Меню Рубрики

Анализ познавательного развития детей в доу

Анализ педагогического опыта работы ДОУ по развитию познавательной активности детей — дошкольников с помощью педагогических условий

Основным документом, определяющим пути работы ДОУ №20, является программа « Развитие », которая составляется на пять лет. На основании этой программы составляется годовой план и образовательная программа, в которых указаны основные задачи и направления работы.

Одно из направлений работы — познавательное развитие. Оно связано с одним из приоритетных направлений, а именно — экологическим воспитанием. Работа ведется по парциальной программе «Юный эколог», а также по методическим разработкам «И учеба, и игра», «Развитие познавательных способностей» Анашкиной и «300 вопросов и ответов о домашних животных». Большое внимание уделяется формированию основ экологической культуры, осознанному отношению к природе, выработке первоначальных практических навыков. Начиная со второй младшей группы, проводятся занятия в «Зимнем саду».

В ходе наблюдения за работой эколога Аритоновой Т.В., мы выяснили, что предметы и игрушки используются во время занятий. В средней группе разнообразные предметы используются для создания проблемной ситуации, а игрушка для создания игровой ситуации и ознакомления с окружающим миром. Действия с предметами и игрушками позволяют ребенку узнать об их свойствах и качествах.

В годовом плане планируется кружковая работа по познавательному развитию. В них ребенок учится мыслить, развивает свое воображение, память, внимание, речь при решении интеллек-туальных задач и проблемных ситуаций.

На основании годового плана и общеобразовательной программы воспитатели МДОУ составляют перспективный и календарный план работы. В календарном плане указаны занятия по познавательному развитию. Они планируются со второй младшей группы. В них указывается возможное использование игрушек и предметов, например, при ознакомлении с животными, при ознакомлении с сенсорными эталонами, при обучении детей приемам классификации и обобщения.

Педагогические наблюдения за руководством игровой деятельностью позволяют сделать вывод о том, что воспитатели не всегда умеют правильно руководить этой деятельностью. Чаще это руководство связано с разрешением конфликтов между детьми.

Во время самостоятельной деятельности детей предлагает детям предметы и игрушки, но не всегда показывает способы действий с ними.

Во время проведения занятий игрушка не используется должным образом, чаще всего используется изображение игрушки на картинке.

С целью изучения педагогического опыта и руководства процессом познавательной активности, нами было проведено анкетирование воспитателей и родителей.

В анкетировании приняли участие 11 воспитателей.

Анализ результатов анкетирования показал, что 81% воспитателей понимают ценность игрушки и игровой деятельности в познании ребенком окружающей действительности. Лишь 2 воспитателя считают, что роль игрушки развлекать и удовлетворять ребенка в желании поиграть.

При ответе на второй вопрос анкеты одни педагоги (27%) указали, что игровая деятельность планируется эпизодически, а остальные (64%) указали, что работа планируется с использованием методических приемов таких, как внесение игрушки, экскурсий.

При ответе на третий вопрос, многие воспитатели считают, что для развития игровой деятельности в группах созданы все условия.

В ответах на четвертый вопрос анкеты: «Носит ли предметно-игровая среда развивающий характер?», все педагоги ответили утвердительно, хотя оговаривались отсутствием игрового материала. Многие игры делаются руками самих педагогов.

При ответе на пятый вопрос мнение воспитателей разделилось. Педагоги младших групп (54%) используют игрушку для создания игровой ситуации и привлечения внимания детей, педагоги средних, старших и подготовительных групп (55%) используют игрушку для создания игровой ситуации и для ознакомления со свойствами и качествами окружающего мира. Влияние на разнообразие ответов оказал влияние возрастной фактор.

При ответе на 7 вопрос мнение воспитателей было единодушным в том, что игрушка должна влиять на всестороннее развитие ребенка.

Отвечая на 6 вопрос, многие педагоги затруднялись ответить.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что многие воспитатели, особенно младших групп недостаточно используют игрушку и действия с ней для познания окружающей действительности, тем самым, замедляя процесс развития познавательной активности.

Для определения отношения родителей к проблеме развития

познавательной активности с использованием игрушки, было

проведено анкетирование с 16 родителями.

Анализ ответов на вопросы анкеты свидетельствует о неравнодушии родителей к данной проблеме. Большинство (75%) родителей при покупке игрушки ребенку руководствуются желанием расширить кругозор ребенка о мире вещей и природы. 56% родителей покупают игрушку исходя из просьбы ребенка.

Отвечая на 4 вопрос анкеты, 18% родителей считают, что ребенку нравятся все виды игрушек, 68% — нравятся готовые и конструкторы, 62 % — настольно-печатные и головоломки, и 25 % — считают конструкторы. Наблюдение за детьми показало, что родители не всегда хорошо знают, какие игрушки привлекают ребенка.

