Меню Рубрики

Анализ качества воды для зсо

В условиях постоянного загрязнения окружающей среды источники чистой воды и зоны, на которых они располагаются, требуют особо тщательной защиты. Именно с этой целью на законодательном уровне установлены территории вокруг водозаборов (ЗСО).

Они состоят из трех поясов, для каждого из которых предусмотрены специфические мероприятия и особые режимы хозяйственной деятельности. Размер первого пояса для артезианской скважины составляет 60 м (в диаметре). Эта земля должна быть засеяна газонной травой и находиться в собственности/аренде. Как показывает практика, участков, соответствующих этим условиям, практически не бывает, поэтому в большинстве случаев при разработке проекта требуется сокращение зоны санитарной охраны.

Создание документации осуществляется с учетом особенностей объектов, на которых устанавливается ЗСО: подземных водозаборов (скважин), поверхностных источников (водозаборов из рек и хранилищ), а также водопроводных сооружений и водоводов (водонапорных башен, систем водоподготовки и фильтрации, накопительных емкостей). Размеры территории утверждаются проектом организации после согласования с Роспотребнадзором. При необходимости (в 99 % случаев) осуществляется сокращение зоны санитарной охраны.

Отношения в представленной сфере регламентируются КоАП (ст. 8.13). Если расчет зон санитарной охраны осуществлялся без согласованного проекта, а эксплуатация ведется с нарушениями действующего законодательства, то действия попадают под административный штраф:

  • для физических лиц — от 500 до 1000 рублей;
  • должностных лиц — от 1 до 2 тысяч рублей;
  • юридических лиц — от 10 до 20 тысяч рублей.

В случае несоблюдения законных требований по охране водных объектов суммы штрафов значительно повышаются. Своевременное обращение к нашим специалистам позволит избежать всех этих неприятностей.

  1. Сбор и анализ исходных данных. Специалист выезжает непосредственно на водозабор, где проводит обследования участка и расположенного поблизости оборудования.
  2. Определение санитарно-технического состояния скважин.
  3. Исследование окружающей территории и выявление потенциальных источников загрязнения.
  4. Определение степени природной защищенности водоносного горизонта.
  5. Расчет зон санитарной охраны с точным определением размеров 2-го и 3-го поясов.

Кроме того, проект включает ряд ограничений к проведению хозяйственной деятельности для всех поясов. Осуществляется разработка перечня необходимых мероприятий, которые позволяют улучшить состояние территории ЗСО, предупредив загрязнения источников. После создания проекта и расчета зон санитарной охраны выполняется его согласование и получение санитарно-эпидемиологических заключений.

Для разработки проекта зон санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения в соответствии с положениями СанПин 2.1.4.1110-01/-02 необходим следующий пакет документов:

  • договор на водоотведение;
  • гидрогеологическое заключение СевЗапНедр (РосГеоФонда) о возможности использования подземных вод;
  • выписка Протокола заседания госкомиссии СевЗапНедра по экспертизе полезных ископаемых;
  • перспектива водоотбора (планируемое на 5-10 лет увеличение, уменьшение или поддержание на имеющемся уровне);
  • не менее трех проб по биологическим, органолептическим, химическим и радиационным показателям качества воды за сезон;
  • гидрогеологические характеристики местности расположения скважины;
  • радиологическое заключение;
  • техпаспорт и геологический разрез скважины;
  • учетная карточка скважины;
  • паспорта или иные документы на фильтры и насосы;
  • анализ водопотребления;
  • анализы воды (по СанПиН 2.1.4.1074-01);
  • согласованный с землепользователями план мероприятий по второму и третьему поясу ЗСО;
  • подписанный районным архитектором ситуационный план первого пояса (масштаб 1:500, 1:1000); второго и третьего пояса ЗСО (масштаб 1:10000 — 1:25000);
  • лицензия на водопользование.

Для разработки проекта зон санитарной охраны поверхностных источников питьевого водоснабжения требуются:

  • лицензия и лицензионные требования на водопользование;
  • выписка протокола заседания госкомиссии СевЗапНедра по экспертизе полезных ископаемых;
  • Перспектива водоотбора (планируемое на 5-10 лет увеличение, уменьшение или поддержание на имеющемся уровне);
  • гидрологические данные;
  • анализ имеющегося потребления воды;
  • анализы и протоколы анализов воды (по СанПиН 2.1.4.1074-01);
  • исследования микробиологических и органолептических показателей воды за последние двенадцать месяцев;
  • четыре актуальных сезонных анализа на неорганические и органические вещества;
  • годовой радиационный анализ воды (за последний год);
  • заключение эксперта о соответствии/несоответствии нормам радиационных показателей;
  • согласованный со землепользователями план мероприятий по второму и третьему поясу ЗСО;
  • подписанный районным архитектором ситуационный план первого пояса (масштаб 1:500, 1:1000); второго и третьего пояса ЗСО (масштаб 1:50000 — 1:100000) с нанесением всех объектов;
  • лицензия на водопользование.

Первый пояс ЗСО является зоной строгого режима. Он включает в себя территорию, на которой располагается водозаборная скважина и водохозяйственное оборудование. Этот пояс служит для защиты участка от умышленного или случайного повреждения или загрязнения. Эта территория имеет радиус 30 — 50 м от скважины. Эта величина определяется степенью природной защищенности целевого горизонта.

