Меню Рубрики

Анализ отцы и дети отзывы

С момента публикации романа в журнале «Русский вестник». Являвшимся консервативным изданием, произведение писателя подвергается литературоведческим обществом тщательному анализу по главам, вызывая при этом многочисленные критические отзывы и порицающие упреки.

Больше всего в романе критиков задевает двойственность авторского отношения к главному герою произведения, который оценивается рецензентами с точки зрения различных противоположных мнений о Базарове.

Некоторые из литературоведов не принимают образ основного персонажа в качестве безраздельно властвующего и господствующего человека, которые не получает никакого дельного отпора от остальных героев романа, а также негодуют за описание внутреннего авторского спора с Базаровым.

Рецензенты, относящиеся к критикам из разряда демократов, резко отрицательно высказываются в отношении романа, считая его создание хлестким фельетоном и рассматривая Базарова в качестве слишком узнаваемой фигуры злого духа, асмодея.

Однако отдельные критики, такие как Писарев Д.И., оценивают образ главного персонажа романа в качестве изображенного писателем героя современного времени, сравнивая его с образами новых людей, изображенных в произведении Чернышевского Н.Г. «Что делать?». По мнению литературоведа, который анализирует роман в виде реальной критики, герой является собирательным образом и художественным обобщением зарождающегося нового типа общественно-идеологических представителей. При этом критик утверждает, что Базаров представляется писателем в качестве трагического лица, по мировоззрению близким в разночинцам-культуртрегерам. Несмотря на неприятие многих моментов, изображенных в романе, критик воспринимает произведение как честную демонстрацию писателем вопросительного вызова старшего поколения общества молодым людям.

Многие из рецензентов отмечают огромное впечатление, которое производит роман при прочтении, забытое со времен выхода гоголевского творения в виде романа «Мертвые души», поскольку писателю удается продемонстрировать глубину авторской наблюдательности мимолетной реальной действительности и способности к расширенному анализу взаимоотношений родителей и подрастающего поколения, раскрывающегося в образе главного персонажа как представителя реалистичного типа прогрессивной молодежи, отличающейся нравственной силой и энергичности характеров.

Отдельные члены литературоведческого общества усматривают в романе авторский протест против новомодных идей, высказывающихся от молодежи и не содержащих общественную нагрузку. Главным образом, их единственной целью является противопоставление жизненной философии молодого поколения, неспособной быть примененной к жизненным обстоятельствам, поскольку ее отрицает человеческая природа, философии отцов, пропагандирующих старую идеалистическую систему мировоззрения.

Несмотря на многочисленные отрицательные критические отзывы, роман воспринимается современным обществом в качестве нового поворота не только в творчестве самого писателя, но и в развитии русской литературы, вызывая при его изучении критические споры и неподдельный читательский интерес. Кроме того, критики, почти единогласно, признают своевременность написания данного тургеневского произведения, свидетельствующего об авторском мастерстве в ярком изображении реального текущего момента современной российской жизни посредством придания значимости образу главного героя и создания настоящего философского романа.

После прочтения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» мнения критиков оказались совершенно различными. Несовпадения их взглядов касались героев, их отношений друг с другом и отношений к различным категориям в жизни.

По мнению М. А. Антоновича, роман И. С. Тургенева казался ожидаемым плодом творческой деятельности автора. Он отметил отсутствие к сюжету и героям интереса с первых же страниц после его прочтения. Критика смущает текст в «художественном отношении», который не вызвал у него ни положительных, ни отрицательных эмоций.

Известный публицист В. П. Буренин данному произведению определяет почетное место. Он ставит его в один ряд с такими сочинениями талантливых писателей, как «Война и мир» Л. Толстого, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Главного героя романа Базарова – считает, с одной стороны, исключительно положительным героем, который выделяется среди окружающих благодаря своей энергии и нравственному духовному миру. Он противопоставляет этого героя как представителя целого поколения предшествующим бесхарактерным типам.

Автора романа В. П. Буренин называет человеком, способным замечать такие детали, которые не каждый может обнаружить среди «жизненных явлений» и проанализировать и обобщить. Так автор отразил череду периодов, которые отразили момент, когда «крепостное барство» изжило себя.

Критик утверждал, что у Тургенева не было цели сравнивать два поколения «отцов» и «детей», чтобы унизить одно перед другим.

Известный литератор Ю. Г. Жуковский отмечал, что в основе этого произведения – конфликт И. С. Тургенева и Добролюбова. Автор в лице главного героя видел именно этого критика, которого в отместку назвал его «нигилистом».

В некоторых статьях, в которых имеет место критика разных заинтересованных романом «Отцы и дети» лиц, существует мнение А. Скабичевского. Он отмечает, что произведение исключительно философской направленности. А в отношениях дети – отцы выигрывает взрослое поколение, а взгляды младшего «противны человеческой природе».

По мнению Н. Н. Страхова, И. С. Тургенев, не осуждая своего героя, присваивает ему отрицание «поэзии», не уважает дружбу, с иронией относится к любви, «отворачивается от природы» и т. д. Автор же относится за это к нему по-доброму, без осуждения.

Издатель и публицист М. Н. Катков называет с уважением автора романа «Отцы и дети» «первоклассным талантом». Он считает бесценным каждый способ, связанный с изображением череды событий, действий, прозрачность замысла, основной мысли. Критик подчеркивает, что в романе любая деталь имеет свое место, поэтому в нем нет «ничего лишнего».

Д. И. Писарев по-своему раскрывает замысел произведения. По мнению Дмитрия Ивановича, молодое поколение не может вызывать сочувствие, так как действия его непонятны старшему поколению. Подобные вопросы остаются в центре внимания.

Особый интерес в обществе вызывала позиция Ф. И. Достоевского, который сравнивал главного героя со своим Раскольниковым. Он уверен, что принципы, по которым жил Базаров, приведет его к страданиям.

Огромное количество мнений, существующих в литературе в отношении романа Тургенева, подтверждает лишь то, что произведение никого не оставило равнодушным.

Патриотизм это чувство не только любви к своей Родине, но и способность встать на ее защиту в любое время. Человек любит всю жизнь те места, где он родился, свою улицу, свой поселок, свою страну.

Ответственность – это важная неотделимая часть нашей жизни. Она не рассматривается самостоятельно, а неизменно находится в рамках определенного контекста. Иногда видение ответственности до такой степени глубоко и масштабно

Литература Древней Руси появилась в XI – XII веках. В течение семи веков она активно развивалась. Большое влияние на ее становление оказала Византия. Древнерусская литература позаимствовала у нее систему жанров

Лето. Толпа мальчиков гонят скот на выпас в уютные уральские луга. Удивительное разнообразие ограничено лишь хвойными деревьями, так как тайга пребывала в поредевшем состоянии

Каждый человек хочет иметь свое жилье. После того, как оно появляется, то сразу же начинаешь свое пристанище облагораживать. Ведь по сути, именно в уютной комнате можно спокойно отдохнуть после суетливого дня.

источник

Критик М. А. Антонович:

«. И вот желанный час настал; давно и с нетерпением ожидаемый. роман явился наконец. , ну, разумеется, все от мала до велика с жаром бросились на него, как голодные волки на добычу. И начинается всеобщее чтение романа. С первых же страниц, к величайшему изумлению читающего, им овладевает некоторого рода скука; но, разумеется, вы этим не смущаетесь и продолжаете читать. А между тем и дальше, когда действие романа развертывается перед вами вполне, ваше любопытство не шевелится, ваше чувство остается нетронутым.

Вы забываете, что перед вами лежит роман талантливого художника, и воображаете, что вы читаете морально-философский трактат, но плохой и поверхностный, который, не удовлетворяя уму, тем самым производит неприятное впечатление и на ваше чувство. Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении.

Все внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц, — впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, чувства и страсти, а почти исключительно на их разговоры и рассуждения. Оттого в романе, за исключением одной старушки, нет ни одного живого лица и живой души. »
(статья «Асмодей нашего времени», 1862 г.)

««Отцы и дети» действительно нашумели так, как даже я и не ожидал. Вы можете радоваться всему, что об них говорят. Писателем-романистом быть хорошо, по кинуть в публику нечто вроде нравственного масштаба, на который все себя примеривают, ругаясь на градусы, показываемые масштабом, и равно злясь, когда градус мал и когда велик, — это значит добраться, через роман, до публичной проповеди. А это, я полагаю, — последнее и высшее звено всякого творчества. »
(П. В. Анненков — И. С. Тургеневу, письмо 19 июня (1 июля) 1862 г.)

Критик, публицист Н. Н. Страхов:

«. Базаров отворачивается от природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это злодеем, а только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии.

Гоголь об своем «Ревизоре» говорил, что в нем есть одно честное лицо — смех; так точно об «Отцах и детях» можно сказать, что в них есть лицо, стоящее выше всех лиц и даже выше Базарова — жизнь.

