Меню Рубрики

Анализы при иммунодефиците у детей

Тяжелые иммунодефициты можно выявить с помощью простых лабораторных исследований. Если данные анамнеза и физикального исследования указывают на иммунодефицит, они позволяют подтвердить диагноз. Если диагноз остается неясным, проводят дополнительные исследования.

Лабораторные исследования, применяемые для диагностики иммунодефицитов, перечислены в табл.18.6 .

Общий анализ крови позволяет выявить анемию , лейкопению или тромбоцитопению . Общее число нейтрофилов в норме должно быть не менее 1800 мкл-1, лимфоцитов — 1000 мкл-1, у детей младше 2 лет число лимфоцитов в норме должно быть не менее 2800 мкл-1.

Поскольку Т-лимфоциты составляют около 75% всех лимфоцитов крови, лимфопения почти всегда свидетельствует о снижении числа Т-лимфоцитов. Нейтропения и лимфопения могут быть вторичными, например при инфекциях , аутоиммунных заболеваниях , применении некоторых лекарственных средств, особенно иммунодепрессантов . При выявлении нейтропении или лимфопении общий анализ крови повторяют.

Количественное определение IgG, IgM и IgA проводят методами простой радиальной иммунодиффузии. Результаты оценивают с учетом возрастных норм. Нормальным считается уровень иммуноглобулинов, находящийся в пределах 2 стандартных отклонений от среднего значения для данного возраста. При снижении уровня иммуноглобулинов более чем на 2 стандартных отклонения от возрастной нормы ставят диагноз гипогаммаглобулинемии .

Определение общего уровня IgE в сыворотке с помощью радиоиммунного или твердофазного иммуноферментного анализов позволяет отличить аллергическое заболевание от иммунодефицита. Однако уровень IgE может быть повышен и при иммунодефицитах, особенно при недостаточности клеточного иммунитета . Значительное повышение уровня характерно для гельминтозов и бронхолегочного аспергиллеза . При оценке полученных результатов учитывают метод определения общего уровня IgE и возраст больного.

Определение изогемагглютининов позволяет оценить уровень IgM в сыворотке. Это простое исследование проводится почти во всех клинических лабораториях. В норме у большинства детей старше 6 мес титр антител к эритроцитарному антигену A превышает 1:8, к антигену В — 1:4 (исключение составляют лица с группой крови AВ). У детей старше 18 мес титр антител к эритроцитарному антигену A обычно превышает 1:16, к антигену В — 1:8. Оценка результатов исследования затруднена, если в течение месяца до исследования назначались иммуноглобулины. У детей младше 6 мес в сыворотке обычно присутствуют материнские антитела к эритроцитарным антигенам, относящиеся к IgG, что также затрудняет оценку результатов.

У детей обязательно определяют уровень хлора в поте и оценивают экзокринную функцию поджелудочной железы. Это особенно необходимо при рецидивирующих инфекциях дыхательных путей , синдроме нарушенного всасывания и задержке развития . В норме уровень хлора в поте не превышает 60 мэкв/л. Поскольку у детей сложно получить содержимое двенадцатипной кишки, экзокринную функцию поджелудочной железы ориентировочно оценивают по уровню каротина в сыворотке. При недостаточности экзокринной функции поджелудочной железы он снижен. В спорных случаях для выявления генетичных дефектов, которые встречаются у 70-75% больных муковисцидозом , проводят анализ ДНК.

При хронических инфекциях определяют СОЭ и проводят микроскопию и посев для выявления возбудителей. При необходимости проводят рентгенологическое исследование. При рентгенографии черепа в боковой проекции можно выявить уменьшение небных и глоточных миндалин, характерное для гипогаммаглобулинемии . Обнаружение тимуса на рентгенограммах грудной клетки у новорожденных ставит под сомнение диагноз недостаточности клеточного иммунитета . Следует помнить, что уменьшение тимуса возможно при тяжелых заболеваниях, поэтому не может служить патогномичным признаком иммунодефицитов.

Оценку клеточного иммунитета проводят с помощью проб, основанных на аллергических реакциях замедленного типа . Антигены для проведения проб подбирают на основании анамнеза. Положительная реакция позволяет исключить тяжелую недостаточность клеточного иммунитета , отрицательная же неинформативна, если отсутствуют анамнестические сведения о контакте с антигенами, использованными для постановки проб. Примерно у 85% здоровых взрослых реакция с одним или несколькими антигенами положительна (диаметр волдыря не превышает 5 мм). У детей положительные реакции с теми же антигенами наблюдается реже, чем у взрослых, с возрастом положительных реакций возрастает. У детей младше 2 лет для кожных проб используют антигены Candina albicans и столбнячный анатоксин. Положительная реакция на антигены Candida albicans наблюдается примерно у 30% грудных детей, не страдающих иммунодефицитом. Как уже отмечалось кандидоз у грудных детей с недостаточностью клеточного иммунитета, наблюдается чаще, чем у здоровых детей того же возраста, однако кожные пробы с антигенами Candida albicans у них обычно отрицательны. Положительная кожная проба со столбячным анатоксином после 2-й иммунизации АДС наблюдается у 67% здоровых детей, после 3-й — у 97%. Положительная реакция при прведении кожных проб позволяет исключить тяжелую недостаточность клеточного иммунитета, тогда как отрицательная реакция не имеет диагностического значения. Дозы антигенов для проведения кожных проб приведены в табл.18.7 . При проведении этого исследования необходимо соблюдать следующие правила:

Во-первых, следует удостовериться в активности антигена, для чего кожную пробу нужно сначала провести у здорового человека, чувствительного к нему.

Во-вторых, необходимо учитывать, что при проведении проб на фоне иммуносупресивной терапии возможны ложноотрицательные результаты.

В-третьих, нужно узнать, контактировал ли больной в прошлом с антигенами, используемыми при постановке проб, и если да, не было ли при этом местных или системных реакций. При тяжелых реакциях в анамнезе кожные пробы с данным антигеном не проводят или проводят с менее концетрированным антигеном.

В-четвертых, кожные пробы проводят следующим образом:

— Для каждой инъекции используют отдельный стерильный туберкулиновый шприц объемом 1 мл и иглу 27G длиной 13 мм.

— В шприц набирают 0.1 мл раствора антигена, удаляют пузырьки воздуха.

— Антиген вводят внутрикожно в предплечье или спину.

— Сразу после введения антигена в месте инъекции должен появиться волдырь диаметром 5-10 мм. Если волдырь не появился, инъекция сделана не внутрикожно, а п/к. В этом случае антиген вводят повторно в другой участок кожи.

— Место инъекции обводят, например шариковой ручкой.

— Результаты оценивают через 24 и 48 ч. Если через 24 ч результат пробы отрицателен, можно вводить более концентрированный раствор антигена.

— Для проведения кожных проб обычно используется коммерческий набор Мультитест CMI, состоящий из 7 антигенов: Candida albicans , Trichophyton spp. , Proteus spp. , столбнячного анатоксина , дифтерийного анатоксина , стрептокиназы и туберкулина . Следует отметить, что оценка результатов исследования с применением этого набора часто бывает затруднена, поскольку при положительной реакции волдырь может быть небольшим (чуть более2мм).

Исследование комплемента не относится к основным лабораторным исследованиям. Однако если в семейном анамнезе есть указания на недостаточность комплемента и аутоиммунные заболевания или клиническая картина заставляет предполагать недостаточность комплемента, это исследование проводят как можно раньше:

— Гемолитическая активность комплемента позволяет оценить функциональную активность компонентов классического пути его активации (C1-C9). Нормальная гемолитическая активность комплемента не исключает недостаточность его отдельных компонентов или нарушение альтернативного пути активации.

— Содержание С3 и С4 в сыворотке определяют методом радиальной иммунодиффузии. Следует подчеркнуть что этот метод не позволяет оценить функциональную активность этих компонентов комплемента.

— Наиболее информативно при диагностике недостаточности комплемента одновременное определение гемолитической активности комплемента и уровней С3 и С4.

