Марина Авдошина
Самоанализ занятия НОД «Поможем растениям в уголке природы»
Непосредственную – образовательную деятельность проводила с детьми старшей группы, возраст 5.10-6.0 лет. Присутствовало 13 детей.
Подготовила методическую разработку НОД на тему «Поможем растениям в уголке природе»; конверт с письмом; растения уголка природы; инвентарь для работы; схемы обозначающие вид инвентаря; схемы — карточки с уловными обозначениями необходимых условий для роста растений; лейки, распылитель, ванночки, фартуки, клеенка, тряпочки, кисточки, палочки. Расставила столы, так чтобы детям было удобно.
В предварительной работе с детьми проводились: наблюдение за растением уголка природы (особенности внешнего вида, строение, наблюдение в благоприятном и неблагоприятном состояниях (эксперементирование) наблюдение за трудом воспитателя, знакомство с моделью трудового процесса). Беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях, загадывание загадок, трудовая деятельность, чтение.
Перед НОД были соблюдены санитарно – гигиенические условия: сделана помощником воспитателя влажная уборка в групповой комнате; угловое проветривание (в это время дети находились в музыкальном зале). Мебель расставлена так, чтобы во время НОД ребёнку было комфортно на протяжении всего занятия.
Материал, наглядное пособие, оборудование для НОД было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям.
Непосредственно – образовательная деятельность – комплексного вида.
Интеграция образовательных областей: познавательная,
социально –коммуникативная, речевая.
Цель: Развивать интерес у детей к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.
— В вводной части решалась задача:
-Воспитывать у детей интерес к растениям.
В основной части решались задачи:
— Уточнять и закрепить знания детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы.
-Упражнять детей в умении определять растения нуждающиеся в уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий.
Воспитывать у детей интерес к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.
Закреплять умение планировать свою деятельность и распределять обязанности между участниками.
— Закреплять знания о действиях с инвентарем.
Развивать культуру трудовой деятельности, любознательность.
-Развивать диалогическую речь.
В заключительной части решалась задача:
— Развивать диалогическую речь.
Цель, задачи НОД соответствует программным требованиям возрастной группы («Программа воспитания и обучения в детском саду» под. редакцией М. А. Васильевой).
Длительность НОД – 25 минут. Вводная часть – 3 мин. ; основная часть – 18мин. ; заключительная часть – 4 мин.
Длительность НОД составила требованиям программы.
В вводной части НОД для создания интереса к теме, использовала приём — сюрпризный момент (письмо).
В основной части НОД использовала приёмы – беседа, показ способов действия, использование образцов, объяснение.
Присутствовала индивидуальная работа с детьми в основной части НОД – давала указания словом.
В заключительной части НОД анализ детских работ проходил с помощью рассматривания, вопросов.
Все части НОД были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам НОД. Правильно организованная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность детей.
— словесный (для вопросов детям, поощрения);
— практический (в выполнении задания);
— метод контроля (в анализе выполненных работ – одобрение и похвалы).
Все методы и приемы обучения соответствовали программному содержанию и возрастным особенностям детей.
Речь была выразительная, спокойная, рассудительная.
Использовала здоровье сберегающие компоненты: смена поз детей; чтобы поддерживать интерес детей.
Я, считаю, что выбранная мною форма организации НОД детей была достаточно эффективной. В течении всей образовательной деятельности формировались УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС).
Анализируя деятельность детей на НОД, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании, в трудовой деятельности в природе. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.
Анализируя, проведённое НОД, можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены.
Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей.
Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всего НОД.
Работа с детьми младшего возраста в уголке природы В процессе ознакомления детей младших групп с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых предметах.
Конспект НОД в средней группе «Посадка лука в уголке природы» Цель: Систематизировать знания о процессе посадки семян. Задачи: Развивать умение определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы.
Занятие по трудовому воспитанию «Труд детей в уголке природы» 1. Вид деятельности: трудовое воспитание 2. Тема: «Труд детей в уголке природы». 3. Программное содержание: • Воспитывать трудовые навыки.
НОД «Наблюдения в уголке природы» (фотоотчёт) В конце февраля, с прогулки мы вместе с детьми принесли в группу веточки берёзы и тополя для наблюдения. Цель наблюдений: закреплять.
Самоанализ НОД по ФЭМП «Поможем Колобку найти дорогу домой» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область «Познание» (ФЭМП) Тема: «Поможем колобку найти дорогу домой» Цель:.