При ответе на 7 вопрос 75% родителей видят смысл своего участия в игре. Остальные 25% считают, что вмешиваться в детскую игру не стоит.

На основании выше сказанного, мы можем сделать вывод, что большинство родителей заинтересованы в использовании игрушки в воспитании, и ее роли во всестороннем развитии ребенка. Однако родители не всегда правильно направляют действие игрушки на расширение знаний об окружающей действительности и умение действовать ею.

II. Экспериментальная часть

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволил уточнить гипотезу: познавательная активность будет способствовать умственному развитию, позволит открыть больше нового для ребенка 4 — 5 лет при следующих педагогических условиях:

Если ежемесячно менять наполнение развивающей среды, которая позволяет открыть больше нового для ребенка, то она будет способствовать познавательной активности детей 4 — 5 лет.

Познавательная активность будет выраженной, если у ребенка будет свободный выбор содержания деятельности

Для подтверждения гипотезы нами сформулирована цель экспериментального исследования: выявить эффективность предложенных педагогических условий различного использования предметов и игрушек для развития познавательной активности детей 4 — 5 лет.

Определены следующие задачи исследования:

  • 1. определить критерии оценки развития познавательной активности у детей 4 -5 лет;
  • 2. разработать диагностику и экспериментально проверить методику организации деятельности с предметами и игрушками для развития познавательной активности детей 4 — 5;
  • 3. выполнить анализ данных, полученных в результате экспериментальной работы;
  • 4. сформулировать педагогические выводы и разработать рекомендации по использованию действий с предметами и игрушками для развития познавательной активности детей 4 — 5 лет.

Психолого-педагогический эксперимент с детьми 5-го года жизни в условиях МДОУ №20 в период с октября 2006г. по май 2007г. Воспитатель группы №10 Артюшкина Людмила Григорьевна. Стаж 15 лет категория II.

На базе группы были сформированы две подгруппы по 8 человек, в связи с тем, что в параллельных разновозрастных группах трудно проводить перекрестный эксперимент.

  • 1. Поповский Кирилл. 1. Шевчук Дима.
  • 2. Гудзь Владик. 2. Мундрескул Саша.
  • 3. Дидук Ксюша. 3. Амеличкин Алеша.
  • 4. Немчин Коля. 4. Панькова Лида.
  • 5. Соловьев Саша. 5. Бобров Валентин.
  • 6. Болгарь Алина. 6. Цуркан Саша.
  • 7. Голосной Максим. 7. Тельпис Влад.
  • 8. Пирус Женя. 8. Мельник Даниил.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

особенности развития познавательной активности

детей 4-5 года жизни (констатирующий этап);

возможности использования предметов и игрушек для развития познавательной активности детей 4 — 5 лет (формирующий этап);

анализ экспериментальной деятельности (контрольный).

1. Особенности развития познавательной активности детей 4-5 лет.

Цель: определить особенности развития познавательной активности детей 4 — 5 лет.

В соответствии с целью этапа были сформированы следующие задачи:

  • 1. разработать диагностические задания, содержание бесед с дошкольниками;
  • 2. определить критерии оценки и уровни развития познавательной активности детей 4 — 5 лет.

На основе изучения психолого-педагогической литературы и программы «Детство» нами были выделены следующие критерии:

  • 1. Умение анализировать проблемную ситуацию и устанавливать причинно — следственные зависимости между свойствами предметов и их функциональными возможностями;
  • 2. Устойчивость познавательного интереса.

В соответствии с этими критериями были определены следующие уровни развития познавательной активности и количество баллов по каждому уровню.

ВЫСОКИЙ уровень. 7 — 9 баллов. У ребенка ярко выраженный познавательный интерес с предметами и игрушками, стремление выполнить предложенное задание с успехом. Умеет анализировать ситуацию, устанавливает причинно-следственные зависимости между свойствами предметов и их функциональными возможностями. В играх использует все игрушки в соответствии с их функциональным назначением. Умеет устанавливать причинно-следственные связи. Умеет понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

СРЕДНИЙ уровень. 4 — 6 балла. У ребенка не устойчивый познавательный интерес, он не носит ярко выраженный характер. При обследовании предметов использует ориентировочно — исследовательские действия, но они не всегда направлены на познание скрытых свойств игрушек и предметов. Анализируя проблемную ситуацию, может определить проблему, объяснить причину ее возникновения. Не всегда устанавливает причинно-следственные связи, понимать и строить последовательно умозаключения. В игре использует игрушки и предметы знакомого функционального назначения, игрушки и предметы не знакомого функционального назначения не использует. Умеет выявлять, но не знает, как это делается.