При одновременном определении гемолитической активности комплемента и уровней С3 и С4:

— Одновременное снижение уровней С3 и С4 и гемолитической активности комплемента свидетельствует об активации комплемента по классическому пути, например вирусами при остром вирусном гепатите или иммунными комплексами .

— Нормальный уровень С3 при низком уровне С4 и сниженной гемолитической активности комплемента указывает на недостаточность С4. Это наблюдается при наследственном отеке Квинке , малярии , у некоторых больных СКВ .

— Нормальный уровень С4 при низком уровне С3 и сниженной гемолитической активности комплемента наблюдается при врожденной недостаточности С3 , недостаточности ингибитора С3b и активации комплемента по альтернативному пути , например эндотоксинами грамотрицательных бактерий. Уровень С3 также снижен у новорожденных , при обширных ожогах и истощении .

— Нормальное содержание С3 и С4 при сниженной гемолитической активности комплемента указывает на недостаточность других компонентов комплемента. В этом случае прказаны дополнительные лабораторные исследования.

Дополнительные лабораторные исследования. Если результаты основных лабораторных исследований не позволили поставить или подтвердить диагноз, проводят более сложные лабораторные исследования. Поскольку нарушение разных звеньев иммунитета нередко наблюдается одновременно, при выявлении патологии показано полное исследование иммунной системы. Его обычно проводят в специализированных лабораториях. До постановки диагноза лечение не начинают.

источник

Вопрос о том, как укрепить иммунитет ребенка, волнует всех родителей. В поисках ответов на него многие сталкиваются с названием неведомого обследования — иммунограммой. При этом мало кто знает, что представляет собой этот анализ и чем он может быть полезен в борьбе за детский иммунитет.

Иммунограммой называется специальный анализ крови, в рамках которого определяют циркулирующие в крови иммунные комплексы. По количеству и качеству тех или иных антител специалисты делают выводы о том, в каком состоянии находится иммунная система ребенка, на что направлены все ее силы в текущий момент времени. Это состояние называется иммунным статусом.

Расширенная иммунограмма позволяет исследовать до 25 параметров.

Иммунный ответ бывает быстрым и медленным. В первом случае идет речь о незамедлительной реакции иммунитета на вторжение болезнетворных бактерий, вирусов и всего, что может представлять опасность для детского организма. Такие группы иммунных клеток в крови человека агрессивные и быстрые: они должны уничтожить возбудителя болезни как можно скорее, пока тот не успел нанести организму непоправимый вред.

Потом «быстрые» клетки отдают полномочия «медленным» – они передают информацию о структуре вторженца-врага, и медленное звено иммунитета запускает постепенный процесс выработки отрядов антител, которые помогают выздороветь окончательно.

Иммунограмма крови дает возможность оценить и быстрое, и медленное звенья иммунной системы, что и позволяет судить о том, насколько организм конкретного ребенка может противостоять угрозам извне.

При проведении анализа учитываются возрастные особенности иммунной системы у детей: чем младше ребенок, тем слабее его иммунитет, а также критические периоды в работе иммунной системы (начало посещения садика, школы, подростковый период). Анализы на иммунитет показывают количественное содержание разных иммунных комплексов в крови ребенка.

В мировой медицинской практике исследование крови на иммунные комплексы применяются в определенных ситуациях:

  • частая заболеваемость инфекционными заболеваниями вирусного, грибкового и бактериального происхождения с тяжелым протеканием (ребенок болеет чаще 5-6 раз в год);
  • в качестве контроля иммунного статуса после перенесенной некротической ангины, системного герпеса, атипичной пневмонии;
  • низкий уровень лейкоцитов в крови ребенка без видимых на то причин;
  • диагностированное аутоиммунное заболевание;
  • ВИЧ-инфекция;
  • онкологические заболевания.

Иммунограмма не считается обязательным исследованием, она довольно дорогостоящая в плане использования особых реактивов и требует определенного экспертного лабораторного оборудования, а потому проводится такой анализ не везде, а только в крупных медицинских центрах.

Сделать иммунограмму можно и без показаний, просто для того, чтобы оценить иммунный статус ребенка, например, перед прививкой, но в этом случае анализ делают исключительно на платной основе.

Для иммунограммы требуется венозная кровь. Перед тем, как сдавать ее, следует ознакомиться с требованиями, которые помогут получить наиболее объективные и точные результаты:

  • кровь сдают в утреннее время, натощак. Если ребенок маленький, то морить его голодом с вечера не нужно: в лабораторию нужно явиться 3,5-4 часа спустя после последнего кормления;
  • за сутки до сдачи крови нужно исключить тяжелые физические нагрузки (в том числе подвижные спортивные игры, бег, прыжки, подъем тяжестей);
  • не стоит накануне сдачи закаливать ребенка холодной водой или водить в горячую баню — и перегрев, и переохлаждение сказываются на количественном составе иммунных комплексов;
  • желательно, чтобы на момент обследования ребенок был здоровый (насморк, кашель или непонятная сыпь на попе — показания для того, чтобы отложить процедуру обследования до лучших времен)

Успокойте малыша перед обследованием, скажите, что это будет быстро и не больно. Психологическая готовность к сдаче крови у ребенка очень важна.

Как уже говорилось, расширенное исследование может включать в себя до 25 показателей работы иммунитета. Но мы приведем базовые значения, которые считаются нормой.

Такие значения говорят о том, что с иммунитетом все в порядке:

Исследуемый параметр

Нормативное значение

Иммуноглобулины А

Иммуноглобулины М

Иммуноглобулины G

Активность нейтрофилов латекс/стафилококк

Фагоцитарное число

Следует понимать, что показатели нормы для взрослых и детей разные. Также у двух здоровых детей могут быть отличия в иммунограмме, а потому проводить расшифровку анализа должен только врач, который обязательно учтет возраст, состояние здоровья ребенка и многие другие факторы.

По результату оценки будет вынесено решение: нормальный иммунитет, сниженный или наблюдается состояние иммунодефицита.

Если иммунограмма показывает незначительные отклонения в состоянии иммунной защиты, то особого лечения не требуется. Иммунитет имеет свойство восстанавливаться, крепнуть. При выявленном иммунодефиците или аутоиммунном заболевании ребенку будет назначено медикаментозное лечение.

Иммунограмма сама по себе не может поднять и укрепить иммунитет вашего чада. Делать это придется вам. И тут важно знать, какие меры допустимы, а какие бесполезны, ведь вокруг иммунитета витает немало далеких от научной правды рассуждений.

Cчитается, что ребенок должен кушать больше свежих овощей и фруктов. Их считают чуть ли не основой здоровья иммунной системы. Такие продукты очень полезны для пищеварения, но на иммунитет они, увы, практически не оказывают никакого влияния. А потому яблоками и лимонами вылечить дефицит иммунитета невозможно в принципе.

Выявленные легкие формы снижения иммунитета у новорожденных и дошкольников — почти норма, и обычно к окончанию пубертатного периода у подростков проблема решается сама собой. Но ситуацию все-таки лучше контролировать, посещая время от времени врача-иммунолога.

Существуют богатый выбор иммунных препаратов для детей. Их польза при лечении ОРВИ или другой вирусной инфекции весьма сомнительна, ведь клинические испытания не выявили эффективности у большинства противовирусных препаратов.

Читайте также:  Вопросы для психологического анализа поведения детей

Некоторые врачи предостерегают родителей от бесконтрольного приема иммуномодуляторов и стимуляторов иммунитета просто так, на всякий случай для профилактики — такие препараты могут нарушить выработку естественных иммунных комплексов.

Поэтому свечи и таблетки с недоказанным действием не стоит покупать вообще, а серьезные иммунные препараты, которые назначают, например, ВИЧ-инфицированным, здоровому ребенку не нужны, что бы ни говорили отзывы в Интернете.

Адекватная иммунопрофилактика — это здоровый образ жизни, закаливание, прогулки, рациональное питание, отказ от необоснованного приема лекарств, будь то капли в нос или сироп от кашля.

