Меню Рубрики

Отцы и дети отрывок для анализа

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году. Его жанр можно определить как социально-психологический роман. В этом произведении рассматриваются важные социальные проблемы второй половины 19 века, волновавшие Тургенева.
В центр своего романа писатель ставит нигилиста Базарова и на его примере рассматривает, что есть нигилизм, каковы его последователи. Кроме того, Тургенев открыто высказывает свою точку зрение на это общественно-социальное явление.
Помимо этого, роман освещает вечные проблемы, волновавшие мировую литературу во все времена. Писатель в своем произведении затрагивает тему любви, дружбы, семьи, взаимоотношений родителей и детей, а также вообще разных поколений.
В 18 главе «Отцов и детей» описана сцена объяснения Базарова с Одинцовой. Евгений Базаров, как известно, отвергал все платонические чувства. В отношениях между мужчиной и женщиной он признавал лишь физиологию. И, что важно, себя герой считал сильным человеком, которым не способна завладеть любовь. Однако натура человеческая везде одинакова. Любовь – основополагающее чувство, говорит Тургенев. И ей, как известно, «все возрасты покорны».
Писатель проводит своего героя через испытания, чтобы проявить его натуру и развенчать его нигилистические убеждения. Самым важным и ответственным для Базарова является испытание любовью, его чувство к Анне Сергеевне Одинцовой.
В 18 главе Одинцова первая заводит разговор с Базаровым. Ей интересно понять, чем живет Базаров, что его занимает, что он за человек. Анна Сергеевна видит в нем большие возможности и перспективы. Затем постепенно она выводит Базарова на откровенный разговор. Наконец герой решается и признается этой женщине в любви: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно. Вот чего вы добились».
Любовь Базарова была, так же, как и вся его натура, «сильной и тяжелой». Автор замечает, что эта страсть билась в герое и напоминала злобу. На кого же злился Базаров? Мне кажется, что в какой-то степени на Одинцову, вынудившую у него признание. Но в большей степени Евгений Васильевич злится на себя. Он мнил себя сверхчеловеком, а оказался самым обыкновенным, «слабым». Он, так же, как и все, влюбился в женщину, влюбился сильно, безудержно, надолго. Эта любовь опровергла все представления Базарова и о себе, и о человеческой натуре и даже о нигилизме.
А что же Одинцова? Автор пишет, что после признания ей «стало и страшно и жалко его». Но героиня испытывает к Базарову какие-то чувства, похожие на влюбленность. Тургенев дает нам понять это по отдельным деталям: Анна Сергеевна не сразу высвободилась из объятий Базарова, в ее голове звучала «невольная нежность». Но прагматичная натура и страх взяли верх над этой женщиной. Она отвергла Базарова: «- Вы меня не поняли, — прошептала она с торопливым испугом. Казалось, шагни он еще раз, она бы вскрикнула. Базаров закусил губы и вышел».
Интересно, что до этого случая сама Одинцова не подозревала о своих чувствах к герою: «…а сама подумала: «Я и себя не понимала». После, на следующий день, Одинцова пыталась анализировать свои чувства. Она пыталась убедить себя, что ничего не подозревала и не хотела. Но… не могла. Ее выдавала улыбка и томный взгляд полузакрытых глаз.
Каков же итог размышлений и раздумий героини? Она подумала и решила, что спокойствие для нее все-таки дороже всего: «Нет, — решила она наконец, — Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Молодая и неординарная натура этой героини стремится к любви, к новым ощущениям, к полноценной жизни. Но что-то ее постоянно останавливает. Именно из-за своей осторожности она и не может почувствовать себя счастливой. Потому что, дойдя до определенной черты, сразу идет на попятный, боится отдаться чувствам. К ее беде, Одинцова видит за этой чертой только «пустоту» и, что еще хуже, «безобразие».
Для обрисовки поведения и чувств своих героев Тургенев использует целый ряд художественных приемов. Это, прежде всего, художественная деталь (в поведении Одинцовой и Базарова). Кроме того, здесь искусно используется прием диалога и внутреннего монолога, а также авторские комментарии.
Данный эпизод очень важен в структуре всего романа. Он показывает финальный этап испытания Базарова любовью, показывает крушение его иллюзий и теорий. Кроме того, этот эпизод очень точно обрисовывает характер Анны Сергеевны Одинцовой, проявляет суть ее натуры и показывает причину, по которой эта неординарная женщина все-таки остается несчастной. По мнению Тургенева, люди, боящиеся жить, боящиеся любви, никогда не будут счастливыми.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:

источник

Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В нем раскрывается множество проблем, одна из них – это конфликт разных возрастных поколений. Появляется новый тип инакомыслящих людей, отрицающие и государственные порядки, и моральные ценности. Предлагаем краткий анализ произведения, материал которого можно использовать для работы на уроках литературы в 10 классе по плану, и при подготовке к ЕГЭ.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.

Год написания – 1860 – 1861 гг.

История создания – Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.

Тема – Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия, проблемы поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.

Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.

Жанр – Роман.

Направление – Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.

В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.

Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.

Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять ее суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.

Антитеза использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.

Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой, и ведет борьбу Базаров.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Отцов и детей».

«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.

Психологическую окраску роману придает детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю на примере чувств Аркадия Кирсанова. Он способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Все это ведет к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича определен тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

источник

Роль эпизода в раскрытии идейного содежания. (Чтение, восприятие, анализ, истолкование и оценка эпизода, по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети», глава 26)

Обучающая:

  • Объяснить мотивы поведения Базарова и роль конкретной сцены в идейном содержании романа;
  • Формировать умения и навыка организационной речи в истолковании и оценки эпизода;
  • Формировать навыки использования языковых особенностей жанра (сочинение-рассуждение);
  • Совершенствовать умение владеть русским языком.

Развивающая:

  • Продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
  • Создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;
  • Продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

Воспитательная:

  • Формировать эстетический вкус к слову;
  • Содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации.

Оборудование:

  • Распечатка отрывка из романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”, глава 26.
  • План анализа эпизода (ступеньки анализа).
  • План характеристики героя.
  • Иллюстрации к роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”, портрет И.С. Тургенева;
  • DVD “Отцы и дети” (Белорусьфильм, 1984)

Сегодня нам предстоит в очередной раз открыть роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”, но это будет не традиционная работа

  • по определению тематики и проблематики романа,
  • выяснению сюжета и фабулы,
  • истолкованию идеи произведения
  • или осмыслению роли главных и внесюжетных героев.

Сегодня мы будем анализировать эпизод.

Практика двух последних сочинений показала, что пятая тема – анализ эпизода не была взята ни одним из вас, хотя как форма работы была представлена. Поэтому сегодня, готовясь к письменному анализу эпизода, который вам предстоит сделать дома, мы

  • проанализируем один из эпизодов романа;
  • объясним мотивы поведения Базарова и Аркадия;
  • определим роль конкретной сцены в идейном содержании романа.

