Меню Рубрики

На гладях бесконечных вод анализ

Гамаюн, птица вещая
(картина В. Васнецова)

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных.
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых.
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью.

Стихотворение «Гамаюн, птица вещая» было написано 23 февраля 1899 года; вошло в цикл стихов первой книги Александра Блока «Ante Lucem».

Гамаю́н — в славянской мифологии сказочная райская (ирийская) птица ; вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Изображалась с женской головой и грудью.

В Этимологическом словаре славянских языков приведена этимология близкого по звучанию слова. *gameti/*gamiti: гаме́ть «шуметь, кричать»; га́меть «кричать, громко разговаривать, галдеть, шуметь» (ЭССЯ, 1988). В словаре Фасмера: гам род. п. га́ма, гаме́ть, га́мить «шуметь», га́мкать «лаять», диал. гом «шум» (Фасмер, 1986).

В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумайя (Черемисин Д. В. К изучению ирано-тюркских связей в сфере мифологии, 1995). Вместе с тем, более вероятно происхождение как слова, так и мифологии из персидской и арабской мифологии (Хумай — перс. هما‎ ’huma’, murg-i-humay’un-bal — «птица, предвещающая счастье», а также в арабизированной мифологии народов Средней Азии — волшебная птица).

Глава 1 Мифы об Алконосте, Сирине и Гамюне5

Глава 2 Анализ стихотворений А.Блока8

Глава 3 Анализ стихотворения В.Высоцкого14

4.1 Сопоставление мифа со стихотворением А.Блока 17

4.2 Сопоставление мифа со стихотворением В.Высоцкого18

4.3 Сопоставление стихотворений А.Блока и В.Высоцкого19

Глава 5 Образы птиц в поэзии XXI века20

Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Они сыграли большую роль в появлении литературных сюжетов. Мифологические темы, образы, персонажи используются и пересматриваются в литературе почти на всем протяжении ее истории. В соответствии с представлениями людей об окружающем мире в мифологические сюжеты вкладывалось совершенно новое философское содержание. Литература XX века также не является исключением. Интерес к мифологии, в частности, славянской, можно увидеть и у поэтов Серебряного века, и у наших современников.

Особый интерес у меня вызвали стихи А. Блока и В. Высоцкого, в которых по-разному интерпретируется миф о райских птицах. Чем и как можно объяснить различные представления об одном предмете в поэзии XX века?

Цель работы – показать, как интерпретируется миф о райских птицах Алконост, Сирин и Гамаюн в поэзии Александра Блока и Владимира Высоцкого.

Актуальность темы состоит в том, что до настоящего времени она до конца не исследована. Она дает возможность оценить глубину воздействия мифологии на поэзию Серебряного века и современную, а так же объяснить причины обращения к мифам в литературе.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Познакомиться с текстами славянских мифов об Алконосте, Сирине и Гамаюне, выявить их идейное значение.

Провести литературоведческий анализ стихотворений А. Блока «Сирин и Алконост», «Гамаюн – птица вещая» и В. Высоцкого «Купола», и объяснить причину обращения поэтов к мифам.

Сравнить произведения А. Блока и В. Высоцкого с точки зрения их философского содержания, языка, стиля и близости к мифу.

В работе использованные методы описания, анализа, сравнения.

Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

Легенды о мифических птицах в изначальном варианте до нас не дошли, но сохранилось множество пересказов и авторских версий. Они не всегда совпадают, поэтому я постараюсь представить наиболее часто встречающиеся.

Си́рин — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души, темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. Услышав пение Сирина, люди начисто теряют память и волю, и скоро обрекаются на беды и несчастья, а то и умирают, причем нет сил, чтобы заставить человека не слушать голос Сирина. В тех же источниках говорится, что Сирин не отрицательный персонаж, а скорее метафора искушения человека разного рода соблазнами.

В славянской мифологии Сирин – чудесная птица радости, удачи, славы. Прекрасное пение её вызывает у людей хорошее настроение, разгоняет печаль и тоску. В то же время только счастливому человеку дано услышать ее голос. Не всякий сможет и увидеть ее: она исчезает так же быстро, как слава и удача.

Во всех источниках только одно сходство: Сирин — это одна из райских птиц, имеющая человеческий облик. Даже само ее название созвучно с названием славянского рая: Ирий. Но, скорее всего, оно происходит от греческого «сирена».

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева, приносящая счастье. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Также она помогает путешественникам: несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину, делает его спокойным на семь дней. Но, когда из яиц вылупляются птенцы, начинается шторм.

В славянских сказаниях Алконост – птица грусти и печали. Услышавший пение этой птицы забывает обо всем на свете: имя, родных, дом. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

И снова сходство различных источников в одном. Алконост — жительница славянского рая Ирий. Всегда изображается полудевой – полуптицей. Да и название ее, скорее всего тоже происходит от древнегреческого «Алкион» («зимородок»).

Гамаю́н — в славянской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни, предвещающая будущее и пророчащая счастье тем, кто умеет слышать тайное. Хорошо известна присказка «Гамаюн – птица вещая». Гамаюн знает всё на свете, умеет управлять погодой. Считалось, что когда Гамаюн летит со стороны восхода, следом за ней приходит буря.

Летает в поднебесье, но живет в море. У нее женские лицо и грудь. Иногда ее изображают просто большой птицей, взлетающей их морских глубин.

Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь).

Первоначально образ пришел из восточной (персидской) мифологии. Изображалась птица с женской головой и грудью. В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн.

Анализ стихотворений А. Блока «Сирин и Алконост» и «Гамаюн – птица вещая»

Густых кудрей откинув волны, Закинув голову назад, Бросает Сирин счастья полный, Блаженств нездешних полный взгляд. И, затаив в груди дыханье, Перистый стан лучам открыв, Вдыхает всё благоуханье, Весны неведомой прилив… И нега мощного усилья Слезой туманит блеск очей… Вот, вот, сейчас распустит крылья И улетит в снопах лучей! Другая – вся печалью мощной Истощена, изнурена… Тоской вседневной и всенощной Вся грудь высокая полна… Напев звучит глубоким стоном, В груди рыданье залегло, И над ее ветвистым троном Нависло черное крыло… Вдали – багровые зарницы, Небес померкла бирюза… И с окровавленной ресницы Катится тяжкая слеза…

В стихотворении говорится о волшебных птицах Сирине и Алконосте. Стихотворение написано в 1899 году. Поэту было 18 лет, он только что окончил гимназию, пережил первую, очень сильную юношескую любовь. Его поэзия в то время наполнена романтикой, молодостью, непринужденностью. Обращение к таким образам объясняется еще и тем, что поэт любил все славяно-русское и учился на славяно-русском отделении Петербуржского университета. Именно в этот период творчество А. Блока можно отнести к символизму – одному из литературных направлений XX века. Символисты для «построения» символа привлекали тексты, в которых есть нечто таинственное, мифы, в которых много загадок. Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным.

Стихотворение логически разбито на две микротемы: первая – описание птицы Сирин, вторая – описание Алконоста. Стихотворение построено по принципу антитезы.

Сирин. Даже тем, кто не знает легенды о птицах Сирине и Алконосте, из строчек Блока становится понятно, что Сирин – светлая птица, воплощение счастья, радости, хорошего настроения, что увидеть ее дано не каждому, и что исчезает она так же быстро, как и появляется («…и улетит в снопах лучей!»). Говоря про Сирина, автор употребляет слова «счастье», «блаженство», «весна», «благоуханье» и другие. Все эти слова пропитаны счастьем, как и образ самой птицы.

Алконост. Описывая Алконоста, автор выбирает слова «печаль», «тоска», «рыданье», «стон» и другие. Тем самым он показывает, что Алконост – птица печали, что ее образ пропитан печальными чувствами, при виде ее «…в груди рыданье залегло…»

Густых кудрей откинув волны

Ямб с перекрестной рифмовкой АВАВ (встречается пиррихий).