Самоанализ НОД по теме «Моя семья» во второй младшей группе МБДОУ детский сад №6 ст. Вековка. Воспитатель: Малый Татьяна Евгеньевна. Интегрированное занятие с применением ИКТ по теме: «Моя семья».
Труд в уголке природы. Фотоотчет Наши воспитанники любят трудиться в уголке природы. У нас много цветов, а наши дети активно за ними ухаживают. Дети протирают ветошью.
«Труд в уголке природы». Конспект занятия по экологическому воспитанию Программное содержание: 1. Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. 2. Развивать мышление, память, произвольное внимание,.
Экспериментальная работа в уголке природы в подготовительной к школе группе интересную жизнь мои дошколята прожили в подготовительной группе. что мы только не придумывали с ними и чем только.
Экспериментальная работа в уголке природы в средней группе Экспериментальная работа в уголке природы в средней группеСегодня представляю вашему вниманию фотоотчёт, о том как мы с детьми средней группы.
источник
Трудовой уголок в подготовительной группе детского сада представлен необходимыми для трудовой деятельности материалами. В данной группе трудовой уголок включает в себя 3 отдела:
· трудовое оборудование, необходимое для знакомства с различными профессиями и необходимое для ролевых игр в «Магазин», «Больницу» и и т.д.;
· материалы, необходимые для изготовления поделок в ходе ручного труда ( эти материалы находятся в специально отведенном месте под контролем воспитателя, т.к. включают в себя ножницы, клей, шило и т.д., т.е. предметы, которыми дети могут нанести вред):
· трудовое оборудование для хозяйственно-бытового труда (веник, тряпки, швабра и т.д.).
Все трудовое оборудование знакомо детям, знают правила его использования. Все оборудование соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям.
В группе установлено дежурство детей, когда через 2 дня дети выполняют разные виды работ: дежурство по столовой, дежурство по игровому уголку, дежурство по уголку природы, дежурство в раздевалке. Воспитатель проводит смену видов дежурств каждые 2 дня и вместе с детьми оценивает качество работы (самооценка, взаимооценка).
Анализ трудовой деятельности детей
В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное и нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В ходе трудовой ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. В процессе трудовой деятельности у него появляется способность планировать свои действия, совершенствовать ручные движения и умственные операции, воображение и представление.
Под трудовой деятельностью в дошкольном возрасте понимается деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов. Ее развитые формы не характерны для дошкольников, они формируются позднее. В детстве развиваются некоторые предпосылки участия в дальнейшем производительном труде по следующим направлениям: складываются определенные представления о труде и профессиях взрослых, формируются отдельные трудовые умения и навыки, усваиваются мотивы выполнения трудовых поручений; развивается способность удерживать и самостоятельно ставить цель деятельности, формируются некоторые личностные качества, обеспечивающие успешность трудовой деятельности, такие как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность.
Дошкольник выполняет различные трудовые поручения. Нередко он выполняет их совместно с другими детьми и поэтому учится распределять обязанности, работать слаженно, помогать товарищам, постепенно он начинает осознавать взаимоотношения и зависимость друг от друга в совместной деятельности, понимать, что результат его труда включается в общее дело. Дети учатся планировать свою работу, разделять ее на составные части.
Выполняя трудовые действия, дошкольники обучаются различным трудовым действия, приобретают трудовые навыки и умения. В итоге они начинают понимать смысл труда, его важность и необходимость, его значение для других людей.
Основные виды труда, которыми занимаются дошкольники: работа: в уголке природы, уборка групповой комнаты, труд по самообслуживанию, ручной труд. Чаще всего, в основных видах трудовой деятельности (труд по самообслуживанию, ручной труд, первичное знакомство с профессиями) заняты все дети. В организацию трудовой деятельности в уголке природы и в группе особо включены дежурные, которые назначены воспитателем (со сменой через 2 дня), но тем не менее, им также помогают ребята.
Опираясь на собственные наблюдения, всех детей в группе условно можно разделить на 4 категории, в зависимости от их отношения к труду:
1 – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – это дело помощника, воспитателя и других детей. Необходим систематический внешний контроль.
2 – отношение к дежурству неустойчивое, качество дежурства зависит от настроения. Трудится без контроля, но только во время дежурства. Чаще всего делают только то, что входит в его обязанности.
3 – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимание на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными. Помогают другим. Проявляется внутреннее побуждение к трудовой деятельности (Катя В., Вадим С.)