Второй пояс ЗСО — зона ограничений по бактериальному загрязнению. Она исключает присутствие в расчетных границах возможных источников бактериологической опасности таких, как скотомогильники, кладбища, поля фильтрации и ассенизации, силосные траншеи, навозохранилища, птицеводческие и животноводческие фермы, помойки, дворовые уборные и т. д. Размер зоны определяется расчетным путем. Для этого применяется мощность водовмещающих известняков и дебит скважин.

Третий пояс ЗСО — представляет собой зону ограничений по химическому загрязнению. Она устанавливается для предотвращения загрязнения водозабора химикатами. В третьем поясе исключается размещение объектов, деятельность которых может привести к химическому загрязнению подземных вод, например складов ГСМ, минеральных удобрений и ядохимикатов, накопителей промышленных стоков, шламохранилищ, вредных химических производств и т. д. Размер зоны определяется расчетным путем. Для этого используется дебит скважин и мощность водовмещающих известняков.

Стоимость мероприятий по подготовке и утверждению проектной документации будет зависеть от следующих факторов:

  • расстояния от скважины до границ первого пояса (до ограждения);
  • уровня защищенности водоносного горизонта (при подземном водозаборе);
  • наличия опасных объектов рядом с местом забора воды (согласно перечню СанПин 2.1.4.1110-02).

После разработки проекта зоны санитарной охраны он подается на утверждение в региональный центр Роспотребнадзора.

Иногда владелец скважины по тем или иным причинам желает изменить размеры поясов ЗСО, как правило, в сторону их уменьшения. Для этого необходима разработка соответствующего проекта с обоснованием данного мероприятия.

Вопрос сокращения зон санитарной охраны рассматривается в индивидуальном порядке, и позитивное его решение зависит от следующих факторов:

  • расположения источника водозабора;
  • условий его эксплуатации;
  • прочих обстоятельств.

По согласованию с Центром Санэпиднадзора допускается уменьшение площади ЗСО для тех водоводов, которые сооружаются на территории с уже сложившейся застройкой.

Законодательством РФ также разрешается сокращение 1-й зоны санитарной охраны, если водозабор осуществляется из подземного источника с защищенным водоносным горизонтом. При этом скважина должна находиться на подконтрольной владельцу территории и ее загрязнение должно полностью исключаться.

  • Водоносный горизонт защищен, расстояние до границ первого пояса — не менее 30 метров, загрязняющих объектов нет. Сумма за составление и согласование документации составит 100 000 руб.
  • Водоносный горизонт не защищен, расстояние до границы первого пояса — 50 метров или более, опасных объектов нет. Цена разработки проекта зоны санитарной охраны и его утверждения — 100 000 руб.
  • Водозабор использует защищенный водоносный горизонт, расстояние от крайней скважины — менее 30, но более 15 метров. Готовится проектная документация по сокращению первого пояса зоны санитарной охраны, проводятся дополнительные исследования. Стоимость работ — 150 000 руб.

Существуют и другие варианты, в каждом случае специалисты подготовят и обоснуют индивидуальные цены на услуги. Получите детальную консультацию по контактному номеру и закажите расчет зоны санитарной охраны для конкретного объекта в Москве или других городах РФ.

источник

ЗСО — зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зоны санитарной охраны организуются на всех источниках централизованного водоснабжения. Расчеты и обоснования размеров ЗСО приводится в проекте.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Если скважина используется для личных целей или как источник нецентрализованного водоснабжения (без водопровода и доставки воды к месту расходования) или для технологических нужд предприятия, то организация зоны санитарной охраны не требуется.

«Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН2.1.4.1110-02»
«Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества СанПиН 2.1.4.1074-01»

Утвержденный проект ЗСО скважины служит для дальнейшего получения Лицензии на добычу подземных вод (для питьевого водоснабжения), которая дает право пользоваться водой из скважины.

Неисполнение обязательств по разработке, согласованию проекта ЗСО / лицензии на добычу и обустройству зон санитарной охраны наказывается в соответствии со статьей 7.3. КоАП РФ.

  1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан: от 3 до 5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 30 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн. рублей.
  2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта — влечет наложение административного штрафа на граждан: от 2 до 3 тыс. рублей; на должностных лиц — от 20 до 40 тыс. рублей; на юридических лиц — от 300 до 500 тыс. рублей.

В данном случае не трудно заметить, что размер штрафных санкций гораздо выше, чем выйдет разработка проекта ЗСО, при этом, помимо штрафа всегда выдают предписание об устранении нарушений. Стоит ли платить дважды?

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов:

Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Дополнительно санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

  • в пределах первого пояса ЗСО — органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;
  • в пределах второго и третьего поясов ЗСО — владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

В состав проекта ЗСО должны входить:

  1. Текстовая часть;
  2. Картографический материал;
  3. Перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

  • Характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;
  • Анализы качества воды в объеме, предусмотренном СанПиН 2.1.4.1074-01. Обратите внимание, что требования к объему и количеству в регионах РФ может различаться;
  • Гидрогеологические данные — при подземном источнике;
  • Данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;
  • Данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов (подтверждается письмом из администрации или другого уполномоченного органа);
  • Определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;
  • Правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.

