Меню Рубрики

Анализ почвы и воды цель

Порядок выполнения работы:

В пробирку помещаем почву (столбик почвы высотой 2-3 см).
Добавляем дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.
Закрываем пробирку пробкой и тщательно встряхиваем 1-2 мин.
Наблюдаем с помощью лупы за осаждением частиц почвы и структурой осадка.
Наблюдаемые явления: вещества, содержащиеся в почве, оседают с различной скоростью. Через некоторое время содержимое расслоится: внизу осядет тяжелый песок, выше будет мутный слой из зависших частичек глины, еще выше — слой воды, на ее поверхности — механические примеси (например, древесные опилки).
Вывод: почва — это смесь различных веществ.

Порядок выполнения работы:

1. Готовим бумажный фильтр, вставляем его в воронку, закрепленную в кольце штатива.
Подставляем под воронку чистую сухую пробирку и фильтруем полученную в первом опыте смесь почвы и воды.
Наблюдаемые явления: почва остается на фильтре, а в пробирке собирается фильтрат — это почвенная вытяжка (почвенный раствор).
Вывод: почва содержит нерастворимые в воде вещества

2. Несколько капель этого раствора помещаем на стеклянную пластину.
С помощью пинцета держим пластину над горелкой до выпаривания воды.
Наблюдаемые явления: вода испаряется, а на пластинке остаются кристаллы веществ, ранее содержавшихся в почве.
Вывод: почва содержит растворимы в воде вещества.

3. На две лакмусовые бумажки (красную и синюю) наносим стеклянной палочкой почвенный раствор.
Наблюдаемые явления:
а) синяя индикаторная бумага изменяет цвет на красный.
Вывод: почва кислая.
а) красная индикаторная бумага изменяет цвет на синий.
Вывод: почва щелочная.

Порядок выполнения работы:

Прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2,5 см, высотой 30-35 см (или мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки) ставим на лист с печатным текстом.
Вливаем в цилиндр дистилированную воду до тех пор, пока через воду не будет виден шрифт.
Измеряем линейкой высоту столба воды.
Наблюдаемые явления: . см — высота столба воды.
Аналогично проводим опыт с водой из водоема.
Наблюдаемые явления: . см — высота столба воды.
Вывод: дистиллированная вода имеет большую прозрачность, чем вода из водоема.

Опыт 4.
Определение интенсивности запаха воды.

Порядок выполнения работы:

Коническую колбу наполняем на 2/3 объема исследуемой водой, плотно закрываем пробкой и сильно встряхиваем.
Открываем колбу и отмечаем характер и интенсивность запаха, используя таблицу учебника.
Наблюдаемые явления: . (например, запах отчетливый — неприятный, интенсивность — 4 балла).
Вывод: . (например, неприятный запах может быть причиной отказа от питья).

Общий вывод по работе: в ходе выполнения данной практической работы изучались состав почвы, исследовались прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приемы работы с веществами.

источник

Урок химии в 8-м классе: «Анализ почвы и воды»

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

  • Закрепить умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения, выводы;
  • Формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования при проведении химического эксперимента;
  • Закрепить умения разделять смеси разными способам – отстаиванием, фильтрованием, выпариванием;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Формирование умения работать с дополнительной литературой, готовить сообщения и выступать публично, используя компьютерную презентацию.
  • Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, аккуратности.
  • Привитие любви к родному краю.

Оборудование: образцы почв, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа, фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка, мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка, коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

  1. Постановка проблемной задачи.

Учитель: Как вы думаете, научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка? (Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых). Какой путь научного поиска стоит за открытиями? (Учащиеся должны знать, что к любому химическому знаку, уравнению, закону надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда). Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с открытием.

Учитель: Какие воспитательные цели мы должны поставить перед собой на уроке? Учащиеся: Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, уметь работать в парах, быть внимательным, аккуратным).

Учитель: Какие образовательные целимы должны поставить пред собой? Учащиеся: Проведение элементарного анализа почвы нашей местности, проведение анализа на примере оценки качества воды, закрепить умения проводить разделение смесей разными способами.)

Учитель: Тема практической работы «Анализ почвы и воды». Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию.

Выступление 1 учащегося. (Приложение 1)

На территории Нижнеилимского района почвы дерново-подзолистые, дерново-лесные, дерново-карбонатные, находящиеся под светлохвойной и темнохвойной тайгой. Образование таких почв обусловлено следующими факторами:

-суровые климатические условия, связанные с низкими температурами воздуха и почвы, относительной засушливостью теплого периода года,

— наличием длительной сезонной мерзлоты,

— богатство почвообразующих пород углекислыми солями кальция и магния.

— незначительный слой гумуса, наша северная почва не так плодородна.

Почвы нашего района характеризуются повышенной кислотностью.

Выступление 2 учащегося. (Приложение 1)

Вода — это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней.

Местные реки Гандюха, Жданиха питаются внутренними водами, болотами и осадками. Воды наши загрязнены сточными водами очистных сооружений. Так же их загрязняют местные жители. Вода из реки Гандюхи не используется для бытового и питьевого водоснабжения, Для этих целей используется вода из артезианских скважин. Контроль за питьевой водой ведет гидрохимическая лаборатория. Вода из скважин достаточно жесткая (10 мг/л), содержит избыток сульфат-ионов, хлорид- ионов, ионов магния и кальция. Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для

Далее учитель сообщает цель и задачи урока: выяснить, какая почва в нашем поселке, исследовать, какая вода течет из наших кранов, находится в нашихводоемах.

  1. Повторение правил техники безопасности при работе в химической лаборатории.
  2. Выполнение практической работы.