Это и будет нашей целью работы.

Откроем тетради, запишем число, тему урока.

Однако прежде чем приступить к чтению, восприятию, анализу, истолкованию и оценке эпизода романа необходимо дать понятие термину “эпизод”.

Эпизод — это фрагмент художественного произведения, имеющий идейно-тематическое единство и построенный, как правило, на развитии одного события. Эпизоды бывают разные: сюжетные (взаимодействие 2-х героев), внесюжетные (сон, песни, притчи).

На доске представлен “лесенка” — план анализа ( ).

Итак, художественное произведение состоит из взаимосвязанных эпизодов, каждый из которых играет определенную роль в идейном содержании, в раскрытии характеров героев, в выражении авторских взглядов. Нам предстоит проанализировать эпизод главы 26, он дан вам в распечатке ( ). Давайте прочтем, в этом вам помогут одноклассники.

Чтение, объяснение слов, вызвавших затруднение при чтении ( ).

Работа по анализу эпизода:

  • Какое событие лежит в центре эпизода? (Прощание Базарова и Аркадия Кирсанова.)
  • Какое название этому эпизоду вы предложили бы? Какова тема представленного отрывка? (Расставание Базарова и Аркадия, прощание, разрыв … Почему “не до скорой встречи”? см. текст “…ты навсегда прощаешься со мною, Евгений…”).
  • Как начинается эпизод? (Эпизод начинается с вопроса “Так ты задумал гнездо себе свить?”, который задает Евгений Базаров Аркадию. Что такое “гнездо”? Дом, семья, дети, отношения между супругами … Как правило, семья предполагает совместное ведение хозяйства, воспитание детей, следовательно, больше времени уделяется дому, а не предположим, общественной деятельности.)
  • Почему именно эта фраза выбрана как начало эпизода? (Фраза выбрана для начала эпизода неслучайно: дороги героев расходятся. Аркадий – становится семейным человеком, “мякеньким, либеральным баричем”, а Евгений – нигилист, естествоиспытатель и своих взглядов не поменяет, он создан “для горькой, терпкой, бобыльной жизни).
  • Какое противоречие возникает в ходе развития действия? (Основное противоречие (мини-конфликт), которое возникает между героями, — какие пути выбирают они? Оправдано ли это? Кого можно назвать счастливым человеком? Базаров, вероятно, и сам бы не прочь завестись “гнездом”.

Базаров: “…задумал гнездо себе свить. Что ж? дело хорошее…”

Аркадий: “Я точно этого не ожидал, когда расставался с тобой, но зачем ты сам лукавишь и говоришь “дело хорошее”, точно мне не известно твое мнение о браке?”), но для этого надо изменить себя.

Сравни: Писарев Д.И. статья “Базаров”, 1862 г.: “Да, Аркадий, по выражению Базарова, попал в галки и прямо из-под влияния своего друга перешел под мягкую власть юной супруги. Но как бы то ни было, Аркадий свил себе гнездо, нашел себе кой-какое счастье, а Базаров остался бездомным, не согретым скитальцем. И это не прихоть романиста. Это не случайное обстоятельство. Если вы, господа, сколько-нибудь понимаете характер Базарова, то вы принуждены будете согласиться, что такого человека пристроить очень мудрено и что не может, не изменившись в основных чертах своей личности, сделаться добродетельным семьянином…”

  • Кого можно назвать главным героем происходящего? Объясните свой выбор. (Конечно, Базарова, может быть, Аркадия; диалог, который возникает между ними, доказывает эту правоту.)

Я предложила бы еще одного героя, точнее персонажа, которого вы, к сожалению, не увидели, но об этом чуть позже.

Вспомним, как мы характеризуем героя. Что будет главное в оценке героев в данном отрывке?

Читайте также:  Анализы на дисбактериоз для детей

Самооценка

  • речь
  • авторская оценка
  • интерьер
  • поступки, мотивы
  • портрет (поведение)
  • деталь
  • характеристика других героев

Попытаемся дать оценку Базарову и А. Кирсанову на основании этой схемы.

Эпизод построен как диалог, поэтому главная характеристика – речевая. Каков основной тон разговора?

(Ироничный тон. Почему? Базаров понимает, что они расстаются навсегда. Что он теряет? Что приобретает? Аркадия нельзя назвать другом Базарова, потому что Евгений не встречал еще человека, “который бы не спасовал перед ним”, но Кирсанов-младший тот, с кем можно поговорить, поспорить, съездить к Одинцовой. А впереди… жизнь у родителей, где скучно, пусто, тяжело. Жить с ними под одной кровлей он может только с тем условием, чтобы они не мешали ему работать. Отсюда досада, злость, раздражение, скрывающееся под маской спокойствия.)

Найдите изменения в поведении. Почему лукавил в разговоре с Аркадием?

(Мы видим “старого” Базарова: человека огромной силы воли, твердых убеждений, материалиста и естествоиспытателя.

Например: “…какого я всегда был мнения о Катерине Сергеевне. Иная барышня только оттого и слывет умною, что умно вздыхает; а твоя за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в руки заберет…”;

“В тебе нет ни дерзости, ни злости, и ты сам это чувствуешь… те поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан.”

“Разве ты так плох в естественной истории или забыл, что галка самая почтенная, семейная птица?”

Но в нем появилось и “новое”: сильный герой окончательно сломлен, но не хочет в этом сознаться. Он маскируется, становится в позу благодетеля, но речь выдает внутреннюю борьбу.

Например: “Эх, друг любезный… как ты выражаешься”; широкие обобщения о пустом месте “в жизненном нашем чемодане”, о невозможности счастья для человека, влачащего “горькую, терпкую, бобыльную жизнь”; “есть, Аркадий, у меня другие слова, но только я их не выскажу, потому что это романтизм, это значит: рассыропиться…”;

Каковы мотивы поведения героя?

Сам меняется и жизнь вокруг другая;

сам изменился и увидел другую жизнь;

завидует Аркадию, который ЖИВЕТ.

Нельзя не согласиться с критиком Н.Н. Стаховам: “Гоголь о своем “Ревизоре” говорил, что в нем есть одно честное лицо – смех; так точно об “Отцах и детях” можно сказать, что в них есть лицо, стоящее выше всех лиц, даже выше Базарова, — жизнь”.

Проследите за обращениями Базарова к Аркадию. Как вы их прокомментируете?

(“Ты; эх, друг любезный… как ты выражаешься; Аркадий; брат; синьор”. Это еще раз говорит о том, что перед нами изменившийся Базаров.)

(Аркадию прощаться с другом, учителем, наставником, а он таковым в глазах Кирсанова-младшего был, очень тяжело (“печально промолвил”, “и у тебя нет других слов для меня”, “бросился на шею”, “слезы так и брызнули у него из глаз”).

