Меню Рубрики

Роден скульптура граждане города кале анализ скульптуры

Скульптурная композиция рассказывает об одном из эпизодов Столетней войны, которая велась между Англией и Францией в период с 1337 по 1453 год. Изображаемые события относятся к 1346 году, когда расположенную на берегу пролива Па-де-Кале французскую крепость Кале атаковали англичане. Ключевое расположение крепости (это ближайший к Англии французский населенный пункт, по прямой здесь до английских берегов всего 34 километра) заставило англичан ожесточенно осаждать крепость на протяжении почти целого года. Жители города, несмотря на страшный голод, держались под натиском врага, но наступил момент, когда удерживать оборону обессиленные люди просто не могли. Английский король Эдуард III потребовал, чтобы при сдаче Кале шестеро самых богатых и знатных горожан вынесли ему ключи в предельно унизительной форме: они должны были выйти без верхнего платья, в рубище, с обвязанными вокруг шеи веревками. В этом случае английский монарх обещал помиловать остальных горожан, но этих шестерых ожидала жестокая казнь. Вид изможденных горожан, сохранивших свое достоинство перед лицом смерти, вызвал сострадание у супруги Эдуарда — королевы Филиппы. В этот время она была беременна, и во имя еще не родившегося ребенка женщина вымолила у своего мужа-короля помилование для всех шестерых горожан, идущих на смерть.

Спорный эпизод из истории — все-таки, город передали врагу — долгое время не был отражен в памятниках. Замысел увековечить память шестерых горожан, идущих на смерть во имя своих соотечественников, возник лишь в середине XIX века, но долгое время он оставался лишь замыслом. Толчком для его реализации стала трагическая страница в истории Франции — поражение во Франко-прусской войне. Именно тогда мысль о том, что можно быть побежденным — но не сломленным, стала требовать своего реального воплощения. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. Была организована подписка по сбору средств на создание памятника, и мэр Кале обратился к прославленному мастеру своего времени — Огюсту Родену. К сожалению, собранных средств для создания монументального памятника было недостаточно, поэтому заказчик попросил скульптора воздвигнуть памятник лишь одному из тех шестерых — Эсташу де Сен-Пьера, который первым вызвался на смерть и повел своих товарищей за собой. Но Роден, захваченный масштабностью предложенной темы, отверг подобное предложение: «Как я могу пойти на компромисс? Шестеро граждан этого не сделали». Так возник памятник всем шестерым.

Главным требованием автора было разместить скульптурную группу не на традиционном высоком постаменте, а на уровне земли: в этом было новаторство и мощь художественного замысла. Обращает на себя внимание взаимодействие статического и динамического: эмоциональное состояние двух персонажей показано через экспрессивные движения, о чувствах четверых героев мы можем судить, в основном, по выражению лица, так как их позы свидетельствуют о страшной обреченности. Для скульптурной группы свойственна высокая степень проработанности характеров: каждый из изображенных Роденом людей — индивидуальность, мы можем с определенностью говорить не только о возрасте, но и об эмоциональном складе, темпераменте, других личностных особенностях. При этом, сохраняя ярко выраженную индивидуальность каждого отдельного персонажа, перед зрителем все-таки — общность людей, единое целое. Композиционные особенности скульптурной группы позволяют максимально повысить сюжетность: мы видим людей в момент наивысшего напряжения, когда их судьба, как им кажется, уже решена, и им предстоит совершить самое главное в жизни — умереть во имя других.

Часто ошибочно утверждают, что помимо оригинальной скульптурной группы в городе Кале существуют две копии, установленные в Париже и Лондоне. На самом деле количество скульптурных групп намного больше.

В соответствии с французским законодательством, может быть сделано не более двенадцати оригинальных слепков этого произведения Родена. Поскольку эти слепки не являются копиями, а представляют собой оригинальное произведение, уместнее отнести к ним определение «реплики».

В настоящий момент изготовлены все двенадцать реплик авторской скульптуры.

Первый состав группы из шести фигур, отлитых в 1895 году, до сих пор находится в городе Кале.

Другие оригинальные реплики находятся:

  • в Глиптотеке в Копенгагене / Glyptoteket in Copenhagen (отлита в 1903 году);
  • в Королевском музее в Марьемоне, Бельгия / the Royal Museum in Mariemont, Belgium (1905);
  • перед Вестминстерским дворцом в Виктория Тауэр Гарденс в Лондоне / Victoria Tower Gardens (отлита в 1908, установлена в 1914 году на постаменте с надписью);
  • в музее Родена в Филадельфии / the Rodin Museum in Philadelphia (отлита в 1925 году, установлена в 1929 году);
  • в саду музея Родена в Париже / the gardens of the Musée Rodin in Paris (отлита в 1926 году, передана музею в 1955 году);
  • в Художественном музее в Базеле (отлита в 1943 году, установлена в 1948 году);
  • в Смитсоновском музее Хиршхорна и саде скульптур в Вашингтоне, округ Колумбия / the Smithsonian Hirshhorn Museum and Sculpture Garden in Washington (отлита 1943 году, установлена в 1966 году);
  • в Национальном музее Западного искусства в Токио / the National Museum of Western Art in Tokyo (отлита в 1953 году, установлена в 1959 году);
  • в музее Нортона Саймона в Пасадене, штат Калифорния / the Norton Simon Museum in Pasadena, California (отлита в 1968 году);
  • в музее Метрополитен в Нью-Йорке/ Metropolitan Museum of Art in New York City (отлита в 1985 году, установлена в 1989 году);
  • в Галерее Родена в Сеуле — это 12-я и последняя реплика, отлитая в 1995 году.

Кроме того, существуют копии в виде отдельных скульптур: например, на территории кампуса Стэнфордского университета.

