Меню Рубрики

Анализ методического пособия для детей

Учебно-методические пособия необходимы лишь для того, чтобы достойно организовывать все образовательное пространство, использовать определенное оборудование и инвентарь.

Согласно федеральным образовательным стандартам нового поколения, которые были внедрены в дошкольные образовательные учреждения, воспитатели должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Учебно-методические пособия для ДОУ по ФГОС разработаны и для детей, которые имеют серьезные ограничения по физическому здоровью.

Среди основных принципов, которые включены в дошкольное образование, выделим:

  • полноценность проживания ребенка на всех этапах его детства, возможность для развития;
  • создание образовательных траекторий на базе индивидуальных особенностей каждого малыша;
  • полноценное сотрудничество между детьми и взрослыми;
  • поддержка творческой инициативности детей в разнообразных видах деятельности.

Учебно-методические пособия для ДОУ должны способствовать приобщению дошкольников к социальным и культурным нормам, семейным ценностям, гордости за свою страну.

Кроме того, важно именно в дошкольном возрасте формировать познавательный интерес ребенка к различным видам деятельности.

Учебно-методические пособия по программе от рождения до школы по ФГОС учитывают возрастную адекватность дошкольного обучения. Все методические материалы должны соответствовать требованиям возраста, особенностям развития детей.

Новые учебно-методические пособия, рекомендуемые для применения в дошкольной системе по новым ФГОС, направлены на предоставление каждому ребенку права на качественное дошкольное образование. В задачу педагога входит охрана психологического и физического здоровья детей, предоставление одинаковых возможностей для саморазвития каждого малыша, независимо от места проживания, национальности, языка, а также от социального положения его родителей.

Учебно-методические пособия, рекомендованные Министерством образования для использования в дошкольных образовательных учреждениях, должны обеспечивать преемственность образования. Они должны создавать благоприятные условия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствовать проявлению творческих данных подрастающего поколения.

Учебно-методические пособия, рекомендованные для ДОУ, охватывают познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественное, эстетическое развитие.

Для выполнения всех задач, поставленных перед педагогами дошкольных учреждений, содержательно-насыщенная часть пособий должна включать игровое, оздоровительное, спортивное оборудование, позволяющее обеспечивать исследовательскую, познавательную, творческую активность всех детей, формировать мелкую моторику, способствовать созданию благоприятной эмоциональной обстановки, самовыражению детей.

Предлагаем примерный перечень тех материалов, которые соответствуют требованиям новых образовательных стандартов, внедренных в дошкольные образовательные учреждения, связанные с физическим и психологическим воспитанием подрастающего поколения.

  1. Э. Я. Степаненкова написала пособие «Физическое воспитание детей в детском саду», изданное «Мозаикой-синтез» в 2006 году.
  2. М. А. Рунова. Книга «Двигательная активность в детском саду» издана в 2000 году.
  3. М. А. Рунова. Пособие «Ознакомление с природой с помощью движения» вышла в 2005 году.

Интерес представляют следующие методические материалы, рекомендованные к применению Министерством образования, соответствующие новым образовательным стандартам:

  1. Пособие М. А. Руновой «Физкультурное оборудование для дошкольных образовательных учреждений» напечатанное в 1999 году.
  2. Книга Л. Д. Глазыриной о физической культуре для дошкольников, изданнае в 2004 году.
  3. Материал Л. В. Яковлевой о физическом развитии и здоровье детей 3-7 лет, появившийся в печати в 2003 году.
  4. Учебно-дидактическое пособие, автором которого является А. П. Щербак, посвящено тематических занятиям и праздникам в дошкольном учреждении. Оно издано в 1999 году.
  5. Автором Т. Л. Богиной предлагается материал по охране здоровья в дошкольных учреждениях, 2006 год.
  6. Материал, посвященный воспитанию здорового ребенка, был опубликован М. Д. Маханевой в 1997 году.
  7. Пособие, позволяющее воспитывать одаренных и талантливых детей, создано Л. А. Венгером в 2000 году.

Данный список включает еще множество пособий, каждое из которых направлено на формирование здорового поколения, любящего свою страну, уважающего традиции народа.

Учебно-методические пособия для начальной школы также разрабатываются с учетом требований новых стандартов. Среди тех книг, которые можно порекомендовать преподавателям начальных классов, отметим следующие материалы:

  1. С. А. Козлова. «Я — человек. Программа социального развития ребенка» – Москва, «Школьная пресса», 2003;
  2. К. Ю. Белая. «Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках» Москва, «Школьная пресса», 2010;
  3. В. И. Семенюк. «Изучение правил движения» – Москва, «Просвещение», 1996;
  4. Р. Б. Стеркина. «Основы безопасности младшего школьного возраста» – Москва, «Просвещение», 2000;
  5. Л. Я. Кондыкинская. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» – Москва, «Сфера», 2010.

Любые учебно-методические пособия для начальной школы по математике, русскому языку, окружающему миру, в полной мере отвечает всем требованиям, которые предъявляются к преподаванию этих учебных дисциплин стандартами второго поколения.

Развивающая предметно-пространственная среда, которая представлена специальным инвентарем, оборудованием, материалами, является важным компонентом для развития детей дошкольного и школьного возраста. Она позволяет учитывать возрастные особенности, укреплять и охранять здоровье детей, осуществлять корректировку воспитательного и образовательного процессов.

Вся современная учебно-методическая литература, используемая воспитателями в детских садах, педагогами в начальной и средней школе, обязательно должна быть рекомендована Министерством образования и науки РФ, соответствовать требованиям ФГОС второго поколения. Они направлены на укрепление и охрану физического, эмоционального здоровья детей, развитие самостоятельности в подрастающем поколении страны.

Пособия, которые не отвечают обновленному российскому образованию, не одобрены Министерством образования и науки Российской Федерации, не используются воспитателями детских садов, учителями начальных классов в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях.

источник

2.1. Анализ учебных пособий, учебников, учебно-методического комплекса

На современном этапе обучения иностранному языку предполагается усиление воспитательной, образовательной и развивающей направленности содержания обучения за счет использования лингвострановедческого подхода к отбору и организации учебного материала. При таком подходе иностранный язык усваивается в тесной связи с культурой и историей страны изучаемого языка.

Лингвострановедческий подход актуален на любом этапе обучения.

