Меню Рубрики

Диагностика по анализам у детей

Здоровье детей — главное желание всех родителей. Плановые анализы необходимы для того, чтобы контролировать состояние здоровья малыша и вовремя ставить диагноз. Конечно, проводить анализы хлопотно, это неприятное мероприятие для ребенка, однако здоровье важнее.

Маленькие дети не могут рассказать о своих ощущениях, и лабораторные анализы становятся единственным способом убедиться, что здоровье малыша в норме. В более взрослом возрасте также нельзя пренебрегать такими исследованиями, ведь на ранних стадиях многие заболевания протекают бессимптомно. Какие анализы необходимо сдавать ребенку?

В первый год жизни малыш посещает врачей часто. Это совершенно необходимая мера. Организм крохи еще слаб и восприимчив к разным воздействиям окружающей среды, его здоровье очень хрупкое и требует неусыпного контроля. В этот период формируется иммунитет человека, который составляет основу здоровья на многие годы вперед. Лабораторные исследования — важная часть мониторинга здоровья грудных детей.

Общий анализ крови проводят для того, чтобы выяснить, есть ли у ребенка анемия и другие заболевания крови, а также выявить воспалительные процессы. По результатам анализа врач решает, можно ли проводить плановую вакцинацию. Обычно анализ крови сдают в 1, 6, 12 месяцев.

Общий анализ мочи дает информацию о том, хорошо ли работают почки, а также показывает общее состояние организма. Анализ мочи сдают в 1 месяц, полгода и год. Для исследования берется моча, собранная утром в сухую стерильную емкость с крышкой. Образец нужно привезти в лабораторию не позже чем через 1,5 часа.

Обязательные анализы, которые нужно сделать каждому ребенку, включают в себя:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • исследование кала на наличие бактерий;
  • анализ кала на яйца гельминтов;
  • соскоб на энтеробиоз.

Общий анализ крови показывает количество гемоглобина, лейкоцитов (высокий уровень лейкоцитов говорит о воспалительных процессах), эозинофилов (они показывают наличие аллергии и глистной инвазии). Биоматериал на анализ сдается утром натощак. Если сдать анализ после завтрака, даже легкого, результат будет искажен — после еды у нас немного возрастает количество лейкоцитов. Для общего анализа кровь чаще всего забирается из вены. Это почти безболезненная процедура, но дети помладше часто боятся ее. Чтобы все прошло хорошо, родителям придется проявить фантазию — отвлекать малыша разговором, читать ему сказки, чтобы он не концентрировался на неприятных ощущениях и виде крови в пробирке.

Общий анализ мочи также нужно сдавать утром до еды. Собирать ее следует в стерильную сухую емкость — лучше купить в аптеке специальную тару, а не использовать пустые банки от детского питания, как это часто делают экономные родители. Перед сбором мочи желательно подмыть ребенка. Общий анализ мочи дает обширную информацию о здоровье. Наличие белка в моче говорит о почечной недостаточности или воспалении, билирубин указывает на проблемы с печенью и желчевыводящими путями, кетоновые тела обнаруживаются при нарушении метаболизма. Специалисты исследуют также цвет и рН мочи, проверяют ее на наличие бактерий и грибков.

Бактериологический анализ кала также важен, он позволяет выявить наличие кишечных инфекций, которые далеко не всегда проявляют себя явными симптомами. Кал собирается дома, в чистый сухой контейнер, который также лучше приобрести в аптеке. Перед сбором кала нужно помочиться. Этот анализ нельзя сдавать после клизмы, приема слабительных средств или препаратов от диареи, а также во время курса антибиотиков и после рентгеновских исследований, в ходе которых применялся контраст.

Кал на анализ наличия яиц гельминтов сдается также как для бактериологического исследования. Однако в данном случае специалисты будут искать не бактерии, а паразитов, которые, увы, у детей встречаются часто, так как малыши редко соблюдают все правила гигиены. Этот анализ позволяет выявить более 10-ти типов самых распространенных гельминтов. Соскоб на энтеробиоз также дает информацию о заражении паразитами — острицами. Дети, особенно в возрасте 4–6 лет, страдают ими очень часто. Для выявления этих паразитов врач несколько раз проводит ватной палочкой, смоченной физраствором, или стеклянным шпателем по кожным складкам в области ануса, затем этот образец передают в лабораторию. Нередко требуется повторное исследование.

В некоторых ситуациях сдача анализов — необходимость. Например, перед поступлением в детский сад или школу ребенку необходимо оформить медицинскую карту, а для этого нужно пройти все плановые обследования.

Начинать проходить осмотры лучше за 1–2 месяца до поступления в детский сад или школу. В стандартный план диспансеризации, помимо посещения таких специалистов, как педиатр, окулист, ЛОР, невролог, психолог, логопед, ортопед, хирург и стоматолог, входят и лабораторные анализы.

  • Анализы в детский сад и школу Перед школой и садиком ребенку нужно сдать все обязательные анализы — общий анализ крови, общий анализ мочи, бактериальное исследование кала, анализ кала на яйца глист и соскоб на энтеробиоз. Дополнительно рекомендуется сделать тест на аллергены.
  • Анализы для получения ребенком справки в бассейн Обязательными анализами являются соскоб на энтеробиоз и анализ кала на яйца гельминтов.
  • Анализы в детский оздоровительный лагерь В перечень обязательных лабораторных исследований перед отправкой в детский лагерь входят общеклинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на исследование яйца глистов и простейших, анализ на энтеробиоз.

Все, что мы говорили выше, касается в основном здоровых детей, однако если малыш заболел, этих исследований будет недостаточно для точной постановки диагноза, и врач может назначить дополнительные анализы.

При проблемах с желудком и кишечником доктор назначит развернутое исследование, включающее исследование общего и прямого билирубина, щелочной фосфатазы, АСТ и АЛТ, холестерина, белка, а также анализы кала на наличие гельминтов и лямблий. Грудным младенцам также назначают анализ кала на углеводы, чтобы исключить лактозную недостаточность.