Учащиеся работают в парах, каждой паре выданы образцы почв, взятых в разных местах поселка, разные образцы воды из местных рек, водопроводная вода.

Учащиеся выполняют практическую работу, используя описание опытов в учебнике. Результаты заносят в таблицу.

Опыт №1. Механический анализ почвы

После растворения почвы в воде, используя лупу, наблюдаю осаждение частиц

После механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной.

Опят №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Наблюдали фильтрацию смеси почвы и воды.

После выпаривания на стекле обнаружили мутное пятно.

Лакмусовая бумажка стала розовой после нанесения на неё капель почвенного раствора.

Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор – фильтрат.

Почва содержит минеральные соли.
При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва кислая.

Опыт №3. Определение прозрачности воды.

Отметили, что на высоте столба воды… не видно печатного текста.

Исследуемая вода не прозрачна

Опыт №4. Определение интенсивности запаха воды

После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей № 8.

Обсуждение результатов работы. Выводы.

В ходе выполнения практической работы учитель анализирует работу класса, групп, нацеливает на формулирование выводов.

  1. Краткое выступление групп с результатами опытов.
  2. Уборка рабочих мест.
  3. Рефлексия.

1. Что вы сегодня узнали нового?

2.. Какие знания могут пригодиться вам в дальнейшей жизни?

источник

Практическая работа « Анализ почвы и воды» химия 8 класс

Тема урока : Анализ почвы и воды.

Тип урока : Практическая работа.

Цели урока : научить выполнять проектную работу

Обучающие: научить правилам и умениям при выполнении опытов по анализу почвы и воды.

Развивающие: развивать навыки наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.

Воспитывающие : воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать уверенность в себе, пути решения экологических проблем.

Почва с разных участков земли, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа.

Фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка, мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка, коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

Цель: (выдвигают учащиеся)Исследовать состав почвы и воды

Задачи : (выдвигают учащиеся)1.Узнать из интернета о почве

2.Изучить механический состав почвы

3.Исследовать среду почвенного раствора

4.Изучить кислотность и прозрачность воды

Гипотеза: (выдвигают учащиеся)Почва и природная вода –это смесь веществ. Плодородие почвы зависит от кислотности.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Ответ –результат исследования

1.Состав почвы (презентация-выступления учащихся)

2.Какие бывают почвы (презентация-выступления учащихся)

3.Какие растения на каких почвах растут (презентация-выступления учащихся)

Опыт №1. Механический анализ почвы

Опят №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним .

Опыт №3. Определение прозрачности воды.

Опыт №4. Определение интенсивности запаха воды

1.Теоретические исследования (презентация-выступления учащихся)

Почва – поверхностный слой земли,
обладающий свойством плодородия

Какие бывают почвы? (презентация-выступления учащихся)

Кислые и щелочные почвы неплодородны

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки)

Какие растения на каких почвах растут? (презентация-выступления учащихся)

предпочитают бархатцы, гайлария, агератум, анютины глазки, бегония, василек, гвоздика, гипсофилла , яблоня, морковь, огурцы, капуста, гладиолусы, свекла, лук, чеснок

-Растения, которые требуют слабокислой почвы

розы, примулы, левкои, хризантемы, василек, папоротник

-Растения, которые требуют почву умеренной кислотности ( рН5,0-5,5 ): картофель, томаты, редис, гортензии, вереск, азалии, рододендроны, люпин, малина, ирисы,примулы

-Кислая почва: хвощ полевой, щавель, кислица, голубика

Вода это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней. Если бы на земле не было воды, то не было бы и растений, животных, не было бы и нас с вами.

Вода занимает 71% всей поверхности земли, а суша всего 29%.

Человек в день потребляет примерно 2, 5 литра воды, за 70 лет жизни примерно 65 тонн. В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300 литров воды. Воду используют в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Для обеззараживания воды применяют газы — хлор и озон.

Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для организма вещества.

Воды на Земле очень много- это океаны, ледники, реки, дожди. Но в то же время очень мало. Почему мало? Потому что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет больше воды, чем очищает; потому что большая часть земной воды не вода вовсе, а растворы, содержащие подчас очень вредные вещества.

Наша задача- исследовать воду, которую мы пьем.

Органолептические: изучение цвета , запаха, прозрачности

Практическая часть-экспериментальная (презентация-выступления учащихся)

Алгоритм проведения опыта:

1. Провести опыт в соответствии с инструктивной картой

5 Результаты записать в таблицу.

6.Рассказать о результатах своего исследования

Стаканы с почвой, дистиллированной и водопроводной водой

2 пустые пробирки, цилиндр, воронка, коническая колба, лупа

Фильтр, предметное стекло, держалка для пробирок, универсальная индикаторная бумага

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя

-Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

-Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

-При работе со свечой пробирку держим не касаясь пламени

-Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

-В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Опыт №1. Механический анализ почвы

-Цель: изучить механическую структуру почвы.

-В пробирку поместите почву, прилейте воды, закройте пробкой, встряхните

-С помощью лупы наблюдайте за осаждением частиц почвы

Вывод: убедились , что почва содержит песок, глину, перегной.

Опыт №2.Получение почвенного раствора и опыты с ним

-Цель: исследовать среду почвенного раствора

-2)Несколько капель фильтрата поместите на

-предметное стекло и выпарите

-Что наблюдаете на стекле после выпаривания.

Сделайте вывод по результатам наблюдения

Почвенный раствор — это чистое вещество или смесь?

3)Проверьте почвенный раствор с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Вывод: Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор – фильтрат.

Почва содержит минеральные соли .
При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва кислая .