4 – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной трудовой деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в различных видах деятельности. Переносят сформированное качество в другие виды деятельности: все доводит до конца, помогает другим, убирает за собой, стремится добиваться в работе высокого результата (Валентин К.)
В зависимости от формы организации труда, проявляются особенности руководства. В знакомых видах деятельности детям предоставляется самостоятельность и в конце работы анализируется успешность или неуспешность ее выполнения (чаще всего при помощи самооценки и взаимооценки). В видах деятельности, таких как ручной труд, воспитатель контролирует процесс выполнения работы, но всегда побуждает ребенка к проявлению самостоятельности в ходе выполнения работы и ее проверки.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 705 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
источник
Анализ процесса трудового воспитания в уголке природы дошкольников с отклонениями в развитии речи: педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе; методика проведения трудовой деятельности (занятия, дежурства, поручения).
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Педагогические и гигиенические требования к формам организации труда детей в природе. Методика проведения трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии речи в уголке природы. Программа коррекционного обучения, ее особенности и преимущества.
контрольная работа [33,6 K], добавлен 19.09.2009
Изучение форм патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении. Особенности детей с отклонениями в поведении. Разработка занятий для детей с отклонениями, направленных на патриотическое воспитание.
курсовая работа [151,4 K], добавлен 26.05.2013
Современные исследования и опыт работы по развитию связной речи дошкольников c отклонениями в личностном развитии в процессе словесного творчества. Наиболее типичные нарушения поведения детей. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию речи.
дипломная работа [181,1 K], добавлен 25.05.2015
Задачи и виды трудового воспитания, его значение в разностороннем развитии личности ребенка. Совместная трудовая деятельность в детском саду. Методы воспитания у детей позитивного отношения к труду. Критерии развития трудовой воспитанности дошкольников.
курсовая работа [53,8 K], добавлен 14.01.2015
Формы организации трудовой деятельности детей на природе, методы и приемы ознакомления их с природой. Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными, дежурства и коллективный труд. Особенность руководства трудом старших дошкольников.
курсовая работа [90,7 K], добавлен 14.11.2014
Значение уголка природы в воспитании детей, требования к нему в детском саду в разных возрастных группах. Программное содержание работы. Деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка. Организация наблюдения в уголке природы.
курсовая работа [112,4 K], добавлен 17.03.2016
Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка. Особенности формирования трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства. Методы организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.
курсовая работа [55,0 K], добавлен 24.06.2011
Изучение проблемы организации труда детей в природе. Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Труд по уходу за комнатными растениями в уголке природы, как одно из средств экологического образования детей дошкольного возраста.
курсовая работа [148,8 K], добавлен 26.11.2010
Процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Исправление недостатков в развитии личности ребенка, организация помощи в успешном освоении мира и адекватной интеграции его в социум.
дипломная работа [752,0 K], добавлен 27.03.2009
Этапы формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. Характеристика детей с отклонениями в эмоциональном развитии, особенности коррекционной работы с ними.
дипломная работа [115,0 K], добавлен 21.10.2013
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.
источник
В последнее время в связи с глобализацией экологических проблем все более значимым становится экологическое образование, в том числе и детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях экологическое образование является частью общего образования. В ДОУ происходит формирование начал экологической культуры.
Тема: «Организация труда детей в природе».
1. Значение труда в природе для детей.
2. Содержание труда в природе с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной группе.
В последнее время в связи с глобализацией экологических проблем все более значимым становится экологическое образование, в том числе и детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях экологическое образование является частью общего образования. В ДОУ происходит формирование начал экологической культуры.
Одним из способов экологического воспитания дошкольников в ДОУ является труд в природе. Труд в природе способствует всестороннему развитию ребенка:
для интеллектуального развития детей. Педагоги, организуя трудовую деятельность, имеют возможность разнообразить деятельность дошкольников, что способствует активному усвоению и использованию ими приобретенных знаний, а полученные впечатления побуждают их к активному обмену мнениями, способствуют формированию суждений на основе анализа результатов труда и сравнений;
способствует развитию наблюдательности, любознательности, воспитанию интереса к сельскохозяйственному труду и уважения к людям, которые им занимаются. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, орудиями, овладевают навыками работы с ними, учатся бережному отношению к природе;
физическому развитию детей — совершенствуются движения, стимулируется деятельность различных органов и систем организма через содержание труда в природе, скажем, во время выращивания красивых цветов, удовлетворяются эстетические потребности детей;
Организация трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов работы для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций дает возможность педагогам эффективно осуществлять эстетическое воспитание детей.