Нечетная строчка – женская рифма (ударение падает на предпоследний слог), четная строчка – мужская рифма (ударение на последнем слоге).

Ямб, в отличие от хорея, более спокойный размер, позволяющий описывать образы. Использование ямба не случайно. Так стихотворение напоминает древнерусскую былину своей напевностью.

В стихотворении множество средств выразительности:

1) Эпитеты («густых кудрей», «полный взгляд», «неведомый прилив» — Сирин; «печалью мощной», «грудь высокая» — Алконост).

2) Метафоры («снопы лучей», «туманит слезой», «волны кудрей» — Сирин; «грудь полна тоской», «ветвистым троном» — Алконост).

3) Олицетворение («рыданье залегло» — Аконост).

4) Инверсии («бросает Сирин», «катится слеза»).

5) Звукопись. Аллитерация «В груди рыданье залегло». Повтор звуков [р] и [д’] создает эффект рыданья.

6) Лексика. Книжный стиль («благоуханье, «вседневной и всенощной», «троном», «зарницы, «бирюза» и другие). Многозначные слова, опорная лексика («нездешних», «неведомой» и т.д.) как некие знаки потустороннего мира.

7) Встречается цветопись («черное крыло», «багровые зарницы», «бирюза», «окровавленной ресницы»). Благодаря ей рисуются яркие зрительные образы, картины.

Идея. Птицы радости и печали – есть символ жизни. В этом стихотворении А. Блок возвеличивает жизнь. Для него жизнь – что-то высокое, таинственное, загадочное.

На гладях бесконечных вод,Закатом в пурпур облеченных,Она вещает и поет,Не в силах крыл поднять смятенных…Вещает иго злых татар,Вещает казней ряд кровавых,И трус, и голод, и пожар,Злодеев силу, гибель правых…Предвечным ужасом объят,Прекрасный лик горит любовью,Но вещей правдою звучатУста, запекшиеся кровью.

В стихотворении говорится о птице Гамаюн, которая вещает о будущем.

Период написания этого стихотворения совпадает с периодом написания предыдущего, поэтому причина обращения к образу Гамаюна совпадает с причиной обращения к образам Сирина и Алконоста. Это желание поэта в символических образах описать жизнь. Образы, имеющие конкретно-историческое объяснение, помогают приблизиться к тайным механизмам жизни.

Стихотворение из двенадцати строчек описывает деяния птицы Гамаюн. Говоря про птицу, автор употребляет слова «вещает и поет», «правдою», «прекрасный лик» и другие. Все это напоминает миф.

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Ямб с перекрестной рифмовкой АВАВ (встречается пиррихий).

Четная строчка – женская рифма (ударение падает на предпоследний слог), Нечетная строчка – мужская рифма (ударение на последнем слоге).

В стихотворение используются следующие средства выразительности:

1) Эмоционально – насыщенные эпитеты («бесконечные воды», «крыл смятенных», «злых татар» и другие)

2) Метафоры («закатом облеченных», «лик горит любовью» и другие)

3) Синекдоха («и трус, и голод, и пожар…»)

5) Лексика. Книжный стиль («пурпур», «смятенных», «предвечный», «уста» и другие)

Гамаюн – символ справедливости в жизни.

Таким образом, интерпретация мифа о райских птицах в поэзии А. Блока напрямую связана с символизмом, одним из художественных течений поэзии Серебряного века.

Символ изначально многозначен, это самый загадочный вид обобщения. Наверное, поэтому стихи о райских птицах в творчестве молодого А. Блока и радуют, и зовут в мечту.

Анализ стихотворения В. Высоцкого «Купола»

Как засмотрится мне нынче, как задышится?!Воздух крут перед грозой, крут да вязок.Что споется мне сегодня, что услышится?Птицы вещие поют – да все из сказок.Птица Сирин мне радостно скалится -Веселит, зазывает из гнезд,А напротив – тоскует-печалится,Травит душу чудной Алконост.Словно семь заветных струнЗазвенели в свой черед -Это птица ГамаюнНадежду подает!В синем небе, колокольнями проколотом, -Медный колокол, медный колокол -То ль возрадовался, то ли осерчал…Купола в России кроют чистым золотом -Чтобы чаще Господь замечал.Я стою, как перед вечною загадкою,Пред великою да сказочной страною -Перед солоно – да горько-кисло-сладкою,Голубою, родниковою, ржаною.Грязью чавкая жирной да ржавою,Вязнут лошади по стремена,Но влекут меня сонной державою,Что раскисла, опухла от сна.Словно семь богатых лунНа пути моем встает -То птица ГамаюнНадежду подает!Душу, сбитую утратами да тратами,Душу, стертую перекатами, -Если до крови лоскут истончал, -Залатаю золотыми я заплатами -Чтобы чаще Господь замечал!

В стихотворении В. Высоцкий рассуждает о жизни. Оно написано в 1975 году.

В этом году первый и последний раз пожизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в советском литературно – художественном сборнике.

В 1975 году Высоцкому 37 лет. Его стихотворения в тот период времени наполнены глубоким смыслом, горечью, характерными особенностями стихотворений людей, имеющих большой жизненный опыт. Автор наблюдает за жизнью с реалистической позиции.

О птицах автор пишет в трех первых четверостишиях. Причем в первом указывает на птиц в общем: «Птицы вещие поют – да все из сказок…», во втором говорит про Сирина и Алконоста (противопоставляя их друг другу), а в третьем «это птица Гамаюн надежду подает!»

Первые четверостишия посвящены сказочному – таинственным птицам. Далее автор рассуждает о будущем, о жизни, сравнивая птиц с происходящим (добро + зло +надежда).

В стихотворении используются следующие средства выразительности:

1)Олицетворения («колокол то ль возрадовался, то ли осерчал», «держава раскисла»)

2)Эпитеты («заветные струны», «великая да сказочная страна»)

3)Сравнения («Стою как перед великою загадкою»)

4)Метафоры («в синем небе, колокольнями проколотом»)

5)Антитеза («то ль возрадовался, то ли осерчал»)

6)Звукопись. Аллитерация «Грязью чавкая жирной да ржавою…» Повторение звуков [гр], [рж], [з’], [ч’] позволяет услышать шум от повозки, едущей по грязи. Представляется картина запустения.

7)Лексика. Разговорный стиль («скалится», «тоскует-печалится», «осерчал», «чавкая», «раскисла, опухла» и другие).

В. Высоцкий показывает свою душевную боль от таинственной загадки жизни. Выражает беспокойство, тревогу за будущее. Причем жизнь он тоже сравнивает с тремя птицами. Реалистический взгляд на мир объясняет и использование разговорного стиля в произведении, и иную, чем у А. Блока, интерпретацию образов райских птиц.

Сопоставление мифов со стихотворениями А. Блока и

4.1Сопоставление мифа со стихотворением Александра Блока

«птица Гамаюн надежду подает»

В. Высоцкий в песне не дает подробного описания птиц, а лишь упоминает про них. Стихотворение написано разговорным стилем, характерным для творчества Высоцкого, но и здесь угадывается сам смысл мифов. Представленные цитаты по смыслу совпадают с мифом. Но Высоцкий не возвеличивает мифических птиц, а говорит так, будто они рядом с ним.

4.3Сопоставление стихотворений Александра Блока и Владимира Высоцкого

А.Блок – символист, в стихах он возвышает птиц, использует книжный слог, слова высокого стиля. Образы птиц – символы жизни.