Опыт №3. Определение прозрачности воды

Цель: Исследовать прозрачность воды

Установите цилиндр на бумагу с текстом, приливайте воду до уровня 20см

На какой высоте печатный шрифт становится невидным?

Измерьте высоты столбов воды линейкой

При сравнении прозрачности воды в качестве эталона использовать высоту столба читабельности печатного текста у дистиллированной воды (например 20 см). Тогда доля или степень прозрачности водопроводной воды (высота столбика читабельности которой, например, 17 см) составит:

Читайте также:  Прайс лист на анализ воды

W (прозрачности воды) = 17 см : 20 см = 0,85, или 85%.

Вода в открытых водоёмах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.

Вывод: Исследуемая вода прозрачна

Опыт №4. определение интенсивности запаха воды

Цель: Изучить характеристику запаха воды

Налейте в коническую колбу исследуемой воды (2/3 объёма), закройте пробкой, интенсивно встряхните

Откройте пробку, отметьте характер запаха

Оцените интенсивность запаха в баллах (смотрите таблицу)

Вывод: Запаха нет. Интенсивность запаха…(0) баллов.

Вывод : По органолептическим исследованиям вода пригодна для питья.

Вывод по результатам исследования:

Наша гипотеза подтвердилась.

Почва и природная вода –это смеси веществ. Плодородие зависит от кислотности. Плодородная почва –это нейтральная и слабокислая.

Сажать растения, изучив кислотность почвы.

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки), золы

Картофель дает хороший урожай при рН =5,0-5,5

(индикаторная бумага желтая)

Почва нашего огорода имеет рН=

Почву надо (не надо) известковать .

источник

Урок — исследовательский практикум

Скажи мне и я забуду, покажи мне,

и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Тема урока: Анализ почвы и воды.

Тип урока: Практическая работа.

1. Обучающие: Учить овладевать элементарными приёмами и практическими умениями при выполнении опытов по анализу почвы и воды.

2. Развивающие: Создать условия для развития навыков наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.

3. Воспитывающие: Создать условия для учения с увлечением, воспитывать уверенность в себе, видение экологических проблем и пути их решения.

· Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;

· Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

· Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;

· Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;

· Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

1. Химическое оборудование и реактивы.

1.1 Почва, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа.

1.2 Фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка.

1.3 Мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка.

1.4 Коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

2. Мультимедийная установка.

3. Оборудование: штативы лабораторные, штативы для пробирок, пробирки, воронки, бумажные фильтры, стеклянные пластинки, держатели, спиртовки, лупы, хим. стаканчики, плоскодонные цилиндры, конические колбы, вода дист., вода водопроводная, почва, картофельный сок, лакмусовые бумажки, почвенная вытяжка, NaOH, Zn (порошок), дифиниламин, FeSO4, H2SO4.

на стенде – картины учителя школы , Ученицы 11 класса — Савиной Дианы.

1. Организационный момент. Техника безопасности.

4. Практическая часть (работа по группам с консультантом из 9 класса, индивидуальная работа в группе, заполнение лабораторного журнала и диаграммы выполнения заданий)

Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Готовы продолжить наше путешествие в мир экспериментальной химии?

Сегодня мы будем исследовать с вами знакомых незнакомок. Вот одна из них

В глубокой древности крупнейшие цивилизации на Земле развивались и расцветали вблизи воды. Практическое знакомство с водой, продолжавшееся многие тысячелетия, раскрывало в той или иной степени её необычайные свойства. Вода – это чудо природы. «Вода – это жизнь». Употребление некачественной воды служит одной из основных причин заболеваемости населения. Состояние почвы, которая является кормилицей для Человека, также вызывает серьёзную тревогу.

— А что вы знаете о земле и воде нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию Просмотр презентации. «Моя земля…» (Самусева А., Жуков П.)

Учитель: Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы “Анализ почвы и воды”

проведение элементарного анализа на примере оценки качества воды и почвы нашей местности;

— Первая группа проводит анализ почвы. Ваша задача исследовать состав и состояние образцов почвы полей совхоза, с. Кужное, пришкольного участка.

Вторая группа проводит анализ воды. У этой группы вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной столовой, питьевая вода из Святого источника с. Павловка, вода из пруда Утиный территории поселка.

По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.

Напоминаю, что работу вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

III. Исследовательская работа в группа по индивидуальным заданиям с последующим обменом результатами и заполнением лабораторного журнала.

1 задание. Определение прозрачности воды.

2. При сравнении прозрачности воды в качестве эталона использовать высоту столба читабельности печатного текста у дистиллированной воды (например 20 см). Тогда доля или степень прозрачности водопроводной воды (высота столбика читабельности которой, например, 17 см) составит:

W (прозрачности воды) = 17 см : 20 см = 0,85, или 85%. Вода в открытых водоёмах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.

2. задание. Определение интенсивности запаха воды.

2.Нулевой балл соответствует дистиллированной воде, 5 баллов — воде непригодной для питья.

Как можно сделать питьевую воду более пригодной для питья?

3.задание. Определение жесткости воды.

Повышенная жёсткость воды является одной из причин заболеваемости населения мочекаменной, почечнокаменной, желчнокаменной болезнью и т. д. Повышенную жесткость можно определить визуально по следующим признакам:

— плохое намыливание при стирке;

ВЫЯСНИТЬ, как влияет кипячение на жесткость воды. Для этого – приготовленный мыльный раствор разлить на 2 пробирки по 10 мг. В две колбы налить по 30 мл водопроводной и кипячёной воды. В каждую колбу к испытуемой воде прилить по 1 мл мыльного раствора. В течении 5 сек хорошо встряхнуть сосуды. Затем дать 10 сек отстояться. Повторять эту прцедуру до тех пор, пока после отстаивания в одной из колб не будет образовываться мыльная пена по краю сосуда. Отметьте количество затраченного мыльного раствора. С другой колбой продолжать эксперимент до аналогичного результата. По количеству мыльного раствора, затраченного на разные колбы, сделать вывод о влиянии кипячения на общую жесткость воды.