С каждой болезнью, которых, увы, избежать ни одному ребенку не удается, иммунитет «обучается», укрепляет защиту, и с этой точки зрения болезнь — благо. Главное — вовремя показывать ребенка врачу.

Малыш, который большую часть времени проводит за компьютером или перед экраном телевизора, который ест чипсы и пьет газировку, которого стараются оберегать от любого сквозняка — потенциальный часто болеющий пациент детской поликлиники. И ему может помочь не иммунограмма, не иммунные препараты, не чай с облепихой, а только изменение всего образа жизни.

Известный педиатр Евгений Комаровский призывает родителей не поддаваться на псевдонаучное понятие – «ослабленный иммунитет». Его обоснованно можно применять только к детям, которые болеют ВИЧ, страдают тяжелыми формами иммунодефицита от рождения, проходят курс химиотерапии при онкологическом заболевании. Если таких диагнозов у ребенка нет, то, по сути нет и необходимости в иммунограмме, считает Комаровский.

Если же маме очень хочется проверить иммунный статус чада перед вакцинацией и заплатить за это немалую сумму, то ей никто не запрещает. Главное потом не зацикливаться на нормах и отклонениях от них, а также не одолевать педиатра требованиями «срочно назначить таблетки, чтобы укрепить иммунитет».

Тем не менее, в российской практике анализ назначают часто и не всегда обоснованно. Никакой существенной пользы в этом случае от анализа нет ни маме, которая переживает за результаты, ни врачу, который думает, какие бы еще гомеопатические (безвредные и бесполезные) средства порекомендовать, чтобы мама успокоилась.

Лучший способ поддержать иммунитет ребенка и в год, и в 3 года, и в 14 лет, по мнению Комаровского, – физические упражнения, прогулки, активный образ жизни и позитивный настрой.

О том, когда нужно делать иммунограмму ребенку доктор Комаровский рассказывает в видео ниже.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

источник

А. Этиология. Иммунная система условно подразделяется на следующие звенья.

1. Гуморальный иммунитет (B-лимфоциты).

2. Клеточный иммунитет (T-лимфоциты).

3. Фагоцитарная система.

4. Комплемент.

Нарушения могут возникать в одном или нескольких звеньях, обусловливая предрасположенность к рецидивирующим инфекциям.

Б. Обследование

1. Иммунодефицит подозревают при частых инфекциях с тяжелым, затяжным течением или необычными осложнениями. Возбудителями инфекций бывают редкие или условно-патогенные микроорганизмы.

а. Дети с нормальным иммунитетом болеют инфекциями верхних дыхательных путей до шести раз в год, но при иммунодефиците инфекции протекают дольше и полного выздоровления между ними часто не происходит.

б. Проявлениями иммунодефицита служат хронические формы кандидоза, гнойного отита, снижение слуха, постоянный кашель, понос, рецидивирующий конъюнктивит, бронхоэктазы.

2. Нарушения гуморального иммунитета предрасполагают к рецидивирующим гнойным инфекциям (отит, синусит, пневмония и менингит). Возбудителями их служат пневмококки, стрептококки и Haemophilus influenzae. Их фагоцитоз возможен лишь после опсонизации антителами.

а. Компоненты комплемента (C1, C4, C2 и C3) последовательно вступают во взаимодействие с бактериями, покрытыми антителами. Опсонизированные бактерии далее захватываются и уничтожаются циркулирующими либо фиксированными фагоцитами. Отсутствие специфических антител значительно замедляет опсонизацию, захват и разрушение патогенных микроорганизмов.

б. Так как IgG проникает через плаценту, в первые 3—4 мес жизни ребенка защищают IgG матери. Поэтому в первые 4—6 мес жизни изолированный дефицит антител может быть бессимптомным. Вслед за снижением уровня материнского IgG начинается продукция собственных IgG и IgM. Приблизительно к 5-летнему возрасту уровни IgG, IgM и IgA в крови достигают значений, характерных для взрослого человека.

3. Иммунитет ко многим грибковым и вирусным инфекциям основан на клеточных реакциях, опосредованных T-лимфоцитами. Проявления недостаточности этого звена иммунитета — тяжелый хронический кандидоз у грудных детей, осложнения после вирусной инфекции или иммунизации, оппортунистические инфекции.

4. Данные анамнеза в большинстве случаев позволяют предположить первичный или вторичной характер иммунодефицита.

а. Первичные иммунодефициты

1) Недостаточность гуморального иммунитета

а) X-сцепленная агаммаглобулинемия.

б) Неклассифицируемый иммунодефицит.

в) Изолированный дефицит IgA.

г) Преходящая гипогаммаглобулинемия грудных детей.

д) Изолированный дефицит отдельных подклассов IgG.

2) Недостаточность клеточного иммунитета

а) Синдром Ди Джорджи.

б) Хронический кандидоз кожи и слизистых.

3) Комбинированная недостаточность клеточного и гуморального иммунитета

а) Тяжелый комбинированный иммунодефицит.

б) Синдром Вискотта—Олдрича.

в) Атаксия-телеангиэктазия.

г) Синдром гиперпродукции IgE.

д) Синдром Омена.

4) Нарушения фагоцитоза.

5) Дефицит компонентов комплемента.

б. Причины вторичного иммунодефицита

1) Инфекции, вызванные ВИЧ, вирусами кори, краснухи, Эпштейна—Барр, цитомегаловирусом.

2) Метаболические нарушения (истощение, уремия, сахарный диабет).

3) Патологические состояния, сопровождающиеся потерей белка (нефротический синдром, энтеропатия).

4) Применение иммунодепрессантов, аспления, злокачественные новообразования.

5) Недоношенность.

6) Прочие заболевания, например синдром Дауна или гистиоцитоз X.

5. При физикальном исследовании оценивают состояние лимфоидной ткани (небные миндалины, лимфоузлы, селезенка), выявляют признаки инфекции и такие последствия хронических инфекций, как снижение слуха, задержку физического развития, синдром нарушенного всасывания. Обращают внимание на поражение кожи (экзема, кандидоз, телеангиэктазии, петехии).

6. Лабораторные исследования подтверждают или опровергают предварительный клинический диагноз, основанный на характере инфекции, возрасте начала заболевания, данных семейного анамнеза и физикальном исследовании.

а. На начальном этапе полезен общий анализ крови. Для исключения болезней неиммунной природы проводят тесты на антитела к ВИЧ в группах риска и потовый тест.

б. При интерпретации результатов иммунологических исследований необходимо учитывать возрастные изменения функции B-лимфоцитов.

1) Общий уровень иммуноглобулинов (IgG, IgM, IgA, IgE). Повышенный общий уровень иммуноглобулинов указывает на гранулематоз или синдром Картагенера. Очень высокий их уровень позволяет заподозрить СПИД. Низкий уровень IgG в сочетании со снижением концентрации сывороточного альбумина бывает при значительной потере сывороточных белков, например вследствие энтеропатии.

2) Уровень специфических антител (к столбнячному или дифтерийному анатоксинам, изогемагглютининам, вирусам кори, краснухи и полиомиелита, Haemophilus influenzae типа B, пневмококкам). Нормальный титр специфических антител исключает тяжелую недостаточность гуморального иммунитета.

3) Уровни подклассов IgG. При нормальном уровне общего IgG и частых пневмониях или синуситах возможен дефицит отдельных подклассов IgG.

4) Подсчет количества B-лимфоцитов в периферической крови. Отсутствие B-лимфоцитов указывает на X-сцепленную агаммаглобулинемию.

в. Исследование функции T-лимфоцитов

1) Общий анализ крови. Лимфопения может быть признаком патологии T-лимфоцитов. Тромбоцитопения и микроформы тромбоцитов свидетельствуют о синдроме Вискотта—Олдрича.

