Меню Рубрики

Анализ отцы и дети базаров и аркадий

Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»).

Первое, что бросается в глаза в поведении Базарова, можно истолковать как проявление самоуверенности. Его отличает некая грубость поведения, нежелание следовать правилам хорошего тона и даже элементарным нормам приличия. Его поведение контрастно искренней в своей приветливости манере добродушного Николая Петровича, изысканной холодноватой любезности его брата или восторженному многословию Аркадия. Вот герой знакомится с отцом друга, будущим хозяином дома, где располагает погостить: «Николай Петрович крепко стиснул его руку», Базаров же свою «сразу ему подал», на любезные расспросы «отвечал ленивым, но мужественным голосом». Принятая им небрежная манера общения распространяется на представителей всех сословий. Здесь, на постоялом дворе мы впервые становимся свидетелями общения Базарова с мужиками. «“Ну, поворачивайся, толстобородый!” – обратился Базаров к ямщику». Однако это меткая грубоватая характеристика нисколько не обидела мужиков: «Слышь, Митюха, – подхватил другой тут же стоявший ямщик , – барин-то тебя как прозвал? Толстобородый и есть».

Окружающих суровая простота Базарова привлекает больше, нежели аристократическая любезность Павла Петровича, от которой, по меткому замечанию Фенечки, «так тебя холодом и обдаст». Николай Петрович, хотя и «побаивался молодого нигилиста», тем не менее «охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах». К нему «привязались» слуги, не исключая ограниченного в самодовольстве Петра. За Базаровым следуют, «как собачонки», крестьянские ребятишки. Подружился он и с Фенечкой. Поначалу молодой нигилист позволил себе ироническое замечание в адрес Николая Петровича. Но подойдя к застеснявшейся Фенечке, повел себя со всей любезностью. «Позвольте представиться, – начал он с вежливым поклоном, – Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный». Суровый доктор безошибочно тронул слабую струну в сердце матери – проявил внимание к ее ребенку. Базаровское обаяние признал даже маленький Митя: «Дети чувствуют, кто их любит». Впоследствии Базаров не раз в качестве врача придет на помощь Мите. И все это с неизменной шуткой, подтруниванием. За этим скрывается стремление, чтобы Фенечка не почувствовала себя ему обязанной. Здесь, в этом доме, Фенечке, неофициальной жене и матери незаконного ребенка, и без того нелегко приходится подчас – Базаров это понимает. По-человечески он симпатизирует Фенечке, но предпочитает не вмешиваться в сложную семейную ситуацию. «Она мать – ну, и права».

Домочадцы, слуги, дети – все они ему действительно по-человечески интересны. И сам он – интересная личность, чем неотразимо привлекает людей всех сословий. В безыскусной простоте поведения Базарову подражает Аркадий. Оказывается, однако, что быть простым и демократичным со всеми очень сложно. У Аркадия это выходит намеренно, и при всей искренности намерений, неестественно. Он хочет познакомиться с Фенечкой и без предупреждения отправляется к ней в комнату. Оставшемуся в гостиной с бьющимся сердцем отцу приходит в голову, «что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела». Аркадий с восторгом воспринял знакомство с мачехой и присутствие на свете маленького брата. Но за порывом великодушия прячется скрываемое от себя самого высокомерие. Втайне молодой человек любуется широтою собственных взглядов. Аркадию не приходит в голову, что подобное великодушие унижает отца, хоть он и рад искренности чувства старшего сына. О последовавшей сцене родственного объятия автор замечает: «…Бывают положения трогательные, из которых все-таки хочется поскорее выйти».

В грубовато-раскованных манерах кирсановского гостя существует своя градация. В одних случаях они маскируют тонкую деликатность, как с Фенечкой. В других – являются открытым ответом на замаскированную грубость же. Так он в день приезда «сорвался» вслед за Аркадием, хоть за минуту не имел намерения уходить. Но предпочел бесцеремонный уход подчеркнутому игнорированию со стороны Павла Петровича («Руки не подал , положил ее обратно в карман»). В дальнейшем мы видим, как Базаровская внешняя суровость помогает ему скрыть внутреннее смущение и даже робость (в отношениях с Анной Сергеевной). В любом случае, автор толкует нам поведение Базарова не только как особенность его характера, но и как национальную особенность. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения», – вскользь, но многозначительно роняет Базаров в разговоре с Аркадием.

Другая черта Базарова, которая не может не вызвать к нему уважения, – «привычка к труду благородная». Это органическая невозможность праздного существования. Отмечается, что Базаров проснулся «раньше всех» в доме Кирсановых на другой день после утомительной дороги. Когда со времени приезда прошло «около двух недель», как о само собой разумеющемся, автор говорит: «Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Осуществляя научные опыты и наблюдения, герой не боится испачкать ручки: «Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы…»

Опорой врожденному трудолюбию становится «просвещенный ум». Со знанием дела Базаров «толкует» другу, какие деревья, исходя из состояния почвы, следовало бы посадить в саду вместо погибших дубков. Он «в несколько минут» проник в слабые стороны хозяйства Николая Петровича. Во всем, что касается прикладных, опытных, научных знаний Базаров, показывает широкую образованность, наблюдательность и ум. При этом знания дались ему нелегко. Сыну лекаря, владельца деревушки и двадцати двух душ крестьян наверняка приходилось труднее, чем его другу. Впоследствии отец Базарова с гордостью выдает Аркадию семейную тайну: «. Другой бы на его месте тянул бы да тянул со своих родителей; а у нас, поверьте ли? Он отроду лишней копейки не взял. » Абсолютное бескорыстие, мужское стремление надеяться исключительно на собственные силы отличает Базарова. «. У Рудиных – знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля…» – справедливо указал критик. С полным основанием к Базарову можно применить определение, которого не удостоился Рудин – «гениальная натура».

Показать в герое его человеческую привлекательность входило в задачу писателя. «“Современник”, вероятно, обольет меня презрением за Базарова, – записывал он в дневнике, – и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение». В одном из писем Тургенев прямо заявлял: «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью – я виноват и не достиг своей цели».

Но как и в случае с Рудиным, все сильнее становятся в облике героя диссонирующие нотки. «Мысль и дело сливаются в одно», – с восторгом писал о Базарове радикальный критик Д.И. Писарев. Сказано – сделано. Заметил Базаров «непорядок» – хозяин дома, Николай Петрович, «Пушкина читает . Это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду». Базаров же признает в качестве полезного чтения «что-нибудь дельное». И в тот же день, Аркадий «молча, с этаким ласковым сожалением на лице», «как у ребенка» отобрал у отца злополучную книгу. Взамен же «положил» по совету друга, брошюру немецкого естествоиспытателя. Стоп… Мы видим, как в натуре Базарова, на первый взгляд, открытой, простой и цельной, проявляются стремления, которые нравственное чувство принять не может. И возникают они своеобразным продолжением черт симпатичных. Мы говорили, что обаяние Базарова притягивает всех, с кем жизнь его сталкивает. Спустя несколько дней по приезде он уже средоточие интересов дома. Герой это знает и пользуется, заставляя окружающих жить так, как он считает нужным. Внешняя простота скрывает потребность искусно манипулировать остальными. Ведь и книгу он не сам отобрал у хозяина дома, а подтолкнул к этому друга зная, что Аркадий рад будет демонстрировать широту взглядов, а Николай Петрович сыну возражать не станет. Но, подчиняя себе интересы других, Базаров считает себя свободным ото всех обязанностей общежития. Тургенев делает нас свидетелями того, как герой нарушает все правила гостеприимства, уважения к старшим и даже нравственные нормы. В том же эпизоде с книгой поступки Базарова явно ведут к тому, чтобы рассорить отца с сыном. Гость позволяет себе грубые выпады и в адрес дяди Аркадия, в его присутствии и за глаза. Внимательный читатель заметит, что делается это демонстративно. Герой, очевидно, убежден, что имеет на это полное право. А как же его демократизм, его интеллигентность, в наших глазах присущая человеку, занимающемуся наукой?