4 задание . Определение содержания железа в питьевой воде.

Высокое содержание железа в питьевой воде показывает положителную зависимость с заболеваниями крови, аллергическими проявлениями и ишемической болезнью сердца. ГОСТ допускает содержание железа в питьевой воде 1мг|л.

К 10 мл пробы воды прибавить 1 каплю азотной кислоты, затем 2-3 капли пероксида водорода и ввести 0,5 мл тиоционата аммония.

При концентрации ионов железа более 2,0 мг|л появляется розовое окрашивание, при концентрации более 10 мг|л окрашивание становится красным:

Обмен результатами исследований между членами группы.

2 группа (8 уч.) –« Анализ почвы»

1 заданиеМеханический анализ почвы

2. Связать состав почвы с её плодородием и правилами выращивания комнатных растений.

2 заданиеПолучение почвенного раствора и опыты с ним.

2. При нанесении почвенного раствора на лакмусовые бумажки (красную и синюю) цвет последних будет определяться кислотностью почв, распространённых в нашей местности. Например, кислые почвы будут окрашивать синюю лакмусовую бумажку в красный цвет, нейтральные – не изменять окраски, а щелочные — окрашивать красную лакмусовую бумагу в синий цвет ( сделать вывод).

3 заданиеОпределение нитратов в почве нашей местности.

1. В пробирку поместите немного почвенной вытяжки и прилейте 5-10 капель гидроксида натрия, 25-50 мл цинковой пыли или алюминиевого порошка. Смесь нагрейте.

Zn — пыль или Al – порошок восстанавливает нитраты до аммиака:

4Zn + NO3- +7OH- = 4ZnO2- + NH3 + H2O

2. Выделяющийся аммиак обнаружить по посинению красной лакмусовой бумажки, смоченной в дистиллированной воде и внесённой в пары.

4 задание — Определение наличия воды в почве нашей местности.

Работа с ЦОР (виртуальные опыты)

Обмен результатами исследований между членами группы.

Представление результатов аналитической групповой работы. Сообщения учащихся по работе с дополнительной информацией.

V. Обсуждение результатов исследований в группах. Выводы.

Заполнение карточек рефлексивного анализа.

Рефлексия: 1. Что вы сегодня узнали нового?

2.Какие знания могут пригодиться вам в дальнейшей жизни?

1. Что еще хотелось бы узнать?

Заключительное слово учителя

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти одной тропой,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.

Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!

источник

План — конспект урока
Учитель химии МОУ «СОШ №13 им. Ю.А.
Гагарина» г. Магнитогорска
С.М. Артамонова
03.03.2017г. Практическая работа №3
Анализ почвы и воды
обучиться практике элементарного анализа почвы и

Цель работы:
воды, простейшим способам разделения смесей, научиться делать
практические выводы из проведенного анализа.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, лупа, пробирки,
химические стаканы, резиновые пробки, воронка, бумажный фильтр,
горелка, спички, универсальный индикатор, колба , вода
дистиллированная, вода из природных источников, почва.

Задачи:
1. Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение
наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения –
выводы;
2. Продолжить формирование умений и навыков учащихся по
использованию лабораторного оборудования для проведения
химического эксперимента;
3. Научить ребят простейшим способам разделения смесей –
отстаиванию, фильтрованию, выпариванию.
4. Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-
следственные связи.
Ход работы:
I. Инструктаж по технике правилам безопасности применительно к
данной работе (плакат на стене кабинета).
II. На экране — презентация различных почв Южного Урала.
Учитель: «Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу
вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При
выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения

проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность
и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении
работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это
также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу
в целом».
На экране — инструктивная карта:
Опыт 1. Механический анализ почвы.
В пробирку с почвой прилейте 6мл дистиллированной воды. Закройте
пробирку пробкой и встряхивайте 1 минуту. Затем наблюдайте за
осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните
свои наблюдения.
Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, смочите водой.
Поставьте воронку в чистый стакан и профильтруйте полученную в
первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не
встряхивайте. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке
фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный
раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью пипетки поместите на
предметное стекло и подержите над спиртовкой до выпаривания воды.
Что наблюдаете? Объясните.
Возьмите полоску универсального индикатора. Испытайте ею
почвенный раствор. Сделайте вывод о реакции среды почвенного
раствора.
III. На экране — презентация водоёмов Южного Урала.
Учитель: «Следующая часть работы – анализ воды. У каждой группы
вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной
столовой, питьевая вода из 6 микрорайона, вода из крана горячей воды
2 микрорайона, талый снег 2 микрорайона, талый снег возле порога
школы, талый снег возле проезжей части, талый снег из парковой
зоны. По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние
воды из данных источников».
На экране — инструктивная карта:
Опыт 3. Определение прозрачности воды.
Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В
мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до
тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите

сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре.
Проделайте ту же операцию с водой из природного источника.
Сделайте выводы.
Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.
В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема,
закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и
отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку
интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:Характер
запаха Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но
обнаруживается специалистами 1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это
внимание
Запах легко обнаруживается
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от
питья
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья 5
4
2

3

IV. Заключительная часть урока:
1. Оформление работы в тетради.
2. Учитель: «Ребята! Давайте вспомним, какие цели и задачи были
поставлены при выполнении данной работы? Выполнили мы их? Какие
навыки вы приобрели при выполнении данной работы? Молодцы!
Сдаём тетради на проверку. Результаты обсудим на следующем
уроке».
3. Задание на дом.