Труд в природе, как никакая другая, эффективно способствует формированию морально-волевых качеств личности, позволяет расширить кругозор малышей.
Именно труд в природе является той деятельностью, в процессе которой оптимально реализуются все задачи экологического воспитания: усвоение знаний о наиболее важных взаимосвязях в природе; формирование ценностных ориентаций;воспитание желание общаться с природой; усвоение правил природопользования; формирование первых навыков природосообразного поведения. Труд в природе является первым доступным детям дошкольного возраста видом социально значимой продуктивной трудовой деятельности, в процессе которой вырабатываются конкретные материальные ценности: выращиваются цветы, овощи, фрукты и т.п. Как правило, большинство детей охотно ухаживает за живыми объектами, познавая мир живой природы, раскрывая в себе новые возможности, приобретая опыт бережного отношения ко всему живому. Труд дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности за жизнь живых существ, растений. Ведь не политые в жару растения могут засохнуть, ненакормленная птица или животное — погибнуть или заболеть. Уход за растениями в цветнике и на огороде не только позволяет воспитать у детей интерес к природе, сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются, но и сформировать у дошкольников трудовые навыки и желание работать.
Однако у детей дошкольного возраста еще мало опыта, поэтому взрослые должны так организовать деятельность, чтоб дошкольники испытывали радость труда, положительно относиться к нему.
Трудясь в природе, дети знакомятся:
со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;
усваивают способы установки этих свойств.
Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.
В процессе труда в природе у детей формируются знания:
1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения),
2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.
Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда.
В процессе труда формируются: практические навыки ухода за растениями и животными; развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты; намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда и т. д.
Требования к организации труда в природе.
Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим требованиям.
Педагогические требования к организации труда в природе.
Организация разнообразного по содержанию труда:
а) уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями;
б) выращивание растений в уголке природы,
в) труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).
В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.
Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.
Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться.
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
Гигиенические требования к организации труда в природе.
Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.
Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим.
Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.
Формы организации труда в природе.
Труд детей в природе организуют в следующих формах:
Индивидуальные поручения — применяются во всех возрастных группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.
Коллективный труд в природе — дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться и т.д.
По своей структуре коллективный труд может быть организован как:
а) труд общий; б) труд совместный.
Дежурства — предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе.
Малыши помогают воспитателю ухаживать за растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой. Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей.
Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1-2 трудовые операции. Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно.
Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей, например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая труд этот будет организован как труд рядом.
Возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать. Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс.
Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выпол-нения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер.
В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в
младшей. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение 2-3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2-3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (не более двух).
Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.
У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.
Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы. Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Теперь не всегда оценка труда может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда.
Старший дошкольный возраст
Воспитанники старшего дошкольного возраста под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.
Воспитанники подготовительной группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание необходимости способа ухода, умение устанавливать связь между условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями их существования в природе.
Овладение трудовой деятельностью в старших и подготовительных к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.
В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных. Одновременно дежурят 2- 4 человека.
Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).
Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.
При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.
Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.
В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя.
Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы. Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь инвентарь.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что труд дошкольников в природе является средством экологического воспитания и всестороннего развития детей:
разнообразный труд в природе доставляет детям радость, удовольствие, содействует их всестороннему гармоничному развитию;
во время трудовой деятельности у детей воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение, уважение к труду взрослых;
развивается интерес к труду, формируются практические трудовые навыки ухода за растениями;
труд расширяет кругозор детей, учит правильному отношению к природе, решает задачи умственного и сенсорного воспитания;
развиваются интеллектуальные умения
развивается двигательная активность детей. Дети физически закаляются, становятся более выносливыми.
от результатов своего труда дети получают эстетическое удовольствие.
источник
3. Содержание труда детей в природе в каждой возрастной группе детского сада
Для определения содержания труда детей в природе я использовала действующую Программу воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей ( с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.
В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.
Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе. Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы.
Продолжать усовершенствовать свой опыт по труду в природе, полученный из предыдущих групп.
Приучать детей делиться своими впечатлениями, оценивать результаты своего труда.
Учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы. Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т.д.
Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде.
Зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных. Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады. Летом – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
4. Формы организации труда детей в природе.
применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию. | По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма организации труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда. |