Меню Рубрики

Сравнительный анализ показателей здоровья детей

Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют:

• отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;

• уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;

• степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

• особенности функционирования основных физиологических систем организма.

В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 «О комплексной проверке состояния здоровья детей» не только обращают внимание на отсутствие или наличие заболеваний, но и определяют их донозологические и преморбидные формы.

В соответствии с изложенными критериями здоровья и методологическим подходом к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья:

1-я группа— здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.

Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН показали, что наполняемость этой группы здоровья в Российской Федерации не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны составляет лишь 3-6 %, что, несомненно, говорит о санитарно-эпидемиологическом неблагополучии в стране.

2-я группа— здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения.

Следует отметить, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост (в 1,5 раза) числа функциональных нарушений и наполняемость этой группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %.

3-я группа— больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма.

В РФ отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость 3-й группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном возрасте, достигая 70 %.

4-я группа— больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями.

5-я группа— больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма, дети-инвалиды.

Дети 5-й группы, как правило, не посещают детские учреждения, поэтому они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами.

Предложенная классификация групп здоровья обращает внимание школьных врачей на детей 2-й группы. Имеющиеся у них незначительные функциональные отклонения в состоянии здоровья приводят к ошибкам в постановке диагноза, им не уделяется достаточного внимания. Вместе с тем неправильно дозированная учебная и физическая нагрузка может привести к перенапряжению функциональных систем организма и развитию патологического состояния.

Для определения группы здоровья детей врачу необходимо:

• Установить наличие или отсутствие хронического заболевания. При этом оценка состояния здоровья проводится на момент обследования. Острые заболевания, прошлые болезни, если они не приобрели хроническую форму, стадия реконвалесценции, вероятность возникновения заболевания, обусловленного наследственностью или условиями жизни, не учитываются. Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре с участием специалистов. Группу здоровья определяет по своей специальности каждый участвующий в осмотре врач, окончательную оценку состояния здоровья на основании заключения специалистов дают педиатр, школьный врач. Оценка состояния здоровья при нескольких заболеваниях у обследуемого проводится по самому тяжелому из них. При одном и том же заболевании дети могут быть отнесены к разным группам в зависимости от тяжести заболевания и функциональных возможностей. Так, ко 2-й группе здоровья относят детей:

— с функциональными и морфологическими изменениями;

— с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии;

— со значительным дефицитом или избытком массы тела;

— часто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющих;

— с функциональным шумом в сердце, тахикардией, экстрасистолией, пониженным артериальным давлением;

— с доброкачественной протеинурией;

— с увеличением щитовидной железы I-II степени;

— с аллергическими реакциями;

— с гипертрофией миндалин II степени;

— с плоскостопием I степени;

— с пониженным уровнем гемоглобина.

Выделение 3-й и 4-й групп здоровья детей проводят в зависимости от выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей.

Отличительным и разграничительным признаком отнесения детей к 3-й или 4-й группе является распространение патологического процесса на другие органы и системы при тяжести заболевания, характерной для 3-й группы здоровья.

• Определить функциональное состояние организма при медицинском осмотре по систолическому и диастолическому артериальному давлению, частоте сердечных сокращений, жизненной емкости легких и показателям кистевой динамометрии — мышечной силы рук.

• Определить биологический возраст и гармоничность развития по региональным стандартам физического развития детей.

• Оценить сопротивляемость организма по подверженности заболеваниям — числу острых заболеваний (включая обострение хронических) в течение года, предшествующего осмотру.

Выявленные хронические заболевания, отклонения в функциональном состоянии органов и систем, установленный уровень физического развития сравнивают с оценочными таблицами групп здоровья и на основании этого относят ребенка к той или иной группе здоровья. В дальнейшем школьный врач осуществляет разработку индивидуальных оздоровительных мероприятий в отношении обследованного ребенка.

Основным методом, позволяющим получить показатели, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр. Предусмотрены следующие сроки проведения осмотров: 3 года (перед поступлением в дошкольное общеобразовательное учреждение); 5 лет; 6 (7) лет; 7 (8) лет (по окончании 1-го класса школы); 10 лет (при переходе на предметное обучение); 12 лет; 14-15 лет.

Для оценки здоровья детей используют три группы показателей:

• Медицинские — заболеваемость по обращаемости, индекс здоровья, число часто болеющих детей, общая и детская смертность, физическое развитие, инвалидность.

• Социального благополучия — демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинского обслуживания.

• Психического благополучия — заболеваемость психическими заболеваниями, частота невротических состояний и психопатий и др.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

источник

татьяна петрищева
Анализ состояния здоровья и физического развития детей I младшей группы.

По данным ВОЗ (всемирная организация здравохранения) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды.

В I младшую группу «Смешарики» в течение 2016 года поступило 10 детей. Новые воспитанники начали поступать в детский сад в летний период, когда меньше распространены простудные и инфекционные заболевания. Нами, педагоги создали все необходимые условия для успешного прохождения каждым ребенком периода адаптации: благоприятная, доброжелательная атмосфера, основанная на личностно-ориентированном подходе к каждому ребёнку. В следствие этого у 8 детей адаптация проходила со средней степенью тяжести, у 3 детей — с легкой степенью, с тяжелой — ни у одного ребёнка. Основная задача взрослых — сохранить и улучшить здоровье. Оздоровление детей – целенаправленная, систематически запланированная работа педагогов. Мы находимся в постоянном творческом поиске, понимаем, что здоровый ребенок помимо физических характеристик обладает психологическим здоровьем. Для этого мы разработали соответствующий режим дня, где оздоровительные коррекционные мероприятия не нарушают образовательную деятельность. Учебная нагрузка днем дозируется с учетом состояния здоровья ребенка, в занятия включаются физкультминутки, элементы релаксации, упражнения для профилактики миопии, нарушения осанки, дыхательные упражнения. ОД проводится в игровой и нетрадиционной форме. Увеличен объем двигательной активности в течение дня. Формируем у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Все оздоровительные мероприятия по физическому развитию детей, которые были запланированы на начало учебного года (квартал, выполнены, закаливающие и общеукрепляющие мероприятия выполнялись регулярно, воспитательно-оздоровительные мероприятия выработали разумные отношения детей к своему организму, привили необходимые санитарно-гигиенические навыки, научили детей адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды

Здоровье является критерием взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов. В дошкольном возрасте работа по сохранению здоровья осуществляется совместно с родителями и воспитателями. Она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливания детей, соблюдение правил СанПина. В I младшей группе «Смешарики» 15 детей имеют I группу здоровья, а 5 детей – II группу здоровья.

