Меню Рубрики

Литературоведческий анализ произведений для детей

ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Басня — небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. С помощью образов животных, неодушевленных предметов в басне осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль в басне — мораль. Она обычно находится в начале или в конце басни.

Сказка — вид устного народного творчества в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных.

Рассказ — небольшое художественное произведение, в котором изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни.

Статья — небольшое по объему сочинение, в котором излагаются научные сведения, факты, события.

Повесть — литературное произведение описательно-повествовательного жанра.

Стихотворение — небольшое поэтическое произведение в стихотворной форме.

Песня — стихотворение, предназначенное для пения.

Былина — русская песня, поэма о богатырях и народных героях.

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (изобразительные средства, помогающие образно выразить содержание произведения)

  • СРАВНЕНИЕ — средство выразительности, когда одни предметы и явления сопоставляются с другими.
  • ЭПИТЕТ — художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.
  • МЕТАФОРА — основное средство выразительности, когда одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним, при этом создается яркая, поэтическая картина.
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — вид метафоры, в которой явления природы уподобляются живым существам, часто людям.
  • АЛЛЕГОРИЯ — вид метафоры, где все изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык — имеет не прямое , а иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где действуют обычно животные).
  • АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение в стихах одних и тех же согласных звуков, напоминающих изображаемое явление.
  • ЮМОР — добродушный смех.
  • ИРОНИЯ — тонкая, скрытая насмешка, когда слова употребляются в обратном, противоположном смысле.
  • ГИПЕРБОЛА — чрезмерное увеличение свойств изображенного предмета или явления.
  • КОНТРАСТ — противопоставление.
  • ЖАНР — устойчивая разновидность художественного произведения.
  • ТЕМА ТЕКСТА — ответ на вопрос о чем пишет автор.
  • ИДЕЯ ТЕКСТА — главная мысль произведения.
  • СТИЛЬ — художественный, научно-публицистический , деловой.
  • ВИДЫ ТЕКСТА — повествование, описание, рассуждение.
  • КОМПОЗИЦИЯ — построение текста
  • ЗАВЯЗКА — событие, с которого начинается действие в художественном произведении.
  • КУЛЬМИНАЦИЯ — высшее напряжение действия в художественном произведении.
  • РАЗВЯЗКА — исход событий в литературном произведении, решение конфликта.
  • РИФМА — созвучие концов стихотворных строк.
  • ФОЛЬКЛОР — устное народное творчество (былины, народные песни, сказки, частушки, пословицы, поговорки, загадки)

СХЕМА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Автор и его проблемы, темы.
  2. Жанр произведения.
  3. Тема данного произведения.
  4. Идейная направленность.
  5. Главные герои, их роль в идейном содержании, поступки и их мотивы.
  6. Второстепенные персонажи, их связь между собой и главным персонажем.
  7. Сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи.
  8. Композиция, ее компоненты, роль в раскрытии идеи.
  9. Язык писателя.
  10. Эстетическая и нравственная ценность произведения с точки зрения воспитания читателем.

ПЛАН АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Определи жанровую разновидность произведения.
  2. Установи тему произведения.
  3. Определи вид текста: описание, повествование, рассуждение.
  4. Восстанови сюжет: развязку, кульминацию, рассуждение.
  5. Раскрой композиционные особенности текста.
  6. Составь описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношение.
  7. Проведи анализ авторского стиля (гипербола, контраст, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)
  8. Сформулируй выводы (раскрой идею произведения).

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась). Мне очень запомнился(ась). Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился(ась). )

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

ПЛАН РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как написана басня — прозой или стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что — поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

  1. Законченность, завершённость, полнота (ничего нельзя убрать, сократить).
  2. Единство темы, монолитность (воспоминание о родине, случай на рыбалке, встреча Нового года и т.д.).
  3. Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом).
  4. Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок — это «вход» в текст, как в некое здание).
  5. Связность изложения (по смыслу и грамматически).
  6. Иногда членение текста на микротемы(абзацы).
  7. У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).

источник

Основная идея произведения: Не только человек может быть другом, но и игрушки. Любимая игрушка – это как самый верный близкий друг. Он не обидится, не убежит, не даст сдачи, не предаст;

Тематическая отнесенность: Поучительная история о дружбе;

Возрастной диапазон: для детей старшего дошкольного – младшего школьного возраста;

Педагогическая ценность: Данное произведение воспитывает доброту, чуткость, показывает ценность и необходимость дружбы.

Художественная ценность: Эпитеты (ужасная путаница, забавная обезьянка, толстый голос, тугой мишка, забавная милая мордочка), метафора ( смеется разными глазами, молотили друг друга, разгорелся аппетит), сравнение (стать отважным вроде Алена Бомбара).

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга — просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» — такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.

— Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

— Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

— А тебе зачем? — сказал папа.

— Тренироваться, — сказал я. — Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?

— Сколько же стоит такая груша? — поинтересовался папа.

— Пустяки какие-нибудь, — сказал я. — Рублей десять или пятьдесят.

— Ты спятил, братец, — сказал папа. — Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.

И он оделся и пошел на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:

— Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

Она бросила его мне на диван и сказала:

— Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!

И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.

А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный — желтый стеклянный, а другой большой белый — из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается.

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара.

— Ты что, — сказала мама, она уже вернулась из коридора. — Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:

— Ты о чем, мама? Со мной ничего. Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

источник

Литературоведческий анализ произведения В.Осеевой

Автор: Валентина Осеева «На катке».

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

— Молодец!- крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку.

Девочка упала. Витя испугался.

— Я нечаянно…. – сказал он, отряхивая с ее шубки снег. – Ушиблась?

«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль- коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду.

А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

Литературоведческий анализ детского художественного произведения

Рассказ В.Осеевой «На катке».

Идея рассказа: показать влияние мнения посторонних людей на поведение человека, т.е отступление от правил поведения, от своих убеждений.

Главные герои маленькая девочка и мальчик Витя.

Девочка маленькая, она еще не умеет кататься на коньках, поэтому «смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке».

Витя – школьник, он старше этой девочки. Он очень хорошо и умело катается на коньках, «выделывает разные фокусы». Витя добрый, воспитанный мальчик ( он сильно испугался, когда сбил девочку), почувствовал себя виноватым, помог отряхнуть снег с шубки. У мальчика есть чувство ответственности.

Но все же важнее для него оказалось мнение посторонних людей на ситуацию. Смех знакомых мальчишек заставил сменить поведение Вити. Его как будто подменили в одну минуту, он стал слабовольным, высокомерным, заносчивым, невоспитанным. Витя повел себя так как ждали от него окружающие. Свое мнение он мгновенно перестраивает в свою пользу. Но, может быть школьники засмеялись вовсе не над Витей, а так между собой.

Почему – то вдруг у Вити возникло именно это ощущение: «Надо мной смеются! – подумал Витя и отвернулся от девочки. Но для полной уверенности в себе и для «поднятия» авторитета в глазах знакомых мальчишек он выкрикнул девочке «Плакса!».