НИЗКИЙ уровень. 1 — 3 балла. У ребенка не развит познавательный интерес к предметам, игрушкам. Не сформированы обследовательские действия. Не анализирует проблемную ситуацию. Не умеет устанавливать причинно-следственные связи в изображенной ситуации. Не умеет понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. В игре не использует даже знакомые предметы, игрушки без учета их функционального назначения. Не умеет выявлять познавательную задачу, выполнять практические действия, приходить к результату.

Для обследования детей использовались следующие формы и методы:

индивидуальная беседа с детьми (См. приложение №3);

4. диагностические задания.

Цель: определить эмоциональное отношение детей к игрушкам и предметам, стремление к общению со взрослыми.

Воспитателем были заданы детям следующие вопросы:

  • 1. Кто ты мальчик или девочка?
  • 2. Любишь ли ты играть? Почему?
  • 3. Во что ты любишь играть? С кем?
  • 4. Какие игрушки тебе нравятся? Почему?
  • 5. Какие игрушки тебе не нравятся? Почему?
  • 6. Интересно ли тебе из чего сделана твоя игрушка? Почему?
  • 7. Любишь ли ты разбирать игрушки? С какой целью?
  • 8. Интересно ли тебе экспериментировать? Почему?

Наблюдая за ответами детей группы А на вопросы беседы, мы заметили, что большинство из них любят играть. Затруднения вызывала просьба объяснить почему. Только Пирус Ж.. ответил, что это весело.

Отвечая на вопрос №3, большое предпочтение в ответах детей отдавалось играм с готовыми игрушками, такими как мяч, пистолеты, автоматы и т.д. только Немчин К. рассказал о том, как он интересно играет с мамой в конструктор и какие постройки он делает.

Затруднения вызывали ответы детей на вопрос №4. Дети называли игрушки, которые им нравятся, но причину этого не смогли объяснить.

Отвечая на вопрос №5, только Голосной Максим указал на отрицательное отношение к мелким игрушкам, из-за способности их быстро теряться. Остальные дети игрушек, которые им не нравятся, не называли.

Утвердительными были ответы на вопрос №6.

На вопрос №7 двое детей ( Гудзь В. и Немчин К.) ответили «Да», но мотивировать свой ответ не смогли. Голосной Максим ответил на этот вопрос отрицательно, объяснив, что мама не разрешает.

Одна Ксюша Дидук объяснила свое желание разбирать игрушки, стремлением узнать, из чего они сделаны. Ответы детей, занесены в протокол (См. приложение № 5).

Анализ ответов детей группы В на вопросы беседы показали, что почти у всех детей имеется положительное отношение к игрушкам.

Затруднение в ответах у детей вызывали вопросы, в которых необходимо было объяснить, мотивировать свой ответ.

На вопрос №3 Панькова Л. и Бобров В. ответили, что любят играть с детьми в садике, потому что здесь много игрушек. Остальные дети отдали предпочтение играм с мамами, папами, братиками.

При ответе на вопрос №4 дети называли разные игрушки. Так девочкам (Мундрескул С. и Цуркан С.) больше нравятся куклы, а мальчикам — пистолеты, пулеметы.

Один ребенок (Тельпис Влад) не стремился к общению с воспитателем. При попытке воспитателя привлечь внимание, заинтересовать игрушкой, она либо игнорировалась ребенком, либо отбрасывалась с негодованием в сторону.

На вопрос №6 и №8 дети группы В отвечали аналогично детям группы А. Ответы были односложными, без объяснения своих интересов.

Четверо детей ( Панькова Л., Шевчук Д., Мундрескул С., Тельпис В.) на вопрос №7, ответили отрицательно, остальные

ответы были утвердительными, но объяснения причин не было.

Ответы детей занесены в протокол (См. приложение № 6).

В ходе индивидуальных бесед с детьми, мы смогли выяснить, что почти все дети любят играть с игрушками и относятся к ним эмоционально-положительно. Только Тельпис В. проявил отрицательное отношение к игрушке. В процессе беседы почти все дети вступали в общение с воспитателем, кроме Тельписа В. Общение детей было затруднено, по причине недостаточно развитой речи детей и бедностью их словарного запаса.

Цель: определить умение ребенка анализировать проблемную ситуацию, устанавливать причинно — следственные связи и умение детей различать людей по половым признакам.

Материал: картинки с изображением семьи и отдельные карточки, на которых изображены подарки.

