Меню Рубрики

Анализ здоровья детей домов ребенка

Безнадзорность и социальное сиротство продолжают оставаться наиболее тревожными характеристиками современного общества. Потеря семьи — тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. Причины социального сиротства:

• ухудшение условий жизни семей, имеющих детей;

• падение нравственных устоев семьи, изменение отношения к детям (жестокое отношение, невнимание к проблемам детей, низкая медицинская активность);

• отказ от ребенка или изъятие ребенка из семьи;

• ухудшение здоровья беременных;

• ухудшение здоровья «отказных» детей, в том числе новорожденных;

• недостаточная работа по формированию здорового образа жизни, правильного репродуктивного поведения, повышению медицинской активности семьи.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста 4 лет включительно содержатся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения d порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов РФ (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Дом ребенка — ЛПУ системы здравоохранения, оказывающее медицинскую. педагогическую и социальную помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В доме ребенка общего типа содержатся здоровые дети и дети с задержкой психоречевого и физического развития, обусловленной условиями воспитания и социальными факторами.

В специализированном доме ребенка и специализированных группах дома ребенка общего типа содержатся дети с органическими поражениями центральной нервной системы и нарушениями психики, дефектами умственного и физического развития.

Детей в дом ребенка направляют органы исполнительной власти субъекта РФ. органы местного самоуправления по представлению органов опеки и попечительства.

Детей из медицинских организаций, учреждений системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере исполнения уголовных наказаний, направляют в группу дома ребенка.

Детей, поступивших из семей, помещают в карантинную группу или в изолятор дома ребенка, где они содержатся в течение 21 дня со дня поступления.

Детей в карантинных группах (изоляторах) домов ребенка обеспечивают необходимыми медицинскими и лечебно-профилактическими мероприятиями.

Детей из карантинных групп (изоляторов) в общие группы дома ребенка переводят на основании:

• окончания срока пребывания в карантинных группах (изоляторах):

• отсутствия симптомов острого, инфекционного и других заболеваний, требующих стационарного лечения;

• результатов обследования, определенного врачом.

Детей принимают в дом ребенка с периода новорожденное™ и содержат в нем до 4-летнего возраста включительно.

В выписке из истории развития ребенка, медицинской карты стационарного больного или истории новорожденного отражают;

• результаты инструментальных диагностических исследований — нейросоно-графия (детям до 1 года жизни); электрокардиография; электроэнцефалография; эхознцефалография: эхокардиография (по медицинским показаниям); ультразвуковое исследование органов брюшной полости и почек: ультразвуковое исследование тазобедренных суставов (детям до 1 года жизни);

• результаты лабораторных исследований — анализ крови клинический (давность не более 30 дней); общий анализ мочи (давность не более 30 дней); бактериологический анализ кала на кишечную группу, соскоб на энтеробиоз (давность не более 10 дней); мазок из носа и зева на дифтерию (давность

не более 10 дней): анализ крови на гепатит В и С. сифилис. ВИЧ-инфекцию (срок исследования не более 6 мес. подлинники анализов): биохимический анализ крови (по медицинским показаниям): группа крови, резус-фактор:

• сведения о профилактических прививках с указанием поствакцинальных

• сведения об отсутствии острых инфекционных заболеваний и заболеваний. требующих стационарного лечения.

Кроме того, должны быть представлены сведения:

• о здоровье родителей, включая данные биологического и генеалогического анамнеза (при их наличии);

• справка об отсутствии контактов с инфекционными заболеваниями по месту жительства (пребывания) или в организации, из которой прибыл ребенок:

• заключение психолого-медико-педагогической комиссии для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей, достигших 3-летнего возраста. с задержкой физического и (или) психического развития, обусловленной условиями воспитания.

Временные противопоказания для помещения ребенка в дом ребенка — острое инфекционное заболевание, в том числе активная форма туберкулеза, сифилис, заразные кожные заболевания и заболевания, требующие стационарного лечения.

На 1 января 2011 г. в Российской Федерации существовало 227 домов ребенка на 20 888 мест, в которых воспитывались 17 483 ребенка, в том числе 11 707 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доля детей 1-го года жизни составляла 25.6%. детей-инвалидов — 25%.

Данные официальной статистики и научных исследований последних лег показывают, что дети, поступающие в дом ребенка, уже при рождении имею! неблагоприятные показатели здоровья. Родились здоровыми лишь 15% детей домов ребенка. У всех воспитанников определяют отягощенный перинатальный анамнез. Патологические состояния, возникающие в перинатальном периоде. диагностированы при рождении у 80-100% детей, поступивших в дома ребенка. Среди них половина родились недоношенными, сразу после рождения нуждались в реанимации и интенсивной терапии 46.9% (против 14,8% в общей популяции новорожденных).

В доме ребенка при поступлении практически всех детей относят к группе риска. отставание в нервно-психическом развитии выявлено у 50-100% детей, отклонения от нормы физического развития — у 60-70% детей, дети-инвалиды составляли 10-26% (по данным разных домов ребенка).

За время пребывания детей в доме ребенка снижается темп их физического и нервно-психического развития, ухудшаются показатели соматического здоровья. Нарушения здоровья характеризуются полиморфизмом и сочетанием нескольких отклонений у одного ребенка.

Общая заболеваемость воспитанников дома ребенка на 18% выше, чем у детей. воспитывающихся в семье. Частота встречаемости расстройств питания, рахита. анемии среди детей дома ребенка выше в 2-4 раза.

Таким образом, состояние здоровья детей, воспитывающихся в доме ребенка. характеризуют:

• отставание биологического возраста от паспортного:

• низкий рост, дефицит массы тела:

• тяжелые последствия перинатальных поражений центральной нервной системы;

• более тяжелое течение острых заболеваний;

• комплексная и глубокая задержка нервно-психического развития:

• сниженный эмоциональный статус;

• нарушение поведенческих реакций;

• более низкие показатели личностно-бытовой социализации, отношения с окружающим миром, сформированное™ навыков самообслуживания;

• нарушение социальной адаптации.

Полученный анализ наглядно демонстрирует необходимость внедрения в работу домов ребенка современных организационных, профилактических и лечебных технологий, в том числе комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации,

Основная задача дома ребенка — охрана здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, оказание им медицинской помощи, комплексной психолого-педагогической реабилитации, защита их прав и как итог всей деятельности — дальнейшее жизнеустройство этих детей, в первую очередь обретение семьи.

Дом ребенка воспитывает детей, осуществляет их социальную адаптацию, оказывает медицинскую помощь детям, в том числе восстановительное лечение. комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию с использованием современных технологий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Круг проблем, которые решает дом ребенка:

• уход, диагностика, лечение, реабилитация (абилитация) детей, их воспитание, социальная адаптация;

• профилактическая и лечебно-оздоровительная работа, оценка ее эффективности;

• комплексная оценка здоровья детей;

• наблюдение за здоровьем, физическим и психическим развитием воспитанников. оказание им медицинской помощи;

• соблюдение санитарно-гигиенического режима, режима дня. рационального питания и физического воспитания, оптимизация двигательного режима;

• освоение и внедрение новых методов комплексной реабилитации детей;

• повышение квалификации всех категорий специалистов дома ребенка;

• защита прав детей-сирот и работа с семьями, поместившими детей в дом ребенка;

• взаимодействие с органами опеки и попечительства по вопросам устройства детей в семью.

Работу дома ребенка организуют на основании действующих нормативно-правовых документов Минздрава России. Медицинская помощь детям в доме ребенка осуществляется врачом-педиатром и врачами-специалистами, в том числе неврологом, детским психиатром, оториноларингологом, врачом по лечебной физкультуре и средним медицинским персоналом.

Утверждено положение о работе медико-психолого-педагогической комиссии дома ребенка, которую возглавляет главный врач дома ребенка или его заместитель по лечебной работе, который утверждает персональный состав комиссии и график ее работы.

В состав комиссии входят специалисты:

• врачи — педиатр, невролог, психиатр;

• педагоги — учитель-дефектолог. медицинский психолог, старший воспитатель.

По показаниям приглашают и других специалистов. Детей осматривают при поступлении в дом ребенка, далее в эпикризные сроки. Функции медико-педагогической комиссии:

• комплексная диагностика детей с ограниченными возможностями;

• определение адекватных методов коррекции и формы ее обеспечения;

• оценка динамики состояния здоровья ребенка в соответствии с установленными эпикризными сроками;

• оценка качества лечебного и педагогического процессов;

• внесение соответствующей коррекции, разработка индивидуальной комплексной программы реабилитации, лечения и социальной адаптации ребенка:

• оценка состояния здоровья воспитанников дома ребенка;

• составление рекомендаций устройства в соответствующее учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В структуру дома ребенка на функциональной основе введено отделение реабилитации (абилитации), предназначенное для проведения комплекса медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий, включающих восстановительное лечение, психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию воспитанников домов ребенка.

Отделение диагностирует отклонения (нарушения) в развитии детей и выполняет их компенсацию и коррекцию, разрабатывает и осуществляет индивидуальные программы реабилитации, анализирует эффективность реабилитации.

