Меню Рубрики

Куда девается вода из моря анализ

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет с моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

КУРИЦА И ЛАСТОЧКА

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:

«То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.

Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».

ОСЯЗАНИЕ И ЗРЕНИЕ

Заплети указательный палец с средним и заплетенными пальцами потрогивай маленький шарик так, чтобы он катался промеж обоих пальцев, а сам закрой глаза. Тебе покажется, что два шарика. Открой глаза, — увидишь, что один шарик. Пальцы обманули, а глаза поправили.

Погляди (всего лучше сбоку) на хорошее чистое зеркало: тебе покажется, что это окно или дверь и что там сзади что-то есть. Ощупай пальцем, — увидишь, что это зеркало. Глаза обманули, а пальцы поправили.

Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимями и травой, гуменники — хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.

Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются:

заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь — и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь — опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.

Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его. Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:

— Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

— Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.

Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

— Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

— Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

— Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:

— Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

— Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

— Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:

— Мама! Что мне теперь делать?

— Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка. и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

«Назад, назад!” — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Дата добавления: 2017-01-28 ; просмотров: 355 | Нарушение авторских прав

источник

Татьяна Рыжова
Конспект НОД в старшей группе по пересказу рассуждения Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря»

Конспект НОД в старшей группе по пересказу рассуждения Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря».

Цель: пересказ рассуждения Л. Толстого «Куда девается вода из моря».

Образовательные цели: формировать навык пересказа по опорным вопросам связного и последовательного; восприятие и анализ рассуждение Л. Толстого «Куда девается вода из моря»; активизировать и обогащать словарь по теме «Водоемы».

Коррекционно-развивающие цели: развивать диалогическую и монологическую формы речи; развивать операции мышления (обобщение, анализ, внимания, слуховой памяти. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.

Воспитательные цели: воспитывать умение выслушивать педагога и товарища, приучать к трудолюбию.

Оборудование: схемы «Круговорот воды в природе», текст рассуждение Л. Толстого «Куда девается вода из моря».

Логопед. Ребята отгадайте загадки.

Логопед. Ребята расскажите, что общего у воды и моря?

Дети. Когда много воды получается море.

Логопед. Молодцы. А теперь внимательно слушайте рассуждение Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря».

Содержательный анализ текста

Логопед. Как называется текст?

Логопед. Ручьем вода течет из чего?

Логопед. Куда стекаются ручьи?

Логопед. Куда стекаются большие реки?

Логопед. От чего вода не течет через край?

Логопед. Вода из моря во что превращаются?

Логопед. Что делается из тумана?

Логопед. Куда ветер гонит тучи?

Логопед. Куда попадает вода из туч?

Логопед. Куда вода стекает с земли?

Логопед. Что происходит дальше?

Логопед. Ребята это круговорот воды в природе.

Закрепление навыков грамматически

правильного оформления высказывания.

Море – моря.

Родник – 2 родника, 5 родников;

Море – 2 моря, 5 морей;

Туман – 2 тумана, 5 туманов;

«Подбери родственное слово»

Родник – родничек, природный, природа;

Ключ – ключик, ключевой, ключница;

Море – морской, приморье, моря;

Река – речушка, речной, заречье;

Ветер – ветерок, ветреный, веет;

Земля – земелька, земляной, подземелье.

Развитие общей моторики, координации

речи, темпа и ритма движения

Повторное чтение с установкой на запоминание

Пересказ детьми с использованием схемы

Логопед. Ребята прошу вас пересказать текст по схеме.

Рассуждение пересказывают 2-4 ребенка по цепочке.

Логопед. О чем мы сегодня говорили?

Логопед. Ребята, что нового сегодня вы узнали?

Итоговое занятие в старшей группе «Вода, вода, кругом вода» Цель: уточнить и расширить представления детей о природном явлении – вода. Задачи: 1. Образовательные: — вспомнить с детьми о природном.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Эта загадочная вода» Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Эта загадочная вода» Задачи: Познакомить детей с образованием облаков,.