В. Высоцкий, напротив – реалист, он говорит о птицах простым и понятным языком. Если у Блока «Птицы радости и печали», то у Высоцкого «Птицы вещие поют, да все из сказок…». Поэты рассуждают о жизни, видя ее воплощение в трех птицах. Объединяет стихи поэтов философское содержание образов райских птиц. Различия в том, что Блок возвеличивает жизнь, а Высоцкий испытывает беспокойство о будущем, душевную боль от таинственной загадки жизни. то есть А. Блок смотрит на жизнь как символист, мечтатель, а В. Высоцкий — как реалист, наблюдатель.Глава 5

Образы волшебных птиц встречаются и в поэзии наших современников. Так лидер Российской рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков является исполнителем и автором стихов и музыки к песне с говорящим названием «Сирин, Алконост, Гамаюн». В произведении птицы — неразделимое целое, как сама жизнь. Грусть, радость, надежда. В трех словах просвещенный слушатель увидит скрытый символ жизни, повседневности. Гребенщиков не разделяет их и не противопоставляет друг другу. Они единое целое, они – воплощение жизни в его песне. В ней можно услышать и возвышенную интонацию А. Блока, и душевную боль В. Высоцкого.

Читайте также:  Сухой остаток при анализе воды

В жилищных конторах лесной полумрак,

На крышах домов — фонари с египетской тьмой.

Тронулся лед, так часто бывает весной

Живущим на льдинах никто не сказал,

Откуда нам знать, что такое волна?

Полуденный фавн, трепет русалок во тьме…

Наступает ночь — начнем подготовку к зиме;

И может быть, следующим, кто постучит

Кто-то другой — хмель и трепетный вьюн…

Все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн;

Как мы условились, я буду ждать по ту

Проанализировав стихотворения Александра Блока и Владимира Высоцкого о райских птицах, можно сделать следующие выводы:

1. Обращение к мифу в творчестве поэтов можно объяснить возможностью философски осмыслить жизнь, олицетворением которой являются образы трех райских птиц. Это объясняет сходство в интерпретации мифа в поэзии А. Блока и В. Высоцкого с точки зрения идеи.

2. Различия в интерпретации мифа наблюдаются в плане языковых средств, стиля произведений двух поэтов.

В стихотворении А. Блока образы птиц и средства их описания определены эстетикой символизма, а в стихотворении В. Высоцкого – реализма. То есть различия в интерпретации мифа обусловлены особенностями личности автора и времени, в котором создавали свои стихотворения поэты.

В целом, мифология оказала влияние не только на поэзию Серебряного века и современную литературу. Образы райских птиц нашли яркое отражение в живописи: это картины В. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», «Гамаюн – птица вещая»; Авдеева Михаила «Сирин и Алконост», Асеевой Елены «Сирин и Алконост»; В. Королькова «Гамаюн» и многих других, которые тоже по-разному позволяют увидеть образы загадочных птиц. Символистские представления о жизни в творчестве вырастают из убеждений: реальность есть воплощение замысла постигаемой художником идеальной сущности.

Блок А. сборник стихотворений «Стихи о прекрасной даме», Эксмо 2006 год, 352 стр.

Высоцкий В «Стихотворения» авторский сборник, Эксмо 2005 год, 480 стр.

Адамчик В. «Словарь славянской мифологии», АСТ Москва 2010 год, 640 стр.

Калашников В. «Славянская мифология», Белый Город Москва 2002 год, 48 стр.

Квятковский А. «Поэтический словарь», Советская энциклопедия, 1966год, 376 стр.

Мескин В. Журнал «Русские символисты: теория и практика», русский язык и литература для школьников, Школьная пресса 2010 год.

Мещерякова М. «Литература в таблицах и схемах», Айрис-пресс 2009, 224 стр.

Минц З. «Блок и русский символизм. Избранные труды в 3 книгах. Поэтика Александра Блока», Искусство-СПБ 1999 год, 728 стр.

Черницкий А. «Большой мифологический словарь», Гелеос Москва, 2008 год, 496 стр.

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Антитеза — троп, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.

Иверсия — нарушение обычного порядка слов в предложении.

Метафора – троп, смысловая связь между значениями одного полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного, внешнего, функционального).

Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.

Олицетворение — троп, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Реализм — правдивое изображение реальной действительности.

Синекдоха — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Символизм — литературно-художественное направление конца 19 – начала 20 веков. Символизм стремился через символы в ощутимой форме воплотить идею единства мира, выраженную в соответствии его самых различных частей, позволяющую краски, звуки, запахи представить одно через другое.

Символ — в искусстве — универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа.

Сравнение — фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Эпитет — троп, изобразительно-выразительное средство языка.

Вообщем помогите! Училка задает эту хрень делать, уж лучше бы онегина по строфе учили, чем это

Liudmila Sharukhia Высший разум (169288) 2 года назад

Гамаю́н — в славянской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни, предвещающая будущее и пророчащая счастье тем, кто умеет слышать тайное. Хорошо известна присказка «Гамаюн – птица вещая». Гамаюн знает всё на свете, умеет управлять погодой. Считалось, что когда Гамаюн летит со стороны восхода, следом за ней приходит буря.
Летает в поднебесье, но живет в море. У нее женские лицо и грудь. Иногда ее изображают просто большой птицей, взлетающей их морских глубин.
Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь) .
Первоначально образ пришел из восточной (персидской) мифологии. Изображалась птица с женской головой и грудью.
В этом стихотворении А. Блок возвеличивает жизнь. Для него жизнь – что-то высокое, таинственное, загадочное. Стихотворение из двенадцати строчек описывает деяния птицы Гамаюн. Говоря про птицу, автор употребляет слова «вещает и поет». «правдою». «прекрасный лик» и другие. Все это напоминает миф. Ямб с перекрестной рифмовкой АВАВ .

В стихотворение используются следующие средства выразительности:
1) Эмоционально – насыщенные эпитеты («бесконечные воды». «крыл смятенных». «злых татар» и другие)
2) Метафоры («закатом облеченных». «лик горит любовью» и другие)
3) Синекдоха («и трус, и голод, и пожар…» )
4) Инверсия («звучат уста» )
5) Лексика. Книжный стиль («пурпур». «смятенных». «предвечный». «уста» и другие)

Гамаюн – символ справедливости в жизни.

Наташа Кириллова Ученик (228) 3 месяца назад

Судьба родины, её победы и поражения, успехи и жизненные трудности всегда волновали людей, любящих свою страну. Великий поэт Александр Блок — не исключение. И неудивительно, что тема любви к родине проходит через всё творчество этого поэта двадцатого века.
Одним из первых произведений подобного рода стало его стихотворение «Гамаюн, птица вещая». В данном стихотворении автор обращается к истории России, её сложному и подчас трагическому пути. Здесь птица Гамаюн становится певцом и вещает свою песню:

Не в силах крыл поднять смятенных…

Вещает казней ряд кровавых,

Злодеев силу, Гибель правых…

Автор прекрасно понимает, что исторический путь родины всегда был тернист и, возможно, будет таким всегда, ибо такова судьба всего, что стремиться к истине, к какой-то высшей правде:

Я думаю, что, говоря о теме родины в творчестве Блока, нельзя не вспомнить его цикл «На поле Куликовом». Он полностью посвящён именно родной земле, ее истории.

Важно отметить кардинально новый подход поэта к данной теме. Автор отказывается от традиционного образа родины – матери. Здесь появляется совершенно новый образ России – жены, в котором поэт раскрывает своё отношение к данной проблеме:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Для Блока родина удивительна и непредсказуема. И этим он и восхищается в первую очередь:

Дремлю – и за дремотой тайна,

В стихах Блока создаётся некий ореол святости родины. Так, в стихотворении «Россия» любовь к родной земле сравнивается с любовью к женщине:

События той эпохи, в которой жил поэт, были очень сложными и противоречивыми. И естественно, что автор не мог оставаться равнодушным к происходящему. Стихотворение «Сытые» стало своеобразной реакцией Блока на революцию 1905 года. В нем автор, несмотря ни на что, всё же надеется на перемены к лучшему:

Теперь им выпал скудный жребий:

И жгут им слух мольбы о хлебе

И красный смех чужих знамён!

Пусть доживут свой век привычно –

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям – неприлично

Их старой скуке подрожать.

