспитателем в педагогическом процессе, как бы соединяясь в единое русло.

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

В ходе нашего исследования мы изучили изучить особенности развития детей раннего возраста, тем самым достигнув цели нашего исследования.

Нами была изучена психолого-педагогическая литература по теме развития детей раннего возраста, в ходе эксперимента мы выполняли необходимые для речевого и сенсорного развития детей раннего возраста условия, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе, соблюдали нормы и правила межличностного общения, использовали игры и упражнения, направленные на речевое и сенсорное развитие детей. Нами также были подобраны методики для диагностики уровня развития детей раннего возраста. В процессе работы по данной теме мы организовали экспериментальную работу по речевому и сенсорному развитию детей и экспериментально проверили эффективность реализованных мероприятий.

Таким образом, занятия, которые мы проводили в ходе нашего экспериментального исследования, помогли нам значительно повысить общий уровень развития детей раннего возраста, задачи, поставленные в начале эксперимента, были решены.

Библиография

1. Арсентьева, В.П. Формирование интеллектуальной культуры дошкольника [Текст] / В.П. Арсентьева // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. — № 5. — с.80 — 85.

2. Баранова, М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста [Текст] / М.Л. Баранова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

3. Барташникова, И.А., Барташников, А.А. Учись играя [Текст] / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. — Харьков: Фолио, 1999. — с.144 — 153.

4. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] /Т.Г. Богданова. — М.: Роспедагентство, 1994. — 68 с.

5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — с.421.

6. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1996.

7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Академия, 2000. — с.30.

8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1999. — с.58 — 66.

9. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Академия, 2000. — с.71.

10. Гаврина, С.В., Кутявина, Н.Л. Логика [Текст] /С.В. Гаврина, Н.Л. Кутявина. — М.: ВЛАДОС, 2002. — с.20 — 23.

11. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: Каро, 2005.

12. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] /В.В. Зеньковский. — М.: Просвещение, 1996. — с.244 — 289.

13. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика [Текст] /В.П. Зинченко. Ч.1. Живое знание. — Самара: Самарский дом печати, 1998. — 296 с.

14. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Нисканен А.Г. — М.: Академия, 2002. — с.9 — 11.

15. Каменская, Е.Н. Основы психологии [Текст] /Е.Н. Каменская. — Ростов Н/Д.: Феникс, 2003. — с.154.

16. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст] /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2001. — с.49 — 50, 153.

17. Лелюх, С.В., Сидорчук, Т.А. Хоменко, Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников [Текст] / С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук. — Ульяновск: Фолио, 2003. — с.65.

18. Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2001. — с.590.

19. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] /Л.Ф. Обухова. — М.: Академия, 1995. — 498 с.

20. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора. — М.: Владос, 2002.

21. Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст] / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969. — с.42.

22. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В.В. — М.: Просвещение, 1983. — с.18.

23. Савин, Н.В. Педагогика [Текст] / Н.В. Савин. — М.: Просвещение, 1978. — с. 203.

24. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности [Текст] / И.С. Сергеев. — СПб.: Питер, 2004. — с.126 — 127.

25. Смирнова, Е.О. Ребёнок-взрослый-сверстник (Методическое рекомендации) [Текст] / Е.О. Смирнова. — М.: Изд-во МГППУ, 2004.

26. Смирнова, Е.О., Мещерякова, С.Ю., Ермолова, Т.В., Игры и игрушки для детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей) [Текст] / Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова. — М.: Изд-во МГППУ, 2004.

27. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет [Текст] /Е.О. Смирнова. — СПб.: Детство пресс, 2005.

28. Смирнова, Е.О., Галигузова, Л.Н., Ермолова, Т.В., Мещерякова, С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет [Текст] / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. — М.: Изд-во МГППУ, 2003.

29. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2007.

30. Тихомирова, Л.Ф. Логика. Дети 5 — 7 лет [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, 2001. — с.4 — 12.

31. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, 2001. — с.48, 60, 96 — 115, 136.