Мы видели, что, как поэт, Тургенев на этот раз является нам безукоризненным. Его новое произведение есть истинно поэтическое дело и, следовательно, носит в себе самом свое полное оправдание.

В «Отцах и детях» он показал явственнее, чем во всех других случаях, что поэзия, оставаясь поэзиею. может деятельно служить обществу. »
(статья «И. С. Тургенев, «Отцы и дети»», 1862 г.)

Критик и публицист В. П. Буренин:

«. Можно сказать с уверенностью, что со времени «Мертвых Душ» Гоголя ни один из русских романов не производил такого впечатления, какое произвели «Отцы и Дети» при их появлении. Глубокий ум и не менее глубокая наблюдательность, несравненная способность к смелому и верному анализу жизненных явлений, к широкому их обобщению сказались в основном замысле этого положительно исторического произведения.

Тургенев разъяснил живыми образами «отцов» и «детей» сущность той жизненной борьбы между отживающим периодом крепостного барства и новым преобразовательным периодом.

. В своем романе он вовсе не становился на сторону «отцов», как это утверждала тогдашняя несочувственная ему прогрессивная критика, он вовсе не имел намерения превознести их над «детьми» для унижения последних. Точно так-же он вовсе не имел намерения выставлять в образе представителя детей какой-то образец «мыслящего реалиста», которому молодое поколение должно было поклоняться и подражать, как это вообразила прогрессивная критика, сочувственно отнесшаяся к его произведению.

. В выдающемся представителе «детей», Базарове, он признал известную нравственную силу, энергию характера, выгодно отличающую этот твердый тип реалиста от жиденького, бесхарактерного и безвольного типа прежнего поколения; но, признав положительные стороны молодого типа, он не мог не развенчать его, не мог не указать его несостоятельности перед жизнью, перед народом. И он сделал это.

. Что касается до значения этого романа в родной литературе, то его законное место в ряду с такими созданиями, как «Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые Души» Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова и «Война и Мир» Льва Толстого. »
(В. П. Буренин, «Литературная деятельность Тургенева». Спб. 1884 г.)


«. Роман этот, очевидно, составляет вопрос и вызов, обращенный к молодому поколению старшею частью общества. Один из лучших людей старшего поколения, Тургенев, писатель честный, написавший и напечатавший «Записки охотника» задолго до уничтожения крепостного права, Тургенев, говорю я, обращается к молодому поколению и громко предлагает ему вопрос: «Что вы за люди? Я вас не понимаю, я вам не могу и не умею сочувствовать. Вот что я успел подметить. Объясните мне это явление». Таков настоящий смысл романа. Этот откровенный и честный вопрос пришелся как нельзя более во-время. Его предлагала вместе с Тургеневым вся старшая половина читающей России. Этот вызов на объяснение невозможно было отвергнуть. Отвечать на него литературе было необходимо. »
(Д, И. Писарев, статья «Реалисты», 1864 г.)

М. Н. Катков, публицист, издатель и критик:


«. все в этом произведении свидетельствует о созревшей силе этого первоклассного таланта; ясность идей, мастерство в обрисовке типов, простота в замысле и ходе действия, воздержность и ровность в исполнении, драматизм, возникающий естественно из самых обыкновенных положений, ничего лишнего, ничего задерживающего, ничего постороннего. Но сверх этих общих достоинств роман г. Тургенева имеет еще тот интерес, что в нем уловлен текущий момент, схвачено убегающее явление, типически изображена и запечатлена навеки мимолетная фаза нашей жизни. »
(М. Н. Катков, «Роман Тургенева и его критики», 1862 г.)

Отзыв в журнале «Библиотека для Чтения»:


«. В области беллетристики первым протестом против новых идей был роман г. Тургенева «Отцы и Дети». Роман этот отличается от других того же рода произведений тем, что он преимущественно философский. Он мало касается каких-либо общественных вопросов своего времени. Главная цель его поставить рядом друг перед другом философию отцов и философию детей, и показать, что философия детей противна человеческой природе,
и потому не может быть применима в жизни. Задача романа, как вы видите, очень серьезная. Но на первых же страницах вы видите, что автор, лишен всякой умственной
подготовки к выполнению цели романа; он не только не имеет никакого понятия о системе новой положительной философии, но и о старых идеалистических системах имеет понятия самые поверхностные, ребяческие. »
(А. Скабичевскии. «Отечественные Записки», 1868 г., № 9)

Ю. Г. Жуковский, литератор и экономист:


«. Талант этого писателя стал бледнеть перед теми требованиями, которые поставила в задачу романисту критика Добролюбова Тургенев оказался бессилен учить общество тому, чему должна была научать это общество литература, по мнению Добролюбова. Г-н Тургенев стал терять понемногу свои лавры. Ему стало жаль этих лавров, и он, в отмщение критику, сочинил пасквиль на Добролюбова и, изобразив его в лице Базарова, назвал его нигилистом. »
(Ю. Г. Жуковский, статья «Итоги», журнал «Современник», 1865 г.)

источник

Раздумья Тургенева о будущем России и Запада, об их историческом пути, о прогрессе и цивилизации, о новом типе героя времени — все это нашло свое отражение в романе «Отцы и дети». Главный герой романа, нигилист Базаров, стал именем нарицательным для описания революционно настроенных молодых людей, яростно борющихся с пережитками прошлого.
Рисунки Ивана Архипова сочетают в себе патриархальность в изображении быта того времени и горячность и целеустремленность в портретах нового поколения.

Кто-то любил уроки литературы в школе, а кто-то — я. Чести мне это не делает, но и не стыжусь. Сейчас хотя бы можно рассуждать о книгах без неодобрительных взглядов учительницы и не вступать с ней же в пламенный спор из-за героев.

Отцы и детизнаменитый роман Тургенева, ставший чуть ли не самым значительным произведением в истории о взаимоотношениях поколений. Разрази меня гром, я рассматривала роман совершенно под другим углом! То есть да, проблема поколений видна, но она, в моем случае, ушла на второстепенную роль!

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов безусловно любят своих родителей. Но, как верно заметила be-free в своей рецензии а именно

Однако я усматриваю еще один подтекст романа: у Кирсановых мог получиться только такой сын, каким является Аркадий, а у Базаровых в свою очередь только такой, как Евгений.

Вообще я не вижу прям такого ярого противостояния между старым поколением и новым. Меня больше интересовали взаимоотношения Аркадия и Евгения.

Они совершенно два разных человека. Не стану скрывать, что Аркадий Кирсанов гораздо ближе мне, нежели Евгений. Базаров напрягает. Он из того разряда людей, которым хочется дать в табло. До такой степени бесила его манера держать себя. Никаких приличий и хамское обращение с родней Аркадия. Да плевать мне что ты нигилист, будь добр в гостях веди себя прилично! Ты не дома! А его отношение к женщинам.

Анна Одинцова и Евгений Базаров. Ой, да не было там никакой любви! Анне было любопытно, что же за фрукт такой Евгений, а Базаров со своей стороны также интересовался и Анной. Никакой искры, бури и безумия. Лишь любопытство.

Вот смотришь на роман в целом и думаешь — а что же здесь главное? Вроде и понравилось, но никто из героев не зацепил, лишь заставили бомбить. И сейчас скажу ужасную вещь — рада, что Базаров так закончил свой путь. Из-за своего нигилизма он мог бы порушить множество жизней.

Кто-то любил уроки литературы в школе, а кто-то — я. Чести мне это не делает, но и не стыжусь. Сейчас хотя бы можно рассуждать о книгах без неодобрительных взглядов учительницы и не вступать с ней же в пламенный спор из-за героев.

Отцы и детизнаменитый роман Тургенева, ставший чуть ли не самым значительным произведением в истории о взаимоотношениях поколений. Разрази меня гром, я рассматривала роман совершенно под другим углом! То есть да, проблема поколений видна, но она, в моем случае, ушла на второстепенную роль!

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов безусловно любят своих родителей. Но, как верно заметила be-free в своей рецензии а именно

Однако я усматриваю еще один подтекст романа: у Кирсановых мог получиться только такой сын, каким является Аркадий, а у Базаровых в свою очередь…

Твердый переплет
320 страниц
Возрастные ограничения: 12+

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» отразилась идеологическая борьба двух поколений, являвшаяся одной из главных особенностей общественной жизни 60-х годов XIX века. Роман приобрел непреходящие общечеловеческий интерес и значение.