Ход исследования. Воспитатель обращается к детям: Ребята, сегодня мы с вами будем играть в игру «Подари подарки». В ходе эксперимента мы заметили, что Болгарь А., Соловьев С., Шевчук Д., Панькова Л., Голосной М., Тельпис В., Мундрескул С., Мельник Д. не смогли правильно соотнести подарки членам семьи.

Дети Гудзь В., Амеличкин А., Поповский К., Пирус Ж., Цуркан С., Немчин К. правильно разложили карточки (подарки), но объяснить правильность своего выбора не смогли.

Только Дидук К.и Бобров В. выполнили задание правильно и смогли объяснить ситуацию.

Результаты исследования занесены в протокол (См. приложение №9 и №10).

Анализируя ответы детей, можно судить о том, что не все дети умеют анализировать проблемную ситуацию и устанавливать причинно — следственную связь.

ИГРОВАЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

«Постройка моста для переправы на другой берег».

Цель: определить уровень развития познавательного интереса, способность представлять будущую постройку, самостоятельно анализировать и рассуждать.

Материал: набор строительного материала и две машины (большая и маленькая) познавательный дошкольный игровой мнемический

Ход исследования: Воспитатель во время беседы предлагает детям вспомнить, что у нас проходит через реку Днестр. Дети Бобров В. и Амеличкин А. ответили, что через реку проходит большой мост, по которому ходят люди и ездят машины. Затем воспитатель говорит: «А сегодня мы с вами будем строить мост из набора строительного конструктора». Наблюдая за действиями детей и их активностью, мы смогли заметить, что детей Голосного М., Соловьева С., Болгарь А. и Тельписа В. заинтересовала сама игровая ситуация, а именно рассказ воспитателя о мостах. Они стали строить мост, но к постройке большого интереса не проявили. Дети Гудзь В., Немчин К., Поповский К. и Пирус Ж. заинтересовались постройкой моста. С интересом начали строить разнообразные простые мосты. На вопросы воспитателя: «Может ли проехать через узкий мост большая грузовая машина?» Дети Ксюша Д., Валентин Б., Влад Т. ответили, что не может, потому что машина большая и не сможет проехать по узкому мосту. (Алеша А. сказал, что нужен широкий мост). Цуркан С. заметила «машина большая и она может перевернуться.

Анализируя деятельность детей, можно определить уровень их познавательного интереса.

Данные исследования занесены в протокол (См. приложение №7 и №8).

Цель: определить уровень развития познавательного интереса и познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями.

Материал: таз с водой, цветные пробки, крышечки, деревянные бруски, бумажные кораблики.

Ход. Воспитатель привлекает внимание детей и предлагает им поиграть в «кораблики». В ходе наблюдения за детьми, мы смогли заметить, что Голосной М., Болгарь А., Шевчук Д. и Соловьев С. использовали для создания флота, только железные крышечки, которые кидали в воду, но дети не проявили интереса. Им нравилось, как железные корабли тонули. Остальные дети группы А и группы В кидая предметы в воду не смогли объяснить почему одни предметы тонут, другие плавают.

Анализ результатов позволил нам судить о том, что у детей группы А и группы В не достаточно сформированы знания о свойствах предметов и умение исследовать эти свойства на практике.

Данные исследования занесены в протокол (См. приложение № 7 и №8).

Для исследования уровня развития мышления нами были использованы диагностические задания, разработанные Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. и Немовым Р.С.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1.

Цель: исследовать умение устанавливать причинно-следственные связи и анализировать.

Материал: картинки с изображением разрезанные на три части. Ход. Детям предлагается собрать животное из разных частей животных и рассказать о нем: что ест, где живет, из каких частей состоит.

Данные занесены в протоколы (См. приложение №9 и №10).

Анализ данных, позволяет говорить о том, что в экспериментальной группе у детей Шевчука Д., Мундрескул С., Паньковой Л., Тельписа В. и Мельника Д. проявились затруднения. Они не смогли собрать животное из отдельных частей и дать характеристику особенности данного животного. Амеличкин А. и Цуркан С. смогли собрать и назвать, чем питается данное животное и где живет.

Наблюдая за выполнением задания детей группы А, мы смогли заметить аналогичные затруднения и ошибки. Дидук К. и Бобров В. смогли выполнить задание, собрать животное и назвать из каких трех частей оно состоит.

Данные свидетельствуют о том, что у дошкольников как экспериментальной, так и контрольной группы развито мышление, но при этом они допускают ошибки.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2.

Цель: изучить умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно — следственные связи.

Материал: четыре сюжетные картинки, на которых изображены этапы какого-либо события.