32. Тихомирова, Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. — М.: Академия развития, 1995. — с.13.

33. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. — М.: Просвещение, 1995. — 291 с.

34. Филатов, Ф.Р. Психология [Текст] /Ф.Р. Филатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — с.164 — 169.

35. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования [Текст] /М.А. Холодная. — СПб.: Питер, 2002. — с.36 — 70, 243.

36. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. — 1995. — № 3. — с.26 — 43.

источник

Включает примерные показатели развития детей от 0 мес. до 3 –х лет.Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в раннем возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова

Оценка развития ребенка в период от 0 мес. до 1-г.

Информация о развитии ребенка выявляется вплоть до момента обращения к специалисту.

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие.

1.Вес ребенка при рождении.

3.Характеристики периода новорожденное, его особенности.

4.Кто ухаживал за ребенком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли противоречия между ухаживающими).

5.Характер вскармливания, отношение к кормлению ребенка и матери.

1.Характер «поведения» ребенка на первом году жизни в целом:

1.Спокойным или беспокойным был ребенок.

2.Были ли проблемы с питанием, сном и т. п. в этот период (например, «ребенок плохо засыпал, путал день с ночью»).

3.Определить характер реакции на мокрые пеленки.

4.Тесное пеленание или облегающую одежду (т. е. изменение порогов тактильной и проприоцептивной чувствительности).

5.Наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей.

6.Трудности привыкания к твердой пище.

7.Болезненная реакция на изменение режима.

8. Наличие симбиотической связи с матерью (непереносимость ее отсутствия).

9.Характер реакции ребенка на другого человека.

2.Психомоторное развитие ребенка и реакция матери на достижения ребенка:

1.Выявляются сроки моторного развития (сроки возникновения новых моторных навыков), их последовательность:

— наличие или отсутствие периода ползания, сроки его возникновения,

— отметить слишком ранние сроки вставания на ноги (до 7 месяцев),

Нормативная последовательность развития моторных навыков:

Моторное развитие (движения, статика)

— В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.

— В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.

— При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.-

-К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.

— Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд.

— Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.

— Хорошо держит голову в вертикальном положении.

— Переворачивается со спины на бок.

— Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.

— Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.

— Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.

— Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.

— Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.

— Исчезает физиологический гипертонус ног.

— Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.

— Уверенно переворачивается со спины на живот.

— Берет игрушку из рук взрослого.

— Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».

— Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.

-В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.

— Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.

— Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.

— Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.

— При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.

— Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.

-Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.

— Простое подражание в игре: стучит, катает.

— Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить.

— Садится из вертикального положения.

— Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.

— С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.

— Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.

— Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).

— Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.

— Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).

— Самостоятельно стоит, делает первые шаги.

— Хорошо ходит за одну руку.

Читайте также:  Сахарный диабет у детей показатели анализов

— Нагибается при поднимании предмета без приседания.

— Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.

— Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).

— Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу.

3.Симптомы, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни :

-наличие мышечной гипо- или гипертонии,

-судороги на фоне высокой температуры.

4.Характеристика психического развития:

1. Эмоциональные реакции (первые улыбки, комплекс оживления, страха перед чужими лицами),

2.Характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровождение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой),

3.Важным показателем собственно эмоционального развития ребенка в этом возрасте является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц,

4.Оцениваются понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интонации,

5.Сроки и особенности речевого развития (гуление, лепет, первые слова, определение частей тела),

6.Отмечаются речевые реакции ребенка и изменения их интенсивности и качества в присутствии взрослых.

Нормативная последовательность нервно-психического развития (общение, умения и навыки).

Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки)

— Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.

— Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.

— Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.

— Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.

-Крик приобретает эмоциональные оттенки.

-За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.

— Ищет источник длительного звука поворотом головы.

— При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.

— Становление речи – начинает гулить.

— Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.

— Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).

— Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).

— «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.

— Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.

— Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.

— Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.

— Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.

— Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.

-Положительные звуки при музыкальных звуках.

— Узнаёт мать, радуется при её виде.