1915 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Висковский)
1958 — Отцы и дети (реж. Адольф Бергункер, Наталья Рашевская)
1974 — Отцы и дети (реж. Алина Казьмина, Евгений Симонов)
1983 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Никифоров)
2008 — Отцы и дети (реж. Авдотья Смирнова)

Читайте также:  Художественный анализ отцы и дети

Действие сего произведения происходит накануне крестьянской реформы 1861г, летом 1859г.
Базаров вместе со своим другом Аркадием Кирсановым приезжают в Марьино погостить у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Однако Базаров весь из себя, и отношения со старшими Кирсановыми не заладились, посему он отправляется в губернский город находящийся неподалеку, а Аркадий едет с ним. В городе они проводят время с «прогрессивной» молодежью, а так же знакомятся с Одинцовой, которая приглашает их погостить в свое имение. Оба друга увлечены Одинцовой. Что для Базарова становиться шоком и испытанием, он ведь нигилист, в любовь не верит и вообще колючий еж. Хотя отмечу что мужество у него все таки имеется, ведь он признается в своих чувствах Одинцовой, чем маленечко ее пугает, и после этого уезжает к родителям. Ну а Аркадий (куда ж без него) едет с ним. Гостить у своих родителей для Базарова становиться еще одним испытанием, да и их обеспокоенность и забота его просто душат, а посему они опять едут в Марьино. Где Базаров окончательно «съезжает» от чувств к Одинцовой и целует Фенечку (женщину Николая Петровича), однако их за поцелуем застал Павел Петрович, который вызвал Базарова на дуэль. После дуэли отношения с Кирсановыми рушатся окончательно и оба друга уже по отдельности едут опять к Одинцовой. Аркадий понимает что увлечен не Одинцовой а ее сестрой Катей, а Базаров приехав позже признает, что был слишком импульсивен в высказывании своих чувств, и извиняется перед Одинцовой, после чего уезжает родителям.
Заканчивается все для Базарова печально

для Аркадия и Николая Петровича счастливо

для Павла Петровича нормально

И вот вроде бы понимаешь что Базаров сам виноват во всех своих бедах, уперся в свой нигилизм, и по сторонам не смотрит, но почему то в конце жалко его аж до слез.

Действие сего произведения происходит накануне крестьянской реформы 1861г, летом 1859г.
Базаров вместе со своим другом Аркадием Кирсановым приезжают в Марьино погостить у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Однако Базаров весь из себя, и отношения со старшими Кирсановыми не заладились, посему он отправляется в губернский город находящийся неподалеку, а Аркадий едет с ним. В городе они проводят время с «прогрессивной» молодежью, а так же знакомятся с Одинцовой, которая приглашает их погостить в свое имение. Оба друга увлечены Одинцовой. Что для Базарова становиться шоком и испытанием, он ведь нигилист, в любовь не верит и вообще колючий еж. Хотя отмечу что мужество у него все таки имеется, ведь он признается в своих чувствах Одинцовой, чем маленечко ее пугает, и… Развернуть

Базаров действительно сокол, летал и жил на свете со своим твердым мнением отрицать и оспаривать все на свете, и как сокол погиб внезапно от неожиданной опасности. Базаров нигилист с большим багажом знаний, что ещё острее отразилось на его мировоззрении. Чем больше человек узнает, тем больше появляются сомнений. Базаров антигерой, яркий представитель типа людей на которого лучше не быть похожим и всеми силами бороться с подобными изъянами. Истина рождается в споре, но необходимо смотреть на вещи с разных сторон и обладать умением примириться с чужой точкой зрения. Базаров долгое время этого не умел и только обретя любовь, он ощутил зыбкость своего мирка. Любовь в лице помещицы Одинцовой была с похожими взглядами и возможно не случись беды, они бы изменились вместе, но автор убил героя. Нигилизм, как и многие течения, был популярен в то время и Тургенев создав такой сюжет показал все недостатки и судьбу такого образа. Все умрет, как показывает история, эпохи рождаются и умирают, но единицы прошлого остаются всегда и сейчас можно встретить потомка Базарова, которые оспорит все, что ты скажешь.
Один из главных конфликтов состоялся между дядей его друга Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым и самим Базаровым. Практически невозможно изменить уже сложившиеся убеждения старшего поколения, так и получилось с Кирсановым. Павел Петрович это гора, сколько не проси, не подвинется. Возможно будь Базаров спокойнее, то возможно частично переманил его на свою сторону, но с тщательно продуманной стратегией, а не в лоб рогаткой. Я переживала за судьбу Аркадий, думала конец будет и в этом плане плохой. Считала, что Базаров испортит жизнь другу, но этот финал порадовал. Было глубоко жаль родителей Базарова. Родители не должны хранить детей.
Мне книга понравилась, хорошо что я прочитала ее именно сейчас, раньше просто не поняла.

Книга прочитана в рамках игры «Вокруг света в погоне за Джейсоном Борном»

Базаров действительно сокол, летал и жил на свете со своим твердым мнением отрицать и оспаривать все на свете, и как сокол погиб внезапно от неожиданной опасности. Базаров нигилист с большим багажом знаний, что ещё острее отразилось на его мировоззрении. Чем больше человек узнает, тем больше появляются сомнений. Базаров антигерой, яркий представитель типа людей на которого лучше не быть похожим и всеми силами бороться с подобными изъянами. Истина рождается в споре, но необходимо смотреть на вещи с разных сторон и обладать умением примириться с чужой точкой зрения. Базаров долгое время этого не умел и только обретя любовь, он ощутил зыбкость своего мирка. Любовь в лице помещицы Одинцовой была с похожими взглядами и возможно не случись беды, они бы изменились вместе, но автор убил героя.… Развернуть

В любые времена молодежи хотелось как-то выделиться, как-то отличиться от остальных, от тех, кого они считают «серой массой» — отсюда хиппи, панки.
Вот так и главный герой этой книги, Евгений Базаров, который решил причислить себя к нигилистам. Просто потому, что рассказывая всем о своей нигилистической философии он привлекал к себе больше внимания. Это как стать веганом только ради того, чтобы всем рассказывать «Вот я веган, представляете. Как вы можете есть это мясо, это же зверушки, разве вам их не жалко?» По крайней мере, у меня сложилось такое о нем впечатление.
Второй герой из молодого поколения — друг Базарова, Аркадий Кирсанов. Он подпал под влияние харизмы вышеописанного нигилиста , при этом сам являясь человеком мягким и даже несколько бесхарактерным.
Сложно дать однозначную оценку книге и описанному в ней конфликту поколений (конфликта как такового я, признаться, не увидела), поскольку вроде пока читаешь — достаточно любопытно, нравятся некоторые высказывания героев, а стоит дочитать и ничего не остается после. Думаю, спустя время я даже не вспомню, о чем оно было и кто такие главные герои.

Прочитано в рамках игр «Собери их всех», «ТТТ»

В любые времена молодежи хотелось как-то выделиться, как-то отличиться от остальных, от тех, кого они считают «серой массой» — отсюда хиппи, панки.
Вот так и главный герой этой книги, Евгений Базаров, который решил причислить себя к нигилистам. Просто потому, что рассказывая всем о своей нигилистической философии он привлекал к себе больше внимания. Это как стать веганом только ради того, чтобы всем рассказывать «Вот я веган, представляете. Как вы можете есть это мясо, это же зверушки, разве вам их не жалко?» По крайней мере, у меня сложилось такое о нем впечатление.
Второй герой из молодого поколения — друг Базарова, Аркадий Кирсанов. Он подпал под влияние харизмы вышеописанного нигилиста , при этом сам являясь человеком мягким и даже несколько бесхарактерным.
Сложно дать однозначную… Развернуть

Из всей школьной программы я могу назвать только несколько книг, которые произвели на меня сильное впечатление. И первое место ( с большим отрывом) занимает роман Тургенева «Отцы и дети».

Мне нравится в нем абсолютно все. Я с наслаждением перелистываю желтые страницы старой книжки и с головой окунаюсь в описание природы и деревень. Эти образы так ярко и четко возникают у меня перед глазами, что порой мне кажется, что я слышу и чувствую все звуки и запахи. Для меня Тургенев сотворил здесь маленькое чудо — я не думала, что это может быть настолько интересно и приятно.

А какие персонажи?! Они органичные, интересные, живые. Подробнее останавливаться на каждом не буду, просто признаюсь: я влюблена в Базарова. Для меня его образ мысли не является чем-то деструктивным. Это просто иной взгляд на мир, и он имеет право на существование. Безусловно, конфликт поколений — это вечный вопрос. Но куда важнее любовь. А Базаров, как мне кажется, умел любить. Пусть это было очень запутанно и непонятно (даже для самого Евгения), но он любил. И родителей, и Аркадия, и Анну Сергеевну.

Я принимаю финал Тургенева, но мне очень грустно от того, что он так жестоко обошелся с Базаровым. Я до последних страниц надеялась, что его ждёт прекрасная, удивительная и счастливая жизнь.

Из всей школьной программы я могу назвать только несколько книг, которые произвели на меня сильное впечатление. И первое место ( с большим отрывом) занимает роман Тургенева «Отцы и дети».

Мне нравится в нем абсолютно все. Я с наслаждением перелистываю желтые страницы старой книжки и с головой окунаюсь в описание природы и деревень. Эти образы так ярко и четко возникают у меня перед глазами, что порой мне кажется, что я слышу и чувствую все звуки и запахи. Для меня Тургенев сотворил здесь маленькое чудо — я не думала, что это может быть настолько интересно и приятно.