источник

  • церкви и соборы (182)
  • архитектура (166)
  • усадьбы (62)
  • Живопись (155)
  • зарубежные художники (79)
  • прерафаэлиты (43)
  • импрессионизм (21)
  • Тулуз-Лотрек (3)
  • Уистлер (3)
  • Живопись русские художники (130)
  • Врубель (17)
  • современные художники (13)
  • Левитан (7)
  • Рерих (7)
  • Нестеров (7)
  • Васнецов В. (7)
  • Корин (4)
  • рецепты (117)
  • торты, десерты и др. сладости (21)
  • Модерн (103)
  • живопись, графика (33)
  • Россия. Живопись модерна (23)
  • Кекушев Л. (13)
  • модерн (13)
  • скульптура (7)
  • стекло (вазы и пр.) (6)
  • разные вещицы (5)
  • Фаберже (3)
  • Москва (90)
  • Москва на старинных фото (43)
  • усадьбы и дворцы (14)
  • монастыри (89)
  • Валаам (6)
  • акварель (81)
  • Восточная живопись и гравюра (13)
  • Модерн архитектура (65)
  • Храмы деревянные (49)
  • Романовы (48)
  • Храмы Украина (45)
  • Храмы Москвы (44)
  • Храмы Подмосковья (39)
  • скульптура (39)
  • Круиз на Вятку 2013 года (38)
  • крепости и замки (36)
  • Крепости и замки Украины (6)
  • Крепости и замки России (5)
  • Деревянные дома (35)
  • Необъятные просторы России (30)
  • святые князья и княгини (29)
  • иконы (24)
  • мои картины (24)
  • Христианские святые и святыни заграницей (23)
  • люди и судьбы (22)
  • Шехтель Ф.О. (21)
  • мифы и искусство (20)
  • русский стиль (19)
  • Санкт-Петербург (15)
  • Дворцы и усадьбы (10)
  • Лиру (15)
  • Заграничные красоты (15)
  • балет (14)
  • уроки рисования (13)
  • история (13)
  • готика и псевдоготика (12)
  • Городские пейзажи. Портрет города. (11)
  • Армения (11)
  • Музеи (11)
  • мысли и думы (11)
  • старинные открытки и фотографии (11)
  • Цветы художников (10)
  • Церкви Европы (10)
  • сад-огород (10)
  • святыни (10)
  • Храмы Санкт-Петербурга (9)
  • Лечебник и полезные советы (9)
  • правители (9)
  • святые (9)
  • Храмы Беларуси (7)
  • Прокудин-Горский (старинные фото) (7)
  • драгоценности (7)
  • Круиз по Оке в мае 2014 г. (6)
  • Архитектура Украины (6)
  • ГИМ (исторический музей) (6)
  • посуда (фарфор, серебро и пр.) (6)
  • Круизы (5)
  • рукоделие и hand-make (5)
  • гравюра (5)
  • Круиз по Волхову. 2011 год. (4)
  • Пермские боги (4)
  • разные вещицы (4)
  • Рюриковичи (3)
  • немного политики (3)
  • сады и парки (3)
  • Дом Романовых (3)
  • мода (3)
  • Христианские святые (2)
  • Немного о себе (2)
  • святыни дома Романовых (2)
  • ремонт (2)
  • музыка (2)
  • Семейные хроники (1)
  • фотографии (1)
  • резьба по кости (1)
  • живопись (0)

О. Роден. Памятник «Граждане Кале».
Это бронзовая скульптура скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил французскую крепость Кале. Осада длилась почти год, и когда голод заставил горожан начать переговоры, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь их казнить.
Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер, потом решились и другие. Король требовал, чтобы они вынести ему ключи от Кале нагими и с верёвками вокруг шеи. Однако, когда это было выполнено, Английская королева Филиппа пожалела их и вымолила у супруга для них прощение.
В 1884 году после поражении Франции во Франко-прусской войне, мэр Кале Деваврин организовал сбор средств на памятник и заказал скульптуру О. Родену. Он трудился над памятником с 1884 по 1888 годы. Заказчики думали увидеть скульптуру в виде одной фигуры — Юсташа де Сен-Пьера, но их было шесть. Кроме того, О. Роден хотел отказаться от постамента, чтобы фигуры были почти на одном уровне со зрителями (они несколько больше человеческого роста).
Впервые скульптура была показана в 1889 году и была встречена восхищением. В Кале церемония открытия памятника состоялась в 1895 году, но по настоянию властей он был установлен на пьедестале с оградой. Только в 1924г. желание О.Родена исполнено «Граждане Кале» размещены на земле.

источник

Продолжаю свой рассказ о работах Огюста Родена, представленных на выставке в Петропавловской крепости.

«Граждане города Кале»

В 1884 году власти французского города Кале заказали Родену памятник в честь подвига своих именитых граждан, которые пожертвовали собой ради спасения города.

Эта драматическая история уходит своими корнями в годы Столетней войны между Францией и Англией. Тогда, в 1346 году английский король Эдуард III осадил французскую крепость Кале и по прошествии времени предложил городу, уже измученному голодом, в обмен на снятие осады, выдать ему на казнь шесть самых знатных горожан. Они должны были выйти к нему без одежды, в одних лишь рубахах, босыми, с непокрытыми головами, с веревками на шеях и с ключами от города и крепости. И без того уже обессиленные жители Кале пришли в ужас от этого предложения, но такие люди нашлись — шесть человек, готовых отдать свою жизнь ради спасения других.

Первым вызвался Эсташ де Сен-Пьер — самый знатный и уважаемый в городе человек. Его поддержали и другие, имена которых теперь известны — Жан д`Эр, Жан Фьен, Андре Андрю и братья Пьер и Жак де Виссан. Они выполнили все условия английского короля, пришли в его лагерь и были бы казнены, но жена Эдуарда III, которая была тогда беременна, во имя их будушего ребенка умолила мужа сохранить пленникам жизнь. Вот такая история.

Власти Кале, заказывая памятник Родену, имели ввиду, что это будет статуя Эсташа де Сен-Пьера, как самого главного героя этой истории, поведшего за собой остальных. Но Роден, познакомившись с летописью тех лет решил, что памятник будет всем шестерым, потому что все они герои. Скульптор выбрал для воплощения самый напряженный момент, когда эти шесть человек уже идут к королю, и каждый думая о приближении собственной смерти, переживает эти минуты по-своему.

Однако, памятник, представленный скульптором в 1889 году был не сразу принят властями Кале. Вряд ли стоит этому удивляться. Во-первых, шесть фигур вместо одной совершенно не входили в их планы. Во-вторых, в памятнике вообще не чувствовалось никакой бравурной героической патетики. Созданные Роденом скульптуры — не абстрактные герои, а ЖИВЫЕ ЛЮДИ, идущие на смерть. Здесь на первый план выходили их чувства и переживания в последние минуты жизни. А такой подход к героической тематике в то время был еще слишком нов, слишком непривычен.

И уж совсем городские власти не могли согласиться с предложением Родена установить этот памятник на уровне земли, так, как будто они только что вышли из ратуши и направляются к месту казни. А скульптор хотел, что бы герои оставались среди людей. Более того, он был уверен, что сокращение расстояния между зрителем и скульптурной группой лишь усиливало эмоциональное воздействие на зрителя. И это тоже было новаторством, которое сложно было принять вообще многим современникам скульптора, а не только заказчикам памятника.

В конце концов памятник был открыт лишь в 1895 году, т.е. через шесть лет после его создания. Да и то, вопреки воле Родена власти города все-таки установили памятник на традиционный пьедестал. Однако, через несколько лет после смерти скульптора — в 1924 году, памятник в Кале все же установили на землю, как того и хотел Роден. Вот такая история.

И как же здорово, что «Граждан города Кале» привезли в Петербург! Это одно из моих самых любимых произведений Родена. Сколько силы, сколько экспрессии! Каждого героя можно очень долго разглядывать. Их лица, их позы. Настоящая жизнь жизнь перед тобой, а не бронзовый памятник. Да, Роден велик!

Но это еще не все. В следующей части будет фоторассказ о памятнике Бальзаку, который тоже представлен здесь на выставке.

источник

Статуя без пьедестала! Шесть раскиданных по площади фигур! Этот Роден сумасшедший, если думает, что городские власти согласятся установить это. Когда члены совета французского города Кале заказывали Огюсту Родену памятник, они совсем не ожидали такого смехотворного результата.