Детей дома ребенка распределяют по 5 группам диспансерного наблюдения в зависимости от степени выраженности клинических проявлений, стадии заболевания, общего состояния с учетом данных анамнеза, социального прогноза,

Специфика домов ребенка — пребывание в нем детей раннего возраста. В этот период, с одной стороны, можно комплексными, часто относительно простыми мероприятиями нивелировать генетически детерминированные, врожденные и интранатально приобретенные состояния, а с другой — пренебрежением ранними симптомами спровоцировать длительную дестабилизацию, чреватую хрони-зацией.

• прием детей, динамическое медицинское наблюдение за их здоровьем, физическим и нервно-психическим развитием;

• уход за детьми и их воспитание, в том числе физическое, познавателыш-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей;

• охрана здоровья детей, комплексная оценка их здоровья;

• проведение профилактических, лечебно-диагностических и оздоровительных мероприятий для предупреждения возникновения и рецидивов детских болезней, инвалидности;

• профилактика алиментарных расстройств, анемии и рахита;

• профилактические осмотры воспитанников с привлечением специалистов;

• оказание медицинской помощи детям, включая диагностику и лечение детских заболеваний, не требующих стационарной помощи;

• диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболеваниями:

• проведение восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации (абилитации) детей, их социальной адаптации;

• реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

• направление детей в медицинские организации при медицинских показаниях для оказания специализированной помощи, восстановительного лечения, медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения;

• направление детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, на медико-социальную экспертизу для оформления инвалидности;

• направление детей с нарушениями слуха, выявленными в акушерских стационарах, детских поликлиниках на I этапе аудиологического скрининга, в центр реабилитации слуха (кабинет) для углубленной диагностики (11 этап аудиологического скрининга):

• взаимодействие с Центром реабилитации слуха (кабинетом) в направлении детей с нарушениями слуха (двусторонней сенсорной глухотой) в профильное федеральное учреждение здравоохранения для оказания ВМП — кохле-арной имплантации;

• направление детей с перинатальным контактом с ВИЧ-инфекцией, детей с ВИЧ-инфекцией на обследование и лечение в Центр профилактики и борьбы со СПИДом:

• взаимодействие с Центром по профилактике и борьбе со СПИДом в направлении детей с ВИЧ-инфекцией на обследование и лечение в ФГБУ * Республиканская клиническая инфекционная больница» Минздрава России;

• проведение мероприятий для компенсации и (или) коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей, отклонений в их поведении;

• проведение мероприятий для повышения КМП и воспитательного процесса;

• обеспечение соответствия условий пребывания детей в доме ребенка требованиям. установленным законодательством Российской Федерации;

• обеспечение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня. рационального питания и двигательного режима детей;

• создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

• ведение медицинской документации в установленном порядке, в том числе на детей, подтежащих переводу в учреждения системы образования или социальной защиты населения, устройству в семью;

• взаимодействие с медицинскими организациями по вопросам медицинского обеспечения детей, охраны здоровья;

• повышение профессиональной квалификации медицинского, педагогического и прочего персонала дома ребенка.

Комплексная реабилитация воспитанников дома ребенка содержит.

• перечень медицинских, психолого-педагогических и социальных мероприятий:

• рекомендуемые сроки выполнения, длительность, кратность курсов реабилитационной программы;

• ожидаемые результаты — восстановление (полное, частичное), компенсация (полная, частичная), отсутствие результата (прогнозируемое, полученное);

• содержание этапного контроля с периодической оценкой эффективности реабилитации (документальная отметка, этапный эпикриз, мониторинг).

Комплексную реабилитацию проводят при наличии у детей-инвалидов индивидуальной программы реабилитации.

ВМП при медицинских показаниях оказывают детям в соответствии с установленным порядком.

Структура, штатная численность дома ребенка определяются объемом проводимой медицинской, воспитательной и социальной работы, числа детей и утверждаются руководителем дома ребенка (табл. 5.19).

Медицинская реабилитация занимает 60-70% комплексной медицинской и исихолого-педагогической реабилитации. Для организации реабилитации детям-инвалидам в домах ребенка приказом Минздрава России «О совершенствовании реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства» (от 14 августа 2002 г. № 258) утверждены помещения и оборудование (помещения для групповой кондуктивной и кинезотерапии, для компьютерного развивающего обучающего комплекса).


Рекомендуемая структура дома ребенка:

• изолятор для поступающих детей (карантинная группа), не менее 10% мест дома ребенка;

• изолятор для заболевших детей (10% мест дома ребенка):

• физиотерапевтическое отделение или кабинет;

• массажный кабинет или зал;

• кабинет для проведения тепловых процедур:

• отделение (кабинет) реабилитации (абилитации);

• кабинет (помещение) для психологической разгрузки и социальной адаптации детей;

• комната для сенсорных занятий;

• зал для занятий физической культурой;

• зал для занятий лечебной физкультурой;

• зал для групповой кондуктивной терапии;

• зал для музыкальных занятий;

• кабинеты для врачей (ординаторская);

• кабинеты среднего медицинского персонала;

• кабинеты для педагогов (логопедов, психологов);

• кабинет для старшего воспитателя;

• групповое помещение (группа), включающее игровую комнату; столовую: спальное помещение; санитарную комнату (туалет, ванная);

• административно-хозяйственное подразделение со вспомогательными службами.

Нагрузка на врача-педиатра, педагога-психолога снижена, нагрузка на специалиста по социальной работе снижена в 2 раза. Впервые в штаты введена должность юрисконсульта. С учетом возрастных особенностей (структурных) дома ребенка в штат введены средний и младший медицинский персонал для ухода за детьми 1-го года жизни

Приказом Минздрава России утверждена «Карта ребенка, воспитывающегося в доме ребенка» (от 28 июля 2000 г. № 286), которая включает данные динамического наблюдения за ребенком и профилактических осмотров, анамнестические сведения, данные осмотра при поступлении ребенка, оценку физического и нервно-психического развития, диспансерное наблюдение.

Оздоровительно-воспитательная работа и вся жизнь детей регламентируются медико-педагогическими принципами, реализация которых контролируется врачом и педагогом

Особенность работы врача в доме ребенка — участие в методической, организационной. лечебной и воспитательной работе учреждения. Педагог дома ребенка решает вопросы организации жизни детей, их обслуживания и комплексной реабилитации совместно с врачом. Врачи и педагоги совместно обучают персонал. контролируют и планируют его работу. Врачи используют данные педагогов об уровне нервно-психического развития детей, их поведении при назначении оздоровительных мероприятий. Педагоги получают от врачей сведения о здоровье детей и учитывают их при планировании занятий — как индивидуальных, так и групповых.

Врач такого учреждения нередко встречает резкое отставание детей в физическом и нервно-психическом развитии, рахит, анемию и другие болезни, профилактика и лечение которых в условиях дома ребенка тоже имеют особенности. Многие дома ребенка принимают детей с нарушениями функции центральной нервной системы, пограничными состояниями, и работа с ними требует специальных знаний диагностики болезней и реабилитации.

В повседневную деятельность домов ребенка входят правовые вопросы, включая охрану прав детей раннего возраста, правила и принципы усыновления детей. привлечение общественных организаций и учреждений к попечительской и шефской помощи.

Специфика дома ребенка как учреждения интернатного типа и особенности воспитывающихся в нем детей требуют специальных знаний содержания и организации работы, глубокого понимания особенностей развития детей раннего возраста, в том числе подвергшихся действию факторов риска, умения обеспечить этим детям весь комплекс профилактических, лечебно-оздоровительных и воспитательных мероприятий.

Забота об этих детях — предмет особого внимания органов здравоохранения. образования, социальной защиты населения, общественных и иных организаций и полностью ложится на государство и его институты.

источник

В Доме ребенка находятся дети от 0 до 4 — 5 летнего возраста, но обычно дети поступают не из родильных домов, а из больниц в возрасте 2 — 3 месяцев жизни. По частоте случаев заболевания распределяются следующим образом.

  1. Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младенческого возраста в домах ребенка.
  2. Особенности состояния здоровья детей, изъятых из неблагополучных семей.
  3. Корректируемые и некорректируемые заболевания.

В Доме ребенка находятся дети от 0 до 4 — 5 летнего возраста, но обычно дети поступают не из родильных домов, а из больниц в возрасте 2 — 3 месяцев жизни. По частоте случаев заболевания распределяются следующим образом:

  1. Патология центральной нервной системы — 95-100%, из них ПЭП — 75-80 %.
  2. Болезни органов чувств 25-30 %.
  3. Кардиопатология 65-70%, из них ВПС -12%.
  4. Заболевания кожи, костно-мышечной системы 45-50.
  5. Болезни мочевыводящих путей — 20-25%.
  6. Болезни органов дыхания- 1%.
  7. Болезни желудочно-кишечного тракта — 0.5 %.

Наиболее часто встречающимся диагнозом в Домах ребенка является диагноз — перинатальная энцефалопатия (ПЭП).

ПЭП — это сосудистые повреждения головного мозга возникающие с 28-ой недели беременности и до 8-ого дня жизни ребенка. В это время отмечается повышенная ранимость головного мозга и любое неблагоприятное воздействие ведет к его повреждению. Основной причиной возникновения ПЭП является кислородная недостаточность (гипоксия) плода. Она возникает вследствие острых вирусных заболеваний матери во время беременности, вредных привычек, профессиональных вредностей, токсикоза беременности, тяжелых родов, недоношенности, переношенности и в ряде других причин.