А какие персонажи?! Они органичные, интересные, живые. Подробнее останавливаться на каждом не буду, просто признаюсь: я влюблена в Базарова. Для меня его образ мысли не является чем-то деструктивным. Это просто иной взгляд на… Развернуть

Ожидания от этой книги были такие, что она вызовет мудрые мысли по поводу взаимоотношений с родителями. Но получилось, что центральное место в романе занимает банальная любовная линия. Ничего интересного и необычного в этих любовных отношениях не было. Главный герой книги — Евгений Базаров, неприятный человек, который во всех диалогах пытается показать своё превосходство над другими, даже со своими родителями, и показать, что он не такой как все. Он влюбляется в женщину с таким же трудным характером, как он. И в жизни обоих мало обычного человеческого счастья и радостей, что неудивительно с такой жизненной философией. В тени этих героев находятся друг Базарова — Аркадий и младшая сестра Катя. Единственное светлое пятно в книге — это то, что между ними завязываются отношения и у них получается выбраться из-под тени Базарова и Одинцовой.
Сам стиль написания книги — тяжелый для современного человека, к тому же Тургенев обильно добавляет фразы с различных иностранных языков. Это классическое произведение, к сожалению, мне не подошло.

Ожидания от этой книги были такие, что она вызовет мудрые мысли по поводу взаимоотношений с родителями. Но получилось, что центральное место в романе занимает банальная любовная линия. Ничего интересного и необычного в этих любовных отношениях не было. Главный герой книги — Евгений Базаров, неприятный человек, который во всех диалогах пытается показать своё превосходство над другими, даже со своими родителями, и показать, что он не такой как все. Он влюбляется в женщину с таким же трудным характером, как он. И в жизни обоих мало обычного человеческого счастья и радостей, что неудивительно с такой жизненной философией. В тени этих героев находятся друг Базарова — Аркадий и младшая сестра Катя. Единственное светлое пятно в книге — это то, что между ними завязываются отношения и у них… Развернуть

Те 10% читателей, которые остались у экранов после прочтения заголовка, наверняка тоже рассматривают все книги через призму собственного житейского опыта. Поэтому говорить я буду о том, в чём вижу пересечение с собой, и о том, о чём смог оригинально высказаться.

В чём генезис Базарова? Где корни нигилизма? Что сделало его самим собой, этаким образцом для подражания молодёжи? (бог мой, как обнищали образцы для подражания! Сегодняшние элджеи и ивлеевы и рядом не стояли с Базаровым) Растянувшись на воображаемой a la фрейдовской кушетке и закурив сигару, отвечу, что собака зарыта в детстве. Ну, то есть, не то, что собаку закопали в детстве, пока она щенок, а то, что она зарыта в детсве Базарова, в его ребяческих переживаниях; или же её, как кажется, утопили, но в другом произведении. Стойте, тут вообще не при чём собака! Тут обезьяна!!

Шимпанзе — одни из немногих животных, у которых потомство сохраняет тесные связи с родителями на протяжении всей жизни; они живут бок о бок с мамой-шимпанзе и папой-шимпанзе в одной стае-сообществе. При этом те и другие оказывают друг другу помощь и заботу. Homo Sapiens по причине близкого родства не сильно ушел от обезьянок в этой традиции: мы на протяжении многих-многих лет заботимся о родителях, а они о нас. Но! Шимпанзе руководствуются при этом инстинктом самосохранения, ведь в тесной группе сородичей легче выжить. Одинокую обезьяну сожрут на раз-два, или она сама сдохнет от голода. Человек же отнюдь не нуждается в пожизненной привязанности к сородичам, потому что способен выжить, самостоятельно «встав на ноги» уже с подросткового возраста. И в тот момент, когда человеческий самец или самка осознают, что они могут безопасно выйти «за пределы ареала», начинается внутренний конфликт: ты самостоятелен, но не полностью — тебя связывают узы духовного родства.

Я нигде в литературе и в жизни не видел такого служения, боготворения, которое проявляли родители Базарова по отношению к своему отпрыску. Их пиитет мне сразу показался преувеличенным. По всему видно: они слишком с ним (нет, не так — СЛИШКОМ) нянькаются, слишком много любят. Вот ему уже третий десяток, а они по-прежнему целуют его в попу, сдувают с него пылинки. В какой-то момент детства или отрочества чаша была переполнена, и у мальчика/юноши выработалось чувство противоречия, тот конфликт, говорящий: я уже могу сам, но это делают за меня. И его нигилизм — прямое следствие: я буду отрицать всё, даже что вода мокрая, только потому, что хочу проявить самостоятельность, волю.

Но привязанность была выработана настолько сильная, что Базаров, будучи свободным, как птица, всё равно продолжает время от времени наезжать к родителям, как бы даже без причины. Ошибку его родителей я обозначил, а ошибка сына в том, что он должен был как можно дольше отстраниться от родного дома, который, быв его колыбелью, в каком-то смысле стал его могилой.

Базаровские неудачи в отношениях с женщинами обусловлены тем же. Сердце молодого создания, особенно мужчины, нельзя переполнять родительской любовью. В нём всегда должно оставаться пустое место, которое он потом в течении жизни сам заполнит любовью к женщине. Не исключаю, что лет до 14 Базаров был маменькиным сынком, а вы замечали как потом им сложно приходится в семейной жизни?

Другими словами, не надо давать ребёнку всё — надо дать ему самое необходимое плюс чуть-чуть сверху, а всё остальное он должен обрести сам.

Думаю, Базарову, видевшему людей как лягушек, только прямоходящих, подобное дарвино-фрейдисткое толкование, как медику и человеку практическому, было бы хотя бы отчасти любопытно.

Всю социально-политическую подноготную, предтечу Рахметова и Верховенского, всю крестьянскую проблематику и прочее отдаю на откуп другого изыскательного рецензента!

Те 10% читателей, которые остались у экранов после прочтения заголовка, наверняка тоже рассматривают все книги через призму собственного житейского опыта. Поэтому говорить я буду о том, в чём вижу пересечение с собой, и о том, о чём смог оригинально высказаться.

В чём генезис Базарова? Где корни нигилизма? Что сделало его самим собой, этаким образцом для подражания молодёжи? (бог мой, как обнищали образцы для подражания! Сегодняшние элджеи и ивлеевы и рядом не стояли с Базаровым) Растянувшись на воображаемой a la фрейдовской кушетке и закурив сигару, отвечу, что собака зарыта в детстве. Ну, то есть, не то, что собаку закопали в детстве, пока она щенок, а то, что она зарыта в детсве Базарова, в его ребяческих переживаниях; или же её, как кажется, утопили, но в другом произведении. … Развернуть

источник

  1. Перейдите по ссылке на вашем устройстве
  2. Установите приложение «Читай!»
  3. Откройте приложение «Читай!» и введите код:

Понятно, что в XIX веке носили другую одежду, готовили еду не в микроволновках, не использовали кондиционеры и пр. А вот отношения отцов и детей – те же самые. И те, и другие считают себя правыми. Дети вырастают и также ополчаются на своих детей, а те – на своих родителей.

Тургенев не дает готовых ответов на вопросы – а как же надо воспитывать–то их. Но на примере родителей Базарова показывает, как любят ребенка «не для себя, а для него».

Отец Аркадия тоже довольно лояльно относится к сыну. Оппозиционер же – дядя Аркадия. Англоман; всегда знает, как правильно и что надо делать, и всех инакомыслящих старается перевоспитать. Вот он–то и вступает в бесконечные и бесполезные, кстати, споры с Базаровым и Аркадием.

Читать эту книгу, я думаю, полезно и взрослым, и подросткам. Понимаешь, что жизнь – одна, что всё может случиться, и что своих надо любить сейчас, в этот момент, а не ставить свои условия.

Удивительная книга Ивана Сергеевича Тургенева. Совсем не похожа на книги 19 века. Она читается на одном дыхании. В ней затрагиваются проблемы,присущие и современному обществу тоже:любовь,дружба,убеждения,принципы,деньги,отношения,эгоизм и многое другое. Интересно было узнать концовку данного произведения,что же произойдет с главными героями. Книга оставила просто огромное и удивительное впечатление.Советую прочитать всем,кто не читал!

Читайте также:  Хламидия пневмония у детей анализы

К своему стыду не смог прочитать данное произведение в школе, а мне уже 35! Но сейчас потихоньку наверстываю упущенное. Только положительные впечатления от почитанного. Классика – есть классика. Согласен со предыдущими отзывами, что по истечении такого количества времени проблемы точно такие же. Любите и уважайте своих близких, надо быть добрее!

Хорошая книга.Затрагивает душу.Читая это произведение в школе, совсем не понимаешь того глубокого смысла, который оно несёт в себе.И очень жаль родителей Базарова.

Перечитывал этот удивительный роман несколько раз и каждый раз новое что-то находил.

Если откинуть Кукушкину и К, все оставшиеся персонажи этого сочинения Тургенева – суть люди положительные.