Заказ был простым: создать памятник в честь героического поступка, совершенного жителями города Кале во время Столетней войны. Эту историю знал каждый французский школьник. Английский король Эдуард III после долгой осады города предложил изможденным жителям сдаться. Но 6 самых знатных и почитаемых горожан должны прибыть в лагерь английского короля – отдать ключи от города и умереть. Роден решил: 6 фигур героев Кале он разместит прямо на улице, чтобы прохожие могли буквально заглянуть в глаза каждому, почувствовать себя частью происходящего. Каждая из фигур демонстрирует разную реакцию на ожидаемую гибель: готовность, решимость, отчаянье, ужас, смирение, растерянность. Они еще не знают, что жена английского короля вымолит у мужа для них помилование – и поэтому готовятся к смерти.

Это сегодня городская скульптура может возникнуть посреди улицы, выползать из-под земли, выскакивать из воды, но это стало возможно благодаря Родену. До Родена никто никогда такого не делал: шесть разрозненных фигур, рассмотреть которые можно только обойдя памятник, их не увидишь вместе ни из одной точки. Памятник в честь подвига – но героическая патетика напрочь отсутствует. Как, впрочем, отсутствует и центральная фигура – ее наличие до сих пор было непреложным правилом официальной скульптуры. У Родена каждый герой переживает приближение смерти в одиночку.

Предоставив предварительный проект памятника, Роден получает ответ от властей Кале:
«Мы не так представляем себе наших славных горожан, отправляющихся в лагерь английского короля. Изображение их обессиленными и удрученными оскорбляет наши религиозные чувства… Общий силуэт должен быть более элегантным. Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, варьируя размеры шести персонажей. Мы отмечаем, что скульптор представил Эсташа Сен-Пьера в рубахе из слишком грубой ткани с тяжелыми складками, тогда как, согласно историческим сведениям, его одежда была более легкой… Мы считаем своим долгом настоять на том, чтобы месье Роден изменил позы, внешний вид и силуэт группы» .

Читайте также:  3 плюса в анализе кала

Только в 1929 году памятник был установлен перед городской ратушей, на уровне земли, фигуры героев смешались с толпой обычных горожан – все, как задумал Роден. Но как и многие другие важные скульптуры, «Граждане Кале» отливались в нескольких вариантах – и сейчас их 12 по всему миру (законодательство Франции ограничивает количество отливок известных скульптур именно до 12).

Один из арт-критиков The Guardian написал, что самая важная городская скульптура Лондона (да и всей Британии) – это «Граждане Кале» француза Огюста Родена. Пожалуй, этот памятник – самый яркий пример того, что Роден называл динамикой скульптуры, ее сценичностью. Следуя за самым решительным персонажем (это Эсташ Сен-Пьер), остальные фигуры разворачивают друг за другом разные степени отваги, позволяя зрителю прожить их во времени – как длящееся переживание, длящийся поступок.

Кстати, с памятником повезло не только Лондону. Один из 12 скульптурных ансамблей «Граждане Кале» находится в столице Великобритании, еще по одному – в Париже и в самом Кале. Остальные – в Израиле, Америке, Австралии, Швейцарии (наведите курсор в правый верхний угол изображения, чтобы увидеть «Граждан Кале» из разных городов).

источник

  • церкви и соборы (182)
  • архитектура (166)
  • усадьбы (62)
  • Живопись (155)
  • зарубежные художники (79)
  • прерафаэлиты (43)
  • импрессионизм (21)
  • Тулуз-Лотрек (3)
  • Уистлер (3)
  • Живопись русские художники (130)
  • Врубель (17)
  • современные художники (13)
  • Левитан (7)
  • Рерих (7)
  • Нестеров (7)
  • Васнецов В. (7)
  • Корин (4)
  • рецепты (117)
  • торты, десерты и др. сладости (21)
  • Модерн (103)
  • живопись, графика (33)
  • Россия. Живопись модерна (23)
  • Кекушев Л. (13)
  • модерн (13)
  • скульптура (7)
  • стекло (вазы и пр.) (6)
  • разные вещицы (5)
  • Фаберже (3)
  • Москва (90)
  • Москва на старинных фото (43)
  • усадьбы и дворцы (14)
  • монастыри (89)
  • Валаам (6)
  • акварель (81)
  • Восточная живопись и гравюра (13)
  • Модерн архитектура (65)
  • Храмы деревянные (49)
  • Романовы (48)
  • Храмы Украина (45)
  • Храмы Москвы (44)
  • Храмы Подмосковья (39)
  • скульптура (39)
  • Круиз на Вятку 2013 года (38)
  • крепости и замки (36)
  • Крепости и замки Украины (6)
  • Крепости и замки России (5)
  • Деревянные дома (35)
  • Необъятные просторы России (30)
  • святые князья и княгини (29)
  • иконы (24)
  • мои картины (24)
  • Христианские святые и святыни заграницей (23)
  • люди и судьбы (22)
  • Шехтель Ф.О. (21)
  • мифы и искусство (20)
  • русский стиль (19)
  • Санкт-Петербург (15)
  • Дворцы и усадьбы (10)
  • Лиру (15)
  • Заграничные красоты (15)
  • балет (14)
  • уроки рисования (13)
  • история (13)
  • готика и псевдоготика (12)
  • Городские пейзажи. Портрет города. (11)
  • Армения (11)
  • Музеи (11)
  • мысли и думы (11)
  • старинные открытки и фотографии (11)
  • Цветы художников (10)
  • Церкви Европы (10)
  • сад-огород (10)
  • святыни (10)
  • Храмы Санкт-Петербурга (9)
  • Лечебник и полезные советы (9)
  • правители (9)
  • святые (9)
  • Храмы Беларуси (7)
  • Прокудин-Горский (старинные фото) (7)
  • драгоценности (7)
  • Круиз по Оке в мае 2014 г. (6)
  • Архитектура Украины (6)
  • ГИМ (исторический музей) (6)
  • посуда (фарфор, серебро и пр.) (6)
  • Круизы (5)
  • рукоделие и hand-make (5)
  • гравюра (5)
  • Круиз по Волхову. 2011 год. (4)
  • Пермские боги (4)
  • разные вещицы (4)
  • Рюриковичи (3)
  • немного политики (3)
  • сады и парки (3)
  • Дом Романовых (3)
  • мода (3)
  • Христианские святые (2)
  • Немного о себе (2)
  • святыни дома Романовых (2)
  • ремонт (2)
  • музыка (2)
  • Семейные хроники (1)
  • фотографии (1)
  • резьба по кости (1)
  • живопись (0)

О. Роден. Памятник «Граждане Кале».
Это бронзовая скульптура скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил французскую крепость Кале. Осада длилась почти год, и когда голод заставил горожан начать переговоры, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь их казнить.
Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер, потом решились и другие. Король требовал, чтобы они вынести ему ключи от Кале нагими и с верёвками вокруг шеи. Однако, когда это было выполнено, Английская королева Филиппа пожалела их и вымолила у супруга для них прощение.
В 1884 году после поражении Франции во Франко-прусской войне, мэр Кале Деваврин организовал сбор средств на памятник и заказал скульптуру О. Родену. Он трудился над памятником с 1884 по 1888 годы. Заказчики думали увидеть скульптуру в виде одной фигуры — Юсташа де Сен-Пьера, но их было шесть. Кроме того, О. Роден хотел отказаться от постамента, чтобы фигуры были почти на одном уровне со зрителями (они несколько больше человеческого роста).
Впервые скульптура была показана в 1889 году и была встречена восхищением. В Кале церемония открытия памятника состоялась в 1895 году, но по настоянию властей он был установлен на пьедестале с оградой. Только в 1924г. желание О.Родена исполнено «Граждане Кале» размещены на земле.