Прав ли Базаров утверждая, что Аркадий скоро утешится?

(“Молодость”, “…она живо тебя утешит”; Следующая фраза после заключительной в эпизоде: “Телега задребезжала и покатилась. Базаров сказал правду. Разговаривая вечером с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своем наставнике”).

Давайте вспомним, о каком персонаже мы не сказали. Почему эпизод начинается и заканчивается этим образом?

(“Гнездо” — “пара галок” — “семейная птица”).

Какова причина трагедии Базарова?

(“Не умевший быть сыном, не может стать отцом – такова судьба “героев времени”.

Если “ручной” Аркадий покидает Базарова, то с остальными у него тем более не может быть сближения.

Базаров одинок. Тургенев не показал единомышленников и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: “Что дальше?”. Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. В данном случае сказалась политическая ограниченность Тургенева, его противоречивость, боязнь крайних революционных мер, несмотря на его любовь к народу.

Вторая причина – внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что стал романтиком, так как не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа.)

Какова же роль эпизода в раскрытии идейного содержания?

(Последняя ступень нашего анализа – определение основной мысли и роли эпизода в раскрытии идейного содержания.

Ключевая роль отводится этому эпизоду, он подводит черту всей прежней жизни Базарова, и не рисует никаких перспектив.)

А теперь мне хотелось бы показать отрывок из фильма “Отцы и дети”, попробуйте оценить анализ эпизода, сделанный авторами сценария Е. Григорьевым и О. Никичем. (4 мин.)

Выставление оценок, подведение итогов.

Домашняя работа: письменный анализ эпизода (гл.26).

источник

Несколько дней спустя состоялся бал у губернатора. Матвей Ильич был настоящим «героем праздника», губернский предводитель объявлял всем и каждому, что он приехал, собственно, из уважения к нему, а губернатор даже и на бале, даже оставаясь неподвижным, продолжал «распоряжаться». Мягкость в обращении Матвея Ильича могла равняться только с его величавостью. Он ласкал всех — одних с оттенком гадливости, других с оттенком уважения; рассыпался «en vrai chevalier fran?ais»[277] перед дамами и беспрестанно смеялся крупным, звучным и одиноким смехом, как оно и следует сановнику. Он потрепал по спине Аркадия и громко назвал его «племянничком», удостоил Базарова, облеченного в староватый фрак, рассеянного, но снисходительного взгляда вскользь, через щеку, и неясно го, но приветливого мычания, в котором только и можно было разобрать, что «я…» да «cсьма»; подал палец Ситникову и улыбнулся ему, но уже отвернув голову; даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах, даже Кукшиной он сказал: «Enchant?»[278]. Народу было пропасть, и в кавалерах не было недостатка; штатские более теснились вдоль стен, но военные танцевали усердно, особенно один из них, который прожил недель шесть в Париже, где он выучился разным залихватским восклицаньям вроде: «Zut», «Ah fichtrrre», «Pst, pst, mon bibi»[279] и т. п. Он произносил их в совершенстве, с настоящим парижским шиком, и в то же время говорил «si j’aurais» вместо «si j’avais»[280], «absolument»[281] в смысле: «непременно», словом, выражался в том великорусско-французском наречии, над которым так смеются французы, когда они не имеют нужды уверять нашу братью, что мы говорим на их языке, как ангелы, «comme des anges».

Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал: они оба поместились в уголке; к ним присоединился Ситников. Изобразив на лице своем презрительную насмешку и отпуская ядовитые замечания, он дерзко поглядывал кругом и, казалось, чувствовал истинное наслаждение. Вдруг лицо его изменилось, и, обернувшись к Аркадию, он, как бы с смущением, проговорил:

Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

— Вы с ней знакомы? — спросил Аркадий Ситникова.

— Коротко. Хотите, я вас представлю?

— Пожалуй… после этой кадрили.

Базаров также обратил внимание на Одинцову.

— Это что за фигура? — проговорил он. — На остальных баб не похожа.

Дождавшись конца кадрили, Ситников подвел Аркадия к Одинцовой; но едва ли он был коротко с ней знаком: и сам он запутался в речах своих, и она глядела на него с некоторым изумлением. Однако лицо ее приняло радушное выражение, когда она слышала фамилию Аркадия. Она спросила его, не сын ли он Николая Петровича?

— Я видела вашего батюшку два раза и много слышала о нем, — продолжала она, — я очень рада с вами познакомиться.

В это мгновение подлетел к ней какой-то адъютант и пригласил ее на кадриль. Она согласилась.

— Вы разве танцуете? — почтительно спросил Аркадий.

— Танцую. А вы почему думаете, что я не танцую? Или я вам кажусь слишком стара?

— Помилуйте, как можно… Но в таком случае позвольте мне пригласить вас на мазурку.

Одинцова снисходительно усмехнулась.

— Извольте, — сказала она и посмотрела на Аркадия не то чтобы свысока, а так, как замужние сестры смотрят на очень молоденьких братьев.

Одинцова была немного старше Аркадия, ей пошел двадцать девятый год, но в ее присутствии он чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница лет между ними была гораздо значительнее. Матвей Ильич приблизился к ней с величественным видом и подобострастными речами. Аркадий отошел в сторону, но продолжал наблюдать за нею: он не спускал с нее глаз и во время кадрили. Она также непринужденно разговаривала с своим танцором, как и с сановником, тихо поводила головой и глазами и раза два тихо засмеялась. Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист; со всем тем Аркадий решил, что он еще никогда не встречал такой прелестной женщины. Звук ее голоса не выходил у него из ушей; самые складки ее платья, казалось, ложились у ней иначе, чем у других, стройнее и шире, и движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время.

Аркадий ощутил на сердце некоторую робость, когда, при первых звуках мазурки, он усаживался возле своей дамы и, готовясь вступить в разговор, только проводил рукой по волосам и не находил ни единого слова. Но он робел и волновался недолго; спокойствие Одинцовой сообщилось и ему: четверти часа не прошло, как уж он свободно рассказывал о своем отце, дяде, о жизни в Петербурге и в деревне. Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер; болтовня его прерывалась, когда ее выбирали кавалеры; Ситников, между прочим, пригласил ее два раза. Она возвращалась, садилась снова, брала веер, и даже грудь ее не дышала быстрее, а Аркадий опять принимался болтать, весь проникнутый счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо. Сама она говорила мало, но знание жизни сказывалось в ее словах; по иным ее замечаниям Аркадий заключил, что эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое…

— С кем вы это стояли, — спросила она его, — когда господин Ситников подвел вас ко мне?

— А вы его заметили? — спросил, в свою очередь, Аркадий. — Не правда ли, какое у него славное лицо? Это некто Базаров, мой приятель.