Противоположные, но положительные.

Они как стихии из какой-нибудь мифологии.

Они – какое-нибудь качество, растянутое на всю натуру своего носителя, на всю его жизнь.

Будучи утрированным по своим размерам, да помноженное на предрассудки, присутствующие в любом человеке, да ослабляясь отсутствием иных качеств.

Там есть человек-действие, человек-созерцание, человек-доброта, человек-уют, человек-верность.

Там нет только человека со всеми этими качествами.

Реальный же человек зависим от настроения, от обстоятельств. Он с утра раздражителен, к обеду добр, к вечеру, наконец, деятелен. А на завтра – он созерцателен. А на днях, так и на принцип в своей стойкости-верности чему-то пойдет.

Зачем автор разнес все эти качества по разным людям?

Быть может, он хотел показать, что будучи в чем-то неполными, мы не лучше Кукушкиных и К?

Книга очень интересная. Давно хотела прочитать. Жаль Базарова. Мне кажется его характер не совсем раскрыт. Не ожидала такого конца, вообще-то не люблю писать отзывы

Надо читать книги соответственно своему возрасту. Рано, ох как рано, читать «Отцы и дети» в школе. И вот, я уже перерос и Павла Петровича, и уж конечно Базарова. Могу сказать, что, скорее всего, это даже и не спор поколений. Это спор просто двух людей. Такой же диспут мог бы произойти у старших Кирсановых и Базаровых. Кстати, молодые Кирсанов и Базаров, люди одного поколения, но всё же разные.

В школе нам пытались привить симпатию к Евгению Базарову. Острый и пытливый ум. Знаток естествознания и психологии. Наше будущее. И противоположность ему – Павел Петрович, пижон, бездельник с лакированными ногтями…

Я рад, что Тургенев «убил» Базарова. Не хочется, чтобы «герой» – отрицатель перешёл от словесных интервенций к действиям. В первом отклике правильно заметил автор. Не такой уж он и «нигилист», когда встретил Одинцову. Но сарказм по отношению к Аркадию и его чувствам остался. Как это напоминает и современных, которые говорят одно, а чувствуют другое. Но есть линия его партии, от которой отойти «убеждения» не позволяют.

Кстати, есть и разочарование в возвышении романа. Ничего сверхклассического я не обнаружил.. На свой вкус…

Рядовое произведение, втянутое на классику

Помнить родителей ,пока они живы помнить и после, несмотря ни на что. Книга о вечном и печальном, о жизни и смерти. Берегите друг друга пока живы.

Тургенев -гений. В его произведениях так глубоко передано ощущение жизни , со всей присущей ей многогранностью. В произведении «отцы и дети» поднят вечный вопрос о конфликте представителей разных поколений. И до сих пор невозможно ответить кто прав.

Эта тема актуальна, конечно , и сегодня. Нужно каждому из нас учиться понимать и принимать друг друга.

Тургенев мастерски обладает свойством показать человека во всей красе! Ведь это имнно то произведение , отчётливо показывающее, что против истины борьбы быть не может! Что Нигилизм обречён, как и многие убеждения и стереотипы, когда факты их опровергают. Что любовь в конце то концов есть, и она действительно зла. Тургенев, пусть и жил в XIX веке, но кажется, что он абсолютно знал, что люди ни сколько не изменятся даже через 200 лет. И ведь это действительно так. Это говорит о том ,что он в высшем писательском долге познал не только себя, но и нас всех, за что я ему бесконечно предан.

источник

Мало какой роман по своему написанию вызвал столь многочисленные отзывы.

И наконец, когда, казалось бы, читатели уже получили все нужные для осознания сути произведения отзывы, «Отцы и дети» получили долгожданный авторский комментарий от самого Ивана Сергеевича Тургенева. Классик поделился с читателями своим замыслом романа, поведал об особенностях его публикаций.

О чем писал Антонович? Он выразил буржуазно-либеральную точку зрения, последовательно «уничтожая» и роман, и автора. Образ главного героя он трактовал крайне отрицательным, поколение же отцов представляет героями положительными. Тургенева же на протяжении всей статьи называет автором, написавшим скучную книгу.

К счастью, последующие статьи представили более конструктивные критические отзывы. «Отцы и дети», по мнению Д. Писарева, является предельно честным произведением. В адрес же Антоновича Дмитрием Ивановичем высказан упрек в нераскрытии сути произведения, т.е. в составлении панегирика «отцам» и «обличения» недопонятых «детей». Далее в журнале, издаваемом Ф.М.Достоевским, русский философ и литературный критик Николай Николаевич Страхов высказал соображения, помогающие читателям осознать целостность образа Базарова (в частности, толкование мотивов его отрицания искусства и науки).

Таким образом, благодаря совместным усилиям литературного мира таки вырисовался органичный и логичный для России конца XIX века образ Евгения Васильевича Базарова.

Следует признать, что все-таки негативны к чрезмерному нигилизму Базарова (отрицание искусства), высказанные многими критиками, в том числе и Писаревым, отзывы. «Отцы и дети», впрочем, сюжетно компенсируют этот «идейный перекос». Базаров три года не был на своей малой родине, он впитал в себя петербургские идеи и делится ими с людьми, живущими по старинке. Несмотря на очевидные заблуждения, в нем ощущается энергия и сила, способная поменять мир. И это прекрасно! Вместе с тем этот презираемый им мир влияет на него.

С одной стороны, людей привлекает аскетизм, работоспособность, подчеркнутая простота Евгения и его готовность к общению. Да, он самолюбив, однако в нем нет и капли самодовольства, самолюбования. Причем и дворовых, и родителей не смущают и не возмущают его незлобивые насмешки над ними. Он привлекателен своими знаниями и убежденностью.

Однако его, казалось бы, непреклонная позиция все-таки деформируется, как свидетельствуют отзывы критиков. «Отцы и дети» представляют нам доказательства этому. Базаров помимо своей воли впутывается в совершенно неожиданные для себя события: конфликт с Павлом Кирсановым, расположение Дуняши, презрение Прокофьича, увлеченность Анной Одинцовой. «Экая глупость!» — комментирует он происходящие с ним события.

Возможно, поэтому Иван Сергеевич Тургенев и отводит столь недолгий срок жизни этому персонажу, закончившейся случайной смертью. Очевидно, автор таким образом пытается запечатлеть целостный образ нигилиста, не измененный реальным миром.

О непростом человеке написал роман Тургенев «Отцы и дети». Отзывы критиков это подтверждают.

Критик Антонович особо возмутился тому, что Базаров отрицает науку, в ответ Писарев представил свои доводы. Обучение медицине Евгений использовал именно для развития своего ума. И, наполнив его базовыми знаниями, позволяющими ориентироваться, пошел собственным путем познания. Он изначально не принимает на веру никакие положения теоретической науки. Его дверь к новым знаниям лежит лишь через эксперимент.

Также следует указать, сколь гармонично компенсирует отрицание главным героем красоты природы, дружбы, любви сама книга «Отцы и дети».

Другими словами, Базаров напоминает взбунтовавшегося против матери-земли ее сына-титана. Сколь не могуч он, однако его мощь – ничто пред той силой, которая его породила.

Актуальность романа Тургенева подтверждает то, как часто ставят режиссеры различных театров по роману «Отцы и дети» спектакль.

Современные зрители находят тургеневский замысел злободневным. Согласно их отзывам, нигилизм Базарова жив и в нынешнем обществе. Он лишь стал жестче, отбросив очарование молодости, сквозившее в замысле классика. В свою очередь, современные «отцы» способны противопоставить ему гораздо более обширный арсенал доводов, нежели Кирсановы.

Однако в любом случае тема конфликта поколений – вечна.

источник

  1. Перейдите по ссылке на вашем устройстве
  2. Установите приложение «Читай!»
  3. Откройте приложение «Читай!» и введите код:

Понятно, что в XIX веке носили другую одежду, готовили еду не в микроволновках, не использовали кондиционеры и пр. А вот отношения отцов и детей – те же самые. И те, и другие считают себя правыми. Дети вырастают и также ополчаются на своих детей, а те – на своих родителей.

Тургенев не дает готовых ответов на вопросы – а как же надо воспитывать–то их. Но на примере родителей Базарова показывает, как любят ребенка «не для себя, а для него».

Отец Аркадия тоже довольно лояльно относится к сыну. Оппозиционер же – дядя Аркадия. Англоман; всегда знает, как правильно и что надо делать, и всех инакомыслящих старается перевоспитать. Вот он–то и вступает в бесконечные и бесполезные, кстати, споры с Базаровым и Аркадием.

Читать эту книгу, я думаю, полезно и взрослым, и подросткам. Понимаешь, что жизнь – одна, что всё может случиться, и что своих надо любить сейчас, в этот момент, а не ставить свои условия.