Помимо обычных анализов, при подозрении на ЛОР-болезни врач дает направление на анализ мазка из зева и носа — он позволяет выявить золотистый стафилококк, весьма распространенную причину воспалений носоглотки и ушей. Мазок из зева сдается натощак, перед исследованием нельзя чистить зубы и даже пить воду. Запрещено также пользоваться любыми назальными каплями или спреями в течение суток перед забором биоматериала.

Рекомендована также ПЦР-диагностика — современный сверхточный метод, позволяющий обнаружить в крови ДНК возбудителей болезни.

По наблюдениям врачей, аллергия с каждым годом встречается все чаще. Это очень опасное заболевание — ведь оно проявляется не только сыпью и насморком, но и отеками, в том числе и дыхательных путей. Самостоятельно выяснить, что стало причиной аллергии, очень трудно. При подозрении на аллергию нужно провести анализ на наличие иммуноглобулинов класса Е (IgE) и количественное определение специфических антител для разных групп аллергенов — пищевых, бытовых и др. Такой анализ позволяет точно выявить причину аллергии и избегать ее.

Детские инфекции — это целая группа заболеваний, которые регистрируются в основном у детей. К таким относятся коклюш, корь, дифтерия, паротит (в народе — свинка), краснуха, ветрянка и многие другие болезни.

Для их диагностики ребенку нужно сдать ряд анализов. Помимо неспецифических (общий анализ крови, мочи, кала), назначают и специфические анализы, которые помогут выявить возбудителя болезни и ее стадию — ПЦР-анализ, бактериологический посев, анализы для выявления антител к вирусам и бактериям (ИФА, РНГА, РТГА, РА, РПГА и другие).

Разумеется, в этой статье мы перечислили далеко не все анализы, какие необходимо сдать ребенку. В зависимости от ситуации педиатр может назначить другие лабораторные исследования.

По­сколь­ку сда­вать ана­ли­зы ре­бен­ку при­дет­ся до­воль­но час­то, по­ин­те­ре­суй­тесь, есть ли у вы­бран­ной ва­ми ла­бо­ра­то­рии про­грам­ма ло­яль­нос­ти или дис­конт­ная кар­та для по­сто­ян­ных кли­ен­тов — это мо­жет су­щест­вен­но сни­зить рас­хо­ды. Кро­ме то­го, не­ко­то­рые ла­бо­ра­то­рии пред­ла­га­ют це­лые про­грам­мы ис­сле­до­ва­ний для раз­ных слу­ча­ев — на­при­мер для по­ступ­ле­ния в шко­лу.

источник

Любую патологию или заболевание важно вовремя диагностировать. Это позволит предотвратить плачевные последствия и свести риски для здоровья малыша к минимуму.

Грудной малыш или дети младшего возраста не могут объяснить, что конкретно их беспокоит. Именно поэтому приходится назначать кучу дополнительных анализов.

важноДиагностика заболеваний у детей — более сложная и длительная процедура, чем у взрослых. Важно не только определить наличие патологий, но и не навредить растущему организму.

Анализ крови, который делают чаще всего, – это общий анализ крови. Он укажет на возможные заболевания и поможет локализовать поиски патологии.

Причины отклонения показателей общего анализа крови и возможные сопутствующие болезни

Показатель Повышенный Пониженный
Гемоглобин Характеризуется общим ухудшением самочувствия и работоспособности, сонливостью, появляется одышка, возможны головные боли, бледный цвет кожных покровов, усиленное сердцебиение.Возможные причины: анемия, лейкоз, авитаминоз, кровоизлияние, недостаток железа, а также врожденные аномалии крови Появляется при обезвоживании организма.Возможные причины: большая потеря жидкости, сердечная недостаточность, врожденные пороки сердца или легких, патологии почек или эритремия
Уровень эритроцитов Это снижение красных клеток в крови.Возможные причины: гемолиз, кровопотеря, неправильное питание, лейкоз, наследственные отклонения ферментов, отвечающих за кровообразование Обезвоживание, эритремия, заболевания сердца, стеноз почечной артеpии.
Уровень лейкоцитов Наличие в организме вирусов или инфекций, ревматизм, лейкоз, лучевая болезнь. Употребление противоопухолевых лекарств, гиповитаминоз Физическая нагрузка, последствия прививки, воспалительные процессы, ожоговые повреждения, прогрессирующая онкология или лейкоз
Цветовой показатель Анемия, патология развития почек Сердечная недостаточность, обезвоживание, эритремия
Уровень нейтрофилов Инфекционные болезни (тиф, бруцеллез, ветрянка, грипп, корь, вирусный гепатит), апластическая анемия, лейкоз, наследственные заболевания крови, большое количество гормонов щитовидной железы, последствия химио- и радиотерапии, употребление противовоспалительных препаратов Инфекционные болезни (ангина, бронхит, пневмония), абсцесс, гангрена, панкреатит и другие воспалительные процессы внутренних органов, нарушение обмена веществ, злокачественные опухоли, прививки и иммуностимулирующие препараты
Уровень моноцитов Его изменение может указывать на анемию, гнойные процессы, миелолейкоз, гемолитическую анемию, аллергическую реакцию, а также нефроз
Уровень базофилов Повышение этого показателя свидетельствует о наличии хронического миелолейкоза, нарушении уровня гормонов щитовидки, аллергической реакции на лекарства или пищу, нефроз
Уровень лимфоцитов Туберкулез, красная волчанка, анемия, СПИД, наличие онкологии, почечная недостаточность, последствия химио- или радиотерапия Наличие вирусных инфекций, токсоплазмоз, болезни кровеносной системы, отравление химическими веществами
Уровень тромбоцитов Возможна гемофилия, лекарственная тромбоцитопения, красная волчанка, инфекционные болезни, анемия, гемоглобинурия, ДВС-синдром, переливание крови, сердечная недостаточность, тромбоз почечных сосудов Нарушение в работе селезенки, воспалительные процессы, анемия, физическое истощение, онкология

Другие распространенные виды анализов крови, используемые для диагностики детских заболеваний:

  • Биохимический анализ крови способен дать оценку функциональному состоянию всего организма. На основе химических реакций белков определяется состояние отдельных систем органов.
  • Анализ крови на уровень сахара. Он помогает определить концентрацию глюкозы в крови, повышение которой может свидетельствовать о развитии диабета.
  • Иммунологический анализ крови помогает определить объем клеток иммунитета. Это помогает составить общую картину в случае развития иммунодефицита.
  • Аллергологические пробы крови показывают реакцию организма на различного рода аллергены.
  • Исследование гормонального фона – определяет количество и соотношение гормонов, необходимых для правильного функционирования организма.
  • Анализ на группу и резус-фактор крови – необходимый показатель, который должен знать каждый человек.
  • Анализ на онкомаркеры – определяет наличие специфических белков, которые вырабатывают раковые клетки.