Чем проще и демократичнее Базаров себя ведет, тем резче выступает его непохожесть на окружающих. Любому ясно, что перед ним человек незаурядный. Одинцова, которой он представляется как «будущий уездный лекарь», с живостью возражает: «Вы этому сами не верите . Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью !» Отец Базарова, Василий Иванович допытывается у Аркадия: «…Ведь он не на медицинском поприще достигнет известности. »

– Разумеется, не на медицинском, хотя он и в этом отношении будет из первых ученых.

– Это трудно сказать теперь, но он будет знаменит.

Знает ли Базаров, какие на него возлагаются надежды? Знает. Аркадию Базаров вскользь напоминает, что является «внуком дьячка». И добавляет: «Как Сперанский». Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839), родившийся в бедной духовной семье, благодаря исключительно своему уму и талантам сделал головокружительную карьеру – до графа и министра двора. Сперaнский был ближайшим советником двух императоров – Александра I и Николая I. Раздраженный его независимым нравом, напуганный радикализмом предлагаемых реформ, Александр отправил Сперанского в ссылку. Впоследствии претендующий на престол Николай и декабристы согласны были в одном – без опыта и знаний Сперанского в будущем правительстве никак не обойтись…

Брошенное как бы между прочим сравнение приоткрывает нам границы честолюбия Базарова. Он, очевидно, готовит себя к будущему государственного деятеля. С той лишь разницей, что Сперанский был согласен подниматься по ступеням существующей общественной лестницы. Базаров же – нигилист. Объяснению этого социального термина и его значения в романе посвящен специальный эпизод. Базаров в нем не участвует, хотя речь идет в первую очередь о нем. Аркадий «с усмешкой» (как можно не знать таких простых вещей!) поясняет отцу и дяде: «…Это слово означает человека, который…» «Который ничего не признает?» – догадывается Николай Петрович. Павел Петрович усиливает негативный оттенок значения «nihil» – «ничто»: «…Который ничего не уважает». Но и это оказывается слишком слабо. «Который ко всему относится с критической точки зрения…» «Нигилист – формулирует Аркадий, явно со слов Базарова, – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Но и это определение недостаточно отражает радикализм Базарова. Недаром в речах молодежи наиболее часты глаголы «не верить», «отрицать», «ломать», «разрушать». «Сперва нужно место расчистить», – говорит о задаче своей и своих единомышленников Базаров. «Тургеневский герой отвергает действительно все – все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта и даже психологии людей . Россия – в тупике, из которого не видно выхода . Существующий мир должен быть разрушен полностью, до основания…»

Базаров как государственный муж, мыслит категориями общероссийскими. Мы едва ли сомневаемся, что он готов принять на себя ответственность в масштабах страны. Пока же его орудие – наука. Естественнонаучные знания полезны не только как средство раскрыть тайны природы и помочь страдающему человеку. Первым это понял главный противник нигилизма, критик и литератор Михаил Никифорович Катков: «Он потому занимается этими науками (естественными), что они, по его мнению, прямо ведут к решению вопросов об этих первых причинах, орудие уничтожения предрассудков и для вразумления людей». «Для вразумления людей», – убежден Базаров, более всего подходит книга немецких материалистов. Недаром он почти силком заставляет неразумного Николая Петровича прочесть популярную брошюру Бюхнера. Людвиг Бюхнер (1824–1899) – немецкий врач, естествоиспытатель и философ, убежденный материалист. Он был одним из пропагандистов теории «социального дарвинизма».Открытия Чарльза Дарвина в области естественных наук предлагалось перенести на структуру человеческого общества: принципы естественного отбора, борьбы за существование, выживание наиболее приспособленных как определяющие факторы общественной жизни. «Немцы в этом наши учители», – с признательностью говорит Базаров.

Но он идет дальше своих учителей. Название брошюры Бюхнера «Материя и сила» русский нигилист склонен трактовать, пропуская одну букву, как «Материя – сила». Все, что нематериально, чего нельзя потрогать, измерить, проверить опытным путем, – предрассудок. Культура, искусство, власть природы, уважение к старикам – это предрассудки, долженствующие быть уничтоженными во имя общего блага. Базаров-нигилист предлагает это как ученый и как общественный деятель. Ученый Базаров сомневается в существовании этих ирреальных понятий. Деятель Базаров отрицает их нужность, основываясь на принадлежности их старому миру. Старый мир плох – не по вине ли культуры? Если он должен быть сметен, неизбежно падут его атрибуты. Так считает «герой своего времени». Но ведь существует еще Базаров-человек, которому должны быть знакомы чувства и переживания?

«Религия отрицания направлена против всех авторитетов, а сама основана на грубейшем поклонении авторитету у нее есть свои беспощадные идолы», – ядовито подметил тот же Катков. Молодежь 1860-х, современники Чернышевского, Добролюбова, Писарева, строит свою жизнь по строгим законам, обдуманным, выработанным путем чтения книг, бесед с друзьями. Недаром слово «прынципы» звучит из их уст резко, грубо, категорично. И если ради идей требуется отказаться от прежних привязанностей, переступить через чувства – что ж, не страшно. Герой с гордостью называет себя «самоломанным». Впоследствии Базаров скажет другу, что поддаться чувствам для него значит – «рассыропиться». Взамен дается гордое сознание того, что они сами, от начала до конца строят свою судьбу: «Воспитание? …Всякий человек сам себя воспитать должен – ну, хоть как я, например . А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».

Для автора важно, что Базаров именно русский человек, явившийся даже в своих крайностях воплощением типических черт национального характера. Недаром Иван Сергеевич видел в нем «pеndant» (параллель) национальному герою, бунтарю Пугачеву. Еще в «Записках охотника» Тургенев заметил, что «русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что разумно – того ему и подавай, а откуда оно идет – ему все равно». Тогда писатель склонен был оценивать это качество как безусловно положительное. Но встретившись с философией и практикой нигилизма, был встревожен. Ведь цели нигилизма возвышенны и прекрасны – счастье человечества. Но не слишком ли от многого приходится отказаться во имя «разумного»? Прежде всего вступить в бой со своей собственной душою, как это делает на протяжении романа главный герой. Во многом поэтому Базаров для своего создателя – фигура «трагическая», «дикая», «сумрачная».