Удивительная книга Ивана Сергеевича Тургенева. Совсем не похожа на книги 19 века. Она читается на одном дыхании. В ней затрагиваются проблемы,присущие и современному обществу тоже:любовь,дружба,убеждения,принципы,деньги,отношения,эгоизм и многое другое. Интересно было узнать концовку данного произведения,что же произойдет с главными героями. Книга оставила просто огромное и удивительное впечатление.Советую прочитать всем,кто не читал!

К своему стыду не смог прочитать данное произведение в школе, а мне уже 35! Но сейчас потихоньку наверстываю упущенное. Только положительные впечатления от почитанного. Классика – есть классика. Согласен со предыдущими отзывами, что по истечении такого количества времени проблемы точно такие же. Любите и уважайте своих близких, надо быть добрее!

Хорошая книга.Затрагивает душу.Читая это произведение в школе, совсем не понимаешь того глубокого смысла, который оно несёт в себе.И очень жаль родителей Базарова.

Перечитывал этот удивительный роман несколько раз и каждый раз новое что-то находил.

Если откинуть Кукушкину и К, все оставшиеся персонажи этого сочинения Тургенева – суть люди положительные.

Противоположные, но положительные.

Они как стихии из какой-нибудь мифологии.

Они – какое-нибудь качество, растянутое на всю натуру своего носителя, на всю его жизнь.

Будучи утрированным по своим размерам, да помноженное на предрассудки, присутствующие в любом человеке, да ослабляясь отсутствием иных качеств.

Там есть человек-действие, человек-созерцание, человек-доброта, человек-уют, человек-верность.

Там нет только человека со всеми этими качествами.

Реальный же человек зависим от настроения, от обстоятельств. Он с утра раздражителен, к обеду добр, к вечеру, наконец, деятелен. А на завтра – он созерцателен. А на днях, так и на принцип в своей стойкости-верности чему-то пойдет.

Зачем автор разнес все эти качества по разным людям?

Быть может, он хотел показать, что будучи в чем-то неполными, мы не лучше Кукушкиных и К?

Книга очень интересная. Давно хотела прочитать. Жаль Базарова. Мне кажется его характер не совсем раскрыт. Не ожидала такого конца, вообще-то не люблю писать отзывы

Надо читать книги соответственно своему возрасту. Рано, ох как рано, читать «Отцы и дети» в школе. И вот, я уже перерос и Павла Петровича, и уж конечно Базарова. Могу сказать, что, скорее всего, это даже и не спор поколений. Это спор просто двух людей. Такой же диспут мог бы произойти у старших Кирсановых и Базаровых. Кстати, молодые Кирсанов и Базаров, люди одного поколения, но всё же разные.

В школе нам пытались привить симпатию к Евгению Базарову. Острый и пытливый ум. Знаток естествознания и психологии. Наше будущее. И противоположность ему – Павел Петрович, пижон, бездельник с лакированными ногтями…

Я рад, что Тургенев «убил» Базарова. Не хочется, чтобы «герой» – отрицатель перешёл от словесных интервенций к действиям. В первом отклике правильно заметил автор. Не такой уж он и «нигилист», когда встретил Одинцову. Но сарказм по отношению к Аркадию и его чувствам остался. Как это напоминает и современных, которые говорят одно, а чувствуют другое. Но есть линия его партии, от которой отойти «убеждения» не позволяют.

Кстати, есть и разочарование в возвышении романа. Ничего сверхклассического я не обнаружил.. На свой вкус…

Рядовое произведение, втянутое на классику

Помнить родителей ,пока они живы помнить и после, несмотря ни на что. Книга о вечном и печальном, о жизни и смерти. Берегите друг друга пока живы.

Тургенев -гений. В его произведениях так глубоко передано ощущение жизни , со всей присущей ей многогранностью. В произведении «отцы и дети» поднят вечный вопрос о конфликте представителей разных поколений. И до сих пор невозможно ответить кто прав.

Эта тема актуальна, конечно , и сегодня. Нужно каждому из нас учиться понимать и принимать друг друга.

Тургенев мастерски обладает свойством показать человека во всей красе! Ведь это имнно то произведение , отчётливо показывающее, что против истины борьбы быть не может! Что Нигилизм обречён, как и многие убеждения и стереотипы, когда факты их опровергают. Что любовь в конце то концов есть, и она действительно зла. Тургенев, пусть и жил в XIX веке, но кажется, что он абсолютно знал, что люди ни сколько не изменятся даже через 200 лет. И ведь это действительно так. Это говорит о том ,что он в высшем писательском долге познал не только себя, но и нас всех, за что я ему бесконечно предан.

источник

  • Жанры/поджанры: Реализм
  • Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Россия/СССР/Русь )
  • Время действия: Новое время (17-19 века)
  • Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
  • Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
  • Возраст читателя: Любой

Особенностью общественной жизни 60-х годов XIX века являлась идеологическая борьба двух поколений. Евгений Базаров — радикальный разночинец, характер которого формировался в обстановке великих реформ, разрушающих уклад дворянско-крестьянской России. Он не признает сословий, презирает дворянскую культуру, ратует за упорный труд и ненавидит обломовщину. Его антагонист — Павел Петрович Кирсанов, бывший офицер, полностью опустошенный романом с одной из светстких львиц. Между ними назревает конфликт — конфликт между молодостью, жаждущей перемен, и консерватизмом зрелого возраста.

Вечная тема отцов и детей, поднятая в одном из самых сильных романов И.С. Тургенева, актуальна и в наше время.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 173

Активный словарный запас: низкий (2577 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

«Отцы и дети» Ивана Тургенева — одно из немногих произведений автора, что нравятся. Нравятся, потому что понятны, потому что осмысленны. Потому, что о вечном. О людях, об отношенях между ними. Что бы между ними не стояло: возраст, статус, опыт, привычки, пристрастия. Смена поколений-беспрерывный и объективно-обязательный процесс. Протест поколений друг против друга — тоже. Это закон социального развития. Иначе жизнь в обществе «застоялась» бы (кто-нибудь помнит, что такое «застой»?) Молодость гонит вперёд паровоза, поэтому тянет прогресс. Зрелость склоняется к традициям, потому что стремится сохранить лучшее, что было в жизни. В жизни конкретного человека. Поэтому и причины конфликтов между отцами и детьми всегда будут разнообразны. В пору Тургенева условия были одни, сейчас другие. Но ключевые доводы в спорах поколений — те же. Поэтому этот роман КЛАССИКА. Он актуален, злободневен, вечен.

Где-то лет, наверно, в 12 я прочел воспоминания Валентина Катаева — «Алмазный мой венец». И там упоминались чьи-то (как бы не знаменитого режиссера Мейерхольда) слова об этой книге. Не помню точно, как они звучали, но смысл таков: кто-де сказал, что Базаров нигилист? Он вовсе не нигилист.

И действительно: разве нигилист (= атеист, материалист, почти что революционер) мог бы ТАК полюбить? Разве нигилист (= атеист, материалист и пр.) мог ТАК сочувствовать своим родителям, которые плоть от плоти патриархальной деревни с ее родноверием и чуть ли не язычеством? (мать Базарова оставляла блюдечко с молоком — домовому напиться. Но Базаров — обратите внимание — НЕ смеялся над ней; во всяком случае, в романе об этом ничего не написано).

Есть нечто большее, чем «нигилизм». И нечто большее, чем «консерватизм» поколения «отцов». Скажем так — нечто большее, чем пресловутые «убеждения» (политические и т.п.) И это большее — сама жизнь, объективная, так сказать, реальность.

Поэтому Базаров может (как это ни неожиданно, учитывая взгляды обоих) вызвать большее сочувствие, чем Павел Петрович Кирсанов. а сам «конфликт поколений» в значительной мере надуман.

В этом, вероятно, и есть гуманистический посыл романа.

Роман «Отцы и дети» относится к тем книгам, которые читать необходимо каждому, считающему себя поклоннииком искусства Пера. Многие называют подобного рода произведения классикой. Что ж, этот термин имеет полное право на существование. Ведь, в самом деле, именно такого эпитета заслуживает литература, выдержавшая испытание временем, прошедшая сквозь века. «Каков же секрет долголетия?». Таким вопросом задаётся, пожалуй, каждый, пытающийся судить о творении Тургенева — будь то маститый критик или же школьник, садящийся писать сочинение. Ответ, к сожалению, стал аксимой. «Написанное было, есть и будет актуальным», — подобные слова Вы найдёте в каждом методическом пособие. Но, господа, позвольте, стоит ли верить всему написанному?! «Конфликт поколений!». «Проблемы общества!». Слышали мы эту песню уже тысячу раз. По-видимому, «Отцы и дети» пали жертвой чрезмерного внимания критиков. Иначе я никак не могу объяснить то, что абсолютно русский, с позволения сказать, роман, описывающий не общество, но конкретных людей, не глобальную проблему, но частную ситуацию, роман, фактически являющийся наикачественнейшей, но всё же беллетристикой времён девятнадцатого века, был истолкован яко эпическое полотно общественной жизни, цель которого — показать конфликт поколений, якобы вечный и всегда злободневный. О мой Бог. Да, «Отцы и дети» — это классика — несомненно. А роман действительно интересно читать и в наши дни. Но не затем, чтобы узреть в произведение глобальные проблемы и столкновение воззрений (они там есть, но лишь на сугубо локальном уровне). «Отцов и детей» стоит читать, дабы насладиться прекрасным языком, понять, как думали люди в те далёкие времена, о чём они думали. Роман, пусть он и показывает лишь одну грань общества, можно считать памятником эпохи. Этим-то книга и похожа на философские, глубокие тексты Толстого и Достоевского. Но разве что этим. Впрочем, произведение занимает совсем иную литературную нишу, нежели, скажем, «Война и мир», либо «Братья Карамазовы». И на месте критиков я бы не стал сопоставлять важность этих монументальных работ со значимостью «Отцов и детей». Не серьёзно.

