Меню Рубрики

Анализ чтения детей по теме

Обучение чтению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (от 5-6 до 10 лет). Диагностика чтения (способа, темпа, понимания и выразительности).

Далеко не все дети легко овладевают чтением, это объясняется множеством причин. Автоматизация навыка — это сложный процесс, он редко происходит сам собой. У разных детей он длится от 1 года до 3 лет, а в случае возникновения трудностей — до 5-8 и более.

Для того чтобы определить характер трудностей у вашего ребенка, выделим компоненты навыка чтения, которые отражают его успешность или неуспешность.

Ребенок в ходе освоения навыков чтения проходит несколько этапов.

1. Сначала он запоминает образ буквы и сопоставляет его со звуком — слоговой способ чтения.

2. Затем учится слиянию звуков в слоги — чтение по слогам и целым словом.

3. Потом овладевает слиянием слогов в слова — чтение целым словом и по слогам. Постепенно ребенок начинает читать целыми словами и группами слов. Дальнейшая задача — сделать это умение устойчивым, довести его до навыка, а впоследствии и до автоматизма.

Каждый этап — это ступенька лесенки, по которой поднимаются дети. Они по-разному справляются со своей задачей: кто-то быстро переходит со ступеньки на ступеньку, кто-то подолгу задерживается на каждой. Но никто не может перескочить через ступень, все последовательно проходят эти уровни. И на каждом этапе можно и нужно работать над правильностью чтения, добиваясь безошибочного произнесения букв, слогов, окончаний, слов и так далее. Естественно, на каждой «ступеньке» специфика работы будет иметь свои особенности.

Темп чтения напрямую зависит от той «ступени», на которой в данный момент находится ваш малыш. Чем менее совершенен способ чтения, тем медленнее читают дети. Для тех, кто стоит на первых ступеньках, чтение представляет наибольшую трудность. Поэтому низкая скорость чтения для них естественна. Скорость показывает не только умение ребенка читать отдельные слова, но и то, насколько ребенок понимает смысл прочитанного: чем выше скорость, тем выше уровень понимания. Существуют определенные нормативы скорости чтения для школьников.

— К концу первого полугодия первого класса каждый ребенок должен владеть, как минимум, плавным слоговым чтением со скоростью 30-35 слов в минуту.

— К концу первого класса нормативный темп чтения возрастает до 45 слов в минуту. Это минимальный показатель, которому соответствует оценка «удовлетворительно». Отличник должен прочитать за минуту 50-55 слов. Короткие слова ребенок должен читать целиком, не деля на слоги, длинные — по слогам.

— Темп чтения во втором классе должен составлять на конец первого полугодия 55 слов в минуту, а к окончанию учебного года — 60-70. Читать следует целые слова, а по слогам — только особенно длинные.

— И наконец, в третьем классе скорость чтения к концу первого полугодия должна составлять 75 слов в минуту, к концу года — 90. Читать нужно целыми словами и без ошибок, то есть без пропусков, замен и повторов букв, слогов, слов, с правильной постановкой грамматических и логических ударений. Кроме того, оценивается понимание прочитанного и умение кратко пересказать содержание. От показателей скорости зависит отметка. Чем ниже скорость, тем ниже оценка. Образно говоря, ученик в начале своей читательской дороги представляется водителем автомобиля, а педагог — инспектором ГИБДД, карающим не за превышение скорости, а, наоборот — за медлительность.

Для того чтобы с уверенностью сказать, что ребенок овладел навыком чтения, недостаточно высокой скорости чтения. Это отнюдь не главное. Гораздо важнее, чтобы ребенок понимал каждое слово текста и его смысл в целом. Для этого необходимо, чтобы ребенок обладал соответствующим его возрасту словарным запасом, а также умел грамотно строить грамматически правильные конструкции. Таким образом, глубина понимания определяется не только способом и темпом чтения, но и общим уровнем развития речи. При этом чтение и речь — две стороны одной медали: чем больше читает ребенок, тем лучше развивается речь; чем лучше развита речь, тем серьезней и глубже понимание прочитанного.

Особую роль в понимании содержания играет выразительность. Недаром дети так любят, когда им с выражением читают вслух. Эмоционально окрашенное чтение способствует более глубокому и детальному осознанию текста, его нюансов и сюжетных поворотов. Но научиться читать выразительно — достаточно сложная для ребенка задача. Полноценная выразительность возможна только тогда, когда техника чтения доведена до автоматизма.

Однако и на ранних этапах обучения можно и нужно обращать внимание на то, насколько эмоционально ребенок читает. На начальном этапе освоения техники чтения нужно следить за громким и внятным произношением, поначалу бессмысленно требовать большего. Однако постепенно задача будет усложняться: нужно будет помочь ребенку найти нужные интонации, правильно использовать паузы, расставлять логические ударения. Справиться с этой непростой задачей помогут знаки препинания.

Требования школьной программы к выразительности:

— К концу первого класса ученик должен уметь соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого, и паузы, диктуемые знаками препинания в предложениях.

— К концу второго класса требуется соблюдение правильной интонации в конце предложения, а также соблюдение пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания. Кроме того, ребенок должен выделять при чтении слова, несущие большую смысловую нагрузку.

— К концу третьего класса выразительное чтение предполагает умение находить интонацию (темп, логическое ударение, паузы, тон), соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности.

Вы хотите определить, на каком этапе освоения навыка чтения находится ваш ребенок? В этом вам поможет следующее тестовое задание. Ниже приведены 3 текста, каждый из которых ориентирован на определенный способ чтения.

Текст №1 предназначен для детей, находящихся на этапе формирования послогового способа чтения.

Текст №2 — для детей, совершенствующих свой навык чтения.

Текст №3 — для детей, уже умеющих читать большую часть слов синтетическим способом, то есть целым словом.

Выберите тот текст, который, по вашему мнению, соответствует умениям ребенка и предложите ему прочитать его. Если в процессе чтения вы увидите, что выбранный вами текст слишком прост или, напротив, слишком труден для вашего ребенка, попробуйте усложнить/облегчить его задачу, выбрав другой текст из числа предложенных.

Текст 1. Лиса и волк (отрывок)

Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
— Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.
Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошёл, а лисичка лежит, как мертвая.
— Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.
Взял дед лису и положил её на воз, а сам пошёл вперёд.
(Русская народная сказка)

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отворачивалась. Позвали меня.
— Лада, — сказал я, — надо поесть.
Она подняла голову и забила хвостом.
Я погладил ее. От ласки жизнь заиграла в ее глазах.
— Кушай, Лада, — повторил я, пододвинув блюдце поближе.
Она потянула нос к молоку и залакала.
Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ее жизнь.

Подведем итоги нашего исследования.

Если для соотнесения буквы со звуком и складывания звуков в слог ребенку требуется время, паузы между слогами достаточно длинны и общий темп чтения очень медленный, значит, ваш ребёнок находится на этапе послогового чтения.

Рекомендации по совершенствованию навыка чтения:

1. Если вы определили, что ваш ребенок находится на этом этапе овладения чтением, непосредственно переходите к занятиям 1-5 (раздел «Работа на этапе послогового чтения»), которые не только совершенствуют навык слогового чтения, но и включают в себя упражнения на развитие мыслительной деятельности, самоконтроля, самооценки, положительной мотивации — всей личностной сферы ребенка.

2. Обратите внимание на то, с какими трудностями сталкивается ребенок. Возможно, они сугубо индивидуальны или, напротив, характерны для большинства детей, находящихся на этом этапе:

— ребенок нетвердо знает некоторые буквы, путает внешне похожие;
— пользуется так называемым побуквенным способом чтения, поскольку у него не сформировались представления о звуковом образе слова: «Пэ-А, Пэ А — получается «папа»,
— неправильное или нечеткое произношение читаемых слов;
— низкий уровень самоконтроля;
— малое поле зрения

Переход от послогового чтения к чтению целым словом.