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

источник

Приезд Аркадия и Базарова в усадьбу Одинцовой. (Анализ 16-й главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». (ЕГЭ по литературе)

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 28 глав, и лишь в первой и последней не появляется главный герой – нигилист Евгений Васильевич Базаров. В начале романа рассказывается об ожидании отца Николая Петровича Кирсанова сына, закончившего университет. В финале Базарова нет, так как он умирает от тифа.

Таким образом, можно считать, что 16 глава, рассказывающая о приезде Аркадия и Базарова в имение Одинцовой, находится в центре романа и знаменует переломный момент в жизни главного героя.

Он проходит испытание любовью. С этого события начинается раскол в душе самоуверенного нигилиста, ничего не признающего на веру и отрицающего все авторитеты.

Читайте также:  Анализ результатов теста для детей

С одной стороны, Евгений не признаёт любви как высокого духовного чувства. Для него не существует никаких «таинственных отношений между мужчиной и женщиной». «Мы, физиологи, знаем, какие это отношения», — заявляет он Аркадию. Он осуждает Павла Петровича за то, что тот после роковой встречи с княгиней Р. «всю свою жизнь поставил на карту женской любви». С другой стороны, будущий лекарь, вопреки своим убеждениям, начинает ощущать в себе романтика. Как некогда аристократ Кирсанов, он знакомится со своей «роковой женщиной» на балу, вступает в поединок с судьбой и терпит поражение.

С какой целью автор готовит своему герою испытание любовью? Он хочет показать несостоятельность и нежизнеспособность нигилистической теории.

Именно с приезда двух друзей в усадьбу «сиятельной герцогини» Одинцовой главным конфликтом в романе становится не спор «отцов» и «детей», а внутренний конфликт, переживаемый Базаровым.

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Автор убеждает читателя в том, что требования живой человеческой натуры несовместимы с нигилизмом.

Глава открывается описанием усадьбы Одинцовой, в котором можно выделить две важные детали. Во-первых, церковь и господский дом построены в одном стиле, который именуется Александровским, и отмечается, что покойный Одинцов, муж Анны Сергеевны, не любил нововведений в архитектуре. Во-вторых, к подъезду вела аллея стриженых ёлок. Как известно, ели всегда зелены и никогда не меняются, они всегда одинаковые. Может быть, эти детали подчёркивают, что хозяйка владения больше всего ценит порядок, раз и навсегда установленный, и не способна на радикальные изменения в своей жизни. В описании интерьера эта мысль усиливается: «В доме видимо царствовал порядок: всё было чисто, всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приёмных.

Герой попадает в чуждый ему мир. Внутреннее смущение Базаров скрывает за иронией. Он называет обстановку, в которую попал, и поведение величественного дворецкого «гранжанром», а Одинцову «герцогиней». У него даже возникает желание «удрать» из этого чопорного дома.

Изменения в поведении самоуверенного Базарова происходят независимо от его воли, и он начинает оценивать себя словно со стороны: «Какой я смирненький стал».

В этом эпизоде наиболее важным моментом представляется мне беседа, в ходе которой Базаров высказывает свои взгляды. Анна Сергеевна утверждает, что «художественный смысл» необходим, «чтоб… уметь узнавать и изучать людей». Будущий лекарь же судит о людях, как физиолог: «Все люди похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены…» Для него «люди, что деревья в лесу». Младшая сестра Одинцовой Катя с недоумением смотрит в этот момент на нигилиста, но не спорит с «чужим», с «хищником», как она потом в разговоре с Аркадием назовёт Базарова. Евгений Васильевич убеждён, что нравственные болезни происходят от неправильного устройства общества. «Исправьте общество, и болезней не будет», — заявляет нигилист. Преданный ученик Аркадий полностью согласен со тётушки.

Мотив карточной игры, в ходе которой Базаров «ремизился да ремизился», спорит с известной пословицей: «Не везёт в картах – повезёт в любви». Кроме того, этот мотив связан с темой судьбы, с которой вступает в поединок герой.

В этой главе на глазах у читателя образовываются две пары: Аркадий – Катя, Базаров – Одинцова. Аркадий влюблён в Анну Сергеевну, но она предпочитает общение с Евгением, который понравился ей «отсутствием кокетства и самою резкостью суждений». Молодой Кирсанов вынужден проводить время с Катей, которая, как и он, любит музыку и не мешает влюблённому думать о своём. Базаров показывает себя хорошим психологом, когда советует Аркадию заняться Катей: «Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и всё что хочешь». В конце романа Аркадий освобождается от нигилистических воззрений именно под влиянием Кати и создаёт с ней семью.

В 16-й главе автор даёт развёрнутую характеристику Одинцовой, словно подготавливая читателя к тому, что эта женщина не сможет полюбить Базарова и героя ждёт разочарование в жизни и в любви.

Фразу «Во всём нужен порядок» можно считать жизненным кредо Анны Сергеевны. Она не готова размеренный образ своей жизни ради безумной любви.

В этом эпизоде, как и во всём романе, писатель показал себя мастером психологического портрета. Для раскрытия внутреннего состояния своих героев он использует психологические детали. Например, когда Базаров возвращается с прогулки с Одинцовой и здоровается с Аркадием, совершенно забывая о том, что уже виделся с другом. С помощью этой психологической детали Тургенев подчёркивает, что его влюблённый герой стал рассеянным и замкнутым в себе.

Итак, в 16-й главе изображён один из самых роковых моментов в жизни Базарова, когда он вместе с преданным ему учеником попадает в чуждый ему мир и влюбляется в женщину, не только не сочувствующую его взглядам, но и не способную его полюбить. Происходит раскол в душе героя. Теория вступает в противоречие с его живой натурой, способной полюбить глубоко и искренне, до самозабвения. Именно любовь и станет причиной гибели героя. Став рассеянным из-за переживаний, он ранит палец, вскрывая труп умершего от тифа мужика. Человеческую жизнь и судьбу невозможно заключить в прокрустово ложе какой бы то ни было теории, как и перестроить её по какому-либо плану. Жизнь всегда побеждает.

источник

Вопросы личностных взаимоотношений между людьми волновали человечество с древних времен и многие писатели, философы, поэты неоднократно пытались разгадать причины возникновения любви, ненависти и, конечно, дружбы.

В произведении Тургенева И.С. тема дружбы является основным мотивом произведения и раскрывается на примере отношений между Евгением Базаровым и Аркадием Кирсановым.

Базаров обучается в университете, увлекаясь естественными науками и придерживаясь в жизни прогрессивных нигилистических взглядов. Он берет Аркадия к себе в ученики. Кирсанов оказывается полной противоположностью Базарову. Это молодой романтик, обожающий поэзию, литературу и музыку, которые Базаров считает просто мусором, недостойными звания наук.

Юноши, однако, думают, что разность в интересах и бесконечные споры не мешают их дружбе и мечтательный Кирсанов неосознанно тянется к Базарову, не похожему на всех ранее окружавших его людей.