— Находит глазами невидимый источник звука.

— Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.

— При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.

— Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- -Неудовольствие выражается хныканьем.

— Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.

— Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.

-Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).

— Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.

— Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.

— Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.

— Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.

— По-разному реагирует на свое и чужое имя.

— Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.

— Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.

— На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.

— Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.

— Долго занимается игрушками.

— Тянется к своему отражению в зеркале.

— Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.

— Громко, четко и повторно произносит слоги.

— Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.

— Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.

— Сам держит и ест сухарик, печенье.

— Под музыку совершает плясовые движения.

— Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.

— Находит предмет, независимо от его местонахождения.

— Знает свое имя, оборачивается на зов.

— Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.

-Спокойно садится на горшок.

-Различает цвета и форму предметов.

-Ищет упавший предмет, запоминает его название.

— Повторяет за взрослыми слоги.

— По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.

— Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).

— Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).

— Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».

— Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».

— Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).

— По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.).

— Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.

— Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.

— Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.

— Сам без помощи пьет из чашки.

— Пытается участвовать в одевании, умывании.

Развитие эмоционально-выразительных реакций.

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Время появления голосовых реакций (гуления и лепета).

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д.

Начало развития понимания речи, активного лепета.

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.

Появляются лепетные слова , которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Время появления первых слов.

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» — это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

6.Отмечаются заболевания и/или травмы первого года жизни.

1.Некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.

2. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье.

3. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.

4. Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.

После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.

5. Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха.

Тревога в 7 мес. — это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений.

6. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. — это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне.

7. Страх глубины (при купании) в возрасте до 1 года.

Оценка развития ребенка в период от одного года до 3-х лет.

1.Где находился ребенок в этот период (в домашних условиях с матерью, с другими родственниками, например с бабушкой, с няней или с чужими людьми, в дошкольном учреждении, в Доме ребенка и т. п.).

2.В случае, если ребенка поместили в ясли или детский сад, должны быть отмечены характер и протекание периода адаптации к детскому учреждению и детскому коллективу.

3.Отмечаются значимые изменения в семейном и социальном статусе родителей, произошедшие в этот период, и их влияние на общее состояние обследуемого ребенка («горизонтальные стрессоры»: развод или смерть одного из родителей, рождение младшего ребенка, переезд на новое место жительства и т. п.).

4.Темпы, сроки и особенности речевого развития:

1.Возраст возникновения местоимения «я».

2.Появление простых и сложных фраз.

3.Качество произношения звуков.

5.Знание элементарных детских стихов, телевизионных передач.

6.В случаях асинхронного (слишком раннего или слишком позднего) речевого развития анализируются способы привлечения ребенком внимания взрослых, адекватное использование при этом мимики и жестов.

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст)

Происходит становление активной речи , потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется.

В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь . В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…).

К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции . Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» — корабль, «синюська» — свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве . Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» — перчатки, «копатка» — лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка

5.Особенности эмоционального развития и развития коммуникативных навыков:

1.Характер привязанности и отношения к близким родственникам (в том числе степень независимости от них).

2.Особенности игровой деятельности (какие предметы или игрушки вызывали наибольший интерес, в каких условиях и какие действия с ними производились). Например: охотно играл в кубики и складывал аналогичные конструкции только в присутствии взрослого; предпочитал неигровые предметы (шуршание газетами, пересыпание гаек и т. п.),

3.Протекание начала «кризиса трех лет»,

4.Важно также оценить наличие и характер страхов (фобий), их стойкость и соответствие возрасту (типичность или несоответствие имеющихся страхов этому возрасту, их выраженность),

5.Сон: его особенности в этот период (скрежет зубами во сне, психомоторное возбуждение, наличие или отсутствие периодичности подобных проявлений), а также характер засыпания ребенка,

6.Отмечаются особенности познавательных интересов , например, интересовался машинами, знал определенное количество различных марок автомобилей.