Если ваш ребенок читает короткие слова быстро и целиком, а длинные все еще членит на слоги; темп чтения очень неровный — то довольно быстрый, то медленный, — значит, он находится на переходном этапе от послогового чтения к чтению целым словом. Неравномерность темпа чтения в этом случае зависит от того, что сам процесс чтения становится иным. Он начинает включать в себя довольно сложные мыслительные действия, такие как мысленное объединение слогов в слово, осознание его значения, осмысление способа прочтения слова.

Рекомендации по совершенствованию навыка чтения:

1. Если ваш ребенок находится на этом этапе, переходите к работе по конспектам занятий 6- 10 (раздел «Работа на этапе чтения слогами и целым словом»). При этом помните, что скорость и объем чтения надо наращивать постепенно, учитывая возможности ребенка, чтобы потом не пришлось исправлять ставшие привычными ошибки.

2. Обратите внимание на те сложности, которые могут возникнуть или уже возникли у вашего ребенка на этом этапе. Сравните их с наиболее распространенными:

— ребенок неправильно догадывается о следующем слове, отличается низким уровнем развития смысловой догадки.
— «излишняя торопливость», быстрый темп чтения, при котором страдает и правильность, и понимание, и выразительность.

Если же от ребенка слишком рано начинают требовать обязательного чтения целыми словами, он может выработать у себя навык так называемого «чтения двойным способом»: темп становится чрезвычайно медленным, так как каждое слово сначала по слогам составляется в уме и лишь потом произносится вслух. Ребенок продолжает читать орфографическим способом.

Если ваш ребенок уже приближается к полноценному синтетическому способу чтения, то есть по слогам читаются только наиболее сложные слова, значит, он находится на этапе «целое слово — слог».

На этом этапе послоговое чтение некоторых слов может быть вызвано следующими трудностями:

— техническими — стечение согласных, наличие четырех слогов в словах;
— семантическими — смысл слов не совсем понятен;
— слово содержит и смысловой, и технический барьер, и прочитать его целиком не может и бегло читающий ребенок.

Рассмотрим эти трудности поподробнее на примере конкретных слов из текста №3. В нем есть:

1. Слова, смысл которых не совсем понятен ребенку: НАЕДИНЕ, ВЗБРЕДЕТ, ПРОЦЕДУР.

2. Слова, которые, в принципе, понятны, но редко употребляются в повседневной речи: ОБИТАТЕЛИ, ГОЛОВУШКУ, ЦЕЛЕБНЫМ.

3. Слова со стечением двух и более согласных: ВЫТВОРЯЮТ, КУПАЮТСЯ, ДОЖДЕВОЙ, СЫРОЕЖКУ, КРАЕШКЕ, ПЛЕСКАТЬСЯ. Особое внимание необходимо обратить на возвратные глаголы с окончаниями «-тся» и » -ться». Ведь они произносятся иначе, чем пишутся: пишем «тся» или «ться», говорим «ца».

4. Слова, содержащие четыре слога: ВЫТВОРЯЮТ, КУПАЮТСЯ, ЗАГОРАЮТ, ГОЛОВУШКУ, СЫРОЕЖКУ. Все эти трудности создают барьер и тормозят скорость чтения на этапе чтения целым словом.

Чего только не делают обитатели леса наедине. Вытворяют, что только в головушку взбредёт. Играют, поют, танцуют. А то купаются и загорают, как этот лягушонок. Нашёл сыроежку с дождевой водой и давай в ней плескаться, словно в тазу. А теперь сидит на краешке и загорает. Дышит целебным воздухом. После водных процедур принимает воздушные ванны. (По Н. Сладкову)

Рекомендации по совершенствованию навыка чтения.

На этом этапе необходимо работать не только над техникой чтения, но и над расширением словарного запаса вашего ребенка. Прием для работы с трудными словами вы найдете в разделе «Учимся читать правильно», а рекомендации по обогащению словаря — в разделе развитие речи (упражнения). Занимайтесь также и по конспектам занятий 11-15 (раздел «Работа на этапе чтения целым словом и по слогам»).

источник

Описание материала: Анкетирование предназначено для родителей детей средней группы, для старших дошкольников.

Цель: выяснение отношение родителей к семейному чтению.

— Определить роль родителей в развитии интереса семейного чтения детей.

— Выявить проявляют ли интерес к художественной литературе и журналам.

— Воспитывать бережное отношение к книге.

Анализ анкетирования: Родители должны были ответить на 21 вопрос анкеты. В анкетировании приняло участие 23 родителя.

Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что не все родители читают детям книги. Чаще читают по инициативе ребенка.

На 1 вопрос «На ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?» — большинства родителей ответили, что необходимо вдохновлять у детей интерес к книгам и картинкам все 100 %.

На 2 вопрос «По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?» были даны такие ответы: вместе с ним читать, заинтересовать книгой, покупать больше новых книг, читать книги каждый день.

На 3 вопрос: «Семейное чтение – это. «: 2 семьи (9 %) ответили, что литература, интересующая всех членов семьи или её части. 8 семей (34 %) ответили — семейное чтение – это обсуждение, прочитанное всей семьей или некоторыми членами. Для 12 семей (52 %) стало, это чтение вслух, интересующее всех членов или отдельную группу семьи, которое содействует познавательному развитию личности ребенка, а также является одной из форм – досуга.

На 4 вопрос: «Внимательно ли с удовольствием слушает ваш ребёнок, когда ему читают вслух?» Все родители ответили утвердительно – Да. Все родители желают, чтобы их ребёнок подружился с книгой и любил слушать их с большим интересом.

На 5 вопрос «Задаёт ли Ваш ребёнок вопросы, если ему непонятны слова, или какая либо ситуация в произведении». Для 17 семей (74 %) дан был ответ «да». 3 семьи (13 %) ответили, редко задаёт вопросы. Остальные ответили, редко любит, чтоб его слушали и чтобы он отвечал на вопросы. Сама по ходу чтения объясняю ребёнка.

На 6 вопрос: «В состоянии ли он рассказать историю, описать какой – либо случай, произошедший с ним?». 17 семей (74 %) ответили утвердительно «да». 3 семьи (13 %) ответили «нет». А остальные ответили: часто пересказывает мультики или отрывки из книг. Кратко повторяет предложения, ранее произнесенные.

На 7 вопрос: «Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?», 18 семей (78 %) обсуждают прочитанное, стремятся пересказать прочитанное, выделить то, что им понравилось. Для 5 семей (22 %) детей делятся своими эмоциями, приобретенными от чтения, просмотра кинофильма с другими. Обсуждают поступки героев и их поведение.

На 8 вопрос: «Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на Вас неизгладимое впечатление?». Этот вопрос многих родителей заставил задуматься, а некоторые с большим трудом упоминали свои любимые книги детства. В результате были названы следующие произведения: «Тимур и его команда» А. Гайдар. Рассказ «Честное слово», «Маленький принц», «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», сказки Братьев Гримм, «Королевство Кривых зеркал» В. Губарев, «Покоритель зари или плавание на край света», «Король Лев», «Алиса в стране чудес», стихи Маршака, «Чиполино», «Бемби», «Незнайка», «Карлсон», «Пепин длинный чулок», «Волшебник Изумрудного города», «Дети подземелья». И остальные 5 семей (22 %) не помнят книг своего детства.