В течение этого периода проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за квартал дети выросли на 1-2 см и прибавили в весе на 0,5 -1 кг. В течение квартала в группе велась физкультурно-оздоровительная работа: проводились закаливание, мытье рук и лица водой комнатной температуры, пальчиковые игры с использованием простых массажных приемов, прогулки на свежем воздухе, босохождение, питье воды комнатной температуры, проветривание группы, игры с водой, свободное движение под музыку, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика, физкультурные занятия. Так же использовались физкультминутки во время занятий, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе, проводились физкультурные развлечения.

К основным физическим качествам человека относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость: 72 % детей уверенно ходят, взбираются на возвышенные предметы, могут преодолевать небольшие препятствия; проявляют положительное эмоциональное отношение, интерес к двигательной деятельности.

У 10 % детей не сформированы двигательные навыки в лазании, прыжках, слабая работоспособность, при выполнении упражнений действуют только по подражанию.

18% детей активны, самостоятельны, инициативны, хорошо ориентируются в пространстве, могут выполнять физические упражнения по слову взрослого.

В целях санитарно просветительской работы в ДОУ были проведены консультации, помогающие закрепить знания педагогов об особенностях физического и психического развития детей, профилактике простудных заболеваний. Воспитатели были ознакомлены с новыми формами работы по физической культуре, инновационными разработками и технологиями способствующими укрепить и сохранить здоровье воспитанников.

Необходимой частью по сохранению и укреплению здоровья детей является работа с родителями. В течение квартала проводились различные консультации, родительские собрания, практикумы, где вопросы о здоровье детей были приоритетными. В группе обновлялись материалы в уголках здоровья. Проводимая работа положительно отразилась на заинтересованности и активности родителей в организации совместных мероприятий, проводимых в группе.

Вывод: воспитатели группы выполняют работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через оптимизацию двигательного режима; педагогами ДОУ ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, который предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни.

Мониторинг состояния здоровья воспитанников ДОУ Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь.

Подвижные игры — средство укрепления здоровья и физического развития Консультация для воспитателей «Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития» Подвижная игра, ее определение и специфика.

Создание условий для физического развития детей в ДОУ «Создание условий для физического развития детей в ДОУ» 1 слайд Цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении –.

Анализ карт нервно­-психологического здоровья и адаптационного периода у детей первой младшей группы В группу с начала сентября поступило 15 детей, с периодичностью поступления трое детей каждую неделю в возрасте от 1,9г. до 2,3г. С сентября.

Информационная карта проекта «Сохранение и укрепление физического здоровья детей» Информационная карта реализуемого проекта группы №12 Полное название проекта Проект «Сохранение и укрепление физического здоровья детей.

Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное пособие сможет вам облегчить работу,.

Организация взаимодействия с семьей по укреплению и сохранению здоровья и физического развития детей раннего возраста Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоровья зависит.

Рекомендации по укреплению физического здоровья детей в детском саду РЕКОМЕНДАЦИИ по укреплению физического здоровья детей в детском саду. 1. Полноценное питание детей. Принципы организации питания: — выполнение.

Уголок физического развития в первой младшей группе. Составная часть общей предметно-игровой среды – центр физического развития. Пособия, оборудование центра стимулирует двигательную активность.

Здоровьезберегающая среда в ДОУ — условие физического и психического здоровья детей. «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

источник

Сравнительная характеристика методов оценки состояния здоровья детей и критериев эффективности оздоровительных мероприятий в загородном детском лагере

Исследование динамики соматометрических и физиометрических показателей здоровья школьников в течение пребывания в загородном детском лагере. Сравнительный анализ показателей здоровья детей, отдыхающих летом в загородном лагере и проводящих лето в городе.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:  Анализ воспитания детей в семье

Анализ структуры общей заболеваемости по обращаемости в поликлинику детей, подростков и взрослых, оценивание состояния здоровья населения города. Исследование здоровья детей первого года жизни. Изучение структуры населения, демографических показателей.

курсовая работа [201,8 K], добавлен 09.07.2008

Сущность, особенности и критерии нормального состояния здоровья. Система главных показателей состояния организма человека: его строения, структуры, функций. Основные виды подходов к категории здоровья. Группы здоровья и категории лиц к ним относящиеся.

контрольная работа [13,8 K], добавлен 24.01.2010

Система охраны здоровья, ее функциональный состав. Методики оценки экологического риска. Расчет коэффициентов относительной важности первичных показателей. Стандарт благополучия, оценочные шкалы индекса здоровья. Индекс качества системы жизнеобеспечения.

презентация [2,1 M], добавлен 14.10.2013

Задачи контроля здоровья и развития детей. Критерии определения групп здоровья. Особенности онтогенеза и оценка биологического анамнеза. Показатели физического и нервно-психического развития, поведения новорожденного, уровни резистентности организма.

презентация [555,9 K], добавлен 13.03.2014

Здоровье школьников и факторы, его определяющие. Возрастные особенности физического развития детей. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Комплексная оценка эффективности оздоровления школьников в разных условиях пребывания скрининг-методом.