Второстепенные герои рассказа – два мальчика. Они «подвязывали коньки и смотрели на Витю». Им очень нравилось, как катается Витя. Один из мальчишек крикнул «Молодец!». Мальчики засмеялись, когда Витя, уронив маленькую девочку, отряхивал ей шубку. В рассказе ничего не говорится о том, что смеялись мальчишки именно над Витей. В данном произведении мы не можем сказать — хорошие это были мальчики или нет. Хотя, они могли бы подойти к Вите, подбодрить его, помочь успокоить девочку.

Сюжет рассказа простой. Дети катались на катке. Школьник Витя сбивает маленькую девочку. Он чувствует свою вину, он успокаивает ее, отряхивает шубку. Сзади раздался смех друзей, и Витя подумал, что смеются над ним. Он тут же уехал от девочки, еще и крикнув «Вот плакса!». Потом все трое весело скользили по льду, не обращая внимания на девочку. А она терла коленку и плакала.

Экспозиция – дети катаются на катке.

Завяз ка- Витя сбивает маленькую девочку.

Кульминация – смена поведения Вити, его мысль «Надо мной смеются!».

Развязка – Витя остается заложником своего мнения. Он считает, что помочь человеку, даже если ты виноват в его беде – плохо. Как ни в чем не бывало он едет дальше с мальчиками, оставив одну плачущую девочку.

Язык – доступный для детского чтения и восприятия. Этому способствует использование простых предложений и диалогов в рассказе.

Рассказ имеет огромное воспитательное значение.

источник

татьяна стряпихина
Консультация «Анализ литературных произведений с дошкольниками»

Анализ литературных произведений с детьми.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Читайте также:  Белок у детей анализ расшифровка

Воспитатель должен формировать у детей умение воспринимать и анализировать содержание литературного произведения. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок уже может в среднем дошкольном возрасте. Исследователи отмечают такую особенность восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведения. Старшие дошкольники часто ставят себя на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дети могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни. Анализ литературного произведения трудная, но интересная работа. Наиболее полно эта тема раскрыта педагогами, которые используют в своей работе методы ТРИЗ-технологии. При анализе литературного произведения хорошо использовать алгоритм, предложенный Н. М. Журавлевой.

Герой Что хотел? Что делал герой (перечислить действия по тексту, чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.

Свою работу надо начинать с постановки задач:

1. Создать условия, при которых у детей сформируется потребность анализировать текст сказки, а именно:

— выделять основные составляющие,

— устанавливать причинно – следственные связи,

2. Учить детей анализировать литературные произведения:

— выделять и называть героев сказки,

— определять свойства их характера,

— определять цель героя сказки, его действия,

— определять причины, которые ему мешали добиться желаемого результата,

— давать совет литературному герою.

3. Учить находить противоречие и формулировать проблему, решать ее разными способами и определять идеальное решение.

Программой воспитания и обучения определены литературные произведения для каждого возрастного периода.

Анализировать произведение надо начинать по линии героя. Сколько героев, столько и линий, сколько линий, столько и мудрости в произведении. При любых разногласиях в оценке героев следует обращаться к тексту.

Для проведения такого занятия необходимы следующие условия:

— текст должен быть хорошо знаком детям (чтение заранее,

-по длительности занятие должно быть коротким и динамичным,

— во время проведения занятия использовать двигательные паузы, тренинги, этюды (превратиться в героев, повторить действия, показать характер,

— занятие должно быть эмоционально насыщенным.

С детьми проводится предварительная работа:

-выразительное прочтение детям литературного произведения,

-обыгрывание сказки с помощью игрушек,- разыгрывание этюдов,

— моделирование проблемной ситуации.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

— Игра «Теремок» (герои сказок,

-д/и «Скажи наоборот» (черты характера,

-д/и «Угадай героя сказки» (по описанию)

— разыгрывание эпизодов сказки по ролям,

— игра «Да – нет» (с помощью вопросов определить задуманных героев сказки).

— игры с «Ромашкой мудрости» (пословицы и поговорки).

Анализ русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»

Герой Что хотел? Что делал герой (перечислить действия по тексту, чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.

лиса обогатиться Шла, нашла, попросилась на ночлег, легла на лавочку, уснула, встала, съела, потребовала жадность Хитрость, наглость «-»

Потрепали собаки Нельзя жадничать. Хочешь себе добра, никому не делай зла. Кто чужого желает, скоро свое потеряет

мужик Перехитрить лису Посадил собаку, отдал лисе, сказал

«Бери девочку» — Желание не отдавать девочку, смекалка, хитрость «+»

Обманул лису Смелость города берет

Решение проблем по сказке:

Лиса взяла обманом, была потрепана собаками.

Если возьмет обманом, то «+» поест

Если не обманет, то: «+» не поест, будет голодная

«-» не будет потрепана собаками.

Противоречие: Как сделать так, чтобы лиса поела и не была потрепана собаками?

Ресурсы лисы: может предложить свою помощь по дому: убрать, сготовить, понянчится с детьми, поиграть.

Анализ сказки «Красная шапочка».

Герой Что хотел? Что делал герой (перечислить действия по тексту, чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.

Красная шапочка Отнести бабушке пирожки Шла, встретила, поздоровалась, рассказала куда идет

Была проглочена волком Не разговаривай с незнакомыми

Мама Чтобы дочка навестила бабушку

Напекла, собрала, отпустила — — «-»

Могла потерять дочку Не отпускать одну

Волк Съесть Красную шапочку

Шел, встретил, расспросил, побежал, обманул, проглотил

Его убили дровосеки Любое зло к тебе вернется

Стучали топорами, проходили мимо, услышали шум, вбежали в дом, убили волка — Смелость, топор «+»

Убили волка, освободили красную шапочку В беде надо выручать

Бабушка Чтобы ее навести-ли

Лежала в постели, болела волк — «-»

съел волк Не впускай в дом незнакомцев

Перспективный план игр и творческих заданий.

— Игра «Теремок» (герои сказки)

-Д/игра «Скажи наоборот» (черты характера)

— рисование персонажей сказки

-Д/ игра «Угадай героя сказки» (по описанию)

-игра «Да – нет» (с помощью вопросов определить задуманного героя)

— моделирование проблемной ситуации

— игры с «Ромашкой мудрости» (пословицы и поговорки)

Решение проблемной ситуации по сказке «Красная шапочка».

1. Выделить объект (героя) и перечислить его действия до того ключевого, которое привело к проблеме:

Красная шапочка: шла, встретила, поздоровалась, рассказала куда идет (проиграть с детьми, инсценировать).

Сообщила о себе много информации и была проглочена волком.

2. По схеме формулируется противоречие:

Если поговорить с незнакомцем, то:

«+» проявишь вежливость и общительность

«-» можешь подвергнуть себя опасности.

Если не поговоришь с незнакомцем, то:

«-» не проявишь свою вежливость и общительность.

