Меню Рубрики

Анализ изучения продуктов деятельности детей

Анализ продуктов деятельности в детской психологии

Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношение к окружающей среде, особенности восприятия и другие стороны психики получаем в результате анализа продуктов деятельности. Использование его основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Предметом анализа являются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной (выполнение и творчество в песни, танцы, игре на музыкальных инструментах), рассказы, сказки, предания литературных произведений. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя.

Деятельность ребенка по прямым указаниям взрослых помогает выявить уровень понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и др. Результаты самостоятельной деятельности, особенно созданные по замыслу рисунки, является значимым материалом для выводов о различных сторонах его психического развития. В результате деятельности выражаются особенности восприятия, представлений детей о предметах, которые они изображают. Детские рисунки дают основания для размышлений об уровне умственного развития их авторов. При изучении рисунков обращают внимание на сюжет, содержание, манеру изображения, процесс рисования (время, затраченное на выполнение рисунка, степень увлеченности) и т.д.

Анализ продуктов деятельности ребенка — метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т.д.).

Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому.

Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках — желтой, оранжевой, красной, голубой, зеленой. По содержанию «хорошее» в изображении детей — орнаменты, явления природы, приятные животные и т.д.
Неприятное всегда рисуется темными красками. Таковы отрицательные персонажи сказок, клеветники социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы) и др.

Анализ рисунков позволяет изучить и отношение детей к окружающему. Например, во время одного исследования детям предложили нарисовать подарки своим одноклассникам.

Об их отношении к сверстникам можно судить на основании того, для кого ребенок хочет нарисовать рисунок и как он его выполняет.

Для сверстника, к которому он относится положительно, рисунок выполняется в ярких цветных тонах, светлыми красками, сюжет отображает то, что ребенку нравится. На такой рисунок ребенок тратит много времени.

Рисунок для ровесника, которого ребенок недолюбливает, выполняется в темных, серых тонах, с малым количеством красок. На него он тратит немного времени. По содержанию, цветовой гаммой, стилем рисунков можно судить и о душевном состоянии их исполнителей.

Благодатным материалом для исследования являются созданные ребенком сказки, которые свидетельствуют об уровне развития его воображения, связной речи, интересы, сформированность нравственных норм и моральных суждений и т.п.

Анализ результатов деятельности открывает исследователю стороны психики ребенка, недоступны для изучения с помощью других методов. Однако он не позволяет в полной мере проследить процесс создания ребенком конкретного продукта. Этот метод используется как вспомогательный, поскольку, опираясь только на его данные, исследователь может допустить грубых ошибок. Поэтому в основном его используют как составную других методов, например эксперимента, наблюдения, ибо для психолога имеет значение не только продукт деятельности, но и процесс его создания.

источник

Анализ продуктов деятельности в детской психологии

Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношение к окружающей среде, особенности восприятия и другие стороны психики получаем в результате анализа продуктов деятельности. Использование его основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Предметом анализа являются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной (выполнение и творчество в песни, танцы, игре на музыкальных инструментах), рассказы, сказки, предания литературных произведений. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя.

Деятельность ребенка по прямым указаниям взрослых помогает выявить уровень понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и др. Результаты самостоятельной деятельности, особенно созданные по замыслу рисунки, является значимым материалом для выводов о различных сторонах его психического развития. В результате деятельности выражаются особенности восприятия, представлений детей о предметах, которые они изображают. Детские рисунки дают основания для размышлений об уровне умственного развития их авторов. При изучении рисунков обращают внимание на сюжет, содержание, манеру изображения, процесс рисования (время, затраченное на выполнение рисунка, степень увлеченности) и т.д.

Анализ продуктов деятельности ребенка — метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т.д.).

Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому.

Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках — желтой, оранжевой, красной, голубой, зеленой. По содержанию «хорошее» в изображении детей — орнаменты, явления природы, приятные животные и т.д.
Неприятное всегда рисуется темными красками. Таковы отрицательные персонажи сказок, клеветники социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы) и др.

Анализ рисунков позволяет изучить и отношение детей к окружающему. Например, во время одного исследования детям предложили нарисовать подарки своим одноклассникам.

Об их отношении к сверстникам можно судить на основании того, для кого ребенок хочет нарисовать рисунок и как он его выполняет.

Для сверстника, к которому он относится положительно, рисунок выполняется в ярких цветных тонах, светлыми красками, сюжет отображает то, что ребенку нравится. На такой рисунок ребенок тратит много времени.

Рисунок для ровесника, которого ребенок недолюбливает, выполняется в темных, серых тонах, с малым количеством красок. На него он тратит немного времени. По содержанию, цветовой гаммой, стилем рисунков можно судить и о душевном состоянии их исполнителей.

Благодатным материалом для исследования являются созданные ребенком сказки, которые свидетельствуют об уровне развития его воображения, связной речи, интересы, сформированность нравственных норм и моральных суждений и т.п.

Анализ результатов деятельности открывает исследователю стороны психики ребенка, недоступны для изучения с помощью других методов. Однако он не позволяет в полной мере проследить процесс создания ребенком конкретного продукта. Этот метод используется как вспомогательный, поскольку, опираясь только на его данные, исследователь может допустить грубых ошибок. Поэтому в основном его используют как составную других методов, например эксперимента, наблюдения, ибо для психолога имеет значение не только продукт деятельности, но и процесс его создания.