Читайте также:  Анализ для детей на цитомегаловирус

ПЭП требует расшифровки по степени тяжести, симптомам, периодам, т.е. диагноз может звучать так: Перинатальное поражение ЦНС гипоксического генеза, восстановительный период, синдром задержки психомоторного развития, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

ПЭП действует до 1 года жизни доношенного ребенка и до 2-х лет у недоношенного ребенка, Затем диагноз ПЭП снимается по выздоровлению или трансформируется в другие диагнозы. Это может быть минимальная мозговая дисфункция, задержка психоречевого развития, в более тяжелых случаях — олигофрения, декомпенсированная гидроцефалия и другие.

Из болезней органов чувств наиболее часто встречается патология глазная. Это ретинопатия недоношенных, косоглазие, нистагм, птоз, частичная атрофия дисков зрительных нервов. Но большинство этих диагнозов сопровождают тяжелые повреждения головного мозга.

Кардиопатология встречается довольно часто. Это могут быть как функциональные изменения сердечно-сосудистой системы (их большинство), так и врожденные пороки сердца (ВПС). Врожденные пороки сердца могут быть без нарушения кровообращения (это благоприятный вариант) и с нарушениями кровообращения.

Благоприятным считается открытое овальное окно (ООО)- вариант N.

Многие дети имеют проявления атопического дерматита. Единицы из них в более старшем возрасте страдают детской экземой. Особенно неблагоприятно сочетание дерматита с частыми обструктивными бронхитами, это должно настораживать; у такого ребенка в дальнейшем может развиться бронхиальная астма.

При диспансеризации выявляются у некоторых детей дисплазия тазобедренных суставов, кривошеи, врожденные вывихи тазобедренных суставов. При раннем выявлении и рано начатом лечении здоровье детей восстанавливается без заметных последствий.

Довольно часто встречаются у наших детей грыжи — пупочные, паховые, пахово — мошоночные. Такие дети наблюдаются хирургом, большинство диагнозов снимается после первого года жизни, некоторые дети оперируются.

Часто звучит диагноз — инфекция мочевых путей. Это предварительный диагноз, он требует уточнения в специализированном отделении стационара. Особенно важно знать нет ли там врожденных аномалий развития мочевыводящих путей.

Болезни органов дыхания представлены острой пневмонией, различными респираторными вирусными Заболеваниями, аномалии развития встречаются очень редко.

То же можно сказать и о болезнях желудочно — кишечного тракта. В основном это функциональные изменения, которые проявляются такими симптомами как срыгивания и рвоты, а также неустойчивый стул при дисбактериозах.

Необходимо также остановиться на так называемых фоновых состояниях, которые в Домах ребенка встречаются очень часто. Это: недоношенность, морфо — функциональная незрелость, анемии, гипотрофии и рахит. Все эти состояния усугубляют течение вирусных и бактериальных инфекций, тормозят развитие детей.

Большинство из вышеназванных заболеваний являются корректируемыми. Так многие дети с ПЭП восстанавливаются в результате проводимого лечения к 6-12 месяцам жизни. Все зависит от тяжести заболевания множественности и сочетания поражений.

Все дети, изъятые из неблагополучных семей, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Как правило, это недоношенные или незрелые дети, они плохо растут, имеют расстройства питания, развиваются с задержкой, часто болеют. У более старших детей, отмечаются расторможенность, плохая память, задержка психоречевого развития.

В Дом ребенка поступают дети не только от родителей — алкоголиков, но и от матерей, перенесших сифилис, гепатиты, страдающих наркоманией. При обследованиях таких детей выявляется носительство антител к гепатиту «С» или «В», положительная реакция Вассермана. Такие дети в зависимости от выявленных результатов лечатся по схеме раннего врожденного сифилиса, наблюдаются в КВД.

Если выявлено носительство антител к гепатиту, то ребенок обследуется в специализированном отделении и, чаще всего, диагноз снимается после 6 месяцев (такие дети являются носителями материнских антител, проникших через плаценту), реже ребенок заболевает гепатитом.

Не корректируются генетические заболевания. Наиболее частым из них в Домах ребенка является Синдром Дауна.

Прогностически неблагоприятными являются инфекции мочевых путей на фоне врожденной патологии.

Длительного лечения потребуют такие заболевания как бронхиальная астма, большинство врожденных пороков сердца.

Эпилептический синдром также является неблагоприятным.

источник

Авторы: Юлиш Е.И., Балычевцева И.В., Висягин В.Б., Кривущев Б.И., Ярошенко С.Я., Лютова Т.А., Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, являются наименее социально защищенной группой населения. Отсутствие материнской опеки, госпитализм, постоянное проживание в закрытом коллективе определяют различные отклонения в состоянии здоровья этих детей. В работе проведен анализ частоты выявления различных патологических состояний у воспитанников домов ребенка по сравнению с детьми, проживающими в семьях. У детей из домов ребенка выявлена более высокая частота пороков сердца, сосудистых аномалий, гиперплазии вилочковой железы, хронических нарушений питания, аллергии и анемии.

Дети, дом ребенка, здоровье.

Согласно официальной статистике, в Украине без родителей растут более 100 тыс. детей различного возраста [1]. В домах ребенка Украины только в возрасте до 4 лет таких детей содержится более 7 тысяч [2]. Большинство воспитанников составляют социальные сироты — 78–91 %; 9 –21,6 % находятся в доме ребенка временно.

Несмотря на то что в последнее время государство уделяет большое внимание проблеме усыновления и попечительства детей-сирот — организовываются детские дома семейного типа, упрощены правила усыновления, увеличены выплаты на содержание приемных детей, — все же это не позволяет решить проблему сиротства в Украине.

Дети, содержащиеся в домах ребенка, требуют особого внимания. Воспитывающиеся вне семьи, они имеют худшие показатели здоровья в сравнении со сверстниками, воспитывающимися в семьях, по общей и инфекционной заболеваемости, физическому, психическому, психомоторному и социальному развитию. Состояние здоровья этих детей обусловлено особенностями закрытого коллектива, наличием неблагоприятного преморбидного фона, отягощенным анамнезом [3].

Уже при поступлении в дома ребенка дети имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья. Так, по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, у 64 % детей, поступающих в детские дома, обнаруживаются осложнения внутриутробного развития, различная степень асфиксии (у 61,1 %), каждый второй ребенок рождается с признаками перинатальной патологии, 48 % — недоношенными или с низкой массой тела, у 10 % при рождении были зарегистрированы врожденные и наследственные заболевания, в периоде новорожденности болели 70–80 % воспитанников домов ребенка [4].

Согласно выборочным исследованиям [5], у этих детей значительно чаще отмечается внутриутробная инфицированность (35,8 % случаев), внутриутробная гипотрофия (10,8 %) и недоношенность (30,4 %), патология в родах с нарушениями мозгового крово­обращения травматического, гипоксического генеза (44,5 %), постоянно наблюдается сочетанное действие нескольких патологических факторов. Очень высоко число ранних органических поражений головного мозга и резидуальной церебрально-органической недостаточности, которое составляет до 68–70 % случаев. Болезни органов дыхания, расстройства питания, нарушение обмена веществ, снижение иммунитета в 1,5–2 раза чаще регистрируются у детей, поступающих в дом ребенка, чем среди их сверстников из семей.

Вследствие этого более чем у половины детей домов ребенка определяются более низкие, чем у сверстников из семей, показатели адаптации, обусловливающих стойкость возникающих дезадаптационных изменений их здоровья и развития [6].

Более того, исходный уровень здоровья детей, поступающих в дом ребенка, с каждым годом ухудшается. Так, если в 1980 году удельный вес детей — воспитанников домов ребенка с заболеваниями нервной системы, нарушениями психики, наследственными заболеваниями составлял 40 %, то в 2000 году их было в два раза больше — 81 % [7]. Микросоматический тип физического развития имеют 80,8 % детей первого года жизни; 61,3 % — второго года и 68,8 % — третьего.

Практически все воспитанники домов ребенка (98 %), развивающиеся в условиях «дефицита общения», несмотря на хорошее питание и медицинское обслуживание, отстают в нервно-психическом развитии. У подавляющего большинства таких детей (74,1 %) наблюдается комплексное отставание нервно-психического развития [8].

В большинстве случаев причиной этих расстройств является действие ряда патогенных факторов (инфекций, интоксикаций, травм и др.) на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребенка. В школьном возрасте это проявляется нарушением познавательной деятельности, незрелостью эмоционально-волевой сферы, ослаблением внимания, восприятия, памяти, отставанием в развитии речи и тонкой моторики, ослаблением произвольной регуляции поведения [9, 10].

Для детей, попавших в дом ребенка, характерна нарастающая с возрастом высокая частота различных нарушений здоровья. Заболеваемость воспитанников домов ребенка за 10 лет возросла на 14 % и составила в 2002 г. 4817,4 на 1000 детей [12], в 2008 году, по нашим данным, — 6843,5 на 1000 детей. Более чем у половины детей наблюдается нарушение пластических процессов — дефицит массы тела, роста, отклонения физического развития (79,7 %), которые представлены преимущественно низким ростом и дефицитом массы тела, а также частым их сочетанием [3, 13]. Средние показатели массы и длины тела у воспитанников домов ребенка ниже, чем у детей, воспитывающихся в семье, несмотря на отсутствие достоверных различий показателей при рождении [3].