2) Кожные пробы на аллергическую реакцию замедленного типа с использованием столбнячного, дифтерийного анатоксинов, Candida spp. Папула должна появиться через 48—72 ч. У 10—30% здоровых людей и у больных, ежедневно принимающих кортикостероиды, возможен отрицательный результат. Поэтому в случае отсутствия реакции нужно ввести дополнительную дозу столбнячного анатоксина, после чего повторить кожную пробу с ним через 7 сут. Положительные результаты кожных проб исключают тяжелую недостаточность клеточного иммунитета.

г. Анализ субпопуляций T-лимфоцитов и пролиферативной реакции T-лимфоцитов на митогены и антигены in vitro. Отсутствие T-лимфоцитов наблюдается при тяжелом комбинированном иммунодефиците. Нарушение соотношения T-хелперов (CD4) и T-супрессоров (CD8) в пользу T-супрессоров встречается при СПИДе и нарушениях иммунорегуляции.

д. Исследование комплемента предусматривает определение общего гемолитического комплемента (CH50) и уровня отдельных компонентов комплемента. При наследственном ангионевротическом отеке всегда снижен уровень C4, что позволяет использовать данный показатель для массовых обследований; для подтверждения диагноза определяют уровень ингибитора C1. При обострении наследственного ангионевротического отека падает также уровень C2.

е. Исследование фагоцитоза включает тест восстановления нитросинего тетразолия, тест кожного окна, УЗИ селезенки, стернальную пункцию, определение числа клеток с антигенным маркером CD11, выявление антинейтрофильных антител.

Дж. Греф (ред.) «Педиатрия», Москва, «Практика», 1997

опубликовано 19/10/2010 15:41
обновлено 06/06/2011
— Иммунодефициты

источник

Столкнувшись с первичным иммунодефицитом у маленьких детей, не следует опускать руки либо обращаться как различным целителям, как это часто бывает. Во многих случаях дети вполне могут существовать без значительных потерь в общем качестве жизни при условии своевременного обращения за квалифицированной медицинской помощью, раннего начала эффективного лечения, а также внимательного и понимающего отношения со стороны родителей.

ПИД — первичный иммунодефицит. Иммунодефицитом называют нарушение защиты организма от возбудителей инфекционных заболеваний, что связано со снижением функциональной активности иммунной системы в целом, а также снижением количественных показателей. Иммунодефицит у детей, как и у взрослых, проявляется повышенной инфекционной заболеваемостью.

Дабы далее не возникало вопросов, необходимо разобраться, что представляет собой работа иммунной системы. Иммунная система распознает и элиминирует патогенные микроорганизмы, появившиеся в организме извне, либо опухолевые клетки — эндогенного происхождения. Это иммунный ответ — образуются антитела. Так или иначе объектом выявления и уничтожения системы иммунитета становятся чужеродные вещества антигенной природы.

Частота встречаемости первичного у детей составляет 1 случай на 10000-100000 не мертворожденных.

Продолжая мысль — реализация этой функции связана как с врожденным иммунитетом, так и с приобретенным. К первому относят такие факторы как фагоцитоз, наличие белков системы комплемента и многое другое. Второй осуществляется при помощи клеточного и гуморального иммунитета. Такой иммунитет также называют адаптивным.

Регулируется активность системы, а также взаимодействие между собой ее компонентов посредством межклеточных контактов и цитокинов.

Важно: в любом из перечисленных компонентов защиты, в более того — еще и в механизмах их регулирования, могут возникать патологические изменения, которые, собственно, и приводят к развитию иммунодефицитных состояний, которые в первую очередь характеризуются развитием повышенной чувствительности человека к инфекциям.

Выделяют два вида: первичные и вторичные иммунодефициты у детей.

Симптомы иммунодефицита у детей разнообразны, и могут включать не только иммунологические нарушения, но и нарушения развития, недостаточную обучаемость, расстройства сна, а также опухолевые процессы и др.

Манифестация первичного у детей наблюдается, как правило, еще в раннем возрасте. При синдроме Вискотта, например, характерна триада — повышенная кровоточивость, кожная экзема, частые рецидивы инфекций.

Подозревают первичный в том случае, если в течение года ребенок заболевает инфекционными заболеваниями 10 раз и более, причем чаще характерен персистирующий процесс. Наряду с часто рецидивирующими заболеваниями у детей может наблюдаться отставание в росте и развитии, мальабсорбция. Также характерны диареи, кандидозы, рекуррентные инфекции респираторного тракта

Характерно, что можно выделить некие общие проявления, которые схожи у заболеваний разных групп. Они могут указывать, какой компонент иммунной системы был поражен либо в каком звене или механизме имеются нарушения:

Первичные дефициты клеточного иммунитета Ослабление гуморальной защиты Комбинированные иммунодефициты
В таких случаях наиболее характерны вирусные и грибковые поражения. Дети часто простывают, и вирусные инфекции имеют склонность протекать более тяжело. Сюда относят ветряную оспу, например. Герпетические поражения выраженные. Также у детей часто выявляют кандидозы — поражается полость рта, легкие, желудочно-кишечный тракт (синдром раздраженного кишечника), половые органы. При нарушениях в клеточном звене иммунной защиты увеличивается вероятность развития злокачественных образований Характерна частая заболеваемость бактериальными инфекциями. Может наблюдаться пиодермия, пневмония, и эти заболевания отличаются тяжелым характером течения. Может быть рожистое воспаление. Часто поражаются слизистые оболочки — ротовая и носовая полости, конъюнктива. Характеризуются и вирусными, и бактериальными поражениями. В таких случаях отмечаются не столько проявления иммунной недостаточности, сколько более специфические проявления — это может быть поражение тимуса, лимфоидной ткани, анемия, пороки развития.

При врожденных нейтропениях характерна склонность к формированию абсцессов, которые при отсутствии своевременного и адекватного лечения приводят к флегмоне и развитию сепсиса.

Для комплемент-ассоциируемых иммунодефицитов характерно снижение устойчивости к бактериальным агентам или же развитие аутоиммунных заболеваний. Отдельно выделяют наследственный АНО, который проявляется себя периодически возникающей отечностью в разных частях тела.

С целью идентификации первичного дефицита иммунитета используют различные диагностические методы. Выявляют такие состояния еще в первые недели жизни — иммунодефициты обычно являются врожденными состояниями.

При сборе анамнестических данных особое внимание обращается на частные бактериальные и вирусные инфекции, отягощенная наследственность по иммунным нарушениям, пороки развития.

Также могут выявляться много позже, чаще — случайно, когда проводят анализы. В таких случаях говорят о разновидности слабо проявляющихся нарушениях иммунной защиты.

Итак, ключевые методы диагностики первичных иммунодефицитов у детей, как наследственных, так и врожденных:

  • Осмотр. Особое внимание на поражения кожных покровов у детей. Могут быть дерматомикозы — грибковые поражения, а также дистрофические, эрозивные изменения, гнойнички — поражение слизистых. Может наблюдаться отечность в разных частях тела.
  • Стандартные исследования — анализы крови. Нарушение лейкоцитарной формулы в общем анализе.
  • Специфические иммунологические исследования.
  • Молекулярно-генетический анализ.

ИДС — это заболевание, и такое состояние обязательно требует медикаментозной коррекции.

Дифференцируют первичные от вторичных иммунодефицитов, приобретенных в связи с различными патологиями, в том числе и онкопатологиями, аутоиммунными заболеваниями и т.д.

Инфекция у детей протекает тяжело. Любые формы первичного сопряжены с риском развития серьезных осложнений, прежде всего — инфекционных, и вследствие ослабленного иммунитета патогенные микроорганизмы вызывают серьезные поражения различных органов.

Дети с первичным иммунодефицитом часто болеют пневмониями, бронхитами. Поражается кожа, слизистые, ЖКТ. Развиваются хронические гепатиты.

По мере усугубления иммунодефицитного состояния ребенка, при отсутствии адекватного лечения может поражаться селезенка и печень, развивается анемия, формируются аномалии развития сердца и сосудов.