курсовая работа [116,6 K], добавлен 27.06.2015

Совершенствование детского и подросткового здравоохранения. Оценка физического развития детей и подростков, их степени готовности к школе. Стандарты оценки результатов теста Купера. Оценка показателей функциональной и двигательной готовности школьников.

контрольная работа [24,1 K], добавлен 28.08.2011

Гигиеническая оценка организации учебного процесса в школе: режим и расписание уроков. Оценка состояния здоровья детей одного из классов: анализ медосмотров, учет состояния здоровья детей. Гигиеническая оценка урока, наблюдение за учениками на уроке.

практическая работа [30,3 K], добавлен 04.06.2010

Рост численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями. Оздоровление детей и подростков в течении учебного года. формирование здоровья подрастающего поколения через гигиеническое воспитание и обучение здоровому образу жизни.

реферат [12,0 K], добавлен 27.11.2011

Представление об этиологии, лечении и профилактике вирусного гепатита, его социальный, медицинский и психологический аспекты. Общая характеристика показателей здоровья населения, статистика его заболеваемости, потери трудоспособности и смертности.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 23.12.2010

Проблема сохранения и поддержание здоровья на современном этапе, разработка подходов к разрешению. Методика и важность оптимизации физического воспитания в начальной школе. Системный подход к поддержанию здоровья учащихся МООУСТ «Санитарно-лесная школа».

курсовая работа [30,6 K], добавлен 22.05.2009

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

—>

« Июнь 2019 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

—>

В ДОУ в течение 2012-2013 года поступило в группы раннего возраста и первые младшие 44 ребенка. Из них 25% — дети с выявленной диагностированной патологией до поступления в ДОУ

Новые воспитанники начинают поступать в детский сад в летний период, когда меньше распространены простудные и инфекционные заболевания. Педагоги создают все необходимые условия для успешного прохождения каждым ребенком периода адаптации: создают благоприятную, доброжелательную атмосферу, основанную на личностно-ориентированном подходе. В следствие чего, отметим, что у большинства детей адаптация проходила в средний степени тяжести. -30 детей, 14 детей — с легкой степенью адаптации, с тяжелой — не одного.

Основная задача взрослых — сохранить и улучшить здоровье. В дошкольном возрасте работа по сохранению здоровья осуществляется совместно с родителями и воспитателями. Она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливания детей, соблюдение правил Сан Пина. В начале 2012-2013 учебного года медсестрой и врачом воспитанники были распределены по группам здоровья:

Распределение воспитанников ДОУ по группам здоровья:

Сравнение групп здоровья по годам показывает, что количество здоровых детей увеличилось.

В 2010 году было выявлено 7 часто болеющих детей, в 2011году — 5 часто болеющих детей, а в 2012 — 8 , в связи с тем, что в 2011 году 3 человека были вновь поставлены на учет, как часто болеющие дети.

В течение года ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости по всем группам и общей по детскому саду.

Количество случаев заболеваемости в 2010 году-142, в 2011 году -161, в 2012 году -197 случаев, в связи с открытием новой группы раннего возраста и увеличения количества детей.

Случаи травматизма отсутствуют.

Сравнительный анализ пропусков по болезни одним ребенком выявил, что уровень состояния здоровья стабильно оптимальный, что говорит об удовлетворительной работе коллектива по сохранению здоровья детей. Небольшое увеличение количество пропусков в связи с тем, что увеличилось количество детей.

пропуск по болезни одним ребенком

Проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за учебный год дети выросли на 3-4 см и прибавили в весе на 2,5-3,0 кг.

С целью решения годовой задачи в течении года в ДОУ велась физкультурно-оздоровительная работа: проводились закаливание, утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика, физкультурные занятия, На физкультурных занятиях подсчитывалась моторная плотность. В начале года моторная плотность составила 72-75%, в конце учебного года – 80-87%. Физиологическая нагрузка до 140-150 ударов в минуту.

Так же использовались физкультминутки во время занятий, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе, но мало проводилось физкультурных развлечений, в связи с отсутствием специалиста по физической культуре.

Проводилась индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в здоровье: уменьшается физическая нагрузка, корректируются двигательные упражнения, дозируется двигательная активность в течение дня. Дети с аллергопатологией находятся под постоянным наблюдением. Для них из рациона питания исключаются или заменяются продукты противопоказанные им.

Для понижения случаев заболевания сезонно проводилась профилактика гриппа и простудных заболеваний: вакцинация детей против гриппа, оксалиновая мазь, лук, чеснок, аромотерапия, кварцевание групп.

В целях санитарно просветительской работы методической службой и старшей медсестрой для педагогов ДОУ были проведены консультации, помогающие закрепить знания педагогов об особенностях физического и психического развития детей, профилактике простудных заболеваний, оказание первой необходимой медицинской помощи. Воспитатели были ознакомлены с новыми формами работы по физической культуре, инновационными разработками и технологиями способствующими укрепить и сохранить здоровье воспитанников.

Необходимой частью по сохранению и укреплению здоровья детей является работа с родителями. В течение года проводились различные консультации, родительские собрания, комитеты, где вопросы о здоровье детей были приоритетными. В группах ежемесячно обновлялись материалы в уголках здоровья. Проводимая работа положительно отразилась на заинтересованности и активности родителей в организации совместных мероприятий, проводимых в ДОУ.

Вывод: Педагогами и медицинской службой ДОУ ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, который предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни. Медицинской службой ДОУ планируется усиление профилактической работы среди родителей воспитанников и педагогического коллектива

Исходя из анализа состояния здоровья детей, намечены задача на следующий учебный год:

— продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима детей.

источник

В настоящее время тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронической патологии, увеличением врожденной заболеваемости и инвалидности.

