Меню Рубрики

Звуковой анализ слов задание для детей

Выполните фонетический анализ слова. Проверьте себя по ответам.

Слова для разбора:
1) деньги, 2) луч, 3) солнце, 4) синим, 5) ложка

1) де ´ нь-ги — 2 слога, 1-й ударный

д [д’ ] — согл., зв., мягк.
е [э ´ ] — гл. ударн.
н [н’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.
ь [– ]
г [г’ ] — согл., зв., мягк.
и [и ] — гл. безуд.
6 б., 5 з.

3) со ´ лнце — 2 слога, 1-й ударный

с [с ] — согл., глух., тв.
о [о ´ ] — гл. ударн.
л [– ]
н [н ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
ц [ц ] — согл., глух. непарн., тв. непарн.
е [э ] — гл. безударн.
6 б., 5 з.

4) си ´ ним — 2 слога, 1-й ударный

с [с’ ] — согл., глух., мягк.
и [и ´ ] — гл. ударн.
н [н’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.
и [и ] — гл. безударн.
м [м ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
5 б., 5 з.

5) ло ´ жка — 2 слога, 1-й ударный

л [л ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
о [о ´ ] — гл. ударн.
ж [ш ] — согл., глух., тв. непарн.
к [к ] — согл., глух., тв.
а [а ] — гл. безударн.
5 б., 5 з.

Слова для разбора:
1) проспект, 2) окно, 3) груз, 4) грузчик, 5) мышь

1) проспе ´ кт — 2 слога, 2-й ударный

п [п ] — согл., глух., тв.
р [р ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
о [а ] — гл. безударн.
с [с ] — согл., глух., тв.
п [п’ ] — согл., глух., мягк.
е [э ´ ] — гл. ударн.
к [к ] — согл., глух., тв.
т [т ] — согл., глух., тв.
8 б., 8 з.

2) окно ´ — 2 слога, 2-й ударный

о [а ] — гл. безударн.
к [к ] — согл., глух., тв.
н [н ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
о [о ´ ] — гл. ударн.
4 б., 4 з.
г [г ] — согл., зв., тв.
р [р ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
у [у ] — гл. ударн.
з [с ] — согл., глух., тв.
4 б., 4 з.

4) гру ´ зчик — 2 слога, 1-й ударный

г [г ] — согл., зв., тв.
р [р ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
у [у ´ ] — гл. ударн.
з [ш’: ] — согл., глух. непарн., мягк. непарн., долгий
ч
и [и ] — гл. безударный
к [к ] — согл., глух., тв.
7 б., 6 з.

Слова для разбора:
1) еда, 2) въезд, 3) местный, 4) глушь, 5) разжечь

1) еда ´ — 2 слога, 2-й ударный

е [й’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
[и ] — гл. безударн.
д [д ] — согл., зв., тв.
а [а ´ ] — гл. ударн.
3 б., 4 з.
в [в ] — согл., зв., тв.
ъ [– ]
е [й’ ] — согл., зв. непарный (сонорный), мягк. непарн.
[э ] — гл. ударн.
з [с ] — согл.,глух., тв.
д [т ] — согл., глух., тв.
5 б., 5 з.

3) ме ´ стный — 2 слога, 1-й ударный

м [м’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.
е [э ´ ] — гл. ударн.
с [с ] — согл., глух., тв.
т [– ]
н [н ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
ы [ы ] — гл. безударн.
й [й ] — согл., зв.непарн. (сонорный), мягк. непарн.
7 б., 6 з.
г [г ] — согл., зв., тв.
л [л ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
у [у ] — гл. ударн.
ш [ш ] — согл., глух., тв
ь [– ]
5 б., 4 з.

5) разже ´ чь — 2 слога, 2-й ударный

р [р ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
а [а ] — гл. безударн.
з [ж: ] — согл., зв., тв., долгий
ж
е [э ´ ] — гл. ударн.
ч [ч’ ] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
ь [– ]
7 б., 5 з.

1) ателье, 2) цифры, 3) сшить, 4) ночной, 5) опоздав

1) ателье ´ — 3-х слога, 3-й ударный

а [а ] — гл. безударн.
т [т ] — согл., глух., тв.
е [э ] — гл. безударн.
л [л’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.
ь [– ]
е [й’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
[э ´ ] — гл. ударн.
6 б., 6 з.

2) ци ´ фры — 2 слога, 1-й слог ударный

ц [ц ] — согл., глух. непарн., тв. непарн.
и [ы ] — гл. ударн.
ф [ф ] — согл., глух., тв.
р [р ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
ы [ы ] — гл. безударн.
5 б., 5 з.

4) ночно ´ й — 2 слога, 2-ой слог ударный.

