Меню Рубрики

Химия анализ почвы и воды

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Задачи:

  • Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;
  • Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;
  • Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, вода из природных источников, почва.

Работа выполняется в парах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы “Анализ почвы и воды” (Приложение 1). Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

Далее учитель сообщает цель и задачи урока, а также сведения о воде, ее значении, экологическом состоянии (Приложение 1).

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию (Приложения 2, Приложения 3).

— Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

№ п/п Фамилия, имя Умение выполнять опыты Соблюдение правил т/б Оформление работы, выводы Итоговая оценка
Петров Иван 4 5 5 5
Щербакова Екатерина 3 4 4 4

Опыт 1. Механический анализ почвы.

В пробирку с почвой прилейте 6мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и встряхивайте 1 минуту. Затем наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, смочите водой. Поставьте воронку в чистый стакан и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивайте. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью пипетки поместите на предметное стекло и подержите над спиртовкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите полоску универсального индикатора. Испытайте ею почвенный раствор. Сделайте вывод о реакции среды почвенного раствора.

— Следующая часть работы – анализ воды. У каждой группы вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной столовой, питьевая вода из 6 микрорайона, вода из крана горячей воды 2 микрорайона, талый снег 2 микрорайона, талый снег возле порога школы, талый снег возле проезжей части, талый снег из парковой зоны. По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.

Опыт 3. Определение прозрачности воды.

Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре. Проделайте ту же операцию с водой из природного источника. Сделайте выводы.

Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.

В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема, закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:

Характер запаха Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2
Запах легко обнаруживается 3
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья 4
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья 5

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды из различных источников.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы.

источник

Порядок выполнения работы:

В пробирку помещаем почву (столбик почвы высотой 2-3 см).
Добавляем дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.
Закрываем пробирку пробкой и тщательно встряхиваем 1-2 мин.
Наблюдаем с помощью лупы за осаждением частиц почвы и структурой осадка.
Наблюдаемые явления: вещества, содержащиеся в почве, оседают с различной скоростью. Через некоторое время содержимое расслоится: внизу осядет тяжелый песок, выше будет мутный слой из зависших частичек глины, еще выше — слой воды, на ее поверхности — механические примеси (например, древесные опилки).
Вывод: почва — это смесь различных веществ.

Порядок выполнения работы:

1. Готовим бумажный фильтр, вставляем его в воронку, закрепленную в кольце штатива.
Подставляем под воронку чистую сухую пробирку и фильтруем полученную в первом опыте смесь почвы и воды.
Наблюдаемые явления: почва остается на фильтре, а в пробирке собирается фильтрат — это почвенная вытяжка (почвенный раствор).
Вывод: почва содержит нерастворимые в воде вещества

2. Несколько капель этого раствора помещаем на стеклянную пластину.
С помощью пинцета держим пластину над горелкой до выпаривания воды.
Наблюдаемые явления: вода испаряется, а на пластинке остаются кристаллы веществ, ранее содержавшихся в почве.
Вывод: почва содержит растворимы в воде вещества.

3. На две лакмусовые бумажки (красную и синюю) наносим стеклянной палочкой почвенный раствор.
Наблюдаемые явления:
а) синяя индикаторная бумага изменяет цвет на красный.
Вывод: почва кислая.
а) красная индикаторная бумага изменяет цвет на синий.
Вывод: почва щелочная.

Порядок выполнения работы:

Прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2,5 см, высотой 30-35 см (или мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки) ставим на лист с печатным текстом.
Вливаем в цилиндр дистилированную воду до тех пор, пока через воду не будет виден шрифт.
Измеряем линейкой высоту столба воды.
Наблюдаемые явления: . см — высота столба воды.
Аналогично проводим опыт с водой из водоема.
Наблюдаемые явления: . см — высота столба воды.
Вывод: дистиллированная вода имеет большую прозрачность, чем вода из водоема.

Опыт 4.
Определение интенсивности запаха воды.

Порядок выполнения работы:

Коническую колбу наполняем на 2/3 объема исследуемой водой, плотно закрываем пробкой и сильно встряхиваем.
Открываем колбу и отмечаем характер и интенсивность запаха, используя таблицу учебника.
Наблюдаемые явления: . (например, запах отчетливый — неприятный, интенсивность — 4 балла).
Вывод: . (например, неприятный запах может быть причиной отказа от питья).

Общий вывод по работе: в ходе выполнения данной практической работы изучались состав почвы, исследовались прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приемы работы с веществами.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Простейшие операции с веществом (химический практикум) МБОУ ЦО «Наследие» Составила: учитель химии Мухаматянова Э.Р.