Стихотворение «Рождённые в годы глухие…», посвящённое З. Н. Гиппиус, также пронизано желанием перемен. Автор предельно объективен к действительности. Он ясно осознаёт обречённость своего поколения, обреченность детей страшных лет России. Отсюда естественно стремление поэта к лучшему, к обновлению:

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьётся с криком вороньё, —

Те, кто достойней, боже, боже,

Восприятие родной земли неоднократно менялось у Блока, но любовь к ней он пронёс через всю жизнь. Именно это чувство, на мой взгляд, спасало в самые трудные моменты его жизни. В стихотворении «Последнее напутствие» автор говорит о том единственном, что спасет его от безысходности жизни. Этим единственным является родина:

Думаю, данные строчки, как никакие другие, характеризуют искренность чувств Блока по отношению к России.

По словам самого Блока, тема России — главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн

вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных.
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых.

Стихотворение вместило в себя все то, что потом станет столь важным для блоковского понимания России: любви к ней (“Прекрасный лик горит любовью”), сознание ужаса ее прошлого и настоящего и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была:

Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!

Цикл “На поле Куликовом” целиком посвящен России. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: пространственном и временном. Временной план представляет собой изображение исторического пути России:

В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.

Именно сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены:

И нет конца! Мелькают версты, кручи.

Восприятие родины поэтом всегда было обостренно-личностным. Он отходит от традиционного образа России-матери — в его стихах предстает совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты: “О, Русь моя! Жена моя!” В стихотворении “Новая Америка” Россия названа “невестой”, а в стихотворении “Россия” любовь к родине сравнивается с любовью к женщине:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

Россия представлена в стихотворениях “Сытые” и “Фабрика” — это Россия социальных контрастов и противоречий, Россия “сытых” и “нищих”. В “Сытых” — непосредственном отклике на события русской революции 1905 года — Блок выражает веру в грядущие перемены:

Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещен,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!
Пусть доживут свой век привычно —
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям — неприлично
Их старой скуке подражать.

В стихах о России явно слышатся традиции М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская “Родина” с ее отрицанием официального патриотизма и провозглашением любви к скромной и бедной крестьянской России. С Некрасовым Блока роднит исторический оптимизм. Также перекликаются с блоковской “Россией” некрасовские строки об “убогом и темном родном уголке” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Тютчева принято считать предтечей символизма. Бесспорно, на Блока повлияло знаменитое стихотворение Тютчева о непостижимости, таинственности России:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить —
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.

Как и тютчевское четверостишие, хрестоматийной стала последняя строфа блоковской “России”:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.

Подобный образ таинственной, непредсказуемой, но прекрасной России создается Блоком и в стихотворении “Русь”:

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.

России посвящено главное произведение Блока — неоконченная поэма “Возмездие” (1901 — 1921). Перед читателем проходят эпизоды из российской истории, проходят образы народовольцев, “огромного, водянистого” царя (Александра III), “Державного Основателя” (Петра I). Вся поэма пронизана лейтмотивом “возмездия” — ритмом мазурки, любимого танца угнетенной Польши.

Если вы ищите где нийти или скачать Тема России в творчестве А. А. Блока. то Вам точно к нам!

источник

«Интерпретация мифа о райских птицах Алконост, Сирин и Гамаюн в поэзии Александра Блока и Владимира Высоцкого»

Работа посвящена интересному вопросу литературоведения — интерпретации мифа.

Вложение Размер
mou_licey.docx 38.64 КБ
mou_licey.docx 38.64 КБ

Научное Общество Учащихся

Научная работа по литературе

«Интерпретация мифа о райских птицах Алконост, Сирин и Гамаюн

в поэзии Александра Блока и Владимира Высоцкого»

ученица 9 «А» класса МОУ лицей №82

учитель русского языка и литературы

Глава 1 Мифы об Алконосте, Сирине и Гамюне 5

Глава 2 Анализ стихотворений А.Блока 8

Глава 3 Анализ стихотворения В.Высоцкого 14

4.1 Сопоставление мифа со стихотворением А.Блока 17

4.2 Сопоставление мифа со стихотворением В.Высоцкого 18

4.3 Сопоставление стихотворений А.Блока и В.Высоцкого 19

Глава 5 Образы птиц в поэзии XXI века 20

Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Они сыграли большую роль в появлении литературных сюжетов [1] . Мифологические темы, образы, персонажи используются и пересматриваются в литературе почти на всем протяжении ее истории. В соответствии с представлениями людей об окружающем мире в мифологические сюжеты вкладывалось совершенно новое философское содержание. Литература XX века также не является исключением. Интерес к мифологии, в частности, славянской, можно увидеть и у поэтов Серебряного века, и у наших современников.

Особый интерес у меня вызвали стихи А. Блока и В. Высоцкого, в которых по-разному интерпретируется миф о райских птицах. Чем и как можно объяснить различные представления об одном предмете в поэзии XX века?

Цель работы – показать, как интерпретируется миф о райских птицах Алконост, Сирин и Гамаюн в поэзии Александра Блока и Владимира Высоцкого.

Актуальность темы состоит в том, что до настоящего времени она до конца не исследована. Она дает возможность оценить глубину воздействия мифологии на поэзию Серебряного века и современную, а так же объяснить причины обращения к мифам в литературе.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Познакомиться с текстами славянских мифов об Алконосте, Сирине и Гамаюне, выявить их идейное значение.
  2. Провести литературоведческий анализ стихотворений А. Блока «Сирин и Алконост», «Гамаюн – птица вещая» и В. Высоцкого «Купола», и объяснить причину обращения поэтов к мифам.
  3. Сравнить произведения А. Блока и В. Высоцкого с точки зрения их философского содержания, языка, стиля и близости к мифу.

В работе использованные методы описания, анализа, сравнения.

Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

Мифы об Алконосте, Сирине и Гамаюне

Легенды о мифических птицах в изначальном варианте до нас не дошли, но сохранилось множество пересказов и авторских версий. Они не всегда совпадают, поэтому я постараюсь представить наиболее часто встречающиеся.

Си́рин — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души, темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. Услышав пение Сирина, люди начисто теряют память и волю, и скоро обрекаются на беды и несчастья, а то и умирают, причем нет сил, чтобы заставить человека не слушать голос Сирина. В тех же источниках говорится, что Сирин не отрицательный персонаж, а скорее метафора искушения человека разного рода соблазнами.

В славянской мифологии Сирин – чудесная птица радости, удачи, славы. Прекрасное пение её вызывает у людей хорошее настроение, разгоняет печаль и тоску. В то же время только счастливому человеку дано услышать ее голос. Не всякий сможет и увидеть ее: она исчезает так же быстро, как слава и удача.

Читайте также:  Сухой остаток воды анализа воды

Во всех источниках только одно сходство: Сирин — это одна из райских птиц, имеющая человеческий облик. Даже само ее название созвучно с названием славянского рая: Ирий. Но, скорее всего, оно происходит от греческого «сирена».

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева, приносящая счастье. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Также она помогает путешественникам: несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину, делает его спокойным на семь дней. Но, когда из яиц вылупляются птенцы, начинается шторм.

В славянских сказаниях Алконост – птица грусти и печали. Услышавший пение этой птицы забывает обо всем на свете: имя, родных, дом. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

И снова сходство различных источников в одном. Алконост — жительница славянского рая Ирий. Всегда изображается полудевой – полуптицей. Да и название ее, скорее всего тоже происходит от древнегреческого «Алкион» («зимородок»).

Гамаю́н — в славянской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни, предвещающая будущее и пророчащая счастье тем, кто умеет слышать тайное. Хорошо известна присказка «Гамаюн – птица вещая». Гамаюн знает всё на свете, умеет управлять погодой. Считалось, что когда Гамаюн летит со стороны восхода, следом за ней приходит буря.

Летает в поднебесье, но живет в море. У нее женские лицо и грудь. Иногда ее изображают просто большой птицей, взлетающей их морских глубин.

Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь).