н [н ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
о [а ] — гл. безударн.
ч [ч’ ] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
н [н ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
о [о ´ ] — гл. ударн.
й [й’ ] — согл., зв.непарн. (сонорный), мягк. непарн.
6 б., 6 з.

5) опозда ´ в — 3 слога, 3-й слог ударный.

о [а ] — гл. безударн.
п [п ] — согл., глух, тв.
о [а ] — гл. безударн.
з [з ] — согл., зв., тв.
д [д ] — согл., зв., тв.
а [а ´ ] — гл. ударн.
в [ф ] — согл., глух., тв.
7 б., 7 з.

Слова для разбора:

1) обыскать, 2) объёмный, 3) ружьё, 4) (много) туч, 5) ложь

1) обыска ´ ть — 3 слога, 3-й ударный

о [а ] — гл. безударн.
б [б ] — согл., зв., тв.
ы [ы ] — гл. безударн.
с [с ] — согл., глух., тв.
к [к ] — согл., глух., тв.
а [а ´ ] — гл. ударн.
т [т’ ] — согл., глух., мягк.
ь [– ]
8 б., 7 з.

2) объёмный — 3 слога, 2-й ударный

о [а ] — гл. безударн.
б [б ] — согл., зв, тв.
ъ [– ]
ё [й’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
[о ´ ] — гл. ударн.
м [м ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
н [н ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
ы [ы ] — гл. безударн.
й [й’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
8 б., 8 з.

3) ружьё — 2 слога, 2-й ударный

р [р ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
у [у ] — гл. безударн.
ж [ж ] — согл., зв., тв.
ь [– ]
ё [й’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
[о ´ ] — гл. ударн.
5 б., 5 з.

1) властный, 2) его, 3) тест, 4) поезд, 5)вокзальный

1) вла ´ стный — 2 слога, 1-й ударный

в [в ] — согл., зв., тв.
л [л ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
а [а ´ ] — гл. ударн.
с [с ] —согл., глух., тв.
т [– ]
н [н ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
ы [ы ] — гл. безударн.
й [й’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
8 б., 7 з.

2) его ´ — 2 слога, 2-ой ударный

е [й’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
[и ] — гл. безударн.
г [в ] — согл., зв., тв.
о [о ´ ] — гл. ударн.
3 б., 4 з.

4) по ´ езд — 2 слога, 1-й ударный

п [п ] — согл., глух., тв.
о [о ´ ] — гл. ударн.
е [и ] — гл. безударн.
з [с ] — согл., глух., тв.
д [т ] — согл., глух., тв.
5 б., 5 з.

5) вокза ´ льный -3 слога, 2-й ударный

в [в ] — согл., зв., тв.
о [а ] — гл. безударн.
к [г ] — согл., зв., тв.
з [з ] — согл., зв., тв.
а [а ´ ] — гл. ударн.
л [л’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.
ь [– ]
н [н ] —согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
ы [ы ] — гл. безударн.
й [й’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
10 б., 9 з.

Дополнительно см.: Фонетический словарь. Он содержит много примеров полного фонетического анализа слова. Списки постоянно расширяются. Можно оставить заявку на разбор слова.

источник

1. Игры с использованием Звуковичков.

Они — носители и хранители звуков, живут в стране слов. Чтобы узнать, как зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотри рисунок на его крылышках. Если нарисован ландыш, то это Звуковичок Л, если люстра — ЛЬ.

Показывают детям 5-6 Звуковичков. По рисунку на крылышках дети определяют его имя.

1.2 «Кто лучше покормит Звуковичка?» Показывают Звуковичка. По рисунку на крылышках узнают его имя. Кто больше придумает слов на этот звук?

1.3 «Почему заболел Звуковичок?»

На крылышках грустного Звуковичка [м] нарисовано: мак, мох, мыло, машина, миска. Почему он заболел? Так как художник ему по ошибке дал предмет с [мь].

1.4 «Рисуем крылышки Звуковичку»

Дети сами подбирают и рисуют Звуковичку предметы на крылышках.

2. «Подарки Аленке»

Аленке на день рождения подарили много игрушек, в названии которых есть звук [у]. Угадай, что ей могли подарить?

2.1 «Загрузи корабль» (машину, самолет и т.п.).

Корабль собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит грузы только такие, в названии которых есть звук [у]. Ребенок рисует нужные предметы на корабле.

3. «Найди общий звук»

Эта игра хорошо развивает внимание, развивает фонематический слух, формирует навык быстрого звукового анализа.

Логопед произносит 3-4 слова, в которых есть изучаемый звук.

— Какой звук встречается во всех словах?

Попутно выясняем лексическое значение малознакомых и неизвестных слов. Просим детей придумать аналогичное задание.

4. «Найди лишнее слово»

В трех словах есть общий звук, а в четвертом — нет.

Овца, цыпленок, солнце, луна.