прочитали статью 12173 раз(а) и оставили 0 комментариев.

Продуктами деятельности людей являются созданные ими различные вещи, написанные книги, письма, изобретения и т.п. По ним можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию и включенных в эту деятельность психических процессах.

Один из самых распространенных продуктов человеческой деятельности — текст. Помимо традиционного анализа (понимание, интуиция, осмысление) в психологии широко используют формализованные методы изучения текстов, в частности процентный контент-анализ. Суть метода заключается в выделении в тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом их частоты и процентного соотношения по различным частям текста и общим объемом информации.

Однако наибольшее внимание из продуктов деятельности у психологов всегда вызывали детские рисунки, а также творчество душевнобольных. Анализ результатов деятельности считается вспомогательным методом исследования, поскольку он дает надежные результаты только в сочетании с другими методами (наблюдением, экспериментом).

Характерна удивительно устойчивая последовательность смены этапов развития рисунка. Рисунок ребенка изменяется, проходя поочередно три стадии: каракули (2—3 года), схемы (4—8 лет) и отсутствие схемы (8-12 лет).

До трех лет ребенок просто водит карандашом по бумаге и удовлетворяется получаемыми каракулями, поскольку его интересует сам процесс рисования. К четырем годам он начинает что-то изображать. До шести лет дети не понимают пространственного изображения и рисуют фризовые композиции или вид сверху (видение в горизонтальном плане). Они не могут корригироваться взрослыми и делают рисунки, соответствующие своему возрастному развитию. Интересно отмстить, что особенности детских рисунков проявляются и у взрослых, которым в состоянии гипноза внушили детский возраст.

К центральным мотивам рисунков принадлежит человеческая фигура, которую дети начинают изображать приблизительно в три с половиной года. Вначале ребенок рисует голову (круг или овал) и непосредственно к ней присоединяет ноги (цефалоид — головоногий человек). Постепенно добавляется обозначение глаз, рта, носа и бровей, а руки начинают крепиться к голове либо непосредственно к ногам, поскольку изображение туловища появляется в детских рисунках позднее (к пятилетнему возрасту). К шести годам прибавляются такие детали, как уши, волосы, а первые признаки одежды сопровождаются элементами прозрачности . К семи годам уточняются пропорции (ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте, появляется намек на шею). К восьми годам ребенок уже умеет рисовать профильные фигуры человека. В девять лет пытается изобразить движение, но рисунки все еще остаются плоскостными. В 10 и 11 лет на рисунках уже появляются попытки накладывать тени, придавать форму предметам и попытки перспективного охвата. Далее, в последующие годы идет лишь совершенствование техники рисования, а рисунки в значительной мере будут отражать интересы и увлечения ребенка.

Разработано достаточно много рисовальных тестов, в том числе с формализованными оценками возрастного развития детей по технике рисования (рисунок дерева, дома, фигуры человека и другие), сюжетных или тематических рисуночных тестов, тестов срисовывания и других.

Патологический рисунок можно рассматривать как источник медицинской информации, поскольку существуют тесные взаимоотношения между состоянием психической деятельности и творческими особенностями.

Рисункам душевнобольных нередко присущи нарушения пропорций. Однако простая их констатация недостаточна для правильного заключения. Так называемые диспропорции и деформация могут определяться специальным желанием автора заострить, акцентировать некоторые детали, т.е. могут быть оправданы в сугубо художественном отношении (гротеск, экспрессионизм). В детских рисунках нарушения пропорций могут быть обусловлены не болезнью, а особенностями их возрастного развития, выражения идей значимости некоторых персонажей.

Тенденция к декоративности тоже может вытекать из замысла художника, но может становиться и патологическим художественным признаком (шизофрении), когда холодное нагромождение украшений становится смыслом изображения.

В рисунках больных шизофренией часто отмечается стереотипия, т.е. повторение мотивов, направлений, интервалов, форм, цвета и т.п. Однако если стереотипное повторение изображения имеет монотонный, однообразный, скучный и статичный характер с тщательной прорисовкой деталей — это, скорее, следствие психомоторных изменений, свойственных эпилепсии и органическим болезням мозга. При шизофрении стереотипия более легкая, разнообразная, подвижная.

Таким образом, для диагностики по рисунку необходимо учитывать особенности признака, а не просто его наличие. Нельзя забывать и о некоторых современных тенденциях развития живописи, влиянии модернистских течений, в силу чего значимость некоторых критериев патологической живописи, выдвинутых психиатрами прошлого, в известной мере снижается (Р. Б. Хайкин, 1992).

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Это метод психологии, который дает возможность сделать выводы о психологических особенностях субъекта на основе изучения объективных продуктов деятельности.

Принимая участие в той или иной деятельности, человек проявляет свою осведомленность по каким-либо вопросам, проявляет свою внимательность, наблюдательность, определенные черты своего характера.

Для учащихся, например, продуктами деятельности являются какие-то письменные работы, поделки, рисунки, модели, фотографии и др.