Практическая работа №3 Анализ почвы и воды

Цель: Научиться определять состав почвы Научиться определять прозрачность воды и интенсивность запаха воды Научиться фильтровать и выпаривать жидкость

Оборудование: Стаканы с почвой, дистиллированной и водопроводной водой 2 пустые пробирки, цилиндр, воронка, коническая колба, лупа Фильтр, предметное стекло, держалка для пробирок, универсальная индикаторная бумага

Инструкция по ТБ Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой. Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить. В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Опыт №1. Механический анализ почвы В пробирку поместите почву, прилейте воды, закройте пробкой, встряхните С помощью лупы наблюдайте за осаждением частиц почвы Опишите свои наблюдения

Опыт №2.Получение почвенного раствора и опыты с ним Профильтруйте смесь Несколько капель фильтрата поместите на предметное стекло и выпарите Что наблюдаете на стекле после выпаривания. Объясните Проверьте почвенный раствор с помощью индикаторной бумаги Сделайте вывод по результатам наблюдения

Опыт №3. Определение прозрачности воды Установите цилиндр на текст, приливайте дистиллированную воду На какой высоте печатный шрифт становится невидным? Проделайте то же самое с речной водой Измерьте высоты столбов воды линейкой Сделайте выводы

Опыт №4. определение интенсивности запаха воды Налейте в коническую колбу исследуемой воды (2/3 объёма), закройте пробкой, интенсивно встряхните Откройте пробку, отметьте характер запаха Оцените интенсивность запаха в баллах (смотрите таблицу)

Характеристика запаха Интенсивность запаха (балл) Отсутствие ощутимого запаха 0 Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1 Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2 Запах легко обнаруживается 3 Отчётливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья 4 Очень сильный запах – делает воду неприятной для питья 5

Домашнее задание Знать состав почвы Знать способы определения прозрачности воды и интенсивности запаха воды Подготовить отчет о проделанной работе

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Задачи:

  • Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;
  • Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;
  • Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, вода из природных источников, почва.

Работа выполняется в парах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы “Анализ почвы и воды” (Приложение 1). Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

Далее учитель сообщает цель и задачи урока, а также сведения о воде, ее значении, экологическом состоянии (Приложение 1).

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию (Приложения 2, Приложения 3).

— Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Читайте также:  Расширенный анализ воды из скважины спб

Таблица для оценивания практической работы.

№ п/п Фамилия, имя Умение выполнять опыты Соблюдение правил т/б Оформление работы, выводы Итоговая оценка
Петров Иван 4 5 5 5
Щербакова Екатерина 3 4 4 4

Опыт 1. Механический анализ почвы.

В пробирку с почвой прилейте 6мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и встряхивайте 1 минуту. Затем наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, смочите водой. Поставьте воронку в чистый стакан и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивайте. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью пипетки поместите на предметное стекло и подержите над спиртовкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите полоску универсального индикатора. Испытайте ею почвенный раствор. Сделайте вывод о реакции среды почвенного раствора.

— Следующая часть работы – анализ воды. У каждой группы вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной столовой, питьевая вода из 6 микрорайона, вода из крана горячей воды 2 микрорайона, талый снег 2 микрорайона, талый снег возле порога школы, талый снег возле проезжей части, талый снег из парковой зоны. По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.

Опыт 3. Определение прозрачности воды.

Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре. Проделайте ту же операцию с водой из природного источника. Сделайте выводы.

Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.

В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема, закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:

Характер запаха Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2
Запах легко обнаруживается 3
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья 4
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья 5

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды из различных источников.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы.

источник

Лабораторные исследования почвы, которые выполняет лаборатория «Лаб24», являются острой необходимостью для многих сфер жизнедеятельности человека. Они могут выполняться с разными целями. Определение состава и типа грунтов делают перед началом любого серьезного строительства. Полный и комплексный анализ почвы требуется, если необходимо увеличить плодородность сельскохозяйственных земель.

В зависимости от отрасли и поставленной задачи, специалисты Лаб24 разработали индивидуальные программы анализа почв, включающие в себя как потребности изыскательских компаний так и агрохимическое направление анализа почв.

Лаб24 располагает исчерпывающим количеством видов исследования почвы и разнообразными методами проведения испытаний. Заказать исследования можно как на один, так и на перечень тех показателей, которые необходимы именно Вам в конкретной ситуации.

Лаборатория Лаб24 оказывает полный комплекс услуг, необходимых при исследовании качества почвы. Проводятся комплексные исследования, а также имеется возможность провести анализ почвы по отдельно взятым показателям.

Современная лабораторная база Лаб24 и многолетний практический работы в данной сфере позволяет в самые сжатые сроки провести полное радиологическое обследование почв и грунтов и установить наличие ограничений в использовании почв и грунтов.

Биотестирование почв и грунтов обеспечивает возможность оценки общей токсичности почвы с целью определения возможного ее последующего применения в строительных работах. В лаборатории Лаб24 это исследование может быть выполнено на ряде тест-объектов.

Отбор проб проводится специалистами Лаб24 в соответствии с действующей нормативной базой, отбирается необходимое для проведения всех заказанных показателей количество анализируемой пробы, по согласованию специалист приедет в удобное для Вас время.

Стоимость исследования не включает выезд специалиста и отбор проб. Посмотреть стоимость выезда специалиста и отбора проб.

Антропогенный фактор является главной причиной загрязнения земельных угодий. Они деградируют вследствие производственной деятельности человека и засорения им окружающей среды бытовыми отходами. При этом, вредные вещества, попадающие на поверхностный слой почвы, проникают вглубь нее, где концентрируются, смешиваются и оказывают токсическое воздействие на полезные микроорганизмы, необходимые для корневой системы растений.

