Меню Рубрики

Сравнительный анализ семейных форм устройства детей

Международная Конвенция прав ребенка и действующее российское законодательство провозглашают безусловный приоритет семейного воспитания детей. Существующие в нашей стране формы устройства детей-сирот можно разделить на три категории: семейные, государственные и государственно-общественные, сочетающие элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства. Последние иногда называют альтернативными формами устройства детей.

Передача осиротевшего ребенка, прежде всего в семью в наше время служит подтверждением приоритета семейного воспитания перед так называемым общественным воспитанием, т.е. устройством в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. Поэтому когда возникает проблема устройства ребенка, лишившегося родительского попечения, предпринимаются (должны предприниматься) поиски усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя. И только при безуспешности такого поиска несовершеннолетний попадает в одно из детских учреждений, которое заменяет ребенку семью.

Говоря об устройстве ребенка в детское учреждение, СК РФ делает оговорку — «всех типов». Но следует иметь в виду только те воспитательные учреждения, куда он попадает на постоянное пребывание (дом ребенка, детский дом, детский дом семейного типа и др.). Если органы опеки и попечительства вынуждены без промедления устроить несовершеннолетнего, находящегося в опасности, они могут на время поместить его в приют, иное учреждение социального обслуживания детей, в больницу и т.п., пока не будут оформлены необходимые документы для постоянного устройства в одно из детских учреждений или не появится лицо, готовое заменить родителей.

На практике нередко оказавшиеся в гибельной для них обстановке дети попадают в больницу. Их правовой статус не отличается определенностью. Поэтому они, будучи уже здоровыми, продолжают оставаться в медицинском учреждении. Их надлежит устраивать на общих основаниях в соответствии с правилами, сформулированным семейным законодательством.

Семейный кодекс допускает иные формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения. Такие формы могут быть предусмотрены субъектами РФ. К ним относится так называемый патронат, когда воспитанника детского учреждения передают на воспитание в семью воспитанника детского дома до достижения воспитанником совершеннолетия. При этом не нарушается штатное расписание детского учреждения, а ребенок обретает семью. Но такая форма семейного воспитания еще не имеет семейно-правовых оснований.

Сближению осиротевшего ребенка с лицом, желающим заменить родителей (одного из них) способствует такая форма как «ребенок на выходные». Это не есть патронатное воспитание в правовом смысле, но может стать первым к нему шагом.

При устройстве ребенка в семью учитываются особенности его характера, состояние здоровья, возраст, пол, внешние данные и т.п. Поэтому не случайно, что при усыновлении лицо, желающее заменить родителя, имеет право на получение полной информации о несовершеннолетнем. В числе критериев подбора себе «сына» или «дочери» учитывается также этническое происхождение ребенка, его принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании с тем, чтобы избежать в дальнейшем всякого рода осложнений в процессе семейного воспитания, особенно, когда речь идет о сформировавшейся личности подростка.

Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

Одна из главных отличительных особенностей приемной семьи, предусмотренная СК РФ, та, что такая семья основана на договоре. Этот договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

В качестве стороны в таком договоре могут выступать супруги, одинокое лицо как женского, так и мужского пола, желающее заменить ребенку, лишившемуся родительского попечения, семью, родителей (одного из них). Передаче несовершеннолетних в приемную семью предшествует подготовка, куда входит получение лицами, желающими стать приемными родителями, информации о ребенке.

Потенциальному родителю-воспитателю орган опеки и попечительства выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства или месту нахождения государственного учреждения, где он живет постоянно.

Администрация этого учреждения обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом несовершеннолетнего и медицинским заключением о состоянии его здоровья. За достоверность предоставляемых сведений о ребенке администрация несет ответственность (в соотв. с ч. 1 ст. 5.36 КоАП). Одновременно в орган опеки и попечительства лицо (лица), желающее стать приемным родителем, подает по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемным родителем.

На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающего стать приемным родителем, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.

В случае если лицо (лица) изъявит желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида в заключении органа опеки должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых условий для воспитания такого несовершеннолетнего.

Поскольку речь идет о семейном воспитании, в приемную семью передаются только несовершеннолетние дети. Но общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Данное правило, закрепленное в п. 2 Положения о приемной семье, может иметь исключение. Во-первых, у приемных родителей могут появиться собственные дети. Во-вторых, разъединение братьев-сестер нежелательно, не в их интересах. Поэтому все эти обстоятельства сказываются на количестве детей в приемной семье. Что касается рекомендаций относительно максимума численности детей в приемной семье, то они вызваны стремлением обеспечить наиболее благоприятные условия семейного воспитания. Однако на воспитание в приемную семью может быть передан и один ребенок. Дети, передаваемые в приемную семью, находятся в этой семье столько, сколько обозначено в договоре. Практически они живут здесь до достижения совершеннолетия. Кроме того, став взрослыми, многие из них стараются быть членами семьи, ставшей для них единственной.