Игры, помогающие определить место звука в слове.

1. «Звукоедик»

У Звуковичков есть страшный враг — Звукоедик. Он питается первыми звуками в словах (или последними).

1.1 Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый или последний звук в названии фруктов.

1.2 Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев.

1.3 Звукоедик может попасть в огород, магазин, на улицу, в цирк и т.д.

Играем до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый или последний звук в слове.

2. «Подарки зверюшкам»

Крокодил Гена был в Африке. И оттуда привез подарки. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки.

Что подарил Гена волку? Лисе? Белке?

3. «Цепочка слов»

Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, которые связываются «цепочку»: каждое следующее начинается с последнего звука предыдущего слова.

Играющим раздаются карточки с изображением разных предметов и 3 пустых. Дети выкладывают карточки так, чтобы они составили цепочку слов. Если нет карточки с изображением предмета, в названии которого есть нужный звук, то ребенок рисует этот предмет на пустом листочке.

Читайте также:  Игры для детей психологический анализ

3.2 Детям дается предметная картинка и альбомный лист. Ребенок рисует 5 предметов в определенной последовательности.

3.3 Незнайка решил поиграть в «Цепочку слов»

Он нарисовал: чайник — чашка – сахар – варенье — печенье. Почему он ошибся? Он сыграл по правилам?

4. «Кто больше?»

Придумать слова, в которых заданный звук был бы:

5. «Подбери слова к схеме»

Материал: предметные картинки, листы бумаги, карточки.

У каждого картинка и 2 карточки, лист бумаги. Закрашенная клеточка обозначает место звука в слове.

Задание: к схеме подобрать карточки. Для активизации внимания используются слова-«ловушки», которые не подходят к данным схемам.

6. «Добавь звук», «Звук заблудился»

К в карман к монтеру — прыг!

Крысу красят маляры. (По А.Шибаеву)

На заводе сделан хобот. (По И.Лопухиной)

7. «Отними (добавь) звук»

косы — осы верь — зверь — дверь

Учимся слышать твердые и мягкие согласные.

1. «Найди свой домик»

Игровой материал: 2 домика, картинки.

В разных концах комнаты крепятся 2 домика: синий и зеленый. У детей карточки с изображением предметов. Все изображают «звуки»: «летают» по комнате и поют свои звуки. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на картинке.

«Была хорошая погода, пошли звуки гулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домики. В синий пускают только твердые согласные, в зеленый — мягкие. Кто неправильно определить свой звук, того в дом не пускают. Этот «звук вымок под дождем».

Если дети легко определяют первый звук по твердости-мягкости, то вводим слова-«ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет домика.

2.«Мамина сумка»

Догадайтесь, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названии которых есть звук [м]. Нарисуйте их.

Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть звук [р] т.п.

3. «Построим дом»

На листе бумаги нарисована стена. Просим ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в названии которых есть [р]: крыша, труба, крыльцо, рама, забор вокруг дома. Потом рисуют предметы только с [рь]: двери, козырек над дверью, деревья у дома.

Ребенку можно предложить помощь в виде наводящих вопросов:

— Из какого материала сделан дом: он кирпичный, деревянный?

— Какой краской его покрасим: серой, розовой, коричневой?

— Какие кустарники нарисуем вокруг дома: смородину, сирень?

— Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?

Учимся выполнять звуковой анализ слов.

Для совершенствования навыков звукового анализа в работе используются следующие дидактические игры:

1. «Отгадай слово»

Перед детьми звуковая модель слова

Отгадайте, какое слово зашифровано. Дети с помощью вопросов выясняют, к какой группе относится данное слово:

2. «Отгадай загадку»

Логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Не человек, а рассказывает

Ребенок пишет отгадку в виде схемы.

3. «Живые звуки»

Дети “превращаются “ в звуки. Дети-звуки называют свой звук, а остальные догадываются, какое слово получилось.

4. «Назови слово по модели»

Материал: доска, мелки, предметные картинки, цветные схемы, листы бумаги с рисунками предметов и звуковыми схемами слов.

На доске мелками рисуются звуковые схемы слов. Детям задается вопрос: Кто подберет слово, которое подходит к схеме?

Используются разные модели:

3 ребенка превращаются в слова: кит, кот, крот. Из 3 моделей, изображенных на доске, каждый выбирает свою модель и доказывает, что это его схема.

Каждый ребенок получает большой лист бумаги. Справа на нем — рисунки с изображениями предметов, слева — в любом порядке звуковые схемы слов. Надо соединить дорожкой рисунок с нужной схемой.

Можно использовать усложнение: звуковых схем на листочке может быть больше, чем картинок.

Игровые упражнения с буквами.

1. «Исправь букву»

Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайтесь, какие это буквы и исправьте их.