Читайте также:  Хламидии и микоплазмы анализы у детей

Эх, Евгений Васильевич Базаров, своим упрямством, которое называли таким непотянным словом — нигилизм, Вы не доказали ничего никому, не успели пожить, порадовать своих стариков, приласкать (возможно свою будущюю) жену, понянчить (возможно своих будущих) детей, передать свои знания ученикам. нужно ли было столько причинить душевной боли себе и тем кто Вас любил. Природа человека уникальна, мы окружили себя технологиями, смотрим в будущее, а также как и 100-150 лет назад не научились в большинстве ценить свои чувства и отношения. спасибо Вам Иван Сергеевич, за бессмертное произведение.

Многие из нас, кто запоем читал в детстве, по правде говоря классику обходили стороной. Я не то чтобы её не читал, но как бы по необходимости. Четко помню дождливое воскресенье, завтра сочинение, что делать. со скрипом взялся. Признаюсь, не всякую фантастику я проглатывал с таким упоением, сам от себя не ожидал! Сильнейшее произведение, все мне понравилось: сюжет, герои,философия! Можно сказать, что «Отцы и дети» открыли мне дорогу к пониманию (надеюсь) русской классичесой литературы. За что и спасибо дядьке Тургеневу и дождечку. )

«Отцы и дети» — не самый лучший, но, вероятно, самый читаемый роман Тургенева. В первую очередь, благодаря обязательной школьной программе. Из-за той же обязаловки к нему редко возвращаются после школы. Решился, наконец, перечитать, и впечатления оказались неожиданными.

Первое впечатление — Тургеневу блестяще удалось буквально всё, кроме самого Базарова. Автору Базаров не очень симпатичен. В то же время он старается быть предельно объективным и сделать своего героя всё-таки положительным персонажем или, по крайней мере, интересным человеком. Проблема в том, что Иван Сергеевич знает нигилистов с чисто внешней стороны и плохо их понимает. Дискуссии Базарова с Кирсановым — это поток коротеньких деклараций, не связанных с аргументами собеседника, ничем не подкреплённых, иногда просто провокационных. Умный человек, а ума у Базарова с избытком, может так вести дискуссию в двух случаях — если ему нечего сказать по данному вопросу, но признаваться он не хочет, или если старается скрыть свои подлинные соображения. Соображения эти остаются невыясненными.

Неприятные особенности героя могли бы быть отчасти оправданы его практической деятельностью. Здесь намечаются аналогии и определённое противостояние с вышедшим тремя годами раньше «Обломовым». Базаров — врач. Врачей Тургенев уважает, но в медицине, как и большинство его современников, разбирается слабо. В итоге деятельность Базарова сводится к тому, что он ловит лягушек, наспех перевязывает Кирсанова и производит неудачное вскрытие трупа.

Самая сильная сторона книг Тургенева, безусловно, романтическая. Обычная для него пара — сильная женщина и слабохарактерный мужчина. Здесь сильной женщине попался сильный мужчина. Автору самому интересно, чем это кончится, и он не спешит помогать героям. А характеры у этой пары не просто сильные, а деспотические. Выход так и не найден. Вернее, найден, но самый простой из всех возможных.

Под конец хочу сказать тем, кто не перечитывал «Отцов и детей» со школы. Перечитайте. Не пожалеете.

30 лет назад мне казалось, что правы безусловно дети. А теперь мне кажется, что скорее всего отцы. Наверное это возрастное

Гениальные книги пишутся не для одного поколения. И не для их десятка. Вечность — не Вечность, но свои законные 400 — 500 лет клеймо «классика» на вполне законных основаниях мозолит глаза потенциальным читателям. И причина тут простая — неизменная актуальность духовных, сущностных и прочих ценностей, которые Автор вплетает в алфавитно-цифровую последовательность текста. А конкретика антуража (нравы, обстановка, терминология и т. п.), ну. надо же к чему-то привязываться, в конце концов: кто-то выбирает публицистику как способ подачи информации, кто-то — склонен облекать свои откровения в форму исторической прозы, кто-то — вносит в повествование фантастический элемент. С точки зрения упомянутой Вечности — это детали, не суть важно. Классика воздействует на Подсознание, опосредованно адресуясь прямиком к тем активным точкам Разума, которые и планировались первоначальным авторским замыслом.

Поэтому «зацикливаться» на антураже авторской подачи информации (нравы, обстановка, терминология и т. п.) — имеет смысл первые 100- 150 лет после публикации (причём это реальность 18-19 веков, дальше идёт резкое сокращение указанного периода). Попытки «осовременивания восприятия» наиболее ярко демонстрируются в области театра и кино, что вполне логично: лицедеи как раз и зарабатывают на хлеб тем, что «пересказывают» нам то, что Автор — в своё время — доверил папирусу, пергаменту, бумаге, клавиатуре, прочим гаджетам.

Но можно обойтись и без лицедеев. Вот перед нами «глыба на века» — роман «Отцы и дети». Попробуй, уважаемый потенциальный читатель, сделать этакий «ментальный фокус» — осовремень реальность бытия, отраженного в тексте. И сложности-то, кстати сказать, никакой — всего-навсего контролируемая замена терминов: вместо «дворянин», «помещик» и т.п. — говори себе (подменяй в потоке данных) «бизнесмен», «чиновник». Таких «подмен» — не много, они все достаточно очевидны, проходят легко, через один-два «эээ. э», сопровождаемого почёсыванием в затылке.

И — хоп(!) — фокус! Ву а ля, прошу любить и жаловать — Тургенев как современник, пишущий для нас с вами. Попробуйте — вас за уши не оттянешь.

Это непередаваемое удовольствие

Решился, значить, окунуться в высокую литературу. И первым в списке были, как вы уже догадались, «Отцы и дети».

Должен отметить, что до этого произведения к классике я относился весьма. поверхностно. В частности, «Мертвые Души» я еле осилил. Но тут. Меня, прям, заинтригивало. Бог с ним, с сюжетом, — хотя он тоже интересен — но сам, мм, язык, да, язык, герои, даже побочные персонажи вышли очень живыми и колоритными!

Нигилист Базаров vs Павел Петрович Кирсанов.

В общем-то, вот эти два персонажа раскрывают всю пропасть между поколениями. В остальных случаях, как например снисходительное отношение Базарова к родителям, лишь и показывается это самое отношение, но никак не склад ума разных поколений.

Аркадий.. лишь восхищался, мм, новаторством и свободными взглядами Базарова. Сейчас, знаете ли, свободный от предрассудков и, к тому же, умный человек тоже был бы в почете. Как-то с самого начала я не верил, что Аркадий пойдет по стопам Евгения. Слишком мягкий. И, как и следовало ожидать, оставшись без надзора Базарова, с Аркадия слетело все это нигилисткое и открылся вполне себе обычный человек, с вполне обычными взглядами на жизнь. А потом и под каблук Кати попал. И вообще, как мне показалось, Аркадий в Кате нашел лишь отражение Анны. Не знаю, правда, отчего мне так кажется.

Николай Петрович, отец Аркадия, достоин уважения как родитель. Он искренне пытался сблизиться с Аркадием. В то время, как Аркадий, с «науськивания» Базарова, с отцом сойтись не особо старался. Ведь он испытывал над нид превосходство. Даже мне стыдно за него стало.

Анна Сергеевна.. Сильная независимая женщина. Не в том смысле, в котором это понимают сейчас (куча котов и, кхм. ), а в самом прямом смысле. Даже посильнее Базарова. И хоть Евгений и сказал Аркадию, что все перед ним пасуют, а потому он такой, мгм, самовлюбленный, но перед Анной Базаров спасовал. А признаться своему ученику не смог. Вот тебе и свободный ото всего человек. Нет, он лишь сильнее остальных, но тоже подвержен всему человеческому.

Базаров.. Тот же Ситников и Аркадий пали даже не под жизненными взглядами Евгения, а перед тем, как он их подавал. Не совсем логично истолковал, но, думаю, вполне понятно.