Большинство воспитанников домов ребенка имеют II группу здоровья; значителен удельный вес детей, имеющих III–V группы здоровья (в возрасте до 1 года — 24,8 %, в два года — 27,2 % и в три года — 19,9 %; соответственно в семьях: 12,9 %; 15,4 % и 15,8 %) [6]. У воспитанников домов ребенка высокая частота III группы здоровья обусловлена большей частотой хронической патологии, формированием более тяжелых последствий перинатальных поражений ЦНС, а также высокой частотой отклонений физического развития и выраженной задержкой нервно-психического развития [14].

У воспитанников домов ребенка в возрасте одного года отмечается напряжение систем адаптации, подтверждающееся более высоким по сравнению с детьми из семьи уровнем функционирования симпатического отдела вегетативной нервной системы и центрального контура регуляции. В 2 года выявляется перенапряжение вегетативной регуляции, на что указывают дискоординированные изменения показателей вариабельности ритма сердца [3].

Неблагоприятный преморбидный фон детей, проживающих в домах ребенка, обусловливает, несмотря на тщательный уход персонала и реабилитационные мероприятия, высокий уровень заболеваемости инфекциями, в частности, респираторными.

Влияние различных неблагоприятных факторов приводит к множеству отклонений в состоянии здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка, которые затрудняют их социализацию и оптимальное развитие.

Целью данного исследования явилось изучение состояния здоровья детей — воспитанников дома ребенка в сравнении с показателями сверстников из семей.

Нами проведен ретроспективный анализ 89 историй развития детей в возрасте от 5 месяцев до 4,5 года, находившихся на воспитании в Донецком областном специализированном доме ребенка «Малютка» в 2007–2009 годах (основная группа). Доля мальчиков составляла 61,8 % (n = 55), девочек — 38,2 % (n = 34). Среднестатистический возраст детей 2,38 ± 1,05 года.

Для анализа анамнестических факторов риска полученные данные были сопоставлены с результатами обследования 75 детей в возрасте от одного месяца до пяти лет (средний возраст 2,19 ± 0,11 года), воспитывающихся в семьях и входящих в группу часто болеющих острыми респираторными заболеваниями (группа сравнения). В этой группе доля мальчиков составила 60 % (n = 45), девочек — 40 % (n = 30). Контроль составили 35 практически здоровых сверстников (средний возраст 2,14 ± 0,68 года), среди которых 57,1 % (n = 20) мальчиков и 42,9 % (n = 15) девочек (табл. 1).

Все дети обследовались с использованием анамнестических, клинических, лабораторных, бактериологических, инструментальных, иммунологических и статистических методов.

При изучении анамнеза обследованных детей учитывались течение беременности и родов, особенности постнатального анамнеза, наличие перенесенных заболеваний и фоновых состояний, частота острых респираторных заболеваний, их длительность и клинические проявления.
В процессе обследования детям при наличии сопутствующих заболеваний по показаниям проводились рентгенография органов грудной клетки, ЭКГ, ультразвуковое сканирование внутренних органов и вилочковой железы, нейросонографическое исследование головного мозга, эхокардиография. При необходимости дети консультировались смежными специалистами: пульмонологом, иммунологом, кардиологом, неврологом, инфекционистом, стоматологом, урологом, детским хирургом.

Комплекс общеклинических лабораторных исследований включал клинический анализ крови и мочи, бактериологические исследования патогенной и условно-патогенной микрофлоры в носоглотке, мокроте и кале. Анализ крови включал исследование эритроцитов, гемоглобина, тромбоцитов, СОЭ и лейкоцитарной формулы.

Обследование и диагностику проводили после получения согласия лечащего врача.

Полученные данные обрабатывались с помощью математической статистики. Основная часть математической обработки проводилась на ПК. Статистический анализ результатов проводился в пакетах Biostat, Statistica 5.5 (StatSoft Inc., 1998–1999), SPSS.

Наиболее сложно корригируемой группой заболеваний, требующей наибольших затрат в лечении и более всего влияющей на состояние здоровья, является врожденная патология. Анализ структуры встречающихся у воспитанников дома ребенка пороков развития (табл. 1) показал, что частота выявления у них врожденных пороков сердца и аномалий развития сосудов достоверно выше, чем у детей, воспитывающихся в семьях (различия с группами сравнения и контроля статистически значимы). Так, пороки сердца (гемодинамически не значимое открытое овальное окно в качестве порока сердца не рассматривалось) в основной группе выявлены у 11,4 % (n = 10) детей, в то время как в группах сравнения и контроля данная патология не определялась.

Сосудистые аномалии, представленные гемангиомами различных локализаций, обнаружены у 7,95 % (n = 7) детей I группы. Во второй группе они выявлены только у 1 ребенка (1,3 %), в третьей — не определялись (разница между II и III группами статистически не значима).

Пупочная грыжа в I (11,4 % (n = 10)) и II (9,3 % (n = 7)) группах выявлялась достоверно чаще, чем в III (0 % (n = 0)) группе, однако между основной группой и группой сравнения статистически достоверной разницы не обнаружено.

При изучении аномалий развития мочевыделительной и половой систем выявлена достоверная разница между II и III группами (9,3 % (n = 7) и 0 % (n = 0) соответственно). Статистически значимой разницы с I группой не выявлено.

Согласно данным Е.А. Воробьевой, О.С. Широковой, Б.И. Кривущева [3, 15, 16], перинатальное поражение ЦНС оказывает значительное влияние как на состояние соматического здоровья в целом, так и на уровень респираторной заболеваемости. В связи с этим изучение структуры поражений ЦНС у детей, воспитывающихся в домах ребенка, позволяет определить ее характерные особенности (табл. 2). Так, выявлено, что все дети первой группы имели поражение ЦНС в виде различных синдромов, что достоверно чаще, чем у детей, воспитывающихся в семьях. Среди детей второй группы данный показатель составил 42,7 % (n = 32), третьей — 14,3 % (n = 5). Разница между группами статистически значима.

При анализе частоты проявления различных синдромов при поражении ЦНС выявлено, что синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости у детей, находящихся в доме ребенка, диагностирован в 12,5 % (n = 11) случаев, что достоверно реже, чем у ЧБД, воспитывающихся в семьях (66,7 % (n = 50)), и не отличается от показателя практически здоровых детей (11,4 % (n = 4)). Однако у детей первой группы достоверно чаще по сравнению с детьми второй и третьей групп выявляется синдром задержки темпов психомоторного развития (у 67,1 % (n = 59), 10,7 % (n = 8) и 2,9 % (n = 1) соответственно). При этом группы сравнения и контроля по данному показателю не различались. На наш взгляд, данный факт свидетельствует об отсутствии влияния семьи на развитие детей из домов ребенка.

Синдром двигательных нарушений определялся у 18,2 % (n = 16) детей основной группы и 14,7 % (n = 11) детей группы сравнения, что достоверно чаще, чем у детей из контрольной группы (2,9 % (n = 1)). Различия между II и III группами не значимы.

Синдром внутричерепной гипертензии достоверно чаще выявлялся у детей из II группы (12 % (n = 9)) по сравнению с детьми I (1,14 % (n = 1)) и III (0 % (n = 0)) групп. При этом основная и контрольная группы достоверно не различались по частоте выявления гипертензионного синдрома.

Статистически значимых различий по частоте обнаружения судорожного синдрома и ДЦП не выявлено.

Врожденные аномалии развития головного мозга выявлялись чаще у воспитанников дома ребенка (5,7 % (n = 5)), чем у детей, воспитывающихся в семьях (1,3 % (n = 1) и 0 % (n = 0) во II и III группах соответственно). Разница между основной группой и группой сравнения статистически значима.

Таким образом, состояние здоровья детей, поступающих в дом ребенка, изначально отличается от состояния здоровья сверстников, что определяет фон, на котором развиваются различные отклонения в соматическом статусе (табл. 3).

Закономерной выглядит высокая частота обнаружения рахита у детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях (22,5 % (n = 20)) по сравнению с относительно здоровыми детьми из семей (8,97 % (n = 3)). Кроме того, достоверно выше частота возникновения рахита по сравнению с контролем у ЧБД, воспитывающихся в семьях (26,7 % (n = 20)). Группы I и II значимо не различались по частоте выявления рахита, что может говорить о влиянии частых ОРИ на развитие дефицита витамина D.

Несмотря на адекватное питание детей в домах ребенка, их физическое развитие отличается тенденцией к гипосомии. Так, хронические нарушения питания различной степени выявлены у 91 % (n = 81) детей I группы, что достоверно чаще, чем во II группе (17,3 % (n = 13)). В третьей группе данных отклонений соматического статуса не выявлено.

Гиперплазия вилочковой железы (ГВЖ) является отражением неадекватности функционирования систем адаптации. Дети с увеличением вилочковой железы составляют 27 % (n = 24) воспитанников домов ребенка, что достоверно выше, чем у относительно здоровых детей, воспитывающихся в семьях (11,4 % (n = 4)). Выявлена тенденция к более частой встречаемости ГВЖ у детей из домов ребенка по сравнению с ЧБД из семей и у ЧБД из семей по сравнению с относительно здоровыми сверстниками. Однако в основной группе дети с ГВЖ встречались чаще, чем в группе сравнения.