Первоначально образ пришел из восточной (персидской) мифологии. Изображалась птица с женской головой и грудью. В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн.

Анализ стихотворений А. Блока «Сирин и Алконост» и «Гамаюн – птица вещая»

Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
И, затаив в груди дыханье,
Перистый стан лучам открыв,
Вдыхает всё благоуханье,
Весны неведомой прилив…
И нега мощного усилья
Слезой туманит блеск очей…
Вот, вот, сейчас распустит крылья
И улетит в снопах лучей!
Другая – вся печалью мощной
Истощена, изнурена…
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна…
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над ее ветвистым троном
Нависло черное крыло…
Вдали – багровые зарницы,
Небес померкла бирюза…
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза…

В стихотворении говорится о волшебных птицах Сирине и Алконосте. Стихотворение написано в 1899 году. Поэту было 18 лет, он только что окончил гимназию, пережил первую, очень сильную юношескую любовь. Его поэзия в то время наполнена романтикой, молодостью, непринужденностью. Обращение к таким образам объясняется еще и тем, что поэт любил все славяно-русское и учился на славяно-русском отделении Петербуржского университета. Именно в этот период творчество А. Блока можно отнести к символизму – одному из литературных направлений XX века. Символисты для «построения» символа привлекали тексты, в которых есть нечто таинственное, мифы, в которых много загадок. Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным [2] .

Стихотворение логически разбито на две микротемы: первая – описание птицы Сирин, вторая – описание Алконоста. Стихотворение построено по принципу антитезы.

Сирин. Даже тем, кто не знает легенды о птицах Сирине и Алконосте, из строчек Блока становится понятно, что Сирин – светлая птица, воплощение счастья, радости, хорошего настроения, что увидеть ее дано не каждому, и что исчезает она так же быстро, как и появляется («…и улетит в снопах лучей!»). Говоря про Сирина, автор употребляет слова «счастье», «блаженство», «весна», «благоуханье» и другие. Все эти слова пропитаны счастьем, как и образ самой птицы.

Алконост. Описывая Алконоста, автор выбирает слова «печаль», «тоска», «рыданье», «стон» и другие. Тем самым он показывает, что Алконост – птица печали, что ее образ пропитан печальными чувствами, при виде ее «…в груди рыданье залегло…»

Густых кудрей откинув волны

Ямб с перекрестной рифмовкой АВАВ (встречается пиррихий).

Нечетная строчка – женская рифма (ударение падает на предпоследний слог), четная строчка – мужская рифма (ударение на последнем слоге).

Ямб, в отличие от хорея, более спокойный размер, позволяющий описывать образы. Использование ямба не случайно. Так стихотворение напоминает древнерусскую былину своей напевностью.

В стихотворении множество средств выразительности:

1) Эпитеты («густых кудрей», «полный взгляд», «неведомый прилив» — Сирин; «печалью мощной», «грудь высокая» — Алконост).

2) Метафоры («снопы лучей», «туманит слезой», «волны кудрей» — Сирин; «грудь полна тоской», «ветвистым троном» — Алконост).

3) Олицетворение («рыданье залегло» — Аконост).

4) Инверсии («бросает Сирин», «катится слеза»).

5) Звукопись. Аллитерация «В груди рыданье залегло». Повтор звуков [р] и [д’] создает эффект рыданья.

6) Лексика. Книжный стиль («благоуханье, «вседневной и всенощной», «троном», «зарницы, «бирюза» и другие). Многозначные слова, опорная лексика («нездешних», «неведомой» и т.д.) как некие знаки потустороннего мира.

7) Встречается цветопись («черное крыло», «багровые зарницы», «бирюза», «окровавленной ресницы»). Благодаря ей рисуются яркие зрительные образы, картины.

Идея. Птицы радости и печали – есть символ жизни. В этом стихотворении А. Блок возвеличивает жизнь. Для него жизнь – что-то высокое, таинственное, загадочное.

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью.

В стихотворении говорится о птице Гамаюн, которая вещает о будущем.

Период написания этого стихотворения совпадает с периодом написания предыдущего, поэтому причина обращения к образу Гамаюна совпадает с причиной обращения к образам Сирина и Алконоста. Это желание поэта в символических образах описать жизнь. Образы, имеющие конкретно-историческое объяснение, помогают приблизиться к тайным механизмам жизни.

Стихотворение из двенадцати строчек описывает деяния птицы Гамаюн. Говоря про птицу, автор употребляет слова «вещает и поет», «правдою», «прекрасный лик» и другие. Все это напоминает миф.

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Ямб с перекрестной рифмовкой АВАВ (встречается пиррихий).

Четная строчка – женская рифма (ударение падает на предпоследний слог), Нечетная строчка – мужская рифма (ударение на последнем слоге).

В стихотворение используются следующие средства выразительности:

1) Эмоционально – насыщенные эпитеты («бесконечные воды», «крыл смятенных», «злых татар» и другие)

2) Метафоры («закатом облеченных», «лик горит любовью» и другие)

3) Синекдоха («и трус, и голод, и пожар…»)

5) Лексика. Книжный стиль («пурпур», «смятенных», «предвечный», «уста» и другие)

Гамаюн – символ справедливости в жизни.

Таким образом, интерпретация мифа о райских птицах в поэзии А. Блока напрямую связана с символизмом, одним из художественных течений поэзии Серебряного века.

Символ изначально многозначен, это самый загадочный вид обобщения [3] . Наверное, поэтому стихи о райских птицах в творчестве молодого А. Блока и радуют, и зовут в мечту.

Анализ стихотворения В. Высоцкого «Купола»

Как засмотрится мне нынче, как задышится?!
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют – да все из сказок.

Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив – тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.

Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед —
Это птица Гамаюн
Надежду подает!

В синем небе, колокольнями проколотом, —
Медный колокол, медный колокол —
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом —
Чтобы чаще Господь замечал.

Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною —
Перед солоно – да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.

Грязью чавкая жирной да ржавою,
Вязнут лошади по стремена,
Но влекут меня сонной державою,
Что раскисла, опухла от сна.

Словно семь богатых лун
На пути моем встает —
То птица Гамаюн
Надежду подает!

Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, —
Если до крови лоскут истончал, —
Залатаю золотыми я заплатами —
Чтобы чаще Господь замечал!

В стихотворении В. Высоцкий рассуждает о жизни. Оно написано в 1975 году.

В этом году первый и последний раз пожизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в советском литературно – художественном сборнике.

В 1975 году Высоцкому 37 лет. Его стихотворения в тот период времени наполнены глубоким смыслом, горечью, характерными особенностями стихотворений людей, имеющих большой жизненный опыт. Автор наблюдает за жизнью с реалистической позиции.

О птицах автор пишет в трех первых четверостишиях. Причем в первом указывает на птиц в общем: «Птицы вещие поют – да все из сказок…», во втором говорит про Сирина и Алконоста (противопоставляя их друг другу), а в третьем «это птица Гамаюн надежду подает!»

Первые четверостишия посвящены сказочному – таинственным птицам. Далее автор рассуждает о будущем, о жизни, сравнивая птиц с происходящим (добро + зло +надежда).

В стихотворении используются следующие средства выразительности:

1)Олицетворения («колокол то ль возрадовался, то ли осерчал», «держава раскисла»)

2)Эпитеты («заветные струны», «великая да сказочная страна»)

3)Сравнения («Стою как перед великою загадкою»)

4)Метафоры («в синем небе, колокольнями проколотом»)

5)Антитеза («то ль возрадовался, то ли осерчал»)

6)Звукопись. Аллитерация «Грязью чавкая жирной да ржавою…» Повторение звуков [гр], [рж], [з’], [ч’] позволяет услышать шум от повозки, едущей по грязи. Представляется картина запустения.

7)Лексика. Разговорный стиль («скалится», «тоскует-печалится», «осерчал», «чавкая», «раскисла, опухла» и другие).