2. «Какие это буквы?»

Материал: буквы из картона.

Правила: из картона вырезаны буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагают на ощупь определить буквы. ( А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)

3. «Разрезные буквы»

Материал: листочки цветной бумаги для букв.

На отдельных листочках написано по одной букве. Каждая буква окрашена в свой цвет. Лист разрезаем на 2-3 части. Дети собирают буквы, а потом из них слова.

4. В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Поэтому, прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Дети должны четко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево». Для осуществления этой цели используются различные виды заданий и упражнений (смотри дальше).

5. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

6. «Определение букв», написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

Какие буквы стоят кверху ногами? Впиши их в клетки правильно.

7. «Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами». Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

8. «Найти недостающие элементы буквы» Для этого обращаюсь к игре «Буква сломалась».

— На шариках нарисованы буквы и их элементы. Преврати их в букву Щ.

9. «Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой и т.п.»

10. «Определение буквы», «написанной» на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми и открытыми глазами).

11. «Систематическое придумывание детьми слов на данную букву» Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии. Дети должны четко усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.

12. «Нахождение букв в геометрических фигурах».

Например, в приведенном квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: о, у, и, м, п, г, т, р, л и т.д. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.

13. «Поиск букв, наложенных друг на друга.»

14. «Придумывание слов на данную букву в определенной позиции» (в начале, в середине, в конце слова).

15.» Конструирование букв из их элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.»

16. «Мягкие буквы».

(направлено на запоминание формы буквы ,соотношения её частей и пропорций).

Ребенку даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква.

17. «Допиши букву»

Ход игры: Логопед предлагает детям дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ребенок, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

18. «Угадай, кто я».

Цель: Закрепление начертания букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование: Элементы букв у каждого ребенка. Ход игры: Логопед называет элементы букв. Дети находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.

19. «Соедини одинаковые буквы»

1. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. М., 1989.

2. Шаховская С.Н. Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Ч.1. М., 1992.

источник

Управление образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Методическое пособие по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в ДОО: Практическое пособие сост. Н. А. Полюх – Николаевск – на – Амуре 2018г. – 27с.

В пособии изложена авторская система игр и упражнений по развитию сложного звукового анализа и синтеза, начиная с определения первого и последнего звука в слове и заканчивая определением позиционного положения звука в слове.

Разнообразный материал пособия поможет педагогам сделать сложный процесс развития звукового анализа и синтеза интересным и занимательным для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пособие может быть использовано студентами дошкольного и школьного отделений учреждений НПО, СПО, логопедами, воспитателями, а так же родителями.

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что ребенок овладеваетосновными навыками звукового анализа (мысленногорасчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза(сочетания звуковых элементов в единое целое). И толькопотом происходит знакомство с обозначением звуковсоответствующими буквами. На основе звукового анализа исинтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям устной и письменной речи (дислексии и дисграфии).

Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

Выделяют 2 вида звукового анализа:

1. Элементарный (простой) звуковой анализ — выделение звука на фоне слова. При правильном речевом развитии это умение развивается в дошкольном возрасте без специального обучения.

Определение первого и последнего звука в слове.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Определение последовательности звуков в слове.

Определение количества звуков в слове.

Определение позиционного положения звука в слове (перед каким звуком стоит данный звук, после какого звука и т. п.).

Эта форма звукового анализа появляется у детей лишь в процессе специального обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакойнеобходимости – реб ё нок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки.

В школе же работе над анализом речевого потока специально отвед ё н так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий, поэтому если реб ё нок прид ё т в школу совсем не подготовленный к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Поэтому необходимо постепенно подготавливать реб ё нка в этом плане уже в дошкольном возрасте.

Особенно это касается детей с речевыми дефектами. Лучше всего организовать развитие звукового анализа в виде самой привлекательной деятельности — игры. Эффект от занятий будет выше, если взрослые отнесутся к игровому обучению как к развлечению, приятному общению с ребенком.

Для того, чтобы ваша работа с ребенком по формированию у дошкольников навыков фонематического анализа и синтеза была более эффективной, она должна быть систематической (лучше ежедневной), но непродолжительной. Помните, что длительность непрерывной работы в 6 – 7 лет не больше 15 минут. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает или не понимает. Хорошо бы иметь план работы (например, на неделю), чтобы ребенок не только знал, что нужно делать, но имел возможность отметить свои достижения и наметить дальнейшую работу. Задачи, которые вы ставите перед ребенком, должны быть посильными, а на начальном этапе даже легко достижимыми. Сложность заданий лучше увеличивать постепенно. Подсказка, поправки по ходу выполнения заданий должны быть минимальными, лучше в форме подбадривания, и постепенно должны сводиться на нет. Ребенок должен учиться сам, оценивать качество выполнения и уметь контролировать свои действия.