7. Сроки созревания большого моторного акта (умение бегать, возможность производить реципрокные движения: маршировать, лазать вверх и вниз по лестнице, кататься на велосипеде), а также наличие других элементарных бытовых навыков, указывающих на уровень развития мелкой моторики: самостоятельная еда, застегивание молний и завязывание шнурков.

8.Отмечаются сроки формирования самостоятельных навыков опрятности (в первую очередь — когда стали приучать к горшку и насколько трудно проходило формирование этого навыка).

9. Выясняются (со слов близких или из медицинской карты) особенности состояния здоровья ребенка , на фоне которого протекало его развитие; частота заболеваний, их тяжесть, наличие травм и госпитализаций в этом возрастном периоде.

10.Здесь же отмечаются признаки неврологического неблагополучия : частые боли в животе, аффективно-респираторные приступы, беспричинный подъем температуры и др.

11.Страхи преддошколъного возраста.

1. Страх незнакомых, чужих , уменьшаясь на втором году жизни, проявляется не всегда конкретным страхом некоторых людей (в 50%), будь это нелепо ведущие себя взрослые или несуществующие дяди и тети, способные наказать, а то и увести непослушных детей из дома.

При встрече с реальными незнакомыми людьми ребенок середины второго года жизни испытывает некоторое смущение, робость и застенчивость , что, однако, достаточно быстро проходит.

2.Выражен в 1 год и страх врачей — у 40% детей. Это страх не только незнакомых людей, но и страх боли в результате неприятных медицинских манипуляций.

3.Такое же количество детей боится уколов .

4. У 50% детей выражен страх при неожиданных, громких звуках.

5.О беспокойстве детей, когда они остаются одни ( страх одиночества ), можно говорить у каждого третьего ребенка, что указывает на повышенную эмоциональную чувствительность и привязанность к родителям.

6.Одним из ранних выражений инстинкта самосохранения будет неярко звучащий, непостоянный и встречающийся у относительного меньшинства детей страх высоты в начале второго года жизни (при поднятии ребенка на руки).

7.В 2 года страх одиночеств а начинает быстрее проходить у мальчиков, в то время как у девочек он сохраняется на прежнем уровне.

8.Наиболее распространенным страхом в данном возрасте является страх наказания со стороны родителей (61% — у мальчиков и 43% — у девочек). Он обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых.

9.Если страх темноты остается относительно слабо выраженным в 2 года (как и в 1 год),.

10.То страх поездов, самолетов (движущегося транспорта) возрастает, отражая основанные на инстинкте самосохранения и внушенные родителями страхи повреждения, неожиданного воздействия и боли.

11.Получает развитие и страх животных , прежде всего у девочек — 43%, у мальчиков — 22%. Максимальным угрожающим значением в этом возрасте обладает сказочный образ Волка после ознакомления со сказками («Красная Шапочка»), просмотра мультфильмов и историй, рассказываемых в семье. В образе Волка находят воплощение разнообразные страхи двухлетних детей: внезапного и трудно предсказуемого воздействия (нападения), боли (укуса острыми зубами) и даже в аллегорическом виде страх наказания со стороны отца, если он излишне строгий и часто угрожает применением физической силы. Страх Волка также чаще встречается у детей, лишенных общения с отцом, не способным к тому же быть наглядным примером уверенного в себе поведения и защиты от воображаемых опасностей. Нередко в представлении ребенка Волк «реализует свои замыслы» во время сна, что сопровождается двигательным расторможением, криками, пробуждением, т. е. ночным беспокойством или страхами.

Читайте также:  Сахарный диабет 1 типа дети анализы

Итак, типичными возрастными страхами у детей обоего пола 1—3 лет жизни будут:

— в 1 год — страхи одиночества, незнакомых взрослых, врачей (медицинских работников), уколов и неожиданных резких звуков (шума);

в 2 года — страхи наказания, животных и уколов.

12.Особенности эмоционального развития детей от 1г.-3 лет.

1.Эмоционально уравновешенное состояние сохраняется в течение дня

2.Полярность и быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому.

3. Быстрая смена эмоций при отвлечении.