Если работы, выполненные учеником в разное время и на разных этапах обучения, сопоставить, то можно проследить его развитие, способность совершенствовать умения и навыки.

Анализ продуктов деятельности человека достаточно широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Осуществляться анализ продуктов деятельности может и в процессе их создания. В ходе наблюдения за этим процессом обнаруживается не только его качество, обнаруживается также динамика, темп работы, отношение к заданию. Подобные наблюдения способствуют не только глубокому, но и всестороннему изучению умственных, эмоциональных, волевых качеств и свойств личности.

Для клинических психологов метод предоставляет очень важный материал при определенных заболеваниях – депрессивные психозы, шизофрения и др.

Наиболее распространенным продуктом деятельности человека является текст. Его можно понимать как упорядоченную систему знаков для кого-то и с какой-то целью созданную. В настоящее время варианты текстов понимаются как фиксированная информация – печатная, рукописная.

Науки, изучающие документы для их анализа используют свои методы. Одним из таких методов является контент-анализ. Этот метод, как и сам термин, возник в практике американских журналистов. Сначала его применяли к исследованию специфических материалов, которыми были материалы прессы. Позднее американский социолог Г. Лассуэл исследовал метод и применил его для анализа пропаганды.

Читайте также:  Анализ состояния здоровья детей раннего возраста

Назначение метода заключается в том, чтобы исследователь мог осмыслить текст, передаваемый в процессе коммуникации.

Это наиболее разработанный и строгий метод анализа документов. Метод психологического изучения текстов, по содержанию которых можно судить о психологии авторов текстов или тех людей, о которых в них говорится.

Выделение в тексте ключевых понятий или иных смысловых единиц с дальнейшим подсчетом частоты их употребления, является сутью метода. Техника контент-анализа сводится к нескольким действиям:

  • Выделение единиц анализа. При поиске единицы анализа возможны два варианта решения проблемы – за единицу анализа считать символ, либо какой-то объект, о котором есть высказывания в тексте. Этот объект может быть описан при помощи одного слова или при помощи сочетания нескольких слов, т.е. при помощи суждений. Это горит о том, что выделение единицы анализа дело достаточно непростое.
  • Поиск их индикаторов в тексте. Поиск единиц контент-анализа с чисто технической точки зрения, требует отыскания в тексте индикатора выбранных единиц. Это требует от исследователя правильно знать границы возможного применения контент-анализа и не допускать его абсолютизации. Надо действовать конвенционально и руководствоваться своим мнением. И только после выполнения этой операции можно приступить к выполнению следующего этапа;
  • Статистическая обработка. Она заключается в подсчете частоты употребления понятия (при условии учета выделенных индикаторов) или установлении пропорций между различными группами индикаторов. По соотношению частот можно сделать психологические выводы. При анализе текста стандартными единицами в контент-анализе являются:
  • Слово, термин, символ;
  • Законченная мысль или суждение;
  • Тема;
  • Персонаж;
  • Автор;
  • Целостное сообщение.

Метод контент-анализа может использоваться в качестве основного, параллельного и вспомогательного метода.

Особо следует подчеркнуть, что для психолога в равной степени может быть важно то, что вошло в содержание текста и то, что оказалось за его пределами. Важной задачей контент-анализа является установление идентичности содержания, вкладываемого разными авторами в один и тот же термин.

Специалисты выделяют целый ряд условий и их обязательное соблюдение при организации анализа продуктов деятельности:

  • Четкая формулировка цели исследования. Например, изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам, которые проявляются в их рисунках;
  • Выбор испытуемых в соответствии с целью исследования. При этом важно помнить, что от возраста ребенка зависит овладение техническими умениями в той или иной деятельности. В связи с этим отбирают детей, владеющих навыками рисования или конструирования по образцу;
  • Создание одинаковых условий для всех детей изучаемой группы. Это значит, что должны быть подобраны одинаковые материалы для выполнения работы. Например, краски, ножницы, мелки, карандаши, бумага, клей, конструктор;
  • Как и в эксперименте, создание и поддержание естественных условий:
  • Выбор помещения;
  • Время проведения;
  • Создание мотивации на получение продукта;
  • Самостоятельная работа каждого ребенка при групповом исследовании;
  • Нельзя вмешиваться в процесс создания продукта, чтобы не повлиять на него;
  • Разработка способов фиксации процесса создания продукта, действий, речи, эмоциональной реакции ребенка;
  • Разработать и заучить наизусть в случае необходимости вопросы к ребенку с целью беседы о полученном продукте. Например, как сам ребенок оценивает свой, скажем рисунок, и почему так оценивает. В этом случае анализ продуктов деятельности сочетается с беседой и поэтому важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку;
  • Разработка критериев оценки полученного продукта в соответствии с поставленной целью исследования.
  • За короткое время собирается достаточно большой фактический материал не только у одного ребенка, но и группы детей;
  • Возможность получать качественные и количественные характеристики особенности психики детей метода:
  • Регуляция рисовальных движений руки;
  • Скорость удара;
  • Скорость изображения формы;
  • Точность размаха движений;
  • Точность направления при рисовании линий и др.
  • Возможность многократного повторения;
  • Сохранение естественности, что означает – ребенок не знает, что с ним проводится исследование.