Аркадий принялся говорить о «своем приятеле».

Он говорил о нем так подробно и с таким восторгом, что Одинцова обернулась к нему и внимательно на него посмотрела. Между тем мазурка приближалась к концу. Аркадию стало жалко расстаться с своей дамой: он так хорошо провел с ней около часа! Правда, он в течение всего этого времени постоянно чувствовал, как будто она к нему снисходила, как будто ему следовало быть ей благодарным… но молодые сердца не тяготятся этим чувством.

— Mersi, — промолвила Одинцова, вставая. — Вы обещали мне посетить меня, привезите же с собой и вашего приятеля. Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить.

Губернатор подошел к Одинцовой, объявил, что ужин готов, и с озабоченным лицом подал ей руку. Уходя, она обернулась, чтобы в последний раз улыбнуться и кивнуть Аркадию. Он низко поклонился, посмотрел ей вслед (как строен показался ему ее стан, облитый сероватым блеском черного шелка!) и, подумав: «В это мгновение она уже забыла о моем существовании», — почувствовал на душе какое-то изящное смирение…

— Ну что? — спросил Базаров Аркадия, как только тот вернулся к нему в уголок, — получил удовольствие? Мне сейчас сказывал один барин, что эта госпожа — ой-ой-ой; да барин-то, кажется, дурак. Ну, а по-твоему, что она, точно — ой-ой-ой?

— Я этого определенья не совсем понимаю, — отвечал Аркадий.

— В таком случае я не понимаю твоего барина. Одинцова очень мила — бесспорно, но она так холодно и строго себя держит, что…

— В тихом омуте… ты знаешь! — подхватил Базаров. — Ты говоришь, она холодна. В этом-то самый вкус и есть, ведь ты любишь мороженое?

— Может быть, — пробормотал Аркадий, — я об этом судить не могу. Она желает с тобой познакомиться и просила меня, чтоб я привез тебя к ней.

— Воображаю, как ты меня расписывал! Впрочем, ты поступил хорошо. Вези меня. Кто бы она ни была — просто ли губернская львица или «эманципе» вроде Кукшиной, только у ней такие плечи, каких я не видывал давно.

Аркадия покоробило от цинизма Базарова, но — как это часто случается — он упрекнул своего приятеля не за то именно, что ему в нем не понравилось…

— Отчего ты не хочешь допустить свободы мысли в женщинах? — проговорил он вполголоса.

— Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды.

Разговор на этом прекратился. Оба молодых человека уехали тотчас после ужина. Кукшина нервически злобно, но не без робости, засмеялась им вослед: ее самолюбие было глубоко уязвлено тем, что ни тот, ни другой не обратил на нее внимания. Она оставалась позже всех на бале и в четвертом часу ночи протанцевала польку-мазурку с Ситниковым на парижский манер. Этим поучительным зрелищем и завершился губернаторский праздник.

источник

При создании литературного произведения автор, как и Творец, наделен правом определить судьбу героя, женить, сделать счастливым или несчастным, сохранить жизнь либо закончить произведение его смертью.

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев заканчивает гибелью главного персонажа. Понимание причин, по которым автор завершает свое произведение именно так, возможно через анализ эпизода «смерть Базарова». «Отцы и дети» — роман, в котором смерть главного героя, безусловно, неслучайна. Возможно, такой финал говорит о несостоятельности жизненных принципов и убеждений этого персонажа. Итак, попробуем разобраться.

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без понимания того, каков этот персонаж. Благодаря тому, что рассказано о Евгении в романе, мы представляем себе умного, уверенного в себе, циничного молодого человека, который отрицает общепринятые моральные устои, нравственные ценности, идеалы. Любовь он считает «физиологией», по его мнению, человек не должен зависеть от кого-либо.

В последующем, правда, Тургенев открывает нам в своем герое такие качества, как чуткость, доброта, способность на глубокие чувства.

Базаров является нигилистом, то есть человеком, который отрицает все общепринятые ценности, в том числе он не разделяет восторгов любителей произведений искусства. По его мнению, значимо лишь то, что приносит практическую пользу. Все прекрасное он считает бессмысленным. Своей главной жизненной целью Евгений обозначает «труд на пользу общества». Его задача — «жить для великой цели обновления мира».

Читайте также:  Анализы на бактерии у детей

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» нельзя осуществить без понимания того, как выстраивались отношения главного героя с людьми, составлявшими его круг общения. Нужно отметить, что Базаров относился к окружающим с презрением, он ставил других ниже, чем себя. Это проявлялось, например, в том, какие вещи он говорил Аркадию о нем самом и его родственниках. Привязанность, сочувствие, нежность – все эти чувства Евгений считает неприемлемыми.

Анализ эпизода смерти Базарова требует упомянуть о том, что при всем его пренебрежении к возвышенным чувствам он, по иронии судьбы, влюбляется. Его любовь необыкновенно глубока, о чем свидетельствует объяснение с Анной Сергеевной Одинцовой. Поняв, что он способен на такое чувство, Базаров перестает относиться к нему как к физиологии. Он начинает считать возможным существование любви. Такая перемена взглядов не могла пройти бесследно для Евгения, который жил идеями нигилизма. Его прежняя жизнь разрушена.

Объяснение Базарова в любви – это не просто слова, это признание собственного поражения. Нигилистические теории Евгения разбиты.

Тургенев считает нецелесообразным заканчивать роман переменой во взглядах главного героя, а решает завершить произведение его смертью.

Итак, в финале романа главное событие — смерть Базарова. Анализ эпизода требует вспомнить о причине, по которой, согласно тексту произведения, умирает главный герой.

Его жизнь становится невозможна из-за досадной случайности — небольшого пореза, который получил Базаров при вскрытии тела крестьянина, умершего от тифа. По иронии судьбы, он, доктор, занимающийся полезным делом, не может ничего поделать, чтобы спасти свою жизнь. Осознание того, что он умрет, дало главному герою время оценить свои достижения. Базаров, знающий о неизбежности своей смерти, спокоен и силен, хотя, конечно, будучи молодым и энергичным человеком, сожалеет, что жить остается так немного.

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без более глубокого понимания того, как герой относится к близости своего конца и смерти вообще.

Ни один человек не может спокойно осознавать приближение финала своей жизни. Евгений, будучи человеком, безусловно, сильным и уверенным в себе, не является исключением. Он сожалеет о том, что не выполнил свою главную задачу. Он понимает силу смерти и говорит о приближающихся последних минутах с горькой иронией: «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Итак, близится смерть Базарова. Анализ эпизода, который является одним из ключевых в романе, нуждается в понимании того, как изменился характер главного героя. Евгений становится добрее и сентиментальнее. Он хочет встретиться с любимой, еще раз сказать о своих чувствах. Базаров мягче, чем раньше, относится к родителям, понимая теперь их значимость.