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание; дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Приемная семья является формой семейного устройства ребенка (детей) в семью «приемного родителя» на условиях договора, заключенного с органом опеки.

Состоявшийся договор о передаче ребенка на воспитание в семью представляет собой правовое основание возникновения отношений, приближенных к кровнородственным, т.е. родительским, где центральное место занимает воспитание приемного ребенка, его образование. Отсюда проистекают права и обязанности приемного родителя как личного, так и имущественного характера (см. п. 3 ст. 153 СК). Но права и обязанности возникают и у другой стороны: органа опеки и попечительства. К их правам и обязанностям относится право осуществлять надзор за условиями воспитания приемного ребенка.

Параллельно возникает обязанность оказывать всяческую помощь приемному родителю в воспитании ребенка, охране его здоровья, организации летнего отдыха (см. п. 2 ст. 155 СК). Вместе с тем органы опеки и попечительства принимают на себя обязанность оплачивать труд родителя-воспитателя, расходовать получаемые на содержание приемного ребенка денежные средства по назначению (см. п. 1 ст. 155 СК).

Приемные родители получают за свой труд оплату, размер которой определяется законами субъекта РФ и зависит от количества взятых на воспитание детей. На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленным в области нормативам. Приемным родителям выплачивается заработная плата и засчитывается трудовой стаж.

Действующее Положение о приемной семье закрепляет общие нормы, касающиеся порядка организации приемной семьи, особенностей передачи ребенка в такую семью, и, наконец, материального обеспечения приемной семьи. Таким образом, Положение о приемной семье развивает и дополняет ст. 151, 152 СК РФ, посвященные приемной семье.

В соответствии с действующим законодательством об опеке и попечительстве в настоящее время в РФ все формы устройства в замещающую семью существуют только в рамках опеки и попечительства, что противоречит ч. 2 ст. 123 СК РФ и не распространяется на детей, хотя и не оставшихся без попечения родителей, но оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим необходимо вывести из сферы действия законодательства об опеке и попечительстве приемную семью и патронатную семью.

Опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются в целях их воспитания (п. 1 ст. 31 ГК). Причем опека устанавливается над малолетними (детьми в возрасте до 14 лет). Опекун — законный представитель своего подопечного и совершает от его имени и в его интересах все необходимые сделки. Фактически он целиком и полностью заменяет своего подопечного с гражданско-правовой точки зрения.

Малолетним в возрасте от шести до 14 лет разрешается только совершать самостоятельно, например, мелкие бытовые сделки (п. 2 ст. 28 ГК).

А попечители назначаются над детьми в возрасте 14 лет и более до достижения ими совершеннолетия. Они призваны оказывать своим подопечным содействие в осуществлении ими своих прав, исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 2 ст. 33 ГК).

С помощью ГК регулируются главным образом имущественные отношения подопечных детей. Что же касается их воспитания, прав подопечного ребенка личного характера, то им уделяет внимание СК. Правда и в том и другом кодексе отмечается, что и опека, и попечительство устанавливаются над детьми, утратившими родительское попечение (п. 3 ст. 31 ГК; п. 1 ст. 121 СК). Исключение составляют случаи назначения опекуна, который будет осуществлять воспитание ребенка совместно с его несовершеннолетними родителями до достижения ими 16 лет (п. 2 ст. 62 СК).

Для назначения опекуна или попечителя не требуется заявления такого лица, необходимо только его согласие.

Процедура установления и прекращения опеки или попечительства определяется ГК. Так, согласно п. 1 ст. 35 ГК опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке, попечительстве в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства, в данном случае над несовершеннолетним.

Точкой отсчета будет либо дата составления акта обследования либо момент вступления решения суда о лишении родителей родительских прав и т.п. В некоторых случаях течение месячного срока берет начало со дня заявления лица, желающего заменить родителей, в органы опеки и попечительства с просьбой назначить его опекуном (попечителем).

При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун (попечитель) может быть назначен по месту жительства опекуна (попечителя) (п. 1 ст. 35 ГК). К таким обстоятельствам относится, например, переезд несовершеннолетнего после гибели родителей к опекуну (попечителю).

Опекун (попечитель) принимает на себя все обязанности по воспитанию подопечного. Кроме того, он обязан защищать имущественные интересы подопечного в соответствии со ст. 37, 38 ГК. Прекращение опеки (попечительства) над несовершеннолетними регулируется п. 2, 3 ст. 40 ГК. По достижении малолетним подопечным 14 лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным 18 лет, а также при досрочном вступлении в брак или эмансипации.

Одним из возможных оснований прекращения опеки (попечительства) может стать восстановление родительских прав (см. комментарий к ст. 72 СК). Причем само по себе восстановление родительских прав далеко не всегда влечет за собой прекращение опеки (попечительства). В любом случае вопрос о передаче ребенка родителю, восстановленному в своих правах, должен решаться в зависимости от интересов несовершеннолетнего. Поэтому иногда восстановление в родительских правах не влечет за собой прекращения опеки (попечительства).