источник

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Задачи:

  • Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;
  • Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;
  • Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, вода из природных источников, почва.

Читайте также:  Правильный анализ воды из скважины

Работа выполняется в парах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы “Анализ почвы и воды” (Приложение 1). Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

Далее учитель сообщает цель и задачи урока, а также сведения о воде, ее значении, экологическом состоянии (Приложение 1).

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию (Приложения 2, Приложения 3).

— Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

№ п/п Фамилия, имя Умение выполнять опыты Соблюдение правил т/б Оформление работы, выводы Итоговая оценка
Петров Иван 4 5 5 5
Щербакова Екатерина 3 4 4 4

Опыт 1. Механический анализ почвы.

В пробирку с почвой прилейте 6мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и встряхивайте 1 минуту. Затем наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, смочите водой. Поставьте воронку в чистый стакан и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивайте. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью пипетки поместите на предметное стекло и подержите над спиртовкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите полоску универсального индикатора. Испытайте ею почвенный раствор. Сделайте вывод о реакции среды почвенного раствора.

— Следующая часть работы – анализ воды. У каждой группы вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной столовой, питьевая вода из 6 микрорайона, вода из крана горячей воды 2 микрорайона, талый снег 2 микрорайона, талый снег возле порога школы, талый снег возле проезжей части, талый снег из парковой зоны. По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.

Опыт 3. Определение прозрачности воды.

Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре. Проделайте ту же операцию с водой из природного источника. Сделайте выводы.

Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.

В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема, закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:

Характер запаха Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2
Запах легко обнаруживается 3
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья 4
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья 5

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды из различных источников.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы.

источник

Урок химии в 8-м классе: «Анализ почвы и воды»

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

  • Закрепить умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения, выводы;
  • Формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования при проведении химического эксперимента;
  • Закрепить умения разделять смеси разными способам – отстаиванием, фильтрованием, выпариванием;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Формирование умения работать с дополнительной литературой, готовить сообщения и выступать публично, используя компьютерную презентацию.
  • Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, аккуратности.
  • Привитие любви к родному краю.

Оборудование: образцы почв, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа, фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка, мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка, коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

  1. Постановка проблемной задачи.

Учитель: Как вы думаете, научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка? (Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых). Какой путь научного поиска стоит за открытиями? (Учащиеся должны знать, что к любому химическому знаку, уравнению, закону надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда). Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с открытием.

Учитель: Какие воспитательные цели мы должны поставить перед собой на уроке? Учащиеся: Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, уметь работать в парах, быть внимательным, аккуратным).

Учитель: Какие образовательные целимы должны поставить пред собой? Учащиеся: Проведение элементарного анализа почвы нашей местности, проведение анализа на примере оценки качества воды, закрепить умения проводить разделение смесей разными способами.)

Учитель: Тема практической работы «Анализ почвы и воды». Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию.

Выступление 1 учащегося. (Приложение 1)

На территории Нижнеилимского района почвы дерново-подзолистые, дерново-лесные, дерново-карбонатные, находящиеся под светлохвойной и темнохвойной тайгой. Образование таких почв обусловлено следующими факторами:

-суровые климатические условия, связанные с низкими температурами воздуха и почвы, относительной засушливостью теплого периода года,

— наличием длительной сезонной мерзлоты,

— богатство почвообразующих пород углекислыми солями кальция и магния.

— незначительный слой гумуса, наша северная почва не так плодородна.

Почвы нашего района характеризуются повышенной кислотностью.

Выступление 2 учащегося. (Приложение 1)

Вода — это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней.

Местные реки Гандюха, Жданиха питаются внутренними водами, болотами и осадками. Воды наши загрязнены сточными водами очистных сооружений. Так же их загрязняют местные жители. Вода из реки Гандюхи не используется для бытового и питьевого водоснабжения, Для этих целей используется вода из артезианских скважин. Контроль за питьевой водой ведет гидрохимическая лаборатория. Вода из скважин достаточно жесткая (10 мг/л), содержит избыток сульфат-ионов, хлорид- ионов, ионов магния и кальция. Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для

Далее учитель сообщает цель и задачи урока: выяснить, какая почва в нашем поселке, исследовать, какая вода течет из наших кранов, находится в нашихводоемах.

  1. Повторение правил техники безопасности при работе в химической лаборатории.
  2. Выполнение практической работы.

Учащиеся работают в парах, каждой паре выданы образцы почв, взятых в разных местах поселка, разные образцы воды из местных рек, водопроводная вода.

Учащиеся выполняют практическую работу, используя описание опытов в учебнике. Результаты заносят в таблицу.

Опыт №1. Механический анализ почвы

После растворения почвы в воде, используя лупу, наблюдаю осаждение частиц

После механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной.

Опят №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Наблюдали фильтрацию смеси почвы и воды.

После выпаривания на стекле обнаружили мутное пятно.

Лакмусовая бумажка стала розовой после нанесения на неё капель почвенного раствора.

Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор – фильтрат.

Почва содержит минеральные соли.
При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва кислая.

Опыт №3. Определение прозрачности воды.

Отметили, что на высоте столба воды… не видно печатного текста.

Исследуемая вода не прозрачна

Опыт №4. Определение интенсивности запаха воды

После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей № 8.

Обсуждение результатов работы. Выводы.

В ходе выполнения практической работы учитель анализирует работу класса, групп, нацеливает на формулирование выводов.

  1. Краткое выступление групп с результатами опытов.
  2. Уборка рабочих мест.
  3. Рефлексия.

1. Что вы сегодня узнали нового?