4. Часто смотрит на близкого взрослого, «считывая» его эмоциональное реагирование на различные ситуации; легко подражает (основа сопереживания).

5. Подражает мимике, движениям близкого взрослого, его звуковым интонациям (смеется, улыбается, хмурится, «плачет»); быстро заражается «чувствами» других.

6. Эмоционально реагирует на другого ребенка, на его состояние (подражает, например, плач сверстника вызывает слезы).

7. Проявляет интерес к играм детей.

8. Эмоционально (по-разному) реагирует на знакомого и незна комого взрослого (раскован или напряжен).

9. Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.

10. Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим): плачет, когда она уходит; недолго грустит, оставшись с малознакомым взрослым.

11. Уходит; недолго грустит, оставшись с малознакомым взрослым.

12. Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (теплое, холодное, высоко, колючее и т. д.)

13.Собственная речь (отдельные слова) дополняется мимикой, движениями, интонированием

14.Взгляд с различными эмоционально-выразительными оттенками (радостный, заинтересованный, вопрощающий, просящий, недовольный.) 15.Удивляется, пугается неожиданному, новому.

16. Напряжен, на лице появляется недовольное выражение при ограничении

движений, дискомфорте, неполучении желаемого.

17.Проявляет интерес к совместным со взрослым играм-занятиям, особенно веселым.

18. Эмоционально реагирует на самостоятельную игру с игрушкой (мимика, интонирование).

19. Проявляет интерес к новой игрушке; длительность его зависит от умения(неумения) действовать ею.

20. Эмоционально напряжен при неумении.

21. Испытывает радость при получении «результата» некоторых игровых действий: а) выполненных взрослым;

б) выполненных самостоятельно.

22. Эмоционально (по-разному) реагирует на быстрые и спокойные мелодии, напевность стихов, прибауток, песенок (радость, спокойствие, сосредоточение).

1.Эмоционально уравновешен (спокойно-деловое «состояние») в течение дня.

2. Легко переходит от одного эмоционального состояния к другому (огорчается-успокаивается).

3. Выражает беспокойство, плачет при нарушении привычных условий, привычного режима.

4. Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого.

5. Подражает радостным возгласам взрослых и детей.

6. Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («сопереживает», «наказывает», «любит»).

7. Проявляет социально-значимые жесты и мимику на знакомую ситуацию(например, «жалеет») по показу взрослым, по просьбе взрослого, реже(например, «жалеет») по показу взрослым, по просьбе взрослого, реже по собственной инициативе.

8. Привлекает внимание близкого взрослого эмоциональными возгласами, мимикой, движениями или плачем.

9. Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.

10. Эмоционально переживает порицание взрослого (чувство стыда).

11.Радуется, общаясь со взрослыми, проявляет большой интерес ко многим их действиям.

12. Интересуется действиями других детей.

13. Возможен негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не дает свою игрушку, отнимает чужую).

14. Проявляет интерес к самостоятельным действиям с игрушками, предметами; радуется собственным самостоятельным действиям.

15.Огорчается, если что-то не получается (отказывается от игрушки).

16. Эмоционально (по-разному) отзывчив на разные мелодии, художественное слово (радостное или спокойное состояние).

1. Характеризуется спокойным уравновешенным поведением.

2.Радостно настроен, активен, постоянно интересуется окружающим.

3.Ситуативные эмоциональные переживания.

4.Отличается эмоциональной памятью о знакомых ситуациях.

5.Обижается (недовольное выражение лица) в ответ на наказания, запрет.

6.Подражает взрослым в различных ситуациях (радость, огорчение, тревога, безразличие).

7.Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого (спокоен, встревожен, доволен).

8.Использует эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения при общении с взрослыми.

9.Скучает при расставании с мамой.

10.Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, постоянно играющему с ребенком.

11.Эмоционально контактирует со сверстниками: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием глаза.

12.Самостоятельные игровые действия сопровождает «выразительными» высказываниями, мимикой.

13.Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.