На 9 вопрос: «Ваш ребенок – читатель, зритель, слушатель». 15 семей (65 %) ответили – ребенок и слушатель и зритель. 6 семей (26 %) – только слушатель.

На 10 вопрос: «На вопрос о наличии или отсутствии трудностей в проведении семейного чтения»:

1. 26 % родителей ответило, что проблемы испытывают в выборе книг.

3. 4 % в методике проведения чтения

4. 61 % не переживают проблем, ведь семейное чтение не практикуется в семье. По данному вопросу родители имеют необходимость в консультативной помощи по проблемам: литературы по возрастным категориям, правилам проведения чтения.

На 11 вопрос: «Имеется ли у вас домашняя библиотека, и как она выглядит?». Радует, то что у 11 семей (48 %) семей имеют в доме библиотеку, фильмотеку – это несколько книжных полок. 3 семьи (13 %) –имеют книжный шкаф. 5 семей (22 %) – имеют стеллаж с книгами. И остальные 4 семьи (17 %) имеют другую.

На 12 вопрос: «Часто ли Вы читаете ребёнку книги?». Обнаружено ограниченность во времени для семейного чтения между родителем и ребёнком у 7 семей (30 %) уверяют, что чтение осуществляют перед сном, текущий факт свидетельствуют дети. Многим семьям удобно, когда дитя может самостоятельно начать играть на компьютере, заняться просмотром мультфильмов. Для 2 семей (9 %) родители читают каждый день. Для 11 семей (48 %) родители читают по просьбе ребёнка. И в одной семье (4 %) читают иногда, больше внимание восполняют семейное чтение, когда ребёнок болеет дома. Как видно, лишь половина уделяют этому вопросу должное внимание, не считают это важным.

Читайте также:  Перекрест у детей в анализе

На 13 вопрос: «Назовите любимые книги Вашего ребёнка?»: У самых маленьких читателей — детей дошкольников любимые произведения сказки: Русские народные сказки – «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина Избушка». Также стихи А. Барто, К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр». А.Н. Толстой «Буратино», В. Сутеев сказки, А. Резников «Приключение Кота Леопольда», Ш. Перро «Золушка», «Красная шапочка», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?», С. Михалков «Три поросёнка», Э. Успенский «Простоквашино» и другие.

На 14 вопрос: «Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных Вами ребёнку произведений?». Даны были такие ответы родителей: «Гуси – лебеди», «Гадкий утёнок», сборники детских сказок, «Русалочка», «Львёнок и черепаха», «Золушка», «Муха – Цокотуха», «Цветик – Семицветик», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Спящая Красавица», «Дядя Стёпа» и другие.

На 15 вопрос: «Может ли Ваш ребёнок назвать недавно прочитанные с вами книги? Утвердительно ответили «Да» 13 семей (56 %), «не знаю» 10 семей (43 %).

На 16 вопрос: «Сколько поколений собирает эту библиотеку?». Родители предпочли такие ответы: 4 семьи (17 %) это три поколения, 5 семей (22 %) это два поколения, 7 семей (30 %) это первое поколение, и 7 семей (30 %) нет ни одного поколения.

На 17 вопрос: «Последняя книга, купленная Вами? И детский журнал?». Были даны родителями разнообразные ответы: журнал «Винни и его друзья», народные сказки, «Большая энциклопедия дошкольника», журнал «Свинка Пеппа», журнал «Лунтик», сборник стихов «Новогодний подарок», «Черепашка Ниндзя», сборник Великие сказки Мира, Ф. Одоевский «Мороз Иванович», Б. Житков «Что я видел», журнал «Барбоскина», стихи А. Барто, рассказы Николая Носова и другие.

На 18 вопрос: «Имена, каких писателей и поэтов знает Ваш ребёнок?». 12 семей (52 %) ответили, что ребенок не знает имена писателей и поэтов. 11 семей (48 %) ответили: Н. Носов, С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, А.С. Пушкин, В. Маяковский, В. Сутеев, С. Михалков.

На 19 вопрос: «Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?». 6 семей (26 %) ответили «нет», 17 семей (74 %) ответили «да».

На 20 вопрос: «Как вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?». 6 семей (26 %) ответили к пяти годам. 5 семей (22 %) ответили к 6 годам. 8 семей (34 %) к семи годам. 4 семьи (17 %) ответили каждый в своё время.

На 21 вопрос: «Что даёт современному ребёнку чтение книг?». Родители солидарны с мнением, что книга несет все самое доброе и хорошее, а именно: «развивает память, мышление», «расширяет кругозор ребенка», «способствует интеллектуальному развитию ребенка», «учит правильному мышлению и логическому мышлению», «способствует познанию мира», «учат думать, размышлять, дают знания», «чтение хороших книг воспитывает Человека».

Чтобы привлечь внимание родителей к семейному чтению и дальнейшему развитию речевой активности детей, необходимо расширить работу с родителями по данной теме.

источник

Народные песенки и сказки, погружающие ребенка в светлый и убаюкивающий мир. Основные критерии отбора и определения круга детского чтения и рассказывания. Основания подбора художественных текстов. Реализация развивающего потенциала образной литературы.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Детская литература занимает в жизни малыша очень важное, очень большое место.

Народные песенки, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу.

Одна из движущих сил развития ребёнка — сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца.

Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребёнка за пределы непосредственного воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всём многообразии связей вещей, событий, отношений и в своём влиянии на развитие других видов совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей (познавательно — исследовательской, продуктивной, игровой).

Функции художественной литературы в развитии ребёнка столь широки и неотделимы друг от друга, что лишь условно их можно разделить на два больших класса: познавательно — нравственная и эстетическая функция.

К познавательно нравственной функции можно отнести: развитие и активизацию воображения, образного мышления; расширение представлений, осведомлённости о мире; освоение таких средств упорядочения мира, как временные и причинно — следственные связи событий; освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах, формирование эмоционально — ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в сцепке с представлениями о них.

К эстетической функции относится приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах и развитие хорошей разговорной речи во встрече с литературным языком, ориентация ребёнка на собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественных текстах, воспитание культуры чувств и переживаний. Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы существенную роль играет правильный отбор произведений для чтения и рассказывания. В исследованиях О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской разработаны некоторые критерии отбора книг:

— идейная направленность детской книги, обеспечивающая нравственное воспитание;

— высокое художественное мастерство;

— доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;

— сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

— конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений:

— произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы;

— произведения русской и зарубежной классической литературы;

— произведения современной русской и зарубежной литературы

Художественные тексты при правильном их подборе, охватывают если не всё, то большую часть образовательных содержаний, которые необходимо освоить детям, задают смысловой фон и стимул для развёртывания других культурных практик.

Сам ребёнок к книге не приобщится. Приобщить его к этому огромному богатству должен взрослый.

Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель становится проводником детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остаётся безучастным исполнителем, но, как партнёр, вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, сопереживает.

Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми. Но в отличии от совместной со взрослым продуктивной, познавательной, игровой деятельности эта деятельность не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно, перейти в их свободную деятельность в силу того обстоятельства, что они (даже на 7 году жизни) в большинстве своём не умеют свободно читать и зависят от партнёра взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов.

В работе с книгой перед воспитателем стоят следующие задачи:

— подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с особенностями детей группы, с тем, чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова;

— обеспечить время и обстановку для ежедневного и непринуждённого обсуждения художественных текстов; воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книги; обращаться к художественным текстам при развёртывании других культурных практик (использовать тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно — исследовательской, игровой деятельности, проводить аналогии между событиями, происходящими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельности детей).

