Разъяснения по взаимоотношениям с абонентами организации ВКХ по вопросу сброса загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения, контроле сбросов и их оплате
Разъяснения по взаимоотношениям с абонентами организации ВКХ по вопросу сброса загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения, контроле сбросов и их оплате.
С 1 января 2014 года в отношении платы за сброс загрязняющих веществ через системы водоотведения абоненты организаций ВКХ делятся на две группы:
— первая группа: нормируемые отдельно Росприроднадзором в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов». В соответствии с постановлением Правительства РФ № 230 к категории абонентов, объекты которых подлежат нормированию, следует относить предприятия, которые осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции и которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод абонентов должен составлять более 200м 3 /сутки суммарно по всем выпускам. Среднесуточный объем определяется как среднесуточный фактический объем за истекший календарный год.
Для абонентов первой группы нормативы допустимых сбросов и лимиты будут устанавливаться Росприроднадзором (п.2 постановления № 393).
Таким образом, с 1 января 2014 года законодатель вводит в действие понятие нормируемых абонентов и дает им отсрочку по оплате в Росприроднадзор негативного воздействия на окружающую среду на 1 год до 1 января 2015 года.
В целях реализации указанных положений Федерального закона согласно поправкам в статью 42 нормативы допустимых сбросов абонентов и лимиты на сбросы для объектов таких абонентов должны быть установлены до 1 января 2015 года. До 1 января 2015 года абоненты обеспечивают ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений и (или) разрабатывают планы снижения сбросов и утверждают такие планы в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
При этом с 1 января 2014 года в соответствии с пунктом 3 Правил № 644 для данной категории абонентов не применяются положения постановлений Правительства РФ от 31.12.1995 г. № 1310 и от 12.02.1999 г. № 167, регулирующие порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В целях устранения пробелов правового регулирования начисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду с рассматриваемой категории абонентов, в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства РФ, сохраняющий для таких абонентов действие положений постановлений Правительства РФ № 1310 и № 167 не только до конца 2014 года, но и до фактического установления им значений НДС.
— вторая группа: все остальные абоненты, не отвечающие требованиям постановления № 230.
Для остальных абонентов продолжат, так же как и в настоящее время, действовать пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 — 71 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167 (далее – Правила № 167), и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».
Кроме того, с 1 января 2014 г. вступил в силу Раздел VII «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 (далее – Правила № 644). Положения данного раздела распространяются на всех абонентов организаций ВКХ и не имеют отношения к охране окружающей среды. Раздел устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. В соответствии с положениями данного раздела все абоненты, сточные воды которых не отвечают требованиям, установленным Правилами, обязаны вносить организациям ВКХ плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, то есть компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, законодатель разделяет плату абонентов за сброс загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения на две составляющие:
— за негативное воздействие на водные объекты через систему канализации (в соответствии с Правилами №167);
— за негативное воздействие на сети и сооружения самой системы канализации (в соответствии с Правилами №644).
Основания по взиманию платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах в соответствии с Правилами № 167
1. В соответствии с п. 61 Правил № 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
2. Постановлением от 19.02.2008 г. № 348 Глава Петропавловск – Камчатского городского округа определил уполномоченным лицом по установлению абонентам нормативов водоотведения по составу сточных вод МУП «Петропавловский водоканал».
Нормативы водоотведения по составу сточных вод для абонентов ВКХ утверждаются на основании установленных отделом водных ресурсов Амурского БВУ по Камчатскому краю, нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты для организации ВКХ.
3. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения осуществляет лаборатория организации ВКХ, аккредитованная на техническую компетентность в области анализа сточных вод.
Отбор проб сточных вод абонента производится в присутствии представителя абонента. По результатам работ по отбору проб на месте составляется Акт отбора проб.
4. На основании Акта отбора проб и Протокола анализа сточной воды производится «Расчет платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций» и начисляется плата.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Камчатского края от 13.07.2011 г. № 284-П утвержден «Порядок взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Камчатского края».
Расчет платы производится один раз в квартал и включает в себя:
— определение в пробе отобранных стоков перечня загрязняющих веществ, по которым зафиксировано превышение норматива,
— определение объемов сброшенных стоков от объекта абонента за один квартал,
— определение платы (в рублях) производится путем умножения количества превышений загрязняющих веществ на объем стоков и на тариф за услуги водоотведения.
На основании расчета платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ абоненту выставляется счет.
Основания определения размера и порядка компенсации расходов организации ВХК при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с Главой VII Правил № 644
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы , запрещенные к сбросу или не отвечающие требованиям нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения (установлены Приложением № 2 и № 3 Правил № 644), абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее — плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения).