Конспект НОД в средней группе «Куда ушли снеговики? Пирожки, которые не тают» Познавательное и художественно-эстетическое развитие. Тема «Куда ушли снеговики? Пирожки,которые не тают». Цель:формировать познавательную.

Конспект НОД в старшей группе «Волшебница вода» с использованием элементов ТРИЗ Цель занятия: Создать комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей и творчества дошкольников. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД в старшей группе «Волшебница вода» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Березовка Первомайского.

Конспект открытого НОД с экспериментированием «Как Кока-кола и вода поспорили» в старшей группе Цель. Научить детей готовить домашний лимонад — альтернативу вредному газированному напитку Задачи: Обучающие: -Закрепить полученные знания.

Конспект занятия по развитию речи по сказке «Хаврошечка» А. Н. Толстого (с использованием технологии «синквейн» ) в старшей группе Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, социальная. Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Откуда берется и куда девается мусор» «Откуда берется и куда девается мусор» Цель: Способствовать формированию правильного природопользования, через игровую и экспериментальную.

Конспект НОД с детьми в старшей группе «Такая разная вода» Тема: «Такая разная вода» Цель. Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия.

Читайте также:  Анализы на паразитологию сточных вод

Экспериментальная деятельность детей «Куда делась вода?» Цель: — поддерживать у детей интерес к познавательному экспериментированию; — создавать условия для экспериментальной деятельности;.

источник

Литературное чтение, 3 класс

Урок 22. Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»,

«Куда девается вода из моря?»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.Анализ произведений Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

2.Сопостовление научного и художественного стиля текста, текста рассуждения и описания.

Научный стиль – стиль научных сообщений. Его функция – сообщение информации и доказательство ее истинности. Чертами этого стиля являются логичность, доказательность, точность, чёткость, обобщённость.

Художественный стиль – это стиль художественной литературы. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Описание – это текст, который описывает признаки чего-либо.

Рассуждение — это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Типы текстов; описание; рассуждение; средства художественной выразительности; метафора; сравнение; эпитет; научно-познавательный текст; художественный текст.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.162 — 163
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 42-43
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  4. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://ypmuseum.ru/ru/muzey/virtualnye-ekskursii.html свободный. – Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о научном и художественном стилях текста.

Научимся различать описание и рассуждение. Сможем сами сочинить тексты разных типов.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи и учителя.

У: Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями описания и рассуждения, больше узнаем о научном и художественном стилях текста. Сейчас мы с вами прочитаем текст, который называется «Какая бывает роса на траве».

У: Обратите внимание на заголовок.

В: В заголовке звучит вопрос: «какая?», это вопрос имени прилагательного, которое обозначает признаки предмета. Видимо в тексте будет рассказываться о том, какая роса.

У: Прочитайте подзаголовок.

У: Описание – это тип текста, в котором описываются какие-либо предметы, явления.

У: Прочитайте текст «Какая бывает роса на траве» и подумайте, почему этот рассказ назван описанием. (Выразительное чтение текста)

У: Все ли слова вам понятны.

А: Слово «алмазы» выделено – значит его значение можно посмотреть в словарике учебника.«Алмаз – блестящий, прозрачный драгоценный камень».

У: Алмаз – это метафора. Что называет автор алмазами?

В: Капли росы. Лев Николаевич Толстой описывает росу, стараясь передать нам свои впечатления от этого необыкновенно красивого явления природы.

У: Какие средства выразительности он для этого использует.

А: Кроме метафоры, есть ещё сравнения. Росинка «как шарик светлый», «вкуснее напитка», поверхность листа «как бархат».

У: Бархат — плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Какие ещё средства выразительности вы нашли?

В: Много эпитетов. Листок «мохнат и пушист», росинки алмазы переливаются «и желтым, и красным, и синим».

А: Олицетворения. Капли росы «собрались», «катаются по листку и не мочат его», капля «проскользнёт мимо стебля».

У: Давайте подведем итог. Почему этот текст является описанием?

