Меню Рубрики

Методическое руководство по анализу сточных вод

по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Госстроя России от 06.04.2001 N 75

1.1. Методические рекомендации по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов (Методические рекомендации) являются инструктивно-методическим документом, разработанным на основании «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167) и вводятся взамен действующих «Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов» (Изд.5, доп., 1989 год).

1.2. В методических рекомендациях приводятся методы расчетов количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ от абонентов в системы канализации населенных пунктов.

1.3. Методические рекомендации разработаны с учетом Водного кодекса, Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях:

— обеспечения безаварийной работы сооружений и систем канализации населенного пункта (предотвращения заиливания, зажиривания, закупорки трубопроводов, агрессивного влияния на материал труб, колодцев, нарушения технологического режима очистки), а также их защиты от вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах;

— обеспечения безопасной эксплуатации сетей и сооружений канализации, охраны жизни и здоровья населения и обслуживающего персонала организаций водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ);

— планомерной реализации мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ по каждому абонентскому присоединению к системам канализации населенного пункта;

— рационального использования и охраны водных объектов от загрязнения.

1.4. Сточные воды, допускаемые к приему в системы канализации населенных пунктов, должны по объему и качеству соответствовать установленным нормативам водоотведения.

1.5. Настоящими Методическими рекомендациями следует руководствоваться при:

— разработке и утверждении местных Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов (в дальнейшем — Условия);

— установлении лимитов водоотведения абонентам систем канализации населенных пунктов;

— контроле состава и свойств сточных вод абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов.

1.6. Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов, разрабатывают организации ВКХ и/или другие организации, непосредственно эксплуатирующие системы канализации населенных пунктов, и/или по их поручению — подрядные организации, и утверждают органы местного самоуправления (для субъектов Российской Федерации городов Москвы, Санкт-Петербурга — органы исполнительной власти).

В настоящих Методических рекомендациях используются термины и определения, приведенные в составе Правил, а также следующие понятия:

водный объект — сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима;

предельно-допустимый сброс (ПДС) — максимальное количество загрязняющих веществ и общие свойства сточных вод, разрешенные организации ВКХ специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда к сбросу в водный объект;

общие свойства сточных вод — совокупность физических, химических, органолептических, биохимических и других свойств сточных вод;

предельно-допустимая концентрация (ПДК) — концентрация веществ, выше которой вода не пригодна для одного или нескольких видов водопользования ГОСТ 27065-86;

разрешение на сброс (PC) загрязняющих веществ — утвержденная организацией ВКХ абоненту разрешительная документация по качеству сточных вод, принимаемых в системы канализации населенного пункта;

допустимая концентрация (ДК) — предельное количество загрязняющих веществ в единице объема сточных вод, разрешенное организацией ВКХ в составе PC загрязняющих веществ;

нормативный показатель (НП) общих свойств сточных вод — предельный показатель общих свойств сточных вод, разрешенный организацией ВКХ абоненту в составе PC загрязняющих веществ;

взвешенные вещества — основная масса нерастворимых в воде загрязнений, которые в зависимости от размеров отдельных частиц и их плотности могут выпадать в виде осадка, всплывать на поверхность воды или оставаться во взвешенном состоянии;

временно-согласованная концентрация (ВСК) — максимальное количество загрязняющих веществ в единице объема сточных вод, временно разрешенное организации ВКХ специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда к сбросу в водный объект;

временно допустимая концентрация (ВДК) — максимальное количество загрязняющих веществ в единице объема сточных вод абонента, временно разрешенное организацией ВКХ к сбросу в системы канализации населенного пункта в составе временных условий приема (ВУП) загрязняющих веществ;

временно допустимый показатель (ВДП) — показатель общих свойств сточных вод, временно разрешенный организацией ВКХ абоненту в составе ВУП загрязняющих веществ;

временные условия приема (ВУП) загрязняющих веществ содержат перечень, временно-допустимые концентрации (ВДК) загрязняющих веществ и временно-допустимые показатели (ВДП) общих свойств сточных вод абонентов;

залповый сброс — сброс сточных вод с превышением более чем в 100 раз ДК по любому виду загрязнений, а также сброс агрессивного стока с pH менее 2 или более 12;

несогласованный сброс — сброс абонентом загрязняющих веществ без утверждения организацией ВКХ разрешения на сброс (PC);

лимит водоотведения — предельный объем сточных вод, разрешенный абоненту к сбросу в системы канализации.

3. Рекомендации по установлению лимитов водоотведения абонентам

3.1. Основными целями лимитирования водоотведения являются:

— ликвидация перегрузки сетей и сооружений систем канализации за счет сокращения абонентами нерационального использования воды, необоснованного сброса сточных вод;

— сокращение эксплуатационных затрат на обслуживание систем канализации;

— обеспечение надежности, бесперебойной работы систем канализации.

3.2. Лимиты водоотведения устанавливаются всем категориям абонентов, отводящим сточные воды в системы канализации населенных пунктов, за исключением абонентов, освобожденных от взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с местными порядками;

Примечание: Отнесение абонента к числу освобожденных от взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ производится решением органов местного самоуправления (для субъектов Российской Федерации городов Москвы, Санкт-Петербурга — органом исполнительной власти) и должно быть оговорено в условиях договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ, заключенного между организацией ВКХ и абонентом.

3.3. При наличии у абонентов субабонентов (в соответствии с заключенными договорами) устанавливаемый абоненту лимит водоотведения включает лимиты водоотведения субабонентов.

3.4. Лимитированию водоотведения подлежат объемы сточных вод абонента (с учетом субабонентов) после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, артезианского, горячего, технического водоснабжения, пара от теплоснабжающей организации и других) за вычетом фактического или нормативного объема сточных вод объектов абонентов (субабонентов), освобожденных от взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с местными порядками.

3.5. Лимиты водоотведения устанавливаются исходя из условий рационального использования абонентами (субабонентами) воды из всех источников водоснабжения (питьевого, артезианского, горячего, технического водоснабжения, пара от теплоснабжающей организации и других) с учетом:

— технических возможностей приема сточных вод в системы канализации;

— выполнения абонентами (субабонентами) плановых мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

3.6. Рациональное использование абонентом (субабонентом) воды из всех источников водоснабжения должно обеспечивать отсутствие сброса в системы канализации:

— утечек из-за неисправности водозапорной арматуры, нарушения технологических регламентов работы оборудования, приборов, производственных процессов;

— сточных вод, пригодных к использованию в повторно-оборотных технологических циклах, в том числе с устройством очистных сооружений;

— сточных вод, которые могут быть исключены при переводе производственных технологий на маловодные и бессточные процессы.

3.7. С целью установления абонентам технически обоснованных лимитов водоотведения абонент производит разработку, представление и согласование с организациями ВКХ следующей технической документации на водоотведение:

— водохозяйственного балансового расчета, обосновывающего рациональное использование воды и сброса сточных вод в системы канализации населенного пункта с расчетом лимитов водоотведения (в дальнейшем — водохозяйственный балансовый расчет) по примерной форме согласно приложению 1;

— плана водоохранных мероприятий по сокращению нерационального использования воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ (в дальнейшем — план водоохранных мероприятий) по примерной форме согласно приложению 2.

3.8. Документация по п.3.7 разрабатывается абонентом самостоятельно либо по поручению абонента подрядной организацией, имеющей лицензии на выполнение проектных работ на водоснабжение и канализацию, либо специальных разделов по охране окружающей природной среды.

Организация ВКХ обязана проверить водохозяйственный баланс совместно с абонентом на месте производства и составить соответствующий акт.

3.9. Разработка водохозяйственного балансового расчета и плана водоохранных мероприятий производится следующим образом:

— Раздел I водохозяйственного балансового расчета заполняется абонентом при наличии у него или субабонента объектов, освобожденных от взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов (см. примечание к п.3.2).

При этом в разделе I водохозяйственного балансового расчета указываются нормативные объемы водоотведения указанных объектов, определяемые по действующим нормам СНИП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» в зависимости от числа жителей и благоустройства жилой площади (для жилых домов, общежитий), от числа учащихся, работающих, от установленного сантехнического оборудования, по паспортам на установленное технологическое оборудование.

3.10. В случае полного освобождения субабонента от взимания платы за превышение лимита сброса сточных вод в системы канализации (в соответствии с условиями договора) лимит водоотведения устанавливается только абоненту систем канализации. При этом в разделе I водохозяйственного баланса расчета абонентом делается соответствующая ссылка на договор.

3.11. Раздел II водохозяйственного балансового расчета и раздел I плана водоохранных мероприятий заполняются абонентом при наличии у него субабонента (по согласованию с последним).

3.12. Раздел III водохозяйственного балансового расчета заполняется абонентом по использованию воды и сбросу сточных вод от собственных нужд.