Данная работа проводится постепенно, отмечая, усвоил ли ребёнок данное направление работы или нет. Если определённый этап усвоен ребёнком, необходимо переходить к работе над следующим направлением.

Читайте также:  Иммунограмма расшифровка анализов у детей

Только таким образом, поэтапно, постепенно, маленькими шагами можно добиться от ребёнка высокого уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза и, в дальнейшем, грамотного чтения и письма.

Данное методическое пособие может быть использовано воспитателями на групповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста и учителями при работе с младшими школьниками, имеющими нарушения речи, и с учащимися ОВЗ.

Последовательность формирования умственных действий при развитии звукового анализа и синтеза.

1. Ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;

2.Далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова.

3. Затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;

4. И, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Игры и упражнения на определение первого и последнего звука в слове

Задание для ребёнка: «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С».

Задание для ребенка: «Ты будешь бросать мяч, называя слово со звуком «Ш» в конце слова.

Задание для ребенка: «Я буду называть слова, в которых отсутствует первый звук(ак: рак, мак, бак, лак). Вы должны отгадатьслова, показать картинку и правильно произносит все слово».

«Жетончик»

Задание для ребенка: «Те, кто придумает слово на звук «Р», получит жетончик. В конце игры мы посчитаем, у кого больше жетончиков». Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой. Например, «Овощи», «Животные» и т. д.

Задание для ребенка: Я назову слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Выдобавьте последний звук и произнесите полученное слово.

Задание для ребенка: Придумайте слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

Например: носок — кошка – арбуз – зонт – танк.

Задание для детей: Угости гостей только теми пирожками, в названии которых первый, (последний) звук «А», «О», «М» и т. д.

«Наряди ёлочку»

На шарах с обратной стороны наклеены картинки.

Задание для детей: назови первый (последний) звук в слове и повесь шар на елку.

Задание для ребенка: Определи место звука в слове (начало, конец),передвигая ежика по дорожке. Педагог медленно произносит слово, делая акцент на заданный звук (например, ССамолет или кокоСС). Если звук слышится в начале слова,ежик идет в начало дорожки, если звук слышится в конце слова,ежик «доходит» до конца дорожки и останавливается там.

Дополнительно начало и конец дорожки, которые соответствуют началу иконцу слова, можно фиксировать какими-то объектами, например,земляничкой и грибом.

Задание для детей: «К нам из Африки приехала кукла, она плохо умеет разговаривать. Давайте научим ее правильно говорить». Педагог ходит с куклой в руках по группе и говорит, опуская в словах первый или последний звуки: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д.

Жил на свете человек. Скрюченные _…ожки,

И гулял он целый век по скрюченной _…орожке.

А за скрюченной рекой в скрученном _ …омишке

Жили летом и зимой скрюченные _…ышки.

И стояли у ворот скрюченные ёлки,

Там гуляли без забот скрюченные _…олки.

И была у них одна скрюченная _…ошка,

И мяукала она, сидя у окошка.

У ребенка карточки с картинками. Ребенок получит карточку после того, как назовет первый и/или последний звук в слове.

У ребенка карточки с картинками. Ребенок должен закрыть картинку той буквой, которая будет первой при написании данного слова.

Перед каждым ребёнком набор звуковых символов: синего, зелёного, красного цветов.

Задание для детей: Ребята, когда вы услышите в слове первый звук, то кладете соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика из девяти квадратов.

Задание для детей: Педагог произносит звук. Каждый ребенок должен придумать слово с этим звуком в начале слова. Кто задумался или повторился, тому очки не начисляются

Примерные лексические темы: звери, птицы, растения. Образец. Л: лось, лошадь.

По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются или заканчиваются на заданный звук, например на звук [з].

На доску выставляются три светофора. Дети должны «зажечь» определенный свет на светофоре, соответственно поставив картинку около светофора. Если в слове первый звук гласный, ребенок ставит картинку около того светофора, в котором должен загореться красный свет (по аналогии – синий и зеленый). Детям объясняют, что эти светофоры для слова, а не для людей, поэтому загорается синий, а не желтый свет. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове.

Задание для детей: Выбрать из рассказа слова, начинающиеся на звук О.

Это Оля и Коля. Они очень любят своего ослика. Оля хотела научить прыгать через обруч своего ослика. Но ослик был очень упрямый и долго стоял. Но вдруг он побежал и прыгнул через обруч. Коля сразу стал угощать ослика.

«Сороки»

С использованием прищепок. Прищепкипревращаются в любопытных сорок, которым нравятся слова со звуком «С». Дети выбираюткартинки со звуком «С» в начале и в конце слова .