Необходимо получить письмо из администрации или другого уполномоченного органа об отсутствии или наличии объектов, которые представляют опасность химического и микробного загрязнения подземных вод в пределах 1-3 поясов ЗСО.

  • Ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе — 1:10000 — 1:25000 при подземном водоснабжения источнике;
  • Гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора — при подземном источнике водоснабжения;
  • План первого пояса ЗСО в масштабе 1: 500 — 1:1000;
  • План второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 — 1:25000 — при подземном водоисточнике.
Читайте также:  Анализ на фтор в воде

Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора — при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м — при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании.

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

К защищенным подземным водам относятся напорные и безнапорные межпластовые воды, имеющие в пределах всех поясов ЗСО сплошную водоупорную кровлю, исключающую возможность местного питания из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов.

К недостаточно защищенным подземным водам относятся:

  • Грунтовые воды, т.е. подземные воды первого от поверхности земли безнапорного водоносного горизонта, получающего питание на площади его распространения;
  • Напорные и безнапорные межпластовые воды, которые в естественных условиях или в результате эксплуатации водозабора получают питание на площади ЗСО из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов через гидрогеологические окна или проницаемые породы кровли, а также из водотоков и водоемов путем непосредственной гидравлической связи.

Для водозаборов при искусственном пополнении запасов подземных вод граница первого пояса устанавливается как для подземного недостаточно защищенного источника водоснабжения на расстоянии не менее 50 м от водозабора и не менее 100 м от инфильтрационных сооружений (бассейнов, каналов и др.).

В границы первого пояса инфильтрационных водозаборов подземных вод включается прибрежная территория между водозабором и поверхностным водоемом, если расстояние между ними менее 150 м.

При определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят от:

  1. Типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.);
  2. Величины водозабора (расхода воды) и понижения уровня подземных вод;
  3. Гидрологических особенностей водоносного пласта, условий его питания и дренирования.

Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.

Расчеты допускается произвести по методикам из «Рекомендации по гидрогеологическим расчетам для определения границ зон 2 и 3 поясов санитарной охраны подземных источников водоснабжения». Орадовская А.Е. ВНИИ «ВодГео».

Основным параметром, определяющим расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору (Тм).

Гидрологические условия В пределах I и II климатических районов (Тм), суток В пределах III климатического района (Тм), суток
1. Недостаточно защищенные подземные воды 400 400
2. Защищенные подземные воды 200 100

Обратите внимание, климатические районы в соответствии СНиП 23-01-99 «Строительная климатология»

Граница третьего пояса ЗСО, предназначенного для защиты водоносного пласта от химических загрязнений, также определяется гидродинамическими расчетами. При этом следует исходить из того, что время движения химического загрязнения к водозабору должно быть больше расчетного Тх.

Тх принимается как срок эксплуатации водозабора (обычный срок эксплуатации водозабора — 25-50 лет).

Если запасы подземных вод обеспечивают неограниченный срок эксплуатации водозабора, третий пояс должен обеспечить соответственно более длительное сохранение качества подземных вод.

Зона санитарной охраны водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, представлена первым поясом (строгого режима), водоводов — санитарно-защитной полосой.

Граница первого пояса ЗСО водопроводных сооружений принимается на расстоянии:

  1. от стен запасных и регулирующих емкостей, фильтров и контактных осветлителей — не менее 30 м;
  2. от водонапорных башен — не менее 10 м;
  3. от остальных помещений (отстойники, реагентное хозяйство, склад хлора, насосные станции и др.) — не менее 15 м.

  • Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
  • Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
  • Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.
  • В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.
  • Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
  • Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

  • Выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.
  • Бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
  • Запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли.
  • Запрещение размещения складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля.

Кроме мероприятий, уже указанных выше, в пределах второго пояса ЗСО подземных источников водоснабжения подлежат выполнению следующие дополнительные мероприятия.

  • Размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
  • Применение удобрений и ядохимикатов;
  • Рубка леса главного пользования и реконструкции.
  • Выполнение мероприятий по санитарному благоустройству территории населенных пунктов и других объектов (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностного стока и др.).

  • В пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод.
  • Не допускается прокладка водоводов по территории свалок, полей ассенизации, полей фильтрации, полей орошения, кладбищ, скотомогильников, а также прокладка магистральных водоводов по территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает границы второго пояса ЗСО на пересечении дорог, пешеходных троп и пр. обозначать столбами со специальными знаками:

Проект ЗСО должен проходить экспертизу на соответствие санитарным правилам в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или другой аккредитованной лаборатории.

Далее в Роспотребнадзоре необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение на основе экспертного заключения.

Затем утвердить проект в Министерстве природных ресурсов. Итогом этой процедуры будет приказ об утверждении проекта ЗСО.

По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать проект ЗСО (зоны санитарной охраны) пишите нам — наши Контакты.

В случае, если вы осуществляете сброс сточных вод в водный объект, то вам необходимо разработать и согласовать Проект НДС. При наличии очистных сооружений рекомендуем посмотреть раздел проект ПДВ.

источник

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения из опыта работы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия».

Источники водоснабжения — это природные (подземные и поверхностные) воды, используемые для хозяйственно-питьевого, культурно-бытового, промышленного и сельскохозяйственного назначения. Для централизованного водоснабжения населения Республики Мордовия используются подземные воды, заключённые между водоупорными слоями и находящиеся под гидравлическим давлением, — артезианские воды. Эксплуатация артезианских вод осуществляется посредством бурения скважин, следовательно , водозаборная скважина является источником водоснабжения.