информацияАнализ мочи детям назначается очень часто и по любому малейшему поводу по той причине, что это самый простой способ оценить состояние организма и определить возможные отклонения от нормы.

Есть определённые правила, которых нужно придерживаться перед забором мочи на анализ:

  • за 12 часов до сдачи анализа следует ограничить употребление жирных продуктов;
  • за 24 часа перестать употреблять мочегонные препараты;
  • не употреблять фрукты яркого окраса и жидкость в больших количествах;
  • непосредственно перед забором анализов провести подмывание наружных половых органов, чтобы избавиться от бактерий, которые могут искажать результаты.

У совсем маленьких деток мочу собрать можно при помощи специального приспособления, которое продается в аптеках — мочеприемником.

  1. Общий анализ мочи. Чаще всего назначается и помогает определить состояние мочеполовой, пищеварительной системы, печени, сердца и гипофиза. Основные параметры для анализа:
    • цвет – у здорового малыша он соломенно-желтый, отклонения оттенков говорят о некоторых заболеваниях или расстройствах;
    • прозрачность – в ней не должны присутствовать осадки;
    • запах должен быть не резкий и не едкий;
    • плотность, РН, уровень кислот, белков, ацетона, эритроцитов, лейкоцитов и другие показатели в свою очередь в некоторых пропорциях также дают чёткую картину состояния тех или иных систем ребенка.
  2. Анализ по Нечипоренко – используется после общего анализа для подтверждения наличия воспалительных процессов.
  3. Анализ по Зимницкому – даёт характеристику работы и состояния почек.
  4. Суточный биохимический анализ – исследуются выводимые с мочой вещества.
  5. Проба Реберга – определяет эффективность работы почек.
  6. Реже могут проводиться анализы оксалатов, катехоламинов, проба Сулковича и другие.

информацияЭто совершенно безвредный и безболезненный способ исследования органов брюшной полости, головного мозга, суставов, сердца, почек, щитовидки и других органов путем применения ультразвуковых волн.

В первую очередь он предназначен для выявления врожденных патологий у ребенка, которые «невидимы» для анализов или других исследований. Раннее выявление отклонений способствует своевременному врачебному вмешательству, что в дальнейшем положительно скажется на регрессии многих болезней.

  • Систематическое УЗ-исследование позволяет контролировать прогресс в лечении, а также отслеживать динамику протекания болезней.
  • Можно проводить УЗИ практически всех систем органов, кроме тех, что заполнены газом (лёгкие).
  • УЗИ головного мозга, почек, тазобедренных суставов и сердца у новорожденных является самым надёжным и безопасным способом определить отклонения и аномалии их развития.

Рентгенография проводится для органов грудной клетки и костной ткани детей. Применять её можно с любого возраста, так как получаемая доза облучения безопасна для малыша. Следует контролировать только количество таких облучений в год.

Данный метод диагностирования в детском возрасте используется только в случае невозможности проведения другого способа диагностики. Рентген делается на позвоночнике, грудной клетке, суставах, придаточных пазухах носа, черепной коробке. Также проводится урография внутривенно.

  • линейная томография;
  • рентгеновская компьютерная томография;
  • флюорография;
  • электрорентгенография.

важноХоть современное оборудование сводит риски для здоровья от рентгеновского облучения к минимуму, всё же на практике врачи только в крайнем случае прибегают к данному методу обследования.

Основные показания к проведению рентгенографии:

  • вероятность повреждения костей;
  • частые жалобы ребенка на болевые ощущения в сочетании с припухлостью в конкретном месте;
  • подозрение на патологию развития определённых органов.
Читайте также:  Сдать анализ на имение детей

источник

Отчет по результатам педагогической диагностики освоения детьми средней группы основной образовательной программы (2015–2016)

Лилия Куксова
Отчет по результатам педагогической диагностики освоения детьми средней группы основной образовательной программы (2015–2016)

Воспитатели: Куксова Л. В., Беляева И. С.

1. Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

Выводы: дети освоили образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились объединяться в игре со сверстниками, могут принимать на себя роль, владеют способами ролевого поведения; взаимодействуя со сверстниками, проявляют инициативу и предлагают новые роли или действия, обогащают сюжеты игр.

Дети научились самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и убирать одежду; самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой; самостоятельно готовят к занятиям своё рабочее место, убирают материалы по окончании работы.

Воспитанники научились соблюдать элементарные правила в детском саду; различать и называть специальные виды транспорта и объяснять их назначение; понимать значение сигналов светофора. Дети научились узнавать и называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»; различают проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход «Зебра». Знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе.

У детей вырос интерес к трудовой деятельности, они с желанием выполняли посильную работу и показали хорошие качественные результаты. В течение года детей учили ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать свои действия и мнения с партнёрами, нести ответственность за общее дело.

2. Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Познавательное развитие»:

Выводы: 96% детей освоили образовательную область «Познавательное развитие» и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились группировать предметы по цвету, размеру, форме. Различают количество предметов (один и много, большие и маленькие предметы, называют их размер. Узнают шар и куб, знают, называют и используют детали строительного материала. Знают и называют домашних и диких животных, их детенышей. Различают овощи и фрукты. Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях. Особое внимание следует уделить детям, показавшим низкий уровень освоения данной образовательной области. Необходимо с родителями провести беседу о важности закрепления полученных знаний дома; предложить родителям игры и упражнения для занятий с ребенком в домашних условиях;

3. Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие»:

Выводы: 92% детей освоили образовательную область «Речевое развитие» и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились активно сопровождать речью игровые и бытовые действия, употреблять слова-антонимы, образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами, рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторяют образцы описания игрушки. Но не все дети умеют выделять первый звук в слове.

Дети научились называть любимые сказки, читать наизусть понравившиеся стихотворения, считалки. С удовольствием рассматривают иллюстрации в детских книгах, проявляют интерес к ним. Драматизируют с помощью воспитателя небольшие сказки или отрывки из них.

Низкий уровень на конец года показали Горбачев Г. и Нарожный Б., это связано с их возрастными особенностями.

4. Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»:

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в

художественно-эстетическом воспитании детей. Уровень развития музыкальных умений и навыков, навыков рисования, лепки и аппликации можно считать достаточно высоким, что свидетельствует о творческой активности детей, ярко выраженной эмоциональности во всех видах художественной деятельности.

Дети узнают песни по мелодии, стараются петь слушая друг друга,

одновременно произнося слова. Выполняют разнообразные танцевальные движения в соответствии с характером музыки.

В инструментальной деятельности больше внимания требуется уделить

умению детей слышать друг друга во время игры. Необходимо учить детей инсценировать песни, в движениях передавать образы персонажей

Низкий уровень у некоторых детей связан с непостоянным посещением сада; дети часто отсутствуют, обладают низкими показателями самоконтроля, низкой концентрацией внимания на выполнение поставленных задач.

В течение учебного года необходимо вести индивидуальную работу с

детьми по формированию навыков и совершенствованию техники

рисования, лепки, аппликации, а также освоению детьми сенсорных

5. Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Физическое развитие»:

Анализ показателей физического развития позволяет сделать следующие выводы: в группе у детей сформированы основные движения и

потребность в двигательной активности в соответствии с возрастными особенностями.

Воспитанники научились принимать правильное исходное положение при метании, ловить мяч двумя руками, умеют строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

Необходимо и дальше продолжать совершенствовать работу по закреплению основных видов движений, основных физических качеств, систематизировать индивидуальную работу с детьми, следует уделить внимание отбиванию мяча о землю, умению ориентироваться, умению прыгать через скакалку.

Анализ мониторинга воспитанниками в учебном году отражает положительную динамику развития всех детей. Анализ полученных результатов позволяют говорить о хорошем уровне освоения программных задач.

В течение всего учебного года образовательная деятельность с детьми проводилась систематично, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Велась индивидуальная работа с детьми по закреплению знаний, полученных на занятиях в утреннее и вечернее время.

За счет положительного эмоционального климата в группе дети стали более раскрепощены, с удовольствием участвуют в ролевых играх, играх-драматизациях, в общении друг с другом и взрослыми дети используют все части речи, научились правильно отвечать на вопросы по содержанию сюжетных картин, прочитанного художественного произведения.

Запоминают и читают с помощью взрослого короткие стихотворения и потешки. Находят в окружающей обстановке один и много предметов, сравнивают предметы и определяют каких больше. У детей формируется положительное отношение к труду взрослых, появляется желание принимать участие в посильном труде, умении преодолевать небольшие трудности. Появились навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи:

Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям;

Совершенствование работы по развитию связной речи детей.

Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности.

Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам;

Продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду;

Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда;

Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручениях, понимать значение результатов своего труда для других.

Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности;

Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым.

Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности.

Низкие показатели являются редким посещением детского

сада, а также физиологическими особенностями развития некоторых детей.

Аналитическая справка по результатам диагностики коррекционной группы ПМПК в МБДОУ №207 В коррекционной группе в феврале 2014года была проведена диагностика уровня развития речи детей. По итогам диагностики было.

Мониторинг освоения детьми регионального компонента образовательной программы МДОУ Мониторинг освоения детьми регионального компонента Образовательной программы МДОУ детского сада №10 города Алушты 2015-2016 учебный год.

Отчёт по результатам индивидуального маршрута детей средней группы на конец 2015–2016 учебного года Воспитатели: Григоренко С. В. Казакова В. З. В мае 2016 года на конец года проводилась диагностика детей средней группы. В диагностике принимали.

Отчет о педагогической деятельности в подготовительной группе 2015–2016 учебный год В подготовительной группе «Пчелка» воспитатели: ШароваВ. Н. Гашимова У. Н. В 2015-2016 учебном году, в подготовительной группе списочный состав.

Отчет средней группы за первое полугодие по выполнению основной общеобразовательной программы «Истоки» Представляю Вашему вниманию презентацию на тему: Отчет средней группы за первое полугодие по выполнению основной общеобразовательной программы.

Справка по результатам диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения СПРАВКА по результатам диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения Основной общеобразовательной программы 1-ая подготовительная.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС до Цель: закрепление умений осуществлять элементы процедуры оценки результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного.

Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы Разработано старшим воспитателем МБДОУ Ботниковой Г. Б.

Занимательные картотеки в работе с детьми старшего дошкольного возраста по освоению основной образовательной программы ДО Что такое картотека? Значение слова картотека в толковом словаре русского языка Ожегова – это систематизированное собрание карточек с какими-нибудь.

источник

Методическая разработка на тему:
Отчёт о результатах диагностики образовательного процесса и детского развития на конец 2016 – 2017 учебного года

МБДОУ «Иланский детский сад № 50»

о результатах диагностики

образовательного процесса и детского развития

на конец 2016 – 2017учебного года

Диагностика осуществлялась на основании Приказа МБДОУ «Иланский детский сад № 50» № 15 от 04.04.2017г., в конце учебного года (в период с 04.04.17 по 28.04.16.) Проводилась во всех группах ДОУ (вторая младшая, средняя, старшая первая, старшая вторая , подготовительная первая, подготовительная вторая), всего 156 воспитанников.