Ход. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные карточки. Воспитатель говорит детям: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать с чего все началось и чем закончилось». Затем составить рассказ по картинкам. Анализ данных, полученный в результате проведения диагностического задания, позволяет говорить о том, что в контрольной группе у детей Соловьева С., Болгарь А. и Шевчука Д. проявились затруднения в определении последовательности картинок и составлении рассказа. Дети Гудзь В., Поповский К., Немчин К.и Пирус Ж.допустили по одной ошибке, но согли составить с помощью подсказок воспитателя рассказ. Наблюдая за детьми экспериментальной группы, мы заметили такие же ошибки. Только Боров В. и Дидук К. смогли правильно разложить свои карточки, но рассказ составили с помощью взрослого. Данные свидетельствуют, что у детей контрольной и экспериментальной группы развито логическое мышление. Выполняя задание, дети учились обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи и наблюдательность.

Читайте также:  Анализ на асло у детей

Качественный анализ уровня познавательной активности в группах А и группах В приведен в сводных таблицах (См приложение №11 и №12).

Количественный анализ уровней познавательной активности приведен в таблице №1

источник

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:

  • к объему образовательной программы и ее структуре;
  • к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы;
  • к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников.

Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ.

ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

  • Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
  • Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
  • Развитие творческих задатков и воображения.
  • Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
  • Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
  • Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
  • Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
  • Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.

Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

  • личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
  • применение различных дидактических заданий и игр;
  • использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.

Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.

Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: «собери грибочки», «понюхаем цветочки», «лучики-лучики».

После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.

Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас.

В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность.

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Задача воспитателя — не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное — научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания «на блюдечке». Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.

Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

Особенности познавательного развития у двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.

Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина.

Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.

Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.

Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры.

В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий.

При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок — получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно.

Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана — можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

источник

Анализ образовательной деятельности

по познавательному развитию

Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка.

Познавательное развитие моих воспитанников направлено на:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основными формами взаимодействия, способствующие познавательному развитию дошкольников моей группы выступают:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи .

Ежедневное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего возраста построено с учетом интеграции образовательных областей и подразделено на темы, которые охватывают определенный временной промежуток: «Мой дом», «Моя семья», «Детский сад», «Новый год», «Мамин праздник», «Весна» и др. Итогом этих тематических недель было мероприятие, зрительно воспринимаемый результат – выставка, развлечение или праздник.

Во взаимодействии с малышами я использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы деятельности. Развитие познавательных процессов происходит в форме увлекательной для малышей деятельности – игры.

Провожу с малышами дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?», Угадай предмет и принеси»); слуховой дифференциации (Кто кричит?», «Чего не стало?»). На развитие тактильных ощущений («Чудесный мешочек», Теплый — холодный»; мелкой моторики руки (шнуровки, игрушки с пуговицами, молниями, крючками).

Также в работе использую экспериментирование с водой. С помощью предметно — манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Знакомясь с темой «Песок», проводила различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятий мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. На организованной совместной деятельности «Галька» дети выяснили, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше. При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Такие игры – экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.

Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:

— «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».

Игры на развитие чувственного восприятия:

— «Мир звуков», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».

Игры способствующие формированию основ экологического самосознания:

— «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,

удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.

Привлекаю детей к участию в проектной деятельности. Это эффективная технология обучения, которая формирует исследовательское мышление, стимулирует познавательную активность, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Дети учатся планировать и выполнять постепенно усложняющиеся задания.

В результате организации проектной, исследовательской деятельности малыши моей группы владеют умением формировать однородные группы предметов, различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик и пр.). Умеют называть свойства предметов (большой, маленький, мягкий, колючий и др.). В словаре детей появились обобщающие понятия: игрушки, посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты и пр. Знают название домашних и диких животных, птиц, насекомых.

Дети хорошо ориентируются в помещениях детского сада и на участке детского сада, называют свою фамилию, имена родных; выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе.

источник

Программы обучения и воспитания детей должны ориентироваться на стимулирование коммуникативной, интеллектуальной, социальной и психической активности.

В ходе анализа программ необходимо концентрировать внимание педагогов дошкольного образования на методах, формах, средствах, которые предлагаются для достижения познавательной активности дошкольников.

В дошкольных образовательных учреждениях используется комплекс программ, отражающих направленность развития познавательной активности личности детей. Среди них выделяются следующие программы:

Программа «Из детства в отрочество» (Руководитель Т.Н. Доронова) задумана и разработана как комплексная программа для родителей и педагогов, воспитывающих детей в возрасте от 4 до 10 лет, и представляет собой синтез монопедагогической технологии для взрослых, заинтересованных в укреплении здоровья детей, в своевременном и полноценном развитии, воспитании и подготовки к погружению в систему образования.

Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для образования направленного на развитие личности ребенка, его дарований и способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника.