Кроме прекращения опеки (попечительства) ст. 39 ГК предусматривает освобождение и отстранение опекунов (попечителей) от исполнения своих обязанностей. В первом случае имеется в виду возвращение ребенка к родителям, если это соответствует его интересам либо усыновление несовершеннолетнего.

Во втором — появление обстоятельств, затрудняющих, делающих невозможным опеку (попечительство), например тяжелая болезнь опекуна (попечителя), изменение его имущественного положения, враждебные отношения ребенка с опекуном (попечителем), членами его семьи. При подобных обстоятельствах просьба об освобождении опекуна (попечителя) от принятых им на себя обязательств исходит от опекуна (попечителя).

Пункт 3 ст. 39 ГК предусматривает также отстранение опекуна (попечителя), если он ненадлежащим образом выполнял свои обязанности, использовал свое положение в корыстных целях. В таких случаях органы опеки и попечительства вправе поставить вопрос, во-первых, об отстранении опекуна (попечителя), а, во-вторых, принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к ответственности (ст. 125,156 УК, ст. 5.35 КоАП).

Порядок формирования и пользования данными о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Отметим, что поскольку в правовом регулировании отношений по опеке и попечительству в РФ преобладающая роль принадлежит федеральному законодательству, целесообразно создать федеральную службу опеки, попечительства и патроната и ее региональные подразделения для координации деятельности всех органов опеки и попечительства, для обеспечения ее единообразия, для осуществления надзора и контроля за деятельностью органов опеки и попечительства на всей территории РФ.

Патронат — это форма воспитания ребенка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между образовательным учреждением для детей-сирот, органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем. Основной целью данной формы устройства является социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье. На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленным в области нормативам. Патронатному воспитателю выплачивается заработная плата и засчитывается трудовой стаж.

И, наконец, рассмотрим усыновление. Усыновление — это принятие в семью ребенка на правах кровного, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства. Усыновление позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи. Юридически устанавливаются родственные отношения и права наследования, сохраняющиеся и по исполнении ребенку 18-ти лет. Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и дату рождения в пределах трех месяцев в одну или другую сторону. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающего усыновить ребенка.

Читайте также:  Анализ на гепатиты в дет сад

Заявление об установлении усыновления ребенка подается гражданами РФ, желающими усыновить ребенка, в районный суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Граждане РФ, постоянно проживающие за ее пределами, иностранцы и лица без гражданства подают заявление об усыновлении ребенка — гражданина РФ в Верховный Суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка.

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 при принятии заявления об усыновлении судье, учитывая специфику дел данной категории, необходимо проверять, отвечают ли форма и содержание такого заявления как общим требованиям, предъявляемым ст. 131 ГПК РФ, так и требованиям ст. 270 ГПК РФ о необходимости указать в заявлении сведения о самих усыновителях, о детях, которых они желают усыновить, их родителях, просьбу о возможных изменениях в актовой записи о рождении усыновляемых детей, а также обстоятельства, с которыми закон связывает возможность быть усыновителем, и документы, подтверждающие эти обстоятельства, с приложением к заявлению необходимых документов, перечень которых содержится в ст. 271 ГПК РФ.

При усыновлении ребенка — гражданина Российской Федерации постоянно проживающими за ее пределами гражданами РФ, иностранцами или лицами без гражданства, помимо вышеназванных документов, к заявлению должны прилагаться: заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории.

При усыновлении на территории РФ гражданами РФ ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо приложить к заявлению также согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и согласие ребенка на усыновление, если оно требуется в соответствии с законодательством указанного государства и (или) международным договором РФ.

Процессуальной новеллой является норма, закрепленная в ч. 4 ст. 271 ГПК РФ, согласно которой документы усыновителей — иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке. После легализации их необходимо перевести на русский язык и нотариально удостоверить перевод. Все документы, прилагаемые к заявлению об усыновлении, должны быть представлены в двух экземплярах.

В отношении усыновления на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства детей, являющихся российскими гражданами, российское законодательство предусматривает следующие основные положения:

1. усыновление производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении.

Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства о требованиях к усыновлению (в отношении возраста усыновителя, его материального положения и т.п.) призвано обеспечивать в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, поскольку обычно усыновитель-иностранец увозит ребенка в свою страну. Такой подход соответствует международной практике, поскольку ребенку, усыновленному иностранцем, придется жить в государстве усыновителя, где он должен быть надежно защищен и в правовом отношении;

2. при усыновлении должны быть также соблюдены требования, установленные российским законодательством, исходящие прежде всего из того, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственниками детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Таким образом, приоритет при усыновлении в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. всегда должен оставаться за усыновителем — российским гражданином, проживающим в России. Согласно этой Конвенции, участником которой является наше государство, усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

  • 3. усыновление иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, производится в порядке, установленном Семейным кодексом РФ для российских граждан, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
  • 4. на усыновление иностранным гражданам дети могут быть переданы лишь при условии, что прошло более трех месяцев с момента постановки их на централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, порядок которого в соответствии со ст. 124 СК РФ был определен постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей». Учет ведется органами исполнительной власти субъектов Федерации.