К недостаткам метода относится:

  • Применение возможно только тогда, когда ребенок уже овладел определенным видом деятельности;
  • Обработка полученных данных трудна. Это связано с необходимостью наличия специально разработанных схем анализа. Умение исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта.

источник

Научная психология за время своего развития достигла немалых результатов. Сформулировано закономерности психического развития человека, в разных теориях дано обоснование причин поведения людей, их психологических особенностей и типов. Кроме того, создан научный подход к способам получения всей этой информации. Об одном из методов получения данных о человеке, анализе продуктов его деятельности, — далее.

Давайте определимся, что это за понятие. Анализ продуктов деятельности (АПД) — это метод исследования психологических особенностей человека путем изучения продуктов его трудовой или творческой деятельности. В отличие от основных психологических методов (наблюдения и эксперимента), АПД проводится опосредованно, т. е. без непосредственного общения психолога и его клиента. Специалист изучает продукты графического, музыкального, драматического творчества человека и на их основании делает выводы о его психологических особенностях.

Анализ продуктов деятельности в психологии чаще всего используется в работе с детьми разного возраста, поэтому приобрел такую «популярность» в педагогической практике.

Для данного психологического метода существует и другое название — архивный. Этот термин употребили в своей деятельности американские психологи. Они подразумевали под архивным методом изучение жизни человека через его продукты труда, творчества, записи дневников, архивные данные о нем. Его разновидностью есть биографический метод, который позволяет изучать жизненный путь отдельного человека или группы людей через их творческие или трудовые достижения. Так современное человечество получает знания о жизни, отношениях и личностных особенностях знаменитых людей из прошлого.

В отечественной психологии более распространено название «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический (от греч. «праксис» — «действие»). В нашем обществе этот метод широко используется в педагогической психологии для изучения развития детей.

АПД очень распространен в работе с детьми с самого маленького возраста, потому что позволяет в комфортных для малыша условиях (в игре) проявить себя. Маленькие дети еще не способны словесно описать свои переживания, они пока не знают, как называется то, что они в данный момент чувствуют. Но могут сделать это другим способом — изобразить на бумаге, проиграть с друзьями, написать в сочинении. Все это может стать ценным материалом для психолога, который работает с ребенком.

Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных:

  • продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр;
  • продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда;
  • продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее;
  • продукты учебных занятий: контрольные работы, черновики, домашние задания.

Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.

Метод психологического анализа продуктов деятельности — эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как:

  • психические процессы (мышление, внимание, память и др.);
  • психические состояния (настроение);
  • психические свойства (характер, способности — все, что делает ребенка индивидуальностью).

Таким образом, метод может применяться в самых различных ситуациях — для выявления причин неуспеваемости школьника, при трудностях в адаптации ребенка, для изучения его взаимоотношений со взрослыми и ровесниками, для определения интересов и склонностей ребенка к определенному виду деятельности.

Этот список можно продолжать, ведь количество вопросов о благополучном развитии малыша увеличивается с его возрастом. Опытный психолог всегда поможет обеспокоенным родителям или педагогам, если в арсенале его методов работы есть анализ продуктов деятельности.

Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования:

  • четко формулирует цель — что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках);
  • выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования);
  • для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения);
  • минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы;
  • фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы;
  • если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы;
  • предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция).

Данный метод предполагает анализ процессов и продуктов деятельности. Это значит, что не только конечный продукт работы ребенка может нести информацию о нем, но и сам процесс его создания. Например, когда дети играют в постановку сказки, можно наблюдать, насколько они вовлечены в процесс, насколько им нравится роль и как они ее отыгрывают, насколько соответствует текст роли, а также то новое, что вносит в процесс малыш.

Если анализируется более пассивное занятие, например, лепка или рисование, можно фиксировать эмоциональные реакции ребенка на происходящее, наблюдать, как он сам оценивает свое произведение, насколько полученный продукт соответствует изначальной идее.

Конечный продукт деятельности оценивается по определенным критериям. Они зависят от того, какая цель была поставлена. Это может быть степень развития определенных психических функций ребенка, его эмоциональное состояние, наличие способностей к какой-то деятельности и прочее.

Как и все психологические исследования, анализ продуктов деятельности подразумевает прохождение нескольких этапов:

  • подготовительный — сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа;
  • непосредственно исследование — психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости — дополнение его другими методами;
  • заключительный этап — систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов.

Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает:

  • Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка.
  • Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая моторика рук, как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д.
  • Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно.
  • Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка — от степени развития внимания до характера.

Любой метод исследования имеет свои недостатки, которые могут влиять на полученный результат. Анализ изучения продуктов деятельности может подвергаться таким трудностям:

  • Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования.
  • Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя.
  • Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.

Анализ продуктов деятельности имеет свои разновидности или может быть использован как часть других методов психологического исследования. К таким относятся проективные методики. Их суть — в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека.

Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию. Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить незаконченное предложение, составить рассказ по изображению и т. д. К таким наиболее известным методикам относятся «Пятна Роршаха», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек» и другие.