Вокруг источника водоснабжения (водозаборной скважины) устанавливается зона санитарной охраны.

Зона санитарной охраны (ЗСО) – специально выделенная территория вокруг источника водоснабжения, на которой должен соблюдаться специальный режим с целью охраны водоисточника и окружающей территории от загрязнения.

Эта зона делится на три пояса , что отображено на рисунке № 1:

— первый пояс (зона строгого режима), включающий территорию расположения водозабора и предназначенный для защиты места водозабора от случайного или умышленного загрязнения и повреждения;

— второй пояс или пояс ограничения (пояс охраны от бактериологического загрязнения) включает территорию , предназначенную для предупреждения загрязнения от микробных (бактериологических) загрязнений ;

— третий пояс — пояс ограничения (пояс охраны от химического загрязнения) включает территорию , предназначенную для предупреждении загрязнения воды источника водоснабжения от химического загрязнения.

Организация зоны санитарной охраны отображается проектом зоны санитарной охраны источника водоснабжения.

Необходимость разработки проекта ЗСО регламентирована Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 18), Законом РФ № 2395-1 от 21.02.1992 г. «О недрах» (статья 74, статья 104), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Стандартный проект ЗСО источника водоснабжения включает в себя:

1.Общие сведения об участке водозабора.

2.Общие сведения о предприятии .

3.Общие сведения о водозаборе подземных вод.

4.Характеристика санитарного состояния источника водоснабжения.

5.Физико-географические условия. Климат.

6.Геологические условия и геоморфология.

7. Гидрогеологические условия.

8.Химический состав и качество подземных вод.

9.Зона санитарной охраны подземных вод.

— обоснование границ трех поясов ЗСО;

10.Режим и правила хозяйственного использования территории , входящей в ЗСО всех поясов.

11.Санитарный режим в пределах поясов зон санитарной охраны.

12.Санитарно-оздоровительные мероприятия на территории зоны санитарной охраны.

-план первого пояса ЗСО водозаборных скважин масштабом 1:500 – 1:1000;

-план второго и третьего поясов ЗСО водозаборных скважин масштабом 1:10000 – 1:25000;

— ситуационный план второго и третьего поясов ЗСО с нанесение водопроводных площадок и линии водовода скважин масштабом 1:10000 – 1:25000;

— гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора.

14.Приложения: исходные данные, результаты расчетов, учредительные документы.

Проект зоны санитарной охраны подлежит обязательной санитарно-эпидемиологической экспертизе. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится в соответствии с территориальным признаком расположения объекта в учреждениях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человек на возмездной основе. На территории Республики Мордовия таким учреждением является Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия», имеющий аккредитацию в национальной системе , аттестат аккредитации № RA. RU. 710004 от 08.04.2015 г. Возможно проведение экспертизы проекта ЗСО в независимых экспертных учреждениях, аккредитованных в соответствии с законодательством. Результатом санитарно-эпидемиологической экспертизы является экспертное заключение о соответствии или несоответствии проекта ЗСО источника водоснабжения государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», которое является основанием для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) проекта ЗСО требованиям, предъявляемым к проектной документации данного вида.

Читайте также:  Анализ на фосфаты в воде

Исполнение государственной функции по оформлению и выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию по ЗСО осуществляют органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по территориальному признаку расположения объекта, на территории Республики Мордовия — Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия.

Утвержденный проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения является правовой основой для установления (изменения, отмены) границ ЗСО как линий градостроительного регулирования территории.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектов ЗСО проводится на основании заявления хозяйствующего субъекта (ИП или юридическое лицо), к которому прилагается проект ЗСО. Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам и содержать информацию в полном объеме , необходимую для проведения экспертизы.

При проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, во-первых, оценивается полнота представленных материалов, включающая в текстовой части проекта:

— характеристику санитарного состояния источника водоснабжения;

— анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

-данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;

-данные о перспективах строительства в районе расположения источника водоснабжения;

-определение границ 1-го, 2-го и 3-го поясов ЗСО с соответствующим обоснованием;

-перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных, с определением источников финансирования;

-правила и режим хозяйственного использования территорий , входящих в ЗСО. Далее проводится оценка картографических материалов на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Одной из главных задач экспертизы проекта является оценка определения границ ЗСО (трех поясов) с соответствующим обоснованием и оценка перечня мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника водоснабжения.

Схематично отражение этой оценки представлено рисунком № 2.

Необходимо заметить, что мероприятия по организации ЗСО должны быть конкретными, с учетом существующих санитарных ситуаций в пределах ЗСО и на перспективу. Перечень предусмотренных мероприятий должен быть согласован с землепользователями (администрацией населенного пункта или хозяином скважины) с обязательным указанием сроков их исполнения и ответственными исполнителями. Согласование данных мероприятий с владельцами объектов, оказывающих или могущих оказать отрицательное влияние на качество воды, является наиболее проблематичным и зачастую не позволяет обеспечить в должной мере выполнение санитарных мероприятий в пределах второго и третьего поясов ЗСО.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» за период с 2015 года по 2017 год проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза 33 проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения с общим количеством водозаборных скважин 86. Из общего числа проектов организации зон санитарной охраны эксплуатационных скважин 13 проектов возвращались на доработку, корректировку для устранение замечаний и несоответствий требованиям санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».