2.. Какие знания могут пригодиться вам в дальнейшей жизни?

источник

Каждый владелец приусадебного участка или дачного огорода знает о том, что от здорового грунта и качества почвы зависит не только урожайность посевов, но и здоровье домашних животных, чистота воздуха, благоухание грядок и садовых насаждений. Сегодня нередко наблюдается следующая тенденция: растения и культурные посевы не приживаются и не плодоносят, несмотря на тщательное соблюдение всех правил и использование удобрений.

С чем это может быть связано?

Для начала стоит сказать, что на качество и здоровье насаждений на участке влияют климатические условия и погодные процессы. Если дачный или приусадебный участок расположен в слишком влажной или слишком засушливой зоне, ожидать качественного урожая от растений, не приспособленных к данной среде не стоит. Однако главной причиной ухудшения состояния грунта на частных участках является загрязнение и отравление почвы, изменение ее химического состава, из-за которого она перестает быть пригодным местом для произрастания растений и здорового урожая.

В случае неурожая на дачном участке или ухудшения здоровья растений в саду не спешите покупать и использовать химические добавки, пестициды или удобрения. Все эти вещества содержат химические элементы, которые смогут помочь вашим растениям и грунту только на время. В дальнейшем химические элементы впитываются в почву, насыщают воду и могут только усугубить состояние грунта.


При обнаружении признаков загрязнения почву нужно отдать на экспертизу и микробиологическое исследование почвы, которые позволят обнаружить причину проблемы и найти наиболее пригодное ее решение.

Стоит отметить, что санитарно-микробиологическое исследование почвы полезно и необходимо не только для владельцев приусадебных или дачных участков, но и для тех людей, которые планируют покупать участок для будущей застройки. От плодородности, правильной структуры и здоровья грунта зависит не только здоровье и благополучие зеленых насаждений, но и качество и прочность постройки.


Исследование состава почвы на участке позволит узнать о возможных проседаниях почвы, определить наличие в грунте вредоносных для здоровья человека химических веществ и элементов и предупредить развитие опасных заболеваний, возникающих из-за токсичных испарений из грунта.

Помимо бытовых потребностей в лабораторном исследовании почвы, каждый застройщик территории обязан провести отбор проб почвы для лабораторного анализа по регламентированным нормам и удостовериться в ее безопасности для дальнейшего проживания на ней. В грунте может содержаться определенное количество радиоактивных веществ или токсичных элементов, которые при постоянном контакте с человеком приводят к проблемам со здоровьем, ухудшению работоспособности и возможности производить здоровое потомство.

Причин загрязнения и заражения грунта может быть несколько. Каждая из них связана с усиленной деятельностью человека, стремлениями использовать максимальное количество природных ресурсов, не думая о восстановлении и реабилитации источника этих ресурсов. Среди причин:

  • Промышленное загрязнение грунта. Развитие промышленной деятельности человека приводит к скапливанию на поверхности почвы большого количества отходов производства, которые не разлагаются естественным путем и делают почву непригодной для дальнейшего использования.
  • Развитие сельскохозяйственной сферы и использование химикатов. В сельском хозяйстве сегодня используется большое количество химических удобрений и пестицидов, которые способствуют более быстрому и качественному урожаю насаждений. Однако подобные химические удобрение не являются полезными для грунта и не перерабатываются в нем. Вредоносные химикаты впитываются в подземные воды, насыщают растения и становятся причиной отравления грунта, развития в организме человека большого количества новых хронических заболеваний, мутаций и нарушений.
  • Увеличение объемов производства машин и количества нефтеперерабатывающих заводов. Большое количество автомагистралей и увеличение числа автомобилей уже привело к скапливанию в воздухе тяжелых металлов, химических веществ, нефтепродуктов. В свою очередь все эти явления в дальнейшем провоцируют кислотные дожди, оседают на растениях и грунте, вызывают заражение и загрязнение почвы. Загрязненный грунт может изменить свои морфологические характеристики, структуру, состав, потерять часть полезных минералов и больше не иметь способности производить достаточное количество питательных веществ для растений.

Все эти и многие другие факторы могут повлиять на качество и здоровье грунта на приусадебном или дачном участке. При этом независимо от количества времени, потраченного на контакт с больной почвой, ее вредоносное влияние на организм человека колоссальное. Видоизмененные химические вещества и токсичные материалы, как показывают многие санитарно-бактериологическое исследование почвы, даже после единоразового попадания в организм могут провоцировать развитие опасных болезней, мутации и хронические недуги.

Прежде всего, стоит сказать, что анализ почвы на плодородие проводится исходя из первоначально поставленных целей и ожидаемых результативных показателей. Каждое исследование почвы приводит к тому, что эксперты определяют его пригодность или опасность для дальнейшего проживания на нем или использования в сельскохозяйственных целях.

Выделяют следующие методы анализа почвы:

1. Механический анализ почвы. Этот метод исследования почвы эксперты часто могут называть гранулометрическим, поскольку он производится путем отсева и отбора отдельных гранул и микроэлементов грунта, которые в дальнейшем взвешиваются, подсчитываются и анализируются. На основе этого метода можно проверить, сколько в грунте содержится полезных металлов, минералов и микроэлементов, и проанализировать их соотношение с содержащимися в почве ядами и химикатами. Механический анализ грунта позволяет узнать характеристики почвы и определить ее вид.
2. Химический анализ почвы. Химический анализ нужен для более глубокого анализа и проверки грунта. Он позволяет установить не только вид и основные составляющие элементы, но и многие другие морфологические и химические особенности: химический состав почвы, ее поглотительная способность, кислотность, наличие в почве химически активных веществ и ядов, влияние удобрений на характеристики и структуру грунта. Методов проведения химического анализа почвы может быть несколько. Все зависит от поставленной цели и основных параметров проверки. Химический анализ может быть фотометрическим, хроматографическим, гравиметрическим. Чаще всего анализ почвы данным методом производится в том случае, если грунт решают перевести из одной подкатегории в другую (№ 172-ФЗ от 12.12.2004 г. «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую»).