Противоречие: Как сделать так, чтобы пообщаться с незнакомцем, но не сообщать о себе лишней информации?

– разговаривать только о погоде,

— хитрить (сообщать о себе неправильную информацию,

— затыкать ему уши, если говоришь о себе.

4. Выбрать лучшее решение: разговаривать о погоде.

5. Новая проблема: Как сделать так, чтобы волк не менял тему разговора?

Анализ литературных произведений в подготовительной группе Анализ произведений для подготовительной группы (от 6 до 7 лет) Анализ произведения (книги). Педагогическая ценность произведения.

Что читать детям о Великой Отечественной войне. Список литературных произведений для дошкольников Вот уже прошло 72 года с момента начала самой кровопролитной войны в истории нашего народа, войны унесшей миллионы жизней ни в чем не повинных.

Консультация для педагогов «Особенности овладения дошкольниками графикой письма» Тема : «Особенности овладения дошкольниками графикой письма» Дискуссионной является проблема обучения письму детей шестилетнего возраста.

Консультация для педагогов и родителей «Сюжетное рисование с дошкольниками» Сюжетное рисование В младшей группе передача содержания носит особый сюжетно-игровой характер: изображая отдельные предметы, дети включают.

Консультация для педагогов «Использование конструктора «Лего» в работе с дошкольниками» Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры с дошкольниками» Пальчиковые игры – это не только увлекательные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Они способствуют развитию речи.

Особенности драматизации литературных произведений в детском саду Для детей создано много пьес, их ставят на сценах кукольных театров и ТЮЗов. Небольшие пьесы-инсценировки могут создавать и воспитатели.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Развитие коммуникативных способностей детей путем драматизации литературных произведений. Инсценировка сказки «Репка» Видео Всем известно, что сказка-это мир, полный волшебства, чудес и захватывающих событий, завораживающий своими загадками и приключениями. Именно.

Рекомендации для педагога по организации обучения детей пересказыванию литературных произведений в средней группе Разработала: студентка ГБПОУ РО «ВПК» Бондарева Елена Дмитриевна Связная монологическая речь детей успешноразвивается на занятиях по пересказу.

источник

Анализ поэтического текста на занятиях с детьми дошкольного возраста и на уроках с младшими школьниками в школах для детей с нарушениями речи – деятельность чрезвычайно важная особенно потому, что малышам, как правило, не хватает гуманитарного воспитания. Необходимо воспользоваться способностями своего подопечного, способностями, которыми наделены все дети дошкольного и младшего школьного возраста. Но увидеть скрытый талант малыша можно лишь в том случае, если общий кругозор, структура мышления и эстетический вкус педагога не будут пребывать в латентном состоянии.

Чтение и анализ художественных произведений оказывается основным средством развития ребенка с нарушениями речи. Приближение принципов анализа к творческой деятельности связано с реализацией принципов проблемного обучения. Для ребенка с нарушениями речи чтение начинается с родительского голоса, который озвучивает книгу. Ребенка нужно научить проследить развитие сюжета в эпическом произведении. Учащиеся должны выделять смену чувств в лирическом стихотворении, развитие конфликта в драме. Литературоведческий анализ определяет содержание школьного разбора, становясь для детей основой научного мировоззрения. Учитель-логопед должен научить детей выделять общие свойства произведений одного жанра. Задача школьного анализа – не научное исследование, а практическое, читательское освоение текста художественного произведения. Первой целью школьного анализа в классах для детей является интерпретация произведения. Вторая цель школьного анализа – корректировка субъективных представлений ребенка объективным смыслом произведения.

В процессе уроков литературы часто формулируются цели и решаются задачи, опосредованно связанные с художественной литературой: воспитательные, образовательные, задачи развития речи. Аналитический урок предполагает анализ литературного произведения на доступном детям уровне с целью более глубокого понимания текста. При работе с детьми используется только один вид анализа – «вслед за автором», т.е. тот вид, где соблюдается логика развития действия. Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить на него, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, он вдумывается в текст, запоминает его содержание, улавливает с помощью учителя особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике.

Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. Уже к двум годам дети – талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке – замечательные свойства детей. И мы обязаны помочь детям развить эти способности.

Для развития восприятия ребенка можно подготовить серию занятий. Основные задачи каждого занятия:

— привить детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;

— дать возможность наслаждаться звуком, словом;

— помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении;

— научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

Литературный герой на разных занятиях приходит из сказки. Это может быть Аслан. Этот литературный персонаж станет связующим звеном на всех занятиях.

Колокольчик. Звук колокола (колокольчика) всегда будет играть значительную роль в занятиях: он влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы будем собирать детей в круг.

Круг – это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди ровесников. Не разрывая круга, можно его расширять, сужать, двигаться влево и вправо. В кругу поются приветственная и прощальная песенки.

Песенки – это зачин и концовка занятия. Слова будут следующими:

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Назвать нужно каждого, сопровождая имя улыбкой.

Не расходясь из круга, расцепив руки, будем работать с пальчиками.

Мелкая моторика на занятиях – важное звено. Сначала поднимаем два пальчика – как ушки у зайчика. Потом опускаем их вниз – получаются ножки. Пальчиками-ножками будем ходить по разным сказкам. Прогулки по сказкам – это еще и просмотр книжных иллюстраций: остановка, пальчики топчутся на месте, а глазки рассматривают картинки, замечают нарисованных на них людей и животных, улавливают цвет и сюжет. Затем пальчики показывают в книжке все, что видят глазки. В течение занятия будем работать с пальчиками несколько раз.

Слушание на наших занятиях может сочетаться с другими видами деятельности. Сказки – это внимание к сюжету, создание образов.

Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Часто сказки читаются с опорой на иллюстрацию, с использованием игрушек, поделок.

Игры всегда органично включены в сценарий и помогают созданию образа. Они разные: с куклами, с загадками, сюрпризами, с беганьем и прыганьем.

Каждое занятие – это погружение детей в литературную среду, в атмосферу художественного слова и образа. Поэтому нужно внимательно отнестись ко всем этапам подготовки к занятию.

1.Отбор книг. Поскольку одна из наших задач – привить детям интерес к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата. Иллюстрации должны обладать художественными достоинствами.

2.Литературно-педагогический анализ. Задача педагога – помочь детям глубже понять и почувствовать литературный материал. Для этого при подготовке к занятию педагог анализирует произведения и ставит перед собой конкретные педагогический задачи.

Разбирая образы и сюжеты, язык и стиль, нужно продумать:

— какие слова и строки следует объяснить или повторить;

— где задать четко сформулированный вопрос;

— в каком случае нужна соответствующая интонация, а когда следует использовать жесты, движения, игрушки;

— как подать сложный текст с расчетом на эмоциональное воздействие.

Нужно помнить о том, что художественные тексты воздействуют как на литературное, так и на общее развитие ребенка.

3.Выбор иллюстраций – важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники.

Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Детям будет полезно и интересно увидеть работы хороших и разных иллюстраторов, разнообразие стилей, игру красок, своеобразную привлекательность черно-белой графики.