Взрослые и дети разных возрастов проявляют живой интерес к жизни своих ровесников за рубежом, к их обычаям, традициям, укладу повседневной жизни, формам проведения досуга и тому подобное. Использование лингвострановедческой информации в доступной и увлекательной для них форме способствует усвоению ими элементов иноязычной культуры, повышению познавательной активности обучаемых, созданию у них положительной мотивации.

Мной была проведена исследовательская работа по вопросу ЛСА и его значение. Проанализировав учебники, учебные пособия, я выяснила какие существуют достоинства и недостатки. И тогда на основе анализа выделила критерии отбора лингвострановедческого материала.

Я работала по учебникам: “Enjoy English 2” для начальной школы авторов: М.З Биболетова, О.А. Денисенко, Н.В. Добрынина, Н.Н Трубанева; “Happy English” 9 класс авторов: К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман и “English 8” авторов: В. П. Кузовлев, И.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Кобец, О.В. Дуванова. Изучив эти учебники, я пришла к определенным выводам.

Мной было просмотрено УМК “Enjoy English 2” М.З Биболетовой. На начальном этапе обучения в учебнике присутствует лингвострановедческий компонент на тему «Одежда», но ему уделяется очень мало внимания. Большое внимание уделяется чтению, разговору и письму. Тексты в учебнике являются малоинформативными, не достаточно интересными. В основном содержат информацию о вымышленных героях сказок. Поэтому учителю приходится использовать множество дополнительного материала и литературы (журналы, книги, газеты на английском языке).

Что касается иллюстраций и рисунков, то в учебнике этот материал дан обширно. Что и обедняет содержание учебника, привлекая особое внимания учащихся. Хотя, с психологической точки зрения, внимание не рассеивается, а концентрируется на данном учебном материале, и учащиеся не отвлекаются.

Проанализировав учебник “Happy English” 9 класс автора: К.И. Кауфман, я обнаружила, что здесь присутствуют свои плюсы и минусы. Учебник содержит мало иллюстраций, цветных фотографий, рисунков, таблиц, схем на тему «Одежда». Немного внимания уделяется и текстам, но в основном здесь лингвострановедческий материал представлен в виде упражнений на развитие монологической и диалогической речи, например «Что вы думаете о походе за покупками? Нравится ли вам это? Любите ли вы носить дешёвую одежду? Кому нравится покупать вещи на распродаже? и многое другое», что и обедняет содержание учебника, не привлекая особого внимания учащихся. Некоторые тексты учебника для чтения по страноведческой тематике, например о том «как и какую одежду носили в давние времена», написаны «сухим» языком, которые содержат множество фактов без их оценки, к тому же лишенные иллюстраций и фотографий, не пробуждают воображения школьников, не затрагивают их эмоциональную сферу. В учебных текстах, как показывает анализ, не всегда отражаются ценные в познавательном и гуманистическом отношениях типичные явления действительности страны изучаемого языка. Недостаточно только учитывать необходимость сочетать и различать информацию общечеловеческого характера и национальную, а так же и предъявлять факты иностранного языка и культуры в сопоставлении с аналогичными фактами родного языка и культуры учащихся.

Тексты учебников лишь в небольшой степени способствуют тому, чтобы в сознании учащихся сложилось реальное представление о стране изучаемого языка. Этому мешает так же и отсутствие в УМК аутентичных материалов, подобных тем, с которыми реально сталкивается в повседневной жизни иностранец во время пребывания в стране. Такие материалы вызывают интерес у школьников и поддерживают мотивацию учения. Любые образцы печатной информации, привезенные из стран изучаемого языка, привлекательны для учащихся, так как отражают современную действительность страны. Их отсутствие в УМК существенно ослабляет мотивацию к изучению иностранного языка.

Конечно, главной задачей учителя является обучение устной речи. Ведь английский язык – это живой язык и его нельзя преподавать как мертвый.

Но все же, я считаю, что в средней школе, особенно в 6-9 классах внимание должно уделяться и чтению адаптированных текстов.

Отсутствие таких текстов, я думаю, можно объяснить отсутствием достоверных источников о стране изучаемого языка. И это приводит к тому, что убеждения учащихся формируется на основе устаревших суждений и канонических текстов, а их высказывания являются результатом неосведомленности и отсутствия привычки самостоятельно мыслить.

Итак, действующий УМК по английскому языку не в полной мере способствует удовлетворению интереса учащихся к стране изучаемого языка, ее людям. А значит, не поддерживает в нужной мере мотивацию к изучению иностранного языка, которая во многом базируется на этом интересе.

Проанализировав “English 8” автора В. П. Кузовлева, могу выделить, что коренным образом этот учебник отличается от предыдущего учебника, что страноведческое содержание УМК для 8 класса направлено на то, чтобы учащиеся узнали как можно больше интересных фактов о культуре Великобритании, о взаимосвязи культуры родной страны и страны изучаемого языка. Особенностью изучения культуры Великобритании, заложенной в Учебнике 8 класса, является то, что из всего многообразия информации были отобраны те сферы, явления, события, факты, которые непосредственно связаны с жизнью британских школьников 14—15 лет. При отборе фактов авторы руководствовались следующими критериями:

— критерий ориентации на современную жизнь страны;

— критерий направленности учебного материала на типичные явления культуры;

— критерий дополнительности, то есть соотнесенность с корреспондирующим элементом культуры своей страны;

— критерий тематической соотнесённости;

— критерий актуального историзма, согласно которому отбираются те исторические сведения, которые известны всем носителям языка;

— критерий облигаторности (обязательности), определяющий отбор информационного минимума о произведениях литературы, истории, живописи и так далее, необходимого каждому культурному человеку;

— критерий репрезентативности, согласно которому допустимо обращение к ярким, представительным, но не типичным фактам, даже если они не являются распространенными;

— критерий воспитательной (эстетической) ценности;

— критерий учета возраста обучаемых и их интересов, времени на изучение иностранного языка.