В России установлен следующий порядок передачи детей, являющихся российскими гражданами, на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами России, иностранным гражданам или лицам без гражданства. Такое усыновление допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающим в России, либо на усыновление родственникам детей, независимо от их гражданства и местожительства. Усыновление производится судом по месту жительства или нахождения ребенка. Иностранные граждане должны получить предварительное разрешение на усыновление соответствующим органом исполнительной власти.

Для рассмотрения в суде вопроса об усыновлении к заявлению с просьбой об усыновлении ребенка должны быть приложены: заключение компетентного органа страны гражданства усыновителя об условиях его жизни, содержащее биографические данные, сведения о составе семьи, характеристику; документ о доходах или справка с места работы с указанием годового дохода; медицинское заключение о состоянии здоровья; копия свидетельства о браке (если усыновитель состоит в браке); разрешение на въезд и постоянное место жительства усыновляемого ребенка, выданное компетентным органом страны кандидата в усыновители, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, и другие сведения.

Согласно российскому законодательству, в России допускается усыновление иностранными гражданами, проживающими на ее территории, детей, являющихся иностранными гражданами. При усыновлении должны соблюдаться все нормы российского законодательства, определяющего, в отношении каких детей допускаются усыновление, порядок усыновления, ведение учета нуждающихся в усыновлении детей и лиц, желающих усыновить ребенка, т.е. обеспечивающего интересы усыновляемых детей. Несоблюдение положений российского законодательства об усыновлении влечет за собой отказ в разрешении усыновления. Если усыновление состоялось, то оно подлежит отмене в судебном порядке.

Так, в одном из своих решений в 1999 г. Верховный Суд Российской Федерации признал правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявления об установлении усыновления гражданам США — супругам Р., обратившимся в суд с просьбой об усыновлении Дмитрия Ш. 1996 г. рождения, воспитанника Дома ребенка № 2 г. Омска. Отказ в усыновлении объяснялся рядом обстоятельств, в том числе несоблюдением порядка организации учета детей, подлежащих усыновлению. Мальчик не был поставлен в установленные законом сроки на региональный и федеральный учет. Органы исполнительной власти г.Омска не предпринимали мер к устройству ребенка, чье здоровье улучшилось, в семью российских граждан. Кроме того, супруги Р. познакомились с Дмитрием заочно по фотографиям и кассетам, а личное их знакомство состоялось накануне судебного разбирательства дела и было непродолжительным.

Семейный кодекс содержит и такое общее правило: если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные российским законодательством и международными договорами России, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.

Усыновление ребенка, являющегося гражданином России и проживающего за ее пределами, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в РФ при условии получения предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории России.

Защита прав и законных интересов детей, являющихся российскими гражданами и усыновленными иностранцами, за пределами России осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями РФ, в которых эти дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. В 2000 г. были также утверждены правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства.

При усыновлении на территории РФ российскими гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством такого государства, согласие ребенка на усыновление.

В случае если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное подлежит отмене в судебном порядке.

Усыновление являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации ребенка, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Из содержания вышеизложенного можно сделать вывод, что под жизнеустройством в настоящем исследовании понимается создание детям данной категории нормальных условий жизни в замещающей семье или государственном учреждении. Анализ показал, что в настоящее время самыми распространенными формами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются усыновление, опека, приемная семья.

В завершение сказанного, хотелось бы подчеркнуть, что именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни и воспитания, именно поэтому усыновление является приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

источник

Семейные формы устройства детей наиболее приоритетны, т.к. они дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Организации, в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое).

Основания и факторы Усыновление Опека (попечительство)
1 2 3
Федеральные нормативные акты, регулирующие особенности данной формы Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»,
Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423
«Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
Основание возникновения Решение суда Безвозмездная форма — акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Возмездная форма опеки — акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) с последующим заключением соответствующего договора Согласие ребенка Требуется согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста Характер возникающих отношений с детьми Возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происхождению, которые предусмотрены нормами других отраслей законодательства Безвозмездная форма — акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Возмездная форма опеки — акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) с последующим заключением соответствующего договора Прекращение правоотношений Носят постоянный характер, но возможна отмена усыновления в судебном порядке в случаях, предусмотренных законодательством. Опека прекращается по достижении малолетним 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем до достижении несовершеннолетним 18 лет. При заключении соответствующего договора – на срок, указанный в договоре.

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Впервые Министерство образования Московской области совместно с киностудией «Союзмультфильм» в преддверии Международного дня защиты детей подводит итоги конкурса рисунков на тему «Каникулы в Подмосковье». Участники — дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, воспитывающиеся в подмосковных детских домах и в замещающих семьях.