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.

Необходимо продумать, в какой момент просмотра детям потребуется помощь педагога:

— сосредоточить внимание детей на деталях, на цвете, на особенностях изображения;

— задать вопрос о внешнем виде, характере, настроении героя;

— уделить особое внимание картинам природы;

— соединить наглядное и словесное изображения игрушки, зверя, пейзажа.

На каждом следующем занятии мы будем повторять предыдущее. Задача повтора – закрепить материал, дать возможность рассказать детям то, что им запомнилось, а педагогу проанализировать возможности и особенности восприятия различных детей.

Рисование. Первая часть занятия (30 минут) – литературно-игровая, вторая (равная по времени) – рисование. Тот образ, который создали дети, слушая и рассматривая книги, изображая литературных героев, двигаясь и проигрывая ситуации, они воплощаются в рисунке.

Рисование для детей – органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка – умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь. Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует – и это также формирует его мышление, пробуждает ассоциативные связи. Кроме того, рисование имеет психотерапевтический эффект для тревожных, невротических детей.

Конкретная задача второй части каждого занятия, посвященной рисованию, визуализация литературного образа, явления, персонажа, с которыми дети познакомились в первой половине занятия. Ребенок становится иллюстратором предложенного ему литературного материала. И это непростая задача для ребенка.

Отсюда вытекает следующая педагогическая задача: организовать, удержать внимание ребенка.

Основная форма работы во второй части занятия – рисование. Кроме того, дети лепят, занимаются аппликацией и оригами. В качестве объектов изображения выступают предметы, персонажи прочитанных книг, явления и состояния природы, продиктованные литературной частью.

Перед началом художественной части занятия дети произносят закличку:

Тем самым они настраиваются на что-то необычное, какое-то волшебство, когда на чистом листе вдруг возникает какое-то изображение.

Метод, которым мы будем пользоваться, – это одобрение, похвала, только позитивная оценка. Главное – вдохновить, заметить достоинство в рисунке, ни в коем случае не сравнивать ни с кем, только с самим собой, со своими достижениями, создать доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок ушел с занятия с чувством удовлетворения от сделанной работы.

В процессе занятий будет вырабатываться ряд постепенно усложняющихся приемов, и на каждом занятии используется накопленный ранее опыт, чтобы ребенок мог без труда повторить в своей работе.

После того, как рисунок закончен, устраивается выставка, на которой рассматриваются все работы.

Таким образом, знакомясь с литературой, проиллюстрированной лучшими художниками, ребенок начинает относиться к книге как к эстетическому объекту. Иллюстрации в книге – это зачастую первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают к творчеству.

Для реализации развивающего потенциала художественной литературы – чтобы книга сама “работала” на развитие ребенка – нужно использовать совокупность художественных текстов, определенным образом подобранных с учетом их структуры (художественной формы) и содержательно – смысловой наполненности. Эта совокупность художественных текстов не должна иметь характер обязательной систематической учебной программы (которая надо “пройти” от начала до конца в определенной последовательности), но может быть представлена только в виде рекомендательного круга чтения, с одной стороны, могущего реализовать намеченные развивающие функции, с другой – удовлетворяющего потребности и интересы данной возрастной и конкретной группы детей. В то же время художественные тексты по степени сложности не просто должны быть “подстроены” под наличный уровень детского воспитания и понимания, но должны создавать “напряжение души”, т.е. продвигать детей на шаг вперед в их умственной и эмоциональной работе.

Обычно для подбора художественных произведений является жанровое деление: поэзия – проза, а внутри него дробление на фольклор – авторские произведения. Вместе с тем есть еще одно жанровое деление, которое должно быть принято во внимание: большие литературные формы – малые литературные формы.

Круг чтения можно представить схематически через жанровое многообразие.

Именно большие повествовательные тексты создают миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, временно-причинными связями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних психологических мотивов. Такого рода сложные повествованные последовательности (в отличие от коротких сюжетных текстов, в центре которых находится отдельное “изолированное” событие, как бы фрагмент жизни персонажа) позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моделей поведения в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе.

Интересы старших дошкольников концентрируются как раз вокруг этих “продолжающихся” историй персонажей, т.е. художественных текстов больших форм. Именно они становятся привлекательными для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира, связывания отдельных представлений о нем в целостную картину. Чтобы ориентироваться в подборе больших художественных текстов, необходимо каким–то образом их типизировать, например, по содержательно-смысловой наполненности. В основу такой типизации может быть положен характер создаваемых этими текстами воображаемых “миров”. Каждый из этих миров в итоге является особой моделью действительности, и чем разнообразнее это множество миров, которые воображает, представляет себе ребенок, слушающий книгу, тем полене влияние художественное литературы на его развитие.

По характеру воображаемых миров художественные тексты могут быть разделены на два крайних, “полярных” типа. С одной стороны, это художественные тексты, создающие “реалистические миры” — моделирующие действительность через реалистическое пространство и время (“здесь и теперь”), в котором живет персонаж – ребенок с его человеческим окружением.

С другой стороны, это художественные тексты, создающие “вымышленные (сказочные) миры” — моделирующие действительность через условно – неопределенное пространство и время (“там и тогда” — некогда в тридевятом царстве…) и время с особой галереей образов – персонажей: фольклорных – сказочных или детских персонажей, ставших знаками детской субкультуры.

Промежуток между этими “полярными” мирами заполняется текстами, создающими “комбинированные миры”, где сочетаются вымышленные и реалистические элементы, причем комбинации могут быть разнообразны.

Все многообразие возможных миров, создаваемых художественными текстами, можно представить в виде следующей схемы:

· «необычный взгляд на обычный мир»;

Каждый из этих создаваемых текстами типов возможных миров по-своему “работает” на развитие ребенка: вымышленные и комбинированные миры в большей мере способствуют развитию воображения и фантазии, реалистические миры – освоению причинно – следственных связей действий, мотивов и последствий человеческих поступков, воспитанию культуры чувств, и все они в итоге способствуют освоению человеческих норм и ценностей, моделей человеческого поведения и отношения к окружающему.

Применение методов работы по приобщению детей к чтению художественной литературы ограничено возрастными возможностями дошкольников и младших школьников. Беседа – один из самых популярных методов работы. Выразительное чтение воспитателя и рассказывание также являются методами приобщения детей к книге.