1. ОСНОВАНИЯ ПОДБОРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

Для реализации развивающего потенциала художественной литературы — чтобы книга сама « работала» на развитие ребёнка — воспитатель должен использовать совокупность художественных текстов, определённым образом подобранных с учётом их структуры (художественной формы) и содержательно — смысловой наполненности. Художественные тексты по степени сложности должны быть не просто «подстроены» под наличный уровень детского восприятия и понимания, но должны создавать «напряжение души», то есть продвигать детей на шаг вперёд в их умственной и эмоциональной активности.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит как от подбора текстов, так и от правильной организации чтения в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми. В связи с этим представляется целесообразным задать некоторые общие методические требования к организации чтения художественной литературы:

— Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным; регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.

— Время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определенно в распорядке дня (самое подходящее — утром, после завтрака). Продолжительность чтения составляет примерно 20 минут (15 — 20 минут в старшей и 20 — 25 минут в подготовительной, 10 -15 в младших)

— Чтение книги должно проходить в непринуждённой обстановке (дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно);

— Читая книгу, воспитатель выступает как партнёр по восприятию её содержания, проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста,- удивление, изумление, сострадание и пр. Монотонное механическое чтение может отбить у ребёнка охоту слушать даже самую интересную книгу.

Воспитатель сам подбирает подходящие для его группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного (продолжающегося) чтения — малые литературные формы для непродолжительного чтения. Целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам, перечитывать их.

— Художественные произведения для длительного чтения (сказочные и реалистические повести, циклы рассказов, большие стихотворные повествования) следует читать несколько дней подряд, без перебивок ( в зависимости от объёма текста это может занять от 2 до 19 — 12 дней и более), так как дети должны иметь возможность удерживать в памяти последовательность сюжетных событий, вжиться в воображаемый мир книги. Всё это становится затруднительным, если тексты накладываются друг на друга или читаются с большими перерывами. Ежемесячно воспитатель прочитывает дошкольникам 1 — 2 больших текста.

— Периоды между чтением больших художественных текстов используются для чтения коротких произведений (укладывающихся в 20 -ти минутный интервал). Это фольклорные и авторские сказки, реалистические рассказы, короткие фольклорные и авторские стихотворные тексты. Здесь возможны сочетания нескольких коротких текстов по жанрам или тематической направленности.

— Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения, а тем более принуждать их к многократному пересказу прозы. Обсуждениям надо придать непринуждённый характер. Они уместны сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения — реплики относительно прочитанного, если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующей за чтением деятельности или видит необходимость сравнивать коллизии художественного текста с реальными событиями.

— Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить предварительно на 2 — 3 месяца.

— Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения могут подбираться на месяц.

— В распоряжении воспитателей и детей в каждой группе должно быть несколько сборников художественных текстов из рекомендательного списка( сборники стихов, фольклорных и авторских сказок, рассказов детских писателей), чтобы педагог, реагируя на актуальную ситуацию, смог в любой момент выбрать подходящие произведения.

3. МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В программу ознакомление детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т.п.

Самый удобный для чтения отрезок времени в режиме дня — с 16 до 16ч 30 мин.

Начиная учебный год, не забывайте повторять с детьми то, с чем вы их знакомили ранее. При каждом подходящем случае читайте малышам народные песенки, потешки, стихи наших отечественных авторов; рассказывайте детям народные сказки, руководствуясь их собственным выбором.

Кроме народных сказок, песенок и потешек, в список художественной литературы входят считалки, скороговорки, небылицы.

Начиная с младшей группы детей необходимо подводить к различению жанров.

Воспитатель обязательно должен назвать жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)».

Необходимо избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок, «почитаю сказочку») Названия жанров должны даваться чётко и правильно. народный сказка чтение художественный

Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребёнком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

Если сказка по содержанию не велика, можно рассказывать её два и даже три раза; можно повторять только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки.

Повторяя эти строчки, дети лучше усваивают содержание сказки и учатся интонационно передавать слова героев. Это закладывает основы для самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. После слушания сказок, в которых есть песенки, можно повторить песенки действующих лиц.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

При повторном чтении дети усваивают смысл стихотворения, утверждаются в чувстве рифмы и ритма, запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают свою речь. При чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому воспитатель должен особенно точно расставить логические ударения и добиваться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно.

После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребёнку, можно напоминать детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, почитав стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама», воспитатель может задать вопрос: « Настя, а как твоя мама наряжала тебя к празднику?»

Пусть отвечая на вопросы, дети строят свои высказывания только из одного — двух простых предложений, но это уже подготовка к обучению рассказыванию.

Много вопросов малышам задавать не следует, но 2 — 3 вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребёнка, задать надо.

В списке рекомендуемой литературы много произведений, построенных на диалоге. Это песенки русского народа: «Куда, Фома, едешь..»; «Курочка — рябушечка…» Вы несколько раз читаете детям произведение, не спешите, одобряете попытки читать вместе с вами по ролям.

Некоторые народные песенки настраивают слушателя на определённые действия, призывают кому-то помочь, кого-то спасти, от кого-то убежать, кого -то поймать и т.п. Поэтому многие из них могут быть использованы для организации и сопровождения подвижных игр; «Гуси вы, гуси…», «Мыши водят хоровод…»

К концу года у детей обнаруживаются первые проявления юмора. Правда, малыши могут смеяться и над тем, что взрослого огорчит (к кошачьему хвосту озорники-мальчишки привязали погремушку, у животного взъерошенный и несчастный вид), и не смеяться, слушая юмористическое произведение, весёлое и забавное с точки зрения воспитателя. У ребёнка свое видение мира. Но знакомить детей с небылицами самое время.

Перед тем как прочесть небылицу, можно спросить у детей, бывает ли, например, так, что «рыбы по небу летают, а корабли по полю бегают». Затем вы предлагаете послушать забавное стихотворение- «сине море огнём горит…»

Познакомив детей с небылицей, следует снова прочитать её через 2-3 дня, потом через неделю и далее читать в течение всего года при каждом подходящем случае.

В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, стихи, сказки для того чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались.

— СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способностей глубже вникать в содержание.

Правило ежедневно читать остаётся в силе.

Как и в младшей группе, воспитатель называет жанры изучаемых произведений: «Я расскажу вам русскую народную сказку «Жихарка» или «Прочитаю рассказ «Умей обождать» и т. п. Это называние в дальнейшем поможет детям осознать особенности каждого жанра.

Читайте также:  Перепелка и ее дети анализ

В средней группе можно останавливать внимание детей не только на содержании произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

Очень важно продумать и правильно поставить вопросы после чтения произведения, чтобы помочь детям вычленить главное

— действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность произведения и в то же время замечать и чувствовать красоту его художественной формы.

Используя в своих пояснениях отдельные строчки из сказки (рассказа и др), воспитатель выделяет их интонационно, привлекая внимание детей к языку художественного произведения.

Правильный анализ произведения делает художественную речь достоянием самого ребёнка, и в последующем он будет осознанно использовать её средства, особенно в таких видах деятельности как самостоятельное рассказывание.

Дети должны знать и любить сказки. Для этого надо:

— знакомить детей с новыми программными сказками;

— рассказывать уже знакомые им произведения;

— устраивать драматизации небольших отрывков из сказок, поощряя попытки детей играть роли, а не просто проговаривать слова;

— сочинять свои концовки к сказкам, в частности к произведениям Дж. Родари («Сказки, у которых три конца»);

Приветствовать попытки детей сочинять сказки, бережно относиться к их творчеству, не отказывать в помощи. Вначале будут сказки, которые вы сочините вместе со своими детьми. Вы расскажите эти сказки детям соседних групп, родителям и этим доставите своим воспитанникам большую радость, вдохновит их на сочинение новых сказок.