А: В этом тексте описываются капельки росы Л.Н. Толстой передает восхищение, которое он испытывает при виде этой красоты.

В: Для этого он использует средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Перед нами встает яркая картина, которую можно нарисовать в своём воображении или на бумаге.

А: Этот текст напоминает стихотворение – описание природы. Это художественный стиль текста.

У: Молодцы, вы всё правильно поняли.

У: Теперь познакомимся с другим текстом. Он называется «Куда девается вода из моря?» Что вы можете сказать о заголовке.

А: Заголовок в виде вопроса, подзаголовок – «рассуждение».

В: Видимо в этом тексте автор даст ответ на вопрос, прозвучавший в заголовке.

У: Давайте прочитаем. (Выразительное чтение текста)

У: Что вы можете сказать об этом тексте?

В: Этот рассказ напоминает текст статьи из энциклопедии. Мне кажется, это научный стиль текста.

У: Какое явление природы в нём описывается?

А: Круговорот воды в природе. Только он написан более понятным языком, чем научная статья.

В: Я понял, почему этот текст называется рассуждением. Автор рассуждая, объясняет читателям как происходит это явление в природе.

У: Верно. Рассуждение – это тип текста, в котором содержится объяснение чего-либо.

У:В этом тексте обычно 3 части: мысль, требующая доказательства;

доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев); вывод.

А: Я заметила, что этот текст содержит все эти части, но композиция текста необычна. У него похожи начало и концовка. Как будто сам текст можно читать по кругу, как круговорот.

В: В этом тексте также используются средства художественной выразительности, но их не так много и они не такие яркие. В основном это олицетворения, которые описывают действия: туман «поднимается», ветер «гонит» и «разносит» по земле тучи, вода «падает». Для писателя главное – объяснить суть природного явления, а не нарисовать яркую картину. Думаю, текст можно назвать научно-познавательным.

У: Вы молодцы. Теперь вы можете попробовать создать свои тексты разных типов.

2. У: Мы прочитали два текста Льва Николаевича Толстого. Текст – описание «Какая бывает роса на траве» и текст-рассуждение «Куда девается вода из моря?». Оба рассказа писатель сочинил для учеников яснополянской школы.

Что вы можете сказать о стиле этих текстов?

А: Стиль текста «Какая бывает роса на траве» — художественный. В тексте преобладают образные слова и выражения.

В: Стиль рассказа «Куда девается вода из моря – научный. Автор стремится сообщить информацию о том, куда девается вода из моря и что с ней происходит на разных этапах процесса круговорота воды в природе. Чувства и эмоции не передаются, приводятся только факты.

У: Верно, молодцы. Как вы поняли, чем описание отличается от рассуждения?

А: У каждого из этих типов текста свои задачи. В описании автор передает свои чувства, эмоции, старается наиболее точно нарисовать картину, которую должен «увидеть» читатель.

В: Задача рассуждения – что-то объяснить читателю или доказать свою точку зрения.

У: Есть ли различия в языковых средствах?

А: В описании автор использует множество средств художественной выразительности, эмоционально окрашенные слова.

В: В рассуждении минимум средств выразительности. Главное – четкость, ясность, точность подбора слов.

У: Что вы можете сказать о структуре текстов?

А: Мне кажется, в описании нет, и не может быть чёткой структуры. Иначе сложно передать эмоциональное состояние человека, его отношение к тому, что он описывает. В тексте «Какая бывает роса на траве» Толстой не рассказывает о том, что такое роса с научной точки зрения. Он рассказывает о своих впечатлениях, любуется красотой росы — это художественный текст. В нем представлена личная оценка автора и нет научных фактов.

В: В рассуждении присутствует четкая структура: в нём выделяются 3 части: мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод. В рассказе «Куда девается вода из моря?» Толстой объясняет суть круговорота воды, он не дает своих личных оценок данному явлению, просто знакомит с ним читателя.