В зависимости от поставленной цели, проведение анализов почвы может производиться различными методами. По желанию заказчика мы можем выполнить полный или элементный вариант исследования. После изучения нашими квалифицированными специалистами химического состава грунта, заказчику будет предоставлен протокол испытания, в котором указываются все типы загрязнений, выявленных в пробе. Ими могут быть:

  • Соли тяжелых металлов
  • Нефтепродукты различного происхождения
  • Бензапирен и другие канцерогенные вещества органического происхождения
  • Повышенный или пониженный уровень кислотности
  • Опасные бактерии

Обладая данной информацией, землевладелец сможет предпринять необходимые меры по улучшению плодородия земли, используя минеральные удобрения определенного химического состава, а застройщик, принять решение о возможности либо невозможности возведения жилых или общественных зданий на конкретном земельном участке.

Если вас заинтересовали наши услуги, необходимо провести отбор почвы для лабораторного исследования и доставить ее в офис «Лаб24» в этот же день. Условия хранения образцов зачастую играют немаловажную роль в точности проведенных испытаний, и случае правильного отбора и своевременной доставки мы сможем гарантировать полную достоверность результатов. Если участок, с которого отбираются пробы, находится на значительном удалении от Москвы, лучше связаться по телефону с нашими специалистами, которые дадут необходимые консультации относительно условий их хранения.

Лаборатория «Лаб24» является независимой и аккредитована в Федеральной службе по аккредитации. Наши клиенты имеют возможность заказать исследования грунтов на загрязнение отдельными элементами или оценку ее состояния по нескольким показателям. Стоимость работ будет зависеть от перечня выбранных показателей. Каждому заказчику мы гарантируем индивидуальный подход, а цена на наши услуги вас приятно удивит.

Анализ почвы осуществляется на современном техническом уровне.

Срок исполнения заказа — от 3 до 7 рабочих дней.

источник

Механический анализ почвы

Сравним состав почвы нашего поселка с почвой с. Кужное Мордовского района.

В пробирку поместите почву нашего района (столбик почвы должен быть 2—3 см). Прилейте дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.

Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1—2 мин, а затем вооружитесь лупой и наблюдайте за осаждением частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Сначала будут оседать более крупные и тяжелые частички песка и глины, затем более мелкие, но раствор еще очень долго будет мутным — самые мелкие частички находятся во взвешенном состоянии.

Проделайте то же самое с образцом почвы с. Кужное.

Сделайте вывод о составе почв разных мест. Сделайте прогноз о плодородности данных почв.

В почве нашего поселка больше чернозема, а в почве с. Кужное чуть больше песка. Наша почва плодороднее, но она тяжелая. Например, чтобы выращивать комнатные растения, нужно добавить торф, песок, мелкие камешки, а то вода может застаиваться, почва станет «клеклой», а не рыхлой.

Как можно улучшить плодородность почв. Что для этого вы используете на своих огородах?

В почву можно добавлять удобрения, навоз, сажать растения, например бобовые. Они питают почву азотом. Он нужен, чтобы росли листья. Но нужно добавлять правильно, в меру.

Какие культуры можно выращивать на этих почвах?

Получение почвенного раствора и опыты с ним

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, закрепленную в кольце штатива. Подставьте под воронку чистую сухую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора поместите на стеклянную пластинку и с помощью пинцета подержите ее над горелкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите две лакмусовые бумажки (желтые), нанесите на них стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

1. После испарения воды на стекле останется белый налет, это смесь веществ, растворившихся в воде во время перемешивания. В состав почвы входят соли. Растворами этих вществ питаются растения.

2. Универсальная лакмусовая бумажка не изменит свой цвет если раствор нейтральный, станет красной, если он кислый, и синей если он щелочной.

Мы исследовали почву, взятую с пришкольного участка. Определили, что она имеет кислую среду(бумажка стала розовой). Это для растений вредно. Как помочь почве?

Можно добавить осенью в землю пушонку и перекопать, чтобы почва стала нейтральной. А также поливать в меру.

Определение прозрачности воды

Для опыта нужен прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2—2,5 см, высотой 30—35 см Можно использовать мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки.

Проведем опыт по определению прозрачности сначала с дистиллированной водой, потом с водой из крана в школе, а затем с водой из водоема и сравним результаты.

Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст. Отметьте, на какой высоте вы не будете видеть шрифт.

Измерьте высоты столбов воды линейкой.

При сравнении прозрачности воды в качестве эталона использовать высоту столба читабельности печатного текста у дистиллированной воды (например 20 см). Тогда доля или степень прозрачности водопроводной воды (высота столбика читабельности которой, например, 17 см) составит:

W (прозрачности воды) = 17 см : 20 см = 0,85, или 85%. Вода в открытых водоёмах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.

Измеренная высота называется уровнем видимости.

Если уровень видимости мал, значит водоем сильно загрязнён.

Сравните, какая вода чище, где больше примесей, через которые не виден текст.

Отметьте, какова роль человека в сохранении чистоты водоемов или его загрязнении.

Определение интенсивности запаха воды

Выданные колбы наполните на 2/3 объема исследуемой водой ( из образцов №1 –водопроводная, №2- из пруда Утиного; № 3—из Заливного пруда), плотно закройте пробкой и сильно встряхните. Затем поочередно откройте колбы и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей 8.