источник

Всем известно имя великого французского скульптора Огюста Родена. При упоминании его сразу встают перед глазами «Мыслитель», «Ева», «Вечная весна», «Поцелуй». Особое место в его творчестве занимает скульптурная группа «Граждане Кале».

Что чувствует человек, который ради жизни других людей добровольно идет на смерть? Что происходит в душе героя, когда он совершает подвиг? На эти вопросы ответил Огюст Роден (1840–1917), создав скульптурную группу «Граждане Кале», — и тем самым совершил революцию в монументальной скульптуре.

Устоявшаяся ко второй половине XIX века традиция требовала от произведений этого жанра прежде всего величия. Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Именно в таком традиционном ключе муниципалитет французского города Кале решил увековечить память Эсташа де Сен-Пьера, одного из героев Столетней войны. Шел 1845 год. За выполнение заказа взялся известный в то время скульптор Давид Анжерский, но дело не было завершено. Анжерский умер, ни его ученики, ни другие скульпторы не сумели довести задумку до конца, тем более что и у города возникли проблемы с финансами. Проект замер почти на сорок лет.

К тому времени, когда у муниципалитета города Кале родилась идея создания памятника, Огюсту Родену было всего пять лет от роду. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем — в средней. Мальчик рано обнаружил художественные пристрастия, и родители поощряли его интерес к искусству. Огюст часто ходил в Лувр. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Краски и холсты стоили дорого, зато бумага и карандаш были доступны скудным финансам Родена. Поэтому он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. После окончания средней школы Роден трижды пытался поступить в Высшую художественную школу Парижа, и трижды его не принимали! Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. Он ощущал в себе силы, поэтому был уверен в своем предназначении.

Когда Родену было 22 года, случилось несчастье. Любимая младшая сестра, монахиня, с которой Роден был очень близок, умерла. Горе подкосило Огюста. Он удалился в монастырь. Здесь он создал свою первую серьезную вещь: бюст основателя монастыря отца Эмара. Занятие творчеством вернуло юношу к жизни, он возвратился в мир и начал свой путь скульптора.

Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада»… Четко определился стержень его творчества — философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. По сути, он выражал мысль об ответственности человека за все, что творится в мире, — то, что потом нашло свое воплощение в философии экзистенциализма. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. История, которую он узнал, поразила его.

В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась — город оказал упорное сопротивление. Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Наконец стало ясно, что французам не продержаться: в городе закончились все запасы пищи — жители съели даже крыс. В ходе переговоров о сдаче крепости англичане выдвинули ультиматум: город не будет разрушен и жителей пощадят, если шесть самых именитых граждан Кале, босые, с обнаженными головами, с петлями на шеях, передадут им ключи от города. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет.

Колокол на Ратушной площади созвал жителей на общее собрание. Бургомистр огласил требование англичан, и тогда самый знатный житель города, Эсташ де Сен-Пьер, первым сделал шаг вперед. За ним последовали Жан д’Эр, братья Жан и Пьер де Виссан, Андрьед Андр и Жан ди Фиенн — богатые и уважаемые горожане. Они сделали все так, как требовал противник — надели на шеи петли и вышли за городские ворота, неся ключи.

Мысль о том, что памятник должен быть посвящен не только Эсташу де Сен-Пьеру, но всем шестерым героям, стала ясна Родену сразу. Это был сюжет, в котором можно было показать то, что так волновало художника — человека в высшем проявлении его сущности. Шесть героев, шесть личностей, каждый со своим характером, и то, что объединяет их всех — долг, самопожертвование, сознание скорой гибели. Показать момент прощания — с людьми, с городом, с жизнью — со всеми нюансами чувств, в движении фигур, единым ансамблем, было очень интересной задачей. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Тогда Роден, воодушевленный идеей именно групповой композиции, согласился на гонорар, полагавшийся за единичную фигуру.

Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Роден предложил свой проект, и он принципиально отличался от всего, что было раньше в монументальной скульптуре. Все четыре года, в которые Огюст Роден работал над произведением, он вел борьбу с заказчиком за право реализовать свой замысел. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Членам муниципалитета хотелось бы видеть их изящно одетыми, в гордой позе — как и полагается памятнику. Роден же изобразил почти всех персонажей полуобнаженными, с опущенными головами, к тому же размер фигур не превышал двух метров.

В искусстве скульптуры обнаженное тело является одним из важнейших выразителей внутреннего мира личности. Напряжение мышц, динамика жестов — все это зеркало, в котором отражается душа. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. В нем можно четче, чем в женском, выразить идею силы, показать человека, берущего на себя тяготы ответственности за жизнь и смерть, за все, что происходит в мире. «Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Они показывают человека в его развитии — от первых шагов взрослости, когда в нем еще только пробуждаются силы, к размышлениям зрелой личности, в полной мере осознающей противоречивость бытия.

«Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни — в момент осознания неизбежности гибели. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Ниспадающие одеяния подчеркивают монументальность памятника, в то время как обнаженные фрагменты выражают идею жертвенности и подчеркивают трагизм сюжета. Герои идут, босые, по неровной земле навстречу гибели, каждый из них думает о своем, но вся группа объединена единым порывом и общим пафосом спасения и прощания. Выражения лиц и жесты каждого несут богатство смыслов, дополняя друг друга и создавая общее настроение.

Роден хотел, чтобы памятник был установлен на очень низком постаменте и не был огражден, чтобы зрители могли общаться с произведением с близкого расстояния. В этом и был художественный замысел мастера: он хотел максимально приблизить фигуры к зрителю, создать ощущение близости и реальности происходящего. Подойдя к памятнику, любой человек мог бы внимательно рассмотреть как всю композицию в целом, так и отдельные фрагменты. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Очень низкий постамент и не более чем двухметровые фигуры позволили бы зрителям вглядеться в лица изображенных, буквально заглянуть им в глаза.

Однако власти города ни в какую не соглашались с этим требованием художника…

Когда Роден завершил работу над произведением, возникла еще одна проблема — у города не было денег на отливку памятника в бронзе. Впору было опустить руки, но Роден умел ждать. Ждать пришлось более пяти лет. Томящиеся в конюшне (в мастерской не было места) «Граждане Кале» взбудоражили общественное мнение. Все, кто видел произведение, испытывали потрясение… Наконец была объявлена общенациональная лотерея в пользу памятника; кроме того, министерство искусства выделило дотацию, и средства на отливку были собраны.

Открытие памятника состоялось 3 июня 1895 года при большом стечении народа и стало одним из важнейших культурных событий Франции тех лет. Родену пришлось уступить муниципальным властям, настоявшим на высоком постаменте и ограждении. Кроме того, он уступил им и в вопросе о месте установки памятника — вместо Ратушной площади его поставили на площади Ришелье. По большому счету, это стало не столь важным на фоне главного: композиция была, наконец, представлена на всеобщее обозрение.

Эффект превзошел все ожидания. Даже на высоком постаменте, за оградой, «Граждане Кале» поражали своей человечностью и воспринимались как свои, родные и близкие люди, из любви жертвующие собой. Это был памятник, воспевающий силу человеческого духа, трагичный и трогательный одновременно. Он проникал в самое сердце, вызывая в душах катарсис.