Проведенным анализом причин несоответствия проектов ЗСО требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 являются следующие замечания:

-.отсутствие согласованных мероприятий с землепользователями, расположенными во втором и третьем поясах ЗСО;

б) по п. 1.12.1.

— представление анализов воды в объеме, не соответствующем требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

— при наличии водоочистных установок отсутствие информации о системе водоподготовке с анализами воды;

— отсутствие данных, характеризующих взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема ; отсутствие информации о наличии или отсутствии гидравлической связи;

— отсутствие данных о перспективах строительства в районе расположения источника водоснабжения;

— отсутствие должного обоснования размеров и границ первого, второго и третьего поясов зоны санитарной охраны;

— в ряде проектов несогласованность расчетных размеров и предлагаемых для утверждения (расхождение цифровых значений);

в) по п.1.12.1 и п.3.2.1.1.

— неполнота характеристики санитарного состояния территории первого пояса ЗСО;

г) по п. 1.12.2.

— несоответствие представленного картографического материала нормативным требованиям: отсутствие либо плана первого пояса, либо плана 2-го и 3-го поясов ЗСО , либо гидрологических профилей;

— несоответствие исходных данных величинам, использованных в расчетах; несоответствие текстового материала и картографического;

— отсутствие информации об объектах, расположенных во втором и третьем поясах зоны санитарной охраны ;

— неконкретность , декларативность мероприятий по организации ЗСО;

-отсутствие обоснования степени естественной защищенности водоносного горизонта с расчетами дальности распространения загрязнения;

ж) по п. 2.2.1.1.

— отсутствие обоснования сокращения размеров 1-го пояса .

Не менее значимыми несоответствиями отмечаются:

-отсутствие в проектной документации информации об использованных методиках гидрогеологических расчетов;

-отсутствие информации об области питания водоносного горизонта и его разгрузке;

— отсутствие данных о смежных водозаборах;

— отсутствие информации о категориях земель, на которых размещены скважины;

— отсутствие подтверждения соответствующими документами размещения скважин на земельных участках;

— несоблюдение требований юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации производственного контроля за качеством подземных вод согласно п.5.3, п. 5.8 СП 2.1.5.1059-01.

В процессе санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения заказчиками, включая разработчиков проектной документации, в целях снятия избыточных требований к документации и снижению затрат в рабочем порядке вносились соответствующие изменения, корректировки и доработки, что позволяло в установленные сроки провести экспертизу.

Добыча подземных вод с целью питьевого или хозяйственно-бытового применения должна быть согласована с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, так как любой источник питьевого водоснабжения должен быть защищен от всевозможных источников загрязнения. Основным мероприятием по охране источника питьевой воды является организация вокруг него зоны санитарной охраны (ЗСО), состоящей из трех поясов различного диаметра с различными ограничениями хозяйственной деятельности на их территории. Для каждого питьевого водозабора должен быть разработан проект ЗСО, который проходит санитарно-эпидемиологическую экспертизу в территориальных учреждениях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» (возможно проведение экспертизы в иных аккредитованных в установленном порядке организациях). Только после получения положительного экспертного заключения на проект ЗСО и наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам , то есть признания государственным органом достаточной защищенности источника водоснабжения и установления границ и размеров поясов зоны санитарной охраны, недропользователь (хозяйствующий субъект) имеет право на его использование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

источник

Чтобы знать о качестве воды, недостаточно таких показателей, как вкус, прозрачность и запах, потому что в ней могут содержаться болезнетворные микробы, токсические вещества и посторонние примеси. Только профессиональный анализ воды из скважины определяет, насколько отдельные параметры соответствуют нормам, и можно ли пить ее каждый день.

Исследование воды необходимо, чтобы:

  1. Объективно судить о ее качестве.
  2. Выявить показатели, нуждающиеся в корректировке.
  3. Принять правильные меры для улучшения ее состава.
  4. Выяснить, справляется ли с работой установленная фильтрующая система и другое очистное оборудование.

Рекомендуется делать анализы воды раз в год, чтобы быть уверенным в ее качестве и своевременно выявлять изменения.

Экспертиза нужна в таких случаях:

  • при покупке участка со скважиной;
  • при изменении цвета, вкуса или запаха воды в скважине;
  • если недалеко от скважины произошла техногенная авария или строится промышленный объект;
  • если члены семьи страдают от аллергии, желудочно-кишечных расстройств или хронической простуды.

Изменения в источниках воды могут произойти быстро (например, из-за засухи, попадания загрязненных сточных вод или сброса химических отходов), но это не всегда отражается на ее вкусе. На качество может влиять расположенный рядом завод, шоссе, хранилище удобрений или мусорная свалка.

Исключить возможность заражения позволяет соблюдение режима зоны санитарной охраны источника, предусмотренного нормативными актами.

Рекомендуется сделать анализ воды из новой скважины через 3–4 недели после бурения. Негативно влияют на качество всех источников, в т. ч. артезианских, нарушения технических условий при бурении, которые могут стать причиной загрязнения глубоких слоев скважины менее чистыми слоями верхних водоносных горизонтов.