Сделайте вывод о пригодности каждого образца воды для питья. Предложите несколько способов очистки воды.

Воспользуйся таблицей 8 (стр. 183).

Интенсивность запаха (балл)

Отсутствие ощутимого запаха

Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами

Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание

Запах легко обнаруживается

Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья

Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья

Определение жесткости воды.

ВЫЯСНИТЬ, как влияет кипячение на жесткость воды.

Для этого – приготовленный мыльный раствор разлить на 2 пробирки по 10 мг.

В две колбы налить по 30 мл водопроводной и кипячёной воды. В каждую колбу к испытуемой воде прилить по 1 мл мыльного раствора.

В течении 5 сек хорошо встряхнуть сосуды.

Затем дать 10 сек отстояться.

Повторять эту процедуру до тех пор, пока после отстаивания в одной из колб не будет образовываться мыльная пена по краю сосуда.

Отметьте количество затраченного мыльного раствора.

С другой колбой продолжать эксперимент до аналогичного результата. По количеству мыльного раствора, затраченного на разные колбы, сделать вывод о влиянии кипячения на общую жесткость воды.

Сделать вывод. Как влияет жесткая вода на организм человека. Как воду можно смягчить?.

Повышенная жёсткость воды является одной из причин заболеваемости населения мочекаменной, почечнокаменной, желчнокаменной болезнью и т. д. Повышенную жесткость можно определить «на глаз» по следующим признакам:

— плохое намыливание при стирке;

При кипячении воды соли оседают в виде накипи, осадка, вода становится мягче.

Можно использовать фильтры для жесткой воды, в которых эта соль также оседает.

Определение содержания ионов железа и серебра в питьевой воде.

1. Определение ионов железа.

К 10 мл пробы воды прибавить 1 каплю азотной кислоты, затем 2-3 капли пероксида водорода и ввести 0,5 мл тиоционата аммония.

При концентрации ионов железа более 2,0 мг|л появляется розовое окрашивание, при концентрации более 10 мг|л окрашивание становится красным:

2. Определение ионов серебра.

К 10 мл пробы воды из источника с. Павловка прибавить 5-6 капель раствора нитрата серебра. Встряхнуть пробирку. Наблюдать появление белого осадка. Если он образуется, значит в воде есть ионы серебра.

Читайте также:  Реагенты для анализа воды в котельной

Сделать выводы о составе воды в образцах. Как влияют ионы на организм человека?

1.Ионы железа в воде вредны для здоровья

Высокое содержание ионов железа в питьевой воде может вызвать заболевания крови, аллергию, ишемическую болезнь сердца. Государственный стандарт допускает содержание железа в питьевой воде 1мг|л.

В воде, взятой из водопровода поселка, есть ионы железа. Их концентрация больше 2миллиграм на литр( окрасилась в розовый цвет).

Но воду, которую пьем мы, не исследуют уже 20 лет, как нам рассказали в сельсовете.

2. Ионы серебра убивают болезнетворные микробы в воде. В Воде из «святого колодца» есть такие ионы. Поэтому такая вода может храниться очень долго и не портиться. Люди хранят и оберегают источник, как святыню.

Определение наличия воды в почве.

Работа с ЦОР (виртуальные опыты)

Взвесить пустую чашку для почвы записать ее вес.

Взвесить чашку с почвой. Записать вес.

Поставить почву в шкаф, включить температуру 500 градусов.

После выпаривания, поставить чашку в эксикатор.

После охлаждения взвесить чашку с почвой, записать вес.

Записать последний вес чашки с почвой.

От веса чашки с почвой при 1 взвешивании, отнять вес чашки. Полученное число — вес почвы до выпаривания.

Отнять от веса последнего образца вес пустой чашки.

Полученное число — вес почвы после прокаливания.

От веса почвы до прокаливания отнять вес почвы после прокаливания. Полученное число — вес воды, которая содержалась в почве.

Определим ее долю в процентах.

Разделим вес воды на вес почвы до прокаливания, полученное число умножим на 100%. Это – массовая доля воды в почве.

источник

Кислотность — свойство почвы, обусловленное содержанием в почвенном растворе ионов водорода. Почвенная реакция имеет для роста растений решающее значение. Реакция среды (она определяется величиной рН ) измеряется в единицах от 1 до 14. По кислотности почвы делятся на : сильно-кислые почвы (рН 3,5-4 ), кислые(рН 4,6-5,3 ), слабокислые (рН 5,4-6,3) , нейтральные(рН 6,4-7,3 ), слабощелочные(рН 7,4-8 ),щелочные(рН 8,1-8,5 ).Для характеристики почвенной кислотности используется ряд показателей:

  • Актуальная кислотность — это pH почвенного раствора (на практике измеряется pH водной вытяжки при соотношении почва:вода = 1:2,5 для минеральных почв и 1:25 для торфяных). При рН 7 реакция почвенного раствора нейтральная, ниже 7 — кислая, выше — щелочная. Подзолистые почвы лесной зоны имеют преимущественно кислую реакцию (рНводн 4,5 — 5,5), подзолы и верховые торфяники — сильнокислую (рНводн 3,5—4,5).
  • Потенциальная кислотность почвы — кислотность твёрдой части почвы, её выражают в мг-экв на 100 г сухой почвы. Параметры потенциальной кислотности учитывают также влияние катионов ППК, которые могут подкислять почвенный раствор (H + и Al 3+ ).
  • Обменная кислотность почвы вызывается обменными катионами водорода и алюминия, которые переходят в раствор из почвенного поглощающего комплекса при взаимодействии с нейтральными солями. В богатых перегноем горизонтах она обусловлена преимущественно Н + -ионами, в малогумусных минеральных — Al-ионами. Обменная кислотность подзолистых почв лесной зоны составляет рН КС1 3,5—5, или 0,5 — 6 мг-экв на 100 г сухой почвы, серых и бурых лесных — значительно ниже.
  • Гидролитическая кислотность — pH вытяжки раствором гидролитически щелочной CH3COONa (позволяет более полно вытеснить H + из ППК). Определяется Н + -ионами, переходящими в раствор при взаимодействии с почвой гидролитически щелочных солей, и включает менее подвижные Н + -ионы, не вытесняемые нейтральными солями. В подзолистых почвах гидролитическая кислотность составляет 1—10 мг-экв на 100 г сухой почвы. О величине гидролитической кислотности можно судить также по насыщенности почвы основаниями.

Повышенная кислотность почвы негативно сказывается на росте большинства культурных растений за счёт уменьшения доступности ряда макро- и микроэлементов, и наоборот, увеличения растворимости токсичных соединений марганца, алюминия, железа, бора и др., а также ухудшения физических свойств. Для снижения кислотности прибегают к известкованию.

Чем опасна кислая почва на огороде?

1.Повышенная кислотность почв угнетает рост и развитие растений. Происходит это по причине того, что в кислых грунтах преобладает содержание растворимого алюминия и его солей, а также марганца, которые связывают на себе щелочные минералы: кальций, магний, калий, селен и др., препятствуя их усвоению растениями.
2. Нарушается белковый и углеродный обменный процессы у растений, из-за чего могут вовсе не появляться органы размножения, что приводит к потере урожая.

Чем более кислая почва, тем быстрее она заболачивается, через некоторое время на ней уже смогут расти только некоторые болотные и хвойные растения.

Как определить кислотность почвы?

Самый точный результат можно получить, только обратившись в лабораторию анализа почв и предоставив им образцы почвы. Пробы для химического анализа почвы на кислотность,PH, отбираются в соответствии с ГОСТ 17.4.3.01-83 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб».

В лаборатории анализа почв , кислотность почвы определяют в соответствии с ГОСТом. Стандарт ГОСТ 27753.3-88 .Почвы. Метод определения рН водной суспензии. , распространяется на тепличные грунты и устанавливает метод определения рН водной суспензии почвы при химическом анализе почвы . Сущность метода заключается в измерении разности потенциалов стеклянного электрода, чувствительного к ионам водорода и электрода сравнения, значение которого зависит от концентрации ионов водорода в растворе.

Предельное значение суммарной относительной погрешности результатов анализа при доверительной вероятности Р = 0,95 составляет 0,3 единицы рН. Для анализа используют часть водной суспензии, приготовленной по ГОСТ 27753.2-88. Грунты тепличные. Метод приготовления водной вытяжки.

источник

11. Пробоотбор и подготовка образцов к химическому анализу.

Для проведения физико-химического анализа вначале проводят пробоотбор, используя метод конверта (см.ниже). Почва изымалась с глубины 10 см, по 800-900 мг каждого образца.

Пробы нужно взять на разных территориях (мин.5):

Затем почва высушивается и измельчается, из нее удаляются посторонние примеси и частицы при помощи набора сит с отверстиями разного диаметра от 5 до 1 мм и сокращении массы до 500 г. Для сокращения пробы использовали метод квартования: Измельченный материал тщательно перемешать и рассыпать ровным тонким слоем в виде квадрата, разделили его на четыре сектора. Содержимое двух противоположных секторов отбрасывали, а два оставшихся снова смешивали, после многократных повторений оставшуюся пробу высушили до воздушного состояния для получения водных вытяжек .

2. 2. Приготовление водной вытяжки .

Для приготовления водной вытяжки достаточно 20 г воздушно – сухой просеянной почвы. Почву помещали в колбу на 100 мл, добавляли 50 мл дистиллированной воды и взбалтывали в течение 5-10 минут, а затем фильтровали.

3. 3. Определение актуальной кислотности почвы .

Реакция почвы оказывает большое влияние на развитие растений и почвенных микроорганизмов, на скорость и направленность происходящих в ней химических и биохимических процессов. В природных условиях рН почвенного раствора колеблется от 3 до 10. Чаще всего кислотность почвы не выходит за пределы 4-8. Связь между кислотностью почвы и величиной рН приведена в табл. 3.

Зависимость кислотности почвы от рН

Актуальная (активная) кислотность — кислотность почвенного раствора. Этот вид кислотности оказывает непосредственное влияние на корни растений и почвенные организмы.

Актуальную кислотность определяют в водной почвенной вытяжке. Для этого необходимо поместить в пробирку или колбу 2 г почвы, добавить 10 мл. дистиллированной воды; полученную суспензию 1: 5 хорошо встряхнуть и дать отстоять осадку; в надосадочную жидкость внести полоску индикаторной бумаги и, сравнить её цвет с цветной таблицей, сделать вывод о величине pH почвы.