При чтении стихотворений педагог, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стиха, подчёркивает образные выражения, развивает у своих воспитанников способность замечать красоту и богатство родного языка.

Повторяя текст, дети вначале подражают выразительности воспитателя, но потом начинают проявлять некоторую самостоятельность в использовании интонаций, пауз, передавая этим своё отношение к стихотворению, свои чувства и настроения.

В средней группе продолжается работа над обогащением словаря. Как и в младшей, здесь необходимо закреплять слова, усвоенные на занятии. Например: после чтения стихотворения С.Маршака «Усатый — полосатый» можно спросить: «Почему так назван котёнок?» чтобы легче было детям ответить, можно рассмотреть игрушку — котенка, показать, какие у него усы, и повторить слова усатый — полосатый. А затем задать другой вопрос: «А как ещё можно сказать про котёнка? Какой он?» (Мягкий, пушистый, весёлый, озорной, забавный).

Такое закрепление расширяет понятия детей о данном предмете. Они также видят, что слова, относящиеся к одному предмету или существу, можно применить и к другому так происходит активное усвоение слов и понятий. Если к тому же повторять закрепляемые слова, показывать картинку, игрушку, предмет, они надолго войдут в активный словарь ребёнка.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т.е могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь.

Требование читать детям каждый день остаётся в силе. Важно, чтобы прибаутки, считалки, заклички, скороговорки вы знали наизусть и говорили их детям в любой подходящий момент.

После чтения сказки необходимо проводить её анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать её содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились им.

Например: после рассказывания сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» нужно спросить: «Что я вам рассказала? Почему вы думаете, что это сказка? О чём в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из вас запомнил песенку козлёночка и ответ Алёнушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились?»

Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характера героев сказки, средств её художественной выразительности.

При ознакомлении детей с жанром рассказа необходим такой анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает детское внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев и их поступки. Вопросы, предложенные после чтения рассказа, должны выяснить и понимание основного содержания, и умение оценивать действия и поступки героев.

Особое внимание на восприятие литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы надо обращать при чтении стихотворений и заучивании их наизусть.

Все стихи воспитателю желательно читать не по книге, а наизусть, только тогда его слушатели поймут выразительность интонаций, ритм, размер. Не надо сразу давать установку на запоминание — это отвлекает внимание детей от музыки стиха. Пусть они сначала почувствуют красоту и напевность стиха, глубже осознают его содержание. После чтения нужно провести беседу, выясняющую, правильно ли оно понято.

После беседы воспитатель читает стихотворение ещё раз (если длинное два раза) и даёт установку на запоминание, так дети уже усвоили его содержание, прочувствовали художественную форму, запомнили отдельные слова и выражения. Воспитатель решает, кого из детей лучше вызвать: тех, кто хорошо запоминает текст, или наоборот. Это зависит от содержания стихотворения, его объёма и от конкретных задач данного занятия.

Итак, каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставлять логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в разных местах.

А чтение детей должно показать, что они не только понимают то, что читают, но и умеют донести до слушателей своё отношение к произведению

Беседа с детьми о прочитанном.

Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей.

Эти задачи требуют от воспитателя кропотливости, систематической работы.3десь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать — помогать.

Планируя вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Эти вопросы должны развивать дискуссию в детском коллективе.

Вопросы адресованные детям, должны с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение к прочитанному, а с другой, не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут чем — то быть похожими на отрицательных персонажей.

Разумеется, педагог должен быть тактичным и находчивым в подобной беседе. Воспитателю следует при любых обстоятельствах управлять мнением коллектива детей.

В работе над произведением эффективными оказываются такие приёмы, как подбор близких по содержанию художественных произведений; ведение беседы сразу по двум произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев; обобщающая беседа по нескольким произведениям, в том числе и сказкам.

Можно предложить такой приём, способствующий выявлению эмоционального отношения к прочитанному. Воспитатель, не дочитав сказку или стихотворение до конца, предлагает другую развязку. Например: Галчонок — хромоножка

Можно сначала прочитать в таком виде:

А мы домой ушли и спросить детей: «Правильно поступили ребята, которые сразу ушли домой? А что бы вы сделали на их месте?»

Желательно, прочитав в группе сказку или рассказ, дать несколько развязок, в том числе и взаимоисключающих.

4. ИГРЫ — БЕСЕДЫ ДЕТЕЙ С ПЕРСОНАЖАМИ СКАЗОК

После проведения в группе беседы с детьми, которая даёт возможность воспитателю оценить, насколько понятно содержание художественного произведения, рекомендуется продолжить обсуждение книги, но уже в форме игры беседы с её персонажами. Такая игра — беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления.

Как же проводить эту игру — беседу? Желательно, чтобы воспитатель, который прибегает к этому приёму впервые, заранее, ещё до чтения сказки, подготовил персонажей, с которыми будет происходить общение детей. Подобные персонажи могут быть самыми различными: от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, прямо на глазах у ребёнка вырезанных из картона, бумаги.

Если куклы — персонажи изготовлены воспитателем заранее, то очень важным в методическом плане становиться момент «выхода» персонажей к детям.

Куклы здороваются с ребятами и спрашивают, узнали ли их дети. Затем куклы спрашивают у детей, кто им больше нравиться и почему. Здесь надо ответить как можно большему числу детей с самыми различными мнениями. Постепенно куклы — персонажи могут затронуть проблемы, являющиеся актуальными для всей группы или для отдельных ребят.

От творческого подхода воспитателя зависит, по какому руслу потечёт беседа. Желательно, начать игру — беседу в рамках сюжета сказки или рассказа, затем незаметно переключит на жизнь группы: взаимоотношения ребят.

Специфика современного детского чтения. Низкий уровень качества современных книг, периодических изданий для детей. Коммерциализация книжного рынка. Проблема комплектования библиотек детской литературой. Перспективы развития детской литературы, периодики.

реферат [22,4 K], добавлен 11.09.2008

Сущность библиотерапии. Значение произведений художественной литературы в библиотерапии. Методика использования художественной литературы. Рекомендации и требования по подбору литературы. Программа изучения произведений с библиотерапевтической целью.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 02.07.2011

Анализ развития детской литературы России в различные исторические эпохи. Зависимость детской литературы от политических, религиозных, идеологических установок общества. Основные тенденции развития российской детской литературы на современном этапе.

дипломная работа [102,4 K], добавлен 18.11.2010

Возникновение детской литературы как жанра, ее основные функции, специфика и характерные черты. Классификация детской литературы по возрасту, категориям, видам и типам. Рейтинг специализированных издательств отечественной и переводной детской литературы.

контрольная работа [20,7 K], добавлен 13.01.2011

Явление «детской» литературы. Своеобразие психологизма произведений детской литературы на примере рассказов М.М. Зощенко «Лёля и Минька», «Самое главное», «Рассказы о Ленине» и повести Р.И. Фрайермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

дипломная работа [124,2 K], добавлен 04.06.2014

История авторской сказки в целом отражает особенности литературного процесса, а также своеобразие литературно-фольклорного взаимодействия в разные историко-культурные периоды. Становление и развитие советской детской литературы и авторской сказки.

контрольная работа [12,8 K], добавлен 04.03.2008

Понятие цикла в теории литературы. Цикл «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского как модель детской картины мира. Особенность Зощенко как детского писателя. Авторская концепция личности. Циклизация как коммуникативный приём в рассказах «Фантазёры» Н. Носова.