Результат анализа воды в скважине во многом зависит от ее глубины, общей экологической обстановки местности и происхождения пластов породы, по которым она протекает.

К поверхностным относятся источники глубиной до 20 м. Они подвержены влиянию внешних негативных воздействий, содержат бактерии, внесенные стоками и дождями. Экспертиза выявляет также частицы удобрений, нитратов и следы ила. Скважины глубиной до 5 м используются только для технических нужд. Пробы воды показывают небольшое количество минералов.

Водоносный горизонт до 30 м проходит через аллювиальный (наносной) слой и по составу отличается низкой минерализацией (1–3 г/л) и высоким содержанием соединений железа, азота и хлоридов. Рекомендуется проводить расширенный анализ (бактериологический и химический).

На глубине 30–70 м увеличивается содержание солей магния, кальция, который способствуют жесткости, и сульфатов железа. Исследование может показать наличие сероводородных бактерий, активно развивающихся на глубине до 50 м, – они придают характерный запах.

Это артезианские скважины. Вода в них отфильтрована гравием, глиной и песком, считается наиболее чистой. Выявляют минимальное количество фосфора, азота, сероводорода, биологических природных примесей и повышенное содержание солей металлов.

В районах активного земледелия, где используются пестициды, нужно проверить уровень содержания в воде тяжелых металлов, пестицидов и радионуклидов.

Для получения более полной характеристики делают расширенный анализ (30 основных показателей). Кроме веществ, указанных в стандартном анализе, проверяют уровень общей минерализации и концентрацию:

  • кадмия;
  • марганца;
  • молибдена;
  • мышьяка;
  • никеля;
  • ртути;
  • свинца;
  • селена.

Оценка наличия патогенных и индикаторных микроорганизмов:

  • кишечной палочки;
  • фекальных бактерий;
  • общее микробное число (ОМЧ).

ОМЧ в 1 мл питьевой воды должно быть не больше 50 КОЕ (колониеобразующих единиц).

Превышение свидетельствует о создании условий для размножения микроорганизмов, в т. ч. сальмонелл и дрожжевых грибков, которые способны образовывать колонии. Согласно ГОСТу, в пробах из скважин и колодцев бактерий быть не должно.

Из видео узнаете более подробно о химическом и бактериологическом анализе воды из скважины:

За необходимыми исследованиями лучше обращаться в крупные компании, имеющие собственные лаборатории. Заранее выясняют перечень предлагаемых тестов и заключают договор, в котором указаны:

  • тип документа, который будет выдан;
  • все проводимые анализы;
  • стоимость работ;
  • сроки выполнения.

В большинстве случаев пробу для экспертизы берет специалист лаборатории. Самостоятельно это делают так:

  1. Подготавливают тару емкостью 1,5–2 л, лучше специальную, не подойдет бутылка из-под сладких, газированных и алкогольных напитков.
  2. Если берется проба из крана, воде надо дать стечь 10 минут.
  3. Ополоснуть тару из источника забора и под слабым напором наполнить ее до краев, держа на расстоянии 1–2 см от крана.
  4. Закрыть плотно крышкой, чтобы не было места для воздуха.

Желательно, чтобы точка для забора пробы была первой от скважины.

Емкость помещают в темный пакет, чтобы защитить от действия солнечных лучей при транспортировке, и в течение 2–3 часов доставляют в лабораторию. Для радиологического анализа необходимо 10 л воды.

Читайте также:  Анализ на глюкозу пить воду

Средние цены проведения исследований:

  • микробиологический – 1–1,8 тыс. руб.;
  • стандартный – 3–4 тыс. руб.;
  • расширенный – до 4,5–6 тыс. руб.;
  • полный – 7–9 тыс. руб.

Услуги по отбору пробы специалистом и консервации (при необходимости) обойдутся в 1,5–2 тыс. руб., а предоставление расходных материалов и инструкции по консервации проб для проверки на сероводород – 0,4–0,6 тыс. руб. Радиологический стоит 10,5–11 тыс. руб. и делается дольше других – до 2-х недель.

В протоколе указывается:

  1. Количество выявленных веществ и их предельно допустимая концентрация (ПДК), оговоренная в нормативных документах (СанПиН 2.1.4.1074-01, рекомендации ВОЗ).
  2. Классы опасности элементов (1К – чрезвычайно опасные, 2К – высоко опасные; 3К – опасные, 4К – умеренно опасные).
  3. Токсичность. Санитарно-токсикологические показатели обозначаются “с-т”, органолептические – в зависимости от способности элемента менять запах, окрас, привкус воды, вызывать пенообразование или опалесценцию соответственно первыми буквами слов, определяющих эти значения (“зап”, “окр”, “привк” и т. д.).

Ориентируясь на результаты экспертизы, выбирают оборудование для улучшения качества воды.

Счетчик воды дает импульсные сигналы, по которым насос пропорционально запрограммированному значению производит впрыскивание реагента.

Для удаления соединений железа устанавливают безреагентные фильтры, основанные на принципе окисления железа кислородом из растворенной формы в твердое состояние с последующим отделением образовавшейся взвеси.

Угольные фильтры помогут уменьшить содержание сероводорода в скважине и колодце, очистка происходит путем адсорбции.