Задание для детей:По первым звукам названий картиноксоставьте слово

Задание для детей: обозначь место звуков в словах соответствующим цветом на схемах: звук «к» — синим, «кь» — зеленым.

Перед началом игры выкладываются из коробки карточки-домино на стол картинками вниз, тщательно их перемешивают и предлагают участникам игры брать по столько-то карточек-домино. Например, по 4,6,7 и т.д. в зависимости от количества играющих. Если в процессе игры у играющего нет нужной картинки, он берет карточку из запасных, пока не достанется нужная карточка. Играющий четко и правильно называет первый и последний звук на карточке. Если при этом нужный звук определен и произнесен неправильно, то он штрафуется или теряет свой ход.

Выигравшим считается тот, кто раньше выставил свои карточки-домино.

Игры на определение места звука в слове (начало, середина, конец)

«Цветочная полянка»

Задание для ребенка: «Сорви цветок и назови гласный звук в середине слова». «Сорви цветок и определи, где находится звук «П» в начале, середине или в конце».

Задание для ребенка: «Пчелка труженица готовится к зиме. Помогите пчелке в улей собрать мед. Для этого необходимо определить,(место звука в слове)где находится звук, в начале, середине или конце.

На столе разложены картинки, например, со звуком «Ш». Ребенокговорит: «Я шел в детский сад, и по дороге увидел…», называет 2 или 3 картинки, где звук «Ш» находится в начале, середине или конце слова.

Угощенье для друзей»

Задание для ребенка: «К белочке придут гости, она готовит для них угощенье. Разложите по тарелкам угощенье, определив место звука «М» или «Г» в слове».

Использовать удочку с магнитом вместо крючка. Опускатьудочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы.

Задание для ребенка: Удочкой поймайте рыбку и определите место звука «Л» или любой другой заданный звук в слове (начало, середина, конец).

«Чудо-дерево»

Задание для детей: На чудо-деревевыросли различные предметы. Вы срываете этот предмет и определяете, где находится заданный звук, в начале, середине или конце.

Задание для детей: Снимайте (повесьте) с елочки снежинки (шары, шишки), определите место заданного звука в слове (начало, середина, конец)

Задания для детей: Бросаете кубик и называете 5 предметов или 4 — 5 действий, по символу,( -ы, — и, — о, — э, — а, — у) выпавшему на кубике.

Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: в один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой — в середине, третий — в конце. Примерные картинки: лампа, лыжи, шил стол, стул, луковица, полка, палка, голубь.

Педагог произносит слово, ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает картинку в начало (середину или конец дорожки).

Предлагаются карточки с картинками на звук Л и картонные полоски, разделенные на три части. На одной трети полоски (в начале, середине или в конце) написана буква. В ходе игры педагог называет слова. Дети определяют место звука и закрывают картинку соответствующей полоской.

Задание для детей: Опусти в почтовые ящики письма, в названии которых звук «с» слышится в начале слова в первый ящик, в середине – во второй ящик, в конце в третий ящик.

1. Игры и упражнения на определение первого и последнего звука в слове. 6

2. Игры и упражнение на определение места звука в слове

3. Определение последовательности звуков в слове………………………………..15

4. Определение количества звуков в слове …………………………………………19

5. Определение позиционного положения звука в слове ………………………. 22

6. Твердые и мягкие звуки……………………………………………..………. …23

источник

Людмила Гребенко
Мастер-класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: — требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению; — появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; — не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

— не пропускал буквы, не путал их при написании;

— умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

— под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас. Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

определение количества звуков в слове;

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);

определение места звука в слове.

Детям необходимо знать, что:

Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я — , Ю – , Е – , Ё – .

Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.

Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.

Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). Согласные звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р. Согласные глухие звуки: П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.

Читайте также:  Инфекционные заболевания у детей сдать анализ

1. Игра «Хлопни, если услышишь звук». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук).

2. Игра «Светофорчик». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.

3. Игра «Покажи картинку на определенный звук». Задача: развивать умение слышать звук в начале слова.

4. Игра «Звуковой поезд». Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.

5. Игра «Сколько звуков спряталось в слове». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Как проводится звуковой анализ слова?

1). Совместная деятельность педагога с родителями.

Выложить схему слова КОТ.

— Сколько звуков в слове КОТ? слове КОТ три звука)

— Какой первый звук в слове КОТ? слове КОТ первый звук [К])

Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

— Какой второй звук в слове КОТ? слове КОТ второй звук [О])

Звук [О] какой? ( Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)

— Какой третий звук в слове КОТ? слове КОТ третий звук [Т])

Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом) Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Обучение грамоте — ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя. Большое спасибо за внимание!

«Ассорти из слов и звуков». Викторина для детей подготовительной к школе группы и родителей Задачи: — совершенствовать звукослоговой анализ и синтез слов, навык чтения; — закреплять умение отвечать полным предложением на вопросы;.

Мастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» «Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития творчества дошкольников» Техника торцевания. Тема: «Гиацинты в вазе» Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для родителей и детей «Ромашка» Мастер –класс для родителей и детей «Ромашка» Маленькое солнце на моей ладошке, — Белая ромашка на зеленой ножке. С белым ободочком желтые.

Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» ГБДОУ детский сад № 20 комбинированного вида Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Мастер-класс для родителей «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Мастер-класс для родителей с детьми «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Цель: Повышение.

Мастер-класс для родителей «Музыкотерапия-музыка как лекарство» Мастер-класс «Музыкотерапия: музыка как лекарство» Цель — ознакомление с музыкотерапией как средством здоровьесбережения детей и взрослых.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей» Форма проведения: мастер- класс. Аудитория: родители подготовительной группы №1. Цели: 1. Приобщать родителей к театральному искусству,.

Мастер-класс по обучению звуковому анализу и синтезу слов «Путешествие в Страну Слов» Цель: Познакомить педагогов ДОУ с основными компонентами процесса обучения грамоте детей старшего дошкольного.

Обучение детей с нарушениями речи звуко-слоговому анализу и синтезу слов Обучение звуко-слоговому анализу и синтезу слов – основа подготовки детей-логопатов к обучению грамоте. В чём актуальность этой проблемы?.

Методика обучения детей звуковому анализу и чтению Задачами обучения грамоте по программе детского сада является развитие фонематического слуха и навыки звукового анализа речи. Как таковой.