Читайте также:  Алгоритм анализ кала на яйца глист

Когда началась Первая мировая война, композицию спрятали, и потом, следуя желанию скульптора, поставили ее на низком постаменте на площади перед старой ратушей, где она находится и сейчас.

«Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Это произведение — результат глубоких размышлений мастера о природе подвига и самопожертвования. За время работы над композицией скульптор так сроднился со своими героями, что уже не представлял себе жизни без них. Поэтому он отлил экземпляр памятника на свои средства и установил его во дворе своей парижской мастерской. Сейчас здесь Музей Родена. Еще один авторский экземпляр был отлит по просьбе и на средства английского правительства и установлен в центре Лондона. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года.

Граждане Кале, босые, с обнаженными головами, с петлями на шеях, стояли перед английским королем Эдуардом III. Он уже отдал приказ казнить их. И тогда его беременная жена, королева Филиппа, потрясенная мужеством шестерых героев, бросилась перед королем на колени. Она умоляла мужа пощадить приговоренных, во имя их еще не рожденного ребенка. Эдуард III не смог отказать любимой жене. Гражданам Кале оставили жизнь и отпустили на свободу.

Таким образом, теперь шедевром Родена можно любоваться в трех городах — в Кале, Париже и Лондоне, и каждый экземпляр является авторским.

Кроме того, были отлиты отдельные фрагменты композиции, их можно видеть в музеях разных стран. Есть они и в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.

источник

Осень 1347 года. Уже десять лет идет война между Францией и Англией, которую потом назовут Столетней. Британцы уже захватили большую часть французских земель, а теперь взяли в осаду портовый город Кале.

Долгие месяцы длилась осада. Люди отважно защищали свой город, но силы иссякали, таяли запасы еды. И страшнее голода терзала мука безнадежности, всем было ясно: еще немного, и город, оставшийся без помощи, падет.

Пусть за стены Кале выйдут и станут перед победителем шестеро наиболее именитых граждан города — в одних только сорочках, босые, с непокрытыми головами, с веревками на шее и с ключами от города в руках, пусть примут смерть, и тогда, обещал король англичан Эдуард III, всем остальным будет дарована жизнь.

Собравшиеся на торговой площади люди обреченно слушали слова бургомистра: разве кто-то из знатных согласится умереть за них? Над всегда шумной площадью повисла тишина.

источник

Первые шаги в своей творческой карьере Франсуа Огюст Роден сделал в 14 лет, когда поступил в Малую школу художников в Париже, где он родился. Путь к славе был для известного мастера очень долгим и трудным. В юном возрасте его даже не хотели принимать в Школу изящных искусств, куда будущий великий скульптор пытался поступать несколько раз.

В молодом возрасте ему приходилось перебиваться скромными доходами от работы декоратором и оформителем. Роден принимал участие в оформлении парижских театров Гоблен и Гаитэ, а также анонимно выполнял другие работы, большинство из которых не сохранилось. Единственным приобретением в это время была бывшая конюшня, из которой Роден и обустроил себе мастерскую.

В последующие периоды жизнь пока еще неизвестного мастера была полна самых разнообразных событий. Он некоторое время участвовал во франко-прусской войне, переехал в Брюссель, работал со скульптором А. Каррье-Беллёзом и затем с А.-Ж. ван Расбургом, представлял свои работы на конкурсах и выставках, но часто терпел неудачи. Жюри не нравились слишком откровенные и разрывающие каноны произведения Родена, из-за чего их не принимали.

Первое признание пришло к мастеру лишь в возрасте сорока лет, когда его скульптуру «Иоанн Креститель» купил министр изящных искусств А. Пруст. С 1880-х годов Родену стали поступать государственные заказы на монументальные произведения. Также ему выделили новую мастерскую. Постепенно критики стали более благосклонно относиться к творчеству Родена, а его работы были отмечены рядом премий на крупных выставках. Его известности в немалой степени способствовали публикации в журналах и участие во Всемирной выставке 1900 года, где скульптор представил полторы сотни своих самых удачных работ.

В 1900-х годах Родена узнали и как виртуозного графика. Альбомы с его рисунками расходились мгновенно, что привело к появлению новых заказов от богатых людей. Он создал портреты выдающегося драматурга Бернарда Шоу, аргентинского президента Сармьенто, премьер-министра Франции Жоржа Клемансо и многих других известных лиц.

Скончался мастер в ноябре 1917 года, завещав все свои произведения государству.

Родена считают наиболее ярким и талантливым скульптором своего времени. Многие современные ему мастера брали его работы за образец. Необычная архитектура человеческого тела, умение передать его пластику и энергетику задало новое направление для скульпторов следующего поколения.

Одной из наиболее известных скульптур Огюста Родена является «Бронзовый век». Мастер создал ее после поездки в Италию, впечатленный величайшими произведениями Микеланджело и Донателло. Работу над скульптурой он продолжал полтора года, пригласив в натурщики обычного солдата с очень развитой мускулатурой. Изначально произведение называлось «Побежденный» или «Раненый воин» и представляло собой фигуру обнаженного юноши с копьем. Позже скульптура «Побежденный» превратилась в «Бронзовый век» и символизировала пробуждение с одновременным предчувствием страдания. Согласно легенде о веках, бронзовый век символизирует несчастливую эпоху человечества, связанную со страданиями. В этом произведении Роден поставил перед собой задачу воплотить в камне чудо жизни, отказавшись от канонов совершенных, но фактически лишенных жизни статуй классиков.

Работа была вылеплена столь мастерски, что критики обвинили Родена в обмане. Они посчитали, что скульптор просто сделал с натурщика слепок и выдает его за творение своих рук. Однако группа художников сумела защитить мастера от нападок.

Скульптура взбудоражила весь художественный мир и стала вызовом Родена традиционному искусству.

В 1880 году к Родену обратились власти с заказом скульптурной группы для нового парижского музея. Роден начал работу над грандиозной композицией, получившей название «Врата Ада». Эта работа родилась после знакомства с «Божественной комедией» Данте, весьма подробно описывающей все круги ада. Врата, впускающие грешников в ад, Роден представил в виде огромной конструкции (высотой 7 м), украшенной 186-ю фигурами.

Музей декоративного искусства, для которого создавалась работа, в итоге так и остался лишь идеей, но талантливый мастер не прекращал работу над вратами до конца своих дней, дополняя ее новыми скульптурами. В ходе такой грандиозной работы на свет появились произведения, ставшие самостоятельными. Это скульптуры «Мыслитель», «Адам», «Ева», «Поцелуй», «Тень» и многие другие.

«Мыслитель» — это одна из самых узнаваемых во всем мире скульптур. Изначально мастер пытался создать с ее помощью портрет Данте, но позже скульптура стала олицетворять образ философа и творца, чья мощь тела воплощала мощь разума. Позировал для нее физически крепкий парижский боксер Жан Бо.

Самая первая статуя «Мыслителя» была высотой только 72 сантиметра, однако позже появились ее большие копии размером около двух метров. Известно порядка семидесяти авторских копий данной скульптуры, одну из которых Роден подарил Парижу, а вторая установлена на его могиле.