Цель: определить степень освоения ребенком образовательной программы, и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

— индивидуализировать образование (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

— оптимизировать работу с группой детей;

— выявить уровень содержания и объёма усвоенной в период дошкольного детства информации и умение применять её в самостоятельной деятельности;

— регулярно проверять и оценивать знания дошкольников в образовательных областях;

— получать реальную картину для предупреждения проблем и выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития каждого ребёнка;

— оптимизировать работу с группой дошкольников.

Сбор информации основан на использовании следующих методик:

  • систематические наблюдения за деятельностью ребенка;
  • организация специальной игровой деятельности;
  • получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
  • анализ продуктов детской деятельности;
  • анализ процесса деятельности;
  • индивидуальная беседа с ребенком.

Форма организации мониторинга – диагностическая карта.

Данные карты позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

Педагогами проводилась диагностика по основным направлениям программы ДОУ, по 5 образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года:

  • Физическое развитие;
  • Речевое развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Познавательное развитие;

Педагоги оценивали успешность выполнения только тех разделов программы, по которым ведут занятия. Специалисты – музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре оформляли результаты диагностики в диагностических картах по возрастам. Такая форма обобщения результатов работы удобна при непосредственном проведении диагностики (заполнении таблиц). По всем разделам программы для каждой возрастной группы определены критерии оценки на основе содержания программы детского сада «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы учреждения. Усвоение программного материала определяется по пятибалльной системе:

— ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно – 5 баллов;

— ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки – 4 балла;

— ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого – 3 балла;

— ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки – 2 балла;

— ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает – 1 балл.

В диагностических картах по каждому предмету педагоги высчитали процент детей с высоким, средним, и низким уровнем освоения программы на конец года (Приложение № 1).

Диагностика не требует проведения специального исследования или выполнения детьми контрольных заданий. Педагоги оценивают успешность усвоения программного материала, наблюдая за воспитанниками на занятиях и в свободной деятельности. Данные заносятся в таблицы по каждому разделу программы. В них отражены успехи каждого ребёнка группы. Таким образом, педагоги видят, на что следует обращать внимание при планировании воспитательно-образовательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми. Данные по каждому разделу заносятся в сводную таблицу (Приложение № 2) . Это количественный и качественный анализ выполнения программных требований, средний балл на начало и конец учебного года, который определяется как деление суммы итогового показателя на число критериев. Определение среднего показателя выполнения программных требований, оформление сводной таблицы позволяет сравнивать успехи работы в параллельных возрастных группах, оценивать результаты по каждому разделу программы всего детского сада в целом. Данная форма обработки педагогической диагностики даёт возможность оценить качество работы отдельного педагога и определить положительные изменения в работе всего ДОУ.

Диагностика образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» показала, на конец года самый высокий балл 4,6 во второй подготовительной группе «Далматинцы», воспитатель Кострикова О.В.. Результаты на конец года по указанной выше образовательной области стали лучше во всех группах, но в младшей и средней группе имеются дошкольники, которые имеют низкий уровень развития по данной образовательной области. Высокий % по ДОУ — 53 %, средний 44%, низкий 3%.

Диагностика образовательной области «Познавательное развитие» на конец года, имеет следующие результаты: достаточно сформированные предпосылки к учебной деятельности: умение работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого. Однако не во всех группах сложилась отличная ситуация — высокий средний балл во второй подготовительной группе «Далматинцы», воспитатель Кострикова О.В. — 4,6 баллов, 4,2 балла в средней группе «Золотой ключик», воспитатель Шура Ю.В., 3,9 балла во второй старшей группе «Пчёлки»,причина в большом количестве вновь поступивших в детский сад детей и слабо освоивших образовательную программу. Высокий 57%, средний % по учреждению — 40%, низкий 3%.

Читайте также:  Сдать анализ на проверку детей

Результаты образовательной области «Речевое развитие» на конец учебного года таковы: у детей значительно активизировался словарный запас в обыденной жизни, речь стала яркой, эмоциональной, однако имеются ещё и недостатки в развитии речи дошкольников, так например, имеют низкие баллы 3,5 дошкольники старшей группы «Ромашки», воспитатель Сухарькова Н.М., и старшей первой «Пчёлки», воспитатель Примакина А.Н. В этих группах, большая часть ребят имеют дефекты речи, посещают логопеда и индивидуально работали в течение года с воспитателем чтобы исправить положение к школе, родителям даны рекомендации по работе летом. Высокий 40%, средний % по ДОУ — 54%, низкий 6%.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» имеет следующие результаты на конец года: низкий балл 3,8 в первой старшей группе «Ромашки», а самый высокий (4,6) по детскому саду в этой области во второй подготовительной группе «Далматинцы», воспитатель Кострикова О.В. Высокий 48%, средний % по ДОУ — 49%, низкий 3%.

Диагностика образовательной области «Физическое развитие» показала, на конец года самый высокий результат по детскому саду 4,8 балла во второй подготовительной группе «Далматинцы», инструктор по физической культуре Леготина И.В., в этой группе ребята с хорошими спортивными данными, очень гибкие, ловкие, подвижные и любят заниматься спортом. Низкие результаты по сравнению с другими в средней группе 4,0 балла. Средний % физического развития дошкольников по детскому саду — 21%, высокий 79%, низкий 0%.

У детей преобладает нормативный (высокий) уровень в формировании знаний и представлений, в формировании побуждений, умений и навыков, что свидетельствует о положительном варианте развития детей по данным выше показателям. Однако, несмотря на высокий уровень развития игровой и познавательной деятельности можно выделить следующие проблемы:

— поведение во время занятий, дети часто отвлекаются, спорят, часто не могут заниматься совместной деятельностью (играть в подвижные игры со сменой водящего, выбрать капитана команды, следовать установленным правилам);

— организация самостоятельной деятельности (в организации сюжетно-ролевой игры, в выборе роли, в доведения игры до конца);

— недостаточная сформированность коммуникативных компетенций (дети порой перебивают ответы друг друга, выкрикивают и не всегда могут доказать свою точку зрения по какому- либо вопросу, конфликтные ситуации не могут разрешить словами, прибегают к помощи взрослого).