[1] В искусстве Франции XVIII в. сюжет «Геба с орлом Юпитера» считался фривольным, поскольку это сам Юпитер принимал облик орла, тянущегося к чаше с нектаром. [2] Который отсылает читателя к другому мифу – о Данае и Юпитере. [3] «Дрожит под легким одеяньем / Ребенок крохотный – Христос» (пер. Н. Гумилева). У Готье нет упоминания об одежде, только подчеркивается «свежесть» (а значит, прохлада) соломы, на которой лежит младенец. [4] «Узорный полог не устроен / Дитя от холода хранить, / И только свесилась с устоев / Дрожащей паутины нить» (пер. Н. Гумилева). [5] Бланшо М. Пространство литературы. М., 2002. С. 34. [6] Косиков Г. Готье и Гумилев // Готье Т. Эмали и камеи: Сборник. М., 1989. С. 314. [7] «в белом ангельские хоры / Поют крестьянам: «Рождество!» (пер. Н. Гумилева). [8] «гроб был узким до того, / Что, как футляр скрипичный, в двери / Под мышкой вынесли его» (пер. Н. Гумилева). [9] «Обвиснув, вечный спутник детства, / Лежит облупленный паяц. / И кукла только из-под палки, / Что в ней запрятана, бодрей; / Как слезы на картоне жалки, / Струясь из бисерных очей» (пер. Н. Гумилева). [10] «И возле кухни позабытой, / Где лаковых тарелок ряд, / Имеет вид совсем убитый / Бумажных горсточка солдат» (пер. Н. Гумилева). [11] «… неужель / Игрушки ангелам не нужны / И гроб обидел колыбель?» (пер. Н. Гумилева). [12] «Ему было дано абсолютное чувство материального мира», пишет Г.К. Косиков. См.: Косиков Г.К. Теофиль Готье, автор «Эмалей и камей» // Готье Т. Эмали и камеи: Сборник. М., 1989. С. 11. [13] Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб., 2003. С. 170. [14] Томашевский Б.В. Поэтика (Краткий курс). М., 1996. С. 77. [15] Важнейшей чертой мира литературы является его уникальная индивидуальность. Сколько поэтов, столько и поэтических миров, иными словами, у каждого поэта «своя Бразилия», свой выдуманный мир. Но, с другой стороны, выдуманный каждым художником нереальный мир обретает реальность в сознании читателей, ведь для читателей описанный мир мечты открыт, в него можно легко проникнуть. Самые внимательные читатели поэзии – это поэты, они первыми путешествуют по выдуманным мирам своих собратьев по перу, они цитируют друг друга, соединяя свои выдуманные пространства в один общий поэтический континуум. Так, например, у современного поэта, Виктора Фета, есть интересная перекличка с приводимым здесь текстом Р.Киплинга:

(Фет В. Под стеклом: Стихи и другие сочинения. 1973-2000. Новосибирск, 2000. С. 89)

[16] Прометей – могучий титан, вопреки воле Зевса похитил с Олимпа огонь и дал его людям; он дал им знания, научил земледелию, ремеслам, постройке кораблей, чтению и письму. Этим он поколебал власть Зевса и богов. Он не хотел открыть Зевсу тайну, от кого родится у громовержца сын, который будет сильнее его и свергнет его с престола. За это Зевс приковал Прометея к скале, и низверг эту скалу в Тартар на много веков, а потом вновь поднял, но не на радость Прометею: каждый день прилетал орел и клевал титану печень. За ночь вырастала она, но орел возвращался и вновь мучил Прометея. Наконец, пришел Геракл и освободил титана. Прометей сказал Зевсу, что сын богини Фетиды будет могущественней отца. Поэтому боги отдали ее в жены герою Пелею, и стал их сын Ахиллес величайшим из смертных героев Греции. [17] Тифон – чудовище с сотней драконовых голов поднялся из недр земли. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в его вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома, когда он ринулся в бой с Тифоном. Земля и небесный свод были потрясены до основания. Моря кипели только от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались стрелы Зевса. Казалось, что от их огня горит воздух. Зевс испепелил Тифону все сто голов. Рухнуло чудовище на землю, от его тела исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс изверг тело Тифона в мрачный Тартар, породивший его. Но и оттуда Тифон вызывает бури и извержения. [18] Деметра (Церера), богиня плодородия, мать Персефоны, так горестно плакала, что Зевс повелел Аиду отпускать жену на полгода в мир живых: тогда все на земле начинает цвести и зеленеть, а когда Персефона возвращается в поземный мир, Деметра страдает, и вся природа на земле увядает. Отсюда – смена времен года. [19] Акрополь – «верхний город», его центральная укрепленная часть, располагавшаяся на возвышенности и служившая убежищем от врагов. Наиболее знаменит Афинский Акрополь. [20] Перикл – один из десяти выборных полководцев: каждый год он слагал власть и отчитывался перед народом, как требовал закон, и каждый год народ выбирал его заново. Он правил Афинами не силой, а словом. Такого оратора в Греции не было. Его речи поражали слушателей, как молния. Выходя на трибуну, он молился про себя об одном: соблюсти меру, не сказать лишнего. Один его противник, тоже хороший оратор, говорил: «Если бы мы боролись, и я его повалил, он и лежа убедил бы всех, что это он меня повалил».

Перикл дружил с самыми умными людьми Греции. Когда народу показалось, что Перикл тратит много государственных денег на строительство храмов, он сказал: «Хорошо, я буду тратить свои, но тогда и надпись сделаю не «Афинский народ – в честь богини Афины», а «Перикл — в честь богини Афины». Народ дозволил Периклу любые траты.

Пятнадцать лет Перикл удерживал народ от войны. У его смертного ложа друзья вспоминали его походы и победы. Вдруг умирающий промолвил: «Главное – не это: главное – пока я мог, я никого не заставил носить траур». Это были его последние слова.