Проявления атопии у детей, находящихся на воспитании в домах ребенка, встречается в 75,3 % (n = 67) случаев, что значимо чаще, чем у детей, воспитывающихся в семьях. Среди детей из семей также выявлена достоверная разница по данному показателю между II (46,7 % (n = 35)) и III (11,4 % (n = 4)) группами. Возможно, данный феномен связан с избыточной антигенной нагрузкой, высоким влиянием персистирующих внутриклеточных инфекций и формированием иммунного ответа по Th2-типу.

Читайте также:  Анализ для детей по нечепоренко

При проведении анализа зависимости респираторной заболеваемости детей с различными отклонениями в соматическом статусе, воспитывающихся в домах ребенка, выявлено, что наличие рахита у ребенка и заболеваемость ОРИ, а также гиперплазия вилочковой железы и длительность одного случая имеют прямую связь (табл. 4).

При анализе показателей клинического анализа крови выявлено, что анемия у детей из основной группы встречалась значимо чаще (в 66,3 % (n = 59)), чем в группах сравнения (в 16 % (n = 12)) и контроля (в 17,1 % (n = 6)). Между II и III группами достоверных различий обнаружено не было.

При анализе тяжести анемии выявлено, что во всех группах преобладала легкая степень тяжести (табл. 5). При этом в I группе она встречалась достоверно чаще (в 58,4 % случаев (n = 52)), чем у детей из II и III групп. Достоверной разницы в частоте встречаемости анемии средней и тяжелой степени не выявлено.

Об анемизации детей, находящихся в домах ребенка, говорят также данные табл. 6. Выявлено достоверное снижение эритроцитов и гемоглобина по сравнению с детьми, проживающими в семьях. Разница содержания гемоглобина между группами сравнения и контроля также статистически значима.

Кроме того, выявлено значимое по сравнению с контролем снижение средних показателей относительного содержания лимфоцитов у детей из основной группы и группы сравнения. Между этими группами достоверные различия не обнаружены.

Об аллергической направленности иммунного ответа у ЧБД, воспитывающихся в семьях, говорят показатели эозинофилов и базофилов (табл. 3). Эозинофилия обнаружена у 21,3 % (n = 16) детей II группы, в то время как в I группе — только у 7,9 % (n = 7). Различия статистически значимы. В III группе повышенное количество эозинофилов наблюдалось только в 1 случае (2,9 %) — частота эозинофилии в третьей группе достоверно ниже, чем во второй, и не имеет статистически значимых различий с показателем детей, находящихся в доме ребенка. Базофилия обнаружена у 2,3 % (n = 2) детей основной группы, у 9,3 % (n = 7) — в группе сравнения и не выявлена в группе контроля. Достоверна разница группы контроля с группами I и II.

Дети, находящиеся в закрытых коллективах, подвергаются воздействию множества неблагоприятных факторов. Сложности с ограничением распространения и персистенции респираторных инфекций внутри детского коллектива определяют повышенную заболеваемость этих детей ОРЗ (табл. 7).

Из табл. 7 видно, что дети, находящиеся в домах ребенка, достоверно чаще болеют острыми респираторными заболеваниями, чем дети, воспитывающиеся в семьях. Средняя частота ОРЗ у воспитанников дома ребенка равна 7,76 ± 2,46 случая, у ЧБД из семей — 4,01 ± 2,09, у относительно здоровых детей — 1,57 ± 0,16. Различия между группами сравнения и контроля также статистически значимы.

Средняя длительность одного случая ОРЗ у детей, находящихся под опекой государства (13,17 ± 5,02 дня), достоверно больше, чем у их сверстников из семей. При этом длительность 1 случая ОРЗ у ЧБД из семей (10,07 ± 3,86) также достоверно превышает показатель относительно здоровых детей из семей (4,97 ± 2,35).

При выяснении частоты осложнений выявлено, что у детей из дома ребенка (93,26 ± 2,66 случая на 100 детей) и ЧБД (85,33 ± 4,09) они возникают достоверно чаще, чем у их относительно здоровых сверстников (20,0 ± 6,76). Статистически значимой разницы между I и II группой не выявлено.

Таким образом, множество неблагоприятных факторов, действующих до поступления в дом ребенка, недостаток материнского внимания и повышенный риск инфицирования, связанный с длительным пребыванием в закрытом коллективе, приводят к повышенной заболеваемости воспитанников домов ребенка по сравнению с детьми из семей.

Осложненное течение беременности и родов, недостаточный уход матерями, высокий риск перинатального инфицирования ведут к тому, что дети, поступающие под опеку государства, чаще, чем дети из семей, имеют пороки развития и перинатальные поражения ЦНС; достоверно чаще выявляются пороки сердца и сосудистые аномалии (гемангиомы), что подтверждает предположение о внутриутробном действии неблагоприятных факторов.

Поражения ЦНС у детей из дома ребенка выявляются в 2,34 раза чаще, чем у ЧБД из семей, и в 7 раз чаще, чем у детей из контрольной группы. Для воспитанников дома ребенка характерно формирование в 67 % случаев синдрома задержки темпов психомоторного развития за счет снижения частоты обнаружения синдрома повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, что говорит о выраженности процессов депривации у этих детей, несмотря на достаточное психолого-педагогическое и медицинское обслуживание.

Хронические нарушения питания имеют 91 % детей, воспитывающихся в доме ребенка. Чаще, чем у относительно здоровых сверстников, выявляются рахит (у 22,47 %), гиперплазия вилочковой железы (у 26,97 %). Достоверно чаще, чем у детей из семей, диагностируются анемия, склонность к аллергии.

Дети из домов ребенка имеют более низкие показатели гемоглобина (113,68 ± 9,95) и эритроцитов (3,62 ± 0,23), чем дети из семей.
Воспитанники домов ребенка достоверно чаще (в 1,94 раза) и дольше (в 1,3 раза) болеют ОРИ, чем ЧБД из семей. Осложнения у них возникают чаще, чем у относительно здоровых сверстников (в 4,7 раза).

Таким образом, дети из домов ребенка имеют существенные отклонения в соматическом статусе, которые наряду с другими факторами ведут к снижению адаптивных возможностей организма и повышенной заболеваемости этих детей в раннем детском возрасте, а также к более частому возникновению хронической патологии, что определяет необходимость поиска оптимальных реабилитационных мероприятий для этих детей.

источник

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.33) на тему: Медико-социальные проблемы детей, воспитывающихся в доме ребенка, и пути их решения

Глава 1. Дети-сироты и дети без попечения родителей. Состояние проблемы (обзор литературы).

1.1. Здоровье детей — важнейший потенциал развития общества.

1.2. Правовые аспекты охраны детей-сирот в домах ребенка.

1.3. Вопросы организации и характеристика деятельности домов ребенка.

1.4. Социально-гигиеническая характеристика детей, поступающих в дома ребенка.

1.5. Состояние здоровья детей, находящихся в домах ребенка.

1.6. Медико-социальная реабилитация в условиях дома ребенка.

1.7. Организация восстановительного лечения детей с психоневрологической патологией.

Глава 2. Методика, программа и организация исследования.

2.1. Методология и методы исследования.

2.2. Краткая характеристика базы исследования.

Глава 3. Состояние проблемы сиротства в Российской Федерации и

Ставропольском крае по данным официальной статистики за период с 1997 по 2002 гг.

3.1. Контингента воспитанников домов ребенка Российской Федерации.

3.2. Контингента обслуживающего персонала домов ребенка Российской Федерации.

3.3. Контингента воспитанников и обслуживающего персонала домов ребенка Ставропольского края в сравнении с аналогичными данными по Российской Федерации.

Глава 4. Организация деятельности специализированного дома ребенка г. Ставрополя и характеристика контингентов его воспитанников и их семей.

4.1 Структура, оснащение и кадровое обеспечение учреждения.

4.2. контингента детей, воспитывающихся в доме ребенка.

4.2.1. Социально-гигиеническая характеристика семей воспитанников дома ребенка.

4.2.2. Биологический анамнез и состояние здоровья детей.

4.3. Организационная медицинская и психолого-педагогическая деятельность специализированного дома ребенка.

4.4. Оценка результативности деятельности персонала дома ребенка по реабилитационно-коррекционной работе с детьми.

Глава 5. Основные направления медико-социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и пути профилактики социального сиротства.

5.1. Профилактика социального сиротства.

5.2. Совершенствование системы выявления детей, попавших в сложную жизненную ситуацию и нуждающихся в медико-социальной помощи.

5.3. Совершенствование медико-социального обслуживания детей в домах ребенка.

5.4. Оказание помощи детям-сиротам и находящимся под социальной опекой в обретении семьи их социализации.

Введение диссертации по теме «Общественное здоровье и здравоохранение», Копейкина, Ольга Викторовна, автореферат

Негативные последствия стремительных социально-экономических преобразований в последние годы и связанная с ними трансформация моральных и нравственных ценностей значительной части населения больно отразилась на детях в виде безнадзорности и социального сиротства, которые стали одной из наиболее тревожных характеристик современного российского общества.

К детям-сиротам относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, -те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием последних.