14.Проявляет радость и огорчение, связанные с умелыми или неумелыми самостоятельными игровыми действиями.

15.Эмоционально (по-разному) реагирует на пение, музыку, художественное слово (подражание, мимика, движение); эмоционально узнает знакомые мелодии и т. д. (выражение радости).

1.Эмоционально активен, деятелен.

2.Эмоционально сдержан, способен недолго подождать после объяснения взрослого; спокойно относится к просьбам («Собери игрушки»), к указаниям («Можно» или «Нельзя»).

3.Понимает оценку взрослого: «Хорошо», «Плохо»; огорчается (стыд), совершив поступки, порицаемые взрослым.

4.Отличается эмоциональной памятью о знакомых ситуациях.

5.Непослушен, проявляет отрицательные эмоции при ограничении движений, обижается на грубый тон взрослого.

6.Проявляет упрямство, негативные эмоции, настаивает на своем, требуя недозволенного.

7.Отвечает крикливым тоном, жестикулирует, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого; при подражании взрослому, другому ребенку; для привлечения внимания.

8.Проявляет негативные (а не позитивные) эмоции со взрослыми и детьми при несформированных способах общения.

9.Отказывается от общения (прячется), если к нему обращается незнакомый взрослый (стесняется).

10.Плачет долго, когда мама уходит, пугается, обижается.

11.Эмоционально сопереживает, жалеет (сочувствует), заботливо относится к плачущему ребенку, пожилому человеку, к животным, растениям по примеру близкого взрослого; по собственной инициативе (иногда).

12.Эмоционально ярко реагирует на общение с близкими (мимика, возгласы, движения).

13.Улыбается, смеется, жестикулирует, заглядывает в глаза, стремясь удержать внимание других детей, взрослого, ожидая похвалу.

14.Чувствует симпатию или антипатию к отдельным людям (расположенность, настороженность).

15.Улыбается, эмоционально «высказывается» (слова) при совместных играх с детьми.

16.Эмоционально «ожидает» результата от игровых действий, движений взрослого.

17.Выражает эмоциональное удовольствие от самостоятельных игровых действий, произнесения некоторых слов.

18.Эмоционально предвосхищает результат некоторых собственных действий.

19.Проявляет хорошее настроение при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.

20.Не доволен (выражение лица), отказывается от действий при неудавшейся попытке что-то сделать.

21.Восторженно относится к развлечениям.

22.Интересуется подвижными играми.

23.Проявляет эстетические чувства: эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами; различное отношение (активность, движение, заторможенность, раскованность, зачарованность), стремится повторять знакомые песенки, движения танца.

24.Эмоциональная самовыраженность (индивидуальная).

1.Находится в эмоционально уравновешенном бодром состоянии.

2.Проявляет специфические свойства характера (веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и др.).

3.Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения («Мне больно; весело; хочется пить»).

4.Отличается долговременной эмоциональной памятью: вспоминает прежние эмоциональные ощущения в разных ситуациях (например, на празднике — весело; при болезни — плохо).

5.В определенной степени эмоционально сдержан на слова «нужно, надо, подожди» и др.

6.Относится к некоторым ситуациям на основе собственного опыта.

7.Испытывает потребность в доброжелательном отношении взрослых, в их положительной эмоциональной оценке умений.

8.Привязан к маме, папе, близким взрослым; проявляет беспокойство при их уходе, но быстро успокаивается.

9.Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях.

10.Понимает состояние радости или печали (огорчения) другого ребенка (на основе собственного опыта).

11.Оценивает взрослых («плохой» или «хороший») в зависимости от их эмоционального отношения к нему.

12.Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье; по-разному ведет себя по отношению к ним (сдерживается, подчиняется или растормаживается, не слушается).

13.Не всегда может понять запрет, наказание или оценить доброту.

14.Настораживается при общении с незнакомым взрослым, но легко вступает в контакт при доброжелательном отношении к нему.