Снижение показателей здоровья, физи­ческого развития и двигательной подготовленности детей связанно с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, несбалансированным питанием, умень­шением двигательной активности, снижением оздоровительной и воспи­тательной работы в образовательных учреждениях.

За последние 10 лет медико-демографическая ситуация в стране характеризуется сокращением численности детского населения на 7 млн. человек. Число детей-инвалидов в РФ достигло более 617 тыс. человек. Сократилось число нормальных родов до 31,1%. С перинатальной патологией рождается 39% детей, младенческая смертность составляет 15 на 1000 родившихся. Ежегодно в родильных домах погибает до 16 тыс. новорожденных.

Показатель общей заболеваемости детей на 54% выше, чем взрослого населения, и на 21% — чем подростков.

Всероссийская диспансеризация детей в 2002г. выявила, что 51,7% имеют функциональные отклонения и 16,2% — хронические заболевания различных органов и систем. Особенностью современной патологии дет­ского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, причем ряд хронических заболеваний формируется у детей уже в дошкольном возрасте. На первом месте отмечается прирост заболеваний костно-мышечной системы (за последние 5 лет на 53%), затем системы кровообращения, новообразований, врожденных аномалий, заболеваний нервной системы и органов чувств, гастропатологии.

В начале 1990-х годов показатели физического развития детей стали уменьшаться. Так, в 1991 году отставание массы тела от норматив­ных данных составило 9%, в 1996-м — 15%, в 1997-м — 16,9%, т.е. с 90-х годов XX столетия появилась тенденция к децелерации — замедле­нию темпов роста и развития подрастающего поколения.

Наряду с процессами стабилизации и децелерации с 1980-х годов
регистрируется постепенное снижение функциональных показателей,
а с1990-х — уменьшение приростов морфологических показателей.

Среди тенденций ухудшения состояния здоровья детей следует отметить трофологический синдром — дисгармоническое физическое развитие и отста­вание биологического возраста от паспортного, а так же феномен феминизации подразумевающий уменьшение разницы в физи­ческой подготовленности мальчиков и девочек. За последнее десятилетие отмечается снижение темпов прироста и абсолютных результатов в скоростно-силовых пока­зателях во всех возрастных группах детей на 20%, при этом показатели физической подготовленности мальчиков приближаются к показателям физической подготовленности девочек. Кроме того, у современных детей наблюдается синдром психосоматической астенизации, проявляющийся в астенизации конституции и типологическом сдвиге ЦНС в сторону более слабых нервных процессов.

Здоровье человека закладывается в раннем возрасте и определя-ется как анатомо-физиологические, возрастно-половые особенности растущего организма и влияние на него условий окружающей среды.

В нашей стране традиционно выделяется пять групп здоровья детей:

I группа — здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций.

II группа — здоровые дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологи-ческие отклонения, а также снижена сопротивляемость заболеваниям.

III группа — больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма.

IV группа — больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями
организма.

V группа — больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

Организму детей свойственен интенсивный процесс роста и раз­вития. Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены, это две стороны одного процесса жизнедеятельности.

Закономерности роста и развития организма:

1.Неравномерность темпа роста и развития.

2.Гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем.

3.Обусловленность роста и развития полом.

4.Биологическая надежность функционирования систем организма.

5.Влияние на рост и развитие как генетических, так и средовых факторов.

6.Периодичность ростовых процессов (акселерация, децелерация).

Процессы роста и развития протекают непрерывно, носят посту­пательный характер, но их темп неравномерен. Наиболее интенсивно процессы роста и развития протекают на первом году жизни, в 5-6 лет и в 11—13 лет у девочек, в 13-15 лет у мальчиков, таким образом, к концу первого года жизни темп увеличения длины тела составляет 47%, а в возрасте 4-7 лет — 5-7%.

У детей периоды «вытягивания» сменяются периодами «округления»:

· период первой «полноты», или «округления», с 1 по 4 год жиз­ни — преобладает прибавка массы тела над длиной тела;

· период первого «вытягивания» с 5 по 7 год жизни — преобладает рост длины тела над его массой;

· период второго «округления» с 8 по 10 год жизни;

· период второго «вытягивания» с 11 до 15 лет;

· период замедленного роста с 15 до 20 лет.

Неравномерность роста проявляется и в более частных закономер­ностях:

1. Сезонная и суточная периодика роста с преобладанием в ночные часы и летние месяцы.

2.Асимметрия роста с некоторым опережением на стороне домини­рующей ручной активности (право- или леворукость).

3.«Канализирование» роста, или феномен гомеорезиса, — возврат к
заданной генетической программе роста и развития, если они были временно остановлены болезнью или голоданием ребенка.

Для детей характерна гетерохронность роста и развития. Организм ребенка рассматривается как единое целое, но его отдель­ные органы и системы растут и развиваются не одновременно. Формирование дви­гательных навыков и развитие основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости) также происходит неравно­мерно.

Читайте также:  Анализ воспитания детей дошкольного возраста

Рост и развитие детей находится в зависимости от пола. Известно, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Увели­чение длины тела и его массы у мальчиков и девочек также происходит неодинаково. Мальчики при рождении имеют более высокие морфо­логические показатели, и это сохраняется до начала периода полового созревания. В 11—13 лет девочки обгоняют мальчиков в показателях длины тела, массы тела и окружности грудной клетки. В 13—15 лет интенсивность роста у мальчиков увеличивается, и они по своим мор­фологическим показателям вновь превосходят девочек. Закономерности роста и развития детского организма в зависимости от пола предполагают дифференцированное физическое воспитание мальчиков и девочек.

Обеспечение надежности биологических систем предполагает, что в процессе роста и развития организма создается боль­шой запас резервных возможностей — этим обеспечивается надежность и целесообразность в работе любой биологической системы. Правильно организованное физическое воспитание раскрывает по­тенциальные возможности растущего организма, обеспечивая высокий запас его прочности.