Проективные методы эффективны не только в работе с детьми, но и со взрослыми, а также людьми, которые имеют психические заболевания.

Еще одной современной интерпретацией метода есть профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности. Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека. Например, для того чтобы быть успешным педагогом, кроме теоретической подготовки, специалист должен быть тактичным, терпеливым, способным контролировать эмоции, достаточно гибким и изобретательным.

Наиболее разработанной и распространенной разновидностью архивного метода есть контент-анализ. Он используется не только в психологии, но и других социальных науках, коммуникациях. Метод предполагает изучение единиц текста и их классификацию. К таким единицам относятся:

  • отдельные слова;
  • фразы (словосочетания);
  • тема;
  • сообщение в целом.
Читайте также:  Анализ состояния здоровья детей и подростков

Этот метод более точный, поскольку предполагает математические действия с полученным материалом. Все единицы исследования проходят подсчет с целью определения частоты их использования и систематизации. Это позволяет сделать выводы о психологических особенностях автора сообщения, о его взаимоотношениях с адресатом сообщения, а также о более глобальных социально-психологических процессах в больших группах людей.

Потенциальными источниками для контент-анализа выступают книги, личные дневники, заметки в газетах, песни, стихи и т. д.

Широкое применение в практике обучения и воспитания детей получила еще одна разновидность АПД. Это анализ педагогической документации.

Современный педагог, психолог или социальный работник каждый день сталкивается с большим объемом данных, касающихся учеников. Это различная документация:

  • характеристики;
  • медицинские анамнезы;
  • автобиографии;
  • журналы оценивания знаний;
  • протоколы собраний;
  • школьные дневники учеников;
  • приказы и распоряжения руководства.

Все это после изучения и систематизации позволяет создать общую картину развития ребенка, обозначить проблемные моменты и наметить пути их решения.

Метод анализа продуктов деятельности в психологии — эффективный инструмент в работе специалиста. Для его использования недостаточно теоретической подготовки. Это постоянная практика, личная заинтересованность и желание все время развиваться. Но если родители доверят своего ребенка такому специалисту, они будут уверены, что получат исчерпывающую информацию о нем и квалифицированную помощь.

источник

Использование анализа продуктов детской деятельности для индивидуализации дошкольного образования.

Вопрос индивидуализации образовательного процесса является на сегодняшний момент актуальной проблемой. Что же такое индивидуализация образования, в том числе дошкольного?

Индивидуализация образования –поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.

Индивидуализация дошкольного образования –построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

В сложившейся практике, процесс обучения и воспитания, как правило, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый ребенок может в полной мере реализовать свой потенциал.

Попытки индивидуализировать данный процесс предпринимались не раз: в календарные планы воспитателей включался раздел «индивидуальная работа»,в программах прописывались разные уровни развития детей, в ФГТ были обозначены интегративные качества, в соответствии с ФГОС дошкольного образования: «…Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей…» .

Существенной характеристикой индивидуализированного дошкольного образования являются: диагностическая основа построения Образовательного процесса.

Чтобы индивидуализация была результативной, необходимо выделить, изучить и охарактеризовать особенности развития ребенка, что позволит использовать те или иные формы, методы и средства индивидуализированного влияния на ребенка окружающих взрослых— родителей и педагогов.

Изучение количественно-качественных характеристик и динамики развития дошкольников закономерно выявляет существенные различия между детьми. Изучения этих отличий и особенностей является основой для построения Индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Вот на этом этапе, этапе изучения у многих педагогов возникают трудности. В соответствии с ФГОС ДО « … При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)…»

Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования.

«…Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей…».

В качестве методов педагогической диагностики чаще всего используются такие как: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности и т.д.

В связи с тем, что во многих детских садах нет психолога, у педагогов часто возникают проблемы с проведением диагностики, в частности вызывает затруднение анализ продуктов детской деятельности.

Анализ продуктов детской деятельности- способ исследования детского развития, основанный на изучении результатов продуктивной деятельности детей: рисунков, поделок и т.п. Он применяется как в массовых исследованиях для определения общих закономерностей психического развития, кросс- культурных особенностей и т.п., так и при изучении развития отдельного ребенка в диагностических целях. Наиболее часто как в тех, так и в других целях используются детские рисунки.

Очень важно, чтобы воспитатель мог разработать или выбрать критериальный аппарат. В работе по анализу продуктов детской деятельности можно использовать данную схему (критерии анализа и оценки, созданных детьми изображений):

1. Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации ). Отметить его оригинальность, а также разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.

2. Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена или вовсе не удалась).

3. Строение предмета: части предмета расположены верно, их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).

4. Передача пропорций предмета в изображении.

5. Композиция: вытянутое построение, скученное изображение, нет единства; пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое) изображение. Миниатюрное изображение или увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.

6. Передача движения. Статическое изображение. Передача начального момента изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передача сложного движения достаточно четко и определенно.

7. Цвет. Передача реальной окраски предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов; отступление от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.

8. Характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линия грубая, жесткая или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура или ВЫХОДИТ за линии контура).

9. Материалы, использованные для создания изображения (при условии самостоятельного их выбора).

10. Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликаций): а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась; б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю; в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.

11. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения: а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес; б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своей и других детей; в) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение; г) как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная оценка).

12. Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.

13. Творчество. Отметить, что нового внёс ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное.

источник

Юлия Волошина
Анализ продуктов детского творчества

Анализ продуктов детского творчества — диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.

Предметом анализа выступают продукты; изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки, конструирования (постройки, мозаика, лепки (объемные фигуры и композиции, вербальной деятельности (стихи, страшилки, рассказы, считалки, музыкальной деятельности (песни, мелодии, гармонические и ритмические схемы) и игровой деятельности (сюжеты, роли). Оцениваются как уровень выполнения в соответствии с возрастными или программными требованиями, так и отличительные особенности работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и пр.). Центральную позицию в анализе продуктов детского творчества занимают детские рисунки ]. Следует отметить, что анализу подвергаются работы, произведенные в свободной деятельности ребенка (самостоятельно).

Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношение к окружающей среде, особенности восприятия и другие стороны психики получаем в результате анализа продуктов деятельности. Использование его основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Предметом анализа являются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции, музыкальной (выполнение и творчество в песни, танцы, игре на музыкальных инструментах, рассказы, сказки, предания литературных произведений. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя.

Деятельность ребенка по прямым указаниям взрослых помогает выявить уровень понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и др. Результаты самостоятельной деятельности, особенно созданные по замыслу рисунки, является значимым материалом для выводов о различных сторонах его психического развития. В результате деятельности выражаются особенности восприятия, представлений детей о предметах, которые они изображают. Детские рисунки дают основания для размышлений об уровне умственного развития их авторов. При изучении рисунков обращают внимание на сюжет, содержание, манеру изображения, процесс рисования (время, затраченное на выполнение рисунка, степень увлеченности) и т. д.

Анализ продуктов деятельности ребенка — метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т. д.).

Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому.

Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках — желтой, оранжевой, красной, голубой, зеленой. По содержанию «хорошее» в изображении детей — орнаменты, явления природы, приятные животные и т. д.

Неприятное всегда рисуется темными красками. Таковы отрицательные персонажи сказок, клеветники социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы).

Анализ результатов деятельности открывает исследователю стороны психики ребенка, недоступны для изучения с помощью других методов. Однако он не позволяет в полной мере проследить процесс создания ребенком конкретного продукта. Этот метод используется как вспомогательный, поскольку, опираясь только на его данные, исследователь может допустить грубых ошибок. Поэтому в основном его используют как составную других методов, например эксперимента, наблюдения, ибо для психолога имеет значение не только продукт деятельности, но и процесс его создания.

Рисование – один из самых распространенных видов творчества в детстве. Отчасти это обусловлено его доступностью, отчасти – психическими особенностями развития ребенка. Рисование в дошкольном возрасте служит и вполне утилитарным целям – развивается рука у ребенка, он учится производить тонкие дифференцированные движения кистью. А развитость рук напрямую влияет и на развитие познавательных способностей, развитие мозга в целом. Рисование представляет собой как репродуктивную, так и комбинаторную, творческую деятельность. Копирование образцов, начиная с определенного возраста – столь же полезный для развития ребенка процесс, как и фантазирование, рисование объектов в необычных сочетаниях, фантастических объектов. Изобразительное творчество детей, как отмечал Л. С Выготский, является превалирующим в дошкольном и младшем школьном возрасте. Оно проходит в своем развитии несколько типических стадий (если не брать в расчет одаренных детей, «вундеркиндов», у которых сроки развития определенных способностей бывают смещены). В России эти проблемы разрабатывал ещё в начале 20 века В. М Бехтерев. Итак, вот эти стадии: Первая стадия – стадия первичных черточек, «каракулей». Ребенка интересует сам процесс, иногда даже больше моторно и тактильно, нежели в «творческом плане», в плане изображения мира. Ребенок любит разглядывать готовые картинки, а сам рисует «абстрактные каракули», до тех пор пока не попробует скопировать (при помощи взрослого или нет) что-либо из готовых образцов. Вторая стадия – стадия схематических рисунков, когда в нарисованные предметы и явления ребенок вкладывает больше смысла, чем изображено на рисунке. Ему приходится использовать «подпорки» в виде слов, объяснения, чтобы другие могли понять, что он изобразил. Третья стадия — индивидуализированные рисунки, собственно осмысленное творчество, содержащее «план содержания» и «план выражения», идею и форму. Ребенок изображает что-то лично его тронувшее. В этот период появляются зачатки мастерства, ну и соответственно вновь возрождается репродуктивная сторона рисунка – взрослые предлагают образцы, которые ребенок может взять в качестве примера для подражания. Признаки детского изобразительного творчества: 1. Спонтанный характер. Рисование в детстве аналогично иным видам деятельности ребенка-оно стихийно. 2. Необусловленность результатом. Рисуя, ребенок не преследует какой-либо четкой цели, порой, начиная рисовать, ребенок не знает, что будет на листе бумаги в итоге – его увлекает сам процесс. И тем более ребенок раннего возраста не ждет изначально каких-либо оценок и признания своего творчества. Оценочную систему прививают ребенку взрослые с течением времени. 3. Зависимость от возраста ребенка 4. Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность – контур первичен, объекты четко отелены друг от друга. В дошкольном возрасте ребенок рисует этакие предметы –понятия, обобщенные, например дом — значит с треугольной крышей, окошком и т. д., но иногда какая-то яркая деталь западает ребенку в душу, и её он приписывает не менее тщательно, чем мамину улыбку или свою одежду. Через изобразительное творчество происходит также и освоение ребенком логических операций – анализа, синтеза и т. д. Это только на первый взгляд кажется, что детские рисунки, особенно младших дошкольников, хаотичны, стихийны. Нет, они обладают внутренней логикой, просто в силу непонимания ребенком физических и иных законов бытия логически связи в его рисунках приобретают причудливую форму. Это можно наблюдать практически – часто бывает, что ребенок искренне удивляется, почему взрослый не понимает, что изображено на рисунке – для него-то более чем ясно. Активные занятия рисованием также практикуются в рамках арт-терапии, популярном психотерапевтическом методе. Он применяется при лечении многих кризисных состояний психики и психосоматических расстройствах. Изобразительное творчество детей имеет и прикладное значение для науки. Анализ детских рисунков — широко распространенный метод в психологии, зачастую на основе рисунков делается вывод о психологическом состоянии ребенка на данный момент, каких-либо его проблемах