Вывод: сравнительный анализ результатов диагностики показывает, что уровень развития воспитанников значительно вырос. Программный материал усвоен в полном объёме. Прослеживается стабильная, позитивная динамика по всем направлениям развития. В основном показатели выполнения основной образовательной программы находятся в пределах высокого и среднего уровня. Результаты получены за счет сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого. Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания осуществляется при систематической и целенаправленной работе с использованием разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения и с учетом индивидуального развития каждого воспитанника группы. Высокий составляет 55%, средний % по ДОУ — 42%, низкий 3%.

Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:

— провести углубленное обследование воспитанников и выяснить причины полученного результата;

-своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты;

— направить на консультацию к педагогам: психологу, логопеду;

-проследить динамику развития каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с ним;

— оценить успешность усвоения принятой в ДОУ программы;

— провести беседу с родителями о важности закрепления полученных знаний дома;

— предложить родителям игры и упражнения для занятий с ребёнком в домашних условиях;

— провести анализ эффективности организации образовательного процесса по данной области в группе и устранить имеющиеся недостатки;

— определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.

источник

Дети, как правило, весьма болезненны в раннем возрасте. Они регулярно простывают и сталкиваются с прочими недугами, что связано с активным ростом их организма и несформированным иммунитетом.

Это приводит к тому, что родители теряют бдительность и могут не заметить за негативными симптомами признаков серьезной патологии, списывая их на обычную детскую болезненность.

Диабет – это одна из таких патологий, и невнимательность к его проявлениям может стоить очень многого. Поэтому важно хорошо знать его симптомы и отличать его от прочих заболеваний.

Определить диабет в домашних условиях невозможно, для этого нужно пройти серьезное медицинское обследование. Но есть ряд явных признаков, позволяющих предположить наличие диабета у ребенка и понять, что его срочно нужно вести к врачу.

При инсулинозависимой форме болезни, встречающейся у детей в 95% случаев от всех случаев заболеваемостью диабетом, нарушается выработка гормона инсулина и расщепление поступающих в организм сахаров. Это приводит к росту уровня сахара в крови. Организм пытается компенсировать этот рост, запуская процесс активного образования мочи для выведения глюкозы.

  • Итак, первый симптом – это активное мочеиспускание.
  • Для постоянного образования мочи организму нужно много воды. Поэтому еще одним симптомом является сильная жажда, ребенок может выпивать до двух-трех литров воды в день.
  • Также для выделения сахара почками организму нужно расщеплять жиры, и если недостаточно поступающих извне веществ, то начинается расщепление внутренних жировых запасов. Поэтому ребенок стремительно теряет вес.
  • Также нарушается пищеварение, ребенок часто испытывает рвотные позывы.
  • Так как сахар забивает кровеносные сосуды, нарушает кровообращение, то еще одним признаком заболевания может быть частое и необоснованное возникновение фурункулов и гнойников на коже. Если у человека есть хотя бы небольшая предрасположенность к кожным заболеваниям, то диабет ее реализует. Поэтому могут начать проявлять себя такие недуги, как себорея, баланапостит, микоз, фурункулез, стоматит.
  • На психологическом состоянии диабет сказывается негативно. Может снизиться успеваемость в школе, появиться излишняя раздражительность и апатия.

Помимо этого многократно усилятся вышеизложенные симптомы. Чем меньше лет ребенку, тем более стремительно проходит развитие заболевания от первых проявлений до кетоацитозной комы. Средний срок такого развития составляет 1-2 месяца.

Чаще всего диабет дает о себе знать первый раз на фоне таких заболеваний, как ОРВИ, энтеровирусная инфекция, вирусный гепатит.

У девушек подросткового возраста могут наблюдаться кандидоз и нарушение менструаций.

Развитие ретинопатии может приводить к отслоению сетчатки и появлению проблем со зрением.

В первую очередь, нужно незамедлительно обратиться к врачам разных специальностей: окулист, гастроэнтеролог, эндокринолог, педиатр и дерматолог. Пройдите все назначенные анализы.

Так как инсулин без показаний врача использовать крайне нежелательно, то перейдите на низкоуглеводную диету. Такая предосторожность понизит риск дальнейшего развития и осложнения болезни, если диагностика установит ее наличие.

Обязательно приобретите глюкометр и регулярно измеряйте уровень сахара в крови.

Какие ещё анализы могут быть назначены для диагностики диабета у ребёнка?

Необходимо сдать стандартный набор анализов: крови и мочи.

    Сначала нужно пройти общий анализ крови натощак. Он должен проводиться по крайней мере через 8-10 часов после последнего приема пищи, чему соответствует утреннее время. Забор крови может вестись как из пальца, так и из вены. Помимо множества разных переменных, он показывает уровень сахара в крови.

Если показатель ниже нормы, то имеет место гипогликемия, если выше, то гипергликемия.