Страноведческое содержание Учебника для 8 класса углубляет знания, полученные в 5—7 классах. Если ранее учащиеся знакомились главным образом с духовным миром сверстников и через него познавали страну в целом, то в этом году учащиеся получают представления о многих конкретных явлениях культурной жизни Великобритании, например об одежде, о стилях, которые были в давние времена, о стилях в наши дни, о том, какую одежду предпочитают подростки сейчас и многое другое. Все тексты, содержащие сведения о стране изучаемого языка, являются аутентичными. В Учебнике широко используются средства зрительной наглядности: слайды, рисунки, вывески, рекламные объявления, карты, цветные фотографии, таблицы, схемы и так далее. Так же существуют разнообразные упражнения, повышающие общий уровень развития ребенка и в то же время пополняющие и расширяющие лексический запас слов.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Иными словами, имеет место своеобразный диалог культур. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, чужую страну со своей, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. Сравнение также требует от учащихся проявления собственного мнения, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу, что, в свою очередь, стимулирует и мотивирует стремление постоянно увеличивать и углублять объем знаний и о собственной стране, и о других странах. Таким образом, познавательный аспект способствует созданию мотивации.

Читайте также:  Анализ творчества чарушина для детей

Одним из средств реализации задач познавательного аспекта является лингвострановедческий справочник, в котором даются пояснения реалий Великобритании и США. В конце каждого цикла в рубрике “Link List” учащиеся фиксируют, что нового о культуре страны они узнали в данном цикле, сравнивают эти сведения с соответствующими фактами родной культуры. Данное задание может служить тестом по усвоению содержания познавательного аспекта. Главное в процессе познания — не только накопление сведений о стране, но и познание людей, своих сверстников, их стиля жизни, их образа мыслей, поведения, отношения к общечеловеческим ценностям и так далее. Здесь многое зависит от учителя, что проявляется не только в словах, но и в интонации, жестах, мимике.

А в разделе “Reader” (книга для чтения) 8 класса к учебнику английского языка «Happy English 8» автора В. П. Кузовлева использованы познавательные и расширяющие кругозор и эрудицию тексты для чтения. Рассказы повествуют об истории одежды Англии и Шотландии, какую одежду носили в давние времена, и кто её носил. Хочу заметить, что тексты в книге для чтения выполняют не только познавательную, но и воспитательную функцию. В учащихся воспитывает высокие человеческие качества.

Итак, процесс овладения иностранным языкам становится творческим процессом «открытия для себя страны изучаемого языка и людей говорящих на этом языке».

Иностранный язык соприкасается со многими школьными дисциплинами и, прежде всего, открывает учащимся путь к дополнительным знаниям по географии, истории, литературе и другим предметам. Поэтому важно так построить обучение, чтобы учащиеся овладели умением пользоваться иностранным языком для пополнения своих знаний по этим предметам. Важно, чтобы в УМК были включены насыщенные страноведческой информацией материалы: слайды, кинофильмы, репродукции, карты, кассеты с записями текстов страноведческого содержания. Страноведческая информация должна включать сведения, позволяющие сделать урок иностранного языка интересным: история страны, географические сведения, природа, экология; культура и искусство, деятели культуры (певцы, музыканты, писатели, художники, ученые); спорт; праздничные дни, традиции; особенности быта; особенности стиля; уклад повседневной жизни; взаимоотношения в семье так далее. Часть этой информации может быть представлена в виде картин, слайдов, фильмов и так далее. Изложенная таким образом информация была бы более доступна учащимся и в определенном смысле более достоверна.

источник

Анализ методической и периодической литературы ДОУ (парциальные программы, методические и наглядно-дидактические пособия)

Анализ методической и периодической литературы ДОУ

(парциальные программы, методические и наглядно-дидактические пособия)

Коломийченко Л.В. Методическое пособие к программе «Дорогой света и добра» для всех возрастных групп детского сада.- М: Издательство «Сфера», 2014.

Мухоморина Л.Г. «Крымский веночек». Региональная программа по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму.- К: Издательство «Золотые ворота», 2011.

Мухоморина Л.Г. Методические рекомендации к программе «Крымский веночек». — К: Издательство «Золотые ворота», 2010.

Мухоморина Л.Г. Сборник конспектов занятий «Путешествуем по Крыму вместе». — С: Издательство «Антиква», 2010

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Издательство «Генезис», 2002

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3—7 лет. -М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Коммуникация. Развивающее общение с детьми с 2-7 лет. -М.: ТЦ «Сфера», 2013.

Лыкова И.А. «Детская безопасность». Программа.-М: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

Лыкова И.А. Методические рекомендации к программе «Детская безопасность».- М: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

Лыкова И.А. Система занятий с детьми «Детская безопасность».- М: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

Лыкова И.А., Шипунова В.А. Учебно-методические пособия для педагогов: «Огонь-друг, огонь-враг»; «Дорожная азбука»; «Опасные предметы, существа и явления»; «Азбука безопасного общения и поведения»; «Детская безопасность».- М: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дидактический материал: «Пожарная безопасность»; «Безопасность на дороге»; «Опасные явления в природе»; «Социальная безопасность».- М: Издательский дом «Цветной мир», 2014.

Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дидактические сказки и беседы: «Дракончик аленький»; «Радужное колесико»; «Непоседа-ветерок»; «Серебряный колокольчик»

Колесникова Е.В. «Математические ступеньки». Программа развития математических представлений у дошкольников.-М.:ТЦ «Сфера», 2015.

Колесникова Е.В. Учебно-методические пособия «Математика для детей» к программе «Математические ступеньки»: .-М.:ТЦ «Сфера», 2015.(для каждого возраста)

Колесникова Е.В. Демонстрационный материал «Математика для детей» к учебно-методическим пособиям: .-М.:ТЦ «Сфера», 2015.(для каждого возраста)

Колесникова Е.В. Комплект рабочих тетрадей к учебно-методическим пособиям «Математика для детей»: .-М.:ТЦ «Сфера», 2015.(для каждого возраста)

Лыкова И.А. «Умные пальчики» Программа конструирование в детском саду.- М.: Издательский дом «Цветной мир» , 2014.

Лыкова И.А. Методические рекомендации к программе « Умные пальчики ». – М.: Издательский дом «Цветной мир» , 2014.

Лыкова И.А. Учебно-методический комплект «Умные пальчики» конструирование в детском саду. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.

Рыжова Н.А. «Наш дом- природа» Программа экологического образования и воспитания дошкольников.- М.: ВООП,1997.

Рыжова Н.А. «Волшебница вода» Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: Линка-Пресс, — 1997.

Рыжова Н.А. « Воздух — невидимка» Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: Линка-Пресс, — 1998.

Рыжова Н.А. «Почва – живая земля» Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.:Карапуз-Дидактика. 2005.

Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. «Ребенок и окружающий мир». Программа познавательного развития детей 3-7 лет. – М.: Цветной мир, 2014.

Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Комплект методических пособий для второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп детского сада к программе «Ребенок и окружающий мир».– М.: Цветной мир, 2014.

Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.

Развитие познавательных способностей. Рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. Ярославль: Академия развития, 2004.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004.

Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников.- М.:ТЦ «Сфера», 2014.

Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. — М.:ТЦ «Сфера», 2015.

Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. — М.:ТЦ «Сфера», 2015.

Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. — М.:ТЦ «Сфера», 2015.

Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. — М.:ТЦ «Сфера», 2015.

Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком. — М.:ТЦ «Сфера», 2014.

Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь №1,2. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно — методическое пособие к рабочей тетради « От слова к звуку». М.: «Издательство ЮВЕНТА»,2010.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993.

Бардышева Т.Ю. Скованные одной целью. Рассказы цепной структуры. Логопедический материал для детей 5-7 лет. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ».2010.

Бардышева Т.Ю. Пересказы круглый год. Логопедический материал для детей 5-7 лет. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ».2010.

Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

Лопатина Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи .- СП.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей. Учебно — методическое пособие. СП. : ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда. М.: «Издательство ГНОМ»,2012.

Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет:— М.: АРКТИ, 2011. (по лексическим темам)

Лагздынь Г.Р. Логопедическая азбука 3-6 лет (игровые задания на укрепление язычка, на развитие слухового внимания и четкого звукопроизношения ).- Издательский дом «Карапуз», 2008.

Лыкова И.А. «Цветные ладошки» Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. – М.:ИД «Цветной мир», 2014.

Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: ИД «Цветной мир», 2014.

Лыкова И.А. Наглядно-методические пособия для развития детского художественного творчества в разных видах деятельности. – М.: ИД «Цветной мир», 2014. (Серия мастер-классы «Шаг за шагом»)

Маслова С.Г. «В мир прекрасного» Программа художественно-эстетического воспитания в детском саду.- СПб.: Нестор-История, 2010.

Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш.- М.: Сфера,2010.

Рабочая программа инструктора по физическому воспитанию «Расту здоровым»

Утверждается педагогическим советом Организации ежегодно.

Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам.- М.: Владос, 2004.

Физическая культура в младшей группе детского сада .- М.: Владос, 2011.

Глазырина Л.Д. Физическая культура в средней группе детского сада .- М.: Владос, 2011.

Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшей группе детского сада .- М.: Владос, 2011.

Глазырина Л.Д. Физическая культура в подготовительной группе детского сада .- М.: Владос, 2011.

Зимонина В.Н. Программно- методическое пособие для детского сада «Расту здоровым».-М.: ТЦ «Сфера», 2013. (в двух частях.

Кирченко Н.А. Практическое пособие для педагогов «Развитие основных физических качеств и координационных способностей детей».-Мозырь: ИД «Белый ветер», 2011.

Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет.-М.: ТЦ «Сфера», 2014.

Сулим Е.В. Игровой стретчинг. Физкультурные занятия в детском саду. -М.: ТЦ «Сфера», 2010.

Анисимова М.С., Хабарова Т.В. Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста.- С. Петербург: «Детство-пресс», 2011.

Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет.- М.: ТЦ «Сфера», 2008.

Электронные образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Журнал «Детский сад: теория и практика

Журнал «Справочник старшего воспитателя»

Журнал «Детский сад будущего»

Журнал «Современный детский сад» —

Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

Журнал «Детский сад от А до Я»

Газета «Дошкольное образование»

Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

Социальная сеть работников образования

ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю детского сада.

Педагогический интернет-портал для педагогов «О детстве»

Международный образовательный портал « maam . ru »

Челябинский дошкольный портал

Информационный банк методического кабинета содержит информационно-методический фонд, электронный банк законодательной базы, электронный банк учебной литературы, электронную библиотеку, нормативно-правовые документы, методическую и справочную литературу, документы по содержанию работы, методические материалы и рекомендации, игровой и наглядно-дидактический материал, видеоматериалы, фотоматериалы, СD-диски, DVD-диски, аудиокассеты , выставки, детскую художественную литературу.

Имеется в наличии литература по таким направлениям, как: о рганизация методической работы в дошкольном учреждении , управлени е образовательным процессом в ДОУ (функциям управления, формат работы с педагогическими кадрами), развитие ребёнка в образовательном пространстве дошкольного учреждения (п сихолого-педагогическая литература и дидактический материал по видам деятельности и областям знаний ребёнка ) , рекомендации к построению предметно-развивающей среды в ДОУ; в заимодействие с семьёй и социумом, преемственности дошкольного и начального школьного образования.

— н ормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ (Устав ДОУ, локальные акты (о педагогическом совете, творческой группе) );

— анализ деятельности ДОУ ( Сведения о педагогических кадрах , Информация о поступлении, обучении воспитанников в школах , Анализ результативности образовательного процесса в ДОУ , Анализ профессионального развития педагогов ДОУ );

— п ланирование деятельности ДОУ ( Программа развития ДОУ , Годовой план , Планы работы специалистов на год , План работы старшего воспитателя , План работы с родителями , План работы МДОУ и социума ).

Имеющиеся ТСО используются в работе для расширения представлений детей об окружающем мире, природе, художественной литературе, а также в связи с пропагандой педагогических знаний среди родителей, в методической работе с педагогическим коллективом.

Пособия методического кабинета ДОУ представляют собой комплекс :

Методических (печатных и рукописных).

Наглядных (натуральных и изобразительных).

Технических (экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.

Исходя из этого методический кабинет призван обеспечить:

— Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

— Адаптация ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников.

— Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса.

— Взаимодействие со структурами методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.

Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса.

Читайте также:  Анализ творчества михалкова для детей

Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в ДОУ.

С ущность методической работы в дошкольном образовании заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности.