По величине кислотности почвы можно предсказать наличие тех или иных микроэлементов в почве, а также оценить их подвижность (табл.5). Наиболее подвижные катионы аккумулируются в тканях растений.

Подвижность микроэлементов в зависимости от кислотности почвы

ПН – практически неподвижные; СП – слабоподвижные; П — подвижные

4. 4. Качественное определение химических элементов в почве.

Карбонат-ионы . Небольшое количество почвы помещают в фарфоровую чашку и приливают пипеткой несколько капель 10%-го раствора соляной кислоты. Образующийся по реакции оксид углерода ( IV ) CO 2 выделяется в виде пузырьков (почва «шипит»). По интенсивности их выделения судят о более или менее значительном содержании карбонатов.

Сульфат-ионы . К 5 мл фильтрата добавить несколько капель концентрированной соляной кислоты и 2-3 мл 20%-го раствора хлорида бария. Если образующийся сульфат бария выпадает в виде белого мелкокристаллического осадка, это говорит о присутствии сульфатов в количестве нескольких десятых процента и более. Помутнение раствора также указывает на содержание сульфатов – сотые доли процента. Слабое помутнение, заметное лиши на черном фоне, бывает при незначительном содержании сульфатов – тысячные доли процента.

Нитрат-ионы. К 5 мл фильтрата по каплям прибавляют раствор дифениламина в серной кислоте. При наличие нитратов и нитритов раствор окрашивается в синий цвет.

Железо ( II и III ). В две пробирки внести по 3мл вытяжки. В первую пробирку прилить несколько капель раствора красной кровяной соли K 3 [ Fe ( CN ) 6 )], во вторую – несколько капель 10%-го раствора роданида калия KSCN . Появившееся синее окрашивание в первой пробирке и красное во второй свидетельствует о наличии в почве соединений железа ( II ) и железа ( III ). По интенсивности окрашивания можно судить об их количестве.

Алюминий. К 5 мл почвенной вытяжки прибавляют по каплям 3%-ный раствор фторида натрия до появления осадка. Чем быстрее выпадает осадок, тем больше алюминия содержится в почве.

Результаты химического анализа почвенной вытяжки(пример)

источник

Урок химии в 8-м классе: «Анализ почвы и воды»

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

  • Закрепить умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения, выводы;
  • Формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования при проведении химического эксперимента;
  • Закрепить умения разделять смеси разными способам – отстаиванием, фильтрованием, выпариванием;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Формирование умения работать с дополнительной литературой, готовить сообщения и выступать публично, используя компьютерную презентацию.
  • Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, аккуратности.
  • Привитие любви к родному краю.

Оборудование: образцы почв, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа, фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка, мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка, коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

  1. Постановка проблемной задачи.

Учитель: Как вы думаете, научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка? (Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых). Какой путь научного поиска стоит за открытиями? (Учащиеся должны знать, что к любому химическому знаку, уравнению, закону надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда). Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с открытием.

Учитель: Какие воспитательные цели мы должны поставить перед собой на уроке? Учащиеся: Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, уметь работать в парах, быть внимательным, аккуратным).

Учитель: Какие образовательные целимы должны поставить пред собой? Учащиеся: Проведение элементарного анализа почвы нашей местности, проведение анализа на примере оценки качества воды, закрепить умения проводить разделение смесей разными способами.)

Учитель: Тема практической работы «Анализ почвы и воды». Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию.

Выступление 1 учащегося. (Приложение 1)

На территории Нижнеилимского района почвы дерново-подзолистые, дерново-лесные, дерново-карбонатные, находящиеся под светлохвойной и темнохвойной тайгой. Образование таких почв обусловлено следующими факторами:

-суровые климатические условия, связанные с низкими температурами воздуха и почвы, относительной засушливостью теплого периода года,

— наличием длительной сезонной мерзлоты,

— богатство почвообразующих пород углекислыми солями кальция и магния.

— незначительный слой гумуса, наша северная почва не так плодородна.

Почвы нашего района характеризуются повышенной кислотностью.

Выступление 2 учащегося. (Приложение 1)

Вода — это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней.

Местные реки Гандюха, Жданиха питаются внутренними водами, болотами и осадками. Воды наши загрязнены сточными водами очистных сооружений. Так же их загрязняют местные жители. Вода из реки Гандюхи не используется для бытового и питьевого водоснабжения, Для этих целей используется вода из артезианских скважин. Контроль за питьевой водой ведет гидрохимическая лаборатория. Вода из скважин достаточно жесткая (10 мг/л), содержит избыток сульфат-ионов, хлорид- ионов, ионов магния и кальция. Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для

Далее учитель сообщает цель и задачи урока: выяснить, какая почва в нашем поселке, исследовать, какая вода течет из наших кранов, находится в нашихводоемах.

  1. Повторение правил техники безопасности при работе в химической лаборатории.
  2. Выполнение практической работы.

Учащиеся работают в парах, каждой паре выданы образцы почв, взятых в разных местах поселка, разные образцы воды из местных рек, водопроводная вода.