В соответствии с п. 119 Правила холодного водоснабжения и водоотведения от 29 июля 2013 г. N 644, абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих правил.
Расчет платы включает в себя:
— определение фактического значения концентрации сточных вод абонента путем усреднения результатов не менее трех проб (анализ проводится за счет абонента),
— определение превышения фактической концентрации загрязняющих веществ над нормативными показателями, установленными Правилами в приложении №3 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения № 644,
— определение объемов сброшенных стоков от объекта абонента, предусмотренных условиями заключенных договоров,
— определение платы (в рублях) производится путем умножения разницы между фактической и допустимой концентрациями загрязняющих веществ на объем стоков и на тариф за услуги водоотведения.
Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией ВКХ.
В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
Это означает, что расчет платы за негативное воздействие на сети и сооружения централизованной системы водоотведения выполняется абонентом самостоятельно. Но если абонент не представил расчет платы до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, то для расчета такой платы после указанной даты, предприятиям ВКХ необходимо будет использовать результаты анализов контрольных проб, отобранных при проведении контроля за качеством сточных вод абонента.
В случае, если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, абонент также обязан возместить в полном объеме фактически причиненный ущерб, выразившийся в разрушении конструкций, сооружений и оборудования централизованной системы водоотведения и нарушении работы очистных сооружений, случившихся в результате допущенных абонентом нарушений.
Памятка абоненту
Основания, порядок и сроки подачи декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых в систему централизованного водоотведения
В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов (среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет более 200м 3 /сутки суммарно по всем выпускам), а также абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки обязаны представить в организацию ВКХ Декларацию о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых в систему централизованного водоотведения.
Декларация характеризует фактическое качество сточных вод абонента, устанавливаемое в целях определения:
— степени негативного воздействия сточных вод абонента на водные объекты;
— степени негативного воздействия сточных вод абонента на работу централизованной системы водоотведения.
Значения заявленных фактических концентраций загрязняющих веществ (ФКi) и показателей свойств сточных вод определяются абонентом путем оценки результатов серии определений состава и свойств проб сточных вод на всех канализационных выпусках абонента (не менее 3-х на каждом выпуске), выполненных по поручению абонента лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включая результаты контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, мг/куб. дм. При определении ФКi в обязательном порядке исключаются значения любого залпового сброса загрязняющих веществ и значения показателей в пределах установленных нормативов.
Перечень загрязняющих веществ, для которых проводятся анализ проб сточных вод формируется на основе перечней загрязняющих веществ, для которых установлены нормативы допустимого сброса или нормативы водоотведения по составу, а также нормативные требования в целях исключения негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
Декларация о составе и свойствах сточных вод на очередной год подается в срок до 1 июля предшествующего года в организацию водопроводно-канализационного хозяйства и территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (только для нормируемых абонентов).
При составлении декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых в систему централизованного водоотведения, абонентам следует руководствоваться:
— разделом VII постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения» — Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения;
— разделом VIII постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения» — Порядок подачи абонентами декларации о составе и свойствах сточных вод.
— приложением №3 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения «Нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения»;
— приложением №2 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения «Перечень загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения».
Рекомендуемая форма Декларации: [37,08 Kb] (cкачиваний: 1233)
источник
Что такое анализ канализационной воды (сточных вод)? Разновидности сточных вод и их особенности. Организации, проводящие анализ канализационных стоков. Как правильно делать забор пробы. Что включает в себя анализ канализационных вод. Анализ канализационной воды (сточных вод) нужен для определения эффективности очистных мероприятий, а также для того, чтобы сделать выводы о соответствии нормам предельно-допустимых концентраций различных веществ.
Канализационные воды или стоки – это жидкость, которая была загрязнена в результате бытовой или промышленной деятельности людей. Состав и концентрация различных веществ существенно отличаются в стоках от жилых домов и в жидкости, отводимой с промышленных предприятий. Данный вид воды должен проходить специальные водоочистные процедуры и сбрасываться назад в водоёмы, реки, грунтовые воды и т.д.
Что касается стоков от жилых домов, то вещества, содержащиеся в них, можно условно разбить на три группы:
- Компоненты органического происхождения. В эту группу относятся вещества, образующиеся в результате жизнедеятельности людей, частицы пищевых отходов и т.п.
- Вещества минерального происхождения, а именно соли металлов и их частицы, песчинки, мелкие камешки.
- Компоненты биологической группы. Сюда относятся бактерии, глисты со своими личинками, простейшие, грибковые организмы и т.п.