Читайте также:  Анализ на гепатит в для детей

Госдума разрешила усыновление детей больным ВИЧ и гепатитом С. Речь идет лишь о тех случаях, когда ребенок живет с потенциальным усыновителем или опекуном «в силу уже сложившихся семейных отношений»

Россиянам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и гепатита С, могут разрешить усыновлять уже проживающих с ними детей. Соответствующий законопроект, подготовленный Правительством, Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в мае.

Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий при определенных обстоятельствах быть усыновителями лицам, имеющими ВИЧ-инфекцию или вирус гепатита С, передает корреспондент ИА REGNUM 2 апреля.

источник

Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление, опека или попечительство, приемная семья, патронат

Плюсы и минусы основных форм устройства брошенных детей: усыновление (удочерение), опека, патронат и воспитание в приемной семье.

Усыновление (удочерение) — принятие в семью ребенка на правах кровного, всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства. Для родителей высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

  • Позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи.
  • Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста.
  • Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
  • Оформляется дольше, чем опека т.к. усыновление утверждается гражданским судом.
  • Государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.
  • Самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства.
  • Не каждый ребенок лишенный родительского попечения может быть усыновлен.

Опека — принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.

  • Опека устанавливается решением главы местного самоуправления из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление т.к. не требуется суда.
  • На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
  • По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.
  • Менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости.
  • Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
  • Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребенка.
  • Нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны.
  • Смена фамилии ребенку затруднена, изменение даты рождения невозможно.

Приемная семья — форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у «приемного родителя»-воспитателя. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или не удается найти ему опекунов или усыновителей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребенку Приемные родители являются ему опекунами. Высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.

  • Возможно взять в семью ребенка не имеющего статуса под опеку или усыновление и, в ином случае, обреченного жить в детском доме.
  • Менее жесткие требования к кандидатам — такие же как при опеке.
  • На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
  • По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.
  • Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
  • Сложнее оформить т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт).
  • Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе т.к. выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета.
  • Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.

Патронат — форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса или если их статус не позволяет передать на опеку или усыновление. Патронат форма заменяющая временное содержание в приюте и часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделенна между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребенка и территориальными органами опеки.

Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.

Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе.

  • Возможно поместить в семью патронатного воспитателя ребенка не имеющего статуса позволяющего передать его под опеку или усыновить и в ином случае обреченного попасть в приют, детский дом.
  • Менее жесткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жесткие чем при опеке.
  • На ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет.
  • Уполномоченная служба организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.
  • Работа по планам Уполномоченной службы, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование средств.
  • Ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент, по решению Уполномоченной службы.
  • Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется Уполномоченной службой.
  • Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных территориях.

Примечание: при разных формах устройства предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны были прежде лишены родительских прав или ограниченных в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновителя по вине взрослых.

источник

Семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ и зарубежных странах. Сравнительный анализ

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ и зарубежных странах. Сравнительный анализ

Аннотация. В данной статье приведен сравнительный анализ семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и других зарубежных странах, что на сегодняшний день является весьма актуальным. Это связано с тем, что российский институт семьи и гражданское законодательство в последнее время существенно видоизменяется. В статье рассмотрены семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При сравнительном анализе выявлены достоинства и недостатки российского и зарубежного законодательства.

Ключевые слова: семья; семейные формы воспитания детей; защита детей; дееспособность; права детей; опека; попечительство; патронаж; приемная семья.

В каждом государстве степень заботы и защиты детей является одним из критериев характеристики самого государства (далее – общества и семьи).

Дети, в силу своих психологических и физиологических особенностей, являются недееспособными, нуждаются в воспитании и заботе, не могут полноценно защищать себя и свои права.

Обстановка каждой страны в политической, экономической, социальной и духовной сферах несомненно различна, у каждой есть свои преимущества и недостатки в развитии этих четырех сфер жизни общества. Мы не отрицаем того, что именно недостатки государственной политики, экономического положения страны, духовного развития общества и социальных отношений сказываются на жизни нового поколения, и, несомненно, мы должны устранять корни недостатков. К примеру, одной из главных причин того, что российские граждане неохотно усыновляют детей, – ненадлежащий уровень социально-экономических условий, в том числе жилищные проблемы, а также отсутствие государственной поддержки детей и семей с детьми. Появилось множество вытекающих последствий из недостатков мировых государств, все страны объединяет одна общая проблема – это дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В данной научной работе мы рассмотрим семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за рубежом и в России, что дает нам полное представление о исследуемой проблеме в диссертации. Помимо этого, знание законодательства других государств, помогает улучшить Российскую систему правового регулирования.

В первую очередь, на примере России, на основании Конституции, Федеральных Законах, Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации, мы определимся с термином «семейные формы воспитания» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который включает в себя усыновление, опеку, попечительство и патронаж.

Именно вышеуказанные нормативно-правовые акты являются основополагающими документами РФ, которые регулирует отношение между государством и обществом, между гражданами РФ, где, в том числе, дети являются самостоятельным субъектом права.