Учащиеся выполняют практическую работу, используя описание опытов в учебнике. Результаты заносят в таблицу.

Опыт №1. Механический анализ почвы

Читайте также:  Расширенный анализ воды из скважины

После растворения почвы в воде, используя лупу, наблюдаю осаждение частиц

После механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной.

Опят №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Наблюдали фильтрацию смеси почвы и воды.

После выпаривания на стекле обнаружили мутное пятно.

Лакмусовая бумажка стала розовой после нанесения на неё капель почвенного раствора.

Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор – фильтрат.

Почва содержит минеральные соли.
При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва кислая.

Опыт №3. Определение прозрачности воды.

Отметили, что на высоте столба воды… не видно печатного текста.

Исследуемая вода не прозрачна

Опыт №4. Определение интенсивности запаха воды

После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей № 8.

Обсуждение результатов работы. Выводы.

В ходе выполнения практической работы учитель анализирует работу класса, групп, нацеливает на формулирование выводов.

  1. Краткое выступление групп с результатами опытов.
  2. Уборка рабочих мест.
  3. Рефлексия.

1. Что вы сегодня узнали нового?

2.. Какие знания могут пригодиться вам в дальнейшей жизни?

источник

Конспект урока химии в 8 классе. Практическая работа по теме » Анализ почвы и воды»

Практическая работа №3 по теме «Анализ почвы и воды»

Цель урока: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;

Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;

Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;

Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, водопроводная вода, почва, спички.

Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Работа выполняется в группах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

Как вы думаете, научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка? (Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых). Слайд 1

Какой путь научного поиска стоит за открытиями? (Учащиеся должны знать, что к любому химическому знаку, уравнению, закону надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда)

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз.

Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы «Анализ почвы и воды». Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы. Слайд 2

Далее учитель вместе с детьми ставит цель и задачи урока

— Какие воспитательные цели мы должны поставить перед собой на уроке?

Учащиеся: Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, уметь работать в группах, быть внимательным, аккуратным).

Какие образовательные цели мы должны поставить пред собой?

Учащиеся: Проведение элементарного анализа почвы нашей местности, проведение анализа на примере оценки качества воды, закрепить умения проводить разделение смесей разными способами.)

Сегодня на уроке будут работать три лаборатории. В каждой лаборатории есть технолог который будет выполнять не только контролирующую функцию, но и обучающую.

Напоминаю, что работу вы выполняете согласно описанию по учебнику самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

Вспомним правила работы в группе

— Первая часть работы – анализ почвы. Что такое анализ? Один ученик находит в интернете определение.

Постановка проблемной задачи.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: Рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Что такое почва? Почва- это верхний плодородный слой земли на котором растут растения.

Сообщение учащегося о почве.

Исследование почв производят для оценки её плодородия. В результате этого получают данные о физических и химических свойствах почв. Данными пользуются при разработке плана применения удобрений и известкований почв.

Наша задача выяснить какая почва в нашем поселке, а также исследовать воду и определить её прозрачность и интенсивность запаха.

Опыт 1 Механический анализ почвы

Вывод: после механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной. Первыми осаждаются крупные частицы песка, потом глины и затем другие частицы.

Опыт 2 Получение почвенного раствора и опыты с ним

Вывод: почва содержит минеральные соли. После фильтрования смеси почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор — фильтрат. Универсальная бумажка не изменила цвет. Значит среда нейтральная

— Следующая часть работы – анализ воды.

Сообщение учащегося о воде

Вода – это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло всё живое на ней. Наша цель исследовать, какая вода течёт из наших кранов, находиться в наших водоёмах. Определить прозрачность и интенсивность запаха воды.

Опыт 3 Определение прозрачности воды.

Образец взят из под крана. Работу выполняйте, следуя указаниям учебника.

Вывод: отметили что на высоте столба воды … не видно печатного текста. Исследуемая вода не прозрачна.

Опыт 4 Определение интенсивности запаха воды

Вывод: После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей. Интенсивность запаха … баллов.

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы. В ходе выполнения практической работы изучались состав почвы, исследовалась прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приёмы работы с веществами.

Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. При определении запаха вещества пробирку с веществом надо поднести к носу и глубоко вдохнуть.
Б. В лаборатории можно знакомиться с запахом и вкусом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Чтобы перемешать жидкость в пробирке, ее отверстие закрывают пальцем и встряхивают несколько раз.

3. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?
А. Почва и вода — это однородная смесь.
Б. Питьевая вода –это чистое вещество.

4.Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Ионы тяжёлых металлов, содержащиеся в овощах, выращенных у дороги, никак не влияют на здоровье человека.
Б. Повышенное содержание кислоты в воде отрицательно влияет на здоровье человека.

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и c препаратами бытовой химии?
А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.
Б. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Химическую воронку используют для фильтрования.
Б.. Химическую воронку используют для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом.

3. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А.Воздух и почва –это неоднородная смесь.
Б.Дистиллированная вода-это однородная смесь.

4. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Повышенная кислотность почв -это негативный фактор для жизнедеятельности растений.

Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоёмах.

Одна ошибка – 4, две ошибки – 3, три ошибки – 2

Что я узнал на уроке?

Чему научился?

Где мне пригодятся эти умения и знания?