[21] Статую называют «Афина Кампана» по имени владельца коллекции, в которой она находилась, — маркиза Кампана. [22] В Эрмитаже в зале искусства Древнего Рима есть статуя Венеры Таврической (так как в 70-х гг. XVIII в. эта статуя находилась во дворце Потемкина Таврического – отсюда ее название), прототипом которой послужила статуя Афродиты Книдской. У Венеры удивительно легкие пропорции – высокая талия, несколько удлиненные ноги, тонкая шея, маленькая головка, поворот корпуса и головы. Это первая из античных статуй, привезенных в Россию. Обнаружили ее в Риме, во время раскопок в 1718 г. Юрий Кологривов купил статую и хотел отправить в Петербург Петру I. Но римский губернатор запретил вывозить статую за пределы города. Только личное вмешательство Петра I, который отдал за статую мощи Св. Бригитты, решило исход дела. Состоялся обмен подарками, и Венера прибыла в Россию. Сначала она стояла в Летнем саду, потом – во дворце князя Потемкина. В Эрмитаж Венера попала в середине XIX в. [23] Такая ваза с Родоса есть в Эрмитаже в Петербурге. [24] В Эрмитаже есть очень красивая ваза, рисунок на которой (изображение морских животных) выглядит очень современно. [25] Кратер – сосуд для смешивания виноградного вина с водой. [26] Демурова Н.М. «Июльский полдень золотой…». – М., 2000. [27] Ананьина О.А. Льюис Кэрролл – искусство игры. – М., 2002. [28] Демурова Н.М. «Июльский полдень золотой…». – М., 2000. [29] Ананьина О.А. Льюис Кэрролл – искусство игры. – М., 2002. [30] Л.Кэрролл «Приключение Алисы в Стране чудес» и «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса или Алиса в Зазеркалье», — М., 1991. – С.129. [31] Панов М.В — О переводах на русский язык баллады «Джаббервокки» Л.Кэррола // Развитие современного русского языка, — М., 1975. — С. 243. [32] Панов М.В — О переводах на русский язык баллады «Джаббервокки» Л.Кэррола // Развитие современного русского языка, — М., 1975. — С. 246. [34] Л.Кэрролл «Приключение Алисы в Стране чудес» и «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса или Алиса в Зазеркалье», — М., 1991. – С.178 [35] Л.Кэрролл «Приключение Алисы в Стране чудес» и «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса или Алиса в Зазеркалье», — М., 1991. – С.177 [36] Рыбаков В. Сказочник и его сказки // Семья и школа.- 1982.- №1.- С.48-49 [37] Демурова Н.М. Льюис Кэрролл и история одного пикника // Знание-сила.- 1968.- №6.- С. 56 [38] В пер. Г. Кружкова: «…вперед! – за цыганской звездой кочевой / К синим айсбергам стылых морей, / Где искрятся суда от намерзшего льда / Под сияньем полярных огней. / Так вперед – за цыганской звездой кочевой – / До ревущих южных широт, / Где свирепая буря, как Божья метла, / Океанскую пыль метет» («За цыганской звездой»). [39] В пер. В.Бетаки: « …Шепот у штурвала длится. / Пена вдоль бортов струится / В блеск тропической ночи. / Южный Крест – прозрачней льда. / Снова падает звезда. / Вот молитва всех влюбленных: / «Любим? Значит – навсегда!» [40] В пер. А.Оношкевич-Яцыны: «в ночлежке Фишера моряк / Побыть без моря рад». [41] Киплинг пишет Море с большой буквы (Sea), в этом заключается его особенное отношение к нему. [42] В пер. Н.Голя: «бескрайний простор синевы, / Вздыбленной штормом, распластанной штилем, жаждущей сытной жратвы». [43] В пер. Н.Голя: «где пенная влага бурлит». [44] В пер. Н.Голя: «где Ужас и Нежность царят». [45] В пер. Н.Голя: «море – Свобода? Или оно – Приговор?» [46] В пер. Н.Голя: «где одиночество – все, а ненужного нет – ничего».

источник

Народные песенки и сказки, погружающие ребенка в светлый и убаюкивающий мир. Основные критерии отбора и определения круга детского чтения и рассказывания. Основания подбора художественных текстов. Реализация развивающего потенциала образной литературы.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Детская литература занимает в жизни малыша очень важное, очень большое место.

Народные песенки, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу.

Одна из движущих сил развития ребёнка — сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца.

Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребёнка за пределы непосредственного воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всём многообразии связей вещей, событий, отношений и в своём влиянии на развитие других видов совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей (познавательно — исследовательской, продуктивной, игровой).

Функции художественной литературы в развитии ребёнка столь широки и неотделимы друг от друга, что лишь условно их можно разделить на два больших класса: познавательно — нравственная и эстетическая функция.

К познавательно нравственной функции можно отнести: развитие и активизацию воображения, образного мышления; расширение представлений, осведомлённости о мире; освоение таких средств упорядочения мира, как временные и причинно — следственные связи событий; освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах, формирование эмоционально — ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в сцепке с представлениями о них.

К эстетической функции относится приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах и развитие хорошей разговорной речи во встрече с литературным языком, ориентация ребёнка на собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественных текстах, воспитание культуры чувств и переживаний. Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы существенную роль играет правильный отбор произведений для чтения и рассказывания. В исследованиях О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской разработаны некоторые критерии отбора книг:

— идейная направленность детской книги, обеспечивающая нравственное воспитание;

— высокое художественное мастерство;

— доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;

— сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

— конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений:

— произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы;

— произведения русской и зарубежной классической литературы;

— произведения современной русской и зарубежной литературы

Художественные тексты при правильном их подборе, охватывают если не всё, то большую часть образовательных содержаний, которые необходимо освоить детям, задают смысловой фон и стимул для развёртывания других культурных практик.

Сам ребёнок к книге не приобщится. Приобщить его к этому огромному богатству должен взрослый.

Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель становится проводником детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остаётся безучастным исполнителем, но, как партнёр, вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, сопереживает.

Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми. Но в отличии от совместной со взрослым продуктивной, познавательной, игровой деятельности эта деятельность не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно, перейти в их свободную деятельность в силу того обстоятельства, что они (даже на 7 году жизни) в большинстве своём не умеют свободно читать и зависят от партнёра взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов.

В работе с книгой перед воспитателем стоят следующие задачи:

— подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с особенностями детей группы, с тем, чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова;

— обеспечить время и обстановку для ежедневного и непринуждённого обсуждения художественных текстов; воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книги; обращаться к художественным текстам при развёртывании других культурных практик (использовать тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно — исследовательской, игровой деятельности, проводить аналогии между событиями, происходящими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельности детей).

1. ОСНОВАНИЯ ПОДБОРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

Для реализации развивающего потенциала художественной литературы — чтобы книга сама « работала» на развитие ребёнка — воспитатель должен использовать совокупность художественных текстов, определённым образом подобранных с учётом их структуры (художественной формы) и содержательно — смысловой наполненности. Художественные тексты по степени сложности должны быть не просто «подстроены» под наличный уровень детского восприятия и понимания, но должны создавать «напряжение души», то есть продвигать детей на шаг вперёд в их умственной и эмоциональной активности.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит как от подбора текстов, так и от правильной организации чтения в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми. В связи с этим представляется целесообразным задать некоторые общие методические требования к организации чтения художественной литературы:

— Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным; регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.

— Время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определенно в распорядке дня (самое подходящее — утром, после завтрака). Продолжительность чтения составляет примерно 20 минут (15 — 20 минут в старшей и 20 — 25 минут в подготовительной, 10 -15 в младших)

Читайте также:  Бесплатные анализы для детей инвалидов

— Чтение книги должно проходить в непринуждённой обстановке (дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно);

— Читая книгу, воспитатель выступает как партнёр по восприятию её содержания, проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста,- удивление, изумление, сострадание и пр. Монотонное механическое чтение может отбить у ребёнка охоту слушать даже самую интересную книгу.

Воспитатель сам подбирает подходящие для его группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного (продолжающегося) чтения — малые литературные формы для непродолжительного чтения. Целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам, перечитывать их.

— Художественные произведения для длительного чтения (сказочные и реалистические повести, циклы рассказов, большие стихотворные повествования) следует читать несколько дней подряд, без перебивок ( в зависимости от объёма текста это может занять от 2 до 19 — 12 дней и более), так как дети должны иметь возможность удерживать в памяти последовательность сюжетных событий, вжиться в воображаемый мир книги. Всё это становится затруднительным, если тексты накладываются друг на друга или читаются с большими перерывами. Ежемесячно воспитатель прочитывает дошкольникам 1 — 2 больших текста.