Так в ч.1, главе 3 ГК РФ детям, оставшимся без попечения родителей (совершеннолетним и несовершеннолетним, дееспособным и недееспособным), посвящены ст.ст. 26–41. Здесь опека (ст. 32) устанавливается над гражданами до 14 лет и опекун вправе совершать от имени и в интересах подопечного все необходимые сделки.

Попечительство (ст. 33), в свою очередь, касается несовершеннолетних от 14 до 18 лет, где попечитель может давать согласие на сделки, которые несовершеннолетние дети не вправе совершать самостоятельно.

Весомое отличие патронажа (ст. 41) от опеки и попечительства трактует ГК РФ. Во-первых, по нашему мнению, патронаж – это не вполне семейная форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, ведь он устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином от 18 лет, который, по каким-то причинам не может защищать свои права.

Здесь совершеннолетнему гражданину назначается помощник на основании договора, помощник получает заработанную плату и, вместе с органами опеки и попечительства (вместе с социальными службами) оказывает ту или иную поддержку и помощь гражданину, над которым устанавливается патронаж.

Выше мы уже упомянули органы опеки и попечительства (ст. 34 ГК РФ). Это органы исполнительной власти и местного самоуправления, они осуществляют опеку и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей. Также орган опеки и попечительства осуществляет контроль деятельности опекунов и попечителей.

Семейный Кодекс Российской Федерации содержит в себе не только права детей (ст.ст.47–79, раздел 4 «Права детей и родителей»), но и отдельный раздел (ст.ст. 121–155, гл. 18-22, раздел 6), посвященный формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь появляется еще не рассмотренная нами форма воспитания – усыновление и термин приемная семья. Над ребенком устанавливается опека и попечительство, которые мы рассматривали выше, приёмной семьей (ст.ст. 151–154) по договору.

Усыновление или удочерение (гл.19, ст.ст. 124–144) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 введен Федеральным законом от 27.06.1998 № 94-ФЗ) и устанавливается над несовершеннолетними детьми.

Рассматривая семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зарубежных странах и в России, следует обратить внимание на существующие нормы международного права: Всеобщая декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и др.

Как и Российская Федерация, Федеральная Республика Германии тоже ставит в основу защиту прав детей. Федеральное, местное и региональное законодательство создают различные комитеты и комиссии для оказания помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Источником правового регулирования по защите детей является Конституция ФРГ. Здесь гарантирована образовательная помощь.

Отличие от России заключается в том, что акцент ставится не на усыновление, а на опекунство и попечительство, по причине более просто пути составления документов, также в такой ситуации ребенку дается возможность встречаться и поддерживать связь со своими настоящими родителями. К тому же в Германии всё больше и больше открываются негосударственные учреждения в помощь детям, чего в России явно недостаточно.

По закону ФРГ только после неудачных попыток удержать ребенка в настоящей семье следует процедура усыновления или установления опекунства/попечительства.

Соединенные Штаты Америки далеко не отстают от Германии. США занимают лидирующее положение в мире, которое касается института усыновления.

В тоже время Россия и Америка схожи в стратегии правового регулирования воспитания и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сравнивая работы опеки в этих странах. Так, например, финансирование детей-сирот сконцентрировано, по большей части, на местном уровне.

Вместе с тем требуется выделить и отличительные черты в работе органов опеки и попечительства Америки и РФ. Так, до последнего времени российская система основывалась на детских домах, а в США в течении продолжительного времени активно практиковалось временное проживание детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях. Также в США дети не могут попасть под любую форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, без судебного решения, в то время как в России постановление пленума Верховного суда необходимо лишь при усыновлении. Лишь 10 % детей США, оказавшихся в приемных семьях, остаются там до совершеннолетия. И примерно 50% американских детей, попавших к приемным родителям, возвращаются в свою семью в течение года, в то время как в России воссоединение происходит крайне редко.

В Великобритании, как и в предыдущих странах, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляют в реабилитационный центр временного содержания, приют или в детский дом.

Читайте также:  Анализ на герпетическую инфекцию у детей

Поиск опекунов начинается тогда, когда для ребенка не удается найти защиты со стороны его родственников. Также в Англии практикуется семья выходного дня.

Современная государственная политика социальной помощи во Франции постепенно выросла из действий отдельных частных лиц, и сейчас в этом направлении работают многочисленные ассоциации и частные учреждения. Чаще всего они финансируются из государственных фондов. Признается, что социальная политика должна быть направлена на реализацию социальной помощи на местном уровне, чтобы ребенок, оставшийся без попечения родителей, имел доступ к социальным службам, оставаясь в знакомой ему обстановке.

Но всё-таки основной структурой защиты ребенка во Франции является семья, в которой он родился и должен иметь возможность развиваться. Французское право и социальные службы в приоритет ставят связь ребенка с биологическими родителями, пребывание в доме биологических родителей. И даже когда возникает острая необходимость перемещения ребенка в приемную семью из-за возникновения опасности для него, считается необходимым поддерживать его связь с кровными родственниками.