Друзья приезжают в гости к консервативному семейству Кирсановых и в кругу провинциальных дворян, в родном доме, Аркадий начинает понимать насколько различны они с Базаровым во всех жизненных аспектах, несмотря на общее увлечение нигилизмом. Конфликт интересов молодых людей обостряется в связи с возникшей влюбленностью Кирсанова. Базаров в гневе прогоняет Аркадия, называя его неженкой и размазней. Евгений отрицает все, что ему не по нраву и не может смириться с малодушием Кирсанова.

Автор наглядно демонстрирует ошибочное мнение людей о понятии дружбы, которой на самом деле и не существовало. Была лишь обычная привязанность учителя и ученика, исходя из которой у Базарова с Кирсановым и сложилось впечатление крепкой дружбы. Молодым людям не удается даже сохранить теплые приятельские отношения.

Аркадий, прервав отношения с Базаровым, вступает в брак и обретает счастье в семейном кругу, а Базаров заканчивает свои дни в полном одиночестве, не познав в своей жизни ни любви, ни дружбы.

Повествуя о непростых отношениях молодых людей, писатель призывает читателя задуматься о смысле жизни и месте в ней таких чувств, как настоящая крепкая дружба и бескорыстная любовь.

Понятие настоящей крепкой дружбы является одним из немаловажных тем произведения и раскрывается писателем на примере взаимоотношений главного персонажа романа Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова.

Базаров представляет собой приверженца нового нигилистического направления, увлекающегося естественными науками, получая медицинское образование, и мечтающего о будущих российских преобразованиях. В учебном заведении совместно с Базаровым обучается Аркадий Кирсанов, романтичный молодой человек, тянущийся к своему однокурснику, восхищаясь его прогрессивными взглядами, незаурядностью и твердым характером. Кирсанов во всем старается подражать приятелю, разделяет его идеи и мысли, поскольку считает его непохожим на кого бы то ни было. Евгений же – сильная многогранная и жесткая натура, жаждущая иметь учеников и последователей.

Казалось бы, двум молодым людям суждено стать заядлыми друзьями, однако эта дружба не состоялась, отношения мужчин оказались недолговечными. Причина состоит в том, что оба товарища воспитывались в различных условиях. Кирсанов представляет собой выходца из богатой семьи помещика, выросшего в окружении родительской любви, заботы и ласки. Аркадий считает семью – высшим жизненным идеалом.

Базаров вырос в небольшой деревеньке, в обычной скромной семье бывшего военного, живущей по старинке и привыкшей работать на земле. С детства интересуют Базарова медицинские исследования, а все, что связано с искусством, религией, любовью Евгений считает лишним и полностью отрицает. Все его поступки, привычки, манеры, выражения характеризуют Базарова как человека, не желающего соблюдать правила воспитания и поведения в обществе.

Кирсанов не может принять данную позицию приятеля, так как с особой восторженной страстью относится к поэзии, музыке, хореографии, имеет манеры настоящего аристократа, носит аккуратную и опрятную одежду. Писатель ясно дает понять, что этот молодой человек не предназначен для идейной борьбы и его увлечение пропагандистскими взглядами Базарова временно.

В один из моментов Кирсанов влюбляется в очаровательную девушку Катю, с которой в дальнейшем вступает в брак и обретает долгожданное счастье, связанное у Аркадия с крепкой семьей, детьми, любящей женой.

Со временем товарищи постепенно становятся все дальше и дальше друг от друга, поскольку не имеют общих интересов и по-разному смотрят на свою будущую жизнь, при этом Базаров первым принимает решение прекратить отношения с Аркадием, так как не может приятельствовать с размазней и нежной душой, неспособной к горькой жизни.

В финале произведения главный герой умирает в полном одиночестве, в котором виноват лишь он сам, поскольку не умеет понимать окружающих его людей и принимать их такими, какие они есть.

В произведениях Тургенева присутствует множество трагичных моментов, которые заставляют нас задуматься над многими вещами, такими как сама наша жизнь, её смысл, различные её аспекты, например та же дружба, которая отлично раскрыта в произведении “Отцы и дети”. В произведении Лермонтов повествует нам о нелёгкой и трагичной судьбе молодого человека по фамилии Базаров. Базаров учится в университете, отдавая предпочтение естественным наукам, и придерживаясь нигилистических взглядов на жизнь. У него также есть близкий друг по фамилии Кирсанов, по совместительству являющийся его учеником.

Но не всё так солнечно и хорошо в их дружбе. Если же Базаров придерживается своей твёрдой позиции как нигилист, то Кирсанов же человек привыкший к уже старому, и изведанному. Также разногласия возникают на почве интересов, так как Базаров считает различные гуманитарные науки просто мусором, не достойным называться науками, Кирсанову же по душе ближе поэзия и литература, из-за чего не раз возникали споры.

Страсти накаляются ещё сильнее, когда друзья приезжают в гости к Кирсанову, где находится вся его семья, которая отнюдь не согласна с убеждениями Базарова. Именно в этот момент Кирсанов понимает насколько же они с Базаровым разные, и насколько их взгляды расходятся. Конфликт достигает своего пика, когда Базарова прогоняет своего ученика после встречи с Одинцовой, после чего их дружба прерывается.

Но на самом деле их отношения и дружбой то назвать нельзя. На самом деле это обычная привязанность, обусловленная тем, что Кирсанов привязался к Базарову как ученик к учителю, а Базаров к Кирсанову как учитель к ученику. Исходя из этого у обоих создалось ложное впечатление “закадычной дружбы” у обоих людей. Осознав это, они понимают, что продолжаться так не может, из-за чего прерывают свою дружбу.

Таким образом, Тургенев показывает нам, что не всякая дружба может считаться настоящей дружбой, как считали Кирсанов и его учитель Базаров. Данное произведение даёт нам поразмыслить над общим смыслом дружбы, над её ценностью, а главное над ценностью настоящей дружбы.

Благодаря данному произведению читатель может переосмыслить всё написанное и сделать выводы, исходя из которых, будет лучше подбирать своих друзей, и выбирать с кем общается. В произведении Тургенев явно дал понять как выбирать свой круг общения, корректировать его, и что будет если этого не делать. Я считаю, что мне удалось раскрыть тему дружбы в произведении и приведённые аргументы имеют смысл.

Левий Матвей стал одним из самых необычных героев второстепенного плана, через него автор показывает зачатки не самых лучших событий

Орест Киперский является популярным русским художником 18-19 века. Он рисовал портреты, любил живопись и графику, рисовал в стиле романтизма.

Что такое равнодушие? Что такое жестокость? Это звенья одной цепи или это разные вещи? Есть много качеств присущих только человеку.

Когда в жизни человека наступает определенный момент он задумывается, а какие качества в людях его привлекают больше всего? Я тоже об этом задумываюсь, какие же люди мне нравятся?

Действие происходит в канун Рождества. Джеймс и Делла-обычная пара с маленьким доходом, они живут в дешёвой квартире: Не то чтобы вопиющая нищета, но, скорее красноречиво молчащая бедность.

источник

В этой статье представлена цитатная характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности героя.

Смотрите:
— Все статьи о Евгении Базарове
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»

Краткая характеристика Евгения Базарова

Евгений Васильевич Базаров — будущий доктор, старший друг Аркадия Кирсанова.

Базаров — нигилист по своим убеждениям. Он — умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Евгений Базаров не признает искусство и романтику. Он не восхищается природой, не верит в любовь и брак.