Анализ эпизода смерти Базарова показывает, насколько одинок главный герой произведения. У него нет близкого человека, которому он мог бы передать свои убеждения, следовательно, нет будущего у его взглядов.

Перед лицом смерти человеческие ценности меняются. Приходит понимание того, что в жизни действительно важно.

Анализ эпизода «смерть Базарова» по роману И. С. Тургенева требует понимания того, какие ценности главный герой теперь считает истинными.

Самое важное для него теперь – родители, их любовь к нему, а также его чувство к Одинцовой. Он хочет с ней попрощаться, и Анна, не побоявшись заразиться, приезжает к Евгению. С ней Базаров делится сокровенными мыслями. Он приходит к пониманию, что совсем не нужен России, ей нужны те, кто каждый день выполняет обычную работу.

Базарову тяжелее примириться со своей смертью, чем любому другому человеку, потому что он атеист и не верит в жизнь после смерти.

Тургенев завершает свой роман смертью Базарова. Принципы, по которым жил герой, разрушены. Более сильных, новых идеалов у Базарова не появилось. Тургенев отмечает, что главного героя погубила именно глубокая приверженность к нигилизму, который заставил его отказаться от общечеловеческих ценностей, позволяющих жить в этом мире.

источник

Знакомство с героем. Основные мотивы романа: В начале «Отцов и детей» перед нами зрелище крестьянской нищеты. Крепостные не могут изменить заведенный порядок. Они и не хотят трудиться при существующем положении, не верят своим хозяевам. «Отцы и дети» показывают, что к концу пятидесятых годов перемены, собственно говоря, уже начались. Новое все активнее пробивает себе дорогу. Автором намечен острый конфликт нового и вечного. Читать далее.

Образ Базарова. Характеристика главного героя: Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Его отличает некая грубость поведения, нежелание следовать правилам хорошего тона и даже элементарным нормам приличия. Его поведение контрастно искренней в своей приветливости манере добродушного Николая Петровича, изысканной холодноватой любезности его брата или восторженному многословию Аркадия. Читать далее.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Противоречия социальные и идеологические: Перед нами предстают герои-антагонисты, чье мировоззрение определяется непримиримыми принципиальными противоречиями. Столкновение между ними предрешено и неизбежно. Между Павлом Петровичем и Базаровым то и дело вспыхивают споры. При этом внутренние и личные побуждения становятся отражением грандиозных общественных перемен. Читать далее.

Сюжет и композиция романа: Сюжет романа насыщен событиями. В большинстве это ситуации «бытового масштаба», естественные и непритязательные, как завязка произведения. Сюжет тургеневского романа предвосхищает заветы А.П. Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни.» Читать далее.

Проблема отцов и детей. Родители: Сцена приезда Базарова под отчий кров своей трогательностью напоминает встречу отца и сына Кирсановых, и даже превосходит ее. Родители Базарова, которых автор с оттенком трогательной нежности называет «старичками», с нетерпением ждут на каникулы сына, но встреча не принесла старикам полного, чаемого счастья. Уже к вечеру «…глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть , виднелся какой-то смиренный укор». Читать далее.

Анна Сергеевна Одинцова и Базаров: Анна Сергеевна настолько тонка и проницательна, что без труда угадывает за внешне вызывающим поведением героя попытки скрыть робость. Именно ей Базаров решается поведать свои взгляды, заветные убеждения. «Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой , небольшие видоизменения ничего не значат». Одинцова мгновенно проникла в уязвимую сторону базаровских рассуждений: всеобщая усредненность как гарантия прекрасного будущего. Категоричному в своих воззрениях Базарову пришлось убедиться, что аристократизм тоже бывает разный. Между аристократизмом Анны Сергеевны и ее надменной тетки лежит пропасть. Читать далее.

Приезд Базарова к родителям — кульминационный момент романа: Приезд Базарова к родителям начинает процесс переосмысления многих прежних постулатов. Он так глубоко загнал свою внутреннюю жизнь, что теперь трудно понять, «что в тебе происходит». Впервые при виде родного дома героя охватывает чувство ностальгии, впервые в голову приходит сознание неповторимости и ценности своей личности, впервые Базаров осознал, что, поставив себя над всеми, он обрек себя на одиночество. Читать далее.

Анализ дуэли Базарова и Павла Петровича: потерпев поражение с аристократкой Одинцовой, Базаров хочет проверить, не легче ли завоевать чувства бедной простодушной Фенечки. Павел Петрович потребовал поединка. Он захватил даже палку, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова старший Кирсанов отошел уже от своих аристократических «принсипов»: настоящему аристократу не следовало снисходить до простолюдина. Читать далее.

Анализ смерти Базарова: смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства. Читать далее.

Герои второго плана: Николай Петрович – первый, с кем мы знакомимся на страницах романа. Автор представляет его человеком «седым, пухленьким и немного сгорбленным». Множеством внешне мимолетных черт автор стремится подчеркнуть невиданный для своего времени демократизм Николая Петровича. Об Аркадии говорит само его имя (счастливый). Аркадий действительно имеет талант быть счастливым настоящим. Подобно отцу, он от природы деликатен. Из уст Аркадия мы узнаем многое о Базарове; не менее важна его роль в композиционном сцеплении произведения: при внешней мягкости, незаметности, его роль своеобразного оруженосца при друге очень важна для понимания главного героя. Читать далее.

Сатира в романе: Нам более известен Тургенев-лирик. Но не меньшую силу имел талант Тургенева-сатирика. В этом романе он проявился в парных комических фигурах – Ситникова и Кукшиной — рядом с Базаровым Тургенев изобразил карикатурных нигилистов. Но в отличие от Базарова, Кукшиной и Ситникову неведомо самопожертвование, способность «наступать на горло собственной песне». Читать далее.

Цвета, краски и звуки в романе. Живые и мертвые персонажи: Нигде в романе писатель прямо не говорит о том, что гордый Павел Петрович увлечен простодушной Фенечкой. Достаточно косвенных приемов. Контраст красных туфель и светлого листа газеты в руках Кирсанова находит продолжение в противопоставлении белого платка и темных волос молодой женщины. Кроме того, Тургенева издавна интересовало не только, что говорят его персонажи, но и как именно произносят те или иные слова. В романе некоторые слова автор выделяет курсивом, призывая читателя обратить на них особое внимание. Читать далее.

Анализ эпилога романа: Звучание финала литературовед А.М. Гаркави определил как «элегию, переходящую в реквием». Элегические ноты начинают звучать уже в описании природы. С тех пор, как уходит из жизни Базаров, накал страстей в романе падает, знойное лето сменяется студеным зимним пейзажем. Читать далее.

Пушкинское начало: Пушкинское начало романа определяется полюсами «Онегина» (цитирование которого герой грубо прерывает) и «Цыган» – поэмы, которую Аркадий с ведома Базарова отбирает у отца. Читать далее.