15.Подражает «чужим» взрослым людям в ситуациях, которые глубоко затрагивают эмоционально (игры в поликлинику, театр, детский сад).

16.Радуется веселым играм со взрослыми.

17.Эмоционально заинтересован в собственной игре (трудно отвлечь); спокойно и увлеченно выполняет знакомые игровые действия.

18.Отвергает неинтересные непонятные игры (трудно привлечь к игровым действиям при отсутствии заинтересованности).

19.Огорчается, сердится на неудачи при выполнении малознакомых действий.

20.Радуется, смеется, добившись результата при выполнении знакомых действий.

21.Получает эмоциональное удовольствие (углубляются эстетические чувства) при слушании знакомых музыкальных произведений, песен.

22.Радостно, с восторгом выполняет танцевальные движения.

23.Эмоционально реагирует на красивое (появляется чувство красоты).

1.Проявляет инициативу, независимость.

2.Эмоционально выражает самооценку «Я сам(а)», хочет быть хорошим, ждет похвалу, одобрение, эмоциональное подкрепление взрослого.

3.Испытывает эмоциональное удовлетворение (радуется), если смог что-то самостоятельно выполнить; доволен, когда хвалят.

4.Появляется чувство гордости за себя (быстрее всех оделся); за родителей (папа — самый сильный).

5.Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания (может помнить события последнего года).

6.Появляется эмоциональная сдержанность: не кричит в общественном месте, спокойно переходит улицу со взрослым, выслушивает просьбы, выполняет их, перестает плакать при запрете.

7.Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, непонимании взрослым просьб; настойчив в своих требованиях.

8.Могут возникнуть страхи, боязнь темноты.

9.Переживает, если ругают; надолго обижается за наказание.

10.Испытывает огорчение, стыд от осознания неправильного поступка (разлил воду), ожидает отрицательной оценки взрослого.

11.Дает отрицательную оценку плохому поступку другого ребенка.

12.Эмоциональный опыт позволяет ему обижаться, ревновать, заступаться, бояться, тревожиться, сердиться, лукавить, озорничать.

13.Чувства выражаются адекватной мимикой, взглядами, тоном, жестами, движениями (владеет речевыми и неречевыми способами эмоционального общения).

14.Приветливо, эмоционально открыто, доверчиво относится к незнакомым людям, интересуется их действиями, отвечает, если его о чем-то спрашивают.

15.Помнит добрых и недобрых людей (эмоционально отзывчив или эмоционально сдержан).

16.Привлекает внимание взрослых криком, беспорядочными движениями, озорничает (от недостатка внимания).

17.Застенчив (характерная мимика) при общении с незнакомым человеком.

18.Понимает состояние других людей на основе своего эмоционального опыта.

19.Эмоционально сопереживает, если кому-то больно; помогает, если кто-то несет тяжелую сумку; не шумит, если кто-то спит.

20.Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

21.Подражает мимике, интонациям, походке, эмоционально выразительным движениям близких взрослых.

22.Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого, смешливого).

23.Доброжелателен к детям: не выхватывает игрушки, не берет их без спроса, делится своими игрушками.

24.Интересуется совместными играми с детьми, получает удовольствие от общения с ними.

25.Появляются симпатии к некоторым детям.

26.Насторожен с незнакомыми животными, в новых ситуациях.

27.Проявляет нежность к знакомым животным.

28.Речь насыщается эмоционально выразительными оттенками.

29.Обобщает словом свои эмоциональные состояния («смеюсь, боюсь, холодно» и др.).

30.Задает вопросы, ждет эмоционального ответа от взрослого (познавательный интерес).

31.Начинает понимать юмор (смеется над неправдоподобной картинкой).

32.Эмоционально сопереживает персонажам сказки (при чтении, в детских театрах, в мультфильмах): радуется, печалится, сердится, морщится, заступается.

33.Эмоционально относится к своей «роли» в игре, воображает эмоциональные ситуации в играх со взрослыми и детьми.

34.Получает эмоциональное удовольствие от подвижных игр.