3.13. План водоохранных мероприятий должен обеспечивать эффективность сокращения объемов водоотведения абонента за счет внедрения водоохранных мероприятий (с учетом субабонентов — при их наличии), с достижением рационального использования воды в соответствии с п.3.7.

3.14. Организация ВКХ, рассмотрев представленные водохозяйственные балансовые расчеты (по сверке с фактическим положением), а также планы водоохранных мероприятий и определив возможность их согласования, согласовывает в составе водохозяйственных балансовых расчетов лимит водоотведения (с поэтапной разбивкой по годам согласно срокам реализации водоохранных мерооприятий по плану).

3.15. При необходимости проверки достоверности представляемых материалов (вследствие расхождения с данными учета фактически сбрасываемых сточных вод, ранее согласованных водохозяйственных балансов, паспортов водного хозяйства, планов и т.п.) организация ВКХ производит обследование водохозяйственной деятельности абонента с составлением соответствующего акта обследования.

3.16. Организация ВКХ вправе отклонить от согласования документы по п.3.8 в случае несоответствия представленных абонентом данных водохозяйственного балансового расчета:

— действующим нормам водопотребления и водоотведения, показаниям средств измерения, оборудования;

— акту обследования водохозяйственной деятельности по п.3.15;

— ошибочности расчета лимитов водоотведения.

3.17. Срок рассмотрения представляемой документации по п.3.8 — 15 дней. Срок может быть продлен до 30 дней в случае необходимости дополнительного обследования и большого объема представленной на согласование в организацию ВКХ документации.

3.18. Срок действия согласования документов по п.3.8 — до изменения водохозяйственного баланса абонента (субабонента), но не более 3 лет. О сохранении водохозяйственного баланса абонент должен известить организацию ВКХ за две недели до срока установления лимита абоненту.

3.19. Абоненты, изменившие фактический объем сброса сточных вод, имеют право обратиться в организацию ВКХ в срок за 2 недели до установления лимита водоотведения за корректировкой с представлением обосновывающих документов и расчетов.

3.20. При непредставлении абонентом или истечении срока действия технической документации по п.3.18 (что предопределяет невозможность установления ему технически обоснованных лимитов водоотведения), лимиты первоначально устанавливаются на уровне 80-90% от общего объема фактически сброшенных абонентом (субабонентом) сточных вод за прошедший год, с дальнейшим их снижением в случае систематического непредставления абонентом технической документации, до расхода сточных вод от хозбытовых нужд.

3.21. Контроль за соблюдением абонентами установленных лимитов водоотведения производится организацией ВКХ в установленные сроки по сверке с общим объемом фактически сброшенных абонентом (с учетом субабонентов) сточных вод.

3.22. Контроль за рациональным водоотведением субабонентов и соблюдением субабонентами установленных лимитов водоотведения производит абонент.

4. Рекомендации по установлению нормативов водоотведения по качеству

4.1. Настоящие рекомендации имеют целью упорядочение вопросов нормирования качества сточных вод абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов, исходя из условий:

— предотвращения загрязнения окружающей природной среды;

— обеспечения безаварийной и безопасной работы сетей и сооружений канализации;

— обеспечение установленных организациям ВКХ нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты.

4.2. Нормирование качества сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, базируется на следующих основополагающих принципах:

— необходимости соблюдения на выпуске(ах) систем канализации населенных пунктов величин допустимых концентраций загрязняющих веществ и общих свойств сточных вод, установленных специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда;

— учета фактических параметров очистки сточных вод на канализационных очистных сооружениях;

— учета требований к защите сетей и сооружений системы канализации, исходя из требований к регламенту их эксплуатации (предотвращение заиливания, зажиривания, закупорки труб, агрессивного влияния на материал труб, колодцев, оборудования, а также обеспечения технологического режима очистки);

— учета фактического качества бытового стока абонентов, в собственности или оперативном управлении которых находится жилищный фонд (в дальнейшем -абоненты жилищного фонда);

— определения единых нормативных требований к качеству сточных вод, отводимых абонентами в систему канализации, дифференцированно:

— для абонентов, в собственности или оперативном управлении которых находится жилищный фонд;

4.3. Нормативы водоотведения по качеству сточных вод абонентов разрабатываются для каждого населенного пункта в соответствии с утвержденными местными условиями.

4.4. Условия должны содержать:

— нормативные показатели общих свойств сточных вод, принимаемых в системы канализации населенного пункта;

— общий перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых от абонентов в системы канализации населенного пункта;

— перечень веществ, запрещенных к сбросу в системы канализации населенного пункта;

— порядок оформления (утверждения) разрешения на сброс загрязняющих веществ.

4.5. Нормативные показатели (НП) общих свойств сточных вод, принимаемых в системы канализации населенных пунктов, устанавливаются едиными для сточных вод всех категорий абонентов, исходя из требований к защите сетей и сооружений систем канализации, а именно:

температура сточных вод 40°;

4.6.4. Усредненной характеристики качества бытового стока, отводимого абонентами жилищного фонда (приложение 6);

4.6.5. Оценки местных условий водоотведения по соблюдению нормативов ПДС на выпусках систем канализации населенных пунктов в водные объекты.

4.7. Расчет нормативов ДК загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, имеющих очистные сооружения на выпусках в водный объект, рекомендуется производить следующим образом:

4.7.1. В первом приближении за ДК загрязняющего вещества для сточных вод абонентов жилищного фонда () принимается фактическая усредненная концентрация загрязняющего вещества в составе бытового стока сточных вод абонентов жилищного фонда, или

(1)

— усредненная фактическая концентрация загрязняющего вещества в бытовых сточных водах, отводимых абонентами жилищного фонда (мг/л). Устанавливается на основании усредненных данных измерений качественного состава и свойств сточных вод, принимаемых в систему канализации населенного пункта от абонентов жилищного фонда.

При отсутствии данных измерений качества состава бытового стока усредненные данные по концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах абонентов жилищного фонда могут быть приняты по приведенным в приложении 6.

4.7.2. Основной расчетной формулой для определения нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах прочих абонентов (ДКпр) является:

(2)

— расчетная величина допустимой концентрации загрязняющего вещества в сточных водах, отводимых прочими абонентами в систему канализации (мг/л);

— годовой расход сточных вод, поступающих на очистные сооружения, (тыс.м/год);

— годовой расход сточных вод прочих абонентов (в том числе расход поверхностных и дренажных сточных вод (тыс.м /год) при общесплавной системе);

— допустимая концентрация загрязняющего вещества в сточных водах населенного пункта, поступающих на очистные сооружения (мг/л);

— допустимая концентрация загрязняющего вещества в сточных водах, установленная исходя из условия предупреждения заиливания и агрессивного воздействия на сети коммунальной канализации (мг/л). принимается по данным п.4.5 настоящих Методических рекомендаций, по показателям: температура, общая минерализация, взвешенные вещества и сульфиды.

Предельные значения иных загрязняющих веществ, оказывающих или могущих оказывать заиливающее, агрессивное воздействие на канализационную сеть (сульфаты, хлориды, жиры и др.), устанавливаются с учетом местной специфики на основании данных справочной литературы или научных исследований.

Расчет норматива производится в два этапа:

Первым этапом расчета является определение величины .

Величина назначается по наименьшему для конкретного загрязнения значению из сравниваемых , или:

(3)

— теоретически возможная концентрация загрязняющего вещества в составе сточных вод населенного пункта, не оказывающая отрицательного влияния на технологический режим работы сооружений биологической очистки (мг/л);

— расчетная допустимая концентрация загрязняющего вещества в сточных водах, поступающих на очистные сооружения канализации, исходя из условий обеспечения нормативного качества сточных вод на сбросе в водный объект (мг/л) (т.е. показателей, утвержденных в составе ПДС, утвержденных специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда).

, (4)

— нормативная величина концентрации загрязняющего вещества, утвержденная специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда в составе ПДС на выпуске системы канализации населенного пункта в водный объект (мг/л);

Читайте также:  Гравиметрические методы анализа сточных вод

— эффективность очистки (задержания) загрязняющего вещества, удаляемого на очистных сооружениях населенного пункта (%). Принимается по данным приложения 3.

Для тех загрязняющих веществ, по которым ПДС в водный объект не установлен и отсутствуют нормативы ПДК в воде водоемов (например, жиры), но которые требуют нормирования с целью обеспечения нормальной эксплуатации сооружений и присутствуют в сточных водах абонентов, за величину принимается . При отсутствии данных по поступление таких веществ в систему канализации населенных пунктов запрещено.