Однажды Базаров влюбляется в молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Любовь к ней пробуждает в душе Базарова романтика. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе это романтическое чувство — любовь к женщине. Страдая от неразделенной любви, он ищет утешения в работе.

По трагической случайности Базаров умирает в молодом возрасте от смертельной инфекции.

Базаров — яркий представитель молодежи второй половине XIX века. Нигилизм был очень популярен и «моден» среди молодежи того времени. Однако вскоре интерес к нему угас, как и к остальным модным течениям.

«. Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. «

Возраст Базарова — около 30 лет. Он старше Аркадия Кирсанова, которому 23 года, и примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет:
«. мы оба уже не первой молодости, особенно я. »
«. на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем. «

Внешность Базарова:
«. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. »
«. Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. »
«. Не правда ли, какое у него славное лицо. »
«. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. »

Евгений Базаров — сын простого лекаря и потомственной дворянки:
«. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое. »
«. Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. «

Вероятно, Базаров не является дворянином. Не известно, унаследовал ли он дворянство от отца или является разночинцем. До сих пор нет единого мнения о дворянстве героя (см. подробнее Происхождение Базарова):
«. Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать. »
«. я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная. » (отец Базарова о себе)

Читайте также:  Анализ результатов обследования детей в доу

Сам Евгений Базаров, судя по всему, не относит себя к числу дворян, хотя по линии матери он — потомственный дворянин:
«Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки.» (Базаров — Аркадию)

Базаров — бедный, но гордый человек:
«. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. «

Базаров учится на доктора:
«. Он в будущем году хочет держать на доктора. »
«. А! он по медицинскому факультету. «

Базаров занимается естественными науками:
«. Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. »
«. он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними. »

Базаров — самоуверенный человек:
«. лицо выражало самоуверенность и ум. »
«. И ведь тоже думал задача есть, ведь я гигант. «

Базаров — умный мужчина:
«. Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. »
«. лицо выражало ум. «

Базаров — простой человек:
«. Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь. »
«. чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает. «

Базаров не любит «церемоний»:
«. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит. »
«. Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна. «

Базаров не танцует на балах в отличие от остальных людей:
«. Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал. «

Базаров — неразговорчивый и некрасноречивый человек. Он не любит «красиво» говорить:
«. Базаров вообще говорил мало в присутствии «старичков Кирсановых». »
«. Я нахожу, что говорить красиво – неприлично. «

Базаров — развязный человек:
«. Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. «

У Базарова небрежные манеры:

«. Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. »
«. встретив его быстрый и небрежный взгляд. «

Базаров любит шутить и подтрунивать:
«. он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней. »
«. Вам все желательно шутить, – ответил Павел Петрович. »
«. Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал. «

Базаров — самолюбивый человек:
«. И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович. »
«. тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. «

Базаров — спокойный, флегматичный мужчина:
«. Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
«. флегматически заметил Базаров. «

Базаров — надменный человек:
«. Базаров надменно выпрямился. »
«. с надменною гордостию отвечал Базаров. «

Базаров — циник (по мнению Павла Петровича):
«. Павел Петрович считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем. «

Базаров — самонадеянный человек:
«. не имеем той дерзкой самонадеянности. «

Базаров ко всему относится критически:
«. Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои. »

Базаров — презрительный человек:
«. Увы! презрительно пожимавший плечом. »
«. воскликнул Базаров с презрительною усмешкой. «

Базаров — холодный человек:
«. Базаров и тут остался холоден как лед. »
«. Холодная усмешка скривила губы Базарова. »

Базаров — хладнокровный человек:
«. Что, он всегда у вас такой? – хладнокровно спросил Базаров у Аркадия. »
«. Город как город, – хладнокровно заметил Базаров. «

Базаров — «хищный», агрессивный человек:
«. Он хищный, а мы с вами ручные Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нем это есть. »
«. мы драться хотим. »
«. нам это скучно – нам других подавай! нам других ломать надо. «

Базаров — энергичный, деятельный человек:
«. в энергической по прежнему фигуре. «

Базаров — резкий человек:
«. Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. »
«. Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, – заметил Аркадий. – Ты его оскорбил. «

Базаров бывает строг с людьми:
«. Строг же ты сегодня, Евгений Васильич. »

Базаров не признает искусство:
«. Вы, стало быть, искусства не признаете. »
«. не предполагаете во мне художественного смысла, – да, во мне действительно его нет. «

Базаров ни перед чем не преклоняется:
«. мы теперь вообще ни перед кем не преклоняемся. «

Базаров смеется над современной медициной:
«. мы теперь вообще над медициной смеемся. »
«. Ты хоть и смеешься над медициной, а я уверен, можешь подать мне дельный совет. «

Базаров не верит в романтическую любовь:
«. любовь… ведь это чувство напускное. »
«. но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни. «

Базаров не верит в брак:
«. Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал. » (Базаров Аркадию)

Базаров — волевой человек:
«. Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например. »
«. человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях. «

Базаров рано встает:
«. он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь. «

Базаров — хороший лекарь:
«. В ее глазах он и доктор был отличный. »
«. Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой. «

Базаров — честный, прямой человек:
«. Базаров объявил ей о своем отъезде не с мыслию испытать ее, посмотреть, что из этого выйдет: он никогда не «сочинял».

Базаров — скромный человек:
«. Вы очень скромны. » (Одинцова о Базарове)
«. Не знаю, хвастаться не хочу. «

Базаров — необычный, незаурядный человек:
«. вы человек не из числа обыкновенных. »
«. в пошлости никто бы не упрекнул Базарова. » (непошлый — то есть незаурядный)

Базаров не любит говорить о чувствах:
«. вы меня извините… я вообще не привык высказываться. »
«. я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний. » (отец Базаров о сыне)

Базаров — бескорыстный человек:
«. Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий. «

Базаров — совестливый человек:
«. Да и совестно как-то от него запираться. «

Базаров — добрый человек в глубине души:
«. как мне вас благодарить; такой вы добрый, право. » (мнение Фенечки)

Базаров ценит женскую красоту:
«. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты. «

При этом Базаров не уважает женщин и называет их «бабами»:
«. Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа. » (об Одинцовой)
«. «Вот тебе раз! бабы испугался!». «

Базаров считает, что красивым женщинам не нужно быть умными:
«. по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды. «

Базаров умирает в молодом возрасте от заражения смертельной инфекцией — тифом:
«. Я сегодня ездил в деревню, знаешь – откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался. »
«. Если я заразился, так уж теперь поздно. «

Это была цитатная характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание личности, характера, внешности, привычек, происхождения героя.