Читайте также анализ других произведений И.C. Тургенева:

источник

Роль эпизода в раскрытии идейного содежания. (Чтение, восприятие, анализ, истолкование и оценка эпизода, по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети», глава 26)

Обучающая:

  • Объяснить мотивы поведения Базарова и роль конкретной сцены в идейном содержании романа;
  • Формировать умения и навыка организационной речи в истолковании и оценки эпизода;
  • Формировать навыки использования языковых особенностей жанра (сочинение-рассуждение);
  • Совершенствовать умение владеть русским языком.

Развивающая:

  • Продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
  • Создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;
  • Продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

Воспитательная:

  • Формировать эстетический вкус к слову;
  • Содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации.

Оборудование:

  • Распечатка отрывка из романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”, глава 26.
  • План анализа эпизода (ступеньки анализа).
  • План характеристики героя.
  • Иллюстрации к роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”, портрет И.С. Тургенева;
  • DVD “Отцы и дети” (Белорусьфильм, 1984)

Сегодня нам предстоит в очередной раз открыть роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”, но это будет не традиционная работа

  • по определению тематики и проблематики романа,
  • выяснению сюжета и фабулы,
  • истолкованию идеи произведения
  • или осмыслению роли главных и внесюжетных героев.

Сегодня мы будем анализировать эпизод.

Практика двух последних сочинений показала, что пятая тема – анализ эпизода не была взята ни одним из вас, хотя как форма работы была представлена. Поэтому сегодня, готовясь к письменному анализу эпизода, который вам предстоит сделать дома, мы

  • проанализируем один из эпизодов романа;
  • объясним мотивы поведения Базарова и Аркадия;
  • определим роль конкретной сцены в идейном содержании романа.

Это и будет нашей целью работы.

Откроем тетради, запишем число, тему урока.

Однако прежде чем приступить к чтению, восприятию, анализу, истолкованию и оценке эпизода романа необходимо дать понятие термину “эпизод”.

Эпизод — это фрагмент художественного произведения, имеющий идейно-тематическое единство и построенный, как правило, на развитии одного события. Эпизоды бывают разные: сюжетные (взаимодействие 2-х героев), внесюжетные (сон, песни, притчи).

На доске представлен “лесенка” — план анализа ( ).

Итак, художественное произведение состоит из взаимосвязанных эпизодов, каждый из которых играет определенную роль в идейном содержании, в раскрытии характеров героев, в выражении авторских взглядов. Нам предстоит проанализировать эпизод главы 26, он дан вам в распечатке ( ). Давайте прочтем, в этом вам помогут одноклассники.

Чтение, объяснение слов, вызвавших затруднение при чтении ( ).

Работа по анализу эпизода:

  • Какое событие лежит в центре эпизода? (Прощание Базарова и Аркадия Кирсанова.)
  • Какое название этому эпизоду вы предложили бы? Какова тема представленного отрывка? (Расставание Базарова и Аркадия, прощание, разрыв … Почему “не до скорой встречи”? см. текст “…ты навсегда прощаешься со мною, Евгений…”).
  • Как начинается эпизод? (Эпизод начинается с вопроса “Так ты задумал гнездо себе свить?”, который задает Евгений Базаров Аркадию. Что такое “гнездо”? Дом, семья, дети, отношения между супругами … Как правило, семья предполагает совместное ведение хозяйства, воспитание детей, следовательно, больше времени уделяется дому, а не предположим, общественной деятельности.)
  • Почему именно эта фраза выбрана как начало эпизода? (Фраза выбрана для начала эпизода неслучайно: дороги героев расходятся. Аркадий – становится семейным человеком, “мякеньким, либеральным баричем”, а Евгений – нигилист, естествоиспытатель и своих взглядов не поменяет, он создан “для горькой, терпкой, бобыльной жизни).
  • Какое противоречие возникает в ходе развития действия? (Основное противоречие (мини-конфликт), которое возникает между героями, — какие пути выбирают они? Оправдано ли это? Кого можно назвать счастливым человеком? Базаров, вероятно, и сам бы не прочь завестись “гнездом”.

Базаров: “…задумал гнездо себе свить. Что ж? дело хорошее…”

Аркадий: “Я точно этого не ожидал, когда расставался с тобой, но зачем ты сам лукавишь и говоришь “дело хорошее”, точно мне не известно твое мнение о браке?”), но для этого надо изменить себя.

Сравни: Писарев Д.И. статья “Базаров”, 1862 г.: “Да, Аркадий, по выражению Базарова, попал в галки и прямо из-под влияния своего друга перешел под мягкую власть юной супруги. Но как бы то ни было, Аркадий свил себе гнездо, нашел себе кой-какое счастье, а Базаров остался бездомным, не согретым скитальцем. И это не прихоть романиста. Это не случайное обстоятельство. Если вы, господа, сколько-нибудь понимаете характер Базарова, то вы принуждены будете согласиться, что такого человека пристроить очень мудрено и что не может, не изменившись в основных чертах своей личности, сделаться добродетельным семьянином…”

  • Кого можно назвать главным героем происходящего? Объясните свой выбор. (Конечно, Базарова, может быть, Аркадия; диалог, который возникает между ними, доказывает эту правоту.)

Я предложила бы еще одного героя, точнее персонажа, которого вы, к сожалению, не увидели, но об этом чуть позже.

Вспомним, как мы характеризуем героя. Что будет главное в оценке героев в данном отрывке?

Самооценка

  • речь
  • авторская оценка
  • интерьер
  • поступки, мотивы
  • портрет (поведение)
  • деталь
  • характеристика других героев

Попытаемся дать оценку Базарову и А. Кирсанову на основании этой схемы.

Эпизод построен как диалог, поэтому главная характеристика – речевая. Каков основной тон разговора?

(Ироничный тон. Почему? Базаров понимает, что они расстаются навсегда. Что он теряет? Что приобретает? Аркадия нельзя назвать другом Базарова, потому что Евгений не встречал еще человека, “который бы не спасовал перед ним”, но Кирсанов-младший тот, с кем можно поговорить, поспорить, съездить к Одинцовой. А впереди… жизнь у родителей, где скучно, пусто, тяжело. Жить с ними под одной кровлей он может только с тем условием, чтобы они не мешали ему работать. Отсюда досада, злость, раздражение, скрывающееся под маской спокойствия.)

Читайте также:  Анализы на дисбактериоз кишечника у детей

Найдите изменения в поведении. Почему лукавил в разговоре с Аркадием?

(Мы видим “старого” Базарова: человека огромной силы воли, твердых убеждений, материалиста и естествоиспытателя.

Например: “…какого я всегда был мнения о Катерине Сергеевне. Иная барышня только оттого и слывет умною, что умно вздыхает; а твоя за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в руки заберет…”;

“В тебе нет ни дерзости, ни злости, и ты сам это чувствуешь… те поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан.”