На рост и развитие ребенка оказывают влияние генетические и средовые факторы. Рост и развитие следует рассматривать как реализацию организмом генетической программы в условиях постоянного его взаимодействия с окружающей средой. Существую-щая генетическая программа предопре­деляет темп роста, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надеж-ность. Велика роль генетической программы в формировании морфо-логи­ческого типа человека, однако при неблагоприятных условиях окружа­ющей среды генетическая программа роста и развития может быть не реализована. В то же время физическое воспитание стимулирует рост и развитие отдельных органов и систем.

Для детей характерна периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация и децелерация). У детей 1950-1980-х годов процесс биологического созревания начинался несколько раньше, чем в предшествующий период, так как масса тела новорожденных в среднем увеличилась на 100-130 г, молочные зубы у детей сменялись на постоянные на год раньше, формирование скелета завершалось у девочек к 17-18 годам, у юношей — к 19-20 го­дам, в то время как в начале XX века это происходило к 21—23 годам.

Акселерация – увеличение темпов роста и развития, была вызвана целым рядом как биологических, так и социальных факторов (улучшение питания детей, более интенсивная инсоляция (облучение земной поверхности солнечной радиацией), урбанизация, генетические причины).

Влияние различных факторов на состояние здоровья детей име­ет различную долю значимости в разные возрастные периоды, и это необходимо учитывать при организации реабилитационной помощи детям.

В настоящее время возрастает роль физической культуры в процес­се улучшения состояния здоровья детей.

Лечебная физическая культура в педиатрии имеет неограниченные возможности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего организма. Ограничение двигательной активности вследствие любых причин и в любом детском возрасте крайне тяжело сказывается на физическом развитии и здоровье неболеющих детей и, тем более, на здоровье больных и ослабленных.

Охрану здоровья детей нельзя сводить только к оказа­нию медицинской помощи. Сохранение и укрепление здоровья предус­матривает комплекс мер и, прежде всего, создание благоприятной среды обитания и совершенствование системы физического воспитания.

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 1862 | Нарушение авторских прав

источник

Анализ состояния здоровья, физического развития воспитанников и медицинского сопровождения образовательного процесса

Сравнительный анализ заболеваемости детей

Заболеваемость детей в случаях

Пропущено дней по болезни

Пропуски на 1 ребенка по болезни

Посещаемость детей (детодни)

Сравнительная таблица групп здоровья детей по учебным годам

Представленные цифры свидетельствуют, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почти каждый ребенок имеет соматические заболевания. Несмотря на понятные всем причины роста заболеваемости

детей (экология, питание, снижение жизненного тонуса, иммунитета и др.), которые носят объективный характер, необходимо:

  • укреплять здоровье наших воспитанников комплексными средствами оздоровления;
  • повышать уровень физической подготовленности детей;
  • снижать количество детей с отклонениями в психофизическом развитии и соматическими заболеваниями.

Сравнительный анализ степени тяжести адаптации вновь поступивших детей к условиям детского сада

В дошкольном учреждении создана система социальной адаптации вновь прибывших детей к условиям дошкольного образовательного учреж­дения, которая направлена на создание благоприятных психолого-педагоги­ческих условий, способствующих успешной адаптации детей к детскому саду.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап – подготовительный. (до прихода ребенка в ДОУ) На данном этапе, главная задача — помочь родителям посредством консультаций, информации на сайте ДОУ создать условия ребенку дома, которые помогут безболез­ненно адаптироваться ему в детскому саду.

II этап – основной. Главная задача – создание положительного образа вос­питателя. На данном этапе происходит становление доверительных отноше­ний (родитель – ребенок – педагог). Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отно­шения.

III этап – заключительный. Ребёнок начинает посещать детский сад.

Для того чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла легко, педагоги делают следующее:

  • создают эмоционально благоприятную атмосферу в группе;
  • работают с родителями еще до поступления ребенка в детский сад;
  • правильно организуют в адаптационный период игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок» и обязательно включают игры и уп­ражнения.

На каждого ребенка заполняется адаптационный лист. Результатом на­блюдения становится:

  • заключение о степени адаптации ребенка к МАДОУ Д/С «СКАЗКА» (легкая, средняя, тя­желая); даются рекомендации по организации помощи детям;
  • разработка индивидуального режима в период адаптации;
  • создание условий для благоприятного течения периода адаптации.

Оздоровительно-профилактическая cистема оздоровительной работы включает в себя 5 блоков:

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности детей в детском саду.
  2. Реализация системы оздоровительно-профилактической работы.
  3. Организация сбалансированного питания.
  4. Реализация системы физкультурно-оздоровительной работы.
  5. Пропаганда основ здорового образа жизни для всех участников образовательного процесса.

В детском саду разработан и реализуется комплекс оздоровительных мероприятий, позволяющих решать проблемы здоровья детей с учетом их возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей личности ребенка. В составе комплекса мероприятий:

  • оценка состояния здоровья детей при постоянном и ежедневном контроле;
  • проведение фильтров;
  • совместные обходы групп руководителями всех служб дошкольного образовательного учреждения;
  • обеспечение сбалансированного питания.

При организации образовательного процесса в детском саду соблюдается режим дня воспитанников, 2 раза в день проводятся прогулки, игры различной степени подвижности на свежем воздухе, выполняются требования к учебной нагрузке и организации двигательной активности с учетом группы здоровья ребенка.

Учитывая принцип здоровьесбережения образовательного процесса в условиях нашего детского сада, в течение дня предусматривается оздоровительные мероприятия: физкультминутки, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, закаливающие процедуры.

В летне-оздоровительный период проводится ежедневный утренний приём детей и зарядка на улице, увеличение времени пребывания детей на свежем воздухе с соблюдением питьевого режима, принятие солнечных и воздушных ванн, хождение босиком и использование детских бассейнов, гигиеническое умывание и мытьё ног, дневной сон в режиме проветривания в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13.