Я достиг поставле-нной цели?

Что вызвало затруднения?

Какая цель была урока?

— Где мне пригодятся эти умения и знания?

— Я достиг поставленной цели?

Используя Интернет-ресурсы, найти организации в Алтайском крае, которые занимаются анализом почвы и воды. Составить проект, какие виды анализа почвы и воды проводят эти организации и с какой целью.

Подготовиться к практической работе № 4 с. 183.

источник

Практическая работа по химии Анализ почвы.docx — Практическая работа по химии. Химический анализ почвы и воды.

Практическая работа по химии.
Химический анализ почвы и воды.
План работы:
1. Приготовление почвенной вытяжки.
2. Определение кислотности воды.
3. Измерение общей жесткости воды.
4. Определение запаха воды.
5. Определение кислотности почвы.
6. Исследование почвы на ее засоленность. (определение карбонатов, сульфатов,
хлоридов, солей железа +3)
7. Оформление отчета.
Приготовление почвенной вытяжки.
Отобрать в стакан немного почвы и залить водой. Оставить на некоторое время, помешивая
стеклянной палочкой. Затем отфильтровать раствор и работать с фильтратом.
Опыт 1. Определение кислотности воды.
Оборудование и реактивы:
пробы воды; универсальная индикаторная бумага; цветная шкала рН;
Ход работы:
1. Налейте пробы воды в пронумерованные пробирки.
2. Определите значение кислотности воды с помощью бумажных индикаторов и шкалы
(универсальная индикаторная бумага).
Опыт 2. Измерение общей жесткости воды.
Жесткость воды зависит от содержания в ней катионов кальция и магния, которые
присутствуют в воде в составе сульфатов, гидрокарбонатов, хлоридов. То или иное содержание
ионов кальция и магния в воде вызывается рядом естественных причин, например, определенным
составом омываемых горных пород.
Оборудование и реактивы:
конические колбы 100 мл; стаканы 100 мл; мерный цилиндр 10 мл;
раствор мыла, дистиллированная вода; водопроводная вода; исследуемая вода.
Ход работы:
1. Налейте 10 мл водопроводной воды в коническую колбу.
2. Добавьте 1 мл мыльного раствора в колбу. Встряхните колбу. Если пена не образуется,
добавьте по каплям раствор мыла еще. После добавления каждой капли необходимо встряхивать
содержимое колбы. Продолжайте добавлять мыльный раствор, пока не образуется устойчивая пена
высотой 1 см. Эта пена должна держаться 30 или более секунд.
3. Запишите объем мыльного раствора, необходимого для ‘ образования устойчивой пены с 10
мл водопроводной воды.

4. повторите действия 1­3 с другими образцами воды.
5. Результаты занесите в таблицу.
Таблица
Пробы воды, растворы
Количество капель мыльного раствора
до появления пенной шапки высотой 1 см
Дистиллированная вода
Водопроводная вода
Исследуемая вода (проба 1)
Исследуемая вода (проба 2)
В отчете напишите: как можно устранить жесткость воды?
Опыт 3. Определение запаха воды.
Сила и характер запаха по пятибалльной шкале
Балл Степень

1
Нет запаха
Очень слабый
2
3
4
Слабый
Заметный
Очень сильный
Характер запаха
Запах совсем не ощущается
Запах обычно не замечается Обнаруживается опытным
наблюдателем
Запах обнаруживается потребителем
Запах легко замечается Заставляет воздерживаться от питья
Запах резко выраженный, Вода не пригодна для питья.
Опыт 4. Исследование почвы на ее засоленность.
Избыток растворенных в почве солей (ее засоленность) снижает ее плодородие. Такими
солями являются, например, хлориды натрия, магния, кальция, карбонат и сульфат натрия, солями
различных металлов (меди, железа, цинка и т.д.). Определите наличие этих солей в пробах воды.
Оборудование и реактивы:
пробирки; 10% ­ный раствор соляной кислоты НС1; раствор хлорида бария ВаС12; раствор
нитрата серебра AgNO3, раствор роданида калия KSCN
Ход работы:
1. Обнаружение карбонатов в почве. Для этого на пробу почвы нанесите несколько капель
10%­ного раствора соляной кислоты. Если почва содержит карбонат­ион, то под действием кислоты
начнется выделение углекислого газа. Почва как бы «вскипает».
2. Обнаружение сульфатов в почве. К 5 мл почвенной вытяжки прилейте несколько капель
раствора хлорида бария. Если почва содержит сульфат­ион, то появляется белый молочный осадок
сульфата бария. О концентрации его в почвенной вытяжке можно судить по степени прозрачности
полученной смеси (густой осадок, мутный или почти прозрачный раствор).
3. Обнаружение хлоридов в почве. К 5 мл почвенной вытяжки прилейте несколько капель
раствора нитрата серебра. Если почва содержит хлорид­ион, то появляется белый творожистый
осадок хлорида серебра.
4. Обнаружение катионов железа +3 в почве. К 5 мл почвенной вытяжки прилейте несколько
капель раствора роданида калия. Если почва содержит катион железа +3, то появляется кроваво­
красное окрашивание раствора. О концентрации его в почвенной вытяжке можно судить по степени
окраски раствора.

источник