Другой группой причин сиротства, называемого социальным, являются: уклонение родителей от воспитания детей и от защиты их прав и интересов, отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, а также все другие случаи оставления ребенка без попечения родителей (статус социального сиротства устанавливается в соответствии с положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Ежегодно в России выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них — «социальные» сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях (Карелова Г.Н., 2001).

Приходится с сожалением констатировать, что достаточно высоко число детей оставленных без родительской опеки уже с самого рождения, когда воздействие фактора материнской депривации на психическое и физическое развитие ребенка особенно значимо (Брутман В.И. с соавт., 1994; Гасиловская Т.А., 2002;).

Разносторонняя депривация, имевшая место в условиях собственной семьи (сенсорная, когнитивная, эмоциональная и социальная), в значительной мере определяет здоровье ребенка, его дальнейшее развитие и в перспективе — характер адаптации в социуме.

Особенности психического состояния детей, возникшие в условиях родительской депривации, определяются как «синдром сиротства», который характеризуется недостаточным развитием аффективной стороны личности, задержкой или искажением формирования психических функций и нарушениями личностной структуры. При этом чем с более раннего возраста присутствует депривационный фактор, тем он наиболее патогенен и значим для дальнейшего развития ребенка (Проселкова М.Е. с соавт., 1995; Бессонова Т.В.с соавт., 1998).

Для большинства детей в доме ребенка характерно отставание нервно-психического развития. И чем дольше продолжительность их пребывания в доме ребенка, тем выше число детей с выраженным отставанием нервно-психического развития.

Дети, воспитывающиеся в доме ребенка с первого года жизни, отличаются в своем психическом развитии от ровесников, растущих в семьях; они вялы и апатичны, у них снижена познавательная активность и жизнерадостность, упрощены эмоциональные проявления. У малышей второго и третьего года жизни к перечисленным особенностям добавляются: пониженная любознательность, отставание в развитии речи и предметных действиях, отсутствие самостоятельности и др.

Эмоционально-стрессовая ситуация, возникшая при поступлении младенца в дом ребенка в ответ на новые условия окружающей среды, обусловливает дезадаптационные проявления, следствием которых является не только учащение острой заболеваемости, но и выраженное эмоциональное напряжение, приводящее в ряде случаев к неврозам. *

По показателям здоровья и развития 60-70% воспитанников детских домов не имеют достаточной функциональной подготовленности к обучению в школе. Среди них в связи с трудностями социальной адаптации в своей дальнейшей жизни особенно часто возникают различные формы асоциального поведения, а к 15-17 годам регистрируется значительное отставание в уровне зрелости личности (Шикин Ю.М., 1999).

Таким образом, проблема медицинского, социального и психолого-педагогического обеспечения детей-сирот и социальных сирот, их медицинской, психо-социальной и воспитательно-образовательной реабилитации — задача государственного масштаба, имеющая большое общественное значение и разносторонние аспекты — медицинские, социальные и нравственно-этические.

В связи с этим одной из центральных проблем социальной медицины и педагогики явилось изучение здоровья и развития детей, воспитывающихся в приютах. Решение проблемы сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, находящихся в этих учреждениях, требует комплексного подхода медиков, психологов, педагогов-воспитателей как в отношении изучения здоровья и развития, так и в плане определения факторов, влияющих на него, что, несомненно, поможет улучшить процессы медицинской, педагогической и социальной реабилитации этих детей и интеграцию их в социум.

Комплексное социально-гигиеническое изучение проблем сиротства детей, воспитывающихся в домах ребенка Российской Федерации, для совершенствования их медико-социальной реабилитации и профилактики социального сиротства (по данным федеральной и краевой статистики, а также на примере дома ребенка г. Ставрополя).

1. . Установить распространенность и характер сиротства, состояние здоровья и .развития детей, находящихся в домах ребенка в Российской Федерации и Ставропольском крае.

2. Определить социально-гигиенические особенности семей воспитанников домов ребенка (на примере дома ребенка г. Ставрополя).

3. Разработать и внедрить усовершенствованную систему медико-психолого-педагогической помощи воспитанникам специализированного дома ребенка г. Ставрополя.

4. Определить основные направления по совершенствованию медико-социальной помощи контингентам домов ребенка и профилактике социального сиротства.

Впервые в рамках одного исследования с использованием комплексного подхода изучены все аспекты проблемы сиротства -распространенность, причины его возникновения, состояние физического и психического здоровья детей, система обслуживания детей в домах ребенка, а также вопросы их оздоровления и социальной реабилитации. Предложена система мероприятий по совершенствованию медико-социальной помощи детям, воспитывающимся в домах ребенка, а также по профилактике социального сиротства с использованием медико-социальных, психологических и воспитательно-образовательных технологий.

Выполненное исследование дает практическим работникам учреждений социальной опеки и медицинского обслуживания детей-сирот раннего возраста научно обоснованные рекомендации по совершенствованию организации работы этих учреждений, а также по технологии медико-социальной помощи и медицинской, социально-психологической и педагогической реабилитации.

Материалы исследования могут быть использованы в практической работе учреждений социальной опеки для детей младшего возраста; для подготовки новых национальных и региональных программ в рамках социальной значимости проблемы и в качестве источников информации по данным вопросам (при составлении информационных писем и методических рекомендаций).

Внедрение результатов исследования в практику:

Результаты диссертационной работы использованы при разработке:

• федеральных нормативных документов по деятельности домов ребенка;

• проекта «Закона г. Ставрополя о патронатном воспитании»;

• краевой научно-экспериментальной программы «Комплексный подход к абилитации и реабилитации детей раннего возраста с отклонениями в развитии в условиях дома ребенка»;

• краевой целевой программы «Дети-сироты»;

• положения о деятельности детской общественной приемной;

• информационных сборников о детях-сиротах;

• сборника о развитии семейных форм определения детей-сирот.

Результаты исследования широко используются также в деятельности органов и учреждений социальной опеки детей Ставропольского края и в педагогическом процессе Ставропольской Медицинской Академии (факультет психологии), в т.ч. при разработке учебной программы подготовки патронатных воспитателей.

Автор работы за особую заботу о здоровье детей с ограниченными возможностями заявлен на соискание национальной премии «Здоровое поколение XXI».

Апробация результатов диссертационной работы:

Апробация работы состоялась на заседании апробационного Совета ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения 3 июля 2003 г.

Материалы исследования были доложены и обсуждены на:

• заседаниях Медицинского совета г. Ставрополя 22.07.2002 г. и 26.05.2003 г.

• совместной конференции г. Ставрополя по вопросам образования и здоровья (08.2002 г.)

• научно-практической конференции, подготовленной совместно с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Ставропольского края и «Российской ассоциации общественного здоровья» (26.02.2003 г.)

• совещании-семинаре по правовым аспектам и охране прав несовершеннолетних (04.2003 г.)

• краевой конференции педиатров в Министерстве здравоохранения Ставропольского края (22.05.2003 г.)

• комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав при администрации г. Ставрополя (05.02.2003 г.).

По теме диссертации опубликовано 6 научных работ.

Заключение диссертационного исследования на тему «Медико-социальные проблемы детей, воспитывающихся в доме ребенка, и пути их решения»

1. В домах ребенка Российской Федерации воспитывается 0,3% от общего числа детей с рождения до четырехлетнего возраста. Основной контингент этих учреждений — социальные сироты, удельный вес которых в целом по стране составляет в среднем за пятилетний период 1997-2001 гг. 69,7% от всей численности детей, находящихся в домах ребенка, а в Ставропольском крае за тот же период — 71,3% (в 2001 г. — 92,0%).

2. По данным комплексного социально-гигиенического исследования, воспитанники специализированного дома ребенка г. Ставрополя в 69,1% случаев — дети, чьи родители — без определенных занятий. У 34,0% детей родители страдают хроническим алкоголизмом, у 14,0% — наркоманией; 28,0% детей рождены вне брака неработающими и несовершеннолетними матерями (больше половины из них — 63,0% детей — «отказные»).

3 Анализ состояния здоровья детей в домах ребенка России выявил высокую общую заболеваемость (4262 на 1000); отставание в нервно-психическом развитии (81,2%) и физическом развитии (56,9%); высокую степень инвалидизации (257,0 на 10000 детей) и летальности (5,1%).

4 Сопоставление распространенности заболеваний у детей Ставропольского края и России показало, что у детей-воспитанников домов ребенка Ставрополья частота врожденных аномалий выше на 75,2%; заболеваний нервной системы — на 58,4%; инфекционными и паразитарными болезнями — на 33,8%; болезням органов дыхания — на 11,0%. Разница в отставании нервно-психического развития составляет +13,7%, а по физическому развитию +28,9%. При этом темпы нарастания патологии по годам (за анализируемые пять лет) у детей в домах ребенка Ставропольского края превышают аналогичные данные по РФ по врожденным аномалиям в 7 раз;

• по заболеваниям нервной системы — в 4 раза; по инфекционным и паразитарным болезням — в 3 раза; по заболеваниям органов дыхания — в 2,5 раза; по расстройствам питания и анемиям — на 18,6% и 5%, соответственно.