источник

В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.
На протяжении всего романа рядом с Базаровым находится его друг Аркадий. Они вместе учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет дружбы.
Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.
Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляют “молодая смелость да молодой задор”. Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому Аркадий так легко впоследствии от них откажется. Революционно-демократический идеал счастья — деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды. Аркадий не готов к этому, так как он “мяконький либеральный барич”. В “молодом задоре” либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это — “пустяки”. Либералы не “дерутся”, а “воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят”. Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий “невольно любуется собою”, ему приятно “самого себя бранить”. Базарову это скучно, ему “других ломать надо”. Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он всегда оставался “либеральным баричем”.
Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о друге. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен одной фразой: “Аркадий сибаритствовал, Базаров работал”.
Природу Базаров считает не храмом, но мастерской, а человека в ней — работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых, природа — объект любования, созерцания. Базаров же возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства человека в нее.
По-разному относятся друзья и к любви. Базаров тут скептик. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Впрочем, знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Но Одинцова — барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. И она не дает разгореться зарождающемуся в ней чувству к Базарову.
Идеал же Аркадия — как раз в семье, в имении, в чем он еще больше убеждается после знакомства с Катей.
Базаров близок к крепостным людям. Он для них “свой брат, не барин”. Это подтверждает и его речь, в которой много народных пословиц и поговорок. Аркадий же для своих крестьян всегда остается барином, хозяином.
Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что “каждый человек сам себя воспитать должен”. Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда — сухость Базарова даже по отношению к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: “Люблю, Аркадий!”
Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него “Рафаэль гроша медного не стоит. ”. Он полагает, что “в 44 года играть на виолончели глупо”, а Пушкина читать — “никуда не годится”. Искусство он считает формой наживы. Для него “порядочный химик полезней всякого поэта”, а искусство не способно что-то изменить в жизни. И это — крайность базаровского нигилизма. Герой подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада.
Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом — конфликт романа, выраженный приемом контраста.
Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к “терпкой, горькой бобыльной жизни” демократа. И друзья прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Он говорит, что у него для Аркадия есть другие слова, но высказать их —для Базарова романтизм.
Базаров умирает, оставшись верным своим убеждениям. Именно перед смертью проверяется их сила. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается “либеральным баричем”.

источник

Что сближает и что разобщает этих героев романа «Отцы и дети»?

Базарова и Аркадия Кирсанова связывает нигилистическая теория, общественное движение молодежи, понимавшей необходимость назревших реформ. Горячее желание Аркадия участвовать в рождении новых идей по реформированию общества привело его под опеку Базарова, которому нравилась роль наставника и учителя, поэтому он и пытался сблизиться с Аркадием. Поначалу «ученик» очень хотел угодить «учителю», даже занялся «перевоспитанием» своего отца, Николая Петровича. Как выяснилось позже, ни дружбы, ни общего дела у Аркадия и Евгения на самом деле не было. Позднее Базаров называет своего «ученика» «мякеньким либеральным баричем», в котором нет «ни дерзости, ни злости», а потому он не годится «для горькой, терпкой, бобыльной жизни». Да и сам Аркадий понимал, что пути их разойдутся: он женится, а создав семью, продолжит родовые традиции дворян Кирсановых.

Базарову нужны были сторонники, последователи, ученики, как свита королю. И Аркадий убеждается в этом, когда спрашивает о Ситникове: «. зачем он здесь?» Ответ Базарова показывает бездонную пропасть его самолюбия: «Ты, брат, глуп еще. Ситниковы нам необходимы. Мне. нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать». Аркадий понимает, что он тоже относится к «олухам», и его это оскорбляет.

Для раскрытия идейного содержания романа большое значение имеет эпизод, где герои беседуют, лежа на сене. Здесь продолжается идеологический спор, начатый еще в имении Кирсановых. Аркадий, которому казалось, что он является единомышленником Базарова, постепенно осознает, как далеки его представления о назревших переменах в жизни от нигилистической теории друга и наставника.
В предыдущей (XIX главе) автор отмечает, что «между обоими молодыми людьми с некоторых пор установилось какое-то лжеразвязное подтрунивание, что всегда служит признаком тайного неудовольствия или невысказанных подозрений». Именно в этот вечер Аркадий понял, что Базаров презирает тех, кто считает себя его учениками. Он и сам не испытывал уважения к Ситникову и Кукшиной, но не хотел бы подвергать их оскорблениям, хотя невольно иногда участвует в очень неприятных сценах унижения «единомышленников».

Разговор молодых людей под стогом сена помогает раскрыть новые стороны характера Базарова и его взаимоотношений с Аркадием. Трагическое положение Базарова в том, что он отвергнут любимой женщиной. Но даже Аркадий не понимает друга, хотя ему Евгений признался, что потерпел поражение. Впервые Базаров осознал, что такое крах в помыслах и надеждах. Он глубоко переживает, он похудел, не может спать, почти болен. Для него, отрицавшего любовь как романтизм и непростительную глупость, вдруг открылась истина: человеческое сердце способно на глубокие и сильные чувства, когда разум и жизнь подчиняются одной цели – быть рядом с любимой. Еще недавно Базаров не стремился связывать себя серьезными отношениями с женщиной и мог бы поступить, как другие: «давай бог ноги». Теперь же Евгений уверяет Аркадия, что он не такой. Оказалось, что в испытании любовью проявилась сильная, крепкая натура человека, способного ответственно решать вопросы отношений между мужчиной и женщиной. Но именно в этот переломный и тяжелый для Базарова период он вдруг отброшен ударом отрицания, как ненужный предмет или нежелательное явление в жизни той, которая стала ему дороже всего на свете.

В беседе с Аркадием под стогом сена Базаров обещает, что больше не заговорит о чувствах. Он борется со своей болью, пытаясь философски отнестись к происходящему. Он ищет точку опоры и рассуждает о ничтожности человека-песчинки, «атома», «математической точки» в сравнении с мировым пространством, в сравнении с вселенной: «. и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью. ». Глубокая тоска и трагическое одиночество звучат в этих словах Базарова, который начинает осознавать, что теряет не только едва зародившуюся надежду на счастье быть любимым, но и вообще в жизни он одинок: нет настоящих учеников, нет и единомышленников, а от родителей давно сам отдалился.

Читайте также:  Анализ результатов обследования детей психологом

Базаров в споре с Аркадием заявляет, что не встречал еще равных себе среди окружающих, чем и объясняет свое презрение к людям. Также он напоминает, как почувствовал ненависть к мужику, для которого «надо бы постараться общественным деятелям», чтобы улучшить жизнь крестьянина. Эти слова Евгений произнёс, когда они шли мимо добротного дома старосты крестьянской общины в деревеньке, где жили родители Базарова. Евгений начинает противоречить самому себе: он всем недоволен, его мучает ненависть, и он уже не хочет посвящать свою жизнь борьбе за новое. Аркадий пытается остановить друга, напоминая, что так можно договориться до отсутствия принципов у нигилистов, а Базаров говорит, что принципов и нет, а есть ощущения.

В споре они доходят до противоречий по отношению к литературе, к мыслительным способностям человека и его речи. «Не говори красиво», – призывает Базаров Аркадия, когда он сравнивает падающий лист с полетом бабочки. Аркадия возмущает подобное навязывание воли старшего, а также высокомерие «учителя», который пророчит ему жизнь «по стопам» дядюшки и называет при этом Павла Петровича идиотом. В результате друзья почти поссорились, и А.Кирсанов предположил, что «никакая дружба долго не выдержит таких столкновений».