источник

  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 1 (очень важное) (47)
  • ! — БИБЛИОТЕКА (подборки книг по темам) (374)
  • —— Игротека речевых игр (16)
  • —— Папка дошкольника + Я учусь (50)
  • —— Т Ткаченко+О Жукова Упражнения для подготовк (6)
  • —— Школа для дошколят + Вся дошкольная программ (39)
  • ——Грамматика в картинках, Грамматическая тетра (30)
  • ——30 занятий для развития ребёнка + Умный малыш (31)
  • ——Лото — все выпуски (6)
  • ——Мастерилка +Играем и учимся (40)
  • ——Новогодние поделки (34)
  • ——Самые нужные игры + (26)
  • ——Солнечные ступеньки (35)
  • ——Шевелёв Математика все сборники (33)
  • ——Экспресс-курсы (28)
  • ! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (24)
  • . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (129)
  • дидактические игры 1 (37)
  • игры-ходилки (1)
  • карточки по лексическим темам (19)
  • лото 1 (49)
  • лото 2 (4)
  • настольные игры (8)
  • плакаты (3)
  • . ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ и ОБУЧАЮЩИЕ (215)
  • развитие памяти (26)
  • внимание (29)
  • воображения (2)
  • коммуникативность (1)
  • логического мышления 1 (45)
  • логического мышления 2 (13)
  • на развитие дыхания (5)
  • обучающие игры (7)
  • ориентировка в пространстве (6)
  • пальчиковые (11)
  • подвижные игры (14)
  • развивающие (35)
  • речевые игры по дороге в сад (27)
  • сезонные игры (зима, весна, лето, осень) (4)
  • сюжетно-ролевые игры (6)
  • . ПЛАНИРОВАНИЕ и МЕТОДИКИ занятий (10)
  • + —— . ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (энциклоп,сборники, (14)
  • ++ЗАНЯТИЯ с логопедом ЕЛЕНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ (3)
  • +дошк\прог АППЛИКАЦИЯ (4)
  • +дошк\прог ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (1)
  • +дошк\прог ЛЕПКА (2)
  • +дошк\прог МАТЕМАТИКА (46)
  • дискалькулия (1)
  • +дошк\прог МАТЕМАТИКА 2 (33)
  • +дошк\прог ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (22)
  • +дошк\прог ПИСЬМО (67)
  • графомоторика (27)
  • прописи — буквы и цифры (19)
  • прописи детские (15)
  • +дошк\прог РЕЧЬ (64)
  • игры со словами (32)
  • +дошк\прог РЕЧЬ 2 (6)
  • +дошк\прог РИСОВАНИЕ (47)
  • +дошк\прог ЧТЕНИЕ (40)
  • разное ДЛЯ ЧТЕНИЯ (3)
  • +дошк\прог ЧТЕНИЕ 2 (47)
  • грамматический строй речи (5)
  • звуковой анализ слова (7)
  • слоговая структура слова (19)
  • +ФОНЕМАТИКА (24)
  • .-развитие фонематического слуха (21)
  • .-развитие слухового внимания (1)
  • .-развитие слуховой памяти (1)
  • .-фонематическое восприятие (9)
  • +ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА (68)
  • все предметы (матем, русск, ин\яз, окр\мир) (7)
  • иностранный язык (15)
  • математика (20)
  • окружающий мир (2)
  • русский язык (11)
  • учебники (15)
  • . ——ПОДЕЛКИ (79)
  • аппликация (2)
  • из бумаги (11)
  • из пластилина, солёного теста (4)
  • из природного материала (12)
  • к Новому году (40)
  • к празднику (1)
  • рукоделие разное (2)
  • . ——ПОСОБИЯ своими руками (19)
  • ..ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (58)
  • тесты для 1 — 3 лет (8)
  • тесты для 4 лет (13)
  • тесты для 5 лет (10)
  • тесты для 6 лет (14)
  • тесты для 7 лет (15)
  • ..ЧТО ДОЛЖЕН У МЕТЬ РЕБЁЁНОК (по возрастам) (22)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (269)
  • .. речевые и прочие отклонения (задержки) (16)
  • .развитие речи (40)
  • .развитие речи/карточки к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (1)
  • .развитие речи\лексические темы (42)
  • .развитие речи\материалы к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (11)
  • .развитие речи\словарный запас (сущ, прил, глагол (50)
  • c-я (25)
  • артикуляционная гимнастика (24)
  • биоэнергопластика (8)
  • дыхательная гимнастика (7)
  • звуковые таблицы (2)
  • логопедический массаж (10)
  • постановка и автоматизация звуков (48)
  • эйдетика (2)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ (35)
  • коррекции ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (дислалии) (1)
  • для корр-ции ДИЗАРТРИИ (5)
  • другие (1)
  • коррекции ДИСЛЕКСИИ (2)
  • МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (16)
  • НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА (дисграфия) (10)
  • .ЛОГОПЕДИЯ-СТИХИ (6)
  • логопедические стихи (2)
  • приёмы для запоминания (4)
  • .МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ (27)
  • . РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ (КАРТИНКИ) (10)
  • карточки Домана (7)
  • ВАЖНОЕ 1 (49)
  • ВАЖНОЕ 2 (50)
  • ВАЖНОЕ 3 (20)
  • ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ (ил-ции, стихи, игры и т.д.) (59)
  • весна (2)
  • время суток (4)
  • все времена года (37)
  • дни недели (12)
  • зима (7)
  • лето (3)
  • осень (1)
  • распорядок дня (12)
  • ГЛЕБУ (30)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (10)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 4 (11)
  • КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (17)
  • настольный театр (13)
  • пальчиковый театр (1)
  • театр теней (2)
  • тканевый, лепка (3)
  • фланелеграфовый (3)
  • КУЛИНАРНОЕ (11)
  • МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ (5)
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (28)
  • логоритмика (22)
  • музыкальные игры (2)
  • обучение музыкальной грамоте (2)
  • ОДЕЖДА, ПРИЧЁСКИ для детей (14)
  • для кукол (7)
  • карнавальные костюмы (4)
  • одежда для внуков (1)
  • причёски для внуков (1)
  • ПСИХОЛОГИЯ детская (32)
  • нейропсихология (5)
  • часть 1 (27)
  • РАСКРАСКИ (21)
  • азбука, алфавит (2)
  • обучающие, тематические раскраски (14)
  • раскраски тематические (дикие,домаш. живот, птицы (2)
  • раскраски-прописи (графомоторика) (4)
  • САЙТЫ ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКИ (42)
  • СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ЗАГАДКИ (10)
  • аудио, видео, флеш (1)
  • мультики, диафильмы (2)
  • печатные (7)
  • СТИХИ, ЗАГАДКИ (12)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ (48)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 2 (27)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 3 (8)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 4 (20)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 5 (0)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 6 (0)
  • ФИЗМИНУТКА (5)
  • физминутки (3)
  • ю- КОМП (19)
  • Любаша Каргина (9)
  • разное (1)
  • Ю-РАЗНОЕ (12)
  • Я — (закрытое) для с-ний (13)
  • Я — рамочки (40)
  • Я-ДНЕВНИКИ О ДЕТЯХ (30)
  • Я-ДРУГИЕ ЗАКЛАДКИ (41)
  • я-пппппппппп (2)
  • Я-хлам (11)
  • ЯЯЯ-GGG (6)
  • ___НАЙТИ ПОЛЕЗ\литературу (4)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ (66)
  • Pаспечатать из вКОНТАКТЕ (37)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ НЕМЕДЛЕННО. (18)
  • ___РАССМОТРЕТЬ (26)
  • ___СЕРИЯ СООБЩЕНИЙ (19)
  • ___СКАЧАТЬ (9)
  • ___ССЫЛКИ с ПАНЕЛИ (47)

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Памятка-буклет для родителей «Звуковой анализ и синтез»

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение — это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Звук — это то, что мы слышим и произносим.

Буква — это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч).

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

источник