Скульптура обрела такую популярность, что до сих пор процветает бизнес по поддельным «Мыслителям». Наиболее известный и талантливый производитель подделок — Ги Эн по прозвищу «Бургундский герцог», на складе которого было обнаружено около двадцати тонн подделок роденовских работ. По мнению специалистов, его подделки порой лучше оригиналов, однако Ги Эн явно направил свой талант не в то русло и в итоге оказался в тюрьме. В то же время подлинные скульптуры Родена стоят огромных денег. Так, в 2009 году статуэтка «Мыслитель» размером 72 сантиметра была продана аукционным домом Drouot за 4,2 миллиона долларов, что стало аукционным рекордом.

Любовная связь Родена с талантливой студенткой Камилой Клодель породила на свет ряд скульптур эротического содержания. Наиболее известна среди них работа «Поцелуй», созданная автором в 1886 году. Как и многие произведения мастера, критики отвергли эту работу, которая изначально носила название «Франческа да Римини» и была задумана как часть скульптурной группы «Врата Ада». В 1893 году на Всемирной выставке скульптуру «Поцелуй» посчитали слишком откровенной для широкой публики и выставили в небольшой комнате, куда можно было попасть исключительно по заявлению. И только в более поздний период современники и потомки оценили обнаженную чувственность, трепет и силу двух влюбленных людей, которую автор сумел изваять в камне.

Не меньше чувственности передано в работе «Вечная весна», первым названием которой является «Юность». В то время как для других работ Родена характерна высочайшая детализация, в этой композиции мастер намеренно сделал фигуры менее четкими, будто бы зритель видит сцену сквозь легкую дымку. В результате применения такой техники автор сумел добиться новой игры света, создающей в белом камне чувство чистоты и невинности влюбленных.

Существует только десять мраморных копий скульптуры «Вечная весна», одна из которых находится в Эрмитаже Санкт-Петербурга. В мае 2016 года белоснежное великолепие французского мастера выставили на нью-йоркском аукционе Sotherby’s, предварительно оценив его стоимость 8-12 миллионами долларов. Однако один из ценителей антикварного искусства не пожалел денег за скульптуру талантливого мастера и отдал за «Вечную весну» 20,4 миллиона долларов. И на этом аукционе работа Родена была оценена выше других.

Откровенное неприятие обществом постигло многие неординарные работы Родена. Вокруг одной из них и вовсе разразился настоящий скандал. Это статуя Оноре де Бальзака, которая была заказана скульптору Обществом литераторов. Работая над образом известного писателя, Роден решил отказаться от традиционного портретного сходства и запечатлеть в скульптуре стихию творчества, движение мысли творца, его психологическое состояние, которое в конкретной скульптуре больше напоминает поток, нежели фигуру человека. Однако критики не оценили замыслы автора и сочли работу бесформенной, лишенной сходства с писателем. Родену даже пришлось вернуть аванс за нее, так как заказчики не пожелали забирать работу. Лишь через много лет после смерти Родена скульптура Бальзака была установлена в Париже.

Сам Роден заявил критикам, что обвинение в небрежности при создании скульптуры Бальзака расценивает как оскорбление. Он посчитал, что если в его статуе нет истины, то потомки разломают ее, но в противном случае «моя статуя совершит свой путь». Надо заметить, что великий скульптор не ошибся в своем предсказании.

Разорвал шаблоны Роден и в другой работе, созданной по заказу мэра города Кале. Скульптура была призвана запечатлеть историческое событие, произошедшее в крепости Кале во времена Столетней войны. Англичане целый год осаждали крепость, доведя ее защитников до жестокого голода. Английский король Эдуард III согласился помиловать обитателей крепости при условии, что они передадут на казнь шестерых самых знатных горожан. По приказу короля шестеро добровольцев, первым из которых вызвался богатый человек Эсташ де Сен-Пьер, в рубахах и с веревками на шее отправились за ворота, чтобы сложить свои головы за жизни других людей.

Чтобы заказать скульптуру в память исторических событий, мэру Кале пришлось устроить сборы средств, так как денег на оплату работы Родена в городской казне не было. Горожане думали, что Роден изваяет фигуру одного Э. де Сен-Пьера, расположив ее на постаменте на манер распространенных тогда героических памятников. Однако Роден не собирался следовать общепринятым правилам и создал очередной шедевр. В его работе представлены все шесть добровольцев ровно в таком виде, в каком они шли на казнь. При этом никаких смиренных или героических поз и взглядов. Скульптурная группа буквально заполнена драматизмом момента, который передан через напряженные позы, жесты, контрасты динамичных и статичных фигур. Чтобы усилить степень воздействия памятника на зрителя, Роден распорядился поставить его на уровне зрителей без постамента. В итоге его четырехлетний труд был встречен практически единодушным восхищением.

Скульптурная группа «Граждане Кале». О. Роден.

Одну из ранних работ скульптора «Человек со сломанным носом» (авторское название «Портрет Биби») современники вообще не желали замечать, так как она противоречила существующей направленности изображать красивые лица с утонченными чертами. Реалистичный портрет бедняка Биби пришелся не по нраву жюри парижского Салона, поэтому работу отклонили. Лишь спустя время стало ясно, что это очень зрелая работа, полностью соответствующая мировоззрению мастера. Сам Роден говорил о себе, что для него все прекрасно, так как сквозь внешнюю форму всегда можно разглядеть внутреннюю правду. Относительно этой работы он заметил, что у него нет более значительной скульптуры с точки зрения тщательного изучения натуры и искренности в труде.

В 2015 году бронзовый бюст «Человек со сломанным носом» был похищен из музея в Дании.

На сегодняшний день работы непризнанного многими современниками виртуоза скульптуры Огюста Родена имеют огромную ценность. Ими восхищаются в музеях, пополняют дорогостоящие коллекции, их подделывают и даже воруют. Все это говорит о том, что скульптору действительно удалось сквозь века донести до ценителей искусства свою истину…

Самые первые работы Родена не имели подписи, так как автор часто работал анонимно. Во время работы скульптора с Каррье-Беллезом последний продавал скульптуры французского мастера под своим именем. Когда Роден пометил одну из работ своим именем и попытался продать ее самостоятельно, Каррье-Беллез тут же распрощался с ним. Впрочем, в 1879 году это не помешало ставшему руководителем Севрской мануфактуры Каррье-Беллезу пригласить набиравшего популярность скульптора работать на мануфактуре.

На большинстве работ Родена встречается клеймо «А. Роdin». Одновременно с ним литейщики указывали клейма своих фабрик, а также отмечали другую информацию. Это могла быть дата отливки, число выпущенных экземпляров и порядковый номер конкретной отливки.

На репродукциях скульптора ставили знак Reproduction или Reproduction Bronze для изделий из бронзы.

После смерти мастера государство разрешило Музею Родена сделать в ограниченном количестве отливку с оригиналов скульптур, в том числе с его незавершенных работ. Отливкой занималась мастерская бронзолитейного предприятия Алексиса Рудьера, с которым Роден сотрудничал с 1902 года. Рудьер помечал копии своим клеймом. То же самое делал и его сын Эжен после смерти отца, сохранив прежнее клеймо. С 1954 года в клейме появилось имя Жоржа Рудьера, племянника Эжена Рудьера, а также номер отлитого экземпляра в пределах разрешенных 12 копий.