В случаях присутствия в сточных водах абонентов загрязняющих веществ, не удаляемых на сооружениях биологической очистки (приложение 4), их допустимая концентрация () должна быть на уровне их ПДК в воде водного объекта соответствующего вида пользования. При отсутствии данных по ПДК поступление таких загрязнений в системы канализации населенных пунктов запрещено.

На втором этапе расчета вычисляются значения по каждому ингредиенту по формуле (2).

4.7.3. В тех случаях, когда при расчетах нормативов по формуле (2) получаются значения , нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах прочих абонентов на сбросе в систему канализации устанавливаются на уровне принятых в расчетах значений допустимых концентраций в сточных водах населенного пункта, поступающих на очистные сооружения, т.е.

если при этом получается меньше фактической максимальной концентрации в питьевой воде (), то принимается равной .

Соответственно, поскольку значения , одновременно по этому же показателю нормируется качество бытового стока абонентов жилищного фонда на том же уровне, что и , а именно:

(5)

В случае если организацией ВКХ при составлении госстатотчетности по форме 2 ТП-водхоз учитывается поправка на фоновое загрязнение объекта и если при расчете нормативов сброса ДКпр получается меньше фактической максимальной концентрации в питьевой воде (Спит.) в точках согласно рабочей программе производственного контроля качества питьевой воды (согласованной органами Госсанэпиднадзора), то ДКпр принимается равной Спит.

4.7.4. Полученные расчетным путем значения нормативов ДК должны быть проанализированы организацией ВКХ с точки зрения оценки соблюдения организацией ВКХ установленных ПДС (ПДК) на выпусках в водные объекты. В случае выявления резерва между фактическим сбросом и утвержденным ПДС на выпуске в водный объект организация ВКХ имеет право установить абонентам увеличенный норматив ДК, исходя из реальных условий водоотведения и обеспечения защиты сетей и сооружений канализации от отрицательного влияния на режим их работы.

4.7.5. Значения ДК принимаются с округлением при расчетном значении:

— в диапазоне 0,0001- 0,95 — до значащей цифры после запятой;
— в диапазоне 0,95-10 — до одного знака после запятой;
— в диапазоне 10-100 до целых;

4.7.6. Примеры расчетов нормативов ДК загрязняющих веществ для абонентов представлены в приложении 7.

4.8. В случае отсутствия очистных сооружений в системе канализации населенного пункта расчет нормативов ДК загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами, производится по формулам (1), (2) и (5), при этом величина определяется по формуле:

(6)

хозяйства осуществляется (по предписанию специально уполномоченных органов в области окружающей среды) токсикологический контроль качества сочных вод, и результаты этого контроля фиксируют токсичность сточных вод, поступающих на очистные сооружения системы коммунальной канализации (или на выпуске в водный объект) вышеустановленных предельных нормативов, — производится расчет нормативного уровня (категории) токсичности сточных вод абонентов. Расчет производится аналогично расчету нормативов ДК загрязняющих веществ (за исключением поправки на — см.п.4.7.3). Степень снижения токсичности сточных вод на городских канализационных сооружениях учитывается по данным мониторинга сточных вод до и после коммунальных сооружений.

4.9. Установление нормативов водоотведения по качеству сточных вод конкретному абоненту производится организацией ВКХ в составе допустимого сброса загрязняющих веществ.

Основаниями для установления абоненту разрешения на сброс (PC) загрязняющих веществ в сточных водах являются:

— утвержденные органами местного самоуправления (или исполнительной власти субъектов Российской Федерации) Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации населенного пункта;

— акт разграничения ответственности между абонентом и организацией ВКХ по сетям канализации;

— результаты аналитического измерения состава и свойств сточных вод абонента, выполненные по полному перечню загрязняющих веществ, нормируемых в составе Условий специализированной лабораторией (организацией), аккредитованной на техническую компетентность в области анализа сточных вод по правилам, установленным Госстандартом России.

4.10. PC загрязняющих веществ абонента должен содержать:

— нормативные показатели общих свойств сточных вод, отводимых абонентом (с учетом субабонентов);

— перечень допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом (с учетом субабонентов), дифференцированно по бассейнам канализования очистных сооружений и системам канализации;

— перечень веществ, запрещенных к сбросу в систему канализации.

4.11. Проекты разрешений на сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов, разрабатываются абонентом в соответствии с требованиями Условий по примерной форме согласно приложению 8 к настоящим Указаниям и представляются в организацию ВКХ на утверждение.

4.12. Срок действия PC загрязняющих веществ определяется организацией ВКХ.

4.13. Организациям ВКХ предоставляется право устанавливать абонентам, выполняющим водоохранные мероприятия по сокращению сбросов загрязняющих веществ, временные условия приема (ВУП) загрязняющих веществ, исходя из технической и технологической возможности систем канализации, а также лимитов временно согласованных сбросов (ВСС) для выпусков систем канализации населенного пункта в водные объекты.

4.14. Порядок установления абонентам ВУП загрязняющих веществ определяется организацией ВКХ.

4.15. Расчет платы за превышение установленных норм ДК производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Рекомендации по осуществлению контроля состава и свойств сточных вод,

отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов

5.1.1. Основной целью осуществления контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, является соблюдение абонентами установленных нормативов водоотведения по качеству, а также временных условий приема (ВУП) загрязняющих веществ.

5.1.2. Контроль состава и свойств сточных вод абонентов включает:

— доставку отобранных проб в аналитические лаборатории;

— аналитические измерения состава и свойств сточных вод;

— оформление необходимой документации.

5.2. Организация работ по контролю состава и свойств сточных вод абонентов

5.2.1. Организация ВКХ осуществляет контроль состава и свойств сточных вод абонента. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод абонента устанавливается организацией ВКХ индивидуально для каждого абонента в зависимости от результатов предыдущего химического контроля, выполнения планов водоохранного строительства, но не реже одного раза в год.

5.2.2. Перечень контролируемых показателей состава и свойств сточных вод абонента определяется организацией ВКХ в соответствии с утвержденным организацией ВКХ разрешением на сброс (PC) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов и/или установленными временными условиями приема (ВУП) загрязняющих веществ.

5.2.3. Внеплановый контроль сточных вод абонентов осуществляется:

— при аварийных сбросах загрязняющих веществ через системы канализации населенных пунктов в водоемы;

— при аварийных (залповых) сбросах загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, зарегистрированных эксплуатационными службами организации ВКХ;

— с целью проверки устранения абонентом превышения нормативов водоотведения по качеству сточных вод, зафиксированному при предыдущем контроле;

— при превышении фактического качества сточных вод на сбросе в водные объекты из систем канализации над установленными, специально уполномоченными государственными органами, лимитами на сброс сточных вод (с учетом согласованных этими органами отклонений от среднестатистических значений качества сточных вод на сбросе в водные объекты);

— с целью проверки достоверности декларируемых абонентом перечней загрязняющих веществ в составе ДС и/или ВУП, а также в иных документах, представляемых абонентом;

— утверждения специально уполномоченными государственными органами дополнительных показателей в составе лимитов на сброс в водные объекты и схем-графиков лабораторного контроля для объектов природопользования организации ВКХ;

— по просьбе абонента. В этом случае работы по контролю состава и свойств сточных вод оплачиваются абонентом в полном объеме.

5.2.4. В случае возникновения исключительных обстоятельств (стихийные бедствия, экологические катастрофы, аварийные сбросы и т.п.) организация ВКХ проводит, при необходимости, внеочередной контроль состава и свойств сточных вод в любых необходимых точках контроля и в любое время.

5.2.5. Анализ проб сточных вод абонента осуществляет лаборатория организации ВКХ или любая другая лаборатория (организация), аккредитованная на техническую компетентность и независимость в области анализа сточных вод по правилам, установленным Госстандартом России (в дальнейшем — аналитическая лаборатория), которая несет ответственность за сохранность проб (с момента регистрации доставленных опечатанных проб), качество проведения аналитических измерений, оформление результатов анализа и соблюдение правил техники безопасности.

5.2.6. Работы по контролю состава и свойств сточных вод абонентов осуществляются в соответствии с порядком, утвержденным органами местного самоуправления (для субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти), а при отсутствии вышеуказанного порядка — в соответствии с ГОСТ Р 51592-00, аттестованными методиками выполнения измерений и иными нормативными документами.

5.3. Производство работ по отбору проб

5.3.1. Местом отбора проб сточных вод абонента при плановом контроле состава и свойств сточных вод является контрольный колодец в системе канализации населенного пункта или иное место отбора проб сточных вод на выпуске абонента, определенное по согласованию абонента и организации ВКХ и позволяющее учесть влияние сточных вод субабонентов.

5.3.2. Отбор проб сточных вод абонента производится в любое время суток без предварительного извещения абонента.