Внешне сточные воды можно отличить по резкому фекальному запаху, мутной воде, грязной окраске, а также содержащимся в них примесям различного происхождения и габаритов. Такой непривлекательный вид и запах сточных вод подтверждает то, что их нельзя сбрасывать назад в водоёмы без тщательной очистки и доведения всех компонентов до предельно-допустимых показателей. Чтобы точно изучить состав сточных вод, потребуется выполнить их лабораторный анализ.
Анализ канализационной воды в лабораторных условиях позволяет выявить в её составе все химические и микробиологические компоненты. По результатам анализов можно судить о выборе способа утилизации такой воды, а также отрегулировать работу очищающих установок.
Как правило, мероприятия по контролю качества и состава сточных вод ложатся на плечи представителей контролирующих государственных учреждений, например, Роспотребнадзора. За определённую плату вы можете заказать анализ сточной воды в любой лаборатории при промышленном предприятии или в водоканале вашего района.
Чтобы все результаты анализов имели юридическую силу, лаборатория, проводящая исследование должна иметь все сертификаты, лицензии, а также пройти государственную аккредитацию.
Если проверка не относится к плановой и не делается органами государственного контроля, то забор проб ложиться на вас. Для этого вам нужно сделать следующее:
- Найдите чистую стеклянную или пластиковую тару объёмом не меньше 1 л. Тщательно промойте её водой из под крана. Так вы исключите вероятность случайного попадания веществ и бактерий, способных исказить правдивые результаты анализов.
- Если будет проводиться бактериологический анализ, то ёмкость для воды должна быть стерильной с герметичной крышкой. Обычно такую тару можно взять в лаборатории, где будете делать проверку.
- Перед тем как набрать пробу воды ополосните этой жидкостью тару для пробы.
- Ёмкость нужно заполнять почти до верха, оставив небольшой зазор между уровнем воды и крышкой.
- В течение двух часов пробы воды должны быть доставлены в лабораторию. При этом старайтесь транспортировать пробу не в тёплом месте и не на солнце.
Обычно для проведения анализа достаточно пары дней. Сроки проведения зависят от общего числа исследуемых компонентов. Анализы от частных домов и промышленных предприятий несколько отличаются. Последний обязательно должен содержать данные о количестве в стоках свинца, мышьяка, тяжёлых металлов, цинка, меди. Анализ сточных вод канализации от жилых домов должен содержать следующие данные:
- Оценивается запах неочищенных сточных вод. Это будет специфический запах продуктов жизнедеятельности человека. После очистки стоков этот запах должен либо совсем исчезнуть, либо стать чуть заметным. Особенно это касается стоков, которые сбрасываются в водоёмы для нужд водоснабжения или рыбного хозяйства.
- Цветность оценивается в °С. У стоков этот показатель будет большой. Повышенная цветность говорит о присутствии органических веществ. Такие стоки требует биологической фильтрации. После очистки цветность должна быть не более 20°С.
- Прозрачность или мутность стоков зависят от числа примесей.
- Кислотность сточных вод после прохождения очистки должна быть нейтральной, то есть равной 6-8,5 рН.
- Температура стоков напрямую связана со скоростью размножения бактерий и простейших. Очень холодная или горячая вода замедляет или вовсе останавливает этот процесс.
- У сточных вод определяются значения сухого и полного остатка. Первый проверяется у неочищенной пробы, второй – у отфильтрованной жидкости. Полный остаток не должен быть больше 10 г/л.
- Подсчитывается объём взвешенного осадка. Данный показатель указывает на эффективность отстойника.
- Анализ позволяет определить количество органики в воде.
- Вычисляется концентрация аммония, нитратов и нитритов.
- В ходе анализа подсчитывается концентрация сульфатов и хлоридов.
- Чтобы понять, нужна ли в системе очистки стоков дефосфация, проводится анализ на содержание фосфатов.
- Содержание растворённого кислорода указывает на то, насколько среда стоков благоприятна для развития различных бактерий и простейших.
- Уровень биологического загрязнения стоков подсчитывается при определении концентрации кишечных бактерий. Иногда в анализ входит выявление в стоках глистов, вирусов, грибов и некоторых бактерий.
Если вы хотите провести анализ сточных вод, в нашей лаборатории готовы провести такую проверку. Чтобы его заказать, вам надо связаться с нами по указанным на сайте телефонам. Стоимость анализа зависит от числа проверяемых компонентов и уточняется у менеджера.
источник
Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Никита!Производить расчёт платы и собственно оплату по ППРФ №644 необходимо только в слуа, если при отдоре проб Водоканалом зафиксировано превышение показателей ЗВ, указанных в приложении 3 ППРФ №644 114. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3. 113. Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами. 119. Абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению N 5. Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров. |
|