35.Любознателен, любопытен: познавательные эмоции стимулируют деятельность (экспериментирование).

36.Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных и других людей).

37.Огорчается при неумении что-то сделать (особенно если этого очень хочется).

38.Радуется своим умелым действиям.

39.Эмоционально отзывчив на музыку, пение, художественное слово; испытывает удовольствие.

40.Эмоционально (по-разному) реагирует на знакомую и незнакомую музыку, художественное произведение, иллюстрации.

41.Предпочитает танцевальную музыку, веселые песни, яркие рисунки.

42.Интересуется рисованием, лепкой.

43.Эмоционально (по-разному) реагирует на красивое — некрасивое (замечает, различает, оценивает).

44.Интересуется явлениями природы; эмоционально воспринимает.

13.Познавательная деятельность детей от 1г.-3лет.

1.В едущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность . Основные интересы ребенка переносятся в область овладения все новыми и новыми действиями с предметами, а взрослый приобретает роль наставника и помощника. С помощью взрослого ребенок усваивает назначение предметов.
2.В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых ситуациях , она направлена на выяснение того, для чего служит предмет, как его можно употребить. Ориентировка предыдущего возраста – что это такое? – меняется на ориентировку «что с этим можно делать?»

Особенно значимыми для психического развития ребенка являются 2 вида действий:
1 . Соотносящиеся действия – их цель состоит в привидении нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения: складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок.
2. Орудийные действи я – это действия, в которых один предмет (орудие) употребляется при воздействии на другие предметы. Освоение действий с ложкой, совочком, чашкой, карандашом и т.д. – достаточно непростая задача для ребенка. Орудийными предметами ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого. Орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей.

3.В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий . Предметные действия в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

4.К концу раннего детства зарождаются новые виды деятельности: игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
5.Одна из ранних форм игры детей раннего возраста – предметная иг ра (она представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций предмета в реальном практическом действии).

6.Постепенно предметная игра перерастает в сюжетно-отобразительную , когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни. Дети раннего возраста сначала действуют с предметами, затем осознают смысл предмета в игре и дают предметам новые игровые названия.
7.В конце второго – начале третьего года жизни в поведении ребенка можно наблюдать феномен «роль в действии ». Ребенок, воспроизводя действия конкретного взрослого, не осознает этого, но активно соглашается, когда ему это сообщают: «Ты ведешь машину как папа». Позже он сам замечает сходство своих действий с действиями взрослого и называет себя его именем.
8.Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорики . В раннем возрасте начинается формирование сенсорных эталонов . Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти 3 основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

9.В раннем возрасте, кроме наглядно-действенного мышления, начинает формироваться наглядно-образное мышление . Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года.

Показатели развития внимания:

1.Если вы укажете ребенку на какой-нибудь предмет (рукой или словом), он его внимательно рассмотрит (опосредованное внимание).

2.Пытается заканчивать начатые игры. Происходит формирование привычного внимания (переходная стадия между пассивным и активным вниманием).

1.Учится переключать внимание. Если ребенок занят игрой, его можно спросить о чём-то постороннем, малыш ответит и продолжит заниматься своим делом.

2.Может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом.

3.Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

4.Ребенок может проявлять волевое усилие, т.е. появляются зачатки произвольного внимания.

Признаки отставания в развитии когнитивной сферы в 2 года.

Признаки отставания в развитии когнитивной сферы:

•не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки)

•не подбирает по образцу 3-4 цвета;

•не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);

•не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;

•не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала;

•не подражает действиям близкого взрослого.

Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:

•не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);

•не понимает «хорошо» и «плохо»;

•не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого).

Признаки отставания в развитии когнитивной сферы в 2,5 года

•не может назвать ни одного цвета и путается в подборе 4 цветов

•не может построить «башенку» из кубиков

•не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях

•не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку

•не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда);

•не складывает разрезную картинку из двух половинок.

8. Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:

•не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение;

•легко отвлекается от любого занятия;

•не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).

источник