Чтобы проверить качество питьевой воды самостоятельно, делают забор пробы, как было указано выше, и тестируют по таким признакам:

  • бурый оттенок и терпкий привкус металла придают оксиды железа;
  • сероватый цвет – много марганца;
  • соленая на вкус содержит много минеральных солей;
  • если ощущается при питье легкое пощипывание полости рта, значит, в воде повышенное содержание щелочей;
  • тухлый запах придает сероводород.

Если в чайнике много накипи – вода жесткая. Вкус и запах воды проверяют при температуре 20 и 60 °С. Если она горчит, значит, в ней много солей магния, сладковата – содержит гипс. Можно провести аква-тест, воспользовавшись специальным набором лакмусовых бумажек, реагирующих на разные примеси.

источник

Проектирование, обучение и сопровождение
по экологии и охране труда

  • Екатеринбург +7(343) 206 09 30
  • Москва +7(499) 403 13 64
  • Сургут +7(3462) 64 44 57
  • Пермь +7 (342) 299 47 06
  • Новосибирск +7(383) 381 40 52
  • Омск +7(3812) 34 25 09
  • Красноярск +7(391) 203 03 39
  • Челябинск +7(351) 751 30 65

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Все услуги раздела «Водное и лесное хозяйство»

  1. Полные реквизиты предприятия – заказчика разработки проекта зоны санитарной охраны ЗСО (иначе говоря, санитарной защитной зоны СЗЗ источника):
    • Полное наименование предприятия (организации) и его организационно-правовая форма;
    • Регистрационный номер (ОГРН);
    • Код по общероссийским классификаторам;
    • Адрес и режим работы организации;
    • Вид деятельности;
    • Кадастровый паспорт на земельные участки;
    • Форма собственности на землю (аренда или собственность);
    • Ф.И.О. руководителя (полностью)
    • Ф.И.О. и должность ответственного лица за охрану окружающей среды в организации.
  2. Разрешение на пользование водным объектом (частьI статьи 11 Водного кодекса РФ). Выдается в Федеральном агентстве водных ресурсов территориального водного управления.
  3. Гидрологические данные источника, для которого разрабатывается зона санитарной охраны ЗСО:
    • площадь водосборного бассейна,
    • режим поверхностного стока,
    • max, min и средний расход,
    • уровень воды в месте забора,
    • скорость течения,
    • срок ледостава и вскрытия,
    • планируемый расход воды,
    • данные о приливах и отливах.
  4. Техническая характеристика водозаборных сооружений:
    • инструкции по эксплуатации станций 1 и 2 подъема и других гидротехнических сооружений;
    • при наличии оборудования очистки и обеззараживания воды – паспорта на водоочистные установки.
  5. Схема водопотребления и водоотведения в санитарной защитной зоне (СЗЗ) источника.
  6. Паспорта и сертификаты контрольно-измерительной аппаратуры.
  7. Планводоотбора на следующие 5–10 лет (уменьшится, увеличится или останется на таком же уровне).
  8. Информация о планах строительства (жилые, промышленные и сельскохозяйственные объекты) в районе границ зон санитарной охраны.
  9. Анализ водопотребления источника разработки зоны санитарной охраны ЗСО:
    • журнал учета водоотбора,
    • пробы воды.
  10. Характеристика санитарного состояния источника водоснабжения:
    • Соответствие водного объекта санитарным правилам и нормам, должно обеспечивать безопасную эксплуатацию, не приносящую вреда здоровью населения. Для этого необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Роспотребнадзоре.
    • Анализ воды (за последний год)на показатели радиации. В ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» выдается экспертное заключение о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам объекта радиационногообследования.
  11. Информация об объектах, расположенных во 2 и 3 поясах зоны санитарной охраны, являющихся источниками загрязнения водного объекта.
  12. Анализ качества воды ( СанПиН 2.1.4.1074-01):
    • исследования органолептических и микробиологических показателей воды (ежемесячные) за последний год;
    • Сезонные анализы неорганических и органических веществ за последний год.
  13. Картографический материал, указанный ниже:
    • ситуационный план (масштаб 1:50 000 – 1:100 000) с нанесением проектируемых границ 2-го и 3-го пояса ЗСО и мест водоотбора, источника водоснабжения (его бассейн с притоками),площадей сооружений водопровода,
    • план первого пояса ЗСО (масштаб 1:500 – 1:1 000),
    • план 2-го и 3-го пояса ЗСО (масштаб 1:25 000 – 1:50 000) с указанием всех объектов, находящихся на этой местности.
  14. Предыдущий проект ЗСО (при наличии).

В разработке проекта ЗСО выделяют четыре основных этапа:

  1. Подготовительный этап.
    • Сбор необходимой документации для выполнения проекта ЗСО, а также её анализ (полные реквизиты предприятия от заказчика, гидрологические данные, анализ качества воды,информация о планах строительства в районе водозабора,картографический материал).
    • Обследование сооружений водозабора и прилегающей к нему территории (с выездом экспертов или без) на выявление их санитарно-технического состояния.
    • Составление технического задания и согласование календарного плана.
  2. Основной этап.По результатам проведенного обследования и предоставленныхЗаказчиком документов, а также фондовых материалов региональных исследований разрабатывается проект зоны санитарной охраны ЗСОскважины или поверхностного источника в трех экземплярах.Проект состоит из текстовой части, картографического материала (3 ситуационных плана) и планируемых мероприятий на территории ЗСО, которые согласуются с землевладельцами.
  3. Проведение экспертизы.Необходимо провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта ЗСО в региональном «Центре гигиены и эпидемиологии». Она включает:
    • проведение экспертизы представленных документов;
    • проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;
    • обследование водозабора.