“Разве ты так плох в естественной истории или забыл, что галка самая почтенная, семейная птица?”

Но в нем появилось и “новое”: сильный герой окончательно сломлен, но не хочет в этом сознаться. Он маскируется, становится в позу благодетеля, но речь выдает внутреннюю борьбу.

Например: “Эх, друг любезный… как ты выражаешься”; широкие обобщения о пустом месте “в жизненном нашем чемодане”, о невозможности счастья для человека, влачащего “горькую, терпкую, бобыльную жизнь”; “есть, Аркадий, у меня другие слова, но только я их не выскажу, потому что это романтизм, это значит: рассыропиться…”;

Каковы мотивы поведения героя?

Сам меняется и жизнь вокруг другая;

сам изменился и увидел другую жизнь;

завидует Аркадию, который ЖИВЕТ.

Нельзя не согласиться с критиком Н.Н. Стаховам: “Гоголь о своем “Ревизоре” говорил, что в нем есть одно честное лицо – смех; так точно об “Отцах и детях” можно сказать, что в них есть лицо, стоящее выше всех лиц, даже выше Базарова, — жизнь”.

Проследите за обращениями Базарова к Аркадию. Как вы их прокомментируете?

(“Ты; эх, друг любезный… как ты выражаешься; Аркадий; брат; синьор”. Это еще раз говорит о том, что перед нами изменившийся Базаров.)

(Аркадию прощаться с другом, учителем, наставником, а он таковым в глазах Кирсанова-младшего был, очень тяжело (“печально промолвил”, “и у тебя нет других слов для меня”, “бросился на шею”, “слезы так и брызнули у него из глаз”).

Прав ли Базаров утверждая, что Аркадий скоро утешится?

(“Молодость”, “…она живо тебя утешит”; Следующая фраза после заключительной в эпизоде: “Телега задребезжала и покатилась. Базаров сказал правду. Разговаривая вечером с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своем наставнике”).

Давайте вспомним, о каком персонаже мы не сказали. Почему эпизод начинается и заканчивается этим образом?

(“Гнездо” — “пара галок” — “семейная птица”).

Какова причина трагедии Базарова?

(“Не умевший быть сыном, не может стать отцом – такова судьба “героев времени”.

Если “ручной” Аркадий покидает Базарова, то с остальными у него тем более не может быть сближения.

Базаров одинок. Тургенев не показал единомышленников и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: “Что дальше?”. Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. В данном случае сказалась политическая ограниченность Тургенева, его противоречивость, боязнь крайних революционных мер, несмотря на его любовь к народу.

Вторая причина – внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что стал романтиком, так как не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа.)

Какова же роль эпизода в раскрытии идейного содержания?

(Последняя ступень нашего анализа – определение основной мысли и роли эпизода в раскрытии идейного содержания.

Ключевая роль отводится этому эпизоду, он подводит черту всей прежней жизни Базарова, и не рисует никаких перспектив.)

А теперь мне хотелось бы показать отрывок из фильма “Отцы и дети”, попробуйте оценить анализ эпизода, сделанный авторами сценария Е. Григорьевым и О. Никичем. (4 мин.)

Выставление оценок, подведение итогов.

Домашняя работа: письменный анализ эпизода (гл.26).

источник

Тема урока «Анализ эпизода из романа « Отцы и дети».

Сегодня на уроке мы с вами в рамках подготовки к ЕГЭ произведем анализ отрывка из романа, подготовимся к выполнению заданий части В и С, выясним отношение автора к главному герою романа.

На экране и на столах отрывок из романа. Выразительное чтение отрывка учителем.

— Что представляет собой данный отрывок? Каково его место в общей структуре произведения?

( Это эпилог романа. Последняя страница романа. Ей предшествуют страницы, посвященные смерти Базарова и страницы, повествующие о дальнейшей судьбе других героев романа.)

— Что лежит в основе эпилога?

( Картина сельского кладбища. 1\3 эпилога занимают картины природы.)

— Какова обычно роль пейзажа в худ. произведении?

( Картины природы гармонируют с чувствами и переживаниями героя или оттеняют их.) Тургенев заканчивает свой роман философским описанием природы. Он имел философское образование и даже защитил диссертацию.

В художественном мире Тургенева природа часто жестока по отношению к человеку, способна разрушить его счастье или жизнь.

Вернемся к тексту. Перед нами картина сельского кладбища.

— Какова тональность данного отрывка? Меняется ли она?

( Открывается описание печальной картиной сельского кладбища, но постепенно тон меняется, от тоскливых нот автор постепенно возвышает голос до торжественного пафоса. Затем снова скорбная картина – описание страданий одиноких стариков Базаровых.

— Какие средства выразительности помогают передать настроение в начале отрывка?

Эпитеты : здесь царит вечный покой, вид печальный.

— Какая часть речи передает ощущение запущенности, заброшенности?

Глаголы: канавы заросли, деревянные кресты поникли и гниют, овцы безвозбранно бродят по могилам, 2-3 ощипанных деревца дают скудную тень.

Описание заброшенного кладбища прерывается многоточием…. И вот перед нашим взором могила Базарова.

— Какой прием использует здесь автор?

— Какие контрастные картины создает автор?

Овцы безвозбранно бродят по могилам.

Животные не топчат ее, только птицы садятся и поют на заре.

Молодые елки, цветы растут

—- Какую роль играет контраст?

( Он помогает понять мысль автора о том, что природа, любовь, смерть непобедимы.)

—- Какие еще средства выразительности использует автор, рисуя могилу Базарова?

( Олицетворение: « цветы безмятежно глядят на нас своими невинными глазами».Этот прием позволяет автору создать образ природы, живущей своей собственной жизнью.

— Кроме лексических, какие еще средства выразительности использует автор, описывая могилу Базарова?

( Средства синтаксиса. Различные виды синтаксических конструкций. СПП с однор. придаточными: «Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное.» СБП: « Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле.) Благодаря этим синтаксическим конструкциям меняется тональность, строки начинают звучать торжественно.

— Найдите еще выраз. средство синтаксиса, усиливающее эмоциональное звучание текста и помогающее понять мысль автора.

( Риторический вопрос: « Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?»)

А следом идет восклицание — О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.

— В этом последнем предложении есть еще одно средство выразительности, представляющее собой цепь определений с постепенным нарастанием значимости. Какое?

( Градация: Сердце страстное, грешное, бунтующее.)

—- В этом же последнем предложении мы опять наблюдаем контраст. Где?

( С одной стороны, страстное, грешное, бунтующее сердце, а с другой, равнодушная природа и цветы, которые глядят на нас своими невинными глазами. Это они говорят о вечном примирении и жизни бесконечной.

—- Только вот о какой жизни? И о примирении кого с кем?