дипломная работа [222,9 K], добавлен 03.06.2014

Богатство и разнообразие детского фольклора русского народа — героический эпос, сказки, произведения малых жанров. Печатные книги для детей. Анализ детской литературы XVII-XX вв. Стихи Н.А. Некрасова для детей. Идейные и творческие искания Л.Н. Толстого.

курс лекций [127,8 K], добавлен 06.07.2015

Комплексный анализ научно-критической рецепции семитомного цикла «Поттериана» Дж.К. Роулинг как специфического явления современной литературы. Соотношение массовой литературы и качественных текстов, границы понятий массовой и высокой литературы.

статья [31,3 K], добавлен 17.08.2017

Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

реферат [135,2 K], добавлен 12.06.2011

источник

Людмила Матвеева
Самоанализ НОД по чтению художественной литературы «Литературная гостиная «Книги в нашей библиотеке»

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы.

Тема: Литературная гостиная «Книги в нашей библиотеке».

Тип: интегрированное (коммуникация (развитие речи) совместно с ознакомлением с художественной литературой с элементами драматизации).

Представленный конспект – построен в соответствии с ФГОС ДО, а так же дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

Принцип доступности (соответствие индивидуальных особенностей детей)

Принцип психологической комфортности (уверенность, спокойствие, доброжелательность)

Цель НОД: систематизировать знания детей об основных жанрах русской литературы.

Задачи НОД были выбраны в соответствии с образовательной программой МДОУ «Майский детский сад «Солнышко».

В ходе занятия решены следующие задачи:

развивать эмоционально-выразительную речь (использовать логическое ударение, паузу, понимать содержание литературной фразы, использовать невербальные формы выразительности речи (умение интонировать, передавать эмоции и сопереживания с помощью жестов, мимики);

развивать коммуникативные навыки и личностное взаимодействие дошкольников во время выполнения совместных заданий;

развивать связную речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно по устной инструкции;

совершенствовать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, использовать речь, как средство общения;

поощрять проявление интереса к смысловой стороне слова; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

воспитывать интерес к русской культуре и прививать любовь к литературе, книге.

При подготовке к занятию были учтены требования программы: интеграция областей, возрастные особенности детей, решение образовательных и воспитательных задач в единстве, учёт положения о ведущей деятельности и смене видов деятельности, создание непринуждённой обстановки, осуществления взаимодействия при ведущей роли взрослого.

Использовались следующие материалы: Портреты писателей И. А. Крылова и К. Д. Ушинского. Выставка книг в библиотеке группы. Дидактическая игра «Подбери рифму с помощью картинок». Мнемотаблицы. Костюмы: лисы, вороны, зайцев, собак, уточек, Васи; макеты: ель, забор, дом, пруд. Книга «Жанры русской литературы», четыре листа ватмана для оформления страниц книги. Изобразительные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые карандаши, мелки, кисточки, баночка для воды. Аудиозпись (музыкальное сопровождение театрализованной деятельности).

Предварительная работа: Знакомство с творчеством И. А. Крылова и К. Д. Ушинского, рассматривание иллюстраций к их произведениям. Беседы по басням, драматизации отрывков из басен. Беседа о жанрах русской литературы. Разучивание басни, стихотворения, сказки, рассказа, постановка драматизации. Изготовление книжек-малышек по жанрам русской литературы и оформление выставки.

В ходе занятия использовались различные методы и приёмы:

словесный (рассказывание стихотворений, сказки, рассказа, чтение басни, загадки, беседа, вопросы, объяснение);

наглядный (мнемотаблцы, портреты русских писателей);

практический (Дидактическая игра «подбери рифму к картинке», музыкальное сопровождение, создание книги «Жанры русской литературы»).

игровой (драматизация сказки, басни, рассказа, физминутка.)

Использование выше перечисленных приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке. На протяжении всего занятия дети были активными, заинтересованными.

Продолжительность занятия соответствует нормам.

Вывод: Цель занятия достигнута, систематизированы знания детей об основных жанрах русской литературы, поставленные задачи, на мой взгляд, были выполнены.

Формы работы с родителями по чтению художественной литературы ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1. СЕМИНАРЫ 2. ПРАКТИКУМЫ 3. КОНСУЛЬТАЦИИ для родителей. 4. КОНКУРСЫ — Чтецов,.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в младшей группе «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки» Задачи: Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» 1. Формировать внимательное, заботливое.

Опыт работы по дополнительному чтению художественной литературы Предлагаю коллегам свой опыт дополнительного чтения художественной литературы с детьми с целью привития им навыков полного анализа текста.

Открытое занятие по чтению художественной литературы «Медвежонок Бурик» Конспект по художественной литературе на тему: «Медвежонок Бурик» II младшая группа Каранова М. С. Воспитатель г. Сургут Программное.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в средней группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД № Тема Цели Материал.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь 1-4 — Чтение закличек, песенок, потешек. «Солнышко-вёдрышко…» стр. 105 «Ножки, ножки где вы были?» стр. 138 «Дон! Дон! Дон!» стр. 3.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по чтению художественной литературы. К. Ушинский «Ласточка» План-конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе Дата: 17.03.16 Воспитатель: Мусина Р. М. Тематическая неделя:.

Проект «Книжкина неделя» по чтению художественной литературы Выполнила: Воспитатель старшей группы МБДОУ Воротынский детский сад №2 «Светлячок» Шикунова Е. Ю. Продолжительность проекта: одна неделя.

Проект по чтению художественной литературы «Путешествие по сказкам» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 Проект «Путешествие по сказкам» Подготовили воспитатели:.

Тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе Тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе на 2015-2016 учебный год Тема занятия и основные художественные.

источник

Лада Павловская
Справка по тематическому контролю «Приобщение дошкольников к чтению»

Справка по результатам тематического контроля на тему:

«Эффективность используемых педагогами методов и приемов работы с детьми с целью решения проблемы по приобщению детей к чтению»

Цель контроля: Определить эффективность работы ДОУ по ознакомлению

дошкольников с художественной литературой.

Согласно годовому плану работы детского сада МБОУ «Катунинская СОШ» филиала «Детский сад д. Лахта» на 2015/2016 учебный год с 2.11.2015 – 11.11.2015 гг. был проведен тематический контроль «Эффективность используемых педагогами методов и приемов работы с детьми с целью решения проблемы по приобщению детей к чтению»

Читайте также:  Песочная терапия для детей анализ

Тематический контроль включил в себя следующие вопросы:

1. Оценка профессионального мастерства педагогов.

2. Выявление уровня знаний детей.

3. Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге.

4. Анализ планирования работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.

По первому вопросу в ходе тематического контроля была просмотрена НОД во всех возрастных группах. Посещение занятий позволило сделать вывод о качественной подготовке воспитателей. Каждый педагог приготовил сюрпризный момент для привлечения внимания детей: в группах «Семицветик» и «Одуванчик» пришли в гости к детям любимые игрушки, в

группах «Ромашка» и «Незабудка» дети получили письма, в группе

«Колокольчик» для привлечения внимания в начале занятия использовались загадки. В группе «Василек» во время всего занятия использовались ИКТ, что, конечно, помогало организовать детей и удержать их внимание. Хочется отметить положительные моменты в занятиях. Удивили дети группы «Семицветик». Отличное знание детей фруктов и овощей, знание цветов говорит о большой проделанной работе воспитателей. В группе «Одуванчик» занятие проходило в форме дидактических игр. Дети хорошо знают стихи А. Барто «Игрушки». Украсила занятие физкультминутка под музыку. Четко была выдержана структура занятия по пересказу рассказов в группах «Ромашка» и «Колокольчик». Очень понравилось, что Соболева И. А. задавала детям вопросы, заставляющие детей думать, отстаивать свою точку зрения. В группах «Незабудка» и «Василек» занятия были построено таким образом, что дети практически не сидели на стульях, что позволило педагогам решить все поставленные задачи, не отвлекаясь на дисциплину. Во всех группах были проведены физкультминутки, что также помогает отдохнуть детям и настроиться на следующую часть занятия. В конце занятия педагоги обобщили знания детей, проведя анализ.