5.3.3. В случае наличия у абонента автоматических пробоотборников при отборе проб для контроля состава и свойств сточных вод необходимо руководствоваться инструкцией по пользованию этими пробоотборниками. Следует удостовериться, что данный пробоотборник имеет соответствующий сертификат или свидетельство на использование для отбора проб сточных вод на контролируемые показатели загрязнения.

При отсутствии у абонента автоматических пробоотборников для контроля состава и свойств сточных вод абонента отбирается точечная (разовая) контрольная проба посредством отбора количества сточных вод, необходимого для производства химанализа.

5.3.4. Для отбора проб сточных вод применяют сосуды, которые должны обеспечивать сохранность химического состава исследуемой воды, а также исключать дополнительное загрязнение отобранной воды.

5.3.5. Объем отобранных проб должен быть достаточным для проведения необходимых аналитических измерений по контролируемым показателям загрязнения вод.

5.3.6. Пробу следует отбирать на прямолинейных участках водоотводящих устройств, из лотка канализационного колодца или падающей струи.

5.3.7. По результатам работ по отбору проб на месте составляется акт отбора проб (приложение 10). При невозможности отбора проб сточных вод из-за сброса загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в систему канализации населенного пункта, на месте составляется протокол обнаружения сброса загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в систему канализации (приложение 9). Протокол и акт должны быть подписаны представителями организации ВКХ и абонента с указанием должности и фамилии. Вторые экземпляры протокола и акта остаются у абонента.

При несогласии абонента с содержанием протокола и/или акта абонент обязан подписать их с указанием своих возражений по предъявленным претензиям. При отказе абонента от подписания этих документов они вступают в силу в одностороннем порядке с отметкой «от подписи отказался».

5.3.8. В случае проведения параллельного* отбора проб сточных вод факт параллельного отбора фиксируется в акте. Абонент предварительно оплачивает затраты организации ВКХ, связанные с параллельным отбором проб, по прейскуранту, утвержденному организацией ВКХ.

* Параллельным отбором проб следует считать отбор пробы сточных вод, произведенный одним пробоотборным устройством с дальнейшим разделением пробы для хранения и анализа в посуду организации ВКХ и абонента.

5.4. Производство работ по хранению и доставке отобранных проб

5.4.1. Посуда, в которой производится хранение и транспортировка проб, должна быть промаркирована способом, исключающим возможность нарушения маркировки.

Факт подготовки и передачи лабораторией чистой посуды для отбора проб регистрируется в специальном журнале. Ответственность за подготовку посуды несет лаборатория.

Отбор и хранение проб для выполнения измерений БПК, ХПК, ртути, нефтепродуктов, жиров, фенолов, углеводородов и других органических веществ, растворенных газов производится только в стеклянную посуду.

5.4.2. В акте отбора проб должно быть указано:

— наименование, код места отбора проб;

— дата и время начала и окончания отбора проб;

— перечень контролируемых показателей загрязняющих веществ в воде;

— принятые меры по сохранности отобранных проб;

— должность, фамилия и подпись ответственного лица организации ВКХ и абонента, участвовавших в отборе проб;

5.4.3. Время доставки проб в лабораторию указывается в акте отбора проб либо в специальном журнале регистрации приема проб сточных вод.

5.4.4. При хранении проб сточных вод необходимо строго соблюдать допустимые сроки хранения*, указанные в аттестованных методиках выполнения измерений, а при отсутствии таких сведений в методиках — указанные в ГОСТе Р 51592-2000.

* Без специального консервирования проб время их хранения зависит от температуры окружающей среды и составляет от 2-х часов при 20 °С до 24-х часов при 4 °С. Не допускается перегрев и переохлаждение проб, т.е. хранение проб более 0,5 часа при температуре ниже -15 °С и выше +30 °С.

5.4.5. В случае параллельного отбора проб сточной воды обязательно отражается также характеристика посуды для хранения проб, примененной абонентом.

Ответственность за подготовку и чистоту посуды для хранения и доставки проб, емкости для перемешивания пробы и перемешивающего устройства, предоставляемых абонентом при параллельном отборе проб, несет лаборатория, привлекаемая абонентом для химанализа «параллельной» пробы.

5.4.6. Организацией ВКХ и абонентом (в случае параллельного отбора проб) должны быть обеспечены условия сохранности проб при доставке их в лабораторию любым доступным способом (в том числе путем опечатывания и/или опломбирования проб).

5.4.7. Доставка проб сточных вод осуществляется любым разрешенным видом транспорта, обеспечивающим сохранность проб. Доставка должна быть организована таким образом, чтобы исключить перегрев пробы. Рекомендуется применять устройства, обеспечивающие хранение проб при температуре 2-5 °С.

5.5. Проведение аналитических работ

5.5.1. Аналитическая лаборатория производит учет (регистрацию) доставленных опечатанных проб.

С этого момента ответственность за сохранность проб и качество проведения аналитических измерений несет лаборатория.

5.5.2. Аналитическая лаборатория проводит необходимые работы в соответствии с нормативными документами и методиками выполнения измерений (МВИ) состава и свойств сточных вод. Определение содержания ионов металлов производится путем перевода их из натуральной пробы в растворимые формы.

5.6. Оформление результатов анализа

5.6.1. Результаты анализа выдаются на бланке аналитической лаборатории (организации), выполнившей аналитические измерения состава и свойств проб сточных вод за подписью руководителя лаборатории (организации) с указанием:

— названия и юридического адреса лаборатории (организации);

— даты и времени доставки проб и выдачи результатов анализа;

— наименования (кода) контролируемого объекта и номера акта отбора проб;

— перечня анализируемых показателей;

— измеренных значений этих показателей.

5.6.2. При оформлении протокола результатов анализа проб сточных вод (приложение 11) лаборатория производит округление значений этих результатов в соответствии с нормативными документами.

5.6.3. В случае если в протоколе результатов анализа лабораторией представлены данные по анализируемым показателям, значения которых меньше нижнего предела измерения применяемой методики анализа (

источник

Купить ПНД Ф 12.15.1-08 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль».

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания распространяются на точечные (постоянные, периодические, случайные) источники загрязнения и все виды сточных вод, организованно сбрасываемых в окружающую природную среду с помощью технических водоотводящих устройств (труба, лоток, канал) или по понижениям рельефа.

Действует редакция 2015 года

1. Назначение и область применения

2. Основные понятия, термины и определения

3. Цели отбора проб. Программы контроля

6. Периодичность отбора проб

7. Техника пробоотбора. Пробоотборные устройства

8. Транспортировка и хранение проб

9. Документирования пробоотбора

10. Техника безопасности при отборе проб

11. Хранение, консервация, транспортировка и предварительная обработка проб

Приложение А (рекомендуемое). План-график аналитического контроля

Приложение Б (рекомендуемое). Форма программы контроля состава и свойства сточных вод

Приложение В (рекомендуемое). Декларация о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых в систему централизованного водоотведения

Приложение Г (рекомендуемое). Статистическое сравнение производственной и инспекционной выборок

Приложение Д. Акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водооведения

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

Директор ФГУ «Федеральный
центр анализа и оценки
техногенного воздействия»

______________ К.А. Сапрыкин

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОТБОРУ ПРОБ ДЛЯ АНАЛИЗА СТОЧНЫХ ВОД

Методика допущена для целей государственного
экологического контроля

Методика внесена в ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР МЕТОДИК КОЛИЧЕСТВЕННОГО ХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ДОПУЩЕННЫХ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И МОНИТОРИНГА (ПНД Ф) на основании протокола заседания Научно-технического совета.

1 назначение и область применения. 2

2 основные понятия, термины и определения. 2

6 периодичность отбора проб. 3

7 техника пробоотбора. Пробоотборные устройства. 3

8 сосуды для транспортировки и хранения проб. 3

9 документирование пробоотбора. 3

10 техника безопасности при отборе проб. 3

11 хранение, консервация, транспортировка и предварительная обработка проб. 3

Приложение а (рекомендуемое) План-график аналитического контроля. 3

Приложение б (рекомендуемое) Статистическое сравнение производственной и инспекционной выборок. 3

Приложение в (рекомендуемое) Акт отбора проб №. 3

Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод устанавливают требования к методам отбора проб сточных вод, предназначенных для определения их состава и свойств, и развивают основные положения серии Международных стандартов ИСО-5667 «Качество воды. Отбор проб», ГОСТ Р 51592-2000 «Вода. Общие требования к отбору проб» с учетом нормативных документов Российской Федерации, определяющих порядок нормирования сброса загрязняющих веществ со сточными водами и взимание платы за загрязнение.

С введением в действие настоящих Методических указаний «Инструкция по отбору проб для анализа сточных вод» НВН 33-5.3.01-85 утрачивает силу в части определения периодичности отбора проб сточных вод, расчета количества проб, использования пробоотборных устройств.