Читайте также:  Правила взятия проб анализ воды

Оставьте свой телефон и наши специалисты проконсультируют вас
по проведению анализа почвы

3. Агрохимический анализ почвы. Этот анализ имеет много общего с химической проверкой почвы. Однако агрохимические методы исследования почв в данном случае ставят перед собой цель выяснить пригодность грунта для агрокультурных действий и обнаружить наличие в почве потенциально вредоносных веществ и минералов, которые могут препятствовать сельскохозяйственным процессам.
4. Минералогический анализ грунта. Данный анализ проводят для того, чтобы обнаружить в почве наличие минералов первичного и вторичного типа, из которых состоит общая масса грунта. Существует несколько составных частей грунта: илистая часть, коллоидная часть и глинистая. Минералогический анализ почвы в домашних условиях позволяет проанализировать соотношения между этими составляющими частями и понять насколько проверяемый участок пригоден для поставленных целей, будь то сельскохозяйственная деятельность или застройка площади. Составные части грунта могут влиять на его структуру, выветриваемость, способность впитывать влагу и химические вещества из атмосферы, что в дальнейшем может повлиять на процесс выращивания растений или качество застройки.
5. Радиологическое исследования грунта. Наиболее важная проверка почвы на пригодность, поскольку она позволяет обнаружить в почве наличие радиоактивных веществ и элементов, которые при контакте с человеческим организмом могут вызывать развитие многих злокачественных и хронических заболеваний. Здания и участки, которые находятся неподалеку от АЭС или заводов, которые используют радиоактивные вещества, подлежат обязательной регулярной проверке и аналитической работе. Все проверки почвы данного типа проводят согласно регламентированным нормам НРБ-99.

источник

1 Исследовательская работа : Анализ почвы и сравнение образцов воды. Цель работы: Анализ механического состава почвы, определение качества воды из разных водных источников.

2 Был проведён анализ почвы на пришкольном участке школы и в лесной зоне Собраны образцы почвы: образец 1 на пришкольном участке, образец 2 пришкольный участок, образец 3 леснаязона,образец 4 уводоёмавлесу. Влеснойзонеуводоёмабылсделанпочвенныйразрезглубиной1м Было сделано описание разреза по плану: Выделены почвенные горизонты и их мощность -3 горизонта: 1 25 см, 2 55см, 3 20см — окраска- от серого до желтоватого оттенка -механический состав почвы каждого горизонта: 1-глина, 2-суглинок,3-песок — структура: мелко- зернистая -определили плотность почвы -рыхлая — влажность — наблюдается у поверхности — плодородие — средняя плодородность

3 Определили механический состав каждого образца: образец смачивали водой и скатывали в «колбаски» Сворачивается легко в кольцо без трещинглина Незначительные трещины -тяжёлый суглинок «колбаска» скатывается, но в кольцо не сворачивается-лёгкий суглинок Практически не скатывается «колбаска»- супесь «колбаска» не скатывается песок.

4 Сделали вывод: преобладает супесчаная почва, средней степени плодородности.

5 Сравнение воды из разных источников. Цель работы: определить качество воды из разных водных источников. Материалы: образцы воды из близлежащих природных источников Образец 1 -водоём в лесной зоне «Сказка», Образец 2 -вода из под крана школы 1, химические стаканы (200 мл); индикаторная бумага, хозяйственное мыло, пробирки, микроскоп.

6 . Ход работы: 1. Наливаем в пронумерованные пробирки воду: из водоема (пруд)и водопровода 2. Оцениваем запах воды по шкале (табл.1). Таблица 1. Оценка запаха воды: Различают травянистый, болотный, гнилой, затхлый, землистый запах Интенсивность запаха Описательное определение Баллы Нет Отсутствие ощутимого запаха 0 баллов Очень слабый Слабый Запах ощущается опытным наблюдателем, не ощущается при употребление. Обнаруживается, если обратить внимание. 1 балл 2 балла Заметный Ощущается легко. 3 балла Отчетливый Очень сильный Запах обращает на себя внимание, делает воду неприятной для питья. Запах настолько сильный, что вода совершенно непригодна для питья. 4 балла 5 баллов

7 Делаем вывод:вода из водопровода без запаха, вода из пруда имеет затхлый, болотный запах.

8 3. Оцениваем цвет и прозрачность: если видны изменения в цвете воды (стакан ставят на чистый лист белой бумаги), их описывают словами: зеленоватый, светло-коричневый. Делаем вывод:водопроводная вода без цвета и прозрачная не обнаружено взвешанныхчастиц, вода из пруда желтоватого цвета,но прозрачная, рассмотрев образцы под микроскопом было обнаружено наличие микроорганизмов простейших в воде из пруда.

9 4. Определяем рн среду:для определения используют индикаторную бумагу. Цветность определяют в сравнении с эталоном чистой воды (после фильтрации). 5. Определение жесткости воды. Цель работы: сравнить жесткость различных образцов воды. Материалы: образцы воды различной степени жесткости:, кусочки хозяйственного мыла, пробирки. Ход работы: 1. В пронумерованные пробирки наливают 2 образца воды по мл. 1 пробирка -водопроводная. 2 вода из пруда 2. В каждую пробирку кидают кусочек мыла и сильно встряхивают пробирку (около 5 минут). Дают отстояться и описывают внешний вид полученных растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадков или мало, раствор почти прозрачный и т.д.