    Результатом экспертизыявляется получение положительного экспертного заключения.

  4. Согласование проекта ЗСО.Для утверждения проекта ЗСО необходимо получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключениео соответствии (несоответствии) санитарным правилам вида деятельности в Роспотребнадзоре. Для его получения заявитель представляет заявление и результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Разработка проекта зон санитарной охраны скважины или поверхностного источника занимает около двух месяцев. Она зависит от наличия исходных документов и быстроты согласования мероприятий с землепользователями.
Этап согласования в экспертных органах может продолжаться около трёх месяцев.
Оно включает:

  1. Экспертное заключение – не более двух месяцев.
  2. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект ЗСО – в течение 30 дней.
  3. Заключение Министерства природных ресурсов и экологии – не более 11 рабочих дней с момента поступления документов.

Стоимость подготовительного этапа зависит от фактических затрат на проведение исследований и сбора информации. Она определяется индивидуально.

Средняя стоимость разработки самого проекта ЗСО — от 100 000 рублей. В неё входит выезд специалиста на объект, лабораторные исследования, подготовка всей необходимой документации,сопровождение при рассмотрении и согласовании вконтролирующих органах.
Проведение экспертизы и этап согласования не входят в общую стоимость разработки проекта. Здесь могут потребоваться дополнительные издержки в зависимости от региона.Для примера приведены расценки (без НДС) для объектов 2 категории сложности, согласно прейскурантам, представленным на сайтах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»:

  1. Екатеринбург — 15 976 рублей.
  2. Москва – 18 420рублей.
  3. Новосибирск – 16 054 рублей.
  4. Ханты-Мансийск – 12 426 рублей.
  5. Челябинск – 16 780 рублей.

Если у Вас остались вопросы или Вы хотите заказать разработку проекта ЗСО, просим связываться с нами по телефонам раздела контакты.

Стандартный проект зон санитарной охраны (ЗСО) для поверхностного источника водоснабжения включает в себя:

  1. Общие сведения о предприятии:
    • Полное наименование предприятия (организации) и его организационно-правовая форма;
    • Регистрационный номер (ОГРН);
    • Код по общероссийским классификаторам;
    • Адрес и режим работы организации;
    • Вид деятельности;
    • Кадастровый паспорт на земельные участки;
    • Форма собственности на землю (аренда или собственность);
    • Ф.И.О. руководителя (полностью)
    • Ф.И.О. и должность ответственного лица за охрану окружающей среды в организации;
  2. Физико-географическая характеристика занимает значимую часть при разработке проекта ЗСО – расположение, рельеф, вид почвы, заболоченность территории, площадьводосборного бассейна.
  3. Климатическая характеристика – средняя годовая температура воздуха, распределение различных направлений ветра и его скоростей, годовое количество осадков, средняя месячная относительная влажность, срокледостава и вскрытия, климатический пояс местности;
  4. В содержании проекта зоны санитарной охраны есть общие сведения о водоснабжении :
    • • характеристика существующей системы водоснабжения;
    • • характеристика санитарно-экологического состояния территории;
    • • анализ качества воды;
    • • расчет водопотребления и водоотведения;
    • • гидрологические условия поверхностного источника водоснабжения;
  5. Обоснование границ трех поясов ЗСО поверхностного источника – зона строгого санитарного режима (1 пояс), зона санитарной охраны (2 и 3 пояс);
  6. Мероприятия на территории ЗСО :
    • • мероприятия в районе поясов зон санитарной охраны;
    • • мероприятия по контролю качества вод;
  7. Правила безопасности и режим хоз. использования территории, входящих в ЗСО всех поясов;
  8. Данные о планируемом строительстве в пределах водозабора;
  9. Графическая часть проекта ЗСО , куда входят следующие рисунки и схемы:
    • • ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО (М 1:50 000 – 1:100 000);
    • • план первого пояса ЗСО водозаборных сооружений (М 1:500 – 1:1000);
    • • ситуационный план второго и третьего поясов ЗСО с нанесением водопроводных сооружений и линии водовода (М 1:25 000 – 1:50 000).
  10. Приложения проекта зоны санитарной охраны:
    • • исходные данные;
    • • результаты проведенных расчетов;
    • • учредительные документы организации.

Для крупных компаний водоснабжения необходимо до разработки проекта санитарной защитной зоны СЗЗ скважины или поверхностного источника создать положение о зоне санитарной охраны ЗСО источника, которое содержит гигиенические основы их организации для данного водопровода.

  • состав проекта, определенный в СанПин;
  • соответствие исходных данных величинам, использованных в расчете;
  • оценку санитарного состояния поясов ЗСО;
  • описание объектов, расположенных в границах этих поясов;
  • составленный перечень мероприятий;
  • наличие всех утвердительных документов.

Программы помогают в проведении расчетов и получении картографического материала. Использование программных средств возможно для определения размера и площади второго и третьего пояса ЗСО.

Обученные специалисты изучают объект в реальных условиях, проводят лабораторные анализы и на основе полученных результатов составляют перечень мероприятий для санитарной охраны территории.

источник