— Периоды между чтением больших художественных текстов используются для чтения коротких произведений (укладывающихся в 20 -ти минутный интервал). Это фольклорные и авторские сказки, реалистические рассказы, короткие фольклорные и авторские стихотворные тексты. Здесь возможны сочетания нескольких коротких текстов по жанрам или тематической направленности.

— Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения, а тем более принуждать их к многократному пересказу прозы. Обсуждениям надо придать непринуждённый характер. Они уместны сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения — реплики относительно прочитанного, если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующей за чтением деятельности или видит необходимость сравнивать коллизии художественного текста с реальными событиями.

— Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить предварительно на 2 — 3 месяца.

— Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения могут подбираться на месяц.

— В распоряжении воспитателей и детей в каждой группе должно быть несколько сборников художественных текстов из рекомендательного списка( сборники стихов, фольклорных и авторских сказок, рассказов детских писателей), чтобы педагог, реагируя на актуальную ситуацию, смог в любой момент выбрать подходящие произведения.

3. МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В программу ознакомление детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т.п.

Самый удобный для чтения отрезок времени в режиме дня — с 16 до 16ч 30 мин.

Начиная учебный год, не забывайте повторять с детьми то, с чем вы их знакомили ранее. При каждом подходящем случае читайте малышам народные песенки, потешки, стихи наших отечественных авторов; рассказывайте детям народные сказки, руководствуясь их собственным выбором.

Кроме народных сказок, песенок и потешек, в список художественной литературы входят считалки, скороговорки, небылицы.

Начиная с младшей группы детей необходимо подводить к различению жанров.

Воспитатель обязательно должен назвать жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)».

Необходимо избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок, «почитаю сказочку») Названия жанров должны даваться чётко и правильно. народный сказка чтение художественный

Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребёнком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

Если сказка по содержанию не велика, можно рассказывать её два и даже три раза; можно повторять только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки.

Повторяя эти строчки, дети лучше усваивают содержание сказки и учатся интонационно передавать слова героев. Это закладывает основы для самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. После слушания сказок, в которых есть песенки, можно повторить песенки действующих лиц.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

При повторном чтении дети усваивают смысл стихотворения, утверждаются в чувстве рифмы и ритма, запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают свою речь. При чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому воспитатель должен особенно точно расставить логические ударения и добиваться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно.

После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребёнку, можно напоминать детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, почитав стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама», воспитатель может задать вопрос: « Настя, а как твоя мама наряжала тебя к празднику?»

Пусть отвечая на вопросы, дети строят свои высказывания только из одного — двух простых предложений, но это уже подготовка к обучению рассказыванию.

Много вопросов малышам задавать не следует, но 2 — 3 вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребёнка, задать надо.

В списке рекомендуемой литературы много произведений, построенных на диалоге. Это песенки русского народа: «Куда, Фома, едешь..»; «Курочка — рябушечка…» Вы несколько раз читаете детям произведение, не спешите, одобряете попытки читать вместе с вами по ролям.

Некоторые народные песенки настраивают слушателя на определённые действия, призывают кому-то помочь, кого-то спасти, от кого-то убежать, кого -то поймать и т.п. Поэтому многие из них могут быть использованы для организации и сопровождения подвижных игр; «Гуси вы, гуси…», «Мыши водят хоровод…»

К концу года у детей обнаруживаются первые проявления юмора. Правда, малыши могут смеяться и над тем, что взрослого огорчит (к кошачьему хвосту озорники-мальчишки привязали погремушку, у животного взъерошенный и несчастный вид), и не смеяться, слушая юмористическое произведение, весёлое и забавное с точки зрения воспитателя. У ребёнка свое видение мира. Но знакомить детей с небылицами самое время.

Перед тем как прочесть небылицу, можно спросить у детей, бывает ли, например, так, что «рыбы по небу летают, а корабли по полю бегают». Затем вы предлагаете послушать забавное стихотворение- «сине море огнём горит…»

Познакомив детей с небылицей, следует снова прочитать её через 2-3 дня, потом через неделю и далее читать в течение всего года при каждом подходящем случае.

В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, стихи, сказки для того чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались.

— СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способностей глубже вникать в содержание.

Правило ежедневно читать остаётся в силе.

Как и в младшей группе, воспитатель называет жанры изучаемых произведений: «Я расскажу вам русскую народную сказку «Жихарка» или «Прочитаю рассказ «Умей обождать» и т. п. Это называние в дальнейшем поможет детям осознать особенности каждого жанра.

В средней группе можно останавливать внимание детей не только на содержании произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

Очень важно продумать и правильно поставить вопросы после чтения произведения, чтобы помочь детям вычленить главное

— действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность произведения и в то же время замечать и чувствовать красоту его художественной формы.

Используя в своих пояснениях отдельные строчки из сказки (рассказа и др), воспитатель выделяет их интонационно, привлекая внимание детей к языку художественного произведения.

Правильный анализ произведения делает художественную речь достоянием самого ребёнка, и в последующем он будет осознанно использовать её средства, особенно в таких видах деятельности как самостоятельное рассказывание.

Дети должны знать и любить сказки. Для этого надо:

— знакомить детей с новыми программными сказками;

— рассказывать уже знакомые им произведения;

— устраивать драматизации небольших отрывков из сказок, поощряя попытки детей играть роли, а не просто проговаривать слова;

— сочинять свои концовки к сказкам, в частности к произведениям Дж. Родари («Сказки, у которых три конца»);

Приветствовать попытки детей сочинять сказки, бережно относиться к их творчеству, не отказывать в помощи. Вначале будут сказки, которые вы сочините вместе со своими детьми. Вы расскажите эти сказки детям соседних групп, родителям и этим доставите своим воспитанникам большую радость, вдохновит их на сочинение новых сказок.

При чтении стихотворений педагог, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стиха, подчёркивает образные выражения, развивает у своих воспитанников способность замечать красоту и богатство родного языка.

Повторяя текст, дети вначале подражают выразительности воспитателя, но потом начинают проявлять некоторую самостоятельность в использовании интонаций, пауз, передавая этим своё отношение к стихотворению, свои чувства и настроения.

В средней группе продолжается работа над обогащением словаря. Как и в младшей, здесь необходимо закреплять слова, усвоенные на занятии. Например: после чтения стихотворения С.Маршака «Усатый — полосатый» можно спросить: «Почему так назван котёнок?» чтобы легче было детям ответить, можно рассмотреть игрушку — котенка, показать, какие у него усы, и повторить слова усатый — полосатый. А затем задать другой вопрос: «А как ещё можно сказать про котёнка? Какой он?» (Мягкий, пушистый, весёлый, озорной, забавный).

Такое закрепление расширяет понятия детей о данном предмете. Они также видят, что слова, относящиеся к одному предмету или существу, можно применить и к другому так происходит активное усвоение слов и понятий. Если к тому же повторять закрепляемые слова, показывать картинку, игрушку, предмет, они надолго войдут в активный словарь ребёнка.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т.е могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь.