1.1 Настоящие Методические указания предназначены для использования органами государственного экологического и технологического надзора, юридическими и физическими лицами — природопользователями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, оказывающими техногенное воздействие на окружающую среду.

1.2 Действие Методических указаний распространяются на точечные (постоянные, периодические, случайные) источники загрязнения и все виды сточных вод, организованно сбрасываемых в окружающую природную среду с помощью технических водоотводящих устройств (труба, лоток, канал) или по понижениям рельефа.

1.3 Действие Методических указаний не распространяются на диффузные источники загрязнения и природные воды, за исключением случаев необходимости отбора проб воды, поступающей на использование из водного объекта.

1.4 Настоящие Методические указания могут использоваться для определения программ контроля за сбросом сточных вод в сети коммунальной канализации и иных предприятий, осуществляющих очистку и транспортировку сточных вод в окружающую среду.

1.5 Настоящие Методические указания учитывает:

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Водный кодекс Российской Федерации от 3.06.2007 г. № 74-ФЗ,

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Международный стандарт. Серия ИСО — 5667. Качество воды. Отбор проб:

Часть 1. Руководство по составлению программы отбора проб. (5667/1).

Часть 2. Руководство по методам отбора проб. (5667/2).

Часть 3. Руководство по хранению и обработке проб. (5667/3)

Часть 10. Руководство по отбору проб сточных вод. (5667/10)

ГОСТ 16493-70 Качество продукции. Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Случай недопустимости дефектных изделий в выборке.

ГОСТ 17.1.1.01.77 Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана воды. Основные термины и определения.

ГОСТ 17.1.4.01-80 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к методам определения нефтепродуктов в природных и сточных водах.

ГОСТ 17.1.5.04-81 Охрана природы. Гидросфера. Приборы и устройства для отбора, первичной обработки и хранения проб природных вод.

ГОСТ 27065-86 Качество вод. Термины и определения.

ГОСТ Р 8.563-96 Методики выполнения измерений.

ГОСТ Р 51592-2000 Вода. Общие требования к отбору проб.

ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002 ¸ ГOCT P ИСО 5725-6-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений

РД 52.24.309-92 «Методические указания. Организация и проведение режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши на сети Роскомгидромета».

Методические указания о порядке составления статистического отчета об использовании воды по форме № 2-ТП (водхоз).

2.1 Основные термины и определения — по Водному Кодексу Российской Федерации от 3.06.2007 г.. № 74-ФЗ., ГОСТ 17.1.1.01.77 и ГОСТ 27065-86.

2.2 Для целей настоящего документа использованы также следующие понятия, термины и определения:

АБОНЕНТ — юридическое лицо, предприниматель без образования юридического лица, физическое лицо, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объект (объекты), производящее сброс сточных вод в систему коммунального водоотведения на основании договора с лицом, эксплуатирующим систему коммунального водоотведения.

ВЫБОРКА — пробы, отобранные из контролируемого объема сточной воды, или наблюдаемые значения контролируемого показателя.

КОНТЕЙНЕР ПРОБООТБОРНОГО УСТРОЙСТВА — постоянная или заменяемая составная часть пробоотборного устройства, содержащая отбираемую пробу. Заменяемый контейнер может применяться в качестве сосуда для хранения пробы.

КОНТРОЛЬ ЗА СБРОСОМ СТОЧНЫХ ВОД — составная часть экологического контроля, состоящая в измерении объема сброса и контроле состава и свойств сточных вод с целью оценки соответствия условий водоотведения и сброса загрязняющих веществ установленным нормативам и требованиям.

КОНТРОЛЬ АНАЛИТИЧЕСКИЙ — составная часть контроля за сбросом сточных вод, включающая в себя получение данных о количественном содержании веществ и показателей с применением регламентированных методик выполнения измерений, а также данных о степени токсичности воды с помощью регламентированных приемов и методик биотестирования.

КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА — место отбора пробы воды.

КОНСЕРВАЦИЯ ПРОБ — процедура предотвращения изменений качественного и количественного состава проб за период от момента окончания пробоотбора до начала анализа.

ПРОБА ВОДЫ — некоторый объем воды, отобранный из контролируемого объекта и служащий источником получения аналитических проб.

ПРОБА АНАЛИТИЧЕСКАЯ — проба воды или ее аликвотная часть, поступающая на анализ, при необходимости — после проведения регламентированных процедур пробоподготовки.

ПРОБООТБОРНОЕ УСТРОЙСТВО — приспособление, предназначенное для извлечения пробы воды из контролируемого объекта.

СВОЙСТВА СТОЧНЫХ ВОД — характеристика сточных вод по показателям, иным, чем загрязняющие вещества.

СОСТАВ СТОЧНЫХ ВОД — характеристика сточных вод, включающая перечень загрязняющих веществ и их содержание.

3.1 Основными целями отбора проб сточных вод являются определение их состава и свойств для:

· Государственного, муниципального и производственного контроля соблюдения установленных нормативов/лимитов состава и свойств сточных вод;

· подтверждения и оценки соответствия нормативам состава и свойств сточных вод, установленных разрешением на сброс, техническим регламентом, стандартом организации и/или включенным в соответствующую декларацию;

· изучения количественного и качественного состава сточных вод;

· изучения изменений состава сточных вод во времени (оценка тенденций);

· расчета массы сброса загрязняющих веществ в единицу времени;

· оценки эффективности сооружений по очистке сточных вод, иных водоохранных мероприятий;

· управления процессом очистки сточных вод;

· расчета платы за негативное воздействие при сбросе сточных вод;

· учета сброса загрязняющих веществ по форме № 2ТП (водхоз);

· иных целей, базирующихся на оценке данных о сбросе загрязняющих веществ.

3.2 В соответствии с целями получения информации составляется Программа отбора проб, в которой указываются: место пробоотбора, его продолжительность, периодичность, способы (техника) отбора, вид проб (разовая, усредненная), способы пробоподготовки, перечень контролируемых показателей, методики выполнения измерений.

3.3 Различают программы производственного и государственного контроля, проводимых постоянно, а также программы специальных работ, выполняемых в течение относительно короткого промежутка времени (инвентаризация сбросов, наладка очистных сооружений, изучение состава сточных вод и динамики его изменений и т.п.)

3.4 Программы отбора проб в составе планов-графиков производственного аналитического контроля за сбросом сточных вод, осуществляемого в соответствии с условиями лицензии на пользование водным объектом, разрешения на сброс или договора на предоставление услуг системами коммунального водоотведения или иных организаций, выполняющих аналогичные функции (далее предприятия ВКХ), должны быть согласованы с организациями, осуществляющими контроль за соблюдением соответствующих условий и требований.

Программы отбора проб могут быть оформлены в качестве технического регламента или стандарта организации и использоваться для подтверждения соответствия состава и свойств сточных вод, установленных техническими регламентами и соответствующими декларациями.

Рекомендуемая форма программы отбора проб в составе плана-графика производственного контроля за сбросом сточных вод приведена в Приложении А.

3.5 С местными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области использования и охраны водных объектов, могут быть согласованы программы отбора проб сточных вод, организованно сбрасываемых в водные объекты, на поверхность водосбора (понижения рельефа местности), закачиваемые в подземные горизонты, разработанные для целей:

· контроля соблюдения установленных нормативов/лимитов состава и свойств сточных вод;

· оценки эффективности сооружений по очистке сточных вод;

· расчета платы за негативное воздействие при сбросе сточных вод в водные объекты;

· учета сброса загрязняющих веществ по форме № 2ТП (водхоз)

3.6 С предприятиями ВКХ могут быть согласованы программы отбора проб сточных вод, отводимых в системы коммунального водоотведения ВКХ для последующей очистки и/или транспортировки, разработанные для целей:

· контроля соблюдения установленных нормативов/лимитов состава и свойств сточных вод абонентов;

· оценки эффективности сооружений по очистке сточных вод абонентов;

· расчета платы за услуги коммунальных сетей водоотведения при сбросе сточных вод.

3.7 Программы отбора проб для иных целей — в частности, для внутрипроизводственного контроля, управления процессом очистки по стадиям, для контроля сброса в выгреба, испарители, накопители, иные технологические емкости, расположенные на территории предприятий, на земледельческие поля орошения, поля фильтрации и т.п. — определяются соответствующими технологическими регламентами, планами исследований и другой документацией, действующей на предприятии.

3.8 Программы отбора проб при осуществлении государственного экологического контроля преследуют цели оценки достоверности данных производственного контроля, эффективности выполненных водоохранных мероприятий, контроля соблюдения установленных условий, режима водоотведения, нормативов (лимитов) сброса загрязняющих веществ со сточными водами, иные специальные цели. Программы разрабатываются и утверждаются в соответствии с порядком, установленным территориальными органами, осуществляющими государственный экологический контроль, с учетом положений настоящего документа.