( Наверное, о бесконечном продолжении жизни природы. Человек смертен, а природа вечна. Может, о вечности человеческих ценностей. А может быть, что споры отцов и детей вечны, именно из этих споров и столкновений и состоит жизнь.

О примирении человека и природы, человека с миром, с самим собой)

Эпилог наполнен глубоким философским смыслом. Надо сказать, что Тургенев не дает нам ответ, он предлагает своим читателям поразмышлять.

—Почему последние строки романа звучат грустно и в то же время величественно, торжественно?

( В последних строчках звучит проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Не о борьбе, не о бунте Базарова говорит автор, а о примирении. В конце романа Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, скорбит о нем. « Когда я писал заключительные строки, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись», писал Тургенев.

источник

Шестидесятые годы XIX века вошли в историю России надолго. Хождение в народ, «Народная воля», революционеры-демократы — всё эти приметы глобальных изменений, происходящих в обществе. Среди ведущих общественных сил больше всего выделялись либералы, выступающие за преобразование самодержавно-крепостнической системы, и демократы, ратующие за кардинальные изменения в обществе.

Эти противоборствующие силы и были обозначены в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», написанном в 1862 году. Публикация романа пришлась на период сильнейшего обострения общественной борьбы. В Петербурге происходили студенческие волнения, пожары, что повлекло массовые аресты и усиление реакции со стороны правительства. Появление произведения Тургенева вызвало ожесточенные споры.

Роман, написанный через год после отмены крепостного права, переносит читателей во времена кризиса крепостнической системы в России и обострения борьбы между «отцами» (либералами) и «детьми» (революционерами-демократами). Не случайно Тургенев использует точные даты: события в романе начинаются 20 мая 1859 года, а завершается действие зимой 1860-го. В этот период появляется новый тип общественного деятеля — разночинца-демократа, стремящего бороться за изменение политического строя России не на словах, а на деле.

Центральный герой романа, Евгений Васильевич Базаров, как раз таков. Из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Он изначально противопоставлен всем героям романа, потому что человек иной среды — сын уездного лекаря. С гордостью скажет потом Базаров: «Мой дед землю пахал». Демократическое происхождение героя проявится потом в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, даже в отношении к любимой женщине.

Уже первое появление героя подчеркивает резкое отличие Евгения Васильевича от окружающих его дворян-помещиков. Автор противопоставляет героев с помощью деталей. Красная обнаженная рука Базарова и ухоженные ногти Павла Петровича Кирсанова: «Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай». Рука человека дела и того, кто привык щеголять английскими нарядами и гордиться «принсипами», но сидеть сложа руки. Отец Аркадия, Николай Петрович Кирсанов, гораздо деликатнее своего старшего брата: его шокирует нарочитая вульгарность слов и манер Базарова, но он делает вид, что не замечает демонстративно плебейского поведения гостя.

Когда между Базаровым и Кирсановым-старшим возникает спор, перешедший в открытое противостояние, Николай внутренне соглашается с молодым оппонентом, хотя тот уже давно окрестил его «отставным человеком» и безапелляционно заявил, что его песенка спета. Что же тогда вызвало такую ненависть у Павла Петровича? Тот факт, что Базаров, по сути, перечеркнул всю жизнь старшего Кирсанова. Положив к ногам роковой красавицы княгини Р. блестящую карьеру и свое будущее, он лишился всего этого, так и не добившись в жизни ничего. Младший же брат, вопреки воле родителей женившийся на девушке не дворянского происхождения, был счастлив в браке десять лет и вырастил сына.

Старший брат не сделал ровно ничего из того, что должен сделать мужчина: не построил дом, не посадил дерево и не вырастил сына. Сейчас он сродни приживалу в доме у Николая Петровича. Павел Петрович считал, что он ведет благородную жизнь и заслуживает уважения в обществе за верность принципам. С точки зрения Базарова, этот человек — «архаическое явление», потому что его существование — это распущенность и пустота, а принципы — всего лишь оправдание самого себя для того, кто сидит сложа руки.

Сам же герой бесконечно одинок. Вместо учеников — жалкие подражатели: Viktor Ситников и Eudoxie Кукшина больше напоминают пародию на шестидесятников. Они оценили в нигилизме лишь отрицание прежних нравственных норм и с восторгом отдают дань новой «моде». Казалось бы, истинный ученик — Аркадий, но и он легко переходит в лагерь «отцов». Он «надумал жениться», поэтому и не создан для «горькой, терпкой, бобыльной жизни». Катерина Сергеевна сразу отметила эту явную разницу. Она сказала, что Базаров хищный, а они с Аркадием ручные. Это в некоторой степени задело молодого человека, ведь он тоже хотел быть сильным, энергичным. Однако жизнь распорядилась иначе: вскоре женившись на Кате, он повторяет судьбу своего отца, найдя счастье в браке.

Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. Его безответное чувство к Анне Сергеевне Одинцовой раскрывает страстную и глубокую натуру нигилиста. Отвергая любовь в качестве романтического вздора, чепухи, он влюбляется по-настоящему. До встречи с этой богатой вдовой Базаров принимал любовь в ее физиологическом смысле, почти на уровне инстинкта продолжения рода. Его первые слова об этой женщине были грубыми, тоже на уровне физиологии: «На других баб не похожа».

После он собирался выяснять, «к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа». Но эта грубость вызвана, скорее, отвращением к «красивым» словам. Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, достойно уважения. Она не просто стала его компаньонкой и собеседницей (даже в вопросах химии!), она смогла заставить почувствовать сердцем и душой то, что он так упорно отвергал разумом. Базаров «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Но ярый материалист переродился, сохранив этот романтизм до самой смерти. Недаром перед смертью он просит любимую женщину: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Отдельной темы заслуживает разговор о родителях Евгения Васильевича. Простые, недалекие и наивные, они со священным трепетом боготворят своего сына. Он же довольно груб в разговоре с отцом, ведь боится лишний раз «рассыропиться», однако матери позволяет не только обнимать своего «Енюшу», но и сам ласков с ней. Таким образом, композиционно автор проводит своего героя дважды по одному и тому же кругу: Марьино, Никольское, родной дом. И дважды героя постигает разочарование в дружбе, любви, своих убеждениях.

Но заканчивает свой жизненный путь герой в родительском доме. Нелепой и надуманной кажется смерть героя от случайного заражения тифом: изнывая от неразделенной любви к Одинцовой, Базаров с головой уходит в работу и, помогая отцу лечить крестьян, ранит себя скальпелем в процессе вскрытия умершего крестьянина. Смерть героя у многих вызвала недоумение. Тургенев понимал, что время таких людей еще не пришло. Лучшим выходом для него стала смерть, принятая достойно. Вот где на самом деле проявил характер герой. Однако завершается роман мыслью о примирении с вечной природой.

источник