источник

Особенности разработки учебно-методического комплекса для 4-х классов вспомогательной школы по предмету «Человек и мир». Анализ материала учебника по этому предмету, который позволяет осуществлять актуализацию уже приобретенных школьниками ранее знаний.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Учебно-методический комплекс для 4-х классов вспомогательной школы по предмету «Человек и мир»

1.1 Анализ учебника Серединской О.Х. «Человек и мир: Учеб. пособие для 4-го класса спец. общеобразовательной школы с русским языком обучения

1.2 Анализ тетради к учебному пособию «Человек и мир: Учеб. пособие для 4-го класса спец. общеобразовательной школы с русским языком обучения

1. Учебно-методический комплекс для 4-х классов вспомогательной школы по предмету «Человек и мир»

1.1 Анализ учебника Серединской О.Х. «Человек и мир: Учеб. пособие для 4-го класса спец. общеобразовательной школы с русским языком обучения

Мной был проанализирован учебник Серединской О.Х. «Человек и мир: Учеб. пособие для 4-го класса спец. Общеобразовательной школы с русским языком обучения. — Мн.: Нар. асвета, 2004. — 126 с. Данное учебное пособие предназначено для обучения детей 4-го класса специальной общеобразовательной школы с тяжелыми нарушениями речи, с трудностями в обучении с русским языком обучения.

Рецензентами данного учебного пособия являются: преподаватель кафедры логопедии БГПУ им. Максима Танка О.В. Грищенкова, учитель Новогрудской спецшколы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи Г.Н.Шимко.

Материал в данном учебнике подан в соответствии с двумя основными разделами: «Природа. Человек. Здоровье» и «Человек. Общество. Здоровье».

Каждый из названных разделов, в свою очередь имеет еще и подразделы, разделенные далее на параграфы. Так, первый раздел имеет такие подразделы: «Вода — природное богатство»; «Воздух — природное богатство», «О здоровье забочусь сам»; «Подземные богатства». Второй раздел содержит такие подразделы: «Труд на радость себе и людям», «Радость познания», «Школа человечности», «Что такое экономика?».

На переднем форзаце учебника размещены условные обозначения, представляющие собой значки с объяснениями. Так, учебник содержит в себе такие условные обозначения заданий, рубрик:

— Задание перед чтением текста;

— Практическая работа (здесь учащимся предлагается провести несложные опыты. В ходе каждого опыта необходимо объяснить, что происходит. Свои выводы необходимо сравнивать с выводами в учебном пособии);

— Организованные наблюдения (в рубрике под данным заголовком опыты проводятся учителем. От учащегося требуется внимательно наблюдать и объяснять, что происходит, сравнивать получившиеся выводы с выводами в учебном пособии);

— Это важно знать и уметь (практические советы);

Оформление учебника соответствует возрастным нормам и учитывает особенности учащихся. Так, важная и новая информация, на которую необходимо обратить внимание учащихся выделена шрифтом (курсив, жирный шрифт), также широко используется в учебнике такой прием как выделение информации цветом.

Имеют отличия в графическом оформлении задания под условными обозначениями: например, вопросы к параграфу напечатаны более мелким шрифтом, чем основной текст. А словарные слова, рекомендованные для изучения и запоминания, наоборот, выделены более крупно. Также имеет отличия и оформление информации, предназначенной для повторения.

Учебник содержит достаточно большое количество картинок, которые служат лучшему запоминанию и усвоению новой информации с помощью наглядности. С этой же целью, а также с целью систематизации и классификации нового материала, в учебнике используются многочисленные схемы и таблицы.

Если говорить о способах и приемах подачи и изучения нового материала в учебнике, то нужно отметить, что достаточно большое количество тем предлагается для практического изучения. То есть свойства предметов, различные явления предлагается изучить в ходе практических работ: опытов и экспериментов.

Например, тема «вода — жидкость» изучается с помощь таких опытов: 1. Налей воду в чашку, стакан, банку. Какую форму имеет вода в каждом сосуде? После выполнения опыта предлагается сравнить полученный результат с имеющимся в учебнике выводом и убедиться в его правильности: «вода не имеет своей постоянной формы. Она принимает форму того сосуда, в который ее наливают».

Также с помощью опытной работы предлагают авторы учебника изучить свойства песка. Так, ими предлагаются следующие опыты с выводами:

1. Рассмотри образцы песка. Определи его цвет (Песок бывает разного цвета: желтый, серый, белый).

2. Насыпь на картонку немного песка. Рассмотри. Определи, из чего состоит песок. (Песок состоит из зернышек — песчинок. Песчинки бываю разной величины: одни крупные, другие маленькие).

Также новый материал изучается методом организованного наблюдения. Так, например, изучая тему «Калийная соль», учащиеся знакомятся с ее свойствами, наблюдая за экспериментом, проводимым учителем. При это по ходу наблюдения за экспериментом, учащиеся получают задания: рассмотреть калийную соль, что наблюдается, если бросить немного калийной соли в стакан с водой.

Для закрепления изученного материала предлагается рассказать об усвоенных знаниях по плану. Так, например, план для рассказа о свойствах воды предлагается следующий:

— Внешний вид: цвет, прозрачность;

— Состояние (твердое, жидкое, газообразное);

Материал учебника позволяет осуществлять такой методический прием для изучения нового материала, как актуализация уже приобретенных школьниками ранее знаний. Так, например, при изучении темы «Круговорот воды в природе» перед непосредственным текстом параграфа ученикам предлагается разгадать загадку: В озерах, реках обитает, часто по небу летает. Как наскучит ей летать, на землю падает опять. Такой же прием используется при изучении темы «Глина»: Ее встретишь на дороге, и увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу — она понадобится сразу.

С целью возобновления в памяти учащихся уже известных им сведений также используются многочисленные описания фактов из окружающего мира, повседневности, вопросов быта. В качестве примера такого текста можно привести следующий: Стоит на кухне плита. От нее идет длинная труба. Мама зажигает спичку, поворачивает переключатель на плите и … вспыхивает огонек. Что горит?

Кроме того, в данных рубриках содержатся еще и вопросы, развивающие логическое мышление, умение сопоставлять факты. Например, изучая тему «Общение» для анализа предлагается такой вопрос-задание: «Если разделить одно яблоко поровну на двоих, сколько достанется каждому человеку? Если один человек расскажет другому что-нибудь интересное, сколько будет знать каждый человек?».

Эффективными, на мой взгляд, являются упражнения, использующие в качестве дидактического приема наглядность. Так, пример могут служить многочисленные задания, связанные с изучением схем, таблиц, анализом рисунков, размещенных на страницах учебника. Достаточно наглядно увидеть и осознать сферы расходов семьи позволяет учащимся схема, размещенная на странице №116.

Тему «Чистая вода — забота людей» предлагается изучать, рассматривая рисунок (стр.№14). Так, задание к данной работе звучит следующим образом: «С помощью рисунка «путешествуй» по реке и рассказывай о том, что загрязняет воду. Какие источники загрязнения воды ты считаешь самыми опасными? Почему? Какие запрещающие знаки ты бы поставил на берегу реки, чтобы защитить воду от загрязнения?».