В Японии, по нашему мнению, происходит уникальная ситуация, ведь при решении вопроса об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь, рассматривается детский дом, а потом уже воспитание в приемной семье (фостеринг). Поэтому здесь с каждым годом растёт количество детей в детских домах. Причем имеет не много случаев, где суды принимают своё участие, определяя воспитанников детских домов, сравнивая, к примеру, с Англией.

Интересно заметить, что в Японии, как и в Англии, родители могут отдать свои детей в детский дом, с сохранением родительских прав. А потом забрать обратно.

Более 90 % детских домов Японии – частные. Следует отметить, что, в Японии не развита система профессиональной социальной работы, и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, зависит от совместной работы органов местного самоуправления и местных волонтерских организаций, контролирующих благосостояние детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Приемные родители в Японии делятся на четыре вида: приемные родители, родственники-опекуны, приемные родители на временный срок, профессиональные приемные родители.

Профессиональные приёмные родители являются опекунами детей, которые более двух лет назад психологически травмировались из-за небрежного отношения к себе своими предыдущими родителями.

Профессиональные родители, как и во многих других государствах, перед тем как стать опекуном или попечителем, проходят обучение. Также требуется официальное разрешение на опеку и минимум трёх летний опыт воспитания приемных детей (работа в центрах дневного пребывания, детских домах, домах ребенка и других детских социальных учреждениях).

Следует подчеркнуть, как бы в перевес России, что приёмным родителям в Японии выплачивают деньги в зависимости от возраста опекаемого, а также есть расходы, которые родителям полностью возмещаются.

Парадокс в том, что, как мы и отметили ранее, приёмных семей в Японии очень мало, а наполняемость детских домов почти стопроцентная. Савенко О.Е. в своей научной статье о детях, оставшихся без попечения родителей, поясняет это критическое для детей социальное положение высокими духовными ценностями страны и уникальным мировоззрением её граждан.

В Англии, наоборот, устройство детей под опеку органов местного самоуправления производится по большей части профессионалами специалистами социальной работы, которые отвечают за качество услуг, предоставляемых детям, начиная с момента их помещения в детские или приемные дома.

Контроль приемных семей прописан в нормативно-правовых актах Англии: «Общие инструкции об устройстве детей» и «Правила устройства детей на воспитание в приёмную семью». Также существуют Национальные стандарты воспитания в приёмной семье. Важно подметить, что в приёмной семье не могут опекаться более 3 детей, но имеют место исключения, когда приемные дети, оставшиеся без попечения родителей, желают жить со своими родными братьями и сёстрами с ними в одной семье. В случаях, когда ребенка не удалось устроить в семью – его направляют во временное детское учреждение (детский дом, приют, интернат).

В Великобритании существует целая система отчетности приёмных родителей перед органами опеки, куда входит регулярное обучение попечителей и опекунов.

Что касается Финляндии, то здесь вообще не предусмотрено и никак законодательно не закреплено лишение родительских прав. И, в любом случае, контакт родителя и ребенка не должен быть приостановлен.

В судах Финляндии решение принимается независимо от того, российский или финский ребенок. А права и интересы ребенка превыше всего.

Проанализировав семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России, США, ФРГ, Франции, Японии, Англии и Финляндии, можно сделать вывод, что самым верным способом из всех принимаемых мер является выявление кризисных семей и далее работа с этими семьями.

Также знакомство с опытом работы различных государств позволяет выявить самые эффективные способы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. В крайнем случае, мы хотя бы должны знать, за что нам бороться.

Помимо множества государственных программ, существует ряд международных мер и работ, которые тоже требуют своего совершенства, а в таком случае мы должны иметь в виду, с чем и кем мы работаем.

Сохранение семьи как ведущего института позитивной социализации детей имеет все основания для того, чтобы получить признание как межнациональная идея, способная активизировать мировое сообщество для новых свершений, новых научных открытий и идей.

Семейные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот требуют не только дальнейшего изучения, но и совершенствования в каждой стране.