5. При разработке и внедрении усовершенствованной системы медико-психолого-педагогической помощи в доме ребенка г. Ставрополя для детей-сирот была создана обстановка, адекватная условиям жизни в семье, которая обеспечила развитие естественных для детей раннего возраста и необходимых для их правильного развития привязанностей к ухаживающим за ними лицам; и способствовала ранней и полной диагностике имеющейся у детей патологии, полноценной медико-психолого-педагогической реабилитации и медико-социальной адаптации, подготавливающей детей к вступлению в социум.

6. Благодаря внедрению в ставропольском доме ребенка системы комплексных мер по диагностике, формированию и своевременному применению индивидуальных целенаправленных лечебных, воспитательных и образовательных программ, а также систематических мер оздоровления и контроля за их осуществлением на протяжении действия организационного эксперимента за последние пять лет достигнуто снижение уровня длительно текущих фоновых состояний (расстройств питания на 12,7% и рахита II-III степени на 23,0%), заболеваемости ОРВИ, гриппом и пневмонией (на 45,5%) и острыми кишечными инфекциями (на 54,0%). Выявлено также уменьшение субкомпенсированных форм хронической заболеваемости (численности IV группы здоровья — на 12,3%), снижение тяжелых форм нарушений нервно-психического развития (наиболее тяжелой IV группы учета — на 25,2%); рост числа детей с благоприятной -средней — степенью умственного развития (на 11,5%) и повышение числа детей, передаваемых на усыновление на 29,5% (с 55,9% в 1999 г. до 68,3% в 2001 г. и 80,6%- в 2002 г.).

Читайте также:  Анализ для детей при простуде

7. Основным видом сиротства в России является социальное сиротство и главные мероприятия по решению этой проблемы должны носить профилактический характер и быть направлены, в первую очередь, на снижение социально-экономической напряженности и реализацию правовых и нравственно-этических норм жизни общества, повышение социального статуса семей, привитие с раннего детства навыков здорового образа жизни и ответственного отношения в родительству и собственному здоровью.

В решении проблемы все увеличивающегося в стране социального сиротства значительная роль принадлежит смене приоритетов — переходу от клинической педиатрии к социальной педиатрии и привлечению к этой деятельности работников здравоохранения первичного поликлинического звена (участковой службы и медико-социальных отделений — социальных работников, психологов, юристов), а также расширению штатов и реформированию службы социальной защиты (органов опеки и попечительства); усилению межведомственных связей (создание единого информационного пространства, единой медико-социальной статистики) -консолидации всех сил общества для решения этой важной проблемы, реально представляющей угрозу для безопасности страны.

Социально-экономические преобразования российского общества 90-х гг. XX столетия, сопровождающиеся обнищанием значительных слоев населения,’ привели к снижению рождаемости, увеличению смертности и ухудшению здоровья , в первую очередь, наиболее уязвимой части граждан -детского населения, а также росту детской беспризорности и социального сиротства, что создает серьезную медико-социальную проблему в стране.

В рамках настоящего исследования проведено изучение этой проблемы в современной России и Ставропольском крае по данным государственной статистической отчетности за 1997-2001 гг., а также медико-социологическое исследование сирот-воспитанников специализированного дома ребенка г. Ставрополя и их семей. На основе полученных данных научно обоснована, сформулирована и апробирована в деятельности ставропольского дома ребенка усовершенствованная модель медико-психолого-педагогического обеспечения детей-сирот и их социализации и показана ее эффективность. Обсуждены вопросы и пути решения проблем детского сиротства в России, в том числе социального сиротства.

На 2001 г. в Российской Федерации число сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляло 19,5 тыс. и воспитывались они в 246 домах ребенка. При этом отмечено четкое расслоение детей, поступающих на воспитание в дома ребенка: там преобладают дети, имеющие родителей, ьо лишенные их попечения — социальные сироты. Число этой категории сирот составляет 74,3% от общего контингента воспитанников домов ребенка. Темпы нарастания числа социальных сирот в два раза превышают аналогичные темпы общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (+ 14,7% и +7,0% за 1997-2001 гг.).

Сравнительный анализ показателей по РФ и Ставропольскому краю выявил более высокое число социального сиротства в домах ребенка Ставрополья (в среднем за 1997-2001 гг. -76,3% по сравнению с 69,7% в РФ). Число этой категории сирот в России и Ставрополье из года в год возрастает.

По данным социально-гигиенического исследования семей воспитанников специализированного дома ребенка г. Ставрополя среди социальных сирот, поступающих в дом ребенка, «отказные» дети составили 63,0%. При этом отказ от детей только в 7 % случаев был обусловлен тяжелыми пороками развития и в 11,0% был оформлен временно в связи с семейными обстоятельствами.

В доме ребенка дети были, как правило, из неполных семей (76 % имеют только мать, 21 % — мать и отца), живущих в плохих и очень плохих социально-бытовых условиях (76 %), материально плохо и очень плохо обеспеченных (92 %).

Большинство родителей имеют неполное среднее и среднее образование (68,1 % матерей и 66,4 % отцов). До 70 % родителей не имеют определенных занятий (специальность, профессию), работают из них и только 10% из них. Родители воспитанников дома ребенка, как правило, подвержены одной или нескольким социально-значимым болезням: алкоголизмом страдают 34,0% матерей и 85,7% отцов, наркоманией — 14,4% тех и других в равной мере. Эти заболевания стоят на первом месте в ряду причин социальной опеки над детьми. Сифилисом болеют 6,2% матерей и 4,7% отцов, психическими расстройствами — 3,1% и 4,7% соответственно; около 5,0% отцов страдают туберкулезом. Сведений о других болезнях очень мало, поскольку эта категория граждан имеет низкую медицинскую активность. Известно лишь, что из числа наиболее распространенных болезней у женщин являются пиелонефрит, врожденные пороки сердца, бронхиальная астма, сахарный диабет, последствия черепно-мозговой травмы, гепатит «В».

Условия и образ жизни, вредные привычки, характер болезней у родителей определили во многом состояние здоровья детей, начиная с внутриутробного развития. Течение беременности было нормальным только у 1/5 матерей. У 19,0% женщин беременность протекала с угрозой выкидыша; у 38,0% во время беременности возникли те или иные осложнения. Из числа родившихся 18,0% детей были недоношенными и 24,0% маловесными. Как правило, подавляющее большинство родившихся детей (78,0%) имели различные нарушения в здоровье: родились в асфиксии, имели врожденную патологию или родовую травму.

Неблагоприятное течение перинатального периода и отягощающий социальный анамнез определяют такой же неблагоприятный прогноз на перспективу. Это является одной из основных причин того, что большое число воспитанников домов ребенка отстают в физическом развитии, страдают расстройством питания, анемией, рахитом II и III степени. Число детей отстающих в физическом развитии в Российской Федерации в целом равно 57,0%), в Ставропольском крае оно составляет 82,4%.

Заболеваемость воспитанников домов ребенка высока, особенно на первом году жизни. В расчете на 1000 детей, общая заболеваемость среди этого контингента, в среднем — 4264,2 в РФ и 5072,0 в Ставропольском крае, а у детей первого года жизни — 6490,4 и 7376,0, соответственно.

Низкие компенсаторно-адаптационные возможности воспитанников детских приютов, разрыв физических связей с семьей, новые условия обитания в значительной степени снижают устойчивость организма, что приводит к хронизации болезненных процессов, а впоследствии к иналидизации и нередко к летальному исходу: в Ставропольском крае уровень инвалидизации выше среднероссийского (4490 на 10000 при 2661 в РФ), а показатели летальности больше вдвое (9,8%, у детей в возрасте до одного года — 4,0%.при 5,06% у 0-4-летних и 2,86%) у детей до года в России). И если в РФ летальность детей всех возростов в последние годы снижается, то в Ставропольском крае детальность воспитанников домов ребенка на первом году жизни растет.

Одной из самых важных проблем в условиях учреждений социальной защиты является заболеваемость нервной системы. Она нередко сопряжена с другими видами патологий (врожденными уродствами, психическими расстройствами и пр.) и требует значительных усилий в обслуживании, лечении, восстановлении здоровья детей, их воспитании, обучении, социализации. Показатель заболеваемости патологией нервной системы среди воспитанников домов ребенка в среднем по Российской Федерации составил 571,1 на 1000 детей в возрасте до четырех лет и 732,37 детей в возрасте до одного года с увеличением показателя к концу 2001 года на 10,0 и 5,9% для обеих возрастных групп. В Ставропольском крае соответствующие показатели составили 904,4 и 875 на 1000 с увеличением, равным 41,4 и 37,1%.

В структуре патологии нервной системы, по данным специализированного дома ребенка г. Ставрополя, преобладают органические поражения нервной системы (424,2 на 1000 детей в возрасте от 0 до четырех лет) и перинатальное поражение нервной системы (399,4 на 1000).

Превалирование распространенности такой хронической патологии, как патология нервной системы, наряду с особенностями предыдущих условий жизни и генетического груза у воспитанников домов ребенка особым образом влияет на нервно-психическое развитие детей, которое является главным аспектом проблемы сиротства в Российской Федерации. Сиротство, особенно социальное, оставляет наиболее тяжелый след в психической сфере ребенка. По данным профилактических осмотров (официальной статистики) удельный вес таких детей в Российской Федерации составил 81,2% от общего числа детей, воспитывающихся в домах ребенка, а в Ставропольском крае в отдельные годы достигал 98,8% и даже 100,0%.