Требование читать детям каждый день остаётся в силе. Важно, чтобы прибаутки, считалки, заклички, скороговорки вы знали наизусть и говорили их детям в любой подходящий момент.

После чтения сказки необходимо проводить её анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать её содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились им.

Например: после рассказывания сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» нужно спросить: «Что я вам рассказала? Почему вы думаете, что это сказка? О чём в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из вас запомнил песенку козлёночка и ответ Алёнушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились?»

Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характера героев сказки, средств её художественной выразительности.

При ознакомлении детей с жанром рассказа необходим такой анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает детское внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев и их поступки. Вопросы, предложенные после чтения рассказа, должны выяснить и понимание основного содержания, и умение оценивать действия и поступки героев.

Особое внимание на восприятие литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы надо обращать при чтении стихотворений и заучивании их наизусть.

Все стихи воспитателю желательно читать не по книге, а наизусть, только тогда его слушатели поймут выразительность интонаций, ритм, размер. Не надо сразу давать установку на запоминание — это отвлекает внимание детей от музыки стиха. Пусть они сначала почувствуют красоту и напевность стиха, глубже осознают его содержание. После чтения нужно провести беседу, выясняющую, правильно ли оно понято.

После беседы воспитатель читает стихотворение ещё раз (если длинное два раза) и даёт установку на запоминание, так дети уже усвоили его содержание, прочувствовали художественную форму, запомнили отдельные слова и выражения. Воспитатель решает, кого из детей лучше вызвать: тех, кто хорошо запоминает текст, или наоборот. Это зависит от содержания стихотворения, его объёма и от конкретных задач данного занятия.

Итак, каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставлять логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в разных местах.

А чтение детей должно показать, что они не только понимают то, что читают, но и умеют донести до слушателей своё отношение к произведению

Беседа с детьми о прочитанном.

Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей.

Эти задачи требуют от воспитателя кропотливости, систематической работы.3десь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать — помогать.

Планируя вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Эти вопросы должны развивать дискуссию в детском коллективе.

Вопросы адресованные детям, должны с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение к прочитанному, а с другой, не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут чем — то быть похожими на отрицательных персонажей.

Разумеется, педагог должен быть тактичным и находчивым в подобной беседе. Воспитателю следует при любых обстоятельствах управлять мнением коллектива детей.

В работе над произведением эффективными оказываются такие приёмы, как подбор близких по содержанию художественных произведений; ведение беседы сразу по двум произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев; обобщающая беседа по нескольким произведениям, в том числе и сказкам.

Можно предложить такой приём, способствующий выявлению эмоционального отношения к прочитанному. Воспитатель, не дочитав сказку или стихотворение до конца, предлагает другую развязку. Например: Галчонок — хромоножка

Можно сначала прочитать в таком виде:

А мы домой ушли и спросить детей: «Правильно поступили ребята, которые сразу ушли домой? А что бы вы сделали на их месте?»

Желательно, прочитав в группе сказку или рассказ, дать несколько развязок, в том числе и взаимоисключающих.

4. ИГРЫ — БЕСЕДЫ ДЕТЕЙ С ПЕРСОНАЖАМИ СКАЗОК

После проведения в группе беседы с детьми, которая даёт возможность воспитателю оценить, насколько понятно содержание художественного произведения, рекомендуется продолжить обсуждение книги, но уже в форме игры беседы с её персонажами. Такая игра — беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления.

Как же проводить эту игру — беседу? Желательно, чтобы воспитатель, который прибегает к этому приёму впервые, заранее, ещё до чтения сказки, подготовил персонажей, с которыми будет происходить общение детей. Подобные персонажи могут быть самыми различными: от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, прямо на глазах у ребёнка вырезанных из картона, бумаги.

Если куклы — персонажи изготовлены воспитателем заранее, то очень важным в методическом плане становиться момент «выхода» персонажей к детям.

Куклы здороваются с ребятами и спрашивают, узнали ли их дети. Затем куклы спрашивают у детей, кто им больше нравиться и почему. Здесь надо ответить как можно большему числу детей с самыми различными мнениями. Постепенно куклы — персонажи могут затронуть проблемы, являющиеся актуальными для всей группы или для отдельных ребят.

От творческого подхода воспитателя зависит, по какому руслу потечёт беседа. Желательно, начать игру — беседу в рамках сюжета сказки или рассказа, затем незаметно переключит на жизнь группы: взаимоотношения ребят.

Специфика современного детского чтения. Низкий уровень качества современных книг, периодических изданий для детей. Коммерциализация книжного рынка. Проблема комплектования библиотек детской литературой. Перспективы развития детской литературы, периодики.

реферат [22,4 K], добавлен 11.09.2008

Сущность библиотерапии. Значение произведений художественной литературы в библиотерапии. Методика использования художественной литературы. Рекомендации и требования по подбору литературы. Программа изучения произведений с библиотерапевтической целью.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 02.07.2011

Анализ развития детской литературы России в различные исторические эпохи. Зависимость детской литературы от политических, религиозных, идеологических установок общества. Основные тенденции развития российской детской литературы на современном этапе.

дипломная работа [102,4 K], добавлен 18.11.2010

Возникновение детской литературы как жанра, ее основные функции, специфика и характерные черты. Классификация детской литературы по возрасту, категориям, видам и типам. Рейтинг специализированных издательств отечественной и переводной детской литературы.

контрольная работа [20,7 K], добавлен 13.01.2011

Явление «детской» литературы. Своеобразие психологизма произведений детской литературы на примере рассказов М.М. Зощенко «Лёля и Минька», «Самое главное», «Рассказы о Ленине» и повести Р.И. Фрайермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

дипломная работа [124,2 K], добавлен 04.06.2014

История авторской сказки в целом отражает особенности литературного процесса, а также своеобразие литературно-фольклорного взаимодействия в разные историко-культурные периоды. Становление и развитие советской детской литературы и авторской сказки.

контрольная работа [12,8 K], добавлен 04.03.2008

Понятие цикла в теории литературы. Цикл «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского как модель детской картины мира. Особенность Зощенко как детского писателя. Авторская концепция личности. Циклизация как коммуникативный приём в рассказах «Фантазёры» Н. Носова.

дипломная работа [222,9 K], добавлен 03.06.2014

Богатство и разнообразие детского фольклора русского народа — героический эпос, сказки, произведения малых жанров. Печатные книги для детей. Анализ детской литературы XVII-XX вв. Стихи Н.А. Некрасова для детей. Идейные и творческие искания Л.Н. Толстого.

курс лекций [127,8 K], добавлен 06.07.2015

Комплексный анализ научно-критической рецепции семитомного цикла «Поттериана» Дж.К. Роулинг как специфического явления современной литературы. Соотношение массовой литературы и качественных текстов, границы понятий массовой и высокой литературы.

статья [31,3 K], добавлен 17.08.2017

Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

реферат [135,2 K], добавлен 12.06.2011

источник