С дидактической целью в учебном пособии размещены тексты под названием «Повтори и запомни!». Так, предлагается для запоминания текст на стр.80-81 о труде, на стр. 89-90 на тему «Средства массовой информации».

Важными, на мой взгляд, являются советы и рекомендации учащимся, непосредственно связанные с изучением темы. В качестве примера можно привести совет, размещенный после темы «Радио и телевидение»: «Выполняй правила просмотра телепередач. Смотри только передачи для детей. Смотри телевизор не более 1 — 1,5 часа в день. Садись на расстоянии 3-4 метра от экрана. Учись пользоваться программой теле- и радиопередач».

Обобщает и подводит итог пройденному материалу словарная работа после каждого раздела. Так, после изучения материала раздела «Техника служит людям» учащимся предлагается изучить следующие понятия: космос, космический корабль, фотография, компьютер.

В рубрике «Будь природе другом» приводится интересная и полезная информация по темам. Данная рубрика направлена на получение учащимися сведений из курса «Здоровый образ жизни».

Для обобщения изученного материала и повторения пройденного в учебном пособии используются вопросы под рубрикой «Проверь себя».

1.2 Анализ тетради к учебному пособию «Человек и мир: Учеб. пособие для 4-го класса спец. общеобразовательной школы с русским языком обучения

Тетрадь содержит в себе те же разделы («Природа. Человек. Здоровье»; «Человек. Общество. Здоровье») и те же подразделы, что и учебник. Кроме этого, в тетради выделен раздел «Дневник наблюдений» с подразделами «По страницам «Книги года», «Обобщение результатов наблюдений». В конце тетради выделены страницы для записи терминов словаря.

На переднем форзаце тетради содержатся условные обозначения: состояние неба (ясно (небо чистое, солнце светит в течение всего дня); переменная облачность (на небе много облаков, солнце светит только часть дня); пасмурно (небо закрыто облаками, солнце не светит), осадки (снег, дождь, град), другие явления природы (ветер, роса, гололед, туман, иней, гроза).

Тетрадь начинается с дневника наблюдений. В задании к ней учащимся предлагается наблюдать за Солнцем, погодой, растениями, животными, трудом людей и записывать наблюдаемые явления в тетради. Также предлагается не только записывать, но и зарисовывать те или иные явления.

Обзорно представлен подраздел «Вспомним лето»: перечислены месяца лета и их основные признаки и особенности. Далее учащимся предлагается дописать ответы на вопросы: как изменилась в течение летнего времени высота Солнца над землей, продолжительность дня; записать летние явления в природе (здесь дети могут использовать свои собственные наблюдения, а также текст пособия), предлагается продолжить цепочку слов о лете.

Каждый последующий месяц года рассматривается более подробно. Для наблюдения за неживой природой предложена для заполнения такая таблица:

Другие явления природы, труд людей

Интересной и полезной формой обучения является задание: записать, что изменилось в наблюдаемом периоде по сравнению с предыдущим. Так, она заставляет учащихся сопоставить факты и явления, осознавать и отмечать изменения и динамику.

На развитие умения детей понимать взаимосвязь происходящих явлений, понимать последовательность событий, выделять причину и следствие направлены такие задания: при изучении подраздела «Осень» предлагается показать стрелкой как связаны между собой события: пошел дождь — небо затянулось тучами. Для ноября, например, предлагаются такие факты: птицы улетают на юг — исчезают насекомые.

Нужно также отметить, что перед каждым подразделом (то есть для каждого из месяцев года) размещены отрывки из стихотворений известных поэтов, где образно описывается тот или иной месяц года. Так, например, для описания ноября авторы предложили строки из стихотворения И.Сурикова («Природа замерла, нахмурилась сурово. Поблекнувшей листвой покрылася земля»).

С целью обобщить результаты наблюдений и подвести итоги пройденному используются разделы: «Все об осени», «Все о зиме», «Все о весне». В каждом из этих разделов содержатся обобщающие задания. Так, например, предлагается составить сводку погоды за каждое из времен года.

Для того, чтобы привести в систему знания учащихся о временах года в целом, предлагается подраздел «Четыре времени года», задания которого связаны с выделением признаков и явлений каждого из времен года, сопоставлением их между собой. Так, одно из заданий такого плана звучит следующим образом: «Прочитай названия времен года и их признака. Соедини линией названия времен года и природных явлений или признаков, которые подходят».

В данном разделе широко используются такие приемы как работа над схемами, заполнение таблиц, отметки на температурных шкалах.

Дальнейшие разделы тетради предназначены для работы над закреплением материала, содержащегося в учебном пособии.

Для практического изучения тех или иных тем в тетради размещено большое количество рисунков, позволяющих наглядно воспринимать и запомнить предметы, их свойства. Также задания, связанные с рисунками развивают умение учащихся обобщать предметы по признакам, называть группы предметов.

Встречаются в тетради и задания творческого характера. Так, например, при изучении темы «Круговорот воды в природе» учащимся предлагается начало сказки, самим же детям необходимо дать заглавие и продолжить эту сказку. Кроме этого, детям даются задания, связанные с разыгрыванием ситуаций.

Характерным для тетради является введение тестовых заданий. Изучая тему «О здоровье забочусь сам» ребята получают такое тестовое задание: «Как можно уберечься от заразных болезней? Вычеркни то, что не надо выполнять:

Читайте также:  Анализ творческих работ детей возрастной группы

— соблюдать правила гигиены;

— не ездить в общественном транспорте;

— сидеть дома, никуда не ходить;

— не общаться с заболевшим человеком;

Сюда же относятся и задания на нахождение определения типа «Соедини линией слово с правильным ответом».

Также часто для проверки знаний учащихся используются открытые вопросы теста. Сюда относятся широко используемые в тетради задания «Закончи предложение», «используя рисунки, запиши».

Для изучения нового материала в тетради широко используются задания, связанные с разгадыванием загадок, объяснением смысла пословиц, анализом стихотворений, дописыванием недостающих слов в стихотворения.

1. Серединская О.Х. «Человек и мир: Учеб. пособие для 4-го класса спец. общеобразовательной школы с русским языком обучения. — Мн.: Нар.асвета, 2004. — 126 с.