МАДОУ д/с «Сказка» обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в дошкольном образовательном учреждении по нормам, установленным действующим законодательством.

В детском саду установлено 4-разовое питание детей по 10-дневному цикличному меню с учетом сезонного наличия и качества овощей и фруктов, разработанному технологом по питанию МКУ «Управление образования» в соответствии с натуральными нормами, рекомендованными СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. и согласованным специалистами Роспотребнадзора.

В учреждении проводится систематическая работа по укреплению иммунитета и оздоровлению детей:

Профилактические мероприятия

Паратитно-коревая – 36 детей

Витаминизация третьего блюда — весь год

Санация очагов инфекции в носоглотке (оксолиновая мазь) –февраль

Ревит, аскорбиновая кислота- ежедневно

Кислородный коктейль — октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель

Чеснок на столах в период повышения заболеваниями ОРВИ и гриппа

Полоскание полости рта морской солью, отваром трав – октябрь-ноябрь

Облучение групп бактерицидными лампами «Ариед»

Ежедневное использование массажных ковриков в группах

Ежедневное проведение профилактических осмотров на педикулёз в группах

Выводы: Уровень медицинского сопровождения образовательного процесса и оздоровительной деятельности на данном этапе можно оценить как достаточный, но необходимо совершенствовать систему профилактических мероприятий в ДОУ, активизировать работу с семьей по пропаганде здорового образа жизни.

источник

Анализ уровня здоровья учащихся общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа в возрасте от 7 до 18 лет

Рубрика: 8. Гигиена и эпидемиология

Статья просмотрена: 337 раз

Дедкова Л. С. Анализ уровня здоровья учащихся общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа в возрасте от 7 до 18 лет [Текст] // Новые задачи современной медицины: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 90-95. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/153/6681/ (дата обращения: 03.06.2019).

В статье анализируется состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждениях Ненецкого АО. Автор изучает влияние факторов внешней среды на физические и физиологические особенности детей. В результате выявлено, что наиболее активно организм ребенка реагирует на неблагоприятные факторы внешней среды в период интенсивной перестройки органов и систем в переходные возрастные периоды.

The article examines the state of health of students of educational institutions Nenets Autonomous district. The author examines the influence of environmental factors on the physical and physiological characteristics of children. The results revealed that the most active of the child’s body reacts to adverse environmental factors in the period of intensive restructuring of the organs and systems in the transitional age periods.

Дети, проживающие на Крайнем Севере, являются наиболее уязвимой группой населения, поскольку сложные условия проживания на данной территории могут оказывать негативное влияние на здоровье ребенка и его развитие. В связи с экстремальными природно-климатическими факторами Крайнего Севера, дети, проживающие в этом регионе, особенно дошкольного возраста, болеют, по данным литературы, в 2,5 раза чаще, чем их сверстники в других регионах России. При этом наиболее чувствительными к факторам среды считаются, прежде всего, дети младших возрастных групп [1]. Немалый вклад в состояние здоровья детей, помимо климатогеографических факторов, вносит и характер их питания [2]. Учитывая, что на предыдущих этапах исследования, были выявлены многочисленные несоответствия характеристик рационов питания дошкольников НАО рекомендуемым нормативам, возникает обоснованная необходимость оценки состояния их здоровья, а также выявления возможной взаимосвязи между изучаемыми показателями.

При изучении заболеваемости школьников оценивались такие показатели как число дней, пропущенных детьми по болезни за год, в том числе число дней, пропущенных по болезни в среднем 1 ребенком, количество случаев заболеваемости за год, структура заболеваемости, доля часто и длительно болеющих детей, доля детей, состоящих на диспансерном учете и структура причин диспансерного учета, распределение дошкольников по группам здоровья. Для анализа использовались данные медицинской документации детей за 2013 г. Оценка проводилась дифференцированно — в соответствии с ранее выделенными возрастными группами (от 7 до 10 лет и от 11 до 18 лет), а также в зависимости от расположения ДДУ (в городской, либо сельской местности).

Важным периодом в развитии детского организма является школьный возраст, поскольку ребенок дополнительно начинает испытывать влияние целого комплекса факторов школьной среды [3].

Результаты сравнительного анализа показателей заболеваемости школьников в возрасте от 7 до 10 лет представлены в таблице 1

Сравнительный анализ показателей заболеваемости школьников в возрасте от 7 до 10 лет, посещающих городские и сельские ООУ

источник

Физическое здоровье детей в настоящее время является одной из самых актуальных проблем во всем мире, что обусловлено в первую очередь значительными ухудшениями экологической обстановки.

Неокрепший организм, находящийся в процессе развития наиболее подвержен влиянию негативных факторов, а потому быстро и остро реагирует на каждый из них. Конечно, нельзя говорить о том, что на физическое здоровье оказывает влияние исключительно окружающая среда, в которой находится человек. Однако экологическая обстановка в большой степени отражается на его качестве.

Стоит учесть, что физические показатели здоровья ребенка зависят от целого комплекса экологических, социальных и биологических факторов. Это и бытовые условия, и соблюдение гигиены, и сбалансированный рацион, и полноценный сон, и правильно составленный режим дня, и ежедневная достаточная двигательная активность. Соблюдение всех перечисленных факторов способствует становлению физически развитой, здоровой личности, тогда как пренебрежение хотя бы одним из них влечет за собой отклонение от нормальных показателей и ухудшение самочувствия ребенка.

Основные показатели здоровья матери и ребенка в 2016 году должны повышаться – эта задача стоит в приоритете среди основных задач государственной политики.

Читайте также:  Анализ воспитателем о адаптации детей

Что такое здоровье? С научной точки зрения это важнейший компонент, без которого немыслимо преуспевание человека, включающий в себя физическое, психологическое и социальное благополучие, отсутствие какого-то ни было дискомфорта, недомогания и болезней.