Павел Петрович.. Показался мне человеком достойным уважения. Человек, твердо придерживающийся своих принципов. И пусть они не всегда верны, но это все же достойно. И снова же — Павел Петрович мог подавить любого, пользовался всеобщим уважением. А тут юнец, совершенно неуважающий его. Больше, наверно, именно это, а не общая безпринципность Базарова возмутила Павла Петровича. Только не понял всего смысла фразы «Да собственно это уже и был мертвец».

Сам конфликт же весьма понятен. Родители в детях души не чают, все делают, лишь бы тем было хорошо, все делают лишь бы сблизиться. Но в отношении Базарова к родителям я со стыдом узнал себя.

Произведение, которое в отличие от «списка книг, которые нужно прочесть каждому», мелькающего в соц.сетях, нужно прочесть обязательно. И не один раз.

P.S. Прям вот чувствую, что целиком произведение не понял. Надо будет еще раз прочесть. Лет через 10.

Роман «Отцы и дети» написан очень легким, доступным языком, который присущ, как мне кажется, только этому автору. Тургенев поднимает в своем произведении весьма важную тему, которую затрагивал также и Грибоедов в своем произведении «Горе от ума».

Тема непонимания между между молодым и взрослым поколение всегда была и остается, и будет оставаться до тех пор, пока эти два довольно таки разных поколения не найду в себе силы найти компромисс, а сделать это довольно таки трудно, потому что каждый настаивает на том, что он прав. Если классифицировать по Грибоедову, то Кирсановых старших можно отнести к фамусовскому обществу, а Кирсанова младшего и Базарова к обществу Чацкого, потому что эти люди не хотели жить как все, они старались внести в свою обыденную жизнь что-то новое.

В центре романа два героя- Базаров, которого Тургенев называет «нигилистом» и Кирсанов, который учится этому «нигилизму». Базаров по своей сущности очень интересен читателю. Как уже было сказано — он «нигилист», который отрицает все и вся, но в середине повествования он начинает сам себе противоречить, влюбляясь в Одинцову. А ведь «по законам нигилизма» это тоже самое, что и верить в Бога если ты атеист. И тут читатель может видеть, что даже такой, казалось бы, черствый и холодный человек может страдать.

Я в восторге от этой книги, потому что она попала в настроение и была прочитана именно тогда, когда нужно. Безумно рада, что прочитала, несмотря на то, что проходила ее по школьной программе. Когда подобные произведения читаешь для себя, можно найти в них что-то новое, не отвлекаясь на навязанные учителями и школьной программой рамки. Эта книга об отношениях, о пути личности, о конфликте поколений и о нигилизме, в конце концов. И если в школе, читая, думаешь: а что такое вообще этот нигилизм? То читая книгу для себя, можешь подробно разложить все факты по полочкам, разобраться в личности каждого героя, понять и принять его отношение ко многим вещам. В этой книге есть все, что может привлечь: живые герои, красивые описания, плавный язык повествования.

Базаров для меня не стал любимым персонажем, даже после перечитывания. Я считаю его избалованным, самоуверенным и самовлюбленным молодым человеком, живущим по принципу «против всех и всего». Я априори не понимаю людей, которые отрицают все то, что не поняли или не испытывали. Как можно отрицать чувства, которых не испытывал? Другое дело, если человек хоть раз разочаровался в любви. Весь его нигилизм, как капризы избалованного ребенка, который не хочет делать, что ему велят. Он выражает протест, но не всегда очевидно, против чего он идет. Зато благодаря ему Аркадий очень сильно вырос и изменился. Следуя за своим «учителям» он стал разбираться в себе и в своих чувствах, определив для себя светлые и темные стороны тех или иных вещей. Мне нравится, как он раскрылся, как персонаж. В то время как запутавшийся в себе Базаров так и не нашел себя и моментально угас как личность. Несмотря на это, мне было искренне жаль Базарова и его родителей. Его воспитание и мировоззрение очень сильно повлияли на него как на личность. У такого персонажа не может быть другой судьбы и от этого грустно.

Один из главных русских романов. «Отцы и дети», помимо конфликта поколений, затрагивает важные вопросы касаемо исторического периода 1860-1870-х годов.

Тургенев один из самых недооцененных русских классиков.Став примером для французских писателей, Иван Сергеевич писал о поистине глубоких вещах. Его романы отличаются краткостью, но несмотря на это, в них заложены весьма важные мысли и рассуждения.

Как по мне — конфликт поколений в романе не главный, несмотря на название романа. Главное же — появление новых людей, нигилистов, и их неустройство в жизни. Базаров (нигилист), несмотря на свою наглость, хамство и, в то же время, характерную привлекательность, становится слаб при встрече с себе подобными. Намек на любовное чувство показывает всю глубину Базарова, его никчемность, ту никчемность, какую он презирает в своем друге, его отце и остальных обитателей деревни.

Новый человек рождается в муках. Эти муки естественны. Государственные реформы входят в жизнь очень противоречиво, несмотря на всю гуманность этих реформ. И именно на тот период приходится конфликт поколений, их идей. Он происходит примерно раз в 25 лет. Конфликт, не щадящий кровь, оставляющий пепелище в родственных душах.

«Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть». (Евгений Базаров)

Очень сложно писать отзывы на классику мировой литературы так, чтобы в итоге не получилось школьное сочинение на заданную тему. Я постараюсь.

Несомненно, «Отцы и дети» писались, как политический роман, но вот в итоге получилось нечто принципиально иное. Иван Сергеевич Тургенев написал роман потрясающе человечный, в некотором смысле, философский, при этом, сумев не потерять актуальность. Собственно говоря, Тургеневу всегда удавалось писать чрезвычайно своевременные романы о вечном, например, «Накануне». После выхода его произведений всегда возникали дискуссии, к сожалению, касавшиеся лишь самых очевидных слоёв повествования. Добролюбов и иже с ним не видели, не хотели видеть глубину в романах своего великого современника. А ведь Тургенев почти всегда писал о любви, и «Отцы и дети» — не исключение — весь политический, социальный посыл текста отходит на задний план после встречи Базарова с Одинцовой.

Позволю себе не согласиться с glupcом — Базаров был нигилистом до того, как полюбил Анну Сергеевну, после этого важнейшего момента в его жизни он пересмотрел не только отношение к чувствам, но и к миру в целом, а, во-вторых, взаимоотношения с матерью это нечто особое, и смеяться над ней он бы не стал никогда. К тому же он вырос среди этого, привык к подобным «обрядам». Книга не только и не столько о конфликте двух поколений и двух взглядов на общщество, сколько о том, что выше всего этого.

В пример приведу, пожалуй, самые красивые строчки на русском языке, которые я когда-либо читал:

«Какое бы страстное,грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной. »

Прочтите этот роман, не верьте Вайлю и Генису, это произведение о нас с вами и о том, что выше всех нас.

Хорошее произведение. На мой взгляд, гораздо глубже и повествовательнее, чем ‘Евгений Онегин’ и ‘Герой нашего времени’.

Поражает меня более всего личность Базарова, конечно же. Отчасти потому, что я узнаю в нем черты себя, как и kim the alien. И узнаю я не самые приятные черты Евгения. Узнаю я. Гхм. Отношение к родителям. Практически идентичное отношение. И то, что я скажу по этому поводу, мне будет тяжело сказать. Фантлабовцы! Любите родителей и уделяйте им хоть чуть-чуть времени, пусть даже и иногда в ущерб себе, пусть даже вы и совсем уже старенький, или совсем юный. И никогда не говорите им вслух оскорбления, пусть даже и в запале, ведь, как сказал какой-то неизвестный мне писатель или мыслитель — ‘Нам не дано предугадать, чем наше слово обернётся’. Может, уже сегодня мы их видим в последний раз.

Но есть и минус, конечно — преувеличенный нигилизм Базарова. Он не имеет под собой твёрдой опоры, только шаткое основание в виде догадки, причём ошибочной.

Ну ладно, покончим с лирикой и сделаем вывод. Произведение нет смысла советовать — с ним знакомятся все в классе 10. Но тем, кто не читал, надо срочно выдать книгу в руки и принудительно заставить читать! Ладно, это была шутка, но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды. На мой взгляд, это очень даже поучительный психологический роман.

Главная особенность романа (как, впрочем, и всей классики) — отсутствие пресловутой борьбы добра и зла, которой нас пытаются пичкать современные авторы «лёгкого жанра». В «Отцах и детях» нет добрых и злых, правых и виноватых: каждый имеют свою правду, и пытается жить, следуя своим представлениям о правде.

Читал в школе — восхищался нигилизмом Базарова. Перечитал на днях — уже не столь позитивно оцениваю воззрения главного персонажа. В конце концов, прелесть романа в том, что он универсален. Читая его в определённом возрасте невольно придерживаешься одной из сторон, которая может быть изменена при последующем прочтении, через несколько лет.

Таким образом Тургеневу удалось передать извечный конфликт поколений, в которым неизменно побеждает жизнь (или, в случае с Базаровым, смерть).

источник