В. Высоцкий показывает свою душевную боль от таинственной загадки жизни. Выражает беспокойство, тревогу за будущее. Причем жизнь он тоже сравнивает с тремя птицами. Реалистический взгляд на мир объясняет и использование разговорного стиля в произведении, и иную, чем у А. Блока, интерпретацию образов райских птиц.

Сопоставление мифов со стихотворениями А. Блока и

4.1 Сопоставление мифа со стихотворением Александра Блока

источник

Набоков родился в 1899 году, когда среди талантливой плеяды поэтов, вступавшей в новый век, уже блистало имя Александра Блока, очаровывавшего столичную творческую молодёжь.В этом же 1899 году,после первых стихов, в коих «бушевала любви весна» и «бурное ненастье», появилось пророческое стихотворение «Гамаюн, птица вещая»:

«На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облечённых
Она вещает и поёт,
Не в силах крыл поднять смятенных..
Вещает иго злых татар,
Вещает козней ряд кровавых.

Не является ли это разгадкой, почему Набоков, прежде чем стать «светилом» на литературном небосклоне, назвался «вещей птицей Сириным», тем самым объявив себя его преемником.

Несомненно, влияние поэзии Блока на привлекающую к себе и по сей день прозу Набокова начинается с выбора им псевдонима. Это говорит о глубоком интересе к творчеству Блока, об увлечении символизмом, как творческим методом. Став Сириным, «сладкогласной певуньей», которой заслушался некогда монах, не заметив, что пронеслось несколько столетий, и – райская птица преображается вдруг в ухающего ночного хищника, прозванного в народе – пугач, то есть в «вещую птицу гамаюн» Блока.

Так Набоков начал передавать «неуловимое» в своих произведениях. Так он ответил на потрясшие мир события в России», заявив о понимании сложной судьбы Блока.

Возможно, Набоков не во всём был согласен с Блоком,но поэзия Блока вдохновляла, философия вела за собой, подсказывала темы для его прозы. Ему будто судьбой и историей было назначено высветить всё лучшее в Блоковской поэтике.

Читая прозу Набокова, замечаешь тот же, как у Блока, «вещий мир», размытую иллюзорность и реальность – попеременно торжествующие друг над другом.

Как в «Незнакомке» Блока,где в первой части показан реальный безрадостный мир, противопоставляемый идеалу, та же профессиональная творческая тема, тема писательства, в «Приглашении на казнь» Набокова — со стороны языка, стиля и даже содержания романа ничто иное,как борьба символизма и реализма.

Эта же тема продолжается и в «Защите Лужина» Не случайно некоторые критики утверждают, что суть творчества Набокова – феномен языка, а не идей, проблема языка, оторванного от жизни, что «писатель пытается колдовскими усилиями заменить эту жизнь». Однако никто не доказал это. У Набокова в его огромном наследии достаточно всего: и слёз, и жизни, и любви.

Мотивы поэтики Блока часто просматриваются в романах и рассказах Набокова. Так в романе «Ада» имя отца героя – Демон, этот выбор восходит не только к Лермонтову, в поэме Блока «Возмездие» прозвище отца тоже «Демон». – «В эту семью явился некий «демон». Это невозможно не заметить и далее. Вторая глава «Ады» должна быть посвящена «сыну этого демона» – наследнику его мятежных порывов и болезненных падений». В третьей главе мы видим, в какую бездну упал человек, что сталось с «блестящим Демоном». У Блока в стихах отсылка к врубельскому павшему Демону: «Ты слышишь сбитых крыльев треск», «И, может быть в преданиях тёмных// Его слепой души в потёмках. //Хранилась память глаз огромных// И крыл изломанных в горах»

Набоков как бы подхватывает и развивает в своей прозе мысли и настроения Блока. Заметим сразу – у прозы больше возможностей, поэтому мир Набокова шире глубже и если хотите «страшней». Вот свидание, данное в стихах Блока:
«Но если б пламень этой встречи
Был пламень вечный и святой,
Не так лились бы наши речи,
Не так звучал бы голос твой!
Ужель живут ещё страдания,
И счастье может унести?
В час в час равнодушного свиданья
Мы вспомним грустное – прости…

Это стихотворение Блок посвящает К. М. Садовской, которая была его «первой любовью». В романе Набокова «Приглашение на казнь» описано свидание узника Цинцинната, приговорённого к казни, с его матерью. Казалось бы, никакого сходства не должно быть, но там и там всё ненастоящее, равнодушие и пошлость.

«Маленькая» женщина всё время что-то беспечно лепечет о себе.
……………………………………
– Зачем вы пришли? – спросил Цинциннат, шагая по камере. – Ни вам этого не нужно ни мне. Зачем? Ведь это дурно и неинтересно. Я же отлично вижу, что вы такая же пародия, как все. И если меня угощают такой пародией на мать… Но представьте себе, например, что я возложил надежду на какой-нибудь далёкий звук, как же верить в него, если даже вы обман. …..
……………………
Выслушав упрёки сына, мать опять заговорила:
– Сейчас васильки во ржи, … «и всё так чудно, облака бегут» … «…мне всё трын-трава, у меня любовники, я обожаю ледяной лимонад…» …..
– Зачем это всё? Неужели вам неизвестно, что на днях, завтра, может быть…

Всё это страшнее «страшного мира», Блока где «Под шум и звон однообразный,// Под городскую суету» поэт уходит «В метель, во мрак и в пустоту».
Ибо в прозе романа – эстетизирующий мир эгоизма, поругание материнства, пошлость и инцест. Отсутствие взаимопонимания между близкими людьми, ненависть и презрение сына к нищенке матери. И даже Марфенька, беспутная жена Цинцинната, (его воспоминание о молодости) с которой он так ждал свидания, беспокоится лишь о себе, умоляет его отказаться от убеждений.

Сплошной цинизм, (Цинциннат! – другого имени не нашлось герою). Человека вот-вот казнят, он прислушивается к шагам палача, в мозгах один вопрос – когда?! (Не будет, думается, преувеличением, если считать вопрос «когда?» – глобальным, этот вопрос вечно задаёт себе человечество). А вокруг все (хотя все они существуют в его воображении, но ведь именно так в жизни: каждый занят собой) да все добры, вежливы, угощают его сладостями, попутно совершают предательство. И в этих условиях Цинциннат пытается писать дневник, господа…

Читайте также:  Схемы подачи воды и их анализ

И – вновь вышла наружу тема писательства, в таких условиях мы живём, и так создаются книги, – говорит Набоков.
Это и есть реализм! Однако многим казалось, что Набоков высокомерно отвергал реализм, видел в словесном искусстве главным образом блистательную и «бесполезную игру ума и воображения». А разве можно говорить о нашей жизни иначе? Как бы в ответ на осуждения его метода «мистификации, игры и мнимых галлюцинаций»
Всё это перекликается с творчеством Блока, который показывал, как реальная жизнь затмевает поэзию, мечту, ему приходится лавировать между реализмом и символизмом. И он с ненавистью обращается к реализму:
как в первой части «Незнакомки»:

Там дамы щеголяют модами,
Там всякий лицеист остёр —
Над скукой дач над огородами,
Над пылью солнечных озёр.

Чего же жду я очарованный
Моей счастливою звездой.

Средь этой пошлости таинственной,
Скажи, что делать мне с тобой —
Недостижимой и единственной,
Как вечер дымно-голубой?
И вместе с тем Блок, отстаивает право на свободу творчества заявляя:

«В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!»

Несмотря на то, что Набоков в своих произведениях и в жизни, будто и «не преследовал никаких социальных целей, не внушал никаких моральных уроков», в чём признавался сам, ему не удалось уйти от вопроса – что ждёт нас в будущем? Вопрос, концепция которого представляет собой мистический закон – « уничтожения и возвращения», по-разному звучавший с древних времён, в философии Шопенгауэра и Ницше, в творчестве Пушкина, Лермонтова. И здесь без влияния Блока не обошлось. Не вдаваясь в сложные теоретические подробности, вспомним лишь стихотворение Блока:

«Ужасен холод вечеров,
Их ветер бьющийся в тревоге,
Несуществующих шагов
Тревожный шорох на дороге.
Холодная черта зари –
Как память близкого недуга
И верный знак, что мы внутри
Несуществующего круга».