Эпизод показал, что пришло время отдаления Аркадия Кирсанова от Базарова, их пути вскоре разойдутся. Именно в беседе под стогом сена «ученик» проявил стремление вырваться из-под власти «учителя» и смело возражал ему. У них разные точки зрения на любовь, на брак, на отношение к родителям, разные взгляды на жизненные цели, на общественное движение, отношение к крестьянам, на роль человека в обществе. Они спорят о принципах аристократов и «ощущениях» нигилистов, о Пушкине и особенностях человеческой речи, о чувстве справедливости.

Автор не высказывает явной симпатии к кому-либо из героев, но его отношение передано через речевые характеристики, через восприятие природы (старого дворянского домика и зелени вокруг), через высказывания о родителях Базарова. Отношение автора к героям проявляется с помощью просторечных выражений и оценочных эпитетов: «порадовался бы этот идиот», «схвачу за горло», длинные и жесткие пальцы, зловещее лицо, нешуточная угроза, кривая усмешка, если речь идет о Базарове, но «невольная робость», если описывается состояние Аркадия, который «сопротивляется как бы шутя».

Аркадий, как выяснилось, был гораздо ближе по своим убеждениям к аристократам, чем к нигилисту Базарову. Он любил природу, поэзию и музыку, его никак не могло раздражать увлечение отца, который играл на виолончели. И в нём также было заложено стремление правильно и экономически выгодно вести хозяйство, трудиться в родовом имении. Позднее Аркадий добивается даже некоторых успехов в своём поместье.
Отношение к любви и к семейным ценностям у Аркадия также отличалось от нигилистических взглядов Евгения.
А.Кирсанов влюбляется, он счастлив в любви и становится хорошим семьянином.

Монологи Базарова помогли лучше узнать и понять героя, но затем произошло обострение противоречий между молодыми людьми, и диалоги с Аркадием позволили выявить тенденцию к расхождению не только в убеждениях, но и в тех путях, которыми они пойдут дальше.

источник

Приезд Аркадия и Базарова в усадьбу Одинцовой. (Анализ 16-й главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». (ЕГЭ по литературе)

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 28 глав, и лишь в первой и последней не появляется главный герой – нигилист Евгений Васильевич Базаров. В начале романа рассказывается об ожидании отца Николая Петровича Кирсанова сына, закончившего университет. В финале Базарова нет, так как он умирает от тифа.

Таким образом, можно считать, что 16 глава, рассказывающая о приезде Аркадия и Базарова в имение Одинцовой, находится в центре романа и знаменует переломный момент в жизни главного героя.

Он проходит испытание любовью. С этого события начинается раскол в душе самоуверенного нигилиста, ничего не признающего на веру и отрицающего все авторитеты.

С одной стороны, Евгений не признаёт любви как высокого духовного чувства. Для него не существует никаких «таинственных отношений между мужчиной и женщиной». «Мы, физиологи, знаем, какие это отношения», — заявляет он Аркадию. Он осуждает Павла Петровича за то, что тот после роковой встречи с княгиней Р. «всю свою жизнь поставил на карту женской любви». С другой стороны, будущий лекарь, вопреки своим убеждениям, начинает ощущать в себе романтика. Как некогда аристократ Кирсанов, он знакомится со своей «роковой женщиной» на балу, вступает в поединок с судьбой и терпит поражение.

С какой целью автор готовит своему герою испытание любовью? Он хочет показать несостоятельность и нежизнеспособность нигилистической теории.

Именно с приезда двух друзей в усадьбу «сиятельной герцогини» Одинцовой главным конфликтом в романе становится не спор «отцов» и «детей», а внутренний конфликт, переживаемый Базаровым.

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Автор убеждает читателя в том, что требования живой человеческой натуры несовместимы с нигилизмом.

Глава открывается описанием усадьбы Одинцовой, в котором можно выделить две важные детали. Во-первых, церковь и господский дом построены в одном стиле, который именуется Александровским, и отмечается, что покойный Одинцов, муж Анны Сергеевны, не любил нововведений в архитектуре. Во-вторых, к подъезду вела аллея стриженых ёлок. Как известно, ели всегда зелены и никогда не меняются, они всегда одинаковые. Может быть, эти детали подчёркивают, что хозяйка владения больше всего ценит порядок, раз и навсегда установленный, и не способна на радикальные изменения в своей жизни. В описании интерьера эта мысль усиливается: «В доме видимо царствовал порядок: всё было чисто, всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приёмных.

Герой попадает в чуждый ему мир. Внутреннее смущение Базаров скрывает за иронией. Он называет обстановку, в которую попал, и поведение величественного дворецкого «гранжанром», а Одинцову «герцогиней». У него даже возникает желание «удрать» из этого чопорного дома.

Изменения в поведении самоуверенного Базарова происходят независимо от его воли, и он начинает оценивать себя словно со стороны: «Какой я смирненький стал».

В этом эпизоде наиболее важным моментом представляется мне беседа, в ходе которой Базаров высказывает свои взгляды. Анна Сергеевна утверждает, что «художественный смысл» необходим, «чтоб… уметь узнавать и изучать людей». Будущий лекарь же судит о людях, как физиолог: «Все люди похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены…» Для него «люди, что деревья в лесу». Младшая сестра Одинцовой Катя с недоумением смотрит в этот момент на нигилиста, но не спорит с «чужим», с «хищником», как она потом в разговоре с Аркадием назовёт Базарова. Евгений Васильевич убеждён, что нравственные болезни происходят от неправильного устройства общества. «Исправьте общество, и болезней не будет», — заявляет нигилист. Преданный ученик Аркадий полностью согласен со тётушки.

Мотив карточной игры, в ходе которой Базаров «ремизился да ремизился», спорит с известной пословицей: «Не везёт в картах – повезёт в любви». Кроме того, этот мотив связан с темой судьбы, с которой вступает в поединок герой.

В этой главе на глазах у читателя образовываются две пары: Аркадий – Катя, Базаров – Одинцова. Аркадий влюблён в Анну Сергеевну, но она предпочитает общение с Евгением, который понравился ей «отсутствием кокетства и самою резкостью суждений». Молодой Кирсанов вынужден проводить время с Катей, которая, как и он, любит музыку и не мешает влюблённому думать о своём. Базаров показывает себя хорошим психологом, когда советует Аркадию заняться Катей: «Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и всё что хочешь». В конце романа Аркадий освобождается от нигилистических воззрений именно под влиянием Кати и создаёт с ней семью.

В 16-й главе автор даёт развёрнутую характеристику Одинцовой, словно подготавливая читателя к тому, что эта женщина не сможет полюбить Базарова и героя ждёт разочарование в жизни и в любви.

Фразу «Во всём нужен порядок» можно считать жизненным кредо Анны Сергеевны. Она не готова размеренный образ своей жизни ради безумной любви.

В этом эпизоде, как и во всём романе, писатель показал себя мастером психологического портрета. Для раскрытия внутреннего состояния своих героев он использует психологические детали. Например, когда Базаров возвращается с прогулки с Одинцовой и здоровается с Аркадием, совершенно забывая о том, что уже виделся с другом. С помощью этой психологической детали Тургенев подчёркивает, что его влюблённый герой стал рассеянным и замкнутым в себе.