Важным направлением программы является блок «Развитие», который обеспечивает становление личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; формирование творческого воображения; развитие познавательной активности как основы познавательной деятельности. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой деятельности. Это означает, что родители и педагоги должны сообща решать следующие задачи:

способствовать развитию познавательной сферы ребенка и активному овладению им способами познавательно-практической деятельности, имеющими социальное происхождение;

обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности;

передавать детям информацию посредством слова, т. е. много рассказывать, черпая различные доступные и близкие ребенку сведения из разнообразных сфер жизни;

побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов; побуждать постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения;

поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;

направлять поисковую деятельность детей;

помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания, умения переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;

приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; опосредованно создавать проблематику познавательного общения;

поощрять возникновение проблемных вопросов.

В программе большое внимание уделяется свободной самостоятельной деятельности детей и экспериментированию. Процессы саморазвития, в которых ведущую роль играет взрослый, обусловленные преимущественно собственной активностью ребенка, тесно взаимодействуют между собой и образуют единый целостный процесс психолого-педагогического развития ребенка. Содержание познавательного развития отбирается и конкретизируется в тематических блоках: мир человека; мир природы.

При реализации содержания важными являются формы организации познавательной деятельности дошкольников и методические приемы, которые используются в работе с детьми.

Читайте также:  Анализ на аст у детей

Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально-познавательная деятельность, включающая латентное, реальное и опосредованное обучение.

Латентное обучение обеспечивается на основе чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных знаний (по терминологии Н.Н. Поддьякова). Накопление спонтанного опыта может быть организовано через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.

Реальное обучение, которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, и он сам начинает понимать важнейшие закономерности.

Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов.

В программе «Из детства в отрочество» важное место занимает формирование познавательной активности дошкольников с помощью комплекса методов и приемов активного обучения, но вместе с тем это лишь одно из направлений полноценного развития ребенка [20, с.2].

Программа «Радуга» разработана коллективом НИИ школ под руководством Т.Н. Дороновой. Она рассчитана на работу с детьми 2—7 лет, содержит перечень программных задач в соединении с методическими рекомендациями по их реализации и организации жизни детей.

создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить дошкольные годы;

обеспечить охрану и укрепление здоровья;

способствовать своевременному психическому развитию;

формировать активное и бережное отношение к окружающему миру;

приобщать к основным сферам человеческой культуры.

При реализации задачи познавательного развития детей важным является процесс руководства познавательной активностью детей, который осуществляется в двух направлениях.

Знакомство детей с интересными фактами, сведениями о мире. Здесь происходит приобщение детей к информации, накопленной человечеством на пути познания мира. Эта информация классифицирована для детей по познавательным блокам, каждый из которых соответствует определенной области знаний.

Знакомство с новой информацией в основном происходит на фронтальных занятиях, которые в зависимости от цели и источников получения информации делятся на:

информационные занятия — передача детям определенных, неизвестных им ранее познавательных фактов и сведений из разных областей знаний о нашем мире, где основной источник информации — взрослый;

познавательные практикумы — получение новой информации в процессе работы детей с разным специальным оборудованием и материалами под контролем и наблюдением взрослых (микроскопы, телескопы, лупы, карты и атласы);

итоговые мероприятия — завершение целенаправленной педагогической работы по конкретным познавательным блокам; подведение итогов этой работы (познавательные праздники, экскурсии в планетарий, краеведческий музей и т.д.).

Создание условий для самостоятельной поисковой деятельности детей, в процессе которой каждый ребенок имеет возможность дополнить, расширить, конкретизировать свои представления о мире; овладеть различными способами получения знаний (чтение, экспериментирование, личный опыт и др.).

Особенности руководства данным направлением работы заключается в следующем:

педагоги создают условия, провоцирующие детей на самостоятельную (поисковую) деятельность;

дети сами определяют степень своего участия в познавательной деятельности;

детям предоставляется свобода выбора предложенных педагогами средств и источников познания (книги, картинки, наблюдения, телевизор).

Для того чтобы у ребенка появилось желание что-либо самостоятельно познавать, необходимо создать в группе определенную предметно-развивающую среду для познавательного развития ребенка. На всех типах занятий должны использоваться самые разнообразные, увлекательные для детей дошкольников приемы и методы: дидактические игры, упражнения, беседы, использование наглядности, рассказы-загадки, элементы викторины, проблемные рассказы и ситуации.

Несмотря на то, что программа не ставит своей целью формирования познавательной активности дошкольников, однако при решении задач познавательного развития используются методы и приемы, повышающие степень познавательной активности [18, с. 5].

Программа «Детство» разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена — В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.

развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

способствовать развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

развитие творческой активности детей, воображения;

укрепление психического и физического здоровья ребенка.

Программа и педагогическая технология направлены на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. В основе технологии — интеграция познания, общение со взрослыми и сверстниками, игры и других видов детской деятельности.

Содержание программы условно объединено вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманные отношения», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Блок «Познание» предназначен помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность. На основе развивающихся познавательных умений и возможностей ребенка происходит формирование правильного отношения к объектам и предметам окружающего мира.

В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника, программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширения круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов, трудовая деятельность, природа, искусство).

Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей).

Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Педагогический процесс включает также организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создается развивающая педагогическая среда, предполагающая педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментирования, игровых проблемных ситуаций.

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов детей. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.

В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починки, зашифрованные записки, посылки из космоса и т. п. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если…?», «Как это изменить, чтобы…?», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими дошкольниками.

Программа «Детство» наиболее полно реализует возможность формирования познавательной активности детей в контексте всестороннего развития, что и отражено в ее содержании [17, с. 4].

Программа «Развитие». (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и другие).

Цель: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника.

развитие сенсорных способностей и усвоение символов, являющихся предпосылкой последующего развития познавательных и творческих, интеллектуальных способностей ребенка; развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной литературы, живописи, музыки;

развитие способности к наглядному моделированию;

развитие элементов логического мышления.

Развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в умении самостоятельно анализировать ситуацию; в умении создавать идею будущего продукта и план ее реализации;

Программа требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Развивающее обучение характеризуется самостоятельным поиском ребенка в решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, формированием активности, самостоятельности.

В программе «Развитие» формирование активности является одним из условий развития способностей ребенка [16, c. 5].

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Задачи воспитания и обучения детей первой младшей группы:

наряду с наглядно-действенным мышлением формировать элементы наглядно-образного мышления. Развивать восприятие, внимание, память детей;

расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями;

формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям;

продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения друг с другом;

формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками;

развивать художественное восприятие детей, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы;

воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания [29, с. 3].

Анализ альтернативных и вариативных программ позволил сделать следующие выводы:

познавательная активность чаще всего выступает необходимым условием позитивной динамики ребёнка;

современные программы ориентированы на использование активных методов образования, позволяющих достичь оптимальной степени активности ребенка на занятиях и в ведущих видах деятельности;

инновационные технологии указывают на необходимость создания развивающей среды, способствующей максимальной реализации потенциальных возможностей ребёнка в рамках психического развития;

воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность;

воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности.

источник

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ФГОС ДО: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

— предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,

— о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,

— о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

— о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

— развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий , становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе , других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве , представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи .

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

— интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

— эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

— регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

— творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:

— развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,

— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;

— развивать у детей чувство собственного достоинства.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста.

ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования,

рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка

в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных

качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей

дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область,

сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и

познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о

себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете,

размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве

и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете

Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии

стран и народов мира. На наш взгляд, такое понимание познавательного развития дошколь.

ников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехо.да от одной стадии

развития познавательной деятельности к другой.

К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие

познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее:

1. К первой стадии мы относим любопытство.

Для неё характерно избирательное отношение к любому пред.мету, обусловленное чисто

внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной

с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного

интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у

дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредо точивается на яркости

объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как

любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение

мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально

усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные

эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность

любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является

познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной

нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают

познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника

в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением

познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на

поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим

познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной дея

тельности – учебно.познавательная задача.

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных

областей на реалиацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя позна

вательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование

В качестве рекомендуемых нами видов деятельности, обеспечива ющих познавательное

развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного воз

раста является экспериментирование, которое рассматривается как практи

ческая деятельность поискового характера, направленная на познание

свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно

и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на не.

го. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под

которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поис

ковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использова

ния в обучении связей, отношений, доказательств.

Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из после

довательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством вос

Читайте также:  Анализ на атипичные инфекции у детей

питателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестно.

го. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы

и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто

противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предпо

ложения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не вы. двигают никаких идей,

их должен выдвинуть сам воспитатель.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников от.носится

проектная деятельность,обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений са

мостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,

развитие критического мышления.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности

и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о

себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,

числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об

отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об

особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие»

— Формирование элементарных математических представлений.

— Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

— Ознакомление с предметным окружением.

— Ознакомление с социальным миром.

— Ознакомление с миром природы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие»

Консультация для педагогов ДО «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие»

Добрый день, уважаемые коллеги! В начале нашей встречи для активизации на позитивную, продуктивную и успешную работу, мне хочется предложить вам принять участие в «Квик – настройке».