  • Не будет лишним сдать биохимию крови. Это комбинированный анализ, который оценивает состояние всех систем организма, и если диабет уже успел их поразить, анализ это сразу выявит. Проводится также через 8-10 часов после приема пищи.
  • Анализ крови на С-пептид позволяет установить, вырабатывает ли поджелудочная железа свой собственный инсулин. Дело в том, что этот пептид в организме вырабатывается только вместе с инсулином, поэтому по его наличию можно сделать вывод о выработке гормона. Сдается анализ одновременно с измерением уровня сахара в крови, так как от этого зависит трактовка его результата. I типу диабета соответствует повышенный уровень сахара и малое количество С-пептида. Если сахар в норме, а пептида много, то налицо диабет II типа.
  • Анализ крови через 2 часа после еды. Он проверяет, как организм усваивает пищу, как он реагирует на поступление в пищеварительную систему углеводов и, в особенности, сахара. Допустимо небольшое повышение глюкозы по сравнению с нормой, вплоть до 6-7 ммоль. Если ее количество превышает это число, то имеет место вероятность наличия диабета.
  • Также может проводиться тест с загрузкой. Ребенку дают выпить раствор глюкозы, через час измеряется уровень сахара. Если он повышен (больше 11 ммоль), то его организм толерантен к глюкозе, что также говорит о риске развития диабета. Тест довольно строгий, он требует, что последний прием пищи был за 14 часов до проведения, физические нагрузки – за 12 часов.
  • Общий анализ мочи. Этот анализ не является основным и лишь проясняет некоторые нюансы. Так, если другие замеры дали негативные результаты, а в моче также содержится глюкоза, то это уже однозначно говорит о наличии диабета. Также этот анализ позволяет диагностировать такое осложнение болезни как нефропатия. Наличие ацетона в моче говорит о развитии кетоацидоза и требует проведения срочных профилактических мер.
  • Анализ на гликированный гемоглобин (А1С). Он устанавливает, каким образом изменялся уровень сахара в крови за последние несколько месяцев. Результаты такой проверки менее подвержены таким внешним факторам, как стрессы и простудные заболевания, сам анализ можно проводить, не голодая перед этим несколько часов. Из недостатков можно отметить высокую цену такого обследования и наличие нужного оборудования не во всех регионах. Уровень гликированного гемоглобина ниже 6,7 соответствует здоровому организму, 5,7 – 6,4 говорит о риске развития диабета, показатель выше 6,4 означает наличие заболевания с большей вероятностью.
  • Более точным анализом мочи является суточный. Для него надо собирать выделяемую за весь день мочу, чтобы измерить количество выделенного сахара за этот период времени. Для получения достоверных результатов надо учитывать два фактора: нужно тщательно помыть выделительные органы и не собирать первую утреннюю мочу.
  • Трактовка показателей анализов идет от меньшей точности к большей. Наименьшей точностью обладает обычный тест на сахар глюкометром натощак, который нужно делать в первую очередь при обнаружении признаков диабета.

    При значительном превышении нормы она уже позволяет однозначно установить диабет, но при незначительном (5,5 – 7 ммоль) требует еще более точного обследования – пробы крови после нагрузки глюкозой.

    Обязательно посетите специалистов, которые не занимаются непосредственным изучением диабета, но имеют дело с последствиями его осложнений.

    Нужно посетить офтальмолога, чтобы он осмотрел глазное дно и проверил зрительный орган на развитие ретинопатии – болезни, поражающей глазные сосуды и приводящей к отслоению сетчатки.

    Но диабет поражает не только глазные сосуды, но и всею сердечно-сосудистую систему. Для проверки ее состояния пройдите электрокардиограмму. Наибольшие осложнения диабет дает на сосуды конечностей, в частности, на ноги и стопы. Их проверка происходит с помощью ультразвуковой допплерографии вен.

    Для исследования почек посетите врача-нефролога, который назначит УЗИ, а также анализ мочи на сахар и кетоновые тела.

    Данный вид диагностики позволяет путем исключения различных симптомов отделить диабет от других заболеваний, а также отделить одну форму диабета от другой, точно установив, каким недугом поражен ваш ребенок.

    Итак, как различить между собой два разных типа диабета?

    • По анализам их можно отличить через уровень С-пептида, у диабетиков первого типа он понижен.
    • Масса тела при сд I понижена, при сд II повышена.
    • При сд I высок риск развития кетоацидоза, при сд II он минимален.
    • Ребенок с сд I постоянно нуждается в инъекциях инсулина, при сд II такой потребности нет (по крайней мере, на ранних стадиях)
    • Скорость развития симптомов и осложнений у диабета I типа очень высокая, в то время как при сд II проявления могут не давать о себе знать на протяжении десятков лет.
    • Сд II чаще возникает из-за генетической предрасположенности, роль генетики у сд II не так значительна.

    Современная медицина научилась очень точно определять заболевание и его конкретные разновидности, диагностировать сахарный диабет у детей на самых зачаточных стадиях, а также проводить нужную терапию для предотвращения серьезных осложнений.

    Все это доступно для современных детей. Главное, чтобы родители были достаточно внимательными к их здоровью и не боялись идти к врачам при первом подозрении на наличие этого недуга.

    источник

    Малыш не всегда может рассказать, что у него болит. Вовремя поставить диагноз и начать лечение помогут детские анализы. Если малыш здоров, лабораторные исследования проводятся с профилактической целью один раз в год, а также перед плановыми прививками. Современное оборудование делает процесс забора биоматериала практически безболезненным и нетравматичным даже для грудничка.

    Какие же анализы нужно сдавать ребенку? Рассказывает врач-консультант Независимой лаборатории ИНВИТРО Лейла Аскерова.

    Анализ крови

    Общий клинический анализ крови у детей — это наиболее распространенный анализ, который служит для диагностики большинства заболеваний. Обычно анализ сдается при первых симптомах заболевания (это касается любых органов и систем организма, инфекционных и вирусных заболеваний и т.д.). С профилактической целью анализ обычно сдают:

    дети грудного возраста – перед каждой вакцинацией;

    дети старше одного года – каждый год, а также перед прививками.

    Анализ на специфические антитела в крови может помочь родителям победить такого серьезного врага, как детская аллергия. Иногда сложно понять, какой именно продукт, вещество или животное вызывают у малыша аллергическую реакцию. Специальный анализ крови на аллергены поможет установить, что именно является причиной заболевания.

    По анализу крови на паразитарные инвазии также можно выявить наличие паразитарного заражения в организме.

    Как сдавать. Кровь у малыша можно брать как из вены, так и из пальчика. Важно, что анализ крови у детей сдается натощак. Это значит, что за несколько часов до сдачи биоматериала исключается любая еда и напитки, в том числе молоко (даже грудное — за 2-3 часа до сдачи анализа) и соки.

    Читайте также:  Сдать анализы дети минск платно

    Анализ мочи

    Общий анализ мочи у ребенка обычно сдают в рамках плановых обследований, также он используется для оценки течения заболевания, контроля осложнений и эффективности терапии, а также для дифференциальной диагностики заболеваний почек и мочевыводящих путей. Обычно анализ мочи у ребенка сдают при первых симптомах заболеваний (это касается любых органов и систем организма), дети грудного возраста – перед каждой вакцинацией; дети старше одного года – каждый год, а также перед прививками.