А: Ещё можно сказать, что оба текста, которые мы прочитали, построены в форме монолога, написаны ясным, понятным языком. Видно, что Лев Николаевич Толстой старался сделать их как можно более доступными для читателей «Азбуки» — детей.

У: Кстати, рассказы Льва Николаевича Толстого из «Азбуки» можно встретить и в современных учебниках, и в сборниках рассказов этого великого писателя. Очень советую вам почитать его произведения.

Разбор типового тренировочного задания

Выберите правильный ответ.

Текст вопроса: Как называется текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

Правильный ответ: 2. Рассуждение

Разбор типового контрольного задания

Восстановите план рассказа.

Текст вопроса: Восстановите последовательность по рассказу Толстого

«Какая бывает роса на траве»

«Куда девается вода из моря?»

Вода испаряется, совершая круговорот

Отчего море не переполняется водой?

Вся вода с поверхности земли попадает в море

1. Вся вода с поверхности земли попадает в море

2. Отчего море не переполняется водой?

3. Вода испаряется, совершая круговорот.

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

  • АЛГЕБРА
  • АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  • АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
  • БИОЛОГИЯ
  • ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
  • ГЕОГРАФИЯ
  • ГЕОМЕТРИЯ
  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
  • ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 1
  • ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 2
  • ИНФОРМАТИКА
  • ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ РОССИИ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
  • МАТЕМАТИКА
  • МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
  • МУЗЫКА
  • НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
  • ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
  • ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
  • ПРАВО
  • РОССИЯ В МИРЕ
  • РУССКИЙ ЯЗЫК
  • СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД
  • ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ТЕХНОЛОГИЯ (ДЕВОЧКИ)
  • ТЕХНОЛОГИЯ (МАЛЬЧИКИ)
  • ФИЗИКА
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК
  • ХИМИЯ
  • ЭКОЛОГИЯ
  • ЭКОНОМИКА

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

— законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

— соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

— соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

— достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

— легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

— непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

— стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

— заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

— предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

— хранение результатов обучения;

— исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

— Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

— Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

— Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

— Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

источник

Тема урока : Л. Толстой «Куда девается вода из моря»

Цель урока: Знакомство с новыми рассказами Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов.

Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста.

Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности.

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.

Методы преподавания: информационно- сообщающий:; объяснительный; инструктивный.

Методы учения: словесный, исполнительский, репродуктивный, частично-поисковый

1. Организационный момент (1-3 мин.).

Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети

Из глубокого колодца (руки «О»)

Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)

Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз)

Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

Новый день оно начнет (руки вниз широко)

Читайте также:  Анализы на микробиологические показатели воды

С наступлением нового дня!

Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.

Сели девочки, сели мальчики.

2. Проверка домашнего задания (5 мин.).

А начнём урок с проверки домашнего задания. Сегодня вы работаете в группах. Задание каждой группе на парте. Карточка.

• 1. Прочитайте по ролям эпизод знакомства Карлсона с Малышом? (указать опрашиваемого ученика).

2. Ответить на вопросы: — Кто из персонажей вам симпатичнее Карлсон или Малыш? Почему?

Речевая разминка. Прочитайте пословицу:

Никакое искусство не достигнет природы.

Введение в тему. Новая тема (15-20 мин.).

Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью.

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Что объединяет все изображения?

Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает?

(Выслушиваются ответы детей)

Прочитайте, как об этом явлении написал С. И. Ожегов в » Словаре русского языка». (Дети читают текст из словаря)

Роса — атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

Роса — маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ?

«Какая бывает роса на траве». Постановка проблемы (работа в парах). -Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст?

— Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.

Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру .

Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?

Первичное чтение учителем по презентации.

Что вы представляли себе, когда читали этот текст?

С какой целью Толстой написал этот текст?

Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.

Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру .

Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?

Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве?

(как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)

Повторное чтение текста по «цепочке». Словарная работа.

С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами) Алмазы (словарь) — прозрачные драгоценные камни.

-Ас чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова) — плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким

Какие еще сравнения вы нашли в тексте? -Определите тип этого текста.