2. Серединская О.Х. Тетрадь к учебному пособию «Человек и мир: Учеб. пособие для 4-го класса спец. общеобразовательной школы с русским языком обучения. — Мн.: Нар. асвета, 2004. — 70 с.

Описание структурф биологического образования. Рассмотрение основных критериев усвоения естествоведческого материала детьми с психофизическими особенностями. Исследование состояния биологических знаний о животных у учащихся вспомогательной школы.

курсовая работа [559,6 K], добавлен 26.10.2011

Содержание учебно-методического комплекса. Принципы разработки учебно-методического комплекса в начальной школе. Понятие «учебно-методический комплект». Соответствие УМК «Перспектива» требованиям к проектированию учебно-методического комплекса.

курсовая работа [725,3 K], добавлен 14.04.2016

Общее понятие и принципы учебно-методического комплекса. Построение структуры учебных модулей (выделение учебных элементов). Структура учебно-методического комплекса дисциплины. Требования к структурным элементам учебно-методического комплекса дисциплины.

курсовая работа [44,5 K], добавлен 05.04.2012

Особенности психических процессов и свойств личности учащихся вспомогательной школы. Классификация наглядных пособий используемых во вспомогательной школе на уроках биологии. Графический наглядные пособия по разделу биологии, компьютерные программы.

дипломная работа [49,9 K], добавлен 08.04.2011

Особенности и методологические основы построения элективного курса. Подбор материала, необходимого его для создания. Разработка системы оценивания знаний учащихся по предмету. Создание учебно-методического комплекса элективного курса «Основы кинематики».

дипломная работа [10,3 M], добавлен 29.07.2011

Процесс усвоения знаний у учащихся вспомогательной школы на уроках естествознания. Особенности процесса усвоения естествоведческих понятий старшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью. Методики, организация и анализ результатов исследования.

курсовая работа [11,8 M], добавлен 21.08.2011

Методы формирования внешнего контроля учебных достижений. Эмоционально-мотивационная характеристика учащихся. Характеристика материально-технической базы, учебно-методического оснащения, кадрового потенциал школы. Оценка качества обучения учителями.

доклад [882,5 K], добавлен 10.04.2015

Состав учебно-методических комплексов, их виды. Методы обучения как составная часть учебно-методического комплекса, урок как его элемент. Программно-методическое обеспечение образовательной области «Технология». Преподавание раздела «Вышивка «Хардангер».

дипломная работа [3,3 M], добавлен 04.11.2015

Формы контроля в начальных классах. Различия форм и методов контроля на уроках окружающего мира. Способы проверки знаний учащихся по предмету «Человек и мир». Значимость устного вида контроля знаний в формировании представлений и элементарных понятий.

курсовая работа [69,4 K], добавлен 10.06.2014

Анализ общих требований к содержанию и оформлению рабочей программы и учебно-методического комплекса дисциплины «Конкурентоспособность компании». Разработка плана проблемно-ориентированного учебного занятия для формирования знаниевых компетенций.

дипломная работа [1,8 M], добавлен 30.05.2016

источник

Параметры для сравнения Авторы и названия методических пособий
1. Предисловие
2. Соответствие учебной программе
3. Наличие целей и задач
4. Развитие основных понятий раздела.
5. Наличие тематического и поурочного планирования
6. Наличие методических рекомендаций к урокам.
7. Наличие методических рекомендаций по работе с учебниками и рабочими тетрадями.
8. Наличие разработок уроков.
9. Наличие системы контроля знаний и умений учащихся.
10. Наличие дополнительных сведений.
11. Наличие списка дополнительной литературы.
12. Наличие содержания (оглавления).
13. Заключение по анализу методического пособия: степень детальности и наглядности в раскрытии и построении курса.

Проанализируйте имеющиеся в вашем распоряжении рабочие тетради для ученика по курсам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные» с помощью таблицы 4 «Анализ рабочих тетрадей по биологии».

Анализ рабочих тетрадей по биологии

Параметры для сравнения Авторы и названия рабочих тетрадей
1. Соответствие учебной программе.
2. Соответствие учебнику.
3. Структурирование материала по темам или параграфам учебника.
4. Наличие инструкции по работе с тетрадью.
5. Наличие сезонных (фенологических) заданий, в том числе летних.
6. Характер иллюстраций
7. Предоставление пространства для выполнения рисунков учащимися.
8. Возможности для оформления лабораторных и практических работ в рабочей тетради.
9. Степень охвата заданиями тем соответствующего раздела.
10. Разнообразие заданий.
11. Структурная четкость и адекватность задания схем, рисунков, таблиц.
12. Занимательный характер заданий.
13. Наличие инструкций для проведения лабораторных, практических работ и домашних экспериментов.
14. Виды заданий: — на воспроизведение знаний; — на установление причинно-следственных связей; — на классификацию; — на сравнение.
15. Заключение: основные достоинства и недостатки рабочей тетради (степень единства методического, информационного и дизайнерского подхода).

Используя предложенную Вам методическую литературу начните создание картотеки методической литературы для учителя по курсам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные». Библиографические карточки оформляйте по образцу.

Образец библиографической карточки на книгу

Лицевая сторона Оборотная сторона
Конюшко В. С., Павлюченко С. Е., Чубаро С. В. Методика обучения биологии: Учебное пособие / В.С. Конюшко, С. Е. Павлюченко, С. В. Чубаро. – Минск.: Книжный Дом, 2004. – 256 с. В пособии рассматриваются наиболее актуальные теоретические и прикладные вопросы методики обучения биологии. Сочетаются классические основы методики с новыми тенденциями в обучении предмету.

Образец библиографической карточки на статью

Лицевая сторона Оборотная сторона
Т. И. Шамова, Давыденко Т. М., Рогачева Н. А. Технологическая карта как основа планирования учебного процесса / Биология в школе. – 1992. — № 5-6. – С. 23-26. В статье рассматриваются вопросы оценивания деятельности учащихся по конечным результатам. В основе данного процесса лежит умение учителя управлять учебно-познавательной деятельность учащихся, а именно, планировать конечный результата усвоения ими учебного материала с помощью составления технологических карт.

Используя литературу из библиотеки НТГСПА начните составлять картотеку научно-популярной и занимательной литературы для учащихся по курсам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные».