Читайте также:  Анализ состояния здоровья детей в саду

Анализ продуктов детского творчества — диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.

Предметом анализа выступают продукты; изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки, конструирования (постройки, мозаика, лепки (объемные фигуры и композиции, вербальной деятельности (стихи, страшилки, рассказы, считалки, музыкальной деятельности (песни, мелодии, гармонические и ритмические схемы) и игровой деятельности (сюжеты, роли). Оцениваются как уровень выполнения в соответствии с возрастными или программными требованиями, так и отличительные особенности работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и пр.). Центральную позицию в анализе продуктов детского творчества занимают детские рисунки ]. Следует отметить, что анализу подвергаются работы, произведенные в свободной деятельности ребенка (самостоятельно).

Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношение к окружающей среде, особенности восприятия и другие стороны психики получаем в результате анализа продуктов деятельности. Использование его основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Предметом анализа являются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции, музыкальной (выполнение и творчество в песни, танцы, игре на музыкальных инструментах, рассказы, сказки, предания литературных произведений. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя.

Деятельность ребенка по прямым указаниям взрослых помогает выявить уровень понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и др. Результаты самостоятельной деятельности, особенно созданные по замыслу рисунки, является значимым материалом для выводов о различных сторонах его психического развития. В результате деятельности выражаются особенности восприятия, представлений детей о предметах, которые они изображают. Детские рисунки дают основания для размышлений об уровне умственного развития их авторов. При изучении рисунков обращают внимание на сюжет, содержание, манеру изображения, процесс рисования (время, затраченное на выполнение рисунка, степень увлеченности) и т. д.

Анализ продуктов деятельности ребенка — метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т. д.).

Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому.

Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках — желтой, оранжевой, красной, голубой, зеленой. По содержанию «хорошее» в изображении детей — орнаменты, явления природы, приятные животные и т. д.

Неприятное всегда рисуется темными красками. Таковы отрицательные персонажи сказок, клеветники социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы).

Анализ результатов деятельности открывает исследователю стороны психики ребенка, недоступны для изучения с помощью других методов. Однако он не позволяет в полной мере проследить процесс создания ребенком конкретного продукта. Этот метод используется как вспомогательный, поскольку, опираясь только на его данные, исследователь может допустить грубых ошибок. Поэтому в основном его используют как составную других методов, например эксперимента, наблюдения, ибо для психолога имеет значение не только продукт деятельности, но и процесс его создания.