Работы Родена отливали и другие заводы. В частности, известная фабрика Фердинанда Барбедьена еще в конце 19 века заключила со скульптором контракт на отливку в течение двадцати лет его работ «Поцелуй» и «Вечная весна». В это время фабрикой руководил племянник великого бронзолитейщика Гюстав Лебланк, который еще долгое время пользовался клеймом Барбедьена: «F. Barbedienne Fondeur».

После смерти Огюста Родена Музей Родена и его Фонд заказывали отливку скульптур мастера для различных выставок. Это были предприятия Masters Limited Edition, Airaindor Valsuani и некоторые другие.

источник

Скульптура Граждане города Кале

Кале — маленький городок на севере Франции со славным прошлым. Когда-то он был важнейшим портом, открывавшим морской путь в страну, и часто становился жертвой завоевателей.
Спустя пять с половиной веков, в 1884 году муниципалитет города Кале решил поставить памятник в честь Эсташа де Сен-Пьера, пожертвовавшего собой во имя осажденного города. Без объявления конкурса было принято решение передать заказ известному французскому скульптору Огюсту Родену.

Скульптор взялся за работу с энтузиазмом. Он перечитал «Большие французские хроники» Фруассара, в которых скупо рассказывалось об этом героическом подвиге. Роден решил показать всех героев драматического события, а не одного Эсташа де Сен-Пьера, как того хотел муниципалитет, предупредивший, что работа будет вознаграждена только за одну фигуру.
Перед взором скульптора вставали картины прошлого: бургомистр велит звонить в колокола, толпа на рыночной площади слушает грозное послание. Объявились герои-избранники, которые выстраивались в печальную процессию. Роден делал фигуры каждого из шести персонажей то обнаженными, то одетыми, прежде чем нашлось решение. Ученик Родена, скульптор Эмиль-Антуан Бурдель впоследствии писал: «На «Гражданах Кале» лежит заметная печать теней и света готики; однако некоторые фигуры напоминают нам суровых апостолов флорентийца Донателло, другие, более жесткие и одновременно более человечные, походят на тех святых, что воздевают руки в темных порталах наших соборов XV и XVI веков». Действительно, экспрессия образов Родена была навеяна пластикой поздне-готической эпохи, произведениями Донателло и Вероккио. В какой-то степени ему помогли разработки этого сюжета у художников-романтиков, увлеченных историей своей страны. Но главным было, конечно, желание создать памятник нового типа, который не был бы похож на известные монументы предшествующих эпох, а соответствовал бы новому времени.
Роден воплотил в каждом образе величие высокой трагедии, народную драму. Индивидуальность персонажей не столько в различии типов лиц и фигур, сколько в особом поведении, жестикуляции, мимике, каждый по-своему переживает случившееся. Богатая гамма оттенков чувств создает глубокое впечатление правдивости художника. В перспективе минувших столетий за скупыми словами хроникера он увидел величие человеческих поступков, сложность характеров.
Видимо, первоначально скульптор задумал показать все шесть фигур шествующими друг за другом, процессию мучеников, которых связала вместе одна судьба. Этйм замыслом были определены некоторые особенности построения художественной формы: каждая фигура оказывалась выразительной в силуэте.

Огюст Роден. Граждане города Кале. Бронза. 1884—1886 (поставлен в 1895 г.)

Процессия бронзовых фигур должна была разместиться на маленькой площади старинного рынка Кале, на месте, откуда более пяти столетий назад Эсташ де Сен-Пьер повел сограждан в унизительный плен. Роден отказался от традиционной формы пьедестала, который, как он боялся, отделил бы статуи от окружающей среды. Он хотел, чтобы фигуры стояли вровень с мостовой, чтобы современный житель, стоя рядом с монументом, понял «связь между степенью героизма и местом, которое занимает в группе каждый из граждан». Он заканчивал свою мысль так: «…теперешние обыватели, ежедневно сталкиваясь с ними, сознавали бы острее, традиционную солидарность, связывающую их с этими героями». Но проект не был принят.
Тогда он предлагает другой вариант — построить на берегу моря высокую башню из тесаного камня и водрузить на ее вершину композицию из шести фигур. Ансамбль статуй должен был быть сгруппирован уже по-иному. И хотя от этого замысла также пришлось отказаться, схема нового расположения фигур осталась: рядом друг с другом, в два ряда. Первые уже словно тронулись в скорбный путь, другие еще собираются, прощаясь с близкими, в горестных размышлениях. Благодаря такому решению усилилось эмоциональное звучание памятника, вместо направленного движения возобладало некое «стояние на месте», полное тревожных и горьких раздумий. Шесть героев словно стоят среди провожающей толпы, уже отделились от нее, но еще невольно прислушиваются к возбужденным голосам.
В этом варианте нет такой точки зрения на группу, откуда можно было бы одним взглядом охватить все фигуры. Обретя общее пространство, герои оказались в большей степени обособлены друг от друга, чем раньше. Однако контрастное сопоставление разных характеров усилило психологическую выразительность каждой позы, жеста. Родилось новое качество — психологизм в трактовке образов.

Огюст Роден. Граждане города Кале. Фрагменты.

Стойко и гордо выступает словно еще больше постаревший Эсташ де Сен-Пьер, он помещен в центре композиции. Рядом с ним фигура сильного мужчины с ключами от города в руках. Широкие складки одеяния еще больше усиливают впечатление мощи тела. Лицо героя полно скорби, его угнетает мысль об унижении. Этим двум образам противостоят другие. Здесь и персонаж, в отчаянии стиснувший голову руками, и другой, прикрывающий глаза; и мужчина, который словно вопрошает «за что?»; и юноша, получивший, со слов одного-художественного критика, прозвище «прохожий». Не все герои показаны бесстрашными, но таким образом Роден полнее раскрывает человеческий смысл их подвига, ибо в конечном счете они оказались в числе тех, кто жертвует собой ради других. Это мгновение, когда рождается великое.
Образы композиции проникнуты идеями мужества и гражданской отваги. Это своеобразный пример подвига, запечатленный в бронзе. Патетичность и величие языка пластики, поиски характерного и обобщенного решительно и мощно выразили лучшие устремления эпохи.
Известный поэт Райнер Мария Рильке, близко знавший Родена, писал о «Гражданах Кале»: «…так Роден даровал каждому из этих людей жизнь в последнем жесте Жизни». Действительно, таков итог художественного решения, к которому постепенно пришел скульптор, подлинный художник-новатор.
Работа над памятником завершилась к 1886 году. Девять лет спустя памятник установили на площади города Кале перед зданием ратуши. Бронзовые фигуры были все-таки размещены на невысоком пьедестале, который Роден в сердцах назвал «неуклюжим и бессмысленным».
«Граждане города Кале» Огюста Родена — одно из самых известных произведений пластики прошлого века. Во многих столицах мира находятся повторения или копии прославленных статуй, воспевающих благородство подвига, совершенного во имя своих сограждан.