Дата добавления: 2017-02-25 ; просмотров: 1224 | Нарушение авторских прав

источник

Анализ современных программ и практических пособий для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими системные нарушения речи

Оксана Сурьянинова
Анализ современных программ и практических пособий для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими системные нарушения речи

Программа обучения и развития детей «Предшкольная пора» разработана под руководством Н. Ф. Виноградовой авторским коллективом проекта «Начальная школа XXI века» и специалистами по дошкольному образованию и воспитанию. Этим обеспечивается преемственность методических и педагогических подходов. В результате программа очень гармонична: с одной стороны, специалисты по начальному образованию указали какого ученика они хотят видеть в первом классе, какими качествами он должен обладать, чему должен научиться для успешного старта в первом классе, а с другой стороны — специалисты по дошкольному образованию исключили «перетаскивание» содержания, форм и методов работы начальной школы на детей дошкольного возраста.

Изучив более подробно методические пособия: конспекты занятий «Подготовка к обучению грамоте» и рабочие тетради «Тайны слов и звуков» автора Л. Е. Жуковой, мы нашли много интересных приёмов по развитию фонематического слуха, что необходимо для дальнейшего успешного усвоения грамматики. Зачастую родители, а в некоторых случаях и воспитатели считают первоочередной задачей научить ребёнка узнавать и называть буквы, затем переходят к звуковому анализу слогов и слов в сочетании с написанием этих слов. Не всем детям в силу нейрофизиологических особенностей удаётся усвоить и дифференцировать одновременно понятия «звук» и «буква». В пособиях Л. Е. Жуковой мы видим яркие лаконичные картинки, крупные клетки, что должно заинтересовать ребёнка и не пугать его объёмом предстоящего занятия. Примечательно, что в приложении есть всё необходимое для полноценной работы с пособием. Пособие можно использовать неоднократно, варьируя различные виды заданий на одних и тех же страницах, так как нет необходимости вписывать буквы, можно ограничиться накладыванием букв разрезной азбуки. Достаточно развёрнутые конспекты позволят воспитателям и родителям

значительно сократить время на подготовку к занятиям – они доступны к пониманию даже неспециалистам.

Нас заинтересовал приём подачи дошкольникам йотированной функции букв «я», «ё» и т. п. По нашему мнению, такая подача материала возможна лишь при условии сохранности фонематического слуха и отсутствии любых других речевых нарушений. Также смущает сравнение твёрдого звука с «сердитым братом», а мягкого – с «добрым братишкой». У детей может возникнуть неверная ассоциация, что подтвердилось на опыте. Мы попробовали провести подобную аналогию в своей работе с детьми 5-6 лет в группе для детей с нарушениями речи. В ходе упражнения по определению твёрдости и мягкости первого звука в словах, на слове «зайчик» произошло следующее: лишь один из девяти присутствующих детей определил звук [з] как «сердитого братишку», остальные утверждали, что этот звук «добрый». Мы в своей работе используем иные аналогии: «большой и маленький братишки» или произнесение «твердое как лёд» (синяя фишка, «мягкое как травка» (зелёная фишка).

Рабочая тетрадь очень интересна, многофункциональна. На одной странице можно обыграть несколько ситуаций, приёмов. Мы начали использовать это пособие в индивидуальной работе с некоторыми детьми.

Ознакомившись с программой «Диалог», пообщавшись с автором, поработав с пособиями, можно прийти к выводу, что эта программа – спасение от скучных занятий учебной деятельностью для детей, которые склонны отвлекаться, мечтать, которые во время занятия думают только о том, когда их отпустят поиграть. Таких детей зачастую относят в начальной школе к категории «слабых», с плохой памятью. Педагоги редко сознаются в том, что не сумели заинтересовать, увлечь именно такого ребёнка. На самом деле, дети, которые много фантазируют, обладают хорошей памятью, богатым внутренним миром, а современный ритм жизни даже младших школьников просто калечит души маленьких детей, которых «не увидели» и не дали им возможность раскрыть свои таланты только оттого, что они не в состоянии быстро механически отражать полученную информацию в контрольных работах. Двуполушарный подход в обучении даёт возможность проявиться всем детям с разными интересами, учит рассуждать, не бояться неточностей в ответах, как того требуют большинство учебных пособий. Удивительное сочетание обучения математике и развития речи позволяет ребёнку самому выбрать способ решения математических задач. Самое ценное в пособиях Ольги Соболевой и Василия Агафонова – это возможность определить дальнейший интерес ребёнка: что для него ближе, что получается лучше – считать или сочинять истории, ищет ли ребёнок краткий путь решения поставленной задачи или подойти к этому более творчески.

Пособия просто насыщены жизнью, неординарный подход к подаче материала, непривычные для педагога инструкции являют собой понятные ребёнку «просьбы» и приглашения к игре. Абсолютно новый, современный подход к работе с дошкольниками позволяет использовать методические пособия О. Л. Соболевой и В. В. Агафонова в работе с детьми с отклонениями в развитии.

Несколько смущают размеры пособий, с ними можно работать в условиях детского сада только индивидуально или малыми подгруппами, будет не очень удобно хранить и раздавать такие габаритные пособия. Также не совсем доступная цена комплекта для некоторых семей может стать препятствием для использования в работе со всей группой.

Предлагаемые пособия программно-методического комплекса «Успех» имеют необычный и очень увлекательный для детей формат в виде календарей с набором магнитных фишек. Работа с пособиями является одной

из форм сотрудничества взрослых и детей в совместной деятельности в виде реализации различных игровых ситуаций. Она стимулирует развитие детского воображения и творческих способностей, развивает умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, способствует развитию пространственных и временных ориентировок, а также поможет детям приобрести первичные представления о российских и международных праздниках. Доступные методические рекомендации позволяют использовать пособие в домашних условиях. Данные пособия можно использовать и в коррекционной работе, и в общеразвивающих видах деятельности. Можно отступать от рекомендаций и придумывать вместе с детьми и родителями всё новые игры, направленные на развитие всех видов познавательной деятельности. Пособия удобно хранить, переносить и использовать неоднократно. Мы планируем включить в работу в группе по коррекции речи предлагаемые программой методические пособия после более подробного ознакомления с ними в ближайшее время.

«Ступени мастерства 2013 г.» Победитель районного конкурса «Ступени мастерства 2013г» г. Самара Потепалова Ольга Викторовна МБОУ начальная школа-сад»Росток» Лауреаты.

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

источник