3.9 Программы отбора проб при осуществлении контроля за соблюдением условий сброса сточных вод, нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами абонентов в сети предприятий ВКХ составляются и утверждаются предприятиями ВКХ в соответствии с порядком, установленным местными Условиями приема сточных вод в системы коммунальной канализации.

4.1 Места отбора проб (контрольные точки) выбираются в соответствии с целями работ и определяются соответствующими программами и планами-графиками.

4.2 Пробы сточных вод должны отбираться из хорошо перемешанных потоков, вне зон действия возможного подпора.

4.3 Для целей контроля за соблюдением нормативов/лимитов сброса, учета и расчета массы сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод пробы отбираются из водоотводящих устройств. Места отбора проб сточных вод должны быть максимально приближены к точке сброса.

1) Для указанных целей отбор проб природных вод в водном объекте ниже сброса не производится.

2) В случае необходимости оценки содержания веществ в поступающей на использование воде контрольные точки должны быть максимально приближены к водопотребителю. Пробы целесообразно отбирать из водоподводящих устройств; при наличии сооружений водоподготовки — до очистки. При отсутствии этой возможности пробы отбираются из источника водоснабжения: водотока — выше водозабора, но ниже сброса вышерасположенного выпуска; из водоема — на границе зоны охраны водозабора.

4.4 При ожидаемом неравномерном распределении веществ по сечению водоотводящих устройств, в особенности таких, как водоотводные канавы или сбросные каналы, необходимо предварительное изучение распределения загрязняющих веществ. По его результатам принимается решение о размещении точек отбора проб. При неоднородном распределении веществ в зависимости от ширины и глубины водоотводящего устройства точки отбора проб устанавливаются по аналогии с размещением точек при контроле водотоков (по РД 52.24.309-92): 1 или 3 вертикали (в 3 — 5 м от берегов и в середине) и 2 горизонта (поверхность, у дна).

4.5 Места отбора проб должны быть оборудованы для обеспечения безопасности работ в любое время суток, возможности размещения пробоотборных устройств, емкостей для хранения и транспортировки проб, выполнения действий, связанных с консервацией проб, выполнением анализов 1-го часа и попутных наблюдений.

Для опускания, подъема, транспортировки проб (до лаборатории в пределах предприятия или до транспортного средства) при необходимости должны предусматриваться средства малой механизации: лебедки, тележки и т.п. Оборудование мест отбора проб входит в обязанность владельца выпуска.

5.1 Различаются простые (разовые) и смешанные (усредненные) пробы.

Простая проба характеризует состав воды в данный момент времени и в данном месте. Ее получают однократным отбором требуемого количества воды.

Смешанная проба характеризует состав воды за определенный промежуток времени (усреднение по времени), в поперечном сечении потока (усреднение по сечению) или в определенном объеме (усреднение по объему). Разновидностью усредненных проб являются периодические пробы объемозависящие (по ГОСТ Р 51592-2000).

Усредненные по времени пробы получают смешением простых (разовых) проб, отобранных в одном и том же месте через равные промежутки времени.

Усредненные по сечению пробы получают смешением простых проб, отобранных одновременно с разных глубин поперечного сечения потока на одной или нескольких вертикалях.

Усредненные по объему пробы получают смешением простых проб, отобранных в различных местах, или смешением различных объемов воды, пропорциональных расходу и отобранных через определенные промежутки времени.

5.2 Усреднению не подлежат пробы, предназначенные для определения веществ (показателей), содержание (величины) которых изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а также пробы нефтепродуктов, масел и т.п.

5.3 Вид пробы должен отвечать поставленной задаче и быть адекватным установленным нормативам/лимитам. Так, при изучении изменений состава воды во времени или распределения загрязняющих веществ по сечению или объему отбираются только простые пробы. При изучении состава вод могут отбираться усредненные пробы (в потоке — по времени, в емкости — по объему).

Для цели контроля соблюдения нормативов/лимитов, установленных в виде концентрации, отбираются простые пробы. В случае установления норматива/лимита в единицах массы сброса (например, в г/час) отбирается проба, усредненная в течение часа. Если норматив/лимит установлен в виде средней концентрации или массы за определенный период времени (смена, сутки), отбирается усредненная среднесменная или среднесуточная проба соответственно. При установлении норматива/лимита, среднего за год, отбираются либо смешанные за приемлемый период, либо разовые пробы с последующим осреднением результатов.

Во всех случаях необходимо обеспечивать условия неизменности состава и свойств в период сбора смешанной пробы.

6.1 Оптимальным способом обеспечения своевременного отбора проб как при ожидаемых, так и при непрогнозируемых изменениях объемов сброса и (или) содержания веществ является установка автоматизированных устройств измерения объемов сточных вод, пороговых датчиков качества, управляющих работой автоматических пробоотборных устройств или сигнализирующих о необходимости выполнения контрольных отборов проб.

6.2 Периодичность отбора проб определяется целью получения данных о составе и свойствах воды с учетом технических возможностей обработки и анализа проб для своевременного получения информации. В частности,

— для целей управления процессом очистки воды пробы должны отбираться с такой частотой, чтобы данные о содержании веществ или величинах показателей поступали в систему управления через промежутки времени, необходимые для принятия оперативных управляющих решений;

— при изучении динамики качества в течение избранного периода времени (сутки, неделя, месяц и т.п.) пробы отбираются через определенные промежутки в течение суток, в определенные дни недели, через определенное количество дней соответственно;

— для оценки пиковых нагрузок время отбора пробы приурочиваются к моментам ожидаемых пиков.

6.3 Периодичность отбора проб сточной воды для целей контроля соблюдения установленных нормативов (лимитов) и оценки массы сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, в особенности при непрогнозируемых изменениях объема сброса вод (вследствие нестабильности работы предприятий, частых нарушений технологического режима, аварий и т.п.), назначается преимущественно на основе метода статистического приемочного контроля качества продукции, адаптированного к указанным целям.

Установление периодичности отбора проб по результатам предварительных исследований и расчетов по Приложению А ГОСТ Р 51592-2000 может быть только в случаях, когда показатели водоотведения соответствуют условиям применимости статистического метода и существуют доказательства, что объем режим водоотведения, показатели состава и свойств, определенные в процессе предварительных исследований, останутся неизменными в будущем.

6.4 Периодичность на основе метода статистического приемочного контроля определяется на основании следующих принципов:

— объем сброса между двумя последовательными моментами отбора проб является постоянной величиной (удельный объем контроля V);

— величина удельного объема контроля на всех выпусках по возможности одинакова;

— максимальная величина среднего удельного объема контроля V, исходя из имеющихся материально-технических возможностей, должна обеспечивать максимальный объем выборки N.

6.5 Величины удельного объема производственного и государственного инспекционного контроля (Vп и Vи соответственно) для каждой контрольной точки устанавливаются в зависимости от ожидаемого объема сброса воды (Wo) за контролируемый период (год, квартал и др.). Величина контролируемого периода определяется периодичностью расчета масс сброса. Например, если предусматриваются ежеквартальные оценки массы сброса, то в качестве Wo принимается объем водоотведения за квартал. Если требуется оценить только итоги года, то Wo равен ожидаемому годовому водоотведению.

6.5.1 При проведении производственного аналитического контроля через промежутки времени Dt, за которые приращение объема сброса DWo равно удельному объему контроля Vп, отбирают очередную пробу.

Для того, чтобы обеспечить минимальный риск незамеченного нарушения нормативов качества вод, и исходя из объема водоотведения в Российской Федерации рассчитаны следующие величины Vп:

— 0,25 Wo, если ожидаемый объем Wo не превышает 400 тыс.м 3

— 100 тыс.м 3 , если ожидаемый объем Wo превышает 400 тыс.м 3 .

В отдельных случаях могут быть следующие отклонения от рекомендованных величин Vп:

— при объемах сброса (забора) воды более 100 тыс.м 3 /сутки величина Vп может быть увеличена (соответственно уменьшена частота пробоотбора).

— при малых объемах сброса (забора) величина Vп может быть уменьшена (соответственно увеличена частота пробоотбора).

Решение об отклонении от рекомендуемых величин Vп должно базироваться на оценке опасности конкретного сброса (в состав сточных вод входят вещества 1 и 2 класса опасности; кратность требуемого разбавления по тесту на токсичность больше, чем реально обеспечиваемое разбавление в водном объекте и др.), на оценке существующей изменчивости объема и качества сточных вод за период, в течение которого сбрасывается 100 тыс. м 3 или 0,25 Wo.