Читайте также:  Воспитательный анализ детей группы риска

В тяжелых случаях именно инфекционное заболевание становится причиной смертности еще в детском возрасте. В некоторых случаях иммунодефицитные состояния становятся причиной онкопатологий в отдаленном будущем.

Первичные иммунодефициты формируются еще во внутриутробный период, и способствует развитию этой патологии у детей ряд факторов:

  • Генетические мутации. Причиной иммунодефицитов становятся дефекты в генах, которые ответственны за формирование и дифференциацию иммунокомпетентных клеток. Наследование может быть как сцеплено с полом, так и аутосомно-рецессивным. Также возможны спонтанные мутации.
  • Тератогенное воздействие. Токсическое воздействие на плод может приводить к врожденным аномалиям иммунной системы. Пороки развитие, сопряженные с иммунодефицитами, нередко обусловливаются токсоплазменной, герпесной, цитомегаловирусной инфекциями, краснухой и другими.

Иммунодефициты могут быть осложнениями на фоне тимомегалии у детей, например. Причину заболевания установить особенно трудно при сглаженных формах первичного иммунодефицита.

Усугубляют состояние и следующие факторы.

Хотя первичный иммунодефицит у детей не связан с этим фактором, после очередной перенесенной инфекции при отсутствии противопоказаний желательно переводить детей на высококалорийную диету, здоровое питание.
А вторичный отчасти может быть связан с некачественным, несбалансированным питанием.

Врожденный иммунодефицит у ребенка усугубляется при аутоиммунных состояниях, аллергиях.

Способствует ухудшению состояния повышенная заболеваемость стафилококковыми, пневмококковыми, герпетическими и другими инфекциями.

Длительное течение инфекций приводит к интоксикации, которая негативно сказывается на общем состоянии детей.

Также ухудшает состояние упорная диарея — возможны, например, электролитные нарушения.

Иммунодефицит у детей также усугубляется при эмоциональных нагрузках.

Способствует снижению гуморального и клеточного иммунитета.

Ухудшают прогноз эндокринные заболевания — сахарный диабет 1 типа, тиреотоксикоз.

Иммунодефицитные состояния у маленьких детей требуют обязательного лечения. Вследствие различия в этиологических факторах и патогенезе различных форм первичных иммунодефицитов не существует универсального подхода в лечении.

В тяжелых случаях высок риск летального исхода в связи с инфекционными осложнениями, и терапевтические меры имеют лишь временных характер.

В некоторых случаях целесообразно проведение трансплантации костного мозга либо эмбриональной ткани тимуса.

При первых подозрениях как можно скорее обращаться за квалифицированной медицинской помощью.
Необходимо отменить все вакцинации.

На приеме у врача необходимо подробно изложить жалобы, отвечать на все вопросы и ничего не утаивать. Также педиатр уточнит о наличии родственников у детей с иммунодефицитными состояниями. Помимо детального осмотра необходимы данные лабораторных исследований. До получения результатов назначают симптоматическое лечение детей, а после постановки окончательного диагноза уже выстраивается дальнейшая стратегия и осуществляется лечение детей согласно клиническим рекомендациям.

При первичном гуморальном иммунодефиците требуется заместительная терапия -— вводят иммуноглобулины. Очередная инфекция, будь то бактериальная или вирусная, или грибковая, требует также лечения. Детям могут назначать повышенные дозировки, однако детей с иммунодефицитом недопустимо.

Так как первичная форма имеет наследственный или врожденный характер, на этапе планирования беременности необходимы консультации специалистов при отягощенной наследственности.

Беременным женщинам следует избегать контактов с инфекционными источниками. Больным детям избегать переохлаждений, а также контакта с заболевшими, и в случае заражения сразу обращаться к врачу.

источник

Иммунологическое обследование для детей – специально подобранный обширный комплекс определяемых показателей, позволяющий оценить важные параметры иммунной системы у детей любого возраста. Анализ позволяет определить состояние и напряженность противовирусного иммунитета, оценить наличие и выраженность аутоиммунного, атопического компонентов в течении различных заболеваний. Исследование предназначено для возрастной группы 1-16 лет.

С помощью детской иммунограммы можно понять, в каком состоянии находятся защитные силы организма ребенка. Иногда иммунограмма может быть ключевым анализом, объясняющим причину безуспешного лечения некоторых болезней, например, если ребенок часто болеет и выздоровление проходит долго, несмотря на все принимаемые меры. При скрытой инфекции у ребенка иммунограмма покажет, какие «пробелы» имеются в иммунной системе. Отклонения показателей анализа от нормы укажут на неэффективность работы иммунной системы, а интерпретация врача поможет понять, как и почему нарушен иммунитет. Кроме того, существенные отклонения в иммунограмме могут свидетельствовать о серьезном иммунодефиците, который способен привести к развитию хронических инфекций и воспалениям органов и тканей в организме ребенка.

Иммунитет человека после рождения формируется постепенно, с течением времени, поэтому иммунограмма взрослого и ребенка будет отличаться. В данном специально разработанном комплексе при анализе иммунограммы учитываются особенности детского организма, оцениваются все звенья иммунитета, не только количество клеток, но и их функциональная активность.

* Результаты исследования выдаются с заключением врача – аллерголога-иммунолога, доктора медицинских наук.

  • Состояние клеточного звена иммунитета — о пределение содержания основных субпопуляций лимфоцитов, а также углубленный анализ малых популяций В-клеток и расширенный анализ NK-клеток (Natural killers – «натуральные киллеры»)
  • Определение уровня основных классов иммуноглобулинов в сыворотке крови (IgA, IgE, IgG, IgM)
  • Циркулирующие иммунные комплексы (ЦИК)
  • С3, С4 компоненты комплемента
  • Лейкоцитарная формула

Иммунограмма, иммунный статус ребенка, детский иммунный статус, иммунофенотипирование, клеточный иммунитет, многоцветный клеточный анализ методом проточной цитометрии.

Синонимы английские

Human Immune System, Immunophenotyping, Multicolor Flow Cytometry Cell Analysis, Human Leukocyte Differentiation Antigens.

Проточная цитометрия (для клеточного звена), иммуноферментный анализ – ИФА (для ЦИК), турбидиметрия (для иммуноглобулинов).

Какой биоматериал можно использовать для исследования?

Как подготовиться к исследованию?

  • Исключить из рациона алкоголь в течение 24 часов до исследования.
  • Детям в возрасте до 1 года не принимать пищу в течение 30-40 минут до исследования.
  • Детям в возрасте от 1 до 5 лет не принимать пищу в течение 2-3 часов до исследования.
  • Не принимать пищу в течение 12 часов до исследования, можно пить чистую негазированную воду.
  • Полностью исключить (по согласованию с врачом) прием лекарственных препаратов в течение 24 часов перед исследованием.
  • Исключить физическое и эмоциональное перенапряжение в течение 24 часов до исследования.
  • Не курить в течение 30 минут до исследования.

Общая информация об исследовании

В современном понимании иммунный статус человека – это совокупность лабораторных показателей, характеризующих ко­личественную и функциональную активность клеток иммунной системы на данный момент. Оценка иммунного статуса проводится с помощью иммунологического лабораторного обследования – иммунограммы. Иммунограмма крови не отража­ет избирательно состояние патологически измененного органа или системы, но позволяет оценить иммунную систему в целом (сум­марный эффект изменения активности иммунной системы в ответ на чужеродный антиген).

Оценка клеточного состава (иммунофенотипирование) лимфоцитов крови человека – основной компонент в оценке иммунного статуса – выполняется методом проточной цитофлуориметрии.

Иммунофенотипирование – характеристика клеток при помощи моноклональных антител или каких-либо других зондов, позволяющих судить об их типе и функциональном состоянии по наличию того или иного набора клеточных маркеров.