На примере ставропольского специализированного дома ребенка, подавляющее большинство детей имеют третью (42,1%) и четвертую (44,7%) группу нервно-психического развития, и уровень умственного развития ниже среднего (41,8%) и низкий (20,5%). Это означает, что они отстают в своем развитии на 3-4 эпикризных срока, у них низкий темп развития и обучения.

У детей, оторванных от родителей и помещенных в условия закрытого учреждения, исчезает заинтересованное отношение к окружающему, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия. В результате тормозится интеллектуальное и искажается личностное развитие, формируется комплекс сложных нарушений эмоциональной сферы. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских приютах вызывает у ребенка в более старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены у него отклонения по всем аспектам психического развития. Для этих детей исключительно важное значение имеет ранняя диагностика и раннее начало лечебно-коррекционных мероприятий

Исходя из высказанных положений, при построении модели медико-психолого-педагогического обеспечения лечебного и воспитательного процессов в доме ребенка большое внимание уделялось организации диагностических мероприятий, комплексной оценке и прогнозированию состояния здоровья детей (по группам соматического здоровья, нервно-психического и умственного развития), обеспечению систематического динамического наблюдения и контроля в последовательные возрастные периоды жизни ребенка, а также профилактическим, общеоздоровительным, лечебно-реабилитационным и социально-медико-педагогическим методам индивидуальной реабилитации и абилитации в целях обеспечения гармоничного развития, оптимального функционирования детского организма.

Сложный и специфический контингент и характер работы дома ребенка требуют специальных знаний по содержанию и организации деятельности его персонала. Дом ребенка является многофункциональным учреждением. Здесь работают специалисты различных профилей — медицинские работники (врачи, медсестры и младший медицинский персонал), педагоги, психологи, логопеды, музыкальные работники и др. Для успешной работы в доме ребенка важны не только профессиональные знания специалистов, но и такие человеческие качества, как доброта, терпимость, сострадание и самопожертвование. Создать «домашние» условия проживания детей в закрытом учреждении и определить как можно больше своих воспитанников в собственные и приемные семьи-одна из важнейших задач дома ребенка. И чем раньше это произойдет, тем надежнее будут перспективы его воспитанников в будущем.

Подведение итогов внедрения усовершенствованной модели медико-психолого-педагогического обеспечения детей-сирот в ставропольском доме ребенка подтвердило правильную направленность этих действий и реальные позитивные сдвиги в состоянии здоровья его воспитанников за пять лет организационного эксперимента. За эти годы достигнуто снижение уровня длительно текущих фоновых состояний в виде расстройств питания на 12,7% и рахита II-III степени на 23,0%, а также заболеваемости ОРВИ, гриппом и пневмонией на 45,5% и острыми кишечными инфекциями на 54,0%. Выявлено уменьшение субкомпенсированных форм хронической заболеваемости (численности IV группы здоровья) на 12,3%; снижение тяжелых форм нарушений нервно-психического развития (наиболее тяжелой IV группы учета) на 25,2%; рост числа детей с благоприятной (средней) степенью умственного развития на 11,5% и повышение числа детей, передаваемых на усыновление, — на 29,5% (с 55,9% в 1999 г. до 68,3% в 2001 г. и 80,6%- в 2002 г.).

Одной из задач данного исследования явилось определение основных направлений по совершенствованию медико-социальной помощи воспитанникам домов ребенка и профилактике социального сиротства. Пятилетний положительный опыт работы с детьми-сиротами, включающий активное привлечение к решению проблем сиротства и судьбы каждого ребенка-воспитанника дома ребенка социальных работников, позволяет сформулировать ряд замечаний и предложений по формированию социальной службы в детских учреждениях (в том числе закрытого типа), а также по оказанию помощи кризисным семьям и профилактике социального сиротства, по работе органов опеки и попечительства, совершенствованию соответствующих нормативных документов.

В большинстве развитых стран мира имеются многолетние традиции по оказанию социальной и психологической поддержки семьям, имеющим детей. Там осуществляется информирование общества и семей об этапах развития и психоэмоциональных нуждах ребенка; поддержка на всех уровнях по социальному, педагогическому, медицинскому и финансовому обеспечению семей, имеющих детей. Есть служба полезных советов в помощь семьям и программы обучения родителей для поддержки стабильности семьи. Оказывается социальная, медицинская и психологи-ческая помощь семьям, находящимся в трудном положении, юридическая помощь и советы в целях предотвращения правонарушений и всех форм насилия.

В нашей стране в настоящее время еще не сложилась эффективная система всесторонней и многофункциональной работы с детьми и семьями, оказавшимися в кризисной ситуации, и с высоким риском лишения ребенка родительского попечения. Очень мало или вовсе не вовлечены в эту работу и соответственно не подготовлены специалисты различного профиля -медицинские работники, педагоги, психологи, социальные работники.

На данном этапе развития этой службы существенную роль может сыграть совершенствование деятельности первичного звена здравоохранения в сфере охраны материнства и детства — женские консультации и детские поликлиники.

Необходимо улучшить медико-социальное обслуживание женщин групп риска: усовершенствовать контрацептивную политику и планирование семьи, генетическое консультирование, пренатальную поддержку и пренатальную диагностику. С целью профилактики социального сиротства целесообразно создание службы социально-психологической поддержки будущим несовершеннолетним матерям. Необходимо также совершенство-вание деятельности детской поликлиники в сфере медико-социальной помощи семьям и детям из группы социального риска. Особую значимость приобретает сегодня комплексный медико-социальный патронаж, выполняемый работниками детских поликлиник.

Особенности жизни современного общества диктуют необходимость повсеместного перехода от классической клинической педиатрии к педиатрии социальной. В связи с реализацией этого направления необходимо усилить работу с семьей в плане определения ее социально-гигиенических характеристик, факторов риска, наличия вредных привычек и дезабильного поведения у детей и членов семьи, а также различных форм насилия над ребенком и определения необходимости, объема и вида адресной помощи.

Необходимо обеспечение правовой защиты детства в условиях ЛПУ, создание и внедрение автоматизированных систем учета, интеграция деятельности всех заинтересованных ведомств и учреждений, общественности, СМИ; создание единого информационного пространства; организация и контроль за качеством проводимых мероприятий в поддержку семьи и детства.

В рамках медико-социального патронажа социальная составляющая должна присутствовать и в детских учреждения закрытого типа. Поскольку индивидуальный подход в оказании медицинской и воспитательно-образовательной помощи невозможен без «социального портрета» воспитанников, в штат и этих учреждений должны быть введены социальные работники высокого профессионального класса.

С множеством проблем встречаются и сами учреждения социальной опеки, приемные родители и детские приюты семейного типа.

Перед медиками, педагогами, психологами, юристами стоит задача совершенствования обслуживания детей непосредственно в домах ребенка и детских учреждениях социальной опеки, — разработки стратегии развития этого типа учреждений, их реорганизации, методического обеспечения диагностического и лечебно-реабилитационного процесса с самых ранних стадий нахождения в учреждениях закрытого типа и развития патологических процессов, а также привлечение к решению поставленных задач различных общественных организаций. Это приведет к возрастанию количества независимых экспертиз, более точной и своевременной диагностике, повысит шансы улучшения социализации детей, оставшихся без попечения родителей.

В приемной семье совместная адаптация ребенка и родителей может быть трудной. В новых семьях нередко возникают различные психологические проблемы — вплоть до возвращения ребенка обратно в учреждения социальной опеки. В семейных приютах, как правило, находятся дети наиболее трудные, физически и психически нездоровые, с отклонениями в поведении, требующие особого ухода и режима. Возникают проблемы и при определении детей в детские учреждения открытого типа (ясли, сады, школы). Приемные родители своими силами не всегда могут решать эти сложные проблемы. Их надо готовить перед усыновлением детей и они должны иметь возможность обратиться за консультацией к специалистам при появлении трудных, зачастую тупиковых ситуаций.

Это можно реализовать с помощью медико-психолого-педагогических консультаций, куда могут обратиться за помощью семьи, собирающиеся усыновить ребенка, и семьи, уже имеющие приемных детей при возникновении у них этой потребности. С другой стороны, в круг обязанностей сотрудников этой службы должен входить контроль за состоянием усыновленных детей и предупреждение нарушений взаимоотношений в семье, повышение родительской ответственности перед ребенком и обществом.

Особо важное значение имеет работа всех служб и ведомств по профилактике сиротства — в первую очередь, социального. Сюда относится работа с семьями, подростками и молодежью по привитию им ответственного отношения к своему здоровью и навыков здорового образа жизни, морально-этических правил, ответственного родительства; по профилактике вредных привычек, ранних и беспорядочных сексуальных контактов, жестокого обращения, агрессивности, насилия.

Необходимо на уровне государства и общества изменение реального подхода к обеспечению жизни семей и жизнедеятельности детей. Каждая семья, каждый ребенок должны иметь гарантированные государством условия жизни, соответствующие на законодательном уровне социальному стандарту. Только так можно снизить уровень кризисных ситуаций и нарушений здоровья и развития детей; решить проблему уменьшения социального сиротства.

На основании опыта работы специализированного дома ребенка г. Ставрополя по совершенствованию медико-социальной помощи детям-сиротам составлено и утверждено на уровне Минздрава России информационное письмо «Пути решения проблемы социального сиротства.

источник