Набоков и к этой проблеме несколько отнёсся с иронией. В рассказе Набокова «Круг» слово «круг», кроме названия, нигде в содержании не встречается, просто композиция рассказа представляет собой – круг. Рассказ начинается фразой «во вторых…» и заканчивается словами «во первых…». Но не в этом дело, у Набокова многие рассказы построены виртуозно.
Главное – здесь прячется и философия «несуществующего круга»:

«Вдруг Инокентий почувствовал: ничто-ничто не пропадает, в памяти накопляются сокровища, растут скрытые склады в темноте, в пыли, – и вот кто-то проезжий вдруг требует у библиотекаря книгу, не выдававшуюся двадцать лет». … Последние слова напоминают о цикле стихов Блока «Через двадцать лет», посвящённом женщине, как и рассказ Набокова «Круг». Создаётся впечатление, что мы постоянно наталкиваемся на подсказку, как специальный приём. Писатель, будто заманивает читателя, подсмеиваясь над ним.

Как же Набоков решает проблему «возвращения» в рассказе? Его герой Инокентий испытывает «ужасное беспокойство» по нескольким причинам: «Во-первых, потому что Таня оказалась такой же привлекательной, такой же неуязвимой, как некогда. Но рассказ начинается: «Во-вторых, потому что в нём разыгралась бешеная тоска по России». …. Никакого надрыва или трагедии. Одна грусть, но «какая грусть!»: Ведь «поднялось всё прошлое!». Проблема решается ни где-то, ни когда-то, а здесь, всё замыкается на человеке, на его личности. Наверно это правильно…

Также и в «Защите Лужина», но не «круг», а хитросплетённый Набоковым «кокон человеческой психологии». Игра превращает Лужина в одинокого шахматного маньяка. Игра его бесцельна как неосознанное бытие. Ему не нужен выигрыш. Он хочет познать игру саму по себе, но всё до конца познать невозможно, как и саму жизнь, которую так пытаются разгадать писатели.

Игра губит Лужина, как губит всякого, чье мышление намертво приковано к Вещи, неважно к какой. Этим пользуются другие. Выигрыш нужен Валентинову, он как демон, как дьявол, соблазняет и возвращает Лужина к игре, загоняя его в тупик. В конце концов, Лужин гибнет. Трагедия? Но всё несчастье в понимании недостижимости результата. Это плата за понимание, за знания, хотя, если отодвинуться от чего-то, со стороны покажется всё иначе.

Остаётся сказать в заключение: О Набокове писали: М. Ю. Лотман, Джулиан В. Коннолли, Ю. Левин, В. Александров и многие, многие… Русские классики прошлого века высказывались о нём. Он один из «модных» писателей сегодня. Сдаётся, спор о Набокове только начинается, потому что влияние его стилистики легко обнаруживается в современной «элитарной» литературе.
Замечательно, глубоко символично, что Блок и Набоков были и долго ещё будут волновать умы незабвенным искусством.
Два талантливейших феномена, две разные судьбы – одна любовь к литературе, к искусству слова

источник

Прием ассонанса, направленный на усиление выразительности стихотворной речи, также используется в создании звукописи. Ассонанс (от франц. assonance — созвучие) — это многократное повторение в стихотворении однородных гласных звуков. Нами отмечено, что рисунок гласных звуков подсвечивает мысленную картину, создаваемую смыслами и образами. Иногда в неточной рифме согласные звуки не совпадают, а гласные — совпадают.

Исследователь Б.С. Локшина изучала ассонансность поэзии Блока [46]. Она отметила, что Блок часто использовал этот прием в своей поэзии. Гласные — это та влага, которая придает его стихам текучесть. К примеру, в стихотворении «Обман» (5 марта 1904) звучание построено на перекликающихся гласных. Ассонанс звуков [о] и [э] помогает поэту нарисовать картину поворотного мига:

В пустом переулке весенние воды

Бегут, бормочут, а девушка хохочет.

Будто издали невнятно доносятся звуки. [9].

Стих Блока — погружение в стихию «напевности» поэтической речи. В рифме важную роль играет не произношение, а произнесение. К. Чуковский заметил, что мелодия стиха Блока строится на гласных — это музыка любви и счастья. Музыкальное звучание поэтической речи — тоже способ информации, т.е. содержания. Звуковое совпадение при смысловом различии определяет богатое содержание. Музыкальное звучание рифмы — производное не только от фонетики, но и от семантики [53].

Ассонанс звука [э] создает ощущение рождения грёз о несбыточном. Перепевание звука используется для передачи монотонности, мягкости, текучести:

На полях в созревающем хлебе

Червячок засветил и потух.

(«Ещё бледные зори на небе», 17 ноября 1902) [9].

Ассонанс достаточно широко используется для создания неточной рифмы. Ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, который придает особый колорит художественному тексту, особенно поэтическому.

В поэзии используются разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи. Поэты стремятся к достижению звукового подобия лексики, отбирая слова, в которых повторяются одни и те же или похожие звуки, целые созвучия. Однако было бы неверно думать, что звуковые повторы — обязательная принадлежность поэтической речи [25].

Примеры фонетической анафоры, выражающейся в повторе гласного звука [и]:

(«Я вышел. Медленно сходили», 1901) [9];

И белый конь ко мне несется.

И на пустом седле смеется.

(«Я вышел в ночь — узнать, понять», 6 сентября 1902) [9].

Примеры фонетической анафоры, выражающейся в повторе согласного звука [в]:

«Входить на сумрачные хоры,

(«Люблю высокие соборы…», 8 апреля 1902) [9];

Нашепталась мне сказка косматая,

Нагадал заколдованный луг.

(«Загляжусь ли я в ночь метелицу…», 12 ноября 1902) [9]

У Блока встречается лексическая анафора (повторение одинаковых слов). Примеры в поэзии А. Блока:

Затянут в бездну гибели сердечной,

Я — равнодушный серый нелюдим.

Толпа кричит — я хладен бесконечно,

Толпа зовет — я нем и недвижим.

  • («Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет…»,
  • 23 февраля 1899 года) [9].

Две последние строки в данном стихотворении начинаются со слова «толпа», которое повторяется дважды, создавая более ритмичный слог. Повтор слова «я» указывает на индивидуализм, который имеет мрачный, упадочный характер. Перед глазами возникает образ одинокого, чуждающегося людей, уходящего от них поэта. К.Д. Вишневский пишет, что ритмическая организация, рифма, всевозможные созвучия, паузы в поэзии облекаются в звучащий стих, вместе с содержанием оказывают на нас сильное воздействие и делают мысль поэта более выпуклой и запоминающейся [16, с. 130].

В блоковском «Двойнике» столкновение двух миров в душе человека показано как смена музыкального (юноша) и антимузыкального («стареющий юноша»). Музыкальный напев соотносится с воспоминаньем о чистой, высокой любви: Где и она когда-то отдыхала, // Где ты вздыхал о тайнах бытия. («Двойнику», 27 декабря 1901) [9].

Ветер хрипит на мосту меж столбами,

Черная нить под снегами гудёт.

Чудо ползет под моими санями,

Чудо мне сверху поёт и поёт.

(«Ветер хрипит на мосту меж столбами», 28 декабря 1903) [9];

Ты с каждым часом хорошела.

Сквозь тихое журчанье струй,

Сквозь тайну женственной улыбки

Просились в сердце звуки скрипки.

(«Мы были вместе, помню я. », 9 марта 1899) [9].