Иммунофенотипирование лейкоцитов заключается в обнаружении на их поверхности маркеров дифференциации, или CD-антигенов. Лейкоциты экспрессируют ряд поверхностных и цитоплазматических антигенов, уникальных для своей субпопуляции и стадии развития. CD-антигены (англ. cluster of differentiation antigens) – это антигены на поверхности клеток, маркеры, отличающие одни типы клеток от других. Дифференциации этих антигенов изучены и стандартизованы, им присвоены определенные номера. CD могут быть распознаны с помощью соответствующих моноклональных антител. Используя флуоресцентно-меченные моноклональные антитела, связывающиеся с определенными CD, можно с помощью метода проточной цитометрии подсчитать содержание лимфоцитов, относящихся к различным по функции или стадии развития субпопуляциям.

В основе проточной цитофлуориметрии лежит проведение фотометрических и флуоресцентных измерений отдельных клеток, пересекающих одна за другой вместе с потоком жидкости луч монохроматического света, обычно света лазера.

Метод позволяет не только определить количественное соотношение основных популяций лимфоцитов:

  • Т-лимфоциты (CD3 + CD19 — ),
  • Т-хелперы/индукторы (CD3 + CD4 + CD45 + ),
  • Т-цитотоксические лимфоциты (Т-ЦТЛ) (CD3 + CD8 + CD45 + ),
  • истинные «натуральные киллеры» (NK-клетки) (CD3 — CD56 + CD45 + ),
  • В-лимфоциты (CD19 + CD3 — ),

– но и оценить малые клеточные популяции, а также изучить их функциональную активность:

  • Т-лимфоциты, экспрессирующие маркеры NK-клеток (Т-NK-клетки) (CD3 + CD56 + CD45 + ),
  • NK-клетки, экспрессирующие альфа-цепь антигена CD8 (CD3 — СD8 + CD45 + ),
  • NK-клетки цитолитические (CD3 — CD16 +( or high ) CD56 dim CD45 + ),
  • NK-клетки цитокинпродуцирующие (CD3 — CD16 -( or low ) CD56 bright CD45 + ),
  • истинные «натуральные киллеры» (NK-клетки) (CD3 — CD16 + CD45 + ),
  • В-1-клетки (CD19 + CD5 + CD27 — CD45 + ), связанные продукцией аутоантител,
  • активированные В-лимфоциты (CD3 — CD25 + CD45 + ),
  • В-2-клетки (CD19 + CD5 — CD27 — CD45 + ),
  • В-клетки памяти (CD19 + CD5 — CD27 + CD45 + ),
  • активированные Т-лимфоциты (CD3 + HLA-DR + CD45 + ) и активированные цитотоксические лимфоциты (CD8 + HLA-DR + CD45 + ),
  • В-лимфоциты и активированные NK-клетки (CD3 — HLA-DR + CD45 + ),
  • активированные Т-лимфоциты, экспрессирующие альфа-цепь рецептора ИЛ-2 (CD3 + CD25 + CD45 + ),
  • регуляторные Т-хелперные клетки (CD4 + CD25 bright CD127 neg CD45 + ), выполняющие иммуносупрессорную функцию.

Такое всестороннее изучение клеточного состава лимфоцитов в совокупности с результатами анализа основных классов сывороточных иммуноглобулинов, определением циркулирующих иммунных комплексов, клиническим анализом крови, анализом С3, С4 компонентов комплемента позволяет установить более тонкие механизмы иммунологических нарушений. Они про­водятся для уточнения степени и глубины поражения иммунной системы и подбора препарата для проведения последующей адек­ватной иммунокорректирующей терапии, оценки эффективности проводимого лечения, определения прогноза течения заболевания.

Когда назначается исследование?

Рекомендовано для комплексного обследования пациентов, входящих в группу риска по аутоиммунному иммунопатологическому синдрому. Это пациенты с такими заболеваниями, как:

  • ревматоидный артрит;
  • рассеянный склероз;
  • диффузные заболевания соединительной ткани (системная красная волчанка, склеродермия, дерматомиозит);
  • аутоиммунный тиреоидит;
  • неспецифический язвенный колит и т. д.

С3 компонент комплемента: 0.90 — 1.80 г/л

С4 компонент комплемента: 0.10 — 0.40 г/л

Суммарные иммуноглобулины класса A в сыворотке (IgA): 0.20 — 1.00 г/л

Суммарные иммуноглобулины класса G в сыворотке (IgG): 4.53 — 9.16 г/л

Суммарные иммуноглобулины класса M в сыворотке (IgM): 0.19 — 1.46 г/л

Суммарные иммуноглобулины класса E в сыворотке (IgE): 0.00 — 60.00 МЕ/мл

Циркулирующие иммунные комплексы (ЦИК): 0.0 — 120.0 у.е.

источник

Иммунодефицит у детей – это состояние, развивающееся в результате поражения нескольких звеньев иммунитета. При определённых иммунодефицитах наблюдается аллергическая реакция – ребёнок становится чувствительным к инфекциям.

Иммунодефицит – это болезнь, при которой иммунная система выходит из строя. Организму не удаётся противостоять вирусам, грибкам и бактериям, а значит, ребёнок начинает чаще болеть. По своему происхождению иммунодефицитные состояния, встречающиеся у детей, делят на:

Имеется в виду, что как результат генетического сбоя, защитные силы организма ослабевают. Это явления очень редкое. В среднем такой ребёнок рождается 1 раз на 10000.

Состояние при иммунодефиците может быть тяжёлым – даже мелкие микроорганизмы представляют большую опасность. Такое состояние может наблюдаться у ребёнка, чьи родители абсолютно здоровы. Его классифицируют на такие подвиды:

  • Отсутствие клеточного иммунитета.
  • Нарушение выработки защитных антител.

Причины появления этого заболевания зависят от вида.

Первичный иммунодефицит развивается как результат снижения сопротивления организма ребёнка к внешним факторам. Его причина – нарушение отдельных компонентов иммунитета и его поражение. Это может привести к развитию новых болезней. Часто недуг возникает по причине наличия дефектов в генах, которые отвечают за полноценное развитие иммунной системы.

Вторичный иммунодефицит может проявляться в более сложной форме.

Признаки проявления иммунодефицита у ребёнка следующие:

  • Истощение детского организма.
  • Недостаточное количество витаминов в питании.
  • Травмы и хирургические операции.
  • Недоношенный ребёнок с небольшой массой тела.
  • Наличие аутоиммунной болезни.
  • Развитие раковой опухоли.
  • Продолжительная антибиотикотерапия.
  • Хронический гастродуоденит.
  • Синдром Вискотта.
  • Краснуха.
  • Герпес.
  • Малярия.
  • Лейкемия.
  • Снижение резистентности детского организма.

Симптомы вторичного иммунодефицита можно описать так:

  • Частые пневмонии.
  • Сепсис, менингит и бронхит.
  • Частые лор-болезни: синуситы и отиты.
  • Афтозный стоматит.
  • Дизбактериоз.
  • Расстройства сна.

Определить болезнь можно по наличию на теле фурункулов, флегмон и абсцессов. Первые признаки зачастую очень скрытные, а проявляются они как обычные инфекционные болезни. Также часто дают о себе знать признаки патологии ЖКТ.

Первичный иммунодефицит, встречающийся у детей – диагноз, который говорит о том, что при рождении ребёнок не приобрёл естественную защиту. Он не может сопротивляться даже небольшим инфекциям, поэтому, контакт с окружающим миром является большим источником опасности.

Врождённые иммунодефицитные состояния у детей – это результат генетических нарушений. Болезнь часто появляется в результате тяжёлой инфекции и поражения тканей, органов. Без лечения дети с таким заболеванием погибают из-за появления осложнений. Болезнь встречается в соотношении 1:10000. Но иногда иммунодефицит у новорождённых также может достигать соотношения 1:500.

Если у врача есть подозрения на первичный иммунодефицит у новорождённого грудничка, то для точной установки типа патологии, проводят определённые генетические и иммунологические анализы. Это поможет определить место, где произошло нарушение иммунной системы и тип мутации, что стала причиной недуга.