источник

В том случае, если ребенок проживает на территории одного органа местного самоуправления, а приемная семья — на территории другого, то при передаче его в приемную семью возможно заключение трехстороннего договора между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, органом опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей и приемными родителями. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг (ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации), к которому также применяются общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.
Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей, в частности, воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения ребенком образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др. Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами. Так, например, в Московской области ежемесячный размер оплаты труда за воспитание ребенка каждому приемному родителю устанавливается в размере минимальной оплаты труда, установленной в Российской Федерации. Кроме того, каждому приемному родителю ежегодно выплачивается материальная помощь в размере двух минимальных размеров оплаты труда на каждого приемного родителя для организации отдыха семьи. В соответствии с Законом Ростовской области «Об установлении льгот и социальных гарантий приемной семье в Ростовской области» 1998 года приемным родителям предоставляется удобный и близко расположенный участок для сада, огорода с освобождением от уплаты земельного налога, предоставление льгот при приобретении домашних животных и кормов, право первоочередного выделения кредита для приобретения техники и сельхозинвентаря.
Детский дом семейного типа — форма воспитательного учреждения являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом), правовое положение которого урегулировано постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»41). Детский дом семейного типа организуется на базе семьи. Семья должна состоять из супругов, брак которых зарегистрирован. Для организации детского дома семейного типа необходимо желание обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, а также если в семье есть родные или усыновленные дети, достигшие 10 лет, то необходимо и их согласие. Супруги являются организаторами детского дома семейного типа. Также должно быть учтено мнение другие членов семьи (дедушки, бабушки и т.д.), если они проживают совместно с супругами.
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей не должно превышать 12 человек.
Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа является юридическим лицом в виде воспитательного учреждения (некоммерческая организация), учредителями которого являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.
41 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 13. Ст. 1251.
Отношения между органом опеки и попечительства и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними, что объединяет детский дом семейного типа с приемной семьей.
В отличие от других форм устройства детей на воспитание при создании детского дома семейного типа организаторы (супруги) кроме документов, предъявляемых при усыновлении ребенка, должны представить документ об образовании. Предпочтение при организации детского дома отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).
Таблица № 2
Сравнительный анализ форм устройства детей, оставшихся без
попечения родителей

Усыновление Опека/по
печитель
ство
Приемная
семья
Детский дом семейного типа
1. Федеральные нормативные акты, регулирующие
особенности
данной
формы
Семейный кодекс РФ
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях
усыновителей на территории Российской Федерации и правил
постановки на учет
консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся
Семейный кодекс РФ, Гражданск ий кодекс РФ Семейный кодекс РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»
гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»
2. Основание возникновения Решение суда Решение органа опеки и попечительства Договор между приемными родителями и органами опеки и
попечительства
Договор между детским домом семейного типа и органами опеки и попечительства
3. Орган, принимающий
решение об устройстве ребенка
Суд Орган опеки и попечительства Органы опеки и
попечительства
Создание детского дома семейного типа производится на основании решения органов исполнительной власти, передача ребенка в детский дом семейного типа
осуществляется по решению органа опеки и попечительства
4. Согласие ребенка Требуется, если ребенок достиг 10 лет Не
требуется
Требуется, если ребенок достиг 10 лет Требуется, если ребенок достиг 10 лет
5. Характер возникающих отношений с детьми Родительские
правоотношения
Родительские право- отношения не возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с фактическими родителями. Родительские правоотношения не
возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с
фактическими
родителями
Родительские правоотношения не возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с фактическими родителями
6. Оплачивается ли труд лиц, которым передаются дети Нет Да Да Да
7. Возникают ли алиментные обязательства между детьми и лицами, которым переданы дети на воспитание Да Нет Нет Нет
8. Количество детей не ограничено не
ограничено
в приемной семье не должно быть более 8 детей от 5 до 10 детей, общее количество детей не более 12.
9. Прекращение правоотношений Отмена усыновления производится в судебном порядке Принятие решения органом опеки и попечительства Расторжение
договора
Принятие решения органом опеки и
попечительства

Трудовое право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с применением труда граждан по трудовому договору, устанавливает права, обязанности и ответственность участников данных отношений. Таким образом, трудовое право — это отрасль права, регулирующая трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. К отношениям, непосредственно связанным с трудовыми, относятся отношения:

  • по организации труда и управлению трудом,
  • по трудоустройству у данного работодателя,
  • по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя,
  • по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений,
  • по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях,
  • по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда,
  • по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (а также законодательства об охране труда),
  • по разрешению трудовых споров.

Трудовое право является частью системы российского права и, как любой элемент системы, оно взаимосвязано с другими отраслями права. Так, например. трудовое право неразрывно связано с конституционным правом, являющимся базой действующего законодательства. Конституционное право устанавливает основы правового регулирования трудовых отношений, закрепляя право на свободу труда, право на отдых, оплату труда, охрану труда, трудовые споры и забастовку, право на объединение в профсоюзы.
Административный кодекс регулирует порядок государственного управления охраной труда, занятостью населения, а также ответственность за нарушение законодательства об охране труда, уклонение от участия в переговорах по заключению коллективного договора, необоснованный отказ от заключения коллективного договора, невыполнение или нарушение коллективного договора.
Общими вопросами трудового и гражданского права являются отношения по социальному страхованию граждан от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением трудовых обязанностей, а также по компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением и переводом.
Наиболее часто трудовое право пересекается с правом социального обеспечения, так как работа по трудовому договору дает право на получение трудовых пенсий, пособий по социальному страхованию. Государственная помощь безработным является формой социальной защиты граждан. Существует и обратная связь: прекращение трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия работника влечет за собой понижение размера пособия по временной нетрудоспособности. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет меры социальной защиты при применении труда инвалидов, женщин, несовершеннолетних.
Трудовое право предусматривает ответственность, а уголовное право ее детализирует, в случае нарушения работодателем правил охраны труда, необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет.

    источник