(описание) Учитель на доске вывешивает таблицу:

« Текст — описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»

Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте.

(Алмазы блестят, переливаются разными цветами; Листок внутри мохнат и пушист, как бархат)

Какие изобразительные средства использует автор?

Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.

(Да. Автор любуется росой, он восхищается ею, хочет поделиться своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого напитка кажется»)

Самостоятельное чтение рассказа Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря?»

А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, прочитав ещё один рассказ Л. Н. Толстого.

Росинка отправляет нас на с. 156. Как называется рассказ?

Прочитайте рассказ самостоятельно.

Работа над содержанием текста.

В середине текста Л.Н.Толстой задаёт вопросы. Зачитайте их.

(Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?)

О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.) Ю.Повторное чтение со «стопами»

Почему туча у всех морей в долгу?

( с поверхности морей вода поднимается в виде тумана, а из тумана

Чем расплатилась туча с морем?

(из туч вода падает на землю, с земли стекает в болота и ручьи, из ручьев течет в реки, из рек в моря)

Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею?

Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

К какому типу, текста относится это произведение?

Вспомните признаки текста-рассуждения.

На доску вывешивается таблица:

«Текст-рассуждение — размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?».

К какому стилю вы отнесли бы этот текст?

Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)

На доску вывешивается таблица:

«Текст-повествование — сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»

2 прилагательных — утренняя, алмазная

3 глагола — блестит, сверкает, перекатывается, переливается

Предложение из 4 слов — Роса блестит крупными алмазами

12.Рефлексия. Приклейте свою капельку росы под тем солнышком, которое соответствовало вашему настроению на уроке.

Домашнее задание (1-2 мин.). Стр. 156-157

КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет с моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

КУРИЦА И ЛАСТОЧКА

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:

«То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.

Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».

ОСЯЗАНИЕ И ЗРЕНИЕ

Заплети указательный палец с средним и заплетенными пальцами потрогивай маленький шарик так, чтобы он катался промеж обоих пальцев, а сам закрой глаза. Тебе покажется, что два шарика. Открой глаза, — увидишь, что один шарик. Пальцы обманули, а глаза поправили.

Погляди (всего лучше сбоку) на хорошее чистое зеркало: тебе покажется, что это окно или дверь и что там сзади что-то есть. Ощупай пальцем, — увидишь, что это зеркало. Глаза обманули, а пальцы поправили.

Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимями и травой, гуменники — хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.

Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются:

заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь — и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь — опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.

Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его. Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:

— Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

— Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.

Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

— Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

— Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

— Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:

— Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

— Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

— Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Читайте также:  Анализы на содержание железа в воде

Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:

— Мама! Что мне теперь делать?

— Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка. и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

«Назад, назад!” — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Дата добавления: 2017-01-28 ; просмотров: 356 | Нарушение авторских прав

источник

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

На краю моряСеверному полюсу было послано несколько кораблей отыскать крайнюю точку земли, на которую может ступить нога человеческая. Уже больше года плыли […].

Сплю у моряДень проработал, уработался, из сил выпал, пора пришла спать валиться. А куда? Ежели в лесу, то тесно: ни тебе растянуться, […].

Нерпа-владычица моряЖил в устье реки один старик. Он рыбу запасал. Воспитывал тот старик медведя. Берег он его, как своего сына. Пойдет […].

Куда девать деньгиБыло или не было, – может и было, как знать? – завелись однажды у бедняка Али Мухаммеда деньги. 500 афгани! […].

Вода бессмертияВ давние времена царь Искандер Двурогий завоевал весь мир. Но вот в одном из походов одолели его тяжкие раны, и […].

Вода и ветерВ городе Бристоле несколько лет назад случился интересный казус во время разбирательства в суде спора между двумя соседями. Защитник одной […].

Живая водаЖила когда-то в одном селе крестьянка-вдова с тремя малыми детьми. Трудилась она, не покладая рук, чтобы вскормить и вспоить своих […].