Лечение первичной формы – задача не из простых. Комплексный подход к постановке диагноза подразумевает проведение скрининга пациента. Если будет выявлен недостаток иммуноглобулинов, возникнет необходимость в введении сыворотки с антителами или простой донорской плазмы. Когда возникает инфекционное осложнение, назначается лечение антибиотиками, противогрибковыми и противовирусными препаратами.

Под вторичным иммунодефицитом у маленьких детей подразумевают нарушения иммунной системы, возникающие в постнеонатальный период. Они не имеют связи с генетическими дефектами. Такое состояние развивается на фоне хорошей работы иммунной системы и характеризуется снижением показателей резистентности.

Существует три формы вторичного иммунодефицита:

Среди приобретённых форм также выделяют СПИД. Иммунодефицит может быть спровоцирован любой причиной, к примеру, воздействием кортикостероидов, рентгеновским облучением, травмами и хирургическими операциями.

Индуцированные формы считают проходящими – при устранении причины болезни состояние ребёнка улучшается.

У спонтанной формы нет определённых причин. Она характеризуется повторяющимися воспалительными процессами в бронхах, пазухах носа и ЖКТ. Такая форма вторичного иммунодефицита встречается чаще, чем индуцированная и приобретённая.

Читайте также:  Время приема анализов у детей

Чтобы выявить ребёнка, который страдает иммунодефицитом, важно сдать анализ данных анамнеза. Специалист должен не только заподозрить наличие инфекционного заболевания, но и разобраться с причинами развития.

Тщательный сбор анамнеза предоставляет возможность сделать заключение о поражении клеточного звена иммунитета:

  • Если есть частые грибковые заболевания и вирусные инфекции, то у малыша дефицит Т-клеточного иммунитета.
  • Частые бактериальные инфекции могут говорить о наличии нарушений в гуморальном звене иммунитета.

Клиническое обследование не способно определить какие-либо признаки иммунодефицита, но при этом можно узнать о признаках заболеваний, являющихся следствием такого состояния.

План обследования и проведения лабораторных методов определяется иммунологом, в зависимости от выявленных нарушений. Сюда можно отнести:

  • Оценку клеточного иммунитета.
  • Клинический анализ крови.
  • Оценку системы фагоцитов.
  • Выявление антител.

Все показатели иммунограммы оценивают критически, поскольку они являются ориентиром для установки диагноза при наличии клиники иммунодефицита.

Для адекватного лечения болезни, не обойтись без правильного врачебного подхода. Очень важно уделять максимум внимания детям, которые болеют долгое время, поскольку постоянные иммунные нарушения делают организм беззащитным, слабым. Правильная тактика лечения позволяет исключить применение медикаментов:

  • Строгие требования к санитарному режиму и гигиене.
  • Полноценное и сбалансированное питание.
  • Обеспечение работы системы пищеварения.
  • Закаливания.
  • Лечение в санаториях и на курортах.
  • Умеренная физическая нагрузка.
  • Посещение развивающих секций.

Всё это поможет восстановить детский иммунологический статус. При обнаружении иммунодефицита нужно выяснить и устранить его причину, а затем начать лечение.

Основной показатель для применения лекарственного препарата, который оказывает стимулирующее влияние, являются:

  • Хронические инфекции (восстановление иммунологической реактивности).
  • Сочетание иммунодефицита и опухолевого процесса.
  • Аутоиммунное заболевание и иммуно-комплексный механизм развития.

Лечением вторичного дефицита занимается врач-иммунолог. При этом, он всегда принимает во внимание клинические проявления и показатели иммунного статуса:

  • Если нарушена макрофагально-моноцитарная функция, назначают Ликопид и Полиоксидоний.
  • Когда заболевание переносится в тяжёлой форме – Филграстим и Молграмостим.
  • При наличии дефектов клеточного звена, эффективными будут Т-активин, Тималин.
  • Нарушения гуморального звена могут компенсироваться назначением иммуноглобулинов.
  • Пониженный синтез интерферонов говорит о необходимости назначения рекомбинантных интерферонов и иммуномодуляторов.

Залог хорошего иммунитета ребёнка – ответственный подход к планированию беременности, ведение здорового образа жизни как матерью, так и отцом. Важно, чтобы с рождения дети правильно питались и были здоровы. Лучшее решение – естественное вскармливание и введение качественного прикорма.

Сильный иммунитет будет лишь у тех детей, кто получает все необходимые витамины и микроэлементы. В рационе не должно быть «пищевого мусора» по типу газированных напитков, соусов и чипсов. Весной и осенью можно давать витамины для поддержания иммунитета. В любое время года в рационе должны быть овощи, ягоды и фрукты.

В свободное время дети должны гулять на улице и играть в активные игры. Гиподинамия может стать причиной ожирения, и, как результат – снижения иммунитета. Рекомендуются регулярные занятия спортом.

В возрасте одного года ребёнок должен ходить босиком по земле –стопы получат полезный микромассаж. Летом необходимо устраивать небольшие поездки на море и в сосновый лес.

Немаловажную роль играет и настрой ребёнка. Важно оградить его от стрессов и создать благоприятную эмоциональную обстановку. Постоянные ссоры родителей влияют на детскую психику. Если назревает стрессовая ситуация – лучше отвлечь малыша активной игрой или игрушкой.

Для стимуляции иммунитета рекомендуется приём натуральных препаратов и напитков на основе лекарственных трав, таких, как иммунал, женьшень, шиповник, китайский лимонник, эхинацея. Они полезны при эпидемии гриппов и ОРВИ. Но давать их нужно только после консультации с доктором.

здравствуйте.ребенку 3 года.до трех болели часто.а теперь 3 недели лечимся и заболеваем через 3 дня и так стало постоянно.что делать?

Надежда, доброго времени суток! В Вашем обращении, к сожалению, очень мало фактической информации о ребенке (как именно болеет – просто насморк или посерьезнее, что изменилось в последнее время-похудел, поправился, какое у него настроение, сон, какие прививки сделаны, аллергия, контакты с животными, с больным окружением и т.д.). Все это Вам,конечно же, лучше обсудить на личной встрече с врачом, где ребенка осмотрят, назначат соответствующее обследование,чтобы поставить диагноз и назначить лечение. Возможно, у него снижен иммунитет, и надо искать причину этого,а они бывают как легкие, которые сами проходят, так и серьезные.Также возможно, что потребуются анализы на аллергены, иммунный статус ребенка, консультации таких специалистов, как ЛОР, иммунолог-аллерголог, инфекционист, детский фтизиатр. Пожалуйста, вначале обратитесь к Вашему педиатру.

Здравствуйте! Я родила дочку на 7 месяце беремонности. Сама заболела 6 дней подряд с температурой. Я сама в селе живу, когда я пошла на 1ой де день когда была у меня температура. Врачи меня недосмотрели и отпустили домой и так я каждый день я ходила по больницам как на зло ни кто меня не стал смотреть, сама не знаю почему. У меня ноги болели и сил не было говорить им об этом. На 6 день уже я ничего не знала просто лежала и меня на район отвезли там держали 3 часа, потом уже в город отвезли и там меня уже опрерировали (экстренно)ночью и родила дочку. На следующий день мне стала еще хуже и сделали мне операцию. Что со мной случилось тот момент я не знаю. Но мне лучше не стало. После операции на 5 день Меня на сомотете в другой город отвезли. Почему я это говорю хотела все с самого начало обяснить как родилась моя дочь. Вроде у моей дочки все было хорошо. Когда меня отвезли в другой город,у моей дочке были судорги и она попала в рянимацию. И ей не кололи БЦж. Когда уже я вернулась с др города (с больницы) ее из рянимации в полату привезли. Она в рянимации лежала 2 недели. Она с рождения пила искусственное молоко (детское). Она была очень слабой в то время.даже с бутылки несмогла сосать молоко. Потом нас выписали. Нам было потихоньку хорошо. На 4 месяце мы получали БЦж и все больше ничего не получали. Так как у нее было черепное давление. Щас нам 2 года 5 месяцев. Теперь нам говорят получить прививки от кора. А я не знаю что делать. Потому что у моей дочки аллергия на антибиотики. Даже на ампициллин,на цифозолин и еще несколько др. А свой педиатр ничего не хочет обяснить даже слышать не хочет меня. И наш иммуногол тоже ничего нехочет толком обяснить мне. Я сначала хотела проверить дочке иммунитет и потом уже получать прививки… какие анализы нужны для получение прививки? Чтоб никакая реакция не было после прививки.