Музыкальные фразы в песне повторяются, чередуются, так и хочется сказать «рифмуются» — как строки в стихотворении. А строки в стихотворении в свою очередь — аналоги музыкальных фраз [1]. Музыкальность стихотворной речи достигается посредством использования звуковой эпифоры — повторения конца стихотворения, например, в стихотворении А.А. Блока «Я вырезал посох из дуба…» (25 марта 1903): Одежды бедны и грубы, О, как недостойны подруги! [9].

Исследователь Краснова Л. отмечает, что «широко представлена у Блока и внутренняя рифма, создающая неповторимую мелодию его стихов, углубляющая конечные созвучия» [44]. Внутренняя рифма — это сочетание ассонанса, аллитерации и слоговых повторов внутри строк. Это мощный инструмент формально-слоговой целостности, цельности текста. Внутренняя рифма обладает теми же свойствами и имеет те же типы, что и слоговой повтор, но отличается от него тем, что повторяются не просто отдельные слоги в словах, но и целые слова с отдельными перестановками слогов или букв [46].

Блок использует неточные рифмы, усеченные рифмы. Внутренние замещения необычны, т.е. Блок разрушает звуковые закономерности, естественно сложившиеся в русской неточной рифме. Примеры:

(«Медленно в двери церковные…», 17 октября 1901) [9];

Мне снилось, что я не один.

Под утро проснулся от шума

(«Мне снились веселые думы…», 11 марта 1903) [9];

Росы вечерней красным светом,

Далекий голос песнь рассвета. («Я шел к блаженству. Путь блестел…»,

Назначение звукописи в художественном плане может заключаться в простом создании музыкального звучания речи, гармонии. Без ущерба логической стороне речи такое использование звукописи эстетически оправдано. Особую красоту речи придает стройное повторение созвучий, отдельных согласных, слов.

Р.Р. Чайковский полагает, что о звукописи может идти речь только в том случае, если звуковая инструментовка текста нацелена на усиление тех или иных аспектов его смыслового содержания и создание определенного эмоционального состояния читателя [19, с. 118].

Блок не любил слушать свои стихи и говорил, что пишет их не для произнесения, а для чтения. Звукопись является проводником смысла. В данном контексте звукопись употребляется в значении соответствия звукового состава фразы изображаемому. Повтор согласных или гласных в стихотворениях помогает читателю представить какую-либо картину или услышать какой-либо звук.

В основе ассонанса обычно оказываются только ударные гласные звуки, т.к. в безударном положении гласные изменяются. В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс.

Ранняя лирика Блока наполнена мистико-религиозной символикой. Гласный звук [о], повторяясь, передаёт противопоставление себя и своего пути миру толпы:

художественный звукопись лирика блок

(«Пока спокойною стопою…», 28 ноября 1899) [9, с. 26]

«Перекличка» гласных и согласных звуков отличает речевые отрезки, которые разделены паузами, будто слышится вздох, т.к. сочетание звуков [д], [о], [х] создает иллюзию вздоха.

А. Блок добился взаимопроникновения разных видов творчества — музыки звуков, поэзии слов и красок живописи, гармонии их слияния. В своих исследованиях, помимо содержательного компонента звука, А.П. Журавлев усматривает связь между звуком и цветом. Он говорит о частотности использования тех или иных звуков для создания определенных звукоцветовых ассоциаций. В стихотворении А. Блока «Гамаюн, птица вещая» (23 февраля 1899) гамма красок картины В. Васнецова описывается словами в стихотворении, поддерживается содержательной музыкой звуков. Поэт описывает картину В. Васнецова:

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Не в силах крыл поднять смятенных.

Вещает казней ряд кровавых,

Злодеев силу, гибель правых.

Прекрасный лик горит любовью,

Расчет звукоцвета показал, что в стихотворении среди гласных наиболее заметно доминируют «красные» А и Я, затем «темный» Ы и «темно-зеленый» У. Но и словами создана та же цветовая картина: пурпур заката, кровавые казни, пожар, кровь. Зловещие темно-красные тона различных оттенков подчеркивают трагические пророчества, к несчастью сбывшиеся затем в полной мере. Ясно, что звуковая и словесная цветовые гаммы находятся в полном взаимном соответствии.

Экспрессия звуковая в поэтических текстах может быть как ярко выраженной, так и ослабленной, или сниженной. На данное явление влияет насыщенность звуковой ткани более предсказуемыми или менее предсказуемыми элементами, информативность и выразительность всей звуковой структуры. По мнению А.П. Журавлева, в поэтических произведениях содержательность звуков используется как особое изобразительно-выразительное средство, помогающее «теснее слить форму с содержанием» [31, с. 89], выразить содержание полнее, ярче. Необходимо учитывать при анализе произведений ритм, как пульс стиха; рифму, придающую стихотворениям особое звучание. Эти компоненты очень сильно влияют на реализацию содержательности звуков, потому что «опорные» звуки ритма, и, прежде всего, ударные гласные, более информативны в стихе; а звуки, образующие рифму, подчеркнуто содержательны.

Строки А. Блока: Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принес издалёка Звучные песни твои («Ветер принес издалёка», 29 января 1901) [9] звучат протяжно, свободно, напевно. Этот эффект создает ассонанс — повторение одинаковых гласных звуков, облагораживающее поэтическую речь. Эмоционально-зрительные образы, которые рождаются благодаря этому поэтическому приёму, ярки, сильны, реально ощутимы; создается эффект присутствия, детализации.

Фонетическая сторона речи очень важна в поэтическом тексте. При чтении «Фабрики» (24 ноября 1903) Блока первая же фраза с ассонансом [о] создаёт какое-то болезненное напряжение, неприятное и зловещее: «В соседнем доме окна жолты…». Далее, по мере погружения в поэтический текст, атмосфера унынья и беспросветности усиливается:

Заданный изначально правильный тон помог Блоку раскрыть тему и идею произведения не только на образном, смысловом уровне, но и через звуковую оболочку ключевых слов. Какой вывод можно сделать из приведённых примеров? Такой, что ассонанс является сильнейшим средством поэтической языковой выразительности, как прием создания звуковой экспрессии, напряженной и яркой.

Ассонанс играет ещё и организационно-определяющую роль. Ведь определённое количество гласных создаёт ритмический рисунок строк в отдельности и стиха в целом. В этом плане ассонанс можно сравнить с ударными инструментами в музыке. Кроме того, явление звукописи взаимосвязано с долготой гласных звуков.

«Я вышел в ночь — узнать, понять

Далекий шорох, близкий ропот,

Поверить в мнимый конский топот…

Среди дрожащих лунных пятен

Далёко, звонко конь скакал,

И легкий посвист был понятен»

(«Я вышел в ночь — узнать, понять…», 6 сентября 1902) [9]

Окрашенность гласных в определённые настроения не является постоянной. Окружение других звуков оказывает на них своё влияние. Примерные рифмы придают ритму и движению стиха определённую динамику, энергию. И одновременно могут помочь передать, например, состояние душевного разлада, диссонанса, раздвоенности и даже отчаяния, которые переполняют автора и его лирического героя.

Таким образом, Блок часто использовал прием ассонанса в своей поэзии. Под ассонансом понимают особый литературный прием, который заключается в повторении гласных звуков в том или ином высказывании.

Художники и мастера слова прибегают к звукописи не только в эстетических целях, но и для решения более сложных стилистических задач. Поэты могут привлекать звукопись для выполнения в поэтической речи серьезной смысловой функции. Помимо смысловой функции, звукопись может функцию звукового образа. При этом в приемах звукописи находит отражение развитие темы, сюжета, звуковая окраска художественных образов и т.д. Средствами звукописи могут выступать благозвучие или неблагозвучие стихотворной речи. Как прием усиления звуковой выразительности стихотворений используется звукоподражание. Также звукопись в поэзии может выполнять выразительно-изобразительную и эмоционально-экспрессивную функции, при которых образные выражения получают особую экспрессию. Как выразительное средство используются звуковые повторы в современных заголовках журнальных и газетных статей. И в данном случае назначение звукописи заключается в привлечении внимания.

источник