Райская водаБедуин Харрис и его жена Нафиса кочевали от стоянки к стоянке, разбивая свою потрепанную палатку в тех местах, где им […].

Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю чтоВ некотором государстве жил-был царь, холост – не женат. Был у него на службе стрелок, по имени Андрей. Пошел раз […].

Сурок-сокол, где вода?Говорят, в древние времена была корова франтихой, хвастуньей, чересчур чванливой и очень быстроногой. Поспорили однажды корова и конь и решили […].

Отчего в море вода солонаВ старину, в далекую старину, жили на свете два брата. Старший был богат, а младший беден. Вот как-то раз под […].

Вечные люди и живая водаВпрежнее время по краю нашей земли ходил один человек. Увидел большое болото, через которое зверь не переходил, птица не перелетала. […].

Почему в море вода соленаяРассказывают о том, что много лет тому назад жили два брата. Ван-старший был сильнее и всегда обижал младшего – Вана-второго. […].

Полая вода и ловля рыбы в водопольеОдно из любимых удовольствий русского народа – смотреть на разлив полой воды. “Река тронулась…” – передается из уст в уста, […].

Загадки про летоПокраснели, потемнели… Говорят, они созрели. Ест горстями детвора. Лето – сладкая пора! (Ягоды) Два братца в воду глядятся, Век не […].

Весне наперекорВот-вот ручьи задвижутся, На солнце тает лед, Но, как ни странно, лыжница Выходит из ворот. Ей говорят: – Да ты […].

Над нашей квартиройНад нашей квартирой Собака живет, Собака живет, Собака живет. Лает собака И спать не дает, Спать не дает Нам. А […].

Волга и ВазузаМеж болот из малого колодца Ручеек, не умолкая, льется. Неприметен чистый ручеек, Не широк, не звонок, не глубок. Перейдешь его […].

Людоед и богатырьДавным-давно кочевал по свету людоед верхом на синем быке. У лю­доеда семь голов, семь ртов, четырнадцать глаз. Как одолеть людоеда, […].

Девкалион и Пирра (потоп)Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них; особенно же […].

Как старуха сделала мореНикто из людей не знал имени этой старой женщины. В доме с ней жили двое мальчиков, но никому не было […].

Самый сильныйОдин богатый и завистливый самурай отправился на прогулку. Стоял полдень и солнце жгло так сильно, что даже шелковый зонтик не […].

Рождение СахарыВ горах близ одной деревни на юге Алжира жил марабу(Марабу – отшельник, святой.). Все любили его и почитали за благочестие […].

Как у австралийцев появился бумерангМного-много лет назад земля была совсем плоской. Как блюдо. А над ней нависало небо, плоское, как крышка от блюда. Между […].

Четыре элементаКогда-то мир был целым и состоял из четырех элементов: это были вода, огонь, ветер и совесть. Но решили они как-то […].

На корабле через КарпатыЯ вот с дедушкой покойным (кабы был жив – поддакнул бы) на корабле через Карпаты ездил. Перва путина все в […].

Невеста ужаКак-то жаркой, летней порой, в самый полдень, три девицы купались в море. Одна спрашивает: – Которая из нас первой выйдет […].

Как аргонавты спаслись от буриДень за днем поднимался корабль аргонавтов против течения пустынного Истра. Мимо неслись берега, поросшие сумрачным лесом. Ни судов, ни людей […].

В горахТри брата шли в горах по дороге. Они шли вниз. Был вечер, и внизу они уже видели, как засветилось окно […].

Девочка и грибыДве девочки шли домой с грибами. Им надо было переходить через железную дорогу. Они думали, что машина далеко, влезли на […].

источник

  1. Организационный момент (1-3 мин.).

Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

— Из глубокого колодца (руки «О»)

— Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)

— Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз)

— Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

— Новый день оно начнет (руки вниз широко)

— С наступлением нового дня!

— Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.

— Сели девочки, сели мальчики.

2. Проверка домашнего задания (5 мин.).

1. В каком городе происходят события книги?