Здравствуйте, Марьям! Я написала Вам очень развернутый ответ в документе ворд, но сюда его скопировать, технически вставить у меня не получается, простите. Так что отправила его Вам лично, на емейл. Читайте внимательно. Надеюсь, у Вас все будет хорошо!

Здравствуйте!Сыну поставили диагноз кольцевидная гранулема.В садик практически не ходил,несколько дней сходит,две недели болеет,ОРВИ,ангина и т.д.Пошёл в первый класс,картина подобная,простуда,добавился отит.,много пропускает школьную программу.Связанно ли это с нашим диагнозом,почему слабый иммунитет?

Антонина, добрый день! Кольцевидная гранулема, как и текущие у мальчика простудные, инфекционные заболевания, говорит лишь о том, что иммунитет, действительно, снижен, имеется какое-то хроническое воспаление. В Вашем случае это может быть та или иная инфекция, скорее всего, вирусная. Но Вы не написали, как у мальчика дела с БЦЖ, пробами на туберкулез. Это тоже хорошо бы проверить, т.к. туберкулез сейчас очень распространен.
Кроме того, обязательно нужно разобраться, нет ли каких-либо эндокринных нарушений (сахарный диабет, аутоиммунный тиреоидит – болезнь щитовидной железы). Если на ребенка стоит чихнуть, и он уже болен, конечно, следует искать причину снижения иммунитета. Нужны анализы крови (иммунограмма, антитела к различным возбудителям инфекций, уровни гормонов, показатели системных ревматоидных заболеваний). Чтобы разобраться со всем этим, нужен хороший иммунолог, инфекционист.
Не болейте!

Добрый день, у моего ребенка 6,7. У нас каждый месяц отекают, краснеют губы, потом появляются пузырьки, ранки. Отчего это?

Здравствуйте, Камила! Возможно,это герпес.Или стрептодермия.Или аллергическая реакция. Но, не видя,ничего точного сказать нельзя.Вам нужно с ребенком на прием к дерматологу.
Выздоравливайте!

Добрый день! Сыну 3 года и 3 месяца, родился доношенным, роды и беременность без осложнений, всё прекрасно. В первый месяц появились большие и не частые прыщи на лице, долго не проходили, потом прошли. Поначалу ему не хватало молока, был недобор веса, кормление с помощью констульианта по гв наладила, стал поправляться. Первый год жизни болел раза три с соплями, температурой и кашлем. В 1,5 года в августе были на русском море неделю, заболел коксаки с высыпаниями, красным горлом и высокой температурой, до этого в годик ещё ротовирусом болел. Через полгода в феврале, когда ему было 2 года начались частые заболевания, сдали мазок из зева, выявили Эпштейн-Барра. Лечились разными средствами, болели часто и долго. Летом в 2,5 года лейкоцитов в крови стало 23,0. Отправили нас в онкоцентр с лейкозом, там взяли кровь из пальца, посмотрели, сказали, что из спинного мозга брать анализ не будут, лейкоцитов стало 13, поэтому следить и если что приезжать. Уехали в конце лета в санаторий поправлять здоровье. В сентябре прошлого года пошли в сад почти в 3 года, не болел месяц, потом пару обычных ОРВИ, потом обратились к ЛОРу с хрипом в носу, оказалось, что двусторонний средний отит и аденоиды второй степени. Лечили Изопринозином, назонексом и другими лекарствами и опять антибиотик. Вроде задышал, операцию не стали делать по удвоению аденоидов. А в феврале этого года опять началось.. Сначала поднялась температура, появился кашель, сказали бронхит, назначили антибиотики, температура была только один день, потом два дня без неё и снова утром поднимается до критических отметок, 40,0-41,0. Сбивалась на пару/тройку часов и опять вверх. Назначили в дополнение второй антибиотик. Так температуру сбивали почти пять дней. Стало лучше, долго сидели дома и не ходили ни в сад, ни в общественные места. Потом четыре недели в саду и вот опять. Началось всё как обычная вирусная инфекция, сопли, кашель, в меру красное горло, поднялась температура после обеда до 39,6, на третий день держалась 37,0-37,5, к вечеру опять поднялась, сегодня четвёртый день и снова 39,5.. До этого две недели была кровь в кале, в первый день болезни её не стало, начался понос, несмотря на то, что лекарств никаких не давали, запора не было. Назначют нам опять антибиотик, хотя хрипов никаких не слышат в лёгких. Переживаю, что можем залечить этими антибиотиками. И ещё, странно, но небольшая субфебрильная температура в районе 36,8-37,2 держится постоянно, даже если не болеет и чувствует себя хорошо. Подскажите, какие обследования нам необходимо пройти? Может ли это свидетельствовать о снижении иммунитета? Лимфоузлы на шее часто увеличены, а сейчас почти выглядывают из-за щёк. Что нам делать?

Здравствуйте,Анастасия! Вам с ребенком нужен хороший иммунолог-инфекционист.Скорее всего, хроническая инфекция, причем необязательно дыхательных путей. Возможно, доктор назначит иммунограмму и анализ на антитела ко всяким условным патогенам, возможно-посевы на бактериальную флору.Возможно, это ваш Эпштейн-Барр, который никуда не делся, он сильно влияет на иммунитет к сожалению.
Итак, нужен для очной консультации хороший специалист по инфекциям и иммунитету.
Выздоравливайте!

Спасибо вам большое за ответ и совет! Как бы нам теперь найти такого грамотного специалиста.. будем стараться. Ещё раз спасибо!

Здравствуйте. У нас в 2 мнсяца был ларингит. Сейчас нам 5 мнсяцев мы переболели обструктивным бронхитом. Но температуры у нас не было. Прошла неделя после выздоровления. И что то она снова чихать начала. Анализы вроде все в норме. Был выявлен цитомегаловирус.. но он пролечен. Сейчас иммуноглобулины М отсутствуют, а g 77 %. Свидетельствует ли это о снижении иммунитета?

Валерия,здравствуйте! Норма иммуноглобулина G для возраста Вашей дочки примерно от 4 до 17 г/л.Вы привели его уровень в %.В принципе,это значение-77%-почти укладывается в среднее содержание этого иммуноглобулина в человеческом организме,может,чуть выше.Поскольку была подтвержденная инфекция ЦМВ,то вначале был повышен Ig M,после чего вполне резонно повышается и Ig G.
Учитывая то,как протекали заболевания,может быть подозрение на их аллергический характер,помимо ЦМВ.Возможно,девочка склонна именно к такому течению вирусных инфекций -с аллергическим компонентом.
А вот указаний на снижение иммунитета из всей этой картины я не вижу.
Выздоравливайте!

Здравствуйте, сыну 8 лет, иммуноглобулин Е 3560. Два года назад был 4590. Снижается примерно на 500 в год.
Скажите пожалуйста, такой высокий показатель- это говорит о слабом иммунитете? Инфекционист, обследовав и осмотрев, сняла нас с учёта, так как патологий не увидела. Ребенок мелковат, худоват.

Здравствуйте, Наталья! Не совсем поняла, в каких единицах представлен иммуноглобулин. Сам по себе он мало о чем говорит, т.к. может колебаться. Его стоит учитывать только вкупе с теми или иными клиническими проявлениями, симптомами. Если особых жалоб нет, то, очевидно, доктор, видя мальчика воочию и имея данные других обследований, вполне корректно сняла его с учета. Каких-либо причин для беспокойства, исходя из информации, представленной в Вашем сообщении, нет.
Не болейте!

источник