Свои знания по разделу программы «Чтение художественной литературы» педагоги показали в деловой игре «С книгами знаться- ума набираться».

Педагоги определяли жанр литературного творчества, подбирали программные задачи и произведения к возрастным группам. Определяли автора и название произведения по предложенному отрывку. Разгадывали зашифрованные названия произведений. Отгадывали портреты детских писателей и поэтов. Вспомнили пословицы и поговорки о книгах. Игра показала, что педагоги владеют знаниями по разделу программы ЧХЛ и применяют их на практике.

По второму вопросу в рамках тематического контроля было проведено анкетирование детей групп «Ромашка» и «Василек» в количестве 40 человек на тему «Мои любимые книжки». Детям были заданы следующие вопросы:

1. Любишь ли ты смотреть книжки?

2. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?

3. Есть ли у тебя книги дома?

4. Кто тебе чаще читает книги?

5. Когда обычно читают книги?

6. Есть ли у тебя любимая книжка?

7. Запоминаешь ли ты сказки и рассказы, которые тебе читают?

8. Можешь ли ты рассказать какой- нибудь рассказ или сказку?

9. А можешь ли ты рассказать стихотворение?

10. Что ты больше любишь: читать книгу или смотреть м/ф?

Анкетирование показало следующие результаты:

95% детей ответило, что любят смотреть книжки, 5% детей- нет. Также 95% детей ответило, что любят, когда им читают книги, 5% детей- нет. На вопрос

«Есть ли у тебя книги дома?»— 95% детей ответило, что есть, 5%- нет книг.

На вопрос «Кто тебе чаще читает книги?»— 60% детей ответило, что читает мама, 17%- папа, 14%- бабушки, сестры, братья, 7%-никто не читает и 2%- «я- сам» (Батманов Т.) На вопрос «Когда обычно читают книги?»-43% детей ответило, что читают на ночь, 20% детей- вечером, 25% детей- в выходные, 7%- не читают. Любимые книги наших детей: на первом месте рассказы Н. Носова («Живая шляпа», «Три охотника», «Незнайка», на втором- К. И. Чуковский («Айболит», «Федорино горе», «Телефон», на третьем- сказка «Красная Шапочка», а также «Бременские музыканты», «Как вести себя в самолете», «Лягушка- путешественница», «Почемучка», «Приключения Буратино», «Правила поведения», «Про драконов», «Про Бабку- Ежку», «Про самолеты», «Колобок», «Три поросенка», «Васька- микроб», «Маша и медведь», «Про воинов», «Про львенка» и др. На вопрос «Запоминаешь ли ты сказки и рассказы, которые тебе читают?», 55% детей ответило, что не запоминают рассказы и сказки, которые им читают, 45%- запоминают.

90% детей не смогли вспомнить и пересказать сказку или рассказ, но 10% детей рассказали (Новицкая В. — «Красная Шапочка», Белякова У. — «Телефон», Ванюков А. — «Красная Шапочка», Булыгин В. — «Репка», стихотворения вспомнили 20% детей, но в основном стихи с осеннего утренника, 80% детей не смогли вспомнить и рассказать стихотворение. И на вопрос «Что ты больше любишь: читать книгу или смотреть м/ф?», 58% детей любят больше смотреть мультфильмы, 19% детей- любят и то и другое, как сказал Артем В. «я люблю по разному развлекаться» и 23% детей выбрали книгу, что очень порадовало! Можно сделать вывод, что дети любят, когда им читают книги. Практически всем детям дома читают книги. В основном дети предпочитают классические произведения. Думаю, что на выбор рассказов Н. Носова повлиял проект, который был реализован педагогами группы «Ромашка», о котором будет рассказано чуть позже.

В рамках выполнения годовой задачи по чтению художественной литературы учителем- логопедом была проведена литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского «Мои любимые сказки». Дети подготовительных групп «Ромашка» и «Василек» показали хорошие знания по произведениям К. И. Чуковского. Дети отгадывали названия сказок по предложенным отрывкам, заканчивали строчки произведений, находили «нужные» предметы тому или иному герою, отгадывали загадки, связывали героя сказки с определенным поступком, который он совершал и мн. другое.

Обе команды показали хорошие результаты, но все же 1 место заняла команда группы «Ромашка».

Для анализа предметно- развивающей среды был проведен смотр книжных уголков в каждой возрастной группе. Во всех возрастных группах книжные уголки размещены целесообразно по отношению других игровых зон и пространства группы в целом (спокойная зона, рядом стол и стульчики и т. д.). В некоторых группах уголки имеют свои названия: «Книголандия»— гр. «Ромашка», «Книжкин дом»— группа «Колокольчик». Подбор книг в уголках соответствует возрасту детей. В младшей группе «Семицветик» –книжки для маленьких с плотными страничками, книжки- малышки, есть дополнительные экземпляры книг одного произведения. Имеются картинки, наклеенные на картон, для рассматривания. В группах «Одуванчик» и «Незабудка» также соответствующее количество необходимых книг, есть книги, изучаемые в данный момент по программе. Имеются картинки, иллюстрации к произведениям. В группах «Одуванчик», «Колокольчик» и «Василек» имеются портреты писателей. В старших и подготовительных группах имеются книги о природе, животных, стихи и рассказы, направленные на формирование гражданских черт. Имеются различные энциклопедии, книги о космосе. В группе «Колокольчик» организован «Музей любимой книги», где представлены любимые книжки детей, имеется мастерская по починке книг «Книжкин доктор». Организована выставка книг по произведениям С. Михалкова. В группе «Незабудка» организована С/Р игра «Библиотека». В группе «Ромашка» организована выставка по произведениям Г. Х. Андерсена, в группе «Василек»— выставка по произведениям Н. Носова. К сожалению, кроме организованной выставки, в группе «Василек» в свободном доступе книги отсутствовали. Таким образом можно сделать вывод, что большинство педагогов ответственно подошли к организации предметно- развивающей среды и создали все условия для детской деятельности, направленной на приобщение ребенка к книге.

Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод, что воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. Организуется чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, заучивание стихов и потешек, драматизации сказок. Систематически планируется работа по художественной литературе в группах «Василек», «Ромашка», «Незабудка», «Колокольчик». В группе «Семицветик» работа по ХЛ отражена в перспективном и календарном плане. Педагогам группы «Одуванчик» необходимо планировать ЧХЛ не от случая к случаю, а ежедневно, прописывая при этом цели и задачи. Педагогами используются разнообразные формы работы по приобщению детей к ХЛ. Так педагоги группы «Ромашка» организовали с детьми экскурсию в библиотеку. Педагогами группы «Василек» была проведена викторина по произведениям К. Чуковского. В группах «Незабудка» и «Одуванчик» в ноябре запланирован КВН по сказкам.

По пятому вопросу было проведено анкетирование с родителями «Семейное чтение». В анкетировании приняло участие 66 семей. Анкетирование показало следующие результаты:

По первому вопросу «Читаете ли Вы ребенку книги? По чьей инициативе это происходит?»— 45% ответили, что чтение происходит по инициативе ребенка, 38%- по инициативе родителей, 15%- по обоюдной инициативе, не читают книги 2% родителей.