В Лондоне, В Бельгии, В Стокгольме, в Люксембурге

3.Как звали «домомучительницу»?

Толковый словарь В.Даля и словарь Ожегова.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

— Оказывается, не только в отношениях людей встречается доброта, но и в отношениях животных, в чем мы убедились при чтении рассказа Л.Н.Толстого.

3. Речевая разминка.

Никакое искусство не достигнет природы.

— с вопросительной интонацией

— с утвердительной интонацией

Объясните смысл, как вы её понимаете.

4. Введение в тему. Новая тема (15-20 мин.).

Физкультминутка.

(10 мин.) Самостоятельное чтение рассказа Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря?»

— А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, прочитав ещё один рассказ Л. Н. Толстого.

— Росинка отправляет нас на с. 163. Как называется рассказ?

— Прочитайте рассказ самостоятельно.

5.Работа над содержанием текста.

— В середине текста Л.Н.Толстой задаёт вопросы. Зачитайте их.

(Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?)

— О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)

Предмет: литературное чтение.

Тема: «Куда девается вода из моря»

Цель урока: знакомство с новыми рассказами Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов.

Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста.

Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности.

Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво.

Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы.

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.

Оборудование: учебники, словари, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов, капельки росы, солнышки, тексты с описанием росы из энциклопедии, карточки с заданием для работы по группам..

Организационный момент (1-3 мин.).

Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

— Из глубокого колодца (руки «О»)

— Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)

— Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз)

— Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

— Новый день оно начнет (руки вниз широко)

— С наступлением нового дня!

— Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.

— Сели девочки, сели мальчики.

2. Проверка домашнего задания (5 мин.).

1. В каком городе происходят события книги?

В Лондоне, В Бельгии, В Стокгольме, в Люксембурге

3.Как звали «домомучительницу»?

Толковый словарь В.Даля и словарь Ожегова.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

— Оказывается, не только в отношениях людей встречается доброта, но и в отношениях животных, в чем мы убедились при чтении рассказа Л.Н.Толстого.

Никакое искусство не достигнет природы.

— с вопросительной интонацией

— с утвердительной интонацией

Объясните смысл, как вы её понимаете.

4. Введение в тему. Новая тема (15-20 мин.).

(10 мин.) Самостоятельное чтение рассказа Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря?»

— А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, прочитав ещё один рассказ Л. Н. Толстого.

— Росинка отправляет нас на с. 163. Как называется рассказ?

— Прочитайте рассказ самостоятельно.

5.Работа над содержанием текста.

— В середине текста Л.Н.Толстой задаёт вопросы. Зачитайте их.

(Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?)

— О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)

6.Повторное чтение со «стопами»

— Почему туча у всех морей в долгу? ( с поверхности морей вода поднимается в виде тумана, а из тумана делаются тучи)

— Чем расплатилась туча с морем?

(из туч вода падает на землю, с земли стекает в болота и ручьи, из ручьев течет в реки, из рек в моря)

— Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею?

— Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

— К какому типу. текста относится это произведение? (Это текст-рассуждение)

— Вспомните признаки текста-рассуждения.

На доску вывешивается таблица:

«Текст-рассуждение — размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?». Это может быть высказывание, обсуждение, умозаключение.

— К какому стилю вы отнесли бы этот текст? (Дети приводят доказательства, что это научный стиль)

— Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)

На доску вывешивается таблица:

«Текст-повествование — сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»

2.прилагательных , описывающие основную мысль– утренняя, алмазная

3. 3глагола, описывающие действия в рамках темы – блестит, сверкает, перекатывается, переливается

4.Предложение из 4 слов. фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме– Роса блестит крупными алмазами

5. Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Что нового о воде ты узнал?

2.Какие выводы ты сделал из этого рассказа?

Записать что такое «текст-рассуждение»

Рефлексия. Приклейте свою капельку росы под тем солнышком, которое соответствовало вашему настроению на уроке.

Стр. 156 «5» — наизусть ½ текста.«4» — пересказ близко к тексту.«3»- беглое чтение рассказа.

источник