10 Результаты занесли в таблицу : сделали вывод: Образец воды Водопроводная Вода из пруда Характеристика полученного раствора Осадок в виде хлопьев,много осадка Небольшой осадок

11 Результаты исследований качеств питьевой воды Сравнение образцов воды параметры / образец воды Запах Цвет Прозрачность (см) рн среды Прудовая отчетливый Желтовато-коричневый взвешанными частичками прозрачная 8,0 Водопроводная незаметный оттенок с взвешанными частичками прозрачная 7.0 Фильтрованная очень слабый бесцветный прозрачная 5,0

12 Вывод : Вода из водоема для питья не пригодна. Это подтверждается также тем, что в летний период на берегах водоема размещают предупреждающую надпись: «КУПАТЬСЯ ЗАПРЕЩЕНО!» Решение проблемы плохого качества питьевой воды видим: — экологические и социальные проблемы города: общее загрязнение пруда, бытовыми отходами, мытьё автомашин в водоёме, мусорные свалки. Чтобы улучшить положения необходимы целенаправленные и продуманные действия администрации города и привлечение населения к ответственности за загрязнения парковой зоны.

источник

Конспект урока химии в 8 классе. Практическая работа по теме » Анализ почвы и воды»

Практическая работа №3 по теме «Анализ почвы и воды»

Цель урока: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;

Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;

Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;

Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, водопроводная вода, почва, спички.

Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Работа выполняется в группах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

Как вы думаете, научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка? (Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых). Слайд 1

Какой путь научного поиска стоит за открытиями? (Учащиеся должны знать, что к любому химическому знаку, уравнению, закону надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда)

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз.

Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы «Анализ почвы и воды». Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы. Слайд 2

Далее учитель вместе с детьми ставит цель и задачи урока

— Какие воспитательные цели мы должны поставить перед собой на уроке?

Учащиеся: Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, уметь работать в группах, быть внимательным, аккуратным).

Какие образовательные цели мы должны поставить пред собой?

Учащиеся: Проведение элементарного анализа почвы нашей местности, проведение анализа на примере оценки качества воды, закрепить умения проводить разделение смесей разными способами.)

Сегодня на уроке будут работать три лаборатории. В каждой лаборатории есть технолог который будет выполнять не только контролирующую функцию, но и обучающую.

Напоминаю, что работу вы выполняете согласно описанию по учебнику самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

Вспомним правила работы в группе

— Первая часть работы – анализ почвы. Что такое анализ? Один ученик находит в интернете определение.

Постановка проблемной задачи.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: Рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Что такое почва? Почва- это верхний плодородный слой земли на котором растут растения.

Сообщение учащегося о почве.

Исследование почв производят для оценки её плодородия. В результате этого получают данные о физических и химических свойствах почв. Данными пользуются при разработке плана применения удобрений и известкований почв.

Наша задача выяснить какая почва в нашем поселке, а также исследовать воду и определить её прозрачность и интенсивность запаха.

Опыт 1 Механический анализ почвы

Вывод: после механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной. Первыми осаждаются крупные частицы песка, потом глины и затем другие частицы.

Опыт 2 Получение почвенного раствора и опыты с ним

Вывод: почва содержит минеральные соли. После фильтрования смеси почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор — фильтрат. Универсальная бумажка не изменила цвет. Значит среда нейтральная

— Следующая часть работы – анализ воды.

Сообщение учащегося о воде

Вода – это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло всё живое на ней. Наша цель исследовать, какая вода течёт из наших кранов, находиться в наших водоёмах. Определить прозрачность и интенсивность запаха воды.

Опыт 3 Определение прозрачности воды.

Образец взят из под крана. Работу выполняйте, следуя указаниям учебника.

Вывод: отметили что на высоте столба воды … не видно печатного текста. Исследуемая вода не прозрачна.

Опыт 4 Определение интенсивности запаха воды

Вывод: После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей. Интенсивность запаха … баллов.

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы. В ходе выполнения практической работы изучались состав почвы, исследовалась прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приёмы работы с веществами.

Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. При определении запаха вещества пробирку с веществом надо поднести к носу и глубоко вдохнуть.
Б. В лаборатории можно знакомиться с запахом и вкусом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Чтобы перемешать жидкость в пробирке, ее отверстие закрывают пальцем и встряхивают несколько раз.

3. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?
А. Почва и вода — это однородная смесь.
Б. Питьевая вода –это чистое вещество.

4.Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Ионы тяжёлых металлов, содержащиеся в овощах, выращенных у дороги, никак не влияют на здоровье человека.
Б. Повышенное содержание кислоты в воде отрицательно влияет на здоровье человека.

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и c препаратами бытовой химии?
А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.
Б. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Химическую воронку используют для фильтрования.
Б.. Химическую воронку используют для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом.

3. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А.Воздух и почва –это неоднородная смесь.
Б.Дистиллированная вода-это однородная смесь.

4. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Повышенная кислотность почв -это негативный фактор для жизнедеятельности растений.

Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоёмах.

Одна ошибка – 4, две ошибки – 3, три ошибки – 2

Что я узнал на уроке?

Чему научился?

Где мне пригодятся эти умения и знания?

Я достиг поставле-нной цели?

Что вызвало затруднения?

Какая цель была урока?

— Где мне пригодятся эти умения и знания?

— Я достиг поставленной цели?

Используя Интернет-ресурсы, найти организации в Алтайском крае, которые занимаются анализом почвы и воды. Составить проект, какие виды анализа почвы и воды проводят эти организации и с какой целью.

Подготовиться к практической работе № 4 с. 183.

источник