6.5.2 При увеличении водоотведения, в том числе связанном с аварийными ситуациями, нарушениями технологии и т.п., величина Vп остается прежней, соответственно частота отбора увеличивается. Если за период непредвиденного увеличенного водоотведения сбрасывается объем меньше или равный 3 Vп, должно быть отобрано не менее трех проб от начала до нормализации объема водоотведения. Решение о частоте отбора проб в период непредвиденных ситуаций принимают местные органы государственного экологического контроля совместно с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и фиксируется в документации, регламентирующей производственный экологический контроль.

6.6 Периодичность отбора проб сточных вод в процессе государственного контроля эффективности водоохранных мероприятий определяется плановыми сроками выполнения мероприятий, независимо от того, завершено или не завершено соответствующее мероприятие, достигнуты или не достигнуты прогнозные показатели качества вод.

Примечание: результаты проверки дают основание для установления нового лимита (норматива), внесения соответствующих корректив в размеры взимаемых платежей, или санкций.

6.7 Периодичность отбора проб при государственном контроле соблюдения установленных нормативов (лимитов) сброса и достоверности данных производственного контроля определяется величинами инспектируемого периода и удельного объема контроля (Vи).

Инспектируемый период — промежуток времени, в течение которого отбираются все пробы, составляющие инспекционную выборку. Инспектируемый период может быть равным контролируемому (год, квартал и др.) или составлять его часть.

В течение инспектируемого периода пробы для получения инспекционной выборки отбираются через промежутки Dt, за которые приращение объема сброса Dw равно удельному объему Vи. Величины Vи и инспектируемого периода выбираются в соответствии с возможностями служб, осуществляющих государственный контроль, динамикой водоотведения и качества сбрасываемых сточных вод.

При нестабильном водоотведении или значительной изменчивости качества вод (вследствие нестабильности работы предприятий, частых нарушений технологического режима, аварий и т.п.) пробы для получения инспекционной выборки целесообразно отбирать в течение всего года (сезона, квартала) по мере сброса объемов Vи, т.е. инспектируемый период равен контролируемому.

При относительной стабильности водоотведения и качества вод вся инспекционная выборка может быть получена в достаточно короткий период, а результаты проверки распространены на весь контролируемый период, т.е. инспектируемый период составляет часть контролируемого.

6.8. При установлении периодичности инспекционного отбора проб для оценки достоверности результатов производственного контроля с применением статистического критерия (Приложение Б) должны быть соблюдены следующие требования:

— суммарный объем инспекционной и сравниваемой с ней производственной выборки должен составлять не менее 6 проб;

— объем инспекционной выборки должен составлять не менее половины объема производственной выборки.

6.9 Статистический критерий применяется, если результаты анализа государственного и производственного контроля, полученные при совместном отборе проб, соответствовали требованием НД на МВИ.

6.10 Проверка соблюдения периодичности отбора проб, установленной планом — графиком производственного контроля, и внесение соответствующих поправок, в особенности при снижении частоты отбора проб при больших объемах водоотведения, выполняется водопользователем в соответствии с Приложением В не реже 1 раза за контролируемый период.

7.1 Отбор проб может производиться ручными или автоматическими пробоотборными устройствами. Основные требования к пробоотборным устройствам — по ГОСТ Р 51592-2000, ИСО 5667-3, ИСО 5667-10.

7.2 Для изготовления контейнеров пробоотборных устройств или для покрытия их внутренних поверхностей могут быть использованы: полиэтилен, фторопласт, поликарбонатные полимеры, стекло, фарфор и другие химически инертные материалы.

7.3 К материалам (или внутренним покрытиям) сосудов, из которых на месте отбора проба переливается в сосуд для хранения, предъявляются менее жесткие требования, чем к сосудам для хранения и транспортировки проб. В частности, допускается применение стальных и эмалированных емкостей.

7.4 В качестве ручных пробоотборников могут применяться черпаки, ведра, широкогорлые склянки, ручные батометры (типа батометров Руттнера или Каммерера — трубки объемом 1 — 3 дм 3 с крышками с обоих концов), специальные пробоотборники для поверхностной пленки.

7.5 Конструктивные особенности полуавтоматических и автоматических устройств для отбора проб сточных вод определяются условиями их эксплуатации при выполнении обязательных требований:

· пробоотборник должен обеспечивать отбор проб при максимальных скоростях потоков на контролируемых объектах, в т.ч. при аварийном сбросе;

· пробоотборник должен обеспечивать отбор разовых и усредненных проб по заданной программе;

· пробоотборник должен обеспечивать необходимую герметизацию пробы, хранение ее в условиях, предотвращающих изменение состава пробы и содержания веществ;

· пробоотборник должен быть устойчив к внешним воздействиям, характерным для места его размещения (вибрация, температура, влажность и пр.);

· материалы смазки механических частей пробоотборника или герметизации контейнеров для проб не должны оказывать влияния на состав отбираемой пробы.

Автоматический пробоотборник, отвечающий требованиям периодичности отбора проб по принципу статистического приемочного контроля, должен обеспечивать:

· отбор проб через промежутки времени, за которые сбрасывается объем Vп сточных вод;

· отбор усредненной или разовой пробы.

Наиболее точное соблюдение этих требований обеспечит автоматический пробоотборник, включаемый по сигналу водоизмерительного устройства, регистрирующего объем Vп.

7.6 Пробоотборники, предназначенные для отбора заданного объема воды или сопряженные с расходомерами, должны быть снабжены инструкцией по эксплуатации, ремонту и свидетельствами о поверке.

7.7 Надежность и устойчивость пробоотборников к внешним воздействиям должны удовлетворять требованиям ГОСТ 17.1.5.04-81, ГОСТ Р 51592-2000 и иным действующим нормативным документам, учитывающим условия эксплуатации устройств.

7.8 Контейнеры автоматических и полуавтоматических пробоотборных устройств, предназначенных для отбора смешанных проб при необходимости должны обеспечивать неизменность состава пробы за период пробоотбора. Универсальным для большинства компонентов пробы, является поддержание пониженной температуры контейнера-сборника и защита его от света. Тем не менее, желательно экспериментальное исследование стабильности состава сточной воды при её хранении в контейнере в конкретных условиях эксплуатации пробоотборника.

7.9 Требования к подготовке контейнеров и сосудов для хранения проб, способы отбора аналитической пробы и другие особенности техники отбора проб должны соответствовать ГОСТ Р 51592-2000 и документу, регламентирующему методику анализа.

7.10 Для целей оценки массы и соблюдения нормативов сброса веществ, присутствующих в сточной воде в виде поверхностной пленки или входящих в ее состав, при визуальном обнаружении пленки на поверхности воды в водоотводящем устройстве применяются специальные пробоотборники для поверхностной пленки.

7.11 Отбор двух последовательных во времени проб для параллельного анализа двумя лабораториями или операторами не допускается. Одна отобранная проба разделяется как минимум на две части. (Для этого можно использовать специально изготовленные воронки с двумя — тремя отводами.)

Разделение на части пробы, предназначенной для анализа нефтепродуктов и других не смешивающихся с водой веществ, не допускается. В ближайшей к нему лаборатории проводится экстракция и последующее разделение экстракта, передаваемого на анализ.

Целесообразно разделять пробу (экстракт) на три части, одна из которых (арбитражная) хранится в течение допустимого времени до получения результатов параллельных анализов.

7.12 Сосуды, содержимое которых консервируют различными реагентами, как правило, полностью не заполняют, если консервант не внесен заранее.

Если для определения различных компонентов пробы требуются различные способы консервации, то пробы отбирают в разные сосуды и проводят консервацию, необходимую для каждого из определяемых компонентов.

8.1 Основными требованиями к сосудам для хранения проб является достаточный объем и обеспечение неизменности состава пробы. Рекомендуемые материалы для изготовления сосудов, содержащих пробы определенного назначения — по ГОСТ Р 51592-2000.

8.2 Для уменьшения влияния света на пробу используются непрозрачные или затемненные сосуды. Следует учитывать, что окрашенные сорта стекол содержат больше примесей, чем неокрашенные, особенно если необходимо определять малые концентрации веществ.

8.3 В качестве емкостей для транспортирования и хранения используются съемные контейнеры пробоотборных устройств, сосуды с притертыми пробками или плотно завинчивающимися крышками.

Допускается применение корковых или резиновых пробок, если исследуемая проба не содержит ртуть, серебро, озон, органические вещества, не требуется определения БПК и ХПК и если применяемая МВИ не содержит специальных указаний. Корковые пробки следует предварительно прокипятить в дистиллированной воде, а резиновые — в 20 % растворе щелочи, затем в 5 % растворе соляной кислоты в течение 20 — 30 мин, после чего их тщательно прополоскать дистиллированной водой. Чистые пробки хранят в стеклянных банках с притертыми пробками.

Если резиновые и корковые пробки не прошли предварительную обработку, их следует обернуть полиэтиленовой пленкой или иными полимерными материалами.