Итак, в 16-й главе изображён один из самых роковых моментов в жизни Базарова, когда он вместе с преданным ему учеником попадает в чуждый ему мир и влюбляется в женщину, не только не сочувствующую его взглядам, но и не способную его полюбить. Происходит раскол в душе героя. Теория вступает в противоречие с его живой натурой, способной полюбить глубоко и искренне, до самозабвения. Именно любовь и станет причиной гибели героя. Став рассеянным из-за переживаний, он ранит палец, вскрывая труп умершего от тифа мужика. Человеческую жизнь и судьбу невозможно заключить в прокрустово ложе какой бы то ни было теории, как и перестроить её по какому-либо плану. Жизнь всегда побеждает.

источник

Роман Ивана Сергеевича Тургенева уже в своем названии отразил основной конфликт произведения. В среду «хороших представителей дворянства» подобно резкому порыву свежего ветра врывается «новый человек» – сын лекаря, демократ, нигилист Базаров. Он – воплощение отрицания привычной жизни дворянского поместья, ее пустоты. Противоречия между консерваторами и демократами – на первом плане романа. Однако особо интересным представляется анализ конфликта между персонажами, которые формально принадлежат к одному лагерю, являются, на первый взгляд, союзниками. Практически в самом начале произведения читатель встречается с Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым. Передовой студент, демократ приезжает погостить в усадьбе своего товарища. Аркадий искренне благодарен за это, он говорит отцу: «Он так любезен, что согласился погостить у нас!»

Можно сказать, что Базаров снисходит до дружбы с молодым Кирсановым. Аркадий увлечен идеями Базарова, он один из лучших его «учеников». Человек умный, проницательный. Евгений Васильевич Базаров достаточно быстро понял, что сделать Аркадия «своим», окончательно изменить его взгляды невозможно. Образ Аркадия Кирсанова, таким образом, занимает в романе совершенно особое место. С одной стороны, он примыкает к лагерю «детей», иначе говоря – революционеров, а с другой -неотъемлемая часть лагеря «отцов». Это подчеркивает и сам автор: «Вглядитесь в лица Николая Петровича. Павла Петровича. Аркадия. Слабость, вялость или ограниченность».
Одним из основных приемов создания образов ( в этом произведении Тургенева является контраст. Так, Аркадий отличается и по некоторым чертам характера. и по некоторым взглядам от своего отца и деда. Он стремится к новому, его увлечение естественными науками, вероятно, не только лань моде. Аркадий стремится подражать Базарову во всем, прислушивается к его советам. Молодой Кирсанов отнюдь не лишен положительных качеств. Он неглуп, любознателен. Однако на основное различие между этими персонажами, тоже созданными на основе контраста, указывал автор романа: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».

Базаров не желает быть рабом принципов, которые придумали другие, слепо следовать традициям, он отрицает принципы, «принятые на веру». Он человек прямой, часто даже резкий. Говоря о своих убеждениях, Евгений ничуть не склонен их смягчать, приглаживать. Казалось бы. многие взгляды Базарова разделяет и Аркадий. Но увлечение этого «барина» нигилизмом носит весьма поверхностный характер. Кроме того, некоторые высказывания Евгения неприятно задевают Кирсанова. Таковы, например, слова Базарова о женщинах, об искусстве.
Для тою чтобы показать общие черты Аркадия и Базарова и то, что отличает этих героев друг от друга, И. С. Тургенев, можно сказать, проводит их через одни и те же испытания. Черты характеров персонажей особенно ярко проявляются в тех ситуациях, когда им необходимо сделать выбор. Когда приятели приехали в имение Кирсанова. Аркадий понял, что Евгений Базаров сразу не понравился его дяде. Но в этот раз он принял сторону того, кто считал не только своим другом, но и учителем. Базаров же ничуть не смутился, он даже намеренно подчеркивал резкость собственных манер и суждений.
По ходу романа обоих героев автор подвергает искушению, он предлагает им выбрать «дворянское счастье». Оно воплощено в образах Катерины и Анны
Одинцовых. Аркадий, который сначала был увлечен незаурядной натурой Анны Сергеевны, в этот раз прислушивается к совету Евгения обратить внимание на младшую сестру. В милой Катерине Одинцовой Аркадий находит непосредственность, искренность, открытость. которые близки его натуре. Он даже музицирует, хотя и смущается, когда за этим занятием застает ого Базаров. Пожалуй, именно в имении Одинцовой Аркадий осознает, что суровая жизнь, к которой призывает Базаров, вовсе не является для него, Кирсанова, идеалом. В Катеньке он находит свою судьбу и вполне счастлив. Кстати, его «нигилистические» познания пригодились в жизни. Аркадий сумел гораздо лучше своего отца повести хозяйство. Базаров же окончательно понял, что Аркадий – союзник лишь временный, а значит необходимо с ним расстаться. Прощаясь с ним, Евгений говорит: «…мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой
задор: для нашего дола это не годится». Именно в этой беседе Базаров произносит слова, которые можно назвать историческими, дает необычайно точную характеристику и Аркадию, и людям, подобным ему: «Ты славный малый, но ты все-таки мяконький,
либеральный барич…» Евгений понимает, что суровая. полная лишений жизнь, к которой он готовит себя, совершенно не подходит Кирсанову. В душе Базарова борются различные чувства: «сожаление, боязнь рассиропиться». Автор сумел психологически верно передать это состояние в речи героя. Евгений по-дружески произносит: «Прощай, брат!», а после, словно спохватившись, иронически добавляет:
«Прощайте, синьор!».
В романе «Отцы и дети» именно Евгений Васильевич Базаров – наиболее сложный и противоречивый персонаж. Он одинок его попытки обрести дружбу, любовь практически бесплодны. Тургенев считал, что Базаров – «лицо трагическое». И это утверждение справедливо. Трагизм Евгения Базарова не только в том, что его время еще не пришло, не только а том, что он не может обрести счастье, но и в том. что он сознательно отказывается от этого счастья. Кажется что Евгений боится свободно проявить свои чувства, старается показаться более резким. даже грубым, более рациональным, чем он есть в действительности. Возможно, в этом проявляется тот же страх «рассиропиться». Лишь перед смертью в нем раскрываются качества, о которых ранее читатель мог только догадываться: скрытая под внешней суровостью, равнодушием нежность к родителям, поэтичность любви к Анне Сергеевне Одинцовой. Героя переполняет жажда жизни и труда на благо страны, но он понимает, что ничего уже не успеть; остается лишь достойно и мужественно встретить смерть. И Базаров позволяет, наконец, прорваться истинным чувствам, впервые говорит о себе до конца откровенно; «тоже думал: обломаю дел много, не умру куда! задача есть, ведь я гигант». Лишь теперь он не стесняется открыто проявить заботу о родителях. Поручая их судьбу Одинцовой, Евгений произносит: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» Евгений Базаров умирает «накануне», он не совершает, казалось бы, ничего значительного, однако сила и обаянию этого персонажа настолько сильны, что буквально приковывают внимание читателя. И. С. Тургеневу удалось о романе показать не только основной социально-политический конфликт эпохи, но и создать яркие образы героев, которые и обеспечили столь долгую жизнь этого произведения.

источник