источник

У нас открылась выставка Родена в Петропавловке. Привезли скульптуру и рисунки. Я хотя и была в его музее в Париже три раза, но пошла снова. В первое мое посещение музея осталось два впечатления, к которым я не была готова. То, что Роден — гениальный скульптор можно было понять по нашим эрмитажным работам. Тут ничего нового не было.
Поразило огромное количество подготовительной работы. Всегда, когда видишь шедевр, кажется, что он сам по себе так родился. А в музее было много вариантов и становилось ясно — аццкий труд. Постепенное приближение, отсечение того пресловутого лишнего не от камня, а многих побочных вариантов.
И еще очень развлекали зрители, наблюдать за тем, как люди смотрят было не менее интересно. Рядом с одной скульптурой стояли двое: девушка гладила ноги статуи, юноша следил за её руками, потусторонняя улыбка на его губах выдавала его подсознательное движение мыслей.
Видеть хорошо знакомые скульптуры в непривычном антураже любопытно. Граждане Кале временно стоят напротив Петропавловки . Бальзак неподалеку от Петра Первого с обтертыми до блеска коленками, на которых посидело уже все просвещенное туристическое человечество.

Писать про «Граждан Кале» что-то бесмысленно после Райнера Марии Рильке, который был некоторое время рядом с Роденом. Если кто-то и проник в суть его творчества, то это он, на мой взгляд.
Потому ему предоставлю слово.

. Власть поднимать прошедшее до непреходящего Роден обнаруживал всегда, когда исторические сюжеты или образы жаждали воплотиться в его искусстве, но, быть может. Граждане Кале превосходят все. Сюжет ограничивался тут несколькими строками из летописи Фруассара — историей о том, как Эдуард Третий, король английский, осадил город Кале, как не хотел он помиловать город, уже напуганный голодом, как, наконец, король согласился отступить, если шесть самых уважаемых граждан предадутся в его руки, «дабы поступить ему с ними по своему усмотрению». И он потребовал, чтобы шесть граждан покинули город, обнажив головы, в одних рубахах, с петлей на шее, с ключами от города и крепости в руках. И летописец рассказывает, что произошло в городе, повествует о том, как бургомистр, мессир Жан де Вьен, велел звонить в колокола и граждане собрались на рыночной площади. Выслушав грозное послание, они молчали и ждали. Но объявились уже среди них герои, избранники, чувствующие в себе призвание умереть. Тут сквозь слова летописца прорываются вопли и рыдания толпы. Он, кажется, сам взволнован, и какое-то время перо его дрожит. Но он вновь овладевает собой. Четырех героев называет он по именам, два имени он забыл.

Об одном летописец говорит, что он был богатейшим горожанином, о другом, что он пользовался благосостоянием и почетом и что «у него были две дочери, две прекрасные девицы», о третьем он знает лишь то, что он был богатым и собственником и наследником, а о четвертом, что он брат третьего. Летописец повествует, как они разделись до рубах, повязали петли себе на шею и отправились в путь с ключами от города и крепости. Он рассказывает, как они пришли в королевский лагерь, описывает, как сурово принял их король и как палач стоял уже позади них, когда государь, вняв мольбам королевы, подарил им жизнь. «Он послушался своей супруги, — говорит Фруассар, — ибо она была больно беременна». Больше летопись не содержит ничего.

Однако для Родена тут было вдоволь материала. Он сразу почувствовал, что в этой истории имеется мгновение, когда совершилось нечто великое, нечто вневременное и безымянное, нечто независимое и простое. Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. Он видел, как эти люди начали свое шествие; чувствовал, как в каждом из них снова была вся его жизнь, как тут стоял каждый со своим прошлым, готовый унести его из старого города. Шесть человек всплыли перед Роденом и ни один не походил на другого; только у двух братьев, быть может, имелось некоторое сходство.

Но каждый из них по-своему принял решение и по-своему жил в этот последний час, почтив его своей душой, выстрадав его своим телом, привязанным к жизни. А потом Роден уже не видел образов. В его памяти возникли жесты — жесты отказа, прощания, отречения.

Жесты за жестами. Он собирал их. Он формировал их. Они хлынули к нему из глубины его знания.

В его воспоминании словно восстали сто героев и рванулись к самопожертвованию. И он принял все сто и сделал из них шесть. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. Выше человеческого роста. В натуральную величину их решения.

Роден создал старика с руками, болтающимися в развинченных суставах, наделил его тяжелым шаркающим шагом, изношенной дряхлой походкой и выражением усталости, стекающей до самой бороды.

Роден создал человека, несущего ключи. В нем еще хватило бы жизни на многие годы, и вся она втиснулась в его внезапный последний час. Он едва переносит ее. Его губы сжаты, его руки впились в ключи. Он подбавил огня к своей силе, и она сгорает в нем, в его упорстве.

Роден создал человека, поддерживающего свою поникшую голову обеими руками — словно для того, чтобы собраться с духом, побыть еще мгновение одному.

Роден создал обоих братьев, из которых один еще оглядывается назад, в то время как другой уже решительно и смиренно склоняет голову, словно предавая себя палачу.

И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». Он уже идет, но он еще оборачивается, глядя не на город, не на плачущих и не на тех, кто идет вместе с ним. Он оборачивается к самому себе. Его правая рука поднимается, сгибается, колышется: кисть раскрывается, словно выпуская на свободу птицу. Это прощание c несбывшимся, с неизведанным .счастьем, с несчастьем, которое теперь будет ждать понапрасну, с людьми, которые где-то живут и могли бы когда-нибудь попасться навстречу, со всеми завтрашними и послезавтрашними возможностями, с той смертью, которая представлялась такой далекой, мягкой и тихой в конце долгого, долгого срока.

Этот образ, в уединении старого сумрачного сада, мог бы стать памятником всем тем, что умерли молодыми.

Так Роден даровал каждому из этих людей жизнь в последнем жесте их Жизни.

Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Он дал им одинаковое одеяние — рубаху и петлю, расположил их друг рядом с другом, в два ряда: трое в первом ряду, уже шагающие, и другие, повернувшиеся вправо, позади, словно собирающиеся присоединиться. Местом, предназначенным для памятника, был рынок в Кале: как раз оттуда началось в свое время тягостное шествие. Там и должны были теперь стоять тихие образы, слегка приподнятые низким уступом над повседневностью, словно им предстоит еще страшный исход во веки вечные.


В Кале не согласились на низкий цоколь, так как это противоречило традиции. И Роден предложил другое место для памятника. Пусть построят, потребовал он, прямо у моря четырехугольную башню с простыми обтесанными стенами высотой в двухэтажный дом и там водрузят шесть граждан наедине с ветром и небом. Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Однако оно соответствовало сути произведения. Если бы попытались его принять, появилась бы несравненная возможность восхититься сплоченностью этой группы, состоящей из шести отдельных фигур и все-таки не уступающей по внутренней спаянности единому, обособленному предмету. И при этом фигуры не соприкасались между собой — они стояли друг подле друга последними деревьями поваленного леса, и их объединял один только воздух, принимающий в них участие на свой особый лад. Обходя эту группу, нельзя было не поразиться тому, как из прибоя контуров возникали чистые, великие жесты — вздымались, стояли и ниспадали в монолит, словно приспущенные знамена. Тут все было ясно и определенно. Места для случайностей не осталось. Как все композиции роденовской работы, и эта была замкнута в себе — особый мир, целое, преисполненное жизнью, которая кружит, не перехлестывая через край.

источник