Нормальные показатели здоровья детей и подростков позволяют не только формирующейся личности успешно расти и развиваться, но и проявлять социальную активность, выполнять все возложенные функции и поручения. Из этого следует, что от состояния здоровья подрастающего поколения зависит успешность и процветание общества и государства, а также национальная безопасность страны.

Согласно статистике, основные показатели здоровья детей за последнее десятилетие снизились в несколько раз. Так, на сегодняшний день, около 30% учащихся начальных школ имеют те или иные отклонения в здоровье. Примерно 12% школьников имеют близорукость, у 17% выявлены нарушения осанки, у 40% нарушена острота зрения.

На данный момент врачи выделяют три основные составляющие здоровья: физическую, психологическую, поведенческую.

Физическая составляющая подразумевает развитие органов и систем организма, их состояние, функционирование, а также уровень роста.

Психологическая составляющая – психо-эмоциональное состояние, умственная деятельность, социальные потребности человека, адекватность поведения в социуме.

Поведенческая составляющая – проявление своего состояния, умение общаться, выражать эмоции, настроение, наличие жизненной позиции и желание приносить пользу обществу.

Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья также рассматривается врачами-педиатрами на каждом этапе развития ребенка. Именно поэтому в различных детских учреждениях учитываются анатомо-физиологические особенности детей, их восприимчивость к тем или иным факторам, пониженная или повышенная сопротивляемость организма в определенные возрастные периоды.

Программа исследования зависит от возраста обследуемых. Так, при обследовании детей раннего и дошкольного возраста учитывается развитие моторики речи.

Одним из важнейших показателей здоровья является физическое развитие детей и подростков. То, насколько развит ребенок, определяется на медицинских осмотрах, периодически проводимых в медицинских учреждениях или школах. Практически с рождения у каждого ребенка измеряется рост, масса тела, окружность грудной клетки. Полученные результаты предоставляют возможность увидеть общую картину развития детского организма. Кроме того, основными показателями физического здоровья детей являются состояния: зубов, слизистых оболочек глаз, полости рта, состояние кожных покровов, соответствие степени полового созревания с возрастом обследуемого, наличие/отсутствие жировых отложений.

При обследовании важны и функциональные показатели. Для этого измеряется жизненная емкость легких, мышечная сила рук, становая сила.

На показатели оценки здоровья детей и подростков влияют следующие факторы: наличие или отсутствие резко выраженных конституционных особенностей телосложения; результаты измерения и взвешивания; биологический возраст; нервно-психическое развитие.

В соответствии с полученными результатами определяется группа здоровья: 1, 2, 3, 4, 5.

1 группа – здоровые дети с нормальным развитием.

2 группа – здоровые дети, но с некоторыми функциональными отклонениями, а также со сниженной сопротивляемостью к острым и хроническим заболеваниям.

3 группа – дети с хроническими заболеваниями, но с сохраненными функциональными возможностями организма.

4 группа – дети с хроническими заболеваниями, со сниженными функциональными возможностями организма.

5 группа – дети с хроническими заболеваниями, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Те, кто относится к данной группе, не посещают детские учреждения и освобождены от массовых регулярных осмотров.

Показатели комплексной оценки состояния здоровья детей зависят от таких критериев, как наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний; состояние основных органов и систем (кровеносной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и т.д.); степень гармоничности физического и нервно-психического развития.

Показатели физического здоровья детей и подростков фиксируются педиатрами, участковыми врачами, либо медработниками дошкольных и школьных учреждений на плановых осмотрах. Иными словами, сейчас на осмотре врачу недостаточно выявить наличие или отсутствие у ребенка каких-либо заболеваний. Важно максимально расширить круг показателей, отвечающих за развитие биологических и социальных функций растущего организма, своевременно обнаружить начальные стадии отклонений и хронических заболеваний.

Физическое состояние здоровья детей и его показатели немыслимы без знаний о том, как функционирует нервная система ребенка, каково состояние зрения, слуха, развитие памяти, внимания, речи и мышления. Физическое развитие как показатель здоровья детей должно дополняться сведениями о психологическом состоянии. Раннее выявление отклонений и направление ребенка к специалистам является важной задачей педиатра.

Психологическому здоровью детей всегда уделялось внимание, начиная с раннего возраста, поскольку это необходимое условие для развития полноценной личности. Психологическое здоровье неразрывно связано с физическим.

Что такое психологическое здоровье, и каковы его показатели? Об этом пойдет речь ниже.

Психологическим здоровьем человека принято считать внутреннюю гармонию тела, чувств, мыслей с внешней гармонией – связью между самим человеком и окружающим миром, социумом.

Основные показатели психологического здоровья у детей выражаются в следующих критериях: умении понимать себя и окружающих людей; реализации своего потенциала в различных видах деятельности; способности делать осознанный и правильный выбор; в состоянии душевного комфорта; нормальном социальном поведении.

Психологическое состояние делится на три уровня:

1. Креативный. К нему относятся дети с устойчивой психикой, нормальной адаптацией к окружающей среде, способностью справляться со стрессовыми ситуациями, находить выход в сложные жизненные моменты, умением и желанием творчески относиться к реальности.

2. Адаптивный. Дети, адаптированные к социальной среде, но отличающиеся повышенной тревожностью.

3. Дезадаптивный. Дети, старающиеся приспособиться к тем или иным условиям или обстоятельствам, жертвуя своими желаниями и возможностями.

На психологическое здоровье могут негативно влиять такие факторы, как неблагополучная семья или неблагоприятные условия в детском саду/школе, например, сложные отношения с учительницей, либо сверстниками.