На вопрос «Проводите ли Вы беседы после чтения— 77% родителей ответили, что проводят, не всегда- 8%, не проводят- 15%.

На вопрос «О чем говорите после чтения— о содержании произведения- 59% родителей, о героях- 27%, «что хорошо, а что плохо»— 7%, пересказывают прочитанное -7 %. Были и следующие ответы: одни родители говорят «о вечном», другие «о том, что книжка пошла спать».

На вопрос «Стремится ли ребенок пересказать прочитанное, выделить, что ему понравилось?»- «да», ответило 67% родителей, «нет»-24%, «иногда»-9%.

На вопрос «Повторяет ли ребенок эпитеты, образные выражения?»«да»— ответило 65% родителей, «нет»— 29%, «иногда»— 6%.

На вопрос «Играете ли Вы с детьми в словесные литературные игры?»«да»— ответило 61% родителей, «нет»-30%, один родитель написал, что «надо заняться», «иногда»— ответило 9% родителей.

«Любимыми книжками детей оказались»: на первом месте- сказки Чуковского, на втором месте –русские народные сказки, на третьем месте- рассказы Н. Носова, на четвертом- стихи А. Барто. А также рассказы о животных, зарубежные сказки («Винни Пух», «Чипполино», «Русалочка», детские энциклопедии и мн. другие.

На вопрос «Каких современных детских писателей Вы знаете?»— на первом месте самым «современным» оказался Н. Носов, на втором месте- А. Барто, на третьем- К. Чуковский, далее С. Маршак, В. Драгунский, С. Михалков, Н. Волков, К. Булычев, Ю. Энтин, Д. Родари, Э. Успенский, А. Лингред, Б. Заходер и мн. другие. Можно сделать вывод, что интерес к классикам очень большой и их произведения выступают на первое место в чтении детям.

На вопрос «Назовите любимую книгу Вашего детства и будет ли она интересна Вашему ребенку?»: сказки Чуковского- «да, интересны», русские народные сказки- «интересны», «Золотой ключик»«пыталась читать, не слушает», «Приключения капитана Врунгеля», «Винни Пух»«возможно», «Волшебник изумрудного города», «Золушка», «Дюймовочка»«будут интересны», «Трое из Простоквашино»«да», «Алиса в стране чудес»«не будет интересна», «Приключения Робинзона Крузо»«да», «Незнайка на луне»«думаю, да», Н. Носов «Фантазеры», «Маугли»«мал еще», «Два капитана»«когда подрастет», «Малыш и Карлсон»«да», «В стране не выученных уроков»«нет», «Приключения Незнайки»«да», «Остров сокровищ», «Малахитовая шкатулка» и др. Ответ одного папы: «настольный хоккей интереснее, уже играли».

На вопрос «Рассказывает ли ребенок о прочитанных в детском саду книгах?» 51% родителей ответили, что рассказывают, 49%- «нет». На вопрос «Имеются ли дома книги?»— 100% родителей сказали, что «да».

У 81% семей в доме есть библиотека, у 19%- нет.

На вопрос «Как Вы сами относитесь к книгам? Помогают ли они в воспитании?»— 88% родителей положительно относятся к книгам, пользуются их советами, остальные 12% родителей «читают редко», «не читают», «не пользуются книгами». И на последний вопрос «Считаете ли Вы, что книгу заменил интернет и она потеряла свою ценность?»-67% родителей сказали, что нет, не заменил, 33% —«да, заменил». Вот интересные ответы, которые вселяют надежду, что наши дети будут воспитываться на книгах, а не на компьютерных играх: «Лучше книги нет ничего», «Главное заинтересовать ребенка», «Интернет не заменит ощущений о прочитанной книге», «Частично заменил, но книга значения не потеряла». Анкетирование показало, что родители являются активными читателями, в основном предпочитают классическую литературу, детям также предпочитают читать классику. Во всех семьях имеются книги, родители стараются воспитывать детей на примерах поступков героев книг. Если сравнить анкеты родителей и детей, то можно увидеть, что 5% родителей слукавили, сказав, что читают детям книги. Один ответ мамы совпал с ребенком, обе сказали, что книг не читают.

Анализ работы с родителями по данной теме показал, что педагоги используют разнообразные формы работы. В группе «Семицветик» для родителей представлена папка- передвижка с консультациями «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению», «Радость встречи с книгой», «Как воспитать маленького читателя?». В группе «Одуванчик» была организована «Неделя добрых дел», во время которой родители вместе с детьми занимались ремонтом книг, приносили из дома книги для чтения. Для родителей представлены консультации «Зачем читать сказки?», «Значение фольклора в развитии речи детей», проведены индивидуальные беседы с родителями о пользе чтения. В группе «Незабудка» была организована выставка книг и рисунков, нарисованных детьми с родителями «Моя любимая книжка». Для родителей также представлены консультации: «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?», «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению». В группе «Колокольчик» представлена консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?». В группе «Василек» представлены консультации «Чтение- вот лучшее учение», «Как учить запоминать стихотворение?». Педагогами группы «Ромашка» был разработан литературный проект по ознакомлению детей с творчеством Н. Носова. В проекте активными участниками были родители. В результате была организована выставка поделок и рисунков по произведениям Н. Носова. Для родителей размещены консультации «Время читать!», «Чтение художественной литературы детям». Также в детском саду был организован конкурс «Книжка- самоделка», в котором родители своими руками выполняли книжки из различных материалов. В конкурсе приняли участие родители детей всех возрастных групп.

• Считать работу педагогов по приобщению детей к художественной литературы на хорошем уровне.

• Во всех возрастных группах работу по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.

• В рамках реализации годовой задачи по ознакомлению детей с художественной литературой запланировать и провести конкурс чтецов.

• Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению (постоянно).

• Продолжать использовать разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей и др.)

Приобщение детей к книге и чтению Целыковская Ирина Анатольевна воспитатель МАДОУ д/с №2 г. Белгорода «То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего.

Справка о взаимопроверке в старшей группе по теме «Применение технологии проектов в образовательной деятельности» Справка о взаимопроверке в старшей группе №2 по теме: «Применение технологии проектов в образовательной деятельности дошкольников.».

Предпосылки для обучения дошкольников чтению и письму Предпосылки для обучения чтению и письму дошкольников Л. А. Панченко, учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад №158» г. Новокузнецк, Кемеровской.

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы. Знакомство с поэзией С. Я. Маршака Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы, знакомству с поэзией на примере произведений С. Я. Маршака (из.

Приобщение ребенка к чтению с помощью художественно-изобразительной деятельности (творчество В. В. Бианки) Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 998 ДО №5 Мастер-класс «Приобщение ребенка к чтению с помощью.

Программа кружка по обучению дошкольников чтению «Абвгдейка» Пояснительная записка: Одна из основных целей подготовки детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении — ознакомление.

Развитие мотивации дошкольников к чтению «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны.

Справка для аттестации на первую квалификационную категорию. Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия [h3] Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия. [/h3] Дана Романишко Татьяне Леонидовне, воспитателю МБДОУ –детского сада.

Справка «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством внедрения регионального компонента в ДОУ» На основании приказа заведующего МБДОУ ДСОВ № 6 г. Ейска от 02 февраля 2016 года № 56-ОД «Об организации тематического контроля» и с целью.

Справка по тематическому контролю «Эффективность работы по организации познавательно-исследовательской деятельности» Комиссия в составе заведующего, старшего воспитателя, воспитателя в период с __ по __ ___ 201__г. проанализировала работу педагогов.

источник