    Как сдавать. Накануне не рекомендуется употреблять в пищу овощи и фрукты, которые могут изменить цвет мочи (свекла, морковь), а также диуретики. Емкость для анализа должна быть чистой и сухой (лучше – стерильный контейнер, он продается в аптеках или входит в стоимость анализа).

    Перед сбором биоматериала необходимо тщательно вымыть мочеполовые органы ребенка. При первом утреннем мочеиспускании небольшое количество мочи нужно постараться выпустить в горшок или унитаз, а затем подставить контейнер, в который собрать около 100-150 мл мочи. Для грудных детей обычно применяется специальный мочеприёмник, который плотно приклеивается к телу.

    Анализ кала

    Когда малыш еще совсем маленький, анализ часто сдают в целях диагностики различных желудочно-кишечных расстройств. Иногда уже на первом году жизни у ребенка наблюдаются различные недомогания (расстройство желудка, запоры, вздутие животика), которые могут оказаться симптомами дисбактериоза. При их появлении рекомендуется сдать анализ кала на бактериальную микрофлору. Если у малыша наблюдается повышенное газообразование, вздутие животика и он часто срыгивает, надо сдать анализ кала на содержание углеводов – это необходимо, чтобы исключить лактозную недостаточность (состояние, при котором организм не способен расщеплять молочный сахар — лактозу). В этом случае ребенка переводят на безмолочные смеси.

    Когда ребенок становится старше, особенно актуальной становится проблема паразитарных инвазий. По статистике, паразитами заражены 8 из 10 детей, и только у одного из трех заболевших детей наблюдаются явные симптомы заболевания, ими могут быть: тревожный сон, отсутствие аппетита и прибавки в весе, появление аллергии в виде сыпи, нарушение стула, зуд в области анального отверстия, кашель. Поэтому сдавать анализ кала на паразитарные инвазии необходимо регулярно: в целях профилактики – каждый год, а также при приеме в детский сад; для школьников – в начале каждого учебного года; а также при появлении любых из перечисленных симптомов.

    Как сдавать. Емкость для анализа должна быть чистой и сухой (лучше всего – специальный контейнер). Если материал для анализа собран накануне, не забудьте поставить контейнер в холодильник.
    Если сдается биоматериал на паразитарные инвазии, анализ желательно сдавать, как минимум, в течение 3 дней подряд (гельминты проходят в организме разные стадии развития). Если есть основания для беспокойства, желательно пройти углубленное обследование, включающее специальные анализы крови, выявляющие антитела к гельминтам. Это анализ крови на антитела Ig G к основным паразитарным инфекциям: токсокары, эхинококки, описторхии, трихинеллы, лямблии и аскариды.

    ПЦР-диагностика (исследование крови, мокроты или мочи)

    Это один из важных методов обследования, который применяется для диагностики вирусных и инфекционных заболеваний. Эти заболевания имеют сходные симптомы: у ребенка болит горло, температура повышается до 37-38 С, появляется кашель. Однако возбудители болезни могут быть различными, а значит, их нужно по-разному лечить. И, что особенно важно, анализы нужно сдавать уже при появлении первых симптомов: многие бактерии чувствительны к терапии, поэтому «поздний» анализ будет неинформативным. Кроме того, актуально профилактическое исследование на инфекции из семейства герпесвирусов – это Эпштейн-Барр и цитомегаловирус, которые могут присутствовать в организме ребенка бессимптомно, затягивая течение других болезней и снижая иммунитет.

    Как сдавать. Кровь для анализа сдается так же, как общий клинический анализ крови. Мокроту (отделяемое из верхних дыхательных путей) необходимо собрать в стерильный контейнер. Биоматериал для анализа мочи собирают так же, как рекомендуется для общего анализа мочи.

    Микробиологические исследования мазков из зева и носа

    Используются для профилактики заболеваний уха, горла и носа (отит, фарингит и т.д.), причиной которых может являться золотистый стафилококк. Этот анализ также необходимо сдавать при первых симптомах заболевания (не приступая к лечению) и с профилактической целью, если кто-то в семье уже заболел.

    Как сдавать. Перед сдачей мазков нельзя чистить зубы и пить воду (для мазка из зева), нельзя обрабатывать нос растворами и пользоваться каплями (по крайней мере, в течение суток).

    источник

    В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

    Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

    Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

    Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

    • Диагностика личности – определение темперамента, типа самооценки.
    • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
    • Диагностика когнитивной сферы – это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
    • Диагностика поведения.

    Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

    Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста (диагностика детей дошкольного возраста, диагностика детей младшего школьного возраста).

    Методики диагностики детей весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

    • Наблюдение – изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
    • Беседа – даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
    • Метод изучения результатов деятельности детей – анализ рисунков, поделок.
    • Метод эксперимента – предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
    • Тесты для детей – наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

    Метод тестирования можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов – тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

    Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика готовности ребёнка к школе. Тесты-действия используются при изучении поведения.

    Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

    Конечно, при определении типа темперамента ребёнка, опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

    В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

    По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

    Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой – самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

    Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

    По окончании теста психолог делает следующие выводы:

    • Самооценка неадекватно завышена – ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
    • Самооценка завышена – задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
    • Самооценка адекватна – подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
    • Самооценка занижена – помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

    Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

    Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

    Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: «Подумай немножко, у тебя получится». Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

    Рисунок расскажет об эмоциональных особенностях ребёнка. Изучите результат в деталях:

    • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
    • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
    • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
    • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют «домашние» дети, стремящиеся к семейной защите.
    • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

    Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

    Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

    Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

    У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь – одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь – карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

    После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

    Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

    Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

    Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

    Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

    Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

    Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй – сыплет в ямку семена, на третьей – поливает ростки, на четвёртой – любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

    Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

    Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

    Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

    Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

    На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная – разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

    Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.

    источник