8.4 Посуда для хранения и транспортировки проб должна быть промаркирована способом, исключающим нарушение маркировки.

9.1 В целях обеспечения независимости лаборатории, проводящей анализы и тестирование отобранных проб, и объективности полученных результатов пробоотбор осуществляется лицами, не участвующими в последующем анализе или тестировании проб в специально подготовленные лабораторией сосуды и в соответствии с инструкцией, представленной лабораторией.

9.2 Все процедуры, связанные с отбором проб, получением аналитических проб и передачей их для проведения анализа и биотестирования, должны быть документированы. В документах не допускаются подчистки, а любые вносимые исправления удостоверяются лицом (лицами), принимающими участие в отборе проб, передаче их в лабораторию. Документирование процедур необходимо для последующего выявления возможных несоответствий производственных и инспекционных выборок, поиска причин несоответствий и разрешения иных споров.

9.3 Сведения об отборе проб при проведении производственного контроля регистрируются в журнале произвольной формы, удобной для практического применения, где должно быть указано: номер сосуда с аналитической пробой, место отбора (№№ точек по плану-графику производственного контроля; для сбросных каналов — вертикаль, горизонт); приращение объема сброса от предыдущего пробоотбора (фактическое Vп); дата, время начала и окончания отбора проб; назначение пробы (контролируемые вещества, показатели); вид пробы (разовая, смешанная, период усреднения); пробоотборное устройство; объем отобранной пробы; способы консервации или отметка о ее отсутствии; условия хранения от окончания пробоотбора до передачи проб в лабораторию. В лабораторию передаются нумерованные сосуды с пробами и документ, содержащий минимальное количество информации для ориентировки аналитиков по способам предварительной подготовки проб, определяемых компонентов.

9.4 Форма документирования отбора проб при проведении государственного контроля приведена в Приложении В. Один экземпляр акта отбора проб, хранится у представителя органа государственного экологического контроля, второй — у представителя проверяемого объекта.

9.5 В лаборатории передаются паспорта проб, оформленные одновременно с актом пробоотбора. Приемка проб, отобранных для целей государственного контроля или в иной независимой лаборатории, проводящей арбитражный анализ, регистрируется в журналах учета произвольной формы, удобной для практического применения, с указанием номера сосуда с аналитической пробой, время доставки проб, при необходимости — условия хранения до начала анализа, информация о пробоподготовке и другие необходимые данные.

9.6 Процедуры и операции, проводимые с пробами, регистрируются в рабочих журналах таким образом и с такой подробностью, чтобы впоследствии можно было выяснить правильность соблюдения МВИ и причины расхождений. Результаты анализа регистрируются в отдельных журналах или протоколах, передаваемых лицам, принимающим решения по полученной информации.

9.7 Сроки хранения документации — не менее 5 лет; срок хранения данных о составе и свойствах вод, сбрасываемых в окружающую среду может быть увеличен для целей отслеживания тенденций и формирования долговременных рядов наблюдений. Ликвидация документации возможна при ликвидации источника загрязнения.

10.1 К отбору проб сточных вод допускаются лица не моложе 18 лет, успешно сдавшие экзамен квалификационной комиссии. Перед проведением отбора проб необходимо ознакомиться с правилами техники безопасности, действующими на конкретном объекте, и выполнять их.

10.2 Отбор проб сточных вод должны проводить не менее 2-х человек. При отборе проб из больших емкостей (отстойники, накопители и т.п.) необходимо надевать спасательные жилеты и использовать страховочные канаты. Отбор проб сточных вод и переливание проб в сосуды для хранения должен проводиться в резиновых перчатках и спецодежде, а при необходимости с использованием других средств индивидуальной защиты.

10.3 При отборе проб сточных вод из сетей канализации, в колодцах, на насосных станциях и очистных сооружениях следует учитывать следующие факторы риска:

· наличие взрывоопасных газов и газовых смесей;

· возможность отравления сероводородом, угарным газом, метаном и др.;

· возможность заражения патогенными микроорганизмами;

· травмы при падении, оскальзывании, при падении предметов;

· ожоги, радиоактивное заражение.

10.4 Перед входом в ограниченные пространства (колодцы, туннели и пр.) необходимо оценить риск взрыва, содержание опасных газов и кислорода с помощью специальных приборов, определить уровень радиации. В зависимости от результатов проверки производится проветривание или применяются соответствующие средства защиты. Человек, находящийся в ограниченном пространстве, должен быть соединен с напарником, находящимся на поверхности, прочным страховочным тросом, позволяющим извлечь пробоотборщика на поверхность. Необходимо иметь при себе оборудование для контроля содержания газов, средства защиты от отравления газами, средства первой помощи.

10.5 Если отбор проб проводится из колодца, расположенного на улице населенного пункта, место работ должно быть снабжено ограждением и указателями; о проводимых работах должна быть оповещена милиция.

10.6 На месте отбора проб сточных вод запрещается принимать пишу, курить. После отбора проб одежда при необходимости должна быть очищена и продезинфицирована.

11.1 Хранение проб без изменения их состава и свойств возможно только для ограниченного числа показателей и только в течение определенного времени. Для предупреждения процессов, приводящих к изменению состава проб, или сведения их к минимуму следует применять консервацию, хранение проб в темноте, охлаждение, замораживание. Выбор способа обеспечения неизменности состава пробы от момента завершения отбора до начала анализа проб зависит от свойств определяемого показателя, особенностей последующего метода анализа, сроков доставки проб в лабораторию.

11.2 Способы консервации, требования к хранению проб и другие рекомендации по обеспечению неизменности состава проб воды приведены в ГОСТ Р 51592-2000. Указанные требования обязательны в случаях, когда в применяемой методике выполнения измерений (МВИ) отсутствуют сведения о данных операциях или они не отличаются от рекомендованных в ГОСТ Р 51592-2000. В противном случае применяются способы консервации и сроки хранения, приведенные в МВИ, которые являются обязательными. Пробы, предназначенные для биотестирования, не консервируются.

11.3 Для консервации проб используются кислоты, щелочи, органические растворители, и др. реактивы в установленных количествах. Применяются реактивы квалификации не ниже «х.ч».

11.4 Охлаждение пробы до 2 — 5 °С и хранение ее в темноте в большинстве случаев достаточно для сохранения неизменности состава пробы в течение небольшого отрезка времени до начала анализа. Охлаждение целесообразно применять совместно с добавлением консервантов.

11.5 Замораживание способно вызвать физико-химические изменения (например, образование осадка или потери растворенных газов) при замораживании и оттаивании, поэтому его следует применять с осторожностью. Для замораживания применяются полиэтиленовые сосуды, которые заполняются не более чем на 80 %.

11.6 Общие требования по транспортировке проб от места пробоотбора до лаборатории — по ГОСТ Р 51592-2000. Перевозка проб сточных вод в общественном транспорте не допускается.

11.7 Способы предварительной обработки проб (фильтрование, отстаивание, центрифугирование, гомогенизация, экстракция и пр.) зависят от цели анализа и требований применяемых МВИ. Если в МВИ специально не оговаривается необходимость фильтрования, отстаивания, центрифугирования пробы, то предварительная обработка проб проводится в соответствии с целями получения информации.

11.8 Пробы сточных вод подвергаются фильтрованию (отстаиванию) при:

определении содержания взвешенных веществ;

определении растворенных форм веществ;

раздельном определении растворенных и взвешенных форм (например, при оценке эффективности очистки от растворенных веществ);

определении общей минерализации (солесодержание, электропроводность), ионов основного состава (хлоридов, сульфатов и др.), жесткости и др. общих свойств;

наличии специальных указаний в применяемой МВИ.

11.9 При определении содержания газов и других неустойчивых компонентов фильтрование не допускается.

11.10 Если фильтрат необходимо консервировать, то соответствующий консервант вносят в приемник для фильтрата. Способы фильтрования, применяемые фильтры должны соответствовать применяемым МВИ, общие требования — по ГОСТ Р 51592-2000.

11.11 Для расчета массы веществ, сбрасываемых в водные объекты и сети коммунального водоотведения, анализу подвергается натуральная (нефильтрованная, неотстоянная) проба. Если применяемая МВИ не допускает обработки натуральной пробы, в расчет принимается результат анализа фильтрата и взвешенной фракции.

Для расчета массы загрязняющих веществ, подлежащих оплате по нормативам, утвержденным нормативным правовым актом, анализу подвергается фильтрованная проба при определении компонентов, для которых в соответствующем акте даны соответствующие указания.

11.12 В случаях, если фильтрование не проведено на месте отбора пробы или анализу подлежит натуральная проба, в лаборатории перед выполнением анализа проводится гомогенизация пробы.

источник