Предлагаю Вам сегодня «Метод незаконченных предложений», который позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки участников, показывает отношение к какой-либо проблеме. Предлагаю вам закончить высказывания знаменитых людей: психологов, педагогов и философов по теме нашей встречи.

Василий Александрович Сухомлинский : «Игра – это искра, зажигающая огонек… » (пытливости и любознательности).

Без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте.

Абрахам Харольд Маслоу : «Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем… » (предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели).

Это высказывание говорит о том, что у ребенка дошкольного возраста существует постоянная внутренняя потребность познания новых истин.

Артур Владимирович Петровский «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих… » (психическое развитие дошкольника).

Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование.

Людмила Александровна Беляева: «Одним из основных побудителей познавательной активности детей является… » (педагог).

Методы, стимулирующие процесс познания:

• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка) ;

• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

• метод «преднамеренных ошибок» ( Ш. А. Амонашвили) , когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей дошкольного возраста (это декламирует и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с января 2015г.) .

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста требует от педагога проявления творческого подхода к организации педагогического процесса.

Признаками творческой личности педагога являются:

1. Стремление к саморазвитию.

2. Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок.

3. Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу.

4. Способность отказаться от ориентации на авторитеты.

5. Умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте.

6. Способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации) .

7. Готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению.

8. Креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

В наших руках, руках педагогов и возможность создания в ДО атмосферы доброжелательности и позитива, развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Итак, разберемся подробнее…

В содержание образовательной области «Познавательное развитие» входит:

— Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

— Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (это «Культура быта» в младшей и средней группах; «Природа и ребенок» во всех возрастных группах; «Мир, в котором мы живем» в старшей и подготовительной группах) .

В соответствии с ФГОС ДО целью познавательного развития детей дошкольного возраста стало развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей , которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

— Содержание познавательно-исследовательской деятельности предполагает решение следующих задач: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

— Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира:

форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,

— О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках ,

— О планете Земля как общем доме людей , об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

От возраста к возрасту задачи развития познавательно – исследовательской деятельности усложняются:

В младшем дошкольном возрасте это: Сенсорное развитие. ФЭМП. Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (это «Культура быта»; «Природа и ребенок») .

На этапе завершения дошкольного образования:

— у ребенка должны быть сформированы следующие навыки и умения, например:

— устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий, находить причины и следствие («Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности») ;

— выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки; умение классифицировать предметы по общим качествам («Сенсорное развитие») ;

— считать в пределах освоенных чисел и определять отношение предыдущего и последующего в числовом ряду; решать арифметические задачи на сложение и вычитание; делить предметы на равные и не равные части, понимать соотношение части и целого; считать со сменой основания; выделять формы окружающих предметов, определять их положение в пространстве и положение своего тела в нем («ФЭМП») ;

— знание символики родного города и государства, осознанность детьми принадлежности к своему народу («Мир, в котором мы живем») .

— элементарное представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания («Природа и ребенок»)

Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО в разных возрастных группах ДО, необходимо помнить, что ее содержание должно быть направлено на развитие личности ребенка, мотивацию и способности детей дошкольного возраста, в различных видах деятельности.

Область познавательное развитие должна определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности и возрастной категорией детей.

Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой. Так, например, в группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста могут быть представлены следующие Центры игровой активности:

— Центр экспериментирования и уголок природы.

— Центр логики и размышления.

— Центр дружбы народов мира.

Таким образом, решающую роль в построении РППС, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС ДО, принадлежит педагогу.

От него, главным образом, и используемых им в педагогической практике методов организации процесса познания во многом зависит уровень развития познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей его воспитанников.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ.

Развитие познавательной деятельности

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Что дает познавательная деятельность В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев

Что такое ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:

к объему образовательной программы и ее структуре; к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы; к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников. Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ. ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.

Отличие деятельности малышей от школьников — в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога. Цели и задачи познавательной деятельности Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи: Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка. Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности. Развитие творческих задатков и воображения. Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов. Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами. Формы работы по развитию познавательной деятельности Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.

Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Познание через игру Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: «собери грибочки», «понюхаем цветочки», «лучики-лучики». После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.

Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно. Сомнение — главный аргумент Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя — не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное — научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну — и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания «на блюдечке». Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ. Познавательное развитие в ДОУ по возрастам С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей. Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой. В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет. А как же малыши? Особенности познавательного развития у двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе. Средняя группа Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу. Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир. Не забываем об эксперименте Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок — получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана — можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то старшие дошколята, уже способны понять устройство мира.

источник