На показатели нарушения психологического здоровья ребенка во многих случаях влияет окружающая обстановка, сложные взаимоотношения между членами семьи, не складывающиеся отношения со сверстниками, невосприятие его как личности в коллективе. Однако имеют место быть и неблагоприятные наследственные факторы, а также приобретенные психологические заболевания, появляющиеся на фоне сильных стрессов.

Только физически и психологически здоровая личность может стать полноценным, дееспособным членом общества.

источник

Состояние здоровья определяется ростом и развитием. Рост и развитие – это изменение анатомических и морфологических показателей, т.е. длины и массы тела, пропорций отдельных частей тела, поперечных размеров и объемных, изменения в физиологических системах, тканях и органах — т.е. функциональное направление в возрастном аспекте. Рост и развитие взаимосвязаны, зависят друг от друга; от окружающей обстановки; гигиены социально-бытовой; школьной; гигиены питания; труда и отдыха; занятий физической культурой и спортом. Периоды усиления роста сменяются периодами усиления развития, дифференциации тканей и систем и наоборот. Это так называемая гетерохронность – разновременность двух фаз единого процесса, гармоничность которого зависит от факторов внешних и внутренних.

Гигиенические аспекты здоровья детей и подростков начинаются с профилактической медицины на стадии планирования и зачатия, вынашивания и родов, целым комплексом мероприятий по охране материнства и детства. Это женские консультации, родильные дома, социальная защита – дородовые и последекретные отпуска, перевод на безопасную и легкую работу, поощрения и вознаграждения за ранний учет в женской консультации, за роды. Генетическое консультирование, наблюдения, контроль за внутриутробным развитием, рекомендации профилактического порядка по образу жизни женщины, ее питания, движения, отдыха. В организме матери формируется третий круг кровообращения эмбриона и плода, в первую очередь все хорошее и плохое поступает им, приоритет новой жизни.

Современные гигиенические аспекты роста и развития детей и подростков необходимо начать с термина валеология. Valeo – здравствую с момента зарождения новой жизни. Все болезни детскими ножками входят во взрослую жизнь. Уровень и качество здоровья зависит от многих хорошо управляемых факторов как генетически детерминированных, так и внешних сил природы, образа жизни и помощи профилактической медицины. Весь взаимосвязанный комплекс физического, психического и нравственного здоровья формируется и воспитывается не только окружающим биолого-социальным миром, но и самим человеком.

Здоровье — наивысшее благо. Научно-технический прогресс уменьшает долю физического труда и увеличивает его интенсивность, интеллектуальную и психическую нагрузку, снижает двигательную активность. Три кита физического, психического и нравственного здоровья — питание, движение, защита. Питание все больше становится рафинированным, высококалорийным, бедным или лишенным биологически активными веществами. Дефицит защиты сном дает рост невротических и астеноневротических состояний. Двигательный голод увеличивает деформации опорно-двигательного аппарата.

Здоровье — интегральный показатель формируется из следующих компонентов: соматического, физического, эмоционального, личностного, нравственного, умственного, духовного, психического, социального.

Для оценки здоровья детей и подростков необходимо использовать как минимум четыре критерия, а именно: 1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; 2) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности; 3) уровень функционирования основных систем организма; 4) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

С гигиенической токи зрения наибольшего внимания заслуживает оценка состояния здоровья, основанная на совокупности всех четырех признаков.

Этим целям отвечает методика комплексной оценки и распределения детей и подростков на группы здоровья.

В соответствии с предложенной схемой дети и подростки, в зависимости от совокупности показателей здоровья, подразделяются на пять групп.

Первая группа это лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, болевшие редко за период наблюдения, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здоровье, без отклонений).

Вторая группа — ее составляют дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные и морфологические отклонения, часто болеющие — 4 раза в год и более — или длительное одно заболевание — более 25 дней (здоровые, с функциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья группа — объединяет лиц, имеющих хронические заболевания или с врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа — лица, с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа — включает лиц с тяжелыми заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охватываются.

Дети и подростки, отнесенные к разным группам здоровья, нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий. Для лиц, входящих в первую группу здоровья организуется учебная, трудовая и спортивная деятельность без каких-либо ограничений в соответствии с существующими программами учебно-воспитательного процесса. Педиатр или терапевт подросткового кабинета в обычные (плановые) сроки проводит их профилактический осмотр. Врачебные назначения при этом состоят из обычных общеоздоровительных мероприятий, которые оказывают тренирующее воздействие на организм.

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют группой риска), требуют более пристального внимания врачей. Дело в том, что данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, своевременное проведение которых обладает наибольшей эффективностью в предупреждении развития хронической патологии в детском и подростковом возрасте. Особое значение имеют гигиенические рекомендации по повышению резистентности организма неспецифическими средствами: оптимальная двигательная активность, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация продуктов питания.

Дети и подростки, отнесенные к третьей, четвертой и пятой группам здоровья, находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей в соответствии с существующими методическими рекомендациями по диспансеризации детского населения.

Больные получают необходимую лечебную и профилактическую помощь, обусловленную наличием той или иной формы патологии и снижения компенсации. В детских и подростковых учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости больных хроническими заболеваниями или имеющие врожденные пороки развития направляют в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

В Республике Беларусь осуществляется целенаправленная программа по сохранению здоровья учащихся.

Программа «Здоровье соматическое» проходит под девизом первичной гигиенической профилактики «Я знаю как не болеть». Основными направлениями деятельности в этой программе являются: систематические медицинские обследования детей (сентябрь, май) с распределением детей на медицинские группы по организации правильного распределения физической нагрузки на организм. Определены четыре медицинские группы для занятий физической культурой: основная, подготовительная, специальная медицинская группа и лечебной физической культуры. Одновременно проводится цикл лекций для родителей и учащихся, воспитателей, учителей.

Программа «Здоровье физическое» ставит своей основной задачей диагностику физического состояния детей, их физического развития и здоровья.

источник