Рисование – один из самых распространенных видов творчества в детстве. Отчасти это обусловлено его доступностью, отчасти – психическими особенностями развития ребенка. Рисование в дошкольном возрасте служит и вполне утилитарным целям – развивается рука у ребенка, он учится производить тонкие дифференцированные движения кистью. А развитость рук напрямую влияет и на развитие познавательных способностей, развитие мозга в целом. Рисование представляет собой как репродуктивную, так и комбинаторную, творческую деятельность. Копирование образцов, начиная с определенного возраста – столь же полезный для развития ребенка процесс, как и фантазирование, рисование объектов в необычных сочетаниях, фантастических объектов. Изобразительное творчество детей, как отмечал Л. С Выготский, является превалирующим в дошкольном и младшем школьном возрасте. Оно проходит в своем развитии несколько типических стадий (если не брать в расчет одаренных детей, «вундеркиндов», у которых сроки развития определенных способностей бывают смещены). В России эти проблемы разрабатывал ещё в начале 20 века В. М Бехтерев. Итак, вот эти стадии: Первая стадия – стадия первичных черточек, «каракулей». Ребенка интересует сам процесс, иногда даже больше моторно и тактильно, нежели в «творческом плане», в плане изображения мира. Ребенок любит разглядывать готовые картинки, а сам рисует «абстрактные каракули», до тех пор пока не попробует скопировать (при помощи взрослого или нет) что-либо из готовых образцов. Вторая стадия – стадия схематических рисунков, когда в нарисованные предметы и явления ребенок вкладывает больше смысла, чем изображено на рисунке. Ему приходится использовать «подпорки» в виде слов, объяснения, чтобы другие могли понять, что он изобразил. Третья стадия — индивидуализированные рисунки, собственно осмысленное творчество, содержащее «план содержания» и «план выражения», идею и форму. Ребенок изображает что-то лично его тронувшее. В этот период появляются зачатки мастерства, ну и соответственно вновь возрождается репродуктивная сторона рисунка – взрослые предлагают образцы, которые ребенок может взять в качестве примера для подражания. Признаки детского изобразительного творчества: 1. Спонтанный характер. Рисование в детстве аналогично иным видам деятельности ребенка-оно стихийно. 2. Необусловленность результатом. Рисуя, ребенок не преследует какой-либо четкой цели, порой, начиная рисовать, ребенок не знает, что будет на листе бумаги в итоге – его увлекает сам процесс. И тем более ребенок раннего возраста не ждет изначально каких-либо оценок и признания своего творчества. Оценочную систему прививают ребенку взрослые с течением времени. 3. Зависимость от возраста ребенка 4. Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность – контур первичен, объекты четко отелены друг от друга. В дошкольном возрасте ребенок рисует этакие предметы –понятия, обобщенные, например дом — значит с треугольной крышей, окошком и т. д., но иногда какая-то яркая деталь западает ребенку в душу, и её он приписывает не менее тщательно, чем мамину улыбку или свою одежду. Через изобразительное творчество происходит также и освоение ребенком логических операций – анализа, синтеза и т. д. Это только на первый взгляд кажется, что детские рисунки, особенно младших дошкольников, хаотичны, стихийны. Нет, они обладают внутренней логикой, просто в силу непонимания ребенком физических и иных законов бытия логически связи в его рисунках приобретают причудливую форму. Это можно наблюдать практически – часто бывает, что ребенок искренне удивляется, почему взрослый не понимает, что изображено на рисунке – для него-то более чем ясно. Активные занятия рисованием также практикуются в рамках арт-терапии, популярном психотерапевтическом методе. Он применяется при лечении многих кризисных состояний психики и психосоматических расстройствах. Изобразительное творчество детей имеет и прикладное значение для науки. Анализ детских рисунков — широко распространенный метод в психологии, зачастую на основе рисунков делается вывод о психологическом состоянии ребенка на данный момент, каких-либо его проблемах

Цель: является сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствование его развитию самостоятельности и творческой инициативы. Знания ребенок не получает, а приобретает, взращивает, познает. Творчество дает ребенку раскрыться, раскрепоститься, дает возможность в свободе выбора инструментов для познавательной деятельности.

Закономерности развития творческих способностей в период дошкольного детства

Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Источником творческой деятельности ребенка служит всё окружающее его жизненное пространство: предметы, явления, новый опыт, собственные ощущения. Как отмечает Б. М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. Так в сознании малыша создается новый интеллектуальный продукт, который, выстраиваясь в систему личного мировоспитания, образует новую «единицу» целостной картины мира.

Одной из важных категорий детского творчества является творческая активность – это своеобразное психическое состояние, выражающееся в готовности, открытости и высокой мотивации создавать новый продукт. Она рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных творческих способностей, в том числе и творческого потенциала

«Пластилинография». Фотоотчёт детского творчества Совсем скоро дети нашей ясельной (на начало прошлого учебного года) группы перейдут в следующую возрастную группу. И совсем не факт,.

Анализ конечных результатов деятельности детского сада Анализ конечных результатов деятельности Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад № 8» за 2016-2017.

Анализ выполнения мероприятий по профилактике ОРВИ, гриппа, детского травматизма в старшей группе В старшей группе мероприятия по профилактике травматизма у воспитанников проводились по следующим направлениям: 1. Устранение неблагоприятных.

Видеоотчет о фестивале детского творчества «Надежда» В рамках реализации Государственной программы города Москва «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») с целью выявления,.

Фотоотчет детского творчества «Зимующие птицы» Видео Тема прошедшей недели: «Зимующие птицы» Аппликация «Филин» Задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой — обрывная аппликация;.

Конкурс детского творчества «Летнее вдохновение» Название: Вальс цветов Куратор: Наталья Терскова Автор работы: Лиманская Альбина, Будогян Мария Возраст: средняя группа №3 «Бабочки» Описание.

Конкурс детского творчества «Осенние фантазии» В нашем детском саду традиционно проводятся конкурсы поделок детей и их родителей. Этот год не стал исключением. Многие готовились заранее:запасали.

Конкурс детского творчества «Космическое путешествие» МБДОУ №12, Предгорный муниципальный район, Ставропольский край 1. Название: Путешествие в космос Воспитатель: Дорошенко Наталья Дмитриевна.

Анализ деятельности детского сада за период летне-оздоровительной работы 2017 года В течение летнего периода 2017 года детский сад работал в соответствии с планом летней оздоровительной работы. План работы в летне-оздоровительный.

Восприятие детского творчества Дети, не зависимо от возраста и своих творческих способностей, любят рисовать. Это происходит начиная с очень раннего периода, как только.

источник